Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

ОС Н ОВЫ ВОД Н ОГО З АКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮ ЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК В ре зультате победы Великой Октябрьской социалистической ре­ волюции воды, как и другие при­ родные богатства в нашей стране, были национализированы и стали достоянием наоода. Государственная собственность на воды составляет основу водных от­ ношений в СССР, создает благопри­ ятные условия для осуществления планового и комплексного использо­ вания вол с наибольшим народнохо- зяйственным эффектом, позволяет обеспечить майлучшие условия тру­ да, быта, отдыха и охраны здоровья советских людей. Развитие общественного произ- I ответствующих случаях зон санитар- водства и градостроительства, рост ной охраны, материального благосостояния и Запрещается наполнение водохра- культурного уровня населения уве- нилищ до осуществления предусмот- личивают разносторонние потребно- ренных проектами мероприятий по сти в воде и повышает значение | подготовке ложа. рационального использования раны вод. ох- Советское водное законодательст- Статья 11 . Порядок производст­ ва работ на водных объектах и в прибрежных полосах (зонах). Строительные, дноуглубительные и во призвано активно способствовать | взрывные работы, добыча полезных наиболее эффективному, научно обоснованному использованию вод и их охране от загрязнения, засорения •и истощения. ископаемых и водных растении, про­ кладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, рубка леса, буровые, сельскохозяйственные и дру­ гие работы на водных объектах или в прибрежных полосах (зонах) водое­ мов, влияющие на состояние вод, производятся по согласованию с ор­ ганами по регулированию использо­ вания и охране вод, испольнительны- ми комитетами местных Советов де­ путатов трудящихся и другими ор­ ганами в соответствии с законода­ тельством Союза ССР и союзных республик. О 6 щ Р А и е 3 п Д о Е л А о I Р А З Д Е Л В о д о п о л ь з о II в а н и е ж е н и я вод- государствен- Статья 1. Задачи советского ного законодательства. Задачами советского водного за­ конодательства являются регулиро­ вание водных отношений в целях обеспечения рационального исполь­ зования вод для н у ж д населения и народного хозяйства, охраны вол от загрязнения, засорения и . истощения; предупреждения и ликвидации вред­ ного воздействия вод. улучшения со­ стояния водных объектов, а также охрана прав предприятий, организа­ ций, учреждений и граждан, укреп­ ление законности в области водных отношений. Статья 2. Водное законодательство Союза ССР и союзных республик. Водные отношения в СССР регу­ лируются настоящими Основами "и издаваемыми в соответствии с ними другими актами водного законода­ тельства Союза ССР. водными ко­ дексами и иными актами водного законодательства союзных респуб­ лик. Земельные, лесные, и горные отно­ шения регулируются соответствую­ щим законодательством Союза ССР и союзных республик. Статья 3. Государственная собст­ венность на воды в СССР. В соответствии с Конституцией СССР воды в Союзе Советских Со­ циалистических Республик являются государственной собственностью, то \ есть всенародным достоянием. Воды в СССР состоят в исключи­ тельной собственности государства и ппедоставляются только в пользо­ вание. Действия, в прямой или скры­ той форме нарушающие право го­ сударственной собственности на во­ ды. запрещаются. Статья 4. Единый ныч водный фонд. Все воды (водные объекты) в СССР составляют Единый государ­ ственный водный фонд. Единый государственный водный фонд включает: 1 ) реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, а также воды ка­ налов и прудов; 2 ) подземные воды и ледники*^ 3) внутренние моря и л ру п й ^ внут* ренние морские воды СССР; 4) территориальные воды (терри- топиальное море) СССР. - Статья 5. Компетенция Союза ССР в области регулирования вод­ ных отношений. Ведению Союза ССР в области регулирования водных отношений ^подлежат: 1) распоряжение' Единым госу­ дарственным водным фондом в пре­ делах, необходимых для осуществ­ ления полномочий Союза ССР в со­ ответствии с Конституцией СССР, 2 ) установление основных положе­ ний в области использования вод, охраны их от загрязнения, засоре ния и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод: 3) установление общесоюзных нормативов водопользования, каче­ ства вод и методов его оценки; 4) установление единых для Сою за ССР систем государственного учета вод. их использования, реги­ страции водопользовании и государ­ ственного водного кадастра; 5) утверждение схем комплексно го использования и охраны вод, а также водохозяйственных балансов, имеющих общесоюзное значение; 6) планирование общесоюзных ме­ роприятий по использованию, охра­ не вод, предупреждению и ликвида­ ции их вредного воздействия; 7) государственный контроль за использованием и охраной вод и установление порядка его осуществ­ ления: 8 ) определение водных объектов регулирование пользования которы ми осуществляется органами Союза ССР. Статья 6. Компетенция союзных республик в области регулирования водных отношений. Ведению союзной республики в области регулирования водных от ношений вне пределов компетенции Союза ССР подлежат: распоряже ние Единым государственным вол ным фондом на территории респуб лики; установление порядка пользо вания водами, охраны их от загряз нения, засорения я истощения, пре дупрежления и ликвидации вредно го воздействия вод; планирование мероприятий по использованию, ох ране вод, предупреждению и ликви дапии их вредного воздействия утверждение схем комплексного ис пользования и охраны вод, волохо зяйственных балансов; осушествле ние государственного контроля за использованием и охраной вод, а также регулирование водных отно шений по другим вопросам, если они не отнесены к компетенции Со юза ССР. Статья 7. Государственное управ ление в области использования охраны вод. Государственное управление области использования и охраны вол осуществляется Советом Мини стров СССР. Советами Министров союзных республик. Советами Мини стров автономных республик, испол нительными комитетами местных Советов депутатов трудящихся, также специально уполномоченными Статья 12 . Водопользователи. Водопользователями в СССР мо­ гут быть государственные, коопера- на то государственными органами по I тивные и общественные предприятия, регулированию использования и ох- организации, учреждения и гражда- ране вод непосредственно или через не СССР. бассейновые (территориальные) уп- в случаях, предусмотренных зако- равления и иными государственны- нодательством Союза ССР, водополь- ми органами в соответствии с зако- зователями могут быть и иные ор- нодательством Союза ССР и союз- | ганиззции и лица. ных республик. Статья 8 . Государственный конт­ роль за использованием и охраной вод. Государственный контроль за ис­ пользованием и охраной вод имеет своей задачей обеспечить соблю­ дение всеми министерствами, ведом­ ствами. государственными, коопера­ тивными, общественными предприя­ тиями, организациями, учреждения­ ми и гражданами установленного порядка пользования водами, вы­ полнение обязанностей по охране вод, предупреждению и ликвидации их вредного воздействия, правил ве­ дения учета вод, а также иных пра­ вил, установленных водным законо­ дательством. Государственный контроль за ис- условий для удовлетворения питье- пользованием и охраной вод осуще- вых, бытовых, лечебных, курортных, ствляется Советами депутатов тру- оздоровительных и иных нужд насе- дяшихся, их исполнительными и рас- ления, сельскохозяйственных, про- порядительными органами, а также | мышленных, энергетических, транс­ специально уполномоченными на то государственными органами в по­ рядке. устанавливаемом законода­ тельством Союза ССР. Статья 9. Участие общественных организации и граждан в осуществ -1 при соблюдении специальных требо- лении мероприятий по рационально­ му использованию и охране вод. Профессиональные союзы, органи­ зации молодежи, общества охраны природы, научные общества и дру­ гие общественные организации, а ...................................... также граждане оказывают содейст -1 устройств, влияющих на состояние вие государственным органам в осу- вод, и специальное водопользование— ществлении мероприятий по рацио­ нальному использованию и охране вод. Общественные организации при­ нимают участие в деятельности, на­ правленной на обеспечение рацио­ нального использования и охраны вод, в соответствии с их уставами (положениями) и законодательством Союза ССР и союзных республик. Статья 10 . Размещение, проекти рова>ние. Строительство и ввод в эксплуатацию предприятий, соору- женийоД.других объектов, влияющих на состояние вод. размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуата цию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние вод, долж- Статья 13. Объекты водопользо­ вания. В пользование предоставляются водные объекты, перечисленные в статье 4 настоящих Основ. Использование водных объектов, имеющих особое государственное значение либо особую научную или культурную ценность, может быть частично или полностью запрещено в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР и Советами Мини­ стров союзных республик. Статья 14. Виды водопользова­ ния. Водные объекты предоставляются в пользование при соблюдении пре­ дусмотренных законом требований и портных, рыбохозяйственных и иных государственных и общественных на­ добностей. Использование водных объектов для сброса сточных вод мо­ жет допускаться лишь в случаях и ваний и условий, предусмотренных законодательством Союза ССР и со-, юзных республик. Различается общее водопользова­ ние — осуществляемое без примене­ ния сооружений или технических осуществляемое с применением та­ ких сооружений или устройств. К специальному водопользованию в отдельных случаях может быть так­ же отнесено пользование водными объектами без применения сооруже­ ний или технических устройств, но оказывающее влияние на состояние вод. Перечень видов специального водо­ пользования устанавливается орга­ нами по регулированию использова­ ния и охране вОд. Водные объекты могут состоять в совместном или обособленном поль­ зований. Предприятия, организации и уч­ реждения, которым водные объекты предоставлены в обособленное пользование — первичные водополь­ зователи, в установленных законода тельством Союза ССР и союзных п аться рациональное ис- республик случаях, вправе разрешать п ч рп р п пг 6 В°Д П^И Условии перво- другим предприятиям, организациям, очередного удовлетворения питье- 1 р к вых и бытовых нужд населения. При этом предусматриваются мероприя­ тия, ^обеспечивающие учет забирае­ мой из^ водных объектов и возвра- _____ ,ш щаемон в них воды, охрану вод от I доставления загрязнения, засорения и истощения, пользование, предупреждение вредного воздейст­ вия вод, ограничение затопления зе­ мель до минимально необходимых размеров, охрану земель от засоле­ ния, подтопления или иссушения, а также сохранение благоприятных природных условий и ландшафтов. При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуата пию новых и реконструированных предприятии, сооружений и других объектов на рыбохозяйственных во доемах должны быть, кроме того, своевременно осуществлены меропри ятия, обеспечивающие охрану рыбы, других водных животных и растений и условия для их воспроизводства. Определение мест строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод, согласовывается с органами по регулированию использования и охра­ не вод, исполнительными комитета­ ми местных Советов депутатов тру­ дящихся, органами, осуществляющи­ ми государственный санитарный над зор, охрану рыбных запасов, и дру гими органами в соответствии с за­ конодательством Союза ССР и со юзных \ республик. Проекты строи­ тельства указанных предприятий, со­ оружений и других объектов подле­ жат согласованию с органами по ре­ гулированию использования и охране вод и другими органами в случаях и порядке, устанавливаемых законо­ дательством Союза ССР. учреждениям и гражданам вторич ное водопользование по согласова­ нию с органами по регулированию использования и охране вод Статья 15. Порядок и условия пре- водных объектов в Водные объекты предоставляются в пользование прежде всего для удов­ летворения питьевых и бытовых нужд населения. В обособленное пользование вод­ ные объекты предоставляются полно­ стью или частично на основании по­ становления Совета Министров союз­ ной республики или Совета Минист­ ров автономной республики, решения исполнительного комитета соответст­ вующего Совета депутатов трудя­ щихся либр иного уполномоченного на то государственного органа в по­ рядке, устанавливаемом законода­ тельством Союза ССР и союзных республик. Специальное водопользование осу­ ществляется на основании разреше­ ний, выдаваемых органами по регу­ лированию использования и охране вод, а в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и со­ юзных республик, — исполнительны­ ми комитетами местных Советов де­ путатов трудящихся. Такие разреше­ ния выдаются после согласования с органами, осуществляющими государ­ ственный санитарный надзор, охрану рыбных запасов, а также с другими заинтересованными органами. Поря­ док согласования и выдачи разреше­ ний на специальное водопользование устанавливается Советом Министров СССР. Общее водопользование осуществ Запрещается ввод в эксплуатацию: ляется без разрешений в порядке, новых и реконструированных пред­ приятий, цехов, агрегатов, комму­ нальных и других объектов, не обес­ печенных устройствами, предотвра­ щающими загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие; оросительных и обводнительных систем, водохранилищ и каналов до проведения предусмотренных проек- устанавливаемом законодательством союзных республик. На водных объ ектах, предоставленных в обособлен ное пользование, общее водопользо­ вание допускается на условиях, установленных первичным водополь зователем по согласованию с орга­ нами по регулированию использова ния и охране вод, а при необходимо- тами мероприятий предотвращающих ^ти может быть запрещено затопление, подтопление, заболачи­ вание, засоление земель и эрозию почв; осушительных систем до готовности водоприемников и других сооруже­ ний в соответствии с утвержденными проектами; водозаборных сооружений без ры- Водопользование осуществляется бесплатно. Специальное водопользо­ вание может подлежать оплате в случаях и в порядке, устанавливав мых Советом Министров СССР. Статья 16. Сроки водопользова ния. Водные объекты предоставляются бозашитных устройств в соответствии | в бессрочное или временное пользо­ вание. Бессрочным (постоянным) при^ нается водопользование без заранее установленного срока Временное пользование может с утвержденными проектами; гидротехнических сооружений до готовности устройств для пропуска паводковых вод и рыбы в соответст­ вии с утвержденными проектами; буровых скважин на воду без обо- быть краткосрочным — до трех лет и рудования их водорегулирующими долгосрочным — от -трех до двадца устройствами и установления в со- ’ ти пятя лет. При необходимости сро ки водопользования могут быть про­ длены на период, не превышающий соответственно сроков краткосрочно­ го или долгосрочного временного пользования. Общее водопользование сроком не ограничивается. Статья 17. Права и обязанности водопользователей. Водопользователи имеют право пользоваться водными объектами только в тех целях, для которых они •предоставлены. В случаях, предусмотренных зако­ нодательством Союза ССР и союзных республик, права водопользователей могут быть ограничены в государст­ венных интересах, а также в интеое- сах других водопользователей. При этом не должны ухудшаться условия пользования водными объектами для питьевых и бытовых нужд населения. Водопользователи обязаны: рационально использовать водные объекты, заботиться об экономном расходовании воды, восстановлении и улучшении качества вод; принимать меоы к полному пре­ кращению сброса в водные объекты сточных вод, содержащих загрязня­ ющие вещества; не допускать нарушения прав, предоставленных другим водопользо­ вателям, а также нанесения ущерба хозяйственным и природным объек­ там (землям, лесам, животному ми­ ру, полезным ископаемым и другим); содержать в исправном состоянии очистные и другие водохозяйствен­ ные сооружения и технические устройства, влияющие на состояние вод, улучшать их эксплуатационные качества, вести в установленных слу­ чаях учет пользования водами. Статья 18. Основания прекраще­ ния права водопользования. Право водопользования предприя­ тий, организаций, учреждений и граждан подлежит прекращению со­ ответственно в случаях: 1 ) минования надобности в водо­ пользовании или отказа от него; 2 ) истечения срока водопользова­ ния; 3) ликвидации предприятия, орга­ низации или учреждения; 4) передачи водохозяйственных сооружений другим водопользовате­ лям; 5) возникновения необходимости изъятия водных объектов из обособ­ ленного пользования. Право водопользования предприя­ тий, организаций, учреждений и граждан (кроме права пользования водами для питьевых и бытовых нужд) может быть, прекращено так­ же в случае нарушения правил поль­ зования водами и их охраны либо использования водного объекта не в соответствии с той целью, для кото­ рой он предоставлен. Законодательством союзных рес­ публик могут быть предусмотрены и другие основания прекращения пра­ ва водопользования предприятий, организаций, учреждений и граждан. Статья 19. Порядок прекращения права водопользования. Право водопользования прекра­ щается путем: анулирования разрешения на специальное, а также вторичное во­ допользование; изъятия водных объектов, предо­ ставленных в обособленное пользо­ вание. Прекращение специального водо­ пользования осуществляется по ре­ шению органа, выдавшего разреше­ ние на него. Вторичное водопользование может быть прекращено по решению пер­ вичного водопользователя, согласо-* ванному с органом по регулирова­ нию использования и охране вод. Изъятие водных объектов из обо­ собленного пользования производит­ ся в порядке, устанавливаемом зако­ нодательством Союза ССР и союзных республик. Изъятие водных объектов из обо­ собленного пользования предприятий, организаций и учреждений союзного подчинения производится по согласо­ ванию с водопользователями и мини­ стерствами и ведомствами, которым они непосредственно подчинены. Статья 20 . Возмещение убытков, причиненных проведением водохозяй­ ственных мероприятий, прекращени ем или изменением условий водо­ пользования. Убытки, причиненные предприятиям, организациям, учреждениям и граж­ данам проведением водохозяйствен­ ных мероприятий (гидротехнических работ и т. п.), а также прекращени­ ем'или изменением условий водо­ пользования, подлежат возмещению в случаях и порядке, устанавливав мых Советом Министров СССР. ■Статья 21 . Пользование водными объектами для питьевых, бытовых и иных нужд населения. Для питьевого, бытового водоснаб жения, а также для иных нужд насе­ ления предоставляются водные объ­ екты, качество воды которых соот­ ветствует установленным санитарным требованиям. Использование подземных вод питьевого качества для нужд, не свя занных с питьевым и бытовым водо снабжением, как правило, не допу скается. В районах, где отсутствуют необходимые поверхностные водные источники и имеются достаточные за пасы подземных вод питьевого каче ства, органы по регулированию ис­ пользования и охране .вод могут раз решать-использование этих вод для целей, не связанных с питьевым и бытовым водоснабжением. Статья 22 . Пользование водными объектами для ■лечебных, курорт­ ных и оздоровительных целей. Водные объекты, отнесенные в' установленном порядке к категории лечебных, используются прежде все­ го для лечебных и курортных целей. В исключительных случаях органы по регулированию использования и охране вод могут разрешать исполь­ зование водных объектов, отнесен­ ных к категории лечебных, для дру­ гих целей по согласованию с соот­ ветствующими органами здравоох­ ранения и управления курортами. Сброс сточных вод в водные объ­ екты, отнесенные к категории ле­ чебных, запрещается. Порядок пользования водами для отдыха и спорта устанавливается законодательством Союза ССР и союзных республик. Статья 23. Пользование водными объектами для нужд сельского хо­ зяйства. Пользование водными объектами для нужд сельского хозяйства осу­ ществляется как в порядке общего, так и специального водопользова­ ния. При специальном водопользова­ нии применяются оросительные, обводнительные, осушительные и иные водохозяйственные сооруже­ ния и устройства, принадлежащие государственным организациям, кол­ хозам, совхозам и другим водо­ пользователям. Колхозы, совхозы и другие пред­ приятия, организации, учреждения и граждане, пользующиеся водными объектами для нужд сельского хо­ зяйства, обязаны соблюдать уста­ новленные планы, правила, нормы и режим водопользования, принимать меры к сокращению потерь воды на фильтрацию и испарение в мелио­ ративных системах, к предупрежде­ нию нерациональных сбросов волы из них, к недопущению попадания рыбы в мелиоративные системы из ■рыбохозяйственных водоемов, а так­ же создавать наиболее благоприят­ ный режим почвенной влаги. Орошение сельскохозяйственных земель сточными водами разреша­ ется органами по регулированию ис­ пользования и охране вод по согла­ сованию с органами, осуществляю­ щими государственный санитарный и ветеринарный надзор. Положения настоящей статьи рас­ пространяются также на орошение и осушение земель, занятых лесами, лесными полосами и лесопитомни­ ками. Статья 24. Пользование водными объектами для промышленных це­ лей. Водопользователи, пользующиеся водными объектами для промыш­ ленных целей, обязаны соблюдать установленные планы, технологиче­ ские нормы и правила водопользо­ вания, а также принимать меры к сокращению расхода воды и к пре­ кращению сброса сточных вод пу­ тем совершенствования технологии производства и схем водоснабжения (применение безводных технологи­ ческих процессов, воздушного ох­ лаждения, оборотного водоснабже­ ния и других технических приемов). Исполнительные комитеты мест­ ных Советов депутатов трудящихся в случае стихийного бедствия, ава­ рии и при других исключительных обстоятельствах, а также при пере­ расходе предприятием установлен­ ного лимита потребления воды из водопровода вправе сокращать или запрещать потребление для про­ мышленных целей питьевой воды из коммунальных и временно ограни­ чивать — из ведомственных хозяйст­ венно-питьевых водопроводов в ин­ тересах первоочередного удовлетво­ рения питьевых и бытовых нужд населения. Подземные воды (пресные, мине­ ральные, термальные), не отнесенные к категории питьевых или лечеб­ ных вод, могут в установленном порядке использоваться для техни­ ческого волоснабжения, извлечения содержащихся в 1 них химических элементов, получения тепловой энергии и других производственных нужд с соблюдением требований рационального использования и ох­ раны вод. Статья. 25. Пользование водными объектами для нужд гидроэнергети­ ки. Пользование водными объектами для нужд гидроэнергетики осуществ­ ляется с учетом интересов других отраслей народного хозяйства, а так­ же с соблюдением требований комп­ лексного использования вод, если иное прямо не предусмотрено поста­ новлением Совета Министров СССР или постановлениями Советов Мини­ стров союзных республик, а в соот ветствующих случаях — решением органа по регулированию использо­ вания и охране вод. Статья 26. Пользование водными объектами для нужд водного транс­ порта и лесосплава. Реки, озера, водохранилища, кана­ лы, внутренние моря и другие внут­ ренние морские воды СССР, а также территориальные воды (территори­ альное море) СССР являются водны­ ми путями общего пользования, за исключением случаев, когда их ис­ пользование в этих целях полностью или частично запрещено либо они предоставлены в обособленное поль­ зование. Порядок отнесения водных путей к категории судоходных я лесо­ сплавных, а также установления правил эксплуатации водных путей определяется законодательством Союза ССР и союзных республик Молевой сплав леса, а также сплав древесины в пучках й коше лях без судовой тяги запрещается: 1 ) на судоходных путях; 2 ) на водных объектах, перечень которых утверждается Советом Ми нистров СССР или Советами Минн стров союзных республик с учетом особого значения этих объектов для рыбного хозяйства, водоснабжения или других народнохозяйственных целей. На остальных водных объектах указанные виды лесосплава допус­ каются на оейовании разрешений, выдаваемых органами по регулиро­ ванию использования и охране вод после согласования с органами, осу­ ществляющими охрану рыбных за­ пасав. Лесоаплавляющие организ а ц и и обязаны регулярно провопить очи­ стку сплавных путей от затонувшей древесины. Статья 27. Пользование водными объектами для нужд воздушного транспорта. Порядок пользования водными объектами для стоянки, взлета и посадки воздушных судов, а также для других нужд воздушного транс­ порта устанавливается законода­ тельством Союза ССР. Статья 28. Пользование водными объектами для нужд рыбного хо­ зяйства. На рыбехозяйственных (водоемах иди их отдельных участках, имею­ щих оообэ важнее значение для со­ хранения и воспроизводства ценных видов рыб и других объектов вод­ ного промысла, права водопользо­ вателей могут быть ограничены в интересах рыбного хозяйства. Пере­ чень таких водоемов или их участ­ ков и виды ограничений водополь­ зования определяются органами по регулированию использования и ох­ ране вод по представлению органов, осуществляющих охрану рыбных запасов. При эксплуатации гидротехниче­ ских и других сооружений на рыбо- хозяйственных водоемах должны своевременно осуществляться меро­ приятия, обеспечивающие охрану рыбных запасов и условия для их вострой зводств а. Порядок пользования водными объектами для нужд рыбного хо­ зяйства устанавливается законода­ тельством Союза ССР и союзных республик. Статья 29. Пользование водными объектами для нужд охотничьего хозяйства. На реках, озерах и других водных объектах, являющихся местами оби­ тания диких водоплавающих птиц и пенных пушных зверей (бобр, он­ датра, выхухоль, нутрия и другие), органами по регулированию исполь­ зования и охране вод могут быть предоставлены преимущественные права водопользования предприяти­ ям и организациям охотничьего хо­ зяйства с учетом требований комп­ лексного использования вод. Порядок пользования водными объектами для нужд охотничьего хозяйства устанавливается законо­ дательством Союза ССР и союзных республик. Статья 30. Пользование водными объектами для нужд заповедников. Водные объекты, *представляющие особую научную или культурную ценность, объявляются в установ­ ленном законодательством Союза ССР и союзных республик порядке заповедными и предоставляются в бессрочное обособленное пользова­ ние заповедников в целях охраны природы и проведения научных ис­ следований. Порядок пользования водами за­ поведников определятся положения ми о заповедниках. Изъятие водных объектов из пользования заповедников допуска­ ется только в случаях особой необ­ ходимости на основании постанов ления Совета Министров союзной республики. Статья 31. Пользование водными объектами для сброса сточных вод Пользование водными объектами для сброса промышленных, комму нально-бытовых, дренажных и .дру гих сточных вод может произво диться только с разрешения органов по регулированию использования, охране вод после согласования органами, осуществляющими госу­ дарственный санитарный надзор, ох рану рыбных запасов, и другими за интеоесованными органами. Сброс сточных вод допускается только в случаях, если он не приве­ дет к увеличению содержания в вод ном объекте загрязняющих веществ свыше установленных норм и при условии очистки водопользователем сточных вод до пределов, установ­ ленных , органами по регулированию использования и охране вод. Если указанные требования нару­ шаются, сброс сточных вод должен быть ограничен, приостановлен или запрещен органами по регулирова­ нию использования и охране вод вплоть до прекращения деятельно­ сти отдельных промышленных уста­ новок, цехов, предприятий, органи­ заций, учреждений. В случаях, уг- Р А З О х р а н а в о д и и х в р е д н о г о Статья 37. Охрана вод; Все воды (водные объекты) под­ лежат охране от загрязнения, засо­ рения и истощения, которые могут причинить вред здоровью населения, а также повлечь уменьшение рыб­ ных запасав, ухудшение условий водоснабжения и другие неблаго­ приятные явления вследствие изме­ нения физических, химических, био­ логических свойств вод, снижения их способности к естественному очищению, нарушения гидрологиче­ ского и гидрогеологического режи­ ма вод. Предприятия, организации и уч­ реждения, деятельность которых влияет на состояние вод, обязаны проводить согласованные с органа­ ми по регулированию использования и охране вод, исполнительными ко- рожающих здоровью населения, ор­ ганы, осуществляющие государст­ венный санитарный надзор, вправе приостанавливать сброс сточных вод вплоть до прекращения эксплуата­ ции производственных и других объектов с уведомлением об этом органов по регулированию исполь­ зования и охране вод. Порядок и условия пользования водными объектами для сброса сточ­ ных вод устанавливаются законода­ тельством Союза ССР и союзных республик. Статья 32. Пользование водными объектами для противопожарных нужд и иных государственных и общественных надобностей. Забор воды для противопожарных нужд допускается из любых объек­ тов. Порядок пользования водными объектами для противопожарных нужд, а также иных государствен­ ных и общественных надобностей устанавливается законодательстве^ Союза ССР и союзных республик. Статья 33. Эксплуатация водохра­ нилищ. Предприятия, организации и уч­ реждения, эксплуатирующие водо- подпорные, водопропускные или во­ дозаборные сооружения .на водохра­ нилищах, обязаны соблюдать режим наполнения и сработки водохрани­ лищ, установленный с учетом инте­ ресов водопользователей и земле­ пользователей, находящихся в зонах влияния водохранилищ. Порядок эксплуатации водохрани­ лищ определяется правилами, утвер­ ждаемыми органами по регулирова­ нию использования и охране вод для каждого водохранилища, кас­ када или системы водохранилищ по согласованию с органами, осущест­ вляющими государственный сани­ тарный надзор, охрану рыбных за­ пасов, и друггош заинтересованны­ ми органами. Организация и координация меро­ приятий, обеспечивающих надлежа­ щее техническое состояние и благо­ устройство водохранилищ, а также контроль за соблюдением правил их эксплуатации, осуществляются ор­ ганами по регулированию использо­ вания и охране вод в порядке, уста­ навливаемом Советом Министров СССР или Советами Министров со­ юзных республик. Положения настоящей статьи рас­ пространяются также на эксплуата­ цию- озер и других водоемов, ис- потьзуемых в качестве водохрани­ лищ. Статья 34. Регулирование пользо­ вания водными объектами, располо­ женными на территории нескольких союзных республик. Регулирование пользования вод­ ными объектами, расположенными на территории двух или нескольких союзных республик, в части, затра­ гивающей интересы этих республик, осуществляется по согласованию между органами заинтересованных республик, за исключением водных объектов, регулирование пользова­ ния которыми отнесено компетен­ ции Союза ССР* Статья 35. Порядок разрешения споров о водопользовании. Споры о водопользовании разре­ шаются Советами Министров союз­ ных республик, Советами Министров автономных республик, исполнитель­ ными комитетами местных Советов депутатов трудящихся, а также ор­ ганами по регулированию использо­ вания и охране вод и иными упол­ номоченными на то государственны­ ми органами в порядке, устанавли­ ваемом законодательством Союза ССР и союзных республик. Споры между водогсльзователя- ми одной союзной республики и во­ допользователями другой союзной республики о пользовании водами рассматриваются комиссией, образу­ емой на паритетных началах из представителей заинтересованных союзных республик. В случае, если комиссия не пришла к согласован­ ному решению, споры по указанным вопросам подлежат рассмотрению в порядке, определяемом Советом Ми­ нистров СССР. Имущественные споры, связанные с водными отношениями, разреша­ ются в порядке, установленном за­ конодательством Союза ССР и со­ юзных республик. Статья 36. Водопользование на пограничных водах СССР. Водопользование на пограничных водах СССР осуществляется на ос­ нове международных соглашений. В той мере, в какой водопользо­ вание в советской части погранич­ ных вод не урегулировано междуна­ родными соглашениями с участием СССР, оно осуществляется в соот­ ветствии с законодательством Сою­ за ССР и союзных республик. Порядок водопользования на по­ граничных водах СССР устанавли­ вается компетентными органами по согласованию с командованием по­ граничных войск. Д Е Л III п р е д у п р е ж д е н и е в о з д е й с т в и я м.итетами местных Советов депута­ тов трудящихся, органами, осущест­ вляющими государственный сани­ тарный надзор, охрану рыбных за­ пасав, и другими заинтересованны­ ми государственными органами или по предписаниям уполномоченных на то государственных органов тех­ нологические, лесомелиоративные, агротехничеекяе, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану вод от за­ грязнения, засорения и истощения, а также улучшение состояния и ре­ жима вод. Мероприятия по охране вод пре­ дусматриваются в государственных планах развития народного хозяй­ ства. (Окончание на 3-й стр.) и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz