Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)
\ Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ П декабри 1963 г., М 2 9Э (1 2 554) ВЫ Ш Е Р О Л Ь М А С Т Е Р А Н А П Р О И З В О Д С Т В Е (О кончан ие. Н ачал о на 1-й стр .). Б л и ж е всех к р абочем у н аходи тся м астер. Он — первый неп осредст венны й р у ко во ди тел ь и восп итатель, н аставн и к и старш ий товарищ . И м енно поэтом у п ар ти я постоянно требует повыш ения роли м астер а на п рои зводстве и особенно сейчас, ког д а бурно р астет техн и ческая во о р у ж ен н ость промыш ленности, когда во сп и тател ьн ая р аб о та среди т р у д я щ ихся при обретает первостепенное значение. М астер при зван и д о лж ен щ едро делиться опы том и зн ан и ям и с рабочим и, восп и ты вать глубокое у важ ен и е к зам еч ательны м тр ад и ц и ям рабочего к л асса, лю бовь к труду, при ви вать тр у дящ и м ся нравственны е принципы строителей ком м унизм а и чувство хозяи н а на п рои зводстве. В О Г Л А В Е прои зводствен ны х участков, б р и гад и смен наш ей области сто ят вы со к о к вал и ф и ц и р о ван н ы е м астер а, х т а р ш и е м астера и п рорабы , к о торы х насчи ты вается более восьм и ты сяч человек. З а годы пятилетки этот о тр яд поп олн ился грам отны м и, вы сококвалиф и ц и рован ны м и к о м ан д и р ам и п р о и зводства. П очти на полторы ты сячи человек или на одн у четверть стал о больш е м астеров с вы сш им и среднетехническим о б р а зован и ем . 500 практи ков у чатся в ин сти тутах и техни кум ах. У дельный вес п ракти ков, не охвачен ны х обуче нием, со кр ати л ся с 30 до' 22 процен- >тов. Н о это в основном лю ди, ум удренны е больш им ж изненным опы том и пользующ и еся в ко л л екти вах заслуж ен ны м автори тетом . М астеру много дан о, но с него в е лик и спрос. З н а т ь к аж д у ю о п ер а цию, ум еть п о к азать и научи ть д р у гого, найти верную д о р о ж к у к сер д цу к аж д о го _рабочего — все о б язан ум еть м астер. Л ичны й пример к о м ан ди ра п ро и зво дства играет больш ую роль. И когда м астер с полным п р а вом м ож ет ск азать : « Д ел ай , как я!» — успех д ел а обеспечен. У нас много м астеров, пример которы х достоин подраж ан ия. П очти восем ь лет р аб о тает м асте ром дом енного цеха Н оволип ецкого м еталлурги ческого зав о д а П етр В а сильевич П анов. Е го б р и гад а по и то гам соревн ован и я при зн ан а ко л л еги ей М инистерства черной м еталлурги и С С С Р лучш ей бри гадой С оветского С ою за. творческую р аботу м астеров энерго- гальван и ческого у частк а стан ко строительного за в о д а М и х аи л а З а х а ровича К лим ко, рем он тн о-м ехан и ческого за в о д а треста «Ж ел езо бе тон» А л ек сан др а Е ф ан о ви ча Ф оми- нова, тр еста сЛ и пец кстрой» С ергея А лександровича Л ан ск и х . Эти и д р у гие к ом ан ди ры про и зво дства ум ело орган и зую т борьбу рабочи х за тех нический прогресс. И нтересы п р о и зво дства требую т, чтобы все м астер а настойчиво, по вседневно, не боясь трудностей, внедряли и С оверш енствовали систе му, ^разработанную на п р едп ри яти ях С аратовской области, п овы ш али от ветствен ность рабочих за честь ли пецкой м арки, д о б и вал и сь с помощ ью парти йны х, проф сою зны х, ком со м ольских органи зац ий вы п уска п ро дукции только отличного качества. Р аб о ты в этом н ап равлен и и неп оча тый край . « З н ак а кач ества» удосто ено п ока лиш ь одно издели е Д а н к о в - ского хим ического за в о д а — дим е- ти лди хлорси лан . И сегодня надо ск азать больш ое спасибо тем м асте рам это го п р едп р и яти я, которы е добились отличного качества своей продукц ии. М ы гордим ся их трудом . И х опы т достоен распространени я. О чень в а ж н а роль м астера в орга ни зац ии ритмичной работы п рои з водства, в рац и он альн ом использо вании обо р у д о ван и я, вы пуске про дукци и в задан н ой ном енклатуре, эконом ном и береж ли вом р асх о д о в а нии м атер и ал ьн ы х ресурсов, во вне дрении х о зяй ствен н ого расч ета на участке, в смене, бри гаде. К ом у ж е, к ак не м астеру, лучш е ви деть «узкие м еста» на своем участке, кто, к ак не он, в соверш енстве зн ая технологию п р о и зво дства, в первую очередь ощ ущ ает орган и зац и он н ы е н еполад к и , в цехе? Н а Л и п ец ком трубном заво д е старш им м астером смены трубцеха р аб о тает С ергей Н и колаеви ч Ры лев. З а 16 лет он прош ел путь от м аш и ниста ц ен тробеж н ой м аш ины до старш его м астера. Е м у коллектив до вер ял о сваи вать новы е слож ны е цен тробеж ны е м аш ины. Он — ини ци атор м ногих технических у со вер ш енствований . Е го опы т ценят и на родственны х п редп ри яти ях страны . З а сам оотверж ен ны й тр у д С. Н . Р ы лев н агр аж д ен орденом Л ен и н а. З асл у ж ен н ы м авто р и тето м в к о л лекти ве Е лец кого за в о д а м едицин ского о бо р у д о ван и я п о л ьзу ется м ас тер кислородной станци и Григорий А нтонович К уринны й. С 1951 года р аб о тает дорож ны м м астером ди стан ции пути Ф едор Георгиевич М оченов. Со своим к о л лективом он обесп ечивает отличное со д ер ж ан и е пути. В соц и али сти че ском соревн ован и и в честь 100-летия со д н я р о ж д ен и я В. И . Л ен и н а о к о лоток, руководим ы й им, н ео дн о к р ат но зав о ев ы в ал п ереход ящ ее К расное зн ам я ди стан ции пути. Ф едор Г ео р гиевич н агр аж д ен орденом Л ен и н а. С воим трудом зав о ев ал и п раво бы ть .в числе лучш их и м астера тр ак то р н о го за в о д а И . А. Б обы л ев, леб ед ян ски х за в о д о в Н . К. С куя, В. Т. Н естерки н, Е лец кого эл ем ен т ного А. Д . К отен ко, Н оволи п ец кого ' А. Ф. М и хай лов, стан к о стр о и тел ьн о го М . 3 . К л им ко и другие. М ногие п арти йны е орган и зац и и и х о зяй ствен н ы е р у ководи тели р а с см атр и ваю т к ад ры м астеров, к ак х о рош ий резер в д л я вы движ ен и я на более вы сокую долж н о сть. Б о л ьш и н ство ди ректоров найш х п редпри яти й, н ачал ьн и ко в цехов, советски х и п а р тийны х работн и ков в прош лом были м астер ам и , прош ли эту серьезн ую ш колу. В наш ей обл асти м ного вн им ания у д ел яется и создан ию р езер ва м а стеров. В него зачи сл яю тся н аиболее п одготовленны е, вы соко квал и ф и ц и рован ны е, грам отны е рабочи е, а т а к ж е м олоды е спец иали сты . В Л и пец ке из чи сла рабочи х в последнее в р ем я вы дви н уто н а д о лж н о сти м а стеров 352 человека. О д н а из главн ы х за д а ч текущ его п яти л ети я состоит в том , чтобы полнее и сп о л ьзо вать им еющ иеся р е зервы , сд ел ать ещ е один крупны й ш аг на пути до сти ж ен и я вы сш ей в м ире прои зводи тельн ости тр у д а и эф ф екти вн ости п р о и зво дства. Э та вад ач а имеет отнош ение к лю бом у у частк у н ародн ого х о зяй ства. П а р ти я и в ней отво д и т реш аю щ ее м есто м астер ам . Т еперь, к о гд а реш аю щ ее зн ачени е д л я со зд ан и я м атери альн о-техн и че ской б азы ком м ун и зм а им еет н ау ч но-технический прогресс, когд а в о з рос культурны й уровен ь н ар о д а, по чин, тво р ч еск ая инициати ва рабочи х п р о явл яется в м ногочисленны х н ачи нан и ях, связан н ы х с лучш им исполь- аовани ем достиж ен и й н ауки , техники п передового опы та. О п и р аясь на парти йны е, проф сою зны е и ком со м ольские орган и зац и и п р о и зво дствен ного участк а, м астер до л ж ен т щ а тельн о и зу чать и о б о бщ ать ценны е почины и опы т ю билейного со ц и ал и стического со ревн ован и я, и спользо в ат ь это д л я закреп лен и я и р азви ти я успехов. Ч ем выш е будет его ак ти в ность и настойчивость в п ои сках на- илучшиХ м етодов м оби ли зац ии лю дей , резервов в кон кретны х у слови ях участк а, чем больш е в этом д ел е бу- - дет ин ициати вы , тем зн ачи тельн ее буд ут р езу л ьтаты р аботы . - М астер п р и зван д о б и ваться, чтобы каж д ы й рабочий забо ти л ся об о в л а дении передовы м и м етодам и тр у д а, новой технологией, лучш е использо вал о боруд ован и е, постоян но вы пол нял и перевы полнял п рои зводствен ные нормы, вносил свой в к л ад в рац и о н ал и зац ию п р о и зво дства. Б о л ь ш инство м астеров области д о б и ва ется п о л ож и тельн ого реш ения эти х за д а ч , п р о явл яет себя подлинны м и р у ководи телям и своих коллекти вов. В прим ер д о к л ад ч и к п о стави л В осущ ествлени и технического прогресса тр у д ящ и еся Л ипецкой об л асти дости гли зам етн ы х успехов. Н а наш и п редп ри яти я едут учиться передовой технологии и изучать уни кальн ое о боруд ован и е к ак с отечест венны х заво д о в, так и из за р у б е ж ных стран . И здел и я наш их м аш ино строительны х предприятий заво евы ваю т все больший авто р и тет на вну треннем и м еж ду н ар о д н о м рынке. В м есте с тем в этом вопросе им ею тся и сущ ественны е н едостат ки. Н а ряде предпри яти й и спользую т ся устаревш и е, м ал о п р о и зво ди тел ь ные обор у д о ван и е и технологические процессы . К ое-где рядом, с вы соко п рои зводительны м и агр егатам и у ж и вается тяж елы й ручной труд. Это им еет м есто д а ж е на так и х крупны х технически вы сож оосн ащ еш ш х за во д ах , к ак Н оволипецкий м еталл у р гический, тракторны й и другие. В р я д е случаев н азр ел а острая н еобходим ость осущ ествить корен ную работу в коллективе. Конечно, это сказы вается, в первую очередь, на вы полнении коллекти вам и бри гад и смен задан и й и социалистических обязател ьств. А н али з ф отограф ий рабочего дн я, сделанны й на ряде предпри яти й наш ей области, по к азы вает, что при м ерн о треть своего служ ебн ого врем ени м астер а тр атя т на оф орм ление н ар ядо в, табелей , «вы колачи вани е» и до ставк у заго то вок, н а совещ ан и я и засед ан и я. Ч тобы повы сить эф ф ективность тр у д а м астеров, м аксим альн о *высво- боднть их д л я вы полнения своих п рям ы х функций н ад о построить рабо ту к аж д о го м астера на научной основе, о бо р у д о вать д л я него хоро шее рабочее м есто, со зд ать условия Для обучения м астеров не только техническим и экономическим зн а ниям, но и п р акти ке у п равлен и я коллективом , улучш ить п остановку обучения рабочих. Б ольш ую пользу д а е т о р ган и за ция еж едн евн ого п одведения итогов социалистического соревнования, разви ти е гласности и сравним ости р езу л ьтато в работы смен, участков, ш ирокое , внедрение непреры вного опера тив но-п ро из водстаеаш ог о пл а- ни рования по м етоду новочеркас ских электровозострои телей . К а ж дый м астер при п о д д ерж к е парти й ных групп, хозяй ственны х руководи телей до л ж ен п о заботи ться органи зо вать план и рован и е на участке с пом ощ ью этой системы , у чи ты вая особенности и х ар ак тер своего про и зво д ства. О тнош ения в коллекти ве долж ны бы ть таким и, чтобы не только р у к о водитель, но и те, кто тр у ди тся под его руководством , р аб о тал с интере сом и увлечением . Г рубость и р е з кий тон соверш енно неприем лемы и нетерпимы с подчиненными — они р а н ят человека. В. И . Л ен ин не р аз подчерки вал, что связь с м ассам и я в л яется самы м важ ны м , самы м о с новным условием успеха какой бы то ни бы ло деятельн ости. П о э т о м у , чем ближ е руководитель к лю дям , чем крепче связан с ними, тем проч нее его автори тет, тем весом ее вл и я ние. ную реконструкцию цехов и п рои з водств. Ц К К П С С и С овет М инист ров С С С Р сейчас особенно остро став я т за д а ч у технического перево о р уж ен и я промыш ленности. Н ач ата эта р аб о та и в наш ей области. Н а больш ин стве предпри яти й р а зр а б а ты ваю тся ком плексны е планы соци ального р азви ти я к о л л ек т и в а,“б ази рующ иеся на д о сти ж ен и ях техниче ского п рогресса. И очень важ н о , чтобы каж ды й м астер при нял уча стие в р азр аб о тк е план ов техниче ского п ер ево о р уж ен и я и социального р азви ти я к оллекти ва. М ы не добились ещ е того, чтобы каж ды й трудящ и й ся ясно осознал зн ачим ость своего тр у да, свою ог- ветственность и обязанн ости перед общ еством . Н е секрет, что и з-за р ас хлябанности , недисциплинированно сти, безответствен н ого отнош ения к делу отдельны х работн и ков наш е общ ество несет очень больш ие поте ри. Ц ентральны й К ом итет К П С С в 1967 году рассм отрел воп р о с «О ра боте п арти йны х органи зац ий Т у ль ской области по воспитанию социа листической дисциплины тр у да в к о л л ек ти вах промыш ленны х пред приятий и строек» и принял соот ветствую щ ее постановление, в вы полнении которого м астер ам при н ад л еж и т в ед ущ ая роль. К аж д о м у м астеру необходим о постоянно заб о титься о высокой дисциплине рабо чих, в ы р аб аты вать у членов коллек ти ва неприм ирим ое отнош ение к на руш и телям трудовой дисциплины . А парти йны м , проф сою зным о р ган и за ци ям н уж н о больш е забо ти ться об автори тете м астера. В С О В Р ЕМ Е Н Н Ы Х усло ви ях успех р а б о ты - лю бого про и зводствен н ого у частка во м ногом о п р ед ел яется уровнем тех нического и экон ом и ческого обу чения рабочи х. Н ел ьзя успеш но освои ть новую вы сокоп рои зво ди тельн ую технику, передовую технологию , полностью исп ользовать оборудован и е, если постоянно не зан и м ать ся повыш ением культурно- технического у ровн я рабочих. И п рави л ьн о п о ступ аю т те м астера, которы е п остоян но за б о тя тс я о по выш ении квалиф и кац и и и р асш и р е нии проф ессион альны х знаний р або чих, использую т д л я этого учебу в ш колах ком м унисти ческого тр у да курсы по повыш ению к валиф и кац и и . В прои зводствен ны х к о ллекти вах, где хорош о п оставлен а т а к а я подго то вк а, к а к п рави ло, вы р аб о тк а р а бочих выш е, больш е р ац и о тал и зато - ров, лучш е к ачество вы пускаем ой продукц ии. И наоборот, при слабой п од готовке рабочих и низкой дисци плине тр у д а, м астеру сам ом у при х оди тся м ногое д ел ать за рабочего. К ак п о казы ваю т подсчеты , на вы полнение работ, которы е вх о д ят в о бязан н ости рабочих, отдельны е м а стер а затр ач и ваю т д о 10 процентов своего врем ени, подсобны х р аб о т — д о 6 процентов, на вы полнение о б я занностей диспетчерской служ бы — 5 процентов, н а н ал ад к у о бо р у д о ва ния — д о 3 процентов. В новы х услови ях работы расш и ряю тся п р ав а и обязанн ости ком ан диров среднего звен а, повыш ается их ответственн ость за состояние дел, эконом ное ведение х о зяй ства, орга низацию трудового п роц есса на уча стке. Н о д л я всех ясно, что повы ш ение этой ролл во многом зависит и от хозяй ственны х руководителей, п арти йны х и П рофсою зных органи заций. Они п ри званы сд ел ать все, чтобы м астер смог успеш но вы п ол нить стоящ и е п еред ним зад ач и . О д н ако до кладчи к отм етил, что ещ е не все руководители привле каю т м астеров к реш ению важ н ы х п рои зводствен ны х вопросов. К ое- кто д а ж е п ы тается огран и чи вать их п р ава, вм еш и вается в их прямы е ф ункции. Н а некоторы х предп ри я тиях и з-за плохой органи зац ии тру д а м астера вы нуж дены зан им аться р'азличного р о да конторским и д е л а ми в ущ ерб непосредственн ом у р у к о водству п рои зводством . К м астеру чащ е всего обращ аю тся рабочие за разъясн ен и ем проблем внутренней и внешней политики страны . П оэтом у каж ды й м астер о бязан постоянно п овыш ать свои политические зн ани я, в доступной ф орм е ин ф орм и ровать рабочи х о важ н ейш и х собы ти ях в стране и за рубеж ом . У м елое сочетание полити ко-восп итательн ой работы способ ствует успеш ном у выполнению соци алистических обязател ьств. О со бая р оль о тво д и тся м астеру в воспитании м олоды х рабочих. С в я щ енным долгом м астер а я в л я ется ке только пом очь м олодом у рабочем у о в л ад еть проф ессией, но и научить его п равильно ж и ть, стать н а с т о я щим строителем комм унистического общ ества. В борьбе з а успеш ное вы полнение зад ан и й пяти летн его п лан а огром ное зн ачени е им еет соревнование за ком м унистический труд. П равильн о п оступ аю т те м астер а, которы е вклю чаю тся в него сам и и увлекаю т за собой коллектив. Д ей ствен н ой ф орм ой обучения и восп итани я явл яю тся ш колы к о м м у нистического тр у д а. Они позволяю т бы стрее п ри м енять на п рои зводстве п ередовы е м етоды и технические н о в ш ества. Д о к л ад ч и к отм ечает, что в ю би лейном соревновании больш е вни м ан и я стал о у д ел яться культуре п р о и зво д ства. Н еобходим ость н авед ен и я п о р яд ка , на каж д о м рабочем месте, к аж д о м участке, в цехе и на всех п редп ри яти ях ди кту ется тр еб о в ан и я м и врем ени. Б ез этого н евозм ож н о п рои зводи ть вы сококачественную продукц ию и им еть вы сокую в ы р а ботку. К сож ален ию , н екоторы е м асте р а д у м аю т только о вы полнении п л а на лю бой ценой, не ищ ут пути к сер д цу человека, их м ал о интересует, к ак и чем ж и ву т лю ди. Т ак и е р у к о во д и тели отстаю т от ж изни , о тры ваю тся от к оллекти ва. Они заб ы ваю т, что успех обесп ечиваю т не только н о вая техн и ка и п ер ед о вая техн ологи я, по п р еж д е всего лю ди , овл ад евш и е ими П ар ти я требует от м астеров, чтобы они настойчиво улучш али стиль и м е тоды р у к о во дства хо зяй ство м , доби вал и сь безусловн ого вы полнения го сударствен н ого п л ан а к аж д ы м цехом, участком , бригадой по всем количе ственны м и ^качественным п о к азате лям , бы ли подлинны м и во сп н тателя- Ч тобы руководи ть лю дьм и, недо статочно только зан и м ать сл у ж еб н о е' полож ение. Н ад о им еть на это ещ е и м оральное п раво. Э то п раво о п ределяется соответствующ им и н а учными и техническим и знаниям и, опы том , ум ом , способностям и чело века. С ейчас, в век технического п ро гресса, только энергией, бойкостью , натиском ничего не" возьм еш ь, н адо бы ть технически грам отны м . К аков уровен ь подготовки -м астера, так о в и сти ль его работы . Д о к л ад ч и к п р о ан ал и зи р о вал стиль работы дву х м астеров: А н атолия Фе доровича М и хай лова к И ван а С те пановича Ш ки тяева. О ба они р аб о таю т в оди наковы х услови ях, на о д ной и той ж е аглоф абри кё. О дин — цехе аглом ераци и, второй — в цехе ш ихтоподготовки. У тов. М и хайлова больш ой авто р и тет. Е го бри гада р аб о тает др уж н о , на ее счету более 15 ты сяч тонн ёвеох- планового агл о м ер ата. А натолий Ф е дорович технически грам отны й , и н а ходит врем я п овыш ать свое м астерст во, зн ан и я. Л ю ди охотно идут к не му за (советом. С овсем иная карти н а в бри гаде т. Ш ки тяева. У него нег нуж ного авто р и тета среди рабочих. Д а и како й м ож ет бы ть авторитет, если это т м астер к д ел у относится х алатн о , н е-р аб о тает н ад собой, имеет взы скан и е за вы ход на р аб о ту в не трезвом состоянии. Г л ядя на него, п рогуливаю т и рабочие. Д а л е е 'о р а т о р подчерки вает, что особенно нуж н о забо ти ться об эконо мической подготовке м астеров. Х о зяй ство н ельзя вести вслепую . В услови ях хозяй ственн ой реф ормы особенно важ н о эконом ить в боль шом и м алом , ум еть видеть резервы и пути их использовани я. Бю ро областного ком итета партии в прош лом году засл уш ал о отчет Л е вобереж ного райком а КПСС г. Л и пецка о его рабо те по повыш ению роли м астера в новы х услови ях п л а н и рования и экономического стим у ли рован и я. П ри н ятое постановление легло в основу работы с м астерам и всей областной партийной о р ган и за ции. Опы т , передовой работницы т. Л о г- е и н о в о й обобщ или и изучили. М ас тера приш ли к вы воду, что д л я без деф ектной сдачи продукции м ало од ного ж ел ан и я лю дей, нуж ны ещ е зн ани я и опыт. С тех пор расш ире нию, углублению зн ани й рабочи х на участке п ри дается особое значение. Г оворя о стим улах, пом огающ их повыш ать прои зводительность тр у да, дисциплину, подним ать ответст венность лю ден за порученное дело, оратор остановился на проводим ом н а ^ зав о д е эксперим енте еж ен ед ель ной вы дачи зараб отн ой платы . Й а его взгляд , это очень полезное нов ш ество способствует ликвидации ш турм овщ ины . В едь тот, кто р а ск а чи вается в первую и вторую недели м есяца, остается с низким зар аб о т ком. В то врем я, к ак взявш и е хоро ший темп, у ж е в первую неделю по лучаю т солидную сумм у .ф Тов. Т олубьев говорил о необхо дим ости повыш ать коэфф ициент по лезного действия производственны х м астеров. К сож алению , на Л и п ец ком тракторн ом рабочий чдень м но гих м астеров в основном заполнен «увязы ван ием » вопросов, реш ением задач, которы м и долж ны зан им аться другие, выполнением несвойственных ф ункций. М еж д у тем врем ени на воспитательную работу, на творче ское обдум ы вание проблем , с в я за н ных с повыш ением прои зводи тель ности тр у д а, улучш ением его о р га низации на научной основе, о стается очень м ало, просто не хватает. Вы вод — нуж но м астера р азгрузи ть, освободить от несвойственной ему работы . Э ту мы сль п о д держ и вали и др у гие вы ступавш ие. В услови ях реф ор мы возросла роль м астера. Он с та новится подлинным хозяи ном участ ка. Н о, чтобы бы ть им и успеш но сп р авл яться со своими главным и обязан н остям и , нуж н о преж д е всего О ТОМ , к ак заво евы вается а в торитет, каки е качества н у ж ны руководителю , говорил м астер Л еб ед ян ско го заво д а строи тельн о-отделочны х маш ин Н. К- Скуя. — О снова наш его автори тета — зн ани я и ум ение бы ть примером во всем. Если ты не м ож еш ь ск а за ть лю дям : «Д елай , к ак я», если тебе не х в атает грам оты , то ты не м астер, и д а ж е не подм астерье. Н едавн о я на. блю д ал такую картин у. Н аш м астер Лг Григорий И ванович М алыш ев вну ш ал м олодом у н ерадивом у рабочем у В олоде, что детал и м ож но бы ло об р або тать лучш е. Тот отрезал: «П о пробуйте». И М алыш ев встал к станку, о б р аб о тал ш есть деталей . А затем коротко сказал : «Д елай , к ак я». ■ Я полагаю , это хорош ий урок. М астеру приходится д ел ать очень м ногое, бы ть специалистом во всем, Еникать д а ж е в такие, к азал о сь бы, несвойственны е ем у вопросы, к ак обеспечение спец одеж дой. Рабочие по самы м р азл и ч н ы м 'п о во д ам о б р а щ аю тся к тебе. И ты до лж ен о тве чать на все их вопросы. В от проводиш ь беседу, а р аб о т ницы ж д у т от тебя не просто пере сказа у ж е известны х из газет ф ак тов, а чего-то новенького. А новень кого порой ты и не знаеш ь. Д у м ает ся, нуж но чащ е соби рать м астеров, лучш е их инф орм ировать. В Л еб е д я ни много ком ан диров среднего зве на, часть из них не им еет спец иаль ного технического обр азо ван и я. Не м еш ало бы у нас откры ть вечерний техникум.. Ж елаю щ и х учиться у нас очень много. О бучение м астеров, повыш ение их о бщ ео б р азо вател ьн ою у ровн я им е ет н ем ал о важ н о е значение. К ак этим зан им аю тся на Е лецком элем ентном , п асск азал м астер зав о д а А. Д . Ко тенко. Д л я ком ан диров среднего гвена там органи зованы специалъ- стим улирования. С ейчас в у п равле нии д е в я т ь ,' ком плексны х и сем ь спец иали зированны х хозрасчетны х бри гад. О их д ел ах сообщ ил на сле те прораб С У -10 Л . Г. Б огом олов. С н ач ал а нынеш него года коллектив сэконом ил м атери алов почти на д в ад ц ать две ты сячи рублей. А в прош лом году — на 13560 рублей. О дна бри гада В. П . В ощ аникина за три с половиной года сберегла м а тери алов более чем на 18 тысяч рублей. 4 Э коном ическая р абота бы ла бы поставлена ещ е лучш е, если бы в тресте больш е у дел ял о сь вним ания обучению линейных работн иков. П р авд а, экономические зан яти я с ними п роводятся. Н о дел ается это скучно, не всегда квалиф и ц и рован но. С ледовало бы посы лать п рора бов д л я изучения опы та и на пере довы е стройки страны , чтобы , вер нувш ись о ттуда, они р асск азал и в лучш их прием ах, м етодах органи зации своим то вар ищ ам . Г оворя о полож ении, в которое поп адаю т на стройке м олоды е спе циалисты , т. Б огом олов вы ск азал ся против укоренивш ейся в тресте практики подолгу использовать их в ночных сменах. В таки х услови ях недавний вы пускник института или техникум а м ож ет бы стро ди сквали ф иц ироваться. Н уж но больш е у д е л ять вним ания м олоды м специалис там , пом огать им н акап ли вать опы т р уководства лю дьм и. О Л Г низовы х ком ан ди ров по стоянно забо ти ться о своих подчиненных, восп иты вать в них вы сокие к ачества, присущ ие со ветском у рабочем у. С воим опытом воспитательной работы поделились м астера Л еб ед ян ского м аш ино строительного зав о д а В. Т. Н естер кин и Д ан ко вско го хим ического за во да И. И. Сысоев. И тот, и другой больш ое значение придаю т изуче нию х ар ак тер а и склонностей лю дей, Д ‘ В течение д евяти месяцев этого го д а проходил областной . см отр-кон курс на «Л учш ий производственны й участок» и «Л учш его м астера». Он пом ог устран и ть р яд недостатков, отмеченных в постановлении бюро обком а КПСС . В целях углублени я знании в воп росах уп равлени я производством , приняты меры д л я создан и я на к а ж дом предпри яти и советов м астеров и проведения «Д н я м астера». С по м ощ ью технико-эконом ического со вета обком а партии р азр аб аты вается програм м а обучения техническим, экономическим и политическим з н а ниям. П роведены зон альн ы е со вещ а ния с м астерам и, н ачальн и кам и у ч а стков и прорабам и . М атери алы со вещ аний обобщ ены , нам ечены х о р о шие м ероп ри яти я.' Н а многих за в о д ах прош ли партийны е собран ия, на которы х о бсуж далось, как повы сить роль м астера. И зд ан а «К ниж ка м ас тера». З ак ан ч и вается четвертый год п я тилетки. Н а пороге 1970 год с его новыми больш им и производственны-., ми и культурны м и проблем ам и. Т о л ь ко что П ленум Ц К КПСС и седьм ая сессия В ерховного С овета С С С Р р а с см отрели Г осударственны й план р а з вития народного хозяй ства С С С Р на 1970 1од. П оэто м у некоторы е м астера ре ш аю т важ н ы е вопросы наспех. У них м ал о врем ени д л я того, чтобы сд ел ать экономический ан а ли з, ср авн и ть р езу л ьтаты своей сме ны с другим и, вн едрять новую тех нику, улучш ить состояние техники безопасности, р егулярн о и о б сто я тельн о зан и м ать ся рациональной расстановкой рабочи х с учетом их опы та и квал и ф и кац и и , постоянно и н стр у кти р о вать их, вн едр ять эф - фектив-ные м етоды тр у д а, контроли р о вать о бсл уж и ван и е к аж д о го рабо- чего м еста, про во ди ть восп и татель- ми и о р ган и зато р ам и тр у дящ и х ся. К аким и ж е деловы м и и политиче ским и качествам и д о лж ен о б л ад ать м астер, чтобы вы полнить зад ач и , пег- ставлен н ы е п еред ним? К аким тр е бован и ям до л ж ен о твечать совре менный к ом ан ди р среднего звен а? Д о к л а д ч и к подчеркн ул, что -м астер д о л ж ен ум еть не то льк о учить п о д чиненны х, но и сам учиться у м асс. Т олько оп и р аясь на них и исполь зу я их опы т и зн ан и я, м ож но оты ск ать правильны е, оптим альны е ре ш ения возни каю щ их за д а ч н успеш но их о сущ ествлять. П ри этом н ад о п р о явл ять д о б р о ж е лательн ость, сп раведли вость, доверие, ровное и вн им ательн ое отнош ение к к а ж д о м у члену коллекти ва.. В о т те предпосы лки, без которы х зд о р о ва я и то вар ищ еск ая атм о сф ер а в к о л л ек ти ве немы слим а. В 1970 году перед работн икам и промыш ленности, строител ь с т в л ,' тран сп орта и связи области п о став лены ещ е более, слож ны е и о тветст венны е задачи . В п лан наступаю щ его года зал ож ен ы н ап ряж ен ны е зад ан и я по вво ду м ощ ностей, технологическо м у перевооруж ен ию прои зводств и строительны х органи зац ий. Э то п о тр ебу ет проведения больш ой о р ган и зато р ско й работы , улучш ения отбора и расстан овки кад р о в, осущ ествлени я строж айш его р еж и м а экономии. В этой обстан овке особенно важ н о усилить вним ание к р або те к аж д о го участка, смены, бригады . З а д а ч а к а ж дого м астера на основе изучения и ан ал и за работы своей смены, ср авн е ния с лучш им и, доби ться безусловн о го вы полнения государственного п л а на. И впереди, будет тот, у кого л у ч ш е и спользуется техни ка, у кого вы со кая о рган и зован н ость и ди сц и п ли на. Н еобходим о п остави ть дело так, чтобы к аж д ы й тр уж ен и к ясно п р ед став л я л себе свой личный вклад, им ел свои личны е о б язател ь ства, свои личны е планы и достойно встретил столетие со дн я р ож ден и я В ладим ира И льича Л ен и н а. Д л я н астоящ его о р ган и зато р а и хо рош его р уководи теля всегда х а р а к терны не властны й вид и вел и ч а вость, а доступ ность и скром ность, че ловечность и простота. Н екоторы е считаю т, что простота обращ ени я о т р и ц ательн о сказы вается на их а в т о ритете. В действительности чащ е бы в ает нао бо р о т: авто р и тету вр ед ят вы соком ерие и чванливость. Н ад о глу боко у в а ж а т ь тр у д и мнение к о л л ек ти ва, достои нство к аж д о го его члена. Т о гд а я теб е буд ут п л ати ть тем ж е. Участники первого, областного слета м астеров (сл ев а н а п р ав о ): м астер областного ремонтно-строи* тельного тр еста Е. С. Н емцев, м астер «Ц ен трдом н арем он та» М. 3 . А лексеев, м астер за в о д а «С тройдеталь» № 4 Н. Т. К васова, м астер конверторного цеха Н оволипецкого м еталлурги ческого за в о д а В. Д . В олчков, м еханик Л ипецкого строи тельн о-м он заж н ого управлен и я «К океохим м он таж » В. К, Г оловатов, м ехани к т р у б -', цеха № 1 м еталлургического за в о д а «С вободны й сокол» А. А. Уш ков, \ ч‘ Ф ото Ю . А рдаш ева. К А К М А С Т Е РА сп р авл яю тся с вы сокой своей ролью , к ак в новы х услови ях реф ормы р е ш аю т возросш ие зад ач и , организую т соревнование в честь ленинского ю билея, к ак м обилизую т силы к о л л ек ти ва на досрочное заверш ен ие пятилетки, на борьбу за экономию и бер еж л и во сть и что м еш ает им в этой огром н ой и слож н о й р або те *— во т о чем в основном говори ли уча стники слета в своих вы ступлениях. П ользую щ и йся вы соким автори те том на Л и пецком тр акто р н о м з а в о де и в наш ей области, старш ий м ас тер А К. Т олубьев поделился опы том борьбы за улучш ение качества продукции. П опы тки внедрить с а р а товскую систем у бездеф ектн ой сдачи продукции на первых порах н ато л к нулись на трудности . М етод вроде бы внедрили, никто против н е в о зр а ж ал . Н о ан ал и зи р у я р аб о ту у частка, м астер у стан ови л, что лиш ь одн а рабо тн и ц а сд ает всю продукцию с первого п р едъ явлен и я. О стальны е, к а к п рави л о , сдаю т п о сл е доделок. со зд ать сам ом у м астеру норм альны е условия д л я работы . И нтересны е данны е ф отограф ии рабочего дн я м астера, сделанной на «С вободном соколе», привел ди ректор этого з а вода В. К. Горсков. С набж ен ческие дела отним аю т в среднем 6— 12 про центов 'р аб о ч его врем ени, бум аго- •творчество — 43 процента, о р ган и за ция труда — от 18 до 30, и тво р ч е ск ая р або та — от 1 до 8 процентов. Т аким о бразом , почти половину см е ны м астер зан я т работой , не тр ебу ющей ни спец иальны х знаний, нн особы х способностей. К а к и зб еж ать такого р астр ан ж и ри ван и я врем ени, к ак повы сить по лезную отдач у труда к ом ан ди ров средн его звена — н ад такой пробле мой сейчас дум аю т сокольцы . Н а зав о д е много зан им аю тся улучш ений ем качественного состава этого о т р я д а руководителей. Сейчас бо л ь ш инство из них имеет высш ее и средн ее специальное образование, многие учатся в и н ститутах и техн и кум ах. О собое значение при дается улучш ению инф орм ирован ности этих к ом ан ди ров обо всем , что дел ается на заво де, о зад ач ах , которы е пред стои т р еш ать коллективу. Р а зр а б о тан а сп ец и альн ая систем а инф орм и р о ван и я. Р у к о во д ство за в о д а стре м ится полнее и сп ользовать к о л л ек тивны й ум и опы т м астеров. П о вы ш ению их зн ани й и деловы х качеств способствует еж его д н ая аттестац и я. А ттестац и он н ая ком иссия д ает р е ком ен дации на повыш ение или сн я тие. П од н им ать активность р аб о тн и ков пом огает и вн утри заводское со ш ревн овани е на зван и е «Л учш ий м а стер». П обедители его получаю т д е неж ны е во зн агр аж д ен и я П о мнению т. Г орскова, этом у о т р я д у работн и ков н адо д а ть больш е власти , о к азы вать больш е довери я. ные экономические курсы . С истем а тически устраи ваю тся экскурсии на родственны е п редпри яти я. Р егу л я р но вы ставл яю тся технические новин ки и л и тер ату р а в пом ощ ь м астеру. В се это - способствует повыш ению технического уровн я руководства. А коллективны й м етод работы , когда рабочие сам и расп ределяю т в о з н агр аж ден и я, о бсуж даю т наруш и те л я дисциплины и определяю т ему м еру н ак азан и я, о ставл яет м астеру больш е времени на социологические исследования, на творчество, на ан ал и з экономической деятельн ости. К стати сказать , на участке сборки батарей «К рон а-В Ц » внедрен с а р а товский м етод сдачи и здели я с пер вого предъ явлен и я. Р абочи е сам и ведут личны е учетно-лим итны е к а р ты. Х озяйственны й расчет стал дей ственным орудием в борьбе за рост ,эф ф ективности производства,- Тов. К отенко вы ск азал пож елание, чтобы в Ельце бы л создан едйный городской совет м а с т е р о в .'Н а неко торы х предп ри яти ях страны появи лись реком ендации1 д л я руко во ди те лей по взаим оотн ош ениям с подчи ненными. О ратор п о лагает, что по добны е реком ендаци и бы ло бы по лезно р а зр аб о та ть и у нас. Б О Р Ь Б А э к о н о м и ю и бе реж ли вость, за вы пуск боль ш его количества продукции с наим еньш им и затр атам и сегодня х а рактерн а д л я многих коллективов. Участок, которы м руководи т А. Д . К отенко, реш ил 22 и 23 ап реля 1970 года р аб о тать на сэконом ленны х м а тер и ал ах , а день рож ден и я В. И. Л ен и н а о тр аб о тать в ф о н д м ира. Р або тн и ки СУ -10 треста «Л ипецк- стрсй» ещ е п ять лет н а за д внедрили у себя хозрасчет. Н ы не они го то вят ся к переходу на новы е услови я п ланировании щ экодом дческого К стар аю тся к аж д о м у человеку соз д а ть наилучш ие услови я д л я того, чтобы полнее раскры лись его спо собности. И в резу л ьтате коллекти вы, которы м и они руководят, доби ваю тся больш их успехов. В смене В. Т. Н естерки на в течение двух лет не случалось сры вов зад ан и я . не - бы ло ни одного наруш ения тр у до вой дисциплины . Б ольш е половины рабочих о бязал и сь вы полнить лич ные пятилетки к 22 ап реля 1970 • года. Ш есть рабочих у ж е тр у д ятся в счет 1971 го да, четверо — в счет | 1970 года. К оллектив, которы й во зглавл яет И . И . Сы соев, в ноябре сдал всю продукцию с первого предъявлен и я. Зд есь то ж е не бы вает наруш ений трудовой н технологической д и с ц и п л и н ы . Все вы ступавш ие бы ли единодуш ны во мнении, что м астерам чащ е нуж но собираться вм есте, обм ени ваться опы том рдботы , больш е учиться новым принципам хо зяй ст вования. Их п р ава следует расш и р ять, а инициативу всячески под держ и вать. Н акопленны й ж е опыт работы с м астерам и , несомненно, ещ е больш е обогатится, и это будет сп особствовать повыш ению роли ком ан диров среднего звен а на произ водстве. Н а слете п обеди телям см отра-кон курса на «Л учш ий * прои зводствен ный участок» и «Л учш ий м астер» были вручены вым пелы и дипломы . Группа м астеров н агр аж д ен а четными грам отам и обком а КГЗЦС, облисполком а и облсовпроф а. У частники слета приняли о б р а щ ение ко всем м астерам , б р и гади рам , н ачальн и кам смен пром ыш лен ности, строи тельства, тран сп орта и связи области, которое опубли ковано в этом номере на первой странице.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz