Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)
2 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ I ф евраля 1970 г., М? 28 (12 587) К ом сом ол к и Н ина и Евгения Н естеровы — сестры -бл изн ецы . В ч угунол итей н ом ц ех е за в о д а «С во бодны й сок ол » девуш ки освоили сп ец иал ьн ость стер ж енщ и ц и сей час являю тся лучш им и п р ои зв од ственн и цам и. О бе еж ед н ев н о пе ревы полняю т за д а н и я . В этом ж е ц ех е р а б о т а ет кали бровщ иц ей их м ать — Е лена М и хай л овн а, а бр ат А н атоли й — сл есар ем . Ф ото Ю . А р даш ев а. Ь ЗАВЕТЛN1ЛЕНИНА ВЕРНЫ1 Смотр красных уголков ж и в о т н о в о д о в Сегодня в Липецке открывается IX областная конференция ВЛКСМ. За истекшие два года на счету наших юношей и девушек немало зна менательных свершений. Они — итог упорной борьбы за эффективность промышленного и сель скохозяйственного производства, самоотвержен ного строительства объектов пятилетки, воспита ния нового человека. И главное событие, под знаком которого работают, учатся и живут ком сомольцы и молодежь области, — приближаю щийся столетний юбилей Ильича. С думой о Ленине, о партии пойдет и сегод няшний большой разговор комсомольских акти вистов. Молодежь—за руль трактора! Н е так д а в н о в к о л х о зе имени М ая к овск ого И зм ал к овск ого р а й он а ш ло к ом сом ол ьск ое собр ан и е. О б с у ж д а л и очень важ ны й вопрос. С ек ретарь к ом итета к ом сом ол а к о л х о за В л ади м и р Л есн ы х си дел в п р ези ди у м е, сл уш ал вы ступ л е ния р ебя т, д ев ч а т, старш и х т о в а рищ ей и вспом ин ал сл ова Г ен е ральн ого сек ретаря Ц К К ПС С Л . И . Б р еж н ев а : « Н а д о доби ться та к о го п о л о ж ен и я , чтобы техника не стоя л а в о ж и д а н и и к адр ов ». И д ал ьш е: «М о ж н о бы ть уверенны м , что к ом сом ол возьм ется за это д е л о и в сам ом н едал ек ом б у д ущ ем ты сячи к ом сом ольц ев и м о л о д еж и с я д у т за тракторы , к ом бай ны , ав т о м оби л и , стан ут м ел и ор атор ам и , эл ек три к ам и , м е х а н и за т о р а м и ж и вотн ов одч еск и х ф ер м ». И ещ е В л ади м и р Л есн ы х д у м а л о своей с у д ь б е. Е м у к азал ось , что он а с о зв уч н а и сл овам Л . И . Б р еж н ев а , ск азан ны м на Т ретьем с ъ е зд е к олхозн и к ов , и т о м у , что го в о р и л ось сей ч ас на собр ан и и . В л ади м и р ещ е в ш к оле у в л ек а л ся п р оф есси ей сел ьск ого м ех а н и за т о р а , п р и обр ел к ое-к гк и е н авы ки. П о сл е школы н и к уда не по ех а л из р о д н о го сел а, пош ел р а б о тать тр ак тор и стом . Е го приняли, так как к адр ов не .хватало. Н е все п ол уч ал ось на п ер вы е п ор ах, н о п ом огли н астой чи вость, опы т ны е м ехан и заторы к о л х о за . С л о вом , никаких сп ец иал ьны х к урсов В л ади м и р Л есн ы х не к о .^ а л . Т р ак тор и стом стал сам оуч к ой . С а м оучкой он ст а л и св арщ и к ом , и газор езч и к ом , и сл еса р ем , и то к а рем . Н ауч и л ся с п ом ощ ью т о в а р и щ ей. И теп ерь— н а д о р ест а в р и р о вать, а то и и зготови ть к ак ую -л и бо д ет а л ь , ш ли к н ем у, т р еб о в а л ось р а зо б р а т ь ся в к ак ой -то си ст е м е— и тут у м ел пом очь В л ади м и р Л есн ы х . Е го постави ли за м ест и т е лем б р и гади р а т р ак тор н ого о т р я д а . О тк ровен н о, это ' не о б р а д о в а л о . Н е х о т ел о сь р асстав ать ся с тр ак тор ом . Н о вы ход н аш ел ся. В к ол х о зе п остоян н о н ед о ст а в а л о к а д ров, были св о б о д н ы е тракторы , о со б ен н о легкие. И В л ади м и р Л есн ы х к а ж д о е л ето бр ал трактор и п ар ал л ел ьн о со своим основны м д ел о м вы ращ ивал к у к у р у зу , так бы ло и в п озап р ош л ом , и в п рош л ом го д у . О д н а ж д ы весн ой н ео ж и д а н н о о св о б о д и л ся « Б ел а р у сь » , так как его х озя и н а за б р а л и в а р мию . Е го м есто и зан я л Л есны х. О н взя л с е б е уч асток в ст о гек та ров, п о о б ещ а л на к а ж д о м гек таре вы растить не м еньш е д в у х с о т ц ен тн ер ов зел ен о й м ассы и, н е см отр я на очень т р у д н о е л ето, с д е р ж а л сл ово. А в п р ош л ую зи м у , к огда на п овестк у д н я встал в оп р ос м е х а н изаци и ф ерм , В л ади м и р Л есн ы х горячо взялся за эт о д ел о . В п о мощ ники он взял м о л о д о го м е х а н и затор а Н и к ол ая З л о б и н а . В д в о ем р азы скал и на ск л а д е п р и о б р е тен н ую к о гд а -то к о л х о зо м д о и л ь н ую уста н о в к у , в осстан ови ли ее и принялись м он тировать. М он ти р овал и уры вкам и. Д н ем р е м он тировали тракторы в м астер ск ой , а по утрам и вечерам р а б о тали на ф ер м е. С п устя три дн я дои л ьн ая устан овк а бы ла готова. Н о доярк и н е м огли ею п о л ь зо ваться. Т о гд а р еб я т а стал и учить их. С п устя н ед ел ю м аш инной дой к ой ов л а д ел и М ари я О к орок э- ва, за ней А нна Н чкульнккова и все остальны е д оя рк и И все ж е В л ади м и р в и дел , что ф ер м е н уж ен постоянны й м ехани к. Н о г д е его взять, к огда в к о л х о зе и так м е х а н и за то р о в не х за т а ет ? Он вспом ни л , как не р а з говорили: бы л о бы в х о зя й ст в е ещ е с д е с я ток— п олтора таких м ех а н и за т о ров, как В л адим и р Л есн ы х , и д е л о м о ж н о б ы л а бы п остави ть по- д р у го м у . Н о все эт о ост а в а л о сь лиш ь бл аги м п ож ел ан и ем . И так о б ст о я л о не только в к о л х о зе имени М ая к овск ого. К ак к о м сом ол ь ск ом у ак ти висту В л а д и м и р у Л есн ы х ч асто при х о д и л о сь п ри сутств овать на различны х со б р а н и я х р ай он н о го м а сш таба и он зн а л , что так ое ж е, а п о дч а с д а ж е н х у ж е , бы ло п о л о ж ен и е с м ехан и заторск им и к адр ам и чуть ли не во всех х о зя й ст в а х . И не б е з тр у да р ай он у у д а л о сь вы свободи ть на врем я сто д в а д ц а т ь м ехан и затор ов д л я м ехан и зац и и тр у до ем к и х п р о ц ессов на ф ер м ах. С дел ал и они н ем ал о, см онти ровал и тр и дц ать четы ре доил ьны х агрегата вм есто сем н а д ц а т и по п л ан у, обучи ли д о я р о к п ол ьзоваться ими. «М ол одцы »! — д у м а л В л адим и р Л есн ы х о к ом сом ол ьц ах к ол хоза «З н ам я Л ен и н а » , первыми о т о звавш им ися на призы в партии. В к о л х о зе « З н а м я Л ен и н а » 47 трак тор ов, 17 к ом бай н ов, 14 грузовы х м аш ин, десятк и различны х ст а н ков, агрегатов . И число их растет. У ж е в этом г о д у п отр ебуется б о л ее ста м ех а н и за то р о в . В к ол хозе 27 м олоды х* м ех а н и за то р о в . С л у чал ось, они сутк ам и н е сх о д и л и с маш ин. А в се п отом у, что нет з а мены . Зн ач и т, н а д о учить лю дей , и не одн р й , а ср а зу нескольким техническим п роф есси я м , чтобы л етом , ск а ж ем , они м огли сесть за ш турвал к ом бай н а, а зи м ой р а б о тать н аладчи кам и на ф ерм е. И ком сом ольцы к ол хоза « З н ам я Л е нина» реш или выйти в м ассовы й п о х о д за техн ическ им и зн ан и ям и , привлечь к у ч еб е в зо о т ех н и ч е ск их, агрон ом и ч еск и х к р у ж к а х и на к у р са х м ех а н и за т о р ск о го в се о буч а в сех к ол хозн и к ов в в о зр а сте д о тр и дц ати лет. Бы ло н ам е чен о обуч и ть п р оф есси и м е ха н и за то р а 60— 80 человек , в том числе 10 дев уш ек . З а эти м ероп ри яти я горячо г о л осовал и и м ех а н и за т о р ш и рокого п роф и л я к ом сом олец В асилий Г в о зд ев , и м астер м аш ин н ого д о ения Галина Л у к и н а , и наладчи к дои л ьны х агрегатов , м ол о д о й к ом м ун и ст И ван 'Б ронников. И х о б с у ж д а л и на откры ты х к ом сом ол ь ск их со б р а н и я х во в сех к о л х о за х и со в х о за х рай он а. С ельск ие т е х нические п роф есси и реш или о св а и вать почти четы реста ю нош ей и дев уш ек , практически вся р а б о т а ющ ая м о л о д еж ь р ай он а. А в со в х о зе « Д о к у ч а езск и й » б у д е т п о о д е- лан интересны й опы т. В ср едн ей ш коле р еш ен о со зд а т ь к р уж ок м ех а н и за т о р ск о го в сео б у ч а , в к о тором б у д у т зан и м ать ся в се д в а д ц ать ш есть старш ек л ассн и к ов. А чтобы за и н тер есо в а т ь р еб я т , что бы они теп ерь зн али , г д е в с о в х о зе см огут р а б о т а ть п осле ок он ч а ния ш колы , в каких в у за х и т е х н и к ум ах см огут од н ов р ем ен н а п р о д о л ж а т ь у ч еб у , состав и ть п ер спективны й план и позн аком ить их с ним . Т р у д п р еп о д а в а т ел ей оп л ати т со в х о з. Е сли опы т у д а с т ся, он б у д е т р асп р остр ан ен во все ср ед н и е ш колы рай он а. И вот т еп ер ь н а ста л а оч ер едь ск а за т ь св о е сл ово и им, к о м со м ол ьц ам , м ол оды м к олхозн и к ам со в х о за им ени М ая к овск ого. Н а т р и б у н е — зо о т ех н и к А н тони н а М еш еряк ова. В п рош лом г о д у она р ук оводи л а к р у ж к о м . С ем еры м ее ученикам бы ло п р исвоен о зв ан и е «М астер ж и в о т н о в о д ст в а » . И в этом г о д у он а р ук оводи т зо о т е х ническим к р уж к ом . Е го п осещ аю т сем н а д ц а т ь ж и в о т н о в о д о в . А н т о нина п р едл а га ет и в ш коле о т крыть X п одобны й к р у ж о к , чтобы у ж е сей ч ас зн ак ом и ть р еб я т с п р оф есси ей ж и в о т н о в о д а . П отом сл о в о взяла доя рк а З и н а С ер гее ва. О на п опроси л а и ее зап и сать на курсы м ех а н и за т о р ск о го в сео буч а. И так од и н за д р уги м . Р е ш или, что, как и в « З н а м ен и Л е нина», сельск им и техн ическ им и п роф есси ям и б у д у т ов л а д ев а ть все к ом сом ольцы , м ол оды е к ол хозн и к и . А к о гд а встал вопрос, кто б у д е т р ук оводи ть , В л адим и р Л есн ы х п о дн я л ся , ск а за л : «Я б у д у р ук оводи ть, есл и , к онечн о, д о верите». Н у . что ж , л учш его п р еп о д а в а теля и не сы скать. Т ехн и к у В л а дим и р зн ает! И. Л Е С Н И К О В . Д‘ В Е Р Ь Ш УМ Н О Р А С П А Х Н У Л А С Ь , и в к ом н ату ко митета В Л К С М липецкого тр еста «П р ом стр ой » ввал ил ась группа разгорячен ны х п арней и дев ч ат. О ж и в л ен н о ж ести к ул и р уя, сби вая сь и п оправляя д р у г д р у га , они н ап ер ебой заговори л и: — Н ет, эт о у ж слиш ком .» — Р еш ать за в сех ник ом у не д а н о ... — А н ас зач ем вы брали? Х озяй к а к абин ета, вы сокая т ем н о в о л о са я д ев уш к а , встала и з-за стол а: — Ч то сл училось, ребята? С п о койнее! Г овор и те п о одн о м у . В ер а Зубк ова* у ж е п онял а, что п ер ед ней в п ол н ом со ст а в е бю р о ком сом ольск ой орган и зац ии п ятого уп равл ени я тр еста. Н е хв а та ет тольк о сек ретаря Р озы Х усай н овой . О ней-то и п ош ла речь. О к а за л ось, н ак ан ун е к Р о зе обрати л ся плотник В иктор Б олыш ев с п росьбой д а т ь ем у рек ом ен дац и ю дл я вступления в п артию . И что ж е? К ом сом ол ец услыш ал к ате горический отк аз — «не д сст о и н » . Б ез всякого р азби р ател ьств а з а явления, б е з со в ет а с т овар ищ а ми, с членам и бю р о.» В ера за д у м а л а сь . В ком итет к ом сом ол а и раньш е п оступал и сигналы о н еправильном п о в ед е нии м о л о д еж н о г о в ож а к а пятого уп равл ени я, о том , что Х усай н ова соверш ен но п ерестала считаться с мнением бю ро, разговар и вает т о ном п рик аза. Бы ло у ж е и вполне оп р едел ен н о е мнение: не р ек ом ен д о в а т ь ее к ом соргом на с л ед у ю щий срок. И вот очередн ой взрыв возм ущ ен и я. — Х орош о, р ебята, — усп ок ои л а З у б к о в а , — на д н я х п р оведем собр ан и е. Н ав ер н ое, впервы е так тщ а тельно, всестор он н е обдумы вал и к ом сом ольцы пятого уп равл ени я, к ого им вы брать своим вож ак ом . С ош лись на к а н д и д а ту р е М аш и Ш еп елевой . Д ев уш к а она о бщ и тельн ая, ум еет п одой ти к к а ж д о му. Н ед а р о м в ее к ом н ате о б щ е ж ити я всегда п олн о девчат. В о т так р азр еш и л ась п р обл ем а в заи м оотн ош ен и й в этом к оллек тиве. П равы ли ок азал и сь р еб я т з и п о д д ер ж а вш а я их В ера З у б к о ва? Л учш и м ответом сл у ж а т д е л а . К ом сом ол ьск ая орган и зац ия уп равл ени я стал а сп аянн ой , б о е витой. Т от ж е В иктор Б олыш ев, за которого столь горячо в ступ и лись члены бю ро, стал к ом м ун и стом . С ейчас он — лучш ий сп ец и алист, в о згл ав л я ет к ом сом ольск о- м о л о д еж н ую бр и гаду. Д л я сам ой З убк овой та и сто рия стал а первым серьезны м испы тан и ем на трудн ой до л ж н о сти сек ретаря к ом итета к ом сом ола тр еста: п ер ед этим В ера только что приш ла в «П р ом стр ой ». И ср а зу п оч увствовал ся ее «почерк» — ум ен и е сплотить р ебя т, помочь сам и м им найти правильное реш е ние. В т о ж е врем я — эт о и д р у - герои войны и тр у д а . С отрудни к м узея р асск азы вает о славны х тр ади ц и я х в истории липецкого к ом сом ол а, о б эста ф ет е п ок ол е ний. И зд есь ж е, у свящ енны х ре ликвий. м о л одой строитель п ол у чает би лет члена В Л К С М . Ем у п р еп одн ося т та к ж е пам ятную книгу, цветы . Н ед а в н о такое вни м ание ок азы валось Л ю д е Д о б р ы ниной, С аш е Л оги н ов у, Т оне Т ропиной и д р уги м рабочим чет вертого уп равл ени я. А плотник Н иколай К расни к ов, табельщ иц а П О Ч Е К О М С О Р Г А ж еск о е уч асти е в су д ь б е к а ж д о го . Н е сл учайн о у В еры не р а з ещ е бы вали откровенны е разговоры с Х усай н овой : — П оверь, Р о за , р ебя там и ко м ан довать нельзя, их н а до во что бы то ни стал о у беди ть , и т огд а горы свернуть м ож н о. С огласн а, эт о нелегко. Н о для того мы и к ом сом ольск и е вож ак и , чтобы в р а б о т е п ридумы вать ч то-н и будь н овое, «заж и гать » лю дей на инте ресны е д ел а . В ера начала с главного: п о ст а вила целью доби ть ся , чтобы к а ж дый м ол одой строитель п очув ств овал , насколько п очетйо и от ветствен но быть к ом сом ольцем . Р а зу м еет ся , п о-р а зн о м у м ож н о достичь этого. М о ж н о проводи ть беседы и лекции, м о ж н о т р еб о вать неукосни тельн о сл едовать д у х у и бук ве У става орган и зац ии . И в се это б у д у т хорош и е, испы танны е врем ен ем м етоды . А м о ж но сдел ать так... В зал об л а стн о го к р аеведч еск о го м узея пришли нарядны е ю н о ши и дев уш к и— м ол оды е рабочие тр еста «П ром строй ». С егодн я у них необычный ден ь, сегодн я их приним аю т в к ом сом ол. Р а з д е лить р а д о ст ь т ор ж еств ен н ого м о м ента к р ебятам приш ли в етер а ны Л ен и н ск ого С ою за м а т е д е ж и , В ал ен ти н а В аси л ьева, бетонщ иц а Р а и са К оростел ев а на этом не обы чном к ом сом ольск ом собран ии были р ек ом ен дованы в партию . Д р у ж н о й сем ьей вы ходят м о л о ды е строители из м узея и н а п равл яю тся к пам ятни к у И льичу. В о зл а гаю т цветы ... Д а , эт о стал о тр ади ц ией. Ещ е н ед а в н о в к ом сом ольской орган и зац и и треста насчиты валось около 400 человек. А нынче их у ж е 870. И к аж ды й вновь принятый п р о ш ел волнующ ий торж ествен ны й ц ерем он и ал . С реди м ол оды х рабоч и х треста с к аж ды м д н ем ш ирится со р ев н о вани е на л учш его п о проф ессии . И во многом п отом у, что п о б ед и телям почет особы й . Н е все д е в чата и парни зн али эл ек тр освар щ и ц у пятого уп равл ен и я В а л ен тину И нгликову, за т о теперь у ж е в ря д ли кто п р о й д ег не п о зд о р о вавш ись. А бы л о так... Н а сц ен у вышла невы сокого р о ста дев уш к а. С овсем н еп охож ая на «лучш ую ». С м ути лась было: — К р ом е м еня, в бр и гад е одни парни ... К то-то хи хикнул. В о т ту т-то я п ояви л ась З у б к о в а : — А ты , В а л ю т а , лучш е р а с ск аж и , как бри гади ры за тебя « д ер утся », п риглаш аю т на р а б о т у . |Н А ФЕРМЕ ^КОММУНИСТИЧЕСКОГО | т Р У Д А у ^ Р а б о ч и е м ол очн отоварной ф ермы у Ц ен трал ьн ого отдел ен и я со в х о за И «Вос кресенский» не первый го д но- у сят п очетное зв ан и е коллектива ком - у м унистического т р у д а . Они п остоян - у но д ер ж а т п ервенство по со в х о зу в Й соревнован ии за вы сокие н адои . В Й прош лом г о д у от к а ж д о й коровы 6 зд есь п олучен о свыш е 2,5 тыс. кило- О грам м ов м олока. Й Н а п оследн и й го д пятилетки ж и - Й вотн оьоды приняли повыш енны е обя - У зател ьства. Вы полнять их п ом огает у хор ош о п оставл ен ная м ассово-п оли - И , обр ащ аясь к за л у , гром ко объ яви л а: — Н аш а лучш ая эл ек тросвар щ ица. Э ф ф ек т был столь р ази телен , что на м инуту в се ум ол к ло. И вот у ж е п обеди тел ьн и ц у п ривет ств ует гром ап лоди см ен тов, ее вним ательно сл уш ает к аж ды й . Т а к ж е теп ло, с и нтересом были приняты за л о м лучш ие в своей проф ессии: бетонщ иц а В ал я И з м ай лова, м аляр Л ю б а К ревск к х, каменщ ик С ергей А н охин . О т д у ши р ад о в а л а сь у д а вш ем у ся вече ру секретарь ком и тета к ом сом ол а тр ест а В . З у б к о в а . К репк о, п о -р а боч ем у (В ер а п о п р оф есси и— м а л яр ) п о ж а л а она руки п о б ед и т е л ям . Д е в я н о с т о процен тов к ом со м ольцев и м о л о д еж и «П ром строя» ж и в ет в общ еж и ти я х тр еста. К ак лучш е о р г а н и зо в а т ь и х досуг? И З у б к о в а п р едл а га ет провести спортивны е турниры , конкурс с а м одеятел ьности , матчи К В Н , И н е п р осто п р едл агает. ...О бъ явлено у тическая р абота $ И в п рош логодн ем см отр е красный б уголок этой ф ермы был одним из лучш их в Д ан к овск ом рай оне. Т огда им р ук оводи ла А. Г. К о б зев а — за в едую щ ая зон аль н ой библи отекой . Ны не красным уголком за в ед у ет к омм унист М . П . Г л ухова, ф ур аж и р фермы . — П оручен ие очень в а ж н о е и от ветствен ное, — считает М ария П а в ловна. — Я стараю сь, чтобы наш у красный уголок опять за в о ев а л пер- у венство на см отре. 3 в небольш ом п ом ещ ен™ теп ло, у светло, чисто, ую тно. Н а стен ах —• у л озун ги и стен ды , посвящ енны е 100- Я летию со д н я р о ж д ен и я В. И . Л ен и - у. на. Р я д о м — соц иалистические о б я - у зател ьства ф ермы в целом и к а ж д о - у го ж и в о тн о в о д а в отдельн ости . Вы - й веш ены и годовы е за д а н и я по н а д о - й ям и привесам . Тов. Г л ухова акку- у р атно в ед ет еж едн евны й учет н а д о - у ев — п ок азател и к а ж д о й доя рк и ви- у д я т все рабочие. У спехи телятниц отм ечаю тся еж ем еся ч н о. П рим ер в соревнован ии показы ваю т доярк и к ом м унист М . П . К отова и Н . И . К у теп ова. С пециальны й «боевой л и сток » посвящ ен р а зб о р у опы та их работы . Е сть стен д «Н аш и м аяки». Вы пущ ен и сатирический листок — в нем критикую т наруш ител ей т р у д о вой дисциплины , лю бител ей п огул ять в р а б о ч ее врем я. Н а отдельн ом стол е — книги о б И льиче, работы в о ж д я , св еж и е г а зе ты и ж урн алы . Читки газет и б р о шю р по ж и в о т н о в о д ст в у п р о в о д я т М . П . Г л у хова, бри гади р ж и в отн ов о д о в к ом м унист И . С. Ф ролов, агита торы . Зоотехн и к -сел ек ц и ор ер А . Ф . П оликаркина в ед ет зан яти я ш колы к ом м унистического т р у да . Р аботн и к и ф ермы всегда м огут ви д ет ь рационы д л я различны х групп ш е т ; п р едстави тел ьн ое га * ---------- ^— ж ю р и . С уди сь матч К В Н б у д у т Й ,Э ^ в еш ея р асп ор я до к д н я х у д о ж н и к , сп ортсм ен , врач п итатель и ж ур н ал и ст. Н еобы ч на и п р огр ам м а: «В аш е п р ед- Й „ - - „ У В пом ещ ен и и п р остая, н о у д о б н а я й м ебель. Е сть тел еф он и радист Й Т у т хо р ош о о т д о х н у т ь в св о б о д н у ю у. м инуту. у — З а п орядк ом в к расном угол к е Й мы см отрим сам и, — р асск азы вает Й т. Г л ухова. — Д е ж у р н а я доя рк а то- Я пит печь, м оет пол. П ор я до к п о д д ер ж и в аю т все рабочие. У н ас не курят. С вое ответствен н ое парти й ное по ручение т. Г л ухова вы полняет д о б р о сов естн о, как того тр ебует д ел о . У К о гд а н у ж н о оф орм и ть новый стен д у или вы пустить «боев ой листок », она Й обр ащ а ется к учителям ср едн ей ш хо- К лы, старш ек лассни к ам , р аботни к ам у Д о м а культуры и библи отеки . С их у пом ощ ью ор ган и зует док л ады и бе- Й седы , концерты . Я В ся м ассово-п оли тическ ая р а б о т а у в к расном уголк е п одчинена одн ой у цели— увеличению п р ои зв одства м о- 2 л ока и м яса при наим еньш их за т р а т а х , д оср оч н ом у вы полнению за дан и й Пятилетки. И. Б Л А Н Д О В Ц Е В , «Л ен и н ск ого зн ам ен и ». ставлен и е о м ол о д о й сем ье», Н а д о ли говорить, сколь в есе лым, остроум ны м и полезны м ок азал ся проведанны й вечер? А зан яти я в к л убе д ев уш ек «А ф р о дита»! А конк урс на лучш его чте ца, с обязательны м вклю чением в «р еп ер туар » собствен ны х стихов! П ои сти н е базграни чн а вы думка к ом сом ольск ого в о ж а к а , за р а ж а ющ его своим эн т у зи а зм о м . А вот собран ие.», прогульщ иков. » Л о о д н у ст о р о н у дли н ного стол а сели парии, б е з у в а ж и т ел ь ны х причин не выш едш ие н ак ан у не на р а б о т у . Они с н едоум ен и ем п огл яды ваю т на З у б к о в у , сп ок ой н о о ж и д аю щ ую тишины, на п р о тивополож ны й р я д п усты х стул ь ев. И ны е пы таю тся к ураж и ть ся. Н о сп есь сби вается м гновенно: в к ом н ату в х о д я т и усаж и в аю тся по д р у гу ю ст о р о н у ст о л а строгие, п одтян уты е парни. П рогульщ ики в них у зн аю т л учш их рабочих, к ом сом ольск и х активистов. Р а зго в о р пош ел н а п ол ьзу. К стати ск азать , о б огласк е п озаботи л и сь «прож ек тори сты » специальны й ф о т о р еп о р т а ж ш ел почти все стройки треста. Был в о дн ом управлении строи тел ь — Ж ен я М . Злостны м прогул ьщ и ком слыл парень. П ер евел и его в К ом сом ол ьск е- м о л о д еж н у ю б р и га д у . Н ача легон ьк у исправляться. И вот на Д ен ь строителя на собран ии премию парню вручаю т. К ак всем членам бри гады . З а сл у ж и л , мол. — Н у , п о зд р авл яем , браток оди н за д р уги м п охл оп ал и по чу Ж ен ь к у товарищ и, сл овн о зам еч ая душ ев н ого волнения пар ня. соб корр ЕСЛИ ПОДОЙТИ Х О З Я Й С К И (С о б . корр. «Л ен и н ск ого . О брезк и к ож , величиной дец им етров, являю тся отхо д а м и п р ои зв одства. Т ак зап и сан о в п ол ож ен и и о вы пуске продук ц ии . ха Е лецком отправля- ск л а д и д а ж е З а многие годы зд есь скопились 0 больш ие зап асы обр езк ов. С ейчас у они — основной источник сырья дл я И п одвел и его набежавшие гае Я цеха Ш1ф п сл р еб а . З а в о дск и е рац ион а- Д е кавш ие сл е Я л изаторы , специалисты р азр а б о та л и Я ч ер теж и , и зготовили осн астк у и на вернется в р од- 8 л ади л и ПР0ИЗВ0ЛСТВР п родукции, ко- к у тор ая «-пользуется сп росом у насел е- Й ния. Тапочки, изготовленны е на Я Е лецком к ож евен н ом , охотн о п риоб- й р етаю т д о м а отды ха, больницы . С ейчас Ж е н я в армии. П иш ет, что непрем ен но ную бр и гаду. ^ Н. Л Е Д Е Н Е В . П о окончании п оли технического техн ик ум а к ом сом ол ец В ладим ир Н елю бин приш ел р аботать на Л и пецкий радиаторны й за в о д . Ныне он труди тся н аладчи ком сб о р о ч ного ц еха, четко о б сл у ж и в а ет д в е линии — автом атическ ую и п ол у автом атическ ую , усп еш н о несет лени н скую т р у д о в у ю вахту. Ф ото Ю . К лю ева. б) V Й К р 8 " К ром е того, ц ех и зготавли вает ремни дл я ч ем одан ов и лыж ны х креплений. З а три м есяц а, п рош едш и х со дн я у пуска нового ц еха, его коллектив из- у готовил из о т х о д о в и реал и зовал Й продук ц ии б о л ее чем на 27 тысяч Я р ублей . А в текущ ем г о д у зд есь на- у, метили вы работать ее почти на 100 О тысяч р ублей. С олидны е зак азы п он У ступили у ж е от Р оск ул ьттор га, в о- 0 р он еж ск и х за в о д о в и д р у ги х п ред- л п л ^ и и у о и п л л п и п и - . ------- ■ -------- ------------------------- ^ приятии республики НАДО ЛИ ВМЕШИВАТЬСЯ? О ВОСПИТАНИИ В ерочк а К у др я в ц ев а — ск ром н ая, т р у д а т ю б и в а я дев уш к а. Она хор ош о учи лась, бр ал а призы по п лаванию , зан и м ал ась в м узы кальном и д р а м а тическом к р у ж к а х . П о внеш ности бы ла н ед у р н а , ж и зн ер а д о ст н а . И вдр уг — сти хл а В ерочк а. У ж е не пры гала, не ск ак ал а, как п р еж д е, а сл овн о плыла по зем ле. Н е р асп е вала во весь голос песни, а н апева л а тихонько, за д ум ч и в о. От роди тел ей ничего не укроеш ь. Они тр евож и л и сь. В ера у них <— по сл ед н я я . С тарш и е в о зм у ж а л и и ото шли. И вот к этом у, п осл ед н ем у ре бен ку приш ла лю бовь. На сч асть е'1 Н а г о р е 5 Гриш а — ее одн ок л ассн и к . К ак б у д т о хороший паренек. А мо ж ет , эт о— д ет ск о е увлечен и е? П рой д ет , п р он есется... ----------- БЕСЕДЫ Д а , все мы были м олоды м и! К ом у ж е она не известна — п ервая лю бовь, что за ст а в л я ет дев уш к у меч тать о нечаянн ой встрече с л ю б и мы м 5 В спы хи вать н евол ьн о при о д ном его им ен и, с у ди в л ен и ем п ри сл уш и ваться к би ению со б ст в ен н о го сер д ц а . А ю нош а? В от он в др у г схв ати л к ак о го -то м альчон ку, п е р ем а х н у л ег о ч ер ез св о е плечо, а п отом п остави л на ноги и устави л ся н з него ош ал ел о- счастливы м и глазам и . И все и з-за того, что в тол п е дев уш ек у р а зд е валки он зам етил зн ак ом ую гол убую косынку- М о ж ет быть, сегодн я он и не п ерем ол ви тся с «ней» ни единым сл овом , м о ж ет быть, и не взглянет «ой а» на н ег в г н о она где-т о тут, ря д о м ,— эт о н еп он ятн ое п ок а, но по чем у-то м илое и б у д т о р одн ое сущ е ство. ...П р осы п ается В ерочк а и р а д о ст н о улы бается сол н еч н ом у л учу. Н о — что это? Чей это визгливый голос у них в д ом е? М ать Гриши? Зачем ? В ерочка соск очи ла с к ровати, при сл уш ал ась . — А. вы к уда см отри те? Н а д о им внуш ить! Я св о его отчитала. А вы п отвор ствуете. У н и х ещ е м ол ок о на гу б а х не о б со х л о . — А ты что ж е, Е лена М атв еевн а, считаеш ь, что твой сын м ож ет ок а заться п одл ец ом ? — Я не считаю св оего сына п одл е цом... Н о и девуш ки нынче хорош и! С ам и на ш ею к идаю тся. А парню — что? Н е ем у р асхл ебы вать. Н и к огда В ерочка не тольк о не слы хал а, но и не п о д о зр ев а л а у сво его ти хого по н атуре отца такого гро м о п о д о б н о го гол оса. — Вон! В он !— грем ел отец .— Ч то бы ноги твоей тут не было! В ерочка ш агнула от двери и, как п одк ош ен н ая, п овалилась на постель. — Р а зб у д и л , небось? — Э то ш епот матери. — Спит. Н е волн уй ся.— И у ж е глуш е, видим о, о т х о д я от двери: — В от принесло ее. А ещ е агро номш а -г- в р оде обр а зо в а н н а я ... Э та история, п р оисш едш ая на мо их гл азах, невольно застави л а за д у маться над отнош ением взрослы х к ю нош еской лю бви. В р ед грубого, бес тактного вм еш ательства во взаи м о отнош ения юных влю бленны х очеви д ен . О б этом н апи сан о н ем ал о ста тей и д а ж е книг. Н о бы ло бы, на мой в згл я д, глубочайш им за б л у ж д е нием п олагать, что м ож н о закры вать гл а за на эти взаи м оотн ош ен и я и б е з за б о т н о ж д а т ь , во что они сам и со бой вылью тся. В м еш ател ьство со стороны стар ших н ео б х о д и м о . О но н ео б х о д и м о в той ж е м ере, как и в определен и и ю н ош еством см ы сла ж и зн и , нравст венн ого и д еа л а , т р у до в о го п ризва ния, поним ания овоих граж дан ск и х о б я за н н о ст ей . Н о, как в ф ор м и р ова нии эти х сторон личности воспи та тель не до сти га ет д о л ж н о го усп ех а , если в ар сен ал е его педагогически х ср ед ст в нет ничего, кром е «ты д о л ж ен », «ты о б я за н » , так не м ож ет он — родител ь или п едагог — по мочь и н орм альн ом у развитию о т н о шений м еж д у юными влю бленным и, если б у д ет ставить вопрос об этих отнош ени ях «в л о б » . «Т ебе ещ е рано влю бляться». «Т ебе об ур ок ах н адо дум ать , а не за девуш кам и у х а ж и вать». « В о т стан еш ь сам остоя тел ь ным, т огд а». К аки е н ен уж ны е слова! В едь к огд а п овторяю т и зв естн ое — «лю бви все возрасты покорны »— им ею т в в и ду не только стариков. С л учается, что и с ранней ю ности лю ди п роносят свою первую лю бовь д о конца ж и зн и . < Н у, а если не « з л об», то как? М н е вспом ин ается стары й п едагог Н ико лай Н иколаевич Х рулев. Он расска зы вал мне, как о ди н из его учени ков, влю бленны й в свою одок л ассн и - ц у, принес ем у свой дневник: «М не очень т я ж ел о , Н и кол ай Н иколаевич, — ск азал ю н ош а.— Р а сск а за ть об этом тр удн о. П рочти те...» К акую ж е степ ен ь довери я н а до иметь к в о с п итателю , чтобы д о конца раскры ть п ер ед ним свою д уш у , св ое сам ое сок р овен н ое с н а деж д о й на пом ощ ь, на сов ет. В от триум ф воспитания! Д у х о в н а я бл изость р оди тел ей , вос п итателей с растущ им п околением и рож ден н ы е этой бл изостью довери е и полная откровен ность — вот, на мой взгл яд, р еш аю щ ее усл ови е для того, чтобы первая ю нош еская лю бовь не только не у гр о ж а л а нравст венности, а возвы ш ал а ее. Только при этом усл ови и роди тел и , воспита тели см огут видеть, что н есет их д е тям первая лю бовь, см огут воврем я, «п о-дел и к атн ом у», как вы разился стары й к олхозн и к, отец Верочки К удр я в ц ев ой , п одск азать , п р едо сте речь, помочь, если п ри дет в др уг го речь оби ды , разочаровани я. А как ж е доби ться такого д о в е рия?— сп раш и ваю т юные родители. Э то у ж е тр ебован и е рец ептов. А их никто не м о ж ет дать. Н ет таки х ре цептов. И то п едагоги ческ ое ср едст во, что п р и годн о для о д н о го и д а ет полож ительны й эф ф ек т, д л я д р у го го м о ж ет ок азаться д а ж е вредным . Т ут д у м а ть н адо. Д у м а ть и чувство вать. Й — не чураться таки х наук, как п едагогик а и п сихол огия. И м ен но эти н ауки , как и звестно, п ом ога ю т усвоить принципы к ом м унисти ческого воспитания, а на осн ове их вы рабаты вать ум ен и е управлять внутренней ж изн ью воспитанников на разны х возрастны х ступ ен ях. А . П РО Т О П О П О В А . (А П Н ).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz