Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

26 февраля 1969 г , >6 4 8 П 2 3039 Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ С е г о д я ж — д е т с о д н я р о г Н . К . ж и з н ь К р у л с к о а ' 'Иф' , >•»;. РЕВОЛЮЦИОННЫЙ п о д в и г В. И. Ленин и Н. К. Крупская. (С картины художника П. Васильева), Когда произносят имя Надежды Константинов­ ны Крупской, перед глазами встает обая­ тельный образ женщины с простом приветливым лицом и выразительным взглядом больших серо­ зеленых глаз, образ выдающейся революционер­ ки, крупного партийного и государственного дея­ теля, блестящего педагога, неутомимого пропа­ гандиста идей марксизма-ленинизма. СОРАТНИЦА, ДРУГ ИЛЬИЧА Родилась Надежда Константиновна 26 февраля 1869 года. Трудовой путь начала с работы в воскресно-вечерней школе за Невской заставой в Петербурге. Чтение марксистской литературы, занятия в студенческих марксистских кружках рано сделали ее революционеркой. Знакомство в. 1894 году с Владимиром Ильичем Лениным на­ всегда определило жизненный путь Крупской. Тихая и застенчивая, молодая учительница по­ началу не привлекала к себе внимания полиции. .Когда же в 1896 году ее арестовали/ прокурор на допросе заявил: «Теперь я вижу, что у вас под маской наружного холода скрыта бесконеч­ ная любовь к революции». И это глубокое чувствЬ любви к социалистической революции, беззаветную готовность целиком отдать себя борьбе за торжество ее идеалов Надежда Кон­ стантиновна пронесла через всю свою жизнь. Всех, кто близко знал Крупскую, всегда поко­ ряли ее необычайная скромность, приветливость и всесторонние знания. Надежде Константиновне выпало великое сча­ стье стать верным спутником жизни такого чело­ века, как Ленин. Их союз был основан на общ­ ности взглядов, интересов, стремлений. Надежда Константиновна была беспредельно преданным другом Владимира Ильича, всегда знала, чем надо ему в данную минуту помочь. Чтобы он мог целиком'уйти в политическую дея­ тельность, она брала ра себя и бремя хозяйст­ венных забот. В ссылке и эмиграции, в подполье и открытой революционной борьбе — всюд> Надежда Константиновна — надежный, неутоми­ мый помощник Владимира Ильича. В то же время, как рассказывают близкие друзья ленинской семьи, жена Владимира Ильи­ ча была его ободряющей, критикующей и дея­ тельной сотрудницей, которой он поверял свои мысли и планы, оценки социальных явлений, харак­ теристики друзей и врагов. Будучи секретарем редакции «Искры», Надежда Константиновна посылала сотни шифрованных писем по разным уголкам России, где работали агенты газеты. «Эти письма, — вспоминает старый большевик ☆ ’ & ☆ Р Я Д О М С Л Е Н И Н Ы М П. Н. Лепешинский, — были для нас главным ис­ точником информации о директивах Ильича. А мы писали ей о том, что делается в России, как идет собирание партийных сил. Мы хорошо зна­ ли, что «политику» делает сам Ильич, но гро­ моздкую, Трудную работу по шифровке и рас­ шифровке переписки ведет Надежда Константи­ новна». Н. К. Крупская участвовала в подготовке И и последующих съездов партии, была участником многих партийных съездов и конференций, изби­ ралась членом ЦК партии и ЦКК. В период подготовки Октябрьской революции Надежда Константиновна напряженно работала в революционном штабе Выборгского района Петрограда, создавала курсы красных сестер, много сил отдавала подготовке вооруженного восстания. Когда Ильич вынужден был скрывать­ ся в подполье, она осуществляла его связь с ЦК партии, с Военно-революционным комите­ том. После победы Октября партия поручает Круп­ ской трудную и ответственную работу в «Нар- компросе. С тех пор около двух десятилетий она занимает пост члена коллегии наркомата, а позднее и заместителя наркома просвещения РСФСР. ВЫДАЮЩИЙСЯ ПЕДАГОГ Думая вместе с Лениным о будущем своей Родины, где большинство людей труда было ли­ шено благ культуры’и даже простой грамотности, Надежда Константиновна при горячем одобрении Владимира Ильича еще во врЬмя ссылки и в эмиграции занималась разработкой важных воп­ росов педагогики, народного образования. После победы революции она отдает делу строительства новой жизни, делу народного просвещения все свое время, все недюжинные силы ума и характера, всю свою способность к неустанному труду. «Душой Наркомпроса» на­ зывали ее в то время. Н. К. Крупская была выдающимся педагогом современности. Ей принадлежит заслуга строи­ тельства основ советской трудовой политехниче­ ской школы, разработки теории обучения и коммунистического воспитания детей в школе и дошкольных учреждениях. В 1931 году ей была присвоена ученая степень доктора педагогических наук. Всецело разделяя мнение Ленина о том, что П Р И В Е Т И З М О С К В Ы Когда я начала работать учите­ лем, а это было в 1925 году, мне приходилось не только заниматься с детьми, но и участвовать в ликви­ дации неграмотности среди взросло­ го населения, быть пропагандистом. Эго были очень трудные годы. Го­ лод, разруха, невежество, массовая неграмотность остались нам в на­ следство от царской России. В это время Владимир Ильич Ленин ска­ зал: «Без поголовной грамотности- социализма не построишь». Решающее значение в успешном проведении советской политики лик­ видации культурной отсталости ра­ бочих и -крестьян имела деятель­ ность В. И. Ленина и Н. К. Круп­ ской в области народного образо­ вания. 26 декабря 1919 года Лениным был подписан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Он и положил начало пла­ новой деятельности государства на этом важнейшем участке культурно­ го фронта. Декретом Совнаркома, подписан­ ным В. И. Лениным 19 июля 1920 года, при Наркомпросе РСФСР уч­ реждается Всероссийская чрезвы­ чайная комиссия по ликвидации не­ грамотности, работой которой руко­ водила Н. К. Крупская. Внешколь­ ный отдел Наркомпроса, который она возглавила, превратился в бое­ вой штаб. Создается общество «До­ лой неграмотность!». В деревнях от­ крываются школы-ликбезы, избы- читальни, красные уголки. В поход за грамотность включаются учителя, комсомольцы, передовая интеллиген­ ция, которым предстояло решить огромной важности задачу, постав­ ленную В. И. Лениным. Культар- мейцы пошли в народные массы с учебником, книгой и газетой. Негра­ мотные садились за букварь. С 1925 по 19Э2 гт. я учительство­ вала в селах бывшей Тамбовской губернии. Шел 1927—28 учебный год. В это время работала я в Тол­ стовке, ‘ далекой, глухой деревне. Умевших читать и писать там было, как говорится, раз, два и — обчелся. Не было школы и никаких культур­ но-просветительных учреждений. А о концертах, спектаклях крестьяне даже не имели представления. Но они жадно тянулись к знани­ ям. Сельсовет выделил нам простую крестьянскую избу, привезли дров, сколотили столы в три доски, ска­ мейки, сделали классную доску, ку­ пили керосиновую лампу. Осенью 1927 года начались занятия. Заниматься приходилось в три смены, утром с малышами, потом со взрослыми девушками и парнями, и вечером попозже — с пожилыми. Кроме того, мы тогда вели большую общественную культурно-просвети­ тельную работу. Дважды в неделю я дежурила в красном уголке при сельсовете. Туда вечерами охотно собирались крестьяне. Я им читала вслух газеты «Правду»-, «Бедноту». Потом завязывались долгие беседы. Однажды прочитали, что в каком- то селе крестьяне приобрели для красного уголка радиоприемник. «А почему бы не иметь его в Толстов­ ке?» — подумали мы. Сказано—сде­ лано. В первый раз послушать Мо­ скву собрались все, от мала до ве­ лика. Изумлению не было границ, когда раздался голос диктора: «Вни­ мание, внимание! Говорит Москва! Работает радиостанция имени Ко­ минтерна»... — Тут что-то не то! — высказал вслух сомнение един из тех кресть­ ян, которые никогда и ничего не принимают на веру. — Наверное, рядышком спрятали граммофон, он и говорит. Видел я такой у одного купца. Другой заявил, что это, наверное, передают по телефону из волости. — Да нет же, нет! Это действи­ тельно говорят в Москве!!., — горя­ чилась я. Крестьяне не верили: — А ты вот докажи, Александра Алексеевна. Как поедешь в нашу матушку-столицу, возьми и передай нам привет оттуда, а мы послушаем. И вот неожиданно представился случай. В конце января 1928 г. меня пригласили в Москву на Всероссий­ ское совещание культурно-просвети­ тельных работников села, проводив­ шееся Наркомпросом. В Москве я была впервые. Много ярких, незабываемых впечатлений уьезла я тогда. Но самый глубокий след оставили встречи с Надеждой Константиновной Крупской. Я не знала, что она присутствует на со­ вещании. Только, когда председа­ тельствующий дал ей слово, до мо­ его сознания дошло, что простая, скромная женщина в темном сара­ фане и белой блузке, которая сидит в президиуме и внимательно слуша­ ет выступающих, и есть заместитель наркома просвещения, друг и сорат­ ник нашего любимого вождя. Надежда Константиновна начала .свое выступление очень тихо. И на протяжении всего доклада ни разу не повысила голос; спокойно, про­ сто, убедительно и даже как-то за­ душевно говорила она, будто обра­ щалась не к сотне людей, а разго­ варивала только со мной. Она го­ ворила о том, что строить социа­ лизм, социалистическую культуру ру­ ками одних коммунистов невозмож­ но, необходимо привлечь к этому де­ лу учителей, избачей, ликвидаторов неграмотности — всю огромную ар­ мию политпросветработников. Их задача — не только учить народ грамоте, а быть пропагандистами коммунистических идей. Рассказывая о том, что в стране уже много сделано по ликвидации неграмотности, Надежда Константи­ новна стала называть области, шко­ лы, пункты, где были достигнуты значительные успехи. Затем пере­ числила энтузиастов культурной ре­ волюции на селе. Неожиданно в числе других я услышала и свою фамилию. Оказывается, во Всерос­ сийском соревновании пунктов по ликвидации неграмотности наш Тол­ стовский пункт занял второе место и получил вторую Всероссийскую премию. На этом совещании я особенно ясно поняла, какие ответственные задачи были поставлены перед со­ ветским учительством, перед куль-" турно-просветительными 1 работника­ ми села, как много могут они сде­ лать для молодой республики Сове­ тов. Задушевная речь Н. К. Круп­ ской воодушевила нас. Довелось мне быть и на приеме у Н. К. Крупской. Мне надо было во что бы то ни стало выполнить два наказа, которые дали мне кре­ стьяне* перед отъездом. Один — это передать им по радио привет из Мо­ сквы и второй — добиться решения Наркомпроса об открытии в Тол­ стовке школы. Храбро напросившись на прием, я тем не менее оробела, когда подо­ шло время встречи. Когда личный секретарь доложил о моем приходе, то Надежда Константиновна сама вышла в приемную, взяла меня под руку и пригласила зайти в кабинет. Потом усадила на диван, села ря­ дом и, видя, что мое смущение не проходит, стала расспрашивать, как живут крестьяне, о чем мечтают, как мне работается в деревне. — А как вам удалось' добиться того,, что почти все взрослое населе­ ние Толстовки занимается на пункте ликвидации неграмотности? —^поин­ тересовалась Надежда Константи­ новна. Я- ей подробно рассказала о той огромной т'яге к знаниям, кото­ рой охвачена деревня, и о том, как молодежь помогала мне вовлекать тех, кто стеснялся учиться. Я вспом­ нила, как одна крестьянка, которой было уже около пятидесяти лет, ос­ тановила меня однажды на улице и зашептала на ухо: «Вот, Лексевна, и я бы пошла учиться, да боюсь, засмеют. Скажут: вон что старая задумала!». — Ну и что же, пришла она учить­ ся? •— И сама пришла, и соседок при­ вела. Так что теперь и подсмеивать­ ся некому. Упомянула я о стенгазете, кото­ рую мы выпускаем, о частушках, которые во весь голос под гармош­ ку распевала на улице молодежь. Их агитация была иной раз куда действеннее самых убедительных ре­ чей. — Какие же частушки поет моло­ дежь? — поинтересовалась Надеж­ да Константиновна. И я, увлеченная разговором, даже напела какие-то, вроде такой: Что ты, Вася, задаешься, Начал грамоту учить. Я ведь тоже не отстану. Буду я в ликбез ходить. Узнав, что привело меня к ней, Надежда Константиновна заулыба­ лась и сказала, что оба наказа важ­ ны. Передать привет в Толстовку по радио надо обязательно. И она тут же по телефону договорились о мо­ ем выступлении с радиостанцией имени Коминтерна. — Мы иной раз плохо учитываем то влияние, которое можем оказы­ вать на массы с помощью радио, — продолжала она. — Вот услышат вас крестьяне Толстовки и поверят не только в то, что они слышат Москву, но и в правду того, что будут говорить им. Взяв в руки «прошение» кресть­ ян, Надежда Константиновна вни­ мательно прочитала его, а потом встала и пригласила меня вместе с ней пройти в одно из управлений Наркомпроса, где сразу же и был решен вопрос о строительстве шко­ лы в Толстовке. Возвратясь в деревню, я узнала, что каждый вечер, пока я была в Москве, крестьяне допоздна засижи­ вались в красном уголке, даже де­ журство установили, ожидая привет от меня. И дождались. Чуткой и деловой, скромной и простой, внимательной и обаятель­ ной — такой запомнилась мне на всю жизнь Надежда Константинов­ на Крупская. Встречи с ней заст^Ъи- ли меня еще больше полюбить свой труд, не жалеть сил и знаний для воспитания человека-созидателя. А. КОЗЛОВА, заслуженная учительница школы РСФСР. будущее за тем, за кем пойдет рабочая моло­ дежь, Надежда Констан­ тиновна стояла у исто­ ков зарождения комсо­ мола и пионерской ор­ ганизации. Старая большевичка С. И. Ш/льга рассказывает, что уже к моменту обсуждения на VI съезде партии в августе 1917 года вопросов, связанных с организацией рабочей молодежи, Крупская была признанным, авторитетным пар­ тийным руководителем в этой области. Безгранично любила Надежда Константиновна детей. Много времени уделяла школе, детским домам, яслям. Е. Д. Стасова вспоминает ее сло­ ва: «Я всегда очень жалела, что у меня не было ребят. Теперь не жалею. Теперь их у меня мно­ го — комсомольцы и юные пионеры. Все они— ленинцы, хотят быть ленинцами». Богатое педагогическое наследие Н. К. Круп­ ской служит и по сей день источником* мудрых советов и рекомендаций для учителей и пионер­ вожатых, комсомольских работников/ В многогранной партийной, педагогической и государственной деятельности Надежды Кон­ стантиновны не последнее место принадлежало и б°рьбе за раскрепощение женщин. В ее книге «Женщина-работница», написанной до револю­ ции, выражена страстная мечта об их равнопра­ вии. Крупская много сделала для осуществления этой мечты, была одним из организаторов меж­ дународного женского коммунистического дви­ жения. ПРОПАГАНДИСТ ЛЕНИНСКИХ ИДЕЙ Советские люди хорошо знают Н. К. Крупскую как неутомимого пропагандиста и агитатора. В книге «Рядом с Лениным» рассказывается о том, как приветливо и доброжелательно относилась она к людям, как сразу же располагала их к се­ бе, в какую бы аудиторию ни попадала: каждому слушателю казалось, что внимательный взгляд ее больших глаз, мягкая улыбка, задушевный го­ лос обращены именно к нему, и всем сердцем тянулся к ней, глубоко воспринимая ее слова. В многочисленных выступлениях и статьях Крупская горячо призывала к изучению лениниз­ ма, к перестройке на его основе всей нашей жизни, к великому походу за новую, просвещен­ ную Россию. Дело Ленина было ее делом, и она, когда не стало Ильича, все свои силы отда­ вала пропаганде его идей, и сама, как она гово­ рила, «училась жить с Ильичем без Ильича», Больше же всего заботилась о том, чтобы ле­ нинские идеи воплощались в жизнь. * С горячей любовью и уважением вспоминаем мы сейчас, идя навстречу 100-летию со дня рож­ дения великого Ленина, о его друге, соратнице — Надежде Константи­ новне Крупской. Яркая жизнь рево­ люционерки-большевички, ее печат­ ные труды помогают новым и но­ вым поколениям советских людей успешно строить коммунизм. г К. СКАЧКО. Т Б О Р Е Т И Ч Е С К И Е К О Н Ф Е Р Е Н Ц И И 100 -летию со дня рождения Н. К. Крупской была посвящена теоретическая конференция класс­ ных руководителей средних-, и восьмилетних школ района, про­ веденная Задонским районным отделом народного образования и методическим кабинетом. С докладами выступили заве­ дующий районо И. Ф. Архипов, директор Волховской восьмилет­ ней школы Д. В. Панов, старшая пионервожатая Задонской средней школы- № 2 М. П. Дутковская, преподаватель истории Гнилушин- ской средней школы А. Н, Глад­ ких и другие. * * * В областном институте усовер­ шенствования учителей состоялась конференция, посвященная изуче­ нию педагогического наследия Н. К. Крупской. О жизни и деятельности друга и соратницы великого Ленина, выдающегося педагога рассказа­ ла заведующая кабинетом вос­ питательной работы института Е. Е. Байдина, о роли Надежды Константиновны в становлении марксистской педагогики — заве­ дующий кабинетом истории и об­ ществоведения А. Н. Соболев. До­ клад «Н. К. Крупская о взглядах В. И. Ленина на вопросы образо­ вания и воспитания» сделал за­ меститель директора института В. П. Пищулин. А ВТОРУ этих строк посчастли­ вилось с 1928 по 1933 годы неоднократно слушать вы­ ступления Надежды Константинов­ ны. Тогда я учился в Академии коммунистического воспитания. Соз­ данное по инициативе и при непо­ средственном участии Н. К. Круп­ ской, это учебное заведение пользо­ валось особым вниманием с ее сто­ роны. Впервые ц увидел Надежду Кон­ стантиновну осенью 1928 года, когда она пришла на собрание студентов нашей Академии. Собрание прохо­ дило в здании Садово-Каретного пе­ реулка, около кинотеатра «Эрми­ таж». Аудитория состояла из молодых коммунистов, .призванных партией 'стать советскими педагогами. По­ этому выступление Надежды Кон­ стантиновны было поовяшено воспи­ танию молодежи н задачам совет­ ского учительства. Надежда Константиновна говори­ ла о прогрессе, о том, что жизнь идет вперед быстрыми шагами, и что молодому поколению нужно знать гораздо больше, чем нам, ста­ рикам. В своем выступлении она часто ссылалась на Ленина и цити­ ровала его высказывания на память. Так, говоря об учительстве, она при­ вела известные слова Владимира Ильича о том, что сотни тысяч учи­ телей — это есть аппарат, который должен двигать 'работу, будить мысль, бороться с предрассудками, которые еще до оих пор существуют в массах. Выступая перед студентами, Н. К. Крупская никогда не пользовалась заранее заготовленным текстом. От этого ее слова были еще более ес­ тественными и доходчивыми. Она никогда не говорила «вообще», от­ влеченно. Выдвинутые положения подкреплялись примерами, фактами, фамилиями, что свидетельствовало о ее тесной связи с жизнью, о широ­ ком общении с людьми. Надежда Константиновна часто ссылалась на свою переписку с пионерами, ком­ сомольцами, учителями, рабочими, крестьянами. А ее тихий, плавный голос, с некоторыми нотками гру­ сти был так задушевен, матерински ласков, что проникал глубоко в сердце. Н. К. Крупская считала дело на­ родного образования очень важным для партии, для будущности стра- самосгоятелыно, будить ее творче­ скую мысль. В подтверждение этого Надежда Константиновна приводила пример из собственной жизни. Когда она училась в гимназии, у них был хо­ роший учитель истории. В шестом классе он неожиданно® на уроке дал ученикам список разных событий, которые они уже изучали, и предло­ жил тут же написать, к какому ве­ ку какое событие относится. Уча­ щиеся совершенно растерялись, и СЛОВО НАДЕЖДЫ.: КОНСТАНТИНОВНЫ ны. С этих партийных позиций На­ дежда Константиновна рассматри­ вала и задачи учительства. Она не раз подчеркивала мысль, что учтЕ тель, если он хочет не на словах, а на деле выполнить задачи, стоящие перед ним, должен упорно работать прежде всего над собой, научиться овладевать знаниями по-ленински, работать так, как завешал Ленин. Н. К- Крупская указывала, что уче­ ние марксизма-ленинизма должно стать современному учительству близким, как свое собственное дело. Беседуя с нами, студентами исто­ рического факультета, Надежда Константиновна указывала, что на­ ше поколение растет в новых усло­ виях; нашим ребятам особенно тгудно представить себе то, что бы­ ло каких-нибудь четверть века на­ зад. А между тем сознательных граждан не вырастишь, если не на­ учишь их понимать прошлое. Она указывала на необходимость с дет­ ских дет яриучать молодежь думать большинство написало явную «чепу- шннку». Учитель сказал, что работы учащихся ч&го очень огорчили, они показали, что занятия по истории не выработали у них еще историче­ ского понимания. Учитель истории обращал потом особое внимание на то, чтобы объяснить ученикам пос­ ледовательность исторических фак­ тов. И рассказывал он так интерес­ но, что прошло 50 лет, а Надежда Константиновна с благодарностью его вспоминала. Последний раз мне посчастливи­ лось видеть Надежду Константи­ новну и даже сидеть рядом с ней в президиуме на собрании студентов и аспирантов весной 1933 года. Соб­ рание проходило в здании Комму­ нистического университета препода­ вателей общественных наух (КУ­ ПОН), на Новодевичье»*, поле, про­ тив 2-го МГУ. Это была очень сложная вора, шла ожесточенная борьба с правой аппозицией, Надежд* Коостаяг»* «овна тя?кело| переживала этот пе­ риод, часто отдела. Она Заметно постарела, стала менее подвижна, была сильно переутомлена, мало­ разговорчива, сосредоточенна. Но как только ей предоставили слово, Надежда Константиновна преобра­ зилась. И выступила с яркой, образ­ ной и убедительной речью, логиче­ ски продуманной от начала до конца. Начала она свое выступление с I изложения речи В. И. Ленина на третьем съезде комсомола. Она раскрыла всю глубину сказан­ ного Ильичем. Раньше мы все сво­ дили к единой мысли — необходи- ости учиться. Надежда Константи­ новна обратила наше внимание на указание В. И. Ленина о то 1 Й, что и как надо взять из старой школы и чего брать нельзя. Надежда Константиновна говори­ ла также, как передавать ребятам свои знания. Она подчеркивала, что это очень большое искусство — пе­ редавать знания в популярной фор­ ме. Нужно заинтересовать учени­ ков, уметь остановиться на самом главном, отделить самое существен­ ное от второстепенного, и все это проиллюстрировать примерами. Таким искусством вести беседу с самыми разными слушателями обла­ дала Н. К. Крупская. Обычно по окончании ее выступлений студен­ ты порывисто вставали с мест и спе­ шили подойти к ней. Надежда Кон­ стантиновна оказывалась в плот­ ном окружении. Ее буквально засы­ пали вопросами. Прекрасную жизнь прожила На­ дежда Константиновна Крупская. Под ее благотворным влиянием вы­ росло не одно поколение советских людей, Н. ГУСЕВ, доцент Липецкого |кдагогичес*ого института. н и щ и к у л ш я» т « й и у Живет в Луганске че­ ловек, которому посча­ стливилось получать письма от Н. К. Круп­ ской. С волнением читал их культармеец Луган­ ского паровозострои­ тельного завода П. И. Манковский. «Ваш труд, Павел Ильич, вознагражден большой радостью, ка­ дкой озарены сейчас ва­ ши ученики, впервые пишущие сами свои фа­ милии. Перед ними от­ крывается новая жизнь», —писала Н. К. Крупская в день своего рождения 26 февраля 1936 года. А в другом письме— от 28 октября 1937 года — Надежда Константи­ новна отмечала: «Осо­ бенно ценно то, что вы, Павел Ильич, кроме обучения грамоте, а своей повседневной ра­ боте уделяете большое внимание политическому воспитанию неграмот­ ных». Первый кружок П. И. Манковский организовал в 1921 году. После ра­ боты в красном уголке цеха за грубо сколо­ ченными столами при свете керосиновой лам­ пы сидели люди в ши­ нелях, валенках, полу­ шубках и выводили бук­ вы. Работала школа ликбеза. Свыше тысячи человек обучил Ман­ ковский грамоте. Девяносто учеников школы ликбеза окончи­ ли потом институты и техникумы. Уборщица стружки Надя Пшенина сдала техминимум и стала' токарем. Затем училась в вечерней школе, техникуме и, на­ конец, в Московском университете. Андрей Рупас и Борис Иванов получили дипломы ин­ женеров. А токарь Манковский сам окончил без отрыва от производства заочный финансово - экономиче­ ский институт, в 1927 году стал членом Ком­ мунистической партии. Вот уже более десяти лет он на пенсии, но по-прежнему является активным обществен­ ником. (Корр. ТАСС). Луганск. МУЗЕЙ НА БОРТУ ТЕПЛОХОДА У причалов Рижского морского вокзала стоит пасса­ жирский лайнер. На его борту начертано «Надежда Крупская». За пять лет теплоход прошел почти пол­ миллиона миль. Он швартовался у причалов Канарских островов и у набережной Гаваны, бывал в столицах почти всех европейских приморских государств. В красном уголке теплохода есть небольшой музей Н. К. Крупской. Здесь ее скульптурный портрет — подарок немецких судостроителей; книги, рассказыва­ ющие о славцом жизненном пути одного из виднейших членов большевистской партии, ближайшего друга Ильича. На стендах — подарки, изготовленные руками испанских коммунистов, томящихся в тюрьмах диктато­ ра Франко. Это нарисованные на дереве картины из жизни испанского народа, вышивки, гравюры. Револю­ ционеры тайно переправили их через тюремные стены во Францию, « во время захода теплохода «Надежда Крупская» в Гаер подарки вручили советским морякам. Интересна история небольшой линогравюры Н. К. Крупской. Она выполнена одним финским художником по собственному рисунку, сделанному в 1929 году на съезде Советского общества охраны материнства и младенчества, где Надежда Константиновна выступала с докладом. В годы фашистской реакции в Финляндии эта картина была спрятана и долгое'время пролежала в тайнике. В эти дни, когда воя Советская страна отмечает 100-летие со дня рождения Н. К. Крупской, рижские судоремонтники готовят теплоход к новым океанским рейсам. В марте лайнер покинет причалы латвийской столицы. Теплоход, на борту которого начертано слав­ ное имя Надежды Крупской, с гордостью пронесет его по морям и океанам, Д.. ГЕФТЕР, корр. ТАСС. Рига. Борт теплохода «Надежда Кручсхал*.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz