Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)
12 марта 1969 г., К 60 [12 315) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я К н и ж н п л к П о л е з н а я б р о ш ю р а Сложившаяся на протяжении мно гих веков репродуктивная система обучения в школе, при которой учи тель излагает знания, а ученики их воспринимают, запоминают, а затем по первому требованию преподава теля воспроизводят, имеет много от рицательных черт. Она порождает у школьник-св формализм в знаниях отрицательное отношение к учению ведет к перегрузке памяти, задержи вает развитие творческих способно стей. При такой системе обучения лучшим учеником, как правило, счи тался не тот, кто размышляет, умеет делать сравнения, обобщения, вы воды, а тог, у кого хорошая память Советская школа призвана воспи тывать у учащихся творческое отно шение к труду и науке, готовить их к самостоятельной жизни, к созна тельному выбору профессии, к ак тивному участию в коммунистиче «жом строительстве. Вот почему в последние годы пе редовые учителя, педагогические коллективы лучших школ страны серьезно задумались над вопросом как преодолеть догматизм в обуче нии. Известную роль в этом сыграл опыт учителей Липецкой, Ростов ской областей, Москвы, Ленинграда. Активизировать познавательную деятельность учащихся! К этому мнению пришли учителя, методисты, дидакты и психологи. И среди дру гих средств и приемов активизации стали называть проблемное изложе ние знаний. В чем же сущность проблемного изложения знаний? Если сказать ко ротко, то она в основном сводится к следующему: при изучении той или иной темы учитель ставит перед ' учащимися какую-либо познаватель ную задачу, яри решении которой детям и подросткам надо подумать, поразмыслить; проявить собственное соображение, элементарную выдум ку, совершить самостоятельное дей ствие. Конечно, не на каждом уроке сле дует прибегать к проблемному из ложению знаний. В этом вопросе, как и в любом деле, надо соблюдать чувство меры. Отрадно отметить, что в педагоги ческой практике проблемное изложе ние знаний все ботьше и больше приобретает права гражданства. И многие липецкие учителя прибегают к этому. В частности, заслуженная учительница школы РСФСР, препо даватель средней школы № 4 г. Ли пецка М. Д. Кочерина, как правило, при проведении вступительных уро ков по творчеству писателей воздает поисковую ситуацию. Много над вопросом проблемного изложения знаний работают и наши соседи — воронежские педагоги. Об этом свидетельствует недавно вышедшая в Центрально-Чернозем ном издательстве брошюра заслу женного учителя школы РСФСР, ди ректора Воронежского института усовершенствования учителей П. Ф. Чубурина «Учить активному мышле нию» . Достоинство ее в том, что ав тор н,а большом фактическом мате риале доказывает, что путь к проч- яым знаниям — это не догматиче ское, а развивающее обучение и что одним из главных резервов повыше ния эффективности учебного про цесса в настоящее время является проблемное изложение знаний. Это, конечно, не означает, что нужно со вершенно отказаться от репродук тивного обучения. Оно и на данном этапе играет существенную родь в процессе обучения, ибо нельзя от казаться от систематического изло жения знаний учителями и воспроиз ведения их учащимися. Автор брошюры приводит много численные примеры с уроков по раз личным предметам и даже в начало- ■ных классах, на которых учителя умело используют создание поиско вой, ситуации. И когда читаешь опи сание этих уроков, невольно убежда ешься в преимуществе их: школьни ки на таких уроках более глубоко и осознанно усваивают программный материал, , В специальной главе автор анали зирует, умело ли учителя формули руют и ставят вопросы учащимся и как это влияет на развитие их мы шления. Неопытный учитель в основном прибегает к поставке школьникам только репродуктивных вопросов, ко торые требуют лишь механического воспроизведения объясненного на уроке. Конечно, совершенно отказы ваться от подобных вопросов нельзя. Но, наряду с ними, надо ставить и такие вопросы, которые, как пишет автор, «активизируют мышление учащихся, побуждают их анализиро вать фактический материал, доказы вать, устанавливать причину, цель, классифицировать, сопоставлять, обобщать». Непосредственно с проблемой ак тивизации познавательной деятель ности учащихся связан вопрос о развитии у них интереса к знаниям. И автор намечает пути для этого: преодоление узко утилитарного взгляда на целесообразность получе ния среднего образования, правиль но организованная игровая, трудо вая и общественная деятельность школьников, связь обучения с жиз нью, создание на уроке эмоциональ ного настроя, интересно и эффектив но построенная внеклассная и вне школьная работа и т. д. Г1. Ф. Чубурин останавливается и на других формах активизации по знавательной деятельности учащих ся: семинарских занятиях в старших классах, эффективном применении технических средств обучения, уме нии учителя отбирать материал для урока и домашнего задания, разви тии культуры умственного труда учащихся и т. д. Большой интерес представляют те страницы брошюры, где описывает ся опыт привития учащимся культу ры умственного труда, навыков ра циональных, эффективных приемов приобретения знаний. Особенно ценным в этом отноше нии является опыт,-который накопи ла средняя школа № 5 г. Воронежа. Здесь каждый учитель в течение четверти проводит не менее 2-х уро ков по обучению школьников рацио нальным приемам учебного труда. Такие уроки обычно делятся на две части. В первой перед объяснением нового материала учитель сообщает школьникам, какой вид работы по данной теме для них будет наиболее эффективным, то есть, как слушать учителя, участвовать в беседе, ра ботать с учебником, анализировать наглядные пособия и т. д., а во вто рой — школьники обучаются рацио нальным приемам выполнения до машних заданий. При этом коллек тивно обсуждается с учащимися каждый этап ее, выбирается наибо лее целесообразный вариант, прове ряется эффективность избранных приемов. П. Ф. Чубурин не обходит в бро шюре и такого вопроса, как научная организация труда в школе, но, к сожалению, пишет об этом робко, вскользь. И, нам думается, совер шенно неправильно автор отрывает совершенствованне внутришкольнр- го контроля от НОТ педагога. Брошюра «Учить активному мыш лению» написана популярно. Хоро шо, что каждой главе предшествует эпиграф, наиболее важные положе ния выделены, в конце' главы дела ются выводы, обобщения. В брошю ре содержится много фактического материала описания уроков, опыта отдельных школ по тому или иному вопросу, рекомендации, примерные памятки для педагогических коллек тивов по развитию у школьников памяти, внимания, наблюдательности и т. д. Эта брошюра, несомненно, при несет большую пользу работникам народного образования, руководите лям школ и учителям. П. КАШМЕНСКИИ, директор Липецхого областного института усовершенствования учителей. , л*) По всей Турции ширится дви жение протеста против 4 вмеша тельства США во внутренние де ла страны. Не подчиняясь турец- . ним законам, американцы бесчин-г ствуют, совершают преступле ния, занимаются контрабандой и спекуляцией. Нередко во время антиамериканских демонстраций и митингов фашиствующие мо лодчики — члены правых органи заций, вооруженные палками, камнями и ножами, нападают и избивают демонстрантов. Поли ция не только не препятствует этому, но и сама участвует в та ких расправах. НА СНИМКЕ: расправа реакци онеров над демонстрантом. Фото ТХА—ТАСС. М И РО В А Я О БЩ Е С Т В Е Н Н О С Т Ь К Л ЕЙМ И Т ПОЗОРОМ КИТ АЙСКИХ П Р О В О К А Т О Р О В Широкие круги мировой общественности клей-мят позором пекинских руководителей, организовавших вооруженную про вокацию на советско-китайской границе. В многочисленных зарубежных откликах подчеркивается преступный характер и авантюризм политики китайских властей, нацеленной не толь ко против Советского Союза, но и против всего социалистиче ского содружества, против интересов всеобщего мира. БЕРЛИН. Вооруженная провокация на советско-китайской границе, пишет «Нойес Дойчлянд», преследует цель полного превращения Китая в силу, враждебную социалистическим странам. Политика Пекина направлена на то, чтобы внести раскол в международное коммунистическое движение и за труднить созыв Международного совещания коммунистиче ских и рабочих партий. Отнюдь не случайно,-указывает «Ной ес Дойчланд», что нападение на советских пограничников сов пало по времени с провокационной затеей Бонна в отношении Западного Берлина, и западногерманский империализм, по павший в положение значительной изоляции в момент прове- Д(к>М11^||йкй1И11Р| дения выборов президента ФРГ в Западном Берлине, хорошо понял, откуда пришла к нему поддержка. Группа Мао, отмечает «Берлинер цайтунг», уже давно стре мится завоевать доверие западногерманских империалистов. В то время, как торговля Китая с ФРГ быстро растет, группа Мао делает все для ухудшения отношений между КНР и ГДР. УЛАН-БАТОР. Маоисты еще раз показали всему миру свое звериное лицо, пишет сегодня в газете «Унэн* агроном сельскохозяйственного объединения «Золотая степь» Ж- Дорж. Вторгшись на советскую землю, они действовали, как настоящие варвары,—■в упор расстреливали и кололи штыками раненых советских пограничников. Клика Мао и ее подручные должны нести за это полную ответственность. Мы, трудящиеся Монголии, одобряем решительные действия Со ветского правительства, направленные на .пресечение наглых провокаций Пекина, и присоединяемся к массовым демонстра циям протеста советских людей. БУДАПЕШТ. В статье, озаглавленной «Дамаиская прово кация», «Непсабадшаг» пишет о глубокой тревоге миролюбивых -------- д, ц ь людей всего мира, в том числе : ~ венгерского народа, в связи с преступными действиями китай- —*= ских руководителей, ослепленных I ----------------- националистическим угаром. ДЕЙСТВИЯ АРАБСКИХ ПАРТИЗАН КАИР, 11 марта. (ТАСС). Борьба отрядов палестинского сопро тивления на захваченных арабских территориях против израильских оккупантов приобретает все более широкий размах. Партизанские отряды «Аль-Фатах», сообщается в коммюнике ор ганизации, опубликованном в сегодняшнем номере газеты «Аль-Ах- бар», обстреляли военный лагерь в районе Тель-Эль-Фурс на Голан ских высотах — центр сосредоточения боевой техники израильских оккупационных войск в этом районе. Противник понес большие по тери в живой силе и технике. Р А С С Л Е Д О В А Н И Е В А Ф И Н А Х АФИНЫ, И марта, (ТАСС). Здесь начала работу подкомиссия комиссии по правам человека Ев ропейского совета. Подкомиссия проводит расследование в связи с жалобой на Грецию, внесенной в Европейском совете Скандинав скими странами и Голландией, обвинившими военную хунту в нарушении прав человека, в част ности, в /применении пыток к по литическим заключенным. В распоряжении подкомиссии имеются фамилии десятков поли тических заключенных, которые на состоявшихся процессах воен ных трибуналов лично заявили о применении к ним пыток. В их числе — коммунисты и члены мо лодежных организаций единой демократической левой партии (ЭДА). Сегодня подкомиссия заслуша ла показания бывшего премьерт министра и лидера национально го радикального союза (ЭРЭ) П. Канеллопулоса и бывшего ми нистра Г. Раллиса, Работа подкомиссии Европей ского совета проходит при за крытых дверях. Журналистам доступ на заседания закрыт. Ожидают, что члены подкомиссии пробудут в Греции не менее двух недель. ТОКИО, 11 мар та. (ТАСС). Оки навский сосет за возвращение Окинавы Японии потребовал ликвидации всех ядерных баз США в Японии. В разработанной Советом програм ме предусматривается усиление борьбы за ликвидацию японо- американского договора безопас ности, за аннулирование третьей статьи Сан-Францисокого мирного договора, на основании которого Ошндва оккупирована США, эва куацию американских баз. Решение Совета — добиваться НОВАЯ ПРОГРАММА БОРЬБЫ ликвидации всех ядерных баз США на Окинаве вызвано выска зываниями некоторых политиче ских деятелей Японии о возмож ности «скорейшего возвращения Окинавы» при условии сохране ния на ней американских военных баз с ядерным оружием. По дан ным японской печати, на Окина ве имеется около 2.000 управляе мых ракет, оснащенных ядерны- ми зарядами. М А Н Е В Р Ы НЬЮ-ЙОРК, 11 марта .(ТАСС). В Южной Корее сегодня высади лось около двух с половиной ты сяч солдат американских пара шютно-десантных войск — первая часть подразделений США, кото рые примут участие в крупней- В Ю Ж Н О Й К О Р Е Е ших американо-южнокорейских маневрах. Об этом сообщает из Сеула корреспондент агентства ЮПИ, Маневры под кодовым на званием «Фокус ретина» начнутся 15 марта. БОИ В ЮЖНОМ ВЬЕТНАМЕ - ... , . . . .. . . . . . . < ; ХАНОЙ, 11 марта. (ТАСС). Народные вооруженные силы осво бождения Южного Вьетнама продолжают наносить ощутимые уда ры по американо-сайгонским войскам в различных районах страны. Около 1400 вражеских солдат и офицеров, в том числе тысячу американских военнослужащих, уничтожили или ранили бойцы НВСО в период с 24 февраля по 4 марта в провинции Лонган. Пат риоты также уничтожили 10 артиллерийских орудий, потопили 8 военных судов. Как сообщает агентство ВИА, ссылаясь на агентство печати Ос вобождение, за тот же период в провинции Тайнинь отряды армии Освобождения вывели из строя более 400 вражеских солдат и офи церов, потопили или подожгли 30 военных судов. По дополнительным сообщениям агентства печати Освобождение, с 20 февраля по I марта постоянному артиллерийскому обстрелу подвергалась военная база 1-й бригады 25-й пехотной дивизии США в Чанглонге. В результате противник потерял более 350 солдат и офицеров, 35 самолетов и 7 военных автомашин. ДЕЗЕРТИРСТВО В МАРИОНЕТОЧНОЙ АРМИИ ХАНОЙ, 11 марта. (ТАСС). С каждым днем растет число де зертиров из сайгонской марионе- |, точной армии. Большие группы I* военнослужащих срывают погоны и уходят в освобожденные райо ны Южного Вьетнама, возвраща ются к своим очагам. Многие из них присоединяются к Народным вооруженным силам освобожде ния Южного Вьетнама, 23 и 24 февраля около 400 военнослужа щих сайгоиских войск из гарни зона провинциального центра Ку- ангнгай дезертировали и ушли в освобожденную зону, находящую ся под контролем НВСО, переда ет агентство ВИА, ссылаясь на агентство печати Освобождение. ПРИЗЫВ ОГРАНИЧИТЬ РАСХОДЫ ПЕНТАГОНА ВАШИНГТОН, 11 м а р т а . (ТАСС). Сенатор Проксмайр вы разил вчера озабоченность рас ширением военного бюджета Сое- .диненных Штатов и призвал пра вительство наложить ограничения на непомерно высокие расходы Пентагона. Выступая в конгрессе, сенатор заявил, что в США «военные рас полагают открытым счетом в банке, а военно-промышленный комплекс сам составляет для се бя бюджет». ПАРИЖ, И м а р т а . К о р р . ТАСС А. Званцев передает: во Франций проходит сегодня общенациональная 24-ча совая забастовка в защиту тре бований трудящихся об улучше нии условий их труда. В Париже уже вчера вечером погрузились в темноту целые кварталы города, резко сократи лось движение поездов. Сегодня в стране практически не работает городской и желез нодорожный транспорт, во мно гих районах отключены ток и газ, парализована работа почты, бас туют металлисты, строители, хи мики, служащие банков, работни ки крупных магазинов. В резуль тате забастовки типографских рабочих завтра в стране не вый дет ни одна ежедневная газета. Сегодняшнее выступление ра бочего класса Франции является самым мощным со времени весен них боев трудящихся в мае—ию не 1968 года. ПНР. Газовые плиты производ ства Вроцлавского металлургиче ского завода широко известны не только в Польше, но и за рубе жом. Из произведенных до сих пор заводом 100 тысяч плит боль шая часть отправлена в Совет ский Союз. Сейчас заводом выпускается три вида продукции, в том числе пользующиеся большой популяр ностью плиты, в которых можно применять газ в баллонах. НА СНИМКЕ: готовые газовые плиты. Фото ЦАФ—ТАСС, Щ Ш Ш Ш Л Ш Я ЗАБАСТОВКА ВО ФРАВПИИ Инициаторами проведения за бастовки выступили все крупней шие профсоюзные объединения страны — всеобщая конфедерация труда, французская демократиче ская конфедерация труда, «Форс увриер», Национальная федера ция работников просвещения. Причина забастовки кроется в нежелании правительства и пред принимателей удовлетворить тре бования профсоюзов о повыше нии заработной платы рабочих в связи с резким ростом дороговиз ны. Как известно, последняя встреча представителей профсою зов с промышленниками и пред ставителями правительства окон чилась безрезультатно. Предпри ниматели вновь отказались пойти навстречу требованиям рабочих, ссылаясь на экономические труд ности, на необходимость противо стоять международной конкурен ции и укрепить франк. «Юманите» сегодня подчеркива ет, что требование трудящихся о повышении заработной платы •вполне законно, логично и не ставит под удар экономику стра ны. П Р И Г О В О Р У Б И Й Ц Е М А Р Т И Н А Л Ю Т Е Р А К И Н Г А НЬЮ-ЙОРК, 11 марта. (ТАСС). Убийца Мартина Лютера Кинга Джеймс Рей приговорен к 99 годам тюремного заключения. Суд над ним проходил в городе Мемфис (штат Теннесси), где почти год назад был убит руководитель негритянского движения США. Как отмечает печать, весь суд проводился на основе «сделки» между защитой Рея и обвинением. Власти пренебрегли мнением многих представителей общественности о том, что негритянский ли дер пал жертвой расистского заговора. Однажды в корреспондентский пункт «Ленинского знамения в Ельце пришел немолодой уже человек е просьбой помочь ему найти жилье. Он представился так: — Бывший вор-рецидивист. Хочу начать новую жизнь. Так я познакомился с человеком, укравшим у себя почти сорок лет жизни. За плечами его было 7 дерзких побегов из мест заклю чения, 11 судимостей. И после всего этого «вор в законе», один из «представителей» преступного мира решил «завязать», поставить точку на своем прошлом. С того дня прошло шесть лет. Не раз мы встречались с Сергеем Николаевичем Федотовым — ныне рабочим швейной фабрики. Он сам попросил записать его рассказ. — Видите ли, я только теперь понял, что жизнь прошла мимо меня. И я подумал: как уберечь от влияния блатной «романтики» молодых ребят. Ведь некоторые все еще клюют на эту ядовитую приманку. г ч^ шеннолетних Серега пробыл недол го. Бежал вместе с новыми дружка ми. Омск, Саратов, Сызрань, Баку, Москва, Владивосток. Воры колеси ли по всей стране. Как-то приметил смелого парня старый карманник. — Хочешь, я научу тебя специ альности? — сказал он. — Какой специальности? — осто рожно спросил Федотов. — Я передам тебе секрет «рос писи». Это была первая школа, которую Серега освоил в совершенстве. «Рос писью» называлось умение вырезать бритвой бумажники из чужих кар манов. Ученик оказался способным и вскоре сдал «экзамен» на отлич- удивился Сергей, когда узнал, что Владимир Николаевич играет по ве черам на скрипке. Они подружились. И однажды Владимир Николаевич взял Федо това с собой на рыбалку. Стояла тихая звездная ночь. Река тихо струила синие воды вдоль зарослей лозняка. Неожиданно воспитатель спросил: — Скажи, Сережка, какая у тебя цель в жизни? — Достичь совершенства. Ходу стать «вором в законе». Воспитатель помолчал. А потом вдруг горячо заговорил. — Мне жаль тебя. Стать знамени тым вором — нетрудно. Главное — стать человеком. Учиться тебе надо. СЕРЕГА УХОДИТ ИЗ ДОМУ Отец умер в 1933 году. Мать вско ре вышла замуж. Отчим — грубый, экестокий человек, обижал не толь ко ее, но и пятерых ребятишек. Сер гей сбежал из дому. Его приютили беспризорники, с которыми отчаян ный парнишка давнр познакомился. В поисках пропитания дружки орудовали на базаре. А вечером со бирались в развалинах старого до ма. Однажды, когда Серега стянул у зазевавшейся женщины сумку, его кто-то схватил за ухо. Мальчишка оглянулся и замер. Перед ннм стоял внаменигый в округе вор по кличке «Паташон». — Ай-ай-яй, — покачал он голо вой, — такой парень и мелочишься. Талант губишь по пустякам. Скажи, как ты думаешь, зачем люди вору ют? — Зачем? Жрать хотят. — О, какой примитий. Воры — романтики. Им не нажива главное, а жизнь, наполненная приключения ми. Понимаешь? — Понимаю. — А ты хочешь иметь такую жизнь? — Конечно, хочу! — воскликнул мальчишка. Так он вошел в банду «Паташо- на». Вскоре бандиты решили обво ровать сберегательную кассу. «На вод ч и ки » донесли, что в переднем тамбуре по ночам сидит сторож с •ружием. Отсюда хода н ет, н о з а т о „ Б Е С С М Е Р Т Н И К " И Д Е Т К Л Ю Д Я М О Ч Е Р К со сгороны двора можно разобрать кирпичную кладку, закрывающую оконце, и через него проникнуть в помещение. Сделать это мог худень кий мальчишка. Тогда-то и вспомни ли грабители о бедовом Сереге. Глухой темной ночью грабители разобрали стенку и подсадили Сер гея в оконце. Мальчишка прокрался к дверям и отомкнул защелки. Бан диты унесли железный ящик с день гами. Грабители сели в поезд. «Пата шон» подмигнул Сереге и сказал: — Видишь, как все легко и прб- сто. Раз, два и ваших нет! Не ^нали тогда грабители, что по следам уже мчится оперативная группа. На одной из станций в ва гон вошли трое. — Прошу предъявить документы! Воры кинулись к окнам, но вагон был оцеплен, В детской колоне» для весоаер- но. Он принес своему учителю «вось мерку», выписанную бритвой на чу жих брюках. У Сергея завелись деньги. Он стал хорошо одеваться. Ему льсти ли дружки, преданно заглядывали в глаза. Воровской омут затягивал парня все глубже. ВОСПИТАТЕЛЬ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ У Федотова прекрасная память. Но и ему частенько приходится морщить лоб, вспоминая этапы сво их похождений. На «воле» пробыл недолго. При везли Федотова на глухую станцию. И с первых дней снова начал он готовиться к побегу. Но как-то повстречался Сергей с чудны/м вос питателем, которого звали Вла димиром Николаевичем. Странный человек. Никогда не повышал голо са, не ругался, Но еще больше Этот разговор надолго запал в душу парня. А через месяц пришел он к воспитателю и попросил: — Отправьте меня домой. Буду учиться. — Честно? — Честно. Владимир Николаевич написал письмо в Омск, рассказал о Сергее, спросил родителей, смогут ли они дать парню образование. И вскоре за Федотовым приехал отчим. Школа оказалась не совсем такой, какой он ее себе представлял. Учить ся было трудно, а тут еще голод. Однажды ребята сидели и мечта ли о сытном обеде. — Нашелся бы сейчас такой вол шебник, который взмахнул бы па лочкой — и ешьте, ребята, от пуза, — сказала одна из дезчонок. — Нынче волшебников нет, — уг рюмо проговорил сосед по парте. И Сергею вдруг захотелось стать добрым волшебником. Вышел он из школы и направился к магазину. Ог ляделся по сторонам. Заметил в кармане пиджака тучного человека выпуклость бумажника. Вынул брит ву. И вдруг вспомнил слово, данное Владимиру Николаевичу. Повернул ся к выходу. Но перед глазами так и стояли бледные лица одноклассни ков. И он решился... Через полчаса распахнул дверь школы. Руки Сергея были заняты свертками. — Принимай, это вам послал доб рый волшебник! И Сергей снова ударился в бега. БРАТЬЯ ВСТРЕЧАЮТСЯ В ЛАГЕРЕ В Ленинграде, на Московском вок зале, Сергей познакомился с парнем, который был роскошно одет и гово рил на блатном жаргоне. Звали его Борисом. Воры быстро нашли общий язык. Однажды Борис привел Сергея в кафе «Титан» на Невском проспек те. Двери кафе еще были закрыты и у входа толпились люди. Борис шеп нул Сергею: — Видишь, того туза в каракуле вом пальто? — Ага. — Он работает в Торгсине. Скуп щик золота. Парни осторожно протиснулись к скупщику, и через минуту Сергей 'ловко раскрыл портфель. В нем ров ными рядками лежали шесть ме шочков. В них оказалось золото. Прихватили и большую сумму де нег. Такой огромной добычи у Сергея еще никогда не бывало... На этот раз его взяли в поезде. «Бессмертник», такую кличку уже давно носил Федотов, получил но вый срок. В лагере его встретили неприветливо. Какому начальнику хочется, чтобы из его зоны был со вершен побег. Но «Бессмертник» не унывал. Р а зыскал в лагере старых знакомых. И сразу за свое: — Я буду «линять». Бежать? Из такого лагеря? Об этом никто не смел даже мечтать. (Окончание на 4-й стр.)„ о н и б ы л и в БОЮ ...Он вторым упал на лед Уссури около острова Даманский. Рядовой Николай Петров шел рядом со сво им командиром Иваном Стрельни ковым. Автомат у солдата был за спиной, в руках он держал кинока меру, а на груди — фотоаппарат. Группа советских пограничников как обычно хотела выразить китай ским солдатам протест по поводу их вторжения в пределы Советского Союза и предложить по-доброму уб раться с советской земли. Но маоисты (это известно сейчас всему миру) повели себя, как бан диты: вероломно открыли огонь. Рядовой Николай Петров упал. Но кинокамеру солдата убийцы унесли с собой: знали, что она их может разоблачить. А вот фотоаппа рат, скрытый под полушубком, остался незамеченным, И в нем не сколько последних в жизни Николая Петрова снимков, на которых видны наступающие китайские солдаты. ...До того, как заставе подняться по тревоге, Николай Петров был в Ленинской комнате заставы, играл на баяне. А друзья слушали его, и многие, наверное, думали о своих близких. Быть может, и Николай вспоминал о своей матери — Марии Захаровне, о своем городе Улан- Удэ. С первых дней Великой Отече ственной войны Мария ' Захарович работает там на локомотивно-ваго - норвмонтном заводе. В 1962 году она привела сюда и сына. Николай стал аппаратчиком пятого разряда. Весе лый и жизнерадостный, он был лю бимцем всего коллектива. В своем цехе руководил художественной са модеятельностью, участвовал в ра боте заводской киностудии, органи зовывал фотовыставки^, Погибли геройски и другие моло дые пограничники. Как и Николай Петров, они были славными ребята ми. Их смерть дорого обошлась про вокаторам. О мужестве многих пограничников в бою на острове Даманский уже сообщалось в печати. Но расоказано далеко еще не все. ...Хорошим пограничником зареко мендовал себя Александр Шестаков. За две недели до событий на остро ве Даманский он был принят в ряды Ленинского комсомола. И быть мо жет, потому командир заставы Иван Стрельников на этот раз уступил его просьбе: послать на ответствен ное дело. Шестаков оправдал дове рие, вел себя в бою смело и наход чиво. Выдвинувшись вперед, один сражался с большой группой китай ских солдат. И те дрогнули, побе жали на свою сторону. Потом он поспешил оказать помощь раненому ДРУгу, и тут его настигла пуля. В числе отличившихся родовой Владимир Литвинов. Он шофер, на гражден медалью «За отличие в ох ране государственной границы СССР». Оставив машину, Литвинов вместе с доугими смело ринулся в бой. Его ранило, но он продолжал вести огонь по 'нарушителям грани цы. В этом бою отличились все наши пограничники. Они дали понять за рвавшимся авантюристам, что совет ские рубежи были, есть и будут не прикосновенными! П. БАРАНОВ, (Спец. корр. ТАСС), С ело Н и ж и е-М и х ай л о в х а, Приморский край, 10 мартам
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz