Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ 10 января 1969 г., № 8 (12 263) Часто можно встретить на Крутовской молочнотоварной ферме колхоза «Большевик» Добровского района агитатора Клавдию Васильевну Баранову. Она здесь желанный гость. Заведуя много лет сельской библио­ текой, Клавдия Васильевна накопила большой опыт работы. НА СНИМКЕ: агитатор К. В. Баранова проводит беседу с работниками Крутовской молочнотоварной ФеРмы* Фото П. Мысина. Н А ЖИВОТНОВОДЧЕСКОМ комплексе колхоза «Заря коммунизма» Краснянского района состоялся семинар специали­ стов, председателей колхозо-в и на­ чальников комплексов по откорму крупного рогатого скота. В нем при­ няли участие также начальники про­ изводственных управлений тех рай­ онов, где имеются такие комплексы, специалисты областного управления сельского хозяйства. Гости осмотре­ ли фермы, ознакомились с организа­ цией откорма скота. Пояснения да­ вал главный зоотехник колхоза М. Ф. Мешалкил. Колхоз «Заря коммунизма» специ­ ализируется на производстве говя­ дины. Откорм бычков ведется на жоме и патоке. Собственное воспро­ изводство-не в состоянии обеспечить необходимое для откорма поголовье, поэтому организована закупка быч­ ков и выбракованных телочек в со­ седних хозяйствах, а также у кол­ хозников и рабочих совхозов. На животноводческом комплексе, который обслуживает 38 человек, установлен строгий распорядок дня, рацион рассчитан на 90 дней интен­ сивного откорма. За это время быч­ М Я С Н О Й К О Н В Е Й Е Р Животноводы изучают опыт колхоза «Заря коммунизма » # * ки достигают 300 килограммов веса. Наведен порядок в очередности скармливания кормов. С утра скот­ ники раскладывают в кормушки по­ варенную'соль и ‘ патоку. Затем — первая раздача жома. При второй раздаче жом дают вместе с концент­ ратами только в трех воловнях, гд*» заканчивается юткорм и бычки гото­ вятся к сдаче. В конце дня работни­ ки комплекса заполняют кормушки грубыми кормами. Как отмечалось на семинаре, боль­ шую роль в получении высоких при­ весов играет порода скота. В этом все наглядно убедились, срав­ нив бычков воловни Л? 2, получен­ ных от колхозных племенных коров, с беспородными, собранными из раз­ ных хозяйств. При одинаковом кормлении породистые бычки опере­ жают в росте беспородных. Их сда­ точный вес значительно превышает 300 килограммов. Строгое соблюде­ ние распорядка дня, рациона корм­ ления способствует быстрому росту бычков. Среднесуточные привесы животных составляют 600—700 грам­ мов, а отдельные прибавляют на 900 граммов в сутки. Около 40 процен­ тов бычков к моменту сдачи имеют высшую упитанность. - Вот некоторые экономические данные, свидетельствующие о выго­ де интенсивного откорма. Планиро­ валось на центнер привеса затратить 10,5 кормовых единицы, 5 человеко­ дней. Фактически затрачено 9,6 кор­ мовых единицы и 4,6 человеко-дня. Рентабельность достигла 76,8 про­ цента. Комплекс дал свыше 362 600 рублей чистого дохода.V Все трудоемкие процессы механи­ зированы. Разработана система оплаты труда. Рабочий день на ком­ плексе начинается в 7 утра и про­ должается до 18 часов с двухчасо­ вым перерывом на обед. Здесь есть комната отдыха, красный уголок, где устраиваются беседы, подводятся итоги социалистического соревнова­ ния. Есть однако и трудности, которые руководители хозяйства не могут устранить своими силами. Комплекс по существу^недостроен. Нет пато- кохранилигца, хотя по проекту оно должно быть. Не построен железно­ дорожный тупик. Поэтому жом со станции перевозят на автомашинах, что вызывает дополнительные расхо­ ды. Многое предстоит сделать по благоустройству, внедрению культу­ ры на производстве, улучшению са­ нитарного состояния. Участники семинара советовались также о том, как обеспечить молод­ няк на доращивании грубыми кор­ мами, за счет чего обогатить рациои откормочного поголовья белком. С. НИКИТИНА, соб. корр. «Ленинского знамени». НОТ НА „ Э Л Ы Е “ Елецкий завод «Эльта» успешно выполнил в третьем году пятилетки свои социалистические обязательства Досрочно освоена проектная мощ­ ность. В «Ленинском знамени» уже рассказывалось о тех экономических рычагах, которые помогли коллективу предприятия добиться успеха. Нема­ ловажную роль сыграла и научная организация труда. Вопросами НОТ на «Эльте» начали заниматься еще три года назад. Но отдельные усилия энтузиастов не приносили желаемых результатов. Настоящим ускорителем для разви­ тия НОТ послужил переход предпри­ ятия на новые условия планирования и экономического стимулирования. Специальным приказом на «Эльте» был создан отдел научной организа­ ции труда и производства. С чего же начал свою работу этот отдел? С создания творческих бригад. Но одновременно он приступил и к разработкам технической докумен­ тации. Менее чем за восемь месяцев отдел подготовил 98 технологических карт и инструкций и внедрил 10 пла­ нов научной организации труда. Бы­ ла проанализирована работа некото­ рых отделов заводоуправления, в частности планово-экономического и организации труда и заработной пла­ ты. Помощь энтузиастов научной ор­ ганизации труда почувствовали все производственники. Так, з стеколь­ ном цехе подготовлено 26 должност­ ных инструкций для инженерно-тех­ нических работников и рабочих, в которых конкретно определено, чем должен заниматься тот или иной специалист, как он должен выпол­ нять свою работу. Немало сделано также в сборочном цехе. Здесь уста­ новлено освещение на рабочих мес­ тах мойщиц, организован участок анализа брака, оборудованы рабочие места мастера и технолога, замене­ ны насосы на машине откачки. Кро­ ме того, по предложениям творче­ ских бригад, освоен отжиг анодных выводов, налажено изготовление по­ лиэтиленовых цоколей, экрана из не­ ржавеющей ленты. К особенно удачным работам по НОТ следует отнести внедрение сис­ темы контроля за наиболее важными операциями, применение сетевых гра­ фиков и организацию службы свето­ техники. Сейчас уровень НОТ в целом по заводу возрос по сравнению с чет­ вертым кварталом прошлого года с 0,65 до 0,68 процента. Если коэф­ фициент НОТ в Стекольном цехе в 1967 году составлял 0,66, то в прош­ лом году он равнялся 0,70. В сбо­ рочном цехе соответственно — 0,61 и 0,66, в металлозаготовительном — 0,59—0,64. Эти данные постоянно доводятся до сведения коллективов цехов. Важным элементом повышения производительности труда является внедрение технически обоснованных норм выработки. Поэтому нормам было уделено особое внимание.- До­ статочно сказать, что за два кварта­ ла минувшего года они возросли на 30,4 процента. За счет снижения тру­ доемкости производства кинескопов производительность Труда повыси­ лась по сравнению с четвертым квар­ талом 1967 года по цехам: стеколь­ ному —> на 46,2 процента, по метал- лозаготовительному — на 14,9 про­ цента. Любопытно привести и другие цифры. В целом по заводу наблюда­ ется постоянный рост производитель­ ности труда. В 1967 году, например, она возросла до 163,8 процента по отношению к 1966 году. А произво­ дительность в прошлом году по от­ ношению к 1966 году составила 218,5 процента. Коллектив получил от внедрения мероприятий по НОТ более 200 ты­ сяч рублен, снизил трудоемкость на каждую тысячу кинескопов 563 нор- мо-часа. За последнее время на предприятии значительно сократился процент руч­ ного труда. Сейчас творческие брига­ ды изыскивают возможности для ме­ ханизации складского хозяйства, по­ грузки кинескопов в вагоны. Начат монтаж семи межоперационных кон­ вейеров общей протяженностью бо­ лее 1000 метров. Конечно, не все гладко в работе по научной организации труда. Служба НОТ слабо еще опирается на коллек­ тив. А ведь успех возможен только при активном участии сотен новато­ ров производства. Однако, несмотря на отдельные промахи, энтузиасты НОТ завода «Эльта» полны решимости в нынеш­ нем, 1969 году помочь предприятию освоить выпуск цветных кинескопов и выполнить свои обязательства, взятые в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. М. ПУЗИКОВ, инструктор промышленно-транспорт­ ного отдела Елецкого горкома КПСС. СВОБОДУ ГРЕЧЕСКИМ ДЕМОКРАТАМ ! Исполком Союза обществ Красного Креста и Красного Полуме­ сяца СССР выступил с заявлением в защиту греческих политических заключенных. В нем отмечается, что все советские люди, в том чис­ ле миллионы членов С оветского Красного Креста, с тревогой следят Ра новыми жестокими преследованиями демократов в Греции. В конце ноября греческие полицейские власти произвели новые аресты. Среди арестованных известные политические и общественные дея­ тели. От имени 75 миллионов своих членов исполком Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР выразил решитель­ ный протест против продолжающегося террора в Греции и настоя­ тельно призвал греческое правительство принять срочные меры к прекращению преследования прогрессивных деятелей, оказанию по­ литическим заключенным необходимой медицинской помощи, не­ медленному освобождению всех арестованных демократов, в первую очередь тяжело больных и престарелых. (ТАСС )’. Год от года в нашем со в х о з е растет количество тра и с п о р т и ых средств. Еще не так давно хозяйство имело немногим больше десятка гру­ зовиков, а теперь их — 46. Каждый автомобиль используется по-хозяй­ ски, на полную мощность. План ав­ томобильных перевозок в совхозе выполняется и перевыполняется, сни­ жена себестоимость перевозок. Ав­ топарк дает прибыль. Повышению производительности машин способст­ вует правильная организация техни­ ческого обслуживания. На каждый*, грузовик в совхозе имеется карточ­ ка-график. В ней определены сроки технических уходов и ремонтов. Во­ дители строг# следят за соблюдени­ ем пробегов с тем, чтобы техниче­ ский уход и ремонт проводились своевременно и по всем правилам. Анализ работы автопарка убедил АВТОМАШИНЫ В НАДЕЖНЫХ РУКАХ экономистов, что, примерно, пятая часть всех затрат на содержание машин приходится на приобретение и ремонт шин, которые быстро вы­ ходят из строя. А нельзя ли про­ длить их службу? Такой войрос мы поставили перед шоферами. «Мож­ но», — ответили лучшие водители. И доказали это на деле. В обычных условиях каждая шина рассчитана на пробег 40 тысяч километров. Шо­ ферам И. Я. Сухареву, 3. Ф. Дени­ сову, В. Д. Тяпину и другим удалось увеличить его до 70 тысяч километ­ ров. Уопех завоеван благодаря точ­ ному соблюдению правил эксплуата­ ции, заботливому уходу за машиной. Так была достигнута большая эко­ номия. Наездив сверх плана 500 ты­ сяч километров, шоферы внесли в копилку совхоза дополнительно не одну тысячу рублей. На ремонт принимаются только такие шины, на которых нет ни од­ ной пробоины. Поэтому шоферы ста­ раются как можно лучше сохранять покрышки. Списывание их, как пра­ вило, производится только при пол­ ном износе. Мы подсчитали, что каж ­ дая отремонтированная покрышка дает 10—12 рублей прибыли. В истек­ шем году их было реставрировано 65. Среди шоферов развернулось со­ ревнование за лучшее техническое состояние автопарка, сокращение затрат на ремонт. Передовые води­ тели А. П. Семионов, И. А. Козлов, И. Г. Дикарев, М. М. Муравьев уд­ воили пробег между ремонтами. За счет повышения производительности, улучшения использования автопарка хозяйство получило более 3 тысяч рублей экономии. Разумеется, высокопроизводитель­ ное использование подвижного со­ става во многом зависит от качества дорог. В совхозе принимаются меры к тому, чтобы внутрихозяйственные дороги постоянно находились в хо­ рошем состоянии. Полотно дорог ре­ гулярно выравнивается. В ненастье на трудные участки в помощь шофе­ рам выделяем тракторы. В прошлом году коллектив ус­ пешно справился с перевозками. Совхозными машинами только за период уборки урожая доставлено с полей около 9 тысяч тонн зерна, 3690 тонн силоса, несколько тысяч тонн са х а р н о й свеклы. В напря­ женное время жатвы шоферы не оставляли машины по 16—18 часов, делали по 20—25 рейсов на расстоя­ нии 10—12 километров. С уважени­ ем называют в совхозе имена води­ телей А. В. Дивавина, Н. В. Статина, И. Д. Беляева. На их счету не один десяток тысяч тонн перевезенных грузов. Большая заслуга в четкой работе автотранспорта диспетчера А. Я. Птицына и автомеханика И. К. Вашура. Они настойчиво внедряют прогрессивные способы использова­ ния машин, умело организуют тех­ ническое обслуживание автомобилей. А. ЕРЕМИН, главный бухгалтер совхоза «Набережанский» Воловского района. IНАУКА ДЕНЬ» 3 А д н е м ! I . [ - Одно из древнейших жилищ [ | человека—Азыхская пещера ста- | | ла местом действия одноименно- | ] го документального фильма, сня- * \ того режиссером М. Багировым. | 1 Расположенная на юге Азербайд- ; 5 жана, эта пещера состоит из ше- > | сти «залов», раскинувшихся под | 2 землей на несколько тысяч квад- ■ * ратных метров. ( Археологи, исследующие под- | земелье уже много лет, обнару- | ] жили в нем немало следов пре- ( бывания древнего человека. Обь- } | ектив кинодокументалистов рас­ сказывает о самой интересной находке — останках неандерталь­ цев, живших в пещере 300 тысяч лет тому назад, в ашельскую эпоху каменного века. До Азых- ской пещеры свидетельства той далекой поры были обнаружены лишь в четырех пунктах Западной | ( Европы и Северной Африки. Азыхская находка подтвердила гипотезу о том, что Кавказ был одной из областей формирования 5 древнейшего человека. | О тайнах Азыхской пещеры, 1 и рассказывает лента «Азербайд- \ жанфильма». | * * * I Знаменитая «История россий- < ская» В. Н. Татищева получила в ! советской историографии свою вторую жизнь. В завершенное } ! сейчас семитомное академиче- | ское издание этого большого ] труда включены новые архивные материалы, обнаруженные в со­ ветские годы в «воронцовском фонде». Большой интерес пред- \ ставляют рукописи отдельных | частей «Истории рогсийской». 1 Особое внимание исследовате- 5 лей привлекла переписка В. Н. Та- ! | тищева за 1746—1750 годы, когда, | * высланный под строгий надзор : 5 властей в Болдино и отрешенный г | от каких бы то ни было государ- | | ственных дел и обязанности^, он : 5 трудился над своей «Историей { | российской». В письмах, адресо- \ ' ванных президенту Академии на- : I ук К. Г. Разумовскому, М. И. Во- [ | ронцову, В. К. Тредиаковскому и [ ! ’ другим, рассказывалось о состо- | янии работ над «Историей». 1 Новое академическое издание | <«Истории российской», выпущен- ■ I ное ленинградским объединени- 1 } ем «Наука», было предпринято | ] по инициативе академика М. Н. • ( Тихомирова. Труд Татищева он [ | характеризовал как «первую по- ) I пытку осветить русскую историю • ( на научных основаниях». I С . - . - . - . Г ' . ' ________^ с _ I Н . Ж у к о в , н а р о д н ы й СЧАСТЬЕ ТВОРЧЕСТВА Имя народного художника СССР нашего земляка Н. Н. Жукова ши­ роко известно в Советском Союзе и за рубежом. Бо­ лее двадцати пя­ ти лет Николай Николаевич посвятил созданию графической «Ленинианы». В нее входит около 1500 рисунков и картин, посвященных жизни и дея­ тельности Владимира Ильича Ленина. Художник не перестает работать над этой главной темой своего творчества. Осенью прошлого года он совершил поездку в Улья­ новск и другие города Поволжья и сделал много рисунков и эскизов. Редакция «Ленинского знамени» с согласия автора присту­ пает к публикации глав из автобиографической кнжи Н. Н. Жукова «Счастье творчества». Эта книга принята к изданию «Молодой гвар­ дией» и в 1969 году выйдет в свет. х у д о ж н и к С С С Р Г ОРОД ЕЛЕЦ, где прошло мое детство и юность, расположен менее чем в 400 километрах от Москвы. Но в двадцатые годы нам, елецким ребятам, казалось, что Москва далеко-далеко. На тех, кто приезжал к нам из Москвы, мы смотрели как на счастливцев: поду­ мать только, был в столице, где жи­ вет вождь революции—Ленин! .Имя Ленина с каждым днем Со­ ветской власти входило в ж^знь людей все глубже, становилось до­ роже, родней. Вот почему день 21 января был самым холодным и са­ мым горестным, в памятном 1924 году. Мне было тогда 15 лет. Участвуя в оформлении школьных стенных газет, я перерисовывал портреты-Ильича. Это была Моя первая встреча с об­ разом Ленина. Делал я это с вели­ чайшей старательностью, любовью и каким-то тогда еще не осознанным волнением. Закончив художественную школу и пройдя , действительную военную службу, я в 1932 году приехал в Москву. Москва обворожила меня. Я не пренебрегал никакой работой: брал ретушь, чертежи и перерисовки, сочинял рекламы, товарные этикетки, работал над внешним оформлением книг, пробовал свои силы в иллюст­ рировании детских книг. Работал я и над политическим плакатом. В нем изображение Ленина было частым, но работа моя, я бы сказал, не была тогда по-настоящему творческой, потому что образ Ленина я заимст­ вовал из репродукций или фотогра­ фий. Я ходил в студии, рисовал с нату­ ры и, присматриваясь ко всему, оце­ нивал свои силы, или, вернее, пони­ мал и видел, что их еще очень мало и что мне надо очень много рабо­ тать, чтобы стать художником. Вот в эту пору — это был 1938 год — я получил предложение от художест­ венного редактора издательства «Молодая гвардия» А. К. Андреаса— НОВЫЙ ТРАКТОР НА ИСПЫТАНИЯХ Прошло немногим более двух лет со дня выхода в свет Поста­ новления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о развитии про­ изводства тракторов, в котором предусматривалось более широкое применение в народном хозяйстве тракторов Т-40 и Т-40А, выпуска­ емых Липецким тракторным заво­ дом. За это/ время коллектив ЛТЗ совместно с научно-исследователь­ скими и проектно-конструкторски­ ми организациями провел работы по агрегатированию колесных тракторов с машинами строитель­ ного, дорожного, коммунального, лесохозяйственного назначения.В результате было установлено, что для широкого использования ма­ шины необходимо создать специ­ альные промышленные модифика­ ции, разработка которых и была выполнена. Образцам промышленного наз­ начения были присвоены индексы Т-50П и Т-50АП. По сравнению с серийными тракторами они имеют значительные преимущества. Мощ­ ность двигателя увеличена до 50 лошадиных сил. Введено дублиро­ ванное управление машиной с по­ воротным сиденьем и рулевой колонкой. Изменен ряд передач, охватывающий диапазон скоростей от трех до 30 километров в пас. Разработаны ходоуменьшители с механическим и гидравлическим приводами, позволяющие получать низкие технологические скорости движения агрегатов. Изменена также общая компановка тракто­ ра: кабина сдвинута вперед и по­ ставлена на упругие опоры, бата­ реи аккумулятора перенесены в другое место, а топливный бак размещен под капотом двигателя. Параллельно с разработкой конструкции тракторов Т-50П и Т-50АП совместно с рядом орга­ низаций велось проектирование навесного оборудования к ним. К концу минувшего года спроекти­ рованы 24 новых агрегата, причем многие из них .созданы впервые в стране. Среди них: фронтальный погрузчик, бульдозер с задней на­ веской, скрепер и виброуплотни­ тель, Первые три из них уже по­ лучили рекомендацию для серий­ ного выпуска. Сейчас в Воронеже успешно проходит испытания партия трак­ торов Т-50АП с навесными оруди­ ями промышленного и строитель­ ного назначения. А. ПЛЯСОВ, инженер отдела главного конструктора Липецкого тракторного завода. На снимке: тракторы Т-50АП. Фото Г. Солодкова. иллюстрировать книгу ния о К. Марксе». «Воспомина- Вначале я, естественно, отказался: уж слишком очевидным было несоот­ ветствие моих сил и возможностей с серьезностью и ответственностью те­ мы. Но неожиданное § , * доверие, проявленное этим человеком, который тем самым сыграл не­ маловажную роль, в моей дальнейшей творческой судьбе, победило ро­ бость, помогло преодо­ леть сомнения. Работа над образом Маркса требовала боль­ шой организованности, систематичности, настой­ чивости, я бы сказал, неутомимости, потому что трудностей и неудач было много, а сил не хватало. Нужно было изучить эпоху, прочесть ряд произведений Марк­ са, его переписку с Эн­ гельсом (а она состав­ ляла семь томов). Нуж- ............. но было понять и осмыс­ лить индивидуальные особенности Маркса. Иконографический материал был крайне невелик — до наших дней дошло не более десятка фото­ графий и все они относятся к по­ следнему периоду его жизни, а мне необходимо было представить, каким был Маркс в 1844 году, когда встре­ тился в Париже с Энгельсом и т. д. Я всегда был нетерпелив и неусид­ чив, а эта работа пригвоздила меня к столу, научила много читать, до­ пытываться, познакомила с художни- ками-иллюстраторами книг Диккен­ са, современниками Маркса. Р АБОТА над рисунками в книге привлекла мое внимание прежде всего к изуче­ нию эпохи, в которую жили и творили Маркс и Энгельс, к озна­ комлению с соответствующими историческими материалами. Я стал частым посетителем Ленинской биб­ лиотеки. Купил в букинистических магазинах ежегодники второй поло­ вины XIX века — немецкие, фран­ цузские, английские. По репродуци­ рованным там гравюрам изучил быт, нравы, архитектуру, костюмы. Зна­ комство с творчеством художников того времени помогло почувствовать дух времени, характер общественных взаимоотношений, некоторые детали и тонкости в жизни страны. Но все это было умозрительно, не подтверждалось и не редактирова­ лось личными впечатлениями и па­ мятью. Трудностей было много. Я думаю, что образ М а р к с а и с к у с с т в е еще получит в будущем свое развитие, совершенствование и масштабность. То, что есть сейчас на тему жизни Маркса в графике, в скульптуре, жи­ вописи, в кино, — это только начало. Многое было неведомым н непо­ стижимо трудным в моей работе. Вспоминаю первый рисунок — «Маркс у Лесснера». — я переделы­ вал его 24 раза. В процессе работы я не раз думал — вот, если бы побывать в Лондоне в Манчестере, глотнуть тамошнего воздуха, хотя бы одним глазком по­ смотреть Гайд-пзрк, Темзу, Британ­ ский музей... Я понимал, что за мно­ гие десятилетия время изменило и дома, и улицы, исчезли дилижансы, изменилась одежда, все стало дру­ гим, но для художника, так же как и для актера я режиссера, очень много значит живое представление о месте действия. К сожалению, в то время, в конце 30-х годов, мне не суждено было по­ бывать за рубежом, посмотреть и сопоставить мои представления с правдой жизни. Рисунки к книге о Марксе и Энгельсе были сделапы в большей мере, как говорят, на ощупь, по интуиции. Поездка моя в Англию осуществи­ лась только в 1955 году, когда я был направлен туда в составе делегации ВОКСа в порядке укрепления наших культурных связей. Так — хотя и с большим опозданием — мечта моя все же осуществилась, и я утолил в какой-то мере свою -потребность в знакомстве с этой страной. И есте­ ственно, что в течение месяца пре­ бывания в Англии не было у меня ни одного дня, чтобы я не вспоми­ нал о своей работе, не сравнивал ее с увиденным, не радовался, или не огорчался, когда сталкивался с фак­ тами жизни, и они или утверждали мои творческие прогнозы или их оп­ рокидывали. Приведу пример, касающийся о д ­ ной из деталей, памятуя, как важна каждая деталь для общей достовер­ ности произведений художника. В эпоху Маркса и Энгельса большин­ ство людей определенного общест­ венного положения носили цилинд­ ры. Изобразить Энгельса с цилинд­ ром на голове было нетрудно, он ему онень идет, хотя подобного фо­ тографического документа й нет. А вот изобразить нилиндр на голове у Маркса, чтобы это было зрительно приемлемо, мне кажется, невозмож­ но. Кстати, ни в воспоминаниях, ни в переписке нет упоминания о том, какой головной убор носил Маркс. В своем рисунке «Маркс и Эн­ гельс на прогулке в Манчестере» я изобразил Маркса в круглой шляпе; мне казалось, что такая форма го­ ловного убора могла быть, и я был бесконечно рад, когда впервые уви­ дел подаренный в 1948 году Эдга­ ром Лонге (внуком Маркса) инсти­ туту Маркса—Энгельса—Ленина да­ герротип с изображением Маркса и Энгельса в кругу семьи. Этот сни­ мок ранее не был известен. На нем Маркс держит в руках шляпу той формы, которую я изобразил на своем рисунке. УТЕШЕСТВУЯ по Англии, бывая в музеях народного быта, я всегда вспоминал, какие трудности были у меня при создании рисунков к книге о Марк­ се и Энгельсе, никогда не был рав­ нодушен к тому, с чем знакомился, что меня окружало. В доме Чарлза Дарвина я обнару­ жил, что его кабинет очень похож на кабинет Карла Маркса. Увидев хра­ нилище и читальный зал Манчестер­ ской библиотеки, я почувствовал не­ достатки многих моих рисунков с Энгельсом, а Темза, Гайд-парк и Британский музей, наоборот, как бы укрепили галерею характеристик в рисунках к этой книге. Конечно, гуляя по Темзе, я не увн- п дел тех портовых рабочих, торговые суда, какие великолепно изобразил в своих гравюрах Г. Доре и какие на­ блюдал на своих прогулках К. Маркс. Всего этого уже нет. Но в характеристике этих мест, в металли­ ческом ажуре мостов, портовых кра­ нов, в утреннем восходе солнца, про­ резающем туман, я лучше понял ис­ кусство Доре, Тернера, лучше почу­ вствовал характер Маркса, образ которого все более четко возникал в моем воображении. Всегда с радостью вспоминаю встречу в Брэдфорде с представите­ лями местного отделения культур­ ных связей с нашей страной. Арендо­ вали специально для этого старое кафе, где еще сохранились лампы газового света. Горел камин. Стояли старые лавки, висели старые гравю­ ры. Собралось человек семьдесят- восемьдесят. Среди них были разные люди — негр, индус, алжирец, два француза, разливавшие кофе и беэ* умолку говорившие. Но больше всего было старушек, которые охотно приходят здесь на подобные собрания. В них все видят живой пример соединения современ­ ного с былым. На одной из стен не­ ожиданно для меня появились шесть моих рисунков из серии «Маркс —- Энгельс» (издания Изогиза), кото­ рые, видимо, сохранились у кого-то здесь в частной коллекции. Это вос­ кресило в моей памяти подробности творческих волнений, когда, семнад­ цать лет тому назад, я старался представить себе Лондон, места жиз­ ни Маркса и Энгельса. И вот сейчас я нахожусь в старом английском ка­ фе того типа, в котором, вероятно, они могли быть. Учение Маркса—Энгельса стало великой движущей силой на земле. И как счастливо было мне чувство­ вать, что я здесь гость из той стра­ ны, которая первая претворила в жизнь их гениальные научные пред­ начертания, обеспечила дальнейшее развитие научного коммунизма, на­ чала новую эру в истории человече­ ства — эру социализма и коммуниз­ ма. И еще очень важна была для ме­ ня поездка в Истбеон. Это одно из любимых мест отдыха Ф. Энгельса. Здесь в 1895 гЗлу старый друг Эн­ гельса, член Первого Интернациона­ ла, портной Лесснер, младшая дочь Маркса со своим мужем—доктором Эвелингом выполнили последнюю волю Энгельса — отплыли на лодке на Две мили от береУа и развеяли его прах над морем. Я проезжал это место. Был пас­ мурный ветреный день, море и бе­ рег, берег и море... Вводе то же са­ мое могло быть и на Черном море, и на Балтийском. Но нет! Историче­ ские события придают месту ту био­ графическую особенность, драгоцен­ ность подлинности, которую ничем не заменишь.. Поездка в Англию родила жела­ ние многое в моих работах о Марксе и Энгельсе сделать заново, сделать больше и лучше. Рассматривая сей­ час э т у книгу воспоминаний о Марк­ се и Энгельсе, я могу сказать, что работа над рисунками к ней дала мне неизмеримо больше, чем мог Дать я этой книге своим далеко не Совер­ шенным опытом молодого Художни­ ка. Как бы то ни было, а работа над книгой о Марксе и Энгельсе развила во мне интерес к революционно- исторической теме. В КОНЦЕ 1940 года я присту­ пил к работу над обрезом Владимира Ильича Ленина. Мне казалось, чго ленинская тема, более близкая для меня по времени и событиям, по месту действия и окружающей среде, будет даваться легче. (Продолжение следует). НА СНИМКЕ: Н. Н. Жуков в сво­ ей мастерской. Фою М. Свищева. (Фотохро т - ч ь ТАССХ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz