Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)
2 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ К декабря 1969 г., Э6 295 (12 550} I» Т О Р И Т Е Т П А Р Т И Й Н О Г О Р Е Ш Е Н И Я В деятельности областных, город ских, районных комитетов КПСС, первичных партийных организаций важное место занимает работа над партийными решениями. Это и по нятно: ведь от глубины, конкретно сти, объективности подхода партий ных комитетов и организаций к рас сматриваемым проблемам, от четко сти их действий во многом зависит успех любого дела, а насколько объ ективен этот подход, удачен наме ченный план работы, какие предла гаются рекомендации для его вы полнения, показывает именно пар тийное решение. Если оно составле но без учета конкретных условий, не дает ясного представления о том, что и в какой срок нужно сделать, кто ответственен за то или иное по ручение, — такое решение остается простой бумажкой, считаться с кото рой никто не станет, оно не может быть реализовано, не будет руковод ством к действию. Не случайно В. И. Ленин резко выступал против «рас плывчатости и неясности в вопросе о том, что каждому отдельно пору чено, и против вытекающей отсюда полнейшей безответс т в е н н о с т и » Наша партия решительно выступа ла и выступает против увлечения излишними директивами и постанов лениями, бумаготворчеством. Она добивается, чтобы любое партийное решение было своевременным, отве чающим потребностям жизни, авто ритетным документом, помогающим организовать коммунистов и беспар тийных на осуществление выдвигае мых перед ними задач. В настоящее время такими зада чами являются выполнение решений XXIII съезда партии, обязательств, принятых в связи со знаменательной датой — столетием со дня рожде ния Владимира Ильича Ленина. Это находит свое отражение в практиче ской деятельности коммунистов, в решениях ' и рекомендациях партий ных комитетов. Большинство партий ных организаций может сегодня с законной гордостью сказать, что их деятельность является целенаправ ленной и плодотворной, что указа ния партии успешно претворяются в жизнь. Есть определенные успехи и у нас, в Липецкой области. Так, за три года пятилетки выпуск промышлен ной продукции возрос на 42 процен та. Сверх плана страна получила различного рода изделий на 79 мил лионов рублей. Увеличилось произ водство чугуна, стали, проката, труб, тракторов, станков, химической про дукции. Развернулось социалистиче ское соревнование за досрочное ос воение производственных мощно стей, быстрейшее завершение работ на пусковых объектах. Осуществля ется техническое ^ перевооружение предприятий, внедряются прогрес сивная технология, научная органи зация труда. Почти все наши заво ды и фабрики перешли на работу по-новому. Отрадны перемены и в сельском хозяйстве. За время после мартов ского (1965 год) Пленума ЦК КПСС среднегодовое производство: зерна в области увеличилось на 2 1 процент, картофеля — на 33, сахарной свеклы —на 64, подсолнечника вдвое. Значительно возросла продажа госу дарству мяса, молока, яиц,, „ - Бесспорно, эти достижения в не малой степени обусловлены активной работой коммунистов области; четки ми планами действий партийных ко митетов, хорошо продуманными, конкретными их решениями. Вместе с тем стоящие перед нами задачи требуют дальнейшего улучшения партийного руководства хозяйством, всей партийной работы, а следова тельно, еще более тщательного под хода к подготовке партийных реше ний, повышения их действенности. Решение любой партийной органи зации, любого партийного комитета — решение коллективное. При его подготовке, ушиг партия, необходи мо учитывать мнения, опыт, волю всех коммунистов организации, стро го соблюдать принцип коллективно го руководства. Демократический централизм — основа о..нов органи зационного строения КПСС. Органи чески сочетая самодеятельность партийных масс с твердой дисципли ной, он предполагает право комму нистов на обсуждение всех проблем партийной жизни и в то же время их обязанность выполнять принятые ре шения. Внутрипартийная демократия неразрывно связана с внутрипартий ной дисциплиной. Полная свобода мнений при подготовке решения и железная дисциплина после того, как оно принято волей большинства, безусловная обязательность указа ний высших органов партии для низ ших — таков непреложный закон жизни КПСС, и она требует неукос нительного его соблюдения партий ными организациями, всеми комму нист а'ми. Действенность, а следовательно, и авторитет партийного решения тем выше, чем полнее оно аккумулирует мнения и опыт коммунистов, чем вернее определяет главные направ ления их деятельности, их первооче редные задачи. Известно, что повсе дневная практика партийных коми тетов состоит из всевозможных боль ших и малых дел, число которых с увеличением масштабов и усложне нием задач коммунистического стро ительства имеет тенденцию к росту. В подобной обстановке не исключе на опасность «потонуть в мелочах», отступить от последовательности действий. Такое, к сожалению, быва ет. В самом деле, всегда ли мы учи тываем достаточно полно и свои пер спективные планы и реальную об становку, определяя, что сегодня на до рассмотреть именно этот вопрос, а не другой, заслушать на пленуме или бюро партийного комитета эту партийную организацию, а не дру гую? Видимо далеко не всегда. Такой вывод нам подсказал ана лиз работы ряда партийных комите тов Липецкой области. Скажем, бю ро некоторых сельских райкомов, стремясь изучить постановку эконо мической учебы в первичных органи зациях, выбирали их по принципу «этих мы давно не обсуждали». Ес тественно, подобный подход неиз бежно сказывался и ьа характере обсуждения вопроса и на качестве принимаемого решения. Как правило, в таких случаях коммунисты на ме стах получали «общее» постановле ние, которое во многом повторяло документы, принятые до него. Это значило, что партийные работ ники ряда районов области при под готовке проекта решений райкома ограничивались поверхностным изу чением проблемы, которая должна была рассматриваться на бюро или пленуме, хватались за «дежурные» вопросы, не умели сосредоточиться на основном. Виной тому оказалось слишком большое количество заседа ний бюро партийных комитетов, что вынуждало аппарат почти постоянно заниматься подготовкой проектов решений. Обком предпринял попытку упоря дочить периодичность заседаний бю ро райкомов партии: в обычной об становке они должны созываться не чаще двух раз в месяц и обсуждать на них следует один-два, а не пять— десять вопросов, при этом ориенти роваться надо на перспективный план работы партийного комитета. Это должно было, по нашему мне нию, не только сократить количество заседаний и принимаемых решений, но и дать возможность аппарату райкомов заняться глубокой разра боткой действительно важных про блем, нуждающихся в коллективном обсуждении. Однако сама по себе эта рекомен дация необходимого эффекта не да ла, характера принимаемых решений не изменила, качества и авторитета их не повысила. Она создала лишь предпосылки к этому. Хотя теперь партийные работники имели доста точно времени для серьезной подго товки и осмысления ключевых проб лем партийной работы, для сбора и изучения самой разнообразной ин формации, нужно было еще многих научить, как такую информацию от бирать, как на основе полученных сведений сделать верный вывод, как выработать решение, наиболее пол но учитывающее взаимосвязь и вза имозависимость десятков организа ций, хозяйственных комплексов, уч реждений, базирующееся на глубо ком экономическом анализе. Это обучение было организовано на примерах документов съездов КПСС, постановлений Центрального Комитета. Возьмем такой важней ший для нас вопрос, как специализа ция и интенсификация сельскохозяй ственного производства. Централь ный Комитет партии, неоднократно указывая на необходимость его ре шения, одновременно предостерегал от возможных ошибок, призывал к всестороннему изучению проблемы. Об этом еще раз напомнил в докла де на октябрьском (1968 год) Пле нуме ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев. «Специализация, — под черкнул он, — безусловно, верный путь повышения эффективности сельскохозяйственного производства, и ее надо вести более активно. Ко нечно, в этом деле не может быть шаблона, надо учитывать местные условия и тот положительный опыт, который имеется в ряде областей Российской Федерации, Украины и других республиках». Мы постоянно помнили об этих указаниях при выработке решения пленума обкома партии о специали зации сельского хозяйства, добива ясь, чтобы партийные комитеты до сконально изучили ее особенности в условиях Липецкой области. Проект этого решения готовила специальная группа во главе с секретарями об кома, в которую вошли специалисты сельского хозяйства, экономисты, плановики, руководители колхозов и совхозов, ученые. Были здесь и ра ботники сельских райкбмов партии, помогавшие нам и одновременно учившиеся, как надо готовить реше ние паотийного комитета, посвящен ное важной проблеме. Они ознако мились со всей информацией, справ ками и предложениями с мест, с ар гументами и экономическими вы кладками в пользу того или иного профиля специализации хозяйств об ласти, вместе с учеными выезжали в колхозы и совхозы Белгородской области, на Украину, изучали там передовой опыт. Далее, они получи ли представление о результатах мас сового опроса различных категорий работников сельского хозяйства, со трудников партийного аппарата, уяс нили себе, почему был необходим такой опрос, как помогает он пре одолеть психологический барьер не решительности перед новым делом. Они убедились, наконец, как важно интересный и глубокий доклад поды- тбжить четким, конкретным решени ем, ибо сам по себе доклад еше не постановление партийного комитета, партийного собрания. Основная масса фактов и предло жений показывала, что люди понима ют: специализация, если ее осуще ствить умело, — наиболее эффектив ный путь развития и совершенство вания сельскохозяйственного произ водства. Однако при этом надо учи тывать все: и почвенно-климатиче ские условия хозяйств и районов, и обеспеченность техникой, удобрени ями, и сложившиеся традиции, и близость городов, и наличие комму никаций, и многое, многое другое. Особое внимание группа подготов ки проекта решения уделила изуче нию уже накопленнсго опыта спе циализации хозяйств области, наших пробных шагов в этом направлении. Так, Данковский район начал зани маться преимущественно выращива нием картофеля. 16 совхозов взяли на себя поставку промышленным центрам страны плодов и ягод и на столько успешно наладили дело, что их прибыль в течение двух лет воз росла до И миллионов рублей. Не которые хозяйства активно развива ли птицеводство, другие уже полу чали хороший экономический эффект от производства дешевой свинины. В результате ранее убыточные от расли становились рентабельными. Выявились и разные течки зрения на специализацию. Одни высказыва ли опасение увлечься ее быстрыми темпами и тем вызвать диспропор ции в развитии отдельных отраслей, снизить зерновой баланс. Другие, напротив, считали, что специализа ция идет слишком медленно, что на до сразу специализировать «всю об ласть». Это были не только разные точки зрения, но и прежде всего убеждения, мнения работников на местах, которым предстояло взять на себя основную тяжесть пере стройки сельскохозяйственного про изводства. Мы тщательно изучали каждое замечание и предложение, расширяли эксперименты з хозяйст вах, практически отрабатывая от дельные элементы специализации, в первую очередь те, о которых выска зывались противоречивые мнения, вносили поправки в схему организа ции сельскохозяйственного производ ства. Пленум обкома, состоявшийся в августе 1968 года, как бы подводил итоги большой подготовительной ра боты, знакомой большинству трудя щихся области. Таким путем было обеспечено деловое и предметное обсуждение вопроса, что позволило принять обоснованное решение, в ко тором содержался анализ наших удач и ошибок, намечалось, кто и что должен сделать в дальнейшем. Пленум определил, что 166 колхозов и 114 совхозов полностью справятся с планами производства и поставок государству молока, 69 хозяйств займутся выращиванием и откормом свиней, 148 — уделят основное вни мание производству шерсти и бара нины. Мы смогли установить впол не определенные сроки и назвать конкретных исполнителей, ответст венных за осуществление той или иной задачи в каждом районе. Может быть, и не стоило столь подробно останавливаться на подго товке решения, методах и приемах накопления и анализа материала, со ставе и задачах группы, разрабаты вавшей проект. Однако практика убеждает в том, что именно при по добном подходе к подготовке итого вого документа пленума или бюро можно рассчитывать, что он будет отвечать требованиям, которые предъявляет к нему жизнь. Кроме того, хотелось бы подчеркнуть, что авторитет партийного решения зави сит как от того, насколько верно и полно учитывает оно экономиче ские и социальные факторы, так и от того, какая работа была проделана на всех этапах его подготовки, како во ее качество и сколько людей в ней участвовало. Возьму на себя сме лость утверждать, что готовящееся партийное решение должно оказы вать влияние на положение дел, так сказать, «действовать» еще до при нятия его на пленуме или бюро. Если же решение явится только неожидан ным «руководящим указанием», то застраховаться от ошибок и просче тов, от проявления субъективизма очень трудно, да и убедительность, эффективность, а следовательно, и авторитетность рекомендаций при этом значительно снижаются. Бесспорно, опыт подготовки одного из пленумов нашего обкома не мо жет быть полностью перенесен в дру гие условия или на другой уровень, —перед районными, городскими, за водскими, колхозными партийными комитетами повседневно встают са мые разнообразные вопросы, решать которые надо по-свсему, искать на них свои ответы. Важно одно: чтобы неуклонно соблюдались ленинские нормы и принципы партийной жизни, чтобы мы стояли на научных позици ях в решении и больших и малых дел, всегда умели не только наме тить конкретный план действий, но и предусмотреть, какие проблемы мо гут возникнуть в процессе осущест вления такого плана, как их можно будет разрешить. Лишь на основе этого общего принципиального поло жения может быть обеспечен автори тет решений и указаний на любом уровне — обкома, горкома, райкома, перзичной партийной организации. В этом смысле нельзя считать, что решение решению рознь. «Единство в основном, в коренном, в существен ном не нарушается, — писал Ленин, —а обеспечивается многообразием в подробностях, в местных особенно стях, в приемах подхода к делу, в способах осуществления контроля...» Вот, например, как решал вопрос о специализации сельскохозяйствен ного производства Долгоруковский райком партии. В большинстве кол хозов и совхозов района было мно го крупного рогатого скота, имелись неплохие животноводческие помеще ния, опытные кадры зоотехников, ве теринарных врачей. Естественно, об ком рекомендовал Долгоруковскому району специализироваться нр про изводстве мяса, молока, масла. Если бы райком партии просто указал партийным организациям хозяйств, что перед ними поставлена такая за дача, что ее надо выполнить в такие- то сроки, — это было бы простым пересказом решения обкома и, по сути дела, ничего бы не добавило к уже известному коммунистам, руководи телям хозяйств документу. Вот поче му райком сосредоточил свое внима ние на другом: что практически надо сделать, чтобы увеличить производ ство мяса и молока, снизить их се бестоимость, повысить производи тельность труда на фермах. Были разработаны конкретные рекоменда ции, как ускорить механизацию ферм, повысить культуру животноводства, эффективно" организовать труд доя рок. Другая проблема стояла перед Ли пецким районом, где предстояло не просто специализировать пригород ные хозяйства, но и осуществить специализацию с учетом потребностей областного центра, для чего хозяйст вам нужно было несколько отсту пить от традиционных приемов ра боты, освоить новые культуры, точ но выдерживать сроки поставок. Рай ком обратился за советом к комму нистам, почти во всех хозяйствах состоялись партийные собрания. Кол хозники и рабочие совхозов сами определяли, где и что лучше всего производить. В результате без ка ких-либо осложнений было вырабо тано решение райкома о том, что два совхоза и один колхоз специализиру ются на производстве мяса, один сов хоз и птицефабрика — птичьего мяса к яиц, три хозяйства обеспечивают областной центр молоком и так да лее. Самое важное, что это решение, явившись плодом коллективного со вета коммунистов района, было при нято ими , как свое, и, естественно, авторитет его чрезвычайно высок, выполняется оно неукоснительно. Примеры, свидетельствующие о Г. П. ПАВЛОВ, п е р в ы й с е к р е т а р ь Липецкого о бк ом а КАСС вдумчивом и деловом подходе пар тийных комитетов и первичных ор| н- низаций к подготовке своих решений, многочисленны. И конечно, . обком партии стремится обобщать имею щийся здесь опыт, делать его досто янием всех коммунистов. Вместе с тем мы не упускаем из виду серьез но беспокоящий нас ;е или иные партийные комитеты свои решения готовят так, чтоиы «.го..^но принять», не заботясь ни об их обо снованности н своевременности, ни о том, могут ли они быть выполнены. Известно, какое внимание уделяет Центральный Комитет К‘Юс ^опо- мической деятельности предприятий, колхозов и совхозов на современном этапе. Проблемы экономики сегодня — важнейшие в повседневной работе Есех звеньев партии. Они обсужда ются на пленумах и заседаниях бю ро областных, городских и районных комитетов партии, на собраниях акти ва, в первичных парторганизациях. Как правило, по ним принимаются решения, в большинстве своем дело вые, конкретные. Однако бывает и таь: слушается, скажем, на бюро райкома вопрос о повышении эффек тивности производства в каком-либо хозяйстве — вопрос, бесспорно, важ ный, — а какое принимается порой решение? «Указать на некоторые просчеты...», «Потребовать искорене ния...» Внешне строго, солидно, а на поверку — общая фраза. Из таких ре шений трудно понять, кому они адре. сованы, о задачах партийных органи заций в них обычно бывает сказано мимоходом: «усилить контроль», «не проходить мимо недостатков»... Слов но до этого коммунисты не знали, что они не должны проходить мимо недостатков! Иногда содержание решения не от вечает существу обсуждаемой проб лемы. Например, в июне 1969 года бюро Становлянского райкома пар тии обсуждало опыт воспитательной работы партийной организации кол хоза «Родина» с молодыми коммуни стами, а также с колхозниками, го товящимися вступить в ряды партии. Однако при обсуждении выяснилось, что такого опыта в этой парторгани-. згции, по существу, нет, зато серьез ных недостатков хоть отбавляй. В этом аспекте и надо было, видимо, формулировать повестку заседания бюро. Решение, родившееся в резуль тате подобного обсуждения, вряд ли станет авторитетной программой дей ствий для партийной организации. Оно свидетельствует прежде всего о том, что обстановка в парторганиза ции колхоза была неизвестна райко му, что в подготовке вопроса к рас смотрению на бюро участвовал узкий круг лиц, к тому же не изучивших как следует суть дела. Оно еще раз предупреждает нас, что избежать таких просчетов можно, только на учившись вовлекать в подготовку партийных решений коммунистов с мест, учитывая их советы и мнения. Мы должны всегда помнить указа ние Центрального Комитета партии о необходимости привлекать к органи зации того или иного дела широкий круг коммунистов, людей с богатым практическим опытом. Создать и принять пусть даже очень важный и деловой документ- это всего лишь начало в работе над партийным решением. Самый хоро ший замысел может не дагь должно го результата, если его не подкре пить организаторской работой, а главное, не обеспечить оперативный, систематический, действенный конт роль за его реализацией. «Проверять людей и проверять фактическое ис полнение дела, — учил В. И. Ленин, —в этом, еще раз в этом, только в этом теперь гвоздь всей работы, всей политики». Контроль исполнения принятого решения способствует повышению его авторитета, пожалуй, не мень ше, чем объективность, обоснован ность самого решения, ибо само по себе постановление вряд ли станет авторитетным, если исполнители бу дут знать, что его можно и не ис полнять. Контроль, проверка исполнения — процесс сложный и многогранный. Дело тут не только в том, что фор мы и методы контроля сложны, чго пользоваться ими надо умело и так тично, но еше и в том, что уже са мо решение должно предусматривать контроль как свою составную часть, что необходим постоянный учет кор рективов, которые вносятся изменяю щейся обстановкой, повседневной практикой партийных органов, сте пенью готовности первичных партий ных организаций к осуществлению решения. Важно, наконец, и систе матически анализировать, как в хо де выполнения партийного решения проявляют себя люди, насколько они оказываются инициативными, подго товленными, соответствующими сво им должностям и обязанностям. Ко роче говоря, проверка исполнения должна осуществляться с обязатель ным учетом всего, что может встре титься на пути партийного решения «сверху вниз» — от партийного орга на, принявшего его, до непосредст венных исполнителей. Известно, какое большое значение для дальнейшего совершенствования стиля и методов всей партийной ра боты имеет постановление ЦК КПСС «О работе ДЬбринского райкома партии Липецкой области». Для на шей областной партийной организа ции этот документ важен вдвойне: мы имеем возможность непосредст венно сравнивать работу добрннцев с деятельностью других райкомов пар тии. Постановление ЦК стало для нас боевой программой действий, и лучше всего именно на его примере проследить постановку проверки ис полнения принятых решений. Организация выполнения постанов ления у нас началась с созыва пле нумов обкома, районных и городских комитетов партии, на которых об суждалось, как и что должны делать коммунисты, чтобы выполнить указт- ния Центрального Комитета. Затем те же вопросы обсуждались в пер вичных партийных организациях. Планы Добринского райкома, наме ченные'им мероприятия были опуб ликованы на страницах областной га зеты «Ленинское знамя». В районы выехали, специальные бригады обко ма, чтобы на месте ознакомиться с тем, как коммунисты поняли содер жание постановления, какая конкрет ная помощь требуется им в органи зации его выполнения. Такой практи ки мы придерживаемся и по сей день — изучаются положение на ме стах, опыт работы, вносятся опреде ленные коррективы в планы партий ных комитетов, касающиеся осуще ствления указаний Центрального Ко митета КПСС, подводятся итоги вы полнения разработанных ранее меро приятий, организуется взаимопомощь райкомов. Обком партии внимательно следит за тем, как районные комитеты реша ют поставленные перед ними задачи. Так, недавно мы обсудили отчет Из- малковского райкома. _ Коммунисты хозяйств этого района добились улуч шения использования земли, более быстрого развития животноводства. Однако эффективность применения сельскохозяйственной техники все еше низка руководство многих хо зяйств района придерживается в своей работе старых методов, куль тура производства оставляет желать лучшего. Такое, в порядке контроля, обсуж дение деятельности райкома было не случайным, как не случайно и то, что был выбран Измалковский рай ком. Изучение его работы убеди ло нас в том, что здесь далеко не всегда принятые решения последо вательно выполняются и должным образом контролируются. Бюро об кома указало районному комитету на допущенные ошибки, наметило конкретные пути их устранения и установило особый контроль над ра ботой райкома. Правильная организация дела, уме ние претворить решение в жизнь — это вообще основные критерии оцен ки работы партийного комитета и главные факторы, определяющие ав торитет его решений. Неразрывность слова и дела, точный учет сил и воз можностей, активизация всей партий ной организации — все это, собст венно, и предопределяет успех в ра боте. Мы уже говорили о Долгоруков ском районе, специализирующемся на производстве мяса, молока, и отме чали, что главным направлением в деятельности партийных организаций здесь стало обеспечение быстрых темпов механизации животноводче ских ферм. Возвращаясь к этому примеру, хочется подчеркнуть одно важное обстоятельство: когда райком партии принимал свое решение о ме ханизации животноводства, разговор мог идти только в плане предполо жений и пожеланий, потому что не обходимей для этого техники не бы ло. Остановись райком только на «выпуске решения», оно не было бы выполнено, не принесло бы никакой пользы. Правильный расчет район ного комитета партии заключался в том, что,в хозяйствах имелась ста рая техника, которую можно было силами колхозных и совхозных спе циалистов модернизировать и опять пустцть в ход. Коммунисты при влекли на помощь комсомольскую организацию района, специалистов отделения «Сельхозтехники». В рай онной газете систематически публи ковались материалы, рассказываю щие, как идет механизация ферм. Все бездействовавшие доильные ап параты типа «елочка» были разыска ны и в короткий срок 45 из них пе ределаны в линейные аппараты типа «ДА-ЗМ». Подверглись реконструк ции передвижные доильные установ ки. К началу 1969 года в районе бы ло смонтировано и установлено 70 доильных аппаратов, полностью внедрена механическая дойка. И все это сделано было быстрее, чем рас считывали вначале. В результате в районе увеличи лось производство молока, повыси лось его качество и, главное, полно стью был ликвидирован тяжелый ручной труд на дойке. Стало воз можным некоторые фермы перевести на двухсменную работу, значительно снизить себестоимость молока и ма сла, улучшить условия труда доярок. Легче теперь решается в районе и такой вопрос, как закрепление на животноводческих фермах постоян* ных кадров. Только за последний год на фермы пришли работать более пятидесяти девушек, окончивших средние школы. Потянулись на фер мы и механизаторы: там теперь ме ханизмов в достатке. Сейчас в колхо зах и совхозах района работают шесть филиалов сельского профессио нально-технического училища, четы рехмесячные курсы, специально гото вящие механизаторов для животно водческих ферм. На них учится бо лее двухсот человек. Такое положение дел красноречи вее всяких слов говорит о высоком авторитете партийного решения, по ложившего начало этим процессам. Не случайно значение решения бюро Долгоруковского райкома вышло далеко за пределы района, оно ока зывает свое влияние на хозяйства других районов, изучающих по ре комендации обкома КПСС опыт долгоруковцев. Партийные организации распола гают сегодня достаточно эффектив ным арсеналом контроля выполне ния своих решений. Это отчеты пар тийных, хозяйственных, обществен ных организаций, отдельных комму нистов на бюро, пленумах партий ных комитетов, собраниях первич ных организаций. Это работа ко миссий по осуществлению права контроля деятельности администра ции, письма и заявления трудящих ся, поступающие в партийные коми теты, народный контроль, «Комсо мольский прожектор» и так далее. Видимо, можно утверждать, что партийный комитет любого уровня в силах осуществить действенную проверку реализации своих решений. На самом же деле так бывает не всегда. Почему? Как правило, при чиной оказываются не га форма, не те методы контроля, которые в дан ном конкретном случае могли спо собствовать эффективному осущест влению партийного решения, повы шению его авторитета и значения. Например, в начале года в совхозе «Борисовский» и колхозе «Первое мая» Доброзского района, стали снижаться надой молока, хотя рай ком партии незадолго перед этим обсудил возможности увеличения его производства, принял специальное постановление. Получался «автори тет наоборот». Как быстрее и лучше поправить положение, проверить, почему обнаруживается столь стран ная тенденция? Какую форму кон троля избрать? Обычно в подобных случаях райкомы партии вызывали руководителей хозяйств на заседа ние бюро, заслушивали их и обязы вали «ликвидировать недостатки», потом проверяли, - какие результаты достигнуты, а результаты, скажем прямо, при такой постановке кон троля не всегда радовали. Добровский райком КПСС избрал другой метод. В отстающие хозяй ства выехали .члены райкома, луч шие доярки и специалисты из дру гих хозяйств, которые на месте раз бирались, в чем дело, и сами же помогали по-новому организовать работу. Выяснилось, что причиной снижения надоев молока были сла бая подготовка кадров к использо ванию новой техники, неумение пра вильно организовать труд на высо комеханизированных фермах. При ехавшие рассказали и показали,, как и что делают они сами, как постав лено дело на передовых фермах, как применяется новое оборудова ние. И вот через некоторое время отстающие хозяйства стали перевы полнять планы сдачи молока госу дарству. Это еще раз доказывает, что любое решение даст наиболее положительный эффект только при соответствующей форме контроля, проверки, при творческом подходе к их выбору. Партийные комитеты и организа ции, как правило, умело подходят к выбору форм проверки исполнения принятых постановлений. Однако бывает, к сожалению, и так, что контроль осуществляется по принци пу «лишь бы контролировать», и так, что каждый раз изобретается новая система контроля, и важнейшее де ло низводится до формотворчества. Искать надо обязательно, но не формально, не превращая поиск в самоцель. Лучше почаще анализи ровать, спрашивать себя: а всегда ли мы используем правильно то, что уже найдено, проверено жизнью? Хочется особо остановиться на та кой традиционной форме проверки исполнения, как отчеты партийных комитетов и организаций. Три-четыре года назад бюро Липецкого обкома партии практиковало заслушивание отчетов райкомов по отдельным вопросам, причем выбирались райо ны, в хозяйствах которых были не поладки, выполнение государствен ных планов находилось под угро зой. В таком контроле есть свои плю сы, но минусов, пожалуй, все-таки больше. Обсуждается один вопрос, выхваченный из практики парткома, остаются без внимания, по сути дела, сам стиль его деятельности, его спо собность и умение комплексно решать поставленные перед ним задачи. Ведь, собственно, неудачи в главном могли быть обусловлены невнимани ем к другим проблемам. Учтя это, мы в последнее время стали заслушивать отчеты партийных комитетов о рабо те в целом. Так обсуждалась работа Добровского и Становлянского рай комов, партийной организации трак торного цеха № 3 Липецкого трак торного завода, бюро и аппарата Липецкого райкома. Это расширило рамки наших решений, повысило их содержательность, значение и автори тет. Иногда можно услышать мнение: контролировать реализацию решения должны люди, которые его готовили. Они-де лучше знают положение дел на местах и сумеют быстрее и дей ственнее осуществлять проверку. На наш взгляд, здесь допускается под мена одного вопроса другим. Одно дело—привлекать партийный актив, инструкторский состав к подготовке проекта решения и организации конт роля его исполнения, совсем другое— персональная ответственность за ор ганизацию и осуществление контро ля. ЦК КПСС в своем постановле нии «О работе Добринского райкома партии Липецкой области» подчерк нул, что контролем и проверкой ис полнения обязаны заниматься преж де всего сами руководящие работни ки—секретари, члены бюро, заведую щие отделами районного комитета партии. На основе этого указания мы разработали определенную систе му подготовки вопросов к рассмотре нию на бюро и контроля за осуществ лением принятых решений. К подго товке привлекается группа членов к кандидатов в члены обкома, а воз главляет ее один из членов бюро, за ведующих отделами обкома, который и координирует организацию конт роля. Такой же порядок введен и в райкомах партии. Широкое распространение в нашей области получила и практика инфор мирования коммунистов о том, как претворяются в жизнь рекомендации партийных комитетов. Это весьма эффективная форма контроля. На пример, перед пленумом Елецкого горкома КПСС, на котором рассмат ривалось выполнение решений XXX городской партийной конференции, большинство членов горкома высту пило на собраниях в’ первичных ор ганизациях с докладами о работе городского комитета партии за про шедшее после конференции время. На этих собраниях коммунисты вы сказали большое количество крити ческих замечаний и советов. Бюро горкома утвердило на их основе ряд конкретных мероприятий и довело их до сведения партийных организа ций. Важно то, что бюро горкома действует таким образом не только перед подготовкой пленумов, а прак тикует отчеты перед коммунистами периодически Отчеты перед комму нистами—проверенная жизнью фор ма систематического массового кон троля за выполнением партийных ре шений. Вместе с тем нельзя не сказать об отрицательных явлениях г* использо вании этой формы контроля Ряд партийных комитегоз явно отдает предпочтение количественной сторо не, стремясь увеличить число отче тов, выступлений перед коммуниста ми. Нет слов, что важно выступать побольше и отчитываться почаще,— но ради дела. Бывает же так, что количество весьма превосходит ка чество, информация, которая сооб щается в докладах членов партко ма, уже устарела, высказанные ком мунистами замечания учитываются слабо. Надо ли говорить, что подоб ным способом не только нельзя по высить авторитет решения, но и вообще можно дискредитировать его. Точность, конкретность, оператив ность поступающей в партийные ор ганизации информации в связи с вы полнением партийного решения — средство повышения эффективности массового контроля. Коммунисты, будучи в курсе дела, сами видят, ка ково положение на определенном участке, могут, если возникнет в том необходимость, принять соответству* ющне меры. Потому особое внима ние членов пацтийных комитетов мы обращаем на самую тщательную под готовку к выступлениям перед ком мунистами. Информация, которую они получают от партийного комите та, должна быть актуальной, прове ренной, доходчивой. Не менее важна для контроля за выполнением партийных решений и информация, поступающая в партий ный орган с мест, «снизу», являю щаяся, по нашему мнению, вообще залогом успеха в работе партийного комитета. Знание реальной обстанов ки, оперативные и точные сведения позволяют контролировать любой участок, своевременно замечать я устранять недостатки, а следователь но, обеспечивать выполнение пар тийного решения в срок. Надо прямо сказать, что не все райкомы нашей области уделяют должное внимание информации с мест. Это особенно заметно, когда сталкиваешься с так называемым повторным слушанием вопроса яз бюро, пленуме, собрании. Само по себе повторное слушание вопро са, являясь одним из методов конт роля выполнения партийного реше ния,—дело довольно обычное. Толь ко нельзя при этом забывать то, ра ди чего слушается вопрос, — про верку выполнения указаний и реко мендаций партийного органа, а зна чит, нельзя обходиться и без самой широкой и точкой информации об этом, без анализа достигнутых успе хов и выявившихся просчетов. К со жалению, бывает, что повторное слушание практикуется без объек тивных сведений с мест, превраща ясь из ф^рмы контроля, в «дежур ный» вопрос. ‘ Так, около года назад Краснян ский райком партии заслушал на бюро отчет о постановке партийно политической информации в партий ной организации колхоза имени Ка линина. Был отмечен ряд недостат ков, рекомендованы пути их устра нения, названы лица, отвечающие за выполнение принятого — в общем- то неплохого — решения. И вот че рез год этот же вопрос в порядке контроля вторично слушается на бюро райкома. Снова принимается постановление, в котором... отмеча ются те же самые недостатки, вы сказываются прежние рекомендации. Спрашивается, каким авторитетом может пользоваться подобный доку мент, если даже орган, его приняв ший, не удосужился посмотреть, что же в действительности-то происходит в партийной организации, — ведь год прошел! Получилось, что по форме контроль вроде бы есть, а по сути дела — полнейшая бесконтроль ность за выполнением своего же ре шения Особенно часто «забвение» партий ными комитетами собственных ре шении наблюдается в таком важней шем деле, как одобрение и поддерж ка инициативы снизу, того или иного почина. Принято решение одобрить, поддержать, рекомендовать к широ кому распространению, а почин не получает развития. И даже там, где он возник, не дает особого эффекта. Партийным комитетам следует, види мо, осторожнее относиться к такого рода решениям, предвидеть, чем обернется то или иное начинание, и если уже оно одобрено, то надо соз давать условия для его распростра нения, а не делать вид, словно ника-, кою решения не было. Хочется заме тить, что одобрение одного бесперс пективного почина может повредить десятку перспективных, и авторитет партийных решений от этого, конечно же, не возрастет. В качестве положительного приме ра сошлемся на опыт партийного ко митета Новолипецкого металлурги ческого завода. На этом предприятии по инициативе коммунистов развер нулось широкое соревнование за дос рочное освоение производственных мощностей. Партком одобрил его и поручил коммунистам — специали-. стам предприятия разработать план действий конкретно в каждом цехе. Во всех цехах и службах состоялись партийные собрания, обсуждавшие возможности досрочного освоения производственных мощностей. Други ми словами, инициатива была не только одобрена, но и поддержана делом. За год, прошедший с тех пор, освоены и перекрыты мощности всех ранее действовавших и вновь введен ных в эсплуатацию агрегатов, а мощность первого листопрокатного цеха превышена более чем в полтора раза. Сейчас металлурги приняли но вое обязательство: втрое быстрее, чем предусмотрено нормативами, ос воить производственные мощности недавно вступившего в строй стана «2000». Партийный комитет одобрил эго обязательсгво и наметил пути его выполнения. Принятое им реше ние является авторитетным докумен том, подкрепленным большой орга низаторской работой. Авторитет партийного реше! чя... Забота о нем должна пронизывать всю деятельность партийных органов. Важно учить партийный актив, всех коммунистов на примерах ленинской деловитости и принципиальности, на практическом опыте умению разраба тывать отвечающие потребностям мо мента решения и организации их практического претворения в жизнь. В этом залог дальнейшего совершен ствования стиля, форм и методов партийной работы. (Журнал «Коммунист», № 17 за 1969 г.). \_/
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz