Ленинское знамя. 1969 г. (г. Липецк)
?6 октября 1969 г., М 252 (12 5071 Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ ъ Т А К Д Е Р Ж А Т Ь , С Е РЖ А Н Т ! д В начале этого года начальник ав тоинспекции Липецкого райотдела милиции т. Кормилиция вызвал к себе инспектора дорнадзора сержан та Н. И. Красных.- — Переводим вас, Николай Ива нович, на новый участок * работы. Будете обслуживать часть района, прилегающего к трассе Липецк — Лебедянь. Потруднее, но вы справи тесь. Это перемещение было не случай ным. Участок, на который направ лялся Красных, считался в районе неблагополучным. Здесь весьма ча стыми были дорожные происшест вия, аварии, всевозможные наруше ния правил движения. Надо было наводить порядок и, забегая вперед, скажем, что сержант Красных сумел это сделать. Но для этого потребовался боль шой повседневный труд, настоящая одержимость в работе, любовь к ко торой не только не проходит с года ми. но все укрепляется. Сознание нужности дела, которому ои посзя- тил свою жизнь, помогает Николаю Ивановичу добиваться главного: при непрерывном увеличении автотранс порта и реете интенсивности движе ния обеспечивать безопасность ча дорогах. Ради этого оч и в дождь, в лю тые морозы, з зной и пургу прове ряет главную трассу и проселочные дороги, посещает гаражи колхозов и совхозов, подолгу беседует с шофе рами, привлекает к себе в помощь общественность. Ои непримирим к водителям, нарушающим правила движения, быстро находит пытаю щихся скрыться виновников дорож ных происшествий. Я расскажу о нескольких случаях из работы Красных. Они не исклю чительные, взяты из повседневного труда. ЕНЬ был у Николая Ивано вича выходным. Но когда он, пообедав, сразу же стал оде ваться, жена нисколько не удиви лась. . — На участок собираешься?— И скорее утвердительные, чем вопро сительные интонации прозвучали в ее голосе. Не было и недовольства. Ведь она не только привыкла к су матошной, как часто любила гово рить, работе мужа, но где-то в тай никах души оправдывала и одобря ла ее, знала, пожалуй, лучше дру гих, как нужна такая работа людям для их спокойствия, а нередко и •для жизни. — Скоро вернусь. Проеду по уча стку, посмотрю../ ...Мотоцикл на небольшой скоро сти шел проселочными дорогами. По зади Студеные Выселки, Тюшевка. То и дело навстречу идут машины. Некоторые из них по знаку мото циклиста останавливаются, и Нико лай Иванович наметанным глазом проверяет путевые листы, состояние машин. Вот по дороге к Новой Деревне навстречу идет грузовая автомаши на. В кабине двое. Дал знак оста новиться. Не ускользнуло еле замет ное замешательство шофера. Подо зрение усилилось, когда тот сказал, что едет в колхоз имени Фрунзе за свеклой. Маршрут явно не совпадал. По путевому листу возить свеклу ему следовало из совхоза имени Ка линина на Боринский сахарный за вод. — В кузове что везете? — Ничего там нет, соломки пучок набросал, — бойко ответил шофер Кривопусков. «Чуток соломки» весьма ловко прикрывал 4 мешка с овсом. И ког да шофер понял, что изворачиваться бесполезно, он нерешительно пред ложил: — Может, сержант, мирно как- нибудь уладим дело, а? — Пожалуй, — спокойно ответил сержант. — Мирно, так мирно... Слабая надежда, появившаяся у шофера, тут же погасла, как только он увидел презрительную усмешку на липе Красных. — Разворачивайте машину, по едем в колхоз сдавать зерно. А там уж дело следственных органов. Так- то... Поздним вечером, уставший, с ног до головы забрызганный грязью, вер нулся домой Николай Иванович. — Мойся, Коля, а я сейчас бы стренько ужни . разогрею, — с мяг кой улыбкой сказала жена. ЕЧЕРЕЛО. То шел, то пере- | ) ставал мелкий дождь. Трасса Липецк — Лебедянь жила своей обычной жизнью. Но вот одна машина, идущая в сторону Лебедя ни, свернула к обочине дороги и рез ко сбавила скорость. То же сделала другая, третья. Впечатление такое, будто водители поспешно освобож дают неприятный нм участок доро ги, уходят от какой-то опасности. Всю серьезность обстановки Ни колай Иванович понял, как только увидел идущий навстречу на боль шой скорости и виляющий в (У все стороны бортовой автомобиль. В любую минуту он мог врезат-ься во встречную машину. Хлебовоз промчался, едва не сбив Николая Ивановича. Следом, метрах в 25—30 шел «МАЗ». Сержант пре градил ему путь и почти на ходу вскочил в кабину. — Догнать! Шофер резко прибавил газ. Рас стояние быстро сокращалось. V ! Б ! м 1 У Д и л и н Ц и и и т ■— Выбирай удобный момент и об гоняй, выходи вперед, — коротко бросал сержант, не отрывая глаз от хлебовоза. Шофер «МАЗа» оказался опыт ным водителем. При очередном «ви раже» хлебовоза вправо он резко рванул вперед, выжал из мотора всю его мощность и сразу оказался впе реди. — Теперь сбавляй газ. — Еще чертяка саданет сзади, — неуверенно сказал шофер. — А ты сбавляй медленно. И не дай обогнать, деваться ему некуда — остановится. Длилось это недолго. Пожалуй, не больше времени, чем нужно затра тить на чтение этих строк. Но бы вают минуты, которые по накалу н значимости имеют свое, особое, из мерение. Шофер хлебовоза Лапшинский, ра ботавший в Кузьмино-Отвержском сельпо, оказался в состоянии сильно го опьянения. — Вы ведь подвергали себя ри ску, — сказал я об этом случае Ни колаю Ивановичу. — Пожалуй, да,—ответил он про сто, без тени рисовки. — Но тогда об этом вы не дума ли? — Нет, тогда я ни о чем • не ду мал, я действовал. Это, конечно, не так. Он думал. Но его мысли, решения по времени совпадали с действиями. Они сли лись воедино. Это драгоценное каче ство — замечательный сплав смекал ки, опыта и большой гражданствен^ ности руководили поступком сержан та Красных. ОВСЕМ недавно усилия дру жинников села были сосре доточены на главном: быст рейшей уборке хлебов и выполнении хлебопоставок. Это всегда требует большого напряжения сил, а в ны нешнем году, особо неблагоприят ном, тем более. Руководство совхоза «Дмитров ский» тоже изыскивало все возмож ности ускорения вывозки хлеба. И вот однажды в присутствии сержан та Красных (а он нередко бывал там по долгу службы), была выска зана мысль, что немало грузовых машин следует мимо совхоза "в Ли пецк порожняком. Разговор .заинте ресовал Николая Ивановича, и он не только принял в нем живое участие, но сделал для себя кое-какие выво ды. А на другой день... Водителя грузовой машины Семи на удивило, что остановивший .его инспектор дорожного надзора сер жант Красных полез в кузов и вни мательно, даже придирчиво стал ос матривать его состояние. А после осмотра сказал: — Тут до совхозного тока рукой подать. Загрузись зерном и гони в Липецк. Все это тебе по пути, лиш него времени совсем мало затра тишь, а дело большое сделаешь. — У меня свои дела... — Верно. И у меня свои. Но, ес- . л \' С твои, и мои, и, пожалуй, самые важ ные сейчас, не трать времени даром. О таком или примерно таком раз говоре помнят сейчас шоферы Дву- реченский, Огнев, Воинов, Игнатов и десятки других. По разному они ве ли себя тогда. Одни кипятились, возмущались, другие,' пожав плеча ми, сразу заворачивали на ток, третьи грозились — не имеете пра ва, буду жаловаться. Таким отве чал: — Жалуйтесь, — если не прав, — отвечу, а зерно все-таки захватите. Эти случайные машины по просьбе Красных ни минуты лишней не за держивались, ни при погрузке, ни при выгрузке. И «свои дела», как гово рил водитель Семин, ни у кого не пострадали. А вот по скромным подсчетам около 400 тонн зерна по путными машинами было вывезено из совхоза. Водители машин ворчали, работ ники совхоза — благодарили, а он, Николай Иванович, удовлетворенно думал: а дело то хорошее сделали, всем_нужное. ЁЛЕФОННЫИ звонок донес тревожное сообщение: неда леко от Липецка при обгоне грузовая машина с прицепом сбила машину «ГАЗ-50» и скрылась. Не прошло и получаса, как сержант Красных был на месте происшествия. Сбитая машина лежала на боку, из рядно помятая. Несколько ехавших в кузове человек получили травмы. Первое, что он сделал — органи зовал отправку пострадавших в больницу на попутных машинах. Когда закончил, стал расспрашивать о всех, самых, казалось бы, незначи тельных подробностях происшествия. И не только у пострадавшего шофе ра, но и проезжающих водителей. И не напрасно. Если потерпевший только и мог сказать, что машина была «Колхида» с полуприцепом, то один из водителей такси сообщил, что точно такую машину он видел недавно на этой трассе. Она букси ровала другой грузовик и при этом у нее отломился буксирный крюк. Это уже была зацепка, звено, могу щее замкнуть цепь. Внимательно изучив и системати зировав все узнанное, Николай Ива нович выработал план действии. Надо проверять гаражи Липецка. Но не все. В некоторых мгшин «Кол хида» нет. И все же остается очень много мест, куда следует заглянуть. Чтобы сэкономить время, Нико лаи Иванович составил на бумаге маршрут наиболее выгодного пути. В каждом гараже стал проверять налтгчные машины, а по доку'меитам —находящиеся в рейсе. Расспраши вал чуть ли не всех шоферов (мо жет кто из них добавит еще что-то). Почти сутки длились поиски. И, настойчивые, правильно организо ванные, они привели к успеху. «Кол хида» с отломанным крюком, с по мятым правым бортом была обнару жена в гараже треста садоводства. Был выходной день, и на месте на ходился один сторож. Узнав у него адрес водителя, сержант сразу же направился к нему. Да, тот думал, что уже замел сле ды. Но отпираться не стал. Пони мал: бесполезно. Так замкнулась це почка. От души хочется сказать Николаю Ивановичу: «Так держать, сержант!». И. БОРИСОВИЧ. ли смотреть в корень — то они и ЛЛЛЛЛЛЛААЛ^^ЛЛЛЛ/ЧЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/ЧЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/ЧЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛА' На Липецком хлебозаводе № 3 трудится много молодых работ ниц. На этом снимке вы видите двух из них: Валентину Вострикову и Валентину Склядневу. На предприятие девушки поступили не так давно, но уже хорошо освоили свое дело. Они обслуживают авто матическую линию по расфасовке вафлей. Сменные задания комсо молки ежедневно перевыполняют. Фото И. Воронова. У Ч Е Н Ы Е Б О Л Г А Р И И К 100 - ЛЕТИМ В. И. ЛЕНИНА Экономический институт при Болгарской академии наук издаст юбилейный сборник «Ленински^ анализ империализма и современ ного капитализма. Работники института фило софии совместно с советскими учеными гото вят к печати труд «Ленинская теория отраже ния». Общенародный комитет болгаро-совет ской дружбы и институт истории выпустят сборник «Ленин и Болгария». СОФИЯ, 25 ок тября. (ТАСС). Болгарская акаде мия наук ведет широкую подго товку к праздно ванию 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. В честь юбилейной даты будет проведена научная сессия, в которой примут участие представители институтов философии, социологии и истории, литературы, Высшей партийной школы, института истории БКП и Всенародного комитета болгаро-советской дружбы. Организуются два теоретических се минара на темы: «Ленинская теория отраже ния» и «Ленин и естествознание». П р е е т у л л е я х г НЬЮ-ПОРК, 25 октября. (ТАСС). Амери канская полиция совершила новое кровавое преступление. В Лос-Анджелесе «блюстители порядка» застрелили одного из руководителей негритянской организации «Черные пантеры» Уолли Поупа, сотрудника газеты, выпускаемой этой иегритжнекойорганизацией в Южной Ка лифорнии. Как отмечает газета «Дейли уорлд», Поуп является уже одиннадцатым по счету членом организации «Черные пантеры», пав шим от руки белых расистов. Убийство Уолли Поупа —очередное звено в цепи преступлений, совершаемых американ скими расистами против негритянского дви- р а с с т о я жеиия, принявшего необычайно широкий раз мах в стране. Полицейские и агенты ФБР преследуют членов организации «Черные пан теры», ставящей своей целью коренное изме нение американского общества. Председатель этой организации Роберт Сил, в числе других восьми организаторов прошлогодних антиво енных демонстраций в Чикаго, находится сей час под судом. Один из ее основателей и ру ководителей — Хью Ньютон — уже брошен в тюрьму в Калифорнии по сфабрикованному обвинению в убийстве полицейского. Еще шесть членов организации ожидают суда в Чикаго, трое — в Милуоки, и один — в Фи ладельфии. П О Д Г О Т О В К А К Н О В Ы М ВЫСТУПЛЕНИЯМ НЪЮ-ЙОРК, 25 октября. Корр. ТАСС А. Порошин и Г, Фримен передают: В США идет актианая подго товка к проведению в ноябре но вых общенациональных выступле ний против войны во Вьетнаме, против агрессивной политики правительства. Две организации — комитет по проведению новой мобилизации и комитет по прове дению общенационального дня протеста против войны во Вьет наме, успешно подготовившие об щенациональный «День протеста» 15 октября, в котором приняли участие .миллионы американцев, решили провести по всей стране 13, 14 и 15 ноября новые массо вые демонстрации, митийги и ше ствия. В эти .же дни намечается провести двухдневный «•марш против смерти» в Вашингтоне. Ожидается, что в нем примут участие 45 тысяч человек. Активно готовятся к ноябрь ским выступлениям участники ан тивоенного движения в Чикаго. В городском парке 14 ноября состо ится массовый митинг протеста. Три тысячи его участников после окончания митинга отправятся в Вашингтон. Для этих целей «ко митет по проведению новой моби лизации» уже зафрахтовал 30 ав тобусов, два самолета и несколь ко железнодорожных вагонов. Один из руководителей «коми тета по проведению новой моби лизации» Сидней Лене заявил корреспонденту газеты «Чикаго дейлн ньюс», что сторонники ми ра потребуют от президента «не медленного, безоговорочного и полного вывода американских войск из Вьетнама. Генеральный секретарь Комму нистической партии США Гэс Холл в заявлении для печати подчеркнул: «Наша партия ни когда не скрывала свою полную оппозицию агрессии Соединенных Штатов против народа Вьетнама». К Н А Ч А Л У П Е Р Е Г О В О Р О В О Т Н О С И Т Е Л Ь Н О С Д Е Р Ж И В А Н И Я ГОНКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВОО РУЖ ЕНИЙ Подтверждая достигнутую ра нее между ними договоренность вступить в переговоры относитель но сдерживания гонки стратеги ческих вооружений, правительства СССР и США согласились, что для предварительного обсуждения связанных с этим вопросов специ ально назначенные представители Советского Союза и Соединенных Штатов соберутся 17 ноября 1969 года в г. Хельсинки, ЧТО НЕСЕТ РЕВАЛЬВАЦИЯ М А Р К И Ф Р Г Корр. БОНН, 25 октября. ТАСС В. Серов передает: Правительство ФРГ приняло вчера решение повысить . курс западногерманской марки на 8.5 ‘процента. В соответствии с этим решением новый курс марки ФРГ по отношению к американскому доллару * устанавливается на уровне 3,66 марки вместо 4 марок за 1 доллар. Об этом сообщил здесь на пресс-конференции ми нистр хозяйства ФРГ Шиллер. Решение о ревальвации марки вступает в силу с 27 октября. Существовавший до последнего времени искусственно заниженный курс марки давал возможность Западной Германии оказывать сильное давление на доллар, фунт стерлингов, французский франк и другие западные валюты, что за последний год трижды приводило к сильным потрясениям на валют ных рынках Запада. В то же вре мя такой курс марки привел к сильному «перегреву» экономиче ской конъюнктуры, росту цен и инфляционным тенденциям в С1- мой ФРГ. Созданное на днях новое прави тельство ФРГ, возглавляемое со циал-демократами, своим решени ем о ревальвации марки рассчи тывает ослабить эти инфляцион ные тенденции. Однако, как при знал Шиллер, он не надеется на стабилизацию цен в ФРГ в бли жайшем будущем. \ЛАЛЛЛЛЛЛЛААЛЛЛЛЛЛЛАЛЛЛАЛААЛ \ЛЛЛ/^ЛАЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/^ЛЛЛЛЛ/^АЛ^^ЛЛЛ/^Л•^/V^ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/^Л^^ЛЛ/V^/^ЛЛЛЛАЛ^^А/VV^ЛЛ/-^^ Повышение курса марки может повлечь за собой изменение пари тета валют других капиталистиче ских стран. Местные финансовые эксперты считают возможной ре вальвацию бельгийского и швей царского франков, голландского гульдена и, возможно, других за падных валют. Наконец, ревальвация марки ставит под вопрос всю расчетную систему аграрного рынка ЕЭС. основанную на долларе. Бонн требует, чтобы другие страны — участницы «общего рынка» возме стили ФРГ часть убытков, кото рые в результате ревальвации по несут западногерманские произ водители сельскохозяйственных продуктов. Это может привести к острому конфликту внутри «об щего рынка». Япония занимает одно из пер вых мест в мире по количеству автомобильных катастроф. Поэ тому при переходе улиц малень ким пешеходам одевают специаль ные желтые шлемы и вручают международные дорожные знаки, чтобы уберечь их от возможных опасностей. Телефото АП—ТАСС. з а в ы х о д БЕЛЬГИИ ИЗ НАТО БРЮССЕЛЬ, 25 октября. (ТАСС). Орган Компартии Бель гии газета «Драпо руж» призыва ет к выходу Бельгии из агрессив ного блока НАТО. Создание НАТО, подчеркивает она, поста вило под угрозу безопасность на родов всего земного шара. Деятельность НАТО, пишет «Драпо руж», направлена на уг нетение народов. Этот блок под держивает существующие сейчас в ряде стрян фашистские режимы, он способствовал установлению в Греции военного режима. Северо атлантический блок ставит под угрозу независимость Бельгии. К НАЙРОБИ, 25 октября. (ХАСС) По сообщениям радио Могадишо, жизнь в сомалийской столице входит в нормальное русло Постепенно сокращается количество войск, введенных в столицу, 21 октября в момент взятия власти в стране армией. Новая ежедневная сомалийская газета «Октобер стар» подвергает резкой критике свергнутый режим премьер-министра Эгаля. обвинив его в «коррупции и нечистоплот ных методах». ПЕРЕД ВЫБ О Р АМИ В П О Р Т У Г А Л И И ПАРИЖ, 25 октября. Корр. ТАСС А. Красиков передает: 26 октября в Португалии состо ятся парламентские выборы. Как отмечает лиссабонский корреспон дент газеты «Фигаро», к урнам пойдет лишь каждый пятый граж данин Португалии: в соответствии с законом, неграмотные, которые составляют -значительную часть населения страны, лишены избира тельных прав Этот же запрет распространяется и на десятки тысяч португальских трудящихся, выехавших в поисках работы и куска хлеба в соседние страны, главным образом во Францию. От участия в выборах отстранены многие избиратели, которых вла сти считают «неблагонадежными». Перед выборами были усилены «меры предосторожности» против возможных выступлений в пользу свободы и демократии на страни цах португальской печати. «Ни когда еще цензура не была такой строгой, как теперь», — заявил корреспонденту «Фигаро» директор одной из лиссабонских газет. Сама процедура выборов раз работана таким образом, что у избирателей нет никакой уверен ности в тайном характере голосо вания. Действительно, голосующие не имеют права самостоятельно опускать свои бюллетени в урны, они должны отдавать их в руки председателю .участковой избира тельной комиссии, который всег да является верным слугой режи ма и может выдать имена «небла гонадежных» всесильной полити ческой полиции. Тем не менее, демократические силы решили всемерно использо вать те крайне ограниченные ле гальные возможности, которые были предоставлены им преемни ком Салазара М. Каэтану, стре мившимся создать видимость «ли берализации» режима. В стране были созданы ^демо кратические избирательные ко миссии», выставившие своих кан дидатов в 18 избирательных окру гах. Португальская коммунистиче ская партия решила оказать пол ную поддержку этим кандидатам. Газета «Юманите» подчеркивает, что португальская компартия по ставила на службу кандидатоз- демократов «весь свой огромный опыт, выкованный сорока годами подпольной борьбы». ПКП призвала своих активистов включиться в борьбу, «которая является составной частью общей борьбы против фашизма, за сво боду». «Участие в выборах, — го ворится в заявлении ПКП, — это важная форма борьбы за корен ные требования демократического движения». С НИМ я познакомился в то время, когда на афишах мос ковских кинотеатров мелька ло мраморное лицо сверхчеловека. Но я пишу о манекене, который по лучил имя кииогероя за внешнее сходство и необычность предстоя щей работы. Манекен, сделанный на Московском протезном заводе, по- / пал в руки конструкторов и испыта телей Московского автомобильного завода имени Ленинского комсомо ла. Они вылепили ему лицо из пла стилина, подкрасили, подрумянили. Так появилось внешнее сходство с Фантомасом, «членом бригады испы тателей». Московский Фантомас име ет рост один метр 70 сантиметров и Бесит 75 килограммов. Начиненный датчиками различных приборов, он должен выполнять самую опасную работу и немедленно докладывать о проделанном эксперименте. Прошлой зимой я увидел Фанто- маса на подмосковном полигоне. Ему предстояло оказать неоцени мую помошь конструкторам в соз дании безопасного автомобиля, о котором теперь так много говорят. И этому есть причина. Современный автомобиль стал не только удобным видом транспорта, ко и виновником многих катастроф. Судя по статистическим отчетам, рекорд принадлежит США — самой автомобильной стране мира. •На их долю приходится примерно 40 про центов мирового производства авто мобилей. И а то же время в 1965 году в результате автомобильных происшествий на дорогах США по гибло 49 тысяч, ранено 3,5 миллио на человек. Словом, созданный для облегче ния жизни человека, автомобиль, стал источником многих несчастий, объектом особого внимания прави тельств и парламентов. Англия, к примеру, вводит новые законы и стандарты, направленные, на обес- любой аварии. Проблема не из лег ких, и наивно думать, что она бу дет решена в самое ближайшее время. Сейчас ведутся поиски от дельных систем, которые в совокуп ности должны дать ожидаемый ре зультат. Предлагают, например, системы тормозов, которые отключаются при заносе машины. Созданы опытные образцы автомобилей, в которых конструкторам. Надо разбить авто мобиль в определенных условиях и найти величину деформации перед ка. Необходимо знать и те пере грузки, которые испытывает пасса жир. Какова, скажем, сила удара о руль, напряжение в привязных рем нях, местах их креплений? Как ве дет себя багаж на задней полке, в багажнике? Ведь все это может травмировать пассажира. Травму рованный человек и разгонял ее до определенной скорости. Примерно за минуту до запланированной ка тастрофы смельчак перескакивал на другую машину, которая уносила его «от греха подальше». Сегодня автомобильные фирмы мира посылают «на убой» свыше тысячи машин в год. Естественно, изменилась и техника испытаний. Подопытной машиной стали управ- томобиль и ведут его по любой тра ектории. Машина-лаборатория со провождает подопытный автомо биль, находясь сбоку или сзади. Кабель, снабженный специальным разъемом, можно «разорвать» в лю бой момент. Подопытный «Москвич-408» таким образом выводился на лобовой удар с бетонной стеной, масса которой достигает пятидесяти тонн. В другом ФАНТОМАС РАЗБИВАЕТ „МОСКВИЧА а печение безопасности. С 1966 г. в стране запрещено использовать на варные шины на малых автомоби лях, микроавтобусах, мотоциклах. В .США разработаны стандарты на бе- "зопаоность легковых автомобилей, начиная с выпуска 1967 года. Стан дарты требуют улучшения и даже переделки почти всех узлов и агре гатов автомобиля. Конечно, в решении этой пробле мы не последнюю роль играет орга низация движения, качество дорог, дисциплинированность пешеходов. Но многое еще можно «выжать» и из Автомобиля. Вот почему в по следнее время перед конструктора ми поставлена задача создать безо пасный автомобиль, который дол- для отделки дверей, приборного щитка применен упругий синтетиче ский материал, исследуется надеж ность покрышек, кузовов. И, конеч но, все вновь созданное надо попро бовать на прочность. Даже кирпич при испытаниях на прочность раз рушают. Приходится разрушать и автомобиль. Казалось бы, в распо ряжении конструкторов тысячи раз битых машин: бери и изучай. Но оказывается, нужен «.чистый» опыт, конструктору непременно надо раз бить автомобиль. Главный конструктор Московско го автозавода имени Ленинского комсомола Александр Андронов го ворит: — На первом этапе нам нужно жен сохранить человеку жизнь в • определить ряд параметров, нужных могут нанести кнопки и рычаги уп равления, дверные ручки и даже руль, который, казалось бы, слу жит водителю упором в момент на езда на препятствие... Словом, чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, надо раз бить автомобиль. А кто решится на такой эксперимент, чтобы на себе испытать силу удара? Вот тут ч приходит на помошь Фантомас. Но он — манекен и. стало быть, может управлять автомобилем. лять на расстоянии, с помощью систем дистанционного управления. Одну из таких систем разработал Научно-исследовательский автомо бильный и автомоторный институт (НАМИ). А теперь институт, авто завод и полигон НАМИ приступили к испытаниям серийных машин со ветской автомобильной промышлен ности. , Схематически одна* из программ не 1испытаний выглядит следующим об- А разом. От машины-лаборатории кз- нужно не только управлять, но и вы держать заданную скорость, вывес ти машину на «мишень». Когда-то американцы начинали подобные эксперименты довольно примитивно и рискованно: за руль машины садился специально тр ети бель идет к подопытному автомоби лю, оргзны управления которого ос нащены исполнительными гидроме ханизмами. Восприняв поступивший по кабелю сигнал, они запускают двигатель, выжимают сцепление, включают передачу, разгоняют аз- случае экипированная машина на огромной скорости резко отворачи вала в сторону и тормозила: искус ственно создавались идеальные ус ловия для опрокидывания. Но, к сожалению, в тот день, когда я был на полигоне, ни одна из попыток перевернуть автомобиль, не увенча лась успехом. Как водитель я радо вался, но эксперимент не удавался, и главный конструктор был недово лен. А виной всему был скользкий грунт. Позже я видел отснятые на плен ку моменты захватывающих сцен. И всегда за рулем сидел Фантомас. Он таранил стену, переворачивался через крышу, и всегда машина за канчивала пируэт, становясь на колеса. Что в эти секунды испыты вал Фантомас, как сильно его кида ло на руль, било о двери, какие ушибы он получал от вещей, на ходившихся незакрепленными в салоне? Множество вопросов я задавал главному конструктору. Но, оказы вается, надо накопить данные, рас шифровать и обработать показания приборов. Многое надо понять н объяснить. Почему, например, при ударе в стену заднее стекло автомо биля, выбитое из проема, нарушив все законы, полетело не вперед, а назад. , — Мы приступили к испытаниям машины на удар, столкновение, оп- рокидывание< — продолжает глав ный конструктор. — Конечно, при ударе автомобиль должен разру шиться. Но как? При этом должен быть соблюден целый ряд условий. Сейчас ясно, что испытания помогут создать болре безопасный автомо биль. Они подскажут, что нужно предусмотреть в конструкции кузо ва, обивке салона, установке двига теля... Фантомас еше не раз поведет ав томобиль в лобовую атаку, принося конструкторам* драгоценные крупицы опыта. Однако сегодня нельзя за бывать и о том, что уже добыто. Испытаниями подтверждено, что ремни безопасности пока самая ра дикальная мера при катастрофах. Д. САСОРОВ, корреспондент АПН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz