Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)
I I <тИ!к» 1969 г.. У». 541 (194961 Л Е НИНСКОЕ ЗНАМЯ 9 к ж СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ ЗВЕЗДНЫХ БРАТЬЕВ К' ' ■Ш ОСМОНАВТ перед нами, сел у окна. Глаза с лука- вникой, небольшой нос и пухловатые губы придают его лицу мальчишеское выражение. Таково первое впечатление. Вопросы следуют один за другим. Георгий Степанович Шонин не то ропится, но и не тянет с ответом, говорит энергично. — Какой самый памятный день в кашей жизни? — 18 апреля 1954 года. Впервые ва самолете ЯК-18 я са мостоятельно поднялся в воздух. Солнце светило в полный круг. Ни одно облачко не касалось его. Все во мне ликовало. -Работал четко, как автомат. Боль шая высота, а внизу земля, засне женные поля.— Шонин задумывает ся.— Прежде чем настал этот же ланный день, пришлось много по трудиться. Немало было и огорче ний. Ведь учебы без этого не быва ет. С июля 1950 по сентябрь 1952 го да занимался в Одесской спецшколе, затем в Ейске и только в 1953 году стал курсантом военного авиацион ного училища летчиков. Видите — сколько лет, шаг за шагом, как по лесенке, поднимался в небо. Как-то моя бабуижа—Мария Пет ровна, человек трудной судьбы, "* сказала об авиа торах; «Нелегкий хлеб едят». А она хорошо знает це ну хлеба. Рано овдовев, осталась одна с детьми. Годы войны, фа шистская окку пация. Пришлось , хлебнуть горя. Погиб на фронте ее сын, двое зять ев. Среди них и мой отец. Гитле- ■ ровцы зверство вали. Кормил нас бабушкин огород, точнее ее неугомонные трудовые ру ки. Своя семья, да, еще одну — пря тали: мать и сына. Юзик был мне ровесник. А жили мы тогда в го роде Балты, километрах в ста тридцати от Одессы. Помню, как ба бушка с матерью радовались, когда фашистов, наконец, погнали. Этот день и для меня, подростка, остался адним из самых памятных. ...Летчиком стать не просто. Опыт ные, умные люди лепили из нас, мо лодых, настоящих авиаторов. Я лич но на всю жизнь благодарен стар шему лейтенанту Полякову, научив шему меня понимать авиацию, ле тать. — Кого вы считаете для себя образцом? —- Наверное, я повторяюсь. Мно гие так говорят. Но летчик Валерий Чкалов — это человек, по которому я меряю жизнь. Он не мыслил себя вне авиации. И словно был создан для нее. Вся его жизнь — образец служения Родине, народу. И еще французский летчик Экзюпери. З а читывался его книгами. Правда, он иного плана, чем Валерий Павлович, но сколько в нем бесстрашия, муд рости. А на родине его мало кто знал. Он делал простую, будничную работу, а она-ю и занимает боль шую часть жизни любого из нас. Но как он об этом писал! Летчиком надо родиться. Многие из моих друзей по авиационному училищу хорошо освоили теоретиче ские дисциплины, искренне любили авиацию, но начались полеты... и кое-кого отсеяли. — Вы стремитесь в косйос, изме нив авиации? — Нет, нет. Это стремление к высшему закономерно. Я летал на многих самолетах. От штурма неба иду на штурм космоса. Освоение космического пространства — про цесс естественный, органически выте кающий из потребностей человечест ва. За ним — будущее. Поистине безграничные возможности откры лись перед нами после первого по лета в ззатмосферное пространство бесстрашного Юрия Гагарина. — Эксперимент, который вы на мерены осуществить в космосе вме сте с другими, потребует большого напряжения физических и духовных сил? — Да, мы к этому подготовлены. Я не оговорился, сказав «подготов лены», а не «подготовились». Нас готовила большая группа специали стов. Мы от всего сердца благода рим их за эго. Что касается программы полета, то она действительно насыщена. Но реальна. Советские ученые осущест вляют научные эксперименты без торопливости, тщательно, скрупу лезно все анализируя, выверяя. Каждый новый эксперимент в кос мосе — это часть советской коопт- кого спутника Земли*Началась кос- ческои программы, если хотите, часть нашего народнохозяйственно го плана. Мне посчастливилось быть гостем XXIII съезда КПСС. В до кладе и в Директивах о пятилетием плане определены и задачи дальней шего исследования космоса. — Как они, по-вашему, выполня ются? — Это — полеты автоматических станций «Луна». Автоматическая стыковка в околоземном пространст ве спутников типа «Космос». Заме чательное достижение — полет по трассе Земля—Луна — Земля аппа ратов «Зонд», четырехсуточная ра бота в космосе Георгдя Берегового на-' корабле «Союз», эксперимент Владимира Шаталова, Бориса Во- лынава, Евгения Хрунова и Алексея Елисеева — создателей первой опыт ной орбитальной станции. И, нако нец, наш старт в космос. Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы выпол нить научную программу. Мы к это му готовы. — В последнее время все чаше раздаются голоса о том, что якобы известный комфорт в кораблях не сколько облегчает задачи физиче ской подготовки космонавтов. мическая эра. Для нас, летчиков, это был сюрприз. Тогда мы в пол ной мере оценили идеи Константина Эдуардовича Циолковского, его про зорливость... Свой полет,— заключает беседу космонавт,— я бы хотел посвятить ленинской парши. Пусть он станет моим вкладом в великое дело наро да — построение коммунизма. * * * ...Немногие знают небольшой го родок Вязники, раскинувшийся на берегах полноводной Клязьмы и уто нувший в зелени садов знаменитой владимирской вишни. В этом городе тридцать четыре года назад в семье Николая и Татьяны Кубасовых ро дился сын Валерий. В автобиографии, написанной Ва лерием на половинке листка из школьной тетради, мы прочитали: «Я, Кубасов Валерий Николаевич, родился 7 января 1935 года в городе Вязники Владимирской области, где и жил по настоящее время. В 1942 году поступил в начальную школу, а потом обучался в средней школе, которую и окончил в 1952 году. лание стать авиационньпк - инжене-! ром с каждым годом становилось все более непреодолимым... — Нелегкая профессия, — заме тил отец. — Без «царя в голове» де лать нечего, — предупредил он сы на,,когда тот заговорил об авиации. — На пятерки учиться, — поддер жала мать. — Этого мало. Особое пристра стие к технике иметь надо, любовь, талант. — И, погладив подростка по коротким светлым волосам, посове товал, — поступай в московский. Верю в тебя. Летом 1952 года Валерий Кубасов остановился возле массивного зда ния на Волоколамском шоссе. Мос ковский авиационный тогда уже но сил на своем знамени орден Ленина -— признание огромных заслуг в вос питании специалистов авиационной промышленности. Сотни его воспи танников были удостоены высших правительственных наград. Вместе с другими студентами Ва лерий прошел по двору института, чем-то напоминающему заводской. Справа и слева здания, похожие па цехи. А вот и площадь со скульпту рой Серго Орджоникидзе, имя ко торого носит это Н А К Р Ы Л Ь Я Х З Н А Н И Й И О П Ы Т А & — Бесспорно. От первого одноме стного «Востока» — трехместного «Восхода» — до корабля «Союз»— конструкторы прошли большой путь. Корабли стали совершеннее. Но, тем не менее, человеку необходим, как говорят, запас прочности. Пере грузки при старте и особенно при возвращении на Землю, невесомость — все эти и другие факторы косми ческого полета требуют хорошей фи зической натренированности. Должен заметить, что одного здо ровья, выносливости, а точнее физи ческой подготовленности — мало. Нужны прежде всего знания. Их мы получили в Академий имени Жу ковского и, как я уже говорил, у себя в Звезд ном городке, от людей, готовивших нас к полету. С нас требовали отличного знания мате риальной части корабля, техники, умения управлять ею. Этому мы от давали максимум усилий. — Мы слышали о предстартовых партийных собраниях, как они про ходят? — Перед каждым полетом мы со бираем коммунистов и комсомоль цев. Собрание состоялось и на этот раз вполне деловое, хотя и носило оттенок торжественности. Космонав ты докладывали собранию о готов ности к полету. Потом выступали товарищи. Они пожелали нам «хо рошего старта» и «доброй работы в космосе», «мягкой посадки». — Вы давно в партии, Георгий Степанович? -— Двенадцать лет. Меня приняли в "знаменательном 1957 году. Это был год запуска первого нскусствен- Состою в членах ВЛКСМ с фев раля 1949 года... Имею обществен ную нагрузку...». Автору биографии тогда нечего было больше писать. Ему исполни лось всего семнадцать лет. Но он уже тогда твердо знал, что делать в жизни: строить самолеты. Что привело Валерия Кубасова к решению стать авиационным инже нером? Может, рассказы летчиков, сражавшихся на фронтах войны, книги о них, а может, и то, что Вла димир— родина замечательного рус ского ученого Николая Егоровича Жуковского, которопо В. И. Ленин назвал «отцом русской авиации». Часто, до последних дней своей жиз ни ученый приезжал в родное Оре хово, проводил здесь многочислен ные опыты, решал сложнейшие ма тематические задачи, работал над знаменитым трудом по теории авиа ции.. И не было школьника, который не знал бы об этом, не гордился сво им великим земляком. Валерий с ин тересом читал книги, статьи о дру гом ученом-владимирце — Александ ре Александровиче Микулине—круп нейшем конструкторе авиационных двигателей. Блестящие полеты со ветских летчиков на самолетах «АНТ» через Северный полюс в Америку, сокрушительные удары по фашистским самолетам штурмовиков «ИЛ» связаны с его именем. А может, мечту «тать инженером по-доброму подхлестывали стреми тельные реактивные самолеты, все чаще вычерчивавшие в небе замыс ловатые фигуры. Ясно одно — же- Командир космического корабля «Союз-6» подполковник Г. С. Шонин и борт-инженер корабля В. Н. Кубасов во время медицин ского самоконтроля. фото В. Черединцева. (Фотохроника ТАСС). учебное зазеде ние. По неширо кой лестнице юно ша поднялся 'в коридор и отыскал глазами: «Прием ная комиссия». Секретарь ко миссии — пожи лая женщина взяла ^документы. — Вы меда лист? — Да, серебря- пая... Недотянул ■ ПИ1Ч—Ц■ до золотой. Секретарь, че рез руки которой прошли сотни за. явлений, внимательно посмотрела все документы, задержала взгляд еще раз на аттестате. — Ну что же, хорошо. По точным наукам у тебя отметки отличные. Л1олодец. Это хорошо, — повторила она. На всю жизнь запомнились первые дни учебы в институте. И особенно традиционное выступление перед студентами известного ученого Ива на Филипповича Образцова. — Современные инженеры, — го ворил он своим питомцам, — долж ны обладать глубокими тгорегиче сними и практическими знаниями Чтобы создавать современную техни ку, необходимо глубоко знать по следние достижения физики, химии автоматики, электроники, материало1 ведения и многое другое. Ученый призвал студентов к то му, чтобы они становились инжене рами широкого профиля, способны ми успешно решать научно-исследо вательские и конструкторские зада чи. Коллектив преподавателей инсти тута — крупные ученые, конструкто ры, — передавая знания молодым специалистам, давали им вместе с тем полный простор для самостоя тельной творческой работы, умело направляли ее. Курсовые и диплом ные проекты, как правило, выполни лись по темам, предложенным про мышленностью, и содержали эле менты научного исследования. Взявшись за дипломную работу, Валерий Кубасов не шел по легкому пути: взявшйсь за сложную пробле му, он стал искать собственное наи более рациональное решение. И на шел его в своих проекте. ...К работе над проектом липло мант подошел творчески. Простота в изготовлении и в эксплуатации от носятся к достоинствам проекта. ...В процессе работы над проек том тов. Кубасов проявил инициа тиву в решении ряда вопросов и от казался от известных ему схем г конструкций! В эхом смысле он раз работал оригинальную систему авиа ционного прибора. И, наконец, знаменательный день защита дипломного проекта. Комис сия единодушно поставила отметку «отлично». ...Несколько лет работал В. Куба сов на предприятиях, участвуя в со здании летной техники, защитил кан дидатскую диссертацию, и не скро ем, он мечтал о космосе. И вдруг неожиданное предложение из Звезд ного городка. Космонавтика нужда лась в инженерах-испытателях. » А. РОМАНОВ. (ТДСС). Исток космической орбиты не на Байконуре. Он на взлетной полосе, где однажды рождается летчик. —Возьми управление на себя. — Вот она — самая долгожданная команда инструктора. А руки только и ждут этого мгно вения, сами тянутся к штурвалу. Первое рукопожатие пилота и неба. И никогда уже не забудется чело век, который подружил тебя с вы сотой, как не забывается первый учи тель. Получилось так, что инструктор Сергей Петрович Абалдуев не мог присутствовать на торжественном ритуале курсантского выпуска и не увидел своих питомцев офицерами. Выпускники торопились в неоо и, как сказал поэт, «разлетелись орля та на крыльях погон лейтенантских». В памяти инструктора Анатолий Фи- липченко так и остался курсантом. Свиделись они почти двадцать лет спуегя, по телевизору, когда на эк ране показали портрет нового героя космоса — подполковника Анатолия Васильевича Филипченко. О чем подумал в эти минуты Сер гей Петрович — летчик запаса, ко торый до обидного так рано оставил штурвал? Быть может, улавливая в незнакомой возмужалости черты кур сантской юности, вспомнил первый его полет: «Что ни говори, а мой ученик!» и тут же, возможно, встре вожился чисто по-инструкторски. Почуяв сложность и высокую ответ ственность космического задания. Ведь для Филипченко — это тоже первый, самостоятельный. Но самое удивительное (и Сергей Петрович поймал себя на этой мыс ли), самое удивительное было в том, что он не удивился, увидев своего питомца в одежде космонавта. — Все, как должно быть... Эту фразу Сергей Пет}>ович про износил в нашей беседе не раз, как бы отчеркивая ею эпизоды, пришед шие на память. В Чугуевском военном авиа ционном училище, где началась летная биография космонавта, еще служат последние могикане. одного с ним выпуска 1950 года. Три мано ра — Николай Александрович Кри- вошлык, Николай Петрович Усенко, Александр Петрович Наговицын. Из альбома друзья извлекли фотогра фию курсантского выпуска. В ниж нем ряду — Филипченко. Обрамлен ная лавровой и дубовой ветвями, чем-то напоминала эта групповая фотография тесное гнездо, из кото рого вот-вот вылетят юнцы-лейте нанты. Кривошлык примял седую шеве люру: — Молодец, Толька! Толька-сержанг... Слова, которые в армии через дефис не произнесешь. Но Филипченко так и звали. И стар шие начальники, зная об этом, не Вот что писали оппоненты заключениях о дипломном видели в таком обращении призна ков фамильярности и тем более па нибратства, нетерпимого во взаимо отношениях между рядовыми й младшим командиром. Не лычки на погонах поддерживали беспрекослов ный авторитет курсанта Филипченко. Его уважали за то, что командир ская требовательность легко сочета лась с товарищеской задушевностью. И, если, к примеру, во втором, тре тьем самостоятельном полете кто- либо из группы приземлялся, «звеня и подпрыгивая», — неудачу од нокашника Анатолий переживал, как собственную. Часто в казарме допоздна не ути хал разговор. — Голь, как ты думаешь, если... А через минуту: — Послушай, сержант, я, кажется, уяснил. Майор Кривошлык, вглядываясь в курсантскую фотографию, сказал задумчиво, как бы итожа: — Одним словом, Толька был пре даннейшим другом, И дружбу умел делить поровну. Выходило почти, как у Сергея Петровича: «(Все, как должно быть». Ничего незаурядного, ничего необык новенного. Где же те грани исклю чительности, которые мы в силу любопытства, пытаемся увидеть сквозь призму совершенного челове ком подвига? Как наивны порой экскурсы в биографию! Но, быть может, в этой обыкновенности и суть? Значит, таких, как Филипчен ко тысячи. Наверное, именно это и называют типичностью характера но вого советского человека, у которо го героизм — всегда в потенциале. ...За окном прозвучала команда, по асфальту громыхнула сотня са пог, и звонкий по-мальчишески голос затянул: Чеканя шаг, идем сегодня строем, А завтра в космос строем полетим, Любой курсант мечтает стать героем, Прикажет Родина — он станет им! Это — песня училища. Слева со чинил офицер Можайкин — одного года выпуска с Филипченко. А му зыку — офицер Бобейко. Вот он на одной фотографии с Анатолием. Лю бопытное совпадение, не правда ли? Таких совпадений получалось не мало. Сергей Петрович —- «небесный учитель» Филипченко был закадыч ным другом Георгия Константино вича Мосолова, того самого, кто космической весной 1961 года на самолете Е-66 вознесся на 34.200 метров от земли. Но тогда это был просто Жора Мосолов, такой же ин структор, как Сергей Петрович. Вместе ходили на танцы н даже ухаживали за одной девушкой. Сер гей Петрович подшучивает над же ной: — И как ты ие разглядела в нем героя? Еще «совпадение». Выпускник учи-* лища Иван Никитович Кожедуб тог же служил здесь инструктором. Спустя много лет, трижды Герой Советского Союза писал: «Я счаст лив, что принадлежу к плеяде лет чиков, воспитанных этим училищем». Чеканя шаг, идем сегодня строем... Вот так же, как эти первогодки, шагал в строю ничем не приметный, разве что веснушками, курсант Алек сей Леонов. Откуда он мог знать, что «доска отличников», над кото рой он корпел ночами —• поручили изготовить как художнику, — станет исторической реликвией. В конце каждого семестра на эту доску те перь помещают портреты 17 лучших курсантов, победителей в социали стическом соревновании. Наверняка рядом со стендом, по священным^ космонавту Леонову, в музее боевой славы установят стенд о новом герое космоса Анатолии Ва сильевиче Филипченко. И это будет не просто дань уважения выпускни ку, вписавшему в историю училища новую страницу. Гордость, как гово рится, законная1 Орбиты мужества двух космонавтов начинались здесь. Даже самого проницательного аст ролога озадачило бы такое «совпа дение». Когда Алексей Леонов смелее ле гендарного Икара планировал над планетой, к новому испытанию уже готовился Филипченко. Все это бы ло «потом». А когда-то, не зная друг друта, они расправляли кры лья... Среди воспитанников училища 182 Героя Советского Союза — во семь из них дважды и один трижды герой. В комнате боевой славы мож но ощутить грозовое небо Испании, горячее заоблачье Хасана и Халхин- Гола, воздушные сражения Великой Отечественной. 18 воспитанников училища применили в воздушном бою таран — под Ленинградом; под Москвой, под Сталинградом, под Одессой и под Харьковом. Боевой счет Кожедуба известен всему миру; 120 воздушных боев, 62 сбитых не приятельских самолета. И Леонов, и Филипченко изучали, конечно, формулы боя своего пред шественника — выпускника этого же училища — дважды Героя Совет ского Союза А. В. Ворожейкиназ «8 против 35, сбито 11, потери 0». «6 против 110, сбито 12, потери 0». Восемь и шесть — это наши «Яки». Родословная эта продолжена про славленными летчиками-испытателя- ми В. А. Нефедовым, Г. К. Мосоло вым. Эстафету приняли Леонов и Филипченко. Как говорится, кто сле дующий? Не тот ли курсант, что вышел вперед запевалой? «Чеканя шаг, идем сегодня строем, а завтра в космос строем полетим...». Такова родословная мужества. В. ТЕЛЕГИН, спец. корр. ТАСС. В Ы Б О Р П У Т И ...Каждое утро, отправляя стар-. Едва проводили отца, пришла ве щую в поле, Матрена Александров- сточка от Бориса. Он сообщал, что на старалась не думать о вечере. Вчера соседскую девчонку фаши сты пороли — 25 плетей за невыпол ненный на жатве «урок». Принесли ее на руках подружки. Лена верну лась в хату за полночь, тихая, мол чаливая, с потемневшими от ‘гнева глазами. Младшие — Витька и Лю да — уже спали. Валентина— сред няя — дождалась сестру и горячо зашептала ей и матери: — Скоро наши придут. Люди го ворят, за Армавиром остановили немца. На побережье не пустили... Война в ту памятную осень огнен ным валом прокатилась по Кубани. Муне Матрены Александровны, Ва силий Павлович Горбатко, ветери нарный фельдшер конзавода «Вос ход», ушел на фронт сразу. Комму нист, один из зачинателей колхозно го строи гельства в родном крае, он не мог оставаться дома, хотя имел право на отсрочку в призыве. На его плечах была большая семья -— щятеро детей,— и только старший — Борис вот-вот должен был стать са- мостоятельныА! (он заканчивал в то время училише гражданских летчи ков). И все-таки Василий Павлович, участник гражданской войны, ре шил, что его ратный опыт особенно нужен теперь, в первые дни наше ствия, и не гоже сидеть дома... ИЗ ДИНАСТИИ КОНСТРУКТОРОВ Нет, наверное, для родителей труднее вопроса, чем вопрос, как ■воспитывался сын. И понятно, поче му отец космонавта Владислава Волкова откровенно уклонялся о^ разговора о «лично семейной жиз ни». Когда детей растят, о предсто ящих интервью не думают. Биогра фию Владислава приходится лис тать «с конца», с газетной страницы, на которой фамилия Волкова круп но набрана в сообщении 1АСС. Но как соразмерить с этим остальные тридцать четыре страницы? Трид цать четыре года Владиславу испол няется в ноябре. — Нет, право, в биографии Вла дика нет ничего особенного,— убеж денно сказал Николай Григорьевич. И если он вспомнил кое-какие эпизоды, то, разумеется, не затем, чтобы поделиться семейным опытом воспитания сына. Просто Николай Григорьевич понимал — когда оче редной гражданин Советского Сою за в космосе, людей не устраивает коротенькая биография, переданная вслед за сообщением ТАСС. Итак, начиная с этой новой стра ницы, попробуем «перелистать» жизнь назад — до условной восем надцатой, до августа 1953 года, ког да Владислав Волков написал заяв ление: «Прошу зачислить меня сту дентом 1 курса МАИ». Вряд ли ему задавали вопрос, почему именно в авиационный, хотя в первой биогра-- фим, уместившейся на тетрадном листе, о себе сказать было тогда еще нечего. «Вел шахматный кру жок, был редактором стенгазеты». Вопрос, почему в МАИ,— упрежда ли другие строки .автобиографии: «Отеп окончил Московский авиаци онный техникум, с 1934 года беспре рывно работает в авиационной ооо- ронной промышленности. В ОКБ начальник конструкторской бригады. В 1952 году окончил МАИ без от рыва от производства. Мать с 1930 года по 1 у 43- й также работала в авиационной промышленности в должности конструктора». Когда, в какой день, в какую ми нуту рождается мечта? Ни отец, ни "мать об этом обычно не знают, не успевают «подсмотреть» тот миг, когда у сына или дочери крепнет желание пойти по их стопам, чтобы потом проторить свою дорожку. Что такое ватман, ресфедер и рей сшина, Владислав, можно сказать, узнал еще до того, как научился выводить «мама» и «папа». Немуд рено, что первые уроки черчения в школе были для него давным-давно пройденным домашним курсом. Сде лать эскиз с натуры, обмерить пред мет и вычертить — этому в детстве исподволь учил отец. Казалось бы, чего проще выстругать из доски ко раблик, воткнуть мачты, укрепить бумажные паруса. Все мальчишки переплывают однажды свое детство на таких корабликах. Но... — Ты, сначала нарисуй то, что собираешься делать. Вообрази,— советовал отец. Может быть, в такие минуты, ког да «точь-в-точь» по аляповатому чертежу вставал зримый его двой ник с поднятыми парусами, начина ла пульсировать у мальчишки та жилка, которую называют конструк торской. А может, не конструктор ская, а капитанская — ведь все мальчишки бредят морями. Профес сия же отца выглядела отнюдь не романтично. Когда завод выполнял срочное задание, дома не бывал сутками. Придет — глаза провали лись, весь насквозь прокуренный. — Пап! Можно к вам на завод? Ну хоть бы одним глазком!— прось ба, которую Владислав таил, как мечту, зная, что она несбыточна. — Нельзя Владик, нельзя... И только небо было открыто — смотри сколько хочешь. Да, небо было, конечно, цехом. Цехом героев. А до пропуска в этот цех надо было расти и расти. И вдруг однажды отец сказал, как совсем взрослому; — Собирайся, поедешь со мной в командировку. Может быть, в далеком южном городе, в круговороте беспокойных командировочных дел, В' которых Владислав, правда, принимал самое скромное участие — готовил обед и был «начфином»,— родилось жела ние быть таким, как отец? Попро буй, угадай, когда... Ясно одно: в восемнадцать лет, в те мечтатель ные июньские рассветы после вы пускного школьного бала Влади слав знал, чего хочет сегодня и за втра. Дорога была выбрана давно. И, когда Владислав очутился у про ходной МАИ, он, быть может, сам того не подозревал, что шаг за ша гом приближался сюда многие го ды. ...Сейчас, на газетной странице эпизоды из юности космонавта вы глядят в виде цепочки событий. По выражению же Николая Григорье вича, это всею лишь «упрощенная схема биографии». К построению такой схемы он отнесся с сомнени ем: — Да, в семье конструктора вы рос инженер-конструктор. А как быть с Сергеем Владимировичем Ильюшиным, который увидел пер вый самолет только двадцати лет от роду? Но по глазам было видно —ч до волен, что «сты ковка» конструк торских поколе ний состоялась. В личном деле студента МАИ Владислава Вол кова хранится аттестат зре лости. Экзамен на зрелость про должался в институте, свиде тельство тому — зачетные книжки, подшитые к аттестату. А институт ский диплом о присвоении квалифи кации инженера-электромеханика пришлось подтверждать на заводе. — Выпускник института—еще не инженер н не конструктор,— заме тил Николай Григорьевич.—Процесс формирования специалиста длитель ный. И туг главным при наличии, конечно, одаренности был и остает ся труд. Труд и упорство в дости жении намеченной цели. По скромности, да и к тому же о своем сыне говорить неловко, он умолчал, что всеми этими качества ми наделен космонавт Владислав Николаевич Волков. Ведь он воспитывался, как кон структор. А конструктор—это твер дость и воля, умение преодолеваю трудности и препятствия. Конструк тор — это мечтатель, и добиться исполнения мечты — смысл его жизни. Наконец, взлет космическо го корабля — всегда взлет конструк торской мысли. А когда конструктор надевает гермошлем космонавта, космос перестает быть холодной пустотой, он становится горячим цехом. Т. ВОРОБЬЕВ. срочно переучивается на летчика- исгребителя. Летает на боевых ма шинах. Мать вспоминает такой эпизод. — Как пережили зиму в оккупа ции. страшно вспомнить,— расска зывает Матрена Александровна.— Думала, не выхожу детей. Опухли от голода, еле двигались. Накопаю, бывало, мерзлой картошки, они едят, а я плачу... Советские разведчики подарили однажды Виктору — единственному «мужчине» в доме (а было ему все го семь лет) — красноармейскую звездочку. Осторожно взял он пода рок и сразу зажал в кулак, чтоб не отняли. Виктор в тот день так и не отходил от разведчиков. Не знаю, вздыхает Матрена Алек сандровна, может, этот подарок солдата, может, другое что, но Виктор еще в юности решил стать военным. Об армии говорил сдер жанно, но убежденно. Нам удалось разыскать старей шую сельскую учительницу тех мест Надежду Ивановну Караулову, ко торая преподавала азы грамоты Вик тору Горбатко, его сестрам и брату. — Я была первой учительницей Виктора,— вспоминала она.— Как и все дети в эту пору, он был подвиж ны м , веселым мальчишкой. Порой затевал на переменах возню, за что не раз получал замечания от стар ших. Но занимался прилежно. Боль ше всего любил математику. Спо собности к точным наукам прояви лись у Виктора уже в младших классах. Бывало, не успеешь повто рить условие задачи или примера для «устного счета», а он руку тя нет. Ответы его всегда радовали меня. Да и в старших классах Вик тор был отличником. Много читал, охотно занимался в кружках, участ вовал в самодеятельности! Просторный, добротный, гостепрн имный дом Горбатко частенько на поминал ребячий «штаб». То к дев чатам прибегут щебетуньи-подруж ки, то с Виктором нагрянет ватага ребят. Каждое лето подростки по могали старшим. Витя, начиная седьмого класса, каждое лето рабо тал в совхозе конюхом. Лена, Валя и Люда — в полеводческой бригаде. Их заработок был большим под спорьем в семейном бюджете. А потом женился и уехал в город Борис. В Армавир, в институт, про водили Елену. Через два года в тот же вуз успешно сдала экзамены и Валентина, решившая стать агроно мом. Виктор после десятого класса, как получил аттестат, сразу к отцу — поговорить «по-мужски»: «Думаю учиться на летчика военного».— Отец не возражал. Он знал, что этот выбор не случаен. Не раз, наблюдая за ним, видел, как загораются гла за младшего сына, когда Борис вдруг вспомнит о боевых годах, о памятном воздушном сражении в небе над Волгой. Тогда, в огненном 43-м, летчик-сержант Борис Горбаг ко, прикрывая товарищей по эскад рилье, сбил вражеский истребитель, но сам попал под огонь зенитных батарей. Горящий «Як» он с трудом перетянул через линию фронта— После госпиталя снова летал — на транспортных, тяжелых машинах. Ему доверяли сложные рейсы в. дьш врага, к партизанам. Однажды Матрена Александровна собралась проведать сына — кур санта Батайского военного авиаци онного училища. В штабе молодой майор попросил ее подождать. За окном кабинета, где-то совсем близ ко взлетали и садились серебристые, стремительные самолеты. Иногда от гула их двигателей дрожали стекла. Матери трудно было поверить, что сын ее управляет этими сложными могучими машинами, что они по слушны ему. ...Виктор -вошел в комнату неожи данно. Улыбающийся, подтянутый, бодрый. Черный летный комбинезон остро пахнул чебрецом, степной горькой полынью и бензином. Вик тор повел мать на летное поле, уго стил курсантским обедом. Вечером он пригласил ее в клуб, познакомил с товарищами н наставниками. Улучив момент, когда молодежь шумно обсуждала какие-то свои де ла, Матрена Александровна обрати лась к степенному, в годах летчику; >— Как Виктор? Тот широко улыбнулся ей. •— Спасибо за сына. И учится, я летает отлично. Хороший будет пи лот.— И, подумав секунду, добавил; — Парень самостоятельный, грамот ный, трудолюбивый. У него все вле? реди... Сбылись надежды тех, кто дад Виктору Горбатко путевку в небо. Сегодня мы сидим с Матреной Александровной в уютной горнице просторного каменного дома в ста нице Советской, где живет она сей час у младшей дочери Людмилы, агронома колхоза «Заветы Ильича». Нашу неторопливую беседу то и де ло прерывают соседи, близкие и дальние. Узнав, что в космосе Вик тор Горбатко, они спешат разде лить с Матреной Александровной ее волнение и радость. А мать, сму щенная их вниманием и расспроса- .ми, приглашает к столу, старается за привычными заботами скрыть тревогу: «Как он там?». И вспоминается матери послед ний разговор с сыном в «Звездном». Так вот о какой работе он тогда говорил! Нелегко ему, наверное, сейчас, на виду у всей земли... Чутьем крестьянки, извечной муд ростью труженицы мать понимает: чем сложнее работа, тем радостнее ее плоды. Д. ДМИТРИЕВ, В. КАЛИШЕВСКИЙ. (Спец. корр. ТАСС). Краснодарский край,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz