Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 2 8 марта ТМ 9 г., Л? 7 3 Г П 3287 н а П Е Д А Г О Г И К А В ПАРТИЙНОЙ ПРОПАГАНДЕ Готовясь к 100-летию со дня рож дения Ильича, тысячи и тысячи тру дящихся считают своей первейшей обязанностью обращаться к произ ведениям вождя, глубоко изучать марксизм-ленинизм. Это помогает им в повседневной работе, формиро вании своего мировоззрения, ду ховного облика. В воспитании советских людей в духе коммунистической убежденно сти, идейной стойкости, непримири мости к буржуазной идеологии важное место принадлежит системе партийного образования. Найти в ней, этой системе, наиболее дейст венные пути и средства идейного влияния на слушателей школ, теоре тических семинаров и других форм учебы помогает педагогика. Один из главных элементов педа гогики, применяемых в политиче ском просвещении, — умение убеж дать. Для пропагандиста убедить— это, прежде всего; добиться, чтобы слушатели согласились с партийной точкой зрения, отстаивали ее как свою собственную и в жизненных ситуациях поступали в соответствии с нею. Разумеется, речь идет не о бездумном согласии. Нужно, чтобы принятие слушателем идей марк сизма - ленинизма осуществлялось так, чтобы они стали его собствен ным внутренним убеждением, его методом познания действительности, его «символом веры» и законом жи зни, Вспомним слова Д. И. Писаре ва о том, что готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых зна комых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать в собственной голове самостоятельно. В. И. Ле нин, выступая в Свердловском уни верситете с лекцией о государстве, советовал слушателям: «И самое главное, чтобы в результате ваших чтений, бесед и лекций, которые вы услышите о государстве, вы вынесли умение подходить к этому вопросу самостоятельно, так как этот вопрос будет вам встречаться по самым разнообразным поводам, по каждо му мелкому вопросу, в самых не ожиданных сочетаниях, в беседах и спорах с противниками. Только тог да, если вы научитесь самостоятель но разбираться по этому вопросу,— только тогда вы можете считать се бя достаточно твердыми в своих убеждениях и достаточно успешно отстаивать их перед кем угодно и когда угодно». (Соч. т. 39/стр. 65). Приучить же к этому слушателей всех звеньев политического просве щения призваны мы, пропагандисты. И чем у каждого из нас будет боль ше теоретических познаний, чем бо гаче жизненный опыт, чем больше развита способность к творческому мышлению и углубленному восприя тию действительности, тем более сильным' и плодотворным будет на ше воздействие па людей, которых нам доверено обучать и воспиты вать. Среди пропагандистов Елецкой городской партийной организации много таких, которые умеют обосно вать идеи, доказать, что они, эти идеи, не только истинны, но и тре буют действий. И достигается это ими постоянным обогащением своих знаний, умением органически соеди нить изучаемый программный мате риал с конкретной действительно стью, с задачами, которые решает тот или иной коллектив. Например, В. М. Степанова (ШРМ № 1), М. А. Познахирева (швейная фабрика), Н. П. Зуев (горно-обогатительный комбинат), Е. А. Никитина (кирпич ный завод), В. А. Саввин (завод медоборудования), Г. В. Шульц (трест столовых) умеют в простой и доступной форме раскрыть суть проблемы, последовательно строить рассказ, обоснованно выбирать до- НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСТОРИИ КПСС Десятки фотодокументов, много красочных диаграмм и схем, боль шое количество справочного мате риала содержит четвертый выпуск наглядного пособия «История Коммунистической партии Совет ского Союза». Первый, второй и третий выпу ски, изданные в 1962—1966 годах, охватывают период истории пар тии с 1883 по июнь 1941 года. Чет вертый. завершающий это издание, выпуск посвящен деятельности КПСС в годы Великой Отечест венной войны, в период заверше ния строительства социализма и постепенного перехода к комму низму. Эта книжка только что выпуше на в свет издательством Полити ческой литературы. (Корр. ТАСС). «Г Е О Г Р А Ф И Я» В С Е Л Е Н Н О Й «Сантьяго-Пулково - фундамен тальный-!» — под таким названи ем войдет в астрономическую нау ку звездный каталог, составление которого завершено в Пулковской обсерватории. Он содержит дан ные о прямых восхождениях око ло тысячи звезд неба Южного по лушария, наблюдения которых со вместно осуществили чилийские и пулковские астрономы. Заместитель директора Пулков ской обсерватории, член-коррес пондент АН СССР М. С. Зверев сообщил, что наряду с изучением звезд Южного полушария в иссле дованиях светил Северного полу шария приняли участие восемь со ветских и двенадцать зарубежных обсерваторий. Капитальный ката лог может быть полноценным при охвате всего неба — от Северного до Южного полюсов. Это необхо димо для построения однородной системы небесных координат, ис следования строения и динамики нашей Галактики, изучения враще ния Земли и движения искусствен ных спутников. (Корр. ТАСС). казательства, завязывать дискуссию. Слушатели у них обычно серьезно готовятся к занятиям, изучают тру ды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, конспектируют их, на собе седованиях и семинарах свои утвер ждения стараются прочно обосно вать. Интересно, живо и содержательно проходят занятия у пропагандиста завода «Гидропривод» И. А. Крюч кова. Особенно запомнилась слуша телям беседа о законах диалектики, в ходе которой они сообща с пропа гандистом глубоко уяснили суть за конов диалектики, их значение для практики коммунистического строи тельства. Убеждение в отличие от других методов требует активного взаимо действия убеждающего и убеждае мого. Отсюда очень важно создавать на занятиях обстановку непосредст венности, непринужденности, выяв лять почаще мнение слушателей, чтобы они стремились понять то, о чем рассказывает пропагандист, раз мышляли и приходили к определен ным выводам. К сожалению, далеко не все про пагандисты умеют это делать. В школе основ марксизма-ленинизма 4-го года обучения элементного за вода при изучении темы «Законы материалистической диал е к т и к и» пропагандист вообще не счел нуж ным изложить материал. Он про сто предложил слушателям подго товить по этой теме самостоятель ные выступления. В результате вся подготовка свелась к переписыванию слушателями материала учебника с последующим зачитыванием его на занятии. А бывает и так, что пропаган диет, владея программным материя лом, излагает его так монотонно и бесстрастно, что его рассказ не вы зывает никакого интереса у слуша телей. Может ли такое занятие убе дить в чем-то слушателей? Конечно, нет. Процесс убеждения представляет собой, как правило, дискуссию. К сожалению, у нас все еще недоста точно используется полемическая форма разъяснения актуальных во просов. Многие слушатели не умеют правильно спорить. Нередко бывает, что один из них какой-либо термин понимает так, а другой — иначе, один рассматривает обсуждаемое яв ление с одной стороны, а спорящий с ним — с другой. И возникает бес конечный, ненужный разговор, кото рый часто приводит не к взаимному пониманию, а к еще большему рас хождению в мнениях. Все это нуж но исключить в споре. Если уж на чалось обсуждение какой-либо проб лемы, то ты спокойно, терпеливо, до конца выслушай своего оппонента, стремясь понять его точку зрения. Важно уметь выдвигать убедитель ные аргументы против доводов со беседника. Только таким путем мож но найти истину и убедить в ней спо- ряще’о. Но как ни велика сила партийно го, правдивого слова, нельзя сво дить весь метод убеждения к одно му лишь разъяснению. Советская педагогика отвергает такую одно бокость воспитания. В. И. Ленин подчеркивал, что учить надо не толь ко словом, но и делом, работой, что «большинство людей выносит свои убеждения из жизни». Отрадно, что в последнее время умению применять педагогику в по литическом просвещении учат и се минары пропагандистов, которые проводятся в кабинете политическо го просвещения горкома КПСС. На них руководители пропагандистских секций — доцент педагогического института М. Ф. Силаев, ст. препо даватели этого института В. Я. Ов сяников и С. П. Ершов дают нема ло ценных советов по педагогике. И пропагандисты говорят, что эти со веты приносят им большую практи ческую пользу. Наша партия строит всю свою де ятельность на подлинно научных основах, а это обязывает нас вно сить все больше и больше элементов педагогики в систему политического образования. Н. ПОЛОСИНА, член методического созета кабинета политического просвеще ния Елецкого горкома КПСС. Живой голос Ильича слышат сегодня миллионы людей. «Совет ская власть есть путь к социализ- ч\ м у , найденный V массами трудя- ^ щихся и потому ^ — верный и пото- 4 му — непобеди мый». Слова эти ?—из известной ре чи В. И. Ленина «Что такое Советская власть?», од ной из первых речей, которые он произнес перед звукозаписывающим аппаратом. Запись состоялась в конце марта 1919 года в Кремле в Митрофаниевском, ныне Овальном зале. Вот что рассказывает о сохранен ном на века голосе Ленина заведую щий секцией кинофотофонодоку- ментов Центрального партийного ар хива института марксизма-лениниз ма при ЦК КПСС А. И. Петров. — Известно, что в 1919—1921 го дах было записано на пластинки 13 речей В. И. Лепина, хотя считается, что им было подготовлено для граммофонного воспроизведения 16 текстов. Восемь речей записаны в конце марта 1919 года. Сейчас, по жалуй, можно назвать и число — 29 марта. В 1920 году записано две речи, 1921-м — еще три: «О потребитель ской и промысловой кооперации», «О концессиях и развитии капитализ ма», «О продовольственном налоге или продналоге». Эта, последняя, сделана не в Кремле, а в «кабинете Р а б о ч и й , н о с я щ и й зва ние ударника комму нистического труда, дол жен подавать пример осталь ным производственникам, обязан быть впереди остальных и в про изводственной деятельности, и в учебе, и в быту. Задача эта, ко нечно, не из легких. В любом цехе любого современного предприятия есть немало высококвалифициро ванных производственников, со ревноваться с которыми не так-то просто. А чтобы быть впереди их, личным примером вести их за со бой—для этого требуется многое. Поиск дополнительных резервов производства я начал давно. В со вершенстве изучил технологию кузнечного дела, освоил в своем молотовом пролете работу обору дования. И вот в октябре прошлого года, подсчитав свои возможности, взял обязательство: выполнять задание пятидневки за четыре рабочих дня, сдавать поковки только с первого предъявления, успешно совмещать работу с учебой в техникуме. Тысячи рабочих нашего завода включились теперь в социалисти ческое соревнование в честь 100- летия со дня рождения В. И. Ле нина. Многие из них показывают подлинные образцы высокопроиз водительного, самоотверженного труда. Приятно сознавать, что и ты вносишь в это благородное, патриотическое движение свою лепту. Говорят ударники коммунистического труда НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ Вот уже на протяжении четырех месяцев я и мои товарищи, выпол няем задание пятидневки за че тыре рабочих дня. Как мы этого достигаем? Значительно повысить произво дительность труда нам удалось отнюдь не за счет дополнительных мускульных усилий или особых производственных возможностей. Расскажу о себе. Работаю я в молотовом пролете на молотах мощностью 0,5—1,0 тонны. Изготовляю детали типа флянцев, вилок, коробок передач, рычагов, проушин. Начал я с того, что максимально/ уплотнил свое рабочее время, стал использовать его более рационально. Больше внимания начал уделять четкому выполнению операций технологиче ского процесса. Я и мой подручный Владимир Забровский по-новому стали ис пользовать камерную печь. Рань ше мы загружали в нее опреде ленное количество заготовок, на гревали, а затем штамповали. З а кончив операцию, снова загружали заготовки в печь и ожидали, пока они нагреются до нужной темпе ратуры. Много времени при такой организации труда тратилось и у меня, и у Владимира напрасно. Теперь подручный, прежде чем подать заготовки, освобождает одну сторону печи и загружает ее. За время, необходимое для штам повки оставшихся в другой сторо не печи заготовок, нагреваются вновь загруженные. Соответствен но регулируется работа газовые горелок. Таким образом процесс штамповки идет непрерывно. Эго значительно повышает производи тельность оборудования. Раньше нередко случалось так, что новая смена принимала печь незагруженной. Потом тратилось много времени , в ожидании, когда первая партия заготовок нагреет ся до нужной температуры. Теперь с этим покончено. Смена передается на ходу. В этом тоже немалый резерв экономии рабочих минут. В своей работе я обхожусь без наладчика. Перед началом каж дой смены тщательно проверяю и регулирую молот, всеми средства ми стараюсь избегать простоев. Многое зависит и от работы подручного кузнеца, который дол жен вовремя подавать заготовки и точно соблюдать температуру, указанную в технологической карте. Мы с Владимиром Забров- ским понимаем друг друга с по луслова. Каждый из нас старает ся выполнять свои обязанности четко и добросовестно. Кроме то го, мы добились в своей смене полной взаимозаменяемости. Существенное значение имеет и личный производственный опыт кузнеца. Благодаря этому опыту, мне удается изготавливать детали меньшим числом ударов, чем это предусмотрено технологической картой. Так, если для изготовле ния проушины по технологии тре буется два—три удара, то я штампую ее за один—два. Благо даря этому при сменной норме 1829 проушин, делаю их 2500 — 2700; деталей типа рычага-штока при норме 1750 изготовляю до 3000. Систематически перевыпол няю задания и по другим видам изделий. Думаю, что главные условия высокой производительности тру да каждого рабочего—это четкая организация производственного процесса, профессиональное ма стерство, чувство ответственности за результаты своего труда, доб росовестное отношение к делу, внутренняя дисциплинированность и целеустремленность. Мне очень приятно сознавать, что инициатива «пять—за четыре» нашла широкую поддержку на нашем заводе. 74 производствен ника уже последовали примеру моей смены, около семисот рабо чих приняло личные социалистиче ские обязательства в честь 100-ле тия со дня рождения В. И. Лени на. Особенно мне хочется отметить бригаду десятитонного молота, возглавляемую А. М. Ненаховым. Этот коллектив обязался за остав шиеся до славного юбилея месяцы выдать"сверх плана 650 тонн по ковок. Есть у нас бригады, кото рые успешно соревнуются за вы полнение плана четвертого года пятилетки к 7 ноября. Недавно Министерство трактор ного и сельскохозяйственного ма шиностроения СССР присвоило мне почетное звание лучшего ра бочего в своей профессии. Быть ударником коммунисти ческого труда — это значит по стоянно учиться, совершенствовать сдое профессиональное мастерство. Это значит — всегда быть на пе реднем крае пятилетки. А. ЩЕРБАТЫХ, рабочий кузнечного цеха Липецкого тракторного завода, ударник коммунистического труда. И Т Е П И Н Синей змейкой уплывает в во ронку стальная стружка. Теперь > токарю не придется отдирать ее 5 специальным крючком... } Интересную новинку для ста- ь <ночников предложили московские ( | изобретатели П. Росляков, В. Кра- } ( снов и В. Петренко. Стружка, вы- 1 | ходящая из-под резца, тут же от- I | сасывается специальным устронст- | ( вом. В нем имеется катушка, в ко- 1 торой под действием электриче- 1 ского тока образуется сильное маг- ) нитное поле. Оно и отводит сталь- | ную стружку в воронку. Катушка | питается от сети переменного тока. ) Новый способ удаления стружки рекомендован для внедрения в производство. * * * Рязанские химики освоили сло жную технологию производства полинозного волокна. Оно вдвое прочнее штапельного, не раство ряется в щелочах, имеет свойст ва, схожие с тонковолокнистым хлопком. Первые тонны его полу чены в опытном цехе комбината химического волокна. Новинка найдет широкое применение во многих отраслях народного хозяй ства, и в первую очередь в тек стильной промышленности. * * * Сеоийное производство прибо ров Р-100, предназначенных для структупного анализа вещества, началось на Сумском заводе элек тронных микроскопов и электро автоматики. Этот прибор, созданный учены ми Ленинграда и конструкторами предприятия, сродни электронно му микроскопу. Разница в том, что на экране прибора исследователь видит не изображение изучаемого предмета, а его. дифракционный «портрет», то есть концентриче ские кольца или точки. Самопи сец вычерчивает кривую, по кото рой можно судить о СТПУКТ\ЮНОМ строении вещества. Р-100 будет хорошим помощником исследова телей. (ТАСС). В КОЛХОЗЕ «Память Ильи ча», как и во многих дру гих хозяйствах, часть ози мых и многолетние -травы при дется пересеять. Работы весной прибавится. Но хлеборобы не боят ся трудностей. Они уверены, что высокий урожай будет выращен. В хозяйстве все семена доведены до высоких кондиций, протравлены. Принимаются меры к тому, чтобы хорошо удобрить землю. В рядки при посеве яровой пшеницы будет внесено по 50—60 килограммов гра нулированного суперфосфата на гек тар. Припасены удобрения для под кормки семенных участков озимой пшеницы и под посев сахарной свек лы. В начале марта между бригадами прошла взаимопроверка. Она пока зала, что в одной не хватает трак тористов для двухсменной работы. Партийная организация и правление обратились с призывом к комбайне рам и тем, кто по разным причинам переменил профессию механизатора на другую. Откликнулись многие колхозники. Посевные агрегаты бу дут работать в две смены. Рабочий план весенних полевых работ рассмотрен на открытом пар тийном собрании. Намечены такие сроки: сев ранних зерновых вместе с пересевом закончить за 7 дней, са харной свеклы — за 4. Продуманы меры материального стимулирова ния, вопросы рациональной органи зации труда на севе. Правда, есть одно «но». Еще не все тракторы готовы, в том числе два тяжелых. Они еще в прошлом году были от правлены в районное объединение «Сельхозтехника», но пока не верну лись в колхоз. Тщательно готовятся к весне кол хозники артели «Знамя Ленина». В отличие от прошлых лет на посев подготовлено отборное зерно, оно почти полностью доведено до выс ших кондиций. В повторной очистке нуждаются лишь семена яровой пшеницы из страхового фонда. На НЕУЧТЕННЫЕ Г Е К Т А Р Ы В ДОЛГОРУКОВСКОМ РАЙОНЕ ПЛОХО ГОТОВЯТСЯ К В Ы Р А Щ И В А Н И Ю К О Р М О В Ы Х К У Л Ь Т У Р это потребуется не больше двух-трех дней. В колхозе, по предварительным подсчетам, объем полевых работ на севе увеличится на 500—600 гекта ров. Для восстановления поврежден ных посевов решено использовать яровую пшеницу, горох и ячмень. В частности, площадь под яровой пше ницей увеличивается в два раза. Колхозники намечают провести по левые работы в сжатые сроки. Бо ронование зяби — за три, сев ран них зерновых — за семь дней. На севе круглосуточно будут работать шесть агрегатов. За сутки они дол жны засевать не менее 300 гектаров. Чтобы высокопроизводительно ис пользовать технику, нужны хорошо подготовленные механизаторы. Они еств. Десять трактористов подготов лено на курсах. Поработать на севе вызвались многие пенсионеры, кото рые еще недавно водили тракторы. Но в подготовке к сену и тут есть недостатки. Три трактора не вышли из ремонта из-за отсутствия запас ных деталей. В колхозе только приступили к изготовлению приспособлений для внесения аммиачной воды, катков. В районе немало хозяйств, где по- деловому ведется подготовка к вес не. В совхозе «Долгоруковский» ка либруют семена, стараются как мо жно быстрее поставить в строй все тракторы и почвообрабатывающие орудия. Курсы трактористов здесь заканчивают 25 человек, в том чис ле три женщины. Людмила Бель ская, например, будет работать на тракторе вместе с мужем Сергеем Бельским. В отделениях совхоза с участием специалистов областного управления сельского хозяйства про шли взаимопроверки. Они помогли устранить многие недоделки в под готовке к весне. Хороший трудовой настрой царит в эти дни в совхозе имени Тимиря зева, колхозах «Заря коммунизма», имени Коминтерна. И здесь хлебо робы живут одной мыслью: полно стью восстановить посевы, вырастить высокий урожай. И все же долгору- ковцы сделали далеко не все, чтобы добиться эффективного использова ния каждого гектара земли. Анализ итогов прошлого года убеждает, что в районе мало внимания уделялось выращиванию кормовых культур. Вот примеры. Колхозы «Верный путь», «Заря коммунизма», «Путь к коммунизму», имени Тимирязева и некоторые другие с больших площа дей собрали по 3—5 центнеров одно летних трав. Не уродился и клевер. В артели «Путь коммунизма», сов хозе имени Тимирязева собрали с гектара по 2,3—2,7 центнера сена. В последние годы в районе резко снизилась урожайность кукурузы. Артель «Верный путь» получила в 1968 году по 60 центнеров зеленой массы с гектара, колхозы «Совет ская Россия», имени Коминтерна, Коллектив обменной мастерской Хлевенского районного объедине ния «Сельхозтехника» готовит к весенне-полевым работам 20 ре зервных двигателей к тракторам, а также ряд узлов и деталей для посевных агрегатов. В числе луч ших производственников здесь на зывают обкатчиков двигателей коммуниста Е. Н. Бухтоярова и С. Г. Пожидаева, которых вы ви дите на этом снимке. Сменные за дания они ежедневно выполняют на 140—150 процентов. Фото Л. Антошкина. «Заря коммунизма», совхоз «Долго* руковский» — по 80—100 центнеров. И не удивительно, что многие хо зяйства вступили в зимовку с малы ми запасами кормов, и теперь до вольствуются низкими надоями мо лока. Готовясь к весне, партийные орга низации хозяйств задались целью сделать плодородным каждый гек тар кормовых угодий. Намечены широкие мероприятия по поверхност ному и коренному улучшению лугов и пастбищ. Но план составить не трудно. Важно осуществить его. А для этого мало что делается в рай оне. — Кормовые угодья и в нынешнем году не получат ни минеральных, ни органических удобрений. Под кормо вые культуры придется отводить са мые плохие земли, — п[ .лается аг роном колхоза «Знамя Ленина* В. Д. Шилов. — Может, под кукурузу, и то не на всю площадь, хозяйства изыщут удобрения. А другим кормовым культурам удобрений не достанется, — сказали мне в агрономическом отделе управления сельского хозяй ства. Плохо и то, что в большинстве хозяйств и в нынешнем году не бу дет ликвидирована обезличка в вы ращивании кормовых культур. Посе вы кукурузы, корнеплодов и сеяных трав не закрепляются за звеньями. А там, где звенья созданы, они не укомплектованы необходимыми ме ханизмами. Не взяли в Долгорукове во внима ние и такой источник пополнения кормовых ресурсов, как размещение посевов кормовых культур на сво бодных землях приусадебного фон да, в междурядиях молодых садов, в полосах «отчуждения» дорог. А это дало бы дополнительно сотни тонн кормовых единиц. Почти никакой продукции не дают хозяйствам луга и пастбища, раски нувшиеся на тысячах гектаров. И все потому, что улучшением их еще по- настоящему никто не занимается. Взять на учет каждый гектар плодо родной земли, ^по-хозяйски использо вать его — неотложная задача дол горуковских хозяйств. С. БЕЗЛЕПКИН, соб. корр. «Ленинского знамени». | Советы специалиста ГО Л О С . С О Х Р А Н Е Н Н Ы Й НА В Е КА звукозаписи» агентства «Центро- печать» 25 апреля 1921 года. Ориги налы — матрицы хранятся в нашем архиве, за исключением трех послед них речей, записанных в 1921 году. К сожалению, их до сих пор найти не удалось. , В то время в России еще не было распространено радио. И «говоря щая машина» — так называли тог да граммофон — становилась все более популярной. В стране насчи тывалось около 500 тысяч граммофо нов. Владимир Ильич считал, что нужно использовать «говорящую ма шину» для большевистской пропа ганды, сделвть ее агитатором за Со ветскую власть. Пр"авда, он отме чал, что грампластинка не заменяет живого, непосредственного обраще ния оратора, но зато агитационные тексты можно размножать тысячами и посылать в отдаленные районы страны. Новое дело граммофонной пропа ганды было поручено организован ному в конце 1918 года центрально му агентству ВЦИК по распростра нению печати («Центропечать»). При нем был создан специальный отдел «Советская пластинка». И уже в 1919 году на фронтах, в деревнях и городах зазвучали первые пла стинки с пламенными речами Ильи ча к его соратников. До предела загруженный много численными обязанностями, В. И. Ленин находил время помогать «Центропечати». Вот как об этом вспоминает заведующий «Центро- печатью» Б. Ф. Малкин: «В, И. Ле нин интересовался каждой выпушен ной пластинкой, требовал точного, с цифрами отчета о распространении «звуковых статей». О том, какое большое значение он придавал это- м\, свидетельствует и такой факт. Владимир Ильич сам составлял списки лиц, которым предлагал в первую очередь записаться на пла стинку. В их числе были М. И. Ка линин, Клара Цеткин, А. М. Горь кий, А. В. Луначарский, Л. Б. Кра син, А. М. Коллонтай, Н. В. Крылен ко, Н. А. Семашко». 50 лет прошло с тех пор, как бы ли записаны на пластинку выступле ния вождя. Как же удалось сохра нить для поколений живой голос Ильича? Техника звукозаписи 20-х годов, рассказывает А. И. Петров, была не совершенной. Ленину приходилось стоять зплотную к звукозаписываю щему прибору и, напрягая голос, говорить в рупор. Сложность заклю чалась и в том, что необходимо бы ло уложить речь в три минуты. Из вестно, как радовался Ленин, когда произнесенная им речь укладывалась в это время. Запись производилась акустическим способом, при котором искажался тембр голоса. Первые по пытки реставрации были предприня ты в 1936 году, но большого успеха они не принесли. Тогда удалось вы пустить лишь две пластинки с тремя речами Ленина. В 1947 году реставрационные ра боты были поручены Всесоюзному научно-исследовательскому институ ту звукозаписи. Была поставлена задача — улучшить звучание голоса В. И. Ленина, максимально освобо дить записи от посторонних шумов, изготовить новые матрицы для мас сового выпуска грампластинок с ре чами Владимира Ильича. Для ре ставрации институту были переданы оригинальные медные матрицы с за писями речей вождя, хранившиеся в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. С этих матриц в 20-х го дах было отпечатано много пласти нок, в результате чего они сильно износились: появились надломи, тре щины А это исключало дальнейшее тиражирование пластинок. Исполь зуя новую технику, ученые создали новые матрицы. Был применен ме тод последовательной перезаписи звука с использованием специально разработанных приборов. Каждая пробная пластинка, а их было свыше 140 вариантов, прослу шивалась авторитетной комиссией. В нее, в частности, входили личный секретарь Владимира Ильича Л. А. Фотиева/ старый большевик А. М. Стопани, К. Е. Ворошилов. В резуль тате получена запись, в которой тембровая окраска голоса наиболее соответствовала ленинскому. Эти за писи кинорежиссер М. Ромм вклю чил в документальные фильмы «Владимир Ильич Ленин» и «В. И. Ленин при жизни». В '1955 году бы ла выпущена долгоиграющая пла стинка с семью речами вождя. Шли годы... Советские специали сты продолжали работать над улуч шением звучания ленинских записей. Большого успеха добились звукоре жиссеры Д. И. Гаклин, Б. А. Жор- ников, звукооператор В. Н. Тоболин. В 1961—1963 годах отдел реставра ции Государственного дома радиове щания и звукозаписи был оснащен новой, наиболее современной элект роакустической аппаратурой. Были найдены новые экземпляры пласти нок и матрицы, которые по своему техническому состоянию оказались лучше предыдущих. В результате сложной и кропот ливой работы удалось значительно улучшить звучание ленинских грам записей, очистить их от помех, при близить к естественному тембру. В 1966 году всесоюзная фирма «Мело дия» выпустила грампластинку, в которую вошло уже восемь ленин ских речей. Советские ученые ■ сегодня про должают искать нцвые пути для ре ставрации звукозаписи речей В. И. Ленина. В. МИНОВСКАЯ. | БЕРЕЧЬ ВЛАГУ |Н А П О Л Я Х | Из-за суровой и бесснежной зи ♦мы в большинстве районов обла ♦сти запасы влаги в почве значи X тельно уменьшились. В метровом | слое почвы ее всего лишь 140— I 150 мм. Это 70—80 процентов | полевой влагоемкости. | Прошедшие снегопады создали | потенциальные запасы влаги на | полях. Земледельцам необходимо X воспрепятствовать стоку воды. $ Прежде всего, можно регулиро- 9 вать скорость таяния снега. Из- X вестно, что если снег уплотнен, | то он тает несколько медленнее, $ чем рыхлый. $ Работы по задержанию талых ^ вод в первую очередь необходи- X мо проводить на полях, имеющих X склоны. Чтобы ускорить процесс $ таяния снега, можно применить темные удобрения: фосфоритную муку, навоз, перегной, куриный помет. С помощью различных трактор ных разбрасывателей удобрения наносятся на снег поперек склона полосами шириной 4—6 м с ин тервалом 8—10 метров. Можно применять снегопахи и другие простейшие приспособления, пос ле прохода которых снег сдвига ется в валы и открывается почва. На таких полосах она быстрее 3 полнее впитает талые * « оттает и ♦воды. | Можно $ ние снега { катками. применять прикатыва- тяжелыми рубчатыми ;; После трех проходов ;; | катка по ширине 12—15 м остав-3! X ляется полоса рыхлого нетрону- | того снега, после которой снова X продолжается прикатывание. Та- ♦кая работа проводится по всему $ полю. Еще лучше оставшиеся по- $ лосы рыхлого снега зачернить, | что ускорит их таяние. Прикаты- ♦вание снега на 2—3 дня задер- ♦живает его таяние в сравнении с ♦рыхлыми полосами. | Работы по задержанию талых | вод окажут положительное влия- х ние на урожай всех культур. I В. ДУВИН, | аав. отделом земледелия ♦ Липецкой сельскохозяйственной ♦ опытной станция.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz