Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)
Б ноября 1969 г., >6 260 (12 515) Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ В Ы Д А Ю Щ И Й С Я ЭКСП Е РИМ ЕН Т В КОСМОСЕ (Окончание. Начало на 1-й стр.). невра сближения с использованием автономных бортовых средств опре деления динамики взаимного пере мещения сближающихся кораблей, а также отработана методика взаимо действия экипажей при выполнении маневров сближения; < получен большой статистический материал по расходам топлива при выполнении разнообразных маневров с использованием различных мето дов ориентации;. получен обширный материал по наиболее рациональному распределе нию функций между человеком и ав томатикой при управлении кораблем, необходимый для выполнения раз личных задач в космосе. Следует остановиться еще на од ном, очень важном результате —• взаимодействии наземных и морских командно-измерительных пунктов, группы управления полетами и эки пажей кораблей. В этой группе управления оказы вали помощь автоматические сред ства отработки — различные счетно- решающие запоминающие и управля ющие устройства. В заключение В. А. Шаталов от мечает, что возможности космиче ских кораблей «Союз» по выполне нию маневров далеко не исчерпаны. Корабли «Союз» с их системами хо рошо отработаны и обладают высо кими эксплуатационными и техниче скими качествами. Они могут быть использованы как космические ла боратории для проведения самых различных экспериментов. На кораб лях «Союз» проведено уже много интересных работ по изучению ближ него космоса. Я глубоко убежден, что последую щие полеты позволят шире использо вать возможности пилотируемых кораблей для различных исследо ваний, для дальнейшего развития космонавтики. На трибуну выходит командир корабля «Союз-6» летчик-космонавт СССР Г. С. Шонин. — Я остановлюсь на некоторых вопросах подготовки экипажей к старту, переносимости факторов, действующих на участках выведения и спуска, — начал космонавт. Рабочие места в кабине корабля экипаж занимает за 2 часа до стар та. Это время отводится для про верки систем корабля н системы свя зи. Проверка бортовых систем осу ществляется в определенной после довательности в соответствии с графиком готовности ракетно-кос мического комплекса к старту. При проверке бортовых систем всех трех кораблей замечаний по их работе не было; По пятиминутной готовности производится фиксация членов эки пажа в креслах с помощью привяз ной системы. В процессе подготовки к старту экипаж непрерывно сле дит за прохождением команд с пункта управления. Я участвовал в космическом поле те первый раз, и мне хочется рас сказать о своих впечатлениях. Момент старта практически не ощутим, чувствуются только лишь небольшие вибрации корабля. Затем перегрузки начинают постепенно увеличиваться. Изменяется и харак тер вибраций — они становятся бо лее ощутимыми. Выключение пре дыдущих ступеней носителя и включение последующих ощущается по изменению перегрузки. Отделение ступеней сопровождается роем све тящихся частиц, хорошо наблюдае мых в йллюминаторы. На всем уча стке выведения- перегрузки были незначительными и не вызывали ка ких-либо неприятных ощущений. Наш экипаж хорошо видел по следнюю ступень ракеты после ее отделения. Она летела вначале со всем рядом с кораблем, затем по степенно удалилась. К сожалению, на участке выведения все съемное оборудование зафиксировано на сво их местах, в том числе кино- и фо токамеры, поэтому мы не имели возможности сфотографировать уход последней ступени. Переход к невесомости не вызвал неприятных ощущений. В эт(ч> время наше внимание было занято наблю дением за раскрытием антенн и сол нечных батарей. После выведения на орбиту мы произвели проверку рабо ты систем корабля, а далее — полет по программе. Программа полета была до предела насыщена различ ного рода исследованиями и экспери ментами. Все экипажи космических кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8» работали по очень уп лотненному графику. Наиболее ответ ственными этапами орбитального полета были этапы маневрирования с ручным управлением и навигаци онные измерения. Позвольте мне оставить возмож ность своим товарищам рассказать о полете на орбите. Я же, как командир экипажа, первым возвра тившегося на родную землю, оста новлюсь далее на участке спуска. Перед спуском мы внимательно осмотрели орбитальный отсек, эва куировали из него в спускаемый ап парат материалы исследований и экспериментов, а также научно-экс периментальное оборудование н за крепили все это в соответствующих контейнерах. Ранее в спускаемый аппарат мы перенесли стол сварочной установки «Вулкан» с образцами сварки. На 80 витке, продолжает космо навт, мы закончили все необходи мые операции по эвакуации и заня ли места в спускаемом аппарате. Нам предстояло осуществить посад ку с использованием ручного управ ления. Перед включением програм мы спуска я выполнил ориентацию корабля с помощью оптического ви зира вначале по местной вертикали, а затем по курсу. В заданное время включил программу спуска и контро лировал прохождение команд. Вклю чился двигатель, который, отработав 146 секунд, выключился. В резуль тате тормозного импульса орбиталь ная скорость корабля уменьшилась, я он перешел на траекторию полета к Земле. Через несколько минут произошло отделение орбитального и приборно-агрегатного отсеков от спускаемого аппарата и включилась система управляемого спуска. На всем участке спуска, за исклю чением участка наиболее интенсив ного торможения в атмосфере, мы имели устойчивую связь с Землей, а посЛе раскрытия основной парашют ной системы включился бортовой ра диомаяк, на который взяли курс са молеты и вертолеты поисково-спаса- тельней службы. Они наблюдали наш спуск. После приземления мы открыли люк, поочередно покинули спускаемый аппарат и попали в тес ные объятия встречающих. Заканчивая выступление, Г. С. Шонин сказал, что спуск космиче ских кораблей «Союз-7» и «Союз-8» происходил аналогично. После ус пешного выполнения всей програм мы полета они также приземлились в заданных районах. Конечно, для всех экипажей это были самые приятные минуты. Хо рошо после нескольких суток пре бывания в космосе вновь вернуться на родную Землю. Мне, как борт-инженеру корабля «Союз-6», пришлось принять непо средственное участие в выполнении уникального эксперимента по прове дению сварочных работ в космосе, начал свое выступление перед жур налистами летчик-космонавт СССР В. Н. Кубасов. Развитие космонавтики, продол жал он, уже сегодня ставит перед нашими учеными и конструкторами задачи, связанные с созданием боль ших орбитальных станций и межпла нетных кораблей из частей, достав ляемых на околоземную орбиту. В дальнейшем нужно будет решать проблемы, связанные с ремонтом космических аппаратов, находящих ся длительное время в полете. Та кие работы вызывают необходимость соединения металлов, в том числе и сваркой. Сварка как технологический процесс имеет целый ряд только ей присущих особенностей. С помощью одного н того же инструмента, до пустим электронно-лучевого устрой ства плазменной горелки, можно производить соединение различных металлов, их резку, локальный на грев. Наш экипаж, сказал В. Н. Куба сов, осуществил эксперименты по проведению сварочных работ в ус ловиях открытого космоса. Они бы ли подготовлены Институтом элект росварки им. Е. О. Патона Акаде мии наук Украинской ССР. Целью этих экспериментов явилось иссле дование особенностей сварки различ ными способами в условиях около земного космического пространства. При создании экспериментальной сварочной установки, которая позво лила бы проверить возможность вы полнения сварочных работ в космо се, ученые исходили из того, что ис следуемые способы сварки должны обеспечивать возможность соедине ния различных металлов и сплавов, применяемых при изготовлении кос мических аппаратов. При подготовке к эксперименту были проведены многочисленные на учно-исследовательские работы, по зволившие определить основные осо бенности сварки в космосе, т. е. в условиях невесомости, глубокого ва куума и большого перепада темпе ратур. На основании проведенных иссле дований была создана автономная сварочная установка «Вулкан», ве сом около 50 кг- Космонавт-инженер характеризу ет основные блоки, цз которых со стоит эта установка. Он сообщил, что «Вулкан» обеспечивает выполне ние автоматической сварки тремя способами: сжатой дугой (низко температурной плазмой), электрон ным лучом, плавящимся электродом. Установка также имеет устройст ва, позволяющие имитировать рабо ту ручным сварочным инструментом. Перед установкой на космическом корабле аппаратура «Вулкан» была .испытана в условиях, приближенных к космическим (вакуум, невесо мость), воспроизводимых в специ альной летающей лаборатории. Испытания проводились специали стами — разработчиками. В них принимал участие и я, сказал В. Н. Кубасов, уже тогда, отметил он, мне удалось совершенно четко пред ставить порядок работы со свароч ным аппаратом в космосе. Первый в мире космический свар щик сообщил далее, что сварочный узел установки «Вулкан* был смон тирован в орбитальном отсеке ко рабля «Союз-6», а пульт для дистан ционного управления размещался -в кабине корабля. С тонким знанием деталей беспри мерного эксперимента он охаракте ризовал порядок его выполнения. Перед началом сварки командир ко рабля Георгий Шонин закрыл люк- лаз в кабину корабля, и нами были выполнены операции по разгермети зации орбитального отсека. Спустя некоторое время, я ввел в действие сварочную аппаратуру, включая по следовательно все трн способа свар ки. Контроль сварки производился по световому табло, а также на зем ле по данным телеметрии. После завершения эксперимента орбитальный отсек был загерметизи рован. Было выравнено давление между спускаемым аппаратом и ор битальным отсеком, открыт люк-лаз, и мы перешли в орбитальный отсек. Там я провел работы, имитирующие ручные операции по сварке, а- Геор гий Шонин провел киносъемку вы полнения этих работ. Такой эксперимент, подчеркнул В. Н. Кубасов, необходим для опре деления наиболее рациональных дей ствий при сварке вручную в усло виях невесомости. Отснятый кино фильм позволит проконтролировать наши операции и выработать реко мендации к дальнейшему совершен ствованию методики выполнения кос монавтами работ с помощью свароч ной аппаратуры. Затем стол установки «Вулкан» был демонтирован и вместе с образ цами из орбитального отсека пере несен в спускаемый аппарат. Материалы эксперимента изучают ся, сказал космонавт, и его резуль таты будут опубликованы позже. Однако уже сейчас можно сделать некоторые выводы. Проведенными экспериментами по казана принципиальная возможность использования сварки металлов плавлением в условиях невесомости и вакуума космического пространст ва. Данные, полученные в результа те проведенного эксперимента, под твердили правильность принципиаль ных решений, принятых при разра ботке оборудования и технологии сварки в космосе, и будут использо ваны для совершенствования свароч ных устройств, работающих в кос мических условиях. Успешно прове денный эксперимент по сварке в ус ловиях космического полета откры вает дальнейшие перспективы в вы полнении строительных и монтаж ных работ в космосе. Командир корабля «Союз-7» лет чик-космонавт СССР А. Ф. Филип- ченко в своем выступлении останав ливается на вопросах управления космическим кораблем «Союз». Как уже отмечалось, в этом поле те экипажам были предоставлены широкие возможности по ручному управлению всеми системами кораб ля, говорит космонавт. Управление осуществлялось с по мощью двух командно-сигнальных устройств клавишного типа, распо ложенных с двух сторон приборной доски. Эти устройства обеспечивали выдачу команд в системы и конт роль нх исполнения, определяемый по загоранию сигнализаторов. Причем, управление системами мог осуществлять как один член экипа жа, используя либо левое, Либо пра вое командно-сигнальное устройство, Так и два члена экипажа. Коман дир корабля находился в централь ном кресле и мог осуществлять уп равление с одного или с другого командно-сигнального устройства. Управление можно было осущест влять двумя способами: либо вклю чать ту или иную программу с пуль та и далее контролировать ход ее выполнения, либо все команды вы давать с командно-сигнального уст ройства вручную. В этом полете, подчеркивает ко мандир корабля, в основном приме нялся второй способ управления. Для ручной ориентации корабля в задан ном направлении использовались сле дующие приборы: для ориентации корабля на солнце у иллюминаторов с внешней стороны были установлены теневые индика торы, по которым осуществлялся пер воначальный поиск солнца, после че- ю проводилась точная ориентация; для ориентации по вектору скоро сти использовались ионные датчики с соответствующим индикатором. Ориентация корабля на освещен ной стороне земли осуществлялась с помощью оптического визира, про должает космонавт. Управление корабля осуществля лось с помощью четырех различных двигателей. О их работе космонавт подробно рассказал участникам пресс-конфе ренции. С их помощью осуществля лись программные развороты' кораб ля перед входом его в плотные слои атмосферы, а также управление по крену и стабилизация относительно других осей при полете в атмосфере. С удовлетворением А. В. Филип пенко отмечает, что корабль в управ лении исключительно послушен и безукоризненно реагирует на откло нения ручек управления. Опыт, накопленный в результате по лета, позволил получить достаточно большой материал о ручном управ лении и в том числе об операторской деятельности космонавтов. Он будет использован при дальнейшем совер шенствовании космических кораблей с целью создания новых пилотиру емых космических систем. ... Никогда еще с этой трибуны не выступало в один день столько космонавтов-участников одного и то го же эксперимента. Ведь сегодня их семь человек, коллективно совер шавших большую слаженную сози дательную работу в космосе. И у каждого выступающего — своя осо бая тема, свой раздел исследований. Разрешите мне рассказать об экс периментах, связанных с отработкой методов автономной навигации в космическом полете, сказал в своем выступлении бортинженер корабля «Союз-7» летчик-космонавт СССР В. Н. Волков. На кораблях «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8» отрабатывалось несколько методов космической навигации. Одни из них основаны на измерении положения звезд относительно гори зонта земли, другие — на измерении положения корабля относительно на земных ориентиров. Для обеспечения измерений кораб ли были оборудованы астро-ориента- торами, автоматическими звездными датчиками, секстантами, оптическими приборами регистрации наземных ориентиров и другим оборудованием. Навигационные эксперименты, про веденные на кораблях «Союз-6», «Со юз-7» и «Союз-8», продолжал он, можно разделить на две группы: испытание различных навигационных приборов и отработка методов ав тономной навигации. В экспериментах первой группы оценивались возможности наблюде ния и опознавания навигационных ориентиров, определялись точност ные характеристики различных изме рительных приборов, а также оцени валась прозрачность иллюминаторов. В экспериментах второй группы выполнялась совокупность навига ционных измерений и определялись все параметры орбиты н элементы, необходимые для маневра корабля. При этом измерялись угловые рас стояния между звездами и горизон том Земли и Луны, период орбиты, высота полета над поверхностью Земли, определялись координаты и моменты прохождения корабля над наземными ориентирами. При проведении навигационных из мерений и наблюдений мне приш лось проводить управление кораблем с помощью ручной системы ориента ции, установленной в орбитальном отсеке. Корабль необычайно послу шен, заявил космонавт, очень четко реагирует на малейшее отклонение ручки управления. Проведенные эксперименты пока зали, сказал он в заключение, что принятые методы автономной нави гации вполне обеспечивают выполне ние заданных маневров в космиче ском полете. С вниманием собравшиеся слуша ют еще одного инженера-исследова теля — члена экипажа корабля «Со юз-7» летчика-космонавта СССР В. В. Горбатко. Позвольте мне в своем выступле нии остановиться на некоторых осо бенностях быта в условиях космиче ского полета, на функционировании систем жизнеобеспечения корабля и некоторых медико-биологических экс периментах программы полета. Некоторые журналисты, пытаясь определить специфику деятельности космонавта, говорят о ней как об обычной работе в необычных усло виях. Отчасти это правильно, осо бенно в отношении вопросов быта. Вряд ли кто на Земле принимает пищу «стоя на голове». В условиях йевесомости это возможно. Общеиз вестно: для того, чтобы хорошо ра ботать, нужно хорошо отдыхать, и прежде всего человек должен спать. В. космическом корабле «Союз» для отдыха, сна членов экипажей имеет ся диван. Можно также натянуть на специальных тросах спальный мешок и прочувствовать необычность кос мического сна — спать «вверх нога ми» и вообще занимать самые не обычные позы. Но мы все же ста рались пользоваться привычным ди ваном. Для того, чтобы во время сна не «всплывать», мы фиксирова лись специальными ремнями. В та ком положении отдых на диване в какой-то степени походил на при вычный земной. Космонавт говорит, что бортпаек каждого космонавта был рассчитан на четырехразовый прием пищи. Средняя калорийность суточного ра циона составляла 2600 больших ка лорий. Ассортимент продуктов, вхо дящих в бортпайки, был достаточно разнообразным. Это были обычные натуральные продукты, какие мы употребляем на Земле: мясные (го вяжий язык в желе, курица, рост биф), молочные (кофе, какао), кон дитерские изделия (конфеты, цука ты), хлеб (столовый, рижский, бо родинский), а также различные фруктовые соки. Условия, созданные в корабле, близки к комфортным. В полете нам пришлось выполнить ряд медико-биологических экспери ментов, направленных на дальней шее изучение приспособительных ре акций организма человека к факто рам космического полета, и прежде всего к невесомости. Нами контро лировались частота дыхания и энер- готрагы при выполнении различных операций в условиях невесомости, производился замер артериального давления и частота пульса, изуча лось влияние дозированной физиче ской нагрузки на величину артери ального давления. Как и в предыду щих полетах, проводилось изучение влияния невесомости на вестибуляр ный аппарат. Значительное место было отведено изучению состояния таких психофизиологических функ ций, от которых зависит качество выполнения многих рабочих опера ций. Эти исследования проводились на специально разработанной для усло вий космического полета аппарату ре и позволили получить ценные экспериментальные данные о таких функциях, как память, внимание, пе реключение внимания. Кроме этого, изучались различные двигательные реакции и пропускная способность зрительно-двигательного анализато ра. Учитывая, что все указанные ис следования проводились сразу на семи космонавтах, полученные дан ные, несомненно, представляют большой научный и практический интерес. В заключение В. В. Горбатко го ворит: «Союз» — это современный, перспективный, многоцелевой косми ческий корабль, предназначенный для решения широкого круга народ нохозяйственных и Научных задач. Большое спасибо создателям этих замечательных кораблей. Борт-инженер космического кораб ля «Союз-8» летчик-космонавт СССР А. С. Елисеев сказал в своем вы ступлении, что одним из важных разделов программы полета трех пи лотируемых космических кораблей являлись такие научные исследова ния, как: изучение геолого-географи ческих объектов земной поверхно сти, исследование спектральных яр костей и контрастов поверхности Земли в видимой области спектра, метеорологические исслед о в а н и я, спектро- и фотометрирование гори зонта Земли. О некоторых экспериментах космо навт, имеющий уже опыт двух поле тов, рассказал подробнее. За время полета, сказал он, про водилось фотографирование с трех кораблей выбранных районов терри тории Советского Союза, в том чис ле хорошо изученных в геолого-гео графическом отношении. Одновре менно осуществлялась аэрофотосъем ка этих же районов группой само летов с разных высот. Сравнение этих снимков с результатами рабо ты геологических, геоботанических и других экспедиций позволит разра ботать методику использования снимков, полученных из космическо го пространства, при решении раз личных задач, связанных с геологи ческим картированием и изучением природных резервов Земли. Одновременно с фотографировани ем выбранных районов проводилось исследование спектральных яркостей и контрастов поверхности Земли в видимой области спектра, исследова ния различных поверхностей (снеж ный покров, пустыня, море, лесные массивы, участки степей и т. д.) да дут возможность классифицировать их по типам в зависимости от спек тральной яркости. Результаты этих исследований нужны для выбора оп тимальных условий фотографирова ния различных геолого-географиче ских объектов, а также для разра ботки методики распознавания раз личных типов поверхности по фото материалам, телевизионным изобра жениям и данным спектральных из мерений. Экипажами была выполнена серия метеорологических исследований. В частности, с трех кораблей произво дилось наблюдение за возникнове нием различных облачных образова ний и тайфунов, их развитием и пе ремещением. А. С. Елисеев особо остановился на таком интересном научно-техни ческом эксперименте, как сеанс свя зи космического корабля «Союз-8» с центром управления через советский спутник связи «Молния-1». Он был проведен при нахождении корабля вне зоны радиовидимости наземных центров Советского Союза. Я участвовал в космическом поле те второй раз, заключил свое вы ступление А. С. Елисеев. По сравне нию с первым полетом эмоциональ ное восприятие, мне кажется, было значительно более спокойным, но чувство ответственности было неиз меримо выше. Полет выполнен. Мы работали значительно продуктивнее, чем в первом полете, так как внима ние не отвлекалось уже знакомыми явлениями. Повторные полеты кос монавтов, безусловно, себя оправды вают, и их следует практиковать и далее. Затем космонавты и ученые отве тили на вопросы журналистов. (ТАСС). З А Я В Л Е Н И Е Ч Л Е Н А В Е Р Х О В Н О Г О Р Е В О Л Ю Ц И О Н Н О Г О С О В Е Т А СОМАЛИ МОГАДИШО, 4 н о я б р я . (ТАСС). Верховный революцион ный совет (ВРС) Сомалийской Демократической Республики бу дет осуществлять законодатель ные функции, пока не сложится благоприятная обстановка и не наступит время для беспристра стных всеобщих выборов, во вре мя которых можно будет избрать демократический законодатель ный орган. Это заявил в нн- терзью радио Могадишо член ВРС капитан Омар Гасе. Вместе с тем ВРС будет ведать вопроса ми обороны, и до избрания чле нов и главы верховного суда ему будет принадлежать юриди- ческа.я власть. На вопрос о том, каковы пол номочия новых секретарей, из которых недавно сформировано правительство, капитан Гасе от ветил, что новый кабинет будет функционировать как исполни тельный орган. Н А Г Е Н Е Р А Л Ь Н О Й А С С А М Б Л Е Е О О Н НЬЮ-ЙОРК, 4 ноября. (ТАСС). Генеральная Ассамблея ООН вче ра начала рассмотрение проектов резолюций о восстановлении за конных прав КНР в ООН. Один из проектов, внесенных на обсуж дение. представлен группой раз вивающихся стран, а также Ру мынией и Албанией. На утреннем пленарном заседа нии выступили представители Камбоджи и Тайваня. Представи тель Камбоджи указал на неза конность пребывания в ООН чан- кайшистов и призвал " делегатов проголосовать за проект резолю ции группы развивающихся стран, предлагающих восстановить за конные права КНР вЮОН. В Ч Е С Т Ь С О В Е Т С К И Х К О С М О Н А В Т О В НЬЮ-ЙОРК, 4 ноября. (ТАСС). Советские космонавты Г. Т. Бе реговой и К- П. Феоктистов, на ходящиеся с визитом в Соединен ных Штатах, прибыли вчера в город Нью-Йорк, который являет ся заключительным этапом в их поездке по стране. ЧИТАТЕЛЬ ОБРАЩАЕТСЯ В ГАЗЕТУ Когда бухгалтер В. Селеменев уходил в отпуск, председатель завкома Н. Шаганов вручил ему бесплатную путевку на курорт. Как старейшему работнику Елец кого завода красного кирпича. Как инвалиду Великой Отечест венной войны. «Лечение и отдых в Кисловод ске прекрасны! — пишет Василий Васильевич. — Такое доступно каждому лишь в нашей стране Советов. Мне хочется от всего сердца поблагодарить за заботу о людях родную Коммунистиче скую партию. В ответ на это пос тараюсь работать еще лучше». Подобные письма приходят в редакцию ежедневно. Но в пред дверии октябрьских праздников их, как правило, особенно мно го. Некоторые авторы прямо увя зывают высказываемые мысли и чувства с наступающей славной датой. Как, например, ветеран войны Тихон Сергеевич Пятниц кий и его товарищи. «Просим поздравить с 52-й годовщиной Октября тех, кто день и ночь ра ботает, чтобы нам жилось лучше. Спасибо партии и правительств/ за воспитание таких людей!» «Та кие люди» — это сотрудники Демкинского дома инвалидов, что в Чаплыгинском районе. Да, велики права и преимуще ства, завоеванные народом более полувека назад. Но, согласитесь, практическое их осуществление в каждом отдельном случае дейст вительно зависит от вполне конк ретных людей, от их человеческих и деловых качеств. Вот почему тот, кому доверено решать большие и малые вопросы, всегда должен быть, что называется, на высоте. Т. Торшина давно уже на пен сии. Но когда появилась нужда, обратилась по прежнему месту работы — в ремонтно-строитель ное управление (начальник В. Озе ров). Здесь ее встретили привет ливо, обещали непременно по мочь. «На завтра же привезли материалы, пришли отделочники. И работа закипела. Через три дня я не могла узнать свою квартиру — до того она стала уютная и красивая». И снова просьба — в честь предстоящего праздника передать товарищам материнское спасибо. Охотно передаем. Как и слояа признательности, присланные И. Лариным. Без малого сорок лет отдал железнодорожному транс порту Иван Фролович. Сейчас ему нездоровится, но добираться до медпункта на станции Дрязги не надо: фельдшер М. Жигульских сама безотказно приходит к нему на помощь. В любое время суток, в любую погоду. А однажды за метила. что в доме пациента про хладно. Вскоре по ее ходатайству для него завезли топливо. Почему Мария Яковлевна поступает имен но так, а не иначе? Как член сельсовета? Как медик? Или про сто как хороший человек? А за-* чем, собственно, отрывать одчо от другого?... Все хорошее, что по долгу службы или велению сердца да- Обзор предпраздничной; П О Ч Т Ы! лает каждый из нас, закономерно приобретает общественную зна чимость. Ведь именно в этом — начало всех начал, из этого скла дываются все «великие почины», рождаются славные традиции. Такие, например, как шефстао города над селом, помощь тру женикам полей в страдную пору. «Партком и дирекция совхоза «Лесной», — читаем в одном из писем, — благодарят коллектив Липецкого цементного завода». За что? За то, что рабочие это го предприятия во главе с дирек тором Н. Ефремовым за время вокресника убрали свеклу на пло щади 10 гектаров. Т. Андреевская-Васильева впер вые побывала в селе Донском Задонского района еще в 1952 году. Бросилось в глаза отсутст вие зелени. Должно быть, из-за песчаной почвы, подумалось ей. Но приехала сюда недавно — и не узнала прежние улицы: они оделись в тополя, целые аллеи стройных красавцев поднялись там, где не было ничего. Это сделано при активном участии школьников. Они и сажали дереа- ца, и любовно ухаживали за ними, и бдительно охраняли их. «Шумят донские тополя, как будто шепчут; Люди! Где бы вы ни жили — украшайте землю... Сейчас, — продолжает автор, — многие учащиеся Донской сред ней школы, получив образование и специальность, трудятся в раз личных уголках нашей области. Пусть же они и там будут ини циаторами благоустройства и озеленения». К сожалению, поступают и та кие письма, из которых явствует, что кое-где эта благородная чер та еще слабо прививается не >только детям, но и взрослым. 3. Вишнякова из села Крутые Хуто ра Липецкого района жалуется на соседей, которые порубили на ее участке молодые деревца. «А ведь я, сажая их, — пишет пост радавшая, — думала о том, что бы лучше было не одной мне». Однако, из ответов, которые да ют редакции сельсовет и Борин- ское отделение милиции, очевид но, что здесь недооценивают всей важности, всего воспитательного смысла подобных вопросов, а потому не спешат даже разо браться в них. Впрочем, что касается работни ков милиции, то сейчас в редак ционной почте решительно пре обладают положительные отзывы о них. Сказывается приближение еще одного праздника — . Дня советской милиции. Доярка Ли пецкой сельскохозяйственной опытной станции А. Гончарова просит поздравить с ним инспек тора Привокзального отделения В. Колытина. «Он еще молодой сотрудник, но работает хорошо, а главное — очень внимателен к людям, которые обращаются к нему». Сегодня мы заговорили о не которых наших традициях, при обретших всенародный характер. Еще одна из них — бережное, уважительное отношение к рево люционному прошлому. На письмо рабочего.строите- ля Н. Никитина, включенное а обзор «Читатель обращается в га зету» за 8 октября с. г , отвечает главный архитектор г. Липецка В. Прилипко: «Заовраженная часть территории южнее микро районов №№ 10 , 11 и 12 будет спланирована и частично засыпа на. На ней разместятся гаражи для легковых автомашин и пред полагается провести озеленение всего южного склона. Вопрос о создании пруда в Каменном Логу очень сложней и требует тща тельной геологоразведки, т. к. гам залегают известняки, через которые вода может уйти». ПОСЛЕДСТВИЯ НАВОДНЕНИЙ ТУНИС, 4 ноября. (ТАСС). Пять недель почти непрерывных проливных дождей в Тунисе на несли тяжелый урон экономике республики. Печать пишет о са мом крупном стихийном бедствии в Тунисе в текущем столетии. Разбушевавшаяся стихия унесла 500 человеческих жизней, 132 тысячи жителей лишились крова, общий ущерб экономике дости гает 35 миллионов долларов. Со гласно официальным данным, в сельскохозяйственных районах страны разрушено 55 тысяч до мов. Крайне тяжелое положение сложилось в южных и восточных областях республики, где погиб ли сотни тысяч голов скота, унич тожены миллионы оливковых де ревьев — важной сельскохозяйст венной культуры Туниса. Затоп лены тысячи гектаров возделыва емых земель, сотни километров железнодорожных и шоссейных дорог практически уничтожены водными потоками. Тунисское правительство при нимает меры по ликвидации по следствий наводнения. Начаты восстановительные работы. Ввиду угрозы эпидемий проводится кам пания по вакцинации населения. Аналогичная ситуация сложи лась и в соседнем Алжире, где наводнение, однако, не достигло таких масштабов. Шесть недель проливных дождей привели к на рушению путей сообщения в юж ных районах страны, нанесли серьезный ущерб экономике, ко торый оценивается в 126 миллио нов алжирских динаров. Остались без крова 63 тысячи жителей, около 80 человек погибло. Раз рушено 30 тысяч домов. Правительство обратилось к населению страны с призывом пожертвовать для пострадавших сумму дневной зарплаты. Решено обеспечить остро нуждающихся крестьян займами для восстанов ления хозяйства и освободить их от обычных налоговых сборов. Созданы специальные комитеты по восстановлению и ремонту жилищ, дорог, общественных зданий. Проводится вакцинация населения против тифа и дифте рии. у'л л л л л л л л /Мчл/ММ\ЛЛЛЛЛ/>ЛЛЛЛЛЛАЛЛ^\ЛЛЛЛЛЛЛ/^\ЛЛЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛАЛ» Мартиника. НА СНИМКЕ: портовые рабочие Фор-де-Франса — главного города острова. Фото С. Преображенского. (Фотохроника ТАСС). ДЛЛЛЛСVЛ/V^АЛЛУV\ЛЛАЛЛЛАЛУ^/^Л/^Л/^ЛЛЛЛЛ/^АЛЛЛЛ/^ЛЛЛЛЛЛЛЛ/\ЛУ^АЛЛЛ/^ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz