Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ Т2 января 1969 г., >2 10 (12 265) Н о в ы е о б ъ е к т ы — на п о л н у ю м о щ н о с т ь „ЦЕНТРОЛИТ В СТРОЮ ДЕЙСТВУЮЩИХ 30 декабря прошлого года государственная комиссия приняла в эксплуатацию пусковой комплекс первой очереди липецкого чугу­ нолитейного завода «Цеитролит». В него вошли цех мелкого литья производительностью 18 тысяч тонн литья в год, цех подготовки шихты и формовочных материалов на 16,1 тысячи квадратных мет­ ров площади, два пролета блока вспомогательных цехов на 6,7 ты­ сячи квадратных метров, в одном из которых расположился цех цветного литья мощностью 600 тонн в год. Введены в строй также инженерные коммуникации общей протяженностью около 10 кило­ метров, подъездные и внутренние железные дороги, котельная и другие обг зкты. Комплекс принят в эксплуатацию с общей оценкой «хорошо». В минувшую пятницу на заводе состоялся митинг по поводу боль­ шой победы, которую одержал трест «Промстрой» в сооружении объектов «Центролита». Ниже рассказывается о людях, которые сооружали первую оче­ редь «Центролита». готовился и для нынешней работы на заводе «Центролит». Для этих целей прошел практику в Рязани, где дей­ ствуют подобные счетно-вычисли­ тельные машины. Так что для Влади­ мира эта техника не в новинку. Самая большая нагрузка лежит на операторах. Их двое — Галина Го­ ловкина и Раиса Шаталова. Операто­ ры следят за показаниями приборов, в случае необходимости быстро де­ лают нужные корректировки. Галина — техник, Раиса — после десятилетки и специальных курсов технического училища № 10. Обе «обжились» на новых пультах, чув­ ствуют себя уверенно. ление в литейном цехе. Здесь же, как видите, — чистота. Об этом же говорят вагранщики А. И. Никольченков и В. А. Кошкин. Первый из них работал до этого на трубном заводе, второй — на радиа­ торном. Не скрывает своего восхи­ щения и заливщик Г. С. Солорев, ранее работавший в сталелитейном цехе Липецкого тракторного завода. Коллектив цеха начал плановый выпуск продукции. В январе нужно произвести 120 тонн мелкого чугун­ ного литья для станкостроительного завода, елецкого «Гидропривода» и Новолипецкого металлургического. — Освоение производства мы на­ чали еще в прошлом году, — рас- О ЛИПЕЦКОМ чугунолитейном заводе «Центролит» знают немногие. И это не мудрено. Предприятие молодое, только ста­ новится, как говорится, на ноги. В канун Нового года здесь прои­ зошло важное событие — в строй действующих вступил цех мелкого литья — самый крупный на заводе. Это было большой радостью для эксплуатационников и особенно для строителей, ведь цех принят с оцен­ кой «хорошо». Огромное здание наполовину из стекла видишь сразу же, как только въезжаешь на территорию завода. Может быть, внешнему виду осо­ бенно удивляться и не стоит: мало ли у нас промышленных сооруже­ ний, сделанных, как дворцы. А вот зайдешь внутрь помещения—и за­ бываешь, что находишься в литей­ ном цехе. Чисто, светло. Оборудо­ вание и стены окрашены в приятные, тона. Но и это опять же не главное достоинство нового цеха. Здесь по­ чти нет людей. Вместо них автоматы, электронное машины. Мы не видим людей и у плавиль­ ных печей. Вместо них технологиче­ ским процессом: загрузкой шихтыг> ТАМ, ГДЕ ЛЕЖАЛА СТЕПЬ 12 сентября выдали первую плавку. Она прошла удачно. Потом уже ве­ ли горячее опробование всего обо­ рудования. Таким образом, мы уже в декабре были в силах выпускать продукцию. Что и делали. Правда, литье было не сложное: плитки для Полов и т. д. Сейчас, конечно, дру гое дело. Теперь для коллектива важно не только получать металл, качественный металл. Запускаем полностью все механизмы, отлажи ваем режимы. Идет процесс освое­ ния всех систем. Итак, цех действует, выпускает продукцию, живет своими заботами и нуждами. Но строители не ушли с объекта, работать На очереди — цех крупного литья. Пуск его намечен в 1970 году — го­ ду 100-летнего юбилея В. И. Ленина. Ю. АЛЕКСЕЕВ. НА СНИМКЕ: отсюда начинается завод «Центролит». Фото Ю. Никонова. Им еще долго придется I контакте с заводчанами корректировкой температуры и дутья и т. д. руководит счетно-вы­ числительная машина. За пультом управления—оператор. Перед ним, так называемая, мнемосхема, по ко­ торой он наблюдает весь происхо­ дящий в вагранке процесс плавле­ ния металла. Вот открылась крышка вагранки — на схеме загорелась лампочка. Началась загрузка шихты •—снова сигнал. Оператор, наблюдая за сигналами, одновременно задает программу машине. На главном пульте управления ва­ гранками работает небольшой кол­ лектив, руководимый мастером Вла­ димиром Курдюмовым. Владимир отлично знает свое дело. Вычисли­ тельными машинами он «заразился» давно. Долгое время работал на ма­ шинно-счетной станции, потом за­ кончил по своему профилю техни­ кум, монтировал вычислительные машины в кислородно-конверторном цехе НЛМЗ. Несколько месяцев он В цехе мелкого литья пять отделений — фор­ мовочное, стержневое, землеприготов и т е л ь- ное, обрубное и пла- вильнЬе. Каждое из них насыщено механи­ зацией и автоматизаци­ ей. Достаточно, види­ мо, сказать, что только в формовочном отдел?- нии девять автоматиче­ ских линий. ^— Я работал в Маг­ нитогорске, на радиа­ торном заводе в Липец­ ке, 18 лет уже в метал­ лургии, но такого еще не видел, — признается старший мастер земле­ приготовительного от­ деления Н. А. Кожевни­ ков. — Очень хорошо все задумано. Это—чудо в металлургии. Обычно земледелка — самое грязное отде- ТТ ОСТИГНУТЬ наибольшего ) | сходства — первое и обяза- Г71 тельное условие при работе над образом Ленина. Без этого, как бы ни был талантлив создатель про­ изведения искусства, в его творчест­ ве не будет главного элемента — правды. Меня всегда восхищает законо­ мерность природы, ее гармония и цельность. Отсутствие сходства — отсутствие закономерности. Сходство — это тысячи очень ма­ лых величин, составляющих целое. Стоит нарушить или потерять что- либо одно, как рушится целое. Лицо и голова Ленина поразительны по своим пропорциям. Когда мне удает- равшихся на субботник, Владимир Ильич попросил у коменданта разре­ шения встать в строй. Комендант предложил Владимиру Ильичу встать в одном ряду с людьми, дер­ жащими на плечах лопаты, кирки и ломы и равняющимися на своего вождя. Мне сразу стало ясно, что тему субботника надо решать имен­ но так. Прежнее решение казалось натуралистическим, иллюстратив­ ным.. ДОЛГО ИСКАЛ новое реше­ ние к теме «План ГОЭЛРО». Все, кто ранее работал над созданием этой темы, изображали кабинет Ленина и беседующих на фоне карты ГОЭЛРО Ленина и О! .VI.. Я Н. Жуков, народный художник СССР С Ч А С Т Ь Е Т ВО РЧ ЕС Т ВА сказывает начальник цеха И. В. Яри­ ков. — Помогали строителям, произ­ водили пуско-наладочные работы. С ОРОК ДВА объекта требова­ лось возвести коллективу на­ шего участка в цехе мелкого литья завода «Центролит». Тут и монтаж автоматических формовоч­ ных линий, и сборка четырех вагра­ нок, тысячи тонн оборудования для землеприготовительного, обрубного и других отделений, все вспомога­ тельные коммуникации. Работали в очень стесненных ус­ ловиях. Дело в том, что цех мелкого литья с точки зрения монтажа очень неудобен. Он имеет два этажа. Та­ ким образом, механизмами восполь­ зоваться мы не могли. Чтобы как-то ускорить выполнение задания, наши бригадиры*«сами раз­ рабатывали для себя планы органи­ зации работ, внедряли малую меха­ низацию: блоки, балочки и т. д. Нашему участку приходилось не раз монтировать оборудование ли­ тейных цехов. Но на «Центролнте» оно было иным. С монтажом вагра­ нок мы столкнулись, например, здесь впервые. Они закрытого типа, очень сложны в сборке. Да и в Советском Союзе они только вводятся, так Что Д У ш о и Ь!'-*’-т. 1 !■ II я гк«лапыЖМДМИНЯНИИМИНИИШШВ.Ж. З А Д .ж®^с..г-_е«2г>д~,г.л: Б О Л Е Я Е Л О откуда-то почерпнуть опыта нам не удалось. Дробеметные камеры, подвесной толкающий конвейер с автоматами, сложные турбины гидрокамер, охла­ дители обрубного отделения — все это для нас было в новинку. И все- таки, несмотря на это, коллектив успешно выполнил задание. Был такой случай. Прибыл к нам с московского завода «Красная Пресня» подвесной толкающий кон­ вейер с автоматическими устройства­ ми. Как его монтировать, с чего на­ чинать, не знаем. Приехал шеф — монтажник с завода. Тоже был в затруднении что-либо посоветовать. Ждите, говорит, практиков из Сызра­ ни. А сколько можно ждать? Внима­ тельно присмотрелись к чертежам и начали монтировать сами. Получи­ лось. Большую помощь оказал нам главный инженер завода «Центро­ лит» В. И. Астахов. После монтажа конвейер опробовали. Все было хо­ рошо. 4 < В Советском Союзе таких цехов мелкого литья только три — в Одес­ се, Рязани и у нас. Технология ни­ где не отработана. Поэтому монти­ ровали оборудование, нередко наде­ ясь на свой опыт и интуицию, со­ вершенствуя механизмы в ходе ус­ тановки. Оборудование для автоматической линии № 271 пришло с большими дефектами. Несоответствие разме­ ров, перекосы. Приходилось исправ­ лять самим на месте. Тут выручили нас строители. Они довели точность поверхности фундамента до 0,5 мил­ лиметра. Маслобаки в четырех тур­ бовоздуходувках при испытании да­ ли течь. Исправили сами. Отлично поработала бригада Ва­ силия Васильевича Цибаненко. Она монтировала все оборудование пла­ вильного отделения: вагранки, раз­ ливочные пути, шихтовые бункера. На монтаже технологических трубо­ проводов и гидравлики отличился коллектив Анатолия Николаевича Шейнова. Автоматическую линию вела бригада Петра Ивановича Ба­ банина. Она тоже неплохо справи­ лась с заданием. Большую работу произвели на а в т о м а т и к а ; ЭЛЕКТРОНИКА! Автоматикой в наше время не ( удивишь. И все-таки, то, что мы | 1 монтировали в цехе мелкого литья > ' завода «Центролит», заставляло ) ( восхищаться даже наших вегера- | « нов. 5 Пять отделений нового цеха } | насыщены автоматическими лини- \ ями, а плавильное полностью ! управляется вычислительными ма- ся найти верность элементов, слага­ ющих сходство, выразительность ха*- рактера, я испытываю огромное эсте­ тическое наслаждение. Я убежден, что в памяти народа, в сердце его живет Ленин — един­ ственный, неповторимый. И найти эту единственную правду ленинского образа я считаю самой нужной и Почетной задачей художника. Часты случаи, когда в кинофильмах или в театре, работая над ролью Ленина, актер пренебрегает задачей сходст­ ва, точностью подробностейг внешно­ сти Ленина, считая это второстепен­ ным, а ищет что-то обобщающее. Такая точка зрения мне кажется не только неверной, но и вредной. Приведу пример: в четвертом но­ мере журнала «Польша» за 1964 год была опубликована статья А. Пиот­ ровского о польском актере Мариане Выжиковском, играющем в театре Варшавы в пьесе «Кремлевские куранты» роль Ленина. Вот что го­ ворит сам актер: «Когда было реше­ но, что мне предстоит играть в «Кремлевских курантах», я испугал­ ся. Я очень хотел сыграть эту роль, был счастлив, что она мне досталась Но испугался, когда представил себе свою внешность. Приехав домой, уселся перед зеркалом — что-то ужасное. Поставил рядом с собой большой портрет Ленина. Подумал: «Что же я должен сделать со своим лицом?». ~ Автор статьи поясняет: «Актер ни­ чем не походит на Ленина. У него пышная седоватая шевелюра, боль шие глаза. Ничего похожего на Ле нина»... И сам актер делает вывод: «Выхода не было, надо было отка ( шинами. Ручного труда здесь нет. | I заться ох внешнего подобия». | И вот от коллектива нашего \ I д алее 3 участка, сравнительно небольшого | I ^ - | — у нас всего 25 человек — тре- - бовалось смонтировать это слож­ нейшее оборудование. Только щи- сборке уникальных турбрвоздуходу- з - - - I р „„„ . тз ~ 1 тов управления нужно было уста- : вок слесари бригады Василия Ивано- " ^ о па л г : I , , г к 1т . < нонить окплп 8 0 0 , А чтобы пол- ! вича Малика. Несмотря на' дефекты оборудования, они сумели высоко­ качественно закончить моМтаж. Ш всех объектах работы были завершены в срок. Каждая из наших бригад успешно закончила свои де­ ла. С. СОСЕДОВ, старший прораб участка № 3 управления «Металлургпрокат- монтлж-2». в о о . д­ ключить к ним электронно-вычис- 4 лительные машины, только на од- ; 2 ном центральном пульте требова-! | лось уложить и подсоединить бо- { лее 100 километров проводов. И ? * плюс ко всему — сотни контроль- ! | но-измерительных приборов. } | Монтаж вели старые наши ра- > В Т Е С Н О М К О Н Т А К Т Е Большую помощь в сооружении объектов завода «Центролит» оказывали строителям эксплуатационники. Наши слесари почти полностью изготовили в своих ма­ стерских вентиляционное оборудование. Плитки полов тоже отлиты на заводе. Ежедневно бригады эксплуата­ ционников помогали монтажникам и наладчикам испы­ тывать механизмы и автоматические устройства. Особенно тесный контакт между строителями и за­ водчанами чувствовался в предпусковой период. Чере­ повецкий завод металлоизделий задержал поставку оборудования для пневмотранспорта. А из-за этого соз­ далась угроза срыва ввода в строй базисного склада. Мы посоветовались в своем коллективе и направили в Череповец письмо с просьбой, чтобы заводчане отгру зили нам хотя бы металл, а конструкции мы изготовим сами, в своих мастерских В ноябре металл был получен. Наши слесари быстро изготовили все необходимое. Срыва пуска цеха не про­ изошло. Л. КОРОВИН, заместитель директора завода «Центролит» по капитальному строительству. Первый заказ коллектив цеха мелкого литья завода «Центро­ лит» выполняет для липецких станкостроителей. Отлиты первые детали. С особым старанием тру­ дятся в новом цехе вагранщики А. И. Никольченков, В. В. Со­ ловьев, заливщики В. А. Кошкин и Г. С. Солорев, которых вы ви­ дите на снимке. Никонова. бочие — мастер Иван Петрович . ( Рыжков, техник по образованию, ) | бригадир Александр Филиппович - < Кудрин,более 30 лет проработав- I ( ший по своей специальности. Вме- | сте с ними работали и молодые | ребята и девчата, выпускники т е х -||щ и х раскрытию правды ( нических училищ — Раиса Буне- ^ | ева, Алексей Маркин. Мрлодежь * | не отставала от ветеранов. | ( А в землеприготовительном от- | | делении, хотя и работали наши | 5 опытные слесари — Александр | ( Михайлович Зубов и Николай ’> 2 Иванович Ланин, но и им при- ; | шлось столкнуться с совершенно 11 шего сходства, нельзя допускать на- | новым оборудованием. Индукци- 11 турализма, сухости формы, иллюст- актер Выжиковский пытает­ ся убедить читателя, что с его внеш ними данными он все же справился с образом Ленина. Он поясняет: «...я не искал какие-то характерные дета ли образа, а что-то обобщающее». Я ПОЗВОЛИЛ себе подробно остановиться на этом приме­ ре, так как считаю такой под­ ход принципиально неверным в ре­ шении тех ответственных и огромных задач, стоящих перед каждым, кто работает над воплощением в искус стве образа В. И. Ленина. Только глубокое изучение жизни и деятель ности Ленина, глубокое понимание революционных сдвигов, происшед ших в общественно-политической жизни России, бережное собирание подробностей и деталей, помогаю ленинского образа и облика, постоянное обра­ щение к документам истории и свер­ ка с ними найденных в творческом процессе удач — вот что необходи­ мо художнику, решающему задачу по воссозданию образа бессмертного Ленина. Вместе с тем, добиваясь наиболь- <онные датчики для автоматическо- I | го регулирования уровня песка и | глины в бункерах они монтирова- : ли впервые. Но электромонтеры I I успешно справились с новой для | них работой. ] Коллектив участка досрочно | выполнил свою задачу. Кроме то- «го, наши бригады оказали боль- {шую помощь электромонтажни- Устанавливали электрообо- на станциях управле- 1 ния, прокладывали силовые кабе- | ли к двигателям. И не только в \ цехе мелкого литья, но и в базис- . ( ном складе. А этот склад тоже ) ) высоко механизирован. ! Не скажешь, что все было лег- ( ко. Но сейчас, когда цех введен в ) | строй, забываешь о трудностях. | Все оборудование автоматики ра- ■ ( ботает хорошо. Значит, цель, к I которой мы стремились,—достиг- 3нам. I рудование I нута. № 2 А. СМОЛЬЯНИНОВ, начальник участка управления «Центро- монтажавтоматика». ВСЕ БЫЛО ПЕРВЫМ 1963 ГОД. МАРТ. На семидеся­ тигектарную площадь в стели пришли первые стро­ ители, чтобы возвести крупный чугу­ нолитейный завод «Центролит». Все было ново для коллектива молодого, только созданного управления «Центролитсгрой». Ведь впервые нужно было полностью без помощи других на правах генподрядчика строить целое предприятие. Опыта, конечно, никакого. Только поэтому, скажем сразу, долгое время не клеи­ лись у строителей дела. Но эти трудности и закалили кол­ лектив. Вот почему особенно раду­ ешься сейчас победе — вводу в экс­ плуатацию очередного сооружения завода — цеха мелкого литья. Мы все время испытывали боль­ шой недостаток в рабочей силе. Да- же перед пуском цеха у нас не хватало 250 человек. И все-таки от помощи извне отказались, хотелось самим довести дело до конца. Как видите, вышло. Обычно в предпусковые дни на стройках создается большая кон­ центрация техники, людских ресур­ сов. Было так ■ у нас. Но работали хорошо, споров между смежными организациями не возникало. Каж ­ дый коллектив был настроен гак: во что бы то ни стало сдать необходи­ мый народному хозяйству объект. Монтажные и другие специализиро­ ванные организации не ждали от нас полного фронта работ, использо­ вали каждое «окно», справлялись со своими заданиями параллельно со строителями. Активно помогал и заказчик. Любые просьбы выполня- л'ись неукоснительно. Работа велась в две смены. Не было такой бригады, которая не вы­ полняла бы норму выработки ниже 150 процентов. Я нисколько не преувеличу, если скажу, что в нашем коллективе не найдется ни одного человека, кото­ рый бы не был по-настояшему рад свершившемуся. Но нам еще много предстоит здесь сделать. На очереди — цехи среднего и крупного литья с еще более совершенной и сложной техникой. Видишь, как действует одно кз наших детищ—прибавляют­ ся силы и думается, что теперь-то будем работать гораздо успешнее. В наших бригадах и на участках были и такие люди, которые испу­ гались трудностей, ушли куда полег, че. Но большинство, конечно, оста­ лось. Настоящий, сплоченный кол­ лектив родился вместе с заводом. Нельзя не сказать несколько теп­ лых слов в адрес бригады монтаж­ ников С. И. Гамаюнова. Это его ре­ бята поставили в новом цехе все металлоконструкции, начиная с пер­ вой колонны. Каждый из членов этого дружного коллектива душой болел за дело. Руководители управ­ ления не раз отмечали прекрасную работу монтажников—Михаила Хри- пункова, Петра Коростина, Игната Чеботарева, Константина Оиногее- ва. Нередко переходящее Красное знамя комсомольского штаба строй­ ки завоевывалось именно ими. Особенно хорошо монтажники по­ работали в предпусковые дни. Вы­ полнив досрочно свои планы по мон­ тажу пневмотранспорта, вдруг в вос­ кресенье пришли всей бригадой, что­ бы помочь бетонщицам Прасковьи Прохоровой завершить сложное за­ дание. И верхолазы выполняли «зем­ ную» работу не хуже, чем свою, на высоте. О бетонщицах бригады Прасковьи Прохоровой разговор особый. Она— самый молодой бригадир на стройке. Но угнаться в работе за ней не под силу нередко было и нашим старожи­ лам. А последний случай — это же настоящий трудовой подвиг бетон­ щиц. За десять дней перед тем, как на объект должна прибыть государ­ ственная приемочная комиссия, по­ ступили чертежи, изменяющие неко­ торые узлы коммуникации. Праско­ вья Прохорова со своими девчата­ ми взялась выполнить эту работу. Причем, очень нелегкую. Требова­ лось срочно проложить 80-метровую траншею под кабель. Сутки без отдыха не выпускали из рук отбойные молотки Мария Паль­ чикова* Анна Абрамова и Прасковьи Прохорова. Задание было выполне­ но в срок. Задержки в «приемке це­ ха мелкого литья в эксплуатацию не произошло. Последними в цех пришли отделоч­ ники — наши субподрядчики. Осо­ бенно отличились среди них кро­ вельщики бригады С. В. Маликова. Этот коллектив по праву можно на­ звать универсальным. Каждый из них владеет двумя — тремя смеж­ ными профессиями. В цехе мелкого литья они не только произвели все кровельные работы, но и вели остек­ ление здания, а также его побелку. Трудно рассказать о всех, кто от­ личился в соооружении объекта. З а ­ служили похвалы бригады бетонщиц Е. К. Маркиной, монтажников П. В Мордовина, плотников И. П. Хохло­ ва, арматурщиков Н. К. Титова и многие другие. Зго они своим трудолюбием и на­ стойчивостью приблизили пуск цеха. И хорошая оценка, которая дана их труду, по-настоящему заслужена ими. В. СКОМОРОХОВ, главный инженер управления «Центролитстрой». ративности. Работал я над рисунком к расска­ зу А. Кононова «Субботник». Рисо­ вал натурщика, стараясь как можно точнее уловить движения человека, несущего на плече бревно. После многих попыток я нашел йаконец положение, более всего меня удовле­ творяющее. Оно, как мне показа­ лось, правдиво передавало состояние физического напряжения, которое естественно должен испытывать че­ ловек, несущий бревно. Проверяя результаты работы, я показал рисунки многим друзьям. Но всем почему-то показалось, что брев­ но излишне большое, что Владимиру Ильичу, должно быть, тяжело нести его, что лучше изобразить бревно поменьше... После таких замечаний я брал резинку и, как рубанком, «стро­ гал» бревно, облегчая его вес. Но и новый вариант не удовлетворял то­ варищей, они снова говорили: «Не тяжело, а?» — и, не дождавшись моего ответа, сами отвечали: «Пожа­ луй, тяжело! Нет, нет, не годится». И тогда я понял, что все эти за­ мечания объяснялись вовсе не тем, что бревно было большим. Просто каждый испытывая огромную лю­ бовь к Ленину, ощущал досаду и огорчение от тяжелого физического напряжения его фигуры. Несколько раз перечитав воспоминания о том, как происходил субботник, я остано­ вил свое внимание на следующем эпизоде. Выйдя из здания Совнаркома ч увидев стоящих в строю людей, соб- Кржижановского. Как я ни старался внести что-либо новое, ничего не удавалось. Тогда я пошел в Кремль и внима­ тельно осмотрел ленинский кабинет. Мой взгляд остановился на подсвеч­ нике, стоявшем на письменном столе Ленина. Я живо представил себе, как этот подсвечник с огарком свечи в момент горячей беседы мог стоять на зеленом сукне стола, а Владимир Ильич, указывая на него рукой, мог говорить своему собеседнику о том, что оставила пролетариату царская Россия, что история, новая история России, обязательно должна зату­ шить этот огарок свечи и лучины на всей советской земле и осветить страну миллионами электрических огней. Один и тот же факт «ли документ может найти в художественном про­ изведении десятки разных решений, не будучи искаженным, а как бы только дополненным силой художе­ ственного языка. Вот пример: когда Ленин скрывался в Разливе у фин­ на, ему приносили обед два малень­ ких сына рабочего. Раздумывая, я хотел представить себе, как все это могло быть. Я ле мог предположить, чтобы Владимир Ильич, увидев ре­ бят, молча брал у них обед, и ребя­ та уходили бы от него. Безусловно, Ленин беседовал с ними. Могло быть и так, что Владимир Ильич, беря обед, спрашивал ребят, а ели ли они, и предлагал нм покушать вместе. Мне кажется, такой домысел вполне уместен. Это дало Мне возможность изо­ бразить Ленина, разрезающего кра­ юху хлеба на ломти. Название ри­ сунка — «На равные части». Вот так бытовая сцена может стать сим­ воличным и обобщающим смыслом в выражении идеи. Хлеб в руках его, как символ Земли, Труда и Мира, выражал глубокую человечность вождя. Просматривая фотоматериал с изо­ бражением В. И. Ленина, поража­ ешься его простоте и человеческой обаятельности. Ленину везде удобно было работать. Он умел работать в тюрьме, в сумерках чердака, в ша­ лаше. на пне в Разливе... В своем творчестве я всегда стремлюсь найти темы, выражающие нравственную и духовную красоту поступков Ленина. Все знают, как часто Владимир Ильич произносил фразу: «посоветуемся с Марксом», раскрывал книгу Маркса и читал. Несмотря на феноменальную память, мудрость и энциклопедические зна­ ния, Ленин имел потребность посо­ ветоваться с Марксом. На эту тему я ( сделал автолито­ графию, изобразив Ленина за рабо­ чим столом его кабине-ра. Позади него возвышаются полки с книгами. Однажды, приводя в порядок свой архив, я остановился на некоторых рисунках пером, изображающих Владимира Ильича у телефона. Де­ лал я эти рисунки в 1941 году. Мне очень хотелось передать напряжение, энергию Ленина, занятость. В правой руке — телефонная трубка, а в ле­ вой — переложенный в момент звон­ ка карандаш. Тогда все это называ­ лось «Одну минутку». Однако такое название, как мне показалось, обедняло замысел рисун­ ка, его тему. «Одну минутку» — го­ ворили мы все. Выражение это очень общее. В поисках более ост­ рой, характерной и образной форму- лиррвки темы я перечитал ряд вос­ поминаний, писем и других материа­ лов, где говорилось о замечательной ленинской черте—е_о умении беречь время, по-деловому использовать каждую минуту. Я представил, как была дорога в то напряженное время для вождя революции каждая минута. И вот здесь пришло новое решение этой теме, с другим названием — тНе те­ ряйте минуты!». Рисунок приобрел большую экс­ прессивность, серьезность, образное звучание, я почувствовал необходи­ мость придать больше энергии, дина­ мичности фигуре Ильича. Зритель должен был ярче ощутить важность момента — по телефонному проводу летела директива Ленина: «Не те­ ряйте минуты!». Кстати говоря, прежняя редакция давала ощущение частного случая, а новая формули­ ровка, мне думается, воспринимает­ ся зрителем и в наше время, как мудрый совет Ленина каждому со­ ветскому человеку. Продолжение. Начало нмнекого знамени». ■ №НС 8 и 9 «Ле- ( Продолжение следует). «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ» № 1 Вышел в свет первый в 1969 году номер журнала отдела пропаганды н агитации обкома КПСС «Политическая информация». «Пятилетка, год 4-й» — под таким заголовком публикуется статья второго сек­ ретаря обкома КПСС М. С. Черкасова. Автор анализирует итоги минувшего года в промышленности, строительстве н сельском хозяйстве н говорит о задачах трудя­ щихся области в четвертом году пятилетии. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР в постановлении «Об упо­ рядочении строительства на селе» признали целзсообрз:ным в течение ближайших пяти лет осуществить разработку проектов район,.ой планировки и застройки цент­ ральных усадьб совхозов и колхозов. О том, что в этом направлении осуществле­ но и намечено сделать а нашей области рассказывает директор института «Липецк- колхозпроект» Б. Богданов. В разделе «Ленину посвящается» со статьей <Л. И. Ленин — великий мастер политической агитации» выступает зам. заведующего отделом пропаганды и агита­ ции обкома КПСС И. Шатунов. Журнал публикует интервью своего корреспондента с заведующим облэдравот- делом Г. И. Конюховым и ряд других материалов. *1 %ф99 ♦«♦♦Н Ж 9 Н Н 9 9 И Н Н *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz