Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

I I <тИ!к» 1969 г.. У». 541 (194961 Л Е НИНСКОЕ ЗНАМЯ 9 к ж СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ ЗВЕЗДНЫХ БРАТЬЕВ К' ' ■Ш ОСМОНАВТ перед нами, сел у окна. Глаза с лука- вникой, небольшой нос и пухловатые губы придают его лицу мальчишеское выражение. Таково первое впечатление. Вопросы следуют один за другим. Георгий Степанович Шонин не то­ ропится, но и не тянет с ответом, говорит энергично. — Какой самый памятный день в кашей жизни? — 18 апреля 1954 года. Впервые ва самолете ЯК-18 я са мостоятельно поднялся в воздух. Солнце светило в полный круг. Ни одно облачко не касалось его. Все во мне ликовало. -Работал четко, как автомат. Боль­ шая высота, а внизу земля, засне­ женные поля.— Шонин задумывает­ ся.— Прежде чем настал этот же­ ланный день, пришлось много по­ трудиться. Немало было и огорче­ ний. Ведь учебы без этого не быва­ ет. С июля 1950 по сентябрь 1952 го­ да занимался в Одесской спецшколе, затем в Ейске и только в 1953 году стал курсантом военного авиацион­ ного училища летчиков. Видите — сколько лет, шаг за шагом, как по лесенке, поднимался в небо. Как-то моя бабуижа—Мария Пет­ ровна, человек трудной судьбы, "* сказала об авиа­ торах; «Нелегкий хлеб едят». А она хорошо знает це­ ну хлеба. Рано овдовев, осталась одна с детьми. Годы войны, фа­ шистская окку­ пация. Пришлось , хлебнуть горя. Погиб на фронте ее сын, двое зять­ ев. Среди них и мой отец. Гитле- ■ ровцы зверство­ вали. Кормил нас бабушкин огород, точнее ее неугомонные трудовые ру­ ки. Своя семья, да, еще одну — пря­ тали: мать и сына. Юзик был мне ровесник. А жили мы тогда в го­ роде Балты, километрах в ста тридцати от Одессы. Помню, как ба­ бушка с матерью радовались, когда фашистов, наконец, погнали. Этот день и для меня, подростка, остался адним из самых памятных. ...Летчиком стать не просто. Опыт­ ные, умные люди лепили из нас, мо­ лодых, настоящих авиаторов. Я лич­ но на всю жизнь благодарен стар­ шему лейтенанту Полякову, научив­ шему меня понимать авиацию, ле­ тать. — Кого вы считаете для себя образцом? —- Наверное, я повторяюсь. Мно­ гие так говорят. Но летчик Валерий Чкалов — это человек, по которому я меряю жизнь. Он не мыслил себя вне авиации. И словно был создан для нее. Вся его жизнь — образец служения Родине, народу. И еще французский летчик Экзюпери. З а­ читывался его книгами. Правда, он иного плана, чем Валерий Павлович, но сколько в нем бесстрашия, муд­ рости. А на родине его мало кто знал. Он делал простую, будничную работу, а она-ю и занимает боль­ шую часть жизни любого из нас. Но как он об этом писал! Летчиком надо родиться. Многие из моих друзей по авиационному училищу хорошо освоили теоретиче­ ские дисциплины, искренне любили авиацию, но начались полеты... и кое-кого отсеяли. — Вы стремитесь в косйос, изме­ нив авиации? — Нет, нет. Это стремление к высшему закономерно. Я летал на многих самолетах. От штурма неба иду на штурм космоса. Освоение космического пространства — про­ цесс естественный, органически выте­ кающий из потребностей человечест­ ва. За ним — будущее. Поистине безграничные возможности откры­ лись перед нами после первого по­ лета в ззатмосферное пространство бесстрашного Юрия Гагарина. — Эксперимент, который вы на­ мерены осуществить в космосе вме­ сте с другими, потребует большого напряжения физических и духовных сил? — Да, мы к этому подготовлены. Я не оговорился, сказав «подготов­ лены», а не «подготовились». Нас готовила большая группа специали­ стов. Мы от всего сердца благода­ рим их за эго. Что касается программы полета, то она действительно насыщена. Но реальна. Советские ученые осущест­ вляют научные эксперименты без торопливости, тщательно, скрупу­ лезно все анализируя, выверяя. Каждый новый эксперимент в кос­ мосе — это часть советской коопт- кого спутника Земли*Началась кос- ческои программы, если хотите, часть нашего народнохозяйственно­ го плана. Мне посчастливилось быть гостем XXIII съезда КПСС. В до­ кладе и в Директивах о пятилетием плане определены и задачи дальней­ шего исследования космоса. — Как они, по-вашему, выполня­ ются? — Это — полеты автоматических станций «Луна». Автоматическая стыковка в околоземном пространст­ ве спутников типа «Космос». Заме­ чательное достижение — полет по трассе Земля—Луна — Земля аппа­ ратов «Зонд», четырехсуточная ра­ бота в космосе Георгдя Берегового на-' корабле «Союз», эксперимент Владимира Шаталова, Бориса Во- лынава, Евгения Хрунова и Алексея Елисеева — создателей первой опыт­ ной орбитальной станции. И, нако­ нец, наш старт в космос. Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы выпол­ нить научную программу. Мы к это­ му готовы. — В последнее время все чаше раздаются голоса о том, что якобы известный комфорт в кораблях не­ сколько облегчает задачи физиче­ ской подготовки космонавтов. мическая эра. Для нас, летчиков, это был сюрприз. Тогда мы в пол­ ной мере оценили идеи Константина Эдуардовича Циолковского, его про­ зорливость... Свой полет,— заключает беседу космонавт,— я бы хотел посвятить ленинской парши. Пусть он станет моим вкладом в великое дело наро­ да — построение коммунизма. * * * ...Немногие знают небольшой го­ родок Вязники, раскинувшийся на берегах полноводной Клязьмы и уто­ нувший в зелени садов знаменитой владимирской вишни. В этом городе тридцать четыре года назад в семье Николая и Татьяны Кубасовых ро­ дился сын Валерий. В автобиографии, написанной Ва­ лерием на половинке листка из школьной тетради, мы прочитали: «Я, Кубасов Валерий Николаевич, родился 7 января 1935 года в городе Вязники Владимирской области, где и жил по настоящее время. В 1942 году поступил в начальную школу, а потом обучался в средней школе, которую и окончил в 1952 году. лание стать авиационньпк - инжене-! ром с каждым годом становилось все более непреодолимым... — Нелегкая профессия, — заме­ тил отец. — Без «царя в голове» де­ лать нечего, — предупредил он сы­ на,,когда тот заговорил об авиации. — На пятерки учиться, — поддер­ жала мать. — Этого мало. Особое пристра­ стие к технике иметь надо, любовь, талант. — И, погладив подростка по коротким светлым волосам, посове­ товал, — поступай в московский. Верю в тебя. Летом 1952 года Валерий Кубасов остановился возле массивного зда­ ния на Волоколамском шоссе. Мос­ ковский авиационный тогда уже но­ сил на своем знамени орден Ленина -— признание огромных заслуг в вос­ питании специалистов авиационной промышленности. Сотни его воспи­ танников были удостоены высших правительственных наград. Вместе с другими студентами Ва­ лерий прошел по двору института, чем-то напоминающему заводской. Справа и слева здания, похожие па цехи. А вот и площадь со скульпту рой Серго Орджоникидзе, имя ко­ торого носит это Н А К Р Ы Л Ь Я Х З Н А Н И Й И О П Ы Т А & — Бесспорно. От первого одноме­ стного «Востока» — трехместного «Восхода» — до корабля «Союз»— конструкторы прошли большой путь. Корабли стали совершеннее. Но, тем не менее, человеку необходим, как говорят, запас прочности. Пере­ грузки при старте и особенно при возвращении на Землю, невесомость — все эти и другие факторы косми­ ческого полета требуют хорошей фи­ зической натренированности. Должен заметить, что одного здо­ ровья, выносливости, а точнее физи­ ческой подготовленности — мало. Нужны прежде всего знания. Их мы получили в Академий имени Жу­ ковского и, как я уже говорил, у себя в Звезд ном городке, от людей, готовивших нас к полету. С нас требовали отличного знания мате­ риальной части корабля, техники, умения управлять ею. Этому мы от­ давали максимум усилий. — Мы слышали о предстартовых партийных собраниях, как они про­ ходят? — Перед каждым полетом мы со­ бираем коммунистов и комсомоль­ цев. Собрание состоялось и на этот раз вполне деловое, хотя и носило оттенок торжественности. Космонав­ ты докладывали собранию о готов­ ности к полету. Потом выступали товарищи. Они пожелали нам «хо­ рошего старта» и «доброй работы в космосе», «мягкой посадки». — Вы давно в партии, Георгий Степанович? -— Двенадцать лет. Меня приняли в "знаменательном 1957 году. Это был год запуска первого нскусствен- Состою в членах ВЛКСМ с фев­ раля 1949 года... Имею обществен­ ную нагрузку...». Автору биографии тогда нечего было больше писать. Ему исполни­ лось всего семнадцать лет. Но он уже тогда твердо знал, что делать в жизни: строить самолеты. Что привело Валерия Кубасова к решению стать авиационным инже­ нером? Может, рассказы летчиков, сражавшихся на фронтах войны, книги о них, а может, и то, что Вла­ димир— родина замечательного рус­ ского ученого Николая Егоровича Жуковского, которопо В. И. Ленин назвал «отцом русской авиации». Часто, до последних дней своей жиз­ ни ученый приезжал в родное Оре­ хово, проводил здесь многочислен­ ные опыты, решал сложнейшие ма­ тематические задачи, работал над знаменитым трудом по теории авиа­ ции.. И не было школьника, который не знал бы об этом, не гордился сво­ им великим земляком. Валерий с ин­ тересом читал книги, статьи о дру­ гом ученом-владимирце — Александ­ ре Александровиче Микулине—круп­ нейшем конструкторе авиационных двигателей. Блестящие полеты со­ ветских летчиков на самолетах «АНТ» через Северный полюс в Америку, сокрушительные удары по фашистским самолетам штурмовиков «ИЛ» связаны с его именем. А может, мечту «тать инженером по-доброму подхлестывали стреми­ тельные реактивные самолеты, все чаще вычерчивавшие в небе замыс­ ловатые фигуры. Ясно одно — же- Командир космического корабля «Союз-6» подполковник Г. С. Шонин и борт-инженер корабля В. Н. Кубасов во время медицин­ ского самоконтроля. фото В. Черединцева. (Фотохроника ТАСС). учебное зазеде ние. По неширо­ кой лестнице юно­ ша поднялся 'в коридор и отыскал глазами: «Прием­ ная комиссия». Секретарь ко­ миссии — пожи лая женщина взяла ^документы. — Вы меда­ лист? — Да, серебря- пая... Недотянул ■ ПИ1Ч—Ц■ до золотой. Секретарь, че­ рез руки которой прошли сотни за. явлений, внимательно посмотрела все документы, задержала взгляд еще раз на аттестате. — Ну что же, хорошо. По точным наукам у тебя отметки отличные. Л1олодец. Это хорошо, — повторила она. На всю жизнь запомнились первые дни учебы в институте. И особенно традиционное выступление перед студентами известного ученого Ива­ на Филипповича Образцова. — Современные инженеры, — го­ ворил он своим питомцам, — долж ны обладать глубокими тгорегиче сними и практическими знаниями Чтобы создавать современную техни ку, необходимо глубоко знать по следние достижения физики, химии автоматики, электроники, материало1 ведения и многое другое. Ученый призвал студентов к то­ му, чтобы они становились инжене­ рами широкого профиля, способны­ ми успешно решать научно-исследо­ вательские и конструкторские зада­ чи. Коллектив преподавателей инсти­ тута — крупные ученые, конструкто­ ры, — передавая знания молодым специалистам, давали им вместе с тем полный простор для самостоя­ тельной творческой работы, умело направляли ее. Курсовые и диплом­ ные проекты, как правило, выполни лись по темам, предложенным про­ мышленностью, и содержали эле­ менты научного исследования. Взявшись за дипломную работу, Валерий Кубасов не шел по легкому пути: взявшйсь за сложную пробле­ му, он стал искать собственное наи­ более рациональное решение. И на шел его в своих проекте. ...К работе над проектом липло мант подошел творчески. Простота в изготовлении и в эксплуатации от­ носятся к достоинствам проекта. ...В процессе работы над проек том тов. Кубасов проявил инициа тиву в решении ряда вопросов и от казался от известных ему схем г конструкций! В эхом смысле он раз работал оригинальную систему авиа­ ционного прибора. И, наконец, знаменательный день защита дипломного проекта. Комис­ сия единодушно поставила отметку «отлично». ...Несколько лет работал В. Куба сов на предприятиях, участвуя в со здании летной техники, защитил кан дидатскую диссертацию, и не скро ем, он мечтал о космосе. И вдруг неожиданное предложение из Звезд ного городка. Космонавтика нужда лась в инженерах-испытателях. » А. РОМАНОВ. (ТДСС). Исток космической орбиты не на Байконуре. Он на взлетной полосе, где однажды рождается летчик. —Возьми управление на себя. — Вот она — самая долгожданная команда инструктора. А руки только и ждут этого мгно­ вения, сами тянутся к штурвалу. Первое рукопожатие пилота и неба. И никогда уже не забудется чело­ век, который подружил тебя с вы­ сотой, как не забывается первый учи­ тель. Получилось так, что инструктор Сергей Петрович Абалдуев не мог присутствовать на торжественном ритуале курсантского выпуска и не увидел своих питомцев офицерами. Выпускники торопились в неоо и, как сказал поэт, «разлетелись орля­ та на крыльях погон лейтенантских». В памяти инструктора Анатолий Фи- липченко так и остался курсантом. Свиделись они почти двадцать лет спуегя, по телевизору, когда на эк­ ране показали портрет нового героя космоса — подполковника Анатолия Васильевича Филипченко. О чем подумал в эти минуты Сер­ гей Петрович — летчик запаса, ко­ торый до обидного так рано оставил штурвал? Быть может, улавливая в незнакомой возмужалости черты кур­ сантской юности, вспомнил первый его полет: «Что ни говори, а мой ученик!» и тут же, возможно, встре­ вожился чисто по-инструкторски. Почуяв сложность и высокую ответ­ ственность космического задания. Ведь для Филипченко — это тоже первый, самостоятельный. Но самое удивительное (и Сергей Петрович поймал себя на этой мыс­ ли), самое удивительное было в том, что он не удивился, увидев своего питомца в одежде космонавта. — Все, как должно быть... Эту фразу Сергей Пет}>ович про­ износил в нашей беседе не раз, как бы отчеркивая ею эпизоды, пришед­ шие на память. В Чугуевском военном авиа­ ционном училище, где началась летная биография космонавта, еще служат последние могикане. одного с ним выпуска 1950 года. Три мано­ ра — Николай Александрович Кри- вошлык, Николай Петрович Усенко, Александр Петрович Наговицын. Из альбома друзья извлекли фотогра­ фию курсантского выпуска. В ниж­ нем ряду — Филипченко. Обрамлен­ ная лавровой и дубовой ветвями, чем-то напоминала эта групповая фотография тесное гнездо, из кото­ рого вот-вот вылетят юнцы-лейте­ нанты. Кривошлык примял седую шеве­ люру: — Молодец, Толька! Толька-сержанг... Слова, которые в армии через дефис не произнесешь. Но Филипченко так и звали. И стар­ шие начальники, зная об этом, не Вот что писали оппоненты заключениях о дипломном видели в таком обращении призна­ ков фамильярности и тем более па­ нибратства, нетерпимого во взаимо­ отношениях между рядовыми й младшим командиром. Не лычки на погонах поддерживали беспрекослов­ ный авторитет курсанта Филипченко. Его уважали за то, что командир­ ская требовательность легко сочета­ лась с товарищеской задушевностью. И, если, к примеру, во втором, тре­ тьем самостоятельном полете кто- либо из группы приземлялся, «звеня и подпрыгивая», — неудачу од­ нокашника Анатолий переживал, как собственную. Часто в казарме допоздна не ути­ хал разговор. — Голь, как ты думаешь, если... А через минуту: — Послушай, сержант, я, кажется, уяснил. Майор Кривошлык, вглядываясь в курсантскую фотографию, сказал задумчиво, как бы итожа: — Одним словом, Толька был пре­ даннейшим другом, И дружбу умел делить поровну. Выходило почти, как у Сергея Петровича: «(Все, как должно быть». Ничего незаурядного, ничего необык­ новенного. Где же те грани исклю­ чительности, которые мы в силу любопытства, пытаемся увидеть сквозь призму совершенного челове­ ком подвига? Как наивны порой экскурсы в биографию! Но, быть может, в этой обыкновенности и суть? Значит, таких, как Филипчен­ ко тысячи. Наверное, именно это и называют типичностью характера но­ вого советского человека, у которо­ го героизм — всегда в потенциале. ...За окном прозвучала команда, по асфальту громыхнула сотня са­ пог, и звонкий по-мальчишески голос затянул: Чеканя шаг, идем сегодня строем, А завтра в космос строем полетим, Любой курсант мечтает стать героем, Прикажет Родина — он станет им! Это — песня училища. Слева со­ чинил офицер Можайкин — одного года выпуска с Филипченко. А му­ зыку — офицер Бобейко. Вот он на одной фотографии с Анатолием. Лю­ бопытное совпадение, не правда ли? Таких совпадений получалось не­ мало. Сергей Петрович —- «небесный учитель» Филипченко был закадыч­ ным другом Георгия Константино­ вича Мосолова, того самого, кто космической весной 1961 года на самолете Е-66 вознесся на 34.200 метров от земли. Но тогда это был просто Жора Мосолов, такой же ин­ структор, как Сергей Петрович. Вместе ходили на танцы н даже ухаживали за одной девушкой. Сер­ гей Петрович подшучивает над же­ ной: — И как ты ие разглядела в нем героя? Еще «совпадение». Выпускник учи-* лища Иван Никитович Кожедуб тог же служил здесь инструктором. Спустя много лет, трижды Герой Советского Союза писал: «Я счаст­ лив, что принадлежу к плеяде лет­ чиков, воспитанных этим училищем». Чеканя шаг, идем сегодня строем... Вот так же, как эти первогодки, шагал в строю ничем не приметный, разве что веснушками, курсант Алек­ сей Леонов. Откуда он мог знать, что «доска отличников», над кото­ рой он корпел ночами —• поручили изготовить как художнику, — станет исторической реликвией. В конце каждого семестра на эту доску те­ перь помещают портреты 17 лучших курсантов, победителей в социали­ стическом соревновании. Наверняка рядом со стендом, по­ священным^ космонавту Леонову, в музее боевой славы установят стенд о новом герое космоса Анатолии Ва­ сильевиче Филипченко. И это будет не просто дань уважения выпускни­ ку, вписавшему в историю училища новую страницу. Гордость, как гово­ рится, законная1 Орбиты мужества двух космонавтов начинались здесь. Даже самого проницательного аст­ ролога озадачило бы такое «совпа­ дение». Когда Алексей Леонов смелее ле­ гендарного Икара планировал над планетой, к новому испытанию уже готовился Филипченко. Все это бы­ ло «потом». А когда-то, не зная друг друта, они расправляли кры­ лья... Среди воспитанников училища 182 Героя Советского Союза — во­ семь из них дважды и один трижды герой. В комнате боевой славы мож­ но ощутить грозовое небо Испании, горячее заоблачье Хасана и Халхин- Гола, воздушные сражения Великой Отечественной. 18 воспитанников училища применили в воздушном бою таран — под Ленинградом; под Москвой, под Сталинградом, под Одессой и под Харьковом. Боевой счет Кожедуба известен всему миру; 120 воздушных боев, 62 сбитых не­ приятельских самолета. И Леонов, и Филипченко изучали, конечно, формулы боя своего пред­ шественника — выпускника этого же училища — дважды Героя Совет­ ского Союза А. В. Ворожейкиназ «8 против 35, сбито 11, потери 0». «6 против 110, сбито 12, потери 0». Восемь и шесть — это наши «Яки». Родословная эта продолжена про­ славленными летчиками-испытателя- ми В. А. Нефедовым, Г. К. Мосоло­ вым. Эстафету приняли Леонов и Филипченко. Как говорится, кто сле­ дующий? Не тот ли курсант, что вышел вперед запевалой? «Чеканя шаг, идем сегодня строем, а завтра в космос строем полетим...». Такова родословная мужества. В. ТЕЛЕГИН, спец. корр. ТАСС. В Ы Б О Р П У Т И ...Каждое утро, отправляя стар-. Едва проводили отца, пришла ве­ щую в поле, Матрена Александров- сточка от Бориса. Он сообщал, что на старалась не думать о вечере. Вчера соседскую девчонку фаши­ сты пороли — 25 плетей за невыпол­ ненный на жатве «урок». Принесли ее на руках подружки. Лена верну­ лась в хату за полночь, тихая, мол­ чаливая, с потемневшими от ‘гнева глазами. Младшие — Витька и Лю­ да — уже спали. Валентина— сред­ няя — дождалась сестру и горячо зашептала ей и матери: — Скоро наши придут. Люди го­ ворят, за Армавиром остановили немца. На побережье не пустили... Война в ту памятную осень огнен­ ным валом прокатилась по Кубани. Муне Матрены Александровны, Ва­ силий Павлович Горбатко, ветери­ нарный фельдшер конзавода «Вос­ ход», ушел на фронт сразу. Комму­ нист, один из зачинателей колхозно­ го строи гельства в родном крае, он не мог оставаться дома, хотя имел право на отсрочку в призыве. На его плечах была большая семья -— щятеро детей,— и только старший — Борис вот-вот должен был стать са- мостоятельныА! (он заканчивал в то время училише гражданских летчи­ ков). И все-таки Василий Павлович, участник гражданской войны, ре­ шил, что его ратный опыт особенно нужен теперь, в первые дни наше­ ствия, и не гоже сидеть дома... ИЗ ДИНАСТИИ КОНСТРУКТОРОВ Нет, наверное, для родителей труднее вопроса, чем вопрос, как ■воспитывался сын. И понятно, поче­ му отец космонавта Владислава Волкова откровенно уклонялся о^ разговора о «лично семейной жиз­ ни». Когда детей растят, о предсто­ ящих интервью не думают. Биогра­ фию Владислава приходится лис­ тать «с конца», с газетной страницы, на которой фамилия Волкова круп­ но набрана в сообщении 1АСС. Но как соразмерить с этим остальные тридцать четыре страницы? Трид­ цать четыре года Владиславу испол­ няется в ноябре. — Нет, право, в биографии Вла­ дика нет ничего особенного,— убеж­ денно сказал Николай Григорьевич. И если он вспомнил кое-какие эпизоды, то, разумеется, не затем, чтобы поделиться семейным опытом воспитания сына. Просто Николай Григорьевич понимал — когда оче­ редной гражданин Советского Сою­ за в космосе, людей не устраивает коротенькая биография, переданная вслед за сообщением ТАСС. Итак, начиная с этой новой стра­ ницы, попробуем «перелистать» жизнь назад — до условной восем­ надцатой, до августа 1953 года, ког­ да Владислав Волков написал заяв­ ление: «Прошу зачислить меня сту­ дентом 1 курса МАИ». Вряд ли ему задавали вопрос, почему именно в авиационный, хотя в первой биогра-- фим, уместившейся на тетрадном листе, о себе сказать было тогда еще нечего. «Вел шахматный кру­ жок, был редактором стенгазеты». Вопрос, почему в МАИ,— упрежда­ ли другие строки .автобиографии: «Отеп окончил Московский авиаци­ онный техникум, с 1934 года беспре­ рывно работает в авиационной ооо- ронной промышленности. В ОКБ начальник конструкторской бригады. В 1952 году окончил МАИ без от­ рыва от производства. Мать с 1930 года по 1 у 43- й также работала в авиационной промышленности в должности конструктора». Когда, в какой день, в какую ми­ нуту рождается мечта? Ни отец, ни "мать об этом обычно не знают, не успевают «подсмотреть» тот миг, когда у сына или дочери крепнет желание пойти по их стопам, чтобы потом проторить свою дорожку. Что такое ватман, ресфедер и рей­ сшина, Владислав, можно сказать, узнал еще до того, как научился выводить «мама» и «папа». Немуд­ рено, что первые уроки черчения в школе были для него давным-давно пройденным домашним курсом. Сде­ лать эскиз с натуры, обмерить пред­ мет и вычертить — этому в детстве исподволь учил отец. Казалось бы, чего проще выстругать из доски ко­ раблик, воткнуть мачты, укрепить бумажные паруса. Все мальчишки переплывают однажды свое детство на таких корабликах. Но... — Ты, сначала нарисуй то, что собираешься делать. Вообрази,— советовал отец. Может быть, в такие минуты, ког­ да «точь-в-точь» по аляповатому чертежу вставал зримый его двой­ ник с поднятыми парусами, начина­ ла пульсировать у мальчишки та жилка, которую называют конструк­ торской. А может, не конструктор­ ская, а капитанская — ведь все мальчишки бредят морями. Профес­ сия же отца выглядела отнюдь не романтично. Когда завод выполнял срочное задание, дома не бывал сутками. Придет — глаза провали­ лись, весь насквозь прокуренный. — Пап! Можно к вам на завод? Ну хоть бы одним глазком!— прось­ ба, которую Владислав таил, как мечту, зная, что она несбыточна. — Нельзя Владик, нельзя... И только небо было открыто — смотри сколько хочешь. Да, небо было, конечно, цехом. Цехом героев. А до пропуска в этот цех надо было расти и расти. И вдруг однажды отец сказал, как совсем взрослому; — Собирайся, поедешь со мной в командировку. Может быть, в далеком южном городе, в круговороте беспокойных командировочных дел, В' которых Владислав, правда, принимал самое скромное участие — готовил обед и был «начфином»,— родилось жела­ ние быть таким, как отец? Попро­ буй, угадай, когда... Ясно одно: в восемнадцать лет, в те мечтатель­ ные июньские рассветы после вы­ пускного школьного бала Влади­ слав знал, чего хочет сегодня и за­ втра. Дорога была выбрана давно. И, когда Владислав очутился у про­ ходной МАИ, он, быть может, сам того не подозревал, что шаг за ша­ гом приближался сюда многие го­ ды. ...Сейчас, на газетной странице эпизоды из юности космонавта вы­ глядят в виде цепочки событий. По выражению же Николая Григорье­ вича, это всею лишь «упрощенная схема биографии». К построению такой схемы он отнесся с сомнени­ ем: — Да, в семье конструктора вы­ рос инженер-конструктор. А как быть с Сергеем Владимировичем Ильюшиным, который увидел пер­ вый самолет только двадцати лет от роду? Но по глазам было видно —ч до­ волен, что «сты­ ковка» конструк­ торских поколе­ ний состоялась. В личном деле студента МАИ Владислава Вол­ кова хранится аттестат зре­ лости. Экзамен на зрелость про­ должался в институте, свиде­ тельство тому — зачетные книжки, подшитые к аттестату. А институт­ ский диплом о присвоении квалифи­ кации инженера-электромеханика пришлось подтверждать на заводе. — Выпускник института—еще не инженер н не конструктор,— заме­ тил Николай Григорьевич.—Процесс формирования специалиста длитель­ ный. И туг главным при наличии, конечно, одаренности был и остает­ ся труд. Труд и упорство в дости­ жении намеченной цели. По скромности, да и к тому же о своем сыне говорить неловко, он умолчал, что всеми этими качества­ ми наделен космонавт Владислав Николаевич Волков. Ведь он воспитывался, как кон­ структор. А конструктор—это твер­ дость и воля, умение преодолеваю трудности и препятствия. Конструк­ тор — это мечтатель, и добиться исполнения мечты — смысл его жизни. Наконец, взлет космическо­ го корабля — всегда взлет конструк­ торской мысли. А когда конструктор надевает гермошлем космонавта, космос перестает быть холодной пустотой, он становится горячим цехом. Т. ВОРОБЬЕВ. срочно переучивается на летчика- исгребителя. Летает на боевых ма­ шинах. Мать вспоминает такой эпизод. — Как пережили зиму в оккупа­ ции. страшно вспомнить,— расска­ зывает Матрена Александровна.— Думала, не выхожу детей. Опухли от голода, еле двигались. Накопаю, бывало, мерзлой картошки, они едят, а я плачу... Советские разведчики подарили однажды Виктору — единственному «мужчине» в доме (а было ему все­ го семь лет) — красноармейскую звездочку. Осторожно взял он пода­ рок и сразу зажал в кулак, чтоб не отняли. Виктор в тот день так и не отходил от разведчиков. Не знаю, вздыхает Матрена Алек­ сандровна, может, этот подарок солдата, может, другое что, но Виктор еще в юности решил стать военным. Об армии говорил сдер­ жанно, но убежденно. Нам удалось разыскать старей­ шую сельскую учительницу тех мест Надежду Ивановну Караулову, ко­ торая преподавала азы грамоты Вик­ тору Горбатко, его сестрам и брату. — Я была первой учительницей Виктора,— вспоминала она.— Как и все дети в эту пору, он был подвиж­ ны м , веселым мальчишкой. Порой затевал на переменах возню, за что не раз получал замечания от стар­ ших. Но занимался прилежно. Боль­ ше всего любил математику. Спо собности к точным наукам прояви­ лись у Виктора уже в младших классах. Бывало, не успеешь повто­ рить условие задачи или примера для «устного счета», а он руку тя­ нет. Ответы его всегда радовали меня. Да и в старших классах Вик тор был отличником. Много читал, охотно занимался в кружках, участ­ вовал в самодеятельности! Просторный, добротный, гостепрн имный дом Горбатко частенько на­ поминал ребячий «штаб». То к дев чатам прибегут щебетуньи-подруж­ ки, то с Виктором нагрянет ватага ребят. Каждое лето подростки по­ могали старшим. Витя, начиная седьмого класса, каждое лето рабо­ тал в совхозе конюхом. Лена, Валя и Люда — в полеводческой бригаде. Их заработок был большим под спорьем в семейном бюджете. А потом женился и уехал в город Борис. В Армавир, в институт, про­ водили Елену. Через два года в тот же вуз успешно сдала экзамены и Валентина, решившая стать агроно­ мом. Виктор после десятого класса, как получил аттестат, сразу к отцу — поговорить «по-мужски»: «Думаю учиться на летчика военного».— Отец не возражал. Он знал, что этот выбор не случаен. Не раз, наблюдая за ним, видел, как загораются гла­ за младшего сына, когда Борис вдруг вспомнит о боевых годах, о памятном воздушном сражении в небе над Волгой. Тогда, в огненном 43-м, летчик-сержант Борис Горбаг­ ко, прикрывая товарищей по эскад­ рилье, сбил вражеский истребитель, но сам попал под огонь зенитных батарей. Горящий «Як» он с трудом перетянул через линию фронта— После госпиталя снова летал — на транспортных, тяжелых машинах. Ему доверяли сложные рейсы в. дьш врага, к партизанам. Однажды Матрена Александровна собралась проведать сына — кур­ санта Батайского военного авиаци­ онного училища. В штабе молодой майор попросил ее подождать. За окном кабинета, где-то совсем близ­ ко взлетали и садились серебристые, стремительные самолеты. Иногда от гула их двигателей дрожали стекла. Матери трудно было поверить, что сын ее управляет этими сложными могучими машинами, что они по­ слушны ему. ...Виктор -вошел в комнату неожи­ данно. Улыбающийся, подтянутый, бодрый. Черный летный комбинезон остро пахнул чебрецом, степной горькой полынью и бензином. Вик­ тор повел мать на летное поле, уго­ стил курсантским обедом. Вечером он пригласил ее в клуб, познакомил с товарищами н наставниками. Улучив момент, когда молодежь шумно обсуждала какие-то свои де­ ла, Матрена Александровна обрати­ лась к степенному, в годах летчику; >— Как Виктор? Тот широко улыбнулся ей. •— Спасибо за сына. И учится, я летает отлично. Хороший будет пи­ лот.— И, подумав секунду, добавил; — Парень самостоятельный, грамот­ ный, трудолюбивый. У него все вле? реди... Сбылись надежды тех, кто дад Виктору Горбатко путевку в небо. Сегодня мы сидим с Матреной Александровной в уютной горнице просторного каменного дома в ста­ нице Советской, где живет она сей­ час у младшей дочери Людмилы, агронома колхоза «Заветы Ильича». Нашу неторопливую беседу то и де­ ло прерывают соседи, близкие и дальние. Узнав, что в космосе Вик­ тор Горбатко, они спешат разде­ лить с Матреной Александровной ее волнение и радость. А мать, сму­ щенная их вниманием и расспроса- .ми, приглашает к столу, старается за привычными заботами скрыть тревогу: «Как он там?». И вспоминается матери послед­ ний разговор с сыном в «Звездном». Так вот о какой работе он тогда говорил! Нелегко ему, наверное, сейчас, на виду у всей земли... Чутьем крестьянки, извечной муд­ ростью труженицы мать понимает: чем сложнее работа, тем радостнее ее плоды. Д. ДМИТРИЕВ, В. КАЛИШЕВСКИЙ. (Спец. корр. ТАСС). Краснодарский край,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz