Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

ни кум в этом смысле находится в выигрышном положении: есть, что показать на стройках, есть чем удовлетворить законное лю­ бопытство молодежи, которая пришла в учебное заведение. Прививать любовь к избранной специальности и легко, и трудно. Легко потому, что среди поступа­ ющих к нам на вечернее и заоч­ ное отделения большинство име­ ет практический стаж работы на стройках и, таким образом , дела­ ет сознательный выбор. Трудно потому, что к нам приходит и молодежь после 8-го класса, без жизненного опыта. Начинается эта работа в техни­ куме с проведения классного ча­ са. Опытные преподаватели- строители выступают во всех группах нового набора. Они го­ ворят не только о том, какую радость приносит человеку вид дома, построенного его руками, но и о том, как нелегко это д е­ лать. Не скрываем трудностей: человек, морально подготовлен­ ный, будет легче с ними справ­ ляться. На старших курсах мы органи­ зуем встречи с бывшими выпуск­ никами техникума. Тут непремен- октябре разговор на встрече с первыми выпускниками — 1958 года. Особенно интересным было выступление начальника одной из передвижных механизированных колонн по строительству в селе Н. Зеленкова. Инженеры управле­ ния производственно-технологиче­ ской комплектации треста «Ли- пецкстрой» Л. Пашкова и 3. Гон­ чаренко рассказали об особен­ ностях работы этой организации, о проблемах обеспечения строек сборным железобетоном. Разу­ меется, наши гости предваритель­ но ознакомились с хозяйством техникума и недвусмысленно зая­ вили, что при нынешней оснащен­ ности наглядными пособиями, при­ борами и т. п. учиться значитель­ но легче и интереснее. Что еще быстрее заставляет вчерашнего школьника почувство­ вать себя завтрашним строителем — так это работы дипломантов. При объемном проектировании учащиеся, помимо чертежей и объяснительной записки к ним, изготавливают макет или дейст­ вующую модель объекта. Нагляд­ но виден результат труда за го­ ды учебы, а главное— это" пер­ вый полностью самостоятельный щены в производство. В прошлом учебном году таких проектов бы­ ло 15. Все это по-хорошему понуж­ дает лучше учиться. Мы считаем, что не случайно количество вы­ пускников, получивших отличные оценки на защите дипломных проектов, за последние три года увеличилось почти на 50 процен­ тов. Собственно, каждый урок по строительной дисциплине, если он проведен хорошо, с вдохновени­ ем, воспитывает уважение к про­ фессии. Но эта тема не послед­ няя и на уроках общеобразова­ тельных дисциплин. Так, для пе­ ревода с немецкого и английско­ го языков берутся тексты по строительной тематике. Работники библиотеки технику­ ма оформляют периодические книжные выставки по темам: «На стройках России», «Новое в строи­ тельстве», «Ко Дню строителя». В библиотечном каталоге выделен раздел художественной литерату­ ры о строителях. В этом учебном году готовится читательская кон­ ференция по роману А. Андре­ ева «Рассудите нас, люди», в кото­ ром рассказан^ о жизни и работе дения В. И. Ленина, наше учебное заведение заняло второе место. Нужно дать возможность учаще­ муся как можно скорее ощутить силу и умение собственных рук. Нет, вероятно, для этого ничего лучше, чем производственная практика и участие в работе ком­ сомольских строительных отря­ дов. В последних ребята получа­ ют особенно большое творческое удовлетворение. Три года назад наши учащиеся построили в Лев- Толстовском районе клуб на 200 мест, а в следующем году славно потрудились на сооружении жи­ вотноводческого комплекса ■ Краснинском районе. Конечно, учащиеся особенно старались — ведь они же строители! Последнее время молодые строители сооружают новые зда­ ния техникума — учебный и про­ изводственные корпуса, учебный полигон и общежитие. С перехо­ дом в новый комплекс у педаго­ гического коллектива улучшат­ ся возможности готовить вы­ сококвалифицированных специа­ листов. Г. ХАРИТОНОВ, директор Липецкого строительного техникума. ☆ Физика — одна из наук, откры­ вающих пути в незнаемое. По ее законам уходят в космос раке­ ты, по ее законам движется по лунной поверхности «Луноход-1». А начинается все это в школе—с изучения законов динамики, с первых несложных опытов в фи­ зическом кабинете. Сейчас во многих наших школах кабинеты оснащаются новыми приборами, стендами, наглядными пособиями. В мир школьной физики пришли элементы таких разделов этой науки, как теория полупроводни­ ков, электроника. Идет урок физики в липецкой средней школе № 2. Лариса Яков­ левна Губарева принимает у уча­ щихся зачет по теме: «Свойства полупроводников и их применение в технике». Фото Л. Антошкина. * Ч л л л л л л л л а л л л л л л л л л л л л л л л л . ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 21 ноября 1970 г., X» 272 (12 831} Сегодня они сидят за школьными парта- ма, в вузовских аудиториях, стоят за учеб­ ными верстаками мастерских. Завтра они будут строить коммунизм, решать судьбы планеты, умывать к звездам. Каждое по­ коление заботится о своей смене. Мы хо­ тим, чтобы наша смена была достойна сво­ их отцов и была лучше нас. Это закон жизни: ход времени должен у нас неминуе. мо сопровождаться поступательным дви­ жением вперед и выше. Для этого нужны усилия всех и каждого. Воспитание — дело партийное, государственное. Вот почему проблемы его обсуждаются на партийных и комсомольских форумах, на широких со­ браниях трудящихся. Как уже сообщалось, 4 и 5 января в Ли­ пецке будет проходить III областной съезд по коммунистическому воспитанию уча­ щейся молодежи. Он обобщит опыт, на­ копленный со времени предшествующего съезда учителями школ, преподавателями вузов и техникумов, педагогами и масте­ рами учебных заведений профтехобразо­ вания, работниками дошкольных детских учреждений, комсомольскими и пионер­ скими организациями, советами содей­ ствия семье и школе, определит новые за­ дачи. Эта страница посвящена предстоящему съезду по коммунистическому воспитанию учащейся молодежи. Редакция приглашает читателей газеты принять участие в обсуж ­ дении многообразных проблем воспитания. ☆ вычные представления, сметать с до­ роги отжившие нормы, набирать но­ вые темпы, творить. У страны накоплен солидный опыт Во всех областях деятельности, ко­ торый повсеместно закрепляется. Ин­ струкции теперь особенно нужны; каждый работник должен знать, как выполнять элементарные обязанно­ сти, как надлежит ему поступать в строго определенных типичных об­ стоятельствах, чтобы не изобретать постоянно велосипед. Такой оператив­ но составленный служебный доку­ мент не только не мешает творчест­ ву, но. наоборот, высвобождает энер­ гию для него. Ибо избавляет от не­ обходимости заново обдумывать ход операций и процессов, которые надо осуществлять по заранее раз­ работанному, причем, наилучшему варианту. Одобренный недавно Советом Ми­ нистров СССР Устав средней обще­ образовательной школы вобрал в се­ бя ряд важнейших законодательных и служебных, методических и теоре­ тических положений о школе, обоб­ щил и закрепил их. Школа получила документ, который побуждает к дей­ ствию. По крайней мере такой вывод можно сделать из разговоров с учи­ телями, которые приходилось вести на этих днях. Я беседовал об Уставе в пятнадца­ той Липецкой школе. Здесь сделаны первые практические Шаги по внед­ рению в жизнь Устава; широко ознакомлены с ним учителя, уча­ щиеся, родители. В пятнадцатой школе его обсуждали на заседаниях методических секций, на собраниях учащихся и родителей, на линейках, яа открытом партийном собрании. Сейчас работают над применением к жизни пункта 35-го—об основных обязанностях учителя. На следующем Но как используют его в ка­ честве инструмента для преобразо­ ваний? Очень нерешительно. За два месяца, прошедшие со дня опублико­ вания его в «Учительской газете», в пятнадцатой школе сделаны пока пер­ вые шаги. В новом документе приводятся по каждому классу нормы времени, необходимого для выполнения домаш­ них заданий. Как проверить, укла­ дываются ли в них учащиеся? Про­ хронометрировали в группах прод­ ленного дня. Выяснилось: ребята да­ же под наблюдением воспитателей примерно на час выходят за те пре­ делы времени, которые рекомендова­ ны Уставом. В чем дело? Исполняю­ щая обязанности директора школы К. В: Александрова объясняет это слабым составом учащихся в группах продленного дня. Только ли? Ведь время, необходимое учащемуся для выполнения домашнего задания, во многом зависит от того, насколько продуктивным был для него урок. Очевидно, надо энергично продол­ жить исследование: как укладывают­ ся в рамки времени ребята, котор* готовят уроки дома? Это уже более сложная операция. Может быть, сто­ ит попросить родителей в течение какого-то времени точно зафиксиро­ вать, когда ученик сел за уроки и когда закончил их. Думается, что над методикой такого исследования стоит поразмыслить работникам ме- ководителем. Но процесс имел не меньшее воспитательное значение, чем результат. Как рассказывает классный руководитель 3. А. Число­ ва, ребята отнеслись к обсуждению горячо, по-хорошему пристрастно и с большим чувством ответственности за свои решения. Каждую оценку обосновывал сначала актив класса, потом спрашивали мнения самого «кандидата» на нее — просили до­ полнить; какие его достоинства и не­ достатки пропущены. Причем, если и он забывал о каких-то прошлых про­ ступках, то ему о них напоминали из рядов. Но подходили разумно; если человек исправился и больше такого не повторял, а самое главное, осоз­ нал свои ошибки, стоит ли ему ста­ вить всякое лыко в строку? Кое-кто из оцениваемых даже сам дал себе отвод: на «примерное» поведение не вытягивает. «Примерное» — это же надо быть образцом! Учитывали не только манеру обращения к учителю, но и отношение к товарищам и роди­ телям, работу а колхозе—друзья по классу все знают о каждом. Все-та- ки высшим баллом оценили поведе­ ние 28 человек и лишь троим предло­ жили поставить «удовлетворительно». «Неудовлетворительно» не поставили никому. В других классах, рассказывала К. В. Александрова, «выдвинули» на оценку «примерное поведение» 6—7 человек, остальным решили поста­ вить «удовлетворительно». Видимо, Э Т О Г О Т Р Е Б У Е Т Ж И З Н Ь *\лл/ч/\/ч/\л/чл/\лл/\лллллл/\/\ллл^ В сороковой школе Липецка 2 работает клуб интернациональ- > ной дружбы. Ребята переписыва- « ются со своими сверстниками из > многих стран, устраивают вечера < интернациональной дружбы. 5 Приближается столетие Па- < рижской Коммуны. Учащиеся > школы готовятся к этой знамена- с тельной дате. Вот и сейчас вне- > классные занятия с семиклассни- с ками ведут студентки пединсти- з тута Галина Гаранина и Нина с Фурсова. Ребята готовят концерт $ на французском языке, и главным с его номером будет гимн Франции > «Марсельеза». ? Фото Ю. Ардашева. $ В ЛИПЕЦКЕ профессия строи­ теля окружена ореолом славы. Бурное развитие Новолипецкого завода — еж е­ годный ввод новых гигантских агрегатов и цехов, мощное об- городских кварталов, новых районов — все это, несомненно, вызывает интерес к профессии строителей. Наш тех­ но начинаются воспоминания и сопоставления: когда учился в тех­ никуме, не очень уделял внима­ ние такому-то разделу одной из строительных дисциплин, а потом на площадке сильно досадовал на прошлую собственную беспеч­ ность. Словом, не повторяйте, друзья, ошибок. Такой, примерно, состоялся в объект, созданный твоими рука­ ми. Он, естественно, вызывает большой интерес и у тех, кто учится на младших курсах. Волнение и чувство гордости у ребят за старших товарищей вы­ зывают сообщения о том, что так называемые реальные дип­ ломные проекты (т. е. практиче­ ски осуществимые) были вопло- молодых строителей Сибири. Очень плодотворна работа уча­ щихся в кружках технического творчества, при учебных кабине­ тах. Тут изготавливают модели м макеты, готовят доклады и р еф е­ раты. Кстати говоря, на област­ ном смотре технического творче­ ства учащихся техникумов, пос­ вященном 100-летию со дня рож- производственном совещании — оно состоится в конце ноября—будет по­ ставлен вопрос: как каждый педа­ гог выполняет этот пункт Устава, в котором, в частности, говорится, что «учитель призван показывать пример в труде, быту, поведении, соблюде­ ний правил социалистического обще­ жития». Второй вопрос по этому пункту будет обсужден на совещании при директоре: как учитель заботится о здоровье детей. Словом, школа по­ ка детально сверяет свою Жизнь по Уставу. Очевидно, эта работа займет определенное время. Собственно, Устав всегда будет служить мерилом. тодических кабинетов, облоно и ин­ ститута усовершенствования учите­ лей. Закончилась первая четверть. Вы­ ставлены оценки. По поведению они теперь, согласно Уставу, трехбалль­ ные: «примерное», «удовлетворитель­ ное» и «неудовлетворительное». В ряде классов прошли собрания: уча­ щиеся обсуждали предложения ком­ сомольских бюро, ученических секто­ ров и политсекторов классов о том, кому какую оценку по поведению следует поставить. Решающее слово, конечно, оставалось за классным ру- «пять» и «четыре». Между тем Устав предписывает учителю вооружать учащихся прочными знаниями. Трой­ ка — это не прочные знания. Вот на­ ша проблема пооблем. Действительно, ведь речь идет о том, чтобы растить высококультур­ ных, гармонически развитых людей завтрашнего дня. Коснулись второго пункта Устава: главная задача школы добиваться «получения учащимися прочных зна­ ний и умения самостоятельно попол­ нять их»... (подчеркнуто мной — А. В.)., — Мы поздно начинаем их учить этому умению, — говорит Неонила Сергеевна Шинковская. — Открыть, скажем, энциклопедию, хотя бы и детскую, найти и самому прочитать дополнительный материал. Старше­ классникам такие задания мы даем. А надо бы и пятиклассников при­ учать к самостоятельной работе над дополнительными источниками. Что­ бы уже в старших классах и на пецвых курсах вузов не надо было начинать с азов самостоятельной ра­ боты. Отдельные ученики, увлечен­ ные какой-то темой или дисциплиной, участвуя в предметных школьных вечерах, охотно ищут интересный ма­ териал сами и по заданию учителя. Они проявляют вкус к такой работе. Но это лучшие. А остальные... В старших классах возможности откры­ ваются на факультативных занятиях по предметам. А для четвертых, пя­ тых, шестых нет даже специальной иллюстративной литературы типа хрестоматий по всем предметам, справочников, сборников, словарей, написанных с учетом возраста и зна­ ний этих учеников, доступно и увле­ кательно. Даже и учитель далеко не всегда имеет такой материал. А од­ ним учебником, где все сжато до предела, интерес школьника к само­ стоятельной работе не пробудить. Надо нашим издательствам запол- нить этот пробел. Серьезные мысли высказывает секретарь школьной парторганизации Н. С. Шинковская. Жаль, что они не обсуждались на открытом партийном собрании, посвященном обсуждению Устава! Очевидно, это не последнее обсуждение, и еще очень много важ­ ных и полезных мыслей и предложе­ ний выскажут учителя. Но остается пожелать коллективу побыстрее вый­ ти из полосы изучения и энергичнее внедрять в жизнь идеи Устава. V ВОЛНИН. Наш совет содейст­ вия семье и школе счи­ тает своим основным делом — связь рабоче­ го коллектива завода с Боринской средней школой, с учащимися. Очень любят ребята встречи с уважаемыми на заводе людьми. Со­ вет помог школе в ор­ ганизации встречи с ве­ теранами завода — ка­ валером' ордена Ленина Н. П. Щукиным, ста­ рейшими коммуниста­ ми Н. Н. и И. П. Пав­ ловыми. Рабочие пред­ приятия, участники Отечественной войны АшИ. Чулков, Я. В. Со- пин, И. С. Нехаёв, В. П. Смольников охо тно помогли школе прове­ сти военизированную игру «Зарница». При заводе организованы три пионерских отряда, работающие по месту жительства. От школы ими руководят старше­ классники, от предпри­ ятия — родители пио­ неров. Отряды имеют свои спортивные пло­ щадка. Руками родите­ лей—рабочих завода — для школы сделана электрифицирован на я карта «По местам жиз­ ни В. И. Ленина». Частое общение двух коллективов хорошо влияет на ребят. Ме­ нее, может быть, бро­ ская, но кропотливая и очень важная работа совета—борьба за то, чтобы дети хорошо учились и примерно се­ бя вели. Конечно, пер­ вую скрипку тут играет школа, затем — семья. Мы, общественность, казалось бы, на треть­ ем месте. Однако мы являемся свЛзующим звеном между школой, семьей, коллективом предприятия для объе­ динения усилий по вос­ питанию учащейся мо­ лодежи. Надо сказать, что на заводе много­ летняя традиция — от­ носиться к делам воспи­ тания как к первосте­ пенным. Посещаем уроки в школе, организуем рей­ ды проверки того, как учащиеся используют время на подготовку до­ машних заданий, инте­ ресуемся, как они уча­ ствуют в общешколь­ ных общественных ме­ роприятиях, помогаем им и в выборе профес­ сий, в профессиональ­ ной ориентации. В заседаниях сове­ та участвуют директор завода Э. В. Смирнова, секретарь партийной организации В. Д. Фе­ доров, председатель завкома В. П. Хренов. С завкомом мы иногда проводим совместные заседания. Причем, согласован­ ные действия бывают особенно эффективны­ ми. С учеником Сашей (не буду называть его фамилии) и школа, и мы бились 3 года: не хотел учиться, сидел 3 года в одном классе. А его родители без­ различно относились к тому, как учится их сын. Договори­ лись на з а в о д е , взяли его учеником. Сейчас он занят делом, хорошо работает. Ког­ да - нибудь, может, и поймет, что правы бы­ ли старшие, заставляя учиться. Насколько это тонкая работа с детьми, гово­ рит и такая любопыт­ ная история. Два года и школа, и мы бились с учеником по имени Ко ля. Плохо учился, пло­ хо себя вел. Как-то втянули его в занятие спортом, послали летом в лагерь. И кажется , дело пошло. Приехал наш парень по-особому бодрый, заряженный энтузиазмом, взялся за учебу, лучше стал се­ бя вести. И вдруг срыв: отказывается от­ вечать уроки. В чем де­ ло? Оказывается, сооб­ ражения на этот раз почти принципиальные: о нем заметку написа­ ли в газету, что испра­ вился, стал хорошо учиться. И вот такая реакция. Попробуй те­ перь найти к нему под­ ход. Но мы работаем с детьми и их родителя­ ми не только при таких острых конфликтных ситуациях. За хоро- шее воспитание детей дирекция завода, парт­ ком поощряют родите­ лей. Так, на последнем общезаводском роди­ тельском собрании многим родителям бы­ ли вручены памятные подарки - библиотечки. Для лучших учеников и их родителей была организована поездка в город-герой Волго­ град на экскурсию. Сейчас в классах шко­ лы борются за то, что­ бы завоевать право на участие в такой экскур­ сии. Один из важных ре­ зультатов совместной работы школы, семьи и общественности состо­ ит в том, что среди школьников нашего коллектива изжиты правонарушения. В. БУРДА, председатель совета содействия семье V школе при Боринском .. 1 сахарном заводе. «...Школа вне жизни, вне политики, — говорил В. И. Ленин, — это ложь и лицемерие». Эти слова дав­ но уже стали крылатыми, они и сегодня — руководство к действию для воспитателей. Связать воспитание молодого поколения с жизнью, с политикой — вот наша главная задача, и ей наш педа­ гогический коллектив посвящает немало времени. И не только на уроках. Походы по родному краю, общест­ венно полезный труд, пионерские сборы и комсомоль­ ские собрания, участие в работе школьной лекторской группы и многое другое служат решению этой задачи. Особое значение мы придаем политической информа­ ции. Перед своими товарищами по классу выступают сами ребята. Мы обеспечили 5—-10 классы политически­ ми картами, все наши пионеры и комсомольцы выписы­ вают «Пионерскую правду», «Ленинец» и «Комсомоль­ скую правду». Политинформации проводятся по понедельникам. По­ литинформаторам отзывается действенная методическая помощь. Так, за 3—4 дня вывешиваются рекомендации с указанием, какой материал, из какого источника использо­ вать. Обычно мы называем злободневные газетные ма­ териалы. Темы бесед не ограничиваются только пере­ сказом сообщений о текущих событиях внутренней и международной жизни. Разговор идет и по материалам Пленумов ПК КПСС и сессий Верховного Совета СССР. Рассказывали политинформаторы о материалах XVI съезда ВЛКСМ и увязывали положения из доклада первого секретаря ЦК ВЛКСМ Е. М. Тяжельникова с жизнью молодежи нашей области. Формы этих бесед отличаются разнообразием, и об этом, конечно, приходится заботиться учителям. Тут и беседы за «круглым столом», и ответы на вопросы, и непринужденный обмен мнениями по теме. Чтобы не получилось «игры в политику», требуется тактичное и разумное руководство взрослых. Классный руководитель особенно много может сделать. Он и по­ может лучше продумать план выступления, и компози­ цию, обосновать выводы, найти верный тон беседы. Ин­ тересно и содержательно проходят политинформации в классах В. Ф. Пановой, В. Г. Лакомовой, В. П. Пуза­ новой, Н. В. Шепелевой и других. Вот уже два года мы проводим с политинформатора­ ми еженедельные занятия (обычно в субботу), на ко­ торых а даются конкретные, советы, как следует исполь­ зовать рекомендованный материал и политическую карту, какие наглядные пособия следует приготовить и т. д. ■; ^ .... „ а . Для обмена опытом политинформаторов мы прово­ дим так называемые открытые политинформации ве всех 7—ю классах по определенному графику, Конеч­ но, с каждым юным политинформатором, который про­ водит такую беседу в присутствии своих, так сказать, коллег, предварительно разговаривают учителя, помо­ гают лучше осмыслить фактй, объясняют смысл отдель- Другим странам по сто. История — пастью гроба. А моя страна —■ подросток, — твори, выдумывай, пробуй! Т АК ПИСАЛ Маяковский. В ту пору и даже несколько позд­ нее мы нередко ругательски рутали инструкции: они подчас дей­ ствительно мешали нам ломать при- дело не только в разных уровнях классов, Но и в отсутствии единых критериев. Не случайно пришло в Ли­ пецк указание Министерства просве­ щения РСФСР—за первую четверть оценки по поведению выставлять по прежней системе, пока не будут раз­ работаны достаточно четкие ориенти­ ры для применения новой. Еще одна точка соприкосновения Устава и действительности: учитель обязан «изучать условия жизни уча­ щихся, поддерживать связь с родите­ лями или лицами, их заменяющими». Не только классный руководитель, но и каждый предметник. Мы беседуем об этом с учителем истории и обществоведения и класс­ ным руководителем Т. П. Харькиной. — До этого, — говорит Тамара Петровна, — не исключена была воз­ можность и такой жалобы учителя- предметника классному руководите­ лю: «Вот ваш ученик ко мне на урок не пришел, опоздал — вы с ним по­ беседуйте, внушите». Правда, самые добросовестные учителя-пред.четни­ ки регулярно посещали на дому от­ стающих по их поедмету учеников, беседовали с родителями. Теперь это становится нормой для всех и непре­ менно скажется на совершенствова­ нии учебного процесса. Эта норма уже получает в пятнадцатой школе и чисто административное оформление: составлен график регулярного со­ беседования руководителей школы со всеми учителями, во время которого будут регистрироваться и встречи предметника с родителя лги, посеще­ ние учителем ученика на дому, свя­ зи с общественностью. — Беда наша в том,—говорит преподаватель литературы и класс­ ный руководитель Н. С. Шинковская, —что ходим-то мы почти исключи­ тельно к «двоечникам». Им отдаем все силы и упускаем «троечников», а таких большинство. Причем среди них есть и способные ребята, кото­ рые вполне могли бы учиться на «че­ тыре» и «пять». В старших классах у нас до 40 процентов «троечников» и крайне мало тех, кто учится на НАША ЗАБОТА иых выражений и терминов, которые встречаются в га­ зетных материалах. Причем приглашенные на «открытые» информации уже привыкли к этой форме работы и охотно говорят, что понравилось им в выступлении товарища, что не понравилось. Наши юные политинформаторы выступают не только в классах, но и в Доме культуры райцентра. Когда в- зале около трехсот твоих сверстников и учителя, это поднимает ответственность у тех, кто готовится высту­ пить. Такие политинформации, как мы убедились, яв­ ляются хорошей школой, где ребята приобретают и со­ вершенствуют навыки политической пропаганды. Многие старшеклассники — Нина Гулевская, Вален­ тина Акулинина, Александр Нетсев и другие —• с боль­ шим желанием участвуют в этой работе. Опыт лучших перенимают все, так как в школе с политинформациями обязательно выступает каждый старшеклассник. Мы не освобождаем от этой почетной обязанности и так на­ зываемых трудных учеников. Наоборот, мы убеждены в том, что ребята, когда им дается ответственное по­ ручение, проявляют себя с лучшей стороны. Так, Васи­ лий Герасимов, Иван Башкатов, Михаил Логачев и другие старшеклассники великолепно справлялись в прошлом учебном году с обязанностями политинфор­ маторов, лучше стали учиться и неплохо окончили школу. На протяжении ряда лет мы предъявляем к полит­ информациям серьезные требования. И не случайно. Мы не можем пустить на самотек самый важный участок деятельности учителя — идейно-политическую работу с подрастающим поколением, на кого наше общество воз­ лагает так много надежд. Мы не можем ждать, как бы ни были терпеливы, тот день, когда воспитанники сами, по своей инициативе проявят интерес к внутренней и международной жизни, окунутся в нее с головой. Про­ цесс йх идейного становления, формирование у них правильного мировоззрения -мы обязаны ускорить. Это­ го требует сама жизнь. Политинформации вооружают учащихся знаниями, которыми они нередко и довольно удачно оперируют на выпускных экзаменах по истории СССР и обществове­ дению, настраивают на сознательное отношение к вы­ полнению общественно полезных заданий, что уже не первый год подтверждают наши ребята на летних ка­ никулах. .,, ! Сейчас мы работаем над тем, как лучше, целесооб­ разнее использозать при подготовке к политическим информациям передачи радио и телевидения. Но, конечно, даже самыми хорошими политинформа­ циями невозможно исчерпать задачу идейно*политиче- ского воспитания школьников. Это только часть работы. А. ГОЛУБЕВ, организатор внеклассной и внешкольной работы Тербунекой средней школы № 1. П О БУЖ Д ЕН И Е К Д ЕЙС ТВИЮ Д Е Т И -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz