Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

5 августа 1969 г., М* 181 (12 436) ' ЛЕНИНСКОЕ З НАМЯ В О Л Ш У № Щ А . Я Т Е Ш А Жизнь, ставшая | знаменем . *0 воз- (МОЖНОСТЯХ мысли- ]тельной способнос- (ти ребенка, требо­ ваниях жизни и пе­ рестройке началь­ ного образования. *Опыт школ убеж­ дает: программы доступны учащ имся . * Эмоция — же ­ ланная гостья на | уроке , ^— ВОСПИТЫВАЕТ ОКРУЖЕНИЕ Школьная- обстанов­ ка тоже воспитывает. Уют, чистота, порядок классных комнат дис­ циплинируют учащих­ ся, прививают любовь к Школе , воспитывают бережное отношение к социалистической соб­ ственности. В нашей школе белят, красят один раз в четыре — пять лет. Дети сами следят за сохранно­ стью помещения. Чрез­ вычайным происшест­ вием считается у уча­ щихся появление, ска­ жем, чернильнс.х пя­ тен. Важное значение в воспитании навыков культурного поведе­ ния имеет личный при­ мер учителя , С 1941 го­ да мы работаем вместе с учительницей А. Ф. Лапиной. Живем друж­ но. Прежде всего сами выполняем требования, которые предъявляем учащимся. Важно не только убедить в необ­ ходимости соблюдать то или иное правило культурного поведе­ ния, надо еще вырабо­ тать у ребенка привыч­ ку, потребность к ак­ куратности. Перед тем, как отправиться в кино, обязательно попросим ребят вспомнить, как полагается вести себя человеку в обществен­ ном месте. А после ки­ но сопоставляем, так сказать, теорию с прак­ тикой. Говорим мы и о че­ стности. Но, вероятно, не только разговоры, беседы, но и вся обста­ новка располагает к этому: шкафы с учеб­ ными пособиями, тет­ радями, книгами нико­ гда не запираются, и не было случая, чтобы что-либо пропало. Велика роль школы в привитии детям тру­ довых навыков. Труд ребенка должен быть посильным, приносить ему радость. Учу детей чистить обувь, мыть га­ лоши, аккуратно скла­ дывать вещи в школь­ ную сумку, держать в порядке карту. Первое время в классе дети только вытирают пыль, моют цветы, затем учатся подметать по­ лы, убирать школьный двор. На школьном участке работают все учащие­ ся. Дети обычно любят трудовые операции, связанные с посевом, уходом за растениями и больше всего, конеч­ но, — убирать урожай. Осенью проводится «Праздник урожая». В классе или при хоро­ шей погоде в полз дети получают угоще­ ния — «дары осени», выступают с литера­ турным монтажом и песнями, прославля­ ющими труд человека. Воспитательное значе­ ние такого праздника, мы считаем, немалое. Зимой ребята разве­ шивают кормушки для птиц, помогают в рас­ чистке дорожек от сне­ га, устраивают каток. Школа постоянно поддерживает связь с колхозом. Экскурсии на фермы, поля, по­ мощь колхозу в убор­ ке сахарной свеклы стали обычным делом. Во время экскурсий обращаю внимание де­ тей. как приятно идти по улице, обсаженной деревьями. Дети охот­ но участвуют в озеле­ нении школы, домов. А в идеале каждый шаг по улице и в школе должен давать пищу для подобных коро­ теньких бесед учителю и для размышлений —> ученику. 3. ТОНИНА, заслуженная учи­ тельница школы РСФСР, заведую­ щая 1-й Наливкин- ской начальной ' школой Добровского района. С жизнью и революционной деятельностью В. И. Ленина младшие школьники знакомятся, начиная с первого класса. В прошлом году первый урок с первоклассниками я и провела в Ленинской комнате. Кратко рассказав о ее экспонатах, спросила ребят, что они знают о Ленине. Дети наперебой стали рассказывать о том, что слышали от родителей и других стар­ ших. Затем им показали диафильм «Детские и школьные годы Ильича». В первых и вторых классах материалы о В. И. Ленине главным образом читают или рассказывают учителя, а в третьих и четвер­ тых — отдельные произведения читают сами дети. Для первоклассников мы берем следую­ щие произведения: В. Хомченко «Боровики», А. Коновалова «На реке Шушь», А. Ульяновой «Детские и школьные годы Ильича», М. Рыль- ского «Ильич и девочка». Материал о жизни и деятельности В. И. Ле­ нина мы используем на уроках, увязывая его с многими темами занятий. Например, при работе над статьей «Красное лето» учительни­ ца вспоминает с учащимися, а затем читает вслух отрывки из книги Н. К. Крупской «Наш самый лучший друг». В четвертом классе возможности привлече­ ния материала о В. И. Ленине расширяются, так как здесь, наряду с уроками чтения, про­ водятся уроки по изучению рассказов из ис­ тории СССР. И тут вновь приходят на помощь учителю и воспоминания, и художественные произведения. Привлечение в учебном процессе фактов из жизни В. И. Ленина, обогащая уроки новым содержанием, делает их вместе с тем и более эмоциональными. Учителя нашей школы всячески поддержива­ ют у ребят интерес и стремление прочитать и узнать как можно больше об Ильиче. Дости­ жению этой цели помогают Ленинские чтения. Учителя тщательно готовятся к их проведе­ нию. Они читают рассказы, показывают диа­ фильмы, фотоснимки. Учащиеся готовят номе­ ра художественной самодеятельности. Инте­ ресно прошли чтения по теме «В. И. Ленин — вождь Великого Октября». Ребята предвари­ тельно прочитали книгу Макрушенко «Всем, всем, всем». Первое такое чтение было по­ священо материалам о подготовке вооружен­ ного восстания в Петрограде, второе — руко­ водству Лениным вооруженной борьбой, тре­ тье — тому, как весь мир узнал о победе ре­ волюции в России. Очень оживленно шла подготовка к 99-й го­ довщине со дня рождения В. И. Ленина. Каж­ дый класс готовил свои трудовые подарки, ребята писали сочинения на ленинские темы, оформляли альбомы. В классах был объявлен конкурс на лучшего чтеца стихотворений о Владимире Ильиче. Конкурс сначала прово­ дился по классам, затем самые лучшие чтецы выступали в Ленинском уголке. На эти чтения мы приглашаем старых ком­ мунистов, партийных и советских работников, родителей учащихся. Лучшим чтецам дарим книги о Ленине. Е. ЖАРИКОВА, заведующая Завальской начальной школой № 2 . Т Е Х Н И К А И Э М О Ц И И Опыт учителей нашей школы по­ казывает, что и при работе с не­ сколькими классами можно добиться высокой успеваемости, прочны., и глубоких знаний. Это зависит от многих факторов. Мы придаем боль­ шое значение техническим средствам обучения. Магнитофоны, фильмоскоп, проигрыватель, диафильмы, применя­ емые в сочетании с другими передо­ выми приемами и методами обуче­ ния, повышают интерес ребят и каче­ ство их знаний. Слушаем художественное произве­ дение в исполнении мастеров чтения. Тут же и беседа по рассказу, сказке или стихотворению. И не только на содержание обращает внимание ре­ бят учитель, но и на выразитель­ ность чтения. Особо подчеркивается и значение музыки, которая сопро­ вождает чтение, — как она помогает восприятию, усиливает впечатление от художественного произведения. Понятно, что на таких уроках, не только мысль, но и эмоция — же­ ланная гостья. А. КЛЫШНИКОВА, заведующая Никольской начальной .школой Усманского района. Особым был про­ шедший учебный год для первоклас­ сников школ Ле­ бедянского района. Они впервые в области занимались по новой учебной программе. Сейчас уже можно подвести некоторые итоги, сделать обобщения. Сразу же скажу, что опасения по поводу новой програм­ мы, сомнения, владевшие некоторыми учителями, рассеялись. В пользу но­ вых программ убедительно свиде­ тельствуют итоги учебного года, проверочные работы. Объем знаний первоклассников школ Лебедянского района значительно больше, чем у их сверстников, занимавшихся по старой программе. Первые гораздо развитее, грамотнее, умеют лучше рассуждать, доказывать, убеждать, делать выводы, обобщения/ Мате­ матика, которая вначале так пугала некоторых учителей рядом сложных вопросов, вызвала у детей большой интерес. Арифметический материал с элементами алгебры и геометрии большинство учащихся усвоило проч­ но и глубоко. Первоклассники успешно справи­ лись с контрольными работами. Из 1032 учащихся допустили ошибки в решении примеров только 16. А вот в школах Данковокого района, напри­ мер, где занимались по старой про- 2 грамме, несправившихся с контроль- ПЕРВОКЛАССНИК ВЫДЕРЖАЛ ЭКЗАМЕН ными работами оказалось в пять- шесть раз больше. Неплохие результаты получены по русскому языку и чтению. Почти все учащиеся овладели навыками осоз­ нанного чтения, речь их более выра­ зительна. Но отзыву учителей поло­ жительно повлияло сокращение сро­ ка, отведенного на обучение грамоте. Раньше приступили к чтению расска­ зов из книги для чтения, где объем текстов больше и материал интерес­ нее, чем в «Букваре». Кроме того, ускоренный темп обучения также способствовал развитию мыслитель­ ной деятельности детей, помог про­ явить у них интерес к чтению. При выполнении контрольных ра­ бот первоклассники хорошо справи­ лись с грамматическими заданиями. Добились полной успеваемости учительница Стрелецкой начальной школы М. Ф. Сарычева, Апрономов- ской средней школы — А. И. Самсо­ нова, Дон-Избищенской восьмилет- ней — Г. С. Куликова, Лебедянской № 3 — А. Н. Харькова, Шовской — М. С. Сяглова. Подавляющее боль­ шинство их питомцев усвоили учеб­ ную программу на «4» и «5». Конечно, в работе по новым про­ граммам было немало трудностей. Новые методы и приемы обучения не всегда удавались, нужно было особенно тщательно готовиться к за­ нятиям, глубоко продумывать каж­ дый урок. Но труд принес хорошие результаты. Сейчас опыт лебедянцев изучают учителя многих школ, повышают свою квалификацию на курсах. Ведь с нового учебного года все школы будут заниматься по новым програм­ мам. 3. СТЮФЛЯЕВА, заведующая кабинетом начального обучения областного института усовершенствования учителей. В НАШЕЙ ОБЛАСТИ около се­ мисот начальных школ. В ше­ стистах десяти из них учи­ тель одновременно занимается с двумя, тремя и даже четырьмя классами в одной классной комна­ те. Нечего и говорить, что это ос­ ложняет педагогический процесс и работу учителя. С нового учебного года трудности возрастут в связи с переходом на новые программы, ко­ торые принципиально отличаются от старых не только содержанием, но и методами учебного труда. И по­ этому начальная школа должна стать заботой забот для всех нас. Эта школа в полном смысле слова вступает в новый период своего су­ ществования: становится трехлетней, дети будут заканчивать начальное обучение не в одиннадцатилетнем возрасте, как было раньше, а в де­ сятилетнем. По-прежнему основными задачами начального обучения будут усвоение арифметики, русского языка и овла­ дение навыками чтения. Но изуче­ нию арифметики уже с первого клас­ са придается математическое направ­ ление— дети будут знакомиться с понятиями множества, отношениями, операциями, уравнениями и буквен­ ными выражениями чисел. В изуче­ нии русского языка преимуществен­ ное внимание будет уделено усвое­ нию точных грамматических катего­ рий, развитию, тончайшей фонетиче­ ской культуры речи. Универсальным инструментом всякого образования является чтение. Уже к концу обуче- ьнл в 3 классе школьники должны уметь читать быстро, выразительно, сознательно, сосредоточенно и про себя. Новые требования к начальной школе предполагают повышение тео­ ретического уровня преподносимого материала, некоторое сокращение уп­ ражнений, наблюдений, предметной конкретности, на что раньше много тратилось времени и тем задержи­ валось общее развитие детей, под­ готовка их к усвоению систематиче­ ского курса наук. Многие годы школы безуспешно пытались преодолеть барьер между начальными и средними классами, успеваемость и качество знаний уча­ щихся при переводе из четвертого в пятый классы резко падала, а число неуспевающих многократно увеличи­ валось. Характерными были для мно­ гих учителей неправильная оценка умственных способностей детей млад­ ших классов, неоправданная медли­ тельность и чрезмерная конкретиза­ ция изучения программного материа­ ла, отрицание того, что детям до­ ступны абстрактные понятия. Меж­ ду тем законы науки неизбежно принимают формы обобщенных истин. Таким образом, искусственно возводилась крутая ступень между начальным и предметным преподава­ нием, на которую многие учащиеся с трудом поднимались, а значитель­ ная часть не справлялась с нахлы­ нувшими трудностями и нередко от­ сеивалась. Напомним, что в педагогической практике, в педагогике и психологии слишком долго и настойчиво утвер­ ждалось мнение о том, что «детям присуще конкретное мышление». По­ чему присуще, до какого возраста? учащиеся этих школ успевают и в старших классах. Они не чувствуют барьера. Опыт работы этих школ (Наливкинокая, Н.-Дубовская, Н.- Бруслановекая, Завальская и др.) широко известен и должен быть ис­ пользован всеми. Однако этим нельзя ограничиться. Речь идет не о каком-то частичном усовершенствовании работы началь­ ной школы, а о подъеме ее на новую ступень, о коренных и принципиаль­ ных изменениях содержания обуче­ ния и -методов работы. Приятно отметить, что новые за­ дачи вызвали глубокое понимание и народного образования должен ви­ деть свою задачу на всю глубину, от ее начала до завершения, и обес­ печивать ее решение. Для любой средней и восьмилетней школы важно, как учился каждый ребенок с первого класса, и потому начальные школы микрорайона, ко­ торые передают детей в восьмилет­ нюю и среднюю, для нее не просто соседние учреждения, а свои под­ разделения. Руководители средних и восьмилетних школ, сознавая специ­ фические трудности начальных школ, должны заботиться о них несравнен­ но больше, чем о начальных классах школ постоянно занимаются в мето­ дических объединениях при средней школе, участвуют в педагогических и Ленинских чтениях, их приглашают на заседания педагогического совета. По заданию районо представители средней школы два-три раза в год проводят контрольные работы и про­ веряют всю учебно-воспитательную работу начальных, на совместных за­ седаниях педагогических советов об­ суждают итоги и намечают меры по ликвидации выявленных недостатков. Не удивительно, что эти средние школы не предъявляют претензий к начальным* а выпускники последних Н О В Ы Е Н А Ч А Л Е В НОЙ ы с о ш к о т л Это оставалось неясным. Несомнен­ но, что у детей младшего возраста мышление элементарное, предметное, чувственное. Но мышление, как и мускулы, развивается при трениров­ ке. Каким станет оно у ребенка к десяти годам, зависит ли от того, ка­ кие задачи для умственного разви­ тия ставили? Учителям, работникам народного образования и родителям надо осознать застарелый недостаток — искусственную задержку умствен­ ного развития детей младшего воз­ раста — и быстрее изжить его. В этом главный смысл перестройки до­ школьного воспитания и начального обучения, основная предпосылка успешного обучения детей в средних к старших классах. Подъем начального обучения на новую, более высокую, ступень не яв­ ляется чем-то неожиданным. Он вы­ зывается потребностями жизни, под­ готовлен самой практикой передовых школ, научно обоснован педагогиче­ скими экспериментами и данными психологических исследований. Учитывая педагогическую инфор­ мацию, воспринимая передовой опыт, творчески используя его богатый ар­ сенал методических средств, около половины начальных школ области отошли от традиционных приемов обучения, повысили его теоретический уровень, внесли в учебный труд ре­ бят элементы поиска и исследования различных преобразований, требую­ щих сознательного применения зна­ ний в измененной обстановке. Все серьезное отношение у абсолютного большинства учителей, о чем свиде­ тельствует их активная учеба на курсах повышения квалификации, старательное использование всех те­ оретических и методических матери­ алов о работе по новым программам. Но это только начало. Следует учи­ тывать, что трудности работы по но­ вым программам ожидают нас не в готовности детей к усвоению, а в готовности учителей к преподаванию по-новому, в их образовательном и методическом уровне. Значительная часть учителей начальных школ уй­ дет через год с четвертыми классами в восьмилетние и средние школы, там они станут предметниками. К этому надо готовиться, повышать свое образование, поступать на за­ очные отделения педвузов. Видимая на ближайшее время структура комплектов в начальных школах такова, что возрастет число учителей, вынужденных заниматься одновременно с двумя и более клас­ сами. Некоторое (и, к сожалению, весьма немалое) число учащихся четвертого класса систематический курс основ наук начнет проходить в начальных школах, где ее будет обучать не предметник, и одновре­ менно с другими классами. Не надо быть пророком, чтобы предвидеть возможную разницу между пяти­ классниками, обучавшимися в сред­ них школах и пришедшими из на­ чальной. Пророком можно и не быть, но руководитель школы или отдела своих школ, памятуя, что в пятых классах все учащиеся станут «свои­ ми». В чем практически должна сказы­ ваться забота руководителей средних и восьмилетних школ о начальных? И в этом случае хочется сослаться ка передовой опыт. Четыре началь­ ных школы — Вороновская, Озер- ская, Жерновская и Исаевская — входят в микрорайон Жерновской средней школы. Они образуют не только единый педагогический, но и ученический коллектив, у них единая пионерская организация, общая биб­ лиотека, совместно организуют вече­ ра самодеятельности. Учителя вместе обсуждают планы работы, устраи­ вают взаимопосещение уроков, физи­ ки средней школы обучили всех учи­ телей пользоваться техническими средствами, контрольные работы проводятся по единым текстам. Другой пример. Лебедянская сред­ няя школа принимает в 5 класс уча­ щихся Стрелецкой и Кузнецкой на­ чальных школ. Между ними самый тесный контакт. Учителя и руково­ дители средней школы, старшая пи­ онервожатая систематически посе­ щают начальные школы, оказывают помощь на месте. Учителя начальных Ы Ы не отличаются от других пятикл-ас- сников. К сожалению, чаще встречаются иные примеры. Крнвополянская начальная школа в одном селе со средней. Она четы­ рехкомплектная, каждый учитель, как и в средней школе, обучает один класс. Школа прилично оборудована, но почему же много лет подряд пя­ тый и шестой «а» классы средней школы, учащиеся которых пришли из ее же начальных классов, успевают значительно лучше, чем 5 и 6 «б» классы, пришедшие из начальной школы? Ответ прост: их лучше учи­ ли. Но разве трудно учителям на­ чальной школы держать равнение на учителей начальных классов средней школы , или трудно руководителям средней школы помочь начальной, или трудно районо их сблизить? Возлагая на руководителей сред­ них и восьмилетних школ ответствен­ ность за качество обучения детей в начальных школах, мы должны пре­ доставить им соответствующие пра­ ва. В прошлом и текущем учебном .году руководителям средних и вось­ милетних школ поручали дважды в течение года проверять начальные, проводить в них контрольные работы по текстам облоно, анализировать их итоги на совместном заседании пед­ советов в присутствии всех учите­ лей начальных классов микрорайона. В плане работы средней или вось­ милетней школы предложено иметь раздел о руководстве начальными школами, определять сроки дирек­ торских контрольных работ во всех параллельных классах по одним текстам, привлекать учителей на­ чальных школ к участию в методи­ ческой работе и мероприятиях по са­ мообразованию. Руководителям сред­ них и восьмилетних школ предоста­ влено право входить с предложения­ ми в рай/гороно по улучшению ра­ боты начальных школ и комплекто­ ванию их квалифицированными „кад­ рами. Принимая во внимание*.,,- что плодотворная работа учителя одно­ временно с несколькими классами возможна при наличии оборудования и книг, средним и восьмилетиям школам предложено помочь им за счет спецсредств и изготовления обо­ рудования в мастерских, оснастить учебный процесс всеми видами посо­ бий, оборудовать спортивные и гео­ графические площадки, открыть до­ ступ учащимся начальных школ в библиотеки. Учащиеся старших клас­ сов, комсомольцы под руководством старших пионервожатых или учите­ лей могут оказывать большую по­ мощь учителям начальных школ в работе с пионерами, в занятиях с шестилетками, в спортивных играх на воздухе и т. п. Разумеется, заведующие и учителя начальных школ не должны ждать, когда о них вспомнят, а сами идти в опорную школу и ставить вопрос об использовании ее возможностей. Для отделов народного образова­ ния, методических кабинетов, вне­ школьных учреждений забота о на­ чальной школе стала на ближайшие годы первоочередной. В текущем учебном году заметно усилилось вни­ мание к ней, оно должно нарастать повседневно. Начальное обучение справедливо называют фундаментом последующе­ го образования. Его закладывать надо глубоко и прочно, не жалея сил и средств. И. ПОНОМАРЕВ, заведующий облоно. С Р Е ДНИЙ Р Е Б Е Н О К Моему соседу Саше лет пять или шесть — он «немножечко забылся». Но он точно знает, что в школу пойдет через два года. А вообще мы о возрасте с ним не разговариваем: некогда. Есть более серьезные темы. Например, машины. Я затрудняюсь сказать, знает ли Саша все марки. Я как-то у него об этом спросил. Он зевнул, скучно повел в сторону го­ лубыми глазишами в оправе из жгу­ че-черных ресниц (между прочим, симпатичный парень у меня сосед!) и завел монотонно: — Старый «Запорожец», новый, «Москвич» четыреста третий, четыре­ ста восьмой и... этот... как его? Маз? — поспешил я на помощь. — Да нет.— отмахнулся Саше. Он, бедный, морщился, тер прямой ладошкой курносый нос. Потом вни­ мательно, не моргая, посмотрел на ладошку, как в ноты, и важно ска­ зал: — Четыреста седьмой. И продолжал: — «Волга», УАЗ, ГАЗ, ЯЗ, МАЗ, КРАЗ... Мы е"ним до хрипоты спорили: у какой машины будет сто сил — у нОЬОй «ВЪлгн» или у нового «Моск­ вича»? ГГ' теперь я и сам не знаю у какой и будет ли столько вообще —■ совсем он меня запутал. Был воскресный июльский день. И, конечно, по обыкновению нынешнего лета, шел дождь. Санек сидел рядом на лавочке, забравшись ко мне под полу плаща, и комментировал: — Ага, «Запорожец» подкатил. Тумаховы купили. — А Сережка-то не лезет в ихнюю машину! — Это почему же? — Боится. Нажмет на педаль и... — А она поедет, — сообразил я. — А останавливать он не умеет — веско заключил Санек. — А я умею. — Откуда ще? Александр взял двумя руками мое ухо и потащил к себе. — Мой папа, — таинственно за­ шептал он, — начальник над всеми машинами! Всеми-всеми! — Ну?! — Да. Ему любую машину разре­ шают... потрогать. Тут Саша сделал круглые глаза, опасливо огляделся и зашептал: — Ему даже, знаете что, разреша­ ют? Я невольно тоже перешел на его интонацию: — Не-а. —Надавить на этот..* у-м... как его... — На рычаг?! — Нет, на сигнал! Ну, разве можно спорить с чело­ веком, у которого такой папа? А. ВОЛНИН. 9 у К А К О Й В Ы , О Т Е Ц ? Пятилетняя Оля склонилась к че­ ловеку, что лежал у подъезда. До­ чери очень хотелось, чтобы папа, ее родной папа, добрел как-нибудь до квартиры, а там уж ей легче будет. Олечка понимает: как же это некра­ сиво в пьяном виде лежать на ули­ це, где каждый увидит и непременно осудит ее папу. А дети его любят, ждут, хотят быть с ним все два дня, какие дают теперь родителям для отдыха, для воспитания. Да, два свободных дня в неделю. До чего хорошо побывать с папой на реке, в лесу, в кино, на прогулке! Оля и ее брат Юра с завистью смот­ рят, когда соседи всей семьей от­ правляются на целый день в парк. И все время рядом с соседскими Игорьком и Наташей—папа и мама. «Это счастливые дети, счастливая семья», — говорят о них. ...«Отец в моей жизни» — такова тема юдного из домашних сочинений в моем классе. Большинство ребят ■а второй день с гордостью положи­ ло листы на мой стол. Да приклеили к ним кто фото, сохранившееся от летнего похода с отцом, кто рисунок «На рыбалке с папой». В сочинениях были воспоминания, такие чистые и светлые, непосредственные. Как же дороги отец и мать для детей, сколько тогда счастья и радо­ сти в семье! И сколько благополучия и у взрослых, и у ребят. И в школе, и дома. К сожалению, часто в семье отец высокой каменной стеной отгорожен от детей. Почему? Почему некоторые отцы столь недоступны для любящих их сыновей и дочерей? Один из моих учеников в тот раз так и не подал сочинения, а вид его с тех пор необыкновенно печален, он стал еще более замкнут. О чем было ему писать? Что отец постоянно пьет, обижает маму, Ларису—млад, шую сестренку? Тяжелая обстанов­ ка, как видите. Мальчику нужен отец, он нужен, в частности, и для того, чтобы «по- мужски» посоветоваться с ним, по­ просить у него помощи. Мальчик хо­ рошо мастерит, умеет и деталь обто­ чить, и модель сконструировать. В школьной мастерской это самый луч­ ший ученик. А вот отец безразличен к увлечениям сына, не помогает ему ни в чем. Вот так, незаметно должно быть, и приходит в семью трагедия. Отец доказывает: мало ли ему внимания: костюм, велосипед... Нет, не это главное. Вся ваша жизнь, ваш труд, отношения з семье друг к другу — вот основа разумного воспитания де­ тей. Наступила чудесная летняя пора: не отгораживайтесь от ваших ребят, берите их с собой на время отпуска, в гости. Будьте их настоящим дру­ гом, товарищем, умелым наставни­ ком, самым любимым человеком на свете. Л. ПАШКОВА, учительница средней школы № 4. ц. Грязи. >'■ Наш фотокорреспондент побывал в аудиториях Липецкой средней школы № 17 в дни работы курсов областного института усовершенствования учителей, предназначенных для работников на­ чальной школы. На этих снимках вы видите занятия курсов: за партами и у доски учителя в роли учеников — ведь новую программу надо прежде всего усвоить самому. И прежде, чем научить первоклассника писать буквы, надо научиться их писать самому. Да, да, не удивляйтесь. Эти буквы написаны не так, как- раньше-учили первоклассников: техника письма приближена к «взрослой». Фото Ю. Ардашева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz