Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 20 марта 1970 г., М 66 (12 625) РЕЗЕРВЫ ПОЛЕЙ И ФЕРМ Труженики полей и ферм хозяйств нашей области, обсуждая Письмо ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Об улучшении использования резервов лроиззодства и усилении режима экономии в народном хозяйстве», намечают конкретные пути повышения урожайности зерновых, технических и кормовых культур, снижения себестоимости животноводческих продуктов. х О том, какие меры намечают на ближайшее время по подъему отраслей сельскохозяйственного производства в ряде колхозов и совхозов нашей области, и рассказывается ниже. Д Е Л О В О Й Р А З Г О В О Р В Б Р А Т О В Щ И Н Е Неподалеку от Долгорукова рас­ кинулось большое село Братовщина. Люди здесь живут трудолюбивые, делают все с размахом. Их колхоз «Советская Россия» за последние пять лет .шагнул далеко вперед. Почти вдвое поднялась урожайность полей, намного увеличилось поголо­ вье общественного окота. Нынче хо­ зяйство располагает большим коли­ чеством тракторов, комбайнов и другой техники. Изменился и об­ лик села: в центре его возвышается добротный клуб на 350 мест, дет­ ский комбинат, столовая, медпункт, баня с парикмахерской. Перемены видны повсюду, но лю­ ди не обольщаются достигнутыми результатами. В этом можно было убедиться, побывав на колхозном собрании, обсуждавшем Письмо ПК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Об улуч­ шении использования резервов про­ изводства и усилении режима эко­ номии в народном хозяйстве». С письмом колхозников ознакомил второй секретарь Долгоруковского райкома партии Н. А. Толоконни­ ков. Каждый выступающий на соб­ рании говорил о необходимости эко­ номить в большом и малом, о боль­ ших резервах увеличения производ­ ства продуктов земледелия и жи­ вотноводства, о том, как лучше и быстрее привести их в действие. — Многое, но еще не все сдела­ но для роста урожаев, — говорил на собрании колхозник М. Г. Гу­ банов. — Земля требует более за­ ботливого к себе отношения. Если мы будем ее хорошо обрабатывать, она и на отдачу не поскупится. Мы *— хозяева колхоза, богатство соз­ даем собственными руками. Но ми­ римся с расхлябанностью и бесхо­ зяйственностью. Подсчитайте, сколь­ ко теряется зерна во время сева и уборки? Не менее 10 процентов ва­ лового сбора. И все из-за бесконт­ рольности. Или еще. Все наши шо­ феры и трактористы допускают пе­ рерасход горючего. Причина одна— на заправочной нет далее элемен­ тарного порядка. Сплошь и рядом допускаются бесцельные переезды. За расходованием горюче-смазочных материалов никто не следнтЛ Не­ экономно расходуются строительные материалы, зернофураж. Многое, отмечалось на собрании, предстоит сделать для того, чтобы поднять продуктивность животно­ водства. В прошлом году хозяйство не выполнило план продажи моло­ ка. Отстает колхоз со сдачей про­ дукции и в нынешнем году. Низка окупаемость затрат на откорме ско­ та. — Все это происходит потому, — говорил в своем выступлении заве­ дующий фермой И. В. Рыбин, — что мы нерационально используем кормовые ресурсы. Не учитываем потребности животных в питатель­ ных веществах. Поставили на от­ корм телят, а привесы низкие. Кого винить? Самих себя. Ведь кормим бычков одной соломой, а у нас за­ готовлено на зимовку и сено, и свекла, и другие корма. Только на ферму они поступают с перебоями. — Пройдет несколько дней — ки на подводах, ни на тракторах нель­ зя будет проехать в поле, а запаса кормов возле ферм нет, — заявил механизатор Е) И. Романов. Он предложил в оставшиеся до весен­ него паводка дни мобилизовать весь транспорт на подвозку грубых кор­ мов к животноводческим фермам. Участники собрания справедливо требовали от руководителей колхо­ за наладить строжайший контроль за расходованием денежных средств. —■Ведь что получается? — гово­ рил колхозник Харламовской брига­ ды А. Е. Ильин. — Каждый год на­ нимаем строителей со стороны, пла­ тим цм большие деньги. Между тем в колхозе есть специалисты, но они нередко используются на второсте­ пенных работах. Случается и так. Сбросили где-то на улице две ка­ тушки кабеля. За охрану их платим сторожу 45 рублей в месяц. А вот технику, на покупку которой запла­ чены сотни тысяч рублей, у нас ни­ кто не охраняет. Разве это по-хо- зяйоки? На собрании серьезный разговор шё5г о подготовке к весце. Бригадир «Бригады высокой культуры зем­ леделия» П. С. Кругликов говорил: — Мы хорошо подготовились к весенним полевым работам. Поста­ вили в строй всю технику, очищены все семена. Каждый колхозник зна­ ет свое место на весеннем севе. Од­ нако в целом колхоз к севу пока не готов. Не закончены комплекто­ вание агрегатов и калибровка се­ мян, .. Работа на севе потребует большо­ го напряжения сил, особенно много предстоит сделать коммунистам, но силы их пока не расставлены. Пар­ тийная организация не имеет четко­ го плана организации социалистиче­ ского соревнования, культурно-бы­ тового обслуживания хлеборобов. Выступая на собрании, председа­ тель колхоза Д. П. Матюхин обра­ тил внимание на то, что во всех звеньях большого коллектива надо всемерно бороться за укрепление трудовещ дисциплины. На основе высказанных предло­ жений, в колхозе разработаны кон­ кретные мероприятия, направленные на рост общественного производст­ ва, повышение его эффективности. С. БЕЗЛЕПКИН. Б О Л Ь Ш И Е П Л А Н Ы П Т И Ц Е В О Д О В Совхоз «Первомайский» —- специа-. Т1 - - - лизированное птицеводческое хозяй-г то ° ы нагрузить трехтонную авто- ство. В минувшем году государству I ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ПЕЧАТЬ | м ш ~ ■— такова тема всесоюзного творческого семинара, который на- 5 Я чался 18 марта в Москве в Центральном Доме журналиста. В его Я “ работе участвуют заведующие отделамиинформации республикан- Я Я ских, краевых и областных газегг. Семинар открыл председательправления Союза журналистов Я д СССР М. В. Зимянин. С докладом «Политическая информация и я Я печать» выступил заведующий сектором газет отдела пропаганды Я В ЦК КПСС В. И. Власов. 5 Семинар продлится три дня, после чего его участники пройдут д В практику в центральных газетах. Я В (ТАСС). = сдано 9 миллионов яиц. Это вдвое больше того, что пять лет назад про. изводили птицефермы всего Лебе­ дянского района. В январе нынешнего года птице­ воды выполнили пятилетнее задание. Государству продано почти 40 мил­ лионов яиц. Неплохо начал коллектив совхоза завершающий год пятилетки. Квар­ тальный план заготовок за два ме­ сяца перевыполнен в 2,7 раза. Про­ изводство всех видов животноводче­ ской продукции увеличено по срав­ нению с тем же периодом прошлого года на 25—30 процентов. Сделано немало, но коллектив ищет пути дальнейшего увеличения производства продукции. Обсуждая Письмо ЦК КПСС, Совета Минист­ ров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, призывающее активнее включиться во всенародную борьбу за успешное выполнение пятилетки, коллектив совхоза обратил внимание, прежде всего, на нерешенные проблемы. А их немало. В самом деле, совхоз с каждым годом увеличивает производство про­ дукции, перевыполняет планы по всем показателям. Но в минувшем году оказался нерентабельным хо­ зяйством. Расходы на производство продукции не покрываются дохода­ ми. Только строжайший режим эко­ номии, рациональное использование материальных и денежных ресурсов позволят поднять экономику хозяй­ ства. Ч — Недавно, — сказал на собрании главный агроном совхоза И. И. Кит- ченко, — рабочие совхоза, прожива­ ющие в деревне Томилино, жалова­ лись, что мало зарабатывают на подвозе кормов. Трактор с санями ждут по 2—3 часа. Факт, конечно, возмутительный. А виноваты в этом бригадиры полеводческих бригад А. А. Стукалов и А. М. Торженов. Они плохо организуют труд, по их вине возникают перебои в обеспече­ нии скота кррмами. В каждом выступлении рабочих подчеркивалось, что в хозяйстве есть необходимые условия и резервы дальнейшего улучшения экономиче­ ских показателей. Если разобраться как следует, ска­ зал главный экономист В. Д. Золо­ тухин, то всем станет ясно, где и на чем мы можем и должны экономить, что нам мешает лучше работать. Вот конкретный пример. Во втором отде­ лении скота почти нет, а кормов за­ готовлено много. Всю зиму отсюда корма приходится возить за 5—7 ки­ лометров в другие отделения. Силос я солома сами столько не стоят; сколько мы расходуем на их пере­ возку с места на место. Много средств ежегодно перерас­ ходуется из-за простоев привлечен­ ных на время уборки автомашин. машину, по нормам требуется затра­ тить 7 минут, а свекловоды держат машины на своих участках по 2—3 часа. Свеклу грузят вручную, а ме­ ханизированные погрузчики простаи­ вают. В результате автотранспорт­ ные предприятия начисляют хозяй­ ству большие штрафы. Заведующий мастерской И. Т. Маркин с тревогой говорил о фактах небрежного отно­ шения к народному добру, о плохом использовании техники. Участники собрания приняли обя­ зательство собрать в юбилейном го­ ду с каждого гектара по 25 центне­ ров зерна, 180 центнеров кукурузы на силос, 200 центнеров сахарной свеклы. Государственный план заго­ товок по всем видам продукции жи­ вотноводства и полеводства решено выполнить к 7-му ноября. Н. МАТВЕЕВ. Ч Е М О З А Б О Ч Е Н Ы С И Н Д Я К И Н Ц Ы Коллектив совхоза «Синдякий1- ский» Хлевенского района с горячим одобрением встретил Письмо ЦК КПСС. Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Об улуч­ шении использования резервов про­ изводства и усилении режима эко­ номии в народном хозяйстве». Этот важнейший документ обсужден на собрании, рабочих Синдякинского отделения. Его участники с большой озабоченностью говорили о неис­ пользованных возможностях повы­ шения эффективности производства, об экономном расходовании матери­ ально-технических и финансовых ре­ сурсов. Озабоченность синдякинцев по­ нятна, ибо их хозяйство не первый год заканчивает с. убытками. Основ­ ные причины этого — непроизводи­ тельное использование машин, низ­ кий уровень агротехники возделыва­ ния земли, медленный рост продук­ тивности общественного скота. На собрании было внесено нема­ ло предложений, направленных на экономное расходование материалов и средств, на бережное отношение к 1 народному добру. Так, например, прораб совхоза Н. П. Шутеев в своем выступлении отметил, что бригады строителей не всегда экономно расходуют стройматериалы. Подобную расто­ чительность следует прекратить. Каждый строитель должен вклю­ читься в борьбу за качество и бе­ режливость. О больших неиспользованных ре­ зервах говорила экономист хозяй­ ства Т. Е. Ломова. -— У нас в совхозе,—заявила она, — очень низкий коэффициент ис­ пользования грузоподъемности ав­ тотранспорта. Не все благополучно и в расходовании электроэнергии. На производственных участках ма­ ло заботятся о рациональном ис­ пользовании двигателей. Механизаторы Е. П. Мерлев й С. А. Трухачев обратили внимание на неправильную эксплуатацию тракторов. ^— Мы можем продлить срок службы каждой машины, — заявил Е. П. Мерлев, — если будем бе­ режно относиться к ней, беспокоить­ ся о каждой гайке. Я работаю на тракторе не первый год, ухаживаю за техникой по всем правилам. Долг каждого механизатора —‘беречь ма­ шину. Продуманным и дельным было выступление диспетчера Н. С. Бу- хокова. Он сказал, что коллектив авторемонтников только за счет рес таврации может сэкономить за год не менее 40 автопокрышек. Выступления всех участников собрания пронизывала одна мысль — бережливость в большом и ма­ лом должна стать неотъемлемой чертой хозяйственной деятельности каждого коллектива. И. ГУБИН. В АДРЕС ЗАВОДОВ, органи­ заций и учреждений област­ ного центра и ближайших от него предприятий сельского хозяй­ ства ежедневно приходят десятки вагонов с различным оборудовани­ ем, станками, удобрениями и многи­ ми видами товаров народного по­ требления. За последние годы грузопоток на станции Липецк значительно воз­ рос. Это и понятно. Бурно развива­ ющиеся промышленные предприя­ тия города, его строительная инду­ стрия и сельское хозяйство с каж­ дым годом все шире пользуются ус­ лугами железнодорожников. От четкости, слаженности и дисципли- по договору с железнодорожниками согласилось вывозить с территории станции ежедневно 990 тонн груза. За 15. дней января автомобилисты при плане 14850 доставили всего лишь 5457 тонн. В прошлом году за несвоевремея- ный вывоз грузов со станции авто­ предприятие № 1 лишилось более 60 тысяч рублей. Сами же железно­ дорожники за неподачу подвижного состава под погрузку уплатили кли­ ентам 14716 рублей штрафа. В иные дни работники станции не подают клиентуре вагоны под вы­ грузку, а порожняк оставляют на местах. Вагон № 6319577, прибыв­ ший 6 января с пиломатериалами А т а к у е м б е с х о з я й с т в е н н о с т ь х и т р а я АРИФМЕТИКА ЮБ ИЛЕЙНЫЕ К Н И Г И С каждым днем все новые и новые книги к великому юбилею—100-ле­ тию со дня рождения В. И. Ленина поступают на книжные прилавки и в библиотеки. Светом ленинских зна­ ний пронизаны труды советских уче­ ных. Некоторые из них недавно вы­ пущены издательством «Наука». «Воспоминания <» Ленине» В. Д. Бонч-Бруевича (2-е издание) пред­ ставляют особый интерес. Видный деятель КПСС и Советского госу­ дарства, активный участник Фев­ ральской и Октябрьской революций, один из ближайших соратников В. И. Ленина в книге воссоздает многогранный образ Владимира Ильича — великого вождя Комму­ нистической партии и Советского государства, создателя и учителя международного пролетариата. «В."И. Ленин — историк пролетар­ ской революции в России» А. Г. Чер­ ных. Это первая обобщающая рабо­ та о Ленине как историке Октября. В центре книги-— рассмотрение ле­ нинской концепции истории Великого Октября, показ борьбы Ленина про­ тив фальсификации истории и теории социалистической революции. Книга П. В. Копяина «Философ­ ские идеи В. И. Ленина и логика» из­ лагает учение В. И. Ленина о мате­ риалистической диалектике как тео­ рии познания и логики. В ней рас­ смотрены структура материалистиче­ ской диалектики, характер взаимо­ отношений диалектики и формаль­ ной логики, место диалектики в изу­ чении мышления. «По ленинскому пути сплошной электрификации» — так называется работа М. В. Виленского, в которой раскрыта политико - экономическая сущность ленинского учения об электрификации как составной части материально-технической базы соци­ ализма и коммунизма. В ней пока­ зан процесс претворения в жизнь ле­ нинских идей об электрификации. ПОВЫШАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ Т Р У Д А С Т Р О И Т Е Л Е Й Областная организация научно- технического общества строительной индустрии за последнее время за­ метно усилила свое влияние во всех отраслях строительного производст­ ва. К шестой областной отчетно-вы­ борной конференции она пришла значительно окрепшей. Число чле­ нов НТО возросло в два раза н насчитывает почти 3200 научно-тех­ нических работников, активных но­ ваторов производства. В три раза увеличилось количество первичных организаций. Пропаганда опыта строителей, всего нового, что рождается техни­ ческой мыслью в строительстве, бы­ ло повседневным делом первичных организаций и областного совета НТО. По их инициативе и при их активном участии за отчетный пери­ од проведено 18 конкурсов-смотров культуры производства. Активное участие в этом принимали низовые организации НТО. Именно благода­ ря их кропотливой работе во время смотра культуры производства по­ ступило 1700 рационализаторских предложений, внедрение большинст* ва из которых в производство дало экономический эффект 1 миллион 800 тысяч рублей. Только членами НТО стройиндустрии было разрабо­ тано и внедрено 411* предложений. Областное правление НТО Провело 119 научно-технических конференций, на которых обсуждались самые важ­ ные вопросы строительного произ­ водства. Деятельно работали организации НТО трестов «Жилстрой» и «Пром- строй». Они настойчиво боролись за внедрение новой техники, за разви­ тие технического творчества, оказы­ вали конкретную помощь новаторам. Деятельность первичных органи­ заций шла по двум главным направ­ лениям: борьба за повышение каче­ ства строительства и снижение се­ бестоимости производства. Обо всем этом говорилось в от­ четном докладе, с которым выступил председатель президиума областного правления НТО стройиндустрии Г. Э. Коротковский. Об опыте работы первичных орга­ низаций рассказали выступившие в прениях делегаты. С большим вни­ манием, например, было выслушано выступление делегата первичной ор­ ганизации НТО «Облмежколхоз- сгроя» А. П. Подтележникова. Дея­ тельность ее разнообразна и очень результативна. Активно действуют бюро технического анализа, техин- формапич, общественное конструк­ торское бюро по внедрению новой техники. Годовые задания выполне­ ны с превышением, получено немало сверхплановой прибыли. Показателен такой факт: Боринское СМУ благо­ даря внедрению планов НОТ повы­ сило производительность труда на 6 процентов и получило 28 тысяч руб­ лей экономии. Докладчик, а также выступавшие говорили о необходимости прибли­ зить работу первичных организаций НТО к производству, избежать в будущем многих недостатков, кото­ рые имеются в ряде организаций об щества. В частности, отмечалась плохая работа организаций в тре­ стах •«Липецкстрой» н «Железобе­ тон». В этих трестах труд организо­ ван плохо, техника используется слабо, зато много применяется руч­ ного труда. Допускаются большие потери строительных материалов — цемента, металла, стекла. Вот тут-то и должна бы проявиться деятель­ ность организаций НТО трестов. Но этого не видно. Есть строительные управления, где план внедрения новой техники вы­ полняется только наполовину, а ор­ ганизации общества стоят от этого почему-то в стороне. На конференции шла речь также о том, чтобы низовые организации ак­ тивно взялись за улучшение техно­ логии строительного производства. О повышении производительности труда на каждом участке говорил начальник «Главл ниецкетроя» Д. Е. Кузьменко. Повышать эффективность строи­ тельных работ, постоянно искать но­ вые возможности и резервы сниже­ ния себестоимости производства — к этому призывали строителей док­ ладчик и выступившие в прениях. И. СКРИПКИН. ‘Липецкий станкостроительный. Адрес предприятия широко изве­ стен. На этом снимке вы видите слесарей-сборщиков плоскошли­ фовальных станков экспортного участка “ г бригадира Тихона Ва­ сильевича Перегудова (слева) и Виктора Андреевича Науменко. Любое задание слесари-сборщики выполняют в срок. Им доверен специальный заказ — серия стан­ ков для Тольяттинского автоза­ вода. Фото И. Воронова. нированностя работников стальных магистралей во многом зависит ус­ пех выполнения народнохозяйствен­ ных планов. Думается, что подоб­ ная истина хорошо известна и ли­ пецким железнодорожникам. Одна­ ко, знакомясь с положением дел на станции, не чувствуешь этого. С увеличением потока вагонов на грузовом дворе станции участились завалы. При нормальной, ритмичной работе их могло бы и не быть. Но отдел погрузки нередко подводит клиентура. В . выходные и празднич­ ные дни грузы со станции не выво­ зятся. А железнодорожный транс­ порт, как известно, выходных не знает. Складские помещения по своей емкости давно уже не соответствуют количеству поступающего на стан­ цию товара. Но есть причины и чисто субъек­ тивные. Ликвидировать их, думает­ ся, не так уж и сложно, но у руко­ водителей станции, как говорится, руки до этого не доходят. Не ис­ пользуются на всю мощь имеющие­ ся механизмы. Загружены они лишь ка 70 процентов. Нельзя сказать, что железнодо­ рожники не думают, как рациональ­ нее организовать свой труд. Еще в августе прошлого года был наме­ чен ряд оргмероприятий. Думали реревести работу грузового двора на двухсменный график, для чего и освещение намеревались провести, и штат грузчиков увеличить, и пло­ щадки для выгрузки вагонов расши­ рить. К сожалению, все это оста­ лось на бумаге. К зимним условиям коллектив станции вовсе не готовился. Зима, как и предполагали путейцы, была не очень холодная. Поэтому меха­ низмов для рыхления в вагонах мо- розонеустойчивых грузов не приоб­ рели. Тшько потому прибывшие 16 января со смерзшимся углем вагоны под номерами 6439642 и 6377497 ос­ тавались неразгруженными до по­ ловины февраля. Это не единичный случай. В организации погрузочно-разгру­ зочных работ царит неразбериха. Служба станции в течение суток по­ дает вагоны к месту операций, но коллектив участка, которым руково­ дит т. Кузнецов, работает только в одну смену. Ответственности за простой вагонов он не несет. Нор­ мы на грузовые операции ему никто не устанавливает. Участок подчинен Елецкому отделению Юго-Восточной железной дороги, поэтому началь­ ник станции Липецк для т. Кузнецо­ ва «не указ». Грузовое автопредприятие № 1 для Липецкой мебельной фабрики, под разгрузку был подан 11 янва­ ря. Итого: 128 часов простоя! А вот другой пример. Сборные ва­ гоны № 2798974 и № 2511643 были разгружены 11 января в 21 час, а убраны со двора 15 января в 12 часов дня. И такие случаи не еди­ ничны. При этом следует отметить, что причины простоев никем и ни­ где не объясняются. Сами поду­ майте, какой может идти разговор об их ликвидации! Недоразумений на станции нема­ ло. В январе, например, общин про­ стой вагонов не должен был превы­ шать по плану 24,5 часа. Фактиче­ ски же он составил 32,1 часа. Не изменилось положение в феврале и первой декаде марта. За этот пери­ од простои составили соответствен­ но 29,8 и 30,2 часа. А вагон № 6201648 с удобрениями стоит на станции три месяца и штраф за Ве­ то на сегодняшний день начислен почти в три тысячи рублей. И если, скажем, можно легко подсчитать простой вагонов по ви­ не грузополучателей и сколько за это начислено штрафа, то сами ра­ ботники станции так хитро постави­ ли свой учет, что понять ничего не­ возможно. Поскольку норма простоя под­ вижного состава на грузовом дворе не установлена, то и никак нельзя угадать, сколько же неразгружен­ ных вагонов целиком перешло на следующие сутки. Время настоятельно требует пе­ ресмотра всех устаревших нормати­ вов. Нужно ликвидировать несура­ зицу в организации погрузочно-раз­ грузочных операций на станции Ли­ пецк. Односменный режим работы коллектива необходимо менять на двухсменный. Думается, не лишним будет поднять материальную заин­ тересованность грузчиков по сокра­ щению времени простоя вагонов. Вызывает большое недоумение и то, почему руководители Елецкого. отделения Юго-Восточной железной дороги в этом государственно важ­ ном деле стоят где-то в стороне. Борьба за снижение простоев под­ вижного состава — наше общее де­ ло. И .если за последнее время мно­ гие грузополучатели снизили плано­ вые нормы простоев на 10 процен­ тов, а трубный завод на 2 часа, то почему на станции они остались прежними? Работники станции Ли­ пецк плохо заботятся об улучше­ нии использования вагонов. Этому надо положить конец. ’ ’ И. АЛЕКСЕЕВ, нешт. корр. «Ленинского знамени». „ О р б жта “ у ХАБАРОВСК, 19 марта. (ТАСС). Космический мост свяжет Москву с побережьем Татарского про­ лива. В тайге, возле берега мо>ря, сооружается теле­ визионная станция «Орбита». Сегодня специалисты приступили к монтажу оборудования, в том числе Т а т а р с к о г о жр о л жжа огромного зеркала диаметром 12 метров. Заверша­ ется отделка здания телевизионной станции. Уже в первой половине нынешнего года жители Советской Гавани начнут смотреть передачи из Мо­ сквы. П О Д К О Р М К А О З И М Ы Х Климатические условия осени и зимы сложились неблагоприятно для развития озимых культур. Результа­ ты отращиваний проб озимой пше­ ницы вызывают тревогу за урожай. В этих условиях нужно приложить все силы к тому, чтобы с сохранив­ шихся площадей получить как мож­ но больше хлеба. В первую оче­ редь нужно позаботиться о семен­ ных участках. Наступила весна. Сейчас важно задержать талые воды и провести подкормку озимых. Задержание та­ лых воа лучше начать с полей, где достаточно большие склоны. Там, где эта работа сделана, целесооб­ разно сразу же приступить к под­ кормке растений минеральными удобрениями, не опасаясь смыва их. Подкормка — хорошо освоённый агроприем, и все же в ряде хо­ зяйств часто допускают ошибки при его проведении. Озимая пшеница в отличие от озимой ржи может кус­ титься весной, особенно, если осень, как это сложилось в прошлом го­ ду, была неблагоприятной. Для про­ хождения фазы кущения и одновре­ менного образования большей лис­ товой поверхности растения затра­ чивают много’ энергии. Между тем весной складываются как раз пло­ хие условия питания: ввиду низ­ ких температур микробиологическая деятельность почвы замедлена, а нитратные формы азота еще не об­ разовались. Ранняя весенняя подкормка азо­ том дает значительную прибавку урожая. Опыты, проведенные Во­ ронежским СХИ, показывают, что на черноземных почзах при внесении под озимую пшеницу азотных удоб­ рений в дозе 20 кг действующего ве­ щества на гектар прибавка урожая составляет до 3 центнеров. Опытами Елецкой агрохимлаборатории уста­ новлены значительные прибавки урожая от этого агроприема. В колхозе «Россия» Краснинского района внесение 1 центнера амми­ ачной селитры на гектар повысило урожайность на 2,8 центнера с гек­ тара. * Заслуживают внимания четырех- легние опыты Ворошиловградсксн опытной станции на выщелоченных черноземах, среднеобеспеченных под­ вижным фосфором. Подкармливалась озимая пшеница азотом, азотом и фосфором и только фосфором. Бы­ ли получены прибавки урожая от примененного азота (30 кг действу­ ющего вещества на га) — 3 цент­ нера, от совместного применения азота и фосфора (30 кг азота и 30 кг фосфора) г— 4,5 и от фосфо­ ра (30 кг действующего вещества на га) —. 3 центнера с гектара. Оценивая эти данные и особен­ ности осени, зональная агрохимла­ боратория рекомендует нынешней весной подкормить семенные участ­ ки озимой пщеницы и ржи, в пер­ вую очередь, азотными удобрениями в дозе 40 кг действующего вещества на гектар или в пересчете на туки— мочевины 90 кг, или аммиачной се­ литры 120 кг, или сульфата аммония 200 кг. Суперфосфата только по­ рошковидного — 1 центнер. При смешивании удобрений важ­ но учесть, что недостаточно сухие аммиачная селитра или мочевина с порошковидным суперфосфатом да­ ют тестообразную массу. При сме­ шивании сульфата аммония с су­ перфосфатом происходит схватыва­ ние массы, так как при реакции соединения образуется гипс. Поэто­ му все азотные удобрения нужно смешивать с порошковидным супер­ фосфатом только при засыпке в самолет или в ящики РУМ и СТН. Если добавить 10—15 процентов от веса обоих компонентов фосфорит­ ной муки, то это значительно улуч­ шит сыпучесть. Производственные посевы следу­ ет подкормить дозой 20 кг действу­ ющего вещества азотных удобрений на гектар. Если в хозяйстве имеет­ ся несколько видов таких туков, го в первую очередь нужно высевать мочевину, а потом селитру. Дело б том, что аммиачная формУ азота, как составная часть мочевины, при более высоких температурах по­ верхности почвы и воздуха испаря­ ется, В совхозах, где много помета, надо для подкормок использовать и его. В этом органическом удобре­ нии содержится 2,1 процента азота, фосфора — 1,22 и калия 1,7 про­ цента от веса. Перед внесением же­ лательно птичий помет размельчить, а для сыпучести добавить к нему фосфоритную муку. Доза для под­ кормки 4—5 центнеров па гектар. Если каждый птицесовхоз подкор­ мит хотя бы п<> 100 гектаров ози­ мых, то это увеличит сбор зерна до 300—400 центнеров в каждом хозяйстве. Для внесения удобрения следует использовать РУМы и СТНы. После внесения птичьего помета по­ ле надо обязательно забороновать. В тех хозяйствах, где имеется на­ возная жижа, использовать нужно и ее, предварительно разбавив в 2—3 раза, чтобы избежать ожогов. Это удобрение вносится машинами ГАН по 4—5 тонн на гектар. На участках с низкой обеспеченностью почв подвижным фосфором и там, где с осени фосфорные удобрения не вносились, желательно провести подкормку порошковидным супер­ фосфатом. Доза—1 центнер, на, гек­ тар. Большая доза нецелесообразна, так как со временем корни уйдут вглубь, и фосфор останется неис­ пользованным. Подкормку надо производить в ранние сроки, На посевах, где образовалась ле­ дяная корка, можно применить для борьбы с ней хлористый калий, ко- ! торый вносится машинами по 1,5—2 I центнера на гектар. Рекомендуя дозы удобрений, нужно заметить, что вносить туки нужно только на поля с нормаль- 1 ной густотой всходов (300 кустов и более на 1 квадратный метр). Нет смысла подкармливать изрежеиные посевы, так как, кроме буйного ро­ ста сорняков, это ничего не даст. Сейчас, не теряя ни дня, надо подготовить площадки и места за­ правки машин и самолетов удобре­ ниями. Очистить от снега, сделать водоотводные канавки и после не­ которого подсыхания укрыть туки сыпцом или песком. Создать брига­ ды по проведению подкормок. Це­ лесообразно продумать вопрос о прогрессивной оплате членов этих бригад. Нужно составить в каждом хо­ зяйстве график подкормки, обеспе­ чить бесперебойную работу самоле­ тов, всех наземных машин. Непос­ редственное руководство подкорм­ кой в районах следует возложить на районных агрохимиков. В. БАБАНОВ, старший агроном-агрохимик Елецкой зональной агрохимлаборатория.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz