Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)
13 марта 1969 г., .М? 61 (12 316) ' ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Кандидаты в депутаты НАША ЛЮДМИЛА Г РИГОР Ь ЕВНА Урок уже начался, когда Генка Качанов, запыхавшись, вбежал в класс. — Можно? Людмила Григорьевна укорив- ■енно покачала головой. — Да я... Я в библиотеке за держался, Книгу о Котовском искал... А «Как закалялась сталь» уже прочитал, — неожи данно похвастал он. Учительница чуть заметно улыбнулась а разрешила маль чику сесть. Через несколько минут Генка хохотал вместе со всеми, разгля дывая кадр диафильма, запечат левший Котовского, выбрасываю щего помещика в окошко. Потом он придирчиво слушал ответы товарищей о штурме Пе рекопа и непременно что-то до бавлял к их рассказу. — Людмила Григорьевна, а Соколов забыл сказать, что Пе рекоп можно было взять только одновременной атакой. А потом еще Котовский крикнул: «Шашки наголо!». Учительница будто мимоходом проводила рукой по коротенькому Генкиному чубу. Глядя на Генку, я понимала, почему мальчишка, растущий в семье, о которой принято гово рить, что она неблагополучная, так любовно заглядывает в лицо своей учительнице и так гордо воспринимает ее похвалу. Она стала для него самым близким и дорогим человеком. Впрочем, только ли для Генки Качанова? Если бы Боря Ш. был чуточку постарше и умел бы оце нивать поступки старших не серд цем, а умом, он бы рассказал о том, как много и для него сдела ла Людмила Григорьевна. Были такие, кто считал маль чишку неспособным учиться в об щеобразовательной школе. Она и сама тогда на мгновение подума ла так же, сравнив его с Таней Загитовой, развитой и очень ум ной девочкой, с Игорьком Мит рофановым, толковым и рассуди тельным, Сашей Кобзевым, быст рым и сообразительным. «Да не может быть, — убежда ла сама себя Людмила Григорь евна. — Борис растет в иной семье, чем Таня Загитова. Ей и папа с мамой помогают, и у бра та с сестрой она много учится. А Боря... просто его никто не гото вил к школе». Она не торопилась сказать по следнее слово. Занималась с мальчиком, прикрепила к нему успевающих ребят. Не сразу, не скоро, но стала замечать — ме няется мальчишка в лучшую сто рону. Теперь ее огорчают не Борины «двойки» — их у него давно нет, а одна-единственная «тройка» по письму. И ту Боря получил за «грязь» в тетради. Кажется, ей мало, что в ее 4-м «А» двадцать четыре ученика занимаются только на «четыре» и «■пять». Причем двоечников в классе нет все четыре года. Что греха таить, случаются еще н такие стопроцентно успевающие классы, где у одного «троечка» натянута, у другого «выплакана» самим учеником или его мамой. У Л. Г. Цыковой этого нет. — А вы на уроках ее побудьте, — не без гордости говорит дирек тор средней школы № 22 Вяче слав Васильевич Мирохин. — Уроки Л. Г. Цыковой отли чаются разнообразием приемов, насыщенностью самого разного материала (картины, книги, му зыка, диафильмы), большой доб рожелательностью к ребятам. И как итог — хорошие знания уча щихся. Напрасно вы попытаетесь вы яснить у мальчишек и девчонок 4 «А» их самый любимый пред мет. Если кто-то из них и выкри кивает: «История», то тут же до бавляет — «И природоведение то же». А подумав, заключает: «И литература, конечно». / Людмила Григорьевна прекрас но владеет материалом по любо му предмету, но, пожалуй, ничто не дается ей лучше, чем уроки арифметики. Особенно много ра ботает она с учащимися над уяс нением текста задачи, частенько поручая ученику функцию учите ля. , Обычно в уроке принимает уча стие весь класс. Почти каждый ученик за 45 минут отвечает хоть на один вопрос. Усвоение матери ала и домашнего задания идет на уроке. Экономится каждая мину та. Каждого, кто бывает на уроках Л. Г. Цыковой (а слу чается это довольно часто — две ри ее класса всегда открыты — смотри, учись^, поражает ее уме ние видеть каждого ученика. Зная, как нелегко Сереже Соко лову дается арифметика, она чуть подольше, чем около других, за держится у его парты и тут же что-то объяснит ему. А вот Та ню Карташову только спросит: — Ну, как, Танюша, справ ляешься с задачей? Удивительно, но она совсем ее рутает ребят. Провинится кто-ни будь, она только и скажет: — Саша, а ведь ты мне поме-' шал вести урок. И Саше становится стьадно от укора учительницы и от укориз ненных взглядов товарищей. По рой, даже не верится, что сидишь в 4-м классе и слушаешь ответы десятилетних. Они одинаково хо рошо дают пояснения о причинах поражения первой русской рево люции и о первых ленинских дек ретах, ведут подробный и инте ресный анализ литературных про изведений. Людмила Григорьевна учит ях анализировать, понимать прочи танное. Она и сама учится в пе дагогическом институте, хотя за 18 лет работы немало познала в своей профессии. Не один год возглавляя школу передового опыта учителей начальных клас сов, она понимала: чтобы учить других, надо знать много самой. Л .-Г. Цыкова, если за что-то берется, то обязательно выполня ет добросовестно, будь то доклад (один из них «Изучение наречий в 4-м классе» на областных педа гогических чтениях был признан лучшим, награжден грамотой и рекомендован для центральных педагогических чтений) или оче редное поручение депутатской ко миссии по народному образова нию. Людмила Григорьевна уча ствовала в проверке работы школ, детских садов, была отличным куратором своей школы. Не мел кими придирками, а вдумчивым анализом характеризовался стиль ее контроля. Людмила Григорьевна является депутатом горсовета. И снова коллектив учителей выдвинул ее кандидатом в депутаты Елецкого городского Совета. Почему имен но ее? Вообще-то на ее месте могли оказаться и другие. В их клас сах тоже стопроцентная успевае мость. Они тоже хорошие учителя и активные общественники. И все-таки коллектив избрал именно Людмилу Григорьевну Цыкову — отличника народного образова ния, чуткого и принципиального человека. Кандидатом в депутаты выдвигают не просто хороших, а лучших из лучших. Э. АЛЕКСЕЕВА. На снимке: Л. Г. Цыкова. Активным н опытным пропаган дистом зарекомендовал себя ди ректор Васильевской 8-летней школы Липецкого районр, комму нист Владимир Иванович Пузи ков. Колхозники сельхозартели «Путь Ленина» слушают его всег да с большим интересом. В своей практической деятельности Вла димир Иванович широко и умело применяет технические средства пропаганды. У него учатся дру гие пропагандисты района. НА СНИМКЕ: В. И. Пузиков готовится к очередному занятию. Фото нештатного корреспондента «Ленинского знамени» А. Гирева. иым образом, выпускники: кого же, как не их, семнадцатилётних, дол- В АКТОВОМ зале школы шел диспут: «В чем смысл жиз ни?». Присутствовали, глав к -1ЛЬ жен волновать на пороге большой, окизни этот вопрос? Но вот странное дело: диспута, такого, каким мы его предо авляе.ч, — с думами и сомне ниями, с вырывающимися наружу сокровенными мыслями и чувства ми — не было. То, что происходило в зале, скорее походило на урок: учитель, ведущий диспут, делал при глашающий жест рукой — подни мался со стула ученик, сообщал, что он думает по тому или иному поводу, и снова усаживялся, усту пая место следующему. И вдруг, когда уже была выведе на очередная формула: «Человек счастлив тем сильнее, чем больше пользы обществу он приносит», в за ле повис вопрос: — А как расценить такой случай... Шахтер выдает на-гора три нормы лишь из желания зашибить деньгу. Он—счастлив? Аудитория заволновалась. Вопрос был действительно спорный. Когда через несколько минут ответ был найден, один из присутствующих подверг сомнению и эту новую фор мулировку: «Смысл жизни — в удовлетворении личных и обществен ных интересов -человека». — А по-моему, — сказал он, — рассматривать эти интересы, как противоположные, нельзя. Разве не одни и те же интересы у человека и общества, которому он принадле жит? Имеем ли мы право разделять их? Десятиклассники одобрительно за-* гудели — начинается настоящий раз говор. Но учителя вдруг начали по сматривать на часы (завтра в во семь утра — занятия, а Сейчас уже десятый час вечера). — Всегда так, — с неудовольстви ем завздыхали выпускники. — Всег да у ьас такие вопросы стороной об ходят... Почему же диспут прервали? По чему не дали поговорить еще? Воз можно, за час «сверх нормы» кому- то открылось бы такое, что он ищет уже не один месяц, да никак не мо жет найти. Может... Но на это ор ганизаторы диспута не рассчитыва ли. Об этом свидетельствовали и вопросы, предложенные десятиклас сникам: «Ваше любимое занятие?», «Как вы проводите свободное вре мя?», «Каковы ваши жизненные це ли, стремления, идеалы?». На них можно было лишь ответить, даже ответить по-разному. А вот спорить- то о чем? Не о чем... Может, скажете, случай исключи тельный или редкостный. Увы, при мерно так проходят диспуты во мно гих других школах. Сам при сем присутствовал не раз—знаю! Поче му так? Почему многие учителя ук лоняются от споров на темы, хоть чуточку удаленные от того, что на чертано в учебниках и программах? Может, потому, что об этом не хо тят спорить ученики? Но они спо рят! Причем спорят, оставшись без учителя, «в своем кругу». Им осто чертели наставления, эта, как они говорят, «грызуха», им так невтер пеж поточить ум свой на деле, про верить даже неоспоримые истины. Может, потому некоторые учителя предпочитают гладкий «диспут» жаркому спору, что первый проще подготовить и легче провести? На верное. Но дело не только в этом... Помните, учителя в повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания»? Он с раздражением воспринимал то, что дети бегают, смеются неизвестно над чем, вечно что-то выдумывают, вопросы задают... Вот откуда та щится в нашу школу привычка сглаживать углы, осторожничать, из бегать острых столкновений в созна нии подростка даже на диспуте. Ньютона», но свое более или менее значительное открытие, предвосхи тившее бы поиски других, предстоит (этого мы ждем от каждого моло дого человека) совершить любому. •Уметь отстоять только что илЦ дав но открытую истину'—дано не Всем. Этому надо учить. Замечательный урок того, как это делается, нам, взрослым руково дителям. клуба «Неунываки», пре подала Нина Николаевна Федорова, одна из первых пионерских вожатых Липецка, комсомолка двадцатых го дов, чудесный педагог и человек. С П О Р Ь Т Е , М А Л Ь Ч И Ш К И МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ Однажды пришла ко мне одна моя знакомая девочка, заплаканная и растревоженная. Успокоившись, рассказала, что одного из учеников их школы осудили за хулиганское действие, а его одноклассники узна ли об этом лишь после суда. Изве стное дело, всполошились. Собрали классное собрание, на котором ре шили, что Сашка «в обшем-то па рень ничего» и что его надо взять на поруки. «Перевоспитаем!». Двое пошли к адвокату. Неизвестно, чем бы все это кончилось, но о решении ребят узнали учителя. Вместо того, чтобы прийти в класс, толком разъ яснить, в чем вина Александра, и доказать умно и тактично, что за такую степень вины он должен не сти наказание, стали искать «зачин щиков». — Как же т а к ? '— возмущалась девочка. *— На уроках нам объясня ют, почему Печорин поступил так и не иначе, а тут свели к простому: виноват—значит, гнать его из шко лы .. Между прочим, когда однажды произошел подобный случай в школе № 3, там не сочли посягательством на авторитет школы «вето» комите та комсомола на решение педсовета — исключить ученика за плохую дисциплину. — Мы виноваты. Недосмотрели, — сказали комитетчики. — Ну что ж, — ответили учителя, — раз считаете, что сможете пере воспитать, доверяем вам... И что же вы думаете — перевос- питали-таки. Парень через некоторое время изменился неузнаваемо. Это была своего рода плата за доверие к собственному мнению ребят. Многим известен подвиг юного Эвариста Галуа, математика и рево люционера, участника баррикадных боев Парижской Коммуны. I ринад- цать последних часов своей жизни он отдал тому, чтобы перенести на бумагу все, чем жил, о чем думал, чем мучился. Так родился гениаль ный труд, сделавший возможным гигантское развитие теоретической физики. Не у всех бывают «ночи Галуа», ее всем суждено увидеть «яблоко Она, в шестьдесят лет вступавшая в клуб наравне со всеми — с принесе нием присяги, с клятвой, данной, преклонив колени,—никогда ни сло вом, ни делом не показала своего превосходства перед мальчишками. Вот разгорелся спор по поводу толь ко что прочитанной статьи в газете. Нина Николаевна бросает одну— две, будто нечаянные, неназойливые фразы — и спор вошел в нужное русло. Вот разгорелась на совете командиров баталия: в клубе стало неинтересно, ребята хандрят. Что делать? Она долго слушает, потом вздыхает: — Ах, мальчики, ну что же вы так себя истязаете?.. А вот сходите- ка в Бутырки, это- недалеко, встреть тесь с тамошними школьниками, — может, что-то и прояснится.. — А что? — восклицает кто-то.— Организуем там филиал клуба. У них, наверное, ничего подобного нет. И что же? Пошли, организовали. Потом в Тюшевке. Потом в Ильино. В паруса подул свежий ветер ново го дела. Теперь всякий раз, когда кто-то на кого-то, как говорится, «давит»— возрас'гом ли, положением ли в клу бе, — непременно найдется человех, который скажет: — Поучись спорить. Подумай!., Оторвался юноша от экрана теле визора, просмотрев международную программу, и этак уверенно произ нес: — Я понимаю: война — это же стоко. Но как она двинула техниче ский прогресс!... — Фу ты! — вскакивает со стула ветеран клуба, участник многих экс педиций, уже понявший всем серд цем, что это такое — война, и чуть не с кулаками на него: — Да как ты можешь? Да ты... Спокойный голос другого: — Остынь. Горлом не возьмешь. Постушай, — обращается он к «от крывателю истины», — а на основа нии чего ты сделал такой вывод? — Ну, — замирает тот,—подумал так. Наконец, читал где-то— — Читал- Бедно, ее вое ноши. А вот ЮНЕСКО опубликовало та кие данные. За время второй миро вой войны израсходовано столько средств, что на них можно было бы дать среднее образование всем- де тям мира, каждую семью поселить в пятикомнатную квартиру и постро ить столько лечебниц, что с каждого из нас несколько врачей чуть не пы линки бы сдували... с В другой раз кто-то сказал: — А кому какое дело до моих двоек? Страдаю-то от этого в конеч ном итоге я сам... — А знаешь ли ты, во сколько ты обошелся государству, просидев два года в восьмом классе?.. Несколько минут мальчишки, во оруженные карандашами и бумагой, умножают, складывают, потом один произносит: — Ну вот. За десять лет второгод ники Липецкой области съедают почти три тысячи благоустроенных квартир. Целый город! А ты—«мое дето»... К нам изредка заходил Витя Ш., электрик с Новолипецкого металлур гического. Рассказывая о своей ра боте, чаще просто-напросто скулил: кому-то неправильно начислили зар плату, кого-то незаслуженно оби дели. Вся жизнь, по его рассуждениям, состоит из сплошных несправедли востей. Ничего другого он не видит. А откуда они, несправедливости, как, наконец, с ними бороться, — суть этого от него скрывали дома («зе лен еще думать об Ртом»), заслони ли в школе вроде бы и верными требованиями («не лезь в дебри, учился бы лучше»). Вот и вышел из него нытик, слабый человек, не спо собный постоять ни за доброе дело, ни за доброе слово. Помните, как говорил Макаренко: «Человека надо не лепить, а ко вать, — значит, разогреть хорошень ко, а потом бить молотом, в смысле создания цепи трудностей для пре одоления». Одно из звеньев этой це пи—умение постоять за свои убеж дения. В. ШИРЯЕВ. У ДА РЫ ПО ВРАГУ ХАНОЙ, 12 мар. та. (ТАСС). В ре зультате успешных наступательных операций Народных вооруженных сил освобождения Южного Вьетнама по всей территории страны войска американских агрессоров и тгх марионеток несут большие потери в жйвой силе и технике. Более 200 американских солдат и офицеров выпели лз строя бой цы НВСО в четырех боевых операциях, проведенных и-ми 6 марта в районе Бенкау провинции Тайнинь, передает агентство ВИА, ссылаясь на агентство печати Освобождение. Ранее, 4 марта, южновьетнамские патриоты в результате боевых действий в том же районе провинции Тайнинь ранили или убили около 80 военнослужащих американо-сайгоноких войск. По дополнительным данным агентства печати Освобождение, подразделения сил Освобождения, действующие в провинции Гху- заумот, 2 и 3 марта совершили ряд успешных атак на позиции вра га в районах Даутьвнг и Тханан. Было выведено из строя более 150 солдат и офицеров американо-сайгонских войск и обито 2 вер толета противника. ОПАСНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЛОНДОН, 12 марта. (ТАСС). Вчера в Лондоне состоялись пере говоры министров Англии, ФРГ и Голландии по вопросу о реализа ции планов совместного проиэвод- «ства обогащенного урана по ме тоду газовой центрифуги. В коммюнике, опубликованном по окончании переговоров, указы вается, в частности, что минист ры отметили «значительный про гресс». достигнутый в ходе пере говоров рабочих групп, состояв шихся до встречи министров. Ми нистры договорились о «макси мально возможном использовании национальных и промышленных лабораторий» в деле производст ва обогащенного урана и об уч реждении совместных предприя тий по производству обогащенно го урана в Англии и в Голландии и административного центра в Западной Германии. В журналистских кругах в Лон доне отмечают, что участие ФРГ в производстве обогащенного ура на и допуск ее к результатам на учных исследований в лаборато риях Англии поможет в конеч ном счете Западной Германии найти лазейку к ядерному ору жию., В то же время Англия, на лаживая сотрудничество с ФРГ в этой области, надеется на ее под держку в своих попытках всту пить в «Общий рынок». ВЫ С Т У П Л ЕН И Е Г Е Н Е Р А Л А Д Е ГО Л Л Я Президент ПАРИЖ, 12 марта. (ТАСС). Президент Франции генерал де Голль выступил вчера по радио и телевидению. В своем выступ лении он проанализировал эконо мическое и финансовое положе ние страны. По словам президента, в ре зультате майско-июньских собы тий прошлого года экономическое и финансовое равновесие Франции было нарушено, а стабильность франка поставлена под вопрос. Говоря о нынешнем положении, де Голль сказал, что сейчас стра на переживает «новое наступле ние, угрожающее валюте, эконо мике и республике». ПЕРЕСТРЕЛКА НА ИОРДАНЕ ДАМАСК. 12 марта. (ТАСС). Израильские экстремисты продол жают нагнетать обстановку на Ближнем Востоке. Как передает радио Дамаска,-сегодня в 7 ча сов 15 минут по местному време ни израильская военщина откры ла огонь из стрелкового оружия и минометов по позициям иор данских войск, расположенных в районе Хурбат Аль-Хатаф (се верная часть долины реки Иор дан). Иорданекая сторона отве тила на огонь противника. Пере стрелка продолжалась 15 минут. Н овое правительство Т А И Л А Н Д А НЬЮ-ЙОРК, 12марта. (ТАСС). Как сообщает корреспондент агентства АП из Бангкока, премь ер-министр Таиланда Таном Ккт- тикачон сформировал вчера новое правительство. По сравнению с прошлым кабинетом, ушедшим в отставку в результате состояв шихся в феврале общенациональ ных выборов, отмечает агентство, число членов правительства уве личилось с 16 до 28 человек. Завод гажмого ма шиностроения имени Карла Либкяехта в Магдебурге — одно из крупнейших пред приятий, играющих видную роль ■ на родном хозяйстве ГДР. Наряду с дру гими видами продук ции о« выпускает двадцать процентов всех изготовляемых в республике судовых двигателей, дизель ных моторол для про мышленности, хими ческих установок. Эти изделия зкепортиру- ются во многие зару бежные страны. НА СНИМКЕ: учеб ная мг перекал заво да. Молодые рабочие учатся рациональ ным методам обра- ботки мелких дета лей. Фото АДН—ТАСС. остановился на предстоящем 27 апреля референ думе по вопросу об изменение административно - территориально го деления страны и функций се ната. / ПРОВОКАТОРЫ РАЗОВЛАЧАЮТ СЕБЯ Сегодня утром возобновились антисоветские сборища у здания советского посольства в Пекине. В район, где расположено посоль ство, людей доставляют 'на гру зовиках. По городу проходят толпы людей. Всеми их действия ми руководят военные. Против ворот посольства установлены мощные громкоговорители, кото рые усиливают истерические вы крики. брань и оскорбления по адресу Советского Союза. Китайская печать продолжает раздувать кампанию ненависти к советскому народу. «Жэньминь жибао» и другие газеты ежеднев но отводят по дае — три полосы под антисоветские материалы. Клевета и ложь на этих страни цах пересыпаются угрозами. Осо бая роль в антисоветской истерии отведена министерству иностран ных дел КНР, оно задает тон пе чати и снабжает ее новыми из мышлениями. 10 марта отдел пе чати МИД КНР распространил статью, в которой выдвигаются сумасбродные территориальные притязания и даже требования «пересмотреть китайско-советскую границу», а остров Даманекий объявляется_ китайской террито рией. П о д о б н ы е провокационные «изыскания» МИД КНР, как и другие пропагандистские выступ ления китайской печати в эти дни, лишний раз подтверждают, что наглая вооруженная провокация на советско-китайской границе была заранее организована и подготовлен^ кликой Мао Цзэ дуна с тем, чтобы вызвать новое обострение советско-китайских от ношений, вновь поднять мутную волну антисоветизма. (ТАСС, 11 марта). НА ПОЛЬЗУ Д РУЖ БЫ Н СОТРУДНИЧЕСТВА БЕРЛИН, 12 марта. Корр. ТАСС М. Никиточкин передает: Вчера вечером закрылись воро та международной весенней Лейпцигской ярмарки, в которой приняли участие около 10 тысяч экспонентов, представлявших тор гово-экономические организации и фирмы 65 стран мира. В павильонах ярмарки побыва ло около 600 тысяч гостей, в том числе 77 тысяч иностранцев из 87 государств. За 10 дней работы ярмарки ее участники из социа листических, развивающихся и капиталистических стран расши рили старые и установили новые контакты. Глубокое впечатление на участ ников и посетителей лейпцигского форума произвели разнообразные и добротные промышленно-техни ческие изделия хозяев ярмарки. Большой интерес посетителей ярмарки вызвали экспонаты Со ветского Союза. Между ГДР и СССР подписа ны новые контракты, предусмат ривающие дальнейшее увеличение взаимных поставок товаров, рас ширение торгово-экономического сотрудничества между двумя странами. В Лейпциге были показаны но вые достижения в развитии про мышленности, науки и техники также и других социалистических стран. Лейпцигская ярмарка снова продемонстрировала свою роль как крупный- центр торговых свя зей между Востоком и Западом, как центр свободной и равноправ ной мировой торговли. ПАРИЖ . 2 М .Р - З Д Я в ЛЕНИН В С Е О Б Щ Е Й смыУ „рекраще'ГК О Н Ф Е Д Е Р А Ц И И Т Р У Д А нием работы и участием в демонстрациях, организованных в Пари же и других городах страны, трудящиеся Франции выразили свою решимость добиться удовлетворения своих требований, говорится в распространенном вчера вечером заявлении Всеобщей конфедерации труда. Конфедерация заявляет о своей готовности продолжить преован- ное по вине представителей правительства и предпринимателей об суждение основных требований трудящихся. Цель этих переговоров, подчеркивается в заявлении, восстановить покупательную способ ность населения, которая постоянно снижается в результате непре- кращающегося роста цен. ВКТ указывает, что в случае отказа правительства и предприни мателей продолжить переговоры, действия трудящихся в защиту своих прав будут продолжаться в тех формах, которые они сами определят. • Я А У К А. - П Р О Н З В О Д С Т « К О Ч У Ю Щ И Е Н А С О С Ы » Так назвали животноводы передвижные водоподъемники, созданные учеными Казахского научно-исследовательского инсти тута механизации и электрифика ции сельского хозяйства. Они установлены на автомобиле или тракторе. А это значит, что чаба ны теперь избавлены от прежних хлопот — разборки и сборки подъемников, их транспортиров ки. Новый передвижной агрегат гораздо производительнее тех, ко торые выпускались до сих пор. За месяц он выполняет работу, которая под силу десяти преж ним стационарным установкам. За час «кочующий насос» добы вает до 12 хубометров воды. Он с успехом обслуживает десять— двенадцать отар, в каждой из ко торых — по тысяче овец. Выпуск новых насосов уже на лажен на Манкентском заводе сельскохозяйственного машино строения. Алма-Ата. (Корр. ТАСС). Б О Л О Т Н Ы Й К У Л Ь Т И В А Т О Р Машина д,тя культивации боло тистых почв создана в Грузин ском научно-исследовательском институте механизации и элек трификации сельского хозяйства. Она выгодно отличается от обыч ных культиваторов: одновременно с рыхлением поля выравнивает его верхний слой, исключает по явление борозд — очагов застоя дождевых вод. Машина успешно прошла испы тания в Колхидской низменности. За смену она обрабатывает около трех гектаров заболоченных зе мель. Конструкция нового культива тора настолько проста, что его можно изготовить в районных мастерских «Сельхозтехники». (Корр. ТАСС). Тбилиси. У Д О Б Р Я Е Т « К Р О Т » Самые лучшие и доступные удобрения для лугов и пастбищ— жидкий аммиак. Но использовать его довольно хлопотно, неудобно. Внесешь на поверхность почвы — удобрения улетучатся, смоются водой. А если и задержатся, то не исключены ожоги растений. Как быть? Во Всесоюзном научно-исследо вательском институте механизации сельского хозяйства создана для этого новая установка. Работая с трактором, она действует как крот (отсюда и название крото-дре нажная) — рыхлит почву и одно временно вносит в нее жидкий аммиак. Емкость ее бака — 300 литров, а производительность — полтектара в час. Польза от применения механи ческого «крота» большая: сво дятся на нет потери удобрений, а травы, получая подкормку не посредственно из почвы, лучше развиваются, быстрее растут. (Корр. ТАСС). Москва.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz