Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

/ Л Е Н ИН С К О Е ЗНАМЯ Т5 февтиим1969 тп Я» 59 (12 2911 В партийных группах] О Г т Г е Г о г Г т 6 * грееса общественных наук. Она со чтобы В О Г Л А В Е К О Л Л Е К Т И В А Партийная группа ремонтной мастерской долгоруковского совхо­ за имени Тимирязева невелика. В ней всего семь коммунистов. Но она сильна не числом, а боеви* тостью, влияет на все стороны де­ ятельности коллектива, воспитывав ет у механизаторов чувство высо- кой ответственности за порученное . дело. | Большую роль в этом играет $ личный пример коммунистов. Вее ' члены партгруппы —. образцовые работники. Вот токарь М. Т. Ива- нищев. Его уважают за трудолю­ бие, скромность и отзывчивость. Механизатору «Ударник коммунистического тру- $ да». Заведующий мастерской | В. Ф. Бирюков—отличный мастер, $ рационализатор, умелый органи-| затор. Хорошо работает токарь л И. С. Самсонов, В минувшем году перед коллек­ тивом мастерской была поставле­ на очень ответственная зада­ ча — механизировать трудоемкие процесса на молочнотоварных фермах пятого отделения. Дело осложнялось тем, чтс^надо было в условиях мастерской изготовить основные узлы и детали, да и монтировать оборудование прихо­ дилось впервые. Но трудности не остановили коммунистов. Парт­ групорг С, Д. Краенощек и заве­ дующий мастерской В. Ф. Бирю-# ков сами сделали чертежи, произ- ♦ вели расчеты. Перед началом ра- $ боты партгрупорг провел собра-$ ние, посоветовался с коммуниста- $ ми, как быстрее и лучше выпол - 2 нить задание, На собрании же бы­ ли утверждены условия соревно­ вания. За дело взялись дружно. Брига­ да слесарей, в которую вошли И. Г. Самсонов, Н, Н. Югов, В. Т. Садилин, В. В, Самсонов, отлично справилась с заданием. Правда, чтобы смонтировать обо­ рудование в срок, приходилось $ удлинять рабочий день, иногда $ трудиться и в выходные дни. $ Партгруппа постоянно держала в 2 поле зрения все дела на каждом 1 объекте, остро реагировала на | любой случай нарушения трудовой | дисциплины, отступление от тре- 2 бований технологии. 2 Много внимания *уделяет пар- | тийная группа подготовке сель - 1 скохозяйственных машин к весне. | Коммунисты возглавили соревно- ♦ вание механизаторов-ремонтииков. ♦ По их инициативе в мастерской | развернулась борьба за высокую X культуру труда на каждом рабо- X чем месте, 2 Немало сделала партийная | группа для улучшения условий | труда и быта ремонтников. Еще 2 осенью прошлого года воду в 2 мастерскую возили на машинах, % Ее постоянно не хватало. По тре- ♦ бованию коммунистов к мастер - 2 ской подвели водопровод. И т е - | перь для производственных нужд $ имеется не только холодная во- $ да, но и горячая. Партийная $ группа взяла на себя хлопоты и | об улучшении питания рабочих. Ремонтная мастерская находится в стороне от центральной усадь­ бы совхоза, где расположена сто­ ловая. Чтобы пообедать, нужно затратить не меньше часа. Нын­ че рабочим ежедневно доставля­ ют в термосах горячие обеды, В отличном состоянии содер­ жатся в мастерской механизмы, | повышается производительность ♦ труда, снижается себестоимость | изделий. Все это содействует п о-* вышению темпов и улучшению ка-* чества ремонта. На линейке готов- 2 ности уже стоят 34 машины. За- ♦ вершен ремонт сеялок, культива- | торов и других механизмов. * А. МОРОЗОВ. . | ДНОЙ из наиболее важных проблем общественной жизни сегодня является проблема человека. Не случайно в идео­ логических спорах нашего вре­ мени она звучит особенно ост­ ро. Какой будет система взгля­ дов человека, каким будет он сам, если учесть темпы общественного развития, историческую перспекти­ ву? — такова суть вопроса. На не­ го мы даем совершенно определен­ ный ответ — это зависит в первую очередь от социального строя, в ко­ тором формируется мировоззрение человека. Паша партия накопила богатей­ ший опыт воспитания. В арсенале идеологических средств важнейшее место принадлежит общественным наукам. Именно поэтому партия про­ являет большую заботу об их раз­ витии. Пример такой заботы — по­ становление ЦК КПСС о мерах дальнейшего развития общественных наук и повышении их роли в комму­ нистическом строительстве, приня­ тое в августе 1967 года, В нем чет­ ко определена главная линия про­ тодическом кабинете управления профтехобразования. В городах и районах области созданы постоянно действующие семинары преподавате­ лей общественных наук по обмену опытом работы. Учителя общество­ ведения участвуют в семинарах, ко­ торые проводит обком КПСС. Все шире и лучше используются такие формы учебы преподавателей, как курсы при ведущих учебных заведе­ ниях нашей страны, проведение на­ учно-технических конференций и др. Школьный курс обществоведения, правленно н на высоком уровне ме­ тодической культуры организуют учебный процесс преподаватели об­ щественных дисциплин В. Н. Сары­ чева (Лебедянское педучилище), Э. Ф. Жукова (средняя школа № 8 г. Липецка), О. В. Щербакова (сред­ няя школа № 21 г. Ельца), Е. П. Майская (средняя школа № 2 г. Данкова), И. Е. Пономарев (тех­ ническое училище № 3 г. Липецка), А. У, Картавых (Б.-Боевская сред­ няя школа Долгоруковского района) и многие другие. встречи с участниками революцион­ ных событий, Великой Отечественной войны, с ветеранами труда и пере­ довиками социалистического произ­ водства. Тысячи красных следопы­ тов активно участвуют в сборе крае­ ведческого материала, пишут лето­ писи городов, сел, комсомольских ор­ ганизаций, школ, училищ, технику­ мов, С особым интересом учащаяся мо­ лодежь изучает жизнь и деятель­ ность великого Ленина, Почти во всех средних школах, профтехучили- [ На школьные т е м ы В О С П И Т А Н И Е КОММУНИСТИЧЕСКОЙ УБЕЖДЕННОСТИ стоит в том, непрерывно ук­ реплять связь теории *с практикой коммунистического строитель с т в а, науки и политики, всемерно разви­ вать смелое творческое начало во всех научных исследованиях. В по­ становлении с исключительной чет­ костью определена роль обществен­ ных наук в коммунистическом вос­ питании молодежи, в формировании ее мировоззрения. Как же практически осуществля­ ются намеченные ЦК меры в сред­ них школах, училищах профтехобра­ зования и средних специальных учеб­ ных заведениях области? Преподавание общественных наук у нас ведет около тысячи человек, среди них много коммунистов. Это огромная армия! Подавляющее боль­ шинство учителей и преподавателей обществоведения, истории, полит­ экономии имеют высшее образова­ ние, необходимую научно-теоретиче­ скую подготовку. Более 120 учителей завершают высшее образование в системе заочного обучения в вузах. Партийные органы и органы на­ родного образования после выхода в свет постановления ЦК КПСС организовали систематическое обу­ чение преподавателей общественных наук. Большая группа учителей ис­ тории и обществоведения ежегодно проходит длительную курсовую пе­ реподготовку при институте усовер­ шенствования учителей и учебно-ме- ттризванный обобщить знания уча­ щихся, привести эти знания, в строй­ ную систему, дать им философское обоснование, требует от учителя применения самых разнообразных 'методических приемов, В учебных заведениях в последние два года гораздо шире применяется наиболее прогрессивная форма орга­ низации учебной работы — кабинет­ ная система занятий. Передовые учи­ теля с большой настойчивостью внед­ ряют в учебный процесс технические средства обучения. Кино, радио, те­ левидение становятся постоянными и очень важными элементами в об­ щей системе учебной и воспитатель­ ной работы. Многие преподаватели обществен­ ных наук успешно освоили перспек­ тивное планирование и проблемное изучение учебного материала, что в большей степени способствует осмыс­ ливанию и усвоению учащимися об­ щих закономерностей общественного развития и формированию их ком­ мунистических убеждений. Интересную работу в этом плане ведет учитель обществоведения сред­ ней школы № 10 г. Липецка заслу­ женный учитель школы РСФСР А. Н. Пивоваров. Обобщив опыт своей ра­ боты, он подготовил в помощь учи­ телям пенное методическое пособие. Можно надеяться, что это пособие будет широко использовано в учеб­ ных заведениях области. Научно обоснованно, идейно на- Уроки истории и обществоведения этих учителей занимают ведущее ме­ сто в формировании марксистско-ле­ нинского мировоззрения учащихся. Продуманная система опережающих заданий, проблемность в обучении, использование работ классиков марк­ сизма-ленинизма и партийных доку­ ментов, широкое применение техни­ ческих средств обучения позволяют им поднять знания учащихся до вы­ водов обобщающего характера, до­ биваться осмысления этих знаний и формирования коммунист» ч е с к о й убежденности. Наблюдения за успеваемостью уча­ щихся по общественным наукам, итоги контрольных работ н резуль­ таты выпускных экзаменов дают ос­ нование сделать вывод, что лучших показателей из года в го'д добива­ ются преподаватели общественных наук учебных заведений Ельца и Данкова, многих школ Усманского и Грязинского районов, ряда учебных заведений Липецка. Здесь преобла­ дающими оценками учащихся/ явля­ ются хорошие и отличные, качество знаний у них систематически повы­ шается. Содержательная работа многих преподавателей общественных дис­ циплин повысила интерес учащихся к прошлому нашей Родины, истории Коммунистической партии, к вели­ ким свершениям советского народа. Широкое развитие получили походы учащихся по местам боевой славы, щах, техникумах работают кружки по изучению биографии В. И, Лени­ на, действуют лекторские группы. Силами учащихся создано около 700 ленинских залов, комнат боевой и трудовой славы советских людей. Хорошим примером, достойным. ши­ рокого распространения, служит де­ ятельность партийных и комсомоль­ ских организаций технического учи­ лища № 3 и детского дома № 3 г. Липецка, Грязинфсой школы-ин­ терната, Тербунской средней школы № 1 по воспитанию учащихся на примере жизни и деятельности В. И. Ленина. К сожалению, глубоко продуман­ ная и целенаправленная работа по в ы п о л н е н и ю постановления ЦК КПСС проводится далеко не везде. В области еще немало учебных заве­ дений, где преподаванию обществен­ ных наук Ъе уделяется необходимого внимания. В изложении учебных: курсов не изжит формализм, отрыв от жизни. Отдельные преподаватели слабо разбираются в важнейших проблемах современной обществен­ ной жизни, не следят за развитием научной мысли и проводят уроки на низком идейно-теоретическом и ме­ тодическом уровне. Этим в первую очередь можно объяснить слабые знания учащихся по общественным наукам. Многие старшие школьники и учащиеся ряда техникумов и проф­ техучилищ поверхностно представля­ ют важнейшие этапы исторического развития нашей Родины, слабо раз­ бираются в объективных и субъек­ тивных ^предпосылках возникновения научного коммунизма, победы Вели­ кой Октябрьской социалистической революции, в сущности пролетарско­ го интернационализма, не владеют навыками чтения произведений клас­ сиков марксизма-ленинизма. Наиболее распространенный недо­ статок знаний учащихся средней школы № б г. Липецка, ГПТУ -№ 8 , Петровской средней школы Добрин=- ского района и ряда других — не­ умение выделить главное в сумме приобретенных знаний, проследить исторические закономерности в раз­ витии человеческого общества, со­ поставлять, анализировать события и факты, делать обобщения. Серьезный пробел в знаниях и навыках уча­ щихся требует пристального внима­ ния и кропотливого труда препода­ вателей общественных наук. Не может не вызвать озабоченно сти низкая успеваемость и низкое качество знаний учащихся в ряде Учебных заведений городов и райо­ нов Лебедянского, Краснинского, Чаллыгинского, СтановлянсЪого. В идейном воспитании учащейся молодежи нельзя ограничиться лишь учебным процессом, уроками по об­ щественным наукам, Огромную, роль в формировании мировоззрения мо­ лодежи призвана сыграть вся систе­ ма внеклассной работы. Нельзя счи­ тать нормальным положение,, когда во многих учебных заведениях нет кружков по углубленному изучению произведений классиков марксизма- ленинизма. Очень мало -создано фа­ культативов по общественным нау­ кам. Есть случаи, когда лекторские группы из числа учащихся-комео- мольцев малочисленны. А ведь в лекционной и агитационной работе учащийся в первую очередь обре­ тает и навыки общественно-полити­ ческой деятельности, и убежденность. Большой заботы требует усовер­ шенствование методической культуры в преподавании общественных наук. Никак нельзя мириться с тем, что во многих школах, в ряде технику­ мов и профтехучилищ все еще не созданы кабинеты общественных на­ ук. Очень часто учебный процесс и внеклассная работа по обществове­ дению, ИСТОРИИ И ПОЛИТЭКОНОМИИ недостаточно оснащены техническими средствами, учебно-наглядными по­ собиями. А разве ' нормально, что многие библиотеки учебных заведе­ ний плохо укомплектованы полити­ ческой литературой, слабо организу­ ют и контролируют ее чтение • уча­ щимися? Одним из важнейших видов вне­ классной работы по общественным наукам является политическая ин­ формация. Учащиеся систематически получают значительный информаци­ онный материал, который доходит до них по многообразным каналам: ра­ дио, телевидение, рино, газеты, бесе­ ды со взрослыми и т. п. Обязанность партийных организаций учебных за­ ведений и преподавателей общест­ венных дисциплин — систематизиро­ вать политические знания, получае­ мые учащимися, помогать им отби­ рать главное и правильно разбирать­ ся в происходящих событиях обще­ ственной жизни; давать этим собы­ тиям правильную оценку. Во всей идейно-воспитательной ра­ боте с учащимися следует всесторон­ не раскрывать и пропагандировать достижения социализма, наш совет­ ски!^ образ жизни, замечательные черт,ы советского характера, облик человека новой социалистической эпохи. В современных условиях особый акцент должен быть поставлен на воспитание идейной стойкости. Это очень серьезная задача: добиться, чтобы каждый ‘ советский молодой человек проникся революционной преданностью идеям партии, посто­ янно чувствовал свое идейно-поли­ тическое родство с обществом. И в решении этой задачи, как и многих других, первостепенная роль прннад лежит общественным наукам, препо­ давателям общественных дисциплин, руководителям учебных заведений органам народного образования, пар­ тийным комитетам и первичным ор­ ганизациям. А. КЛЮЕВА, заведующая отделом школ обкома КПСС. ЛЕКЦИИ Б КОЛХОЗНОМ ДОМЕ -КУЛЬТУРЫ Дом культуры колхоза «Память Ленина» Хлевенского района ак­ тивно ведет подготовку, к 100 -ле- тию со дня рождения вождя ре­ волюции. Хорошо оформлен стенд «Вечно живой», посвященный Ильичу. С лекциями о жизни и деятельности основателя первого в мире государства рабочих и крестьян в Доме культуры высту­ пают опытные пропагандисты. И. КОЧЕТОВ. За Две рабочие смены с кон­ вейера Усманской швейной фабри- / ки сходит около четырех тысяч ► верхних мужских сорочек, которые ' отправляются в магазины один­ надцати областей страны. НА СНИМКЕ: одна из лучших швей-мотористок фабрики, комсо-Ч молка Валентина Беляева. Пере-/ довая производственница владеет ► несколькими смежными професси­ ями, сменные нормы систематиче­ ски перевыполняет.* Фото В. Николова. \ С Д У М О Й О РОДНОМ ГОРОДЕ СЕССИЯ ГОРСОВЕТА ОБСУЖДАЕТ ПЛАН Р А З ВИТИЯ ЕЛЬЦА С каждым годом растет и молоде­ ет древний Елец. В четвертом году пятилетки здесь появятся новые кварталы жилых домов, вступят в строй многие новые промышленные объекты. Намечено капитально от­ ремонтировать и построить 100 ты­ сяч квадратных метров дорог и тро­ туаров с асфальтовым покрытием. Будут высажены тысячи деревьев и кустарников. Но для того, чтобы . эти планы претворить в жизнь, надо много и серьезно потрудиться. Об этом шла речь на сессии Елецкого городско­ го Совета. В своем докладе заведующий пла­ новым ‘ . отделом горисполкома Н. Курносов остановился не только на достижениях. Ом рассказал депу­ татам о тех трудностях, которые предстоит преодолеть. В частности, ельчан подводят строители. Из-за неразворотливости руководителей стройуправления треста «Пром- строй», слабости производственной базы и нехватки рабочей силы ель- чане ежегодно недополучают 5 —б тысяч квадратных метров жилой площади. В городе необходимо создать спе­ циализированное. строительное уп­ равление. Разговор об этом идет уже не первый год, но деле не "двигается с места. Недостаточно энергично ведется ремонт жилья. Не всегда удовлетво­ ряет ельчан организация торговли ■ общественного питания. Городской Совет утвердил план развития Ельца на 1969 год и наме­ тил меры для безусловного его вы­ полнения. А. БАЮКАНСКИЙ. Многие копхозиики сельхозартели име­ ни Кирова Воловского района учатся без отрыва от производства. Хороший пример подает председатель колхоза Николай Дмитриевич Печерских. Он — аспирант кафедры агрохимии Воронеж- ского сельскохозяйственного института, НА СНИМКЕ: Н. Д. Печерсиих и дояр­ ка третьей молочнотоварной фермы, учащаяся третьего курса Лебедянского сельскохозяйственного техникума В. Г. Полякова подбирают литературу в кол­ хозной библиотеке. Фото Ю. Ардашева. ЭВМНА СЛУЖБЕ „ШЬШТНЙШ Почти сто миллионов тонн раз­ личных грузов проходит ежегодно через торговые базы «Союзсель- хозтехники». Общая стоимость этих товаров достигает девят^ миллиардов рублей. О том, как сделать путь этих грузов от заво­ да до колхоза или совхоза более простым и коротким, о том, как улучшить материально-техническое обеспечение сельского хозяйства, шел разговор на Всесоюзном сове­ щании, закончившемся 13 февраля в Москве. Оно было созвано Все­ союзным объединением «Союз- сельхозтехника» и государствен­ ным Всесоюзным научно-исследо­ вательским технологическим ин­ ститутом ремонта и эксплуатации м адошно-тракторного парка. На совещании отмечалось, что прежде всего важно усовершенст­ вовать планирование потребности в запасных частях, дать точный заказ промышленности. Важная роль в этом принадлежит элект­ ронно-вычислительной технике. Сейчас уже есть примеры высо- неэффективного использования ЭВМ. Тяк, вычислительный центр Госплана Украины взял на себя полностью учет прихода и расхода запасных частей на республикан­ ской торговой базе «Сельхозтехни­ ки». Важное преимущество — ЭВМ отныне ежеквартально контроли­ рует, как заводы выполняют пла­ ны поставок. ЭВМ всего за сутки определяет, кто оказался в долж­ никах, и подсказывает, к кому в первую очередь можно применить «штрафные санкции». Примечателен пример и Лоб­ ненской базы (Подмосковье), ос­ нащенной новейшим оборудовани­ ем и электроникой. Здесь отныне в одних руках будут сосредоточе­ ны расчеты с поставщиками, заво­ дами и с потребителями. Этот опыт, подчеркивалось на совещании, надо применить уже в ближайшие годы и на других об­ ластных и республиканских объе. динениях «Сельхозтехники». (Корр. ТАСС). ЗА ПРОСТОИ ВАГОНОВ - К ОТВЕТУ Состоялось очередное заседание Липецкого городского комитета на­ родного контроля, на котором был обсужден вопрос о сокращении про­ стоев и улучшении использования железнодорожных вагонов предпри­ ятиями и организациями города. Члены комитета установили, что в минувшем году перепростои ваго­ нов в городских организациях до­ стигли 3140 тысяч вагоно-часов, за что уплачен штраф в сумме 920 ты­ сяч рублей. В тресте «Железобетон», например, простой вагонов завышен почти в 3 раза. Тракторный завод за перепростои уплатил 51,5 тысячи рублей. Плохо обстоит дело с вы­ грузкой вагонов в ряде цехов Но­ волипецкого металлургического за­ вода. Такое положение сложилось в ре­ вультате ведооценки механизации погрузочно-разгрузочных работ, низ­ кой организации труда. За допущенные перепростои ва­ гонов комитет народного контроля произвел денежный начет на заме­ стителя управляющего трестом «Же­ лезобетон» И. М. Волостных и на­ чальника железнодорожного цеха ЛТЗ И, Д. Горожанкина. Строго предупреждены начальник железно­ дорожного цеха НЛМЗ В. Ф. Са- мардин и заместитель директора ЛТЗ А. А. Пучков. Районным комитетам и рруппа;м народного контроля дано указание усилить борьбу с простоями вагонрв, установить постоянный контроль за их погрузкой и выгрузкой. 0 П. ОСИПОВ, председатель Липецкого городского комитета народного контроля. НУЖДЫ СЕЛЬСКИХ НОВОСТРОЕК Каждый колхозник знает, сколько хлопот доставляет строительство жилого дома. Надо где-то выиски­ вать материалы, транспорт, строите­ лей. ' Все эти заботы н взял на себя колхоз «Победа», что находится в Добринском районе. Только за пос­ ледние два года здесь было построе­ но около тридцати домов. Многие из них проданы за наличные деньги, часть была отдана в рассрочку. В кредит взяли дома доярка Вера Ми­ хайловна Кадамова, тракторист Се­ рафим Сергеевич Бабушкин и дру­ гие. Все они очень довольны такой организацией строительства жилья. А сам председатель 'артели И. Ф. Нарижний говорит: — У нас много желающих пересе­ литься в новые дома. По возможно­ сти будем строить и продавать. — И тут же добавил: — Забота о лю­ дях благотворно сказывается на общественном производстве. — Значит, будете строить в том же темпе? — задал я вопрос. Председатель улыбнулся: — Если получится. Ведь пока построишь дом, как говорится, не одну пару сапог износишь. Что же это за трудности? Их мно­ го. Если говорить откровенно, от некоторых из них сразу не избавишь­ ся. Сельского жителя волнует, на­ пример, состояние дорог: как пере­ правлять груз со станции в глубь района? Пока не так-то просто обес. печить каждый колхоз, совхоз необ­ ходимыми материалами, если учесть, что вся наша область напоминает строительную площадку. Со време­ нем эти вопросы будут, безусловно, решены. А как же быть сегодня? Мы зна'ем, что наши проектные институты уже разработали десятки генеральных планов. По ним сейчас ведется переустройство деревень. Значит, уже сегодня должна быть определенная конкретность В этом вопросе, если хотите, своя сельская технология строительства. Тогда бы наверняка меньше было всевозмож­ ных неурядиц. А пока они есть. И довольно ощутимо сказываются на темпах и качестве строительства. Большой спор сейчас вызывает вопрос о том, какой должна быть наша деревня, жилой дом? Вопрос не праздный. Об этом уже писала газета «Ленинское знамя» в статье «Сельская улица. Какой ей быть?». В самом деле, городская квартира не всегда приемлема для сельских жителей, как неприемлема и сама застройка по городскому типу. И не случайно, этот вопрос вызвал горя­ чие суждения у колхозников сель­ хозартели «Победа». Одни были в восторге от генераль. ного плана застройки Центральной усадьбы, разработанного институтом «Липецкколхозпроект». По плану предусмотрены просторный клуб, детский комбинат, баня, школа, в общем, целый комплекс культурно- бытовых учреждений. Некоторые колхозники выступали за то, чтобы жилые дома имели ря­ дом большие приусадебные участки, чтобы между улицами были пустыри для выпаса личного скота. Но большинство было другого мнения. «Зачем разбрасывать дерев­ ню?»—рассуждали они. И порешили, что улицы' лучше строить компакт­ нее, поближе друг к другу, в едином архитектурном ансамбле с культур­ но-бытовыми и административными зданиями. Так будет уютнее, се­ ло примет совсем другой вид. Да и с экономической точки зрения вы­ годнее. Во-первых, можно распахать все пустыри, которые теперь сами по себе оказались за жилой зоной и мо­ гут давать сотни центнеров хлеба. Во-вторых, п,ри домах колхозники пожелали оставить всего лишь часть огорода, остальные участки можно вынести в поле. Их удобнее обраба­ тывать колхозной техникой, не надо сколачивать изгородь от кур и телят. Были разногласия и по проектам самих домов. Многие высказались- за одноквартирные дома, а двухквар­ тирные, или. как их называют, «бук­ вой «П», мало кого устраивали. При такой застройке поневоле придется иметь общий палисадник и даже ого­ род. Недовольствр вызвал и проект сельского клуба. — Прислали нам его чертежи, — рассказывает председатель колхоза, — мы посмотрели и ахнули: сарай, сараем. Никакого вида. Да и мате­ риал нам не найти. Клуб-то деревян. ный предлагали строить, с металли­ ческими балками. Требовалось сто кубометров строевого леса, много ба­ лок. В общем, проект нас не устраи­ вал. Немало пришлось поездить ру­ ководителям колхоза в «Липецк­ колхозпроект», чтобы убедить архи­ текторов в неприемлемости таких проектов. Ведь составлялись они без учета специфики сельской жизни. Все это говорит о том, что самый удобный вариант застройки перспек­ тивных населенных пунктов необхо­ димо искать прежде всего на месте, учитывая природные и социально- экономические условия, быт и тра­ диции. - Наконец, замечания учтены, проект составлен. Теперь надо претворять его в жизнь. Как я уже говорил, за два года здесь появилась- целая ули­ ца с новыми зданиями. Удобными, красивыми. Много это или мало? Да, много, если учесть, что соседние хозяйства не построили ни одного дома. Руководители их, заезжая к т. Нарижнему, задают ему один и тот же вопрос: «Как тебе удалось? Где доставал материалы?» И пред­ седатель, тяжело вздохнув, начинает свой нелегкий рассказ. Нелегкий вот почему. Если сделать выборку количества материалов, полученных по фондам, можно смело сказать, что их хватило бы на пять, от силы — десять до­ мов. А на остальные двадцать? — Писал, звонил областному на­ чальству,—признался т. Нарижний и начал вспоминать, где и как его встречали. На Липецкой областной базе обл­ потребсоюза предложили несколько финских домов, которые почему-то никто не брал,-а для «Победы» впол_ не пригодились. Такие же дома ра­ зыскал и на Усманскдй базе. И тоже взял. Завод «Свободный сокол» не отказал в шлаке, цементный под­ бросил цемент. Потом связался с лесными районами страны, выпросил 609 кубометров древесины. Кое-чем помогли трест «Железобетон», Доб- ринский лесоторговый склад. Главный инженер-строитель района П. Н. Филимонов сказал в его адрес: — Нарижний— пробивной мужик, вот и получается у него. Другие не хлопочут, у них и дел нет. Сказано верно. Председатель кол­ хоза «Победа» — серьезный руково­ дитель, несмотря на его молодость. Любой вопрос решает толково, гра­ мотно. Но тут же хочется возразить. Если весь свой деловой азарт пред­ седатель будет тратить на поиски це. мента и гвоздей, не сегодня-завтра о нем может сложиться другое мне­ ние. Ведь у руководителя много дру­ гих забот, о которых он не вправе забывать. И все-таки согласимся с тем, что- бь 1 у нас было побольше «пробив­ ных» председателей, вроде т. На- ри'жнего. Но давайте не оставлять их в одиночестве, давайте им помо­ гать. Надо создавать условия, техническую базу в масштабе хотя бы района. А то ведь что порой по­ лучается. Споро строили прошлой осенью в «Победе» дома. Возвели , стены, сделали крыши, столярные "'работы, пришло время печки ложить — и дело стало: нет кирпича. Председа­ тель туда-сюда и везде отвечают: «Ждите нового года». Но тот же кирпич можно с успехом иметь в своем райоте. И не сколько-нибудь, а миллионов пятнадцать штук в год. Пока же добринские строители и двух не получают. Талицкий завод дает около полутора миллионов, да несколько тысяч Тихвинский, что в колхозе имени Калинина. Но, как го. ворят сами строители, если на Тих­ винском построить сушильную печь, да сарай к ней, он бы не уступил и Талицкому. Больше того, давно пора строить Добринский кирпичный за­ вод производительностью 12 милли­ онов штук кирпича в год. Разговоры о его строительстве ведутся много лет. Определено место, подготовле­ на база, а практических шагов в этом направлении не сделано. Вина в этом прежде всего райисполкома. В ряде районов «Облмежколхоз- строй» имеет свои растворо-бетонные узлы, теплые гаражи с механически­ ми мастерскими, лесопильные рамы, столярные цехи. Затрат они требу­ ют не так уж и много, зато отдача их велика. Пример тому — Измал- ковское СМУ, которое, имея свою базу, с успехом справилось с годо­ вым заданием строительства жилья и культурно-бытовых объектов. Не скажешь этого о Добринском СМУ. План прошлого года строите­ ли не выполнили ни по одному по­ казателю. Из 27 объектов они ввели в эксплуатацию только 6 , при этом ни одного культурно-бытового. Не был сдан клуб и в «Победе». Одна из причин — отсутствие строитель­ ной базы. Это вынуждало т. Нариж- него ездить по заводам. , В селе мне рассказали такой слу-, чай. Для клуба требовалось несколь. ко железобетонных балок. Нашли их в Липецке, у своих шефов из треста «Железобетон». Но когда привезли в село, сгружать их оказалось нечем. Во всей округе не нашлось автокра­ на. Пришлось бригадиру строителей собирать колхозников, сгружать и затаскивать наверх балки вручную. Да что там балки! В том же селе каждый кирпич, бревно поднимают наверх на своих плечах. Какая уж тут может быть производительность труда? Выход из подобного поло­ жения, повторяю, один —• иметь хоть какую-то свою базу. Пусть не в каждом колхозе, но в районе дол­ жен быть набор механизмов, в том числе автокран или подъемные ле­ бедки. И чтобы все это .находи­ лось в одних руках, а 'руководите­ лю надо дать право координировать всеми имеющимися в районе ресур­ сами. А что сейчас получается? В том же Добринском районе имеется восемь строительных участ­ ков. Все они подчиняются разным ведомствам. Отсюда распыленность средств, несогласованность между отдельными организациями, что в конце концов приводит к печальным последствиям. Напрашивается вопрос: а не объе­ динить ли все "строительные силы в районе в одну? Тогда бы, кажется, успешнее можно решать и такой вопрос, как обеспечение сельских строек квалифицированными кадра­ ми. Причем единой строительной организации легче создать техниче­ скую базу, иметь постоянный кон­ тингент строителей. Сейчас же ма­ лочисленные участки просто не в состоянии решать проблемные зада­ чи, у них недостает ни сил, ни средств. Да и работают строители сезонно. Приходит осень, и стройки на селе замирают. Люди увольняются, ухо­ дят в другие организации в поисках работы. По этому поводу главный инженер-строитель района П. Н. Фи­ лимонов сказал так: — Перед весной вербовщики разъ­ езжаются по селам. Сколько приве­ зут строителей, столько и будет. Одним словом, много назревших вопросов в сельском строительстве, много трудностей, неурядиц, несо­ гласованности. А Строить надо! И строить по-современному, индустри­ альным методом. Не решив этой проблемы, мы не сможем закрепить кадры на селе, особенно молодежь. Н. ШАТОХИН, ■«штатный корр. «Ленинского знамени».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz