Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

Л Е НИНС КОЕ ЗНАМЯ Т4 февраля 1970 г., № 15 С1260П Л Е Н И Н С К О Й «БЕЗ ЗНАНИЯ РАБОЧИЕ — БЕЗЗАЩИТНЫ, СО ЗНАНИЕМ ОНИ - СИЛА!» Б . Ж. Лешшж Сл ова, приведенные выше, написаны В. И. Лениным в конце прошлого века. Вскоре после победы Великой Октябрьской социа­ листической революции, в 1918 году, Владимир Ильич, развивая эту мысль, писал: «Трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно необходимо им для победы. Девять десятых трудящихся масс поняли, что знание является орудием в их борьбе за освобождение, что их неудачи объясняются недостатком образования и что теперь от них самих зависит сделать просвещение действительно доступ, ным всем». 17 сентября 1929 года Совет Народных Комиссаров под председательством В. И. Ленина принял декрет об организации при всех высших учебных заведениях рабочих факультетов. Появи­ лась невиданная до того форма обучения. Продолжая славные традиции дореволюционных воскресных школ, руководимых боль­ шевиками, факультеты несли свет знаний в гущу производственной жизни, обогащали новым содержанием жизнь масс. Образование без отрыва от производства встречается и в дру­ гих странах, но ни в одной из них во всем мире нет такой широкой и общедоступной, стройной, единой государственной системы, как у нас, системы, подкрепленной советским законодательством, преду­ сматривающим создание учащимся условий для плодотворной уче­ бы. Вечернее и заочное обучение стало у нас одной из важнейших форм подготовки высококвалифицированных специалистов, повы­ шения культуры и образованности трудящихся. Партия всегда видела в распространении знаний одну из важных целей своей деятельности. А пример Владимира Ильича Ленина, заботившегося о просвещении народа, его вещие слова, обращен­ ные к молодежи, ««учиться, учиться и учиться», его интерес к успе­ хам и проблемам развития народного образования в стране всегда будет служить вдохновляющим образцом. н АЗВАЛИ фамилию пропаган­ диста В. Н. Трубицына. В зале дружно захлопали в ладоши. На сцену поднялся тот, кому адресованы аплодисменты. Владимира Николаевича я знаю давно. Интересная судьба у чело­ века. Шестнадцать лет назад он пришел на завод тракторных агрега­ тов токарем. Не покладая рук тру­ дился, и без отрыва от производст­ ва учился. Не спеша, но настойчиво шел вперед, овладевал знаниями, познавал «секреты» производства. Заводской коллектив помогал ему— и Трубицын полной мерой платил предприятию, предлагал и внедрял новинки, облегчающие труд людей, помогающие увеличивать выпуск из­ делий с наименьшими затратами. Со ступенки на ступеньку под­ нимался по служебной лесенке Владимир Николаевич —- от просто­ го рабочего до главного инжене­ ра предприятия. Много трудностей преодолел. Не легко это семей­ ному человеку—работать и учить­ ся. Был станочником, экономистом, конструктором, начальником цеха, главным технологом, а теперь ве­ дает технической политикой на заводе. Ревностно следит за всем передовым, смело внедряет его на свеем предприятии. Здесь толково­ го, грамотного и всегда ищущего инженера Трубицына знают и как замечательного " пропагандиста, умеющего просто и доходчиво рассказать о сложном, донести до сознания слушателей ленинские идеи. И вот в канун нового учебного года в системе партийного просве­ щения, когда горком проводил се­ минар пропагандистов, я с удо­ вольствием вручила Почетную гпа- моту Липецкого обкома КПСС В. Н, Трубицыну. Удостоился он ее за активное участие в пропаганде марксизма-ленинизма и обеспече­ ние высокого уровня занятий в системе политического просвеще­ ния, Владимир Николаевич принял за­ служенную награду и возвратился на место. А по соседству с ним си­ дели его коллеги, прошедшие боль­ шую школу мастерства на производ­ стве, также овладевшие трудным пропагандистским искусством. Таков и Александр Васильевич Чурсин. Бывший машинист-инструк­ тор с высшим образованием. Он возглавлял колонну локомотивов имени XXII! съезда партии, делега­ том которого . был сам. Машинист- инженер! Ныне А. В. Чурсин — заместитель начальника локомо­ тивного депо. О каждом сидящем в зале, где проходил семинар, можно расска за-*ъ много интересного — у каж­ дого большие перемены, рост. С именем Ленина в сердце они не­ устанно несут в массы его бес смертные идеи. При этом невольно вспоминает­ ся прошлое. В. Н. Трубицыну и его соседям, родившимся в совет­ ское время в Ельце, за рекой Сос­ ной, не довелось быть свидетеля­ ми тех лет, когда здесь в конце прошлого века была открыта вое пресная школа, напугавшая тогда царских министров. В своих воспоминаниях наш зем­ ляк, член партии с 1893 года, со­ ратник В. И. Ленина, Николай Алек­ сандрович Семашко сообщает так называемых воскресных шко­ лах. В них «группа учителей и учи­ тельниц по воскресеньям обучала грамоте, истории, географии жела­ ющих из жителей Ельца. Ученика' ми школы обычно были рабочие, ремесленники, мелкие служащие Некоторые приходили затем, что­ бы получить самые необходимые знания, нужные для работы, напри­ мер, чтобы научиться подписать КНИГА Р А Б В РУКАХ О Ч Е Г О свою фамилию, написать прошение и т. д... Но были н такие ученики (глав­ ным образом, железнодорожные рабочие), которые желали полу­ чить в воскресной школе настоя­ щие знания и даже знания полити­ ческого характера». Как только о занятиях в Елецкой воскресной школе дошел слух до министра внутренних дел Дурново, он «совершенно доверительно», т. е. секретно, с возмущением пи­ сал . обер-прокурору святейшего синода Победоносцеву о том, что елецкие рабочие захотели учиться, советовал ему заняться «тща­ тельной проверкой лиц, допускае­ мых к занятиям в школах». , Ми­ нистр выражает подозрение, что в .Ельце определенно есть «противо­ правительственные элементы». Ми­ нистр смотрит на учащихся рабо­ чих, как на порох, а на знания и образование, как на искру. Он уверен, что если искра попадет в порох, то взрыв направится преж­ де всего на царское правительст­ во. В программе для публичного чтения, замечает министр, есть полная возможность лектору зна­ комить слушателей с теориями Маркса и Энгельса. Копия этого секретного письма попала в руки В. И. Ленина и по служила поводом для его замеча­ тельной статьи «О чем думают на ши министры?», написанной в кон­ це 1895 года для газеты «Рабочее дело». Эта статья — образец боль­ шевистской страстности и борьбы за просвещение и сплочение рабо­ чего класса. В статье Владимир Ильич Ленин писал: «С особенным ужасом го­ ворит г. министр, что школа в г. Ельце «помещается за рекой Сосной, где живет поеимуществен- но простой» (о, ужас!) «и мастеро­ вой народ, и где находится желез­ нодорожная мастерская». Подальше, подальше надо дер­ жать школы от «простого и маете рового люда». Обращаясь к рабочим, В. И. Ле­ нин в конце статьи говорит: «Рабочие! Вы видите, как смер­ тельно боятся наши министры сое динения знания с рабочим людом! Покажите же всем, что никакая си­ ла не сможет отнять у рабочих соз­ нания! Без знания рабочие — без­ защитны, со знанием они — сила!». Пламенный поизыв Ильича до шел до рабочих Ельца. Под руко­ водством Коммунистической партии они приняли активное участие в борьбе за победу социалистиче­ ской революции, за установление и укрепление власти Советов. С победой Великого Октября Ельце началась вторая молодость древнего города. В годы Советской власти здесь построен ряд крупных заводов. Среди них—«Гидропривод» «Прожекторные угли», элементный «Эльта», агрегатный, медицинского оборудования, механический другие. Город, славившийся в прошлом обилием церквей и кабаков, ныне превратился в большой индустри ельный центр Липецкой области, в город, который трудится, строит учится. От первой воскресной школы для рабочих широко шагнул к знаниям трудовой Елец. Сегодня только здесь, в районе за рекой Сосной к услугам горожан — филиал ин­ ститута железнодорожного транс­ порта, строительный техникум, до­ рожно-техническая школа, школа «Трансвзрывпрома», где готовят квалифицированных специалистов для всех дорог страны. Не забыты и дети железнодорожников. Они учатся в двух средних школах, в профессиональных училищах, в шко* ле-интернате. Кстати, лишь в одной новой школе теперь занима­ ется детей больше, чем во всех учебных заведениях города до ре­ волюции. А в настоящее время в Ельце одиннадцать средних, шесть восьмилетних, шесть начальных и столько же школ рабочей молоде­ жи, две* школы-интерната, педин­ ститут, музыкальное училище. Завод «Гидропривод». По харак­ теру производства — это уникаль­ ное предприятие со сложным и высокоточным процессом. Своей продукцией завод снабжает бо­ лее двух тысяч предприятий страны и отправляет изделия на экспорт в пятьдесят три государства. Высокий уровень технической ос­ нащенности, сложность и большая точность механического производ­ ства, автоматизация процессов требуют от рабочих и специалистов высокой квалификации. И партий­ ная организация «Гидропривода» постоянно заботится о подготовке кадров. На предприятии полтора десятка лет действует филиал ве­ чернего машиностроительного тех­ никума. Он подготовил свыше трех­ сот молодых специалистов, которые теперь работают в конструктор­ ских и технологических бюро и от­ делах, на важнейших участках про­ изводства. Бывший станочник Н. А. Вольных, например, после оконча­ ния техникума прошел путь от мас­ тера до старшего инженера. Руко­ водителями цехов стали бывшие ста­ ночники В. Т. Рогачев, А. П. Меш­ ков. В нынешнем ленинском юбилей­ ном году девиз заводского коллек­ тива: «Всем молодым рабочим — среднее образование!». Уже сейчас на «Гидроприводе» более двух тре­ тей юношей и девушек с восьми- и десятиклассным образованием. Около тысячи человек повышает свои общеобразовательные и тех­ нические знания в вечерних шко­ лах, техникумах, на курсах. Это, так сказать, первый этап на пути к знаниям. В дальнейшем на пред­ приятии намерены добиться того, чтобы каждый трудящийся имел среднее образование. Добрый почин станкостроителей нашел отклик на многих предприя­ тиях Ельиа. На агрегатном заводе сейчас более половины оабочих имеет среднее и высшее образова­ ние. Массовая учеба сопутствует рос­ ту производительности труда, ус­ корению технического прогресса, досрочному осуществлению зада­ ний пятилетки. Многообразны формы учебы. Х с каждым годом все больше рабо­ чих промышленных предприятий садятся за парты вечерних школ. Большой популярностью у нас пользуются, например, школа рабо­ чей молодежи № 3 — диоектоо заслужённый учитель школы РСФСР В. Подколзин. При ней имеются классы мастеров по холодной об­ работке Деталла. После оконча­ ния школы рабочие вместе с удо­ стоверением мастера получают ат­ тестат о среднем образовании. Настоящую политическую закалку получают рабочие в системе пар­ тийкой и комсомольской учебы. Кроме того, в городе действуют одиннадцать народных университе­ тов с различными факультетами. Их уже окончили 15 тысяч рабо­ чих, служащих, учащихся, студен­ тов. Сейчас в народных универси­ тетах обучается 1.664 слушателя. Наряду с профилирующими дис­ циплинами, отвечающими той или иной отрасли производства, в них изучается жизнь и деятельность В. И. Ленина, его произведения, Тезисы ЦК КПСС к столетнему юбилею Ильича. В рабочих коллективах широкое распространение получила практи­ ка проведения различных меропри­ ятий, пропагандирующих и помога­ ющих глубже осмыслить существо марксистско-ленинского учения. На элементном заводе, например, в последнее время состоялись тео­ ретические конференции на тему: «Ленин о техническом прогрессе», по работам В. И. Ленина «Государ­ ство и революция», «Детская бо­ лезнь «левизны» в коммунизме». А всего в городе проведено более 30 теоретических конференций. Тесное сочетание общеобразова­ тельной подготовки с политической учебой, и на этой основе, растущий идейный уровень, политическая сознательность и трудовая актив­ ность трудящихся помогают им ус­ пешно бороться за досрочное за­ вершение пятилетки, за выполнение социалистических обязательств к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Все многообразие общеобразова­ тельной, политической, професси­ ональной учебы, в которую вовле­ чены советские люди — это поис­ тине триумф ленинских планов трудящихся к знани- приобщения ям. Т. ДЕНИСОВА, секретарь Елеикого горкома КПСС. • Идут практические занятия в металлургической лаборатории студентов-вечерников четвертого курса 'химико-металлургического факультета Липецкого филиала Московского института стали и сплавов. НА СНИМКЕ (слева направо): вальцовщик третьего листопрокатного цеха НЛМЗ Всеволод Алимов, технолог 'отдела главного металлурга ЛТЗ Юрий Пищулин, электрик Анатолии Андропов и отжигальщик Валерий | Буланов из цеха холодного проката НЛМЗ. . Фото Ю. Арадшева. Р а б ф а к о в ц ы Е л ь ц а М ОСКВА, ЦК РК П И т о в . ЛЕНИНУ «Студенты, преподаватели и президиум Елецкого рабфака при­ ветствуют Вас, как руководителей борьбы за диктатуру пролетариа­ та и за пролетарское знание. На нашем участке фронта просвеще­ ния в торжественный день открытия нового здания рабфака мы, раб­ факовцы, даем клятву, что все силы и знания посвятим рабочему классу в борьбе с прогнившими устоями старого буржуазного мира. 8 февраля 1923 года». Рабочий факультет в Ельце? Но ведь в постановлении Совнар­ кома в 1920 году о создании этих учебных заведений говорилось об их обязательном прикреплении к институтам. В Ельце же лишь в сороковых годах появился учи­ тельский институт. Рассказывает бывший рабфако­ вец А. П. Небуко, ныне директор Елецкого краеведческого музея. — Над нашим рабфаком шеф­ ствовал Воронежский педагогиче­ ский институт. Но кадры препо­ давателей у нас были очень хоро­ шие, условия для учебы тоже, и к нам в Елец приезжали учиться не только из других городов, но даже из других республик — из среднеазиатских, например. Это были В' основном представители рабочей молодежи, имевшие опре­ деленный производстгенный стаж, их направляли на рабфак комсо­ мольские организации. Позже на рабфак стали прини мать и сельскую молодежь. Вна чале было лишь дневное отделе ние, с отрывом от производства. На нем училось 260 человек. По­ зднее организовали и вечернее — для работающих. За три года обучения — про­ грамма была очень насыщенной— учащиеся получали среднее обра­ зование, а выпускники первых лет и право преподавания в на­ чальных сельских школах. Всего состоялось Т8 вы­ пусков. Рабфак просуществовал до 1941 года/ когда на его базе был открыт учительский институт (ны­ не педагогический). Питомцы рабфака, как правило, продолжали учебу в институтах. Среди них много учителей, вра­ чей, партийных работников. В на­ шей области и за ее пределами хо­ рошо знают воспитателя молоде­ жи, директора Елецкого детского парка Б Г. Лесюка. Это выпуск­ ник рабфака. Н. П. Зуев — сек­ ретарь парторганизации Елецкого горно-обогатительного комбината, С. М. Коган—инженер элементно­ го завода... А. П. Небуко назвал десятка полтора фамилий — сре­ ди них врач Липецкого курорта, завуч одной из школ областного центра, инженер металлургическо­ го завода, преподаватель техни­ кума и многие другие, бывшие рабочие заводов и фабрик, став­ шие представителями новой со­ ветской интеллигенции. В. ЕВГЕНЬЕВ. Жу з шжща Т у р и с т и ч е с к а я Москва в 1970 г. Туризм в нашей стране становится зее более попу­ лярным. Каждый год почти 50 миллионов человек в СССР отправляются в путь за интересным, за новыми впечатлениями. Немало ту­ ристических дорог пролегло из столицы. Корреспонде н т Т А С С А. Яковлев попросил пред­ седателя Московского сове­ та по туризму при МГСПС Р. Чистякова рассказать о самых главных маршрутах. — Нынешний год — осо­ бенный з жизни советских людей, — сказал Ростислав Васильевич. — Десятки ты­ сяч москвичей стремятся побывать там. где жил и работал Владимир Ильич Ленин. Мы разработали специальный маршрут «По ленинским местам По­ волжья». Туристы на теп­ лоходах совершат поездку д Горький, Казань, Улья­ новск, Куйбышев — города,' в которых прошли детские и юношеские годы Влади­ мира Ульянова, где нача­ лась его революционная де­ ятельность. Они познако­ мятся и с теми преобразо­ ваниями, которые произо­ шли на берегах Волги за годы Советской власти. Летом туристы смогут побывать в далеком Шу­ шенском — сорре м е н н ы е воздушные лайнеры доста­ вят их туда за несколько часов. Москва—-Ленинград —Разлив—таков маршрут одного из путешествий по­ ездом. Гости Москвы познако­ мятся с ленинскими места­ ми столицы и Подмосковья, примут участие в экскурси­ ях «Москва в трех револю­ циях», «Москва будущего рождается сегодня», «Ком­ сомол Москвы — передовой отряд ВЛКСМ», В этом году мы широко используем и так называе­ мые комбинированные мар­ шруты. Один из них — для любителей северной при­ роды и древнего русского зодчества. Путешествуя на самолете, теплоходе и по железной дороге, туристы побывают в Карелии и на побережье Белого моря, познакомятся с историко­ архитектурными памятни­ ками — творениями рус­ ских умельцев. 9 мая наша страна отме­ тит 25-летие Победы над фашистской Германией. По местам сражений Великой Отечественной войны прой­ дут десятки маршрутов пу­ тешествий. Это — «плановый» ту- Л И С Т А Я Г А З Е Т Н Ы Е С Т Р А II II Ц Ы В 1932 году городская газета «Липецкая коммуна» напеча­ тала любопытный документ: рапорт коллектива Липецкого горно-металлургического техникума о выпуске специалистов. В нем гозорится о том, что «призванный партией готовить инженерно-технические кадры из рабочего класса, способные на деле строить социализм», коллектив техникума выпустил 121 техника по пяти специальностям. Сегодня бопее 700 молодых ме­ таллургов учатся в высших учебных заведениях, 600—в техникумах и 469 —в школах рабочей молодежи. 20 работников завода получают высшее образование в вузах Москвы, Воро­ нежа за счет средств предприятия. В прошлом году около ста наших молодых рабочих посещали подгото­ вительные курсы для поступления в Липецкий металлургический техни­ кум. Теперь группа в полсотни че- лбвек готовится в Липецкий филиал Московского института стали и спла­ вов. Занятия проходят в хорошо оборудованных помещениях. Завод направил десять лучших молодых рабочих на подготовительное отде­ ление с отрывом от производства в Липецкий филиал МИСиС. Согласно приказу Министерства черной металлургии СССР и Мини­ стерства высшего и среднего обра­ зования СССР, Новолипецкий завод является базой производственной практики для 17 вузов и техникумов страны. Фактически же студенты 32 вузов проходят практику нё нашем заводе, А. САВКЕВИЧ, ипженер-методист отдела технического обучения Новолипецкого завода. Из с о о бще ний статистических у п р а в л е н и й ^.Областного: В 1969 году 22,5 тысячи человек окончили восьми­ летнюю школу и 13 тысяч человек —• среднюю общеобразовательную школу, из них 2,1 тысячи человек получили среднее образование в школах рабочей и сельской моло­ дежи. Высшие и средние специальные учебные заведения области выпу­ стили 6 тысяч специалистов, что на 8 процентов больше, чем в 1968 году. Выпуск из училищ про­ фессионально-технического обра зования составил 8,7 тысячи чело­ век и увеличился по сравнению с 1968 годом на 12 процентов. Численность учащихся общеоб­ разовательных школ на начало 1969/70 учебного года составила 248 тысяч человек, численность студентов в высших и учащихся в средних специальных учебных заведениях превысила 29 тысяч человек, из которых 16 тысяч че­ ловек обучаются без отрыва от производства. ...ЦСУ СССР: Различными ви дами обучения охвачено 78 мил­ лионов человек, из них в общеоб­ разовательных школах обучались более 49 миллионов человек, высших учебных заведениях — 4,5 миллиона, в техникумах и других средних специальных учебных заведениях — 4,3 миллиона чело­ век. Восьмилетшого школу окончили 4,5 миллиона и среднюю общеоб разовательную школу 2,5 миллио на человек; при этом в школах рабочей н сельской молодежи по лучили восьмилетнее образование более 450 тысяч и среднее — свыше 600 тысяч человек. С тех пор Липецкий металлургический техникум, подготовил около семи тысяч специалистов. Последний выпуск — прош­ лого года — самый большой: 721 техник по 12 специальностям. Причем 330 человек получили среднее специальное образова­ ние без отрыва от производства на вечернем отделении. Поми­ мо традиционных металлургических специальностей техников доменного, литейного, сталеплавильного, прокатного произ­ водства, учебное заведение выпускает и техников-электромеха- ризм. Не забыты и «само- ников, техников-электрикоз, освоивших работу с электронными деятельные» туристы. В Мо-1 приборами, автоматикой, техников-агломератчиков и др. За сковском клубе туристов, в §нятия ведут 74 преподавателя, многие из которых в прошлом автомотоклубе им всегда инженеры с большим производственным стажем. Техникум располагает солидной учебно-материальной базой — 29 каби­ нетов и лабораторий, в том числе кабинеты промышленной электроники, технических средств и программированного обу­ чения. Ежедневно в учебные аудитории, лаборатории, кабине­ ты в техникум приходят 1700 завтрашних специалистов. Свы­ ше 800 из них завершают среднее техническое образование на вечернем отделении без отрыва от производства. помогут выбрать маршрут, снабдят картами и литера­ турой. Всего в этом году около миллиона москвичей прове­ дут отпуска в путешестви­ ях по стране. Им на выбор предлагается 183 маршрута. ОТ КУРСОВ ДО АСПИРАНТУРЫ Липецкий тракторный — не только одно из круп­ нейших предприятий области, но и своеобразный учебный центр. Как рассказывает начальник отдела подготовки кадров завода В. П. Фролов, каждый третий — четвертый работник предприятия учится. На заводе широко разветвлена курсовая сеть. Есть курсы повышения квалификации для рабочих всех специальностей. Есть школа передовых методов тру­ да. Кстати, это не дублирующие формы обучения: в школах передовых методов лучшие рабочие, нова­ торы помогают своим коллегам освоить новый метод, разработанный непосредственно у станка, или ориги­ нальное приспособление, т. е. совершенствование идет по узкой конкретной теме. Близки, казалось бы, по характеру так называемые целевые курсы, но их задача—подготовить специалистов по работе, допу­ стим, на серии новых станков, на новых операциях и технологических процессах, которые время от вре­ мени приходят на смену старым. Есть курсы в по овладению вторыми и третьими профессиями. Ряд форм обучения существует и для инженерно- технических, руководящих работников — курсы по­ вышения квалификации, обучения вопросам эконо­ мики. Наконец, в летнее время завод организует курсы по подготовке в высшие учебные заведения и техникумы. Не найдешь, вероятно, цеха и производственного участка, где бы не было учащихся школ рабочей мо­ лодежи. В вузах заочно и на вечернем факультете Липецкого филиала Московского института стали и сплавов учатся триста пять тракторостроителей, в техникумах, в том числе и в Липецком машиностро­ ительном, находящимся в заводском районе — 890. 8 заводских инженеров учатся заочно в аспиран­ туре. А недавно два защитили диссертации на соиска­ ние ученых степеней кандидатов технических наук— начальник бюро отдела главного конструктора Г. К. Каптюшин (в Волгоградском политехническом ин­ ституте) и руководитель группы отдела главного конструктора Л. И. Буянков (в Воронежском сель­ скохозяйственном институте), ^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz