Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)
1 0 сентября 1969 гм ** 212 (12 4677 л е н и н с к о е З н а м я 3 "У с в и н т о в к о й П Е Р О М И 9 0 - л е т и ю с о д н я р ожд е ни я А. А. Ве р м ише в Красный комиссар, поэт и журналист А. А. Вермишев. Сегодня общественность нашей страны от мечает 90-летие со дня рождения одного из первых советских драматургов, поэта-публи- циста, участника трех революций, политкомис- сара 42-го отдельного батальона Красной Ар мии Александра Александровича Вермишева. Остроумный и язвительный, отзывчивый к друзьям и непримиримый к врагам, Александр Вермишев без раздумья шел туда, где было трудней всего. Освобожденный по болезни от службы в армии, он добровольно уходит на фронт рядовым бойцом. Комиссар Вермишев погиб в Ельце, защи щая город от нашествия мамонтовских банд. Он прикрыл грудью тех, кто сейчас живет в этом городе заводов и садов. Его мучениче ская смерть, взволновавшая сердца людей, наполнившая их гневом и болью, стала в те трагические дни знаменем, с которым шли красноармейцы в бой. Да и вся жизнь Верми шева, как знамя, пронесенное сквозь огонь. 50 лет прошло со дня гибели комиссара, но память о нем живет в народе. Книги, расска зывающие о героической жизни комиссара вышли в Ленинграде и Москве. В университе тах Еревана, Баку и Тбилиси изданы моногра фии о Вермишеке. Память о героическом комиссаре неизгла дима в истории нашей области. Именем Вер мишева названы улицы. О нем рассказывают экспозиции музеев. Творчество публициста исследуют ученые и критики. О нем липец- - • 1 ким автором А. Баюканским написана пьеса «Когда цветет вереск». Она стала лауреатом Всероссийского смотра театров, и сейчас пьеса о Вермишеве готовится к постановке в ряде городов страны. Вышла в свет и доку ментальная повесть «Песня остается в строю». Именем Вермишева названа премия Липец кой областной организации Союза журнали стов СССР. Короткая, но яркая жизнь комиссара Алек сандра Вермишева похожа на песню. Враги убили комиссара, но песню расстрелять не возможно. Ф Ф -ЕГО ИМЕНЕМ ТАК РОЖДАЛАСЬ „КРАСНАЯ ПРАВДА и 6 апреля 1919 года Александр Вермишев закончил работу над пьесой «Красная правда» и решил послать ее лично Владимиру Ильичу Ленину. К пьесе приложил личное письмо, которое сейчас хранится з Центральном театральном музее имени Бахрушина. Вермишев написал: «Дорогой вождь и товарищ Владимир Ильич! Очень прошу уделить время и про смотреть прилагаемый труд. В дни, когда коммунальные театры сидят без пьес по злободневным вопросам по той причине, что «присяжные» писатели земли русской, очевидно, все еще продолжают дуться на Ок тябрьскую революцию, будучи оскор блены в лучших своих чувствах «свободных» жрецо® литературы, или не решаются скомпрометировать свои высокие имена, выжидая окон чательного исхода всемирной борьбы классов, а может, просто вследствие понятного отсутствия вдохновения, И з п о э т и ч е с к о г о б л о к н о т а Я. Я. В е р м и ш е в а * х у з ж я щ е Пойте, пойте молоточке, От зари до ночки. Рассыпайтесь, разгорайтесь Алые цветочки. В горне золото играет. Где-то мех вздыхает. Пламя вьется, песня льется. Молот подпевает. Скоро ль, лютые оковы, Будете готовы? Грудь сожмется, надорвется От такой обновы. Чьи-то стоны на дороге упадут в тревоге. Будут звякать, будут плакать Скованные ноги. Ты не жги мне, платя, рута, Сердце сжали муки. Звонче вейтесь, в песню лейтесь. Дорогие звуки! И когда я сам в неволе, Задохнусь от боли, К гепку выну, цепи скину. Не кузнец я что ли? Б Б О О А А Война! Несется клич призывный По всей стране, по всем фронтам.,. Сомкнулись цепью неразрывной Разруха, голод, нищета. Проходят дни, проходят годы, Травою поросли поля, Остановилися заводы, А на фронтах горит земля. В окопах кровью истекая. Предсмертный испуская стон, Солдаты гибнут, проклиная, Жестокий, ненавистный трон. Жандармы рыщут по дорогам, Чиня насилье и грабеж, Битком набиты все остроги, Нигде управы не найдешь. Проснись, народ многострадальный,' Пора! Восстань, Россия-мать1 Война войне! Народ не хочет воевать. ПР ИСЯ ГА КРАСНОАРМЕЙЦА Тебе, народ, твоей державной воле. Народных дум испблненный совет, Отдать себя в борьбе с людской неволей Даю торжественно великий мой обет, К оружью, все! Весь мир горит в тревоге, Великий спор решит великий бой. Благословим все тернии дороги И охраним стяг красно-огневой. Дай силЪ мне, овятое наше знамя, Дай свет очам, чтоб новый мир узреть! Зажги мне кровь, чтоб в жилах моих пламя Бессмертно вечное могло ь бою гореть. . Не уступлю я знамя дорогое, Не уроню скрижаль всемирных грез, Не посрамлю я имя боевое. Не оскверню народных чистых слез. Храни нас, стяг! Ведь мы переступили Порог черты запретной навсегда! Лишь мы одьи тебе не изменили • И победим теперь иль никогда! Г е р о й н е у м и р а е т Когда я остаюсь Один с самим собой В тиши ночной. Когда вокруг покой, А завтра скова з бой... Я с гневом лютым прошлое сметаю И в забытьи отдохновенья Глаз я не смыкаю. Все эго Родина, Рубеж, передний край Она мне шепчет: Помни ты и знай, Что дальше нет путч И некуда идти. Не отступай. Сожми в руке клинок И стисни револьвер, И твои пример найдет В сердцах благое восприятье. Без извергов И пулей шли проклятья... Вперед! А если уж нельзя, То насмерть стой! Израненный, в крови, и угасая, Ты вечно будешь жить В молве людской. И весь ты не умрешь! Герой — не умирает! Л и р и ч е с к и е с т р о к и Я ухожу. Средь разных безделушек, Цветы тебе на стол я положил. Я ухожу... Среди твоих игрушек, Последнею игрушкою я был. Ты опишь. В свой мир, тебе далекий, Я не зову тебя, не думай, нет. Р А Б Л Ю Кто О Ч И Д Я м м мудростью правды меня приковал, Поведав мне жаркое слово? Кто мужество, волю мою закалял. Кто в битву ведет меля снова? Кто он, этот грозный титан-Геркулее, Чьи ясные, чистые очи, Взглянув на меня глубиною небес Пленили? — Народ рабочий. Не плачь, товарищ, над могилой. Слезою горя не унять... Пусть гнев твои утроит силы, С врагом поможет воевать. Клянись над прахом: память друга Хранить в душе своей всегда. И будет другу в том услуга, Что не отступишь никогда. М и м — Сколько ни бегает конь по полю, только в конюшне он чув ствует волю. — Что коню сто подкова, если сломана нога. О д О —• Из речи страдающего м мани ей грандиоза: «Замечено, что на ши орудия при выстрелах отдают назад. Предписать, чтобы впредь все орудия отдавали вперед. У нас все должно быть вперед». Далеко вьется путь мой одинокий, Так одинок быть может лишь поэт. Лишь он один душой своей объемлет Чужие горести, и радость, и печаль... Печалям же его лишь небо внемлет... И сердце у него — испытанная сталь. Его не умертвит жестокой правды жало. Усмешкой платит он за муки палачу. И снова умолять, как умолял бывало — Не стану, не могу и больше, — не хочу... Последние цветы, средь разных безделушек, На стол гебе я тихо положу... Любовь мою я из ^гвоих игрушек Украдкой, бережно, с любовью уношу. А г и т п л а к а т Р О С Т а Кайзер прет на Петроград. Гад.. Квасной армии солдат, Брат. Стой! Последний твой редут Тут! Немцы в Питер не пройдут! Гут! по причинам своей междуклаосовой недоразвитости, что мешает им быть охваченными восторгом перед вели чием картин происходящего, нам, рядовым партийно-советским работ никам, неизвестным и малоопытным в литературе, очевидно, приходится и в этой области нашего строитель ства проявить свои силы и энергию. Подумать только, чем только не должен быть теперь коммунист, что бы успеть справиться с грудами за дач, поставленными перед пролета риатом историей, в попытках утолить голод, существующий в достаточном количестве во многих областях бы тия нашего. Производя работы по транспорту, я отнял у себя семь «очей и написал пьесу для пролетарского театра. Для оценки посылаю Вам этот мой ма ленький труд. Очень прошу на этом опыте твор чества на современную тему в разга ре боя положить свою резолюцию, каковой бы она ни была, возвратить мне рукопись, дабы я мог иметь ру ководящее начало для продолжения работы в этой области, по моему мнению, весьма важлой в настоящее время. С товарищеским приветом Алек сандр Вермишев. '--По силе возможности прошу ис полнить. Если случится, что пьесу дадите кому-либо читать, прошу имя автора не оглашать, так как думаю послать этот труд на конкурс». Владимир Ильич Лепин незамед лительно прочитал письмо. В архиве сохранились пометки Ленина: «Автор пьесы. Пьеса под девизом: «Бытие определяет формы созна ния». «В архив для справок». Ровно через десять дней —16 ап реля 1919 года Александр Вермишев получил письмо за подписью Секре таря Совета Народных Комиссаров Л. Фотиевой: «Тов. Вермишеву. По поручению Владимира Ильича сообщаю Вам, что Ваша пьеса «Красная правда» была послана на отзыз трем литературным редакто рам. Отзыв их следующий: «Наше согласное мнение (всех троих) таково: 1. Как агитационное орудие пьеса должна действовать сильно, особен но там, где пережили гражданскую войну. 2. В художественном отношении страдает длиннотами, искусственно стью речи, местами книжностью язы ка, подлежит некоторой чистке сти ля, сокращениям. 3. Для столичных балованных сцен не очень подходит, но в гущу на родную—хорошо». Премьера пьесы состоялась в Пет роградском революционном рабочем театре и была поставлена первой фронтовой труппой Московского Пролеткульта. Затем ее увидели зри- ^ Александр Вермишев! Как мы Ф уже сообщали, Министерство мор- Ф ского флота Союза ССР, учитыва :1 Ф просьбу Союза писателей, решило ? назвать именем легендарного ко- \ миссара один из вновь строящих- * ся теплоходов. Ф * * * ? В городе Стрельна, недалеко от Ф Ленинграда, есть Дворец ку.гьту- * ры, носящий имя комиссара Алек- Ф сандра Вермишева. Недавно здесь * состоялся вечер, посвященный 90- Ф / 1 втию со дня рождения и 50-ле- * тию со дня героической гибели Ф Александра Вермишева. ? На вечере выступил Ленинград - Фский писатель, автор книги « Песню * расстрелять нельзя » Яков Льво- Ф вич Сухотин. Затем состоялся *большой концерт, в котором были Ф исполнены песни на слова Алек- * сандра Вермишева. * * * городе Степана- ф Ф * В армянском Фване состоялось открытие Дворца * культиры, которому в торжествги- Фной обстановке было присвоено * имя легендарного комиссара. Ф * * * * Именем Вермишева названы. в Фнашей стране многие улицы, биб- ! лиотеки, клубы и дворцы культу- Фры, улица Вермишева есть и в тели Пензы, Саратова, Елизаветгра- да, Кронштадта и других городов. В Саратове пьесу поставил крас ноармейский театр имени Ленина. Газета «Известия» — орган Саратов ского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских де путатов и губернского комитета РКП (б) 21 декабря 1919 года писа ла: '«На днях в театре имени Ленина шла «Красная правда»—пьеса скром ного и неизвестного автора. Пьеса злободневная, рисующая борьбу красных и белых. Содержание про стое, незамысловатое, но близкое сов- фгороде~Тль~це7б~иТлиотека в "гора ременным народным переживаниям. ' де д уванный (Армянская ССР). Зрители находились в напряженном • - внимании, и по горящим глазам можно было судить, какое глубокое впечатление произвели на зрителя и пьеса, и прочувствованная игра ар тистов. Когда закончился спектакль, в ле не раздалось аплодисментов. Зри- } тисты Липецкого драмтеатра тели, воодушевленные пьесой, в еди- *филармонии. ном порыве поднялись со своих мест ф * * * и запели «Интернационал». ^ Завтра в читальном зале Липец- «Красная правда» с успехом про- *кой областной библиотеки состо ите по всем фронтам гражданской \ ится литературный вечер, посзл- войны. Не увидели ее только ельча- * щенньш 90-летию со дня рожде на. В разгар репетиции в город вор- фния Александра Вермишева. Пе- вались казаки Мамонтова. ' ред любителями литературы вы- Лишь через 48 лет на сцене Елец- * ступят с чтением стихов поэта са- кого народного театра была постав- фмодеятельные артисты, авторы лена «Красная правда», И она живет * книг о Сашо так называли под- ло сегодняшний день. фпольщика Александра Вермишева. * * * Дворце завода культуры состоится ф ф Сегодня во *тракторного Фбольшой вечер, посвященный зна- * менательной дате. Перед тракто- Фростроителями выступят Ленин * за- * градский писатель Я. Сухотин, ар- —- ц А. БОРИН- СТРАНИЦЫ БОЛЬШОЙ ЖИЗНИ Пу б л и к у е тс я в п е р в ы е с л о в о Д Р У Г А Старый коммунист Сергей Срабиойян (Лукашин) по сле гибели своего друга и боевого соратника А. А. Вер мишева написал некролог, напечатанный в Еженедель нике «Правды* № 13 за 1919 год. Некролог заканчи вался словами: «Так по!иб Саша Вермишев, наш муче ник, наш герой». После гражданской войны, будучи Председателем Со вета Народных Комиссаров Армении, С. Лукашин про являл большую зэб 01 у о семье Вермишева. Вот что си писал о Вермишеве жене покойного — Валентине Пет ровне: «Крупные способности Саши, этого честнейшего ре волюционера, гавшего в открытой схватке с врагами, сколько пользы принесли бы теперь. Надо позаботить ся (и эIо, в первою гояову, его ближайшим товари щам. и, в частности мне. вместе, с которым он провел последние месяцы боевой страды) о том, чтобы, во- первых, собрать все, что от него осталось письменного, и издать, в чем Вы должны принять участие своими ука заниями и прочее, и, во-вторых, обеспечить по возмож ности его семью, в частное ги, малолетнего ребенка. Мне сообщили, «то ЦИК отказал Вам в пенсии, убежден, что это недоразумение. Это надо исправить. Прошу Вас, на писать мне по нижеследующему адресу о Вашем поло жении, положении литературного наследия Саши (где, у кого, что и пр.) и возможно скорее, не откладывая. Попробую сделать все возможное. Саша своей кровью заслужил, чтобы о нем вообще знали побольше людей, которые лично не имели случая быть близко знакомым с ним, этим кристально чистым, честным человеком и преданным энтузиастом-революционером. Дружески жму Вашу руку, крепко целую ребенка Вашего, родившегося под знаком Великого Октября — друг Саши и, следовательно, н Ваш Саркис Срабионян (Лукашин)», а К Р Е С ___Т ___ Ы » На дворе пуржило, когда у~же^ лезных ворот петербургской полити ческой тюрьмы «Кресты» остановил ся крытый возок. Из него вывели человека в легком платье и без шапки, и вот уже дежурный офицер канцелярии заполняет картотеку. — А вы—из постоянных... — тянет офицер, — Александр Александров Вермищев, Вермишев? Кажись, вы привлекались по делу рабочих кружков Санкт-Петербургского ко митета РСДРП? Вспомнил: были подвергнуты следственным действи ям пропагандист Петербургского района студент университета Алек сей Семенов Венгеров и пропаган дист Выборгского района и вы — студент того же университета Алек сандр Александров Вермишев... — Я буду ходатайствовать перед начальством о повышении вам окла да,— улыбнулся Вермишев,— у вас блестящая память. — Ну, довольно!— оборвал офи цер. — Серый бушлат, портянки, ко ты и — в камеру!.. ...Скрежет ключа. Тяжелая, око ванная железом дверь камеры за крылась. Остановившись на пороге, Александр оглядел свое новое место жительства. Каменный склеп. Заре шеченное окно, забранное дубовым козырьком снизу, так, что из него виден только краешек неба. Табу ретка, железная койка. Вермншев прошелся по камере. Пять с половиной шагов в длину и три с половиной в ширину. Присел. Задумался. Припомнил. После окон чания Бакинской гимназии приехал поступать в Санкт-Петербургский университет. Вермишев слово в ело во помнит, что писал отцу четыре года назад: «Прямо с нечеловечв' сними усилиями мне удалось попасть в университет. Да, негостеприимно принял меня Питер. Таких мук я не испытывал никогда». А через год вступил в ряды РСДРП . В заявлении написал: «Я иду на этот шаг сознательно. Я хо чу познать законы, управляющие хо дом истории, я хочу стать крошеч ной частицей великого рабочего класса, я хочу жить его мыслями, его чувствами, его борьбой, его по бедами, его сомнениями»... Утром Вермишев составил распи сание. Греческий и французский, работа над собой. Ведь Владимир Ульянов говорил правильно: «Рево люционер не тот, кто становится революционером при наступлении революции, ' в тот, кто при наиболь шем разгуле реакции отстаивает принципы и лозунги революции». Да еще нужно подготовиться к сдаче экзаменов экстерном за курс универ ситета. И, конечно, творчество, без которого немыслима жизнь... И вот уже бежит карандаш по бумаге: «Ь'тром опять поведут на дознанье, Снов? проклятый допрос...» И замечательная концовка: «Нет для меня, слышишь, счастья иного: Мы рождены для борьбы...» Он будет бороться! В одиночке напишет пьесу, в которой расскажет народу правду о революции. И на зовет ее просто и сильно: «За прав дой»... Б О М Б Ы Выйдя из тюрьмы, Вермишев по лучил предписание немедленно вы ехать из столицы. Но не сделал это го. За ним началась погоня. Сыщи ки искали Вермишева по всему го роду, а в это время Мариинский им ператорский театр в Петербурге сверкал огнями. Дамы и господа на водят лорнеты и монокли на ложи. Шепотом называют известные фами лии: банкир Путилов, миллионер Рябушинский, княгиня Долгорукая, граф Истомин. В одной из лож, рядом с извест ным доктором Е. Абамеликом спо койно сидит Молодой человек, он изысканно одет, смуглолиц и подви жен. —Кто это?— шепотом спрашива ют друг у друга дамы в соседнем ряду партера. — Это?.. Это..: грузинский князь.^ Жаль, забыла фамилию... До слез смеялись на следующий день товарищи, узнав о затее Вер мишева «скрыться» от жандармов в ложе императорского театра... Александру поручили работу в технической группе РСДРП. Активи зировались черносотенцы и нужно было давать им достойный отпор. Первую бомбу Александр изготовил своими руками. Адскую смесь поме стил в одно из отделений свинцово го сосуда, перегороженного цинко вой пластинкой, в другое—влил со ляную кислоту. Товарищам изложил принцип: — Соляная кислота разъест стен ки пластинки, возникнет большая температура и... А еще через несколько дней Вер мишев пришел на конспиративную квартиру с чемоданчиком. Это была новая бомба мгновенного действия. Она имела в запале ударник, пру жинку и капсулу с гремучей ртутью. Впоследствии он научился прида вать своим бомбам любую форму. «Чемоданчик», «кувшин», «кошелка» и даже «керамический горшок» при несли черносотенцам немало непри ятностей. Однажды Александр присутство вал на заседании группы. Товарищи говорили о том, что число членов партии катастрофически упало, что работать очень трудно. Охранка нашпиговала заводы и фабрики до носчиками. Хорошо бы выпускать листовку. Но где взять деньги на закупку шрифта? — Сколько нужно денег?— не ожиданно спросил Вермишев. — Рублей сто. Ни слова не говоря, Александр достал из бокового кармана пачку ассигнаций и положил на край сто ла. — Саша, откуда такое богатство? Вместо ответа Александр Верми шев вынул и показал товарищам авторское свидетельство № 00144, в котором говорилось, что оно выдано за создание первого в России элек трического звонка переменного тока. Деньги на покупку шрифта были найдены... ВСТРЕЧА С О Л ЬМ И Н С К И М Щ ■ШШШШШ Семья А. А. Вермишева. Снимок дореволюционных лет. 1912 год. Санкт-Петербург. Боль шой проспект, 62. Яркий фонарь у парадного. В глубине двора темно та. Здесь располагается контора присяжного поверенного Вермишева. Подкупленные дворник и швейцар «не замечают» потока лиц, что по являются по вечерам у черного хо да. Здесь пристраиваются к делу бежавшее с каторги и тюрем поли тические. В этот мартовский день Алек сандр писал письмо двоюродному брату. Мальчик очень хочет похо дить на него. Мечтает грабить бога тых и раздавать деньги беднякам. «Дорогой Левик!— старательно написал Александр.— Наше поко ление как в гимназические, так и в студенческие годы питалось и жило великими идеями, меньше всего ду мая о карьере. Гимназии кончали, чтобы надеть студенческий сюртук, университеты кончали случайно. Жизнь и смерть все случайно было. ( Многие захлебнулись в крови. Из выскочивших, опять-таки мно гие, плюнув на «утопии», стали де лать карьеру, для других, оставших ся верными истерзанному знамени своей юности, вопросы о карьере и посейчас чужды. Я из последних». Вермишев налил в стакан холод ного чая. Отхлебнул глоток и снова присел к столу. «Дорогой Левик! Если мне и хо чется пуститься в «полуавантюру», то опять-таки не ради карьеры, а ради добычи денег и опять же во имя юных 4 «утопий», опять для борьбы, вне которой я не вижу жиз ни. Так что ты сам только и можешь решить: на борьбу с кем и с чем хо чешь посвятить свою жизнь и дей ствовать...» В дверь постучали. На пороге сто ял могучий человек лет сорока. Ак куратно подстриженная бородка. — Здравствуйте, я — Ольминский. Ольминский!. Остроумный, язви тельный, задиристый большевистский полемист, известный под псевдони мом «Галерка». Вермишев сразу вспомнил объяснение Ольминского, почему он выбрал именно этот псев доним. «Мне вспомнился Мартов и его великолепное презрение к га лерке, которая рукоплещет Ленину...» Михаил Степанович Ольминский сразу ■ взял, как говорится, быка за рота: — Не кажется ли вам, дорогой Сашо, что ваше стило .может заржа веть от долгого бездействия, а? И не вздумайте возражать. — Сейчас мы готовим ряд конспи ративных квартир и поэтому... — Вы знаете, в Женеве со мной произошла одна история. Для вы пуска газеты «Вперед» необходимы были деньги. Владимир Ильич пред ложил создать фонд для выпуска газеты. Отдавали мы кто что мог. Помню, я принес и отдал Луначар скому золотые- часы с цепочкой, а затем сказал Владимиру Ильичу: — Я возвращаюсь в Россию. — Зачем? — спросил Ленин. —г Я там принесу больше пользы нашему общему делу. Я буду сра жаться. — Сейчас вы нужнее всего здесь, как партийный литератор, — возра зил Владимир Ильич,— поймите, что ваше перо —• это партийный ка питал. — Да, но я ведь не Ольминский,— развел руками Александр Вермишев. — Приходите к нам в «Правду», найдется интересная работа. Кстати, послушайте новые мои стихи. Как они на слух, а? «Новых песен я жду для родной стороны, Но без горестных слов, без рыданий, Чтоб она, пролетарского гнева . полны, Зазвучали призывом к восстанью...» А уже через несколько дней, 30 ян варя" 1913 года товарищи тепло поз дравили Вермишева. Его басня «Равноправие», напечатанная в «Правде», вызвала широкий отклик. Она была написана в стиле пародии на заседание Государственной Ду мы, которая решала вопрос — надо ли предоставлять женщинам равные с мужчиной права. Затем, по совету Алексея Егорови ча Бадаева, Вермишев написал зна менитую отповедь кадетам, которые требовали «реформ», чтобы успо коить народ. Так начался для Александра Алек сандровича Вер>мишева! один из са мых интересных периодов его жизни — работа в газете «Правда». Д А ЗД РА ВС ТВУ Е Т Л ЕН И Н ! В одном из последних своих сти хотворений политкомиссар 42-го Елецкого отдельного запасного ба тальона 13 армии Александр Вер мишев писал: «Лишь тот, кто, смерти не боясь, На эшафот взойдет смеясь, Пусть помнит: кровь его тропу пробьет. Вперед, бойцы! Вперед!», Александр Вермишев гибелью своей доказал, что горячее слово большевика не было брошено па ветер. 20 сентября 1919 года газета «Известия», выходившая в Орле, по местила письмо очевидца гибели пламенного комиссара. В письме говорилось: «На поле битвы казаки избили тов. Вермишева до потери сознания, привязали к седлу и притащили в город к дому, где находился гейерал Мамонгов. Перед домом, занимае мом Мамонтовым, они подвергли тов. Вермишева жестокой казни: от резали пальцы, нос, уши... Потом повесили тов. Вермишева за ноги на заборе и после трехчасовой пытки изрубили швшками. На все вопросы, задаваемые бан дитами, тов. Вермишев ничего не отвечал и, когда увидел, что ему приходит конец, крикнул: «Да здрав ствует Красная Армия! Да здрав ствует власть Советов! Да здрав ствует Ленин! Будьте прокляты, па лачи!». Так жил и принял смерть один из рядовых ленинской гвардии Алек сандр Александрович Вермишев. А. БАЮКАНСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz