Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

Б ноября 1969 г., >6 260 (12 515) Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ В Ы Д А Ю Щ И Й С Я ЭКСП Е РИМ ЕН Т В КОСМОСЕ (Окончание. Начало на 1-й стр.). невра сближения с использованием автономных бортовых средств опре­ деления динамики взаимного пере­ мещения сближающихся кораблей, а также отработана методика взаимо­ действия экипажей при выполнении маневров сближения; < получен большой статистический материал по расходам топлива при выполнении разнообразных маневров с использованием различных мето­ дов ориентации;. получен обширный материал по наиболее рациональному распределе­ нию функций между человеком и ав­ томатикой при управлении кораблем, необходимый для выполнения раз­ личных задач в космосе. Следует остановиться еще на од­ ном, очень важном результате —• взаимодействии наземных и морских командно-измерительных пунктов, группы управления полетами и эки­ пажей кораблей. В этой группе управления оказы­ вали помощь автоматические сред­ ства отработки — различные счетно- решающие запоминающие и управля­ ющие устройства. В заключение В. А. Шаталов от­ мечает, что возможности космиче­ ских кораблей «Союз» по выполне­ нию маневров далеко не исчерпаны. Корабли «Союз» с их системами хо­ рошо отработаны и обладают высо­ кими эксплуатационными и техниче­ скими качествами. Они могут быть использованы как космические ла­ боратории для проведения самых различных экспериментов. На кораб­ лях «Союз» проведено уже много интересных работ по изучению ближ­ него космоса. Я глубоко убежден, что последую­ щие полеты позволят шире использо­ вать возможности пилотируемых кораблей для различных исследо­ ваний, для дальнейшего развития космонавтики. На трибуну выходит командир корабля «Союз-6» летчик-космонавт СССР Г. С. Шонин. — Я остановлюсь на некоторых вопросах подготовки экипажей к старту, переносимости факторов, действующих на участках выведения и спуска, — начал космонавт. Рабочие места в кабине корабля экипаж занимает за 2 часа до стар­ та. Это время отводится для про­ верки систем корабля н системы свя­ зи. Проверка бортовых систем осу­ ществляется в определенной после­ довательности в соответствии с графиком готовности ракетно-кос­ мического комплекса к старту. При проверке бортовых систем всех трех кораблей замечаний по их работе не было; По пятиминутной готовности производится фиксация членов эки­ пажа в креслах с помощью привяз­ ной системы. В процессе подготовки к старту экипаж непрерывно сле­ дит за прохождением команд с пункта управления. Я участвовал в космическом поле­ те первый раз, и мне хочется рас­ сказать о своих впечатлениях. Момент старта практически не­ ощутим, чувствуются только лишь небольшие вибрации корабля. Затем перегрузки начинают постепенно увеличиваться. Изменяется и харак­ тер вибраций — они становятся бо­ лее ощутимыми. Выключение пре­ дыдущих ступеней носителя и включение последующих ощущается по изменению перегрузки. Отделение ступеней сопровождается роем све­ тящихся частиц, хорошо наблюдае­ мых в йллюминаторы. На всем уча­ стке выведения- перегрузки были незначительными и не вызывали ка­ ких-либо неприятных ощущений. Наш экипаж хорошо видел по­ следнюю ступень ракеты после ее отделения. Она летела вначале со­ всем рядом с кораблем, затем по­ степенно удалилась. К сожалению, на участке выведения все съемное оборудование зафиксировано на сво­ их местах, в том числе кино- и фо­ токамеры, поэтому мы не имели возможности сфотографировать уход последней ступени. Переход к невесомости не вызвал неприятных ощущений. В эт(ч> время наше внимание было занято наблю­ дением за раскрытием антенн и сол­ нечных батарей. После выведения на орбиту мы произвели проверку рабо­ ты систем корабля, а далее — полет по программе. Программа полета была до предела насыщена различ­ ного рода исследованиями и экспери­ ментами. Все экипажи космических кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8» работали по очень уп­ лотненному графику. Наиболее ответ­ ственными этапами орбитального полета были этапы маневрирования с ручным управлением и навигаци­ онные измерения. Позвольте мне оставить возмож­ ность своим товарищам рассказать о полете на орбите. Я же, как командир экипажа, первым возвра­ тившегося на родную землю, оста­ новлюсь далее на участке спуска. Перед спуском мы внимательно осмотрели орбитальный отсек, эва­ куировали из него в спускаемый ап­ парат материалы исследований и экспериментов, а также научно-экс­ периментальное оборудование н за­ крепили все это в соответствующих контейнерах. Ранее в спускаемый аппарат мы перенесли стол сварочной установки «Вулкан» с образцами сварки. На 80 витке, продолжает космо­ навт, мы закончили все необходи­ мые операции по эвакуации и заня­ ли места в спускаемом аппарате. Нам предстояло осуществить посад­ ку с использованием ручного управ­ ления. Перед включением програм­ мы спуска я выполнил ориентацию корабля с помощью оптического ви­ зира вначале по местной вертикали, а затем по курсу. В заданное время включил программу спуска и контро­ лировал прохождение команд. Вклю­ чился двигатель, который, отработав 146 секунд, выключился. В резуль­ тате тормозного импульса орбиталь­ ная скорость корабля уменьшилась, я он перешел на траекторию полета к Земле. Через несколько минут произошло отделение орбитального и приборно-агрегатного отсеков от спускаемого аппарата и включилась система управляемого спуска. На всем участке спуска, за исклю­ чением участка наиболее интенсив­ ного торможения в атмосфере, мы имели устойчивую связь с Землей, а посЛе раскрытия основной парашют­ ной системы включился бортовой ра­ диомаяк, на который взяли курс са­ молеты и вертолеты поисково-спаса- тельней службы. Они наблюдали наш спуск. После приземления мы открыли люк, поочередно покинули спускаемый аппарат и попали в тес­ ные объятия встречающих. Заканчивая выступление, Г. С. Шонин сказал, что спуск космиче­ ских кораблей «Союз-7» и «Союз-8» происходил аналогично. После ус­ пешного выполнения всей програм­ мы полета они также приземлились в заданных районах. Конечно, для всех экипажей это были самые приятные минуты. Хо­ рошо после нескольких суток пре­ бывания в космосе вновь вернуться на родную Землю. Мне, как борт-инженеру корабля «Союз-6», пришлось принять непо­ средственное участие в выполнении уникального эксперимента по прове­ дению сварочных работ в космосе, начал свое выступление перед жур­ налистами летчик-космонавт СССР В. Н. Кубасов. Развитие космонавтики, продол­ жал он, уже сегодня ставит перед нашими учеными и конструкторами задачи, связанные с созданием боль­ ших орбитальных станций и межпла­ нетных кораблей из частей, достав­ ляемых на околоземную орбиту. В дальнейшем нужно будет решать проблемы, связанные с ремонтом космических аппаратов, находящих­ ся длительное время в полете. Та­ кие работы вызывают необходимость соединения металлов, в том числе и сваркой. Сварка как технологический процесс имеет целый ряд только ей присущих особенностей. С помощью одного н того же инструмента, до­ пустим электронно-лучевого устрой­ ства плазменной горелки, можно производить соединение различных металлов, их резку, локальный на­ грев. Наш экипаж, сказал В. Н. Куба­ сов, осуществил эксперименты по проведению сварочных работ в ус­ ловиях открытого космоса. Они бы­ ли подготовлены Институтом элект­ росварки им. Е. О. Патона Акаде­ мии наук Украинской ССР. Целью этих экспериментов явилось иссле­ дование особенностей сварки различ­ ными способами в условиях около­ земного космического пространства. При создании экспериментальной сварочной установки, которая позво­ лила бы проверить возможность вы­ полнения сварочных работ в космо­ се, ученые исходили из того, что ис­ следуемые способы сварки должны обеспечивать возможность соедине­ ния различных металлов и сплавов, применяемых при изготовлении кос­ мических аппаратов. При подготовке к эксперименту были проведены многочисленные на­ учно-исследовательские работы, по­ зволившие определить основные осо­ бенности сварки в космосе, т. е. в условиях невесомости, глубокого ва­ куума и большого перепада темпе­ ратур. На основании проведенных иссле­ дований была создана автономная сварочная установка «Вулкан», ве­ сом около 50 кг- Космонавт-инженер характеризу­ ет основные блоки, цз которых со­ стоит эта установка. Он сообщил, что «Вулкан» обеспечивает выполне­ ние автоматической сварки тремя способами: сжатой дугой (низко­ температурной плазмой), электрон­ ным лучом, плавящимся электродом. Установка также имеет устройст­ ва, позволяющие имитировать рабо­ ту ручным сварочным инструментом. Перед установкой на космическом корабле аппаратура «Вулкан» была .испытана в условиях, приближенных к космическим (вакуум, невесо­ мость), воспроизводимых в специ­ альной летающей лаборатории. Испытания проводились специали­ стами — разработчиками. В них принимал участие и я, сказал В. Н. Кубасов, уже тогда, отметил он, мне удалось совершенно четко пред­ ставить порядок работы со свароч­ ным аппаратом в космосе. Первый в мире космический свар­ щик сообщил далее, что сварочный узел установки «Вулкан* был смон­ тирован в орбитальном отсеке ко­ рабля «Союз-6», а пульт для дистан­ ционного управления размещался -в кабине корабля. С тонким знанием деталей беспри­ мерного эксперимента он охаракте­ ризовал порядок его выполнения. Перед началом сварки командир ко­ рабля Георгий Шонин закрыл люк- лаз в кабину корабля, и нами были выполнены операции по разгермети­ зации орбитального отсека. Спустя некоторое время, я ввел в действие сварочную аппаратуру, включая по­ следовательно все трн способа свар­ ки. Контроль сварки производился по световому табло, а также на зем­ ле по данным телеметрии. После завершения эксперимента орбитальный отсек был загерметизи­ рован. Было выравнено давление между спускаемым аппаратом и ор­ битальным отсеком, открыт люк-лаз, и мы перешли в орбитальный отсек. Там я провел работы, имитирующие ручные операции по сварке, а- Геор­ гий Шонин провел киносъемку вы­ полнения этих работ. Такой эксперимент, подчеркнул В. Н. Кубасов, необходим для опре­ деления наиболее рациональных дей­ ствий при сварке вручную в усло­ виях невесомости. Отснятый кино­ фильм позволит проконтролировать наши операции и выработать реко­ мендации к дальнейшему совершен­ ствованию методики выполнения кос­ монавтами работ с помощью свароч­ ной аппаратуры. Затем стол установки «Вулкан» был демонтирован и вместе с образ­ цами из орбитального отсека пере­ несен в спускаемый аппарат. Материалы эксперимента изучают­ ся, сказал космонавт, и его резуль­ таты будут опубликованы позже. Однако уже сейчас можно сделать некоторые выводы. Проведенными экспериментами по­ казана принципиальная возможность использования сварки металлов плавлением в условиях невесомости и вакуума космического пространст­ ва. Данные, полученные в результа­ те проведенного эксперимента, под­ твердили правильность принципиаль­ ных решений, принятых при разра­ ботке оборудования и технологии сварки в космосе, и будут использо­ ваны для совершенствования свароч­ ных устройств, работающих в кос­ мических условиях. Успешно прове­ денный эксперимент по сварке в ус­ ловиях космического полета откры­ вает дальнейшие перспективы в вы­ полнении строительных и монтаж­ ных работ в космосе. Командир корабля «Союз-7» лет­ чик-космонавт СССР А. Ф. Филип- ченко в своем выступлении останав­ ливается на вопросах управления космическим кораблем «Союз». Как уже отмечалось, в этом поле­ те экипажам были предоставлены широкие возможности по ручному управлению всеми системами кораб­ ля, говорит космонавт. Управление осуществлялось с по­ мощью двух командно-сигнальных устройств клавишного типа, распо­ ложенных с двух сторон приборной доски. Эти устройства обеспечивали выдачу команд в системы и конт­ роль нх исполнения, определяемый по загоранию сигнализаторов. Причем, управление системами мог осуществлять как один член экипа­ жа, используя либо левое, Либо пра­ вое командно-сигнальное устройство, Так и два члена экипажа. Коман­ дир корабля находился в централь­ ном кресле и мог осуществлять уп­ равление с одного или с другого командно-сигнального устройства. Управление можно было осущест­ влять двумя способами: либо вклю­ чать ту или иную программу с пуль­ та и далее контролировать ход ее выполнения, либо все команды вы­ давать с командно-сигнального уст­ ройства вручную. В этом полете, подчеркивает ко­ мандир корабля, в основном приме­ нялся второй способ управления. Для ручной ориентации корабля в задан­ ном направлении использовались сле­ дующие приборы: для ориентации корабля на солнце у иллюминаторов с внешней стороны были установлены теневые индика­ торы, по которым осуществлялся пер­ воначальный поиск солнца, после че- ю проводилась точная ориентация; для ориентации по вектору скоро­ сти использовались ионные датчики с соответствующим индикатором. Ориентация корабля на освещен­ ной стороне земли осуществлялась с помощью оптического визира, про­ должает космонавт. Управление корабля осуществля­ лось с помощью четырех различных двигателей. О их работе космонавт подробно рассказал участникам пресс-конфе­ ренции. С их помощью осуществля­ лись программные развороты' кораб­ ля перед входом его в плотные слои атмосферы, а также управление по крену и стабилизация относительно других осей при полете в атмосфере. С удовлетворением А. В. Филип­ пенко отмечает, что корабль в управ­ лении исключительно послушен и безукоризненно реагирует на откло­ нения ручек управления. Опыт, накопленный в результате по­ лета, позволил получить достаточно большой материал о ручном управ­ лении и в том числе об операторской деятельности космонавтов. Он будет использован при дальнейшем совер­ шенствовании космических кораблей с целью создания новых пилотиру­ емых космических систем. ... Никогда еще с этой трибуны не выступало в один день столько космонавтов-участников одного и то­ го же эксперимента. Ведь сегодня их семь человек, коллективно совер­ шавших большую слаженную сози­ дательную работу в космосе. И у каждого выступающего — своя осо­ бая тема, свой раздел исследований. Разрешите мне рассказать об экс­ периментах, связанных с отработкой методов автономной навигации в космическом полете, сказал в своем выступлении бортинженер корабля «Союз-7» летчик-космонавт СССР В. Н. Волков. На кораблях «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8» отрабатывалось несколько методов космической навигации. Одни из них основаны на измерении положения звезд относительно гори­ зонта земли, другие — на измерении положения корабля относительно на­ земных ориентиров. Для обеспечения измерений кораб­ ли были оборудованы астро-ориента- торами, автоматическими звездными датчиками, секстантами, оптическими приборами регистрации наземных ориентиров и другим оборудованием. Навигационные эксперименты, про­ веденные на кораблях «Союз-6», «Со­ юз-7» и «Союз-8», продолжал он, можно разделить на две группы: испытание различных навигационных приборов и отработка методов ав­ тономной навигации. В экспериментах первой группы оценивались возможности наблюде­ ния и опознавания навигационных ориентиров, определялись точност­ ные характеристики различных изме­ рительных приборов, а также оцени­ валась прозрачность иллюминаторов. В экспериментах второй группы выполнялась совокупность навига­ ционных измерений и определялись все параметры орбиты н элементы, необходимые для маневра корабля. При этом измерялись угловые рас­ стояния между звездами и горизон­ том Земли и Луны, период орбиты, высота полета над поверхностью Земли, определялись координаты и моменты прохождения корабля над наземными ориентирами. При проведении навигационных из­ мерений и наблюдений мне приш­ лось проводить управление кораблем с помощью ручной системы ориента­ ции, установленной в орбитальном отсеке. Корабль необычайно послу­ шен, заявил космонавт, очень четко реагирует на малейшее отклонение ручки управления. Проведенные эксперименты пока­ зали, сказал он в заключение, что принятые методы автономной нави­ гации вполне обеспечивают выполне­ ние заданных маневров в космиче­ ском полете. С вниманием собравшиеся слуша­ ют еще одного инженера-исследова­ теля — члена экипажа корабля «Со­ юз-7» летчика-космонавта СССР В. В. Горбатко. Позвольте мне в своем выступле­ нии остановиться на некоторых осо­ бенностях быта в условиях космиче­ ского полета, на функционировании систем жизнеобеспечения корабля и некоторых медико-биологических экс­ периментах программы полета. Некоторые журналисты, пытаясь определить специфику деятельности космонавта, говорят о ней как об обычной работе в необычных усло­ виях. Отчасти это правильно, осо­ бенно в отношении вопросов быта. Вряд ли кто на Земле принимает пищу «стоя на голове». В условиях йевесомости это возможно. Общеиз­ вестно: для того, чтобы хорошо ра­ ботать, нужно хорошо отдыхать, и прежде всего человек должен спать. В. космическом корабле «Союз» для отдыха, сна членов экипажей имеет­ ся диван. Можно также натянуть на специальных тросах спальный мешок и прочувствовать необычность кос­ мического сна — спать «вверх нога­ ми» и вообще занимать самые не­ обычные позы. Но мы все же ста­ рались пользоваться привычным ди­ ваном. Для того, чтобы во время сна не «всплывать», мы фиксирова­ лись специальными ремнями. В та­ ком положении отдых на диване в какой-то степени походил на при­ вычный земной. Космонавт говорит, что бортпаек каждого космонавта был рассчитан на четырехразовый прием пищи. Средняя калорийность суточного ра­ циона составляла 2600 больших ка­ лорий. Ассортимент продуктов, вхо­ дящих в бортпайки, был достаточно разнообразным. Это были обычные натуральные продукты, какие мы употребляем на Земле: мясные (го­ вяжий язык в желе, курица, рост­ биф), молочные (кофе, какао), кон­ дитерские изделия (конфеты, цука­ ты), хлеб (столовый, рижский, бо­ родинский), а также различные фруктовые соки. Условия, созданные в корабле, близки к комфортным. В полете нам пришлось выполнить ряд медико-биологических экспери­ ментов, направленных на дальней­ шее изучение приспособительных ре­ акций организма человека к факто­ рам космического полета, и прежде всего к невесомости. Нами контро­ лировались частота дыхания и энер- готрагы при выполнении различных операций в условиях невесомости, производился замер артериального давления и частота пульса, изуча­ лось влияние дозированной физиче­ ской нагрузки на величину артери­ ального давления. Как и в предыду­ щих полетах, проводилось изучение влияния невесомости на вестибуляр­ ный аппарат. Значительное место было отведено изучению состояния таких психофизиологических функ­ ций, от которых зависит качество выполнения многих рабочих опера­ ций. Эти исследования проводились на специально разработанной для усло­ вий космического полета аппарату­ ре и позволили получить ценные экспериментальные данные о таких функциях, как память, внимание, пе­ реключение внимания. Кроме этого, изучались различные двигательные реакции и пропускная способность зрительно-двигательного анализато­ ра. Учитывая, что все указанные ис­ следования проводились сразу на семи космонавтах, полученные дан­ ные, несомненно, представляют большой научный и практический интерес. В заключение В. В. Горбатко го­ ворит: «Союз» — это современный, перспективный, многоцелевой косми­ ческий корабль, предназначенный для решения широкого круга народ­ нохозяйственных и Научных задач. Большое спасибо создателям этих замечательных кораблей. Борт-инженер космического кораб­ ля «Союз-8» летчик-космонавт СССР А. С. Елисеев сказал в своем вы­ ступлении, что одним из важных разделов программы полета трех пи­ лотируемых космических кораблей являлись такие научные исследова­ ния, как: изучение геолого-географи­ ческих объектов земной поверхно­ сти, исследование спектральных яр­ костей и контрастов поверхности Земли в видимой области спектра, метеорологические исслед о в а н и я, спектро- и фотометрирование гори­ зонта Земли. О некоторых экспериментах космо­ навт, имеющий уже опыт двух поле­ тов, рассказал подробнее. За время полета, сказал он, про­ водилось фотографирование с трех кораблей выбранных районов терри­ тории Советского Союза, в том чис­ ле хорошо изученных в геолого-гео­ графическом отношении. Одновре­ менно осуществлялась аэрофотосъем­ ка этих же районов группой само­ летов с разных высот. Сравнение этих снимков с результатами рабо­ ты геологических, геоботанических и других экспедиций позволит разра­ ботать методику использования снимков, полученных из космическо­ го пространства, при решении раз­ личных задач, связанных с геологи­ ческим картированием и изучением природных резервов Земли. Одновременно с фотографировани­ ем выбранных районов проводилось исследование спектральных яркостей и контрастов поверхности Земли в видимой области спектра, исследова­ ния различных поверхностей (снеж­ ный покров, пустыня, море, лесные массивы, участки степей и т. д.) да­ дут возможность классифицировать их по типам в зависимости от спек­ тральной яркости. Результаты этих исследований нужны для выбора оп­ тимальных условий фотографирова­ ния различных геолого-географиче­ ских объектов, а также для разра­ ботки методики распознавания раз­ личных типов поверхности по фото­ материалам, телевизионным изобра­ жениям и данным спектральных из­ мерений. Экипажами была выполнена серия метеорологических исследований. В частности, с трех кораблей произво­ дилось наблюдение за возникнове­ нием различных облачных образова­ ний и тайфунов, их развитием и пе­ ремещением. А. С. Елисеев особо остановился на таком интересном научно-техни­ ческом эксперименте, как сеанс свя­ зи космического корабля «Союз-8» с центром управления через советский спутник связи «Молния-1». Он был проведен при нахождении корабля вне зоны радиовидимости наземных центров Советского Союза. Я участвовал в космическом поле­ те второй раз, заключил свое вы­ ступление А. С. Елисеев. По сравне­ нию с первым полетом эмоциональ­ ное восприятие, мне кажется, было значительно более спокойным, но чувство ответственности было неиз­ меримо выше. Полет выполнен. Мы работали значительно продуктивнее, чем в первом полете, так как внима­ ние не отвлекалось уже знакомыми явлениями. Повторные полеты кос­ монавтов, безусловно, себя оправды­ вают, и их следует практиковать и далее. Затем космонавты и ученые отве­ тили на вопросы журналистов. (ТАСС). З А Я В Л Е Н И Е Ч Л Е Н А В Е Р Х О В Н О Г О Р Е В О Л Ю Ц И О Н Н О Г О С О В Е Т А СОМАЛИ МОГАДИШО, 4 н о я б р я . (ТАСС). Верховный революцион­ ный совет (ВРС) Сомалийской Демократической Республики бу­ дет осуществлять законодатель­ ные функции, пока не сложится благоприятная обстановка и не наступит время для беспристра­ стных всеобщих выборов, во вре­ мя которых можно будет избрать демократический законодатель­ ный орган. Это заявил в нн- терзью радио Могадишо член ВРС капитан Омар Гасе. Вместе с тем ВРС будет ведать вопроса­ ми обороны, и до избрания чле­ нов и главы верховного суда ему будет принадлежать юриди- ческа.я власть. На вопрос о том, каковы пол­ номочия новых секретарей, из которых недавно сформировано правительство, капитан Гасе от­ ветил, что новый кабинет будет функционировать как исполни­ тельный орган. Н А Г Е Н Е Р А Л Ь Н О Й А С С А М Б Л Е Е О О Н НЬЮ-ЙОРК, 4 ноября. (ТАСС). Генеральная Ассамблея ООН вче­ ра начала рассмотрение проектов резолюций о восстановлении за­ конных прав КНР в ООН. Один из проектов, внесенных на обсуж­ дение. представлен группой раз­ вивающихся стран, а также Ру­ мынией и Албанией. На утреннем пленарном заседа­ нии выступили представители Камбоджи и Тайваня. Представи­ тель Камбоджи указал на неза­ конность пребывания в ООН чан- кайшистов и призвал " делегатов проголосовать за проект резолю­ ции группы развивающихся стран, предлагающих восстановить за­ конные права КНР вЮОН. В Ч Е С Т Ь С О В Е Т С К И Х К О С М О Н А В Т О В НЬЮ-ЙОРК, 4 ноября. (ТАСС). Советские космонавты Г. Т. Бе­ реговой и К- П. Феоктистов, на­ ходящиеся с визитом в Соединен­ ных Штатах, прибыли вчера в город Нью-Йорк, который являет­ ся заключительным этапом в их поездке по стране. ЧИТАТЕЛЬ ОБРАЩАЕТСЯ В ГАЗЕТУ Когда бухгалтер В. Селеменев уходил в отпуск, председатель завкома Н. Шаганов вручил ему бесплатную путевку на курорт. Как старейшему работнику Елец­ кого завода красного кирпича. Как инвалиду Великой Отечест­ венной войны. «Лечение и отдых в Кисловод­ ске прекрасны! — пишет Василий Васильевич. — Такое доступно каждому лишь в нашей стране Советов. Мне хочется от всего сердца поблагодарить за заботу о людях родную Коммунистиче­ скую партию. В ответ на это пос­ тараюсь работать еще лучше». Подобные письма приходят в редакцию ежедневно. Но в пред­ дверии октябрьских праздников их, как правило, особенно мно­ го. Некоторые авторы прямо увя­ зывают высказываемые мысли и чувства с наступающей славной датой. Как, например, ветеран войны Тихон Сергеевич Пятниц­ кий и его товарищи. «Просим поздравить с 52-й годовщиной Октября тех, кто день и ночь ра­ ботает, чтобы нам жилось лучше. Спасибо партии и правительств/ за воспитание таких людей!» «Та­ кие люди» — это сотрудники Демкинского дома инвалидов, что в Чаплыгинском районе. Да, велики права и преимуще­ ства, завоеванные народом более полувека назад. Но, согласитесь, практическое их осуществление в каждом отдельном случае дейст­ вительно зависит от вполне конк­ ретных людей, от их человеческих и деловых качеств. Вот почему тот, кому доверено решать большие и малые вопросы, всегда должен быть, что называется, на высоте. Т. Торшина давно уже на пен­ сии. Но когда появилась нужда, обратилась по прежнему месту работы — в ремонтно-строитель­ ное управление (начальник В. Озе­ ров). Здесь ее встретили привет­ ливо, обещали непременно по­ мочь. «На завтра же привезли материалы, пришли отделочники. И работа закипела. Через три дня я не могла узнать свою квартиру — до того она стала уютная и красивая». И снова просьба — в честь предстоящего праздника передать товарищам материнское спасибо. Охотно передаем. Как и слояа признательности, присланные И. Лариным. Без малого сорок лет отдал железнодорожному транс­ порту Иван Фролович. Сейчас ему нездоровится, но добираться до медпункта на станции Дрязги не надо: фельдшер М. Жигульских сама безотказно приходит к нему на помощь. В любое время суток, в любую погоду. А однажды за­ метила. что в доме пациента про­ хладно. Вскоре по ее ходатайству для него завезли топливо. Почему Мария Яковлевна поступает имен­ но так, а не иначе? Как член сельсовета? Как медик? Или про­ сто как хороший человек? А за-* чем, собственно, отрывать одчо от другого?... Все хорошее, что по долгу службы или велению сердца да- Обзор предпраздничной; П О Ч Т Ы! лает каждый из нас, закономерно приобретает общественную зна­ чимость. Ведь именно в этом — начало всех начал, из этого скла­ дываются все «великие почины», рождаются славные традиции. Такие, например, как шефстао города над селом, помощь тру­ женикам полей в страдную пору. «Партком и дирекция совхоза «Лесной», — читаем в одном из писем, — благодарят коллектив Липецкого цементного завода». За что? За то, что рабочие это­ го предприятия во главе с дирек­ тором Н. Ефремовым за время вокресника убрали свеклу на пло­ щади 10 гектаров. Т. Андреевская-Васильева впер­ вые побывала в селе Донском Задонского района еще в 1952 году. Бросилось в глаза отсутст­ вие зелени. Должно быть, из-за песчаной почвы, подумалось ей. Но приехала сюда недавно — и не узнала прежние улицы: они оделись в тополя, целые аллеи стройных красавцев поднялись там, где не было ничего. Это сделано при активном участии школьников. Они и сажали дереа- ца, и любовно ухаживали за ними, и бдительно охраняли их. «Шумят донские тополя, как будто шепчут; Люди! Где бы вы ни жили — украшайте землю... Сейчас, — продолжает автор, — многие учащиеся Донской сред­ ней школы, получив образование и специальность, трудятся в раз­ личных уголках нашей области. Пусть же они и там будут ини­ циаторами благоустройства и озеленения». К сожалению, поступают и та­ кие письма, из которых явствует, что кое-где эта благородная чер­ та еще слабо прививается не >только детям, но и взрослым. 3. Вишнякова из села Крутые Хуто­ ра Липецкого района жалуется на соседей, которые порубили на ее участке молодые деревца. «А ведь я, сажая их, — пишет пост­ радавшая, — думала о том, что­ бы лучше было не одной мне». Однако, из ответов, которые да­ ют редакции сельсовет и Борин- ское отделение милиции, очевид­ но, что здесь недооценивают всей важности, всего воспитательного смысла подобных вопросов, а потому не спешат даже разо­ браться в них. Впрочем, что касается работни­ ков милиции, то сейчас в редак­ ционной почте решительно пре­ обладают положительные отзывы о них. Сказывается приближение еще одного праздника — . Дня советской милиции. Доярка Ли­ пецкой сельскохозяйственной опытной станции А. Гончарова просит поздравить с ним инспек­ тора Привокзального отделения В. Колытина. «Он еще молодой сотрудник, но работает хорошо, а главное — очень внимателен к людям, которые обращаются к нему». Сегодня мы заговорили о не­ которых наших традициях, при­ обретших всенародный характер. Еще одна из них — бережное, уважительное отношение к рево­ люционному прошлому. На письмо рабочего.строите- ля Н. Никитина, включенное а обзор «Читатель обращается в га­ зету» за 8 октября с. г , отвечает главный архитектор г. Липецка В. Прилипко: «Заовраженная часть территории южнее микро­ районов №№ 10 , 11 и 12 будет спланирована и частично засыпа­ на. На ней разместятся гаражи для легковых автомашин и пред­ полагается провести озеленение всего южного склона. Вопрос о создании пруда в Каменном Логу очень сложней и требует тща­ тельной геологоразведки, т. к. гам залегают известняки, через которые вода может уйти». ПОСЛЕДСТВИЯ НАВОДНЕНИЙ ТУНИС, 4 ноября. (ТАСС). Пять недель почти непрерывных проливных дождей в Тунисе на­ несли тяжелый урон экономике республики. Печать пишет о са­ мом крупном стихийном бедствии в Тунисе в текущем столетии. Разбушевавшаяся стихия унесла 500 человеческих жизней, 132 тысячи жителей лишились крова, общий ущерб экономике дости­ гает 35 миллионов долларов. Со­ гласно официальным данным, в сельскохозяйственных районах страны разрушено 55 тысяч до­ мов. Крайне тяжелое положение сложилось в южных и восточных областях республики, где погиб­ ли сотни тысяч голов скота, унич­ тожены миллионы оливковых де­ ревьев — важной сельскохозяйст­ венной культуры Туниса. Затоп­ лены тысячи гектаров возделыва­ емых земель, сотни километров железнодорожных и шоссейных дорог практически уничтожены водными потоками. Тунисское правительство при­ нимает меры по ликвидации по­ следствий наводнения. Начаты восстановительные работы. Ввиду угрозы эпидемий проводится кам­ пания по вакцинации населения. Аналогичная ситуация сложи­ лась и в соседнем Алжире, где наводнение, однако, не достигло таких масштабов. Шесть недель проливных дождей привели к на­ рушению путей сообщения в юж­ ных районах страны, нанесли серьезный ущерб экономике, ко­ торый оценивается в 126 миллио­ нов алжирских динаров. Остались без крова 63 тысячи жителей, около 80 человек погибло. Раз­ рушено 30 тысяч домов. Правительство обратилось к населению страны с призывом пожертвовать для пострадавших сумму дневной зарплаты. Решено обеспечить остро нуждающихся крестьян займами для восстанов­ ления хозяйства и освободить их от обычных налоговых сборов. Созданы специальные комитеты по восстановлению и ремонту жилищ, дорог, общественных зданий. Проводится вакцинация населения против тифа и дифте­ рии. у'л л л л л л л л /Мчл/ММ\ЛЛЛЛЛ/>ЛЛЛЛЛЛАЛЛ^\ЛЛЛЛЛЛЛ/^\ЛЛЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛАЛ» Мартиника. НА СНИМКЕ: портовые рабочие Фор-де-Франса — главного города острова. Фото С. Преображенского. (Фотохроника ТАСС). ДЛЛЛЛСVЛ/V^АЛЛУV\ЛЛАЛЛЛАЛУ^/^Л/^Л/^ЛЛЛЛЛ/^АЛЛЛЛ/^ЛЛЛЛЛЛЛЛ/\ЛУ^АЛЛЛ/^ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz