Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)
/ • 16. февраля 1969 г., У? 40 (12 2951 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ПРОГРЕССИВНАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ Ф Р Г П Р О Т Е С Т У Е Т БОНН, 15 февраля. (ТАСС). Прогрессивная' общественность и печать ФРГ протестуют против на мерения Бонна провести выборы западногерманского президента за пределами ФРГ. Реалистически' мыслящие наблюдатели справед- Б Е З Р А Б О Т И Ц А В Ю Г О С Л А В И И БЕЛГРАД, 15 февраля. (ТАСС). Какчсообщает газета «Политика», в Югославии растет безработица. В 1965- году было зарегистрирова но 237 тысяч безработных, в 1966 году •—• 257 тысяч, в 1967 году — 267 тысяч и в 1968 году — 312 тысяч. На совещании в Белграде, по священном проблеме безработи цы, профессор института полити ческих наук Милан Шкрбич за явил: «Незанятость приняла та кой характер, что стала серьезно угрожать экономической и соци альной стабильности системы. Она уже давно вышла за рамки нормальной незанятости. И, что самое важное, нет никакой уве ренности, что с этой проблемой можно покончить. Число лиц, ищущих работу, постоянно рас тет». ливо усматривают в этом прово кационную демонстрацию, направ ленную на обострение напряжен ности в Центральной Европе. Правление западногерманской прогрессивной организации «Кам пания за демократию и разоруже ние» в своем заявлении характе ризует решение Бонна провести президентские выборы в Западном Берлине как «опасный акт нагне тания политической напряженно сти». Правление этой организации указывает, что правительство ФРГ намеренно «провоцирует берлин ский кризис» с тем, чтобы оправ дать свой * «внутриполитический курс, направлен ный вправо», а также отсутствие у Бонна конс труктивной кон цепции в герман ском вопросе. Даже некоторые правые буржу азные газеты в ФРГ вынуждены признать несомненный факт, что решение Бонна обостряет напря женность. Так, газета ХДС «Рей- нишер меркур» признает, что «ре шение о проведении президентских выборов в Западном Берлине уси ливает напряженность». Гамбург ская 'левая газета «Дн андере цайтунг» указывает, что необос нованные притязания Бонна на Западный Берли^ привели, к уси лению напряженности и к даль нейшей внешнеполитической и з о л я ц и и ФРГ, В С Т Р Е Ч А С ИТАЛЬЯНСКИМИ Т Р У Д Я Щ И М И С Я РЕДЖО-ЭМИЛИЯ, 14 февраля. (Спец. корр. ТАСС). Присутствующая на XII съезде Итальянской компартии делегация КПСС во главе с секретарем ЦК КПСС Б. Н. Пономаревым посе тила вчера город Реджо-Эмидия. В муниципалитете города, где большинство принадлежит комму нистам, в честь представителей КПСС был устроен прием. Делегация КПСС побывала за тем в гостях у местной федерации компартии и встретилась с трудя щимися кооператива «АССО», Повсюду посланцев советских коммунистов встречали тепло я по- братски. ЛОНДОН, 15 февраля. (ТАСС). Кампания по под готовке парламент ских выборов в Северной Ирлан дии проходит в напряженной, об становке в результате разногласий в рядах правящей юнионистской партии. Разногласия возникли после бурных событий, развернув шихся в Северной Ирландии в США УСИЛИВАЮТ АГРЕССИЮ НЬЮ-ЙОРК, 15 февраля. (ТАСС). Выдвигая явно непри емлемые предложения на перего ворах в Париже, американская делегация стремится затянуть политическое урегулирование вьет, намской проблемы. В то же вре мя войска США усиливают свои агрессивные действия во Вьетна ме. Как сообщают информацион ные агентства, американские бом бардировщики В-52 в течение по. следних двух суток производили самые сильные в этом году воз душные налеты на районы, при легающие к Сайгону, сбросив бо. лее 2.500 тоня фугасных бомб. Варварский обстрел вьетнамско го побережья вели джерси» и десять других военных кораблей седьмого ф.лота США. Соединенные Штаты продолжа ют нарушать суверенитет и безо пасность ДРВ, совершая над ней шпионские полеты и обстреливая населенные пункты республики. Вооруженные силы Националь, ного фронта освобождения Юж ного Вьетнама наносят ощутимые удары по интервентам.-Только на днях во время боев в долине Шау, по данным командования. США, было убито девять и ране но 27 американских солдат. Сбит один американский вертолет. Кро ме того, сбит разведывательный самолет интервентов вблизи кам боджийской границы. конце прошлого и начале этого года, когда во многих городах этого района Великобритании со стоялись демонстрации, участники Которых протестовали против нищеты и безработицы и требо вали предоставления элементар ных гражданских прав. Обстанов ка настолько обострилась, что премьер-министр О’ Нейлл был вынужден вывести из состава правительства министра внут ренних дел Крейга, сделать ряд перестановок в кабинете. О’ Нейлл обещал также провести некото рые незначительные внутренние реформы. Однако многие представители юнионистской партии, в том чис ле и некоторые депутаты парла мента, выступили даже против этих реформ. Многие члены юни онистской партии—протестанты по своим религиозным убеждениям выразили также сильное недо. вольство переговорами О’ Нейлла У С П Е Х С О В Е Т С К И Х ПАР"ИЖ , 15 феврале- (ТАСС). _ Большой У с п е х ТЕЛ ЕВИ ЗИ О Н НЫ Х ФИЛЬМОВ имели советские фильмы на 9 Международном фе стивале телевизионных фильмов в Монте-Карло. Два советских те левизионных фильма из 80 кино картин, ‘ представленных на фе стиваль 27 странами, отмечены призами жюри. Фильм «Записки сумасшедшего», поставленный по повести Н. В. Гоголя на Ленин градской студии, получил главный приз «Золотая нимфа» за режис. серское решение. Фильм Цент рального телевидения «Ромео и Джульетта» удостоен премии за лучшее воплощение изобразитель ными средствами произведений литературы в искусства. На съезде Компартии Дании КОПЕНГАГЕН, 15 февраля. (ТАСС). После выступления с отчетным докладом Центрального Комитета председателя Компартии Дании К. Есперсена на съезде КПД начались прения. Многие делегаты съезда посвящают свои выступления борьбе датских ком мунистов против ушастая страны в агрессивном блоке НАТО, про тив войны США во Вьетнаме, проблемам международного ком мунистического и рабочего дви жения, а также борьбе Компар тии Дании за интересы рабочего класса страны. Сегодня на съезде выступил глава делегации КПСС, член ЦК КПСС, первый секретарь Ленин градского обкома КПСС В. С. Толстиков. Он передал делегатам съезда, всем датским коммуни стам горячий, братский привет от коммунистов Советского Союза. В. С. Толстиков зачитал привет ствие Центрального Комитета КПСС делегатам съезда, всем датским коммунистам. В знак братской дружбы между КПСС и Компартией Дании он передал съезду памятные подарки — скульптуру «В. И, Ленин в Разливе» и Полное собрание сочи нений В. И. Ленина. Речь главы делегации КПСС была выслушана с большим вни манием и неоднократно прерыва лась -аплодисментами- / XXIII съезд Коммунистической партии Дании направил прави тельству решительный протест в связи с отказом властей выдать визы на въезд в Данию предста вителям Социалистической единой партии Германии, которые были приглашены на съезд в качестве гостей. Делегаты съезда заявляют, что подобные акции датских влас тей препятствуют осуществлению стремлений к усилению связей между народами в Европе и яв ляются результатом подрывной деятельности реакционных сил, не желающих нормализации от ношении между Данией и ГДР. с премьер-министром Ирландии Линчем об укреплении сотрудни чества между Северной Ирланди ей и Ирландией, основную массу населения которой составляют ка. ТОЛИКИ. •Раздоры в ю н и о н и с т с к о й партии не касаются, однако, основных проблем Северной Ирландии, ре шения которых требуют трудя щиеся и демократическая обще ственность. До сих пор не приня ты меры по ликвидации безрабо тицы. Число безработных состав ляет сейчас 7 процентов всего количества самодеятельного на селения. Несколько сот тысяч че ловек не имеют права участвовать в выборах в органы местного са моуправления, к которым допуска ются только домовладельцы и лю ди, имеющие другое недвижимое имущество. Многие жители Се верной Ирландии подвергаются также дискриминации на религи озной почве. „МЕРТВЫЙ СЕЗОН" П О С Л Е П Р О В О Л О Ч Е К НЬЮ-ЙОРК, 15 февраля. (ТАСС). К слушанию показаний по де лу об убийстве сенатора Роберта Кеннеди приступил суд в ЛЬс- Анджелесе после полуторамесячных проволочек, вызванных юридиче скими увертками защиты Сирхаиа Б. Сирхана, обвиняемого в убий. стве, . | О разведчиках создано немало фильмов, но большинство их ничего общего с действительностью не име ет, представляя собой плод фанта зии мастеров закрученного сюжета и интриги. Создаются такие карти ны в расчете на вкус любителей детективов. Новая " картина студии «Лен- фильм» «Мертвый сезон» непохожа на такие ленты, хотя она тоже — о разведчиках. Нет, это не значит, что она лишена острого сюжета, харак терного для приключенческого жан ра. В ней есть даже схватки и по гони, ставшие уже непременной со ставной частью почти всякого де тектива. Но, во-первых, в фильме острота сюжета не искусственная: просто события, показанные в нем, сами по себе достаточно напряженно а во- вторых, не это в нем главное. Первой серии предшествует про лог. В нем известный советский раз ведчик Рудольф Иванович Абель, рекомендуя фильм зрителям, свиде тельствует, что изображенные в нем события основаны на подлинных фактах, хотя фамилии героев изме нены, а страна, где они происходи ли, не названа. Это обстоятельство обогащает ху дожественный фильм убедительно стью документальности, хотя пока заны в нем, казалось бы, невероят ные для мирного времени факты. В одной из западных стран живет и действует доктор Хасс, военный преступник, скрывающийся от пра восудия, один из тех гитлеровских врачей-вампиро®, которые в концла герях проводили опыты на живых людях. Хасс изобрел страшный хи мический препарат «Эр-Эйч», с по мощью которого можно любую ар мию и любую массу людей превра тить в покорное стадо слабоумных. То, что это психохимическое оружие — не плод фантазии авторов филь ма, подтверждают жуткие докумея талвные кадры из немецкой кино хроники, снятые в гитлеровском концлагере. Они показывают, как фашистские хассы, воздействуя на психику узников, в том числе и де тей, превращали их буквально в животных. И этот страшный кошмар, порож денный чудовищем фашизма, ока зывается, имеет продолжение в сов ременности: хассы живы, они пря чутся, они не отказались от своих бредовых планов превратить чело, вечество в рабочий скот «избранной нации». Разоблачить их, вывести на чистую воду и обезвредить — за дача, которую надо решить во что бы то ни стало. И за нее взялся со ветский разведчик Ладейииков. Противник уже следит за ним, раз ведчик мог бы вернуться на Роди ну, но чувство долга, чувство ответ ственносги за судьбу своей страны и всего человечества заставляют его и под угрозой разоблачения продол жать поиски Хасса. К И Н О • В зарубежных детективных филь мах разведчики изображаются чаще всего этакими замкнутыми в своем узком мирке профессионалами, не интересующимися особенно полити кой. Их дело — ловко обвести во круг пальца противника, своевре менно ускользнуть от преследова ния. оставить в дураках сыщика и т. п. Но во имя чего нужна эта лов кость, какую цель преследует вы полнение того или иного задания —- знать этом— не их дело. Подобный подход в какой-то степени имел место даже в фильме «Кто вы, док тор Зорге?», где речь шла о развед- чике-коммунисте, идейность которо го подчеркивали даже сами созда тели картины, хотя трактовали, ра зумеется, ее по-своему. Иным показан разведчик в филь ме «Мертвый сезон». Ладейииков в исполнении артиста Донатаса Банио ниса тоже ловок и смел, то же умеет обвести вокруг пальца противника. Но прежде всего — он убежденный боец, вступивший в смертельную схватку с врагом не из «любви к искусству», а во имя большой, высокой цели. На это очень важно обратить впи- мание. Фильм, посвященный совре менным будням наших разведчиков, показывает романтику их трудной профессии так, что становится пре дельно ясно: дело советского раз ведчика благородно потому, что оно служит самой гуманной, самой бла городной цели — освобождению че ловечества от капиталистического рабства, предотвращению войны, разоблачению происков ярых вра гов социализма, мира и прогресса. Ладейииков Д . Баниониса, выры_ вающий из рук недобитого фашиста страшное оружие, направленное на порабощение человечества,— это не просто художественное отражение того или иного характера, а обоб щенный тип советского разведчика с характерными для него чертами Эти черты—коммунистическая идей ность, социалистический гуманизм мужество, выдержка, точный расчет, готовности к самопожертвованию и, конечно же, глубокое чувство това рищества, заставляющее героя жертвовать собой для опасения со ратника по борьбе. В фильме есть такой эпизод. Что бы опознать Хасса, надо показать его тому, кто видел его в гитлеров ском концлагере. Таким человеком оказался артист театра юного зри теля Савушкин, человек мирный, добрый и скромный, совсем, кажет ся, непригодный для выполнения обязанностей разведчика. И когда его попросили поехать за границу опознать Хасса, он отказался: — Не могу, не хочу, наконец, про сто боюсь. И вот кто-то из командования ре комендует: — А вы объясните ему, для чете нужна его поездка, как важно най ти и обезвредить Хасса. И Савушкин, бывший узник фа шизма, до мозга костей штатский и мирный человек, становится бойцом. Артист Ролан Быков ярко показы вает, что силу стать бойцом Са- вушкину дает ясное понимание важ ности стоящей перед ним цели. Хас са во что бы то ни стало надо най ти, и опознать его может только он, Савушкин. Иначе фашист доведет- таки до конца свой человеконенави стнический замысел, спустит с цепи дьявольский «Эр-Эйч». И Савушкин совершает то, что потребовало от него чувство долга перед людьми. Фильм «Мертвый сезон» постав лен режиссером Саввой Кулишем по сценарию Владимира Владими рова и Александра Шлепянова в психологическом плане. В нем есть глубокое 'проникновение в душевный мир героев, столь редкое для произ ведений подобного жанра, строя щихся обычно чисто на внешней ин триге. И это очень важное положи тельное качество достигнуто не только благодаря сценарию и соот ветствующей режиссерской трактов ке, но и в результате достигнутой актерами глубины отражения харак теров главных героев. Мы уже го ворили ш работах Донатаса Банио ниса и Ролана Быкова, сумевших показать на экране не только пере живания, но, кажется, и сам про цесс мышления своих героев. К чис лу серьезных удач в этом отноше нии надо отнести и исполнение ро лей доктора О’ Рейли Юри Ярветом, Кэтрин Андой Зайце, отца Марти- мера Леонхардом Мерзиным и дру гих. Упоминая об успехе фильма «Мертвый сезон», нельзя умолчать и о некоторой непоследовательности и нерешительности его создателей. Если уж решено было снимать кар тину в психологическом плане, стои ло ли отдавать дань шаблонам де тектива: показывать жестокие схватки с применением джиу-джитсу и самбо и головокружительную по гоню на автомашинах? И не из-за этого ли глубина проникновения во внутренний мир героев не всегда кажется достаточно значительной? Во всяком случае, некоторые кадры в этом отношении не до конца оп равдывают те большие ожидания, ко торые возникли у зрителя в связи с огромным числом положительных от зывов о «Мертвом сезоне». Но, разумеется, кинематографи сты сами никаких авансов не дава ли, и мы должны принимать имен но то, что ими создано, а не то, что мы предпочли бы увидеть. А создан умный и дельный фильм, о котором Р. И. Абель совсем не зря сказал: «...Основа картины подлинная, как' подлинна та борьба, которую мы ведем, мы, люди, которые стремимт ся предотвратить войну...» И. ОСТАНКОВ, В Ь Е Т Н А М П О Б Е Д И Т ! Исполнилось восемь лет с того дня, когда произошло объединение всех вооруженных сил Национального фронта освобождения Юж ного Вьетнама под единым командованием и была создана Армия освобождения. В канун этой знаменательной даты в Москве состоялся вечер представителей советской общественности. Его открыл кратким вступительным словом член президиума Советского комитета ветера нов войны Главный маршал авиации А. Е. Голованов. Доклад о дне рождения народных вооруженных сил Южного Вьетнама сделал член президиума Советского комитета поддержки Вьетнама, Герой Советского Союза генерал-майор авиации Г. Н. За харов. Тепло встретили собравшиеся выступление исполняющего обязан ности главы постоянного представительства Национального фронта освобождения Южного Вьетнама в СССР Чан Ван Ана. (ТАСС), ПЕРВЕНЕЦ „В Я З а * Строители Волжского автомо бильного завода готовят к сдаче в эксплуатацию корпус вспомо. гательных цехов (КВЦ). Здесь уже установлены сотни станков. Человека, впервые попавшего в этот корпус, поражают его раз меры. 120 тысяч квадратных мет. ров — таковы производственные площади КВЦ. По широким це ховым пролетам, точно по ожив ленному шоссе, сейчас снуют са. мосвалы, автомобильные краны, тракторы. Люди, работающие здесь, спешат: первый автомо биль волжане решили выпустить к столетию со дня рождения В. И. Ленина. СОФИЯ. Народный театр имени Ивана Вазова, рассчитанный на 1150 мест. Фото В. Янкова. (Фотохроника' ТАСС). ХГ р о т я в и ш р а т е ж е и ЛОНДОН, 15 февраля. (ТАСС). Южноафриканская полиция при явном попустительстве полицей ских властей Лесото устроила не. давно самый крупный за послед нее время пиратский налет на ско товодов небольшой африканской страны Лесото, Об этом говорит ся в последнем номере печатного органа Компартии Лесото. * Южноафриканские полицейские, указывается в статье, жестоко из били фермеров, не щадя при этом женщин и детей, угнали принад лежащий им скот. Руководство этой очередной «операцией» юж. д а л е т о б ноафриканские расисты осуществ ляли из специально построенно го для этой цели военного лагеря в Сехлабатебе, расположенного на границе с Лесото. Компартия Лесото решительно осуждает эти наглые действия южноафриканской полиции. П е с т р а я с м е с Ъ С К О Л Ь К О БЫЛО В С Т О Л И Ц Э Ф И О П И И Лет десять тому назад в Эфиопии ши роко дискутировался вопрос о переносе столицы из Аддис-Абебы в Бахрдар, на то самое место, где озеро Тана дает старт Голубому Нилу. Необходимости пе ремещения столицы пытались дать не только экономическое, но и историче ское обоснование. Впрочем, проследив исторический путь эфиопского государ ства, можно прийти к выводу, что оио управлялось по крайней мере из 13 центров. Эфиопы с гордостью говорят, что их государству около 3000 лет. Отсчет ве дется с IX века до новой эры, когда се верными районами нынешней Эфиопии правила из Аксума царица Шеба. Ее сын Менелик положил начало «соломоновой» династии, 325-й представитель которой Хайле Селассие I правит страной в наше время. Аксумское царство к IV веку но вой эры достигло такого могущества и процветания, что стало а один ряд с Ва вилоном, Римом и Египтом- Позже цар ство пришло в упадок. В X веке власть в стране ив 300 лет захватила династия королей Загве. Один иэ ее представителей — Лалибела пере нес столицу в одно из селений горного района Ласта-Роху, которое впоследствии стало носить его имя. С 1270 года власть снова перешла к ■соломоновой» династии. Ее представите ли по'меньшей мере десять раз меняли свою резиденцию. Столица то перемеща лась а старые города, то отстраивалась заново. В 1880 году император Менелик II, озабоченный необходимостью создания надежного центра управления объединен ными а одно государство эфиопскими землями, решил создать столицу на го ре Эитото. Но через 7 лет он перемес тил ее с вершины горы в горячему ис точнику, расположенному у подножья Эн- тото. Так родилась Аддис-Абеба, что в переводе с амхарского языка означает «Новый цветок». В настоящее время о дебатах ло пере носу столицы в Бахрдар даже не вспо минают. Свидетельством этому является широкая реконструкция Аддис-Абебы. Новые улицы, площади, красивые здания превращают «Новый цветок» в современ ный город. И все же эфиопских историков до сих пор волнует вопрос: почему столица столь часто «кочевала» по Абиссинскому нагорью) Некоторые из них объясняют это историческими причинами. По их мнению, жестокая борьба за трои, смена династий правителей, междоусобные и религиозные войны, нашествия внешних врагов и борьба за объединение эфиоп ских земель вынуждали правителей ис кать наиболее безопасные и удобные места своего пребывания. Но есть сторонники и иных обоснова ний постоянного перенесения столицы. Главную причину они видят в проблеме леса. На протяжении веков, говорят они, люди настолько беззастенчиво использо вали ле<!а на строительство и топливо, что через некоторое время на огромном пространстве вокруг столицы не оказы валось ни деревца, для того, чтобы про должать строительство, В. МАТВЕЕВ, корреспондент ТАСС. Аддис-Абеба. ДЕЛЬФИН В КРУГУ ДЕТЕЙ На днях на одном из пляжей города Мельбурна произошел любопытный слу чай. В ватаге барахтающихся в воде ре- б-т внезапно появился дельфин и, по-ви димому, не без удовольствия присоеди нился и шумной компании. В течение не скольких часов пришелец из океана иг рал с детьми у берега и охотно позво лял храбрецам покататься на себе. Маль чишки цепльгись за спинной плавник, N животное осторожно, не уходя на глу бину, плавало вдоль берега. Только к ве черу дельфин, получивший тут же имя «Флиппер», ушел в океан. Очевидцы на пляже не без грусти провожали это уди вительное животное, надеясь, что, может быть, оно вновь возвратится к берегу. Рассказывают, что подобные случаи происходили у берегов Австралии и Но вой Зеландии и раньше. Так, в неболь шом новозеландском городке Опонони, расположенном на берегу Тасманова мо ря, произошел случай, вошедший теперь уже прочно в историю Новой Зеландии. Городок расположен на берегу неболь шой красивой бухты, обрамленной вели чественными горами. В один из солнеч ных дней в 1955 году у берега Опонони появился дельфин. Он очень быстро по дружился с местными мальчишками н вскоре уже катал кх на спине- Его на звали «Опо». Дельфин пробыл ■ заливе до 1956 года и однажды, тая же внезапно, как и поя вился, ушел в океан. Л. ПОНОМАРЕВ, аорреспондеит ТАСС. Канберра. А И С Т - Р Е К О Р Д С М Е Н На ггот раз рекорд установил... аист. Он будет зарегистрирован на почетном месте в книге рекордов мигрирующих пернатых. Птица совершила действитель но необычное путешествие.) Несмотря на штормы и ураганы, тысячи опасностей, подстерегавших ее в пути, она благопо лучно пересекла океан и прилетела на самую южную оконечность африканского континента. Здесь неподалеку от города Редерсбурга ее поймал местный фермер. Анст проделал огромный путь. Он выле тел с острова Гельголанд, расположенно го а Балтийском море, и преодолел рас стояние в 10 000 километров. На лапке рекордсмена кольцо с номером «Н-7863И — Фогельварте, Гельголанд». Н. СЕРГЕЕВ. К АК-ТО я возвращался самоле том цз Стокгольма в Хельсин ки. Я уже застегивал привяз ные ремни, когда рядом со мной уселся запыхавшийся мужчина, ко торый ворвался в самолет в послед, пий момент. Он был неопределенного возраста, среднего роста и хорошо одет. Его серое лицо напоминало вы сушенную треску, а напомаженные волосы — черную, лакированную жесть. В Ответ на многочисленные просьбы бортпроводницы застегнуть пояс, он лишь пожал своими костля выми плечами и по-английски — с явным заокеанским акцентом — заявил: — Никогда не застегивал, не буду застегивать и сейчас. Хочу всегда чувствовать себя свободным челове ком. Затем он повернулся ко мне и по желал узнать мою фамилию, профес сию, возраст, семейное положение, домашний адрес, размер обуви, со стояние здоровья и сколько я зара батываю. Я сообщил ему свою фа милию, профессию и номер обуви, но ничего более. Он скорчил недо вольную мину и заявил, что прези рает людей, которые умышленно ута- изают подробности о себе. Сам оц, например, не имеет от меня никаких секретов. — Вы из Хельсинки? — спросил он у меня. — Более того •— коренной житель. — Отлично. Стало быть, вы може те проинформировать меня немнож ко о столице вашей страны, в кото рой я никогда ранее не бывал. В Хельсинки есть театры? — Да, более десяти. — А опера? — Есть и опера. — Хорошо. Но надо полагать, что в Хельсинки есть и тюрьмы? — Да, к сожалению, две. Тюрь ма предварительного заключения и тюрьма, где отбывают наказание. — А чего сожалеть-то. Я наоборот радуюсь, что в Хельсинки есть и те атры и тюрьмы. Это означает, что Финляндия не является слаборазви той страной. Хоть вы и не очень красноречивы, тем не менее не могли бы вы кратко ответить мне на не сколько вопросов? — По-моему, я уже сообщил вам номер своих ботинок. — Верно, и фамилию, и профес сию тоже. Фамилия ваша мне ничего не говорит, а по профессии я могу догадаться, сколько вы зарабатыва ете в месяц. Ваш заработок настоль? РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ Т Е А Т Р :МЕЖДУНАРОДНЫЙ ф е л ь е т о н ко мал, что вызывает жалость. Муж чина, существующий на столь мизер ные средства, не может иметь семьи, не говоря уже о собственной квар тире. Как, правильный я сделал вы вод? — Судите сами. Вы, по-видимому, ясновидящий? — Берите выше, намного выше. Вижу я отчетливо и, кроме того, далеко, куда дальше, чем многие мои .подчиненные. Вижу я и вас насквозь. Вы ошарашены, но вы не человеконенавистник. Вы готовы оказать помощь ближнему своему. Поэтому я прошу вашей помощи. — Если вы думаете, что сможете одолжить у меня денег, то ошибае тесь, — решительно ответил я. — Если же вам нужен парашют, то обратитесь к штурману или борт проводнице. — Да, вы просто на редкость красноречивы, — воскликнул буду щий гость Хельсинки, фамильярно хлопнув меня по плечу. — Вы ро мантик или реалист? — Во сне романтик, на яву реа лист. — Очень хорошо! Только вам не следует никогда спать.' А поскольку вы считаете себя реалистом, вы дол жны понять меня— настоящего ре алиста. С надеждой на это я и про шу вашей помощи. —• Я уже оказал, что не дам ни копейки. — Речь пойдет не о деньгах. Мне нужна помощь другого рода. Вот вам блокнот и карандаш. Пишите адреса всех хельсинских театров и тюрем. Учтите, может случиться так, что я пробуду в Хельсинки всего два дня. Я выполнил просьбу своего попут чика и записал в его блокнот адре са одиннадцати театров, двух тюрем и на всякий случай двух психиатри ческих лечебниц. Вернув ему блок нот, я полюбопытствовал, чем он вообще-то занимается. Тут он пове дал мне следующую историю: г— Я поборник нового реалистиче ского театра. Путешествую по свету, выступаю с докладами, учу. Моя страна финансирует эти поездки в благодарность! за честь и славу, ко торую я приношу ей на протяжении многих лет. Мое представление о театре исходит из того, что реали стическая пьеса должна быть по-на стоящему реалистичной. Если дра матург в своем произведении рисует проститутку, то женщина, играющая эту роль, должна быть настоящей проституткой. Я бы разрешил эту проблему просто: при домах терпи мости должны быть созданы теат ральные училища. Театральные школы должны быть созданы и при тюрьмах. Ведь вы знаете, что, например, в шекспиров ских драмах злодеи и герои умира ют, пронзенные мечом или заколо тые кинжалом. Смешно, когда эти актеры, погибшие в ходе драмы, воз вращаются после спектакля на сце ну, чтобы принять цветы и овации публики. Этакое шутовство уже не реалистический театр, потому что оно лишает зрителя его иллюзий. Зритель требует, чтобы зрелище пол ностью возмещало ему стоимость би лета, а посему трупы убитых во время спектакля должны быть цо окончании представления свалены в кучу на авансцене. Трагедии в наши дни исключительно популярны и не достатка в актерах нет. В камерах смертников наших тюрем не перево дятся люди, которые боятся электри ческого стула, газовых камер и ви селицы. Но если им дать роль в пьесе, они с честью сложат голову на сцене, веря в то, что они поисти не корифеи мировой истории. Когда смертные приговоры будут приво диться в исполнение таким образом, они будут окружены ореолом, а зри тель убежден в том, что видит со временный реализм. Театральные училища при тюрь мах — величайшее* достижение ар тистической деятельности нашего ве ка. При училищах должны сущест вовать также классы киноискусства, готовящие омертников — индейцев и негров, — для нужд нашей кинопро мышленности. От них требуется сыг рать всего одну роль, так как в фильме, который является по-насто ящему реалистичным, стреляют не деревянными пулями, а чистым свин цом. Да и нет нужды играть убитого в этих фильмах, потому, что убива ют по-настоящему. И раз и навсегда. Реалистический театр обладает и большим моральным воздействием. Зритель должен постепенно научить ся понимать, какая честь — умереть от удара сабли или от пули. Тем са мым реалистический театр воспиты вает в гражданах здоровую волю к обороне страны и презрение к смер ти, Грудь театрального героя, уми рающего от раны, нанесенной кин жалом, уже не понадобится пачкать красным вином или малиновым ва реньем, это сделает его собственная кровь. Итак, зачем нам приводить в исполнение приговоры смертникам, когда они бесконечно нужны нам для театральных драм. Таким обра зом, следует срочно создавать теат ральные училища при тюрьмах все го мираедля заключенных, пригово ренных к смертной казни. Если воз никнет перепроизводство актеров, то проблему можно будет разрешить, организовав где-нибудь в отдален ной стране войну и направив приго воренных к смерти на передовую. Тогда они сложат головы не как пре ступники, а как герои своей отчизны^. — Погасите сигареты и застегните привязные ремни 1 — прозвучал го лос бортпроводницы. Мой собеседник опять не согла сился застегнуть пояс, твердя, что он свободный человек. Самолет при землился, и он первым выбрался из машины. Он горел желанием позна комиться с театрами и тюрьмами. И хотя этот человек несколько раз под черкивал, что у него нет от меня секретов, он тем. не менее скрыл свою фамилию, гражданство и ад рес. Со времени нашей встречи про шла уже неделя, но я ничего не ви дел и не слышал'о его пребывании в Финляндии. Ни на полосах газет, ни в передачах радиовещания. И я начинаю опасаться, не выбрал ли он в блокноте первым тот адрес, по ко торому расположена известная боль ница для психопатов. Я, видите ли, тоже реалист. М. ЛАРНИ, финский писатель. Перевод с финского А, Бородавкина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz