Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ 20 апреля 1969 г., ?« 93 (12 348) ВЫСШИЙ БАЛЛ НАРОДНО МУ ОБРАЗОВАНИЮ „...Н аша школа должна давать молодежи основы знания, уменье вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей4*. В . И . Л е н и н С ОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ТРУДО ВОЙ политехнической сред ней школы, в которой бы обучались все дети до семнадцати лет, В. И. Ленин считал самой глав ной задачей в народном образова нии, Она отражена во второй про грамме нашей Коммунистической партии, принятой на VIII съезде в 1919 году. На пути народных масс к социа лизму стояла неграмотность и тем нота. Призыв В. И. Ленина «Учиться, учиться и учиться» был адресован не только делегам III съезда комсо мола, но и всему народу. И вот призыв подхвачен. Густая сеть пунктов ликбеза, рабочих фа культетов, вечерних школ, курсов и различных форм самообразования покрыла всю страну. Так был сделан первый шаг в борьбе с унаследован ными от царских времен тьмой и не вежеством. С той поры далеко ушли советские лЮди дорогой Ильича. В прошлом году в учебных заведениях страны обучалось 77 миллионов человек,_из них в общеобразовательных школах —свыше 49 миллионов детей. На по вестке дня стоит вопрос об обяза тельном всеобщем среднем образо вании. Триумф ленинской политики под линно народного образования мож но видеть и на примере нашей об ласти. Для того, чтобы «учиться и учиться», прежде всего нужны шко лы и особенно средние, в которых наиболее благоприятны условия для воспитания и образования молодого поколения. Сеть средних школ за годы существования области увели чилась со 104 в 1954 году до 201. Почти на 200 сократилось число од нокомплектных школ, где учитель одновременно учит четыре класса и где крайне мал ученический коллек тив. Теперь средняя школа практи чески доступна не только каждому горожанину, но и жителю любой де ревни. Вместимость средних школ у нас вполне достаточна, чтобы охватить всех детей. На одну десятилетку в среднем приходится немногим более тысячи ребят. И только распылен ность населенных пунктов вынуждает пека содержать бодее тысячи на чальных и восьмилетних школ. Довольно ярким показателем за боты партии, правительства и широ кой общественности о нуждах про свещения является строительство учебных помещений. Если в 1954 го ду было построено одно здание на 280 ученических мест, то в 1968 году их построены десятки — на 13.080 мест, а всего за годы существования области прибавилось 156.830 учени ческих мест. По обязательствам, принятым в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, в текущем году должно еще прибавйться свыше 20 тысяч мест. Хороший пример в этом отношении показывают хозяй ства Долгоруковского, Чаплыгин- ского, Усманского, Воловского и Ле бедянского районов. Мно го госу дарственных средств израсходовано на создание учебно материальной базы школ. К ним прибавлялись значительные суммы, изысканные самими школами. Это позволило увеличить число учебных кабинетов с 214 в 1954 году до 1472 в 1968 году. Резко возросло осна- -щение учебного процесса экранной и звуковой аппаратурой, приборами и инструментами, моделями и карто схемами. Теперь каждый учитель требует полный комплект оборудования в езой кабинет. И это правильно: ведь оборудование требуется в ходе уро ка, оно должно быть под рукой учи теля. Книга была и остается важнейшим источником знаний, сильнейшим вос питателем. Книжный фонд школьных библиотек увеличился в три раза и достиг 2,5 миллиона книг. А кроме школьных, есть специальные детские библиотеки и много детских книг в библиотеках для взрослых. Широко известно, как В. И. Ленин высоко ценил учителя, страстно призывал коммунистов заботиться о его духовном росте и удовлетворе нии бытовых нужд, лично показывал пример уважения к труду и сану педагога. После смерти Ленина партия мно го сделала по выполнению его заве тов об учителе и прежде всего по воспитанию нового поколения высо кообразованных педагогов. Для это го открыто много училищ, пединсти тутов, университетов. В аспирантуре, научно-исследовательских институтах и Академии педагогических наук го товятся научные кадры. В нашей, сравнительно небольшой области, имеется четыре педагогических учебных заведения. Образовательный уровень и педа гогическое мастерство учителей на ших школ значительно выросли. Чи сло преподавателей с высшим обр$- политических взглядов и коммуни стической убежденности исключи тельную роль играет курс обще ствоведения, знакомящий учащихся с марксистской философией, полит экономией и научным коммуниз мом. Он синтезирует факты, получен ные учениками при изучении всех предметов, приводит их в стройную систему на основе марксистско-ле нинского учения и законов развития природы, общества и мышления. Огромное образовательное и вос питательное значение имеют и уроки литературы. В программе по литературе появились произведения Блока, Брюсова, Алексея Толстого, Есенина, Тренева, Твардовского. Курс советской литературы стал значительно богаче, а ее роль в формировании морального облика П О З А В Е Т А М И Л Ь И Ч А зов анием увеличилось с 1484 в 1954 году до 5777 человек в 1968 году и составляет теперь 42 процента от общего числа, а среди предметни ков их почти 70 процентов. Бо много раз увеличилось число педагогов, удостоенных почетного звания Заслуженного учителя школы РСФСР и ставших отличниками на родного просвещения. Имена таких учителей, как Г. И. Горская, В. Н. Провоторова, К. А. Волкова, М. Д. Кочер и на, Е. С. Тихомирова, А. Н. Глотова, таких руководителей школь ных коллективов, как Д. Т. Свиридов, В. 3. Нечитаев, Г, А. Бударин, В. Н. Путилин, Е. В. Шумова глубоко ува жаемы и широко известны. Вместе с прогрессом науки и тех ники поднимался уровень школьного образования. В преподавании мате матики, физики, химии и биологии усиливалась практическая часть; в учебных и производственных усло виях учащиеся наблюдали и испыты вали приложение науки к труду. Одновременно повышался теорети ческий уровень, программы допол нялись новыми разделами. В школь ной математике появились начала интегральных и дифференциальных исчислений, анализа, теории вероят ности, усилились идеи функциональ ного мышления. Учащиеся с 8 клас са приучаются широко пользоваться счетными инструментами. Курс химии дополнился изучением полимеров, синтетики, нефтепродук тов. В биологии нашли новое осве щение вопросы генетики. Физика отразила бурное развитие техники— в нее вошла электроника, радиотех ника, квантовая теория, современ ное представление о структуре ве щества и др. Особенно большие изменения произошли в гуманитарном цикле предметов. Расширилось историче ское образование молодежи. Кру шение колониальной системы импе риализма, пробуждение народов Азии, Африки и Латинской Америки, активное стремление их к строи тельству социализма существенно дополнили курс новейшей истории. Большое внимание уделяется изуче нию истории возникновения и раз вития стран социалистического лаге ря. Для формирования мировоззре ния школьников, их общественно молодого современника, непрерыв но повышается. Известно, как В. И. Ленин воевал против рутины, мертвого шаблона; как страстно призывал он к изуче нию местного опыта, его обобще нию, внедрению после тщательной проверки; как горячо боролся за научную организацию труда, эконо мию времени, сил, культуру в ма лом и большом. И все это ради по вышения производительности труда — решающего средства для полной и окончательной победы коммуниз ма. В школьной практике, в труде на ших передовых педагогически*’ кол лективов — Усманской, Троекуров- ской, Агрономовской Тербунской, В-Колыбельской, Тепловской, липец ких третьей, первой, девятнадцатой, елецких двадцать первой, двадцать второй и многих других школ в по следние годы буквально кипела творческая мысль, вливалось новое содержание в традиционные формы, находились оригинальные решения трудных вопросов обучения и воспи тания детей. Главным был вопрос о том, как сделать школьный курс действитель но доступным для всех детей, как учить, чтобы все усваивали програм му. Актуальнейшее значение имела проблема ликвидации второгодниче ства и отсева. Ведь в первый год су ществования Липецкой области вто рогодники, отсеявшиеся и не явив шиеся в школу, составляли более пятой части детей школьного возра ста. Государственные контрольные работы около половины учеников не могло выполнить. Усилия педагогических коллекти вов дали свои результаты. Второгод ничество и отсев сократились у нас в шесть раз, улучшилось и качество знаний учащихся. Большие изменения произошли в воспитательной работе с детьми. Ведущими принципами в воспита тельной работе последних лет стали вовлечение школьников в общест венно-полезный труд, приобщение старшеклассников к общественно- политической деятельности. Педаго гические коллективы хорошо помнят и свято выполняют указание Влади мира Ильича Ленина о том, что только в труде с рабочими и кре стьянами молодые люди становятся коммунистами. Важным достижением в воспита тельной работе является широкое использование местного материала о боевых и трудовых подвигах зем ляков. Все школы большое внимание уделяют воспитанию детей на при мере жизни и деятельности В. И. Ленина, его соратников, славной истории ленинской партии. Внеклассная и внешкольная жизнь детского коллектива требует от пе дагогов, родителей, общественных организаций много усилий. Надо создать для этого необходимые ус ловия. В последние годы больше стало строиться спортивных соору жений, пионерских лагерей, удвои лось количество внешкольных учре ждений -*- домов пионеров, станций юных техников, детских спортивных школ, стадионов, парков, баз. Шко лы приобретают музыкальные ин струменты, спортинвентарь, турист ское ^наряжение. Все это дает воз можность увеличивать организован ное использование свободного от уроков времени учащихся, напол нять его интересными и полезными занятиями. Нельзя, однако, не ви деть того, что многие школьники после уроков не знают, чем занять ся, что внешкольйых учреждений у нас крайне недостаточно. Решениями, партии и правительст ва определены широкие меры по улучшению школьного, семейного и общественного воспитания детей. Важнейшим достижением в народ ном образовании будет осуществле ние к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина перехода ко всеобще му среднему образованию. Уже I текущем учебном году более девя носта процентов окончивших восемь классов продолжают образование, а многие из тех, которые пошли на производство, обучаются в вечер них школах. Учителя с помощью учены;с и ме тодистов напряженно овладевают новыми программами, пополняют свои знания, шире применяют тех нические средства обучения, знако мятся с новой дидактикой, творче ски используют передовой опыт. Все работники народного образо вания преисполнены горячего жела ния встретить ленинский юбилей но выми успехами в коммунистическом воспитании' детей. И. ПОНО МАРЕВ, заведующий Липецким областным отделом народного образования. ЖИВЕТ В СЕЛЕ У Ч И Т Е Л Ь С т ы [КУЛЬТАРМ ЕЙЦА! Рассказывают, что когда после революции разделили помещичью землю, один крестьянин из села Кузьмино-Отвержки решил сразу же переселиться на отведенный ему участок. За одно лето срубил хатен ку и зимовал семьей уже на новом месте. При встрече с переселенцем его не раз спрашивали: «Ну, как там на новом месте, не тужишь?». Вскоре туда начали переселяться и другие крестьяне. С годами о пер вом переселенце вспоминали все ре же и реже. А вот словечко, пущен ное местным балагуром, крепко прижилось. В Липецком районе эту деревню до сих пор так и называют Тужиловкой. Этот рассказ передал мне заведу ющий Тужиловской начальной школы Василий Григорьевич Коробейников. По всему было видно, что он боль шой знаток родного края, горячо влюблен в него, знает здесь каждую тропинку. Но о чем бы мы ни гово рили, снова и снова возвращались к школе, к обучению и воспитанию детей, к людям. Василий Григорьевич учительству ет в Тужиловке уже почти четверть века. Пришел сюда сразу после окончания Отечественной воины. Че рез все ее грозные годы пронес он любовь к школе, к детям. Правда, за это время несколько подзабыл тонкости педагогической науки. И, вернувшись, прежде всего взялся за книги, заново стал перечитывать учебные пособия, руководства, вни мательио прислушивался к опытным педагогам, изучал их методы и при емы работы. Для рациональной организации учебно-воспитательного процесса требовалась хорошая материальная база, учебные аппараты, приборы. К сожалению, учебного оборудова ния для малокомплектных школ издается недостаточно. Большинство дидактического материала учителю приходится изготовлять самому. Василий Григорьевич открывает то один, то другой шкаф. Их по не скольку ж каждом классе, в учи тельской°~Иа каждой полке аккурат но разложены . многочисленные приборы, учебные пособия. Очень много самодельных, изготовленных учителем. Рациональн а я организация учеб ного процесса, поиски нового и широкое внедре ние эффектив ных приемов ооу- | Неграмотная, темная страна! чения дали поло- ^ досталась Советской власти в на-2 жи тельные ре- | следство от дореволюционного { зультаты. В Тужиловской школе в течение ряда лет нет второгодни ков, а более половины детей учится только на «четверки» и «пятерки». За достигнутые успехи Василию Григорьевичу присвоено почетное звание заслуженного учителя шко лы РСФСР; Делами школы живут здесь и ро дители учащихся. И это не удиви тельно. Ведь многие из них в свое время тоже учились у Василия Гри горьевича. Охотно посещают школу и сейчас. И не только . поинтересо ваться успехами детей. В школе создан лекторий по основным воп росам педагогики 171и пид ьсм а ▼ Па призыву? В. И. Ленина* прошлого. А социалистическое; строительство невозможно было; вести без культурного о ъе ; широчайших масс, партии, по слову началось революционное наступ-1 ление на неграмотность, за новую! социалистическую культуру. Я в те годы была назначена за ведующей начальной школой де-; ревни 2-е Мягкое, которой, по су-; | ти дела еще не существовало. В ; состав Домозинского сельского;_ Совета входило 8 населенных $ пунктов. А школ было только две,? да и те начальные. ? Мне поручили создать третью1 Работа Василия Григорьевича не 1 начальную школу. Начинать при- « ограничивается только школой. X шлось с Учета в^ех детей школь- ^ Много у него и других дел, связан- 1 ного возраста. Их наоралось на ^ ных с людьми. Да оно иначе и быть ♦ лва Двухкомплектных класса. { не может: Учитель, особенно на се- ? Сельсовет помог подобрать по- 2 ле, — активный проводник полити- ? решение просторную крестьян- | ки партии. Как коммунисту В. Г. ♦ ск>ю хату. В ней оборудовали * Коробейникову поручили вести в ? классную комнату. Изгото- | Ново-Деревенском отделении совхо- < »или на месте У ^ б н у ю мебель,? ЧЯ «П а м я ть Ленина» к о у ж о к по изу- ? классные Доски, получили неболь- ? за «Память Лен ша» кружок по изу ♦ шое количество учебников. и 1_г0 X чению истории КПСС. 1 сентября 1930 года состоялся пер- ? Несколько лет подряд люди изби- | й ^ в 0 2 _ й Мя гк инской йаР_ 2 рают его депутатом сельского Сове- } - ♦ ■’ Хчальной школе. х „ __ ___ ? Заниматься приходилось в две? * Василия Григорьевича вся ее- { сме!Ш Преподавателей было двое.! Имновна^ работает Преподавателем I К Р°ме »а“ поручили орга-| Ивановна раоотает преподавателем * ниеовать ликбез среди взрослого? Ново-Деревенской средней школы, ? населения и подростков | дочь Надежда заканчивает Липец- 5 1 2 кий пединститут, скоро будет мате- ? Работать со взоослыми было♦ матиком. х гораздо труднее. Не хватало учеб-* После уроков с Василием Гри- 2 ни^ов> тетрадей, карандашей, по-* горьевичем мы идем по улице Ту- X с0011*1’ помещений. Но в то ж е * жиловки. Стоят рядами хорошие, * время было очень интересно, так * добротные дома. В центре — новое ? как слушатели ликбеза просто с ^ здание школы. В нем просторные ? жаДн°стью брались за учебу, ♦ • упорно стремились научиться пи- 2 сать, читать, считать. Занятия 2 проводились 4 раза в неделю с .6 2 до 9 часов вечера. И несмотря на то, что большинство взрослых учеников приходило иа уроки после работы, пропуски были очень редки. В каждой ликбезов- ской группе насчитывалось по ; 15—18 учащихся в возрасте от 15; Их интересовал не; программный материал.; комнаты, дети занимаются в одну смену. В ее строительство Василий Григорьевич вложил немало труда. — Да, не узнать Тужиловку, — говорит Василий Григорьевич^ — Люди с каждым годом живут луч ше. Вырос их образовательный уро вень. С начальным образованием в возрасте до сорока пяти лет всего четыре человека восьмилетнее и среднее. остальные имеют ♦ до 50 лет 2 только Вот он, результат учительского 2 Поэтому приходилось вслух чн- * труда. Нет, не напрасно живет в се- 2 тать газеты, а также произведе-- ле учитель В. Г. Коробейников. * ~ " ■ В. СЕ МЕНОВ. г ы . Й Г ” 8 Учител> » наши дни - это не только педагог, но и ак- Г в и д и е п о е Т Г в Т™ *’ Пров«дник "Шитики партии. На снимке оайоня г "Ре"°Давательницу Боринской средней школы Липецкого Ннколаевн; ’ *™ °Ву С У?еНИЦами выпускного класса. Светлана ществет^'ш пяйп Путат Раионного Совета. Она ведет большую об щественную работу в школе и среди односельчан. Фото А. Гирева. ния А. С. Пушкина. А. П. Чехо- 2 ва, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасо- ♦ ва 2 Сельский Совет, правление кол- ♦ хоза постоянно привлекали нас, ♦ учителей, к массово-политической 2 ♦ работе среди населения. Одной из * ♦ форм этой работы была органи-? ♦ зация красных уголков, которые ^ ♦ возглавлялись культармейцами. ^ В ликвидации безграмотности и$ просветительной работе культар- мейцы сыграли очень большую роль. Именно они были организа- ♦ торами бесед, лекций, читок га- ? зет и журналов в красных угол- X ках. Нам часто приходилось вы- ♦ ступать с докладами, выпускать ♦ стенные газеты, организовывать ♦ ? кружки художественной самодея-у ? тельности. ♦ 2 Вполне закономерно возникла? ? потребность в библиотеке. Соз-? дать ее помогли работники Из-? малковской районной библиотеки.? Передвижной библиотекой До- ? мовинского сельсовета я руково-2 дила более б лет. Словом, работы было много, и! всякое дело нам нравилось. А- как я была счастлива, когда мой- ? скромный труд был замечен и вы-; ? соко оценен Надеждой Констап-; ? тиновяой Крупской. В мае 1936; ? года почтовой посылкой мне бы-; ли вручены от имени Наркомпро- са ручные именные часы. Вспоминаю сейчас те далекие!, дни, и горжусь. Наш скромный.* труд принес пользу ' людям, род- 1 ной стране. Е. ОБРАЗЦОВА, учительница-пенсионерка. Н Е ТАК ДАВНО В ЛЕБЕДЯНИ на постоянное жительство из Рязанской области переехала семья Р. Не знаю, как устроился на новом месте глава се мьи, а вот его дочери Тане, которая поступила учиться в 1 «а» класс Лебедянской восьмилетней Школы,— определенно «не повезло». Дело в том, что в Рязанской области Тан-я училась по старой программе, а все первые классы школ Лебедян ского района работают в этом году по новой, ко торая с будущего учебного года вводится во всей области. Заслуженная учительница школы РСФСР Н. С. Пупынина, преподающая в этом классе, сокру шенно говорит: — Не знаю, что и делать с Таней. По грамма тике и чтению еще можно кое-что наверстать. А •от с математикой трудней. Лебедянские перво клашки уже умеют считать, решать задачи и примеры в пределах сотни, а Таня только до двадцати. Обратите внимание, что учительница Пупынина ■аэвала учебный предмет не арифметикой, а ма тематикой. Это не случайно. На уроках по данно му предмету в лебедянских школах первоклассни ка уже знакомятся с буквенной символикой, ал гебраическими вычислениями, основами геомет рии, многими математическими терминами... Я целый День провел на уроках Нины Сергеев н ы. И уже после первых минут пребывания в классе обратил внимание, что первоклассники ста ли усидчивее, собраннее, серьезнее. И это понят но: новая программа более напряженная, а по содержанию — интереснее. Она теперь строится в основном на развитии логического мышления у детей. Учителя часто говорят первоклассникам: «Подумайте!», «Поразмыслите!». А малыши: «Я думаю», «Я считаю». ...Первым в тот день был урок математики. На чался о н не с традиционной проверки, как вы полнено домашнее задание, на что раньше трати лось много времени, а с контрольных вопросов, в ыяс няющ их, какие смысловые операции совер- шили первоклассники при выполнении домашних заданий. — Какой вопрос поставили в первой задаче? А во второй? У всех так? А, может быть, кто-нибудь решил по-другому? Нина Сергеевна раздвигает занавески на доске, на которой еще до урока было записано 10 при меров на сложение и вычитание. Первоклассники решили их за 4 минуты. Это результат логиче ского осмысления произведенных вычислений. Питомцы учительницы Пупыниной твердо зна ют, как называются числа при сложении и вычи тании, что такое вычисленная и невычисленная прямоугольника рядом (в левом — обозначение «х», а правом — число 15), чуть ниже — еще один (в нем число 25). От прямоугольников, рас положенных выше, к третьему протянуты линии, обозначающие зависимость между ними. Первоклассники с любопытством смотрят на доску. Минуту они думают, а потом на лицах лу кавая улыбка: мол, знаем, как решать! И когда они получают разрешение говорить, то по очере ди сообщают составленные ими задачи примерно такого типа: «В первом аквариуме плавало неиз вестное количество рыбок, во втором — 15, а все го рыбок было 25. Требуется узнать, сколько бы- над овладением нормами современного русского языка. Так было и в тот день. Нина Сергеевна отодви гает занавеску на классной доске, и первокласс ники видят нарисованные помидор, огурец, мор ковь, капусту... Все это вместе взятое они назы вают овощами. Потом под диктовку учительницы записывают предложения: «Скоро верба расцве тет. Скоро в поле снег растает. Скоро с речки лед сойдет». Малыши часто произносят слова: «помидор», «огурец», «морковь», «капуста», «овощи», «рас цветет», «растает», «речка», но ведь ребят надо В П ЕРВОМ КЛАССЕ сумма, как двузначные числа заменить суммой разрядных и удобных. И они это не механически зазубрили, а осмыслили, поняли. Очень продуктивной для развития математиче ского мышления первоклассников оказалась рабо та, когда они в уме совершали вычисления, а в тетради записывали только ответ (не случайно Нина Сергеевна при этом часто повторяла: «Мыс лите, мыслите!»).. *Нина Сергеевна учит своих питомцев уже диа лектически осмысливать число, на каждом уроке работает с малышами над развитие^ у них мате матических понятий. Если бы несколько лет назад сказали, что пер воклассники смогут решать задачи с помощью уравнений, то, пожалуй, даже опытный учитель усомнился бы в этом. А теперь не только реша ют, но даже и сами составляют такие задачи. —С классной доски Нина Сергеевна снимает но- джсток — л малыши видят перед собой два ло рыбок в первом аквариуме». Первоклассники составляют и решают уравне ние «Х+ 15=25». Производительности труда на этом уроке мо жет позавидовать любой учитель даже более старших начальных классов: за 45 минут перво классники решили 40 примеров и 4 задачи... Программа по грамматике для первых классов по сравнению с математикой менее подверглась изменениям. Однако и в основу этого предмета тоже положен принцип развивающего обучения. Школам было предоставлено право избирать для первых классов старую или новую систему обучения письму. В Лебедянской восьмилетке выбрали новую. Особенности ее заключаются в том, что не только буквы, но даже целые слова дети должны писать безотрывно. Преимущество ее — быстрота письма. Сокращение букварного периода дает возмож ность более глубоко р аботать с первоклассниками научить правильно писать их. И начинается кро потливая словарная работа. В начале перво классники проговаривают эти слова по слогам, потом записывают в тетради, расставляют ударе ния. Почти на каждом уроке грамматики Нина Сер геевна проводит с малышами творческие работы, учит их писать еччинения-малютки. ...На перемене я просматриваю тетради перво классников. В среднем за урок они пишут 60—70 слов. Каллиграфия, правда, незавидная. Объяс няется это тем, что на чистописание не всегда хватает времени. Но радует то, что ошибок мало. Так же успешно прошла и проверка навыков чтения. Воспитанники учительницы Н. С. Пупыни ной читают в основном сознательно, правильно, сравнительно бегло, отчетливо произносят звуки, соблюдают интонацию, верно делают паузы ■ ударения. Нечего греха таить; во многих шкодах на уро ках учителя и учащиеся больше говорят, нежели читают. Из 45 минут на выработку навыков чте ния едва уходит 13—17 минут. Иное дело у Нины Сергеевны: две трети урока ее питомцы, как пра вило, читают, а остальное время уходит на выяс нение значения непонятных слов, и, конечно, на творческую работу. После уроков я попросил Нину Сергеевну вы сказать свое мнение о новой программе для пер вых классов. — Я уже 35 лет работаю в школе,— ответила она.— Думала, что трудно будет перестраивать ся: преподавание по новым программам требует от учителя не только теоретического, но и мето дического перевооружения... Особенно мне нра вится программа по математике. Учебники тоже хорошие. Нина Сергеевна увлеченно рассказывает о том, какую работу проводит с родителями в связи с тем, что их дети занимаются по новым програм мам. ...Над Доном медленно сгущаются весенние сумерки. В городе, раскинувшем свои улицы по обеим берегам реки, вспыхивают россыпи элек трических огней. Первоклассники, приготовив уроки, отдохнув, наверное, уже засыпают. А их учительница еще долго сидит за письменным сто лом в своей квартире, обложившись учебниками, методическими разработками, свежими номерами газет и журналов. Нужно хорошо подготовиться к занятиям, детально продумать каждый методиче ский прием, каждый вид работы. А завтра ее встретят десятки умных, любознательных глаз. И Нине Сергеевне предстоит распахнуть перед пер воклассниками новую дверь в заманчивый мир науки и жизни... П. КАШ МЕНСКИИ. ч_~/ СТРАНИЦА ПОДГОТОВЛ ЕНА НЕ- < ШТАТНЫМ ОТ ДЕ ЛОМ 7 _________ ___г_1, ____________ _ \ ~ ~ ШКОЛ «ЛЕ- \ * НИНСКОГО ЗНАМЕНИ».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz