Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

13 марта 1969 г., .М? 61 (12 316) ' ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Кандидаты в депутаты НАША ЛЮДМИЛА Г РИГОР Ь ЕВНА Урок уже начался, когда Генка Качанов, запыхавшись, вбежал в класс. — Можно? Людмила Григорьевна укорив- ■енно покачала головой. — Да я... Я в библиотеке за­ держался, Книгу о Котовском искал... А «Как закалялась сталь» уже прочитал, — неожи­ данно похвастал он. Учительница чуть заметно улыбнулась а разрешила маль­ чику сесть. Через несколько минут Генка хохотал вместе со всеми, разгля­ дывая кадр диафильма, запечат­ левший Котовского, выбрасываю­ щего помещика в окошко. Потом он придирчиво слушал ответы товарищей о штурме Пе­ рекопа и непременно что-то до­ бавлял к их рассказу. — Людмила Григорьевна, а Соколов забыл сказать, что Пе­ рекоп можно было взять только одновременной атакой. А потом еще Котовский крикнул: «Шашки наголо!». Учительница будто мимоходом проводила рукой по коротенькому Генкиному чубу. Глядя на Генку, я понимала, почему мальчишка, растущий в семье, о которой принято гово­ рить, что она неблагополучная, так любовно заглядывает в лицо своей учительнице и так гордо воспринимает ее похвалу. Она стала для него самым близким и дорогим человеком. Впрочем, только ли для Генки Качанова? Если бы Боря Ш. был чуточку постарше и умел бы оце­ нивать поступки старших не серд­ цем, а умом, он бы рассказал о том, как много и для него сдела­ ла Людмила Григорьевна. Были такие, кто считал маль­ чишку неспособным учиться в об­ щеобразовательной школе. Она и сама тогда на мгновение подума­ ла так же, сравнив его с Таней Загитовой, развитой и очень ум­ ной девочкой, с Игорьком Мит­ рофановым, толковым и рассуди­ тельным, Сашей Кобзевым, быст­ рым и сообразительным. «Да не может быть, — убежда­ ла сама себя Людмила Григорь­ евна. — Борис растет в иной семье, чем Таня Загитова. Ей и папа с мамой помогают, и у бра­ та с сестрой она много учится. А Боря... просто его никто не гото­ вил к школе». Она не торопилась сказать по­ следнее слово. Занималась с мальчиком, прикрепила к нему успевающих ребят. Не сразу, не скоро, но стала замечать — ме­ няется мальчишка в лучшую сто­ рону. Теперь ее огорчают не Борины «двойки» — их у него давно нет, а одна-единственная «тройка» по письму. И ту Боря получил за «грязь» в тетради. Кажется, ей мало, что в ее 4-м «А» двадцать четыре ученика занимаются только на «четыре» и «■пять». Причем двоечников в классе нет все четыре года. Что греха таить, случаются еще н такие стопроцентно успевающие классы, где у одного «троечка» натянута, у другого «выплакана» самим учеником или его мамой. У Л. Г. Цыковой этого нет. — А вы на уроках ее побудьте, — не без гордости говорит дирек­ тор средней школы № 22 Вяче­ слав Васильевич Мирохин. — Уроки Л. Г. Цыковой отли­ чаются разнообразием приемов, насыщенностью самого разного материала (картины, книги, му­ зыка, диафильмы), большой доб­ рожелательностью к ребятам. И как итог — хорошие знания уча­ щихся. Напрасно вы попытаетесь вы­ яснить у мальчишек и девчонок 4 «А» их самый любимый пред­ мет. Если кто-то из них и выкри­ кивает: «История», то тут же до­ бавляет — «И природоведение то­ же». А подумав, заключает: «И литература, конечно». / Людмила Григорьевна прекрас­ но владеет материалом по любо­ му предмету, но, пожалуй, ничто не дается ей лучше, чем уроки арифметики. Особенно много ра­ ботает она с учащимися над уяс­ нением текста задачи, частенько поручая ученику функцию учите­ ля. , Обычно в уроке принимает уча­ стие весь класс. Почти каждый ученик за 45 минут отвечает хоть на один вопрос. Усвоение матери­ ала и домашнего задания идет на уроке. Экономится каждая мину­ та. Каждого, кто бывает на уроках Л. Г. Цыковой (а слу­ чается это довольно часто — две­ ри ее класса всегда открыты — смотри, учись^, поражает ее уме­ ние видеть каждого ученика. Зная, как нелегко Сереже Соко­ лову дается арифметика, она чуть подольше, чем около других, за­ держится у его парты и тут же что-то объяснит ему. А вот Та­ ню Карташову только спросит: — Ну, как, Танюша, справ­ ляешься с задачей? Удивительно, но она совсем ее рутает ребят. Провинится кто-ни­ будь, она только и скажет: — Саша, а ведь ты мне поме-' шал вести урок. И Саше становится стьадно от укора учительницы и от укориз­ ненных взглядов товарищей. По­ рой, даже не верится, что сидишь в 4-м классе и слушаешь ответы десятилетних. Они одинаково хо­ рошо дают пояснения о причинах поражения первой русской рево­ люции и о первых ленинских дек­ ретах, ведут подробный и инте­ ресный анализ литературных про­ изведений. Людмила Григорьевна учит ях анализировать, понимать прочи­ танное. Она и сама учится в пе­ дагогическом институте, хотя за 18 лет работы немало познала в своей профессии. Не один год возглавляя школу передового опыта учителей начальных клас­ сов, она понимала: чтобы учить других, надо знать много самой. Л .-Г. Цыкова, если за что-то берется, то обязательно выполня­ ет добросовестно, будь то доклад (один из них «Изучение наречий в 4-м классе» на областных педа­ гогических чтениях был признан лучшим, награжден грамотой и рекомендован для центральных педагогических чтений) или оче­ редное поручение депутатской ко­ миссии по народному образова­ нию. Людмила Григорьевна уча­ ствовала в проверке работы школ, детских садов, была отличным куратором своей школы. Не мел­ кими придирками, а вдумчивым анализом характеризовался стиль ее контроля. Людмила Григорьевна является депутатом горсовета. И снова коллектив учителей выдвинул ее кандидатом в депутаты Елецкого городского Совета. Почему имен­ но ее? Вообще-то на ее месте могли оказаться и другие. В их клас­ сах тоже стопроцентная успевае­ мость. Они тоже хорошие учителя и активные общественники. И все-таки коллектив избрал именно Людмилу Григорьевну Цыкову — отличника народного образова­ ния, чуткого и принципиального человека. Кандидатом в депутаты выдвигают не просто хороших, а лучших из лучших. Э. АЛЕКСЕЕВА. На снимке: Л. Г. Цыкова. Активным н опытным пропаган­ дистом зарекомендовал себя ди­ ректор Васильевской 8-летней школы Липецкого районр, комму­ нист Владимир Иванович Пузи­ ков. Колхозники сельхозартели «Путь Ленина» слушают его всег­ да с большим интересом. В своей практической деятельности Вла­ димир Иванович широко и умело применяет технические средства пропаганды. У него учатся дру­ гие пропагандисты района. НА СНИМКЕ: В. И. Пузиков готовится к очередному занятию. Фото нештатного корреспондента «Ленинского знамени» А. Гирева. иым образом, выпускники: кого же, как не их, семнадцатилётних, дол- В АКТОВОМ зале школы шел диспут: «В чем смысл жиз­ ни?». Присутствовали, глав­ к -1ЛЬ жен волновать на пороге большой, окизни этот вопрос? Но вот странное дело: диспута, такого, каким мы его предо авляе.ч, — с думами и сомне­ ниями, с вырывающимися наружу сокровенными мыслями и чувства­ ми — не было. То, что происходило в зале, скорее походило на урок: учитель, ведущий диспут, делал при­ глашающий жест рукой — подни­ мался со стула ученик, сообщал, что он думает по тому или иному поводу, и снова усаживялся, усту­ пая место следующему. И вдруг, когда уже была выведе­ на очередная формула: «Человек счастлив тем сильнее, чем больше пользы обществу он приносит», в за­ ле повис вопрос: — А как расценить такой случай... Шахтер выдает на-гора три нормы лишь из желания зашибить деньгу. Он—счастлив? Аудитория заволновалась. Вопрос был действительно спорный. Когда через несколько минут ответ был найден, один из присутствующих подверг сомнению и эту новую фор­ мулировку: «Смысл жизни — в удовлетворении личных и обществен­ ных интересов -человека». — А по-моему, — сказал он, — рассматривать эти интересы, как противоположные, нельзя. Разве не одни и те же интересы у человека и общества, которому он принадле­ жит? Имеем ли мы право разделять их? Десятиклассники одобрительно за-* гудели — начинается настоящий раз­ говор. Но учителя вдруг начали по­ сматривать на часы (завтра в во­ семь утра — занятия, а Сейчас уже десятый час вечера). — Всегда так, — с неудовольстви­ ем завздыхали выпускники. — Всег­ да у ьас такие вопросы стороной об­ ходят... Почему же диспут прервали? По­ чему не дали поговорить еще? Воз­ можно, за час «сверх нормы» кому- то открылось бы такое, что он ищет уже не один месяц, да никак не мо­ жет найти. Может... Но на это ор­ ганизаторы диспута не рассчитыва­ ли. Об этом свидетельствовали и вопросы, предложенные десятиклас­ сникам: «Ваше любимое занятие?», «Как вы проводите свободное вре­ мя?», «Каковы ваши жизненные це­ ли, стремления, идеалы?». На них можно было лишь ответить, даже ответить по-разному. А вот спорить- то о чем? Не о чем... Может, скажете, случай исключи­ тельный или редкостный. Увы, при­ мерно так проходят диспуты во мно­ гих других школах. Сам при сем присутствовал не раз—знаю! Поче­ му так? Почему многие учителя ук­ лоняются от споров на темы, хоть чуточку удаленные от того, что на­ чертано в учебниках и программах? Может, потому, что об этом не хо­ тят спорить ученики? Но они спо­ рят! Причем спорят, оставшись без учителя, «в своем кругу». Им осто­ чертели наставления, эта, как они говорят, «грызуха», им так невтер­ пеж поточить ум свой на деле, про­ верить даже неоспоримые истины. Может, потому некоторые учителя предпочитают гладкий «диспут» жаркому спору, что первый проще подготовить и легче провести? На­ верное. Но дело не только в этом... Помните, учителя в повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания»? Он с раздражением воспринимал то, что дети бегают, смеются неизвестно над чем, вечно что-то выдумывают, вопросы задают... Вот откуда та­ щится в нашу школу привычка сглаживать углы, осторожничать, из­ бегать острых столкновений в созна­ нии подростка даже на диспуте. Ньютона», но свое более или менее значительное открытие, предвосхи­ тившее бы поиски других, предстоит (этого мы ждем от каждого моло­ дого человека) совершить любому. •Уметь отстоять только что илЦ дав­ но открытую истину'—дано не Всем. Этому надо учить. Замечательный урок того, как это делается, нам, взрослым руково­ дителям. клуба «Неунываки», пре­ подала Нина Николаевна Федорова, одна из первых пионерских вожатых Липецка, комсомолка двадцатых го­ дов, чудесный педагог и человек. С П О Р Ь Т Е , М А Л Ь Ч И Ш К И МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ Однажды пришла ко мне одна моя знакомая девочка, заплаканная и растревоженная. Успокоившись, рассказала, что одного из учеников их школы осудили за хулиганское действие, а его одноклассники узна­ ли об этом лишь после суда. Изве­ стное дело, всполошились. Собрали классное собрание, на котором ре­ шили, что Сашка «в обшем-то па­ рень ничего» и что его надо взять на поруки. «Перевоспитаем!». Двое пошли к адвокату. Неизвестно, чем бы все это кончилось, но о решении ребят узнали учителя. Вместо того, чтобы прийти в класс, толком разъ­ яснить, в чем вина Александра, и доказать умно и тактично, что за такую степень вины он должен не­ сти наказание, стали искать «зачин­ щиков». — Как же т а к ? '— возмущалась девочка. *— На уроках нам объясня­ ют, почему Печорин поступил так и не иначе, а тут свели к простому: виноват—значит, гнать его из шко­ лы .. Между прочим, когда однажды произошел подобный случай в школе № 3, там не сочли посягательством на авторитет школы «вето» комите­ та комсомола на решение педсовета — исключить ученика за плохую дисциплину. — Мы виноваты. Недосмотрели, — сказали комитетчики. — Ну что ж, — ответили учителя, — раз считаете, что сможете пере­ воспитать, доверяем вам... И что же вы думаете — перевос- питали-таки. Парень через некоторое время изменился неузнаваемо. Это была своего рода плата за доверие к собственному мнению ребят. Многим известен подвиг юного Эвариста Галуа, математика и рево­ люционера, участника баррикадных боев Парижской Коммуны. I ринад- цать последних часов своей жизни он отдал тому, чтобы перенести на бумагу все, чем жил, о чем думал, чем мучился. Так родился гениаль­ ный труд, сделавший возможным гигантское развитие теоретической физики. Не у всех бывают «ночи Галуа», ее всем суждено увидеть «яблоко Она, в шестьдесят лет вступавшая в клуб наравне со всеми — с принесе­ нием присяги, с клятвой, данной, преклонив колени,—никогда ни сло­ вом, ни делом не показала своего превосходства перед мальчишками. Вот разгорелся спор по поводу толь­ ко что прочитанной статьи в газете. Нина Николаевна бросает одну— две, будто нечаянные, неназойливые фразы — и спор вошел в нужное русло. Вот разгорелась на совете командиров баталия: в клубе стало неинтересно, ребята хандрят. Что делать? Она долго слушает, потом вздыхает: — Ах, мальчики, ну что же вы так себя истязаете?.. А вот сходите- ка в Бутырки, это- недалеко, встреть­ тесь с тамошними школьниками, — может, что-то и прояснится.. — А что? — восклицает кто-то.— Организуем там филиал клуба. У них, наверное, ничего подобного нет. И что же? Пошли, организовали. Потом в Тюшевке. Потом в Ильино. В паруса подул свежий ветер ново­ го дела. Теперь всякий раз, когда кто-то на кого-то, как говорится, «давит»— возрас'гом ли, положением ли в клу­ бе, — непременно найдется человех, который скажет: — Поучись спорить. Подумай!., Оторвался юноша от экрана теле­ визора, просмотрев международную программу, и этак уверенно произ­ нес: — Я понимаю: война — это же­ стоко. Но как она двинула техниче­ ский прогресс!... — Фу ты! — вскакивает со стула ветеран клуба, участник многих экс­ педиций, уже понявший всем серд­ цем, что это такое — война, и чуть не с кулаками на него: — Да как ты можешь? Да ты... Спокойный голос другого: — Остынь. Горлом не возьмешь. Постушай, — обращается он к «от­ крывателю истины», — а на основа­ нии чего ты сделал такой вывод? — Ну, — замирает тот,—подумал так. Наконец, читал где-то— — Читал- Бедно, ее вое ноши. А вот ЮНЕСКО опубликовало та­ кие данные. За время второй миро­ вой войны израсходовано столько средств, что на них можно было бы дать среднее образование всем- де­ тям мира, каждую семью поселить в пятикомнатную квартиру и постро­ ить столько лечебниц, что с каждого из нас несколько врачей чуть не пы­ линки бы сдували... с В другой раз кто-то сказал: — А кому какое дело до моих двоек? Страдаю-то от этого в конеч­ ном итоге я сам... — А знаешь ли ты, во сколько ты обошелся государству, просидев два года в восьмом классе?.. Несколько минут мальчишки, во­ оруженные карандашами и бумагой, умножают, складывают, потом один произносит: — Ну вот. За десять лет второгод­ ники Липецкой области съедают почти три тысячи благоустроенных квартир. Целый город! А ты—«мое дето»... К нам изредка заходил Витя Ш., электрик с Новолипецкого металлур­ гического. Рассказывая о своей ра­ боте, чаще просто-напросто скулил: кому-то неправильно начислили зар­ плату, кого-то незаслуженно оби­ дели. Вся жизнь, по его рассуждениям, состоит из сплошных несправедли­ востей. Ничего другого он не видит. А откуда они, несправедливости, как, наконец, с ними бороться, — суть этого от него скрывали дома («зе­ лен еще думать об Ртом»), заслони­ ли в школе вроде бы и верными требованиями («не лезь в дебри, учился бы лучше»). Вот и вышел из него нытик, слабый человек, не спо­ собный постоять ни за доброе дело, ни за доброе слово. Помните, как говорил Макаренко: «Человека надо не лепить, а ко­ вать, — значит, разогреть хорошень­ ко, а потом бить молотом, в смысле создания цепи трудностей для пре­ одоления». Одно из звеньев этой це­ пи—умение постоять за свои убеж­ дения. В. ШИРЯЕВ. У ДА РЫ ПО ВРАГУ ХАНОЙ, 12 мар. та. (ТАСС). В ре­ зультате успешных наступательных операций Народных вооруженных сил освобождения Южного Вьетнама по всей территории страны войска американских агрессоров и тгх марионеток несут большие потери в жйвой силе и технике. Более 200 американских солдат и офицеров выпели лз строя бой­ цы НВСО в четырех боевых операциях, проведенных и-ми 6 марта в районе Бенкау провинции Тайнинь, передает агентство ВИА, ссылаясь на агентство печати Освобождение. Ранее, 4 марта, южновьетнамские патриоты в результате боевых действий в том же районе провинции Тайнинь ранили или убили около 80 военнослужащих американо-сайгоноких войск. По дополнительным данным агентства печати Освобождение, подразделения сил Освобождения, действующие в провинции Гху- заумот, 2 и 3 марта совершили ряд успешных атак на позиции вра­ га в районах Даутьвнг и Тханан. Было выведено из строя более 150 солдат и офицеров американо-сайгонских войск и обито 2 вер­ толета противника. ОПАСНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЛОНДОН, 12 марта. (ТАСС). Вчера в Лондоне состоялись пере­ говоры министров Англии, ФРГ и Голландии по вопросу о реализа­ ции планов совместного проиэвод- «ства обогащенного урана по ме­ тоду газовой центрифуги. В коммюнике, опубликованном по окончании переговоров, указы­ вается, в частности, что минист­ ры отметили «значительный про­ гресс». достигнутый в ходе пере­ говоров рабочих групп, состояв­ шихся до встречи министров. Ми­ нистры договорились о «макси­ мально возможном использовании национальных и промышленных лабораторий» в деле производст­ ва обогащенного урана и об уч­ реждении совместных предприя­ тий по производству обогащенно­ го урана в Англии и в Голландии и административного центра в Западной Германии. В журналистских кругах в Лон­ доне отмечают, что участие ФРГ в производстве обогащенного ура­ на и допуск ее к результатам на­ учных исследований в лаборато­ риях Англии поможет в конеч­ ном счете Западной Германии найти лазейку к ядерному ору­ жию., В то же время Англия, на­ лаживая сотрудничество с ФРГ в этой области, надеется на ее под­ держку в своих попытках всту­ пить в «Общий рынок». ВЫ С Т У П Л ЕН И Е Г Е Н Е Р А Л А Д Е ГО Л Л Я Президент ПАРИЖ, 12 марта. (ТАСС). Президент Франции генерал де Голль выступил вчера по радио и телевидению. В своем выступ­ лении он проанализировал эконо­ мическое и финансовое положе­ ние страны. По словам президента, в ре­ зультате майско-июньских собы­ тий прошлого года экономическое и финансовое равновесие Франции было нарушено, а стабильность франка поставлена под вопрос. Говоря о нынешнем положении, де Голль сказал, что сейчас стра­ на переживает «новое наступле­ ние, угрожающее валюте, эконо­ мике и республике». ПЕРЕСТРЕЛКА НА ИОРДАНЕ ДАМАСК. 12 марта. (ТАСС). Израильские экстремисты продол­ жают нагнетать обстановку на Ближнем Востоке. Как передает радио Дамаска,-сегодня в 7 ча­ сов 15 минут по местному време­ ни израильская военщина откры­ ла огонь из стрелкового оружия и минометов по позициям иор­ данских войск, расположенных в районе Хурбат Аль-Хатаф (се­ верная часть долины реки Иор­ дан). Иорданекая сторона отве­ тила на огонь противника. Пере­ стрелка продолжалась 15 минут. Н овое правительство Т А И Л А Н Д А НЬЮ-ЙОРК, 12марта. (ТАСС). Как сообщает корреспондент агентства АП из Бангкока, премь­ ер-министр Таиланда Таном Ккт- тикачон сформировал вчера новое правительство. По сравнению с прошлым кабинетом, ушедшим в отставку в результате состояв­ шихся в феврале общенациональ­ ных выборов, отмечает агентство, число членов правительства уве­ личилось с 16 до 28 человек. Завод гажмого ма­ шиностроения имени Карла Либкяехта в Магдебурге — одно из крупнейших пред­ приятий, играющих видную роль ■ на­ родном хозяйстве ГДР. Наряду с дру­ гими видами продук­ ции о« выпускает двадцать процентов всех изготовляемых в республике судовых двигателей, дизель­ ных моторол для про­ мышленности, хими­ ческих установок. Эти изделия зкепортиру- ются во многие зару­ бежные страны. НА СНИМКЕ: учеб­ ная мг перекал заво­ да. Молодые рабочие учатся рациональ­ ным методам обра- ботки мелких дета­ лей. Фото АДН—ТАСС. остановился на предстоящем 27 апреля референ­ думе по вопросу об изменение административно - территориально­ го деления страны и функций се­ ната. / ПРОВОКАТОРЫ РАЗОВЛАЧАЮТ СЕБЯ Сегодня утром возобновились антисоветские сборища у здания советского посольства в Пекине. В район, где расположено посоль­ ство, людей доставляют 'на гру­ зовиках. По городу проходят толпы людей. Всеми их действия­ ми руководят военные. Против ворот посольства установлены мощные громкоговорители, кото­ рые усиливают истерические вы­ крики. брань и оскорбления по адресу Советского Союза. Китайская печать продолжает раздувать кампанию ненависти к советскому народу. «Жэньминь жибао» и другие газеты ежеднев­ но отводят по дае — три полосы под антисоветские материалы. Клевета и ложь на этих страни­ цах пересыпаются угрозами. Осо­ бая роль в антисоветской истерии отведена министерству иностран­ ных дел КНР, оно задает тон пе­ чати и снабжает ее новыми из­ мышлениями. 10 марта отдел пе­ чати МИД КНР распространил статью, в которой выдвигаются сумасбродные территориальные притязания и даже требования «пересмотреть китайско-советскую границу», а остров Даманекий объявляется_ китайской террито­ рией. П о д о б н ы е провокационные «изыскания» МИД КНР, как и другие пропагандистские выступ­ ления китайской печати в эти дни, лишний раз подтверждают, что наглая вооруженная провокация на советско-китайской границе была заранее организована и подготовлен^ кликой Мао Цзэ­ дуна с тем, чтобы вызвать новое обострение советско-китайских от­ ношений, вновь поднять мутную волну антисоветизма. (ТАСС, 11 марта). НА ПОЛЬЗУ Д РУЖ БЫ Н СОТРУДНИЧЕСТВА БЕРЛИН, 12 марта. Корр. ТАСС М. Никиточкин передает: Вчера вечером закрылись воро­ та международной весенней Лейпцигской ярмарки, в которой приняли участие около 10 тысяч экспонентов, представлявших тор­ гово-экономические организации и фирмы 65 стран мира. В павильонах ярмарки побыва­ ло около 600 тысяч гостей, в том числе 77 тысяч иностранцев из 87 государств. За 10 дней работы ярмарки ее участники из социа­ листических, развивающихся и капиталистических стран расши­ рили старые и установили новые контакты. Глубокое впечатление на участ­ ников и посетителей лейпцигского форума произвели разнообразные и добротные промышленно-техни­ ческие изделия хозяев ярмарки. Большой интерес посетителей ярмарки вызвали экспонаты Со­ ветского Союза. Между ГДР и СССР подписа­ ны новые контракты, предусмат­ ривающие дальнейшее увеличение взаимных поставок товаров, рас­ ширение торгово-экономического сотрудничества между двумя странами. В Лейпциге были показаны но­ вые достижения в развитии про­ мышленности, науки и техники также и других социалистических стран. Лейпцигская ярмарка снова продемонстрировала свою роль как крупный- центр торговых свя­ зей между Востоком и Западом, как центр свободной и равноправ­ ной мировой торговли. ПАРИЖ . 2 М .Р - З Д Я в ЛЕНИН В С Е О Б Щ Е Й смыУ „рекраще'ГК О Н Ф Е Д Е Р А Ц И И Т Р У Д А нием работы и участием в демонстрациях, организованных в Пари­ же и других городах страны, трудящиеся Франции выразили свою решимость добиться удовлетворения своих требований, говорится в распространенном вчера вечером заявлении Всеобщей конфедерации труда. Конфедерация заявляет о своей готовности продолжить преован- ное по вине представителей правительства и предпринимателей об­ суждение основных требований трудящихся. Цель этих переговоров, подчеркивается в заявлении, восстановить покупательную способ­ ность населения, которая постоянно снижается в результате непре- кращающегося роста цен. ВКТ указывает, что в случае отказа правительства и предприни­ мателей продолжить переговоры, действия трудящихся в защиту своих прав будут продолжаться в тех формах, которые они сами определят. • Я А У К А. - П Р О Н З В О Д С Т « К О Ч У Ю Щ И Е Н А С О С Ы » Так назвали животноводы передвижные водоподъемники, созданные учеными Казахского научно-исследовательского инсти­ тута механизации и электрифика­ ции сельского хозяйства. Они установлены на автомобиле или тракторе. А это значит, что чаба­ ны теперь избавлены от прежних хлопот — разборки и сборки подъемников, их транспортиров­ ки. Новый передвижной агрегат гораздо производительнее тех, ко­ торые выпускались до сих пор. За месяц он выполняет работу, которая под силу десяти преж­ ним стационарным установкам. За час «кочующий насос» добы­ вает до 12 хубометров воды. Он с успехом обслуживает десять— двенадцать отар, в каждой из ко­ торых — по тысяче овец. Выпуск новых насосов уже на­ лажен на Манкентском заводе сельскохозяйственного машино­ строения. Алма-Ата. (Корр. ТАСС). Б О Л О Т Н Ы Й К У Л Ь Т И В А Т О Р Машина д,тя культивации боло­ тистых почв создана в Грузин­ ском научно-исследовательском институте механизации и элек­ трификации сельского хозяйства. Она выгодно отличается от обыч­ ных культиваторов: одновременно с рыхлением поля выравнивает его верхний слой, исключает по­ явление борозд — очагов застоя дождевых вод. Машина успешно прошла испы­ тания в Колхидской низменности. За смену она обрабатывает около трех гектаров заболоченных зе­ мель. Конструкция нового культива­ тора настолько проста, что его можно изготовить в районных мастерских «Сельхозтехники». (Корр. ТАСС). Тбилиси. У Д О Б Р Я Е Т « К Р О Т » Самые лучшие и доступные удобрения для лугов и пастбищ— жидкий аммиак. Но использовать его довольно хлопотно, неудобно. Внесешь на поверхность почвы — удобрения улетучатся, смоются водой. А если и задержатся, то не исключены ожоги растений. Как быть? Во Всесоюзном научно-исследо­ вательском институте механизации сельского хозяйства создана для этого новая установка. Работая с трактором, она действует как крот (отсюда и название крото-дре­ нажная) — рыхлит почву и одно­ временно вносит в нее жидкий аммиак. Емкость ее бака — 300 литров, а производительность — полтектара в час. Польза от применения механи­ ческого «крота» большая: сво­ дятся на нет потери удобрений, а травы, получая подкормку не­ посредственно из почвы, лучше развиваются, быстрее растут. (Корр. ТАСС). Москва.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz