Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 2 декабря 1969 г., М 282 (12 537) К ОМ М У Н И С ТЫ со вх о за « Б ер е­ зовский» вы ступаю т зач и н а­ телям и всего передового, на­ стойчиво борю тся за повыш ение прои зводи тельн ости тр у д а и эф ф ек ­ тивности общ ественного п р о и зво д­ ства. Э то п о к азал о о тчетн о-вы бор­ ное собран ие. В д о к л ад е члена п ар тк о м а М . М. К рю чковой, а т а к ж е в больш ин стве вы ступлений при води ли сь убеди тель­ ные ф акты зам еч ател ьн ы х дел ком ­ м унистов, их аван гар д н о й роли в коллекти ве. Всем п ам ятн а т я ж к а я зи м а и т р у д н а я весна этого года. П осле гибели ози мы х на весеннем севе предсто ял о вы полнить почти двойной объем р або т и обеспечить вы сокое качество, чтобы добиться роста вал о вы х сборов зерн а и д р у ­ гих культур. Р еш ал и сроки сева. В этот слож ны й м ом ент комм унист А. С. С иницын внес предлож ен и е, к оторое сы гр ал о затем больш ую роль в борьбе за у р о ж ай : за п р а в ­ л я ть агрегаты с пом ощ ью переобо­ р у до ван н о го ко м бай н а. Б ерезовц ы добились р езк о го со кр ащ ен и я ср о ­ ков сева. В А лексан дровском отде­ лении сев ранних сум ели провести за неполны х п ять рабочи х дн ей. П о ценного д о л га п ер ед Р оди н ой . С ов­ х оз — реальны й п ретен ден т на пер­ вое м есто в Д ан к о вск о м районе по итогам года. Успехи р адую т к аж д о го . Н о на собран ии комм унисты больш е всего говори ли о нереш енны х за д а ч а х , не­ исп ользован н ы х р езер вах , о во зм о ж ­ ностях дал ьн ейш его р оста п рои зво­ ди тельности тр у д а. ! Г л ав н ая заб о та — о зем ле. С ов­ хозный агроном тов. К рю чков вел речь не только о ср о ках сева и д р у ги х полевы х работ. Он при зы вал интенсивнее, полнее исп ользовать каж ды й гектар зем ли. Х отя после м айского П л ен у м а Ц К К П С С мно­ гое сдел ан о по р асп аш ке зал еж ей , неиспользуемы х -площ адей ещ е мно­ го. Р уководи тели отделений иногда считаю т мелочью те полоски и клоч­ ки зем ли, которы е не расп ах и ваю тся у дорог, линий вы соковольтны х пе­ р едач, п устую т п о д ски рдам и . З аб о ти т ком м унистов порядок ис­ п ол ьзо ван и я удобрений. Весной и летом березовцы внесли в почву около ты сячи тонн амм иачной воды — почти на три ты сячи гектаров. Х орош о, ничего не скаж еш ь. О дн ако не вся во д а п л о дород и я пош ла ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ В ПАРТОРГАНИЗАЦИЯХ ДОСТИГНУТОЕ - НЕ П Р Е Д Е Л 70— 75 гектар о в в день за се в ал сво­ им агр егато м ком м унист С. И . С а ­ вин. Т ак р аб о тал о больш ин ство ме­ х ан и зато р о в. Е сли в п реж н и е годы А лексан др о вско е отделен и е о т став а­ л о по у р ож ай н о сти , то нынче здесь со бр ан о хлеб а по 25,6 центнера на круг. С р ед н яя у р о ж ай н о сть по сов­ х о зу — 23,3. П одобны е ф акты н а­ блю д аю тся в со вх о зе и по другим ку л ьту р ам — яровой пш енице, ячм е­ ню: на соседних п олях, засеян н ы х в разли чн ы е сроки, разн и ц а в у р о ж ай ­ ности Д остигала 6— 12 центнеров. П о к а за те л и поучительны е. Н а со б р а­ нии об этом говорили многие ком ­ м унисты . В ы вод один — его сделал главны й агроном А. Н. К рю чков: — Ны неш ний ур ож ай — дал ек о не предел д л я наш их полей при на­ личии богатой техники, добротны х сем ян, ш ироком применении удоб­ рений. Мы м ож ем стави ть зад ач у : п о л у ч ать 30 центнеров на круг. Н о н адо так сп л ан и р о вать весенний сев, чтобы он шел не п ять— ш есть дней, а д в а—д ва с половиной дн я. Если мы получш е изучим опы т ал ек сан - др о вц ев, а т ак ж е наш и х соседей — политовцев, получивш их 27 центне­ ров с гек тар а, успех буд ет обеспечен. У брать бы стро — зн ачи т 'у б р а т ь с наим еньш им и п отерям и . Й тут зап ев ал ам и сор евн о ван и я вы ступили ком м ун и сты -ком бай н еры П. И . Г р а­ чев, Е. И. Ш ар ап о в, А. И . С ави н; они н ам о л ач и вал и в день по 400 и более центнеров зерна. С овх о з п р о д ал о ко л о четы рех ты ­ сяч тонн х л еб а, 4,2 ты сячи тонн к ар то ф ел я, перевы полнив' зад ан и я по этим к у л ьту р ам на 25-^ЗС^ дрю- црнтов. С л аб о в ат о к азал с я г;ур ож ай сахарн ой свеклы — 143 Ц вргдрда^н о и- по этой к ультуре п л а д >псдади, пе­ ревы полнен. Д осрочн о, в сен тябре:-и октябре, вы полнены за д а н и я го су дар ства по п р о д аж е м олока и м яса, зн ачи тельн о превыш ен п лан заго то во к ш ерсти. 52-ю годовщ и н у О к тяб р я березовцы отм ечали с созн ан и ем честно и сп ол-, ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦>««♦♦» ТЯЖЕЛУЮ РАБОТУ — Н А П Л Е Ч И М А Ш И Н Последняя трудоемкая операция в производстве шифера механизирова­ на на Белгородском комбинате ас­ бестоцементных изделий." До сих пор разборку и укладку в стопы 30-килограммовых листов ши­ фера производили вручную. Теперь эта тяжелая работа выполняется с помощью автоматизированных ли­ ний. С начала пятилетки на Белгород, ском комбинате внедрено много дру­ гих новшеств. Машины стали вы­ полнять 20 трудоемких операций. И если четыре года назад на произ­ водстве шифера было занято 950 человек, то теперь их только 580. Высвобожденные рабочие направле­ ны в новые цехи растущего комби­ ната или управляют автоматизиро­ ванными линиями. впрок: бы ли случаи , к о гд а ее вноси­ ли п о д лущ и льн и к и д а ж е п од боро­ ну — это н ап р асн ая т р а т а средств. Н е научились в совхозе прави льн о хран и ть и и сп ользовать н авоз •— ценнейш ее удобрени е. У правляющ и й Б ал о ви н ко вски м от­ делен ием А. С. С иницын кри ти ковал о бластн ое уп равлен и е сельского хо­ зяй ства за то, что кар то ф ел ево д ам м ало вы деляю т сухих м инеральны х удобрени й, н уж ны х д л я летни х под­ корм ок п лантаци й. К ом бай н ер из А лексан дровки Е. И Ш ар ап о в говори л: — Г лавны е ф акторы успеха в р а­ стениеводстве — хорош ее состояние техники, сж аты е сроки и качество! работ, соблю дение требований агро- номии. О т нас зави си т успех дела: н адо так п од готови ть тр акторы ком байны и други е м аш ины , чтобы обеспечить ещ е лучш ий у р ож ай в будущ ем году. М ного недочетов вскры ли комм у­ нисты в партийной работе. — П ар тк о м плохо руководи л со­ ревн овани ем , — с к а за л рядовой р а­ бочий П . С. К али нкин. — Мы часто не зн ал и , кто идет впереди, кто от­ стает и почем у. Д о ск а п оказателей зап о л н ял ась и зредка. А секр етар ь п ар тк о м а т. П и ли пенко проедет, бы­ вало, на м отоцикле мимо нас, ни с кем не поговорит. К у д а это годится? Т ов. К али н ки н не н азвал при этом имени п р ед сед ател я рабочком а А. П. С им акина. А след о вал о бы: сорев­ нование — кровное дело и ком итета п роф сою за. Н едостатки в рабо те п артком а, одн ако, не огран и чи ваю тся этим . И до кл адчи к, и ди р екто р со вх о за И. Ф. С еробабин, и другие товар ищ и от­ мечали в своих вы ступлен иях те ж е ош ибки, что бы ли вскры ты Ц ен­ тральн ы м К ом и тетом КП С С в д е я ­ тельн ости Я рославской городской партийной о рган и зац и и . Н ар уш ал и сь уставны е сроки созы ва партийны х собран ий. П ар тк о м и партийны е бю ро почти не п ри влекали рядовы х ком м унистов к п одготовке со б р ан и й ,/ вы раб отке реш ений, органи зац ии и проверке исполнения приним аемы х постановлений. И не м удрено, что отдельны е комм унисты пассивно ве­ ду т себя на собран и ях, а кое-кго н ар уш ает парти йную и п рои звод­ ственную , дисциплину. Н е на д о л ж ­ ном уровне критика и сам о кр и ти ка в партийной органи зац ии. К ак отрицательную иллю страцию к постановлению Ц К партии о п ракти ке п роведения собраний в Я р о славл е оценили комм унисты речь п р едсед ател я сельсовета и члена п ар тк о м а И . Е. С отникова. С т ар е й ­ ший п редсед атель, опытный р у к о во ­ дитель, он не посчитал нуж ны м как следует подготови ться к собранию . Вы ступить ж е вроде бы и надо. И что ж е? Тов. С отникоз п овторял «зады » тех полож ен ий, что вы ска­ зы вал главны й агроном , ж ал о в ал ся на бы товы е неурядицы на селе, сл а­ бую постан овку культурно-м ассовой работы* Он п ространн о толковал неисправны х к олодц ах и м остах м едленны х тем п ах электриф икац ии о тдален ны х деревен ь и т. д. Д ействительно, культурно-бы товое о бсл уж и ван и е рабочи х со вх о за пока о ставл яет ж ел ать лучш его. Д а ж е новом зам еч ател ьн о м Д о м е ку л ьту ­ ры р а б о та— на низком уровне. А кто в ответе? Т ов. С отников пы тался найти виновны х, так сказать , на стороне: отдел культуры , ди рекци я со вх о за и другие... А сам п р ед сед а­ тель сельсовета? Р а зв е не его пря м ая обязан н ость с пом ощ ью деп у­ тато в и акти ви стов-общ ествен н и ков ПРИВОДИТЬ В ПОрЯДОК КОЛОДЦЫ И МО' сты , строи ть клубы и н а л аж и в а ть к у льтурй о-м ассовую работу? Кто к о гд а сиял с сельсовета заб о ту строи тельстве бань и други х бы то­ вы х учреж дений? Т ов. С отников, н адо полагать, успел вним ательн о прочитать п о ста­ новление Ц К К П С С «О практи ке проведения парти йны х собраний в Я рославской городской партийной орган и зац и и » и до л ж ен п р едставл ять себе, что речи во о бщ е, разговоры р ади п ротокола н ах о д ятся в вопию щ ем противоречии с духом и буквой этого п остановления. Ц ен­ тральны й К ом и тет требует, чтобы каж ды й ком м унист активно у частво­ вал в р аботе, п ро явл ял настойчи­ вость и инициативу, четко зн ал свои персон альны е обязанн ости и хорош о их исполнял. П р а в д а , в одном тов. С отников прав. И не только он — многие ком ­ мунисты ж ал о в ал и сь на электри ф и ­ каторов из 51-й мехколонны . — Н ет сил, никакой управы не найдеш ь на эту м ехколонну, — с горечью Говорил ди ректор И. ф. С еробабин. — П о три года ведут электри ф икац ию „деревень. М ы , орЬ- сим: дай те своего технического р у ­ к оводи теля, и наши электри ки быст­ ро зак о н ч ат подклю чение. Обещ ают,, заверяю т, но не даю т... ^ О тчетн о-вы борное собран ие в- сов­ хозе «Б ерезовский» прош ло органи­ зован н о, четко. С остоялся серьезный, принципиальны й разго во р по в а ж ­ нейш им вопросам р азви ти я хо зяй ­ ства, культуры , партийной работы . К ом м унисты в своем постановлении нам етили конкретны е меры дальн ей ­ ш его п од ъем а всех отраслей х о зяй ­ ства, достойной встречи ленинского ю билея. — М ы , ком м унисты ,— беспокойны е лю ди, — говори ла М . М . К рю чкова в отчетном д о к л ад е, — К аки х бы успехов мы ни добились, говорим : м ало, м ож но сд ел ать больш е, лучш е. В м есте с огромной наш ей страной мы встали на ленинскую трудовую вах ту . У дарны й тр у д — вот наш по­ дар о к столетию со дн я рож ден и я В. И . Л ен ина. И. БЛАНДОВЦЕВ, соб. корр. «Ленинского знамени». ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА С Е Л Ь С К И Х А В Т О Т Р А С С ПЕРВЫЕ ШАГИ ДОРТРЕСТА «ОБЯМЕЖКОЯХОЗСТРОЯ» Б ез м алого д в а года н азад при «О блм еж колхозстрое» был создан дорож но-строи тельны й трест. Н а зн а ­ чение его — на средства колхозов строить, в сельской местности дороги с тверды м покры тием . С трои тельство так и х дорог вполне окуп ает себя. В от пример. К олхоз «К расны й О ктябрь» Д обринского района — крупное м ногоотраслевое хозяй ство. "Перевозки продукции здесь больш ие. Н о и з-за отсутствия благоустроенн ого п о д ъ езд а к цен­ тральной у садьбе — селу П арш и - новке — от потерь и порчн сельско' хозяйственной продукции при пере­ возке по плохим до р о гам артель еж егодн о терпи т убы тки в р азм ере 65— 70 ты сяч рублей. З а эти деньги м ож но построить килом етр асф ал ъ тированной дороги с необходимым и ж елезобетон ны м и сооруж ен и ям и . И п равлени е охотно согласилось стр о ­ ить дорогу. З а сравни тельно небольш ой срок наш трест вы рос в довольн о к р у п ­ ную органи зац ию . В рай он ах обла­ сти создан о ш есть дор ож н о -стр о и ­ тельны х управлений —. ДСУ . В их расп оряж ен и и около 60 тракторов, 20 скреперов и много прицепных катков, 15 автогрейдеров. В селе Д он ском трест им еет свой асф альтобетонны й зав о д . М инувш ей зимой предпри яти е бы ло рекон стру­ ировано. Р аб о т а печей с ж идкого топ ли ва переведена на электри чест­ во. В нынешнем году предпри яти е п рои звело д л я строителей сельских дорог свыш е 41 ты сячи тонн асф ал ь­ та — вдвое больш е прош логоднего. В честь 100-летия со дн я р ож ден и я В. И. Л ен и н а коллектив треста брал о б язател ьство — вы полнить годовой план рабо т в ко л х о зах к 1 декаб р я. С этой задачей мы справи ли сь зн а­ чительно раньш е. З а 10 м есяцев по­ строено 37 килом етров дорог с твер ­ ды м покры тием при годовом плане 34. Н а пр о кл адке новы х авто м аги ­ стралей Д С У освоили три м иллиона рублей. О собенно хорош о п о р або тал кол­ лектив У см анского дорож н о -стр о и ­ тельн ого управлени я: Он ведет ас­ ф альтирован ную дорогу из районно­ го центра в Б ерезн яговку через З а ­ вальное И Г рачевну. З н ачи тел ьн ая часть дороги здесь у ж е построена. С оценкой «отлично» при нят от Д о б ­ ринского Д С У участок автом аги ст­ рали Д о б р и и к а — Т алицкий Ч ам - лы к. Н ад еж н о е сообщ ение с Л ипецком получил колхоз имени К и рова Л и ­ пецкого района — из села Н оводм и- триевка п ролож ен а асф ал ьти р о ван ­ н ая до р о га до авто м аги стр ал и Л и ­ пецк — Е лец через Б руслан овку. С троители идут дальш е, к сел’у П руж ин ки , где р асп олож ен а цен­ тр ал ьн ая у садьба колхоза имени К ар л а М аркса. У наш его треста больш ие пер­ спективы , много зак азо в. Уж е сейчас мы готовим ся к том у, чтобы в з а ­ верш аю щ ем году пятилетки проло­ ж ить в сельской м естности 50 кило­ метров путей и освоить на их строительстве 3 м иллиона 900 тысяч рублей. Н едавн о о р ган и зован о еще одно Д С У— з Ч аплы гинском районе, п ланируется создан и е такого уп р ав­ ления в Л еб ед ян и . В У смани нам е­ чено построить асф альтобетонны й заво д , проект которого уж е р а зр а ­ баты вается. Все это хорош о. Н о п ракти ка строи тельства дорог в сельской ме­ стности вы двинула перед нашим трестом р я д весьм а важ н ы х проблем. И звестно, что асф альти рован н ое по­ кры тие гораздо надеж н ее и до л го ­ вечнее щ ебеночного основан ия. О д­ нако руководители колхозов имени К ом интерна и «П ам ять И льича» Д о л горуковского района и некото­ ры х других хозяй ств о тказы ваю тся от асф альтобетонн ого покры тия строящ и хся дорог, м отивируя это ж елан и ем за те ж е средства скорее получить п р о езд тран сп о р та по щ е­ беночному основанию . Т акой о тказ экономическим и со­ ображ ен и ям и не о п р авдан . См етная стоим ость к аж д о го квад р атн о го ме­ тра асф альтобетонн ого покры ти я на д о р о гах Д олго р у ко во — К расаты - новка и Д о л го р у к о во — С трелец — К ази н к а — 2 рубля 43 копейки. П ричем мы гаран ти руем м иним аль­ ный срок служ бы однослойного по­ кры ти я до первого рем он та — пять лет. Еж егодны й ж е износ щ ебеноч­ ного основания со ставл яет 1 рубль 8 копеек на каж ды й квадратны й м етр. И это без учета повыш енны х р асходов на п о д держ ан и е таки х до­ рог в п роезж ем состоянии. К аж д о м у до л ж н о бы ть понятно, что го р азд о вы годнее иметь посто­ янную дорогу, чем такую , которую каж ды й год н адо рем онтировать, вк л ад ы в ая средства, о твл ек ая на это рабочую силу. Н ад о н адеяться, что руководители Д олгоруковского рай­ она сумею т убеди ть председателей колхозов в ц елесообразности строи­ тельства дорог с асф альтобетонны м покры тием . С ооруж ен ие дорог м еж д у н ачаль­ ным и конечным пунктам и в боль­ ш инстве случаев оп ределяет предсе­ д ател ь ко л х о за, руководствуясь сво ­ ими личными со о браж ен и ям и . По задан н о м у п редседателем колхоза направлению институт «Л ипецккол- хозпроект» делает геодезическую съем ку 1— нивелировку, измерение углов и длины трассы и на основа­ нии этого составляет проектно-см ет­ ную докум ентацию . П ри таком подходе к пролож ению дорог в плане неизбеж ны ошибки и д а ж е грубы е просчеты, которы е в будущ ем исправить нельзя. Д ел о в том, что правильное пролож ение будущ их автом агистралей в плане и в проф иле и ее п арам етры могут бы ть определены только путем сравнения нескольких вари ан тов. П ри этом долж ны учи ты ваться сте­ пень р азви ти я района, по котором у п ро кл ады вается дорога, слож и в­ ш ийся и перспективный грузообо­ рот, стоим ость строи тельства и сроки его окупаем ости, расходы на содерж ан и е м агистрали. Иными словам и, со ставл ен и й проектно­ сметной докум ентаци и на строи тель­ ство дорог до лж н ы п редш ествовать подробны е технико-эконом ические изы скания. В озглави ть эту работу, по наш ем у мнению, м ож ет област­ ное управлени е по строительству и рем онту дорог. А втотрассы — дорогостоящ и е ин­ ж енерны е сооруж ен и я. И не каж ды й колхоз имеет возм ож н ость в течение года оплати ть из своих средств стоим ость постройки трех-четы рех и д а ж е двух килом етров дороги с асф альтобетонны м покры тием . П о­ этому к строительству автом аги ­ стралей при ступаю т в первую оче­ редь экономически более крепкие колхозы . В от и получается, что сей­ час по всей области наш трест строит много коротки х отрезков до­ рог, что, конечно, не реш ает общей задачи ликвидаци и бездо р ож ья. Д а и тресту это невыгодно, потому что мы распы ляем рабочую силу и технику на м нож естве объектов. А не лучш е областном у "управлению сельского хо зяй ства объединить средства колхозов и н ап р ави ть их на строительство дорог большей протяж енн ости, по наиболее в а ж ­ ным н аправлени ям ? К стати , в авгу ­ сте нынешнего года облисполком при нял по этом у вопросу сп ец и аль­ ное реш ение. О дн ако оно пока не вы полняется. А втом оби льн ая дорога — «ин тер­ национальное» инж енерное соору­ ж ение. Ею пользую тся все, н езави ­ сим о от того, кем и на каки е сред­ ства она построена. Д ороги м огут проходить не только по зем лям кол­ хозов, но и по терри тори ям совхозов, промыш ленны х предприятий. Н есм о­ тр я на это, зак азч и к ам и на строи­ тельство дорог вы ступаю т только колхозы и только на те участки доро­ ги, которы е п р о х о д ят по их зем лям . Участки дорог,' построенны е по за­ к азам совхозов и других органи за­ ций, в план дорстрой треста «О бл- м еж колхозстроя» не вклю чаю тся. К чему это приводит? Н аличие мно­ гих заказчи ко в на одной и тон ж е дороге неизбеж но со зд ает трудности в расчетах и в реш ении вопросов производственны х связей зак азч и ­ ков с п одрядчи кам и. Все это вызы­ в ает необходим ость иметь п о д р яд­ чику о д н о го ^ зак азч и к а. В районах у Д С У наш его треста заказчи кам и долж ны быть районны е уп равлени я сельского хо зяй ства. А в области у наш его треста и дорстрой треста М и­ нистерства строительства и эксплуа­ тации автом обильны х дорог РС Ф С Р заказчи кам и д олж ны вы ступать или областное управлени е сельского хо­ зяй ства, или областное управлени е строительства и рем онта дорог. К оллектив наш его треста испыты­ вает н р яд других трудностей в ра­ боте. И звестно, что авто м аги стр ал ь д аж е с самы м вы соким типом по­ кры тия немы слим а без искусствен­ ных сооруж ений в пониж енны х ме­ стах и через водотоки. В «О блм еж ­ колхозстрое» н ал аж ен о п рои звод­ ство ж елезобетон ны х колец специ­ ально д л я строи тельства дорог. Мы их ш ироко прим еняем . Н о эти коль­ ца не везде используеш ь. Н а неко­ торы х у частк ах строящ и хся дорог требую тся м осты . М еж ду тем во­ прос о строительстве мостов на д о ­ рогах области д о сих пор не решен. П отом у ч т о . на п редпри яти ях строй­ индустрии не н ал аж ен вы пуск мо­ стовы х конструкций. Н адо п од ум ать над тем, к ак лучш е реш ить эту про­ блем у: или строить спец иали зиро­ ванный за в о д по изготовлению эле­ ментов сборны х ж елезобетон ны х м о ­ стов, или вклю чить эти элем енты в ном енклатуру заво д о в треста «Ж е­ лезобетон». Э то т вопрос нельзя от­ кл ад ы вать. И еще. Д л я успеш ного выполне­ ния план а будущ его года наш ем у тресту потребуется не менее 300 ты ­ сяч кубом етров щ ебня. В этом* году при «О блм еж колхозстрое» откры лся крупный Голиковский к арьер. И м е­ ется несколько м елких кам енны х карьеров при кирпичны х зав о д а х си­ стемы «О блм еж колхозстроя». Н о все они* н е-о бесп еч ат и половины нашей потребности в щ ебне. Вы ход один— Надо у вел и чи ть добы чу щ ебня за счет переработки конверторны х ш ла­ ков на Н Л М З , которы е в настоящ ее врем я не использую тся. П. ХРОМОВ, главный инженер дорстройтреста «Облмежколхозстроя». (Корр. ТАСС). Б ел го р о д. „ПОЕЗД В РЕВОЛЮЦИЮ" Н а закон чи вш ем ся на дн ях в Л ей п ц и ге X II М еж д у н ар о д н о м ф е­ сти вал е доку м ен тал ьн ы х и к о р о т­ к о м етр аж н ы х ф и льм ов вы сш ую н агр ад у — « Зо л о то го голубя» п о . л учи ла в числе других картин а Ц ентральной студи и докум ен­ тал ьн ы х ф и льм ов «П о езд в р ево ­ люцию ». В ней р асск азы в ается о собы ти ях, связан н ы х с в о зв р ащ е­ нием В. И . Л ен и н а в Россию в апреле 1917 года И сп ользуя кинохронику тех л ет, авто ры ф и льм а п о казы ваю т собы ти я во вр ем я п р о езд а Л ен и н а через воюющ ую Е вроп у. К арти н а п ер ед ает револю ц ионное н астр о е. ние того врем ени, полож ен ие дел в Герм ании и в самой России, ож и давш ей при езда Л ен и н а. — З а д у м ы в ая эту лен ту, — говорит реж иссер В. М и кош а, — мы столкнулись с нем алы м и труд­ ностям и. С охран и лось всего не­ сколько ф отограф ий В ладим и ра И льича того врем ени. Н а пом ощ ь приш ли И н ститут м ар к си зм а-л е­ нинизм а при Ц К К П С С , Ц ен­ тральный государственны й архив киноф отодокум ентов С С С Р . Бы ли использованы так ж е м атериалы ар х и ва С токгольм ского городско­ го м узея. (Корр. ТАСС). М осква. Ф ЛИГ Далеко за пределами области известна продукция гразинских пищевиков. Концентраты, кукурузные палочки, различные специи охотно приобретаются в магазинах покупателями. Коллектия комбината прилагает много сил и анергии, чтобы сделать свою продук­ цию еще более высококачественной, укрепить славу заводской марки. Встав на вахту в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, грязинцы решили освоить еще не сколько видов изделий, досрочно завершить пятилетний план. НА СНИМКЕ ВНИЗУ: начальник смены Нина Рассадневэ |слева)и машинист автоматов Раиса Блохина проверяют продукцию перед отправкой. Недавно коллектив ателье «Север» липецкого завода «Рембыттехника» освоил капитальный ремонт домашних холодильников. Здесь установлена специальная аппаратура, позволяющая производить ремонт. НА СНИМКЕ СПРАВА: механик Герман Александрович Ле бедев за ремонтом холодильного агрегата. Фото И. Воронова, Ю. Клюева 1 декабря исполнилось 10 лет со дня подписания договора об Антарктике. Главная мысль этого документа заключается в том, что «в интересах всего человечества Антарктика должна ...использо­ ваться исключительно в мирных целях и не должна стать ареной или предметом международных разногласий». Договор закрепляет также свободу научных исследований в южной полярной области. Эти два основных положения отвечают интересам дальнейшего изу­ чения и освоения Антарктики и развитию дружественного сотруд­ ничества между народами. К — почти полм иллиона к вад р атн ы х килом етров .— зан им аю т гром ады горны х хребтов вы сотой от д ву х до пяти ты сяч м етров н ад уровнем оке­ ан а. А на побереж ьях, среди бес­ крайних лед яны х просторов, рассы ­ пались многочисленны е кам енны е «оазисы » нагреты е солнцем ост­ ровки скали сты х сопок. Т ако во « ли ­ цо» А н тарктиды . С колько тайн р аск ры ваю т геологам эти «оазисы » и горы! О б н аж ен ны е скалы , отш л и ф о ­ ван ны е древним и ледникам и, напри- И зучением сурового м атери ка з а - I мер, р асск азы ваю т геологам о мно- н и м али сь одн оврем ен но исследовате- гообразии процессов ф орм ирования ♦V АК РА З В И В А Е Т С Я со тр у д ­ ничество учены х в и ссл едо ва­ нии ш естого континента? I ли других стр ан— США , А встралии, I горны х пород, пом огаю т ученым про- К аковы успехи, до сти гн уты е за м и­ нувш ие 10 лет? Н а эти вопросы корреспон ден та ТАСС ответил один из первы х ис­ следо вател ей А нтарктики, зам ести ­ тел ь н ачал ьн и к а Г лавн ого у п р авл е­ ния ги др о м етео сл уж бы Герой С овет­ ского С ою за Е И . Т олстиков. . — С н ач ал а нем ного историк. — с к а за л Евгений И ванович. — А н­ тарктика — су р о вая и д а л ек а я — неизм енно п ри вл екал а к себе вни­ м ан ие ученых всего м ира. И лиш ь в 50-х го дах наш его столети я н ачал о сь ее систем атическое изучение. В 1955 году советские и ссл едо ва­ тели заяви л и о создании первых станци й на ш естом континенте. В 1956 году бы ла со зд ан а о бсер вато ­ рия М ирный и станци и П и о н ер ск ая и О ази с. З атем п о сл ед о вал поход к геом агн и тн ом у полю су и р ож д ен и е станции «В осток», откры ти е полю са х о л о д а, «покорение» полю са н ед о ­ ступности. Ф ранц ии. Японии, Н орвегии. Арген- чи тать новы е страницы геологиче- гины, Чили и т. д. Р аб о ты проводи - I ской истории этого континента, срав- дальнейш ие коллективны е усилия в изучении м атери ка загад о к . Т ак н а ­ чал д ей ство вать специальны й ком и­ тет антаркти ческих исследований (С К А И ), созданны й М еж д у н ар о д ­ ным советом научны х сою зов. Ученые разн ы х стран, работавш и е в А н тарктиде, м огут горди ться тем, что именно р езу л ьтато м этого со­ трудничества стал договор об А н тар ­ ктике. 1 д ек аб р я 1959 го да его п о д­ п и сали в В аш ингтоне представи тели д в ен ад ц ати государств, о сущ ествляв­ ш их антаркти ческую програм м у М ГГ. Х очется о стан ови ться на н екото­ рых, наиболее важ ны х, на мой в згляд , п ун ктах этого д оговора, м ате- в этот район р ади оакти вн ы х риалов». Ч то ж е к асается свободы научны х исследований и ш ирокого сотрудн и ­ чества в этой области, то договор закр еп и л такую практи ку, отм етил Евгений И ванович. И стори я научного сотрудничества в А н тарктике зап олн ен а ярким и ф а к ­ там и м уж ества, товарищ еской в за ­ им опомощ и. У полярни ков ещ е све­ ж а в п ам яти эпопея спасения бель­ гийских исследователей. ...С игнал тревоги во р вал ся в м ир­ ный перестук м орзянки : в н азн ачен ­ ный срок не верн улся на б азу сам о ­ лет бельгийской антаркти ческой эк с­ педиции. С п асател ьн ая парти я, вы- м ногодневны е поиски увен чались у с­ пехом. В зн ак при знательности за спасение бельгийцев именем со вет­ ского летчика В. П ерова бы ло р е­ ш ено н азв ать одну из верш ин в р ай ­ оне К ристальны х гор, где были н ай ­ дены бельгийские полярники... Л ю дей в А н тарктике сб л иж ает не только радио, но и личны е контакты . А м ериканские, австралий ские, яп он ­ ские исследователи на своих л ед о ­ кольны х су дах и сам олетах с д р у ж е ­ ским визитом бы ваю т на советских станци ях. С оветские полярники с о ­ верш аю т полеты на иностранны е ис­ следовательские базы . В составе со­ ветских антаркти ческих экспедиций в разны е годы успеш но р аботали М Е Р И Д И А Н А М И Д Р У Ж Б Ы лись по п рограм м е М еж ду н ар о дн о го геоф и зического го да, которы й оф иц и­ ально н ачал ся 1 ию ля 1957 года. Т рудн о переоц ен ить зн ачени е с о тр у д ­ ничества, н ал аж ен н о го в это врем я. З а эти годы человечество у зн ал о об А н тарктике больш е, чем за всю предш ествую щ ую историю ее иссле; д о ван и я. Д а ж е лю дям несведущ им А н таркти ка не п р ед став л яется т е ­ п ерь «белым пятном ». С тал о известно, что прим ерно че­ ты ре проц ен та территории м атер и ка нить его с другим и м атери кам и ю ж ного п олуш ари я. А сколько ин те­ реснейш их исследований провели зд есь биологи и м едики, м етеорологи и гидрологи — лю ди сам ы х разны х профессий! К ак нигде на зем ном ш а­ ре, в А н таркти де м ож но сд ел ать сам ы е неож и дан ны е откры тия. — В от почему, — отм ети л Е. И . Т олстиков, — после оф иц иального окончани я М Г Г учены е приш ли к еди н огласн ом у м нению : необходимы с к азал Е. И . Т олстиков. П о к азател ен тот ф ак т, что м ирное использование ю ж ного м атери ка — одно из о сн ов­ ных полож ен ий до го во р а. В статье 1 говори тся: «А н тарктика используется только в м ирны х целях. З ап р ещ аю т­ ся, в частности, лю бы е м ероприятия военного х ар ак тер а, таки е, как со з­ дан и е военны х б аз и укреплений, проведение военны х м ан евров, а т а к ­ ж е испы тание лю бы х видов оруж и я». Д оговор зап р ещ ает в А н тарктике «лю бы е ядерны е взры вы и удален и е ш едш ая на поиск по станции Б о д у ­ эн, потерп ела аварию и вы н уж ден а бы ла верн уться. И тогда на пом ощ ь бельгийским полярни кам из М ирного вы летел лы ж н ы й сам олет «Л И -2» под управлением известного п о ляр­ ного летчи ка В иктора П ерова. И з-за плохой погоды летчикам приш лось зан о ч евать на австралий ской стан ­ ции М оусон. З д есь ж е пополнили зап асы горю чего. С лед ую щ ая п о сад ­ ка — япон ская станци я Снопа. О т­ сю да — курс на Б одуэн... Т рудны е ученые Б олгарии , Г Д Р , Венгрии, П ольш и, Румы нии, Ч ехословакии, а так ж е Англии и Ф ранции. П остоянно обм ениваю тся спец иали стам и совет­ ские и ам ериканские экспедиции. П рим еров такого сотрудничества м ож но привести м нож ество, сказал Евгений И ванович. Б ез них, р азу м е­ ется, не были бы столь эфф ективны и научны е исследования. Н апом ню лиш ь об одном . В С оветском С ою зе впервы е в мире издан атл ас А н тарк­ тики. В него входят обзорны е гео ­ граф ические карты ш естого конти­ нента. В нем о траж ен ы итоги иссле­ дований А нтарктики в области ф и ­ зики верхних слоев зем ной атм о сф е­ ры, полярны х сияний, зем ного м аг­ нети зм а, сейсмических явлений. О т­ дельны е разделы вклю чаю т карты ф изико-хим ических свойств воды , со­ д е р ж ат сведения о распределении основны х групп ж ивотны х и р асте­ ний и т. д. Конечно, такое издание н евозм ож н о бы ло без обобщ ения данны х, полученных и советским и, и зарубеж н ы м и экспедициям и. Значени е д оговора вы ходит дал ек о за рам ки чисто антаркти ческой про­ блемы, подчеркнул в заклю чение Е. И . Т олстиков. О бщ ий дух стрем ­ лен ия к сотрудничеству, ж елан и е и з­ б еж ать возм ож ны х конф ликтов по­ зволили п редстави телям разн ы х стран согл асо вать чрезвы чайно слож ны й вопрос и о территориальны х претен­ зи ях. Д оговор не д ает терри тори аль­ ны х преим ущ еств ни одной из стран, участвующ их в нем. А н тарктика стал а зоной мира. З десь, на сам ом холодном м атерике наш ей планеты , где тем п ература д о ­ ходит до 88 градусов м ороза, п р ед­ ставители государств с разны м и со­ циальным и систем ам и, ученые с р а з ­ личным м ировоззрением установили самы е теплы е, друж еские отнош е­ ния. А н тарктика стал а континентом прочного и доброго м еж ду н ар о д н о ­ го сотрудничества. Л. БЕРНАСКОНИ. (Корр. ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz