Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

31 августа 1969 г., >(• 204 (12 459) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ПЕРЕД ПЕРВЫМ ЗВОНКОМ Завтра по всей стране прозвенит первый школьный звонок. В пред­ дверии учебного года корреспондент ТАСС А. Ходырев попросил замести­ теля министра просвещения СССР Ф. Г. Паначина ответить на несколь­ ко вопросов. — Каковы главные особенности нового учебного года? — Первого сентября почти 45 мил­ лионов школьников нашей страны сядут за парты. Задача советской школы остается неизменной: во-пер­ вых, обеспечить^высокий уровень об­ щеобразовательной и воспитательной подготовки учащихся на основе ко­ сых программ к учебников и, во-вто­ рых, осуществить переход ко все­ общему среднему образованию все­ го подрастающего поколения, Для того, чтобы осуществить намеченное, потребуется немало времени, усилий, средств, энергичного творческого труда школы, семьи, всей советской общественности. Но это благородная и гуманнейшая работа. Не зря в народе говорят: корень учения горек, а плод его сладок. Характерной чертой предстоящего учебного года является подготовка и празднование 100 -летия со 1 дня рож­ дения В. И. Ленина. Недавно кол­ легия министерства и президиум Академии педагогических наук СССР на своих заседаниях всесторонне рассмотрели вопрос о ходе подготов­ ки органов просвещения к знамена­ тельной дате: Этому предшествова­ ли также широкие и представитель­ ные совещания-конференции в Мо­ скве, Ставрополе, Иванове и других городах. Педагогические коллективы школ, училищ, внешкольных учреж­ дений накопили разносторонний опыт в о с п и т а н и я учащихся на при­ мере жизни и деятельности В. И. Ленина, на революционных и трудо­ вых традициях Коммунистической партии и советского народа. Полу­ чила одобрение практика тех школ, б которых усилия учителей направ­ лены на повышение роли' урока в формировании научного мировоззре­ ния и высокой коммунистической убежденности школьников, на даль­ нейшее укрепление связи школы с жизнью и всемерное расширение об­ щественно полезной деятельности учащихся. Рекомендовано глубже развивать и такие формы работы с учащимися, как Доклады, беседы о жизни и деятельности Владимира Ильича, собрания, вечера, слеты, сборы, встречи, смотры," экскурсии, походы... Очень' важно улучшить ра­ боту ленинских школьных музеев и ) яз'учеггяя маклереала, как консульта­ ции и зачеты^ Однако они не исклю­ чают текущего учета знаний и кон­ трольный работ на уроках. Учащие­ ся, имеющие но заметным разделам оценки -<4» и «5»,- могут освобож- I Даться . от сдачи заметов. В связи с С о в ет с к а я ш к о л а - д е л о н а р о д н о е . О на с и л ь н а м о г у ч е й г о с у д а р ст в е н н о й п о д д е р . | м н о й , с в о и м и н а у ч ны м и о с н о в а м и , э н т у з и а з м о м и п р е д а н н о ст ью св о и х у ч и т е л е й . | ^ материала по годам.обучения. Подготовлены к утверждены но­ вые программы для вечерней (смен­ ной) школы, разработанные на осно­ ве ныне вводимых программ средней общеобразовательной школы. Следу­ ет подчеркнуть, что эти программы предусматривают одинаковый уро­ вень подготовки учащихся вечерних и дневных школ и создают им рав­ ные возможности для продолжения образования в специальных средних и высших учебных заведениях. Ко­ нечно, особенность обучения в шко­ ле работающей молодежи потребует в дальнейшем создания специальных учебников. * уголков, университетов юного ленив­ ца, ученических политических клу­ бов, семинаров и кружков. В этом Деле важное значение име­ ют всесоюзные педагогические чте­ ний, посвященные ленинской дате, всесоюзная экспедиция пионеров и эстафета комсомольцев-школьников «Заветам Ленина верны», проведе­ ние всесоюзного сочинения школьни­ ков на тему «Имя Ленина в сердце каждом». — В печати много говорилось о новых школьных программах. Когда они вводятся? — В 1969—1970 учебном году по утвержденному Мини- . . . . . . . с т е р с т в о м просве­ щения СССР графику вводятся новые про- ' • граммы во всех первых классах школ с русским и .рядом других языков обучения. Пересмотрены программы по истории, географии и биологии в шестых классах; по фи­ зике, черчению и химии — в седьмых классах; хи­ мии — в восьмых, аст­ рономии — в десятых. Это потребует от учите­ лей и руководителей школ дополнительной разработки методик, изучения новых тем и вопросов. Очень важно глубоко проанализиро­ вать результаты работы по периодам учебного года, обобщить лучший опыт обучения по нозым программам и учебни­ кам. Большую помощь шко­ ле оказали работники книжных издательств, полиграфической про­ мышленности и книго­ торгующих организаций. Всего в стране • згЬгово издано на десятках язы­ ков народов СССР и не­ которых иностр э н н ых языках 2027 названий учебников и учебных по­ собий. Общий тираж их составляет 292 миллио­ на экземпляров, из ко­ торых две трети изда­ тельства Российской Федерация «Просвещение». Это колоссальный труд. Ни одно зарубежное государ­ ство не имеет ничего подобного. В этом учебном году школьники получат 20 новых учебников: для первоклассников, учащихся шестых классов — учебники по иностранно­ му языку, зоологии, географии и ис­ тории, для семиклассников — по фи­ зике, химии, черчению и т. д. Пере­ работан учебник по обществоведе­ нию для десятых классов. Вышли в овет экспериментальные учебники для второго — пятого классов. — А какие изменения проведены в учебных программах школ рабочей^ молодежи? — Нынешний год положит начало* существенной перестройке учебно воспитательного процесса в школах# работающей молодежи. Разработаны* новые учебные планы. Они прелую сматривают возможность усвоения^ учащимися материала по новым про граммам средней общеобразователь ной школы. Например, иностранный! язык в девятом — одиннадцато классах будет изучаться факулъта тивно. В старших классах введен техническое черчение. Будут прахти коваться такие методы контрол У Гали Землянниковой — двойной праздник. Сегодня ей исполнилось семь лет, а завтра она впервые сядет за парту. Вместе с ней только в липецкой сред* ней школе № 19 первый учебный год начнут почти 200 мальчиков и девочек. Учить Галю будет заслуженная учительница школы РСФСР Валентина Ивановна Ведерникова. Фото Ю. Ардашева. Федор Григорьевич, читателям интересно узнать, как укомплектова­ ны школы*преподавательским соста­ вом? - Скатала я приведу такой факт: ,8 течение этого года намечено ло- гроить школьных зданий более чем на два миллиона ученических мест. Почти половину из них займут ре- [бята из сельской местности. Это уже в какой-то мере определяет рас­ пределение молодых учителей. В ны­ нешнем году педагогические вузы страны дали хорошее пополнение _ школам — 1.30 тысяч учителей. А | всего в новом учебном году во всех 'типах школ будет работать около $^трех миллионов преподавателей. Это Й в основном квалифицированные пе- ц дагогичеокйе кадры. Среди учителей « пятых — десятых классов 80 про­ центов педагогов имеют высшее н Цнезаконченное высшее образование. '"‘А в начальных классах все учителя ||и>меют среднее н частично высшее ^«образование. 5 Разумеется, будет продолжена ра- рбота по повышению квалификации ^преподавательского состава. К при- || меру, предполагается провести в Ба­ йку конференцию по изучению рус |ского языка в национальных шко- 2 лах, в Донецке — совещание дирек­ тор ов институтов усовершенствова- •. ния учителей, в Москве — конферен- I цию по'проблеме трехлетнего началь­ ного обучения и профессиональной ориентации в средней школе. Учите­ ля получат 39 названий , методиче­ ских руководств. Словом, все это бу­ дет способствовать росту педагоги­ ческого мастерства, а следовательно, и повышению качества учебы и вос­ питания школьников. ОТЛИЧНОЕ ПОПОЛНЕНИЕ ■7 * Эта беседа состоялась с дирек­ тором Липецкого филиала Мо­ сковского института стали и спла­ вов кандидатом технических наук, доцентом Юрием Дмитриевичем Железновым: — Что вы можете сказать о на­ чале нового учебного года в инсти­ туте? у — Все кафедры и лаборатории го­ товы к началу занятий. Сдержанность моего собеседника понятна. В Липецке он работает с середины лета, трудностей много, и, вероятно, он с большей охотой го­ ворил бы отнюдь не об идеальных делах. Правда, мы предварительно договорились, что не будем сейчас касаться , вопроса о строительстве корпусов института, так как на эту тему областная печать выступала совсем недавно. Тем не менее Юрий Дмитриевич заговорил, о размеще­ нии лабораторий, и волей-неволей трест «Жилстрой», затягивающий сооружение институтских объектов, был-помянут не очень добрыми сло­ вами. — Преподавательский состав к работе готов. Это квалифицирован­ ные кадиы. Из двухсот, человек 80 имеют ученые степени докторов и кандидатов наук. Готовы курсы лек­ ций, методические разработки. — Юрий Дмитриевич, довольны ли вы новым набором? — Приемные экзамены г наш ин­ ститут сдавало 1500 человек, приня­ то 730. Мы довольны тем, что нам удалось отобрать наиболее способ­ ных и подготовленных. Отрадно, что на дневном отделении в этом году мкого абитуриентов-процзводс гвен- нико# с направлениями предприятий. Хорошее пополнение получило ве­ чернее отделение. Это, как правило, представители рабочего класса. Тут сыграла весьма положительную роль забота партийных органов го­ рода и области и партийных орга­ низаций предприятий — в первую очередь тракторного и Новолипец­ кого заводов — о контингенте сту­ дентов вечернего отделения, о повы­ шении образовательного уровня про­ мышленных коллективов. Жаль толь­ ко, что партийные, комсомольские и профсоюзные организации, адми­ нистрация предприятий не система­ тически ведут эту работу. А экспром­ том в наше время подготовиться в вуз невозможно, и потому многие из абитуриентов, которых лишь в пос­ ледний месяц увлекла перспектива поступления в институт, не выдержа­ ли экзаменов, не прошли ио кон­ курсу. Юрий Дмитриевич оживляется: — Но если бы вы присутствова­ ли у нас на приеме, вы бы порадо­ вались: какие превосходные люди к нам поступают! Отличные производ­ ственники, грамотные, мыслящие ра­ ботники, хорошая современная мо­ лодежь. — Есть ли среди них люди, близ­ кие к идеалу студента? И уверены ли вы, что одни приемные экзамены могут с предельной точностью и полнотой ответить на этот вопрос? — Мы не ставим себе задачу ис­ кать среди первокурсников таланты. На этом этапе наша задача — на­ учить их учиться в вузе, ' научить быть студентом, привить вкус к си­ стематической самостоятельной учебной работе. Вы правильно заме­ тили, что нельзя оценивать студента лишь по результатам экзаменов. Так вот, мы вводим систему текущего учета успеваемости: текущие оценки будем принимать во внимание и при выведении окончательной оценки за учебный семестр. Вот в этом, если хотите, и будет, так сказать, харак­ терная черта нового учебного года. — Это начинание Липецкого фи­ лиала? — Нет, Московского института. Присутствовавший при этом раз­ говоре заместитель директора фили­ ала Николай Степанович Иноземцев дополняет: — Мы попробовали эту систему в прошлом учебном году на первом курсе. Она дала высокий эффект. Теперь вводим на все курсы дневно­ го отделения. Раз в месяц обяза­ тельно подводим итоги. Проводим совещания преподавателей по одно­ му из курсов одного факультета и выясняем, Почему отстает эта группа или тот студент и "что нужно пред­ принять. — В общем, оперативное вмеша­ тельство. — Что касается методических изы­ сканий, то на этот год в институте запланировано издать 53 работы объемом 1 о 0 печатных листов, т. е. в три—четыре раза больше, чем в прошлом году,— рассказывает Н. С. Иноземцев и продолжает: — А что касается научной работы, то в 1969 году мы заключили согла­ шения с заводами на проведение ис­ следований на сумму 150 тысяч руб­ лей. В 1970 году их будет проведе­ но вдвое больше. Продолжает Ю. Д . Железнов: — Связь между предприятиями и институтом укрепляется, становится органичной и непрерывной. Благода­ ря базовому предприятию — Ново- липецкому заводу — мы тут имеем возможность создать такую органи­ зационную структуру «институт — завод», которой, может быть, не имеет даже Московский институт. Речь идет о содружестве не только для науки, но и для практики. Один пример такого содружества: 18 ав­ густа в Центральном научно-иссле­ довательском институте черной ме­ таллургии на совещании, которое проводило Министерство черной ме­ таллургии, наш институт и завод выступили с объединенными предло­ жениями по улучшению качества трансформаторной стали. И они бы­ ли приняты. Далее директор рассказывает о том, что филиа’л совместно с отдела­ ми кадров крупнейших предприятий области работает над определением своего будущего профиля. — По существу,— замечает Ю. Д. Железнов,— мы уже порядком от­ личаемся от своего основного инсти­ тута в Москве — становимся поли­ техническим вузом. Эти и многие другие проблемы, которые были' затронуты в беседе, заслуживают более подробного раз­ говора и детального' рассмотрения, но день в филиале был «предпуско­ вым», и потому мы решили отло­ жить их до другого раза. А. ВОЛ НИН. Н АШ А Р С Е Н А Л С Т А Л Б О Г А Ч Ремонт школьного здания —- дело не простое. И все-таки рачительный директор с помощью сельсовета, ру­ ководителей хозяйств и родитель­ ской общественности так подготовит школу к началу учебного года, что любо-дорого посмотреть.' Таких школ в нашем районе много —Хме- -линецкая и Каменская средние, Ар­ хангельская и Бутырская восьмилет­ ние, Ржавецкая и Даньшинская на­ чальные и другие. К сожалению, не скажешь такого о Репецкой средней, Казанской восьмилетней школах, где ремонт проведен недоброкачест­ венно, здания и мебель покрашены безвкусно. А ведь очень важно, чтобы сама обстановка радовала глаз, создава­ ла рабочее настроение. Еще одно очень важное дело, ко^ торым занимались коллективы школ летом,— приобретение технических средств обучения. Школы пополнили свои кабинеты 67 микроскопами, 8 киноаппаратами, 63 фильмоскопами, 6 универсальными проекторами, 7, проигрывателями, 2 комплектами оборудования химических кабинетов, 6 комплектами наглядных пособий для начальной школы. Приобрели много химической посуды и реакти­ вов. Ни в един год наши школы не получали такого количества техниче­ ских средств обучения. Теперь все восьмилетние и средние школы име­ ют киноаппаратуру. В Задонской средней № 1, Донской средней шко­ лах хорошо оборудованы кабинеты с контрольно-обучающим устройст­ вом. Использование технических средств на уроках увеличивается с каждым годом. В 1968 году таких уроков было проведено 12 тысяч, в 1969 — 13 с половиной тысяч. Прочно во­ шли в практику киноуроки. Каждый учитель теперь сознает, что урок с использованием технических средств наиболее насыщен информацией и эмоциями. Теперь у нас создается реальная база перехода целого ряда школ на кабинетную систему обуче­ ния. Лучше других работает в этом направлении коллектив Хмединец- кой средней школы. Многие ее учи­ теля уже теперь большинство уро­ ков проводят, так сказать, в содру­ жестве с техникой. Историк А. А Якунина применяет кино, эпидиас­ коп, диапозитивы, диафильмы. Учительница географии Хмели- нецкой средней школы Н. Д. Воро­ нина всегда руководствуется стрем­ лением развить у учащихся инте­ рес к знаниям. Она подбирает мате­ риалу из газет, журналов, откры­ ток, размер которых не превышает экспозиционной площадки эпидиа­ скопа, и затем демонстрирует их. Так, изучая тему «Моря Северного Ледовитого океана», она показала картину «Атомоход «Ленин», расска­ зала учащимся об этом корабле. При изучении темы «Белорусская ССР» учительница использовала эпидиаскоп и показала картину «Бе­ ловежская пуща». Глядя на нее, ре­ бята увидели, что пуща сохранила колорит зоны широколиственных лесов, что в ней встречаются и» бе­ резы, и хвойные породы. Попробуй­ те, «перескажите колорит» просто словами, без помощи иллюстраций. Очень трудно. Хорошее* оборудование кабинетов, использование технических средств обучения в Хмелинецкой школе да­ ли весьма положительные результа­ ты. 36,5 процента учащихся, успева­ ют на «4» и «5», общий процент ус­ певаемости по школе составил 98,2. Неплохо используют технические средства и л Задонской средней школе № 1-- учителя К. В. Глото­ ва, В. Е. Лазарева, П. П. Перцев. "Есть подобные примеры и в других школах района. Но в предстоящем, 1969—1970 учебном году педколлек­ тивы всех школ будут решительнее внедрять технические средства обу­ чения, пополнять кабинеты оборудо­ ванием и тем самым создавать ус­ ловия для перехода на кабинетную систему, что обеспечит дальнейшее повышение качества обучения. И. АРХИПОВ, заведующий Задонским районо. чг Заявлен ие Т А)СС Советская общественность с возмущением узнала, что ар абской части Иерусалима, оккупированной вооруженными силами Ифаиля, была подожжена мечеть «Аль^акса» — один из дрекнейших ш уни­ кальных памятников арабского зодчества на Ближнем Востоке!, явля­ ющаяся местом паломничества многих верующих и почЛтаемсая как одна из мусульманских святынь. Это преступление вызвало волну справедливого гн)гва д. возму­ щения в странах Ближнего и Среднего Востока, Азии/и Африки, Израильское правительство и поддерживающие израильскую аг­ рессию империалистические круги не могут Не нести ответственности за этот акт вандализма. Более того, оккупанты продолжают прово­ кационные акции против мирных жителей. В ответ ща мирные де­ монстрации протеста арабского населения в Иерусалиме, Наблусе к Других оккупированных городах израильские власти бросили " для расправы с демонстрантами парашютистов и автоматчиков. Опираясь на поддержку империалистических и сионистских кругов на Западе, нынешние израильские руководители не .желают считать­ ся с мировым общественным мнением, попирают Устав ООН и прин­ ципы между-йа,родаого права», стремятся сорвать урегулирование ближневосточного конфликта. Последние события в арабской частя Иерусалима, связанные с поджогом мечети «Аль-акса> и планомерным разрушением израиль­ тянами целых кварталов, где проживает арабское насоление, вновь подтверждают необходимость принятия срочных мер со стороны всех миролюбивых стран и народов в целях ликвидации последствий им­ периалистической агрессии Израиля и, в первую очередь, немедлен­ ного вывода израильских войск с арабских территорий, оккупирован­ ных во время июньской агрессии 1967 года. Советская общественность разделяет справедливое негодование арабских народов в связи с варварскими действиями израильских властей на оккупированных арабских территориях и призывает всех людей доброй воли, заинтересованных в сохранении мира, выступить за скорейшее политическое урегулирование на Ближнем Востоке, за установление справедливого и прочного мира в этом районе в соот­ ветствии с резолюцией Совета Безопасности от 22 ноября 1967 года в интересах стран н народов этого района- 11 с л а в н ы й п р а з д н и к В Ь Е Т Н АМС К О Г О Н А Р О Д А 24 года прошло с тех пор, кгйс августовская революция вьетнам­ ского народа завершилась исто­ рической победой. 2 , сентября 1945 года над Ханоем взвилось алое знамя с золотой звездой — государственный флаг Демократи­ ческой Республики Вьетнам. Это знаменательное событие возвести­ ло всему миру о рождении перво­ го в Юго-Восточной Азии социали­ стического государства. В «Дек­ ларации независимости», которую провозгласил президент ДРВ Хо Ши Мин, были провозглашены не­ отъемлемые прара Вьетнама на свободу и независимость и выра­ жена решимость вьетнамского народа отдать все силы, чтобы отстоять их. 24 года существования Демо­ кратической Республики Вьетнам отмечены мужественной борьбой вьетнамского народа в защиту этих прав, против империалисти­ ческой агрессии. Вдохновляющей и руководящей силой в этой борь­ бе была Партия трудящихся Вьет­ нама. Героический Вьетнам проявляет беспримерное мужество и стой­ кость в отражении американской интервенции. Отпор, который по­ лучила агрессия США во Вьетна­ ме, ярко свидетельствует также о том, какое огромное значение име­ ют коллективные действия против тех, кто предпринимает военные авантюры в том или ином райо­ не. Героическую борьбу против американских агрессоров вьетнам­ ский народ ведет, получая эффек­ тивную военную и экономическую помощь от СССР и других стран социализма. Вьетнамцев поддер­ живает широкое народное дви­ жение солидарности, развернув­ шееся по всему миру. Умелое использование всех форм борьбы — вооруженного противо­ действия агрессии, политической и дипломатической борьбы приносит вьетнамскому народу новые и но­ вые успехи. Сердечные, поистине братские чувства питают к вьетнамскому народу советские люди. Советский Союз оказывает Демократической Республике Вьетнам всестороннюю помощь в отражении агрессии США и поддерживает ее усилия, направленные на урегулирование вьетнамской проблемы с учетом неотъемлемых прав и интересов вьетнамского народа. В. ХАРЬКОВ, обозреватель ТАСС. С I I I А . д о л ж н ы у й т х х НЬЮ-ЙОРКК, 31 а в г у с т а . (ТАСС). Вынужденное признайие официальным Вашингтоном *леу- ществования сверхсекретного аме­ рикано-таиландского плана, пре­ дусматривающего вмешательство вооруженных сил США в случае возникновения , «чрезвычайных обстоятельств» в Таиланде, вызва­ ло сильную озабоченность общест­ венности, политических и деловых кругов США. Они увидели в этом военном сговоре далеко идущие агрессивные устремления амери- Комплект н о е оборудование фаб­ рик по производ­ ству соды, обо­ рудование для ка­ лийной промыш­ ленности постав­ ляет в Советский Союз и другие социали с т и ч е- ские страны за­ вод «Машинен-унд аппаратебау» в Стасфурте (ГДР). Своевременное вы­ полнение экс­ портных заказов рабочие предпри­ ятия объявили важнейшим пунк­ том условий соци­ алистического со­ ревнования. НА СНИМКЕ: в одном из цехов завода. Фото' АДН - ТАСС. канскбЙ'" военщины. Наличие 50 тысяч американских войск в Та­ иланде,^ по мнению газеты «Уолл­ стрит ,’джорнэл», может, привести к тому, что.США «слишком лег­ ко» могут' оказаться вовлеченны­ ми «во второй Вьетнам». .* Вывод американских войск из Таиланда был бы наиболее при­ емлемым ответом на усиливаю­ щееся в Соединенных Штатах бес­ покойство, пишет газета «Сент- ЛуИС ПОСТ-ДИ01ЭТЧ». Д А Р Ы С Е Р Д Ц А К ПЕРВОЙ ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ ОТКРЫТЙЯ МУЗЕЯ В ЗВЕЗДНОМ ГОРОДКЕ П ОЖАЛУЙ, экспозиция этого необычного музея начина­ ется еще до того, как посетитель перешагнет его порог. Начало ее —- в центре Звезд­ ного городка, в том месте, где сре­ ди высоких елей поднимается ввысь пилон с портретом В. И.^Ленина. На мраморной стене высечены име­ на первооткрывателей космоса. Сама экспозиция размещена в здании Дома культуры и занимает пока три небольшие комнаты. Но ценность здешних собраний трудно измерить. Это — дары сердец мил­ лионов землян, изумленных подви­ гом советских покорителей космоса и восхищенных народом, взрастив­ шим их. ...Первый раздел. Фотографии, за­ печатлевшие академика С. П. Коро­ лева, и Ю. А. Гагарина. На одной из них рукой космонавта написано: «Эти снимки сделаны в Сочи, во время отдыха, а мае 1961 года»... Вот еще фото: Ю, Гагарин снят в скафандре за несколько часов до старта корабля «Восток». > Татьяна Филипповна Беляева — одна из основательниц музея — рас­ крывает книгу в красной обложке. Здесо — приветствия, геле, раммы от руководителей коммунистических ч рабочих партий, _ от глав прави­ тельств разных стран мира. В них— высокая оценка успехов советской науки, техники, уверенность, что ос­ воение космоса многое принесет лю­ дям земли. На витринах, стеллажах — дары. Удивительно тонкой работы шах­ матный столик с фигурками — от коммунистов Софии. Миниатюрный серп и молот из нержавеющей ста­ ли преподнесен кубинцами, статуэт­ ка «Металлург» — поляками,- Мехо­ вые пьексы подарили финны. По­ слания от народов Венгрии, Индии, Чехословакии, ГДР, Японии, Кана­ ды. Ключ от города Александрии... А вот запись американского аст­ ронавта Фрэнка Бормана: «Я очень счастлив и горд, что мне предоста­ вилась возможность посетить этот муэеи. Особенно я горд тем, что мо­ гу воздать должное человеку, кото­ рый первым проложил нам путь — Юрию Гагарину». В конце дня, когда спадет трудо­ вой ритм, в музее нередко можно встретить и основателей его — кос­ монавтов. Они рассказывают посе­ тителям о пользе исследования и освоения космического пространства для прогресса всего человечества. Вот и сейчас по комнатам проходит группа летчиков, а с ними — космо­ навт Владимир Шаталов. Стараясь не мешать, мы неторопливо перехо­ дим от одного экспоната к другому. Скульптурныб портреты Г. Титова, А. Николаева, П. Поповича, изваян­ ные москвичом Г. Постниковым. Вы­ зывает добрую улыбку рисунок дат­ ского карикатуриста X. Бидструпа, посвященный полету В. Быковского и В. Терешковой. На полу — огром­ ная. чуть не до потолка, бронзовая ракета, преподнесенная Джавахар- лалом Неру. — Подарок от индийского народа мы получили несколько лет назад,— поясняет Татьяна Филипповна. — А когда вообще поступили пер­ вые экспонаты в Звездный? — Их передал нам Юрий Алексе­ евич Гагарин, возвратившись из первых поездок по странам мира. Это было в мае 1961 года. Кстати, а вот этот портрет Юрия Гагарина написан болгарским художником Ганевым. Идущие впереди нас летчики за­ держались щзле макета ракетно- космической системы «Союз». Кос­ монавт В. Шаталов рассказывает им о полете кораблей «Союз-4» и «Союз-5», о своих товарищах — Б. Большове, А. Елисееве и Е, Хру- нове,'участвовавших вместе с ним в осуществлении космического экспе­ римента. — Первый опыт создания орби­ тальной экспериментальной станции дает право утверждать, что появле­ ние в космосе крупных научных станций не за ' горами, —говорит космонавт.—‘ В них смогут жить и заниматься исследованиями специа­ листы самых различных областей знаний: физики, астрономы, биоло­ ги. Около подарков из Японии задер­ жались двое посетителей. Они рас­ сматривают знакомый по фотогра­ фиям макет памятника детям Хиро­ симы, погибшим 6 августа 1945 го­ да в день американского атомного удара по городу. Слышу дрожащий голос женщины; ■ — Этого простить нельзя. Нель­ зя! Позднее мы познакомились. Ею оказалась преподаватель истории из далекого сибирского села Южно- Подольское Омской области В. А. Баландина-Гошкодар. — Пожалуй, сразу н не подберу слов, чтобы сказать вам о своих впечатлениях, — отвечает учитель­ ница на мой вопрос. — Обо всем увиденном расскажу ребятам. Жизнь и подвиги космонавтов — достой­ ный пример для подражания. Как и все советские люди, я счастлива, что наша страна открыла космическую эру... Продолжаем осмотр. Подарки из Перу, Норвегии, Италии, Франции,.. Шахтерские каски —- память А. Ле­ онову и П. Беляеву о встречах в Болтании. Чудесная деревянная прял­ ка прислана В. Терешковой из Бель­ гии. Портрет Хо Ши Мина вручен Г. Титову во время его поездки в Демократическую Республику Вьет­ нам. Портрет В. Комарова. Веточка' вишни, которую он вместе с К. Фе­ октистовым и Б. Егоровым брал в космос. Это было в октябре 1964 го­ да, когда совершал свой полет пер­ вый в мире многоместный корабль «Восход». Материалы о подвиге Г. Берего­ вого. На корабле «Союз:3» в тече­ ние трех суток он вел важные тех­ нические эксперименты совместно с беспилотным кораблем «Союз-2». Мир высоко оценил это новое совет­ ское достижение. Дары зарубежных народов пере­ межается подарками граждан на-, шей многонациональной Родины. Их бесконечно много н не все они вы­ ставлены. Просто нет возможности. О цих — в другой раз. Но об и&ном -г- уникальном — не могу не сказать. Несколько -книг К. Э. Ци­ олковского, изданных еще при жиз­ ни ученого. Среди них и труд «Цели звездоплавания». Преподнесены они музею родственниками ученого и коллективом сотрудников Калуж­ ского мемориального музея осново­ положника космонавтики. ....Мемориальный кабинет Юрия Алексеевича Гагарина. На стенах портреты К. Э. Циолковского и С. П. Королева Письменный стол. Лампа с плоским абажуром. Календарь. В шкафу — шинель, фуражка космо­ навта... Включаем магнитофон. Раздается знакомый голос Юрия Гагарина. В нем различаешь н восторг, и гор­ дость, и еле заметное волнение: — Мне хочется посвятить этот первый космический полет людям коммунизма — общества, в которое уже вступает советский народ и в которое, я уверен, вступят все люди на земле... Листаем страницы книги записей, которые оставляют посетители. Их сотни. Вот некоторые из них. Герои острова Дамаиский: «Там, на далеком острове, в бою с мао­ истскими провокаторами мы хотела быть похожими на вас, ззездные братья. Примите наш низкий поклон. Летайте все дальше и дальше в просторы Вселенной...». Запись, оставленная делегацией Болгарской коммунистической пар­ тии: «Колоссальные успехи Совет­ ского Союза в овладении космосом —яркое доказательство исторической роли КПСС и советского народа в развитии прогресса человечества...». * ф * Недалеко от музея в научных лабораториях и учебных кабинетах Звездного городка идет напряжен­ ная работа. Ученые, конструкторы, инженеры, космонавты готовятся к новым стартам. А. РОМАНОВ, обозреватель ТАСС /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz