Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)
Кф терам , 1970 г , ?8 33 П2 5921 ЯВНИНСКОЕ ЗНАМЯ Н А В С Т Р Е Ч У ВЕЛИКОЙ ДАТЕ ВЕЧЕРА, ДИСПУТЫ, ВСТРЕЧИ Разнообразны массовые формы лекционной пропаганды в Кузьмино Отвержекой первичной организации общества «Знание» (Липецкий рай он). Большую аудиторию собирали, на пример, ! тематические вечера «Мы делу Ленина верны» и «Ленин в поэзии». Интересно прошли диспуты «Настоящий человек» , «В чем твое счастье, семнадцатилетний?» н «О равнодушии и непримиримости». Регулярно проходят здесь встречи И беседы с передовиками производ- нли инстРУмент* Чертежи закрепле Н ОТ НАЧИНАЕТСЯ с оргаян- зации рабочего места. Ведь от того, каково оно, в боль шой степени зависит отношение са мого рабочего к труду, его жела ние производить материальные цен ности. Хороший пример научной ор ганизации рабочих мест показывают лебедянские машиностроители. Раньше в цехах завода верстаки, тумбочки, стеллажи были разной формы, неудобные для работы, не приглядные, а порой даже и опасные для людей: имели острые металличе ские углы, зазубрины. Чертежи на таком верстаке лежали, где попало, быстро загрязнялись, превращались в обрывки. Надо было тратить силы технических служб на их воспроиз водство. Теперь положение измени лось. Рабочие места преобразились. Не надо тратить лишнего времени на то, чтобы взлть нужную деталь Многое сделано для улучшения организация рабочих мест и их об служивания. Вся устаревшая дере вянная мебель (инструментальные тумбочки, стеллажи и прочее), заме нена металлической однотипной. В механосборочных цехах действует си стема, по которой заранее на каждое рабочее место комплектуется весь необходимый режущий и меритель ный инструмент. Такой порядок спо- День таскали черные, день—светлые. Опыт продолжался несколько дней. Грузчики жаловались, что черные ящики тяжелее. Вот какое действие на труд оказывал цвет. Было над чем подумать специалистам. На машиностроительном заводе во всех цехах и отделах смонтировали люминесцентные светильники, и осве щенность на рабочих местах увели чилась с 50 до 120—150 люксов. Это Постоянная забота проявляется на заводе о производственной эстети ке. Оборудование, цеховые интерье ры окрашены в цвета, соответству ющие требованиям технической эсте тики. При этом учитываются техно логические и специфические условия на каждом участке. Важное место в работе занимают вопросы планирования социального развития коллектива. В составлен- Оггыт щ достижения машинострои телей становятся достоянием других коллективов лебедянских заводов. В 1969 году на Лебедянском заво де строительно-отделочных машин внедрено несколько плане® НОТ по направлениям: совершенствование организации рабочих мест, внедрение передовых методов и приемов труда, улучшение условий труда. Например, применение кран-балки в литейном С ИЗ ОПЫТА ЛЕБЕДЯНСКИХ ЗАВОДОВ ства совхоза «Память Ленина». Осо бенно интересной была встреча с трактористкой, кавалером ордена Ленина Марией Сергеевной Алени- ■ой, старым коммунистом А. А. Чес ноковым. н. ПОПОВ. СОБРАНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ДОЛГОРУКОВ О. С о т е н учителей, специалистов сельского хозяйства, других представителей интеллиген ции собрались недавно в райцентре, чтобы об!меняться мнениями о том, как лучше вести пропаганду Тезисов ПК КПСС «К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Лени на». С докладом «Тезисы ЦК КПСС и задачи партийной пропаганды» вы ступил старший преподаватель Ли пецкого института стали и сплавов, кандидат философских наук А. С. Романов. В бригадах, на фермах, в механи ческой мастерской колхоза «Совет ская Россия» глубокое разъяснение Тезисов ЦК ведут политинформато ры Ф. Т. Власов и другие. Члены первичной организации общества «Знание» выступают перед населени ем с лекциями в двух здешних клу бах. Агитаторы же проводят беседы но месту жительства, в домах кол хозников. Как организована эта ра бота, о плюсах и минусах ее расска зал на собрании секретарь колхоз ной парторганизации В. 3, Ростов цев. Опытом работы кинолектория в совхозе «Больше-Боевский», в кото ром регулярно читаются лекции на ленинскую тему и демонстрируются фильмы о великом вожде, поделлл- ся киномеханик Н. И. Боев. О пропаганде Тезисов ЦК парами в клубах, библиотеках и других уч реждениях культуры рассказал зав районным отделом культуры И. А. Тищенко. Вопросам социалистического со ревнования в честь ленинского юби лея и движения за коммунистиче ский труд было посвящено выступ ленне председателя райкома проф союза Д . Н. Денисова. А. РЫБИН, заведующий отделом пропаганды н агитации Долгоруковского райкома КПСС, ШКОЛА ПАРТИЙНЫХ ВОЖАКОВ =1: ТЕРБУНЫ. (Соб. корр. «Ленин ского знамени»). Здесь начались за нятия в двухгодичной школе секре тарей партийных организаций кол хозов и совхозов, школ и учрежде ний. На первом из них с лекциями «Ленинские принципы работы с до кументами и письмами трудящихся» и «О порядке подготовки и рассмот рения персональных дел» выступили инструктор обкома КПСС В. И. Ни кифоров и член партийной комиссии обкома КПСС Д. М. Крылов. О задачах партийных организаций по улучшению организационнотпар тийной работы в свете постано®ле1 ния ЦК КПСС по Ярославской го родской партийной организации рас сказал секретарь райкома КПСС А. М. Травное. Вопросам укрепле ния социалистической дисциплины труда, соблюдения законности и пра вопорядка было посвящено выступ ление прокурора Тербунского района ны в специальных держателях. На Лебедянском ’ машинострои тельном заводе нау-ная органи зация труда прочно вошла в жизнь. От отдельных мероприятий, состав ленных инициативной группой, маши ностроители дошли до комплексных планов, направленных на решение проблем общезаводского значения. Теперь каждый член коллектива уча ствует в разработке и внедрении мероприятий НОТ. За последние го ды разработаны и осуществлены комплексные планы НОТ в кузнечно- заготовительном, инструментальном, третьем механосборочном цехах, па термическом, резинопластмассовом участках, на участке выплавляемых моделей и в ряде других отделений. В результате глубокого и всесто роннего анализа для каждого под разделения разработан комплекс ме роприятий, позволивший провести рациональную расстановку оборудо вания, повысить производительность труда, улучшить условия и быт ра ботающих, культуру производства. собствует резкому сокращению по терь рабочего времени. Во многих цехах полы находились в крайне зая>щенном состоянии: имели большие выбоины, неровности, настланы из различных материалов. Их ремонты требовали много трудо вых и материальных затрат. Об ис пользовании механизированных ви дав транспорта не могло быть и речи. В течение двух лет полы во всех цехах заменили. Их е ы л о ж и л и из рифленых плит. Ровные и проч ные они теперь удобны для уборки и легко ремонтируются. Одновременно приводились в по рядок дороги на территории завода. Это позволило шире применять ав токары и автопогрузчики. Объем ручных транспортных операций в це хах сократился более чем на 40 про центов. Высвободилось 11 челозек из числа вспомогательных рабочих. От условий работы, от интереса к ней зависит производительность тру да. На заводе проделали такой опыт — попросили грузчиков таскать ящики одинакового веса и формы, но разной окраски — черны* и светлые. позволило повысить производитель ность труда на отдельных участках на 6—6,5 процента, примерно на 15 процентов сократить брак, значитель но снизить травматизм и сэкономить условно 49 тысяч рублей в год. В стержневом отделении литейного це ха смонтировали вертикальное меха низированное сушило. Оно позволи ло более чем в два раза снизить за газованность. Однако хорошая организация ра бочего места оказывается мало эф фективной, если рабочий часто от влекается от своих технологических функций для выполнения несвойст венных ему дел/ По этим причинам отдельные рабочие теряли около 7 процентов рабочего времени. С це лью сокращения таких потерь разра ботали нормативы численности об служивающих рабочих (загрузчиков, кладовщиков, уборщиков и других), четко определили их обязанности. В результате внедрения мероприя тий НОТ завод с 1 января прошлого года получил 159 тысяч рублей эко номии и выполнил пятилетний план по эффективности внедрения НОТ. ном плане намечены конкретные ме ры повышения общеобразовательного и квалификационного уровня работа ющих, улучшения условий труда и медицинского обслуживания, улуч шения бытовых условий, удовлетво рения потребностей духовного и фи зического развития членов коллекти ва. В новом пятилетии предусматри вается рост рабочих с общим сред ним образованием на 7 процентов, рабочих со средне-техническим обра зованием на 17 процентов, ИТР ыа 18 процентов. За эти годы предполагается пост роить водогрязелечебницу, молодеж ный городок с комплексом спортив ных сооружений, включающий пла вательный бассейн, спортзал; пионер ский лагерь на 320 мест, палаточный городок на 100—120 'мест и многое другое. Осуществление Ееех этих ме роприятий, комплексное решение тех нических, организационных и соци альных вопросов будет способство вать широкому развитию творческой инициативы каждого работника, по высит заинтересованность коллекти ва. цехе и высокопроизводительных фор мовочных машин позволило по высить производительность труда на 0,5 процента и увеличить выпуск литья. Себестоимость тонны литья при этом снизилась на 13,8 рубля. Алмазная заточка инструмента по зволила получить экономический эф фект — более тысячи рублей. Рациональная покраска оборудова ния, замена ламп накаливания люми несцентными, установка пылеотсосоз у заточного оборудованиями другие мероприятия резко улучшили быт и •условия труда на заводе. Общий экономический эффект ст внедрения плана НОТ составил 10,7 тысячи рублей. Много интересного, нового в обла сти НОТ осуществляется и на участках инструментального заво да. На участке обработки цилинд ров второго механосборочного цеха, например, производственная пдощадь при новой планировке ра бочих мест стала использоваться значительно рациональнее Тепло вые смесители, установленные на каждом рабочем месте гарантируют температуру охлаждаемо® жидкое», в результате чего качество деталей улучшилось. Выработка рабочего • среднем поднялась на 14 процентов. На участке обработки подставки • первом механосборочном цехе науч ная организация труда проведена а комплексе с усовершенствованием конструкции изделия и технологии его производства. Пр® старом спосо бе подставка была металлической. Одна группа ее деталей проходила шесть видов обработки, другая — восемь. Теперь ее делают из пласт массы и она проходит всего три вида обработки: прессование, зачистку и мойку. Производительность труда возросла в два с половиной раза. Высвобождено пять единиц оборудо вания. Общий эффект от внедрения плана НОТ на участке составил 14 тысяч рублей. Характерно, что осуществление планов научной организации труда положительно влияет на технико- экономические показатели заводов. Так, производительность труда на инструментальном заводе возросла в 1969 году на 9,1 процента. В прош лом году на этом заводе увеличение объема производства произошло без роста численности рабочих. Пятилет ка по производительности труда бы ла выполнена за четыре года. Кроме того, рабочие трудятся в хороших условиях, труд их становится все квалифицированнее, сложнее и вме сте с тем легче. А это является на чальным условием стирания разли чий между физическим и умствен ным трудом. Соединение научной организации труда с внедрением новой техники, рационализации, расширения социа листического соревнования дало воз можность заводам нашего города повысить уровень рентабельности, увеличить объем производства я значительно улучшить качество вы пускаемой продукции. н. волы нчиков , член Лебедянского райкома КПСС. 99 Р ОМ Э Н “ И ш к о Т Е А Т Р г ! ? А *<•>*«( Д В первом цехе Липецкого ме ханического завода образцы тру да показывает бригадир по ремон ту оборудования Анатолий Пепе ляев. Он не только хороший про изводственник, но и активный ра ционализатор. Предложения нова тора направлены на экономию цветных металлов, сокращение простоев оборудования. Коллектив ремонтно-механи ческого цеха завода «Свободный сокол» включился в соревнование за досрочное выполнение послед него года пятилетки. Здесь много передовиков производства. Вот комсомолка Нина Лихачева, ко торую вы видите на снимке сле ва. Ее правило: выдавать продук цию только 'отличного качества. Контролеры принимают сделанные ею детали с первого предъявле ния. Нина борется за звание ударника коммунистического тру да, всегда перевыполняет задания. Ее личный план: выполнить пяти летку к ленинскому юбилею. фото Ю. Клюева и И. Воронова. Д. Ф. Ефанова. Ш 1М »И 1 1 » «Ц |1И И 1И Ч Ц П 1Ц И Ш 1И И Ш Щ |Щ И И 1И 1И 1И 1 1И Щ »И И Щ » 1М И 1 1 1 тП И Н И 1 1Ч 1И 1Ч Ч И Ч И т 1 1И И И 1Ц Ч Ч И 1И «Ч Ш » | | Ц | | | | | | МИ 1 ||||||и 1 |1 |1 1 1 1 “ -|11? ФОТОЛЕТОПИСЬ О РАЗВЕДЧИКЕ КУЗНЕЦОВЕ У Героя Советского Союза раз ведчика Николая Кузнецова, про- ^ ) славившегося своими подвигами в Л * тылу врага, была исключительно мирная профессия — лесоустроитель. С нее он начинал свою трудовую биографию по окончании Талицкого лесотехнического техникума. Не сколько страниц из жизни героя, связанных с этой профессией, вос становил для истории уральский фотокорреспондент Иван Тюфяков. Так, он первым запечатлел на пленку интересную находку Коми- Пермяцкого краеведческого музея в городе Кудымкаре. При разборе гербариев растительности в фондах музея обнаружена папка в сером дерматиновом переплете, на которой рукой будущего отважного развед чика написано: «Музею от Кузнецо ва Николая Ивановича. 24 января 1933 года. Гербарий собран в Та- лицком районе Уральской области». Гербарий состоит из пятидесяти растений, обычных для уральжих лесов: мятлик, чина луговая, вейник лесной, змееголовка, ромашка непа хучая и другие. Собранные сорок лет назад, они тем не менее хорошо со хранились. Старательным юноше ским почерком выведены названия каждого растения по-русски и по- латыни. На последнем листе герба рия краткая подпись: «25/УШ 1928 года. ТЛТ II курс. Н. Кузнецов» Уже эта студенческая работа №- ворит об аккуратности, о серьезном отношении к любому делу — чертах отличавших Кузнецова всю жизнь. Появление гербария е Кудымкаре объясйяется просто: в тридцатых годах Кузнецов жил и работал так сатором в Коми-Пермяцком округе Многие согни километров исходил он в тайге с лесоустроительной пар тией, определяя запасы древесины. К этому периоду, примерно, I 1932—33 году, относится и фотогра фия с совещания лесничих, которую переснял в Кудымкаре Тюфяков Среди участников совещания Николай Кузнецов, молодой, обая е р о м тельный, в белой рубашке с галсту ком и светлом плаще. Иван Тюфяков, бывший фотокор респондент газеты «Уральский ра бочий», журналов «Советский Союз» и «Огонек», давно ведет фотолето пись жизни и подвигов своего про славленного земляка. В этом кон кретно воплотилась всегда привле кавшая его тема патриотизма в го ды Великой Отечественной войны. Сам он тоже защищал Родину. Ко мандиром взвода минометчиков Тю фяков участвовал в Сталинградской битве, позднее — командиром роты — в форсировании Днепра. И только тяжелое ранение в 1944 году вывело его из боевого строя. В поисках материалов фотокор респондент не раз побывал на род I- не Кузнецова — в деревне Зырянке, в Талице, в Тюмени, в Кудымкаре, на Уралмашзаводе в Свердловске, на Украине — в Ровно, во Львове, Здолбунове, Луцке и других горо дах и селах, так или иначе связан ных с героем. Тюфяков встречается с родными и близкими разведчика, с его бывшими товарищами по труду. Работа над фотолетописью началась у него со знакомства с бывшим ко мандиром партизанского отряда Дмитрием Медведевым. Фотокорреспондент встречается и постоянно держит связь с боевыми друзьями, сподвижниками Кузнецо ва — Сергеем Стеховым, Николаем Струтинским, Иваном Приходько, Александром Лукиным, Николаем Гнидюком, Валентиной • Довгер и другими. Они помогают неутомимо му следопыту разыскивать и восста навливать для истории различные фотографии героя. Так, во время посещения Тюфяко вым бывшего комиссара партизан ского отряда Сергея Сгехова гот передал ему из своего личного архи п о д в и г рат, Диппен горячо поддержал его: он непременно хочет иметь на па мять фотографию Пауля Зиберта! 'Это было вопреки всем правилам ■ конспирации—сниматься целой раз- ва не публиковавшийся нигде вари- ведывательной группой, да ж с ант одного необычного снимка. Два немцами. Но отказа немецких офицера в группе штат ских стоят в обнимку перед объек тивом фотоаппарата. Один из них— Николай Кузнецов, или обер-лейте нант Пауль Зиберт, каким его знали немцы в Ровно. Первые два варианта этой фото графии уже известны по книгам о Кузнецове. А вот третий, наиболее интересный, не привлек к себе вни мания: по-видимому, из-за плохого его качества. Тюфяков перепробовал несколько сортов пленки и бумаги, чтобы получить хорошую репродук цию снимка. А затем из первоисточ ника — от Ивана Приходько, имею щего прямое отношение к фотогра фии, узнал ее историю. Приходько, работавший в немец кой военной пекарне, был хозяином конспиративной квартиры Кузнецо ва в Ровно. Однажды весной 1943 года здесь собрались для обсужде ния своих дел Николай Кузнецов, Николай Гнидюк и Михаил Шев чук. Неожиданно к Приходько яви лись гости: его знакомый офицер СС штурмбанфюрер Диппен с пред ставителем фирмы «Тодт» Генессом. Эсесовец оказался знакомым и Пауля Зиберта-Кузнецов а: они встречались на офицерских вечерин ках. Шевчук и Гнидкж были пред ставлены пришедшим как «господа коммерсанты». Когда садились за стол, к компании присоединились помощник Приходько Ян Каминский со своим «другом» — немецким журналистом. Подвыпивший гитлеровец рассы пался в любезностях Кузнецову: он — самый умный и образованный из тех офицеров, ка^ие ему встреча лись. И когда Приходько предло жил запечатлеть приятную встречу, благо у журналиста был фотоалпа- не ца и! о отказаться оснований, и «дружная» компания встала перед фотообъективом. Жур налист сделал три варианта снимка. Приходько рассказал, что ему здорово / досталось от товарищей за такую оплошность, а Кузнецов дал ему строгое задание — во что бы то ни стало изъять пленку у журна листа. Задание было выполнено. Не гативы передали в партизанский от ряд и лишь после войны с них от печатали те снимки, какие увидел у Стехова уральский фотокорреспон дент. Тюфяков — автор фотоальбома «Человек из легенды», вышедшего в 1968 году в Средне-Уральском книжном издательстве. Здесь впер вые в таком масштабе (более 130 снимков) собраны воедино и систе матизированы в хронологическом порядке фотографии, хранящиеся а музеях, в личных архивах и семей ных альбомах. Некоторые из них ранее не публиковались, Сказать «собраны воедино», «си стематизированы» — это слишком мало. Многие фотографии потребо вали серьезной реставрации. Некото рые из них, непригодные для клише, Тюфяков неоднократно ретушировал и переснимал. Результат новых творческих поез док и поисков Тюфякова — фото выставка о Кузнецове, которую из дают свердловское отделение обще ства «Знание» и фотостудия «Дина мо». Свыше 120 фотографии, смон тированных на тридцати листах представляют собой иллюстрирован ный рассказ о бесстрашном развед чике. В него включены некоторые находки фотолетописца, о которых говорится в этой корреспонденции. Л. БУТОРИНА, корреспондент АПН. Ах, цыгане.- Им к лицу одежда из самых броских эпитетов. Пыльные проселки таборных кочевий, гадалка в пестром платке, безумство пляски и отчаяние ревности, доброта и бе шеная гордыня. И песня — сквозь слезы и смех. Ах, цыгане— Ну кто не писал о них. Сервантес, Мериме, Пушкин, Достоевский, Толстой— «В мире, сотрясаемом Революцией, они одни, кажется, останутся навеки неизменными», — так писал во вре мя событий 1905—1907 годов блестя щий русский журналист и известный театрал Влас Дорошевич. И оши бался. Произошла Октябрьская ре волюция в России, изменившая быт цыган, их психологию, их положение в обществе. Ярким и необычным, хотя ■ част ным эпизодом этого процесса стал театр «Ромэн» — единственный в мире Государственный цыганский те атр. История театра, судьбы его людей —- драгоценный материал для любо го социолога. Братья отца нынешнего премьера театра тридцатилетнего Николая Волтанинов а погибли при организа ции одного из первых цыганских колхозов. Ведущий актер театра Сергей Золотарев, как и многие его коллеги, ушел на фронт в 1941 году и был награжден несколькими орде нами и медалями. Великолепный гитарист, актер и драматург Ром Лебедев давно стал членом Союза советских писателей. Всего несколь ко фактов... Но что к ним добавить? Само создание театра в 1931 году было событием большого социально го смысла. Не только потому, что оно позволило выйти на государ ственную сцену представителям одаренного древнего народа.^ Но и потому, что оно означало "начало конца той псевдонародной цыганщи ны, которая еще процветала тогда на эстраде и дискредитировала само понятие «цыганское искусство». Двадцать восемь лет спустя кри тик под псевдонимом «Театрал», по бывавший ни концерте Московского мюзик-холла в Париже, писал в эмигрантской газете «Русские ков-о сти»: «На автора этих строк, старо го цыганофила, помнящего еще зна менитую Варю Панину, большое впечатление произвел Ваня Багла- енко (у автора — ошибка: артиста\ театра «Ромэн» зовут Валентином А. А.), исполнивший старые роман сы под аккомпанемент семиструпной гитары. В старые -времена сольные номера в цыганских хорах исподня лись исключительно женщинами, ча сто безголосыми. В этом отношении Баглаенко со своим мощным, чисто оперным баритоном, нарушает тра дицию — но, к счастью, сохраняет ее в столь редкой сейчас правильной передаче подлинно цыганской стра стности, переходящей от безысход ной тоски к буйному веселью». Нет смысла перечислять актеров театра, о которых писала советская и зарубежная пресса. Важнее, что его многочисленная труппа отличи ется высокой исполнительской куль турой. С самого начала своего су ществования «Ромэн» был для та лантливой цыганской матодежи университетом, где национальная самобытность преломлялась в гра нях лучших традиций русской и со ветской театральной школы. Театр до сих пор не получает, подобно другим, готовых актеров с высшим театральным образованием — слишком он специфичен. Сюда приходят, как правило, «сырые» юно ши и девушки, незнакомые с азбу кой театрального искусства. Но. Вот тут-то и начинается необычное Ведь многие цыгане счастливо на делены качествами, над воспита нием которых приходится упорно работать «простым смертным». Мей- ерх-ольд рекомендовал своим сту дийцам обязательно смотреть цыган. Он говорил, что их пластике на учиться невозможно, но стремиться к этому нужно. Цыгане полностью владеют и так называемым «публич ным одиночеством», попросту гово ря, у них отсутствуют боязнь зри теля, робость и скованность. Ско рее — их подстегивает, когда на них смотрят. А что говорить о воспетой, органичной цыганской музыкаль ности? Материал, который получает глав ный режиссер театра Семен Баркан, воистину благодатен. И его задача, казалось бы, сводится только к шлифовке талантов, которые труппа постоянно находит в самой гуще на родной — во время гастролей или среди авторов многочисленных пи сем. В прошлом году в Ростове-на- Дону театр встретился с самодея тельным цыганским ансам-блеЗЕ^Его молодым участникам устроили тща тельный отбор, и взяли в труппу сразу трех артистов. В том-то и сво еобразие «Ромэна», что _ новичок тут же выходит па сцену, В эпизо дах, в массовых плясках, в хорах Так, в естественной, но чисто те атральной обстановке новички учат ся. И все? Конечно нет. Специфика чисто цыганского дарования создает одновременно уйму трудностей для главного режиссера. Его деятель ность во много-м приобретает педа гогический оттенок. Ему не нужно учить актера эмоциональности •— ему -нужно научить актера владеть своим темпераментом, и, что нема ловажно, привить ему общую куль туру. Ему очень трудно заставить» исполнителя роли «зафиксировать» одиночный эмоциональный всплеск, сделать не только внешний, но и внутренний рисунок роли стабиль ным для многих спектаклей. И, ко нечно, при всей природной одарен ности актер должен учиться элемен тарной актерской технике, культуре речи, умению владеть своим голо сом. И не нужно думать, что нового артиста, как ребенка, чтобы на учить плавать, бросают в воду. За нятия с молодежью ведет специаль ный педагог-режиссер Олег Хабалов А все опытные ромэновцы, помня свое первое появление на , сцене уделяют новичкам много внимания С ней много работает заслуженный артист республики Василий Бизе® и в особенности Сангина Андреева одна из основательниц театра, ин теллигентнейшая его актриса. О необычности театра говорит история рождения его звезды первой величины — Николая Сличенко, по пластинкам и гастролям известного во многих странах. Сын кузнеца и ученик кузнеца, он пришел в «Ро мэн» семиадца тилетпим юношей. Он играл в эпизодах, но мечтал главной роли Лексы в «Четырех женихах» и втайне готовил ее. Ис полнитель роли популярный Сергей Шишков узнал об этом и, убежден ный в редкой одаренности Сличенко сказался больным. Говорят, в по следний момент юноша испугался и тогда Шишков сказал ему; «Ты цыган или нет?!»» Сказал так, хотя прекрасно пони мал, что у него появился очень юный, полный сил соперник. Сличенко сыграл роль Лексы на вдохновении и быстро стал веду щим актером театра. Поступок Шишкова произвел на молодого ак тера огромное впечатление. И сейчас он сам щедро делится с новичками тем, что приобрел за годы работы в театре. Так же, впрочем, как и заслуженная артистка республики, мастер в расцвете дарования, вели колепная танцовщица Ольга Петро ва. В период своего становления те атр был школой в самом прямом смысле слова. Люди приходили сюда порой прямо из таборов. Даже те, кто жил оседло, часто не умели чи тать. Для них в «Ромэне» организо вывали уроки ликбеза. Ныне заслу женная артистка республики, всеми театре глубоко уважаемая На дежда Михайлова до прихода в те атр работала нянькой, она не знала даже цифр и из Покровского-Стреш нева (западная окраина Москвы) в первое время по много километров ходила до центра пешком, боясь сесть не в тот трамвай. Удивитель на судьба заслуженной артистки республики, орденоносца Ольги Ян ковской. Много лет назад 13-летняя девочка из табора настолько очаро вала все?,.да просмотре, что ее не медленно приняли в труппу — в на- рутядй’мгнгру законов об охране труда подростов. Но разве это труд для цыганки — пение и танец? Сейчас все изменилось: цыганский табор в СССР — теперь уже ред кость. И большинство молодых лю дей, которые приходят в театр, имеют хотя бы школьное образова ние. Я разговаривал с молодой способной * актрисой Ирэн Морозо вой. Вот что она рассказывает о своей жизни: «Мама работает инженером, отец погиб во время войны, он был во енным. Мама здорово танцевала, но не хотела, чтобы я становилась ак трисой. Она считала, что сначала нужно получить хорошее общее об разование. Я, как н все цыганские дети, тоже любила танцевать н петь. И в 1945 году, когда мне было шесть лет, приходила в госпиталь к раненым, пела им разные песенки, совсем не цыганские, и танцевала— слишком , по-цыгански, с падением на колени — «на пузе», как мы говорим, с бешеными страстями, хо тя никто меня этому не учил. После школы пошла в институт иностранных языков — на француз ское отделение. Но как-то услышала Лрлю Черную и погибла, как буду щий лингвист. Потом прошла про смотр в театре «Ромэн». Сейчас иг раю многие роли и заканчиваю ве чернее отделение актерского факуль тета ГИТИСа». Уже будучи в труппе, многие мо лодые актеры, как Ирэн Морозова, поступают на вечерние отделения ГИТИСа или Щукинского училища. Ведь, несмотря на все дифирамбы в адрес природной одаренности цы ган, театр этот слишком требова тельно относится к уровню исполне ния, чтобы можно был-о бы обойтись без специальной учебы — в его сте нах илн вне их. Кстати, в 1961—1964 годах при «Ромэне» существовала учебная студия, которую закрыл* только потому, что помещение было слишком маленьким. Сейчас театр получил достаточные средства от государства на реконструкцию зда ния на Пушкинской улице (он вре менно выступает в концертном зале гостиницы «Советская»). После осу ществления реконструкции здесь снова будет создана студия, которая в отличие от прежней будет иметь все условия для занятий. «Ромэн» продолжает свои тради ции. Сегодня невозможно предста вить столичную театральную жизнь без яркого и праздничного искусст ва цыганского театра. А. АРХИПЕНКО, корреспондент АПН. О Д Н А И З Х О З Я Е К 99 Кафе «Колобок» пора закрывать: конец рабочего дня. Но трое под ростков входят в обеденный зал и направляются к кассе, а кассир по несла выручку. Нина Минаева — повар, стоящий на раздаче, быстро выбивает чеки и просит другую раз датчицу: — Обслужи, пожалуйста, мальчи ков. Эту чуткую девушку хорошо зна ют частые посетители кафе. Коллектив кафе очень молодой: работают недавние выпускники учи лищ. Нина трудится второй год. Она не сомневается, что правильно вы брала профессию. Вечерами у нее занятия в школе рабочей молодежи. Кончит — пойдет учиться дальше по избранной специальности. Заведую щая кафе Антонина Васильевна По- падинец радуется успехам своих ра ботниц, о Н. Минаевой она говорит; К О Л О Б К А “ -у — Нина — хоть и молодой, но от личный повар. С готовностью заме няет и буфетчицу, и кассира, очень быстро обслуживает юных клиентов. «Книга отзывов» — рабочий днев ник всех хозяев «Колобка». За семь месяцев — тридцать четыре благо дарности. А. ТАМБОВСКАЯ. г. Липецк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz