Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 10 ию ня 1969 г., X» 133 (12 388) ^»11111|11П1111Ц||||||||||Ш1111И11Л11^111111||||||11||||Ц||Ц||111||„1| , , „ „ „ , , | | Ц | | | | , | | | Ц | , | , | „ , , ц 1 ^ К а в а л е р ы о р д е н а Л е н и н а ! Алексей очнулся в госпитальной палате. Надсадно ныла левая нога. Напрягая память, стал вспоминать. ...Пограничная сопка. Крутая и голая, на самой вершине ее — окопы. В них-то и расположилось от­ деление Алексея Жукова. Внимание наших солдат приковано к соседним вы­ соткам, где находятся японцы.' За последнее время Они часто нарушали границу. И, как правило, ночью. Душный августовский день сменил прохладный вечер. В сизом тумане растворились серые сопки. Прислушиваясь к шорохам, Алексей вспоминал родной дом. Далеко отсюда Грязинский район. Там мать, сестра. Наверное, на работе сейчас.. М ысли Жуков а прервал взрыв упавшей неподале­ ку мины. Похоже, японцы затеяли новую прово­ кацию. Алексей быстро схватил ракетницу, выстрелил в небо. Бледный свет выхватил из темноты десятка два японских солдат, приближавшихся к советской сопке. Жуков послал ракету в другую сторону — и тоже увидел врагов. — Занять круговую оборону!— скомандовал Алексей. Кроме винтовок и гранат в распоряжении наших бойцов было два ручных пулемета. Один из них взял командир отделения. Когда японцы с криком «банзай!» бросились в атаку, он открыл огонь по врагам. Командира дружно поддержали товарищи. Бой разгорался... Вскоре Алексею доложили: появились первые ра­ неные. Им делали перевязки, когда самураи возоб­ новили атаку. Плотный свинец советских погранич­ ников прижал противника к земле. И вдруг очередной взрыв мины. Алексей ранен в ногу. С помощью товарищей перетянул ногу рем­ нем, и снова припал к пулемету. Подкрепление пришло вовремя: многие бойцы были ранены, кончались патроны. ...Передо мной письмо, датированное 1938 годом. Нельзя без волнения читать этот документ. «Герою-пограничнику тов. Жукову Алексею Ива­ новичу. Комсомольская организация Пограничного района Уссурийской области Приморского края при­ ветствует Вас, верного сына социалистической Роди­ ны, непоколебимого защитника священных границ Советского Союза, героического участника боя на высоте 588,3 и награждает ценными подарками. Комсомольская организация Пограничного района уверена в том, что Ваша и дальнейшая жизнь будет служить делу партии Ленина, интересам великого советского народа! Бюро Пограничного районного комитета ВЛКС М». За мужество и героизм, проявленные при защите границ Родины, Жуков был награжден орденом Ле­ нина. Больше года Алексей находился в военном госпи­ тале. Его лечили лучшие врачи. Но, несмотря на все их усилия, раздробленную ступню пришлось ампу­ тировать^ Долго не мог привыкнуть бывший пограничник к протезу. А когда научился ходить без костылей, приехал в Воронеж, поступил учиться в сельскохо­ зяйственный техникум. Но закончить его помешала Великая Отечественная война. Проводив товарищей на фронт, Алексей вернулся в родное Головщино с гнетущим сознанием того, что он инвалид. Родина в опасности. А чем он по­ может ей? Моло дой комм ун ист не находит себе места. Головщинцы избрали Жукова председателем сельского Совета. Тревожное то было время. Гитле­ ровцы овладели Ельцом. Забеспокоились женщины, старики. Может, пока не поздно, собрать пожитки да податься подальше от фронта? Решили посове товаться с председателем: — Как думаешь, Алексей Иванович? !— Не паникуйте, товарищи,— отвечал Жуков.— Давайте-ка лучше лодумаем над тем, чтобы бойцов Красной Армии одеть потеплее. А те вон какие мо­ розы завернули. — Что ж тут думать?— сказала бойкая солдатка. С Через несколько дней головщинцы отправили на фронт большую партию теплых вещей с коротким письмом: «Дорогие наши мужья, братья и сыновья! Прими­ те от нас скромный подарок. Крепче бейте фаши­ стов проклятых. Гоните их с нашей земли!». И вскоре, словно в ответ на письмо с подарками, советские воины освободили Елец. Значит, Алексей Иванович оказался прав. Теперь сельчане с еще большим уважением относились к Жукову. И когда возникало в чем-либо сомнение, обращались к нему. ...Всюду поспевал Жуков. И то, что головщинские колхозники одними из первых в районе выполнили все государственные поставки за 1942 год, безус­ ловно, немалая заслуга и председателя сельсовета. — Товарищи!— призывно звучал в морозном воздухе чистый голос. Алексея Ивановича.— К нам обратились представители Красной Армии,. сражаю­ щиеся под Сталинградом, с просьбой выделить из своих запасов, сколько сможем, картофеля и ква­ шеной капусты. Какие будут предложения? — Выделим!— был единодушный ответ. В течение нескольких часов было собрано 30 тонн картофеля, 700 килограммов капусты. С нетерпени­ ем ожидали бойцов с автомашинами, но как выяс­ нилось вскоре, они застряли в пути к деревне Го­ ловщино. Вооружившись деревянными лопатами, головщинцы направились к большаку. В голове ко­ лонны шел Алексей Иванович... День Победы А. И. Жуков встретил в селе Ярлу- ково, где уже третий год работал председателем сельского Совета. На его груди рядом с орденом засверкала медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.». Сейчас Алексей Иванович на пенсии по инвалид­ ности. Живет в селе Казинка. Вокруг его дома рас­ кинулся молодой сад. Но, уйдя на пенсию, Жуков по-прежнему живет большой интересной - жизнью. Он, как и раньше, среди народа: то выступает на комсомольском вечере в школе, то в клубе, то едет к соседям. Не без гордости читает Алексей Иванович оче­ редное письмо от сына Александра, который слу­ жит в Советской Армии. В нем есть такие строки: « ...Мы пришли в Чех ословакию как братья по клас­ су, верные друзья чехословацких коммунистов, всех трудящихся, чтобы вместе с ними отстоять и укре­ пить социализм в этой стране. И этот высокий долг мы выполняем с честью». / Да, Александру Жукову есть у кого учиться вы­ сокому солдатскому долгу. ' Б. ЦВЕТАЕВ, нештатный корреспондент «Ленинского знамени». ТАНКОСТРОЕНИЕ является отраслью промышленности, которая определяет по суще­ ству технический уровень значитель­ ного большинства предприятий дру­ гих отраслей, формирует их основ­ ные фонды и предопределяет сте­ пень механизации и автоматизации производственных процессов. На многих предприятиях страны работают сейчас агрегаты с маркой Липецкого станкостроительного за- вбда. В их числе станки с полуавто­ матическим и автоматическим цик­ лом управления. Только в этом году завод поставит другим предприяти­ ям более пятидесяти таких агрега­ тов. Вместе с тем, производственные процессы в станкостроении по уров­ ню их механизации и автоматизации ниже, чем, скажем, в автомобиле­ строении, тракторостроении или дру­ гих отраслях промышленности. Это объясняется, прежде всего, мелкосе­ рийным и штучным характером про­ изводства в станкостроении, специ­ фикой технологии изготовления стан­ ков, з которой преобладает большое количество подгоночных, шабровоч­ ных, отделочных и других работ. И тем не менее коллектив липец­ ких станкостроителей немало сделал за последние годы для повышения уровня механизации и автоматиза­ ции производственных процессов, в том числе и тех, которые, как уже принято считать, с трудом поддают­ ся механизации. Это чувствуется, ес­ ли можно так выразиться, на всех стадиях производства, — начиная от доставки на завод металла и заго­ товок и кончая уборкой и переработ­ кой отходов производства в виде удобно транспортируемых брикетов металлической стружки. В цехах созданы поточно-механи­ зированные лйнии обработки деталей станков серийного, мелкосерийного и штучного чпроизводства. За послед­ ние четыре\ года произошли значи­ тельные изменения и в технической вооруженности завода. Так, объем валовой продукции за это время воз­ рос в 4,5 раза при росте численности производственного персонала на 67 процентов. Если, скажем, на 1 янва­ ря 1965 года механизированным тру­ дом занималось только 45 процентов рабочих завода, то 1 января 1969 го­ да их число составило уже 80,5 про­ цента. Уровень механизации произ­ водственных процессов на предпри­ ятии за этот же период возрос с 27 до 60 процентов. Приведу несколько конкретных примеров такого рода работ, прово­ димых на заводе. Для того, чтобы приблизить фор­ мообразование стальных заготовок деталей станков к заданным пара­ метрам готовой детали и уменьшить, до минимума припуски на механиче­ скую обработку, на предприятии внедрен простой, но эффективный по производительности технологический процесс высадки заготовок с подо­ гревом токами высокой частоты. Труд но формообразованию такой заготовки неизмеримо облегчен. На ее дальнейшую обработку I уходят считанные секунды. Изменяются и условия труда людей, занятых этим делом. Одним словом, выгоды от внедрения новшества огромны и для средственно на участке механиче­ ской обработки стальных деталей. В основных цехах завода на уча­ стках основного производства сте­ пень механизации и автоматизации повышается за счет широкого ис­ пользования специальных и агрегат-^ ных станков, внедрения групповых наладок с непрерывным процессом резания, гидравлических станций ме­ ханического зажима деталей в при­ способлениях. Успешно применяются у нас также универсально-сборные приспособления для механической обработки деталей станков штучно­ го и мелкосерийного производства. Или такой пример. Около четзер- КУ РС — т е х н и ч е с к и й п р о г р е с с НОВЫЕ РУБЕЖИ СТАНКОСТРОИТЕЛЕЙ Е _ Предлагаю с каждого двора, где овцы есть, по “ паре шерстяных носков да перчаток. Так, бабы? Л ОРГАНИЗАЦИЯ! ___________ . . . ! СЕ МИНАР ПАРТГРУПОРГОВ Лев-Толстовский районный ко­ митет партии провел семинар партгрупоргов, на котором участ­ ники прослушали доклады «О ро­ ли партгрупп и дальнейшем укреп­ лении партийной дисциплины, по­ вышении ответственности членов партии за выполнение требований Устава КПСС» (докладчик—заве­ дующий орготделом райкома пар­ тии Н. И. Калугин) и «Роль парт­ групп в воспитательной работе среди коллектива» (докладчик — заведующий кабинетом политиче­ ского просвещения райкома А. Е. Яковлева). В. ИВАННИКОВ, Т Е М А С О Б Р А Н И Я : * ЭСТЕТИКА ПРОИЗВО Д СТВА Неузнаваемо изменились за по- } следние годы цехи старейшего ме­ таллургического предприятия Л и ­ пецка — завода «Свободный 3 сокол». Новая техника, внед­ ряемая научная организация тру- * да, широко развернувшаяся борь- | ба за культуру производства ко- 5 ренным образом преобразили ус- I ловия труда металлургов. Вопро- * сам дальнейшего осуществления планов по культуре труда и эсте- | тике производства и было посвя- ’ щено партийное собрание, состо- | явшееся в труболитейном цехе | № 2. С докладом выступил на- * чальник цеха С. М. Двоскин. П. ПОЛЯНСКИХ. | П О Д К О Н Т Р О Л Е М г К О М М У Н И С Т О В Партийная организация колхо­ за имени Свердлова Липецкого района держит под постоянным контролем ход соревнования жи­ вотноводов за повышение продук­ тивности скота. Недавно партийное бюро артели обсудило на своем заседании воп­ рос об улучшении пастбищного со­ держания скота, о внедрении ме­ ханической дойки коров. На засе­ дание были приглашены зоовег- специалисты, заведующие ферма­ ми, передовики животноводства. Партийное бюро отметило, что | за последнее время в колхозе не- - сколько снизились надои молока. Были разработаны конкретные ме- ) роприятия по организации зелено- ‘ го конвейера для животных, а . п в т р о в . пожат о з в о ж д е В фондах института литературы и искусства имени Мухтара Ауэзова Академии наук Казахстана в Алма-Ате бережно хранятся сотни страниц со стихотворными и нотными записями. Это песенно­ поэтическая лениниана казахских акынов, вобравшая в себя -самые талантливые произведения народных певцоз-импровизаторов. ‘ Долгое время эта лениниана жила лишь в памяти акынов и уст­ но передавалась из одного аула в другой. Чтобы она не пропала бесследно, не затерялась в глубине десятилетий, в далекие урочища- отправились «охотники» за чудесными творениями акынов, в кото­ рых выражена глубочайшая любовь Казахского народа к великому1 вождю. Собиратели песенно-поэтического фольклора доставили в столицу более сорока печатных листов записей казахских акынов: песен-посвящений, дастанов, песенно-стихотворных философских раз­ мышлений, песен-соболезнований. Зачинателями казахской устно-поэтической ленинианы были акы­ ны Джамбул Джабаев, Турмагамбет Изтлеуов, Садыбек МуСрепов, Кенен Азербаев. Изтлеуов еще при жизни вождя сочинил песенно­ стихотворное философское размышление «Ленин-солнце», получйв- шее широкое распространение в аулах. Одной из первых импровиза­ ций о Ленине и Коммунистической партии была песня Садыбека Мусрепора «Ленинский путь» Ее широкая, торжественная мелодия выдержана в традиционном речитативном складе, а выразительности песни способствует частая смена ладотональных оттенков. Самые талантливые свои произведения посвятил Ильичу Джамбул. В 1919 году в Алма-Ате. на слете народных акыноз Семирг Кенен Азербаев спел величественную песню в честь Октябрьс* волюции и ее вождя. Это был вдохновенный монолог, передающий счастье людей, строящих чювую жизнь. Сейчас Институт литературы и искусства Академии наук Казах­ стана готовит к печати сборник «Песни народных акынов о В. И. Ленине». В. ГАНЖА. (АПН ). •1**м*<1*«1***»*и*п*«*н*и^4*м*п*«*м*и*|| завода, и для каждого производст­ венника, занятого на этих операци­ ях. Много сил внедрению нового тех­ нологического процесса отдали чле­ ны творческой бригады рационали­ заторов В. В. Казьмин, И. И. Гре­ чишников, И. П. Лосихин, Л. С. Сит­ ников. На предприятие поступают литые заготовки тяжелых детален станков — станины, тумбы, каретки, столы, корпуса шлифовальных бабок и т. д. Для очистки такого литья и доведе­ ния его поверхности до металличе­ ского блеска содержится значитель­ ное количество обрубщиков, труд которых очень тяжел. И вот на по­ мощь обрубщикам пришла инженер­ ная мысль. За счет ссуды Госбанка завод приобрел крупногабаритную дробеметную камеру с механизиро­ ванной загрузкой и выгрузкой обра­ батываемых дробью деталей. Прав­ да, конструкция ее требовала серь­ езного усовершенствования, и за это дело взялись главный механик заво­ да Л. И. Князев, старший конструк­ тор В. Д. Шкатов, рабочий-оператор дробеметноГт установки И. С. Дятя- тев и многие другие. Успешный ввод в эксплуатацию камеры позволил ликвидировать тяжелый труд по за­ чистке литья абразивными кругами, значительно повысить качество очи­ стки. Ручную работу по очистке мел­ ких деталей и снятию заусениц за­ менила установка по вибромехани- ческой очистке, работающая непо- той части трудоемкости сборочных работ составляет, как известно, шаб­ ровка. Тяжелый труд на этой опера­ ции по существу не поддается меха­ низации. Но вот в механическом це­ хе на обработке корпусных чугунных деталей установлен продольношли­ фовальный агрегат с полутораметро­ вой головкой для шлифовки приза- лочных плоскостей базовых деталей станкоз. Внедрение такой техноло­ гии позволило с достаточной точно- стью припасовывать сопрягаемые де­ тали, высвободить значительную часть слесарей-шабровщиков, облег­ чить труд остальных рабочих этой профессии. В настоящее время заводские спе­ циалисты в содружестве с учеными Московского научно-исследователь­ ского института твердых сплавов внедряют новые типы шаберов, удоб­ ных в работе и оснащенных пласти­ нами твердого сплава с высокими режущими свойствами и стойкостью, в десятки раз превышающей стой­ кость обычных твердосплавных пла­ стин. Немало хлопот доставлял раньше заводчанам тяжелый труд по убор­ ке чугунной и стальной стружки, но транспортировке ее. Автомашины, в ожидании погрузки этой стружки, отравляли атмосферу в цехах вы­ хлопными газами, нарушали графи­ ки подачи заготовок на участки. Се­ годня эта проблема решена. В тече­ ние прошлого года на заводе смон­ тированы шнековые конвейеры с при­ водными станциями и введено в экс­ плуатацию механизированное отделе­ ние по переработке стружки в бри­ кеты. На участках стальных деталей не стало видно стружки. Она уходит по шнековым транспортерам в бри- кетировочное- отделение. Чугунная стружка пока еще доставляется -к приемнику брикетировочного отделе­ ния электрокарами. Конвейер для ее транспортировки будет изготов­ ляться и монтироваться в этом го­ ду. Активное участие^ в работах, связанных с механизацией уборки стружки, приняли: начальник ре­ монтно-механического цеха П. С. За- ец, мастер участка механизации про­ изводственных процессов В. Г. Ло­ гинов и другие. Только в прошлом году в ходе смотра-конкурса по механизации тя­ желых ручных и погрузочно-разгру­ зочных .работ на заводе внедрено 34 мероприятия с годовым экономиче­ ским эффектом в 105 тысяч рублей, за что коллектив предприятия удо­ стоен первого места и награжден обкомом КПСС, облисполкомом и облсовпрофом дипломом. Липецкие станкостроителя наме­ тили новые рубежи в совершенство­ вании производства ,станков, меха­ низации и автоматизации производ­ ственных процессов. В течение бли­ жайших двух-трех лет коллектив за­ вода поставил перед собой задачу: комплексно механизировать основ­ ное производство станков; довести уровень механизации вспомогатель­ ных работ до уровня механизации основного производства; заменить универсальное оборудование основ­ ного производства на специально­ агрегатное, автоматическое и полу­ автоматическое; максимально меха­ низировать ручной труд на сбороч­ ных.и подгоночных работах, изгото­ вить и установить шагающие конвей­ еры на участках сборки и окраски станков; механизировать- складские работы благодаря установке козло­ вых кранов на открытых площадках заводского двора и т. д. Коллектив завода готовится сей­ час к освоению производства новых .типов станков с полуавтоматическим и автоматическим циклом работы. Все это вместе взятое позволит ли­ пецким станкостроителям увеличить в новом пятилетии объем производ­ ства в два раза, выпускать агрега­ ты, не уступающие по качеству луч­ шим образцам отечественного и за­ рубежного станкостроения. Г. ГОВОРУХА, главный инженер Липецкого станкостроительного завода. Ю Н Ы Е , ОБ ДУМЫВАЮЩИЕ *Ж И Т Ь Е Этот диспут проходил в конце мая в Доме, культуры Данковско- го химзавода. Он был организо­ ван горкомом комсомола, район, ным отделением общества «Зна­ ние», районной библиотекой. В зале собрались учащиеся и моло­ дые рабочие, комсомольские ра­ ботники, партийные и профсоюз­ ные активисты. «Какой он, наш современник? Какими путями идет в жизнь и за что борется» — вот основная тема большого, .интересного разго­ вора, завязавшегося здесь. Выступает молодая учитель­ ница 8-летней школы Л. Моска. ленко: — Владимир Ильич Ленин — образец для всех, пример служе­ ния Родине. Чтобы стать настоя: щим ленинцем, надо постоянно изучать жизнь великого вождя, его труды. — Данков строится, — говорит монтажник В. Долгополов, — молодежь старается внести свой вклад в благоустройство родного города. Учительница средней школы № 4 М. Д . Ушакова дополнила его: — Надо, чтобы все жители уча­ ствовали в благоустройстве. Рабочий В. Долгополов: — Я, как и многие мои друзья не согласен с мнением отдельных товарищей, что молодежь наша избегает трудностей. Я знаю, как трудится молодежь на строитель стве стана «2000». Когда было нужно, ребята работали по три смены. О наших современниках горя, чо говорили учащаяся средней школы № 4 Тоня Омельченко, учащаяся средней школы № 2 Га ля Попова. Речь на диспуте шла о воспита нии у молодежи чувства дружбы и товариществ^, о внимании человеку, о борьбе за все хорошее в нем. Закончился диспут испол нением «Песни о тревожной моло дости». А. КРОВОПУСКОВА, заведующая Данковской районной библиотекой. МЕХАНИЗМЫ ПРИШЛИ НА ПАСТБИЩЕ В совхоз имени Максима Горь­ кого съехались со всего Лев- Толстовского района специалис­ ты, руководители колхозов и сов­ хозов. Гости знакомились с пере­ движными механизмами для дой­ ки коров, автопоилками. И в прошлые годы в этом хо­ зяйстве использовались передвиж­ ные доильные установки. Но УДС-3 нынче не хватает. Механи­ зировать труд в летних лагерях взялись специалисты районного управления сельского хозяйства, объединения «Сельхозтехника», совхозные механизаторы. Устрой­ ства не сложны, но удобны в ра­ боте. Вот передвижная автопоилка (снимок слева вверху). От ци­ стерны, установленной на трак­ торной тележке, по резиновому шлангу вода подается к концу металлической трубы, смонтиро­ ванной на жестком каркасе. На трубе отводки для шести автопо­ илок, расположенные в шахмат­ ном порядке. Неподалеку — еще поилка, соединенная с первой та­ ким же гибким шлангом. Это сде­ лано для облегчения при перевоз­ ке ее на другое место. Цистерну емкостью в три кубометра запол­ няют два раза в сутки, и воды вполне хватает для стада в 130— 140 голов. В Остро-Каменском от­ делении, где проходил семинар, установленная посреди пастбища автопоилка полностью решает проблему поения коров. Несколько сложнее самодель­ ный доильный аппарат для одно­ временного доения восьми коров (снимок слева внизу). Устроен он так. В центре, между двумя до­ ильными агрегатами, на раме трактора Т-38 установлен двига­ тель Д-48. По обе стороны от двигателя — вакуумнасосы, сое­ диненные с доильными агрегата­ ми. Доильные ведра взяты от обычных стационарных установок. Доярки совхоза имени Макси­ ма Горького много лет подряд доят коров с помощью механиз­ мов. Понравилось им и это уст­ ройство. Оно действует безотказ­ но. Раису Васильевну Антонову (снимок справа) недаром называ­ ют мастером машинного доения. Сейчас она держит переходящий красный флажок: средний диез­ ной удой от каждой из 24 коров в ее группе — 13 килограммов. За состоянием механизмов сле­ дит совхозный механик П. В. Трунов. Подробные разъяснения об уст­ ройстве передвижных механизмов для пастбищ давал главный ин­ женер районного управления сель­ ского хозяйства Л . П. Некрылов. Всем, кто был на семинаре, по­ нравились нехитрые, но важные и нужные устройства. Руководите­ ли совхозов и колхозов просили работников «Сельхозтехники» по­ быстрее изготовить такое же обо­ рудование для их хозяйств. В мастерской для этого есть все условия. Опыт лев-толстовцев достоин самого широкого распростране­ ния. И. БЛАНДОВЦЕВ, еоб. корр. «Ленинского знамени». Фото автора. В Липецке было проведе но обл астное совещание заведую­ щих начальными школами. Со­ стоялся большой разговор о путях совершенствования учебно-воспитательного процесса, об улучшении работы начальных школ. Многие у ч ителя поделились опытом проведе н ия з анятий, организации воспитательной работы. Публикуемая ниже статья затрагивает некоторые из поднятых на совещании проблем. У Ч И Т Е Л Ь Н А Ч А Л Ь Н О Й Ш К О Л Ы В любое время учебного года в первой Наливкинской начальной шко­ ле Добринског<? района, которой вот уже более тридцати лет заведует заслуженная учительница школы РСФСР 3. В. Тонина, царит чистота, порядок, уют. Здесь всегда и дети опрятны, и мебель в порядке. Книги и тетради у ребят без помарок и чернильных клякс. Но дело не только во внешней аккуратности и приятном виде ребят. Все питомцы Зои Василь, евны успешно усваивают учебную программу, хорошо воспитаны, много читают. В течение многих лет в школе нет второгодников. Прочные и глубокие знания дают детям учительница Завальской на­ чальной школы № 2 Усманского рай- ф ф ф Ф Ф Ф Ф ф Ф она Е. Г. Жарикова, Сугробовской Данковского района — О. М. Доро­ хова, Октябрьской Лев-Толстовско- го района — М. В. Комова, учитель Тужиловской начальной школы Л и ­ пецкого района — В. Г. Коробейни­ ков и многие другие. В нашей области более семисот начальных школ, в которых трудит­ ся почти две тысячи учителей. Боль, шинство таких школ находятся в не­ больших населенных пунктах, в их составе по одному-два класса-комп­ лекта. Нелегко работать тут учителю. Пусть в его классе не так уж много учеников, но ему все равно ежеднев­ но нужно готовиться и проводить не менее восьми уроков по разным предметам, подбирать для каждого класса необходимей дидактический материал, регулярно проверять тет. ради. V Даже не педагогу понятна боль­ шая роль начального образования. Ведь именно в начальных классах закладывается фундамент всесторон­ него развития ребенка, прививается любовь к учению, решаются задачи подготовки к труду. От первого учи­ теля, его умения и добросовестности зависят дальнейшие успехи детей в старших классах. Подавляющее большинство учи. телей начальных школ успешно справляется с обучением детей, дают им положенный по учебным програм­ мам объем знаний. Более трехсот начальных школ закончили учебный год без второгодников. Растет ма­ стерство учителей, в их практике все шире находят применение передовые приемы и методы обучения. Улучши­ лась материальная база. На уроке теперь уже нередко можно увидеть и магнитофон, и фильмоскоп, и про­ игрыватель, и другие технические средства обучения* Однако в работе начальных школ есть и много недостатков. По ряду предметов обнаружены серьезные пробелы в знаниях учащихся. Вы­ зывает тревогу плохое чтение. Многие ребята не овладели миниму­ мом программных требований, чита­ ют неуверенно, невыразительно. Не. достаточно продуманно проводятся уроки чтения. Учащиеся на них чи­ тают мало, детям не прививается любовь к книге, не установлен кон­ троль за их внеклассным чтением. А не умея хорошо читать, трудно успевать и по другим предметам. Многие школьники показали весьма посредственные знания по арифме­ тике. Некоторые учителя не добива­ ются того, чтобы именно на уроке усваивали учащиеся материал, не уделяют внимания творческим ра­ ботам, проведению практических занятий. Сейчас начальная школа пережи­ вает очень сложный и важный этап перехода на новые учебные програм. мы. Как известно, за последнее вре- 'I мя далеко вперед шагнули наука, техника, возрос культурный уровень людей. Все это вызвало необходи­ мость изменения учебных программ, обновления целого ряда разделов, тем, расширения объема знаний. Уже с 1969—70 учебного года все первые классы перейдут на новые учебные программы. Сделать предстоит немало. Решаю­ щее значение имеет переподготовка учителей. Летом при институте усо­ вершенствовании учителей организу­ ются краткосрочные курсы, цикл лекций, обмен опытом. Это, можно сказать, только начало. Необходимо, чтобы учителя обстоятельно зани­ мались самообразованием, непрерыв­ но пополняли багаж знаний. Следует учесть и то обстоятельство, что за последние годы в начальные классы пришло много молодых учителей, особенно в малокомплектные школы. Они нуждаются в серьезной теорети. ческой и методической помощи опыт­ ных педагогов средних и восьмилет­ них школ - к в составлении планов, и в подборе дидактического матери- 1> ала. Дорого стоит и просто добрый совет. Нужно заблаговременно позаб'о- титься об укреплении материальной базы начальных школ. Ведь есть у нас еще такие, в которых мало учеб­ ных пособий, нет необходимых при­ боров для практических занятий. Большое значение имеет подготов, ка детей к школе. Очень хорошо де­ лает заведующая Гудовской началь­ ной школой Хлевенского района М. М. Пикалова, в течение года за­ нимаясь со своими будущими перво, классникамн. Дети уже получили на­ выки в счете, большинство научилось читать. Им, конечно, будет легче учиться, усваивать программу. Хо­ рошо подготовили к школе своих пи­ томцев и учительница Кузнецкой на­ чальной школы Лебедянского рай­ она В. Е. Бахарева. Она посетила каждого на дому, побеседовала с ро­ дителями, посоветовала, как нужно подготовить детей в школу. Таких примеров немало. В. СТЕЦЮК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz