Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)
25 спггявр* 1969 г., .№225 (12 4807 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ л; В ПОСЛЕДНЕЕ время руково дителей школ все больше и больше волнует проблема управления и повышения эффектив ности педагогического процесса. Эго требование жизни, школьной прак тики нашло свое отражение в изве стном постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе, где указывается, что современный этап развития общеобразовательной школы настоятельно требует повы шения научного уровня руководства учебными заведениями. Многие ру ководители школ понимают, что без этого нельзя успешно решать огром ные общеобразовательные и воспи тательные задачи. Однако на прак тике между «понимать» и «уметь» порой существует довольно значи тельный разрыв. Часто сталкивались с этим при проверке и анализе дея тельности школ и работники нашего районного отдела народного образо вания. Как же выработать такой стиль своей деятельности, как найти такую систему, которые свели бы до мини мума указанный разрыв в повседнев ной практике руководителей школ? Как выработать у руководителей школ тактическое и стратегическое мышление, умение принимать реше ния быстро и точно? Обычно в повседневной деятель ности у руководителей школ возни кают сотни практических ситуаций, по которым во многих случаях необ ходимо принимать научно обосно ванные решения. Однако, как пока зывают наблюдения, они принима ются лишь на основе опыта. Такой способ приемлем в простых случаях н совершенно недопустим в управле нии сложным учебно-воспитательным процессом. Сейчас, как никогда, боль шое значение приобретают научные методы, позволяющие заранее опре делить последствия каждого реше ния. Нельзя допускать, чтобы неопыт ность руководителя, его админист ративная безграмотность отрица тельно сказывались на учебно-вос питательном процессе. Руководи тель должен в совершенстве вла деть не только школьной педагоги кой, но и административной, т. е. владеть такой методикой, которая позволила бы ему создать творче ски работающий педагогический кол лектив. В районо проанализировали суще ствующий процесс управления в школах. Выяснилось, что у каждого руководителя школы была своя, вы мученная и выстраданная в процес се практики система управления. К ней директора, их заместители шли годами, отрабатывая ее бесконечным количеством проб и ошибок. Это не допустимо. Между тем, многие , директора и их заместители сейчас приходят к выводу, что сложившаяся традици онная система внутришкольного кон троля и руководства не отвечает в полней мере современным требова ниям. Действительно, может ли быть эффективно управляемым учебно- воспитательный процесс, если, на пример, за четверть в средней по количеству учащихся школе прово дится 6—7 тысяч уроков, а посеща ется администрацией школы, в луч шем случае, за это же время 300— 400 уроков? При этом мы нисколь ко не умаляем значение посещения и анализа уроков. Они являются очень важной частью в системе ру ководства школой, т. к. урок лежит в основе работы школы, он являет- ем эффективно организовать труд своих подчиненных. Наблюдались такие факты: директор приходил в школу, не имея определенного, обос нованного плана, твердой цели. Его захватывал поток непредусмотрен ных дел, в результате на основную работу времени оставалось очень мало. У ро ки посещались эпизодиче ски, значительная часть учителей по существу оставалась вне контроля. Часть директоров выполняет обязан ности других работников школы. В прошлом учебном году в одной из средних школ работники нашего районо провели хронометраж дня организатора по внеклассной работе, старшей пионервожатой, лаборанта и библиотекаря. Итог оказался со брать соответствующую литературу, проводит консультации. К установ ленному сроку доклады представ ляются на рецензию и в районо. После окончательной доработки их рассматривает методический совет райметодкабинета, который предла гает или заслушать доклад на семи нарских занятиях руководителей школ, или на занятиях кустовых ме тодических объединений, или опуб ликовать в методическом бюллетене. Особое значение придает наш от дел семинарам-практикумам, кото рые проводятся с директорами школ не реже одного раза в месяц. До 1966-7-67 учебного года направление и тематика этих семинаров были различны. Семинары помогали педа- У П Р А В Л Е Н И Е ся главным звеном учебно-воспита тельного процесса. Речь о другом: в дополнение к этому в школе должен быть хорошо оборудован повседнев ный поток точной информации о со стоянии учебно-воспитательного процесса. Ведь не случайно, что у отдельных руководителей очень по верхностные, приблизительные зна ния о положении дел в школе. Они, например, затрудняются сказать, ка ков объем и прочность знаний, при обретенных учащимися в каждом классе по всем предметам, какими умениями и навыками овладели ре бята; смогут ли учащиеся приме нять полученные знания на практи ке; как организовано в школе чте ние художественной, научно-попу лярной, политической литературы или как учителя осуществляют на своих уроках обратную связь и т. п. Зато руководители школ уверенно говорят о проценте успеваемости за четверть, знают процент хороших н отличных оценок. Но это же явный дилетантизм! Многие директора школ жалова лись, что они работают «на износ», что их труд является необыкновен но тяжелым, что он поглощает у них много сил и энергии. Однако при внимательном обследовании вы яснилось, чго «тяжесть» вызывается не столько самим характером рабо ты, сколько ее плохой организацией, нерациональной затратой энергии, всевозможными мелочами, неумени- вершенно неожиданным: в течение дня своим непосредственным делом все эти товарищи были заняты 3—4 часа. Ч ТОБЫ повысить научный уро вень руководства школами, привести его в соответствие с современными требованиями, соз дать условия для творческой работы учителей, районный отдел народного образования разработал и проводит в жизнь целую программу, которая, в частности, предусматривает ^само образование руководителей школ, их творческую и практическую подго товку в постоянно действующем се минаре-практикуме, систематиче ское внедрение принципов НОТ в повседневную деятельность и т. п. Все директора школ и их замести тели (каждый по своему выбору) в течение учебного года самостоятель но разрабатывают ту или другую теоретическую тему. В 1968—1969 учебном году руководители школ работали, например, над такими те мами; «Учение классиков марксизма- ленинизма о цели и задачах комму нистического воспитания», «Педаго гическое мастерство учителя и пути его совершенствования», «О партий ности педагогической деятельности учителя», «Текущее и перспективное планирование». Районный методический кабинет постоянно контролирует, как идет работа над темой, помогает подо- Н Е И Т Р А Л И Т Е Т И Е В Р О П Е Й С К А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 4 {лш ш < 1П '|<И11МП1ашм|Г, В письмах, поступающих в редакцию, читатели газеты просят разъяснить, какую роль играет политика нейтралитета в современ ных международных отношениях и, в частности, какова связь этой политики с обеспечением европейской безопасности! Публикуемая статья отвечает на эти вопросы. Вопрос о принципе нейтралитета Государств несоциалистического ми ра привлекает к себе все большее внимание международной общест венности, особенно после того, как в марте этого года участники Бу дапештского совещания Политиче ского консультативного комитета Варшавского Договора обратились ко всем европейским государствам с призывом о созыве общеевропейско го совещания и создании необходи мых предпосылок для обеспечения безопасности и сотрудничества в Европе. Нейтралитет в Европе способству ет укреплению политических, эко номических н культурных связей между всеми государствами на ос нове их равноправия, уважения не зависимости н суверенитета, н пото му он все более отчетливо выступа ет как важная предпосылка созда ния системы европейской безопас ности и налаживания общеевропей ского сотрудничества. Большие выгоды несет с собой нейтралитет также и нейтральным государствам. Он обеспечивает им неучастие в милитаристских авантю рах, сокращение военных расходов, открывает широкие перспективы эко номического и социального разви тия, которые вытекают из отказа участвовать в гонке вооружений и из желания развивать мирное сотруд ничество с социалистическими госу дарствами, служит укреплению по литической независимости. Готовность правительства Фин ляндии активно содействовать ор ганизации общеевропейского сове щания, предложенного государства ми — участниками Варшавского Договора, поддержка инициативы Финляндии со стороны Швеции и других нейтральных стран Европы, а также отдельных государств — участников НАТО. которые перед своим вступлением в Североатлан тический союз продолжительное время занимали позиции нейтралите та. — все это также вызывает жи вой интерес широких общественных кругов во всем мире как к самому принципу нейтралитета, так и к его практическому применению. Первоначально нейтралитет был известен как институт военного вре мени и означал лишь неучастие дан ного государства в войне ни на той. ни на другой стороне. Совре менным проявлением нейтралитета следует считать такую внешнюю по литику несоциалистических ' госу дарств, которая служит фактором борьбы за мир, безопасность и со трудничество стран различных со циальных систем. Эта политика обеспечивает политическую и эко номическую независимость нейтраль ных стран на условиях отказа их от участия в гонке вооружений, от об ладания ядерным оружием, от раз мещения на своей территории ино странных военных баз, от принятия экономической, политической и во енной помощи, ущемляющей суве ренитет и национальную Независи мость, а также от принятая защиты со стороны агрессивных военных со юзов и блоков. В принципе нейтра литета заложены понятия о мире и обусловленном отказе от участия в войнах, агрессиях или каких-либо других насильственных или подрыв ных действиях. Это сближает политику нейтрали тета с внешней политикой стран со циалистического содружества, для которых мир и дружба между наро дами являются насущной потребно стью, внутренней природой. Новая сущность нейтралитета как политики сближения и добрососедст ва проявляется, например, в успеш ном развитии всестороннего совет- ско - финляндского сотрудничества, основывающегося на Договоре этих стран о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключенном в 1948 году, а также в решимости пра вительств СССР и Финляндии и впредь прилагать все усилия для сохранения и укрепления мира в Ев ропе и во всем мире. Это вновь на глядно было продемонстрировано на встрече Председателя Совета Мини стров СССР А. Н. Косыгина и Пре зидента Финляндской Республики У. К. Кекконена в Ленинграде 19— 21 мая 1969 года, во время которой стороны обменялись мнениями по вопросам укрепления безопасности в Европе и общеевропейского сотруд ничества. Советская сторона конста тировала, что готовность правитель ства Финляндии активно способство вать организации . общеевропейского совещания является ценным вкладом в усилия, направленные на укрепле ние мира в Европе. Вместе с тем было высказано мнение, что укрепле нию мира на севере Европы содей ствовало бы такое положение, при котором весь этот район был бы вне сферы военно-политических органи заций государств. Но нейтралитет, разумеется, имеет положительное значение не только для- севера Европы. Особенно. акту альным он стал в связи с активиза цией деятельности заправил агрес сивного Североатлантического союза, которые выступают за расширение «зоны ответственности» НАТО, за включение в сферу ведения химиче ской, бактериологической и ядерной ацйиы в Европе также н территорий нейтральных европейских государств. В этих условиях, как никогда ранее, актуально встает задача разверты вания борьбы за укрепление принци пов нейтралитета и безоговорочного уважения неприкосновенности нейт ральных стран. Стремясь избежать вовлечения в систему агрессивных военных бло ков и превращения территорий сво их стран в один из плацдармов но вой мировой войны, Афганистан, Австрия, Индия, Камбоджа, Лаос, Швеция, Швейцария заняли позиции нейтралитета, обязывающего воздер живаться от войны, а в мирное вре мя проводить миролюбивую внеш нюю политику. Опираясь на советско- финляндский Договор о дружбе, со-, трудничестве н взаимной помощи, политику нейтралитета проводит Финляндия. Свыше 50 государств Азии, Африки, Латинской Америки заявили о неприсоединении — одно сторонне провозглашенной политике нейтралитета, предусматривающей неучастие в военных блоках и груп пировках, отказ от предоставления своих территорий под иностранные военные базы и установление на ос нове взаимности дружественных от ношений и сотрудничества с другими странами. В числе этих государств Бирма, Ливан, Цейлон, Алжир, Эфи опия, Марокко, Сомали, Уганда, Чили, Мексика, Уругвай и другие. На путь нейтралитета продолжают вступать все новые и новые страны, а многие принципы нейтралитета на шли применение в ряде договороз и соглашений, заключенных между социалистическими н капиталистиче скими государствами. Нейтралитет нашего времени — результат борьбы и сотрудничества двух мировых систем — капитализ ма и социализма. Его характеризует отказ нейтральных капиталистиче.- ских государств от подрыва эконо мических н социальных устоев го сударств социалистического содру жества. Сущность и значение нейтралитета извращают представители «левого» ревизионизма, которые не хотят ви деть, что в основе мирного сосуще ствования и дружественного сотруд ничества государств с различным общественным строем лежит и прин цип нейтралитета, -т. е. принцип от хода от империалистического наси лия, агрессий и войн. Нейтралитет сужает сферу империализма и рас ширяет зону мира н сотрудничества, в чем заинтересованы страны социа лизма. Отказ от эмбарго, бойкота, загради тельных пошлин (торгово-админист ративный нейтралитет), неучастие в антисоциалистических экономических блоковых образованиях (антиблоко- вый нейтралитет), антипатронатный нейтралитет (выход из систем импе риалистического «покровительства и защиты») — таковы наиболее рас пространенные формы экономическо го нейтралитета. В январе 1956 года государства- участники Варшавского Договора заявили о том, что они приветствуют «стремления ряда государств прово дить политику неучастия в агрессив ных блоках, политику нейтралитета» и что «поддержка этих стремлений укрепляет силы мира и ослабляет силы войны». Принципу нейтралитета уделено видное место в Заявлении европей ских коммунистических и рабочих партий — участниц Карлововарской конференции за мир и безопасность в Европе (апрель 1967 г.), в котором сказано, что «система европейской безопасности должна содержать признание принципа нейтралитета и безоговорочного уважения неприкос новенности нейтральных стран». Нет сомнения в том, что дальней шая реализация принципа нейтрали тета во многом будет содействовать разрядке международной напряжен ности, развитию мирного сотрудни чества между народами, прежде всего организации подлинной безо пасности и сотрудничества в Европе. В. МЕЩЕРЯКОВ, горам школ разобраться в отдель ных теоретических и практических вопросах, но завершенной системы знаний они не давали. Поэтому, на чиная с 1967 года, мы решили в те чение 3-х лет вооружить руководи телей определенным завершенным объемом современных знаний по пси хологии, дидактике, частным мето дикам, основам коммунистического воспитания н другим наукам, одно временно освещая наиболее важные и актуальные темы по философии, школоведению, статистике. За два последних года изучены педагогика, психология, основы ди дактики и основы коммунистическо го воспитания. Кроме этого, напри мер, на семинарах-практикумах бы ли прочитаны такие лекции: «Марк систско-ленинская теория познания и процесс обучения в школе», «О ленинском стиле руководства», «О проблемном методе обучения», «Пе дагогический анализ— научная ос нова руководства школой». В 1969—70 учебном году районо планирует уделить особое внимание технике проведения педагогического анализа, добиться от руководителей систематического, целенаправленно го посещения уроков всех учителей, вдумчивого разбора их деятельности. В 1969—70 учебном году наша рабо та будет строиться таким образом: семинарские занятия непосредствен но проводить в школах с одновре менной коллективной проверкой то го, каков эффект от трехлетней тео ретической и практической учебы. Районо считает, что для создания творчески работающих педагогиче ских коллективов необходимо, чтобы сам руководитель обладал опреде ленными творческими способностя ми. Умение создавать полезные идеи можно развивать, изучая процесс творчества, поэтому мы намечаем в новом учебном году руководите лям школ давать специальные пе дагогические задачи для творческо го их решения. В начале 1968—69 учебного года районо провел специальную конфе ренцию по научной организации рабочего времени директора и заву ча, по рациональному планированию учебной и воспитательной работы в школе. Вопросы педагогической ста тистики у нас неоднократно обсуж дались на семинарских занятиях. Районный отдел народного обра зования разработал ряд примерных таблиц и схем, данные которых по зволяют руководителям школ про вести правильный качественный ана лиз, У нас сейчас широко применя ются в школах таблицы учета: по сещение уроков и воспитательных мероприятий, контрольных и само стоятельных работ и устного опро са, чтения н т. д. Труд директоров и их заместите лей стал более целеустремленным, упорядоченным. Созданию деловой атмосферы в школах способствовало и то обстоя тельство, что районо повел реши тельную борьбу против расточитель ства рабочего времени директора. Эффективная организация труда требует полной загрузки всех уча стников учебно-воспитательного про цесса. Поэтому мы предложили ди ректорам школ составить организа ционные схемы с точным определе нием функции, минимума повсе дневных дел для каждого работни ка школы. Сейчас эти схемы широ ко внедряются в практику, К АК ИЗВЕСТНО, труд учите ля — сложный многогран ный, требующий условий для самообразования. Но при обследо вании мы выяснили, что во многих случаях к бюджету времени учи теля и организации его труда руко водители школ относились неради во. Сейчас во многих школах стро го продуманы расписания, значи тельная часть учителей в течение недели имеют свободные дни, созда ются необходимые условия для их научно-теоретической и идейно-поли тической подготовки, для повыше ния педагогического мастерства. В частности, при многих средних и отдельных восьмилетних школах созданы методические кабинеты на общественных началах. Большинство наших учителей по нимает, что в новых условиях их роль не сводится к функции пере дачи готовых знаний: они должны выступать в качестве организатора познавательной деятельности уча щихся по овладению различными способами самостоятельного позна ния, В последние годы педагогические коллективы многих наших школ ве дут настойчивую борьбу за высокое качество, прочность и осознанность знаний учащихся, за развитие их активности, против формализма в преподавании. Во всех школах внед ряются принципы НОТ. Все это дает свои положительные результаты. Так, за последние три года успевае мость по школам стабилизировалась. Наметилась устойчивая тенденция к повышению процента хороших и от личных оценок, снижению второгод ничества. Но все сделанное в районе — это только начало в решении большой и важной задачи научной организа ции труда в школах. В. ХАРЛАМОВ, заведующий Хлевенским районным отделом\ народного образования. Ра с ска зы о ме х а ни з а т о р а х ВЕРНОСТЬ ПРИЗВАНИЮ Немногие теперь помнят трактор «Фордзон» — «чудо техники» нача ла двадцатого века. Петр Иванович Прохоров — помнит. Помнит, как сбегались смотреть на заокеанское диво жители окрестных деревень. Именно он был первым трактористом в селе Пальна-Михайловка Станов- лянскою района. А такое не забы вается. Советская власть дала в ру ки парня технику, научила с ней об ращаться. С тех пор машины стали делом и смыслом его жизни. На смену «Фордзонам» приходили первые отечественные тракторы и ав томобили. В 1937 году Петр Прохо ров стал шофером. Но уже на сле дующий год сменил мирную баранку на рычаги боевого' танка. Озеро Ха- сав и Халхин-Гол — это страницы и его биографии. Есть в военном словаре слово — дефектовщик. Толкуется оно так: специалист по определению пригод ности механизмов. Таким специали стом стал в годы Великой Отечест венной войны Петр Иванович. Как опытный терапевт больного, он вы слушивал искалеченные боевые ма шины. Сколько танков, автомобилей, самоходок возвращены к жизни его умелыми руками! Причем осмотр и ремонт, как правело, производились под «перекрестным н навесным», под визг бомб. Войну Прохоров закончил в Бер* лине в звании техника-лейтенанта. Память об этих годах — боевые на грады. Не изменил своему призванию Петр Иванович и в мирное время. Какую бы работу он ни выполнял, вся она была так или иначе связана с техникой «на колесах». Последние годы Прохоров рабо тает в Липецком транспортном уп равлении шофером. В его послужном списке — только благодарности. Он — ударник коммунистического тру да, награжден значком «За работу без аварий». В сентябре исполняется 34 года с того дня, когда деревенский парень Петр Прохоров повел трактор. Дата, как говорят, «не круглая». Не при нято в таких случаях дарить адреса и поздравлять на собраниях. Но, с другой стороны, 34 года безупречно го служения своему долгу — собы тие незаурядное. Давайте же поздра вим Петра Ивановича и пожелаем ветерану не стареть душой. Б. ОЛОНЦЕВ. Память — величайший дар чело веческий. Проходят годы, десятиле тия, и она вдруг приоткроет незабы ваемые страницы, .зримо, как кино лента. Отдельные ее кадры застав ляют волноваться вновь. ...Отчетливо помнит Иван Никола евич свои мальчишеские годы. Зем ля—черная, вязкая — стремительно убегает из-под плуга. И, кажется, нет конца, этой ровной борозде. Трактор то сбавляет обороты, то, натруженно урча, удег и идет по степному раздолью. А он, двенадца тилетний парнишка, бежит за плу гом. И так каждый день. Плугочистом он работал два го да. Не упускал случая поближе по знакомиться с машиной: «забарах лит» механизм, тракторист ищет не поладки — и мальчишка здесь. По степенно так изучил трактор, что, кажется, смог бы собрать его из отдельных деталей. Помнит он и ту весну, когда впер вые самостоятельно взялся за ры чаги управления. Нажал йа газ, от пустил сцепление, и трактор сначала как бы вздрогнул, дернулся с места, а потом медленно пошел вперед. Время... Разве его остановишь? Оно проносится немилосердно быст ро. Иван Шарандин служил послед ние месяцы в армии. Вызвал его тог да замполит и говорит: — Слушай, Иван, у тебя хорошая специальность — тракторист. На целине такие люди позарез нужны. Поедешь по комсомольской путевке? В Казахстан он приехал одним из первых. Хотя нелегкая солдатская не вуда служба приучила его ко всем труд ностям, здесь на первых порах при шлось особенно тяжело. Взметы вать степь приходилось и днем, и ночью. А когда засыпал на час- другой, перед глазами стояла она— в с я в С и н ем мареве, уходящего з а горизонт простора. После месяца работы демобили зованный солдат уже сбросил сож женную солнцем гимнастерку. На его тракторе появился флажок — знак лучшего механизатора. С медалью «За освоение целинных и залежных земель» вернулся Ша рандин на Задонщи 1 ну. Прошло десять лет. Сейчас нет ни одной стройки в Задонском районе, на которой не работал бы экскава торщик Иван Николаевич Шарандин. Планировал площадь под коровники и зерносклады, под школы и дет ские ясли. Вот как характеризует его, напри мер, Степан Николаевич Алексеев, шофер строительно-монтажного уп равления: — Техника у Ивана служит без отказно. Семь лет работает на од ном экскаваторе, и не помню случая, чтобы машина у него вышла из стфоя. Лестно отзывались о нем и шофе ры, и строители. Уже вечерело. Над Доном ползли сумерки. К бульдозеру подходили машины, и, не задерживаясь, ухо дили на объекты. Шоферы спокойны: задержки сегодня не будет. Потому что управляет машиной отличный механизатор Иван Николаевич Ша- раН Д И Н . м л ; Л. БОЛДЫРЕВ. Генеральном ком и тете Ассамблеи Электростанция «Турув», распо ложенная на стыке государствен ных границ ПНР, ЧССР и ГДР,— одна из самых экономичных в Польской Народной Республике. Сырьем для нее служит добы ваемый поблизости бурый уголь. После завершения строительства в 1971 году мощность электро станции достигнет 2.000.000 кило ватт. Фото ЦАФ—ТАСС. НЬЮ-ЙОРК, 24 сентября. (ТАСС). Гене ральный комитет Генеральной Ассамблеи ООН единогласно рекомендовал вчера Ассамблее включить в повестку дня-XXIV сессии вопрос «Об укреплении международной безопасно сти», предложенный Советским Союзом и во прос «О заключении конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запа сов химического и бактериологического (био логического) оружия и его уничтожении», вне сенный Советским Союзом и группой социа листических стран. Обосновывая эти предложения, представи тель Советского Союза Я. А. Малик отметил, что весь ход развития международных собы тий требует активизации усилий ООН по под держанию мира н безопасности. Это тем более необходимо, что все еще имеют место акты агрессии, продолжается подавление освободи тельных движений народов. Что касается проблемы запрещения и унич тожения запасов бактериологического и хими ческого оружия, то, подчеркнул советский представитель, продолжающиеся в ряде стран ФУНТ СНОВА ЛИХОРАДИТ СОВЕТСКИЙ с о ю з ИЛ Я Р М А Р К Е СОФИЯ, 24 сентября. Корр. ТАСС В. Дмитриев передает: Экспозиция СССР на 25-й юби лейной международной ярмарке в Пловдиве — это яркая картина достижений нашей страны за го ды Советской власти. Экспозиция нынешнего года посвящена 100- летию со дня рождения В. И. Ле нина и 25-летию победы социали стической революции в Болгарии, На площади 11.420 квадратных метров 22 всесоюзных внешне торговых объединения демонст рируют около 5000 экспонатов, причём почти 80 процентов из них показываются впервые. Главное место занимают метал лорежущие станки и инструмен ты. Внимание посетителей привле кают шлифовальные полуавтома ты, станки с программным управ лением, полиграфические маши ны, электро- и газосварочная ап паратура, измерительные прибо ры, фото- и киноаппаратура, про дукция радиоэлектронной про мышленности. Выставленные на открытой пло щадке автомобили «Волга-ГАЗ- 24», «Москвич-412», новый «Запо рожец», мотоциклы вызывают особый интерес. Л О Н Д О Н , 2^- сентября. (ТАОС). Английский фунт стер лингов вновь трясет лихорадка. Его курс упал вчера на между народных 'валютных рынках до самого низкого уровня за этот год — 2,3811 доллара при офици альном паритете 2,40 доллара. К концу дня создалось положение, когда потребовалось вмешатель ство английского банка, который затратил часть своих запасов зо лота и обратимой валюты для поддержки фунта. - Падение курса фунта стерлин гов вызвано новыми слухами о возможности ревальвации (повы шения стоимости) западногерман- ской марки, которые возникли в процессе нынешней предвыборной кампании в ФРГ. Существенное влияние на подрыв позиций фун та стерлингов оказывают также трудности, которые переживают сейчас французский франк и ита льянская лира. Лондонская печать отмечает сегодня, что положение, создав шееся на международных валют ных рынках, вызвало «разочаро вание» в деловых кругах Англии, которые ожидали ослабления дав ления на фунт стерлингов в свете последних данных английского министерства торговли, показав ших определенное улучшение пла тежного баланса страны во вто ром квартале текущего года. По словам «Дейли телеграф», на биржах в настоящий момент «сохраняется нервозность». Падение курса фунта стерлин гов является свидетельством об щей неустойчивости валютно-фи- нансозой системы капиталистиче ского мира. Переоценка нацио нальных валютных единиц и ме ры по жесткому ограничению внутреннего потребления, к кото рым прибегают правительства за падных держав, не спасают поло жения. работы по его производству и совершенство ванию создают потенциальную угрозу того, что человечество могло бы стать жертвой вой-| ыы с применением этого варварского оружия. Представитель Польши Е. Кулага подчерк нул заинтересованность всех государств и на родов в скорейшем решении вопроса об устра нении угрозы химической и бактериологиче ской войны. Недавно опубликованный доклад генерального секретаря СЮН о последствиях! возможного применения такого оружия массо вого уничтожения, сказал польский делегат,| еще раз подчеркивает актуальность обсужде ния проблемы на нынешней сессии Генераль ной Ассамблеи. Положительно оценив женевский протокол! 1925 года, запрещающий применение химиче-| ского н бактериологического оружия, предста витель Польши высказался за то, чтобы как] можно скорее были приняты меры для полно го уничтожения его запасов и прекращения его дальнейшего совершенствования и произ-| водства. И А . Л Е Т Ы | ЯАРТЯЗАВ АММАН, 24 сентября. (ТАСС).| Согласно коммюнике, опублико ванному вчера в столице Иорда нии командованием палестинской освободительной армии, отряды партизан вновь нанесли ощутимые удары по израильским оккупан там в различных районах долины реки Иордан. В ночь с 22 яа 23 сентября! партизаны организации «Фатх» атаковали два военных лагеря| израильтян, расположенных в се-| верной части реки Иордан, и на-| несли противнику значительный урон в ^кивой силе н технике. Другой отряд устроил засаду в районе Эль-Каттар, в северной части долины реки Иордан. В ре зультате две автомашины с за хватчиками были уничтожены. Партизаны организации «Фронт освобождения Палестины» также провели несколько успешных опе раций. На днях они уничтожили израильский патруль в районе! Аль-Зираа. В районе Туркмения] отрядом партизан был уничтожен наблюдательный пункт израиль-1 тян. АМЕ Р И К А Н С К А Я ВОЙНА В ЛАОСЕ СТОКГОЛЬМ, 24 сентября. (ТАСС). Соединенные Штаты ве дут грязную войну не только во Вьетнаме, но н в Лаосе. Они вою ют там в течение многих лет, ли цемерно отрицая это и заявляя, что в Лаосе совершаются лишь «разведывательные полеты» само летов и что там «нет боевых ча стей» США. Шведский журналист Свен Эс- те, специалист по дальневосточ- / ным проблемам, неоднократно бы вавший в этих, странах, разобла чает сегодня на страницах «Дэ- генс нюхетер» «ханжескую и лжи вую», как он подчеркивает, пози цию правительства США. С ноября прошлого года, т. е. с момента, когда было объявлено о прекращении бомбардировок ДРВ, продолжает Эсте, «война в Лаосе стала ужасающе расши ряться. Бомбы, которые раньше падали на объекты Северного] Вьетнама, теперь сбрасываются на Лаос. Это «означает, чго воз душная война в Лаосе теперь стала более интенсивной, чем в Южном Вьетнаме». В Лаосе теперь около 15 ты сяч лаосских, вьетнамских и дру гих наемных вояк под американ-! ским командованием, не считая 5] тысяч таиландских солдат, пере одетых в лаосскую форму.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz