Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

12 марта 1969 г., К 60 [12 315) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я К н и ж н п л к П о л е з н а я б р о ш ю р а Сложившаяся на протяжении мно­ гих веков репродуктивная система обучения в школе, при которой учи­ тель излагает знания, а ученики их воспринимают, запоминают, а затем по первому требованию преподава теля воспроизводят, имеет много от­ рицательных черт. Она порождает у школьник-св формализм в знаниях отрицательное отношение к учению ведет к перегрузке памяти, задержи­ вает развитие творческих способно­ стей. При такой системе обучения лучшим учеником, как правило, счи­ тался не тот, кто размышляет, умеет делать сравнения, обобщения, вы­ воды, а тог, у кого хорошая память Советская школа призвана воспи­ тывать у учащихся творческое отно­ шение к труду и науке, готовить их к самостоятельной жизни, к созна тельному выбору профессии, к ак­ тивному участию в коммунистиче «жом строительстве. Вот почему в последние годы пе­ редовые учителя, педагогические коллективы лучших школ страны серьезно задумались над вопросом как преодолеть догматизм в обуче­ нии. Известную роль в этом сыграл опыт учителей Липецкой, Ростов­ ской областей, Москвы, Ленинграда. Активизировать познавательную деятельность учащихся! К этому мнению пришли учителя, методисты, дидакты и психологи. И среди дру гих средств и приемов активизации стали называть проблемное изложе­ ние знаний. В чем же сущность проблемного изложения знаний? Если сказать ко­ ротко, то она в основном сводится к следующему: при изучении той или иной темы учитель ставит перед ' учащимися какую-либо познаватель­ ную задачу, яри решении которой детям и подросткам надо подумать, поразмыслить; проявить собственное соображение, элементарную выдум­ ку, совершить самостоятельное дей­ ствие. Конечно, не на каждом уроке сле­ дует прибегать к проблемному из­ ложению знаний. В этом вопросе, как и в любом деле, надо соблюдать чувство меры. Отрадно отметить, что в педагоги­ ческой практике проблемное изложе­ ние знаний все ботьше и больше приобретает права гражданства. И многие липецкие учителя прибегают к этому. В частности, заслуженная учительница школы РСФСР, препо­ даватель средней школы № 4 г. Ли­ пецка М. Д. Кочерина, как правило, при проведении вступительных уро­ ков по творчеству писателей воздает поисковую ситуацию. Много над вопросом проблемного изложения знаний работают и наши соседи — воронежские педагоги. Об этом свидетельствует недавно вышедшая в Центрально-Чернозем­ ном издательстве брошюра заслу­ женного учителя школы РСФСР, ди­ ректора Воронежского института усовершенствования учителей П. Ф. Чубурина «Учить активному мышле­ нию» . Достоинство ее в том, что ав­ тор н,а большом фактическом мате­ риале доказывает, что путь к проч- яым знаниям — это не догматиче­ ское, а развивающее обучение и что одним из главных резервов повыше­ ния эффективности учебного про­ цесса в настоящее время является проблемное изложение знаний. Это, конечно, не означает, что нужно со­ вершенно отказаться от репродук­ тивного обучения. Оно и на данном этапе играет существенную родь в процессе обучения, ибо нельзя от­ казаться от систематического изло­ жения знаний учителями и воспроиз­ ведения их учащимися. Автор брошюры приводит много­ численные примеры с уроков по раз­ личным предметам и даже в начало- ■ных классах, на которых учителя умело используют создание поиско­ вой, ситуации. И когда читаешь опи­ сание этих уроков, невольно убежда­ ешься в преимуществе их: школьни­ ки на таких уроках более глубоко и осознанно усваивают программный материал, , В специальной главе автор анали­ зирует, умело ли учителя формули­ руют и ставят вопросы учащимся и как это влияет на развитие их мы шления. Неопытный учитель в основном прибегает к поставке школьникам только репродуктивных вопросов, ко торые требуют лишь механического воспроизведения объясненного на уроке. Конечно, совершенно отказы­ ваться от подобных вопросов нельзя. Но, наряду с ними, надо ставить и такие вопросы, которые, как пишет автор, «активизируют мышление учащихся, побуждают их анализиро­ вать фактический материал, доказы­ вать, устанавливать причину, цель, классифицировать, сопоставлять, обобщать». Непосредственно с проблемой ак­ тивизации познавательной деятель­ ности учащихся связан вопрос о развитии у них интереса к знаниям. И автор намечает пути для этого: преодоление узко утилитарного взгляда на целесообразность получе­ ния среднего образования, правиль­ но организованная игровая, трудо­ вая и общественная деятельность школьников, связь обучения с жиз­ нью, создание на уроке эмоциональ­ ного настроя, интересно и эффектив­ но построенная внеклассная и вне­ школьная работа и т. д. Г1. Ф. Чубурин останавливается и на других формах активизации по­ знавательной деятельности учащих­ ся: семинарских занятиях в старших классах, эффективном применении технических средств обучения, уме­ нии учителя отбирать материал для урока и домашнего задания, разви­ тии культуры умственного труда учащихся и т. д. Большой интерес представляют те страницы брошюры, где описывает­ ся опыт привития учащимся культу­ ры умственного труда, навыков ра­ циональных, эффективных приемов приобретения знаний. Особенно ценным в этом отноше­ нии является опыт,-который накопи­ ла средняя школа № 5 г. Воронежа. Здесь каждый учитель в течение четверти проводит не менее 2-х уро­ ков по обучению школьников рацио­ нальным приемам учебного труда. Такие уроки обычно делятся на две части. В первой перед объяснением нового материала учитель сообщает школьникам, какой вид работы по данной теме для них будет наиболее эффективным, то есть, как слушать учителя, участвовать в беседе, ра­ ботать с учебником, анализировать наглядные пособия и т. д., а во вто­ рой — школьники обучаются рацио­ нальным приемам выполнения до­ машних заданий. При этом коллек­ тивно обсуждается с учащимися каждый этап ее, выбирается наибо­ лее целесообразный вариант, прове­ ряется эффективность избранных приемов. П. Ф. Чубурин не обходит в бро­ шюре и такого вопроса, как научная организация труда в школе, но, к сожалению, пишет об этом робко, вскользь. И, нам думается, совер­ шенно неправильно автор отрывает совершенствованне внутришкольнр- го контроля от НОТ педагога. Брошюра «Учить активному мыш­ лению» написана популярно. Хоро­ шо, что каждой главе предшествует эпиграф, наиболее важные положе­ ния выделены, в конце' главы дела­ ются выводы, обобщения. В брошю­ ре содержится много фактического материала описания уроков, опыта отдельных школ по тому или иному вопросу, рекомендации, примерные памятки для педагогических коллек­ тивов по развитию у школьников памяти, внимания, наблюдательности и т. д. Эта брошюра, несомненно, при­ несет большую пользу работникам народного образования, руководите­ лям школ и учителям. П. КАШМЕНСКИИ, директор Липецхого областного института усовершенствования учителей. , л*) По всей Турции ширится дви­ жение протеста против 4 вмеша­ тельства США во внутренние де­ ла страны. Не подчиняясь турец- . ним законам, американцы бесчин-г ствуют, совершают преступле­ ния, занимаются контрабандой и спекуляцией. Нередко во время антиамериканских демонстраций и митингов фашиствующие мо­ лодчики — члены правых органи­ заций, вооруженные палками, камнями и ножами, нападают и избивают демонстрантов. Поли­ ция не только не препятствует этому, но и сама участвует в та­ ких расправах. НА СНИМКЕ: расправа реакци­ онеров над демонстрантом. Фото ТХА—ТАСС. М И РО В А Я О БЩ Е С Т В Е Н Н О С Т Ь К Л ЕЙМ И Т ПОЗОРОМ КИТ АЙСКИХ П Р О В О К А Т О Р О В Широкие круги мировой общественности клей-мят позором пекинских руководителей, организовавших вооруженную про­ вокацию на советско-китайской границе. В многочисленных зарубежных откликах подчеркивается преступный характер и авантюризм политики китайских властей, нацеленной не толь­ ко против Советского Союза, но и против всего социалистиче­ ского содружества, против интересов всеобщего мира. БЕРЛИН. Вооруженная провокация на советско-китайской границе, пишет «Нойес Дойчлянд», преследует цель полного превращения Китая в силу, враждебную социалистическим странам. Политика Пекина направлена на то, чтобы внести раскол в международное коммунистическое движение и за­ труднить созыв Международного совещания коммунистиче­ ских и рабочих партий. Отнюдь не случайно,-указывает «Ной­ ес Дойчланд», что нападение на советских пограничников сов­ пало по времени с провокационной затеей Бонна в отношении Западного Берлина, и западногерманский империализм, по­ павший в положение значительной изоляции в момент прове- Д(к>М11^||йкй1И11Р| дения выборов президента ФРГ в Западном Берлине, хорошо понял, откуда пришла к нему поддержка. Группа Мао, отмечает «Берлинер цайтунг», уже давно стре­ мится завоевать доверие западногерманских империалистов. В то время, как торговля Китая с ФРГ быстро растет, группа Мао делает все для ухудшения отношений между КНР и ГДР. УЛАН-БАТОР. Маоисты еще раз показали всему миру свое звериное лицо, пишет сегодня в газете «Унэн* агроном сельскохозяйственного объединения «Золотая степь» Ж- Дорж. Вторгшись на советскую землю, они действовали, как настоящие варвары,—■в упор расстреливали и кололи штыками раненых советских пограничников. Клика Мао и ее подручные должны нести за это полную ответственность. Мы, трудящиеся Монголии, одобряем решительные действия Со­ ветского правительства, направленные на .пресечение наглых провокаций Пекина, и присоединяемся к массовым демонстра­ циям протеста советских людей. БУДАПЕШТ. В статье, озаглавленной «Дамаиская прово­ кация», «Непсабадшаг» пишет о глубокой тревоге миролюбивых -------- д, ц ь людей всего мира, в том числе : ~ венгерского народа, в связи с преступными действиями китай- —*= ских руководителей, ослепленных I ----------------- националистическим угаром. ДЕЙСТВИЯ АРАБСКИХ ПАРТИЗАН КАИР, 11 марта. (ТАСС). Борьба отрядов палестинского сопро­ тивления на захваченных арабских территориях против израильских оккупантов приобретает все более широкий размах. Партизанские отряды «Аль-Фатах», сообщается в коммюнике ор­ ганизации, опубликованном в сегодняшнем номере газеты «Аль-Ах- бар», обстреляли военный лагерь в районе Тель-Эль-Фурс на Голан­ ских высотах — центр сосредоточения боевой техники израильских оккупационных войск в этом районе. Противник понес большие по­ тери в живой силе и технике. Р А С С Л Е Д О В А Н И Е В А Ф И Н А Х АФИНЫ, И марта, (ТАСС). Здесь начала работу подкомиссия комиссии по правам человека Ев­ ропейского совета. Подкомиссия проводит расследование в связи с жалобой на Грецию, внесенной в Европейском совете Скандинав­ скими странами и Голландией, обвинившими военную хунту в нарушении прав человека, в част­ ности, в /применении пыток к по­ литическим заключенным. В распоряжении подкомиссии имеются фамилии десятков поли­ тических заключенных, которые на состоявшихся процессах воен­ ных трибуналов лично заявили о применении к ним пыток. В их числе — коммунисты и члены мо­ лодежных организаций единой демократической левой партии (ЭДА). Сегодня подкомиссия заслуша­ ла показания бывшего премьерт министра и лидера национально­ го радикального союза (ЭРЭ) П. Канеллопулоса и бывшего ми­ нистра Г. Раллиса, Работа подкомиссии Европей­ ского совета проходит при за­ крытых дверях. Журналистам доступ на заседания закрыт. Ожидают, что члены подкомиссии пробудут в Греции не менее двух недель. ТОКИО, 11 мар­ та. (ТАСС). Оки­ навский сосет за возвращение Окинавы Японии потребовал ликвидации всех ядерных баз США в Японии. В разработанной Советом програм­ ме предусматривается усиление борьбы за ликвидацию японо- американского договора безопас­ ности, за аннулирование третьей статьи Сан-Францисокого мирного договора, на основании которого Ошндва оккупирована США, эва­ куацию американских баз. Решение Совета — добиваться НОВАЯ ПРОГРАММА БОРЬБЫ ликвидации всех ядерных баз США на Окинаве вызвано выска­ зываниями некоторых политиче­ ских деятелей Японии о возмож­ ности «скорейшего возвращения Окинавы» при условии сохране­ ния на ней американских военных баз с ядерным оружием. По дан­ ным японской печати, на Окина­ ве имеется около 2.000 управляе­ мых ракет, оснащенных ядерны- ми зарядами. М А Н Е В Р Ы НЬЮ-ЙОРК, 11 марта .(ТАСС). В Южной Корее сегодня высади­ лось около двух с половиной ты­ сяч солдат американских пара­ шютно-десантных войск — первая часть подразделений США, кото­ рые примут участие в крупней- В Ю Ж Н О Й К О Р Е Е ших американо-южнокорейских маневрах. Об этом сообщает из Сеула корреспондент агентства ЮПИ, Маневры под кодовым на­ званием «Фокус ретина» начнутся 15 марта. БОИ В ЮЖНОМ ВЬЕТНАМЕ - ... , . . . .. . . . . . . < ; ХАНОЙ, 11 марта. (ТАСС). Народные вооруженные силы осво­ бождения Южного Вьетнама продолжают наносить ощутимые уда­ ры по американо-сайгонским войскам в различных районах страны. Около 1400 вражеских солдат и офицеров, в том числе тысячу американских военнослужащих, уничтожили или ранили бойцы НВСО в период с 24 февраля по 4 марта в провинции Лонган. Пат­ риоты также уничтожили 10 артиллерийских орудий, потопили 8 военных судов. Как сообщает агентство ВИА, ссылаясь на агентство печати Ос­ вобождение, за тот же период в провинции Тайнинь отряды армии Освобождения вывели из строя более 400 вражеских солдат и офи­ церов, потопили или подожгли 30 военных судов. По дополнительным сообщениям агентства печати Освобождение, с 20 февраля по I марта постоянному артиллерийскому обстрелу подвергалась военная база 1-й бригады 25-й пехотной дивизии США в Чанглонге. В результате противник потерял более 350 солдат и офицеров, 35 самолетов и 7 военных автомашин. ДЕЗЕРТИРСТВО В МАРИОНЕТОЧНОЙ АРМИИ ХАНОЙ, 11 марта. (ТАСС). С каждым днем растет число де­ зертиров из сайгонской марионе- |, точной армии. Большие группы I* военнослужащих срывают погоны и уходят в освобожденные райо­ ны Южного Вьетнама, возвраща­ ются к своим очагам. Многие из них присоединяются к Народным вооруженным силам освобожде­ ния Южного Вьетнама, 23 и 24 февраля около 400 военнослужа­ щих сайгоиских войск из гарни­ зона провинциального центра Ку- ангнгай дезертировали и ушли в освобожденную зону, находящую­ ся под контролем НВСО, переда­ ет агентство ВИА, ссылаясь на агентство печати Освобождение. ПРИЗЫВ ОГРАНИЧИТЬ РАСХОДЫ ПЕНТАГОНА ВАШИНГТОН, 11 м а р т а . (ТАСС). Сенатор Проксмайр вы­ разил вчера озабоченность рас­ ширением военного бюджета Сое- .диненных Штатов и призвал пра­ вительство наложить ограничения на непомерно высокие расходы Пентагона. Выступая в конгрессе, сенатор заявил, что в США «военные рас­ полагают открытым счетом в банке, а военно-промышленный комплекс сам составляет для се­ бя бюджет». ПАРИЖ, И м а р т а . К о р р . ТАСС А. Званцев передает: во Франций проходит сегодня общенациональная 24-ча­ совая забастовка в защиту тре­ бований трудящихся об улучше­ нии условий их труда. В Париже уже вчера вечером погрузились в темноту целые кварталы города, резко сократи­ лось движение поездов. Сегодня в стране практически не работает городской и желез­ нодорожный транспорт, во мно­ гих районах отключены ток и газ, парализована работа почты, бас­ туют металлисты, строители, хи­ мики, служащие банков, работни­ ки крупных магазинов. В резуль­ тате забастовки типографских рабочих завтра в стране не вый­ дет ни одна ежедневная газета. Сегодняшнее выступление ра­ бочего класса Франции является самым мощным со времени весен­ них боев трудящихся в мае—ию­ не 1968 года. ПНР. Газовые плиты производ­ ства Вроцлавского металлургиче­ ского завода широко известны не только в Польше, но и за рубе­ жом. Из произведенных до сих пор заводом 100 тысяч плит боль­ шая часть отправлена в Совет­ ский Союз. Сейчас заводом выпускается три вида продукции, в том числе пользующиеся большой популяр­ ностью плиты, в которых можно применять газ в баллонах. НА СНИМКЕ: готовые газовые плиты. Фото ЦАФ—ТАСС, Щ Ш Ш Ш Л Ш Я ЗАБАСТОВКА ВО ФРАВПИИ Инициаторами проведения за­ бастовки выступили все крупней­ шие профсоюзные объединения страны — всеобщая конфедерация труда, французская демократиче­ ская конфедерация труда, «Форс увриер», Национальная федера­ ция работников просвещения. Причина забастовки кроется в нежелании правительства и пред­ принимателей удовлетворить тре­ бования профсоюзов о повыше­ нии заработной платы рабочих в связи с резким ростом дороговиз­ ны. Как известно, последняя встреча представителей профсою­ зов с промышленниками и пред­ ставителями правительства окон­ чилась безрезультатно. Предпри­ ниматели вновь отказались пойти навстречу требованиям рабочих, ссылаясь на экономические труд­ ности, на необходимость противо­ стоять международной конкурен­ ции и укрепить франк. «Юманите» сегодня подчеркива­ ет, что требование трудящихся о повышении заработной платы •вполне законно, логично и не ставит под удар экономику стра­ ны. П Р И Г О В О Р У Б И Й Ц Е М А Р Т И Н А Л Ю Т Е Р А К И Н Г А НЬЮ-ЙОРК, 11 марта. (ТАСС). Убийца Мартина Лютера Кинга Джеймс Рей приговорен к 99 годам тюремного заключения. Суд над ним проходил в городе Мемфис (штат Теннесси), где почти год назад был убит руководитель негритянского движения США. Как отмечает печать, весь суд проводился на основе «сделки» между защитой Рея и обвинением. Власти пренебрегли мнением многих представителей общественности о том, что негритянский ли­ дер пал жертвой расистского заговора. Однажды в корреспондентский пункт «Ленинского знамения в Ельце пришел немолодой уже человек е просьбой помочь ему найти жилье. Он представился так: — Бывший вор-рецидивист. Хочу начать новую жизнь. Так я познакомился с человеком, укравшим у себя почти сорок лет жизни. За плечами его было 7 дерзких побегов из мест заклю­ чения, 11 судимостей. И после всего этого «вор в законе», один из «представителей» преступного мира решил «завязать», поставить точку на своем прошлом. С того дня прошло шесть лет. Не раз мы встречались с Сергеем Николаевичем Федотовым — ныне рабочим швейной фабрики. Он сам попросил записать его рассказ. — Видите ли, я только теперь понял, что жизнь прошла мимо меня. И я подумал: как уберечь от влияния блатной «романтики» молодых ребят. Ведь некоторые все еще клюют на эту ядовитую приманку. г ч^ шеннолетних Серега пробыл недол­ го. Бежал вместе с новыми дружка­ ми. Омск, Саратов, Сызрань, Баку, Москва, Владивосток. Воры колеси­ ли по всей стране. Как-то приметил смелого парня старый карманник. — Хочешь, я научу тебя специ­ альности? — сказал он. — Какой специальности? — осто­ рожно спросил Федотов. — Я передам тебе секрет «рос­ писи». Это была первая школа, которую Серега освоил в совершенстве. «Рос­ писью» называлось умение вырезать бритвой бумажники из чужих кар­ манов. Ученик оказался способным и вскоре сдал «экзамен» на отлич- удивился Сергей, когда узнал, что Владимир Николаевич играет по ве­ черам на скрипке. Они подружились. И однажды Владимир Николаевич взял Федо­ това с собой на рыбалку. Стояла тихая звездная ночь. Река тихо струила синие воды вдоль зарослей лозняка. Неожиданно воспитатель спросил: — Скажи, Сережка, какая у тебя цель в жизни? — Достичь совершенства. Ходу стать «вором в законе». Воспитатель помолчал. А потом вдруг горячо заговорил. — Мне жаль тебя. Стать знамени­ тым вором — нетрудно. Главное — стать человеком. Учиться тебе надо. СЕРЕГА УХОДИТ ИЗ ДОМУ Отец умер в 1933 году. Мать вско­ ре вышла замуж. Отчим — грубый, экестокий человек, обижал не толь­ ко ее, но и пятерых ребятишек. Сер­ гей сбежал из дому. Его приютили беспризорники, с которыми отчаян­ ный парнишка давнр познакомился. В поисках пропитания дружки орудовали на базаре. А вечером со­ бирались в развалинах старого до­ ма. Однажды, когда Серега стянул у зазевавшейся женщины сумку, его кто-то схватил за ухо. Мальчишка оглянулся и замер. Перед ннм стоял внаменигый в округе вор по кличке «Паташон». — Ай-ай-яй, — покачал он голо­ вой, — такой парень и мелочишься. Талант губишь по пустякам. Скажи, как ты думаешь, зачем люди вору­ ют? — Зачем? Жрать хотят. — О, какой примитий. Воры — романтики. Им не нажива главное, а жизнь, наполненная приключения­ ми. Понимаешь? — Понимаю. — А ты хочешь иметь такую жизнь? — Конечно, хочу! — воскликнул мальчишка. Так он вошел в банду «Паташо- на». Вскоре бандиты решили обво­ ровать сберегательную кассу. «На­ вод ч и ки » донесли, что в переднем тамбуре по ночам сидит сторож с •ружием. Отсюда хода н ет, н о з а т о „ Б Е С С М Е Р Т Н И К " И Д Е Т К Л Ю Д Я М О Ч Е Р К со сгороны двора можно разобрать кирпичную кладку, закрывающую оконце, и через него проникнуть в помещение. Сделать это мог худень­ кий мальчишка. Тогда-то и вспомни­ ли грабители о бедовом Сереге. Глухой темной ночью грабители разобрали стенку и подсадили Сер­ гея в оконце. Мальчишка прокрался к дверям и отомкнул защелки. Бан­ диты унесли железный ящик с день­ гами. Грабители сели в поезд. «Пата­ шон» подмигнул Сереге и сказал: — Видишь, как все легко и прб- сто. Раз, два и ваших нет! Не ^нали тогда грабители, что по следам уже мчится оперативная группа. На одной из станций в ва­ гон вошли трое. — Прошу предъявить документы! Воры кинулись к окнам, но вагон был оцеплен, В детской колоне» для весоаер- но. Он принес своему учителю «вось­ мерку», выписанную бритвой на чу­ жих брюках. У Сергея завелись деньги. Он стал хорошо одеваться. Ему льсти­ ли дружки, преданно заглядывали в глаза. Воровской омут затягивал парня все глубже. ВОСПИТАТЕЛЬ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ У Федотова прекрасная память. Но и ему частенько приходится морщить лоб, вспоминая этапы сво­ их похождений. На «воле» пробыл недолго. При­ везли Федотова на глухую станцию. И с первых дней снова начал он готовиться к побегу. Но как-то повстречался Сергей с чудны/м вос­ питателем, которого звали Вла­ димиром Николаевичем. Странный человек. Никогда не повышал голо­ са, не ругался, Но еще больше Этот разговор надолго запал в душу парня. А через месяц пришел он к воспитателю и попросил: — Отправьте меня домой. Буду учиться. — Честно? — Честно. Владимир Николаевич написал письмо в Омск, рассказал о Сергее, спросил родителей, смогут ли они дать парню образование. И вскоре за Федотовым приехал отчим. Школа оказалась не совсем такой, какой он ее себе представлял. Учить­ ся было трудно, а тут еще голод. Однажды ребята сидели и мечта­ ли о сытном обеде. — Нашелся бы сейчас такой вол­ шебник, который взмахнул бы па­ лочкой — и ешьте, ребята, от пуза, — сказала одна из дезчонок. — Нынче волшебников нет, — уг­ рюмо проговорил сосед по парте. И Сергею вдруг захотелось стать добрым волшебником. Вышел он из школы и направился к магазину. Ог­ ляделся по сторонам. Заметил в кармане пиджака тучного человека выпуклость бумажника. Вынул брит­ ву. И вдруг вспомнил слово, данное Владимиру Николаевичу. Повернул­ ся к выходу. Но перед глазами так и стояли бледные лица одноклассни­ ков. И он решился... Через полчаса распахнул дверь школы. Руки Сергея были заняты свертками. — Принимай, это вам послал доб­ рый волшебник! И Сергей снова ударился в бега. БРАТЬЯ ВСТРЕЧАЮТСЯ В ЛАГЕРЕ В Ленинграде, на Московском вок­ зале, Сергей познакомился с парнем, который был роскошно одет и гово­ рил на блатном жаргоне. Звали его Борисом. Воры быстро нашли общий язык. Однажды Борис привел Сергея в кафе «Титан» на Невском проспек­ те. Двери кафе еще были закрыты и у входа толпились люди. Борис шеп­ нул Сергею: — Видишь, того туза в каракуле­ вом пальто? — Ага. — Он работает в Торгсине. Скуп­ щик золота. Парни осторожно протиснулись к скупщику, и через минуту Сергей 'ловко раскрыл портфель. В нем ров­ ными рядками лежали шесть ме­ шочков. В них оказалось золото. Прихватили и большую сумму де­ нег. Такой огромной добычи у Сергея еще никогда не бывало... На этот раз его взяли в поезде. «Бессмертник», такую кличку уже давно носил Федотов, получил но­ вый срок. В лагере его встретили неприветливо. Какому начальнику хочется, чтобы из его зоны был со­ вершен побег. Но «Бессмертник» не унывал. Р а­ зыскал в лагере старых знакомых. И сразу за свое: — Я буду «линять». Бежать? Из такого лагеря? Об этом никто не смел даже мечтать. (Окончание на 4-й стр.)„ о н и б ы л и в БОЮ ...Он вторым упал на лед Уссури около острова Даманский. Рядовой Николай Петров шел рядом со сво­ им командиром Иваном Стрельни­ ковым. Автомат у солдата был за спиной, в руках он держал кинока­ меру, а на груди — фотоаппарат. Группа советских пограничников как обычно хотела выразить китай­ ским солдатам протест по поводу их вторжения в пределы Советского Союза и предложить по-доброму уб­ раться с советской земли. Но маоисты (это известно сейчас всему миру) повели себя, как бан­ диты: вероломно открыли огонь. Рядовой Николай Петров упал. Но кинокамеру солдата убийцы унесли с собой: знали, что она их может разоблачить. А вот фотоаппа­ рат, скрытый под полушубком, остался незамеченным, И в нем не­ сколько последних в жизни Николая Петрова снимков, на которых видны наступающие китайские солдаты. ...До того, как заставе подняться по тревоге, Николай Петров был в Ленинской комнате заставы, играл на баяне. А друзья слушали его, и многие, наверное, думали о своих близких. Быть может, и Николай вспоминал о своей матери — Марии Захаровне, о своем городе Улан- Удэ. С первых дней Великой Отече­ ственной войны Мария ' Захарович работает там на локомотивно-ваго - норвмонтном заводе. В 1962 году она привела сюда и сына. Николай стал аппаратчиком пятого разряда. Весе­ лый и жизнерадостный, он был лю­ бимцем всего коллектива. В своем цехе руководил художественной са­ модеятельностью, участвовал в ра­ боте заводской киностудии, органи­ зовывал фотовыставки^, Погибли геройски и другие моло­ дые пограничники. Как и Николай Петров, они были славными ребята­ ми. Их смерть дорого обошлась про­ вокаторам. О мужестве многих пограничников в бою на острове Даманский уже сообщалось в печати. Но расоказано далеко еще не все. ...Хорошим пограничником зареко­ мендовал себя Александр Шестаков. За две недели до событий на остро­ ве Даманский он был принят в ряды Ленинского комсомола. И быть мо­ жет, потому командир заставы Иван Стрельников на этот раз уступил его просьбе: послать на ответствен­ ное дело. Шестаков оправдал дове­ рие, вел себя в бою смело и наход­ чиво. Выдвинувшись вперед, один сражался с большой группой китай­ ских солдат. И те дрогнули, побе­ жали на свою сторону. Потом он поспешил оказать помощь раненому ДРУгу, и тут его настигла пуля. В числе отличившихся родовой Владимир Литвинов. Он шофер, на­ гражден медалью «За отличие в ох­ ране государственной границы СССР». Оставив машину, Литвинов вместе с доугими смело ринулся в бой. Его ранило, но он продолжал вести огонь по 'нарушителям грани­ цы. В этом бою отличились все наши пограничники. Они дали понять за­ рвавшимся авантюристам, что совет­ ские рубежи были, есть и будут не­ прикосновенными! П. БАРАНОВ, (Спец. корр. ТАСС), С ело Н и ж и е-М и х ай л о в х а, Приморский край, 10 мартам

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz