Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

25 спггявр* 1969 г., .№225 (12 4807 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ л; В ПОСЛЕДНЕЕ время руково­ дителей школ все больше и больше волнует проблема управления и повышения эффектив­ ности педагогического процесса. Эго требование жизни, школьной прак­ тики нашло свое отражение в изве­ стном постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе, где указывается, что современный этап развития общеобразовательной школы настоятельно требует повы­ шения научного уровня руководства учебными заведениями. Многие ру­ ководители школ понимают, что без этого нельзя успешно решать огром­ ные общеобразовательные и воспи­ тательные задачи. Однако на прак­ тике между «понимать» и «уметь» порой существует довольно значи­ тельный разрыв. Часто сталкивались с этим при проверке и анализе дея­ тельности школ и работники нашего районного отдела народного образо­ вания. Как же выработать такой стиль своей деятельности, как найти такую систему, которые свели бы до мини­ мума указанный разрыв в повседнев­ ной практике руководителей школ? Как выработать у руководителей школ тактическое и стратегическое мышление, умение принимать реше­ ния быстро и точно? Обычно в повседневной деятель­ ности у руководителей школ возни­ кают сотни практических ситуаций, по которым во многих случаях необ­ ходимо принимать научно обосно­ ванные решения. Однако, как пока­ зывают наблюдения, они принима­ ются лишь на основе опыта. Такой способ приемлем в простых случаях н совершенно недопустим в управле­ нии сложным учебно-воспитательным процессом. Сейчас, как никогда, боль­ шое значение приобретают научные методы, позволяющие заранее опре­ делить последствия каждого реше­ ния. Нельзя допускать, чтобы неопыт­ ность руководителя, его админист­ ративная безграмотность отрица­ тельно сказывались на учебно-вос­ питательном процессе. Руководи­ тель должен в совершенстве вла­ деть не только школьной педагоги­ кой, но и административной, т. е. владеть такой методикой, которая позволила бы ему создать творче­ ски работающий педагогический кол­ лектив. В районо проанализировали суще­ ствующий процесс управления в школах. Выяснилось, что у каждого руководителя школы была своя, вы­ мученная и выстраданная в процес­ се практики система управления. К ней директора, их заместители шли годами, отрабатывая ее бесконечным количеством проб и ошибок. Это не­ допустимо. Между тем, многие , директора и их заместители сейчас приходят к выводу, что сложившаяся традици­ онная система внутришкольного кон­ троля и руководства не отвечает в полней мере современным требова­ ниям. Действительно, может ли быть эффективно управляемым учебно- воспитательный процесс, если, на­ пример, за четверть в средней по количеству учащихся школе прово­ дится 6—7 тысяч уроков, а посеща­ ется администрацией школы, в луч­ шем случае, за это же время 300— 400 уроков? При этом мы нисколь­ ко не умаляем значение посещения и анализа уроков. Они являются очень важной частью в системе ру­ ководства школой, т. к. урок лежит в основе работы школы, он являет- ем эффективно организовать труд своих подчиненных. Наблюдались такие факты: директор приходил в школу, не имея определенного, обос­ нованного плана, твердой цели. Его захватывал поток непредусмотрен­ ных дел, в результате на основную работу времени оставалось очень мало. У ро ки посещались эпизодиче­ ски, значительная часть учителей по существу оставалась вне контроля. Часть директоров выполняет обязан­ ности других работников школы. В прошлом учебном году в одной из средних школ работники нашего районо провели хронометраж дня организатора по внеклассной работе, старшей пионервожатой, лаборанта и библиотекаря. Итог оказался со­ брать соответствующую литературу, проводит консультации. К установ­ ленному сроку доклады представ­ ляются на рецензию и в районо. После окончательной доработки их рассматривает методический совет райметодкабинета, который предла­ гает или заслушать доклад на семи­ нарских занятиях руководителей школ, или на занятиях кустовых ме­ тодических объединений, или опуб­ ликовать в методическом бюллетене. Особое значение придает наш от­ дел семинарам-практикумам, кото­ рые проводятся с директорами школ не реже одного раза в месяц. До 1966-7-67 учебного года направление и тематика этих семинаров были различны. Семинары помогали педа- У П Р А В Л Е Н И Е ся главным звеном учебно-воспита­ тельного процесса. Речь о другом: в дополнение к этому в школе должен быть хорошо оборудован повседнев­ ный поток точной информации о со­ стоянии учебно-воспитательного процесса. Ведь не случайно, что у отдельных руководителей очень по­ верхностные, приблизительные зна­ ния о положении дел в школе. Они, например, затрудняются сказать, ка­ ков объем и прочность знаний, при­ обретенных учащимися в каждом классе по всем предметам, какими умениями и навыками овладели ре­ бята; смогут ли учащиеся приме­ нять полученные знания на практи­ ке; как организовано в школе чте­ ние художественной, научно-попу­ лярной, политической литературы или как учителя осуществляют на своих уроках обратную связь и т. п. Зато руководители школ уверенно говорят о проценте успеваемости за четверть, знают процент хороших н отличных оценок. Но это же явный дилетантизм! Многие директора школ жалова­ лись, что они работают «на износ», что их труд является необыкновен­ но тяжелым, что он поглощает у них много сил и энергии. Однако при внимательном обследовании вы­ яснилось, чго «тяжесть» вызывается не столько самим характером рабо­ ты, сколько ее плохой организацией, нерациональной затратой энергии, всевозможными мелочами, неумени- вершенно неожиданным: в течение дня своим непосредственным делом все эти товарищи были заняты 3—4 часа. Ч ТОБЫ повысить научный уро­ вень руководства школами, привести его в соответствие с современными требованиями, соз­ дать условия для творческой работы учителей, районный отдел народного образования разработал и проводит в жизнь целую программу, которая, в частности, предусматривает ^само­ образование руководителей школ, их творческую и практическую подго­ товку в постоянно действующем се­ минаре-практикуме, систематиче­ ское внедрение принципов НОТ в повседневную деятельность и т. п. Все директора школ и их замести­ тели (каждый по своему выбору) в течение учебного года самостоятель­ но разрабатывают ту или другую теоретическую тему. В 1968—1969 учебном году руководители школ работали, например, над такими те­ мами; «Учение классиков марксизма- ленинизма о цели и задачах комму­ нистического воспитания», «Педаго­ гическое мастерство учителя и пути его совершенствования», «О партий­ ности педагогической деятельности учителя», «Текущее и перспективное планирование». Районный методический кабинет постоянно контролирует, как идет работа над темой, помогает подо- Н Е И Т Р А Л И Т Е Т И Е В Р О П Е Й С К А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 4 {лш ш < 1П '|<И11МП1ашм|Г, В письмах, поступающих в редакцию, читатели газеты просят разъяснить, какую роль играет политика нейтралитета в современ­ ных международных отношениях и, в частности, какова связь этой политики с обеспечением европейской безопасности! Публикуемая статья отвечает на эти вопросы. Вопрос о принципе нейтралитета Государств несоциалистического ми­ ра привлекает к себе все большее внимание международной общест­ венности, особенно после того, как в марте этого года участники Бу дапештского совещания Политиче­ ского консультативного комитета Варшавского Договора обратились ко всем европейским государствам с призывом о созыве общеевропейско­ го совещания и создании необходи­ мых предпосылок для обеспечения безопасности и сотрудничества в Европе. Нейтралитет в Европе способству­ ет укреплению политических, эко­ номических н культурных связей между всеми государствами на ос­ нове их равноправия, уважения не­ зависимости н суверенитета, н пото­ му он все более отчетливо выступа­ ет как важная предпосылка созда­ ния системы европейской безопас­ ности и налаживания общеевропей­ ского сотрудничества. Большие выгоды несет с собой нейтралитет также и нейтральным государствам. Он обеспечивает им неучастие в милитаристских авантю­ рах, сокращение военных расходов, открывает широкие перспективы эко­ номического и социального разви­ тия, которые вытекают из отказа участвовать в гонке вооружений и из желания развивать мирное сотруд­ ничество с социалистическими госу­ дарствами, служит укреплению по­ литической независимости. Готовность правительства Фин­ ляндии активно содействовать ор­ ганизации общеевропейского сове­ щания, предложенного государства­ ми — участниками Варшавского Договора, поддержка инициативы Финляндии со стороны Швеции и других нейтральных стран Европы, а также отдельных государств — участников НАТО. которые перед своим вступлением в Североатлан­ тический союз продолжительное время занимали позиции нейтралите­ та. — все это также вызывает жи­ вой интерес широких общественных кругов во всем мире как к самому принципу нейтралитета, так и к его практическому применению. Первоначально нейтралитет был известен как институт военного вре­ мени и означал лишь неучастие дан­ ного государства в войне ни на той. ни на другой стороне. Совре­ менным проявлением нейтралитета следует считать такую внешнюю по­ литику несоциалистических ' госу­ дарств, которая служит фактором борьбы за мир, безопасность и со­ трудничество стран различных со­ циальных систем. Эта политика обеспечивает политическую и эко­ номическую независимость нейтраль­ ных стран на условиях отказа их от участия в гонке вооружений, от об­ ладания ядерным оружием, от раз­ мещения на своей территории ино­ странных военных баз, от принятия экономической, политической и во­ енной помощи, ущемляющей суве­ ренитет и национальную Независи­ мость, а также от принятая защиты со стороны агрессивных военных со­ юзов и блоков. В принципе нейтра­ литета заложены понятия о мире и обусловленном отказе от участия в войнах, агрессиях или каких-либо других насильственных или подрыв­ ных действиях. Это сближает политику нейтрали­ тета с внешней политикой стран со­ циалистического содружества, для которых мир и дружба между наро­ дами являются насущной потребно­ стью, внутренней природой. Новая сущность нейтралитета как политики сближения и добрососедст­ ва проявляется, например, в успеш­ ном развитии всестороннего совет- ско - финляндского сотрудничества, основывающегося на Договоре этих стран о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключенном в 1948 году, а также в решимости пра­ вительств СССР и Финляндии и впредь прилагать все усилия для сохранения и укрепления мира в Ев­ ропе и во всем мире. Это вновь на­ глядно было продемонстрировано на встрече Председателя Совета Мини­ стров СССР А. Н. Косыгина и Пре­ зидента Финляндской Республики У. К. Кекконена в Ленинграде 19— 21 мая 1969 года, во время которой стороны обменялись мнениями по вопросам укрепления безопасности в Европе и общеевропейского сотруд­ ничества. Советская сторона конста­ тировала, что готовность правитель­ ства Финляндии активно способство­ вать организации . общеевропейского совещания является ценным вкладом в усилия, направленные на укрепле­ ние мира в Европе. Вместе с тем было высказано мнение, что укрепле­ нию мира на севере Европы содей­ ствовало бы такое положение, при котором весь этот район был бы вне сферы военно-политических органи­ заций государств. Но нейтралитет, разумеется, имеет положительное значение не только для- севера Европы. Особенно. акту­ альным он стал в связи с активиза­ цией деятельности заправил агрес­ сивного Североатлантического союза, которые выступают за расширение «зоны ответственности» НАТО, за включение в сферу ведения химиче­ ской, бактериологической и ядерной ацйиы в Европе также н территорий нейтральных европейских государств. В этих условиях, как никогда ранее, актуально встает задача разверты­ вания борьбы за укрепление принци­ пов нейтралитета и безоговорочного уважения неприкосновенности нейт­ ральных стран. Стремясь избежать вовлечения в систему агрессивных военных бло­ ков и превращения территорий сво­ их стран в один из плацдармов но­ вой мировой войны, Афганистан, Австрия, Индия, Камбоджа, Лаос, Швеция, Швейцария заняли позиции нейтралитета, обязывающего воздер­ живаться от войны, а в мирное вре­ мя проводить миролюбивую внеш­ нюю политику. Опираясь на советско- финляндский Договор о дружбе, со-, трудничестве н взаимной помощи, политику нейтралитета проводит Финляндия. Свыше 50 государств Азии, Африки, Латинской Америки заявили о неприсоединении — одно­ сторонне провозглашенной политике нейтралитета, предусматривающей неучастие в военных блоках и груп­ пировках, отказ от предоставления своих территорий под иностранные военные базы и установление на ос­ нове взаимности дружественных от­ ношений и сотрудничества с другими странами. В числе этих государств Бирма, Ливан, Цейлон, Алжир, Эфи­ опия, Марокко, Сомали, Уганда, Чили, Мексика, Уругвай и другие. На путь нейтралитета продолжают вступать все новые и новые страны, а многие принципы нейтралитета на­ шли применение в ряде договороз и соглашений, заключенных между социалистическими н капиталистиче­ скими государствами. Нейтралитет нашего времени — результат борьбы и сотрудничества двух мировых систем — капитализ­ ма и социализма. Его характеризует отказ нейтральных капиталистиче.- ских государств от подрыва эконо­ мических н социальных устоев го­ сударств социалистического содру­ жества. Сущность и значение нейтралитета извращают представители «левого» ревизионизма, которые не хотят ви­ деть, что в основе мирного сосуще­ ствования и дружественного сотруд­ ничества государств с различным общественным строем лежит и прин­ цип нейтралитета, -т. е. принцип от­ хода от империалистического наси­ лия, агрессий и войн. Нейтралитет сужает сферу империализма и рас­ ширяет зону мира н сотрудничества, в чем заинтересованы страны социа­ лизма. Отказ от эмбарго, бойкота, загради­ тельных пошлин (торгово-админист­ ративный нейтралитет), неучастие в антисоциалистических экономических блоковых образованиях (антиблоко- вый нейтралитет), антипатронатный нейтралитет (выход из систем импе­ риалистического «покровительства и защиты») — таковы наиболее рас­ пространенные формы экономическо­ го нейтралитета. В январе 1956 года государства- участники Варшавского Договора заявили о том, что они приветствуют «стремления ряда государств прово­ дить политику неучастия в агрессив­ ных блоках, политику нейтралитета» и что «поддержка этих стремлений укрепляет силы мира и ослабляет силы войны». Принципу нейтралитета уделено видное место в Заявлении европей­ ских коммунистических и рабочих партий — участниц Карлововарской конференции за мир и безопасность в Европе (апрель 1967 г.), в котором сказано, что «система европейской безопасности должна содержать признание принципа нейтралитета и безоговорочного уважения неприкос­ новенности нейтральных стран». Нет сомнения в том, что дальней­ шая реализация принципа нейтрали­ тета во многом будет содействовать разрядке международной напряжен­ ности, развитию мирного сотрудни­ чества между народами, прежде всего организации подлинной безо­ пасности и сотрудничества в Европе. В. МЕЩЕРЯКОВ, горам школ разобраться в отдель­ ных теоретических и практических вопросах, но завершенной системы знаний они не давали. Поэтому, на­ чиная с 1967 года, мы решили в те­ чение 3-х лет вооружить руководи­ телей определенным завершенным объемом современных знаний по пси­ хологии, дидактике, частным мето­ дикам, основам коммунистического воспитания н другим наукам, одно­ временно освещая наиболее важные и актуальные темы по философии, школоведению, статистике. За два последних года изучены педагогика, психология, основы ди­ дактики и основы коммунистическо­ го воспитания. Кроме этого, напри­ мер, на семинарах-практикумах бы­ ли прочитаны такие лекции: «Марк­ систско-ленинская теория познания и процесс обучения в школе», «О ленинском стиле руководства», «О проблемном методе обучения», «Пе­ дагогический анализ— научная ос­ нова руководства школой». В 1969—70 учебном году районо планирует уделить особое внимание технике проведения педагогического анализа, добиться от руководителей систематического, целенаправленно­ го посещения уроков всех учителей, вдумчивого разбора их деятельности. В 1969—70 учебном году наша рабо­ та будет строиться таким образом: семинарские занятия непосредствен­ но проводить в школах с одновре­ менной коллективной проверкой то­ го, каков эффект от трехлетней тео­ ретической и практической учебы. Районо считает, что для создания творчески работающих педагогиче­ ских коллективов необходимо, чтобы сам руководитель обладал опреде­ ленными творческими способностя­ ми. Умение создавать полезные идеи можно развивать, изучая процесс творчества, поэтому мы намечаем в новом учебном году руководите­ лям школ давать специальные пе­ дагогические задачи для творческо­ го их решения. В начале 1968—69 учебного года районо провел специальную конфе­ ренцию по научной организации рабочего времени директора и заву­ ча, по рациональному планированию учебной и воспитательной работы в школе. Вопросы педагогической ста­ тистики у нас неоднократно обсуж дались на семинарских занятиях. Районный отдел народного обра­ зования разработал ряд примерных таблиц и схем, данные которых по­ зволяют руководителям школ про­ вести правильный качественный ана­ лиз, У нас сейчас широко применя­ ются в школах таблицы учета: по­ сещение уроков и воспитательных мероприятий, контрольных и само­ стоятельных работ и устного опро­ са, чтения н т. д. Труд директоров и их заместите­ лей стал более целеустремленным, упорядоченным. Созданию деловой атмосферы в школах способствовало и то обстоя­ тельство, что районо повел реши­ тельную борьбу против расточитель­ ства рабочего времени директора. Эффективная организация труда требует полной загрузки всех уча­ стников учебно-воспитательного про­ цесса. Поэтому мы предложили ди­ ректорам школ составить организа­ ционные схемы с точным определе­ нием функции, минимума повсе­ дневных дел для каждого работни­ ка школы. Сейчас эти схемы широ­ ко внедряются в практику, К АК ИЗВЕСТНО, труд учите­ ля — сложный многогран­ ный, требующий условий для самообразования. Но при обследо­ вании мы выяснили, что во многих случаях к бюджету времени учи­ теля и организации его труда руко­ водители школ относились неради­ во. Сейчас во многих школах стро­ го продуманы расписания, значи­ тельная часть учителей в течение недели имеют свободные дни, созда­ ются необходимые условия для их научно-теоретической и идейно-поли­ тической подготовки, для повыше­ ния педагогического мастерства. В частности, при многих средних и отдельных восьмилетних школах созданы методические кабинеты на общественных началах. Большинство наших учителей по­ нимает, что в новых условиях их роль не сводится к функции пере­ дачи готовых знаний: они должны выступать в качестве организатора познавательной деятельности уча­ щихся по овладению различными способами самостоятельного позна­ ния, В последние годы педагогические коллективы многих наших школ ве­ дут настойчивую борьбу за высокое качество, прочность и осознанность знаний учащихся, за развитие их активности, против формализма в преподавании. Во всех школах внед­ ряются принципы НОТ. Все это дает свои положительные результаты. Так, за последние три года успевае­ мость по школам стабилизировалась. Наметилась устойчивая тенденция к повышению процента хороших и от­ личных оценок, снижению второгод­ ничества. Но все сделанное в районе — это только начало в решении большой и важной задачи научной организа­ ции труда в школах. В. ХАРЛАМОВ, заведующий Хлевенским районным отделом\ народного образования. Ра с ска зы о ме х а ни з а т о р а х ВЕРНОСТЬ ПРИЗВАНИЮ Немногие теперь помнят трактор «Фордзон» — «чудо техники» нача­ ла двадцатого века. Петр Иванович Прохоров — помнит. Помнит, как сбегались смотреть на заокеанское диво жители окрестных деревень. Именно он был первым трактористом в селе Пальна-Михайловка Станов- лянскою района. А такое не забы­ вается. Советская власть дала в ру­ ки парня технику, научила с ней об­ ращаться. С тех пор машины стали делом и смыслом его жизни. На смену «Фордзонам» приходили первые отечественные тракторы и ав­ томобили. В 1937 году Петр Прохо­ ров стал шофером. Но уже на сле­ дующий год сменил мирную баранку на рычаги боевого' танка. Озеро Ха- сав и Халхин-Гол — это страницы и его биографии. Есть в военном словаре слово — дефектовщик. Толкуется оно так: специалист по определению пригод­ ности механизмов. Таким специали­ стом стал в годы Великой Отечест­ венной войны Петр Иванович. Как опытный терапевт больного, он вы­ слушивал искалеченные боевые ма­ шины. Сколько танков, автомобилей, самоходок возвращены к жизни его умелыми руками! Причем осмотр и ремонт, как правело, производились под «перекрестным н навесным», под визг бомб. Войну Прохоров закончил в Бер* лине в звании техника-лейтенанта. Память об этих годах — боевые на­ грады. Не изменил своему призванию Петр Иванович и в мирное время. Какую бы работу он ни выполнял, вся она была так или иначе связана с техникой «на колесах». Последние годы Прохоров рабо­ тает в Липецком транспортном уп­ равлении шофером. В его послужном списке — только благодарности. Он — ударник коммунистического тру­ да, награжден значком «За работу без аварий». В сентябре исполняется 34 года с того дня, когда деревенский парень Петр Прохоров повел трактор. Дата, как говорят, «не круглая». Не при­ нято в таких случаях дарить адреса и поздравлять на собраниях. Но, с другой стороны, 34 года безупречно­ го служения своему долгу — собы­ тие незаурядное. Давайте же поздра­ вим Петра Ивановича и пожелаем ветерану не стареть душой. Б. ОЛОНЦЕВ. Память — величайший дар чело­ веческий. Проходят годы, десятиле­ тия, и она вдруг приоткроет незабы­ ваемые страницы, .зримо, как кино­ лента. Отдельные ее кадры застав­ ляют волноваться вновь. ...Отчетливо помнит Иван Никола­ евич свои мальчишеские годы. Зем­ ля—черная, вязкая — стремительно убегает из-под плуга. И, кажется, нет конца, этой ровной борозде. Трактор то сбавляет обороты, то, натруженно урча, удег и идет по степному раздолью. А он, двенадца­ тилетний парнишка, бежит за плу­ гом. И так каждый день. Плугочистом он работал два го­ да. Не упускал случая поближе по­ знакомиться с машиной: «забарах­ лит» механизм, тракторист ищет не­ поладки — и мальчишка здесь. По­ степенно так изучил трактор, что, кажется, смог бы собрать его из отдельных деталей. Помнит он и ту весну, когда впер­ вые самостоятельно взялся за ры­ чаги управления. Нажал йа газ, от­ пустил сцепление, и трактор сначала как бы вздрогнул, дернулся с места, а потом медленно пошел вперед. Время... Разве его остановишь? Оно проносится немилосердно быст­ ро. Иван Шарандин служил послед­ ние месяцы в армии. Вызвал его тог­ да замполит и говорит: — Слушай, Иван, у тебя хорошая специальность — тракторист. На целине такие люди позарез нужны. Поедешь по комсомольской путевке? В Казахстан он приехал одним из первых. Хотя нелегкая солдатская не вуда служба приучила его ко всем труд­ ностям, здесь на первых порах при­ шлось особенно тяжело. Взметы­ вать степь приходилось и днем, и ночью. А когда засыпал на час- другой, перед глазами стояла она— в с я в С и н ем мареве, уходящего з а горизонт простора. После месяца работы демобили­ зованный солдат уже сбросил сож­ женную солнцем гимнастерку. На его тракторе появился флажок — знак лучшего механизатора. С медалью «За освоение целинных и залежных земель» вернулся Ша­ рандин на Задонщи 1 ну. Прошло десять лет. Сейчас нет ни одной стройки в Задонском районе, на которой не работал бы экскава­ торщик Иван Николаевич Шарандин. Планировал площадь под коровники и зерносклады, под школы и дет­ ские ясли. Вот как характеризует его, напри­ мер, Степан Николаевич Алексеев, шофер строительно-монтажного уп­ равления: — Техника у Ивана служит без­ отказно. Семь лет работает на од­ ном экскаваторе, и не помню случая, чтобы машина у него вышла из стфоя. Лестно отзывались о нем и шофе­ ры, и строители. Уже вечерело. Над Доном ползли сумерки. К бульдозеру подходили машины, и, не задерживаясь, ухо­ дили на объекты. Шоферы спокойны: задержки сегодня не будет. Потому что управляет машиной отличный механизатор Иван Николаевич Ша- раН Д И Н . м л ; Л. БОЛДЫРЕВ. Генеральном ком и тете Ассамблеи Электростанция «Турув», распо­ ложенная на стыке государствен­ ных границ ПНР, ЧССР и ГДР,— одна из самых экономичных в Польской Народной Республике. Сырьем для нее служит добы­ ваемый поблизости бурый уголь. После завершения строительства в 1971 году мощность электро­ станции достигнет 2.000.000 кило­ ватт. Фото ЦАФ—ТАСС. НЬЮ-ЙОРК, 24 сентября. (ТАСС). Гене­ ральный комитет Генеральной Ассамблеи ООН единогласно рекомендовал вчера Ассамблее включить в повестку дня-XXIV сессии вопрос «Об укреплении международной безопасно­ сти», предложенный Советским Союзом и во­ прос «О заключении конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запа­ сов химического и бактериологического (био­ логического) оружия и его уничтожении», вне­ сенный Советским Союзом и группой социа­ листических стран. Обосновывая эти предложения, представи­ тель Советского Союза Я. А. Малик отметил, что весь ход развития международных собы­ тий требует активизации усилий ООН по под­ держанию мира н безопасности. Это тем более необходимо, что все еще имеют место акты агрессии, продолжается подавление освободи­ тельных движений народов. Что касается проблемы запрещения и унич­ тожения запасов бактериологического и хими­ ческого оружия, то, подчеркнул советский представитель, продолжающиеся в ряде стран ФУНТ СНОВА ЛИХОРАДИТ СОВЕТСКИЙ с о ю з ИЛ Я Р М А Р К Е СОФИЯ, 24 сентября. Корр. ТАСС В. Дмитриев передает: Экспозиция СССР на 25-й юби­ лейной международной ярмарке в Пловдиве — это яркая картина достижений нашей страны за го­ ды Советской власти. Экспозиция нынешнего года посвящена 100- летию со дня рождения В. И. Ле­ нина и 25-летию победы социали­ стической революции в Болгарии, На площади 11.420 квадратных метров 22 всесоюзных внешне­ торговых объединения демонст­ рируют около 5000 экспонатов, причём почти 80 процентов из них показываются впервые. Главное место занимают метал­ лорежущие станки и инструмен­ ты. Внимание посетителей привле­ кают шлифовальные полуавтома­ ты, станки с программным управ­ лением, полиграфические маши­ ны, электро- и газосварочная ап­ паратура, измерительные прибо­ ры, фото- и киноаппаратура, про­ дукция радиоэлектронной про­ мышленности. Выставленные на открытой пло­ щадке автомобили «Волга-ГАЗ- 24», «Москвич-412», новый «Запо­ рожец», мотоциклы вызывают особый интерес. Л О Н Д О Н , 2^- сентября. (ТАОС). Английский фунт стер­ лингов вновь трясет лихорадка. Его курс упал вчера на между­ народных 'валютных рынках до самого низкого уровня за этот год — 2,3811 доллара при офици­ альном паритете 2,40 доллара. К концу дня создалось положение, когда потребовалось вмешатель­ ство английского банка, который затратил часть своих запасов зо­ лота и обратимой валюты для поддержки фунта. - Падение курса фунта стерлин­ гов вызвано новыми слухами о возможности ревальвации (повы­ шения стоимости) западногерман- ской марки, которые возникли в процессе нынешней предвыборной кампании в ФРГ. Существенное влияние на подрыв позиций фун­ та стерлингов оказывают также трудности, которые переживают сейчас французский франк и ита­ льянская лира. Лондонская печать отмечает сегодня, что положение, создав­ шееся на международных валют­ ных рынках, вызвало «разочаро­ вание» в деловых кругах Англии, которые ожидали ослабления дав­ ления на фунт стерлингов в свете последних данных английского министерства торговли, показав­ ших определенное улучшение пла­ тежного баланса страны во вто­ ром квартале текущего года. По словам «Дейли телеграф», на биржах в настоящий момент «сохраняется нервозность». Падение курса фунта стерлин­ гов является свидетельством об­ щей неустойчивости валютно-фи- нансозой системы капиталистиче­ ского мира. Переоценка нацио­ нальных валютных единиц и ме­ ры по жесткому ограничению внутреннего потребления, к кото­ рым прибегают правительства за­ падных держав, не спасают поло­ жения. работы по его производству и совершенство­ ванию создают потенциальную угрозу того, что человечество могло бы стать жертвой вой-| ыы с применением этого варварского оружия. Представитель Польши Е. Кулага подчерк­ нул заинтересованность всех государств и на­ родов в скорейшем решении вопроса об устра­ нении угрозы химической и бактериологиче­ ской войны. Недавно опубликованный доклад генерального секретаря СЮН о последствиях! возможного применения такого оружия массо­ вого уничтожения, сказал польский делегат,| еще раз подчеркивает актуальность обсужде­ ния проблемы на нынешней сессии Генераль­ ной Ассамблеи. Положительно оценив женевский протокол! 1925 года, запрещающий применение химиче-| ского н бактериологического оружия, предста­ витель Польши высказался за то, чтобы как] можно скорее были приняты меры для полно­ го уничтожения его запасов и прекращения его дальнейшего совершенствования и произ-| водства. И А . Л Е Т Ы | ЯАРТЯЗАВ АММАН, 24 сентября. (ТАСС).| Согласно коммюнике, опублико­ ванному вчера в столице Иорда­ нии командованием палестинской освободительной армии, отряды партизан вновь нанесли ощутимые удары по израильским оккупан­ там в различных районах долины реки Иордан. В ночь с 22 яа 23 сентября! партизаны организации «Фатх» атаковали два военных лагеря| израильтян, расположенных в се-| верной части реки Иордан, и на-| несли противнику значительный урон в ^кивой силе н технике. Другой отряд устроил засаду в районе Эль-Каттар, в северной части долины реки Иордан. В ре­ зультате две автомашины с за­ хватчиками были уничтожены. Партизаны организации «Фронт освобождения Палестины» также провели несколько успешных опе­ раций. На днях они уничтожили израильский патруль в районе! Аль-Зираа. В районе Туркмения] отрядом партизан был уничтожен наблюдательный пункт израиль-1 тян. АМЕ Р И К А Н С К А Я ВОЙНА В ЛАОСЕ СТОКГОЛЬМ, 24 сентября. (ТАСС). Соединенные Штаты ве­ дут грязную войну не только во Вьетнаме, но н в Лаосе. Они вою­ ют там в течение многих лет, ли­ цемерно отрицая это и заявляя, что в Лаосе совершаются лишь «разведывательные полеты» само­ летов и что там «нет боевых ча­ стей» США. Шведский журналист Свен Эс- те, специалист по дальневосточ- / ным проблемам, неоднократно бы­ вавший в этих, странах, разобла­ чает сегодня на страницах «Дэ- генс нюхетер» «ханжескую и лжи­ вую», как он подчеркивает, пози­ цию правительства США. С ноября прошлого года, т. е. с момента, когда было объявлено о прекращении бомбардировок ДРВ, продолжает Эсте, «война в Лаосе стала ужасающе расши­ ряться. Бомбы, которые раньше падали на объекты Северного] Вьетнама, теперь сбрасываются на Лаос. Это «означает, чго воз­ душная война в Лаосе теперь стала более интенсивной, чем в Южном Вьетнаме». В Лаосе теперь около 15 ты­ сяч лаосских, вьетнамских и дру­ гих наемных вояк под американ-! ским командованием, не считая 5] тысяч таиландских солдат, пере­ одетых в лаосскую форму.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz