Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

1 0 сентября 1969 гм ** 212 (12 4677 л е н и н с к о е З н а м я 3 "У с в и н т о в к о й П Е Р О М И 9 0 - л е т и ю с о д н я р ожд е ни я А. А. Ве р м ише в Красный комиссар, поэт и журналист А. А. Вермишев. Сегодня общественность нашей страны от­ мечает 90-летие со дня рождения одного из первых советских драматургов, поэта-публи- циста, участника трех революций, политкомис- сара 42-го отдельного батальона Красной Ар­ мии Александра Александровича Вермишева. Остроумный и язвительный, отзывчивый к друзьям и непримиримый к врагам, Александр Вермишев без раздумья шел туда, где было трудней всего. Освобожденный по болезни от службы в армии, он добровольно уходит на фронт рядовым бойцом. Комиссар Вермишев погиб в Ельце, защи­ щая город от нашествия мамонтовских банд. Он прикрыл грудью тех, кто сейчас живет в этом городе заводов и садов. Его мучениче­ ская смерть, взволновавшая сердца людей, наполнившая их гневом и болью, стала в те трагические дни знаменем, с которым шли красноармейцы в бой. Да и вся жизнь Верми­ шева, как знамя, пронесенное сквозь огонь. 50 лет прошло со дня гибели комиссара, но память о нем живет в народе. Книги, расска­ зывающие о героической жизни комиссара вышли в Ленинграде и Москве. В университе­ тах Еревана, Баку и Тбилиси изданы моногра­ фии о Вермишеке. Память о героическом комиссаре неизгла­ дима в истории нашей области. Именем Вер­ мишева названы улицы. О нем рассказывают экспозиции музеев. Творчество публициста исследуют ученые и критики. О нем липец- - • 1 ким автором А. Баюканским написана пьеса «Когда цветет вереск». Она стала лауреатом Всероссийского смотра театров, и сейчас пьеса о Вермишеве готовится к постановке в ряде городов страны. Вышла в свет и доку­ ментальная повесть «Песня остается в строю». Именем Вермишева названа премия Липец­ кой областной организации Союза журнали­ стов СССР. Короткая, но яркая жизнь комиссара Алек­ сандра Вермишева похожа на песню. Враги убили комиссара, но песню расстрелять не­ возможно. Ф Ф -ЕГО ИМЕНЕМ ТАК РОЖДАЛАСЬ „КРАСНАЯ ПРАВДА и 6 апреля 1919 года Александр Вермишев закончил работу над пьесой «Красная правда» и решил послать ее лично Владимиру Ильичу Ленину. К пьесе приложил личное письмо, которое сейчас хранится з Центральном театральном музее имени Бахрушина. Вермишев написал: «Дорогой вождь и товарищ Владимир Ильич! Очень прошу уделить время и про­ смотреть прилагаемый труд. В дни, когда коммунальные театры сидят без пьес по злободневным вопросам по той причине, что «присяжные» писатели земли русской, очевидно, все еще продолжают дуться на Ок­ тябрьскую революцию, будучи оскор­ блены в лучших своих чувствах «свободных» жрецо® литературы, или не решаются скомпрометировать свои высокие имена, выжидая окон­ чательного исхода всемирной борьбы классов, а может, просто вследствие понятного отсутствия вдохновения, И з п о э т и ч е с к о г о б л о к н о т а Я. Я. В е р м и ш е в а * х у з ж я щ е Пойте, пойте молоточке, От зари до ночки. Рассыпайтесь, разгорайтесь Алые цветочки. В горне золото играет. Где-то мех вздыхает. Пламя вьется, песня льется. Молот подпевает. Скоро ль, лютые оковы, Будете готовы? Грудь сожмется, надорвется От такой обновы. Чьи-то стоны на дороге упадут в тревоге. Будут звякать, будут плакать Скованные ноги. Ты не жги мне, платя, рута, Сердце сжали муки. Звонче вейтесь, в песню лейтесь. Дорогие звуки! И когда я сам в неволе, Задохнусь от боли, К гепку выну, цепи скину. Не кузнец я что ли? Б Б О О А А Война! Несется клич призывный По всей стране, по всем фронтам.,. Сомкнулись цепью неразрывной Разруха, голод, нищета. Проходят дни, проходят годы, Травою поросли поля, Остановилися заводы, А на фронтах горит земля. В окопах кровью истекая. Предсмертный испуская стон, Солдаты гибнут, проклиная, Жестокий, ненавистный трон. Жандармы рыщут по дорогам, Чиня насилье и грабеж, Битком набиты все остроги, Нигде управы не найдешь. Проснись, народ многострадальный,' Пора! Восстань, Россия-мать1 Война войне! Народ не хочет воевать. ПР ИСЯ ГА КРАСНОАРМЕЙЦА Тебе, народ, твоей державной воле. Народных дум испблненный совет, Отдать себя в борьбе с людской неволей Даю торжественно великий мой обет, К оружью, все! Весь мир горит в тревоге, Великий спор решит великий бой. Благословим все тернии дороги И охраним стяг красно-огневой. Дай силЪ мне, овятое наше знамя, Дай свет очам, чтоб новый мир узреть! Зажги мне кровь, чтоб в жилах моих пламя Бессмертно вечное могло ь бою гореть. . Не уступлю я знамя дорогое, Не уроню скрижаль всемирных грез, Не посрамлю я имя боевое. Не оскверню народных чистых слез. Храни нас, стяг! Ведь мы переступили Порог черты запретной навсегда! Лишь мы одьи тебе не изменили • И победим теперь иль никогда! Г е р о й н е у м и р а е т Когда я остаюсь Один с самим собой В тиши ночной. Когда вокруг покой, А завтра скова з бой... Я с гневом лютым прошлое сметаю И в забытьи отдохновенья Глаз я не смыкаю. Все эго Родина, Рубеж, передний край Она мне шепчет: Помни ты и знай, Что дальше нет путч И некуда идти. Не отступай. Сожми в руке клинок И стисни револьвер, И твои пример найдет В сердцах благое восприятье. Без извергов И пулей шли проклятья... Вперед! А если уж нельзя, То насмерть стой! Израненный, в крови, и угасая, Ты вечно будешь жить В молве людской. И весь ты не умрешь! Герой — не умирает! Л и р и ч е с к и е с т р о к и Я ухожу. Средь разных безделушек, Цветы тебе на стол я положил. Я ухожу... Среди твоих игрушек, Последнею игрушкою я был. Ты опишь. В свой мир, тебе далекий, Я не зову тебя, не думай, нет. Р А Б Л Ю Кто О Ч И Д Я м м мудростью правды меня приковал, Поведав мне жаркое слово? Кто мужество, волю мою закалял. Кто в битву ведет меля снова? Кто он, этот грозный титан-Геркулее, Чьи ясные, чистые очи, Взглянув на меня глубиною небес Пленили? — Народ рабочий. Не плачь, товарищ, над могилой. Слезою горя не унять... Пусть гнев твои утроит силы, С врагом поможет воевать. Клянись над прахом: память друга Хранить в душе своей всегда. И будет другу в том услуга, Что не отступишь никогда. М и м — Сколько ни бегает конь по полю, только в конюшне он чув­ ствует волю. — Что коню сто подкова, если сломана нога. О д О —• Из речи страдающего м мани­ ей грандиоза: «Замечено, что на­ ши орудия при выстрелах отдают назад. Предписать, чтобы впредь все орудия отдавали вперед. У нас все должно быть вперед». Далеко вьется путь мой одинокий, Так одинок быть может лишь поэт. Лишь он один душой своей объемлет Чужие горести, и радость, и печаль... Печалям же его лишь небо внемлет... И сердце у него — испытанная сталь. Его не умертвит жестокой правды жало. Усмешкой платит он за муки палачу. И снова умолять, как умолял бывало — Не стану, не могу и больше, — не хочу... Последние цветы, средь разных безделушек, На стол гебе я тихо положу... Любовь мою я из ^гвоих игрушек Украдкой, бережно, с любовью уношу. А г и т п л а к а т Р О С Т а Кайзер прет на Петроград. Гад.. Квасной армии солдат, Брат. Стой! Последний твой редут Тут! Немцы в Питер не пройдут! Гут! по причинам своей междуклаосовой недоразвитости, что мешает им быть охваченными восторгом перед вели­ чием картин происходящего, нам, рядовым партийно-советским работ­ никам, неизвестным и малоопытным в литературе, очевидно, приходится и в этой области нашего строитель­ ства проявить свои силы и энергию. Подумать только, чем только не должен быть теперь коммунист, что­ бы успеть справиться с грудами за­ дач, поставленными перед пролета­ риатом историей, в попытках утолить голод, существующий в достаточном количестве во многих областях бы­ тия нашего. Производя работы по транспорту, я отнял у себя семь «очей и написал пьесу для пролетарского театра. Для оценки посылаю Вам этот мой ма­ ленький труд. Очень прошу на этом опыте твор­ чества на современную тему в разга­ ре боя положить свою резолюцию, каковой бы она ни была, возвратить мне рукопись, дабы я мог иметь ру­ ководящее начало для продолжения работы в этой области, по моему мнению, весьма важлой в настоящее время. С товарищеским приветом Алек­ сандр Вермишев. '--По силе возможности прошу ис­ полнить. Если случится, что пьесу дадите кому-либо читать, прошу имя автора не оглашать, так как думаю послать этот труд на конкурс». Владимир Ильич Лепин незамед­ лительно прочитал письмо. В архиве сохранились пометки Ленина: «Автор пьесы. Пьеса под девизом: «Бытие определяет формы созна­ ния». «В архив для справок». Ровно через десять дней —16 ап­ реля 1919 года Александр Вермишев получил письмо за подписью Секре­ таря Совета Народных Комиссаров Л. Фотиевой: «Тов. Вермишеву. По поручению Владимира Ильича сообщаю Вам, что Ваша пьеса «Красная правда» была послана на отзыз трем литературным редакто­ рам. Отзыв их следующий: «Наше согласное мнение (всех троих) таково: 1. Как агитационное орудие пьеса должна действовать сильно, особен­ но там, где пережили гражданскую войну. 2. В художественном отношении страдает длиннотами, искусственно­ стью речи, местами книжностью язы­ ка, подлежит некоторой чистке сти­ ля, сокращениям. 3. Для столичных балованных сцен не очень подходит, но в гущу на­ родную—хорошо». Премьера пьесы состоялась в Пет­ роградском революционном рабочем театре и была поставлена первой фронтовой труппой Московского Пролеткульта. Затем ее увидели зри- ^ Александр Вермишев! Как мы Ф уже сообщали, Министерство мор- Ф ского флота Союза ССР, учитыва :1 Ф просьбу Союза писателей, решило ? назвать именем легендарного ко- \ миссара один из вновь строящих- * ся теплоходов. Ф * * * ? В городе Стрельна, недалеко от Ф Ленинграда, есть Дворец ку.гьту- * ры, носящий имя комиссара Алек- Ф сандра Вермишева. Недавно здесь * состоялся вечер, посвященный 90- Ф / 1 втию со дня рождения и 50-ле- * тию со дня героической гибели Ф Александра Вермишева. ? На вечере выступил Ленинград - Фский писатель, автор книги « Песню * расстрелять нельзя » Яков Льво- Ф вич Сухотин. Затем состоялся *большой концерт, в котором были Ф исполнены песни на слова Алек- * сандра Вермишева. * * * городе Степана- ф Ф * В армянском Фване состоялось открытие Дворца * культиры, которому в торжествги- Фной обстановке было присвоено * имя легендарного комиссара. Ф * * * * Именем Вермишева названы. в Фнашей стране многие улицы, биб- ! лиотеки, клубы и дворцы культу- Фры, улица Вермишева есть и в тели Пензы, Саратова, Елизаветгра- да, Кронштадта и других городов. В Саратове пьесу поставил крас­ ноармейский театр имени Ленина. Газета «Известия» — орган Саратов­ ского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских де­ путатов и губернского комитета РКП (б) 21 декабря 1919 года писа­ ла: '«На днях в театре имени Ленина шла «Красная правда»—пьеса скром­ ного и неизвестного автора. Пьеса злободневная, рисующая борьбу красных и белых. Содержание про­ стое, незамысловатое, но близкое сов- фгороде~Тль~це7б~иТлиотека в "гора ременным народным переживаниям. ' де д уванный (Армянская ССР). Зрители находились в напряженном • - внимании, и по горящим глазам можно было судить, какое глубокое впечатление произвели на зрителя и пьеса, и прочувствованная игра ар­ тистов. Когда закончился спектакль, в ле не раздалось аплодисментов. Зри- } тисты Липецкого драмтеатра тели, воодушевленные пьесой, в еди- *филармонии. ном порыве поднялись со своих мест ф * * * и запели «Интернационал». ^ Завтра в читальном зале Липец- «Красная правда» с успехом про- *кой областной библиотеки состо­ ите по всем фронтам гражданской \ ится литературный вечер, посзл- войны. Не увидели ее только ельча- * щенньш 90-летию со дня рожде­ на. В разгар репетиции в город вор- фния Александра Вермишева. Пе- вались казаки Мамонтова. ' ред любителями литературы вы- Лишь через 48 лет на сцене Елец- * ступят с чтением стихов поэта са- кого народного театра была постав- фмодеятельные артисты, авторы лена «Красная правда», И она живет * книг о Сашо так называли под- ло сегодняшний день. фпольщика Александра Вермишева. * * * Дворце завода культуры состоится ф ф Сегодня во *тракторного Фбольшой вечер, посвященный зна- * менательной дате. Перед тракто- Фростроителями выступят Ленин * за- * градский писатель Я. Сухотин, ар- —- ц А. БОРИН- СТРАНИЦЫ БОЛЬШОЙ ЖИЗНИ Пу б л и к у е тс я в п е р в ы е с л о в о Д Р У Г А Старый коммунист Сергей Срабиойян (Лукашин) по­ сле гибели своего друга и боевого соратника А. А. Вер­ мишева написал некролог, напечатанный в Еженедель­ нике «Правды* № 13 за 1919 год. Некролог заканчи­ вался словами: «Так по!иб Саша Вермишев, наш муче­ ник, наш герой». После гражданской войны, будучи Председателем Со­ вета Народных Комиссаров Армении, С. Лукашин про­ являл большую зэб 01 у о семье Вермишева. Вот что си писал о Вермишеве жене покойного — Валентине Пет­ ровне: «Крупные способности Саши, этого честнейшего ре­ волюционера, гавшего в открытой схватке с врагами, сколько пользы принесли бы теперь. Надо позаботить­ ся (и эIо, в первою гояову, его ближайшим товари­ щам. и, в частности мне. вместе, с которым он провел последние месяцы боевой страды) о том, чтобы, во- первых, собрать все, что от него осталось письменного, и издать, в чем Вы должны принять участие своими ука­ заниями и прочее, и, во-вторых, обеспечить по возмож­ ности его семью, в частное ги, малолетнего ребенка. Мне сообщили, «то ЦИК отказал Вам в пенсии, убежден, что это недоразумение. Это надо исправить. Прошу Вас, на­ писать мне по нижеследующему адресу о Вашем поло­ жении, положении литературного наследия Саши (где, у кого, что и пр.) и возможно скорее, не откладывая. Попробую сделать все возможное. Саша своей кровью заслужил, чтобы о нем вообще знали побольше людей, которые лично не имели случая быть близко знакомым с ним, этим кристально чистым, честным человеком и преданным энтузиастом-революционером. Дружески жму Вашу руку, крепко целую ребенка Вашего, родившегося под знаком Великого Октября — друг Саши и, следовательно, н Ваш Саркис Срабионян (Лукашин)», а К Р Е С ___Т ___ Ы » На дворе пуржило, когда у~же^ лезных ворот петербургской полити­ ческой тюрьмы «Кресты» остановил­ ся крытый возок. Из него вывели человека в легком платье и без шапки, и вот уже дежурный офицер канцелярии заполняет картотеку. — А вы—из постоянных... — тянет офицер, — Александр Александров Вермищев, Вермишев? Кажись, вы привлекались по делу рабочих кружков Санкт-Петербургского ко­ митета РСДРП? Вспомнил: были подвергнуты следственным действи­ ям пропагандист Петербургского района студент университета Алек­ сей Семенов Венгеров и пропаган­ дист Выборгского района и вы — студент того же университета Алек­ сандр Александров Вермишев... — Я буду ходатайствовать перед начальством о повышении вам окла­ да,— улыбнулся Вермишев,— у вас блестящая память. — Ну, довольно!— оборвал офи­ цер. — Серый бушлат, портянки, ко­ ты и — в камеру!.. ...Скрежет ключа. Тяжелая, око­ ванная железом дверь камеры за­ крылась. Остановившись на пороге, Александр оглядел свое новое место жительства. Каменный склеп. Заре­ шеченное окно, забранное дубовым козырьком снизу, так, что из него виден только краешек неба. Табу­ ретка, железная койка. Вермншев прошелся по камере. Пять с половиной шагов в длину и три с половиной в ширину. Присел. Задумался. Припомнил. После окон­ чания Бакинской гимназии приехал поступать в Санкт-Петербургский университет. Вермишев слово в ело во помнит, что писал отцу четыре года назад: «Прямо с нечеловечв' сними усилиями мне удалось попасть в университет. Да, негостеприимно принял меня Питер. Таких мук я не испытывал никогда». А через год вступил в ряды РСДРП . В заявлении написал: «Я иду на этот шаг сознательно. Я хо чу познать законы, управляющие хо­ дом истории, я хочу стать крошеч ной частицей великого рабочего класса, я хочу жить его мыслями, его чувствами, его борьбой, его по бедами, его сомнениями»... Утром Вермишев составил распи­ сание. Греческий и французский, работа над собой. Ведь Владимир Ульянов говорил правильно: «Рево­ люционер не тот, кто становится революционером при наступлении революции, ' в тот, кто при наиболь шем разгуле реакции отстаивает принципы и лозунги революции». Да еще нужно подготовиться к сдаче экзаменов экстерном за курс универ­ ситета. И, конечно, творчество, без которого немыслима жизнь... И вот уже бежит карандаш по бумаге: «Ь'тром опять поведут на дознанье, Снов? проклятый допрос...» И замечательная концовка: «Нет для меня, слышишь, счастья иного: Мы рождены для борьбы...» Он будет бороться! В одиночке напишет пьесу, в которой расскажет народу правду о революции. И на­ зовет ее просто и сильно: «За прав­ дой»... Б О М Б Ы Выйдя из тюрьмы, Вермишев по­ лучил предписание немедленно вы­ ехать из столицы. Но не сделал это­ го. За ним началась погоня. Сыщи­ ки искали Вермишева по всему го­ роду, а в это время Мариинский им­ ператорский театр в Петербурге сверкал огнями. Дамы и господа на­ водят лорнеты и монокли на ложи. Шепотом называют известные фами­ лии: банкир Путилов, миллионер Рябушинский, княгиня Долгорукая, граф Истомин. В одной из лож, рядом с извест­ ным доктором Е. Абамеликом спо­ койно сидит Молодой человек, он изысканно одет, смуглолиц и подви­ жен. —Кто это?— шепотом спрашива­ ют друг у друга дамы в соседнем ряду партера. — Это?.. Это..: грузинский князь.^ Жаль, забыла фамилию... До слез смеялись на следующий день товарищи, узнав о затее Вер­ мишева «скрыться» от жандармов в ложе императорского театра... Александру поручили работу в технической группе РСДРП. Активи­ зировались черносотенцы и нужно было давать им достойный отпор. Первую бомбу Александр изготовил своими руками. Адскую смесь поме­ стил в одно из отделений свинцово­ го сосуда, перегороженного цинко­ вой пластинкой, в другое—влил со­ ляную кислоту. Товарищам изложил принцип: — Соляная кислота разъест стен­ ки пластинки, возникнет большая температура и... А еще через несколько дней Вер­ мишев пришел на конспиративную квартиру с чемоданчиком. Это была новая бомба мгновенного действия. Она имела в запале ударник, пру­ жинку и капсулу с гремучей ртутью. Впоследствии он научился прида­ вать своим бомбам любую форму. «Чемоданчик», «кувшин», «кошелка» и даже «керамический горшок» при­ несли черносотенцам немало непри­ ятностей. Однажды Александр присутство­ вал на заседании группы. Товарищи говорили о том, что число членов партии катастрофически упало, что работать очень трудно. Охранка нашпиговала заводы и фабрики до­ носчиками. Хорошо бы выпускать листовку. Но где взять деньги на закупку шрифта? — Сколько нужно денег?— не­ ожиданно спросил Вермишев. — Рублей сто. Ни слова не говоря, Александр достал из бокового кармана пачку ассигнаций и положил на край сто­ ла. — Саша, откуда такое богатство? Вместо ответа Александр Верми­ шев вынул и показал товарищам авторское свидетельство № 00144, в котором говорилось, что оно выдано за создание первого в России элек­ трического звонка переменного тока. Деньги на покупку шрифта были найдены... ВСТРЕЧА С О Л ЬМ И Н С К И М Щ ■ШШШШШ Семья А. А. Вермишева. Снимок дореволюционных лет. 1912 год. Санкт-Петербург. Боль­ шой проспект, 62. Яркий фонарь у парадного. В глубине двора темно­ та. Здесь располагается контора присяжного поверенного Вермишева. Подкупленные дворник и швейцар «не замечают» потока лиц, что по­ являются по вечерам у черного хо­ да. Здесь пристраиваются к делу бежавшее с каторги и тюрем поли­ тические. В этот мартовский день Алек­ сандр писал письмо двоюродному брату. Мальчик очень хочет похо­ дить на него. Мечтает грабить бога­ тых и раздавать деньги беднякам. «Дорогой Левик!— старательно написал Александр.— Наше поко­ ление как в гимназические, так и в студенческие годы питалось и жило великими идеями, меньше всего ду­ мая о карьере. Гимназии кончали, чтобы надеть студенческий сюртук, университеты кончали случайно. Жизнь и смерть все случайно было. ( Многие захлебнулись в крови. Из выскочивших, опять-таки мно­ гие, плюнув на «утопии», стали де­ лать карьеру, для других, оставших­ ся верными истерзанному знамени своей юности, вопросы о карьере и посейчас чужды. Я из последних». Вермишев налил в стакан холод­ ного чая. Отхлебнул глоток и снова присел к столу. «Дорогой Левик! Если мне и хо­ чется пуститься в «полуавантюру», то опять-таки не ради карьеры, а ради добычи денег и опять же во имя юных 4 «утопий», опять для борьбы, вне которой я не вижу жиз­ ни. Так что ты сам только и можешь решить: на борьбу с кем и с чем хо­ чешь посвятить свою жизнь и дей­ ствовать...» В дверь постучали. На пороге сто­ ял могучий человек лет сорока. Ак­ куратно подстриженная бородка. — Здравствуйте, я — Ольминский. Ольминский!. Остроумный, язви­ тельный, задиристый большевистский полемист, известный под псевдони­ мом «Галерка». Вермишев сразу вспомнил объяснение Ольминского, почему он выбрал именно этот псев­ доним. «Мне вспомнился Мартов и его великолепное презрение к га­ лерке, которая рукоплещет Ленину...» Михаил Степанович Ольминский сразу ■ взял, как говорится, быка за рота: — Не кажется ли вам, дорогой Сашо, что ваше стило .может заржа­ веть от долгого бездействия, а? И не вздумайте возражать. — Сейчас мы готовим ряд конспи­ ративных квартир и поэтому... — Вы знаете, в Женеве со мной произошла одна история. Для вы­ пуска газеты «Вперед» необходимы были деньги. Владимир Ильич пред­ ложил создать фонд для выпуска газеты. Отдавали мы кто что мог. Помню, я принес и отдал Луначар­ скому золотые- часы с цепочкой, а затем сказал Владимиру Ильичу: — Я возвращаюсь в Россию. — Зачем? — спросил Ленин. —г Я там принесу больше пользы нашему общему делу. Я буду сра­ жаться. — Сейчас вы нужнее всего здесь, как партийный литератор, — возра­ зил Владимир Ильич,— поймите, что ваше перо —• это партийный ка­ питал. — Да, но я ведь не Ольминский,— развел руками Александр Вермишев. — Приходите к нам в «Правду», найдется интересная работа. Кстати, послушайте новые мои стихи. Как они на слух, а? «Новых песен я жду для родной стороны, Но без горестных слов, без рыданий, Чтоб она, пролетарского гнева . полны, Зазвучали призывом к восстанью...» А уже через несколько дней, 30 ян­ варя" 1913 года товарищи тепло поз­ дравили Вермишева. Его басня «Равноправие», напечатанная в «Правде», вызвала широкий отклик. Она была написана в стиле пародии на заседание Государственной Ду­ мы, которая решала вопрос — надо ли предоставлять женщинам равные с мужчиной права. Затем, по совету Алексея Егорови­ ча Бадаева, Вермишев написал зна­ менитую отповедь кадетам, которые требовали «реформ», чтобы успо­ коить народ. Так начался для Александра Алек­ сандровича Вер>мишева! один из са­ мых интересных периодов его жизни — работа в газете «Правда». Д А ЗД РА ВС ТВУ Е Т Л ЕН И Н ! В одном из последних своих сти­ хотворений политкомиссар 42-го Елецкого отдельного запасного ба­ тальона 13 армии Александр Вер­ мишев писал: «Лишь тот, кто, смерти не боясь, На эшафот взойдет смеясь, Пусть помнит: кровь его тропу пробьет. Вперед, бойцы! Вперед!», Александр Вермишев гибелью своей доказал, что горячее слово большевика не было брошено па ветер. 20 сентября 1919 года газета «Известия», выходившая в Орле, по­ местила письмо очевидца гибели пламенного комиссара. В письме говорилось: «На поле битвы казаки избили тов. Вермишева до потери сознания, привязали к седлу и притащили в город к дому, где находился гейерал Мамонгов. Перед домом, занимае­ мом Мамонтовым, они подвергли тов. Вермишева жестокой казни: от­ резали пальцы, нос, уши... Потом повесили тов. Вермишева за ноги на заборе и после трехчасовой пытки изрубили швшками. На все вопросы, задаваемые бан­ дитами, тов. Вермишев ничего не отвечал и, когда увидел, что ему приходит конец, крикнул: «Да здрав­ ствует Красная Армия! Да здрав­ ствует власть Советов! Да здрав­ ствует Ленин! Будьте прокляты, па­ лачи!». Так жил и принял смерть один из рядовых ленинской гвардии Алек­ сандр Александрович Вермишев. А. БАЮКАНСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz