Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)

?6 октября 1969 г., М 252 (12 5071 Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ ъ Т А К Д Е Р Ж А Т Ь , С Е РЖ А Н Т ! д В начале этого года начальник ав­ тоинспекции Липецкого райотдела милиции т. Кормилиция вызвал к себе инспектора дорнадзора сержан­ та Н. И. Красных.- — Переводим вас, Николай Ива­ нович, на новый участок * работы. Будете обслуживать часть района, прилегающего к трассе Липецк — Лебедянь. Потруднее, но вы справи­ тесь. Это перемещение было не случай­ ным. Участок, на который направ­ лялся Красных, считался в районе неблагополучным. Здесь весьма ча­ стыми были дорожные происшест­ вия, аварии, всевозможные наруше­ ния правил движения. Надо было наводить порядок и, забегая вперед, скажем, что сержант Красных сумел это сделать. Но для этого потребовался боль­ шой повседневный труд, настоящая одержимость в работе, любовь к ко­ торой не только не проходит с года­ ми. но все укрепляется. Сознание нужности дела, которому ои посзя- тил свою жизнь, помогает Николаю Ивановичу добиваться главного: при непрерывном увеличении автотранс­ порта и реете интенсивности движе­ ния обеспечивать безопасность ча дорогах. Ради этого оч и в дождь, в лю­ тые морозы, з зной и пургу прове­ ряет главную трассу и проселочные дороги, посещает гаражи колхозов и совхозов, подолгу беседует с шофе­ рами, привлекает к себе в помощь общественность. Ои непримирим к водителям, нарушающим правила движения, быстро находит пытаю­ щихся скрыться виновников дорож­ ных происшествий. Я расскажу о нескольких случаях из работы Красных. Они не исклю­ чительные, взяты из повседневного труда. ЕНЬ был у Николая Ивано­ вича выходным. Но когда он, пообедав, сразу же стал оде­ ваться, жена нисколько не удиви­ лась. . — На участок собираешься?— И скорее утвердительные, чем вопро­ сительные интонации прозвучали в ее голосе. Не было и недовольства. Ведь она не только привыкла к су­ матошной, как часто любила гово­ рить, работе мужа, но где-то в тай­ никах души оправдывала и одобря­ ла ее, знала, пожалуй, лучше дру­ гих, как нужна такая работа людям для их спокойствия, а нередко и •для жизни. — Скоро вернусь. Проеду по уча­ стку, посмотрю../ ...Мотоцикл на небольшой скоро­ сти шел проселочными дорогами. По­ зади Студеные Выселки, Тюшевка. То и дело навстречу идут машины. Некоторые из них по знаку мото­ циклиста останавливаются, и Нико­ лай Иванович наметанным глазом проверяет путевые листы, состояние машин. Вот по дороге к Новой Деревне навстречу идет грузовая автомаши­ на. В кабине двое. Дал знак оста­ новиться. Не ускользнуло еле замет­ ное замешательство шофера. Подо­ зрение усилилось, когда тот сказал, что едет в колхоз имени Фрунзе за свеклой. Маршрут явно не совпадал. По путевому листу возить свеклу ему следовало из совхоза имени Ка­ линина на Боринский сахарный за­ вод. — В кузове что везете? — Ничего там нет, соломки пучок набросал, — бойко ответил шофер Кривопусков. «Чуток соломки» весьма ловко прикрывал 4 мешка с овсом. И ког­ да шофер понял, что изворачиваться бесполезно, он нерешительно пред­ ложил: — Может, сержант, мирно как- нибудь уладим дело, а? — Пожалуй, — спокойно ответил сержант. — Мирно, так мирно... Слабая надежда, появившаяся у шофера, тут же погасла, как только он увидел презрительную усмешку на липе Красных. — Разворачивайте машину, по­ едем в колхоз сдавать зерно. А там уж дело следственных органов. Так- то... Поздним вечером, уставший, с ног до головы забрызганный грязью, вер­ нулся домой Николай Иванович. — Мойся, Коля, а я сейчас бы­ стренько ужни . разогрею, — с мяг­ кой улыбкой сказала жена. ЕЧЕРЕЛО. То шел, то пере- | ) ставал мелкий дождь. Трасса Липецк — Лебедянь жила своей обычной жизнью. Но вот одна машина, идущая в сторону Лебедя­ ни, свернула к обочине дороги и рез­ ко сбавила скорость. То же сделала другая, третья. Впечатление такое, будто водители поспешно освобож­ дают неприятный нм участок доро­ ги, уходят от какой-то опасности. Всю серьезность обстановки Ни­ колай Иванович понял, как только увидел идущий навстречу на боль­ шой скорости и виляющий в (У все стороны бортовой автомобиль. В любую минуту он мог врезат-ься во встречную машину. Хлебовоз промчался, едва не сбив Николая Ивановича. Следом, метрах в 25—30 шел «МАЗ». Сержант пре­ градил ему путь и почти на ходу вскочил в кабину. — Догнать! Шофер резко прибавил газ. Рас­ стояние быстро сокращалось. V ! Б ! м 1 У Д и л и н Ц и и и т ■— Выбирай удобный момент и об­ гоняй, выходи вперед, — коротко бросал сержант, не отрывая глаз от хлебовоза. Шофер «МАЗа» оказался опыт­ ным водителем. При очередном «ви­ раже» хлебовоза вправо он резко рванул вперед, выжал из мотора всю его мощность и сразу оказался впе­ реди. — Теперь сбавляй газ. — Еще чертяка саданет сзади, — неуверенно сказал шофер. — А ты сбавляй медленно. И не дай обогнать, деваться ему некуда — остановится. Длилось это недолго. Пожалуй, не больше времени, чем нужно затра­ тить на чтение этих строк. Но бы­ вают минуты, которые по накалу н значимости имеют свое, особое, из­ мерение. Шофер хлебовоза Лапшинский, ра­ ботавший в Кузьмино-Отвержском сельпо, оказался в состоянии сильно­ го опьянения. — Вы ведь подвергали себя ри­ ску, — сказал я об этом случае Ни­ колаю Ивановичу. — Пожалуй, да,—ответил он про­ сто, без тени рисовки. — Но тогда об этом вы не дума­ ли? — Нет, тогда я ни о чем • не ду­ мал, я действовал. Это, конечно, не так. Он думал. Но его мысли, решения по времени совпадали с действиями. Они сли­ лись воедино. Это драгоценное каче­ ство — замечательный сплав смекал­ ки, опыта и большой гражданствен^ ности руководили поступком сержан­ та Красных. ОВСЕМ недавно усилия дру­ жинников села были сосре­ доточены на главном: быст­ рейшей уборке хлебов и выполнении хлебопоставок. Это всегда требует большого напряжения сил, а в ны­ нешнем году, особо неблагоприят­ ном, тем более. Руководство совхоза «Дмитров­ ский» тоже изыскивало все возмож­ ности ускорения вывозки хлеба. И вот однажды в присутствии сержан­ та Красных (а он нередко бывал там по долгу службы), была выска­ зана мысль, что немало грузовых машин следует мимо совхоза "в Ли­ пецк порожняком. Разговор .заинте­ ресовал Николая Ивановича, и он не только принял в нем живое участие, но сделал для себя кое-какие выво­ ды. А на другой день... Водителя грузовой машины Семи­ на удивило, что остановивший .его инспектор дорожного надзора сер­ жант Красных полез в кузов и вни­ мательно, даже придирчиво стал ос­ матривать его состояние. А после осмотра сказал: — Тут до совхозного тока рукой подать. Загрузись зерном и гони в Липецк. Все это тебе по пути, лиш­ него времени совсем мало затра­ тишь, а дело большое сделаешь. — У меня свои дела... — Верно. И у меня свои. Но, ес- . л \' С твои, и мои, и, пожалуй, самые важ­ ные сейчас, не трать времени даром. О таком или примерно таком раз­ говоре помнят сейчас шоферы Дву- реченский, Огнев, Воинов, Игнатов и десятки других. По разному они ве­ ли себя тогда. Одни кипятились, возмущались, другие,' пожав плеча­ ми, сразу заворачивали на ток, третьи грозились — не имеете пра­ ва, буду жаловаться. Таким отве­ чал: — Жалуйтесь, — если не прав, — отвечу, а зерно все-таки захватите. Эти случайные машины по просьбе Красных ни минуты лишней не за­ держивались, ни при погрузке, ни при выгрузке. И «свои дела», как гово­ рил водитель Семин, ни у кого не пострадали. А вот по скромным подсчетам около 400 тонн зерна по­ путными машинами было вывезено из совхоза. Водители машин ворчали, работ­ ники совхоза — благодарили, а он, Николай Иванович, удовлетворенно думал: а дело то хорошее сделали, всем_нужное. ЁЛЕФОННЫИ звонок донес тревожное сообщение: неда­ леко от Липецка при обгоне грузовая машина с прицепом сбила машину «ГАЗ-50» и скрылась. Не прошло и получаса, как сержант Красных был на месте происшествия. Сбитая машина лежала на боку, из­ рядно помятая. Несколько ехавших в кузове человек получили травмы. Первое, что он сделал — органи­ зовал отправку пострадавших в больницу на попутных машинах. Когда закончил, стал расспрашивать о всех, самых, казалось бы, незначи­ тельных подробностях происшествия. И не только у пострадавшего шофе­ ра, но и проезжающих водителей. И не напрасно. Если потерпевший только и мог сказать, что машина была «Колхида» с полуприцепом, то один из водителей такси сообщил, что точно такую машину он видел недавно на этой трассе. Она букси­ ровала другой грузовик и при этом у нее отломился буксирный крюк. Это уже была зацепка, звено, могу­ щее замкнуть цепь. Внимательно изучив и системати­ зировав все узнанное, Николай Ива­ нович выработал план действии. Надо проверять гаражи Липецка. Но не все. В некоторых мгшин «Кол­ хида» нет. И все же остается очень много мест, куда следует заглянуть. Чтобы сэкономить время, Нико­ лаи Иванович составил на бумаге маршрут наиболее выгодного пути. В каждом гараже стал проверять налтгчные машины, а по доку'меитам —находящиеся в рейсе. Расспраши­ вал чуть ли не всех шоферов (мо­ жет кто из них добавит еще что-то). Почти сутки длились поиски. И, настойчивые, правильно организо­ ванные, они привели к успеху. «Кол­ хида» с отломанным крюком, с по­ мятым правым бортом была обнару­ жена в гараже треста садоводства. Был выходной день, и на месте на­ ходился один сторож. Узнав у него адрес водителя, сержант сразу же направился к нему. Да, тот думал, что уже замел сле­ ды. Но отпираться не стал. Пони­ мал: бесполезно. Так замкнулась це­ почка. От души хочется сказать Николаю Ивановичу: «Так держать, сержант!». И. БОРИСОВИЧ. ли смотреть в корень — то они и ЛЛЛЛЛЛЛААЛ^^ЛЛЛЛ/ЧЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/ЧЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/ЧЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛА' На Липецком хлебозаводе № 3 трудится много молодых работ­ ниц. На этом снимке вы видите двух из них: Валентину Вострикову и Валентину Склядневу. На предприятие девушки поступили не так давно, но уже хорошо освоили свое дело. Они обслуживают авто­ матическую линию по расфасовке вафлей. Сменные задания комсо­ молки ежедневно перевыполняют. Фото И. Воронова. У Ч Е Н Ы Е Б О Л Г А Р И И К 100 - ЛЕТИМ В. И. ЛЕНИНА Экономический институт при Болгарской академии наук издаст юбилейный сборник «Ленински^ анализ империализма и современ­ ного капитализма. Работники института фило­ софии совместно с советскими учеными гото­ вят к печати труд «Ленинская теория отраже­ ния». Общенародный комитет болгаро-совет­ ской дружбы и институт истории выпустят сборник «Ленин и Болгария». СОФИЯ, 25 ок­ тября. (ТАСС). Болгарская акаде­ мия наук ведет широкую подго­ товку к праздно­ ванию 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. В честь юбилейной даты будет проведена научная сессия, в которой примут участие представители институтов философии, социологии и истории, литературы, Высшей партийной школы, института истории БКП и Всенародного комитета болгаро-советской дружбы. Организуются два теоретических се­ минара на темы: «Ленинская теория отраже­ ния» и «Ленин и естествознание». П р е е т у л л е я х г НЬЮ-ПОРК, 25 октября. (ТАСС). Амери­ канская полиция совершила новое кровавое преступление. В Лос-Анджелесе «блюстители порядка» застрелили одного из руководителей негритянской организации «Черные пантеры» Уолли Поупа, сотрудника газеты, выпускаемой этой иегритжнекойорганизацией в Южной Ка­ лифорнии. Как отмечает газета «Дейли уорлд», Поуп является уже одиннадцатым по счету членом организации «Черные пантеры», пав­ шим от руки белых расистов. Убийство Уолли Поупа —очередное звено в цепи преступлений, совершаемых американ­ скими расистами против негритянского дви- р а с с т о я жеиия, принявшего необычайно широкий раз­ мах в стране. Полицейские и агенты ФБР преследуют членов организации «Черные пан­ теры», ставящей своей целью коренное изме­ нение американского общества. Председатель этой организации Роберт Сил, в числе других восьми организаторов прошлогодних антиво­ енных демонстраций в Чикаго, находится сей­ час под судом. Один из ее основателей и ру­ ководителей — Хью Ньютон — уже брошен в тюрьму в Калифорнии по сфабрикованному обвинению в убийстве полицейского. Еще шесть членов организации ожидают суда в Чикаго, трое — в Милуоки, и один — в Фи­ ладельфии. П О Д Г О Т О В К А К Н О В Ы М ВЫСТУПЛЕНИЯМ НЪЮ-ЙОРК, 25 октября. Корр. ТАСС А. Порошин и Г, Фримен передают: В США идет актианая подго­ товка к проведению в ноябре но­ вых общенациональных выступле­ ний против войны во Вьетнаме, против агрессивной политики правительства. Две организации — комитет по проведению новой мобилизации и комитет по прове­ дению общенационального дня протеста против войны во Вьет­ наме, успешно подготовившие об­ щенациональный «День протеста» 15 октября, в котором приняли участие .миллионы американцев, решили провести по всей стране 13, 14 и 15 ноября новые массо­ вые демонстрации, митийги и ше­ ствия. В эти .же дни намечается провести двухдневный «•марш против смерти» в Вашингтоне. Ожидается, что в нем примут участие 45 тысяч человек. Активно готовятся к ноябрь­ ским выступлениям участники ан­ тивоенного движения в Чикаго. В городском парке 14 ноября состо­ ится массовый митинг протеста. Три тысячи его участников после окончания митинга отправятся в Вашингтон. Для этих целей «ко­ митет по проведению новой моби­ лизации» уже зафрахтовал 30 ав­ тобусов, два самолета и несколь­ ко железнодорожных вагонов. Один из руководителей «коми­ тета по проведению новой моби­ лизации» Сидней Лене заявил корреспонденту газеты «Чикаго дейлн ньюс», что сторонники ми­ ра потребуют от президента «не­ медленного, безоговорочного и полного вывода американских войск из Вьетнама. Генеральный секретарь Комму­ нистической партии США Гэс Холл в заявлении для печати подчеркнул: «Наша партия ни­ когда не скрывала свою полную оппозицию агрессии Соединенных Штатов против народа Вьетнама». К Н А Ч А Л У П Е Р Е Г О В О Р О В О Т Н О С И Т Е Л Ь Н О С Д Е Р Ж И В А Н И Я ГОНКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВОО РУЖ ЕНИЙ Подтверждая достигнутую ра­ нее между ними договоренность вступить в переговоры относитель­ но сдерживания гонки стратеги­ ческих вооружений, правительства СССР и США согласились, что для предварительного обсуждения связанных с этим вопросов специ­ ально назначенные представители Советского Союза и Соединенных Штатов соберутся 17 ноября 1969 года в г. Хельсинки, ЧТО НЕСЕТ РЕВАЛЬВАЦИЯ М А Р К И Ф Р Г Корр. БОНН, 25 октября. ТАСС В. Серов передает: Правительство ФРГ приняло вчера решение повысить . курс западногерманской марки на 8.5 ‘процента. В соответствии с этим решением новый курс марки ФРГ по отношению к американскому доллару * устанавливается на уровне 3,66 марки вместо 4 марок за 1 доллар. Об этом сообщил здесь на пресс-конференции ми­ нистр хозяйства ФРГ Шиллер. Решение о ревальвации марки вступает в силу с 27 октября. Существовавший до последнего времени искусственно заниженный курс марки давал возможность Западной Германии оказывать сильное давление на доллар, фунт стерлингов, французский франк и другие западные валюты, что за последний год трижды приводило к сильным потрясениям на валют­ ных рынках Запада. В то же вре­ мя такой курс марки привел к сильному «перегреву» экономиче­ ской конъюнктуры, росту цен и инфляционным тенденциям в С1- мой ФРГ. Созданное на днях новое прави­ тельство ФРГ, возглавляемое со­ циал-демократами, своим решени­ ем о ревальвации марки рассчи­ тывает ослабить эти инфляцион­ ные тенденции. Однако, как при­ знал Шиллер, он не надеется на стабилизацию цен в ФРГ в бли­ жайшем будущем. \ЛАЛЛЛЛЛЛЛААЛЛЛЛЛЛЛАЛЛЛАЛААЛ \ЛЛЛ/^ЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/^ЛЛЛЛЛ/^АЛ^^ЛЛЛ/^Л•^/V^ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/^Л^^ЛЛ/V^/^ЛЛЛЛАЛ^^А/VV^ЛЛ/-^^ Повышение курса марки может повлечь за собой изменение пари­ тета валют других капиталистиче­ ских стран. Местные финансовые эксперты считают возможной ре­ вальвацию бельгийского и швей­ царского франков, голландского гульдена и, возможно, других за­ падных валют. Наконец, ревальвация марки ставит под вопрос всю расчетную систему аграрного рынка ЕЭС. основанную на долларе. Бонн требует, чтобы другие страны — участницы «общего рынка» возме­ стили ФРГ часть убытков, кото­ рые в результате ревальвации по­ несут западногерманские произ­ водители сельскохозяйственных продуктов. Это может привести к острому конфликту внутри «об­ щего рынка». Япония занимает одно из пер­ вых мест в мире по количеству автомобильных катастроф. Поэ­ тому при переходе улиц малень­ ким пешеходам одевают специаль­ ные желтые шлемы и вручают международные дорожные знаки, чтобы уберечь их от возможных опасностей. Телефото АП—ТАСС. з а в ы х о д БЕЛЬГИИ ИЗ НАТО БРЮССЕЛЬ, 25 октября. (ТАСС). Орган Компартии Бель­ гии газета «Драпо руж» призыва­ ет к выходу Бельгии из агрессив­ ного блока НАТО. Создание НАТО, подчеркивает она, поста­ вило под угрозу безопасность на­ родов всего земного шара. Деятельность НАТО, пишет «Драпо руж», направлена на уг­ нетение народов. Этот блок под­ держивает существующие сейчас в ряде стрян фашистские режимы, он способствовал установлению в Греции военного режима. Северо­ атлантический блок ставит под угрозу независимость Бельгии. К НАЙРОБИ, 25 октября. (ХАСС) По сообщениям радио Могадишо, жизнь в сомалийской столице входит в нормальное русло Постепенно сокращается количество войск, введенных в столицу, 21 октября в момент взятия власти в стране армией. Новая ежедневная сомалийская газета «Октобер стар» подвергает резкой критике свергнутый режим премьер-министра Эгаля. обвинив его в «коррупции и нечистоплот­ ных методах». ПЕРЕД ВЫБ О Р АМИ В П О Р Т У Г А Л И И ПАРИЖ, 25 октября. Корр. ТАСС А. Красиков передает: 26 октября в Португалии состо­ ятся парламентские выборы. Как отмечает лиссабонский корреспон­ дент газеты «Фигаро», к урнам пойдет лишь каждый пятый граж­ данин Португалии: в соответствии с законом, неграмотные, которые составляют -значительную часть населения страны, лишены избира­ тельных прав Этот же запрет распространяется и на десятки тысяч португальских трудящихся, выехавших в поисках работы и куска хлеба в соседние страны, главным образом во Францию. От участия в выборах отстранены многие избиратели, которых вла­ сти считают «неблагонадежными». Перед выборами были усилены «меры предосторожности» против возможных выступлений в пользу свободы и демократии на страни­ цах португальской печати. «Ни­ когда еще цензура не была такой строгой, как теперь», — заявил корреспонденту «Фигаро» директор одной из лиссабонских газет. Сама процедура выборов раз­ работана таким образом, что у избирателей нет никакой уверен­ ности в тайном характере голосо­ вания. Действительно, голосующие не имеют права самостоятельно опускать свои бюллетени в урны, они должны отдавать их в руки председателю .участковой избира­ тельной комиссии, который всег­ да является верным слугой режи­ ма и может выдать имена «небла­ гонадежных» всесильной полити­ ческой полиции. Тем не менее, демократические силы решили всемерно использо­ вать те крайне ограниченные ле­ гальные возможности, которые были предоставлены им преемни­ ком Салазара М. Каэтану, стре­ мившимся создать видимость «ли­ берализации» режима. В стране были созданы ^демо­ кратические избирательные ко­ миссии», выставившие своих кан­ дидатов в 18 избирательных окру­ гах. Португальская коммунистиче­ ская партия решила оказать пол­ ную поддержку этим кандидатам. Газета «Юманите» подчеркивает, что португальская компартия по­ ставила на службу кандидатоз- демократов «весь свой огромный опыт, выкованный сорока годами подпольной борьбы». ПКП призвала своих активистов включиться в борьбу, «которая является составной частью общей борьбы против фашизма, за сво­ боду». «Участие в выборах, — го­ ворится в заявлении ПКП, — это важная форма борьбы за корен­ ные требования демократического движения». С НИМ я познакомился в то время, когда на афишах мос­ ковских кинотеатров мелька­ ло мраморное лицо сверхчеловека. Но я пишу о манекене, который по­ лучил имя кииогероя за внешнее сходство и необычность предстоя­ щей работы. Манекен, сделанный на Московском протезном заводе, по- / пал в руки конструкторов и испыта­ телей Московского автомобильного завода имени Ленинского комсомо­ ла. Они вылепили ему лицо из пла­ стилина, подкрасили, подрумянили. Так появилось внешнее сходство с Фантомасом, «членом бригады испы­ тателей». Московский Фантомас име­ ет рост один метр 70 сантиметров и Бесит 75 килограммов. Начиненный датчиками различных приборов, он должен выполнять самую опасную работу и немедленно докладывать о проделанном эксперименте. Прошлой зимой я увидел Фанто- маса на подмосковном полигоне. Ему предстояло оказать неоцени­ мую помошь конструкторам в соз­ дании безопасного автомобиля, о котором теперь так много говорят. И этому есть причина. Современный автомобиль стал не только удобным видом транспорта, ко и виновником многих катастроф. Судя по статистическим отчетам, рекорд принадлежит США — самой автомобильной стране мира. •На их долю приходится примерно 40 про­ центов мирового производства авто­ мобилей. И а то же время в 1965 году в результате автомобильных происшествий на дорогах США по­ гибло 49 тысяч, ранено 3,5 миллио­ на человек. Словом, созданный для облегче­ ния жизни человека, автомобиль, стал источником многих несчастий, объектом особого внимания прави­ тельств и парламентов. Англия, к примеру, вводит новые законы и стандарты, направленные, на обес- любой аварии. Проблема не из лег­ ких, и наивно думать, что она бу­ дет решена в самое ближайшее время. Сейчас ведутся поиски от­ дельных систем, которые в совокуп­ ности должны дать ожидаемый ре­ зультат. Предлагают, например, системы тормозов, которые отключаются при заносе машины. Созданы опытные образцы автомобилей, в которых конструкторам. Надо разбить авто­ мобиль в определенных условиях и найти величину деформации перед­ ка. Необходимо знать и те пере­ грузки, которые испытывает пасса­ жир. Какова, скажем, сила удара о руль, напряжение в привязных рем­ нях, местах их креплений? Как ве­ дет себя багаж на задней полке, в багажнике? Ведь все это может травмировать пассажира. Травму рованный человек и разгонял ее до определенной скорости. Примерно за минуту до запланированной ка­ тастрофы смельчак перескакивал на другую машину, которая уносила его «от греха подальше». Сегодня автомобильные фирмы мира посылают «на убой» свыше тысячи машин в год. Естественно, изменилась и техника испытаний. Подопытной машиной стали управ- томобиль и ведут его по любой тра­ ектории. Машина-лаборатория со­ провождает подопытный автомо­ биль, находясь сбоку или сзади. Кабель, снабженный специальным разъемом, можно «разорвать» в лю­ бой момент. Подопытный «Москвич-408» таким образом выводился на лобовой удар с бетонной стеной, масса которой достигает пятидесяти тонн. В другом ФАНТОМАС РАЗБИВАЕТ „МОСКВИЧА а печение безопасности. С 1966 г. в стране запрещено использовать на­ варные шины на малых автомоби­ лях, микроавтобусах, мотоциклах. В .США разработаны стандарты на бе- "зопаоность легковых автомобилей, начиная с выпуска 1967 года. Стан­ дарты требуют улучшения и даже переделки почти всех узлов и агре­ гатов автомобиля. Конечно, в решении этой пробле­ мы не последнюю роль играет орга­ низация движения, качество дорог, дисциплинированность пешеходов. Но многое еще можно «выжать» и из Автомобиля. Вот почему в по­ следнее время перед конструктора­ ми поставлена задача создать безо­ пасный автомобиль, который дол- для отделки дверей, приборного щитка применен упругий синтетиче­ ский материал, исследуется надеж­ ность покрышек, кузовов. И, конеч­ но, все вновь созданное надо попро­ бовать на прочность. Даже кирпич при испытаниях на прочность раз­ рушают. Приходится разрушать и автомобиль. Казалось бы, в распо­ ряжении конструкторов тысячи раз­ битых машин: бери и изучай. Но оказывается, нужен «.чистый» опыт, конструктору непременно надо раз­ бить автомобиль. Главный конструктор Московско­ го автозавода имени Ленинского комсомола Александр Андронов го­ ворит: — На первом этапе нам нужно жен сохранить человеку жизнь в • определить ряд параметров, нужных могут нанести кнопки и рычаги уп­ равления, дверные ручки и даже руль, который, казалось бы, слу­ жит водителю упором в момент на­ езда на препятствие... Словом, чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, надо раз­ бить автомобиль. А кто решится на такой эксперимент, чтобы на себе испытать силу удара? Вот тут ч приходит на помошь Фантомас. Но он — манекен и. стало быть, может управлять автомобилем. лять на расстоянии, с помощью систем дистанционного управления. Одну из таких систем разработал Научно-исследовательский автомо­ бильный и автомоторный институт (НАМИ). А теперь институт, авто­ завод и полигон НАМИ приступили к испытаниям серийных машин со­ ветской автомобильной промышлен­ ности. , Схематически одна* из программ не 1испытаний выглядит следующим об- А разом. От машины-лаборатории кз- нужно не только управлять, но и вы­ держать заданную скорость, вывес­ ти машину на «мишень». Когда-то американцы начинали подобные эксперименты довольно примитивно и рискованно: за руль машины садился специально тр ети бель идет к подопытному автомоби­ лю, оргзны управления которого ос­ нащены исполнительными гидроме­ ханизмами. Восприняв поступивший по кабелю сигнал, они запускают двигатель, выжимают сцепление, включают передачу, разгоняют аз- случае экипированная машина на огромной скорости резко отворачи­ вала в сторону и тормозила: искус­ ственно создавались идеальные ус­ ловия для опрокидывания. Но, к сожалению, в тот день, когда я был на полигоне, ни одна из попыток перевернуть автомобиль, не увенча­ лась успехом. Как водитель я радо­ вался, но эксперимент не удавался, и главный конструктор был недово­ лен. А виной всему был скользкий грунт. Позже я видел отснятые на плен­ ку моменты захватывающих сцен. И всегда за рулем сидел Фантомас. Он таранил стену, переворачивался через крышу, и всегда машина за­ канчивала пируэт, становясь на колеса. Что в эти секунды испыты­ вал Фантомас, как сильно его кида­ ло на руль, било о двери, какие ушибы он получал от вещей, на­ ходившихся незакрепленными в салоне? Множество вопросов я задавал главному конструктору. Но, оказы­ вается, надо накопить данные, рас­ шифровать и обработать показания приборов. Многое надо понять н объяснить. Почему, например, при ударе в стену заднее стекло автомо­ биля, выбитое из проема, нарушив все законы, полетело не вперед, а назад. , — Мы приступили к испытаниям машины на удар, столкновение, оп- рокидывание< — продолжает глав­ ный конструктор. — Конечно, при ударе автомобиль должен разру­ шиться. Но как? При этом должен быть соблюден целый ряд условий. Сейчас ясно, что испытания помогут создать болре безопасный автомо­ биль. Они подскажут, что нужно предусмотреть в конструкции кузо­ ва, обивке салона, установке двига­ теля... Фантомас еше не раз поведет ав­ томобиль в лобовую атаку, принося конструкторам* драгоценные крупицы опыта. Однако сегодня нельзя за­ бывать и о том, что уже добыто. Испытаниями подтверждено, что ремни безопасности пока самая ра­ дикальная мера при катастрофах. Д. САСОРОВ, корреспондент АПН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz