Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 2 8 марта ТМ 9 г., Л? 7 3 Г П 3287 н а П Е Д А Г О Г И К А В ПАРТИЙНОЙ ПРОПАГАНДЕ Готовясь к 100-летию со дня рож­ дения Ильича, тысячи и тысячи тру­ дящихся считают своей первейшей обязанностью обращаться к произ­ ведениям вождя, глубоко изучать марксизм-ленинизм. Это помогает им в повседневной работе, формиро­ вании своего мировоззрения, ду­ ховного облика. В воспитании советских людей в духе коммунистической убежденно­ сти, идейной стойкости, непримири­ мости к буржуазной идеологии важное место принадлежит системе партийного образования. Найти в ней, этой системе, наиболее дейст­ венные пути и средства идейного влияния на слушателей школ, теоре­ тических семинаров и других форм учебы помогает педагогика. Один из главных элементов педа­ гогики, применяемых в политиче­ ском просвещении, — умение убеж­ дать. Для пропагандиста убедить— это, прежде всего; добиться, чтобы слушатели согласились с партийной точкой зрения, отстаивали ее как свою собственную и в жизненных ситуациях поступали в соответствии с нею. Разумеется, речь идет не о бездумном согласии. Нужно, чтобы принятие слушателем идей марк­ сизма - ленинизма осуществлялось так, чтобы они стали его собствен­ ным внутренним убеждением, его методом познания действительности, его «символом веры» и законом жи­ зни, Вспомним слова Д. И. Писаре­ ва о том, что готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых зна­ комых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать в собственной голове самостоятельно. В. И. Ле­ нин, выступая в Свердловском уни­ верситете с лекцией о государстве, советовал слушателям: «И самое главное, чтобы в результате ваших чтений, бесед и лекций, которые вы услышите о государстве, вы вынесли умение подходить к этому вопросу самостоятельно, так как этот вопрос будет вам встречаться по самым разнообразным поводам, по каждо­ му мелкому вопросу, в самых не­ ожиданных сочетаниях, в беседах и спорах с противниками. Только тог­ да, если вы научитесь самостоятель­ но разбираться по этому вопросу,— только тогда вы можете считать се­ бя достаточно твердыми в своих убеждениях и достаточно успешно отстаивать их перед кем угодно и когда угодно». (Соч. т. 39/стр. 65). Приучить же к этому слушателей всех звеньев политического просве­ щения призваны мы, пропагандисты. И чем у каждого из нас будет боль­ ше теоретических познаний, чем бо­ гаче жизненный опыт, чем больше развита способность к творческому мышлению и углубленному восприя­ тию действительности, тем более сильным' и плодотворным будет на­ ше воздействие па людей, которых нам доверено обучать и воспиты­ вать. Среди пропагандистов Елецкой городской партийной организации много таких, которые умеют обосно­ вать идеи, доказать, что они, эти идеи, не только истинны, но и тре­ буют действий. И достигается это ими постоянным обогащением своих знаний, умением органически соеди­ нить изучаемый программный мате­ риал с конкретной действительно­ стью, с задачами, которые решает тот или иной коллектив. Например, В. М. Степанова (ШРМ № 1), М. А. Познахирева (швейная фабрика), Н. П. Зуев (горно-обогатительный комбинат), Е. А. Никитина (кирпич­ ный завод), В. А. Саввин (завод медоборудования), Г. В. Шульц (трест столовых) умеют в простой и доступной форме раскрыть суть проблемы, последовательно строить рассказ, обоснованно выбирать до- НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСТОРИИ КПСС Десятки фотодокументов, много­ красочных диаграмм и схем, боль­ шое количество справочного мате­ риала содержит четвертый выпуск наглядного пособия «История Коммунистической партии Совет­ ского Союза». Первый, второй и третий выпу­ ски, изданные в 1962—1966 годах, охватывают период истории пар­ тии с 1883 по июнь 1941 года. Чет­ вертый. завершающий это издание, выпуск посвящен деятельности КПСС в годы Великой Отечест­ венной войны, в период заверше­ ния строительства социализма и постепенного перехода к комму­ низму. Эта книжка только что выпуше­ на в свет издательством Полити­ ческой литературы. (Корр. ТАСС). «Г Е О Г Р А Ф И Я» В С Е Л Е Н Н О Й «Сантьяго-Пулково - фундамен­ тальный-!» — под таким названи­ ем войдет в астрономическую нау­ ку звездный каталог, составление которого завершено в Пулковской обсерватории. Он содержит дан­ ные о прямых восхождениях око­ ло тысячи звезд неба Южного по­ лушария, наблюдения которых со­ вместно осуществили чилийские и пулковские астрономы. Заместитель директора Пулков­ ской обсерватории, член-коррес­ пондент АН СССР М. С. Зверев сообщил, что наряду с изучением звезд Южного полушария в иссле­ дованиях светил Северного полу­ шария приняли участие восемь со­ ветских и двенадцать зарубежных обсерваторий. Капитальный ката­ лог может быть полноценным при охвате всего неба — от Северного до Южного полюсов. Это необхо­ димо для построения однородной системы небесных координат, ис­ следования строения и динамики нашей Галактики, изучения враще­ ния Земли и движения искусствен­ ных спутников. (Корр. ТАСС). казательства, завязывать дискуссию. Слушатели у них обычно серьезно готовятся к занятиям, изучают тру­ ды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, конспектируют их, на собе­ седованиях и семинарах свои утвер­ ждения стараются прочно обосно­ вать. Интересно, живо и содержательно проходят занятия у пропагандиста завода «Гидропривод» И. А. Крюч­ кова. Особенно запомнилась слуша­ телям беседа о законах диалектики, в ходе которой они сообща с пропа­ гандистом глубоко уяснили суть за­ конов диалектики, их значение для практики коммунистического строи­ тельства. Убеждение в отличие от других методов требует активного взаимо­ действия убеждающего и убеждае­ мого. Отсюда очень важно создавать на занятиях обстановку непосредст­ венности, непринужденности, выяв­ лять почаще мнение слушателей, чтобы они стремились понять то, о чем рассказывает пропагандист, раз­ мышляли и приходили к определен­ ным выводам. К сожалению, далеко не все про­ пагандисты умеют это делать. В школе основ марксизма-ленинизма 4-го года обучения элементного за­ вода при изучении темы «Законы материалистической диал е к т и к и» пропагандист вообще не счел нуж­ ным изложить материал. Он про­ сто предложил слушателям подго­ товить по этой теме самостоятель­ ные выступления. В результате вся подготовка свелась к переписыванию слушателями материала учебника с последующим зачитыванием его на занятии. А бывает и так, что пропаган диет, владея программным материя лом, излагает его так монотонно и бесстрастно, что его рассказ не вы­ зывает никакого интереса у слуша­ телей. Может ли такое занятие убе­ дить в чем-то слушателей? Конечно, нет. Процесс убеждения представляет собой, как правило, дискуссию. К сожалению, у нас все еще недоста­ точно используется полемическая форма разъяснения актуальных во­ просов. Многие слушатели не умеют правильно спорить. Нередко бывает, что один из них какой-либо термин понимает так, а другой — иначе, один рассматривает обсуждаемое яв­ ление с одной стороны, а спорящий с ним — с другой. И возникает бес­ конечный, ненужный разговор, кото­ рый часто приводит не к взаимному пониманию, а к еще большему рас­ хождению в мнениях. Все это нуж­ но исключить в споре. Если уж на­ чалось обсуждение какой-либо проб­ лемы, то ты спокойно, терпеливо, до конца выслушай своего оппонента, стремясь понять его точку зрения. Важно уметь выдвигать убедитель­ ные аргументы против доводов со­ беседника. Только таким путем мож­ но найти истину и убедить в ней спо- ряще’о. Но как ни велика сила партийно­ го, правдивого слова, нельзя сво­ дить весь метод убеждения к одно­ му лишь разъяснению. Советская педагогика отвергает такую одно­ бокость воспитания. В. И. Ленин подчеркивал, что учить надо не толь­ ко словом, но и делом, работой, что «большинство людей выносит свои убеждения из жизни». Отрадно, что в последнее время умению применять педагогику в по­ литическом просвещении учат и се­ минары пропагандистов, которые проводятся в кабинете политическо­ го просвещения горкома КПСС. На них руководители пропагандистских секций — доцент педагогического института М. Ф. Силаев, ст. препо­ даватели этого института В. Я. Ов­ сяников и С. П. Ершов дают нема­ ло ценных советов по педагогике. И пропагандисты говорят, что эти со­ веты приносят им большую практи­ ческую пользу. Наша партия строит всю свою де­ ятельность на подлинно научных основах, а это обязывает нас вно­ сить все больше и больше элементов педагогики в систему политического образования. Н. ПОЛОСИНА, член методического созета кабинета политического просвеще­ ния Елецкого горкома КПСС. Живой голос Ильича слышат сегодня миллионы людей. «Совет­ ская власть есть путь к социализ- ч\ м у , найденный V массами трудя- ^ щихся и потому ^ — верный и пото- 4 му — непобеди­ мый». Слова эти ?—из известной ре­ чи В. И. Ленина «Что такое Советская власть?», од­ ной из первых речей, которые он произнес перед звукозаписывающим аппаратом. Запись состоялась в конце марта 1919 года в Кремле в Митрофаниевском, ныне Овальном зале. Вот что рассказывает о сохранен­ ном на века голосе Ленина заведую­ щий секцией кинофотофонодоку- ментов Центрального партийного ар­ хива института марксизма-лениниз­ ма при ЦК КПСС А. И. Петров. — Известно, что в 1919—1921 го­ дах было записано на пластинки 13 речей В. И. Лепина, хотя считается, что им было подготовлено для граммофонного воспроизведения 16 текстов. Восемь речей записаны в конце марта 1919 года. Сейчас, по­ жалуй, можно назвать и число — 29 марта. В 1920 году записано две речи, 1921-м — еще три: «О потребитель­ ской и промысловой кооперации», «О концессиях и развитии капитализ­ ма», «О продовольственном налоге или продналоге». Эта, последняя, сделана не в Кремле, а в «кабинете Р а б о ч и й , н о с я щ и й зва­ ние ударника комму­ нистического труда, дол­ жен подавать пример осталь­ ным производственникам, обязан быть впереди остальных и в про­ изводственной деятельности, и в учебе, и в быту. Задача эта, ко­ нечно, не из легких. В любом цехе любого современного предприятия есть немало высококвалифициро­ ванных производственников, со­ ревноваться с которыми не так-то просто. А чтобы быть впереди их, личным примером вести их за со­ бой—для этого требуется многое. Поиск дополнительных резервов производства я начал давно. В со­ вершенстве изучил технологию кузнечного дела, освоил в своем молотовом пролете работу обору­ дования. И вот в октябре прошлого года, подсчитав свои возможности, взял обязательство: выполнять задание пятидневки за четыре рабочих дня, сдавать поковки только с первого предъявления, успешно совмещать работу с учебой в техникуме. Тысячи рабочих нашего завода включились теперь в социалисти­ ческое соревнование в честь 100- летия со дня рождения В. И. Ле­ нина. Многие из них показывают подлинные образцы высокопроиз­ водительного, самоотверженного труда. Приятно сознавать, что и ты вносишь в это благородное, патриотическое движение свою лепту. Говорят ударники коммунистического труда НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ Вот уже на протяжении четырех месяцев я и мои товарищи, выпол­ няем задание пятидневки за че­ тыре рабочих дня. Как мы этого достигаем? Значительно повысить произво­ дительность труда нам удалось отнюдь не за счет дополнительных мускульных усилий или особых производственных возможностей. Расскажу о себе. Работаю я в молотовом пролете на молотах мощностью 0,5—1,0 тонны. Изготовляю детали типа флянцев, вилок, коробок передач, рычагов, проушин. Начал я с того, что максимально/ уплотнил свое рабочее время, стал использовать его более рационально. Больше внимания начал уделять четкому выполнению операций технологиче­ ского процесса. Я и мой подручный Владимир Забровский по-новому стали ис­ пользовать камерную печь. Рань­ ше мы загружали в нее опреде­ ленное количество заготовок, на­ гревали, а затем штамповали. З а­ кончив операцию, снова загружали заготовки в печь и ожидали, пока они нагреются до нужной темпе­ ратуры. Много времени при такой организации труда тратилось и у меня, и у Владимира напрасно. Теперь подручный, прежде чем подать заготовки, освобождает одну сторону печи и загружает ее. За время, необходимое для штам­ повки оставшихся в другой сторо­ не печи заготовок, нагреваются вновь загруженные. Соответствен­ но регулируется работа газовые горелок. Таким образом процесс штамповки идет непрерывно. Эго значительно повышает производи­ тельность оборудования. Раньше нередко случалось так, что новая смена принимала печь незагруженной. Потом тратилось много времени , в ожидании, когда первая партия заготовок нагреет­ ся до нужной температуры. Теперь с этим покончено. Смена передается на ходу. В этом тоже немалый резерв экономии рабочих минут. В своей работе я обхожусь без наладчика. Перед началом каж ­ дой смены тщательно проверяю и регулирую молот, всеми средства­ ми стараюсь избегать простоев. Многое зависит и от работы подручного кузнеца, который дол­ жен вовремя подавать заготовки и точно соблюдать температуру, указанную в технологической карте. Мы с Владимиром Забров- ским понимаем друг друга с по­ луслова. Каждый из нас старает­ ся выполнять свои обязанности четко и добросовестно. Кроме то­ го, мы добились в своей смене полной взаимозаменяемости. Существенное значение имеет и личный производственный опыт кузнеца. Благодаря этому опыту, мне удается изготавливать детали меньшим числом ударов, чем это предусмотрено технологической картой. Так, если для изготовле­ ния проушины по технологии тре­ буется два—три удара, то я штампую ее за один—два. Благо­ даря этому при сменной норме 1829 проушин, делаю их 2500 — 2700; деталей типа рычага-штока при норме 1750 изготовляю до 3000. Систематически перевыпол­ няю задания и по другим видам изделий. Думаю, что главные условия высокой производительности тру­ да каждого рабочего—это четкая организация производственного процесса, профессиональное ма­ стерство, чувство ответственности за результаты своего труда, доб­ росовестное отношение к делу, внутренняя дисциплинированность и целеустремленность. Мне очень приятно сознавать, что инициатива «пять—за четыре» нашла широкую поддержку на нашем заводе. 74 производствен­ ника уже последовали примеру моей смены, около семисот рабо­ чих приняло личные социалистиче­ ские обязательства в честь 100-ле­ тия со дня рождения В. И. Лени­ на. Особенно мне хочется отметить бригаду десятитонного молота, возглавляемую А. М. Ненаховым. Этот коллектив обязался за остав­ шиеся до славного юбилея месяцы выдать"сверх плана 650 тонн по­ ковок. Есть у нас бригады, кото­ рые успешно соревнуются за вы­ полнение плана четвертого года пятилетки к 7 ноября. Недавно Министерство трактор­ ного и сельскохозяйственного ма­ шиностроения СССР присвоило мне почетное звание лучшего ра­ бочего в своей профессии. Быть ударником коммунисти­ ческого труда — это значит по­ стоянно учиться, совершенствовать сдое профессиональное мастерство. Это значит — всегда быть на пе­ реднем крае пятилетки. А. ЩЕРБАТЫХ, рабочий кузнечного цеха Липецкого тракторного завода, ударник коммунистического труда. И Т Е П И Н Синей змейкой уплывает в во ронку стальная стружка. Теперь > токарю не придется отдирать ее 5 специальным крючком... } Интересную новинку для ста- ь <ночников предложили московские ( | изобретатели П. Росляков, В. Кра- } ( снов и В. Петренко. Стружка, вы- 1 | ходящая из-под резца, тут же от- I | сасывается специальным устронст- | ( вом. В нем имеется катушка, в ко- 1 торой под действием электриче- 1 ского тока образуется сильное маг- ) нитное поле. Оно и отводит сталь- | ную стружку в воронку. Катушка | питается от сети переменного тока. ) Новый способ удаления стружки рекомендован для внедрения в производство. * * * Рязанские химики освоили сло­ жную технологию производства полинозного волокна. Оно вдвое прочнее штапельного, не раство­ ряется в щелочах, имеет свойст­ ва, схожие с тонковолокнистым хлопком. Первые тонны его полу­ чены в опытном цехе комбината химического волокна. Новинка найдет широкое применение во многих отраслях народного хозяй­ ства, и в первую очередь в тек­ стильной промышленности. * * * Сеоийное производство прибо­ ров Р-100, предназначенных для структупного анализа вещества, началось на Сумском заводе элек­ тронных микроскопов и электро­ автоматики. Этот прибор, созданный учены­ ми Ленинграда и конструкторами предприятия, сродни электронно­ му микроскопу. Разница в том, что на экране прибора исследователь видит не изображение изучаемого предмета, а его. дифракционный «портрет», то есть концентриче­ ские кольца или точки. Самопи­ сец вычерчивает кривую, по кото­ рой можно судить о СТПУКТ\ЮНОМ строении вещества. Р-100 будет хорошим помощником исследова­ телей. (ТАСС). В КОЛХОЗЕ «Память Ильи­ ча», как и во многих дру­ гих хозяйствах, часть ози­ мых и многолетние -травы при­ дется пересеять. Работы весной прибавится. Но хлеборобы не боят­ ся трудностей. Они уверены, что высокий урожай будет выращен. В хозяйстве все семена доведены до высоких кондиций, протравлены. Принимаются меры к тому, чтобы хорошо удобрить землю. В рядки при посеве яровой пшеницы будет внесено по 50—60 килограммов гра­ нулированного суперфосфата на гек­ тар. Припасены удобрения для под­ кормки семенных участков озимой пшеницы и под посев сахарной свек­ лы. В начале марта между бригадами прошла взаимопроверка. Она пока­ зала, что в одной не хватает трак­ тористов для двухсменной работы. Партийная организация и правление обратились с призывом к комбайне­ рам и тем, кто по разным причинам переменил профессию механизатора на другую. Откликнулись многие колхозники. Посевные агрегаты бу­ дут работать в две смены. Рабочий план весенних полевых работ рассмотрен на открытом пар­ тийном собрании. Намечены такие сроки: сев ранних зерновых вместе с пересевом закончить за 7 дней, са­ харной свеклы — за 4. Продуманы меры материального стимулирова­ ния, вопросы рациональной органи­ зации труда на севе. Правда, есть одно «но». Еще не все тракторы готовы, в том числе два тяжелых. Они еще в прошлом году были от­ правлены в районное объединение «Сельхозтехника», но пока не верну­ лись в колхоз. Тщательно готовятся к весне кол­ хозники артели «Знамя Ленина». В отличие от прошлых лет на посев подготовлено отборное зерно, оно почти полностью доведено до выс­ ших кондиций. В повторной очистке нуждаются лишь семена яровой пшеницы из страхового фонда. На НЕУЧТЕННЫЕ Г Е К Т А Р Ы В ДОЛГОРУКОВСКОМ РАЙОНЕ ПЛОХО ГОТОВЯТСЯ К В Ы Р А Щ И В А Н И Ю К О Р М О В Ы Х К У Л Ь Т У Р это потребуется не больше двух-трех дней. В колхозе, по предварительным подсчетам, объем полевых работ на севе увеличится на 500—600 гекта­ ров. Для восстановления поврежден­ ных посевов решено использовать яровую пшеницу, горох и ячмень. В частности, площадь под яровой пше­ ницей увеличивается в два раза. Колхозники намечают провести по­ левые работы в сжатые сроки. Бо­ ронование зяби — за три, сев ран­ них зерновых — за семь дней. На севе круглосуточно будут работать шесть агрегатов. За сутки они дол­ жны засевать не менее 300 гектаров. Чтобы высокопроизводительно ис­ пользовать технику, нужны хорошо подготовленные механизаторы. Они еств. Десять трактористов подготов­ лено на курсах. Поработать на севе вызвались многие пенсионеры, кото­ рые еще недавно водили тракторы. Но в подготовке к сену и тут есть недостатки. Три трактора не вышли из ремонта из-за отсутствия запас­ ных деталей. В колхозе только приступили к изготовлению приспособлений для внесения аммиачной воды, катков. В районе немало хозяйств, где по- деловому ведется подготовка к вес­ не. В совхозе «Долгоруковский» ка­ либруют семена, стараются как мо­ жно быстрее поставить в строй все тракторы и почвообрабатывающие орудия. Курсы трактористов здесь заканчивают 25 человек, в том чис­ ле три женщины. Людмила Бель­ ская, например, будет работать на тракторе вместе с мужем Сергеем Бельским. В отделениях совхоза с участием специалистов областного управления сельского хозяйства про­ шли взаимопроверки. Они помогли устранить многие недоделки в под­ готовке к весне. Хороший трудовой настрой царит в эти дни в совхозе имени Тимиря­ зева, колхозах «Заря коммунизма», имени Коминтерна. И здесь хлебо­ робы живут одной мыслью: полно­ стью восстановить посевы, вырастить высокий урожай. И все же долгору- ковцы сделали далеко не все, чтобы добиться эффективного использова­ ния каждого гектара земли. Анализ итогов прошлого года убеждает, что в районе мало внимания уделялось выращиванию кормовых культур. Вот примеры. Колхозы «Верный путь», «Заря коммунизма», «Путь к коммунизму», имени Тимирязева и некоторые другие с больших площа­ дей собрали по 3—5 центнеров одно­ летних трав. Не уродился и клевер. В артели «Путь коммунизма», сов­ хозе имени Тимирязева собрали с гектара по 2,3—2,7 центнера сена. В последние годы в районе резко снизилась урожайность кукурузы. Артель «Верный путь» получила в 1968 году по 60 центнеров зеленой массы с гектара, колхозы «Совет­ ская Россия», имени Коминтерна, Коллектив обменной мастерской Хлевенского районного объедине­ ния «Сельхозтехника» готовит к весенне-полевым работам 20 ре­ зервных двигателей к тракторам, а также ряд узлов и деталей для посевных агрегатов. В числе луч­ ших производственников здесь на­ зывают обкатчиков двигателей коммуниста Е. Н. Бухтоярова и С. Г. Пожидаева, которых вы ви­ дите на этом снимке. Сменные за­ дания они ежедневно выполняют на 140—150 процентов. Фото Л. Антошкина. «Заря коммунизма», совхоз «Долго* руковский» — по 80—100 центнеров. И не удивительно, что многие хо­ зяйства вступили в зимовку с малы­ ми запасами кормов, и теперь до­ вольствуются низкими надоями мо­ лока. Готовясь к весне, партийные орга­ низации хозяйств задались целью сделать плодородным каждый гек­ тар кормовых угодий. Намечены широкие мероприятия по поверхност­ ному и коренному улучшению лугов и пастбищ. Но план составить не трудно. Важно осуществить его. А для этого мало что делается в рай­ оне. — Кормовые угодья и в нынешнем году не получат ни минеральных, ни органических удобрений. Под кормо­ вые культуры придется отводить са­ мые плохие земли, — п[ .лается аг­ роном колхоза «Знамя Ленина* В. Д. Шилов. — Может, под кукурузу, и то не на всю площадь, хозяйства изыщут удобрения. А другим кормовым культурам удобрений не достанется, — сказали мне в агрономическом отделе управления сельского хозяй­ ства. Плохо и то, что в большинстве хозяйств и в нынешнем году не бу­ дет ликвидирована обезличка в вы­ ращивании кормовых культур. Посе­ вы кукурузы, корнеплодов и сеяных трав не закрепляются за звеньями. А там, где звенья созданы, они не укомплектованы необходимыми ме­ ханизмами. Не взяли в Долгорукове во внима­ ние и такой источник пополнения кормовых ресурсов, как размещение посевов кормовых культур на сво­ бодных землях приусадебного фон­ да, в междурядиях молодых садов, в полосах «отчуждения» дорог. А это дало бы дополнительно сотни тонн кормовых единиц. Почти никакой продукции не дают хозяйствам луга и пастбища, раски­ нувшиеся на тысячах гектаров. И все потому, что улучшением их еще по- настоящему никто не занимается. Взять на учет каждый гектар плодо­ родной земли, ^по-хозяйски использо­ вать его — неотложная задача дол­ горуковских хозяйств. С. БЕЗЛЕПКИН, соб. корр. «Ленинского знамени». | Советы специалиста ГО Л О С . С О Х Р А Н Е Н Н Ы Й НА В Е КА звукозаписи» агентства «Центро- печать» 25 апреля 1921 года. Ориги­ налы — матрицы хранятся в нашем архиве, за исключением трех послед­ них речей, записанных в 1921 году. К сожалению, их до сих пор найти не удалось. , В то время в России еще не было распространено радио. И «говоря­ щая машина» — так называли тог­ да граммофон — становилась все более популярной. В стране насчи­ тывалось около 500 тысяч граммофо­ нов. Владимир Ильич считал, что нужно использовать «говорящую ма­ шину» для большевистской пропа­ ганды, сделвть ее агитатором за Со­ ветскую власть. Пр"авда, он отме­ чал, что грампластинка не заменяет живого, непосредственного обраще­ ния оратора, но зато агитационные тексты можно размножать тысячами и посылать в отдаленные районы страны. Новое дело граммофонной пропа­ ганды было поручено организован­ ному в конце 1918 года центрально­ му агентству ВЦИК по распростра­ нению печати («Центропечать»). При нем был создан специальный отдел «Советская пластинка». И уже в 1919 году на фронтах, в деревнях и городах зазвучали первые пла­ стинки с пламенными речами Ильи­ ча к его соратников. До предела загруженный много­ численными обязанностями, В. И. Ленин находил время помогать «Центропечати». Вот как об этом вспоминает заведующий «Центро- печатью» Б. Ф. Малкин: «В, И. Ле­ нин интересовался каждой выпушен­ ной пластинкой, требовал точного, с цифрами отчета о распространении «звуковых статей». О том, какое большое значение он придавал это- м\, свидетельствует и такой факт. Владимир Ильич сам составлял списки лиц, которым предлагал в первую очередь записаться на пла­ стинку. В их числе были М. И. Ка­ линин, Клара Цеткин, А. М. Горь­ кий, А. В. Луначарский, Л. Б. Кра­ син, А. М. Коллонтай, Н. В. Крылен­ ко, Н. А. Семашко». 50 лет прошло с тех пор, как бы­ ли записаны на пластинку выступле­ ния вождя. Как же удалось сохра­ нить для поколений живой голос Ильича? Техника звукозаписи 20-х годов, рассказывает А. И. Петров, была не­ совершенной. Ленину приходилось стоять зплотную к звукозаписываю­ щему прибору и, напрягая голос, говорить в рупор. Сложность заклю­ чалась и в том, что необходимо бы­ ло уложить речь в три минуты. Из­ вестно, как радовался Ленин, когда произнесенная им речь укладывалась в это время. Запись производилась акустическим способом, при котором искажался тембр голоса. Первые по­ пытки реставрации были предприня­ ты в 1936 году, но большого успеха они не принесли. Тогда удалось вы­ пустить лишь две пластинки с тремя речами Ленина. В 1947 году реставрационные ра­ боты были поручены Всесоюзному научно-исследовательскому институ­ ту звукозаписи. Была поставлена задача — улучшить звучание голоса В. И. Ленина, максимально освобо­ дить записи от посторонних шумов, изготовить новые матрицы для мас­ сового выпуска грампластинок с ре­ чами Владимира Ильича. Для ре­ ставрации институту были переданы оригинальные медные матрицы с за­ писями речей вождя, хранившиеся в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. С этих матриц в 20-х го­ дах было отпечатано много пласти­ нок, в результате чего они сильно износились: появились надломи, тре­ щины А это исключало дальнейшее тиражирование пластинок. Исполь­ зуя новую технику, ученые создали новые матрицы. Был применен ме­ тод последовательной перезаписи звука с использованием специально разработанных приборов. Каждая пробная пластинка, а их было свыше 140 вариантов, прослу­ шивалась авторитетной комиссией. В нее, в частности, входили личный секретарь Владимира Ильича Л. А. Фотиева/ старый большевик А. М. Стопани, К. Е. Ворошилов. В резуль­ тате получена запись, в которой тембровая окраска голоса наиболее соответствовала ленинскому. Эти за­ писи кинорежиссер М. Ромм вклю­ чил в документальные фильмы «Владимир Ильич Ленин» и «В. И. Ленин при жизни». В '1955 году бы­ ла выпущена долгоиграющая пла­ стинка с семью речами вождя. Шли годы... Советские специали­ сты продолжали работать над улуч­ шением звучания ленинских записей. Большого успеха добились звукоре­ жиссеры Д. И. Гаклин, Б. А. Жор- ников, звукооператор В. Н. Тоболин. В 1961—1963 годах отдел реставра­ ции Государственного дома радиове­ щания и звукозаписи был оснащен новой, наиболее современной элект­ роакустической аппаратурой. Были найдены новые экземпляры пласти­ нок и матрицы, которые по своему техническому состоянию оказались лучше предыдущих. В результате сложной и кропот­ ливой работы удалось значительно улучшить звучание ленинских грам­ записей, очистить их от помех, при­ близить к естественному тембру. В 1966 году всесоюзная фирма «Мело­ дия» выпустила грампластинку, в которую вошло уже восемь ленин­ ских речей. Советские ученые ■ сегодня про­ должают искать нцвые пути для ре­ ставрации звукозаписи речей В. И. Ленина. В. МИНОВСКАЯ. | БЕРЕЧЬ ВЛАГУ |Н А П О Л Я Х | Из-за суровой и бесснежной зи ♦мы в большинстве районов обла ♦сти запасы влаги в почве значи X тельно уменьшились. В метровом | слое почвы ее всего лишь 140— I 150 мм. Это 70—80 процентов | полевой влагоемкости. | Прошедшие снегопады создали | потенциальные запасы влаги на | полях. Земледельцам необходимо X воспрепятствовать стоку воды. $ Прежде всего, можно регулиро- 9 вать скорость таяния снега. Из- X вестно, что если снег уплотнен, | то он тает несколько медленнее, $ чем рыхлый. $ Работы по задержанию талых ^ вод в первую очередь необходи- X мо проводить на полях, имеющих X склоны. Чтобы ускорить процесс $ таяния снега, можно применить темные удобрения: фосфоритную муку, навоз, перегной, куриный помет. С помощью различных трактор­ ных разбрасывателей удобрения наносятся на снег поперек склона полосами шириной 4—6 м с ин­ тервалом 8—10 метров. Можно применять снегопахи и другие простейшие приспособления, пос­ ле прохода которых снег сдвига­ ется в валы и открывается почва. На таких полосах она быстрее 3 полнее впитает талые * « оттает и ♦воды. | Можно $ ние снега { катками. применять прикатыва- тяжелыми рубчатыми ;; После трех проходов ;; | катка по ширине 12—15 м остав-3! X ляется полоса рыхлого нетрону- | того снега, после которой снова X продолжается прикатывание. Та- ♦кая работа проводится по всему $ полю. Еще лучше оставшиеся по- $ лосы рыхлого снега зачернить, | что ускорит их таяние. Прикаты- ♦вание снега на 2—3 дня задер- ♦живает его таяние в сравнении с ♦рыхлыми полосами. | Работы по задержанию талых | вод окажут положительное влия- х ние на урожай всех культур. I В. ДУВИН, | аав. отделом земледелия ♦ Липецкой сельскохозяйственной ♦ опытной станция.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz