Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 10 ию ня 1969 г., X» 133 (12 388) ^»11111|11П1111Ц||||||||||Ш1111И11Л11^111111||||||11||||Ц||Ц||111||„1| , , „ „ „ , , | | Ц | | | | , | | | Ц | , | , | „ , , ц 1 ^ К а в а л е р ы о р д е н а Л е н и н а ! Алексей очнулся в госпитальной палате. Надсадно ныла левая нога. Напрягая память, стал вспоминать. ...Пограничная сопка. Крутая и голая, на самой вершине ее — окопы. В них-то и расположилось от деление Алексея Жукова. Внимание наших солдат приковано к соседним вы соткам, где находятся японцы.' За последнее время Они часто нарушали границу. И, как правило, ночью. Душный августовский день сменил прохладный вечер. В сизом тумане растворились серые сопки. Прислушиваясь к шорохам, Алексей вспоминал родной дом. Далеко отсюда Грязинский район. Там мать, сестра. Наверное, на работе сейчас.. М ысли Жуков а прервал взрыв упавшей неподале ку мины. Похоже, японцы затеяли новую прово кацию. Алексей быстро схватил ракетницу, выстрелил в небо. Бледный свет выхватил из темноты десятка два японских солдат, приближавшихся к советской сопке. Жуков послал ракету в другую сторону — и тоже увидел врагов. — Занять круговую оборону!— скомандовал Алексей. Кроме винтовок и гранат в распоряжении наших бойцов было два ручных пулемета. Один из них взял командир отделения. Когда японцы с криком «банзай!» бросились в атаку, он открыл огонь по врагам. Командира дружно поддержали товарищи. Бой разгорался... Вскоре Алексею доложили: появились первые ра неные. Им делали перевязки, когда самураи возоб новили атаку. Плотный свинец советских погранич ников прижал противника к земле. И вдруг очередной взрыв мины. Алексей ранен в ногу. С помощью товарищей перетянул ногу рем нем, и снова припал к пулемету. Подкрепление пришло вовремя: многие бойцы были ранены, кончались патроны. ...Передо мной письмо, датированное 1938 годом. Нельзя без волнения читать этот документ. «Герою-пограничнику тов. Жукову Алексею Ива новичу. Комсомольская организация Пограничного района Уссурийской области Приморского края при ветствует Вас, верного сына социалистической Роди ны, непоколебимого защитника священных границ Советского Союза, героического участника боя на высоте 588,3 и награждает ценными подарками. Комсомольская организация Пограничного района уверена в том, что Ваша и дальнейшая жизнь будет служить делу партии Ленина, интересам великого советского народа! Бюро Пограничного районного комитета ВЛКС М». За мужество и героизм, проявленные при защите границ Родины, Жуков был награжден орденом Ле нина. Больше года Алексей находился в военном госпи тале. Его лечили лучшие врачи. Но, несмотря на все их усилия, раздробленную ступню пришлось ампу тировать^ Долго не мог привыкнуть бывший пограничник к протезу. А когда научился ходить без костылей, приехал в Воронеж, поступил учиться в сельскохо зяйственный техникум. Но закончить его помешала Великая Отечественная война. Проводив товарищей на фронт, Алексей вернулся в родное Головщино с гнетущим сознанием того, что он инвалид. Родина в опасности. А чем он по может ей? Моло дой комм ун ист не находит себе места. Головщинцы избрали Жукова председателем сельского Совета. Тревожное то было время. Гитле ровцы овладели Ельцом. Забеспокоились женщины, старики. Может, пока не поздно, собрать пожитки да податься подальше от фронта? Решили посове товаться с председателем: — Как думаешь, Алексей Иванович? !— Не паникуйте, товарищи,— отвечал Жуков.— Давайте-ка лучше лодумаем над тем, чтобы бойцов Красной Армии одеть потеплее. А те вон какие мо розы завернули. — Что ж тут думать?— сказала бойкая солдатка. С Через несколько дней головщинцы отправили на фронт большую партию теплых вещей с коротким письмом: «Дорогие наши мужья, братья и сыновья! Прими те от нас скромный подарок. Крепче бейте фаши стов проклятых. Гоните их с нашей земли!». И вскоре, словно в ответ на письмо с подарками, советские воины освободили Елец. Значит, Алексей Иванович оказался прав. Теперь сельчане с еще большим уважением относились к Жукову. И когда возникало в чем-либо сомнение, обращались к нему. ...Всюду поспевал Жуков. И то, что головщинские колхозники одними из первых в районе выполнили все государственные поставки за 1942 год, безус ловно, немалая заслуга и председателя сельсовета. — Товарищи!— призывно звучал в морозном воздухе чистый голос. Алексея Ивановича.— К нам обратились представители Красной Армии,. сражаю щиеся под Сталинградом, с просьбой выделить из своих запасов, сколько сможем, картофеля и ква шеной капусты. Какие будут предложения? — Выделим!— был единодушный ответ. В течение нескольких часов было собрано 30 тонн картофеля, 700 килограммов капусты. С нетерпени ем ожидали бойцов с автомашинами, но как выяс нилось вскоре, они застряли в пути к деревне Го ловщино. Вооружившись деревянными лопатами, головщинцы направились к большаку. В голове ко лонны шел Алексей Иванович... День Победы А. И. Жуков встретил в селе Ярлу- ково, где уже третий год работал председателем сельского Совета. На его груди рядом с орденом засверкала медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.». Сейчас Алексей Иванович на пенсии по инвалид ности. Живет в селе Казинка. Вокруг его дома рас кинулся молодой сад. Но, уйдя на пенсию, Жуков по-прежнему живет большой интересной - жизнью. Он, как и раньше, среди народа: то выступает на комсомольском вечере в школе, то в клубе, то едет к соседям. Не без гордости читает Алексей Иванович оче редное письмо от сына Александра, который слу жит в Советской Армии. В нем есть такие строки: « ...Мы пришли в Чех ословакию как братья по клас су, верные друзья чехословацких коммунистов, всех трудящихся, чтобы вместе с ними отстоять и укре пить социализм в этой стране. И этот высокий долг мы выполняем с честью». / Да, Александру Жукову есть у кого учиться вы сокому солдатскому долгу. ' Б. ЦВЕТАЕВ, нештатный корреспондент «Ленинского знамени». ТАНКОСТРОЕНИЕ является отраслью промышленности, которая определяет по суще ству технический уровень значитель ного большинства предприятий дру гих отраслей, формирует их основ ные фонды и предопределяет сте пень механизации и автоматизации производственных процессов. На многих предприятиях страны работают сейчас агрегаты с маркой Липецкого станкостроительного за- вбда. В их числе станки с полуавто матическим и автоматическим цик лом управления. Только в этом году завод поставит другим предприяти ям более пятидесяти таких агрега тов. Вместе с тем, производственные процессы в станкостроении по уров ню их механизации и автоматизации ниже, чем, скажем, в автомобиле строении, тракторостроении или дру гих отраслях промышленности. Это объясняется, прежде всего, мелкосе рийным и штучным характером про изводства в станкостроении, специ фикой технологии изготовления стан ков, з которой преобладает большое количество подгоночных, шабровоч ных, отделочных и других работ. И тем не менее коллектив липец ких станкостроителей немало сделал за последние годы для повышения уровня механизации и автоматиза ции производственных процессов, в том числе и тех, которые, как уже принято считать, с трудом поддают ся механизации. Это чувствуется, ес ли можно так выразиться, на всех стадиях производства, — начиная от доставки на завод металла и заго товок и кончая уборкой и переработ кой отходов производства в виде удобно транспортируемых брикетов металлической стружки. В цехах созданы поточно-механи зированные лйнии обработки деталей станков серийного, мелкосерийного и штучного чпроизводства. За послед ние четыре\ года произошли значи тельные изменения и в технической вооруженности завода. Так, объем валовой продукции за это время воз рос в 4,5 раза при росте численности производственного персонала на 67 процентов. Если, скажем, на 1 янва ря 1965 года механизированным тру дом занималось только 45 процентов рабочих завода, то 1 января 1969 го да их число составило уже 80,5 про цента. Уровень механизации произ водственных процессов на предпри ятии за этот же период возрос с 27 до 60 процентов. Приведу несколько конкретных примеров такого рода работ, прово димых на заводе. Для того, чтобы приблизить фор мообразование стальных заготовок деталей станков к заданным пара метрам готовой детали и уменьшить, до минимума припуски на механиче скую обработку, на предприятии внедрен простой, но эффективный по производительности технологический процесс высадки заготовок с подо гревом токами высокой частоты. Труд но формообразованию такой заготовки неизмеримо облегчен. На ее дальнейшую обработку I уходят считанные секунды. Изменяются и условия труда людей, занятых этим делом. Одним словом, выгоды от внедрения новшества огромны и для средственно на участке механиче ской обработки стальных деталей. В основных цехах завода на уча стках основного производства сте пень механизации и автоматизации повышается за счет широкого ис пользования специальных и агрегат-^ ных станков, внедрения групповых наладок с непрерывным процессом резания, гидравлических станций ме ханического зажима деталей в при способлениях. Успешно применяются у нас также универсально-сборные приспособления для механической обработки деталей станков штучно го и мелкосерийного производства. Или такой пример. Около четзер- КУ РС — т е х н и ч е с к и й п р о г р е с с НОВЫЕ РУБЕЖИ СТАНКОСТРОИТЕЛЕЙ Е _ Предлагаю с каждого двора, где овцы есть, по “ паре шерстяных носков да перчаток. Так, бабы? Л ОРГАНИЗАЦИЯ! ___________ . . . ! СЕ МИНАР ПАРТГРУПОРГОВ Лев-Толстовский районный ко митет партии провел семинар партгрупоргов, на котором участ ники прослушали доклады «О ро ли партгрупп и дальнейшем укреп лении партийной дисциплины, по вышении ответственности членов партии за выполнение требований Устава КПСС» (докладчик—заве дующий орготделом райкома пар тии Н. И. Калугин) и «Роль парт групп в воспитательной работе среди коллектива» (докладчик — заведующий кабинетом политиче ского просвещения райкома А. Е. Яковлева). В. ИВАННИКОВ, Т Е М А С О Б Р А Н И Я : * ЭСТЕТИКА ПРОИЗВО Д СТВА Неузнаваемо изменились за по- } следние годы цехи старейшего ме таллургического предприятия Л и пецка — завода «Свободный 3 сокол». Новая техника, внед ряемая научная организация тру- * да, широко развернувшаяся борь- | ба за культуру производства ко- 5 ренным образом преобразили ус- I ловия труда металлургов. Вопро- * сам дальнейшего осуществления планов по культуре труда и эсте- | тике производства и было посвя- ’ щено партийное собрание, состо- | явшееся в труболитейном цехе | № 2. С докладом выступил на- * чальник цеха С. М. Двоскин. П. ПОЛЯНСКИХ. | П О Д К О Н Т Р О Л Е М г К О М М У Н И С Т О В Партийная организация колхо за имени Свердлова Липецкого района держит под постоянным контролем ход соревнования жи вотноводов за повышение продук тивности скота. Недавно партийное бюро артели обсудило на своем заседании воп рос об улучшении пастбищного со держания скота, о внедрении ме ханической дойки коров. На засе дание были приглашены зоовег- специалисты, заведующие ферма ми, передовики животноводства. Партийное бюро отметило, что | за последнее время в колхозе не- - сколько снизились надои молока. Были разработаны конкретные ме- ) роприятия по организации зелено- ‘ го конвейера для животных, а . п в т р о в . пожат о з в о ж д е В фондах института литературы и искусства имени Мухтара Ауэзова Академии наук Казахстана в Алма-Ате бережно хранятся сотни страниц со стихотворными и нотными записями. Это песенно поэтическая лениниана казахских акынов, вобравшая в себя -самые талантливые произведения народных певцоз-импровизаторов. ‘ Долгое время эта лениниана жила лишь в памяти акынов и уст но передавалась из одного аула в другой. Чтобы она не пропала бесследно, не затерялась в глубине десятилетий, в далекие урочища- отправились «охотники» за чудесными творениями акынов, в кото рых выражена глубочайшая любовь Казахского народа к великому1 вождю. Собиратели песенно-поэтического фольклора доставили в столицу более сорока печатных листов записей казахских акынов: песен-посвящений, дастанов, песенно-стихотворных философских раз мышлений, песен-соболезнований. Зачинателями казахской устно-поэтической ленинианы были акы ны Джамбул Джабаев, Турмагамбет Изтлеуов, Садыбек МуСрепов, Кенен Азербаев. Изтлеуов еще при жизни вождя сочинил песенно стихотворное философское размышление «Ленин-солнце», получйв- шее широкое распространение в аулах. Одной из первых импровиза ций о Ленине и Коммунистической партии была песня Садыбека Мусрепора «Ленинский путь» Ее широкая, торжественная мелодия выдержана в традиционном речитативном складе, а выразительности песни способствует частая смена ладотональных оттенков. Самые талантливые свои произведения посвятил Ильичу Джамбул. В 1919 году в Алма-Ате. на слете народных акыноз Семирг Кенен Азербаев спел величественную песню в честь Октябрьс* волюции и ее вождя. Это был вдохновенный монолог, передающий счастье людей, строящих чювую жизнь. Сейчас Институт литературы и искусства Академии наук Казах стана готовит к печати сборник «Песни народных акынов о В. И. Ленине». В. ГАНЖА. (АПН ). •1**м*<1*«1***»*и*п*«*н*и^4*м*п*«*м*и*|| завода, и для каждого производст венника, занятого на этих операци ях. Много сил внедрению нового тех нологического процесса отдали чле ны творческой бригады рационали заторов В. В. Казьмин, И. И. Гре чишников, И. П. Лосихин, Л. С. Сит ников. На предприятие поступают литые заготовки тяжелых детален станков — станины, тумбы, каретки, столы, корпуса шлифовальных бабок и т. д. Для очистки такого литья и доведе ния его поверхности до металличе ского блеска содержится значитель ное количество обрубщиков, труд которых очень тяжел. И вот на по мощь обрубщикам пришла инженер ная мысль. За счет ссуды Госбанка завод приобрел крупногабаритную дробеметную камеру с механизиро ванной загрузкой и выгрузкой обра батываемых дробью деталей. Прав да, конструкция ее требовала серь езного усовершенствования, и за это дело взялись главный механик заво да Л. И. Князев, старший конструк тор В. Д. Шкатов, рабочий-оператор дробеметноГт установки И. С. Дятя- тев и многие другие. Успешный ввод в эксплуатацию камеры позволил ликвидировать тяжелый труд по за чистке литья абразивными кругами, значительно повысить качество очи стки. Ручную работу по очистке мел ких деталей и снятию заусениц за менила установка по вибромехани- ческой очистке, работающая непо- той части трудоемкости сборочных работ составляет, как известно, шаб ровка. Тяжелый труд на этой опера ции по существу не поддается меха низации. Но вот в механическом це хе на обработке корпусных чугунных деталей установлен продольношли фовальный агрегат с полутораметро вой головкой для шлифовки приза- лочных плоскостей базовых деталей станкоз. Внедрение такой техноло гии позволило с достаточной точно- стью припасовывать сопрягаемые де тали, высвободить значительную часть слесарей-шабровщиков, облег чить труд остальных рабочих этой профессии. В настоящее время заводские спе циалисты в содружестве с учеными Московского научно-исследователь ского института твердых сплавов внедряют новые типы шаберов, удоб ных в работе и оснащенных пласти нами твердого сплава с высокими режущими свойствами и стойкостью, в десятки раз превышающей стой кость обычных твердосплавных пла стин. Немало хлопот доставлял раньше заводчанам тяжелый труд по убор ке чугунной и стальной стружки, но транспортировке ее. Автомашины, в ожидании погрузки этой стружки, отравляли атмосферу в цехах вы хлопными газами, нарушали графи ки подачи заготовок на участки. Се годня эта проблема решена. В тече ние прошлого года на заводе смон тированы шнековые конвейеры с при водными станциями и введено в экс плуатацию механизированное отделе ние по переработке стружки в бри кеты. На участках стальных деталей не стало видно стружки. Она уходит по шнековым транспортерам в бри- кетировочное- отделение. Чугунная стружка пока еще доставляется -к приемнику брикетировочного отделе ния электрокарами. Конвейер для ее транспортировки будет изготов ляться и монтироваться в этом го ду. Активное участие^ в работах, связанных с механизацией уборки стружки, приняли: начальник ре монтно-механического цеха П. С. За- ец, мастер участка механизации про изводственных процессов В. Г. Ло гинов и другие. Только в прошлом году в ходе смотра-конкурса по механизации тя желых ручных и погрузочно-разгру зочных .работ на заводе внедрено 34 мероприятия с годовым экономиче ским эффектом в 105 тысяч рублей, за что коллектив предприятия удо стоен первого места и награжден обкомом КПСС, облисполкомом и облсовпрофом дипломом. Липецкие станкостроителя наме тили новые рубежи в совершенство вании производства ,станков, меха низации и автоматизации производ ственных процессов. В течение бли жайших двух-трех лет коллектив за вода поставил перед собой задачу: комплексно механизировать основ ное производство станков; довести уровень механизации вспомогатель ных работ до уровня механизации основного производства; заменить универсальное оборудование основ ного производства на специально агрегатное, автоматическое и полу автоматическое; максимально меха низировать ручной труд на сбороч ных.и подгоночных работах, изгото вить и установить шагающие конвей еры на участках сборки и окраски станков; механизировать- складские работы благодаря установке козло вых кранов на открытых площадках заводского двора и т. д. Коллектив завода готовится сей час к освоению производства новых .типов станков с полуавтоматическим и автоматическим циклом работы. Все это вместе взятое позволит ли пецким станкостроителям увеличить в новом пятилетии объем производ ства в два раза, выпускать агрега ты, не уступающие по качеству луч шим образцам отечественного и за рубежного станкостроения. Г. ГОВОРУХА, главный инженер Липецкого станкостроительного завода. Ю Н Ы Е , ОБ ДУМЫВАЮЩИЕ *Ж И Т Ь Е Этот диспут проходил в конце мая в Доме, культуры Данковско- го химзавода. Он был организо ван горкомом комсомола, район, ным отделением общества «Зна ние», районной библиотекой. В зале собрались учащиеся и моло дые рабочие, комсомольские ра ботники, партийные и профсоюз ные активисты. «Какой он, наш современник? Какими путями идет в жизнь и за что борется» — вот основная тема большого, .интересного разго вора, завязавшегося здесь. Выступает молодая учитель ница 8-летней школы Л. Моска. ленко: — Владимир Ильич Ленин — образец для всех, пример служе ния Родине. Чтобы стать настоя: щим ленинцем, надо постоянно изучать жизнь великого вождя, его труды. — Данков строится, — говорит монтажник В. Долгополов, — молодежь старается внести свой вклад в благоустройство родного города. Учительница средней школы № 4 М. Д . Ушакова дополнила его: — Надо, чтобы все жители уча ствовали в благоустройстве. Рабочий В. Долгополов: — Я, как и многие мои друзья не согласен с мнением отдельных товарищей, что молодежь наша избегает трудностей. Я знаю, как трудится молодежь на строитель стве стана «2000». Когда было нужно, ребята работали по три смены. О наших современниках горя, чо говорили учащаяся средней школы № 4 Тоня Омельченко, учащаяся средней школы № 2 Га ля Попова. Речь на диспуте шла о воспита нии у молодежи чувства дружбы и товариществ^, о внимании человеку, о борьбе за все хорошее в нем. Закончился диспут испол нением «Песни о тревожной моло дости». А. КРОВОПУСКОВА, заведующая Данковской районной библиотекой. МЕХАНИЗМЫ ПРИШЛИ НА ПАСТБИЩЕ В совхоз имени Максима Горь кого съехались со всего Лев- Толстовского района специалис ты, руководители колхозов и сов хозов. Гости знакомились с пере движными механизмами для дой ки коров, автопоилками. И в прошлые годы в этом хо зяйстве использовались передвиж ные доильные установки. Но УДС-3 нынче не хватает. Механи зировать труд в летних лагерях взялись специалисты районного управления сельского хозяйства, объединения «Сельхозтехника», совхозные механизаторы. Устрой ства не сложны, но удобны в ра боте. Вот передвижная автопоилка (снимок слева вверху). От ци стерны, установленной на трак торной тележке, по резиновому шлангу вода подается к концу металлической трубы, смонтиро ванной на жестком каркасе. На трубе отводки для шести автопо илок, расположенные в шахмат ном порядке. Неподалеку — еще поилка, соединенная с первой та ким же гибким шлангом. Это сде лано для облегчения при перевоз ке ее на другое место. Цистерну емкостью в три кубометра запол няют два раза в сутки, и воды вполне хватает для стада в 130— 140 голов. В Остро-Каменском от делении, где проходил семинар, установленная посреди пастбища автопоилка полностью решает проблему поения коров. Несколько сложнее самодель ный доильный аппарат для одно временного доения восьми коров (снимок слева внизу). Устроен он так. В центре, между двумя до ильными агрегатами, на раме трактора Т-38 установлен двига тель Д-48. По обе стороны от двигателя — вакуумнасосы, сое диненные с доильными агрегата ми. Доильные ведра взяты от обычных стационарных установок. Доярки совхоза имени Макси ма Горького много лет подряд доят коров с помощью механиз мов. Понравилось им и это уст ройство. Оно действует безотказ но. Раису Васильевну Антонову (снимок справа) недаром называ ют мастером машинного доения. Сейчас она держит переходящий красный флажок: средний диез ной удой от каждой из 24 коров в ее группе — 13 килограммов. За состоянием механизмов сле дит совхозный механик П. В. Трунов. Подробные разъяснения об уст ройстве передвижных механизмов для пастбищ давал главный ин женер районного управления сель ского хозяйства Л . П. Некрылов. Всем, кто был на семинаре, по нравились нехитрые, но важные и нужные устройства. Руководите ли совхозов и колхозов просили работников «Сельхозтехники» по быстрее изготовить такое же обо рудование для их хозяйств. В мастерской для этого есть все условия. Опыт лев-толстовцев достоин самого широкого распростране ния. И. БЛАНДОВЦЕВ, еоб. корр. «Ленинского знамени». Фото автора. В Липецке было проведе но обл астное совещание заведую щих начальными школами. Со стоялся большой разговор о путях совершенствования учебно-воспитательного процесса, об улучшении работы начальных школ. Многие у ч ителя поделились опытом проведе н ия з анятий, организации воспитательной работы. Публикуемая ниже статья затрагивает некоторые из поднятых на совещании проблем. У Ч И Т Е Л Ь Н А Ч А Л Ь Н О Й Ш К О Л Ы В любое время учебного года в первой Наливкинской начальной шко ле Добринског<? района, которой вот уже более тридцати лет заведует заслуженная учительница школы РСФСР 3. В. Тонина, царит чистота, порядок, уют. Здесь всегда и дети опрятны, и мебель в порядке. Книги и тетради у ребят без помарок и чернильных клякс. Но дело не только во внешней аккуратности и приятном виде ребят. Все питомцы Зои Василь, евны успешно усваивают учебную программу, хорошо воспитаны, много читают. В течение многих лет в школе нет второгодников. Прочные и глубокие знания дают детям учительница Завальской на чальной школы № 2 Усманского рай- ф ф ф Ф Ф Ф Ф ф Ф она Е. Г. Жарикова, Сугробовской Данковского района — О. М. Доро хова, Октябрьской Лев-Толстовско- го района — М. В. Комова, учитель Тужиловской начальной школы Л и пецкого района — В. Г. Коробейни ков и многие другие. В нашей области более семисот начальных школ, в которых трудит ся почти две тысячи учителей. Боль, шинство таких школ находятся в не больших населенных пунктах, в их составе по одному-два класса-комп лекта. Нелегко работать тут учителю. Пусть в его классе не так уж много учеников, но ему все равно ежеднев но нужно готовиться и проводить не менее восьми уроков по разным предметам, подбирать для каждого класса необходимей дидактический материал, регулярно проверять тет. ради. V Даже не педагогу понятна боль шая роль начального образования. Ведь именно в начальных классах закладывается фундамент всесторон него развития ребенка, прививается любовь к учению, решаются задачи подготовки к труду. От первого учи теля, его умения и добросовестности зависят дальнейшие успехи детей в старших классах. Подавляющее большинство учи. телей начальных школ успешно справляется с обучением детей, дают им положенный по учебным програм мам объем знаний. Более трехсот начальных школ закончили учебный год без второгодников. Растет ма стерство учителей, в их практике все шире находят применение передовые приемы и методы обучения. Улучши лась материальная база. На уроке теперь уже нередко можно увидеть и магнитофон, и фильмоскоп, и про игрыватель, и другие технические средства обучения* Однако в работе начальных школ есть и много недостатков. По ряду предметов обнаружены серьезные пробелы в знаниях учащихся. Вы зывает тревогу плохое чтение. Многие ребята не овладели миниму мом программных требований, чита ют неуверенно, невыразительно. Не. достаточно продуманно проводятся уроки чтения. Учащиеся на них чи тают мало, детям не прививается любовь к книге, не установлен кон троль за их внеклассным чтением. А не умея хорошо читать, трудно успевать и по другим предметам. Многие школьники показали весьма посредственные знания по арифме тике. Некоторые учителя не добива ются того, чтобы именно на уроке усваивали учащиеся материал, не уделяют внимания творческим ра ботам, проведению практических занятий. Сейчас начальная школа пережи вает очень сложный и важный этап перехода на новые учебные програм. мы. Как известно, за последнее вре- 'I мя далеко вперед шагнули наука, техника, возрос культурный уровень людей. Все это вызвало необходи мость изменения учебных программ, обновления целого ряда разделов, тем, расширения объема знаний. Уже с 1969—70 учебного года все первые классы перейдут на новые учебные программы. Сделать предстоит немало. Решаю щее значение имеет переподготовка учителей. Летом при институте усо вершенствовании учителей организу ются краткосрочные курсы, цикл лекций, обмен опытом. Это, можно сказать, только начало. Необходимо, чтобы учителя обстоятельно зани мались самообразованием, непрерыв но пополняли багаж знаний. Следует учесть и то обстоятельство, что за последние годы в начальные классы пришло много молодых учителей, особенно в малокомплектные школы. Они нуждаются в серьезной теорети. ческой и методической помощи опыт ных педагогов средних и восьмилет них школ - к в составлении планов, и в подборе дидактического матери- 1> ала. Дорого стоит и просто добрый совет. Нужно заблаговременно позаб'о- титься об укреплении материальной базы начальных школ. Ведь есть у нас еще такие, в которых мало учеб ных пособий, нет необходимых при боров для практических занятий. Большое значение имеет подготов, ка детей к школе. Очень хорошо де лает заведующая Гудовской началь ной школой Хлевенского района М. М. Пикалова, в течение года за нимаясь со своими будущими перво, классникамн. Дети уже получили на выки в счете, большинство научилось читать. Им, конечно, будет легче учиться, усваивать программу. Хо рошо подготовили к школе своих пи томцев и учительница Кузнецкой на чальной школы Лебедянского рай она В. Е. Бахарева. Она посетила каждого на дому, побеседовала с ро дителями, посоветовала, как нужно подготовить детей в школу. Таких примеров немало. В. СТЕЦЮК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz