Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ н а в с т р е ч у ! СЛАВНОМУ ! Ю Б И Л Е Ю ! "' •- ■ ВЕЧЕРА НА ОТКРЫТЫХ [ П Л О Щ А Д К А Х : ■ “ '■™1 ...... *■ Настала теплая пора. Партий- • ные организации Липецка перено- ■ сят массово-политическую работу ■ на открытые площадки. В парке ; при Дворце культуры металлурги- ; ческого завода «Свободный со- 5 кол», на агитплощадках треста Е «Липецкстрой» и других предпрп- ■ ятий прошли вечера, посвященные : всемирно-исторической победе над Е фашистской Германией. В планах партийных организа- Е ций на летний период — проведе- ; ние «Ленинских вечеров». В про- ■ грамме таких вечеров — доклад Е или лекция на одну из ленинских ; тем, демонстрация кинофильмов ! об Ильиче, прослушивание грам- Е записей его выступлений, концер- • ты художественной самодеятель- : иости. I ; т е о р е т и ч е с к а я } К О Н Ф Е Р Е Н Ц И Я : | .. ...... . .... .......... ............... ... а В Липецком металлургическом Е | техникуме сосюялась теоретиче- ■ ; ская конференция учащихся ! «Ленин и молодежь». На конфе­ ренции было заслушано 9 докла- | дов учащихся. С особым внима- | нием слушали учащиеся доклады | о семье Ульяновых, о симбирском, ! казанском и самарском перио- | дах жизни В.-И .-Ленина. Инте- ! ресно и содержательно рассказал ; о ленинских заветах молодежи в |своем докладе учащийся И. Ел- ! фимов. О претворении в жизнь ; программного документа Союза [Молодежи — речи В. И. Ленина ! на I I I съезде комсомола — под- | робно говорила Т. Кузнецова. Р. СТУПА, заведующая библиотекой [ техникума. [ Ш К О Л Ь Н Ы Й м й Е По крупицам собирают материа- ■ лы и оборудуют стенды в школь- ! ном музее учащиеся Староду- ; бовской средней школы Хлевен- ■ ского района. Здесь есть уже ■ стенды: «Ленин в изобразитель- Е ном искусстве», «По Ленинским Е местам». > На днях школьники оборудо- : вали новый стенд «Ленинский Е комсомол — боевой помощник и Е резерв партии». : Оборудована также книжная ■ выставка «Вечно живой». Едешь по ве­ сенней степи, бо­ гато принаряжен­ ной пышной зе­ ленью перелесков и свежих всхо­ дов, а она разли­ вается все шире и шире. Всюду добротно возделанные поля — пло­ ды неустанных забот земледельцев. Время нынче у них горячее. Во вто­ рой бригаде колхоза «Строитель коммунизма» посевные агрегаты не останавливались с рассвета. Перед обедом на массив заглянул началь­ ник участка И. П. Золотарев. ^ — Досеваем последние гектары,— сообщил тракторист Иван Смыков, — к вечеру закруглим. — Раз так, — улыбнулся Золо­ тарев, — не грех и перекур сделать. И тут речь зашла о том, что сей­ час, пожалуй, больше всего волнует членов артели. Многие из них не только внимательно прочитали про­ ект примерного колхозного Устава, но и успели глубоко подумать над ним. Первым заговорил помощник бригадира тракторной бригады Ти­ хон Додонов. — Мнение у меня одно: документ верный. В нем наша жизнь, как в капле воды, а изменилась она неуз­ наваемо. Вспомнили последнее отчетное собрание, что было минувшей зимой. Председатель тогда называл такие цифры: доход колхоза за три года увеличился с 650 тысяч рублей До I млн. 104 тысяч. Только техники куплено на 300 тысяч рублей, да в этом-году заказали на 200 тысяч. Построено четыре хозяйственных помещения, клуб, детский комбинат, водопровод, начали строить мастер­ ские и еще колхозники больше ста домов возвели, светлых, капиталь­ ных. Говорили неторопливо, с крестьян­ ской прямотой и основательностью. В словах каждого чувствовалось удовлетворение достигнутым, а еще душевная заинтересованность в том, чтобы дела в общественном хо­ зяйстве пошли лучше прежнего, чтобы оно стало богаче. — В проекте, — сказал сеяльщик Михаил Вишняков, — все написано правильно, а поразмыслил я и та­ кая думка мелькнула: кое-что надо дополнить, уточнить. Взять, к при­ меру, колхозного бригадира. Сами видим, каким хозяйством он управ­ ляет. Нынче бригада больше преж­ них колхозов: тут и сложная техни­ ка, и сотни людей. А права у него не ахти какие. Их нужно расширить. И еще неплохо такое ввести: спра­ шивать с бригадира не только за производственные дела, но и за быт Р А З Г О В О Р НА ПОЛЕВОМ СТАНЕ в бригаде, за людей. организацию отдыха — Предложение стоящее, — ото­ звался Смыков. — Но тут еще и о другом подумать надо. В бригадах есть советы, они многое должны ре­ шать, на том и стоит колхозная де­ мократия. Проект нового Устава крепко поддержал эти советы. Вот нам и надо добиться, чтобы они ак­ тивней вмешивались в жизнь, а она давно подтвердила, что коллектив­ ное решение вернее единоличного, да и у людей тогда ответственности больше за общее дело. Разговор об управлении хозяйст­ вом зашел не случайно. Колхозники «• 1 * 1 * 11*1 *н*м*1.*п*«1*м*м* и*«*«|*«1*и*||*м*м*и*||*»*(|« ! ОБСУЖДА ЕМ ДР ОБИТ 1 1 КОЛХОЗНОГО УСТАВА 1 I.. .. | хорошо понимают, что от того, на­ сколько четко и правильно оно бу­ дет поставлено, во многом зависит дальнейшее укрепление экономики артели, а значит и рост их матери­ ального благосостояния. Многие ме­ ханизаторы высказали такую мысль. Полномочия правления и председа­ теля нужно определить не на три года, как сказано в?проекте колхоз­ ного Устава, а хотя бы на четыре. Тогда избранные колхоаники смогли бы больше накопить опыта, полнее проявить свои знания и способности. Другое дело, если человек не оправ­ дывает доверия. Тогда члены артели должны в любое время переизбрать неумелого руководителя. Особо говорили о председателе. В каждом колхозе он главная фигура. Умеет вести за собой людей, значит, и хозяйство крепнет, нет у него ор­ ганизаторских способностей — дела не блещут. Колхоз «Строитель ком­ мунизма» возглавляет молодой спе­ циалист с высшим образованием Иван Александрович Зыченков. Сельскохозяйственное производство он знает в совершенстве, умеет по­ дойти к людям, его уважают и це­ нят. Словом, претензий к председа­ телю нет, но многие считают, что избирать его надо только тайным голосованием. При открытом бывает так, что по некоторым причинам колхозники не могут высказать сво­ его мнения. Настоящее волеизъявле­ ние они проявят лишь при закрытом голосовании. • ,1' — С этим я согласен, — загойорил артельный агроном В. В. Дедовской, жизнь на седе — такой пункт в Уставе был бы полезен. Но у меня д р у г о е предл о ж е н и е по части колхоз­ ных кадров. Хо­ зяйства теперь стали б о г а ч е , лучше. Многие из тех, кто раньше ушел в город на производство, возвращаются назад. А вот молодежи на' полях и фермах пока мало. Причины тут разные, и первая из них, на мой взгляд, не­ достатки в работе с нашей сменой. Вот, например, прием в колхоз. Бы­ вало придет на работу парень или девушка, запишут их в бригаду—и делу конец. А Ведь в жизни молодо­ го человека произошло важное со­ бытие, но оно не оставило в созна нии никакого следа. Василий Васильевич на минуту задумался, как видно, подбирая нужные слова. — Не годится такой порядок. В Уставе надо записать, что прием в члены колхоза нужно проводить торжественно, вручать новичку па­ мятный знак. Да чтоб молодой кол­ хозник выслушал напутствие ветера­ нов И при всем народе дал слово умножать трудовую славу отцов и матерей. — Правильно, — поддержал агро­ нома тракторист Михаил Воронов, прием в колхоз должен быть насто­ ящим праздником и для тех, кто вступает, и для всех остальных. Разговор на полевом стане про­ должался. Колхозники высказали мысль об укреплении сельского профсоюза, о том, чтобы его члена­ ми были не только механизаторы, но и животноводы, свекловичницы. Го­ ворили об упорядочении землеполь­ зования. , Деловых предложений было много. И когда вдумаешься, проанализи­ руешь их, то невольно возникает гордость за простого сельского тру женика. Неизмеримо вырос крестья­ нин. Он мыслит теперь широко, по государственному, и еще он по-насто ящему заинтересован в укреплении и развитии колхозного строя, потому что коллективный труд дал ему до­ статок, сделал его хозяином своей судьбы, принес в каждый дом ра­ дость и счастье. А. ЗАМЯТИН, спец. корр. «Ленинского знамени». Липецкий район. »™.,Гс о т ЭКСПЕРИМЕНТА I \ к п р а к т и к е ! Юноши и девушки, которые окончат десятилетку весной 1975 года, будут первыми выпускника­ ми, освоившими школьный курс по и о в ы м, усовершеис; ыШлп иым программам. Как же осуществляется переход на эти программы? С таким вопро­ сом корреспондент ТАСС обратил­ ся к вице-президенту Академии педагогических наук СССР А. И. Маркушевичу. — Пора экспериментов кончи­ лась, — сказал А. И. Маркуше- вич. — Министерство просвещения СССР утвердило график перехода школ страны на новые учебные планы и программы. С нынешней осени все первоклассники будут заниматься по трехлетнему на­ чальному курсу обучения. Мос­ ковские ребята начали осваивать его еще в этом учебном году. Следует заметить, что если бы переход на новые программы осу­ ществлялся постепенно, то он бы затянулся на десять лет. Такими сроками мы не располагаем. Вот почему уже в 7—10 классах по литературе, истории и некоторым другим предметам занятия уже ведутся по переработанным пла­ нам и программам. В ряде республик проведена большая экспериментальная рабо­ та по введению в учебный процесс наших программ. Анализ, экспери­ ментов показал, что, занимаясь по- новому, школьники глубже и с большим интересом усваивают материал. Чтобы не затягивать переход школы на новые программы, с 1 сентября 1970 года по ним будут обучаться не только второклассни­ ки, но и четвероклассники. Для них в учебную сетку добавляется еще,по одному часу для изучения математики и русского языка. К осени 1974 года вся школа будет заниматься по-новому. — Естественно, — замечает тов, Маркушевич, — главная тяжесть в этом ложится на плечи учите­ лей. Чтобы подготовить их к но­ вым программам, методические разработки и учебники должны попасть к ним в руки по крайней мере за год до того, когда придет­ ся с ними работать. Учителям не­ обходимо заранее усвоить новый материал, познакомиться с языком и стилем учебников. Всего мы должны подготовить 39 новых учебных книг. 36 из них уже готовы. На титульном листе почти каж ­ дой из книг вы увидите несколько имен. Рядом с известными акаде­ миками, такими, как Б. Быховскин. А. Колмогоров, И Кикоин, Н. К у ­ зин, М. Нечкина, В. Ларин, стоят имена педагогов. К примеру, в числе авторов учебника по мате­ матике для четвертого класса— учителя 404-й московской школы Т. Нечаева и А. Чесноков. Москва. 11*11*М*Н*11*И*М *Н*«1*Н*11*Н*Н*Н*П*Н*И*Ч*И*М*Н*11*П*1<*М*И*»***'*«- ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН Наладка усилительного пункта трансконтинентальной телефонной линии Япония — Западная Европа началась в Находке. В этих ра­ ботах участвуют специалисты СССР, Дании, Японии и ФРГ. Одно­ временно проверяется кабель на участках от Находки до Москвы и от Находки до японского города Наоэцу. Эта телефонная линия свяжет Японию со странами Европы и б>дет одной из крупнейших в мире. Ее общая протяженность пре­ вышает 13 тысяч километров. Более 800 километров кабеля проло­ жено по дну Японского моря. (Корр. ТАСС). г. Находка, Приморский край. Р ЕБЯТА сидели за длинным столом. Они спорили. Сле­ сарь Александр Котлов горя­ чился, он часто вскакивал с места и размахивал руками. Вот и сейчас он смахнул рукавом спецовки меловой чертеж со стола: — Пусть монтируют сантехники. Наше оборудование вот уже два ме­ сяца как установлено. — Ты не кипятись, — одернул его Альберт Иванников. — Мы с то­ бой во многом согласны. Но вот, как решит Николай Михайлович? В мастерскую вошел коренастый, плотный человек. Это — молодой мастер Николай Михайлович Кос- тенков. Он приветливо пожал всем руки, и только после этого поинте­ ресовался, о чем ребята вели раз­ говор. — Да вот, опять сюрприз... При­ дется выполнять лишнюю работу, — с досадой заметил один из слесарей. —И все потому, что некоторые экс­ плуатационники не научились пра­ вильно обращаться с оборудованием. Вчера, например, в насос; попал ку­ сок резины... — И здесь тоже наша вина,—пре­ рвал парня Костенков, — наше упу­ щение. Ведь мы давно условились: тех, кто не умеет, — научить, а не­ радивых— Привлекать к ответст­ венности. Опять на стол лег чертеж. Опять в него вносил поправки мастер. Потом ребята готовились к работе. М А С Т Е Р ...Пришел Николай Михайлович з аглоцех Новолипецкого металлурги­ ческого завода в трудное время. Ра­ бочим слесарной мастерской не были созданы тогда нормальные условия для труда. Нельзя было спрашивать со слесарей и высокой производи­ тельности. Много пришлось поработать масте­ ру, чтобы ребята почувствовали ве­ ру в себя, в силу коллектива. Недавно был такой случай. Де­ журный слесарь положил телефон­ ную трубку на аппарат и поморщил­ ся. — Мастер вызывает. Видно было, что парень обеспоко­ ен. ■— Знаешь, зачем я пригласил? — спросил Николай Михайлович слеса­ ря. — Есть на вас жалобы. Послед­ нее время не дружно живете с кол­ лективом. Разговор шел в присутствии всех , членов бригады. Парень было . рас­ крыл рот, чтобы возразить, но, уви­ дев строгие лица ребят, осекся. Мастер Костенков хорошо знает каждого слесаря. Он всегда готов помочь рабочему. К нему обраща­ ются в бригаде за советом не только по производственным делам. Он — воспитатель. И это накладывает на мастера особую ответственность. В. ТАРАНЧЕВ, рабочий аглофабрики Новолипецкого металлургического завода. П О Л Е З Н О ] ПЕРЕНЯТЬ ] [ в и б р о и з о л и р у ю щ и е о п о р ы : Уст ановка металлорежущих^ ;станков и другого оборудования! [на бетонный фундамент, как пра-} вило, связана с немалыми физи-} вескими трудностями. Особенно] !сложно соорудить опору, отвеча- ] ющую современным требованиям] [производства. — Фундамент больше не ну­ жен! — сказали работники экспе-] >риментального научно-исследова-] >тельского института резиновой! промышленности, разработав ви-] броизолирующие опоры нового! ►типа. При помощи таких опор станки ] можно перемещать из цеха >в цех, ] ;перестраивать технологические! ;линии при минимальных затратах» [физического труда и материалов. При этом уменьшаются динами-] ческие нагрузки на несущие кон-] >струкции зданий, а также шум в[ :цехах, ликвидируется вибрация] [оборудования, что обеспечивает! [высокую точность обработки и! [чистоту поверхности. * Биброопоры имеют еще одно2 ♦ достоинство. Они позволят уста-ф ,навливать металлорежущее обо-2 .рудование на перекрытиях про-Х ’изводственных помещений, где* [устройство фундамента вообще* невозможно. * Станки, установленные на ви-Х [броизолирующих опорах, абсо-2 лютно стабильны и не требуют? [жесткого крепления. Стоимость четырех опор для! станка — 24 рубля. Это •— в три! [раза дешевле бетонного фунда-Х мента. Долговечность упругих^ элементов опор составляет десять» [лет. Их производство освоено на» [орджоникидзевском заводе « Ме-» [т аллист». X А С Л О О Т Д Е Л И Т Е ЛЬ НА] В О З Д У Ш Н О Й С И С Т Е М Е ] Д ЛЯ ВАС, ПРОПАГАН ДИ СТЫ Постановлением Центрального Ко­ митета КПСС «О подготовке к сто­ летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина» перед советской пе­ чатью поставлена благородная зада­ ча — всесторонне отображать жизнь и многогранную революционную де­ ятельность вождя, теоретическое бо­ гатство его идей, борьбу КПСС и всего коммунистического движения за претворение в жизнь идей марк­ сизма-ленинизма. Естественно, что издательство «Знание» уделяет большое внимание выпуску литературы к этой знаме­ нательной дате. Всего у нас выходят брошюры 23 серий по различным отраслям знаний. И обо всех, конеч­ но, рассказать трудно. Коснемся лишь коротко о некоторых из них. «Ленинский этап в развитии по­ литической экономии» — так назы­ вается книжка академика Румянце­ ва. Она уже вышла из печати и да­ ет глубокий анализ ленинских идей, развивающих политическую эконо­ мию капитализма. Немало места в ней отводится задачам, которые сто­ ят сегодня перед нашими экономи­ стами в деле дальнейшей разработки актуальных проблем политической экономии социализма, вопросов раз­ вития мирового социалистического хозяйства, мирового социалистиче­ ского рынка. Брошюра члена - корреспондента Академии наук СССР Милейковского «Ленинская теория империализма и современный государственно-моно­ полистический капитализм» в сжа­ той форме и на высоком научном уровне осветит широкий круг слож­ нейших проблем государственно-мо­ нополистического капитализма. Боль­ шое достоинство ее — в глубоком и интересном анализе новых процес­ сов в экономике капитализма. Иссле­ дование важнейших особенностей современного государственно - мо­ нополистического капитализма ведет­ ся на основе и в логической связи с ленинской теорией империализма. Красной нитью через эту брошюру проходит мысль о том, что ленин­ ская теория империализма и госу­ дарственно-монополистического ка­ питализма, как подлинно гениальное научное открытие, подтвердилось и на практике. И как вывод: основные закономерности государственно-мо­ нополистического капитализма, от­ крытые Владимиром Ильичей, со­ хранят свою силу до тех пор, пока существует капитализм, а значит, и классовая борьба. В данной брошюре анализируется и новейший статистический матери­ ал. Отличает ее и яркий, четкий стиль изложения, острая постановка проблем. Недавно в издательстве «Знание» вышла также брошюра члена-кор- респондента Академии наук СССР Пашкова «Ленин и развитие эконо­ мической науки в СССР». Она пред­ ставляет собой сжатое, но весьма содержательное изложение истории развития советской экономической мысли. В первой главе — «Создание Лениным основ политической эконо­ мии социализма» — автор рассказы­ вает о громадном вкладе Владими­ ра Ильича в разработку теоретиче­ ских и практических вопросов поли­ тической экономии социализма. Под­ черкивается, что именно Ленин раз­ работал экономическую программу Октябрьской революции— смелый и научно обоснованный план коренно­ го экономического и социального об­ новления России. Член-корреспондент Академии на­ ук СССР Пашков анализирует ле­ нинский план построения социализ­ ма в нашей стране, его учение о со­ циалистической индустриализации, о путях социалистического преобразо­ вания крестьянского хозяйства, о ро­ ди товарно-денежных отношений в процессе создания социалистического хозяйства и ряд других ленинских идей. Советская экономическая нау­ ка развивалась под знаменем идей марксизма-ленинизма, помогай совет­ скому народу под руководством Коммунистической партии осущест­ влять великие преобразования эконо­ мики страны. Большую помощь пропагандистам окажет и брошюра доктора эконо­ мических наук Кронродта «Развитие Лениным марксистской теории вос­ производства и современность». В ней отражен тот огромный вклад в марксову теорию воспроизводства, который сделал Владимир Ильич. Главное внимание в работе Крон­ родта сосредоточено на некоторых наиболее существенных вопросах со­ циалистического воспрризвод с т в а. Автор убедительно доказывает, ч^о ленинское учение о законах интен­ сивного типа воспроизводства—есть великое научное орудие преобразо­ вания экономики в руках нашего на­ рода, Коммунистической партии, Со­ ветского государства. И чем успеш­ нее исйользуется это орудие, тем вы­ ше темпы экономического развития, тем больше успехи роста народного благосостояния. Брошюра «Владимир Ильич Ленин о социалистическом труде» освеща­ ет широкий круг вопросов ленинско­ го наследия по важнейшей теорети­ ческой и практической проблеме — труд и материальное стимулирова­ ние при социализме. В главе «Ленин о характере труда при социализме» автор брошюры Маневич дает ана­ лиз таких актуальных проблем, как особенности разделения труда при социализме, непосредственно общест­ венный характер труда, обеспечение реального права на труд и всеобщ­ ность труда, материальная заинтере­ сованность и дисциплина труда. Осо бо подчеркивается неангагонисти- ческий характер социально-экономи­ ческих различий и противоречий в общественном труде при социализ­ ме, показаны его коренные отличия от труда в капиталистическом обще­ стве. В другой главе — «Ленин о зна­ чении, сущности и факторах повыше­ ния производительности труда» рас­ крывается значение производитель­ ности труда и ее развитие, рассмат­ риваются пути повышения про­ изводительности труда на современ­ ном этапе коммунистического строи­ тельства. В брошюре анализируются такие проблемы, как распределение по тру­ ду и личная материальная заинтере­ сованность. Особо освещается во­ прос о постепенном переходе от тру­ да социалистического к коммунисти­ ческому, общие черты социалистиче­ ского и коммуни­ стического труда, о разделении тру­ да при коммуниз­ ме. Работа доктора экономических на­ ук профессора Брегеля «Борьба Ле­ нина с буржуазными экономистами и ревизионистами и современность» написана на очень актуальную тему. Ведь сейчас, в условиях обострения идеологической борьбы между со­ циализмом и капитализмом, борьба Владимира Ильича с буржуазными экономистами и оппортунизмом в международном рабочем движении приобретает особое значение. Автор остро й интересно . раскрывает ^ эту проблему, используя и новейшие иностранные источники, аргументи­ рованно и доказательно ведет кри­ тику современных буржуазных эко­ номистов, вскрывает их апологетику. Брошюры, посвященные столетию со дня рождения Владимира Ильича Ленина, выходят не только в серии «Экономика», но и во многих других сериях, выпускаемых издательством «Знание». Чтобы получить представ­ ление о широте тематики, назовем Хотя бы некоторые из них. Это — брошюры первого секретаря Новго­ родского обкома КПСС Базовского «Ленинские принципы внутрипартий­ ной демократии в действии», акаде­ мика Иовчука и доктора философ­ ских наук Богданова — «Ленинизм и развитие советской философской науки», доктора экономических наук Дудинского — «Ленин и развитие социалистического сообщества», док­ тора исторических наук Городецкого — «Ленин как историк», профессора Мясникова — «Ленин и Горький», кандидата искусствоведения Аболи- ной — «Образ Ленина в произведе­ ниях изобразительного искусства» и другие. Мы рассказали лишь о некоторых изданиях, посвященных столетию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Но их, конечно, будет выпу­ щено издательством «Знание» значи­ тельно больше. Все они окажут ре­ альную помощь пропагандистам в их повседневной работе. Г. АНАШКИН, ст. научный редактор издательства «Знание». На Доске почета Липецкого тракторного завода есть портрет и инженера-конструктора отдела главного технолога Лидии Алексеев­ ны Серебряной. Более 20 лет работает она здесь. Большой опыт по­ зволяет ей успешно руководить группой молодых конструкторов. НА СНИМКЕ: Л. А. Серебряная. Фото Г. Солодкова. В настоящее время воздух,] идущий на технологические муж-] ды, поступает неочищенным от] , масла, воды и других примесей," ♦ что отрицательно сказывается на< 5 качестве изделий. По этой при-} 3 чине часто выходит из строя} пневматический инструмент. СуИ ществующие воздухоочистители,} которые устанавливаются непо-} средственно около рабочих мест,; громоздки, занимают много ме-} ста. А на их периодическую за­ правку и очистку тратится много времени. На одном из ленинградских] предприятий предложен новый] 5 общий маслоотделитель, который ♦ включается в общую магистраль.! ! ♦ Конструкция его проста, надежна! в эксплуатации. 2 с т и р а к р и л : ♦ Пластики находят все более} ♦ широкое применение в производ-] » стве всех отраслей промышлен-] ♦ ности. Изношенные поверхности! т кареток, втулок и деталей типа •' I гаек можно успешно восстанавли- • I вать стиракрилом марки ТШ. Этот] пластик хорошо обрабатывается резанием, шлифуется и полирует-; •ся. } Восстановление деталей , с по- } 2 мощью стиракрила отличается} • простотой и не требует специаль-} ной оснастки. Его применение ] сокращает трудоемкость работ,] дает экономию цветных металлов! и значительно снижает затраты на ремонт. А. КОРЕНЕВСКИИ, инженер. К 40-летию отечественно го ра к е т но г о дви г ателес троения РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ: В Ч Е Р А СЕГОДНЯ ЗАВТРА Ракетный двигатель — один нз важнейших компонентов ракеты- носителя. Поэтому рождение до­ статочно мощных и надежных двигателей является обязатель­ ным начальным этапом зарожде­ ния ракетной техники. Основы отечественного ракет­ ного двигателестроения были за­ ложены в Ленинградской газоди­ намической лаборатории (ГДЛ), находившейся в ведении Военно­ научно-исследовательского коми­ тета при Реввоенсовете СССР. 15 мая научная общественность от­ мечает знаменательную дату — сорокалетие с того дня, как в ГДЛ начались работы по созда­ нию электрических (ЭРД) и жид­ костных ракетных двигателей 1ЖРД1. ; , Ф Профессор Г. В. Петрович, отве­ чая на вопросы обозревателя ТАСС А. Романова, рассказал: — В 1929 году группа молодых инженеров одного из отделов газо­ динамической лаборатории приступи­ ла к разработке двигателей нового Типа. Этого требовали прежде всего иужды обороны. Первые жидкост­ ные ракетные двигатели ‘ удалось создать в 1930—31 годах. И если, экспериментальный д в и г а т е л ь —. ОРМ-1 развивал тягу до 20 кило­ граммов, то современные, использу­ емые в ракетах-носителях «Восток», — более ста тонн. В 1939 году начался новый этап в развитии отечественного ракетного двигателестроения. Органи з у е т с я опытно-конструкторское бюро. В его лабораториях и цехах созданы мощ­ ные двигатели ракет-носителей, вы­ водивших на орбиты искусственные спутники Земли, Луны и Солнца, автоматические станции на Луну, Венеру, Марс, а также пилотируе­ мые корабли «Восток», «Восход», «Союз». Наряду с жидкостными ракетными двигателями в ГДЛ был создан пер­ вый в мире электронный двигатель (ЭРД). Модель его сейчас включе­ на в экспозицию «Космос» на ВДНХ. Если жидкостные ракетные двиТате- ли успели уже много и хорошо по­ работать, то электротермические, по­ жалуй, еще только выходят на кос­ мические орбиты. Впервые двигатель подобного,типа был опробован в ре­ альных условиях космического поле­ та в 1964 году на корабле «Восход» и на борту автоматической станции «Зонд-2». Рабочим телом разработанного в ГДЛ еще в 30-х годах электрореак- тивного двигателя термического типа являются твердые или жидкие про­ водники. Например, в первых ЭРД рабочим телом были металлические проволоки или жидкие струи. Взры­ ваемые с заданной частотой элек­ трическим током в камере, они об­ разуют плазму, вытекающую через сопло и создающую необходимую тягу. Сейчас в качестве рабочего те­ ла также используется плазма. Это — вещество, состоящее из положи­ тельно н отрицательно заряженных, а также нейтральных частиц. В тер­ мическом ЭРД плазма разогревается при помощи электрической энергии до весьма высокой температуры. Воз­ действие на плазму электромагнит­ ного поля вызывает ее движение. Создается возможность ускорения частиц рабочего тела двигателя до десятков и даже сотен километров в секунду. — Сложно ли управлять подоб­ ными двигателями? — Не сложнее, чем жидкостными. Все зависит от мощности энергопи­ тания. Но главное достоинство ЭРД не только в способности развивать гигантские скорости^ но и в том, что он отличается высокой продолжи­ тельностью работы — Вы сказали, что ЭРД нашли практическое применение на борту «Зонда-2». Какую работу они вы­ полняли? — Прежде всего, чтобы ЭРД рабо­ тал, как я уже говорил, нужна элек­ троэнергия. Ее вырабатывают сол­ нечные батареи, которые постоянно должны быть сориентированы под прямым углом к Солнцу. На «Зон­ де-2» вместе с реактивными было^ установлено несколько плазменных двигателей. Они хорошо подчиня­ лись сигналам, поступающим из ло­ гических блоков, и продолжительное время поддерживали ориентацию «Зонд-2» в нужном положении отно­ сительно Солнца. — Что можно сказать о будущем ЭРД? — Ракетные системы будущего могут состоять из комплекса двига­ телей различных типов — жидкост­ ных (Ж РД ), ядерных (ЯРД) и плаз­ менных (ЭРД). Последние, как я уже говорил, обладают способностью на гигант­ ских расстояниях развивать скоро­ сти, невиданные даже в наш косми­ ческий век. От скорости движения аппаратов и особенно обитаемых ко­ раблей, направляемых к другим пла­ нетам, зависит во многом развитие межпланетной навигации. * ф * В ознаменование 40-летия отече­ ственного ракетного двигателестрое­ ния в Ленинграде на зданиях Глав­ ного Адмиралтейства и Петропав­ ловской крепости установлены мемо­ риальные доски. Они напоминают, что здесь в тридцатых годах разме­ щалась газодинамическая лаборато­ рия. В ней начинали свою деятель­ ность энтузиасты ракетного дела, со­ ставившие славу и гордость отечест­ венного ракетного двигателестроения. Их вклад в осуществление идей К. Э. Циолковского человечество никогда не забудет. л (ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz