Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)
31 августа 1969 г., >(• 204 (12 459) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ПЕРЕД ПЕРВЫМ ЗВОНКОМ Завтра по всей стране прозвенит первый школьный звонок. В пред дверии учебного года корреспондент ТАСС А. Ходырев попросил замести теля министра просвещения СССР Ф. Г. Паначина ответить на несколь ко вопросов. — Каковы главные особенности нового учебного года? — Первого сентября почти 45 мил лионов школьников нашей страны сядут за парты. Задача советской школы остается неизменной: во-пер вых, обеспечить^высокий уровень об щеобразовательной и воспитательной подготовки учащихся на основе ко сых программ к учебников и, во-вто рых, осуществить переход ко все общему среднему образованию все го подрастающего поколения, Для того, чтобы осуществить намеченное, потребуется немало времени, усилий, средств, энергичного творческого труда школы, семьи, всей советской общественности. Но это благородная и гуманнейшая работа. Не зря в народе говорят: корень учения горек, а плод его сладок. Характерной чертой предстоящего учебного года является подготовка и празднование 100 -летия со 1 дня рож дения В. И. Ленина. Недавно кол легия министерства и президиум Академии педагогических наук СССР на своих заседаниях всесторонне рассмотрели вопрос о ходе подготов ки органов просвещения к знамена тельной дате: Этому предшествова ли также широкие и представитель ные совещания-конференции в Мо скве, Ставрополе, Иванове и других городах. Педагогические коллективы школ, училищ, внешкольных учреж дений накопили разносторонний опыт в о с п и т а н и я учащихся на при мере жизни и деятельности В. И. Ленина, на революционных и трудо вых традициях Коммунистической партии и советского народа. Полу чила одобрение практика тех школ, б которых усилия учителей направ лены на повышение роли' урока в формировании научного мировоззре ния и высокой коммунистической убежденности школьников, на даль нейшее укрепление связи школы с жизнью и всемерное расширение об щественно полезной деятельности учащихся. Рекомендовано глубже развивать и такие формы работы с учащимися, как Доклады, беседы о жизни и деятельности Владимира Ильича, собрания, вечера, слеты, сборы, встречи, смотры," экскурсии, походы... Очень' важно улучшить ра боту ленинских школьных музеев и ) яз'учеггяя маклереала, как консульта ции и зачеты^ Однако они не исклю чают текущего учета знаний и кон трольный работ на уроках. Учащие ся, имеющие но заметным разделам оценки -<4» и «5»,- могут освобож- I Даться . от сдачи заметов. В связи с С о в ет с к а я ш к о л а - д е л о н а р о д н о е . О на с и л ь н а м о г у ч е й г о с у д а р ст в е н н о й п о д д е р . | м н о й , с в о и м и н а у ч ны м и о с н о в а м и , э н т у з и а з м о м и п р е д а н н о ст ью св о и х у ч и т е л е й . | ^ материала по годам.обучения. Подготовлены к утверждены но вые программы для вечерней (смен ной) школы, разработанные на осно ве ныне вводимых программ средней общеобразовательной школы. Следу ет подчеркнуть, что эти программы предусматривают одинаковый уро вень подготовки учащихся вечерних и дневных школ и создают им рав ные возможности для продолжения образования в специальных средних и высших учебных заведениях. Ко нечно, особенность обучения в шко ле работающей молодежи потребует в дальнейшем создания специальных учебников. * уголков, университетов юного ленив ца, ученических политических клу бов, семинаров и кружков. В этом Деле важное значение име ют всесоюзные педагогические чте ний, посвященные ленинской дате, всесоюзная экспедиция пионеров и эстафета комсомольцев-школьников «Заветам Ленина верны», проведе ние всесоюзного сочинения школьни ков на тему «Имя Ленина в сердце каждом». — В печати много говорилось о новых школьных программах. Когда они вводятся? — В 1969—1970 учебном году по утвержденному Мини- . . . . . . . с т е р с т в о м просве щения СССР графику вводятся новые про- ' • граммы во всех первых классах школ с русским и .рядом других языков обучения. Пересмотрены программы по истории, географии и биологии в шестых классах; по фи зике, черчению и химии — в седьмых классах; хи мии — в восьмых, аст рономии — в десятых. Это потребует от учите лей и руководителей школ дополнительной разработки методик, изучения новых тем и вопросов. Очень важно глубоко проанализиро вать результаты работы по периодам учебного года, обобщить лучший опыт обучения по нозым программам и учебни кам. Большую помощь шко ле оказали работники книжных издательств, полиграфической про мышленности и книго торгующих организаций. Всего в стране • згЬгово издано на десятках язы ков народов СССР и не которых иностр э н н ых языках 2027 названий учебников и учебных по собий. Общий тираж их составляет 292 миллио на экземпляров, из ко торых две трети изда тельства Российской Федерация «Просвещение». Это колоссальный труд. Ни одно зарубежное государ ство не имеет ничего подобного. В этом учебном году школьники получат 20 новых учебников: для первоклассников, учащихся шестых классов — учебники по иностранно му языку, зоологии, географии и ис тории, для семиклассников — по фи зике, химии, черчению и т. д. Пере работан учебник по обществоведе нию для десятых классов. Вышли в овет экспериментальные учебники для второго — пятого классов. — А какие изменения проведены в учебных программах школ рабочей^ молодежи? — Нынешний год положит начало* существенной перестройке учебно воспитательного процесса в школах# работающей молодежи. Разработаны* новые учебные планы. Они прелую сматривают возможность усвоения^ учащимися материала по новым про граммам средней общеобразователь ной школы. Например, иностранный! язык в девятом — одиннадцато классах будет изучаться факулъта тивно. В старших классах введен техническое черчение. Будут прахти коваться такие методы контрол У Гали Землянниковой — двойной праздник. Сегодня ей исполнилось семь лет, а завтра она впервые сядет за парту. Вместе с ней только в липецкой сред* ней школе № 19 первый учебный год начнут почти 200 мальчиков и девочек. Учить Галю будет заслуженная учительница школы РСФСР Валентина Ивановна Ведерникова. Фото Ю. Ардашева. Федор Григорьевич, читателям интересно узнать, как укомплектова ны школы*преподавательским соста вом? - Скатала я приведу такой факт: ,8 течение этого года намечено ло- гроить школьных зданий более чем на два миллиона ученических мест. Почти половину из них займут ре- [бята из сельской местности. Это уже в какой-то мере определяет рас пределение молодых учителей. В ны нешнем году педагогические вузы страны дали хорошее пополнение _ школам — 1.30 тысяч учителей. А | всего в новом учебном году во всех 'типах школ будет работать около $^трех миллионов преподавателей. Это Й в основном квалифицированные пе- ц дагогичеокйе кадры. Среди учителей « пятых — десятых классов 80 про центов педагогов имеют высшее н Цнезаконченное высшее образование. '"‘А в начальных классах все учителя ||и>меют среднее н частично высшее ^«образование. 5 Разумеется, будет продолжена ра- рбота по повышению квалификации ^преподавательского состава. К при- || меру, предполагается провести в Ба йку конференцию по изучению рус |ского языка в национальных шко- 2 лах, в Донецке — совещание дирек тор ов институтов усовершенствова- •. ния учителей, в Москве — конферен- I цию по'проблеме трехлетнего началь ного обучения и профессиональной ориентации в средней школе. Учите ля получат 39 названий , методиче ских руководств. Словом, все это бу дет способствовать росту педагоги ческого мастерства, а следовательно, и повышению качества учебы и вос питания школьников. ОТЛИЧНОЕ ПОПОЛНЕНИЕ ■7 * Эта беседа состоялась с дирек тором Липецкого филиала Мо сковского института стали и спла вов кандидатом технических наук, доцентом Юрием Дмитриевичем Железновым: — Что вы можете сказать о на чале нового учебного года в инсти туте? у — Все кафедры и лаборатории го товы к началу занятий. Сдержанность моего собеседника понятна. В Липецке он работает с середины лета, трудностей много, и, вероятно, он с большей охотой го ворил бы отнюдь не об идеальных делах. Правда, мы предварительно договорились, что не будем сейчас касаться , вопроса о строительстве корпусов института, так как на эту тему областная печать выступала совсем недавно. Тем не менее Юрий Дмитриевич заговорил, о размеще нии лабораторий, и волей-неволей трест «Жилстрой», затягивающий сооружение институтских объектов, был-помянут не очень добрыми сло вами. — Преподавательский состав к работе готов. Это квалифицирован ные кадиы. Из двухсот, человек 80 имеют ученые степени докторов и кандидатов наук. Готовы курсы лек ций, методические разработки. — Юрий Дмитриевич, довольны ли вы новым набором? — Приемные экзамены г наш ин ститут сдавало 1500 человек, приня то 730. Мы довольны тем, что нам удалось отобрать наиболее способ ных и подготовленных. Отрадно, что на дневном отделении в этом году мкого абитуриентов-процзводс гвен- нико# с направлениями предприятий. Хорошее пополнение получило ве чернее отделение. Это, как правило, представители рабочего класса. Тут сыграла весьма положительную роль забота партийных органов го рода и области и партийных орга низаций предприятий — в первую очередь тракторного и Новолипец кого заводов — о контингенте сту дентов вечернего отделения, о повы шении образовательного уровня про мышленных коллективов. Жаль толь ко, что партийные, комсомольские и профсоюзные организации, адми нистрация предприятий не система тически ведут эту работу. А экспром том в наше время подготовиться в вуз невозможно, и потому многие из абитуриентов, которых лишь в пос ледний месяц увлекла перспектива поступления в институт, не выдержа ли экзаменов, не прошли ио кон курсу. Юрий Дмитриевич оживляется: — Но если бы вы присутствова ли у нас на приеме, вы бы порадо вались: какие превосходные люди к нам поступают! Отличные производ ственники, грамотные, мыслящие ра ботники, хорошая современная мо лодежь. — Есть ли среди них люди, близ кие к идеалу студента? И уверены ли вы, что одни приемные экзамены могут с предельной точностью и полнотой ответить на этот вопрос? — Мы не ставим себе задачу ис кать среди первокурсников таланты. На этом этапе наша задача — на учить их учиться в вузе, ' научить быть студентом, привить вкус к си стематической самостоятельной учебной работе. Вы правильно заме тили, что нельзя оценивать студента лишь по результатам экзаменов. Так вот, мы вводим систему текущего учета успеваемости: текущие оценки будем принимать во внимание и при выведении окончательной оценки за учебный семестр. Вот в этом, если хотите, и будет, так сказать, харак терная черта нового учебного года. — Это начинание Липецкого фи лиала? — Нет, Московского института. Присутствовавший при этом раз говоре заместитель директора фили ала Николай Степанович Иноземцев дополняет: — Мы попробовали эту систему в прошлом учебном году на первом курсе. Она дала высокий эффект. Теперь вводим на все курсы дневно го отделения. Раз в месяц обяза тельно подводим итоги. Проводим совещания преподавателей по одно му из курсов одного факультета и выясняем, Почему отстает эта группа или тот студент и "что нужно пред принять. — В общем, оперативное вмеша тельство. — Что касается методических изы сканий, то на этот год в институте запланировано издать 53 работы объемом 1 о 0 печатных листов, т. е. в три—четыре раза больше, чем в прошлом году,— рассказывает Н. С. Иноземцев и продолжает: — А что касается научной работы, то в 1969 году мы заключили согла шения с заводами на проведение ис следований на сумму 150 тысяч руб лей. В 1970 году их будет проведе но вдвое больше. Продолжает Ю. Д . Железнов: — Связь между предприятиями и институтом укрепляется, становится органичной и непрерывной. Благода ря базовому предприятию — Ново- липецкому заводу — мы тут имеем возможность создать такую органи зационную структуру «институт — завод», которой, может быть, не имеет даже Московский институт. Речь идет о содружестве не только для науки, но и для практики. Один пример такого содружества: 18 ав густа в Центральном научно-иссле довательском институте черной ме таллургии на совещании, которое проводило Министерство черной ме таллургии, наш институт и завод выступили с объединенными предло жениями по улучшению качества трансформаторной стали. И они бы ли приняты. Далее директор рассказывает о том, что филиа’л совместно с отдела ми кадров крупнейших предприятий области работает над определением своего будущего профиля. — По существу,— замечает Ю. Д. Железнов,— мы уже порядком от личаемся от своего основного инсти тута в Москве — становимся поли техническим вузом. Эти и многие другие проблемы, которые были' затронуты в беседе, заслуживают более подробного раз говора и детального' рассмотрения, но день в филиале был «предпуско вым», и потому мы решили отло жить их до другого раза. А. ВОЛ НИН. Н АШ А Р С Е Н А Л С Т А Л Б О Г А Ч Ремонт школьного здания —- дело не простое. И все-таки рачительный директор с помощью сельсовета, ру ководителей хозяйств и родитель ской общественности так подготовит школу к началу учебного года, что любо-дорого посмотреть.' Таких школ в нашем районе много —Хме- -линецкая и Каменская средние, Ар хангельская и Бутырская восьмилет ние, Ржавецкая и Даньшинская на чальные и другие. К сожалению, не скажешь такого о Репецкой средней, Казанской восьмилетней школах, где ремонт проведен недоброкачест венно, здания и мебель покрашены безвкусно. А ведь очень важно, чтобы сама обстановка радовала глаз, создава ла рабочее настроение. Еще одно очень важное дело, ко^ торым занимались коллективы школ летом,— приобретение технических средств обучения. Школы пополнили свои кабинеты 67 микроскопами, 8 киноаппаратами, 63 фильмоскопами, 6 универсальными проекторами, 7, проигрывателями, 2 комплектами оборудования химических кабинетов, 6 комплектами наглядных пособий для начальной школы. Приобрели много химической посуды и реакти вов. Ни в един год наши школы не получали такого количества техниче ских средств обучения. Теперь все восьмилетние и средние школы име ют киноаппаратуру. В Задонской средней № 1, Донской средней шко лах хорошо оборудованы кабинеты с контрольно-обучающим устройст вом. Использование технических средств на уроках увеличивается с каждым годом. В 1968 году таких уроков было проведено 12 тысяч, в 1969 — 13 с половиной тысяч. Прочно во шли в практику киноуроки. Каждый учитель теперь сознает, что урок с использованием технических средств наиболее насыщен информацией и эмоциями. Теперь у нас создается реальная база перехода целого ряда школ на кабинетную систему обуче ния. Лучше других работает в этом направлении коллектив Хмединец- кой средней школы. Многие ее учи теля уже теперь большинство уро ков проводят, так сказать, в содру жестве с техникой. Историк А. А Якунина применяет кино, эпидиас коп, диапозитивы, диафильмы. Учительница географии Хмели- нецкой средней школы Н. Д. Воро нина всегда руководствуется стрем лением развить у учащихся инте рес к знаниям. Она подбирает мате риалу из газет, журналов, откры ток, размер которых не превышает экспозиционной площадки эпидиа скопа, и затем демонстрирует их. Так, изучая тему «Моря Северного Ледовитого океана», она показала картину «Атомоход «Ленин», расска зала учащимся об этом корабле. При изучении темы «Белорусская ССР» учительница использовала эпидиаскоп и показала картину «Бе ловежская пуща». Глядя на нее, ре бята увидели, что пуща сохранила колорит зоны широколиственных лесов, что в ней встречаются и» бе резы, и хвойные породы. Попробуй те, «перескажите колорит» просто словами, без помощи иллюстраций. Очень трудно. Хорошее* оборудование кабинетов, использование технических средств обучения в Хмелинецкой школе да ли весьма положительные результа ты. 36,5 процента учащихся, успева ют на «4» и «5», общий процент ус певаемости по школе составил 98,2. Неплохо используют технические средства и л Задонской средней школе № 1-- учителя К. В. Глото ва, В. Е. Лазарева, П. П. Перцев. "Есть подобные примеры и в других школах района. Но в предстоящем, 1969—1970 учебном году педколлек тивы всех школ будут решительнее внедрять технические средства обу чения, пополнять кабинеты оборудо ванием и тем самым создавать ус ловия для перехода на кабинетную систему, что обеспечит дальнейшее повышение качества обучения. И. АРХИПОВ, заведующий Задонским районо. чг Заявлен ие Т А)СС Советская общественность с возмущением узнала, что ар абской части Иерусалима, оккупированной вооруженными силами Ифаиля, была подожжена мечеть «Аль^акса» — один из дрекнейших ш уни кальных памятников арабского зодчества на Ближнем Востоке!, явля ющаяся местом паломничества многих верующих и почЛтаемсая как одна из мусульманских святынь. Это преступление вызвало волну справедливого гн)гва д. возму щения в странах Ближнего и Среднего Востока, Азии/и Африки, Израильское правительство и поддерживающие израильскую аг рессию империалистические круги не могут Не нести ответственности за этот акт вандализма. Более того, оккупанты продолжают прово кационные акции против мирных жителей. В ответ ща мирные де монстрации протеста арабского населения в Иерусалиме, Наблусе к Других оккупированных городах израильские власти бросили " для расправы с демонстрантами парашютистов и автоматчиков. Опираясь на поддержку империалистических и сионистских кругов на Западе, нынешние израильские руководители не .желают считать ся с мировым общественным мнением, попирают Устав ООН и прин ципы между-йа,родаого права», стремятся сорвать урегулирование ближневосточного конфликта. Последние события в арабской частя Иерусалима, связанные с поджогом мечети «Аль-акса> и планомерным разрушением израиль тянами целых кварталов, где проживает арабское насоление, вновь подтверждают необходимость принятия срочных мер со стороны всех миролюбивых стран и народов в целях ликвидации последствий им периалистической агрессии Израиля и, в первую очередь, немедлен ного вывода израильских войск с арабских территорий, оккупирован ных во время июньской агрессии 1967 года. Советская общественность разделяет справедливое негодование арабских народов в связи с варварскими действиями израильских властей на оккупированных арабских территориях и призывает всех людей доброй воли, заинтересованных в сохранении мира, выступить за скорейшее политическое урегулирование на Ближнем Востоке, за установление справедливого и прочного мира в этом районе в соот ветствии с резолюцией Совета Безопасности от 22 ноября 1967 года в интересах стран н народов этого района- 11 с л а в н ы й п р а з д н и к В Ь Е Т Н АМС К О Г О Н А Р О Д А 24 года прошло с тех пор, кгйс августовская революция вьетнам ского народа завершилась исто рической победой. 2 , сентября 1945 года над Ханоем взвилось алое знамя с золотой звездой — государственный флаг Демократи ческой Республики Вьетнам. Это знаменательное событие возвести ло всему миру о рождении перво го в Юго-Восточной Азии социали стического государства. В «Дек ларации независимости», которую провозгласил президент ДРВ Хо Ши Мин, были провозглашены не отъемлемые прара Вьетнама на свободу и независимость и выра жена решимость вьетнамского народа отдать все силы, чтобы отстоять их. 24 года существования Демо кратической Республики Вьетнам отмечены мужественной борьбой вьетнамского народа в защиту этих прав, против империалисти ческой агрессии. Вдохновляющей и руководящей силой в этой борь бе была Партия трудящихся Вьет нама. Героический Вьетнам проявляет беспримерное мужество и стой кость в отражении американской интервенции. Отпор, который по лучила агрессия США во Вьетна ме, ярко свидетельствует также о том, какое огромное значение име ют коллективные действия против тех, кто предпринимает военные авантюры в том или ином райо не. Героическую борьбу против американских агрессоров вьетнам ский народ ведет, получая эффек тивную военную и экономическую помощь от СССР и других стран социализма. Вьетнамцев поддер живает широкое народное дви жение солидарности, развернув шееся по всему миру. Умелое использование всех форм борьбы — вооруженного противо действия агрессии, политической и дипломатической борьбы приносит вьетнамскому народу новые и но вые успехи. Сердечные, поистине братские чувства питают к вьетнамскому народу советские люди. Советский Союз оказывает Демократической Республике Вьетнам всестороннюю помощь в отражении агрессии США и поддерживает ее усилия, направленные на урегулирование вьетнамской проблемы с учетом неотъемлемых прав и интересов вьетнамского народа. В. ХАРЬКОВ, обозреватель ТАСС. С I I I А . д о л ж н ы у й т х х НЬЮ-ЙОРКК, 31 а в г у с т а . (ТАСС). Вынужденное признайие официальным Вашингтоном *леу- ществования сверхсекретного аме рикано-таиландского плана, пре дусматривающего вмешательство вооруженных сил США в случае возникновения , «чрезвычайных обстоятельств» в Таиланде, вызва ло сильную озабоченность общест венности, политических и деловых кругов США. Они увидели в этом военном сговоре далеко идущие агрессивные устремления амери- Комплект н о е оборудование фаб рик по производ ству соды, обо рудование для ка лийной промыш ленности постав ляет в Советский Союз и другие социали с т и ч е- ские страны за вод «Машинен-унд аппаратебау» в Стасфурте (ГДР). Своевременное вы полнение экс портных заказов рабочие предпри ятия объявили важнейшим пунк том условий соци алистического со ревнования. НА СНИМКЕ: в одном из цехов завода. Фото' АДН - ТАСС. канскбЙ'" военщины. Наличие 50 тысяч американских войск в Та иланде,^ по мнению газеты «Уолл стрит ,’джорнэл», может, привести к тому, что.США «слишком лег ко» могут' оказаться вовлеченны ми «во второй Вьетнам». .* Вывод американских войск из Таиланда был бы наиболее при емлемым ответом на усиливаю щееся в Соединенных Штатах бес покойство, пишет газета «Сент- ЛуИС ПОСТ-ДИ01ЭТЧ». Д А Р Ы С Е Р Д Ц А К ПЕРВОЙ ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ ОТКРЫТЙЯ МУЗЕЯ В ЗВЕЗДНОМ ГОРОДКЕ П ОЖАЛУЙ, экспозиция этого необычного музея начина ется еще до того, как посетитель перешагнет его порог. Начало ее —- в центре Звезд ного городка, в том месте, где сре ди высоких елей поднимается ввысь пилон с портретом В. И.^Ленина. На мраморной стене высечены име на первооткрывателей космоса. Сама экспозиция размещена в здании Дома культуры и занимает пока три небольшие комнаты. Но ценность здешних собраний трудно измерить. Это — дары сердец мил лионов землян, изумленных подви гом советских покорителей космоса и восхищенных народом, взрастив шим их. ...Первый раздел. Фотографии, за печатлевшие академика С. П. Коро лева, и Ю. А. Гагарина. На одной из них рукой космонавта написано: «Эти снимки сделаны в Сочи, во время отдыха, а мае 1961 года»... Вот еще фото: Ю, Гагарин снят в скафандре за несколько часов до старта корабля «Восток». > Татьяна Филипповна Беляева — одна из основательниц музея — рас крывает книгу в красной обложке. Здесо — приветствия, геле, раммы от руководителей коммунистических ч рабочих партий, _ от глав прави тельств разных стран мира. В них— высокая оценка успехов советской науки, техники, уверенность, что ос воение космоса многое принесет лю дям земли. На витринах, стеллажах — дары. Удивительно тонкой работы шах матный столик с фигурками — от коммунистов Софии. Миниатюрный серп и молот из нержавеющей ста ли преподнесен кубинцами, статуэт ка «Металлург» — поляками,- Мехо вые пьексы подарили финны. По слания от народов Венгрии, Индии, Чехословакии, ГДР, Японии, Кана ды. Ключ от города Александрии... А вот запись американского аст ронавта Фрэнка Бормана: «Я очень счастлив и горд, что мне предоста вилась возможность посетить этот муэеи. Особенно я горд тем, что мо гу воздать должное человеку, кото рый первым проложил нам путь — Юрию Гагарину». В конце дня, когда спадет трудо вой ритм, в музее нередко можно встретить и основателей его — кос монавтов. Они рассказывают посе тителям о пользе исследования и освоения космического пространства для прогресса всего человечества. Вот и сейчас по комнатам проходит группа летчиков, а с ними — космо навт Владимир Шаталов. Стараясь не мешать, мы неторопливо перехо дим от одного экспоната к другому. Скульптурныб портреты Г. Титова, А. Николаева, П. Поповича, изваян ные москвичом Г. Постниковым. Вы зывает добрую улыбку рисунок дат ского карикатуриста X. Бидструпа, посвященный полету В. Быковского и В. Терешковой. На полу — огром ная. чуть не до потолка, бронзовая ракета, преподнесенная Джавахар- лалом Неру. — Подарок от индийского народа мы получили несколько лет назад,— поясняет Татьяна Филипповна. — А когда вообще поступили пер вые экспонаты в Звездный? — Их передал нам Юрий Алексе евич Гагарин, возвратившись из первых поездок по странам мира. Это было в мае 1961 года. Кстати, а вот этот портрет Юрия Гагарина написан болгарским художником Ганевым. Идущие впереди нас летчики за держались щзле макета ракетно- космической системы «Союз». Кос монавт В. Шаталов рассказывает им о полете кораблей «Союз-4» и «Союз-5», о своих товарищах — Б. Большове, А. Елисееве и Е, Хру- нове,'участвовавших вместе с ним в осуществлении космического экспе римента. — Первый опыт создания орби тальной экспериментальной станции дает право утверждать, что появле ние в космосе крупных научных станций не за ' горами, —говорит космонавт.—‘ В них смогут жить и заниматься исследованиями специа листы самых различных областей знаний: физики, астрономы, биоло ги. Около подарков из Японии задер жались двое посетителей. Они рас сматривают знакомый по фотогра фиям макет памятника детям Хиро симы, погибшим 6 августа 1945 го да в день американского атомного удара по городу. Слышу дрожащий голос женщины; ■ — Этого простить нельзя. Нель зя! Позднее мы познакомились. Ею оказалась преподаватель истории из далекого сибирского села Южно- Подольское Омской области В. А. Баландина-Гошкодар. — Пожалуй, сразу н не подберу слов, чтобы сказать вам о своих впечатлениях, — отвечает учитель ница на мой вопрос. — Обо всем увиденном расскажу ребятам. Жизнь и подвиги космонавтов — достой ный пример для подражания. Как и все советские люди, я счастлива, что наша страна открыла космическую эру... Продолжаем осмотр. Подарки из Перу, Норвегии, Италии, Франции,.. Шахтерские каски —- память А. Ле онову и П. Беляеву о встречах в Болтании. Чудесная деревянная прял ка прислана В. Терешковой из Бель гии. Портрет Хо Ши Мина вручен Г. Титову во время его поездки в Демократическую Республику Вьет нам. Портрет В. Комарова. Веточка' вишни, которую он вместе с К. Фе октистовым и Б. Егоровым брал в космос. Это было в октябре 1964 го да, когда совершал свой полет пер вый в мире многоместный корабль «Восход». Материалы о подвиге Г. Берего вого. На корабле «Союз:3» в тече ние трех суток он вел важные тех нические эксперименты совместно с беспилотным кораблем «Союз-2». Мир высоко оценил это новое совет ское достижение. Дары зарубежных народов пере межается подарками граждан на-, шей многонациональной Родины. Их бесконечно много н не все они вы ставлены. Просто нет возможности. О цих — в другой раз. Но об и&ном -г- уникальном — не могу не сказать. Несколько -книг К. Э. Ци олковского, изданных еще при жиз ни ученого. Среди них и труд «Цели звездоплавания». Преподнесены они музею родственниками ученого и коллективом сотрудников Калуж ского мемориального музея осново положника космонавтики. ....Мемориальный кабинет Юрия Алексеевича Гагарина. На стенах портреты К. Э. Циолковского и С. П. Королева Письменный стол. Лампа с плоским абажуром. Календарь. В шкафу — шинель, фуражка космо навта... Включаем магнитофон. Раздается знакомый голос Юрия Гагарина. В нем различаешь н восторг, и гор дость, и еле заметное волнение: — Мне хочется посвятить этот первый космический полет людям коммунизма — общества, в которое уже вступает советский народ и в которое, я уверен, вступят все люди на земле... Листаем страницы книги записей, которые оставляют посетители. Их сотни. Вот некоторые из них. Герои острова Дамаиский: «Там, на далеком острове, в бою с мао истскими провокаторами мы хотела быть похожими на вас, ззездные братья. Примите наш низкий поклон. Летайте все дальше и дальше в просторы Вселенной...». Запись, оставленная делегацией Болгарской коммунистической пар тии: «Колоссальные успехи Совет ского Союза в овладении космосом —яркое доказательство исторической роли КПСС и советского народа в развитии прогресса человечества...». * ф * Недалеко от музея в научных лабораториях и учебных кабинетах Звездного городка идет напряжен ная работа. Ученые, конструкторы, инженеры, космонавты готовятся к новым стартам. А. РОМАНОВ, обозреватель ТАСС /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz