Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)
5 августа 1969 г., М* 181 (12 436) ' ЛЕНИНСКОЕ З НАМЯ В О Л Ш У № Щ А . Я Т Е Ш А Жизнь, ставшая | знаменем . *0 воз- (МОЖНОСТЯХ мысли- ]тельной способнос- (ти ребенка, требо ваниях жизни и пе рестройке началь ного образования. *Опыт школ убеж дает: программы доступны учащ имся . * Эмоция — же ланная гостья на | уроке , ^— ВОСПИТЫВАЕТ ОКРУЖЕНИЕ Школьная- обстанов ка тоже воспитывает. Уют, чистота, порядок классных комнат дис циплинируют учащих ся, прививают любовь к Школе , воспитывают бережное отношение к социалистической соб ственности. В нашей школе белят, красят один раз в четыре — пять лет. Дети сами следят за сохранно стью помещения. Чрез вычайным происшест вием считается у уча щихся появление, ска жем, чернильнс.х пя тен. Важное значение в воспитании навыков культурного поведе ния имеет личный при мер учителя , С 1941 го да мы работаем вместе с учительницей А. Ф. Лапиной. Живем друж но. Прежде всего сами выполняем требования, которые предъявляем учащимся. Важно не только убедить в необ ходимости соблюдать то или иное правило культурного поведе ния, надо еще вырабо тать у ребенка привыч ку, потребность к ак куратности. Перед тем, как отправиться в кино, обязательно попросим ребят вспомнить, как полагается вести себя человеку в обществен ном месте. А после ки но сопоставляем, так сказать, теорию с прак тикой. Говорим мы и о че стности. Но, вероятно, не только разговоры, беседы, но и вся обста новка располагает к этому: шкафы с учеб ными пособиями, тет радями, книгами нико гда не запираются, и не было случая, чтобы что-либо пропало. Велика роль школы в привитии детям тру довых навыков. Труд ребенка должен быть посильным, приносить ему радость. Учу детей чистить обувь, мыть га лоши, аккуратно скла дывать вещи в школь ную сумку, держать в порядке карту. Первое время в классе дети только вытирают пыль, моют цветы, затем учатся подметать по лы, убирать школьный двор. На школьном участке работают все учащие ся. Дети обычно любят трудовые операции, связанные с посевом, уходом за растениями и больше всего, конеч но, — убирать урожай. Осенью проводится «Праздник урожая». В классе или при хоро шей погоде в полз дети получают угоще ния — «дары осени», выступают с литера турным монтажом и песнями, прославля ющими труд человека. Воспитательное значе ние такого праздника, мы считаем, немалое. Зимой ребята разве шивают кормушки для птиц, помогают в рас чистке дорожек от сне га, устраивают каток. Школа постоянно поддерживает связь с колхозом. Экскурсии на фермы, поля, по мощь колхозу в убор ке сахарной свеклы стали обычным делом. Во время экскурсий обращаю внимание де тей. как приятно идти по улице, обсаженной деревьями. Дети охот но участвуют в озеле нении школы, домов. А в идеале каждый шаг по улице и в школе должен давать пищу для подобных коро теньких бесед учителю и для размышлений —> ученику. 3. ТОНИНА, заслуженная учи тельница школы РСФСР, заведую щая 1-й Наливкин- ской начальной ' школой Добровского района. С жизнью и революционной деятельностью В. И. Ленина младшие школьники знакомятся, начиная с первого класса. В прошлом году первый урок с первоклассниками я и провела в Ленинской комнате. Кратко рассказав о ее экспонатах, спросила ребят, что они знают о Ленине. Дети наперебой стали рассказывать о том, что слышали от родителей и других стар ших. Затем им показали диафильм «Детские и школьные годы Ильича». В первых и вторых классах материалы о В. И. Ленине главным образом читают или рассказывают учителя, а в третьих и четвер тых — отдельные произведения читают сами дети. Для первоклассников мы берем следую щие произведения: В. Хомченко «Боровики», А. Коновалова «На реке Шушь», А. Ульяновой «Детские и школьные годы Ильича», М. Рыль- ского «Ильич и девочка». Материал о жизни и деятельности В. И. Ле нина мы используем на уроках, увязывая его с многими темами занятий. Например, при работе над статьей «Красное лето» учительни ца вспоминает с учащимися, а затем читает вслух отрывки из книги Н. К. Крупской «Наш самый лучший друг». В четвертом классе возможности привлече ния материала о В. И. Ленине расширяются, так как здесь, наряду с уроками чтения, про водятся уроки по изучению рассказов из ис тории СССР. И тут вновь приходят на помощь учителю и воспоминания, и художественные произведения. Привлечение в учебном процессе фактов из жизни В. И. Ленина, обогащая уроки новым содержанием, делает их вместе с тем и более эмоциональными. Учителя нашей школы всячески поддержива ют у ребят интерес и стремление прочитать и узнать как можно больше об Ильиче. Дости жению этой цели помогают Ленинские чтения. Учителя тщательно готовятся к их проведе нию. Они читают рассказы, показывают диа фильмы, фотоснимки. Учащиеся готовят номе ра художественной самодеятельности. Инте ресно прошли чтения по теме «В. И. Ленин — вождь Великого Октября». Ребята предвари тельно прочитали книгу Макрушенко «Всем, всем, всем». Первое такое чтение было по священо материалам о подготовке вооружен ного восстания в Петрограде, второе — руко водству Лениным вооруженной борьбой, тре тье — тому, как весь мир узнал о победе ре волюции в России. Очень оживленно шла подготовка к 99-й го довщине со дня рождения В. И. Ленина. Каж дый класс готовил свои трудовые подарки, ребята писали сочинения на ленинские темы, оформляли альбомы. В классах был объявлен конкурс на лучшего чтеца стихотворений о Владимире Ильиче. Конкурс сначала прово дился по классам, затем самые лучшие чтецы выступали в Ленинском уголке. На эти чтения мы приглашаем старых ком мунистов, партийных и советских работников, родителей учащихся. Лучшим чтецам дарим книги о Ленине. Е. ЖАРИКОВА, заведующая Завальской начальной школой № 2 . Т Е Х Н И К А И Э М О Ц И И Опыт учителей нашей школы по казывает, что и при работе с не сколькими классами можно добиться высокой успеваемости, прочны., и глубоких знаний. Это зависит от многих факторов. Мы придаем боль шое значение техническим средствам обучения. Магнитофоны, фильмоскоп, проигрыватель, диафильмы, применя емые в сочетании с другими передо выми приемами и методами обуче ния, повышают интерес ребят и каче ство их знаний. Слушаем художественное произве дение в исполнении мастеров чтения. Тут же и беседа по рассказу, сказке или стихотворению. И не только на содержание обращает внимание ре бят учитель, но и на выразитель ность чтения. Особо подчеркивается и значение музыки, которая сопро вождает чтение, — как она помогает восприятию, усиливает впечатление от художественного произведения. Понятно, что на таких уроках, не только мысль, но и эмоция — же ланная гостья. А. КЛЫШНИКОВА, заведующая Никольской начальной .школой Усманского района. Особым был про шедший учебный год для первоклас сников школ Ле бедянского района. Они впервые в области занимались по новой учебной программе. Сейчас уже можно подвести некоторые итоги, сделать обобщения. Сразу же скажу, что опасения по поводу новой програм мы, сомнения, владевшие некоторыми учителями, рассеялись. В пользу но вых программ убедительно свиде тельствуют итоги учебного года, проверочные работы. Объем знаний первоклассников школ Лебедянского района значительно больше, чем у их сверстников, занимавшихся по старой программе. Первые гораздо развитее, грамотнее, умеют лучше рассуждать, доказывать, убеждать, делать выводы, обобщения/ Мате матика, которая вначале так пугала некоторых учителей рядом сложных вопросов, вызвала у детей большой интерес. Арифметический материал с элементами алгебры и геометрии большинство учащихся усвоило проч но и глубоко. Первоклассники успешно справи лись с контрольными работами. Из 1032 учащихся допустили ошибки в решении примеров только 16. А вот в школах Данковокого района, напри мер, где занимались по старой про- 2 грамме, несправившихся с контроль- ПЕРВОКЛАССНИК ВЫДЕРЖАЛ ЭКЗАМЕН ными работами оказалось в пять- шесть раз больше. Неплохие результаты получены по русскому языку и чтению. Почти все учащиеся овладели навыками осоз нанного чтения, речь их более выра зительна. Но отзыву учителей поло жительно повлияло сокращение сро ка, отведенного на обучение грамоте. Раньше приступили к чтению расска зов из книги для чтения, где объем текстов больше и материал интерес нее, чем в «Букваре». Кроме того, ускоренный темп обучения также способствовал развитию мыслитель ной деятельности детей, помог про явить у них интерес к чтению. При выполнении контрольных ра бот первоклассники хорошо справи лись с грамматическими заданиями. Добились полной успеваемости учительница Стрелецкой начальной школы М. Ф. Сарычева, Апрономов- ской средней школы — А. И. Самсо нова, Дон-Избищенской восьмилет- ней — Г. С. Куликова, Лебедянской № 3 — А. Н. Харькова, Шовской — М. С. Сяглова. Подавляющее боль шинство их питомцев усвоили учеб ную программу на «4» и «5». Конечно, в работе по новым про граммам было немало трудностей. Новые методы и приемы обучения не всегда удавались, нужно было особенно тщательно готовиться к за нятиям, глубоко продумывать каж дый урок. Но труд принес хорошие результаты. Сейчас опыт лебедянцев изучают учителя многих школ, повышают свою квалификацию на курсах. Ведь с нового учебного года все школы будут заниматься по новым програм мам. 3. СТЮФЛЯЕВА, заведующая кабинетом начального обучения областного института усовершенствования учителей. В НАШЕЙ ОБЛАСТИ около се мисот начальных школ. В ше стистах десяти из них учи тель одновременно занимается с двумя, тремя и даже четырьмя классами в одной классной комна те. Нечего и говорить, что это ос ложняет педагогический процесс и работу учителя. С нового учебного года трудности возрастут в связи с переходом на новые программы, ко торые принципиально отличаются от старых не только содержанием, но и методами учебного труда. И по этому начальная школа должна стать заботой забот для всех нас. Эта школа в полном смысле слова вступает в новый период своего су ществования: становится трехлетней, дети будут заканчивать начальное обучение не в одиннадцатилетнем возрасте, как было раньше, а в де сятилетнем. По-прежнему основными задачами начального обучения будут усвоение арифметики, русского языка и овла дение навыками чтения. Но изуче нию арифметики уже с первого клас са придается математическое направ ление— дети будут знакомиться с понятиями множества, отношениями, операциями, уравнениями и буквен ными выражениями чисел. В изуче нии русского языка преимуществен ное внимание будет уделено усвое нию точных грамматических катего рий, развитию, тончайшей фонетиче ской культуры речи. Универсальным инструментом всякого образования является чтение. Уже к концу обуче- ьнл в 3 классе школьники должны уметь читать быстро, выразительно, сознательно, сосредоточенно и про себя. Новые требования к начальной школе предполагают повышение тео ретического уровня преподносимого материала, некоторое сокращение уп ражнений, наблюдений, предметной конкретности, на что раньше много тратилось времени и тем задержи валось общее развитие детей, под готовка их к усвоению систематиче ского курса наук. Многие годы школы безуспешно пытались преодолеть барьер между начальными и средними классами, успеваемость и качество знаний уча щихся при переводе из четвертого в пятый классы резко падала, а число неуспевающих многократно увеличи валось. Характерными были для мно гих учителей неправильная оценка умственных способностей детей млад ших классов, неоправданная медли тельность и чрезмерная конкретиза ция изучения программного материа ла, отрицание того, что детям до ступны абстрактные понятия. Меж ду тем законы науки неизбежно принимают формы обобщенных истин. Таким образом, искусственно возводилась крутая ступень между начальным и предметным преподава нием, на которую многие учащиеся с трудом поднимались, а значитель ная часть не справлялась с нахлы нувшими трудностями и нередко от сеивалась. Напомним, что в педагогической практике, в педагогике и психологии слишком долго и настойчиво утвер ждалось мнение о том, что «детям присуще конкретное мышление». По чему присуще, до какого возраста? учащиеся этих школ успевают и в старших классах. Они не чувствуют барьера. Опыт работы этих школ (Наливкинокая, Н.-Дубовская, Н.- Бруслановекая, Завальская и др.) широко известен и должен быть ис пользован всеми. Однако этим нельзя ограничиться. Речь идет не о каком-то частичном усовершенствовании работы началь ной школы, а о подъеме ее на новую ступень, о коренных и принципиаль ных изменениях содержания обуче ния и -методов работы. Приятно отметить, что новые за дачи вызвали глубокое понимание и народного образования должен ви деть свою задачу на всю глубину, от ее начала до завершения, и обес печивать ее решение. Для любой средней и восьмилетней школы важно, как учился каждый ребенок с первого класса, и потому начальные школы микрорайона, ко торые передают детей в восьмилет нюю и среднюю, для нее не просто соседние учреждения, а свои под разделения. Руководители средних и восьмилетних школ, сознавая специ фические трудности начальных школ, должны заботиться о них несравнен но больше, чем о начальных классах школ постоянно занимаются в мето дических объединениях при средней школе, участвуют в педагогических и Ленинских чтениях, их приглашают на заседания педагогического совета. По заданию районо представители средней школы два-три раза в год проводят контрольные работы и про веряют всю учебно-воспитательную работу начальных, на совместных за седаниях педагогических советов об суждают итоги и намечают меры по ликвидации выявленных недостатков. Не удивительно, что эти средние школы не предъявляют претензий к начальным* а выпускники последних Н О В Ы Е Н А Ч А Л Е В НОЙ ы с о ш к о т л Это оставалось неясным. Несомнен но, что у детей младшего возраста мышление элементарное, предметное, чувственное. Но мышление, как и мускулы, развивается при трениров ке. Каким станет оно у ребенка к десяти годам, зависит ли от того, ка кие задачи для умственного разви тия ставили? Учителям, работникам народного образования и родителям надо осознать застарелый недостаток — искусственную задержку умствен ного развития детей младшего воз раста — и быстрее изжить его. В этом главный смысл перестройки до школьного воспитания и начального обучения, основная предпосылка успешного обучения детей в средних к старших классах. Подъем начального обучения на новую, более высокую, ступень не яв ляется чем-то неожиданным. Он вы зывается потребностями жизни, под готовлен самой практикой передовых школ, научно обоснован педагогиче скими экспериментами и данными психологических исследований. Учитывая педагогическую инфор мацию, воспринимая передовой опыт, творчески используя его богатый ар сенал методических средств, около половины начальных школ области отошли от традиционных приемов обучения, повысили его теоретический уровень, внесли в учебный труд ре бят элементы поиска и исследования различных преобразований, требую щих сознательного применения зна ний в измененной обстановке. Все серьезное отношение у абсолютного большинства учителей, о чем свиде тельствует их активная учеба на курсах повышения квалификации, старательное использование всех те оретических и методических матери алов о работе по новым программам. Но это только начало. Следует учи тывать, что трудности работы по но вым программам ожидают нас не в готовности детей к усвоению, а в готовности учителей к преподаванию по-новому, в их образовательном и методическом уровне. Значительная часть учителей начальных школ уй дет через год с четвертыми классами в восьмилетние и средние школы, там они станут предметниками. К этому надо готовиться, повышать свое образование, поступать на за очные отделения педвузов. Видимая на ближайшее время структура комплектов в начальных школах такова, что возрастет число учителей, вынужденных заниматься одновременно с двумя и более клас сами. Некоторое (и, к сожалению, весьма немалое) число учащихся четвертого класса систематический курс основ наук начнет проходить в начальных школах, где ее будет обучать не предметник, и одновре менно с другими классами. Не надо быть пророком, чтобы предвидеть возможную разницу между пяти классниками, обучавшимися в сред них школах и пришедшими из на чальной. Пророком можно и не быть, но руководитель школы или отдела своих школ, памятуя, что в пятых классах все учащиеся станут «свои ми». В чем практически должна сказы ваться забота руководителей средних и восьмилетних школ о начальных? И в этом случае хочется сослаться ка передовой опыт. Четыре началь ных школы — Вороновская, Озер- ская, Жерновская и Исаевская — входят в микрорайон Жерновской средней школы. Они образуют не только единый педагогический, но и ученический коллектив, у них единая пионерская организация, общая биб лиотека, совместно организуют вече ра самодеятельности. Учителя вместе обсуждают планы работы, устраи вают взаимопосещение уроков, физи ки средней школы обучили всех учи телей пользоваться техническими средствами, контрольные работы проводятся по единым текстам. Другой пример. Лебедянская сред няя школа принимает в 5 класс уча щихся Стрелецкой и Кузнецкой на чальных школ. Между ними самый тесный контакт. Учителя и руково дители средней школы, старшая пи онервожатая систематически посе щают начальные школы, оказывают помощь на месте. Учителя начальных Ы Ы не отличаются от других пятикл-ас- сников. К сожалению, чаще встречаются иные примеры. Крнвополянская начальная школа в одном селе со средней. Она четы рехкомплектная, каждый учитель, как и в средней школе, обучает один класс. Школа прилично оборудована, но почему же много лет подряд пя тый и шестой «а» классы средней школы, учащиеся которых пришли из ее же начальных классов, успевают значительно лучше, чем 5 и 6 «б» классы, пришедшие из начальной школы? Ответ прост: их лучше учи ли. Но разве трудно учителям на чальной школы держать равнение на учителей начальных классов средней школы , или трудно руководителям средней школы помочь начальной, или трудно районо их сблизить? Возлагая на руководителей сред них и восьмилетних школ ответствен ность за качество обучения детей в начальных школах, мы должны пре доставить им соответствующие пра ва. В прошлом и текущем учебном .году руководителям средних и вось милетних школ поручали дважды в течение года проверять начальные, проводить в них контрольные работы по текстам облоно, анализировать их итоги на совместном заседании пед советов в присутствии всех учите лей начальных классов микрорайона. В плане работы средней или вось милетней школы предложено иметь раздел о руководстве начальными школами, определять сроки дирек торских контрольных работ во всех параллельных классах по одним текстам, привлекать учителей на чальных школ к участию в методи ческой работе и мероприятиях по са мообразованию. Руководителям сред них и восьмилетних школ предоста влено право входить с предложения ми в рай/гороно по улучшению ра боты начальных школ и комплекто ванию их квалифицированными „кад рами. Принимая во внимание*.,,- что плодотворная работа учителя одно временно с несколькими классами возможна при наличии оборудования и книг, средним и восьмилетиям школам предложено помочь им за счет спецсредств и изготовления обо рудования в мастерских, оснастить учебный процесс всеми видами посо бий, оборудовать спортивные и гео графические площадки, открыть до ступ учащимся начальных школ в библиотеки. Учащиеся старших клас сов, комсомольцы под руководством старших пионервожатых или учите лей могут оказывать большую по мощь учителям начальных школ в работе с пионерами, в занятиях с шестилетками, в спортивных играх на воздухе и т. п. Разумеется, заведующие и учителя начальных школ не должны ждать, когда о них вспомнят, а сами идти в опорную школу и ставить вопрос об использовании ее возможностей. Для отделов народного образова ния, методических кабинетов, вне школьных учреждений забота о на чальной школе стала на ближайшие годы первоочередной. В текущем учебном году заметно усилилось вни мание к ней, оно должно нарастать повседневно. Начальное обучение справедливо называют фундаментом последующе го образования. Его закладывать надо глубоко и прочно, не жалея сил и средств. И. ПОНОМАРЕВ, заведующий облоно. С Р Е ДНИЙ Р Е Б Е Н О К Моему соседу Саше лет пять или шесть — он «немножечко забылся». Но он точно знает, что в школу пойдет через два года. А вообще мы о возрасте с ним не разговариваем: некогда. Есть более серьезные темы. Например, машины. Я затрудняюсь сказать, знает ли Саша все марки. Я как-то у него об этом спросил. Он зевнул, скучно повел в сторону го лубыми глазишами в оправе из жгу че-черных ресниц (между прочим, симпатичный парень у меня сосед!) и завел монотонно: — Старый «Запорожец», новый, «Москвич» четыреста третий, четыре ста восьмой и... этот... как его? Маз? — поспешил я на помощь. — Да нет.— отмахнулся Саше. Он, бедный, морщился, тер прямой ладошкой курносый нос. Потом вни мательно, не моргая, посмотрел на ладошку, как в ноты, и важно ска зал: — Четыреста седьмой. И продолжал: — «Волга», УАЗ, ГАЗ, ЯЗ, МАЗ, КРАЗ... Мы е"ним до хрипоты спорили: у какой машины будет сто сил — у нОЬОй «ВЪлгн» или у нового «Моск вича»? ГГ' теперь я и сам не знаю у какой и будет ли столько вообще —■ совсем он меня запутал. Был воскресный июльский день. И, конечно, по обыкновению нынешнего лета, шел дождь. Санек сидел рядом на лавочке, забравшись ко мне под полу плаща, и комментировал: — Ага, «Запорожец» подкатил. Тумаховы купили. — А Сережка-то не лезет в ихнюю машину! — Это почему же? — Боится. Нажмет на педаль и... — А она поедет, — сообразил я. — А останавливать он не умеет — веско заключил Санек. — А я умею. — Откуда ще? Александр взял двумя руками мое ухо и потащил к себе. — Мой папа, — таинственно за шептал он, — начальник над всеми машинами! Всеми-всеми! — Ну?! — Да. Ему любую машину разре шают... потрогать. Тут Саша сделал круглые глаза, опасливо огляделся и зашептал: — Ему даже, знаете что, разреша ют? Я невольно тоже перешел на его интонацию: — Не-а. —Надавить на этот..* у-м... как его... — На рычаг?! — Нет, на сигнал! Ну, разве можно спорить с чело веком, у которого такой папа? А. ВОЛНИН. 9 у К А К О Й В Ы , О Т Е Ц ? Пятилетняя Оля склонилась к че ловеку, что лежал у подъезда. До чери очень хотелось, чтобы папа, ее родной папа, добрел как-нибудь до квартиры, а там уж ей легче будет. Олечка понимает: как же это некра сиво в пьяном виде лежать на ули це, где каждый увидит и непременно осудит ее папу. А дети его любят, ждут, хотят быть с ним все два дня, какие дают теперь родителям для отдыха, для воспитания. Да, два свободных дня в неделю. До чего хорошо побывать с папой на реке, в лесу, в кино, на прогулке! Оля и ее брат Юра с завистью смот рят, когда соседи всей семьей от правляются на целый день в парк. И все время рядом с соседскими Игорьком и Наташей—папа и мама. «Это счастливые дети, счастливая семья», — говорят о них. ...«Отец в моей жизни» — такова тема юдного из домашних сочинений в моем классе. Большинство ребят ■а второй день с гордостью положи ло листы на мой стол. Да приклеили к ним кто фото, сохранившееся от летнего похода с отцом, кто рисунок «На рыбалке с папой». В сочинениях были воспоминания, такие чистые и светлые, непосредственные. Как же дороги отец и мать для детей, сколько тогда счастья и радо сти в семье! И сколько благополучия и у взрослых, и у ребят. И в школе, и дома. К сожалению, часто в семье отец высокой каменной стеной отгорожен от детей. Почему? Почему некоторые отцы столь недоступны для любящих их сыновей и дочерей? Один из моих учеников в тот раз так и не подал сочинения, а вид его с тех пор необыкновенно печален, он стал еще более замкнут. О чем было ему писать? Что отец постоянно пьет, обижает маму, Ларису—млад, шую сестренку? Тяжелая обстанов ка, как видите. Мальчику нужен отец, он нужен, в частности, и для того, чтобы «по- мужски» посоветоваться с ним, по просить у него помощи. Мальчик хо рошо мастерит, умеет и деталь обто чить, и модель сконструировать. В школьной мастерской это самый луч ший ученик. А вот отец безразличен к увлечениям сына, не помогает ему ни в чем. Вот так, незаметно должно быть, и приходит в семью трагедия. Отец доказывает: мало ли ему внимания: костюм, велосипед... Нет, не это главное. Вся ваша жизнь, ваш труд, отношения з семье друг к другу — вот основа разумного воспитания де тей. Наступила чудесная летняя пора: не отгораживайтесь от ваших ребят, берите их с собой на время отпуска, в гости. Будьте их настоящим дру гом, товарищем, умелым наставни ком, самым любимым человеком на свете. Л. ПАШКОВА, учительница средней школы № 4. ц. Грязи. >'■ Наш фотокорреспондент побывал в аудиториях Липецкой средней школы № 17 в дни работы курсов областного института усовершенствования учителей, предназначенных для работников на чальной школы. На этих снимках вы видите занятия курсов: за партами и у доски учителя в роли учеников — ведь новую программу надо прежде всего усвоить самому. И прежде, чем научить первоклассника писать буквы, надо научиться их писать самому. Да, да, не удивляйтесь. Эти буквы написаны не так, как- раньше-учили первоклассников: техника письма приближена к «взрослой». Фото Ю. Ардашева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz