Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 20 марта 1970 г., М 66 (12 625) РЕЗЕРВЫ ПОЛЕЙ И ФЕРМ Труженики полей и ферм хозяйств нашей области, обсуждая Письмо ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Об улучшении использования резервов лроиззодства и усилении режима экономии в народном хозяйстве», намечают конкретные пути повышения урожайности зерновых, технических и кормовых культур, снижения себестоимости животноводческих продуктов. х О том, какие меры намечают на ближайшее время по подъему отраслей сельскохозяйственного производства в ряде колхозов и совхозов нашей области, и рассказывается ниже. Д Е Л О В О Й Р А З Г О В О Р В Б Р А Т О В Щ И Н Е Неподалеку от Долгорукова рас кинулось большое село Братовщина. Люди здесь живут трудолюбивые, делают все с размахом. Их колхоз «Советская Россия» за последние пять лет .шагнул далеко вперед. Почти вдвое поднялась урожайность полей, намного увеличилось поголо вье общественного окота. Нынче хо зяйство располагает большим коли чеством тракторов, комбайнов и другой техники. Изменился и об лик села: в центре его возвышается добротный клуб на 350 мест, дет ский комбинат, столовая, медпункт, баня с парикмахерской. Перемены видны повсюду, но лю ди не обольщаются достигнутыми результатами. В этом можно было убедиться, побывав на колхозном собрании, обсуждавшем Письмо ПК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Об улуч шении использования резервов про изводства и усилении режима эко номии в народном хозяйстве». С письмом колхозников ознакомил второй секретарь Долгоруковского райкома партии Н. А. Толоконни ков. Каждый выступающий на соб рании говорил о необходимости эко номить в большом и малом, о боль ших резервах увеличения производ ства продуктов земледелия и жи вотноводства, о том, как лучше и быстрее привести их в действие. — Многое, но еще не все сдела но для роста урожаев, — говорил на собрании колхозник М. Г. Гу банов. — Земля требует более за ботливого к себе отношения. Если мы будем ее хорошо обрабатывать, она и на отдачу не поскупится. Мы *— хозяева колхоза, богатство соз даем собственными руками. Но ми римся с расхлябанностью и бесхо зяйственностью. Подсчитайте, сколь ко теряется зерна во время сева и уборки? Не менее 10 процентов ва лового сбора. И все из-за бесконт рольности. Или еще. Все наши шо феры и трактористы допускают пе рерасход горючего. Причина одна— на заправочной нет далее элемен тарного порядка. Сплошь и рядом допускаются бесцельные переезды. За расходованием горюче-смазочных материалов никто не следнтЛ Не экономно расходуются строительные материалы, зернофураж. Многое, отмечалось на собрании, предстоит сделать для того, чтобы поднять продуктивность животно водства. В прошлом году хозяйство не выполнило план продажи моло ка. Отстает колхоз со сдачей про дукции и в нынешнем году. Низка окупаемость затрат на откорме ско та. — Все это происходит потому, — говорил в своем выступлении заве дующий фермой И. В. Рыбин, — что мы нерационально используем кормовые ресурсы. Не учитываем потребности животных в питатель ных веществах. Поставили на от корм телят, а привесы низкие. Кого винить? Самих себя. Ведь кормим бычков одной соломой, а у нас за готовлено на зимовку и сено, и свекла, и другие корма. Только на ферму они поступают с перебоями. — Пройдет несколько дней — ки на подводах, ни на тракторах нель зя будет проехать в поле, а запаса кормов возле ферм нет, — заявил механизатор Е) И. Романов. Он предложил в оставшиеся до весен него паводка дни мобилизовать весь транспорт на подвозку грубых кор мов к животноводческим фермам. Участники собрания справедливо требовали от руководителей колхо за наладить строжайший контроль за расходованием денежных средств. —■Ведь что получается? — гово рил колхозник Харламовской брига ды А. Е. Ильин. — Каждый год на нимаем строителей со стороны, пла тим цм большие деньги. Между тем в колхозе есть специалисты, но они нередко используются на второсте пенных работах. Случается и так. Сбросили где-то на улице две ка тушки кабеля. За охрану их платим сторожу 45 рублей в месяц. А вот технику, на покупку которой запла чены сотни тысяч рублей, у нас ни кто не охраняет. Разве это по-хо- зяйоки? На собрании серьезный разговор шё5г о подготовке к весце. Бригадир «Бригады высокой культуры зем леделия» П. С. Кругликов говорил: — Мы хорошо подготовились к весенним полевым работам. Поста вили в строй всю технику, очищены все семена. Каждый колхозник зна ет свое место на весеннем севе. Од нако в целом колхоз к севу пока не готов. Не закончены комплекто вание агрегатов и калибровка се мян, .. Работа на севе потребует большо го напряжения сил, особенно много предстоит сделать коммунистам, но силы их пока не расставлены. Пар тийная организация не имеет четко го плана организации социалистиче ского соревнования, культурно-бы тового обслуживания хлеборобов. Выступая на собрании, председа тель колхоза Д. П. Матюхин обра тил внимание на то, что во всех звеньях большого коллектива надо всемерно бороться за укрепление трудовещ дисциплины. На основе высказанных предло жений, в колхозе разработаны кон кретные мероприятия, направленные на рост общественного производст ва, повышение его эффективности. С. БЕЗЛЕПКИН. Б О Л Ь Ш И Е П Л А Н Ы П Т И Ц Е В О Д О В Совхоз «Первомайский» —- специа-. Т1 - - - лизированное птицеводческое хозяй-г то ° ы нагрузить трехтонную авто- ство. В минувшем году государству I ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ПЕЧАТЬ | м ш ~ ■— такова тема всесоюзного творческого семинара, который на- 5 Я чался 18 марта в Москве в Центральном Доме журналиста. В его Я “ работе участвуют заведующие отделамиинформации республикан- Я Я ских, краевых и областных газегг. Семинар открыл председательправления Союза журналистов Я д СССР М. В. Зимянин. С докладом «Политическая информация и я Я печать» выступил заведующий сектором газет отдела пропаганды Я В ЦК КПСС В. И. Власов. 5 Семинар продлится три дня, после чего его участники пройдут д В практику в центральных газетах. Я В (ТАСС). = сдано 9 миллионов яиц. Это вдвое больше того, что пять лет назад про. изводили птицефермы всего Лебе дянского района. В январе нынешнего года птице воды выполнили пятилетнее задание. Государству продано почти 40 мил лионов яиц. Неплохо начал коллектив совхоза завершающий год пятилетки. Квар тальный план заготовок за два ме сяца перевыполнен в 2,7 раза. Про изводство всех видов животноводче ской продукции увеличено по срав нению с тем же периодом прошлого года на 25—30 процентов. Сделано немало, но коллектив ищет пути дальнейшего увеличения производства продукции. Обсуждая Письмо ЦК КПСС, Совета Минист ров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, призывающее активнее включиться во всенародную борьбу за успешное выполнение пятилетки, коллектив совхоза обратил внимание, прежде всего, на нерешенные проблемы. А их немало. В самом деле, совхоз с каждым годом увеличивает производство про дукции, перевыполняет планы по всем показателям. Но в минувшем году оказался нерентабельным хо зяйством. Расходы на производство продукции не покрываются дохода ми. Только строжайший режим эко номии, рациональное использование материальных и денежных ресурсов позволят поднять экономику хозяй ства. Ч — Недавно, — сказал на собрании главный агроном совхоза И. И. Кит- ченко, — рабочие совхоза, прожива ющие в деревне Томилино, жалова лись, что мало зарабатывают на подвозе кормов. Трактор с санями ждут по 2—3 часа. Факт, конечно, возмутительный. А виноваты в этом бригадиры полеводческих бригад А. А. Стукалов и А. М. Торженов. Они плохо организуют труд, по их вине возникают перебои в обеспече нии скота кррмами. В каждом выступлении рабочих подчеркивалось, что в хозяйстве есть необходимые условия и резервы дальнейшего улучшения экономиче ских показателей. Если разобраться как следует, ска зал главный экономист В. Д. Золо тухин, то всем станет ясно, где и на чем мы можем и должны экономить, что нам мешает лучше работать. Вот конкретный пример. Во втором отде лении скота почти нет, а кормов за готовлено много. Всю зиму отсюда корма приходится возить за 5—7 ки лометров в другие отделения. Силос я солома сами столько не стоят; сколько мы расходуем на их пере возку с места на место. Много средств ежегодно перерас ходуется из-за простоев привлечен ных на время уборки автомашин. машину, по нормам требуется затра тить 7 минут, а свекловоды держат машины на своих участках по 2—3 часа. Свеклу грузят вручную, а ме ханизированные погрузчики простаи вают. В результате автотранспорт ные предприятия начисляют хозяй ству большие штрафы. Заведующий мастерской И. Т. Маркин с тревогой говорил о фактах небрежного отно шения к народному добру, о плохом использовании техники. Участники собрания приняли обя зательство собрать в юбилейном го ду с каждого гектара по 25 центне ров зерна, 180 центнеров кукурузы на силос, 200 центнеров сахарной свеклы. Государственный план заго товок по всем видам продукции жи вотноводства и полеводства решено выполнить к 7-му ноября. Н. МАТВЕЕВ. Ч Е М О З А Б О Ч Е Н Ы С И Н Д Я К И Н Ц Ы Коллектив совхоза «Синдякий1- ский» Хлевенского района с горячим одобрением встретил Письмо ЦК КПСС. Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Об улуч шении использования резервов про изводства и усилении режима эко номии в народном хозяйстве». Этот важнейший документ обсужден на собрании, рабочих Синдякинского отделения. Его участники с большой озабоченностью говорили о неис пользованных возможностях повы шения эффективности производства, об экономном расходовании матери ально-технических и финансовых ре сурсов. Озабоченность синдякинцев по нятна, ибо их хозяйство не первый год заканчивает с. убытками. Основ ные причины этого — непроизводи тельное использование машин, низ кий уровень агротехники возделыва ния земли, медленный рост продук тивности общественного скота. На собрании было внесено нема ло предложений, направленных на экономное расходование материалов и средств, на бережное отношение к 1 народному добру. Так, например, прораб совхоза Н. П. Шутеев в своем выступлении отметил, что бригады строителей не всегда экономно расходуют стройматериалы. Подобную расто чительность следует прекратить. Каждый строитель должен вклю читься в борьбу за качество и бе режливость. О больших неиспользованных ре зервах говорила экономист хозяй ства Т. Е. Ломова. -— У нас в совхозе,—заявила она, — очень низкий коэффициент ис пользования грузоподъемности ав тотранспорта. Не все благополучно и в расходовании электроэнергии. На производственных участках ма ло заботятся о рациональном ис пользовании двигателей. Механизаторы Е. П. Мерлев й С. А. Трухачев обратили внимание на неправильную эксплуатацию тракторов. ^— Мы можем продлить срок службы каждой машины, — заявил Е. П. Мерлев, — если будем бе режно относиться к ней, беспокоить ся о каждой гайке. Я работаю на тракторе не первый год, ухаживаю за техникой по всем правилам. Долг каждого механизатора —‘беречь ма шину. Продуманным и дельным было выступление диспетчера Н. С. Бу- хокова. Он сказал, что коллектив авторемонтников только за счет рес таврации может сэкономить за год не менее 40 автопокрышек. Выступления всех участников собрания пронизывала одна мысль — бережливость в большом и ма лом должна стать неотъемлемой чертой хозяйственной деятельности каждого коллектива. И. ГУБИН. В АДРЕС ЗАВОДОВ, органи заций и учреждений област ного центра и ближайших от него предприятий сельского хозяй ства ежедневно приходят десятки вагонов с различным оборудовани ем, станками, удобрениями и многи ми видами товаров народного по требления. За последние годы грузопоток на станции Липецк значительно воз рос. Это и понятно. Бурно развива ющиеся промышленные предприя тия города, его строительная инду стрия и сельское хозяйство с каж дым годом все шире пользуются ус лугами железнодорожников. От четкости, слаженности и дисципли- по договору с железнодорожниками согласилось вывозить с территории станции ежедневно 990 тонн груза. За 15. дней января автомобилисты при плане 14850 доставили всего лишь 5457 тонн. В прошлом году за несвоевремея- ный вывоз грузов со станции авто предприятие № 1 лишилось более 60 тысяч рублей. Сами же железно дорожники за неподачу подвижного состава под погрузку уплатили кли ентам 14716 рублей штрафа. В иные дни работники станции не подают клиентуре вагоны под вы грузку, а порожняк оставляют на местах. Вагон № 6319577, прибыв ший 6 января с пиломатериалами А т а к у е м б е с х о з я й с т в е н н о с т ь х и т р а я АРИФМЕТИКА ЮБ ИЛЕЙНЫЕ К Н И Г И С каждым днем все новые и новые книги к великому юбилею—100-ле тию со дня рождения В. И. Ленина поступают на книжные прилавки и в библиотеки. Светом ленинских зна ний пронизаны труды советских уче ных. Некоторые из них недавно вы пущены издательством «Наука». «Воспоминания <» Ленине» В. Д. Бонч-Бруевича (2-е издание) пред ставляют особый интерес. Видный деятель КПСС и Советского госу дарства, активный участник Фев ральской и Октябрьской революций, один из ближайших соратников В. И. Ленина в книге воссоздает многогранный образ Владимира Ильича — великого вождя Комму нистической партии и Советского государства, создателя и учителя международного пролетариата. «В."И. Ленин — историк пролетар ской революции в России» А. Г. Чер ных. Это первая обобщающая рабо та о Ленине как историке Октября. В центре книги-— рассмотрение ле нинской концепции истории Великого Октября, показ борьбы Ленина про тив фальсификации истории и теории социалистической революции. Книга П. В. Копяина «Философ ские идеи В. И. Ленина и логика» из лагает учение В. И. Ленина о мате риалистической диалектике как тео рии познания и логики. В ней рас смотрены структура материалистиче ской диалектики, характер взаимо отношений диалектики и формаль ной логики, место диалектики в изу чении мышления. «По ленинскому пути сплошной электрификации» — так называется работа М. В. Виленского, в которой раскрыта политико - экономическая сущность ленинского учения об электрификации как составной части материально-технической базы соци ализма и коммунизма. В ней пока зан процесс претворения в жизнь ле нинских идей об электрификации. ПОВЫШАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ Т Р У Д А С Т Р О И Т Е Л Е Й Областная организация научно- технического общества строительной индустрии за последнее время за метно усилила свое влияние во всех отраслях строительного производст ва. К шестой областной отчетно-вы борной конференции она пришла значительно окрепшей. Число чле нов НТО возросло в два раза н насчитывает почти 3200 научно-тех нических работников, активных но ваторов производства. В три раза увеличилось количество первичных организаций. Пропаганда опыта строителей, всего нового, что рождается техни ческой мыслью в строительстве, бы ло повседневным делом первичных организаций и областного совета НТО. По их инициативе и при их активном участии за отчетный пери од проведено 18 конкурсов-смотров культуры производства. Активное участие в этом принимали низовые организации НТО. Именно благода ря их кропотливой работе во время смотра культуры производства по ступило 1700 рационализаторских предложений, внедрение большинст* ва из которых в производство дало экономический эффект 1 миллион 800 тысяч рублей. Только членами НТО стройиндустрии было разрабо тано и внедрено 411* предложений. Областное правление НТО Провело 119 научно-технических конференций, на которых обсуждались самые важ ные вопросы строительного произ водства. Деятельно работали организации НТО трестов «Жилстрой» и «Пром- строй». Они настойчиво боролись за внедрение новой техники, за разви тие технического творчества, оказы вали конкретную помощь новаторам. Деятельность первичных органи заций шла по двум главным направ лениям: борьба за повышение каче ства строительства и снижение се бестоимости производства. Обо всем этом говорилось в от четном докладе, с которым выступил председатель президиума областного правления НТО стройиндустрии Г. Э. Коротковский. Об опыте работы первичных орга низаций рассказали выступившие в прениях делегаты. С большим вни манием, например, было выслушано выступление делегата первичной ор ганизации НТО «Облмежколхоз- сгроя» А. П. Подтележникова. Дея тельность ее разнообразна и очень результативна. Активно действуют бюро технического анализа, техин- формапич, общественное конструк торское бюро по внедрению новой техники. Годовые задания выполне ны с превышением, получено немало сверхплановой прибыли. Показателен такой факт: Боринское СМУ благо даря внедрению планов НОТ повы сило производительность труда на 6 процентов и получило 28 тысяч руб лей экономии. Докладчик, а также выступавшие говорили о необходимости прибли зить работу первичных организаций НТО к производству, избежать в будущем многих недостатков, кото рые имеются в ряде организаций об щества. В частности, отмечалась плохая работа организаций в тре стах •«Липецкстрой» н «Железобе тон». В этих трестах труд организо ван плохо, техника используется слабо, зато много применяется руч ного труда. Допускаются большие потери строительных материалов — цемента, металла, стекла. Вот тут-то и должна бы проявиться деятель ность организаций НТО трестов. Но этого не видно. Есть строительные управления, где план внедрения новой техники вы полняется только наполовину, а ор ганизации общества стоят от этого почему-то в стороне. На конференции шла речь также о том, чтобы низовые организации ак тивно взялись за улучшение техно логии строительного производства. О повышении производительности труда на каждом участке говорил начальник «Главл ниецкетроя» Д. Е. Кузьменко. Повышать эффективность строи тельных работ, постоянно искать но вые возможности и резервы сниже ния себестоимости производства — к этому призывали строителей док ладчик и выступившие в прениях. И. СКРИПКИН. ‘Липецкий станкостроительный. Адрес предприятия широко изве стен. На этом снимке вы видите слесарей-сборщиков плоскошли фовальных станков экспортного участка “ г бригадира Тихона Ва сильевича Перегудова (слева) и Виктора Андреевича Науменко. Любое задание слесари-сборщики выполняют в срок. Им доверен специальный заказ — серия стан ков для Тольяттинского автоза вода. Фото И. Воронова. нированностя работников стальных магистралей во многом зависит ус пех выполнения народнохозяйствен ных планов. Думается, что подоб ная истина хорошо известна и ли пецким железнодорожникам. Одна ко, знакомясь с положением дел на станции, не чувствуешь этого. С увеличением потока вагонов на грузовом дворе станции участились завалы. При нормальной, ритмичной работе их могло бы и не быть. Но отдел погрузки нередко подводит клиентура. В . выходные и празднич ные дни грузы со станции не выво зятся. А железнодорожный транс порт, как известно, выходных не знает. Складские помещения по своей емкости давно уже не соответствуют количеству поступающего на стан цию товара. Но есть причины и чисто субъек тивные. Ликвидировать их, думает ся, не так уж и сложно, но у руко водителей станции, как говорится, руки до этого не доходят. Не ис пользуются на всю мощь имеющие ся механизмы. Загружены они лишь ка 70 процентов. Нельзя сказать, что железнодо рожники не думают, как рациональ нее организовать свой труд. Еще в августе прошлого года был наме чен ряд оргмероприятий. Думали реревести работу грузового двора на двухсменный график, для чего и освещение намеревались провести, и штат грузчиков увеличить, и пло щадки для выгрузки вагонов расши рить. К сожалению, все это оста лось на бумаге. К зимним условиям коллектив станции вовсе не готовился. Зима, как и предполагали путейцы, была не очень холодная. Поэтому меха низмов для рыхления в вагонах мо- розонеустойчивых грузов не приоб рели. Тшько потому прибывшие 16 января со смерзшимся углем вагоны под номерами 6439642 и 6377497 ос тавались неразгруженными до по ловины февраля. Это не единичный случай. В организации погрузочно-разгру зочных работ царит неразбериха. Служба станции в течение суток по дает вагоны к месту операций, но коллектив участка, которым руково дит т. Кузнецов, работает только в одну смену. Ответственности за простой вагонов он не несет. Нор мы на грузовые операции ему никто не устанавливает. Участок подчинен Елецкому отделению Юго-Восточной железной дороги, поэтому началь ник станции Липецк для т. Кузнецо ва «не указ». Грузовое автопредприятие № 1 для Липецкой мебельной фабрики, под разгрузку был подан 11 янва ря. Итого: 128 часов простоя! А вот другой пример. Сборные ва гоны № 2798974 и № 2511643 были разгружены 11 января в 21 час, а убраны со двора 15 января в 12 часов дня. И такие случаи не еди ничны. При этом следует отметить, что причины простоев никем и ни где не объясняются. Сами поду майте, какой может идти разговор об их ликвидации! Недоразумений на станции нема ло. В январе, например, общин про стой вагонов не должен был превы шать по плану 24,5 часа. Фактиче ски же он составил 32,1 часа. Не изменилось положение в феврале и первой декаде марта. За этот пери од простои составили соответствен но 29,8 и 30,2 часа. А вагон № 6201648 с удобрениями стоит на станции три месяца и штраф за Ве то на сегодняшний день начислен почти в три тысячи рублей. И если, скажем, можно легко подсчитать простой вагонов по ви не грузополучателей и сколько за это начислено штрафа, то сами ра ботники станции так хитро постави ли свой учет, что понять ничего не возможно. Поскольку норма простоя под вижного состава на грузовом дворе не установлена, то и никак нельзя угадать, сколько же неразгружен ных вагонов целиком перешло на следующие сутки. Время настоятельно требует пе ресмотра всех устаревших нормати вов. Нужно ликвидировать несура зицу в организации погрузочно-раз грузочных операций на станции Ли пецк. Односменный режим работы коллектива необходимо менять на двухсменный. Думается, не лишним будет поднять материальную заин тересованность грузчиков по сокра щению времени простоя вагонов. Вызывает большое недоумение и то, почему руководители Елецкого. отделения Юго-Восточной железной дороги в этом государственно важ ном деле стоят где-то в стороне. Борьба за снижение простоев под вижного состава — наше общее де ло. И .если за последнее время мно гие грузополучатели снизили плано вые нормы простоев на 10 процен тов, а трубный завод на 2 часа, то почему на станции они остались прежними? Работники станции Ли пецк плохо заботятся об улучше нии использования вагонов. Этому надо положить конец. ’ ’ И. АЛЕКСЕЕВ, нешт. корр. «Ленинского знамени». „ О р б жта “ у ХАБАРОВСК, 19 марта. (ТАСС). Космический мост свяжет Москву с побережьем Татарского про лива. В тайге, возле берега мо>ря, сооружается теле визионная станция «Орбита». Сегодня специалисты приступили к монтажу оборудования, в том числе Т а т а р с к о г о жр о л жжа огромного зеркала диаметром 12 метров. Заверша ется отделка здания телевизионной станции. Уже в первой половине нынешнего года жители Советской Гавани начнут смотреть передачи из Мо сквы. П О Д К О Р М К А О З И М Ы Х Климатические условия осени и зимы сложились неблагоприятно для развития озимых культур. Результа ты отращиваний проб озимой пше ницы вызывают тревогу за урожай. В этих условиях нужно приложить все силы к тому, чтобы с сохранив шихся площадей получить как мож но больше хлеба. В первую оче редь нужно позаботиться о семен ных участках. Наступила весна. Сейчас важно задержать талые воды и провести подкормку озимых. Задержание та лых воа лучше начать с полей, где достаточно большие склоны. Там, где эта работа сделана, целесооб разно сразу же приступить к под кормке растений минеральными удобрениями, не опасаясь смыва их. Подкормка — хорошо освоённый агроприем, и все же в ряде хо зяйств часто допускают ошибки при его проведении. Озимая пшеница в отличие от озимой ржи может кус титься весной, особенно, если осень, как это сложилось в прошлом го ду, была неблагоприятной. Для про хождения фазы кущения и одновре менного образования большей лис товой поверхности растения затра чивают много’ энергии. Между тем весной складываются как раз пло хие условия питания: ввиду низ ких температур микробиологическая деятельность почвы замедлена, а нитратные формы азота еще не об разовались. Ранняя весенняя подкормка азо том дает значительную прибавку урожая. Опыты, проведенные Во ронежским СХИ, показывают, что на черноземных почзах при внесении под озимую пшеницу азотных удоб рений в дозе 20 кг действующего ве щества на гектар прибавка урожая составляет до 3 центнеров. Опытами Елецкой агрохимлаборатории уста новлены значительные прибавки урожая от этого агроприема. В колхозе «Россия» Краснинского района внесение 1 центнера амми ачной селитры на гектар повысило урожайность на 2,8 центнера с гек тара. * Заслуживают внимания четырех- легние опыты Ворошиловградсксн опытной станции на выщелоченных черноземах, среднеобеспеченных под вижным фосфором. Подкармливалась озимая пшеница азотом, азотом и фосфором и только фосфором. Бы ли получены прибавки урожая от примененного азота (30 кг действу ющего вещества на га) — 3 цент нера, от совместного применения азота и фосфора (30 кг азота и 30 кг фосфора) г— 4,5 и от фосфо ра (30 кг действующего вещества на га) —. 3 центнера с гектара. Оценивая эти данные и особен ности осени, зональная агрохимла боратория рекомендует нынешней весной подкормить семенные участ ки озимой пщеницы и ржи, в пер вую очередь, азотными удобрениями в дозе 40 кг действующего вещества на гектар или в пересчете на туки— мочевины 90 кг, или аммиачной се литры 120 кг, или сульфата аммония 200 кг. Суперфосфата только по рошковидного — 1 центнер. При смешивании удобрений важ но учесть, что недостаточно сухие аммиачная селитра или мочевина с порошковидным суперфосфатом да ют тестообразную массу. При сме шивании сульфата аммония с су перфосфатом происходит схватыва ние массы, так как при реакции соединения образуется гипс. Поэто му все азотные удобрения нужно смешивать с порошковидным супер фосфатом только при засыпке в самолет или в ящики РУМ и СТН. Если добавить 10—15 процентов от веса обоих компонентов фосфорит ной муки, то это значительно улуч шит сыпучесть. Производственные посевы следу ет подкормить дозой 20 кг действу ющего вещества азотных удобрений на гектар. Если в хозяйстве имеет ся несколько видов таких туков, го в первую очередь нужно высевать мочевину, а потом селитру. Дело б том, что аммиачная формУ азота, как составная часть мочевины, при более высоких температурах по верхности почвы и воздуха испаря ется, В совхозах, где много помета, надо для подкормок использовать и его. В этом органическом удобре нии содержится 2,1 процента азота, фосфора — 1,22 и калия 1,7 про цента от веса. Перед внесением же лательно птичий помет размельчить, а для сыпучести добавить к нему фосфоритную муку. Доза для под кормки 4—5 центнеров па гектар. Если каждый птицесовхоз подкор мит хотя бы п<> 100 гектаров ози мых, то это увеличит сбор зерна до 300—400 центнеров в каждом хозяйстве. Для внесения удобрения следует использовать РУМы и СТНы. После внесения птичьего помета по ле надо обязательно забороновать. В тех хозяйствах, где имеется на возная жижа, использовать нужно и ее, предварительно разбавив в 2—3 раза, чтобы избежать ожогов. Это удобрение вносится машинами ГАН по 4—5 тонн на гектар. На участках с низкой обеспеченностью почв подвижным фосфором и там, где с осени фосфорные удобрения не вносились, желательно провести подкормку порошковидным супер фосфатом. Доза—1 центнер, на, гек тар. Большая доза нецелесообразна, так как со временем корни уйдут вглубь, и фосфор останется неис пользованным. Подкормку надо производить в ранние сроки, На посевах, где образовалась ле дяная корка, можно применить для борьбы с ней хлористый калий, ко- ! торый вносится машинами по 1,5—2 I центнера на гектар. Рекомендуя дозы удобрений, нужно заметить, что вносить туки нужно только на поля с нормаль- 1 ной густотой всходов (300 кустов и более на 1 квадратный метр). Нет смысла подкармливать изрежеиные посевы, так как, кроме буйного ро ста сорняков, это ничего не даст. Сейчас, не теряя ни дня, надо подготовить площадки и места за правки машин и самолетов удобре ниями. Очистить от снега, сделать водоотводные канавки и после не которого подсыхания укрыть туки сыпцом или песком. Создать брига ды по проведению подкормок. Це лесообразно продумать вопрос о прогрессивной оплате членов этих бригад. Нужно составить в каждом хо зяйстве график подкормки, обеспе чить бесперебойную работу самоле тов, всех наземных машин. Непос редственное руководство подкорм кой в районах следует возложить на районных агрохимиков. В. БАБАНОВ, старший агроном-агрохимик Елецкой зональной агрохимлаборатория.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz