Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ 10 января 1969 г., № 8 (12 263) Часто можно встретить на Крутовской молочнотоварной ферме колхоза «Большевик» Добровского района агитатора Клавдию Васильевну Баранову. Она здесь желанный гость. Заведуя много лет сельской библио текой, Клавдия Васильевна накопила большой опыт работы. НА СНИМКЕ: агитатор К. В. Баранова проводит беседу с работниками Крутовской молочнотоварной ФеРмы* Фото П. Мысина. Н А ЖИВОТНОВОДЧЕСКОМ комплексе колхоза «Заря коммунизма» Краснянского района состоялся семинар специали стов, председателей колхозо-в и на чальников комплексов по откорму крупного рогатого скота. В нем при няли участие также начальники про изводственных управлений тех рай онов, где имеются такие комплексы, специалисты областного управления сельского хозяйства. Гости осмотре ли фермы, ознакомились с организа цией откорма скота. Пояснения да вал главный зоотехник колхоза М. Ф. Мешалкил. Колхоз «Заря коммунизма» специ ализируется на производстве говя дины. Откорм бычков ведется на жоме и патоке. Собственное воспро изводство-не в состоянии обеспечить необходимое для откорма поголовье, поэтому организована закупка быч ков и выбракованных телочек в со седних хозяйствах, а также у кол хозников и рабочих совхозов. На животноводческом комплексе, который обслуживает 38 человек, установлен строгий распорядок дня, рацион рассчитан на 90 дней интен сивного откорма. За это время быч М Я С Н О Й К О Н В Е Й Е Р Животноводы изучают опыт колхоза «Заря коммунизма » # * ки достигают 300 килограммов веса. Наведен порядок в очередности скармливания кормов. С утра скот ники раскладывают в кормушки по варенную'соль и ‘ патоку. Затем — первая раздача жома. При второй раздаче жом дают вместе с концент ратами только в трех воловнях, гд*» заканчивается юткорм и бычки гото вятся к сдаче. В конце дня работни ки комплекса заполняют кормушки грубыми кормами. Как отмечалось на семинаре, боль шую роль в получении высоких при весов играет порода скота. В этом все наглядно убедились, срав нив бычков воловни Л? 2, получен ных от колхозных племенных коров, с беспородными, собранными из раз ных хозяйств. При одинаковом кормлении породистые бычки опере жают в росте беспородных. Их сда точный вес значительно превышает 300 килограммов. Строгое соблюде ние распорядка дня, рациона корм ления способствует быстрому росту бычков. Среднесуточные привесы животных составляют 600—700 грам мов, а отдельные прибавляют на 900 граммов в сутки. Около 40 процен тов бычков к моменту сдачи имеют высшую упитанность. - Вот некоторые экономические данные, свидетельствующие о выго де интенсивного откорма. Планиро валось на центнер привеса затратить 10,5 кормовых единицы, 5 человеко дней. Фактически затрачено 9,6 кор мовых единицы и 4,6 человеко-дня. Рентабельность достигла 76,8 про цента. Комплекс дал свыше 362 600 рублей чистого дохода.V Все трудоемкие процессы механи зированы. Разработана система оплаты труда. Рабочий день на ком плексе начинается в 7 утра и про должается до 18 часов с двухчасо вым перерывом на обед. Здесь есть комната отдыха, красный уголок, где устраиваются беседы, подводятся итоги социалистического соревнова ния. Есть однако и трудности, которые руководители хозяйства не могут устранить своими силами. Комплекс по существу^недостроен. Нет пато- кохранилигца, хотя по проекту оно должно быть. Не построен железно дорожный тупик. Поэтому жом со станции перевозят на автомашинах, что вызывает дополнительные расхо ды. Многое предстоит сделать по благоустройству, внедрению культу ры на производстве, улучшению са нитарного состояния. Участники семинара советовались также о том, как обеспечить молод няк на доращивании грубыми кор мами, за счет чего обогатить рациои откормочного поголовья белком. С. НИКИТИНА, соб. корр. «Ленинского знамени». НОТ НА „ Э Л Ы Е “ Елецкий завод «Эльта» успешно выполнил в третьем году пятилетки свои социалистические обязательства Досрочно освоена проектная мощ ность. В «Ленинском знамени» уже рассказывалось о тех экономических рычагах, которые помогли коллективу предприятия добиться успеха. Нема ловажную роль сыграла и научная организация труда. Вопросами НОТ на «Эльте» начали заниматься еще три года назад. Но отдельные усилия энтузиастов не приносили желаемых результатов. Настоящим ускорителем для разви тия НОТ послужил переход предпри ятия на новые условия планирования и экономического стимулирования. Специальным приказом на «Эльте» был создан отдел научной организа ции труда и производства. С чего же начал свою работу этот отдел? С создания творческих бригад. Но одновременно он приступил и к разработкам технической докумен тации. Менее чем за восемь месяцев отдел подготовил 98 технологических карт и инструкций и внедрил 10 пла нов научной организации труда. Бы ла проанализирована работа некото рых отделов заводоуправления, в частности планово-экономического и организации труда и заработной пла ты. Помощь энтузиастов научной ор ганизации труда почувствовали все производственники. Так, з стеколь ном цехе подготовлено 26 должност ных инструкций для инженерно-тех нических работников и рабочих, в которых конкретно определено, чем должен заниматься тот или иной специалист, как он должен выпол нять свою работу. Немало сделано также в сборочном цехе. Здесь уста новлено освещение на рабочих мес тах мойщиц, организован участок анализа брака, оборудованы рабочие места мастера и технолога, замене ны насосы на машине откачки. Кро ме того, по предложениям творче ских бригад, освоен отжиг анодных выводов, налажено изготовление по лиэтиленовых цоколей, экрана из не ржавеющей ленты. К особенно удачным работам по НОТ следует отнести внедрение сис темы контроля за наиболее важными операциями, применение сетевых гра фиков и организацию службы свето техники. Сейчас уровень НОТ в целом по заводу возрос по сравнению с чет вертым кварталом прошлого года с 0,65 до 0,68 процента. Если коэф фициент НОТ в Стекольном цехе в 1967 году составлял 0,66, то в прош лом году он равнялся 0,70. В сбо рочном цехе соответственно — 0,61 и 0,66, в металлозаготовительном — 0,59—0,64. Эти данные постоянно доводятся до сведения коллективов цехов. Важным элементом повышения производительности труда является внедрение технически обоснованных норм выработки. Поэтому нормам было уделено особое внимание.- До статочно сказать, что за два кварта ла минувшего года они возросли на 30,4 процента. За счет снижения тру доемкости производства кинескопов производительность Труда повыси лась по сравнению с четвертым квар талом 1967 года по цехам: стеколь ному —> на 46,2 процента, по метал- лозаготовительному — на 14,9 про цента. Любопытно привести и другие цифры. В целом по заводу наблюда ется постоянный рост производитель ности труда. В 1967 году, например, она возросла до 163,8 процента по отношению к 1966 году. А произво дительность в прошлом году по от ношению к 1966 году составила 218,5 процента. Коллектив получил от внедрения мероприятий по НОТ более 200 ты сяч рублен, снизил трудоемкость на каждую тысячу кинескопов 563 нор- мо-часа. За последнее время на предприятии значительно сократился процент руч ного труда. Сейчас творческие брига ды изыскивают возможности для ме ханизации складского хозяйства, по грузки кинескопов в вагоны. Начат монтаж семи межоперационных кон вейеров общей протяженностью бо лее 1000 метров. Конечно, не все гладко в работе по научной организации труда. Служба НОТ слабо еще опирается на коллек тив. А ведь успех возможен только при активном участии сотен новато ров производства. Однако, несмотря на отдельные промахи, энтузиасты НОТ завода «Эльта» полны решимости в нынеш нем, 1969 году помочь предприятию освоить выпуск цветных кинескопов и выполнить свои обязательства, взятые в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. М. ПУЗИКОВ, инструктор промышленно-транспорт ного отдела Елецкого горкома КПСС. СВОБОДУ ГРЕЧЕСКИМ ДЕМОКРАТАМ ! Исполком Союза обществ Красного Креста и Красного Полуме сяца СССР выступил с заявлением в защиту греческих политических заключенных. В нем отмечается, что все советские люди, в том чис ле миллионы членов С оветского Красного Креста, с тревогой следят Ра новыми жестокими преследованиями демократов в Греции. В конце ноября греческие полицейские власти произвели новые аресты. Среди арестованных известные политические и общественные дея тели. От имени 75 миллионов своих членов исполком Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР выразил решитель ный протест против продолжающегося террора в Греции и настоя тельно призвал греческое правительство принять срочные меры к прекращению преследования прогрессивных деятелей, оказанию по литическим заключенным необходимой медицинской помощи, не медленному освобождению всех арестованных демократов, в первую очередь тяжело больных и престарелых. (ТАСС )’. Год от года в нашем со в х о з е растет количество тра и с п о р т и ых средств. Еще не так давно хозяйство имело немногим больше десятка гру зовиков, а теперь их — 46. Каждый автомобиль используется по-хозяй ски, на полную мощность. План ав томобильных перевозок в совхозе выполняется и перевыполняется, сни жена себестоимость перевозок. Ав топарк дает прибыль. Повышению производительности машин способст вует правильная организация техни ческого обслуживания. На каждый*, грузовик в совхозе имеется карточ ка-график. В ней определены сроки технических уходов и ремонтов. Во дители строг# следят за соблюдени ем пробегов с тем, чтобы техниче ский уход и ремонт проводились своевременно и по всем правилам. Анализ работы автопарка убедил АВТОМАШИНЫ В НАДЕЖНЫХ РУКАХ экономистов, что, примерно, пятая часть всех затрат на содержание машин приходится на приобретение и ремонт шин, которые быстро вы ходят из строя. А нельзя ли про длить их службу? Такой войрос мы поставили перед шоферами. «Мож но», — ответили лучшие водители. И доказали это на деле. В обычных условиях каждая шина рассчитана на пробег 40 тысяч километров. Шо ферам И. Я. Сухареву, 3. Ф. Дени сову, В. Д. Тяпину и другим удалось увеличить его до 70 тысяч километ ров. Уопех завоеван благодаря точ ному соблюдению правил эксплуата ции, заботливому уходу за машиной. Так была достигнута большая эко номия. Наездив сверх плана 500 ты сяч километров, шоферы внесли в копилку совхоза дополнительно не одну тысячу рублей. На ремонт принимаются только такие шины, на которых нет ни од ной пробоины. Поэтому шоферы ста раются как можно лучше сохранять покрышки. Списывание их, как пра вило, производится только при пол ном износе. Мы подсчитали, что каж дая отремонтированная покрышка дает 10—12 рублей прибыли. В истек шем году их было реставрировано 65. Среди шоферов развернулось со ревнование за лучшее техническое состояние автопарка, сокращение затрат на ремонт. Передовые води тели А. П. Семионов, И. А. Козлов, И. Г. Дикарев, М. М. Муравьев уд воили пробег между ремонтами. За счет повышения производительности, улучшения использования автопарка хозяйство получило более 3 тысяч рублей экономии. Разумеется, высокопроизводитель ное использование подвижного со става во многом зависит от качества дорог. В совхозе принимаются меры к тому, чтобы внутрихозяйственные дороги постоянно находились в хо рошем состоянии. Полотно дорог ре гулярно выравнивается. В ненастье на трудные участки в помощь шофе рам выделяем тракторы. В прошлом году коллектив ус пешно справился с перевозками. Совхозными машинами только за период уборки урожая доставлено с полей около 9 тысяч тонн зерна, 3690 тонн силоса, несколько тысяч тонн са х а р н о й свеклы. В напря женное время жатвы шоферы не оставляли машины по 16—18 часов, делали по 20—25 рейсов на расстоя нии 10—12 километров. С уважени ем называют в совхозе имена води телей А. В. Дивавина, Н. В. Статина, И. Д. Беляева. На их счету не один десяток тысяч тонн перевезенных грузов. Большая заслуга в четкой работе автотранспорта диспетчера А. Я. Птицына и автомеханика И. К. Вашура. Они настойчиво внедряют прогрессивные способы использова ния машин, умело организуют тех ническое обслуживание автомобилей. А. ЕРЕМИН, главный бухгалтер совхоза «Набережанский» Воловского района. IНАУКА ДЕНЬ» 3 А д н е м ! I . [ - Одно из древнейших жилищ [ | человека—Азыхская пещера ста- | | ла местом действия одноименно- | ] го документального фильма, сня- * \ того режиссером М. Багировым. | 1 Расположенная на юге Азербайд- ; 5 жана, эта пещера состоит из ше- > | сти «залов», раскинувшихся под | 2 землей на несколько тысяч квад- ■ * ратных метров. ( Археологи, исследующие под- | земелье уже много лет, обнару- | ] жили в нем немало следов пре- ( бывания древнего человека. Обь- } | ектив кинодокументалистов рас сказывает о самой интересной находке — останках неандерталь цев, живших в пещере 300 тысяч лет тому назад, в ашельскую эпоху каменного века. До Азых- ской пещеры свидетельства той далекой поры были обнаружены лишь в четырех пунктах Западной | ( Европы и Северной Африки. Азыхская находка подтвердила гипотезу о том, что Кавказ был одной из областей формирования 5 древнейшего человека. | О тайнах Азыхской пещеры, 1 и рассказывает лента «Азербайд- \ жанфильма». | * * * I Знаменитая «История россий- < ская» В. Н. Татищева получила в ! советской историографии свою вторую жизнь. В завершенное } ! сейчас семитомное академиче- | ское издание этого большого ] труда включены новые архивные материалы, обнаруженные в со ветские годы в «воронцовском фонде». Большой интерес пред- \ ставляют рукописи отдельных | частей «Истории рогсийской». 1 Особое внимание исследовате- 5 лей привлекла переписка В. Н. Та- ! | тищева за 1746—1750 годы, когда, | * высланный под строгий надзор : 5 властей в Болдино и отрешенный г | от каких бы то ни было государ- | | ственных дел и обязанности^, он : 5 трудился над своей «Историей { | российской». В письмах, адресо- \ ' ванных президенту Академии на- : I ук К. Г. Разумовскому, М. И. Во- [ | ронцову, В. К. Тредиаковскому и [ ! ’ другим, рассказывалось о состо- | янии работ над «Историей». 1 Новое академическое издание | <«Истории российской», выпущен- ■ I ное ленинградским объединени- 1 } ем «Наука», было предпринято | ] по инициативе академика М. Н. • ( Тихомирова. Труд Татищева он [ | характеризовал как «первую по- ) I пытку осветить русскую историю • ( на научных основаниях». I С . - . - . - . Г ' . ' ________^ с _ I Н . Ж у к о в , н а р о д н ы й СЧАСТЬЕ ТВОРЧЕСТВА Имя народного художника СССР нашего земляка Н. Н. Жукова ши роко известно в Советском Союзе и за рубежом. Бо лее двадцати пя ти лет Николай Николаевич посвятил созданию графической «Ленинианы». В нее входит около 1500 рисунков и картин, посвященных жизни и дея тельности Владимира Ильича Ленина. Художник не перестает работать над этой главной темой своего творчества. Осенью прошлого года он совершил поездку в Улья новск и другие города Поволжья и сделал много рисунков и эскизов. Редакция «Ленинского знамени» с согласия автора присту пает к публикации глав из автобиографической кнжи Н. Н. Жукова «Счастье творчества». Эта книга принята к изданию «Молодой гвар дией» и в 1969 году выйдет в свет. х у д о ж н и к С С С Р Г ОРОД ЕЛЕЦ, где прошло мое детство и юность, расположен менее чем в 400 километрах от Москвы. Но в двадцатые годы нам, елецким ребятам, казалось, что Москва далеко-далеко. На тех, кто приезжал к нам из Москвы, мы смотрели как на счастливцев: поду мать только, был в столице, где жи вет вождь революции—Ленин! .Имя Ленина с каждым днем Со ветской власти входило в ж^знь людей все глубже, становилось до роже, родней. Вот почему день 21 января был самым холодным и са мым горестным, в памятном 1924 году. Мне было тогда 15 лет. Участвуя в оформлении школьных стенных газет, я перерисовывал портреты-Ильича. Это была Моя первая встреча с об разом Ленина. Делал я это с вели чайшей старательностью, любовью и каким-то тогда еще не осознанным волнением. Закончив художественную школу и пройдя , действительную военную службу, я в 1932 году приехал в Москву. Москва обворожила меня. Я не пренебрегал никакой работой: брал ретушь, чертежи и перерисовки, сочинял рекламы, товарные этикетки, работал над внешним оформлением книг, пробовал свои силы в иллюст рировании детских книг. Работал я и над политическим плакатом. В нем изображение Ленина было частым, но работа моя, я бы сказал, не была тогда по-настоящему творческой, потому что образ Ленина я заимст вовал из репродукций или фотогра фий. Я ходил в студии, рисовал с нату ры и, присматриваясь ко всему, оце нивал свои силы, или, вернее, пони мал и видел, что их еще очень мало и что мне надо очень много рабо тать, чтобы стать художником. Вот в эту пору — это был 1938 год — я получил предложение от художест венного редактора издательства «Молодая гвардия» А. К. Андреаса— НОВЫЙ ТРАКТОР НА ИСПЫТАНИЯХ Прошло немногим более двух лет со дня выхода в свет Поста новления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о развитии про изводства тракторов, в котором предусматривалось более широкое применение в народном хозяйстве тракторов Т-40 и Т-40А, выпуска емых Липецким тракторным заво дом. За это/ время коллектив ЛТЗ совместно с научно-исследователь скими и проектно-конструкторски ми организациями провел работы по агрегатированию колесных тракторов с машинами строитель ного, дорожного, коммунального, лесохозяйственного назначения.В результате было установлено, что для широкого использования ма шины необходимо создать специ альные промышленные модифика ции, разработка которых и была выполнена. Образцам промышленного наз начения были присвоены индексы Т-50П и Т-50АП. По сравнению с серийными тракторами они имеют значительные преимущества. Мощ ность двигателя увеличена до 50 лошадиных сил. Введено дублиро ванное управление машиной с по воротным сиденьем и рулевой колонкой. Изменен ряд передач, охватывающий диапазон скоростей от трех до 30 километров в пас. Разработаны ходоуменьшители с механическим и гидравлическим приводами, позволяющие получать низкие технологические скорости движения агрегатов. Изменена также общая компановка тракто ра: кабина сдвинута вперед и по ставлена на упругие опоры, бата реи аккумулятора перенесены в другое место, а топливный бак размещен под капотом двигателя. Параллельно с разработкой конструкции тракторов Т-50П и Т-50АП совместно с рядом орга низаций велось проектирование навесного оборудования к ним. К концу минувшего года спроекти рованы 24 новых агрегата, причем многие из них .созданы впервые в стране. Среди них: фронтальный погрузчик, бульдозер с задней на веской, скрепер и виброуплотни тель, Первые три из них уже по лучили рекомендацию для серий ного выпуска. Сейчас в Воронеже успешно проходит испытания партия трак торов Т-50АП с навесными оруди ями промышленного и строитель ного назначения. А. ПЛЯСОВ, инженер отдела главного конструктора Липецкого тракторного завода. На снимке: тракторы Т-50АП. Фото Г. Солодкова. иллюстрировать книгу ния о К. Марксе». «Воспомина- Вначале я, естественно, отказался: уж слишком очевидным было несоот ветствие моих сил и возможностей с серьезностью и ответственностью те мы. Но неожиданное § , * доверие, проявленное этим человеком, который тем самым сыграл не маловажную роль, в моей дальнейшей творческой судьбе, победило ро бость, помогло преодо леть сомнения. Работа над образом Маркса требовала боль шой организованности, систематичности, настой чивости, я бы сказал, неутомимости, потому что трудностей и неудач было много, а сил не хватало. Нужно было изучить эпоху, прочесть ряд произведений Марк са, его переписку с Эн гельсом (а она состав ляла семь томов). Нуж- ............. но было понять и осмыс лить индивидуальные особенности Маркса. Иконографический материал был крайне невелик — до наших дней дошло не более десятка фото графий и все они относятся к по следнему периоду его жизни, а мне необходимо было представить, каким был Маркс в 1844 году, когда встре тился в Париже с Энгельсом и т. д. Я всегда был нетерпелив и неусид чив, а эта работа пригвоздила меня к столу, научила много читать, до пытываться, познакомила с художни- ками-иллюстраторами книг Диккен са, современниками Маркса. Р АБОТА над рисунками в книге привлекла мое внимание прежде всего к изуче нию эпохи, в которую жили и творили Маркс и Энгельс, к озна комлению с соответствующими историческими материалами. Я стал частым посетителем Ленинской биб лиотеки. Купил в букинистических магазинах ежегодники второй поло вины XIX века — немецкие, фран цузские, английские. По репродуци рованным там гравюрам изучил быт, нравы, архитектуру, костюмы. Зна комство с творчеством художников того времени помогло почувствовать дух времени, характер общественных взаимоотношений, некоторые детали и тонкости в жизни страны. Но все это было умозрительно, не подтверждалось и не редактирова лось личными впечатлениями и па мятью. Трудностей было много. Я думаю, что образ М а р к с а и с к у с с т в е еще получит в будущем свое развитие, совершенствование и масштабность. То, что есть сейчас на тему жизни Маркса в графике, в скульптуре, жи вописи, в кино, — это только начало. Многое было неведомым н непо стижимо трудным в моей работе. Вспоминаю первый рисунок — «Маркс у Лесснера». — я переделы вал его 24 раза. В процессе работы я не раз думал — вот, если бы побывать в Лондоне в Манчестере, глотнуть тамошнего воздуха, хотя бы одним глазком по смотреть Гайд-пзрк, Темзу, Британ ский музей... Я понимал, что за мно гие десятилетия время изменило и дома, и улицы, исчезли дилижансы, изменилась одежда, все стало дру гим, но для художника, так же как и для актера я режиссера, очень много значит живое представление о месте действия. К сожалению, в то время, в конце 30-х годов, мне не суждено было по бывать за рубежом, посмотреть и сопоставить мои представления с правдой жизни. Рисунки к книге о Марксе и Энгельсе были сделапы в большей мере, как говорят, на ощупь, по интуиции. Поездка моя в Англию осуществи лась только в 1955 году, когда я был направлен туда в составе делегации ВОКСа в порядке укрепления наших культурных связей. Так — хотя и с большим опозданием — мечта моя все же осуществилась, и я утолил в какой-то мере свою -потребность в знакомстве с этой страной. И есте ственно, что в течение месяца пре бывания в Англии не было у меня ни одного дня, чтобы я не вспоми нал о своей работе, не сравнивал ее с увиденным, не радовался, или не огорчался, когда сталкивался с фак тами жизни, и они или утверждали мои творческие прогнозы или их оп рокидывали. Приведу пример, касающийся о д ной из деталей, памятуя, как важна каждая деталь для общей достовер ности произведений художника. В эпоху Маркса и Энгельса большин ство людей определенного общест венного положения носили цилинд ры. Изобразить Энгельса с цилинд ром на голове было нетрудно, он ему онень идет, хотя подобного фо тографического документа й нет. А вот изобразить нилиндр на голове у Маркса, чтобы это было зрительно приемлемо, мне кажется, невозмож но. Кстати, ни в воспоминаниях, ни в переписке нет упоминания о том, какой головной убор носил Маркс. В своем рисунке «Маркс и Эн гельс на прогулке в Манчестере» я изобразил Маркса в круглой шляпе; мне казалось, что такая форма го ловного убора могла быть, и я был бесконечно рад, когда впервые уви дел подаренный в 1948 году Эдга ром Лонге (внуком Маркса) инсти туту Маркса—Энгельса—Ленина да герротип с изображением Маркса и Энгельса в кругу семьи. Этот сни мок ранее не был известен. На нем Маркс держит в руках шляпу той формы, которую я изобразил на своем рисунке. УТЕШЕСТВУЯ по Англии, бывая в музеях народного быта, я всегда вспоминал, какие трудности были у меня при создании рисунков к книге о Марк се и Энгельсе, никогда не был рав нодушен к тому, с чем знакомился, что меня окружало. В доме Чарлза Дарвина я обнару жил, что его кабинет очень похож на кабинет Карла Маркса. Увидев хра нилище и читальный зал Манчестер ской библиотеки, я почувствовал не достатки многих моих рисунков с Энгельсом, а Темза, Гайд-парк и Британский музей, наоборот, как бы укрепили галерею характеристик в рисунках к этой книге. Конечно, гуляя по Темзе, я не увн- п дел тех портовых рабочих, торговые суда, какие великолепно изобразил в своих гравюрах Г. Доре и какие на блюдал на своих прогулках К. Маркс. Всего этого уже нет. Но в характеристике этих мест, в металли ческом ажуре мостов, портовых кра нов, в утреннем восходе солнца, про резающем туман, я лучше понял ис кусство Доре, Тернера, лучше почу вствовал характер Маркса, образ которого все более четко возникал в моем воображении. Всегда с радостью вспоминаю встречу в Брэдфорде с представите лями местного отделения культур ных связей с нашей страной. Арендо вали специально для этого старое кафе, где еще сохранились лампы газового света. Горел камин. Стояли старые лавки, висели старые гравю ры. Собралось человек семьдесят- восемьдесят. Среди них были разные люди — негр, индус, алжирец, два француза, разливавшие кофе и беэ* умолку говорившие. Но больше всего было старушек, которые охотно приходят здесь на подобные собрания. В них все видят живой пример соединения современ ного с былым. На одной из стен не ожиданно для меня появились шесть моих рисунков из серии «Маркс —- Энгельс» (издания Изогиза), кото рые, видимо, сохранились у кого-то здесь в частной коллекции. Это вос кресило в моей памяти подробности творческих волнений, когда, семнад цать лет тому назад, я старался представить себе Лондон, места жиз ни Маркса и Энгельса. И вот сейчас я нахожусь в старом английском ка фе того типа, в котором, вероятно, они могли быть. Учение Маркса—Энгельса стало великой движущей силой на земле. И как счастливо было мне чувство вать, что я здесь гость из той стра ны, которая первая претворила в жизнь их гениальные научные пред начертания, обеспечила дальнейшее развитие научного коммунизма, на чала новую эру в истории человече ства — эру социализма и коммуниз ма. И еще очень важна была для ме ня поездка в Истбеон. Это одно из любимых мест отдыха Ф. Энгельса. Здесь в 1895 гЗлу старый друг Эн гельса, член Первого Интернациона ла, портной Лесснер, младшая дочь Маркса со своим мужем—доктором Эвелингом выполнили последнюю волю Энгельса — отплыли на лодке на Две мили от береУа и развеяли его прах над морем. Я проезжал это место. Был пас мурный ветреный день, море и бе рег, берег и море... Вводе то же са мое могло быть и на Черном море, и на Балтийском. Но нет! Историче ские события придают месту ту био графическую особенность, драгоцен ность подлинности, которую ничем не заменишь.. Поездка в Англию родила жела ние многое в моих работах о Марксе и Энгельсе сделать заново, сделать больше и лучше. Рассматривая сей час э т у книгу воспоминаний о Марк се и Энгельсе, я могу сказать, что работа над рисунками к ней дала мне неизмеримо больше, чем мог Дать я этой книге своим далеко не Совер шенным опытом молодого Художни ка. Как бы то ни было, а работа над книгой о Марксе и Энгельсе развила во мне интерес к революционно- исторической теме. В КОНЦЕ 1940 года я присту пил к работу над обрезом Владимира Ильича Ленина. Мне казалось, чго ленинская тема, более близкая для меня по времени и событиям, по месту действия и окружающей среде, будет даваться легче. (Продолжение следует). НА СНИМКЕ: Н. Н. Жуков в сво ей мастерской. Фою М. Свищева. (Фотохро т - ч ь ТАССХ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz