Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
п октября 1968 1 %М$ 256 (12 2081 Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ 3 Д О К Л А Д Т О В А Р И Щ А Л . И . Б Р Е Ж Н Е В А ( О канчание. Н ачало на 1-й, 2-й стр.). возделыванию сельско х озяйственны х культур в эти х района х. П о мнению учены х, общая площадь, на которой целесообразно осуществлять такой комплекс по защите почв в С евер ном К аза х стане и Сибири, составля ет 35—40 млн. гектаров. Как види те, речь идет почти об одной пятой всей пашни страны. На больших площадях требуется также проведе ние работ по борьбе с водной эро зией. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли в прошлом году постановление «О не отложных мерах по защите почв от ветровой и водной эрозии». Партий ные и советские органы должны взять под неослабный контроль и организовать практическую работу по выполнению этого постановления. Делу борьбы с водной и ветровой эрозией надо придать государствен ный размах, ибо речь идет о судьбах земли в крупных сельскохозяйствен ных районах, где производится боль шое количество зерна и других про дуктов растениеводства и животно водства. Землю надо оберегать не только от эрозии, а и от неправильного, бесхо зяйственного ее использования. Об этом приходится напоминать потому, что все еще имеют место факты рас точительства и прямого разбазари вания земли. Ряд министерств и ве домств' продолжают занимать цен ные сельскохозяйственные угодья, даже пашню и орошаемые земли, под промышленные и другие объек ты без крайней к тому необходимо сти. Не всегда бережно относятся к земле и сами колхозы и совхозы. В этом деле надо, наконец, навр еди строгий порядок. Важную роль здесь должен сыграть закон о земле, проект которого в настоящее время обсуждается общественностью и бу дет внесен на рассмотрение Верхов ного Совета СССР. Товарищи! Настоящее и будущее . сельского хозяйства находится в не разрывной связи с его оснащенно стью техникой. Надо максимально ускорить переход от частичной к комплексной механизации всех отрас лей сельского хозяйства, как основы повышения производительности тру да и эффективности общественного производства. Для завершения комплексной ме ханизации основных отраслей сель скохозяйственного производства нам необходимо значительно увеличить парк тракторов, комбайнов, грузовых автомобилей, экскаваторов, других сельскохозяйственных и мелиора тивных машин. Намного должно воз расти потребление электроэнергии в сельском хозяйстве. В настоящее время принимается ряд мер по увеличению производст- га сельскохозяйственной техники. Ведется строительство , тракторного завода в городе Павлодаре, Ковель- — У ского и Уманьского заводов по про изводству машин и оборудования для животноводческих ферм, реконструи- > руются Алтайский, Харьковский, Волгоградский, Минский тракторные заводы, «Ростсельмаш», Таганрог ский и Красноярский комбайновые и другие заводы сельскохозяйственного машиностроения. Но этих мер далеко не достаточно, чтобы осуществить комплексную ме ханизацию сельского хозяйства. Сей час Госплан разрабатывает проект контрольных цифр на следующую пятилетку. Надо, чтобы в новом пя тилетием плане были предусмотре ны меры по дальнейшему развитию тракторного и сельскохозяйственно го машиностроения с учетом удов летворения возрастающих потребно стей сельского хозяйства в маши нах, оборудовании и запасных ча стях. Комплексная механизация всех от раслей сельского хозяйства предпо лагает повышение технического уров ня машин. К сожалению, многие вы пускаемые машины по своим техни ко-экономическим показателям не от вечают современным требованиям .сельскохозяйственного производства. В стране 224 млн. гектаров пашни, и нам небезразлично, чем, какой тех никой обрабатывается эта площадь. Прежде всего нас не удовлетворя ют мощности тракторов. Сейчас основной пахотный трак тор в колхозах и совхозах 75-силь ный. Работники Министерства сель ского хозяйства СССР и «Союзсель- хозтехники» подсчитали, что может дать замена таких тракторов хотя бы 150-сильными в зонах их приме нения. Вот данные расчета: при уд воении мощности существующего ' трактора общее количество тракто ров в^хозяйствах этих зон можно со кратить примерно на одну треть, сэкономить на изготовлении тракто ров и работающих с ними машин около двух с половиной миллионов тонн металла, почти на 400 млн. рублей уменьшить единовременные капиталовложения на приобретение техники и на 40 процентов — пот ребность в механизаторах. Польза от этого государству, колхозам и совхозам, как видите, была бы не малая. Харьковский завод в настоящее время готовится к производству 150- енльного трактора. Нужно помочь коллективу завода быстрее освоить выпуск и дать колхозам и совхозам новый трактор. В ближайшие годы надо расширить также выпуск на ленинградском Кировском заводе мощных колесных тракторов К-700, которые хорошо зарекомендовали себя, особенно в степных районах. Вместе с этим, нам следует поста вить в повестку дня вопрос о конст руировании и производстве мощного гусеничного трактора сельскохозяй ственного назначения в 200—250 ло шадиных сил, а может быть еще бо лее мощного. Министерство трактор ного и сельскохозяйственного маши ностроения должно ускорить работы по созданию к мощным тракторам соответствующих машин и орудий. Сейчас заканчиваются испытания новых зерноуборочных комбайнов «Сибиряк», «Нива» и «Колос». Про веводи тельность их значительно вы ше, чем выпускаемых в настоящее время. Надо принять меры, чтобы эти комбайны быстрее появились на колхозных и совхозных полях. Для хлопкосеющих колхозов и сов хозов создана более производитель ная 4-рядная хлопкоуборочная ма шина. Необходимо значительно уве личить выпуск этих машин, так как две трети хлопка пока убирает ся вручную. Машиностроители обя заны также удовлетворить спрос на технику для торного земледелия. Большое внимание мы должны уделить механизации работ в живот новодстве. Как известно, уровень ме ханизации трудоемких работ в этой отрасли крайне низок и на большин стве ферм пока преобладает ручной труд. Многие даже вновь построен ные фермы не имеют необходимых средств механизации. Отставание с механизацией жи вотноводства является следствием серьезных недостатков в организации промышленного производства соот ветствующих машин и оборудования. Объемы этого производства резко от стают от возрастающих потребно стей колхозов и совхозов. Недавно комиссия по промышлен ности, транспорту и связи Верхов ного Совета СССР рассматривала вопрос о механизации животновод ческих ферм. Комиссией проделана большая и очень нужная работа. Ее предложения необходимо учесть в народнохозяйственном плане. В период напряженных работ по уборке урожая приходится мобили зовывать из народного хозяйства для помощи селу большое количество грузовых автомобилей. В течение 3—4 месяцев в сельском хозяйстве ежегодно работает примерно 600 ты сяч привлеченных машин. По мере дальнейшего увеличения производст ва сельскохозяйственной продукции проблема транспорта встанет еще с большей силой. .Мы должны это ви деть и заблаговременно принимать ' необходимые меры. Эта проблема должна решаться путем увеличения выпуска специальных машин для села, обладающих хорошей проходи мостью и приспособленных для пере возки различных грузов. Одновременно надо лучше исполь зовать в колхозах и совхозах на транспортных работах, особенно на внутрихозяйственных перевозках, ко лесные тракторы. В настоящее время в стране имеется около миллиона колесных тракторов. Они применяют ся, главным образом, на полевых ра ботах, а как транспортные средства часто не могут быть использованы из-за отсутствия прицепов. Опыт по казывает, что для полной загрузки на каждый трактор нужно иметь й хозяйстве примерно два прицепа. Сейчас на колесный трактор нет и одного прицепа. Если быстро увели чить производство прицепов, можно значительно ослабить напряженность с грузоперевозками в сельском хо зяйстве. Учитывая большое государствен ное значение этого дела, мы счита ем необходимым построить заводы по производству не менее 300 тыс. тракторных прицепов в год, приспо собленных для перевозки сельскохо зяйственных грузов. Эту задачу надо решить как можно быстрее. Ученым, конструкторам, цаботни- кам промышленных министерств в ближайшие годы предстоит создать много новых сельскохозяйственных и мелиоративных машин и организо вать их выпуск. В связи с этим на Пленуме надо сказать, что у нас глу боко укоренилась совершенно ненор мальная практика, когда разработка, освоение и внедрение новой техники затягиваются на длительное время. Учеными и конструкторами в послед ние годы создано более 230 типов новых сельскохозяйственных машин, которые прошли государственные ис пытания и должны быть поставлены на производство» Однако половина из них пока еще не выпускается. В этом вопросе у нас слабая дис циплина. Когда составляется народ нохозяйственный план, министерства принимают, как правило, задания по внедрению новой техники без возра жений, получают для этого необхо димые ресурсы, а затем часто зада ния не выполняют. Как сообщает Госплан СССР, в 1967 году Мини стерство тракторного и сельскохо зяйственного машиностроения из 8 моделей тракторов, подлежащих ос воению, по 6 моделям серийного вы пуска не начало. Это министерство слабо осуществляет контроль за ра ботой конструкторских бюро и ряда других своих организаций и предпри ятий, в результате сельские хозяйст во не получает крайне необходимые ему новые машины. Не выполнило заданий в прошлом году по выпуску новой ирригайионнон техники Мини стерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения. Аналогичное положение с внедрени ем новой техники и освоением техно логических процессов и в Министер стве химической промышленности. Нужно положить этому конец. От технического прогресса зависит по вышение эффективности обществен ного производства во всех отраслях народного хозяйства. Министерства и лично министры обязаны нести от ветственность за внедрение новой техники. Создание новых машин должно идти в ногу с растущими потребно стями сельскохозяйственного произ водства* Очень важно укрепить кон структорские бюро, оказать им по- мо!ць. В тракторном, сельскохозяй ственном и мелиоративном машино строении, очевидно, целесообразно иметь по группам основных машин генеральных конструкторов, которые отвечали бы перед государством за разработку для сельского хозяйства современной техники. Следовало бы ввести более высокие поощрения конструкторам и коллективам за соз дание в короткие сроки новой, пере довой сельскохозяйственной техники. Необходимо разработать об этом со ответствующие положения, как это имеет место в других отраслях про мышленности. Надо изучить и решить вопрос об укреплении прямых экономических связей конструкторских организаций с министерствами-заказниками трак-:' торов, сельскохозяйственных и мелио ративных машин на основе хозрас четных договоров. Потребители мог ли бы давать заказы и финансиро вать конструирование тех машин, ко торые им прежде всего нужны. Заслуживает значительно больше го внимания также разработка ^пер- спективных проблем технического ос нащения сельского хозяйства, авто матизация ряда работ. Уже сегодня надо думать о машинах зав трашнего дня, о механизации буду щего, базирующейся на принципи ально новых процессах, новых видах энергии и материалов. Товарищи! Мы ставим большие за дачи в области увеличения производ ства ^Сельскохозяйственных продук тов, а это влечет за собой необходи мость решения крупных вопросов, связанных со значительным улучше нием работы промышленности, за нимающейся приемкой и переработ кой продукции. Как вы знаете, нам постоянно при ходится сталкиваться с недостатком в одних местах мощностей мясопе рерабатывающих предприятий, в других — по переработке молока. Повсеместно не хватает холодильни ков. Многие предприятия перераба тывающей промышленности работа ют на устаревшем, оборудовании, сла бо внедряют новую технологию. В стране ведется строительство но вых элеваторов, складов, хранилищ, однако проблема хранения сельско хозяйственных продуктов остается весьма острой. Нельзя мириться с тем, что из года в год не выполняются планы строи тельства предприятий перерабатыва ющей промышленности. Так, в теку щем году по стройкам Министерства легкой промышленности СССР план девяти месяцев по строительно-мон тажным работам выполнен лишь на 84 процента, Министерства пищевой промышленности СССР — на 78 про центов, Министерства мясной и мо лочной промышленности СССР — на 77 процентов. Союзные министерства и ведомства, а также местные органы должны принять меры для полного использования выделяемых средств и своевременного ввода новых мощно стей по переработке и хранению про дукции. При составлени» народнохозяйст венных планов нам необходимо об ратить гораздо большее внимание на развитие промышленности, занимаю щейся приемкой и переработкой сельскохозяйственных продуктов и сырья, на укрепление ее материаль но-технической базы. Важное значе ние имеет правильное размещение перерабатывающих предприятий и складских емкостей. Нужно, очевид но, твердо проводить курс на то, чтобы они строились ближе к произ водству. Всяческой поддержки за служивает инициатива колхозов и совхозов в строительстве предприя тий по переработке овощей, фрук тов и другого сельскохозяйственного сырья, а тдкже специализированных хранилищ. Со стороны государствен ных органов им следует оказывать всемерную помощь. Неоднократно высказывались предложения/о том, чтобы загото вительные организации и перераба тывающие предприятия осуществля ли приемку сельскохозяйственной продукции непосредственно в колхо зах и_ совхозах. Видимо, сразу это сделать будет трудно, но следует уже теперь наметить меры до пере ходу на такую систему приемки и доставки продукции специализиро ванным транспортом заготовитель ных организаций и предприятий пе рерабатывающей промышленности, Позвольте кратко остановиться на вопросах сельского строительства. С каждым годом растут масштабы . производственного, жилищного и ' культурно-бытового строительства в колхозах н совхозах. Создается строительная база на селе. Но надо признать, что у нас нет должного внимания к вопросам сельского стро ительства. Выделяемые на эти цели капиталовложения используются не полностью. За 9 месяцев этого го да, например, из средств, предназна ченных на строительно-монтажные работы на селе, не освоено 159 млн. рублей. Как известно, в союзных республиках уже несколько лет ра ботают Министерства сельского строительства. Однако многие из них как следует себя еще не про явили. Нам необходимо коренным обра зом изменить отношение к сельско му строительству. Наряду с приня тием мер для безусловного выполне ния планов капитального строитель ства на селе и освоения выделенных для этого средств, особо серьезное внимание должно быть обращено на укрепление строительных и проект ных организаций, развитие произ водства местных строительных мате риалов. Придавая важное значение улуч шению строительства на селе, ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли недавно постановление, в котором определены главные на правления постепенного преобразо вания сельских населенных пунктов в благоустроенные поселки с хоро шими жилищными и культурно-бы товыми условиями. Решение этой задачи, потребует немало времени и больших усилий. Вопросы сельского строительства должны постоянно на ходиться в центре внимания партий ных и советских органов. Большой вклад в развитие кол хозного и совхозного производства вносит советская наука. Партия и народ высоко ценят труд ученых, работающих в сельском хозяйстве. Вместе с тем нельзя не отметить, что уровень и размах научных исследо ваний по сельскому хозяйству все еще не отвечают возросшим требо ваниям нашего развития. Мы должны постоянно заботиться о том, чтобы для плодотворной ра боты ученых были созданы все необ ходимые условия. В этом направле нии ЦК. КПСС и Советом Минист ров СССР приняты за последнее время важные решения. Я имею в виду постановления о мерах по дальнейшему улучшению н развитию научно-исследовательских работ в сельском хозяйстве, а также об улучшении семеноводства. Как сооб щают товарищ^, эти решения хоро шо встречены в коллективах инсти тутов и опытных станций, в колхо зах и совхозах. Их реализация, не сомненно, будет способствовать по вышению эффективности исследова ний и ускорению научно-техническо го прогресса в сельском хозяйстве. Труженики сельского хозяйства особенно заинтересованы в создании нашими учеными высокоурожайных сортов сельскохозяйственных куль тур и новых высокопродуктивных пород скота и пгицы. Мы надеемся, что ученые будут еше активнее ра ботать над проблемами повышения технического уровня сельского хо зяйства и совершенствования эконо мической работы в колхозах и сов хозах. Серьезного внимания заслу живает также разработка эффектив ных средств борьбы с вредителями и болезнями растений, особенно био логических способов. Большую по мощь сельскому хозяйству призваны оказать ученые других отраслей знаний, ибо известно, что в совре менных условиях успешное развитие сельскохозяйственного производств » Н е к о т о р ы е с е л ь с к о % Товарищи! Позвольте остановить ся на некоторых вопросах экономи ки сельского хозяйства. Опыт по следних лет показал, что принцип заготовок сельскохозяйственных про дуктов, основанный на твердых пла нах и материальном стимулировании сверхплановой продажи зерна, пол ностью себя оправдал. Установление твердых планов в сочетании со сверхплановыми закупками дает воз можность полнее удовлетворять по. требности страны в продуктах пита ния и сырье, обеспечивает необходи мые экономические условия для не уклонного подъема колхозного и совхозного производства. Политбюро Центрального Комите та партии считает, что этот принцип следует сохранить и в дальнейшем. Чтобы колхозы и совхозы имели возможность лучше видеть перспек тиву развития хозяйства, хорошо спланировать производство, разра ботать комплекс агрономических, организационно-технических и дру гих мероприятий, целесообразно за благовременно определить твердые планы закупок зерна и других про дуктов на предстоящее пятилетие. Политбюро вносит на рассмотре ние Пленума предложение сохранить на будущую пятилетку (1971-— 1975 гг.) твердый план государствен ных закупок зерна примерно в том же объеме, какой определен на ны нешнее пятилетие, внеся при необ ходимости некоторые коррективы по республикам, краям и областям. План заготовок риса целесооб разно установить отдельно. Посколь ку мы будем ежегодно вводить но вые орошаемые площади для рисо сеяния, этот план, видимо, должен быть возрастающим по годам. Если Пленум ПК сочтет приемле мыми все эти предложения, то мож но поручить Совету Министров СССР в соответствии с принятыми принципами разработать проекты планов закупок сельскохозяйствен ных продуктов по стране и союзным республикам и внести на рассмотре ние. В республиках, краях, областях и районах на разработку и доведение до хозяйств планов закупок, видимо, уйдет около года. Таким образом, в начале 1970 года каждое хозяйство будет иметь утвержденный твердый план закупок сельскохозяйственных продуктов на 1971— 1975 годы. Плановые и сельскохозяйственные органы, колхозы и совхозы при раз работке планов на будущую пяти летку должны полнее учитывать ре зервы роста производства продук ции, продумать вопросы специализа ции хозяйств. Специализация,— без условно, верный путь повышения эффективности сельскохозяйствен ного производства, и ее надо вести более активно. Конечно, в этом д е ле не может быть шаблона, надо учитывать местные условия и тот положительный опыт, который име ется в ряде' областей Российской Федерации, Украины и других рес публиках. Больше внимания изуче нию и обобщению опыта специализа ции должны уделять союзные и республиканские министерства сель ского хозяйства и научные учреж дения. Наряду с твердым планом госу дарство, как и прежде, будет заку пать значительное количество зерна и других продуктов сверх плана. Как вы знаете, для поощрения кол хозов и совхозов в увеличении про изводства и продажи зерна государ ству сверх твердого плана установ лены надбавки в размере 50 процен тов к основной закупочной цене на пшеницу и некоторые другие зерно вые культуры. Такой порядок поощ рения создает заинтересованность хозяйств, способствует росту произ водства, он прост и понятен колхоз никам, работникам совхозов. Многие товарищи высказывают предложение о том, чтобы установ ленный порядок стимулирования сверхплановых закупок зерна рас пространить и на некоторые другие сельскохозяйственные продукты. Это предложение заслуживает внимания. Столь мощный эко номический рычаг роста-» производст ва и закупок сельскохозяйственных продуктов нам надо широко исполь зовать. Если данное предложение будет одобрено, то следует поручить соответствующим органам разрабо тать эту систему с учетом имеющей ся практики. С мест поступают предложения о том, чтобы часть средств, получае мых совхозами в виде надбавок к основной цене за сверхплановую продукцию, использовать для д о полнительного поощрения рабочих совхозов, специалистов, руководите- ва немыслимо без эффективного ис пользования достижений математи ки, механики, физики, химии, биоло гии и других наук. Мы придаем важное значение дальнейшему расширению и углубле нию научно-технического сотрудни чества социалистических стран. В Болгарии, Венгрии. ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии и других странах так же, как и у нас, имеет ся много интересного в области на учных исследований по сельскому хозяйству, в создании новой высоко производительной техники, новых ви дов удобрений, хороших сортов сельскохозяйственных культур и по род скота. Проводится большая ра бота по повышению эффективности сельскохозяйственного производства. Широкий обмен опытом, объедине ние наших усилий, взаимное исполь зование достижений науки и передо вой практики дают возможность всем социалистическим странам ус корить научно-технический прогресс в сельском хозяйстве, добиться зна чительного роста производительности труд»» Итак, товарищи, если подытожить все сказанное о современном поло жении в нашем сельском- хозяйстве III. в о п р о с ы ГО X о лей хозяйств. Эти предложения, на наш взгляд, заслуживают внимания, и их следовало бы поддержать. Та кой порядок будет способствовать» еще большему повышению трудовой активности работников совхозов. Что касается колхозов, то согласно уставу такие вопросы они решают по усмотрению общих собраний кол хозников. Несколько замечаний о ценах на сельскохозяйственную продукцию. Установленные после мартовского Пленума закупочные цены возмеща ют большинству колхозов и совхозов издержки производства, позволяют им иметь накопления для расширен ного воспроизводства. Политбюро считает, что на ближайший период в основном надо сохранить действу ющие закупочные цены. Но некото рые коррективы, видимо, целесооб разно внести. В первую очередь, на до упорядочить цены на овощи, хло пок и мясо птицы. Следует больше заинтересовать колхозы и совхозы в продаже сельскохозяйственной про дукции высокого качества. Требует улучшения зональная дифференциа, ция цен по отдельным продуктам. Заслуживает внимания вопрос об издержках, связанных с завозом хо зяйствами тракторов, минеральных удобрений и других материально- технических средств. Эти издержки несут в значительно больших разме рах те хозяйства, которые удалены от заводов-поставщиков или при станционных баз. Видимо, целе сообразно поставить колхозы и сов хозы в равные условия по затратам на приобретение матеоиально-техни- ческих средств. Дальнейшего совершенствования требует и система взимания подо ходного налога с колхозов. Выска зываются предложения о том, что было бы более правильным устано вить Дифференцированную шкалу налогообложения в зависимости от уровня рентабельности хозяйств. Госплану СССР, сельскохозяйст венным и финансовым органам с участием ученых надо изучить все эти вопросы и внести предложения. На мартовском Пленуме ЦК, а затем на XXIII съезде партии мы признали ничем не оправданным стремление преобразовывать многие колхозы в совхозы. При этом было определено, что задача состоит не в том, чтобы подменять одну социа листическую форму хозяйства в д е ревне другой, а чтобы всемерно ук реплять и развивать как колхозную, так и совхозную форму организации общественного хозяйства. Однако все еще продолжают поступать просьбы о преобразовании большого количества колхозов в совхозы. За период с 1957 по 1967 г, число совхозов в стране возросло более чем в 2 раза —• с 5,9 тысячи до 12,8 тысячи. За ними закреплено 292 мил лиона гектаров' сельскохозяйствен ных угодий. В совхозах сосредоточе но 43 процента всей посевной пло щади страны. Как видите, совхоз ное производство — огромная об ласть нашего хозяйства. Между тем Министерства сельско го хозяйства СССР и союзных рес публик, местные органы не уделяют должного внимания совхозам. Мно гие из них работают неудовлетвори тельно, имеют низкие показатели производственной и финансовой де ятельности. Все это обязывает обратить самое серьезное внимание на работу сов хозов, чтобы сделать все' совхозы высокопроизводительными и высоко рентабельными хозяйствами. Это прежде всего относится к руководя щим органам РСФСР и Казахской ССР, где сосредоточено две трети всех совхозов страны. / Большой размах мелиоративных работ предъявляет высокие требова ния к водохозяйственным органам. Мы правильно поступили, создав Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР. За короткий срок Министерство и его органы на ме стах провели немалую работу по созданию водохозяйственных и стро ительных организаций, укреплению их кадрами. Однако в работе мини стерства еще не все как следует от лажено. Низка ответственность за качество водохозяйственных работ и правильную эксплуатацию мелиора тивных систем. Д о сих пор нет чет кого разграничения функций между водохозяйственными и сельскохозяй ственными органами. Дальнейшего улучшения требует и работа «Союзсельхозтехники». С мест поступает немало сигналов о серьезных недостатках в производ ственно-техническом обслуживании колхозов и совхозов. Высказывают- и о тех требованиях, которые предъ являют к этой отрасли задачи ком мунистического строительства, то, как я уже подчеркивал, линия на шей партии и вся ее практическая деятельность в этой области должны быть направлены на осуществление в возможно кратчайший срок даль нейшего технического перевооруже ния сельского хозяйства. Наши пла ны в отношении химизации, мелиора ции земель и комплексной механиза ции — это меры, которые позволят поднять сельскохозяйственное произ водство на уровень, соответствующий размаху коммунистического строи тельства в нашей стране. Техническое перевооружение сель скохозяйственного производства, ес тественно, потребует от государства и колхозов крупных .капиталовложе ний. И мы должны это всегда учи тывать, находить возможности вы делять из' нашего национального до хода средства, которые бы удовлет воряли бы растущие потребности се ла и обеспечивали гармоничное раз витие всех отраслей народного хо зяйства. Этой линии мы должны твердо следовать и при разработке народнохозяйственного плана на предстоящее пятилетие. ЭКОНОМ и к и з я й с т в а ся предложения, чтобы поручить «Союзсельхозтехнике» организовать централизованную доставку своим транспортом непосредственно в хо зяйства машин, запасных частей, строительных и других материалов, взять на себя заботу о комплектова нии оборудования, проводить его монтаж с тем, чтобы колхозы и сов хозы, образно говоря, получали тех нику на ходу. Справедливо поднимается также вопрос об улучшении организации заготовок сельскохозяйственных про дуктов, особенно овощей и фруктов. Возникают вопросы в связи с большой разбросанностью по раз личным министерствам и ведомствам производства машин и механизмов для села. Например, производство оборудования для животноводства размещено более чем на 150 пред приятиях, причем лишь 30 из них находятся в ведении Министерства тракторного и сельскохозяйственно го машиностроения, а остальные — в тринадцати других министерствах и ведомствах. Такая распыленность серьезно сдерживает технический прогресс в механизации животноводства и кор мопроизводства, так как многие привлеченные предприятия не рас полагают необходимыми квалифици рованными кадрами специалистов в этой области и по существу не ве дут работы по совершенствованию выпускаемой ими техники. Продук ция, размещенная на предприятиях в небольших количествах, обходится заводам дорого, что приводит к по вышению стоимости машин. Такое же положение сложилось с произ водством мелиоративной техники, выпуск которой рассредоточен по 11 министерствам и ведомствам. Политбюро ЦК и правительство, с учетом обмена мнениями на на стоящем Пленуме, должны рассмот реть все эти вопросы и принять не обходимые меры. Перед нами, товарищи, как вы ви дите, стоит немало еще задач в области сельского хозяйст ва, Речь идет не только о дальнейшем подъеме одной из важ ных отраслей народного хозяйства. В конечном итоге речь идет о реше нии крупных задач социально-эконо мического и культурного развития советского общества. Подъем произ водительных' сил деревни позволит еще более улучшить материальное благосостояние всех трудящихся, от крывает новые широкие возможно сти для рост? культуры на селе. В то же время реализация намечаемых мер приведет к изменению в самом характере труда сельского населе ния, все большему превращению его в разновидность труда индустриаль ного. Идя по этому пути, мы будем постепенно решать одну из карди нальных задач коммунистического строительства — задачу стирания существенных различий между горо дом и деревней. В осуществлении предлагаемых мероприятий по материально-техни ческому перевооружению сельского хозяйства большую роль призвана сыграть наша промышленность. Но надо .иметь в виду, что дальнейшее развитие самой промышленности во многом будет зависеть от успехов сельского хозяйства, от уровня обес печения города сырьем и продоволь ствием, от возможностей села пре доставлять заводам и фабрикам но вые пополнения рабочего класса. Как видите, товарищи, все наме ченные мероприятия проникнуты од ним стремлением — еше выше под нять благосостояние советского на рода, еще более укрепить союз ра бочего класса и крестьянства, могу щество нашей социалистической Ро дины. Большие задачи в сельском хо зяйстве, естественно, не могут быть решены только работниками этой отрасли. Осуществить широкую хи мизацию, мелиорацию земель и ком плексную механизацию можно лишь совместными усилиями тружеников села и рабочего класса, ученых и специалистов сельского хозяйства, инженерно-технических работников промышленности — словом, всех со ветских людей. В мобилизации трудящихся на борьбу за новый подъем сельского хозяйства главная роль принадле жит партийным организациям. Ко нечно, прежде всего надо сказать о сельских райкомах партии, первич ных партийных организациях и ком мунистах, работающих в колхозах и совхозах. Партия не раз ставила перед ними крупные задачи, и они, преодолевая немалые трудности, умело их решали. Сейчас армия коммунистов на селе насчитывает более 5 миллионов человек. Дея тельность сельских партийных орга низаций должна быть направлена на борьбу за высокие урожаи полей и высокую продуктивность животно водства, за ускорение научно-техни ческого прогресса и достижение высокой производительности труда. На передовую линию борьбы за осуществление решений нашего Пле нума также должны быть поставле ны партийные организации промыш ленности. В первую очередь я имею в виду партийные организации пред приятий сельскохозяйственного ма шиностроения, тракторной, автомо бильной и химической промышленно сти, строительных организаций, на учно-исследовательских и всех дру гих учреждений, которые в той или иной мере связаны с сельским хо зяйством. Нужно ли говорить, как много зависит от их плодотворной работы! Одним из решающих условий всех наших успехов всегда были и оста ются правильный подбор, подготов ка и воспитание кадров. .Наши кад ры выполняют большую работу. Жизнь требует от них глубоких зна ний, особенно в области экономики, науки и техники. Поэтому важней шей задачей партийных организа ций является систематическая рабо та по подготовке и переподготовке руководящих кадров и специалистов через школы, курсы, семинары и другие формы совершенствования их знаний и опыта. Своевременно надо заботиться и о том, чтобы в вузах и техникумах, в школах профессио нально-технического образования в полном достатке готовились для сельского хозяйства кадры специа- , листов как высшей и средней ква лификации, так и массовых профес сий. Следовало бы иметь на пер спективу конкретный шщн подготов ки и переподготовки этих кадров. Надо шире выдвигать на руково дящую работу в партийные, государ ственные и хозяйственные органы пе редовых рабочих и колхозников. Не обходимо более энергично выдвигать женщин. На селе их все еще очень мало среди руководителей хозяйств, бригадиров, заведующих фермами и управляющих отделениями. Следует также более активно готовить из чис ла женщин специалистов по сельской механизации. Надо вообще проявлять больше заботы о создании лучших, более благоприятных условий для труда и быта женщин на селе. Один из важнейших вопросов пар тийно-политической работы на селе— это работа с молодежью. Решения на шего Пленума, наши планы по сель скому хозяйству открывают для мо лодежи, и не только сельской, но и городской, новые горизонты, широ кое поле деятельности. Вы понима ете, товарищи, как много специали стов сельского хозяйства, инженеров и техников, механизаторов и агрохи миков, мелиораторов, строителей и других квалифицированных кадров потребует осуществление изложенной в докладе программы дальнейшего развития сельского хозяйства. Партия рассчитывает, что наша молодежь внесет свой достойный вклад в развитие сельского хозяй ства. Молодежь, овладевшая основа ми науки, с ее кипучей энергией и любовью к знанию, отзывчивостью на все новое, — это будущее нашего се ла. Для ее воспитания, для работы с молодежью не надо жалеть ни вре мени, ни сил. Еще больший размах мы должны придать политической работе партий ных организаций в массах. Обраще ние к народу, опора на него — это испытанный метод нашей партии, верный путь к достижению намечен ной цели. Политическая работа дол жна быть тесно связана с жизнью. Она должна по-настоящему зажи гать людей, воодушевлять их на хо рошие трудовые дела. Еще выше надо поднять значение социалистиче ского соревнования, постоянно уде лять ему внимание, находить новые, интересные формы соревнования, ши роко показывать передовиков произ водства. В этом важную роль долж ны играть не только партийные, но и профсоюзные организации, а также наша печать. Работать в массах — это значит проявлять заботу о тружениках, благоустройстве их быта, подъеме культуры всей сельской жизни. В этом направлении в последнее вре мя сделано немало. Но по ряду об стоятельств, в том числе и по причи не недостаточного внимания, в куль турно-бытовом обслуживании дерев ни имеется много нерешенных воп росов. Всемерно развивать и полнее удовлетворять духовные и бытовые запросы тружеников деревни — эго высокая обязанность всех партий ных организаций, государственных органов, профсоюзов, комсомола, всей советской общественности. В работе, колхозов и совхозов, во всех сторонах сельской жизни нет таких вопросов, которые бы не вхо дили в круг наших задач. Мы обяза ны еще выше поднять уровень рабо ты партийных организаций — от ЦК до обкомов, горкомов, райкомов пар тии и первичных партийных органи заций. Реальность наших планов по развитию сельского хозяйства осно вывается не только на материальных возможностях, достигнутом уровне экономики и научно-технического прогресса в стране. Она в огромной степени определяется хорошо постав ленной организаторской и политиче ской работой партии и всех ее отря дов в массах, в народе. Товарищи! Рассматриваемые на настоящем Пленуме ЦК вопросы дальнейшего подъема сельского хозяйства пред ставляют огромную государственную важность. Решения Пленума явятся программой нашей практической ра боты. Опираясь на глубокое понимание нашей политики и поддержку совет ского народа, партия приложит все силы для того, чтобы наше сельское хозяйство сделало новые шаги впе ред и полностью удовлетворяло все возрастающие потребности нашего народа и государства. (Аплодисмен ты).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz