Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)
26 февраля 1969 г , >6 4 8 П 2 3039 Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ С е г о д я ж — д е т с о д н я р о г Н . К . ж и з н ь К р у л с к о а ' 'Иф' , >•»;. РЕВОЛЮЦИОННЫЙ п о д в и г В. И. Ленин и Н. К. Крупская. (С картины художника П. Васильева), Когда произносят имя Надежды Константинов ны Крупской, перед глазами встает обая тельный образ женщины с простом приветливым лицом и выразительным взглядом больших серо зеленых глаз, образ выдающейся революционер ки, крупного партийного и государственного дея теля, блестящего педагога, неутомимого пропа гандиста идей марксизма-ленинизма. СОРАТНИЦА, ДРУГ ИЛЬИЧА Родилась Надежда Константиновна 26 февраля 1869 года. Трудовой путь начала с работы в воскресно-вечерней школе за Невской заставой в Петербурге. Чтение марксистской литературы, занятия в студенческих марксистских кружках рано сделали ее революционеркой. Знакомство в. 1894 году с Владимиром Ильичем Лениным на всегда определило жизненный путь Крупской. Тихая и застенчивая, молодая учительница по началу не привлекала к себе внимания полиции. .Когда же в 1896 году ее арестовали/ прокурор на допросе заявил: «Теперь я вижу, что у вас под маской наружного холода скрыта бесконеч ная любовь к революции». И это глубокое чувствЬ любви к социалистической революции, беззаветную готовность целиком отдать себя борьбе за торжество ее идеалов Надежда Кон стантиновна пронесла через всю свою жизнь. Всех, кто близко знал Крупскую, всегда поко ряли ее необычайная скромность, приветливость и всесторонние знания. Надежде Константиновне выпало великое сча стье стать верным спутником жизни такого чело века, как Ленин. Их союз был основан на общ ности взглядов, интересов, стремлений. Надежда Константиновна была беспредельно преданным другом Владимира Ильича, всегда знала, чем надо ему в данную минуту помочь. Чтобы он мог целиком'уйти в политическую дея тельность, она брала ра себя и бремя хозяйст венных забот. В ссылке и эмиграции, в подполье и открытой революционной борьбе — всюд> Надежда Константиновна — надежный, неутоми мый помощник Владимира Ильича. В то же время, как рассказывают близкие друзья ленинской семьи, жена Владимира Ильи ча была его ободряющей, критикующей и дея тельной сотрудницей, которой он поверял свои мысли и планы, оценки социальных явлений, харак теристики друзей и врагов. Будучи секретарем редакции «Искры», Надежда Константиновна посылала сотни шифрованных писем по разным уголкам России, где работали агенты газеты. «Эти письма, — вспоминает старый большевик ☆ ’ & ☆ Р Я Д О М С Л Е Н И Н Ы М П. Н. Лепешинский, — были для нас главным ис точником информации о директивах Ильича. А мы писали ей о том, что делается в России, как идет собирание партийных сил. Мы хорошо зна ли, что «политику» делает сам Ильич, но гро моздкую, Трудную работу по шифровке и рас шифровке переписки ведет Надежда Константи новна». Н. К. Крупская участвовала в подготовке И и последующих съездов партии, была участником многих партийных съездов и конференций, изби ралась членом ЦК партии и ЦКК. В период подготовки Октябрьской революции Надежда Константиновна напряженно работала в революционном штабе Выборгского района Петрограда, создавала курсы красных сестер, много сил отдавала подготовке вооруженного восстания. Когда Ильич вынужден был скрывать ся в подполье, она осуществляла его связь с ЦК партии, с Военно-революционным комите том. После победы Октября партия поручает Круп ской трудную и ответственную работу в «Нар- компросе. С тех пор около двух десятилетий она занимает пост члена коллегии наркомата, а позднее и заместителя наркома просвещения РСФСР. ВЫДАЮЩИЙСЯ ПЕДАГОГ Думая вместе с Лениным о будущем своей Родины, где большинство людей труда было ли шено благ культуры’и даже простой грамотности, Надежда Константиновна при горячем одобрении Владимира Ильича еще во врЬмя ссылки и в эмиграции занималась разработкой важных воп росов педагогики, народного образования. После победы революции она отдает делу строительства новой жизни, делу народного просвещения все свое время, все недюжинные силы ума и характера, всю свою способность к неустанному труду. «Душой Наркомпроса» на зывали ее в то время. Н. К. Крупская была выдающимся педагогом современности. Ей принадлежит заслуга строи тельства основ советской трудовой политехниче ской школы, разработки теории обучения и коммунистического воспитания детей в школе и дошкольных учреждениях. В 1931 году ей была присвоена ученая степень доктора педагогических наук. Всецело разделяя мнение Ленина о том, что П Р И В Е Т И З М О С К В Ы Когда я начала работать учите лем, а это было в 1925 году, мне приходилось не только заниматься с детьми, но и участвовать в ликви дации неграмотности среди взросло го населения, быть пропагандистом. Эго были очень трудные годы. Го лод, разруха, невежество, массовая неграмотность остались нам в на следство от царской России. В это время Владимир Ильич Ленин ска зал: «Без поголовной грамотности- социализма не построишь». Решающее значение в успешном проведении советской политики лик видации культурной отсталости ра бочих и -крестьян имела деятель ность В. И. Ленина и Н. К. Круп ской в области народного образо вания. 26 декабря 1919 года Лениным был подписан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Он и положил начало пла новой деятельности государства на этом важнейшем участке культурно го фронта. Декретом Совнаркома, подписан ным В. И. Лениным 19 июля 1920 года, при Наркомпросе РСФСР уч реждается Всероссийская чрезвы чайная комиссия по ликвидации не грамотности, работой которой руко водила Н. К. Крупская. Внешколь ный отдел Наркомпроса, который она возглавила, превратился в бое вой штаб. Создается общество «До лой неграмотность!». В деревнях от крываются школы-ликбезы, избы- читальни, красные уголки. В поход за грамотность включаются учителя, комсомольцы, передовая интеллиген ция, которым предстояло решить огромной важности задачу, постав ленную В. И. Лениным. Культар- мейцы пошли в народные массы с учебником, книгой и газетой. Негра мотные садились за букварь. С 1925 по 19Э2 гт. я учительство вала в селах бывшей Тамбовской губернии. Шел 1927—28 учебный год. В это время работала я в Тол стовке, ‘ далекой, глухой деревне. Умевших читать и писать там было, как говорится, раз, два и — обчелся. Не было школы и никаких культур но-просветительных учреждений. А о концертах, спектаклях крестьяне даже не имели представления. Но они жадно тянулись к знани ям. Сельсовет выделил нам простую крестьянскую избу, привезли дров, сколотили столы в три доски, ска мейки, сделали классную доску, ку пили керосиновую лампу. Осенью 1927 года начались занятия. Заниматься приходилось в три смены, утром с малышами, потом со взрослыми девушками и парнями, и вечером попозже — с пожилыми. Кроме того, мы тогда вели большую общественную культурно-просвети тельную работу. Дважды в неделю я дежурила в красном уголке при сельсовете. Туда вечерами охотно собирались крестьяне. Я им читала вслух газеты «Правду»-, «Бедноту». Потом завязывались долгие беседы. Однажды прочитали, что в каком- то селе крестьяне приобрели для красного уголка радиоприемник. «А почему бы не иметь его в Толстов ке?» — подумали мы. Сказано—сде лано. В первый раз послушать Мо скву собрались все, от мала до ве лика. Изумлению не было границ, когда раздался голос диктора: «Вни мание, внимание! Говорит Москва! Работает радиостанция имени Ко минтерна»... — Тут что-то не то! — высказал вслух сомнение един из тех кресть ян, которые никогда и ничего не принимают на веру. — Наверное, рядышком спрятали граммофон, он и говорит. Видел я такой у одного купца. Другой заявил, что это, наверное, передают по телефону из волости. — Да нет же, нет! Это действи тельно говорят в Москве!!., — горя чилась я. Крестьяне не верили: — А ты вот докажи, Александра Алексеевна. Как поедешь в нашу матушку-столицу, возьми и передай нам привет оттуда, а мы послушаем. И вот неожиданно представился случай. В конце января 1928 г. меня пригласили в Москву на Всероссий ское совещание культурно-просвети тельных работников села, проводив шееся Наркомпросом. В Москве я была впервые. Много ярких, незабываемых впечатлений уьезла я тогда. Но самый глубокий след оставили встречи с Надеждой Константиновной Крупской. Я не знала, что она присутствует на со вещании. Только, когда председа тельствующий дал ей слово, до мо его сознания дошло, что простая, скромная женщина в темном сара фане и белой блузке, которая сидит в президиуме и внимательно слуша ет выступающих, и есть заместитель наркома просвещения, друг и сорат ник нашего любимого вождя. Надежда Константиновна начала .свое выступление очень тихо. И на протяжении всего доклада ни разу не повысила голос; спокойно, про сто, убедительно и даже как-то за душевно говорила она, будто обра щалась не к сотне людей, а разго варивала только со мной. Она го ворила о том, что строить социа лизм, социалистическую культуру ру ками одних коммунистов невозмож но, необходимо привлечь к этому де лу учителей, избачей, ликвидаторов неграмотности — всю огромную ар мию политпросветработников. Их задача — не только учить народ грамоте, а быть пропагандистами коммунистических идей. Рассказывая о том, что в стране уже много сделано по ликвидации неграмотности, Надежда Константи новна стала называть области, шко лы, пункты, где были достигнуты значительные успехи. Затем пере числила энтузиастов культурной ре волюции на селе. Неожиданно в числе других я услышала и свою фамилию. Оказывается, во Всерос сийском соревновании пунктов по ликвидации неграмотности наш Тол стовский пункт занял второе место и получил вторую Всероссийскую премию. На этом совещании я особенно ясно поняла, какие ответственные задачи были поставлены перед со ветским учительством, перед куль-" турно-просветительными 1 работника ми села, как много могут они сде лать для молодой республики Сове тов. Задушевная речь Н. К. Круп ской воодушевила нас. Довелось мне быть и на приеме у Н. К. Крупской. Мне надо было во что бы то ни стало выполнить два наказа, которые дали мне кре стьяне* перед отъездом. Один — это передать им по радио привет из Мо сквы и второй — добиться решения Наркомпроса об открытии в Тол стовке школы. Храбро напросившись на прием, я тем не менее оробела, когда подо шло время встречи. Когда личный секретарь доложил о моем приходе, то Надежда Константиновна сама вышла в приемную, взяла меня под руку и пригласила зайти в кабинет. Потом усадила на диван, села ря дом и, видя, что мое смущение не проходит, стала расспрашивать, как живут крестьяне, о чем мечтают, как мне работается в деревне. — А как вам удалось' добиться того,, что почти все взрослое населе ние Толстовки занимается на пункте ликвидации неграмотности? —^поин тересовалась Надежда Константи новна. Я- ей подробно рассказала о той огромной т'яге к знаниям, кото рой охвачена деревня, и о том, как молодежь помогала мне вовлекать тех, кто стеснялся учиться. Я вспом нила, как одна крестьянка, которой было уже около пятидесяти лет, ос тановила меня однажды на улице и зашептала на ухо: «Вот, Лексевна, и я бы пошла учиться, да боюсь, засмеют. Скажут: вон что старая задумала!». — Ну и что же, пришла она учить ся? •— И сама пришла, и соседок при вела. Так что теперь и подсмеивать ся некому. Упомянула я о стенгазете, кото рую мы выпускаем, о частушках, которые во весь голос под гармош ку распевала на улице молодежь. Их агитация была иной раз куда действеннее самых убедительных ре чей. — Какие же частушки поет моло дежь? — поинтересовалась Надеж да Константиновна. И я, увлеченная разговором, даже напела какие-то, вроде такой: Что ты, Вася, задаешься, Начал грамоту учить. Я ведь тоже не отстану. Буду я в ликбез ходить. Узнав, что привело меня к ней, Надежда Константиновна заулыба лась и сказала, что оба наказа важ ны. Передать привет в Толстовку по радио надо обязательно. И она тут же по телефону договорились о мо ем выступлении с радиостанцией имени Коминтерна. — Мы иной раз плохо учитываем то влияние, которое можем оказы вать на массы с помощью радио, — продолжала она. — Вот услышат вас крестьяне Толстовки и поверят не только в то, что они слышат Москву, но и в правду того, что будут говорить им. Взяв в руки «прошение» кресть ян, Надежда Константиновна вни мательно прочитала его, а потом встала и пригласила меня вместе с ней пройти в одно из управлений Наркомпроса, где сразу же и был решен вопрос о строительстве шко лы в Толстовке. Возвратясь в деревню, я узнала, что каждый вечер, пока я была в Москве, крестьяне допоздна засижи вались в красном уголке, даже де журство установили, ожидая привет от меня. И дождались. Чуткой и деловой, скромной и простой, внимательной и обаятель ной — такой запомнилась мне на всю жизнь Надежда Константинов на Крупская. Встречи с ней заст^Ъи- ли меня еще больше полюбить свой труд, не жалеть сил и знаний для воспитания человека-созидателя. А. КОЗЛОВА, заслуженная учительница школы РСФСР. будущее за тем, за кем пойдет рабочая моло дежь, Надежда Констан тиновна стояла у исто ков зарождения комсо мола и пионерской ор ганизации. Старая большевичка С. И. Ш/льга рассказывает, что уже к моменту обсуждения на VI съезде партии в августе 1917 года вопросов, связанных с организацией рабочей молодежи, Крупская была признанным, авторитетным пар тийным руководителем в этой области. Безгранично любила Надежда Константиновна детей. Много времени уделяла школе, детским домам, яслям. Е. Д. Стасова вспоминает ее сло ва: «Я всегда очень жалела, что у меня не было ребят. Теперь не жалею. Теперь их у меня мно го — комсомольцы и юные пионеры. Все они— ленинцы, хотят быть ленинцами». Богатое педагогическое наследие Н. К. Круп ской служит и по сей день источником* мудрых советов и рекомендаций для учителей и пионер вожатых, комсомольских работников/ В многогранной партийной, педагогической и государственной деятельности Надежды Кон стантиновны не последнее место принадлежало и б°рьбе за раскрепощение женщин. В ее книге «Женщина-работница», написанной до револю ции, выражена страстная мечта об их равнопра вии. Крупская много сделала для осуществления этой мечты, была одним из организаторов меж дународного женского коммунистического дви жения. ПРОПАГАНДИСТ ЛЕНИНСКИХ ИДЕЙ Советские люди хорошо знают Н. К. Крупскую как неутомимого пропагандиста и агитатора. В книге «Рядом с Лениным» рассказывается о том, как приветливо и доброжелательно относилась она к людям, как сразу же располагала их к се бе, в какую бы аудиторию ни попадала: каждому слушателю казалось, что внимательный взгляд ее больших глаз, мягкая улыбка, задушевный го лос обращены именно к нему, и всем сердцем тянулся к ней, глубоко воспринимая ее слова. В многочисленных выступлениях и статьях Крупская горячо призывала к изучению лениниз ма, к перестройке на его основе всей нашей жизни, к великому походу за новую, просвещен ную Россию. Дело Ленина было ее делом, и она, когда не стало Ильича, все свои силы отда вала пропаганде его идей, и сама, как она гово рила, «училась жить с Ильичем без Ильича», Больше же всего заботилась о том, чтобы ле нинские идеи воплощались в жизнь. * С горячей любовью и уважением вспоминаем мы сейчас, идя навстречу 100-летию со дня рож дения великого Ленина, о его друге, соратнице — Надежде Константи новне Крупской. Яркая жизнь рево люционерки-большевички, ее печат ные труды помогают новым и но вым поколениям советских людей успешно строить коммунизм. г К. СКАЧКО. Т Б О Р Е Т И Ч Е С К И Е К О Н Ф Е Р Е Н Ц И И 100 -летию со дня рождения Н. К. Крупской была посвящена теоретическая конференция класс ных руководителей средних-, и восьмилетних школ района, про веденная Задонским районным отделом народного образования и методическим кабинетом. С докладами выступили заве дующий районо И. Ф. Архипов, директор Волховской восьмилет ней школы Д. В. Панов, старшая пионервожатая Задонской средней школы- № 2 М. П. Дутковская, преподаватель истории Гнилушин- ской средней школы А. Н, Глад ких и другие. * * * В областном институте усовер шенствования учителей состоялась конференция, посвященная изуче нию педагогического наследия Н. К. Крупской. О жизни и деятельности друга и соратницы великого Ленина, выдающегося педагога рассказа ла заведующая кабинетом вос питательной работы института Е. Е. Байдина, о роли Надежды Константиновны в становлении марксистской педагогики — заве дующий кабинетом истории и об ществоведения А. Н. Соболев. До клад «Н. К. Крупская о взглядах В. И. Ленина на вопросы образо вания и воспитания» сделал за меститель директора института В. П. Пищулин. А ВТОРУ этих строк посчастли вилось с 1928 по 1933 годы неоднократно слушать вы ступления Надежды Константинов ны. Тогда я учился в Академии коммунистического воспитания. Соз данное по инициативе и при непо средственном участии Н. К. Круп ской, это учебное заведение пользо валось особым вниманием с ее сто роны. Впервые ц увидел Надежду Кон стантиновну осенью 1928 года, когда она пришла на собрание студентов нашей Академии. Собрание прохо дило в здании Садово-Каретного пе реулка, около кинотеатра «Эрми таж». Аудитория состояла из молодых коммунистов, .призванных партией 'стать советскими педагогами. По этому выступление Надежды Кон стантиновны было поовяшено воспи танию молодежи н задачам совет ского учительства. Надежда Константиновна говори ла о прогрессе, о том, что жизнь идет вперед быстрыми шагами, и что молодому поколению нужно знать гораздо больше, чем нам, ста рикам. В своем выступлении она часто ссылалась на Ленина и цити ровала его высказывания на память. Так, говоря об учительстве, она при вела известные слова Владимира Ильича о том, что сотни тысяч учи телей — это есть аппарат, который должен двигать 'работу, будить мысль, бороться с предрассудками, которые еще до оих пор существуют в массах. Выступая перед студентами, Н. К. Крупская никогда не пользовалась заранее заготовленным текстом. От этого ее слова были еще более ес тественными и доходчивыми. Она никогда не говорила «вообще», от влеченно. Выдвинутые положения подкреплялись примерами, фактами, фамилиями, что свидетельствовало о ее тесной связи с жизнью, о широ ком общении с людьми. Надежда Константиновна часто ссылалась на свою переписку с пионерами, ком сомольцами, учителями, рабочими, крестьянами. А ее тихий, плавный голос, с некоторыми нотками гру сти был так задушевен, матерински ласков, что проникал глубоко в сердце. Н. К. Крупская считала дело на родного образования очень важным для партии, для будущности стра- самосгоятелыно, будить ее творче скую мысль. В подтверждение этого Надежда Константиновна приводила пример из собственной жизни. Когда она училась в гимназии, у них был хо роший учитель истории. В шестом классе он неожиданно® на уроке дал ученикам список разных событий, которые они уже изучали, и предло жил тут же написать, к какому ве ку какое событие относится. Уча щиеся совершенно растерялись, и СЛОВО НАДЕЖДЫ.: КОНСТАНТИНОВНЫ ны. С этих партийных позиций На дежда Константиновна рассматри вала и задачи учительства. Она не раз подчеркивала мысль, что учтЕ тель, если он хочет не на словах, а на деле выполнить задачи, стоящие перед ним, должен упорно работать прежде всего над собой, научиться овладевать знаниями по-ленински, работать так, как завешал Ленин. Н. К- Крупская указывала, что уче ние марксизма-ленинизма должно стать современному учительству близким, как свое собственное дело. Беседуя с нами, студентами исто рического факультета, Надежда Константиновна указывала, что на ше поколение растет в новых усло виях; нашим ребятам особенно тгудно представить себе то, что бы ло каких-нибудь четверть века на зад. А между тем сознательных граждан не вырастишь, если не на учишь их понимать прошлое. Она указывала на необходимость с дет ских дет яриучать молодежь думать большинство написало явную «чепу- шннку». Учитель сказал, что работы учащихся ч&го очень огорчили, они показали, что занятия по истории не выработали у них еще историче ского понимания. Учитель истории обращал потом особое внимание на то, чтобы объяснить ученикам пос ледовательность исторических фак тов. И рассказывал он так интерес но, что прошло 50 лет, а Надежда Константиновна с благодарностью его вспоминала. Последний раз мне посчастливи лось видеть Надежду Константи новну и даже сидеть рядом с ней в президиуме на собрании студентов и аспирантов весной 1933 года. Соб рание проходило в здании Комму нистического университета препода вателей общественных наух (КУ ПОН), на Новодевичье»*, поле, про тив 2-го МГУ. Это была очень сложная вора, шла ожесточенная борьба с правой аппозицией, Надежд* Коостаяг»* «овна тя?кело| переживала этот пе риод, часто отдела. Она Заметно постарела, стала менее подвижна, была сильно переутомлена, мало разговорчива, сосредоточенна. Но как только ей предоставили слово, Надежда Константиновна преобра зилась. И выступила с яркой, образ ной и убедительной речью, логиче ски продуманной от начала до конца. Начала она свое выступление с I изложения речи В. И. Ленина на третьем съезде комсомола. Она раскрыла всю глубину сказан ного Ильичем. Раньше мы все сво дили к единой мысли — необходи- ости учиться. Надежда Константи новна обратила наше внимание на указание В. И. Ленина о то 1 Й, что и как надо взять из старой школы и чего брать нельзя. Надежда Константиновна говори ла также, как передавать ребятам свои знания. Она подчеркивала, что это очень большое искусство — пе редавать знания в популярной фор ме. Нужно заинтересовать учени ков, уметь остановиться на самом главном, отделить самое существен ное от второстепенного, и все это проиллюстрировать примерами. Таким искусством вести беседу с самыми разными слушателями обла дала Н. К. Крупская. Обычно по окончании ее выступлений студен ты порывисто вставали с мест и спе шили подойти к ней. Надежда Кон стантиновна оказывалась в плот ном окружении. Ее буквально засы пали вопросами. Прекрасную жизнь прожила На дежда Константиновна Крупская. Под ее благотворным влиянием вы росло не одно поколение советских людей, Н. ГУСЕВ, доцент Липецкого |кдагогичес*ого института. н и щ и к у л ш я» т « й и у Живет в Луганске че ловек, которому посча стливилось получать письма от Н. К. Круп ской. С волнением читал их культармеец Луган ского паровозострои тельного завода П. И. Манковский. «Ваш труд, Павел Ильич, вознагражден большой радостью, ка дкой озарены сейчас ва ши ученики, впервые пишущие сами свои фа милии. Перед ними от крывается новая жизнь», —писала Н. К. Крупская в день своего рождения 26 февраля 1936 года. А в другом письме— от 28 октября 1937 года — Надежда Константи новна отмечала: «Осо бенно ценно то, что вы, Павел Ильич, кроме обучения грамоте, а своей повседневной ра боте уделяете большое внимание политическому воспитанию неграмот ных». Первый кружок П. И. Манковский организовал в 1921 году. После ра боты в красном уголке цеха за грубо сколо ченными столами при свете керосиновой лам пы сидели люди в ши нелях, валенках, полу шубках и выводили бук вы. Работала школа ликбеза. Свыше тысячи человек обучил Ман ковский грамоте. Девяносто учеников школы ликбеза окончи ли потом институты и техникумы. Уборщица стружки Надя Пшенина сдала техминимум и стала' токарем. Затем училась в вечерней школе, техникуме и, на конец, в Московском университете. Андрей Рупас и Борис Иванов получили дипломы ин женеров. А токарь Манковский сам окончил без отрыва от производства заочный финансово - экономиче ский институт, в 1927 году стал членом Ком мунистической партии. Вот уже более десяти лет он на пенсии, но по-прежнему является активным обществен ником. (Корр. ТАСС). Луганск. МУЗЕЙ НА БОРТУ ТЕПЛОХОДА У причалов Рижского морского вокзала стоит пасса жирский лайнер. На его борту начертано «Надежда Крупская». За пять лет теплоход прошел почти пол миллиона миль. Он швартовался у причалов Канарских островов и у набережной Гаваны, бывал в столицах почти всех европейских приморских государств. В красном уголке теплохода есть небольшой музей Н. К. Крупской. Здесь ее скульптурный портрет — подарок немецких судостроителей; книги, рассказыва ющие о славцом жизненном пути одного из виднейших членов большевистской партии, ближайшего друга Ильича. На стендах — подарки, изготовленные руками испанских коммунистов, томящихся в тюрьмах диктато ра Франко. Это нарисованные на дереве картины из жизни испанского народа, вышивки, гравюры. Револю ционеры тайно переправили их через тюремные стены во Францию, « во время захода теплохода «Надежда Крупская» в Гаер подарки вручили советским морякам. Интересна история небольшой линогравюры Н. К. Крупской. Она выполнена одним финским художником по собственному рисунку, сделанному в 1929 году на съезде Советского общества охраны материнства и младенчества, где Надежда Константиновна выступала с докладом. В годы фашистской реакции в Финляндии эта картина была спрятана и долгое'время пролежала в тайнике. В эти дни, когда воя Советская страна отмечает 100-летие со дня рождения Н. К. Крупской, рижские судоремонтники готовят теплоход к новым океанским рейсам. В марте лайнер покинет причалы латвийской столицы. Теплоход, на борту которого начертано слав ное имя Надежды Крупской, с гордостью пронесет его по морям и океанам, Д.. ГЕФТЕР, корр. ТАСС. Рига. Борт теплохода «Надежда Кручсхал*.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz