Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

Л ЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 6 октября 1968 г., У» 235 (12 187) С Е Г О Д Н Я - Д Е Н Ь У Ч И Т Е Л Я '} Б у р л и т к о м с о- мольс к о е соб р а н и е> Щ г Даже при- сут ст в и ^ взрослых не охлаждает пыла моло­ дежи. Да и сами взрослые волну­ ются. Выступают горячо, страстно. Еще бы! Речь идет о выбо­ ре профессии. На собрание пригла­ сили самых лучших, самых влюб­ ленных в свое дело рабочих, инженеров, врачей, учителей. Их слово воспринимается живо. Потом возникает дискуссия. С доброй улыбкой слушает эти споры невысокая седая женщина с орденом Ленина на темном платье. Это, известная в Лебедяни, заслу­ женная учительница школы РСФСР Валентина Вячеславовна Лаптева. Она просит слова, и. в зале воца­ ряется тишина. — Вопрос «кем быть?» для меня был решен в самой ранней юности, — говорит Валентина Вячеславовна. — Еще девочкой я твердо знала, что буду учительницей. Педагог начинает свой рассказ, и перед юными слушателями прохо­ дят картины прошлого, ставшего для них легендой. 1919 год. Разруха. По стране грохочет война, тС тут, то там под­ нимает голову контрреволюция. Ре­ шается судьба Советской России. И в самый тяжелый для Родины час В. И. Ленин в числе самых главных ставит задачу ликвидации неграмот­ ности. ...В просторной избе-читальне по вечерам собиралась вся деревня. Здесь учителя читали вслух газеты, а сельчане говорили о своей кре­ стьянской жизни, учились грамоте. — Ком-му-на — водит по буквам заскорузлым, почерневшим пальцем крестьянин. — Со-ве-ты. Моргая белесыми ресницами, Ьмотрит на молодую / учительницу. На глазах Валентины Вячеславовны навертываются слезы, а в сердце— огромная радость за человека, от крывающего для себя широкий мир знаний. И она вдруг почувствовала себя сильной, нужной. Через несколько месяцев мужики уважительно говорили ей: — Ты очень наша, Валентина Вя­ чеславовна. Это было как награда. К учи­ тельнице тянулись «люди. В ма­ ленькой комнатке при школе дверь не закрывалась. Зайдет за советом пожилой,^ крестьянин, забежит на минутку соседка. По вечерам часто собирались девушки. Пели, мечта­ ли, делились сердечными тайнами. Валя поможет, посоветует. А сама изредка вздохнет: где-то сражается за Советскую власть ее Яша. Однажды в погожий, ясный денек скрипнула дверь, и на пороге по­ явился высокий человек в шинели. , Свадьбу сыграли скромно. Много ли выдавали по учительскому пай­ ку? Но зато как весело звучала единс!венная граммофонная пла­ стинка, каким счастьем светились лица молодых! Лишь иногда по улыбающемуся лицу невесты про­ бегала тень. Яше снова на фронт. После войны вернулся Яков ху­ дой, постаревший. Валентина Вяче­ славовна вместе с мужем стала ра­ ботать в школе села Мелехино. Что ни день — страшные известия: уби­ ли секретаря комсомольской ячей­ ки.., сожгли первого тракториста... Кулаки свирепствовали, предчувст­ вуя близкий конец. Ненависть к врагам переполняла сердце учи­ тельницы. Попросила послать ее на коллективизацию. В профсоюзе удивились. — У вас же двое детей, Валенти­ на Вячеславовна. Оставались бы дома. — Ради детей и направьте. Надо приблизить победу, чтобы нашим сыновьям не пришлось умирать мо­ лодыми. В богатом селе Вязово, куда с группой д^гих агитаторов приеха­ ла Лаптева, обстановка была нака-г лена до крайности. Запугивание кулаков не проходило бесследно. Перед учительницей захлопывались двери. Зажиточные хозяева спуска­ ли с цепи свирепых собак. Но упря­ мо, решительно шла молодежь на­ встречу новой жизни. — Товарищи! — срывается голос Валентины Вячеславовны. — Для вас же! Для вас! Через несколько месяцев она с сознанием выполненного долга за­ писала: «В селе Вязово создан кол­ хоз имени Ворошилова». ...В 1933 году вновь ввели пред­ метную систему обучения. Ком­ плексный метод не оправдал себя. Валентина Вячеславовна встретила это с большой радостью. Вскоре ее школа выдвинулась на второе место в Российской Федерации. В монографии «Нижнедевицкая образ-, цовая школа», выпущенной Воро­ нежским издательством, ееть такие строки: г «Особенным мастером слова за­ конно признается учительница Ва­ лентина Вячеславовна Лаптева. Сво­ им образным художественным рас­ сказом даже самые незнакомые, самые отдаленные для детей поня­ тия она делает понятными». Высоко оценил работу Лаптевой и народ­ ный комиссар просвещения Бубнов. Все сорок пять минут пробыл он на ее уроке, а прощаясь, горячо поблагодарил за педагогическое мастерство, большую работу с «Липецкая область. Село Доброе. Валентине Ивановне Ждацкиной». Сотни писем и открыток приходят по этому адресу. Их пишут и те, у крго уже на висках седина, и совсем еще молодые люди. Все это ее бывшие ученики, Вот письмо от Вани Ларшина. По­ ступал он в первый класс в 1933 го­ ду. Пришел в школу почти босой. Бедной была семья Ларшиных. С тех пор прошло много лет. Сей­ час Иван Васильевич Ларшин рабо­ тает лесником в Добро веком лесхозе. «Дорогая Валентина Ивановна, — пишет он. — Я часто вспоминаю те трудные годы, как Вы приходили в класс и делили о' нами последний ку­ сок хлеба. Вы учили нас добру, учи­ ли понимать жизнь. Сердечное спа­ сибо Вам за все». ...Письма с войны. Сотни учеников Валентины Ивановны сражались за честь и независимость нашей Роди­ ны. В окопах писали они письма сво­ ей учительнице. Потом пришла весть ю том, что муж. капитан Алексей Иванович Жданкин пал от вражьей пули. Получила похоронную и учительни­ ца Ю. А. Нифонтова. Но не сломила беда солдатских вдов. Стойко переносили они те не­ легкие военные зимы. Чтобы обо­ греть классные комнаты, на салаз­ ках возили дрова из леса, всей шко­ лой колхозу помогали, но занятия в школе не прекращались. Нелегко было и в послевоенные годы, но Валентина Ивановна жила думой о сельских детишках, о том, чтобы дать им образование, вывести в люди. Страна высоко оценила ее труд. Сельская учительница Валентина Ивановна Дданкина награждена медалями «За доблестный труд ь Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», «За трудовую доблесть», орденом «Знак Почета». К А В А Л Е Р Ы О Р д Е Н А Л Е Н И Н А детьми. В 1961 году ей было присвоено звание заслуженной учительницы школы РСФСР. С годами многое стирается в па­ мяти, но все то доброе, прекрасное, что сделала Валентина Ивановна за 35 лет работы в школе, не забыть ее ученикам, ныне инженерам, строите­ лям, учителям, врачам, рабочим. «Дорогая Валентина Ивановна! Недавно в моей жизни произошло большое событие. Я окончила инсти­ тут. Поеду работать в Сибирь. Где бы я ни была, я всегда буду помнить о Вас, как о самом добром, самом прекрасном человеке», — пишет Ва­ лентина Фролова из Ленинграда. «Несколько часов назад я возвра­ тился из полета. Нелегко было уп­ равлять боевой машиной. Всегда, когда бывает трудно, я вспоминаю Вас, вспоминаю, как Вы, Валентина Ивановна, учили нас стойкости». Так пишет военный летчик Влади­ мир Лебедянский. Сейчас Валентина Ивановна рабо­ тает учительницей русского языка и литературы в Добровской средней школе. Пройдут годы. Уйдут в большую жизнь новые ученики. И тоже при­ шлют в адрес своей старой учитель­ ницы теплые, сердечные письма. А. ПОПОВ. с. Доброе. В июне 1936 года тридцать самых лучших учеников Нижнед^вицкой школы вместе с учительницей Лап­ тевой отправились на экскурсию в Москву. Они увидели достоприме­ чательности столицы, побывали в Третьяковской галерее, в Пушкин­ ском музее, в Кремле. Но самым лучшим подарком для детей и учи­ тельницы была встреча с Н. К. Крупской. Слабая, усталая, Надежда Константиновна все-таки приняла нижнедевицких учеников, сделала им подарки, каждому по склонно­ стям, много рассказывала о Влади­ мире Ильиче Ленине, о его любви к детям и воспита!елям молодого поколения. Эта встреча на всю жизнь осталась в памяти Валентины Вячеславовны. Об этом и рассказала она в тот вечер выпускникам. А на следую­ щий день Валентина Вячеславовна уже консультирует молодых педа­ гогов в школе, где те давали пер­ вые уроки. — Не получается у меня, — опу­ скает глаза молодая учительница. — Ребята не слушаются. Трудно с ними. ' — Трудно? — переспрашивает Ва­ лентина Вячеславовна и задумыва­ ется, словно вглядываясь в прош­ лое— Когда Лаптева впервые вошла в двери Стрелецкой начальной школы Лебедянского района, увидела об­ лупленные парты, заглянула в учи­ тельскую, где не было почти ника­ ких учебных пособий, то невольно сравнила эту школу с Нижнедевиц- кой и испугалась. Но только на се­ кунду. С новой энергией взялась за работу. Трудно ли было? Да. Но эти трудности только придавали силы. За несколько лет в школе не стало второгодников. Валентина Вячеславовна не пове­ рила своим глазам, когда 8 мая 1939 года, читая в газете Указ о награждении сельских учителей, наткнулась на свою фамилию. — Что я особенного сделала? . Работаю, как все,— отбиралась она от поздравлений. А через несколько дней Москва сердечно встречала награжденных. К горлу подступили слезы, когда Михаил Иванозич Калинин, тепло пожав руку вручил ор'ден Ленина. А еще через несколько месяцев Валентина Вячеславовна снова была в Москве, уже как делегат 1 Всерос­ сийской учительской конференции. Доклад ее был признан одним из лучших, и коллегия Народного ко­ миссариата просвещения приняла решение о присвоении учительнице Лаптевой степени кандидата педаго­ гических наук. Сколько детей прошло через ее руки! За хлопотами не замети­ ла, как и свои выросли. Оля в Сталинградский медицинский посту­ пила, Паша в бронетанковую школу. Совсем взрослые стали. А потом началась война. Однаж­ ды в школе учительнице передали письмо. На измятом треугольнике номер Пашиной полевой почты. Но... это же не его почерк! Дрожа­ щими пальцами распечатала кон­ верт, быстро пробежала глазами и схватилась за стул, чтобы ц р упасть. Маленький белый 4 листочек выпал из ее руки. «...Ваш сын Лаптев Па­ вел Яковлевич пал смертью храб­ рых в боях за Советскую Латвию». От детского глаза ничего не скроется. В этот день в классе все сидели удивительно тихо. Валенти­ на Вячеславовна медленно ходила по рядам. Взгляд упал на закрытый учебник чтения. На обложке — зо­ лотые колосья, голубое небо, ог­ ромные сосны, с детства любимая и милая сердцу картина родной природы. Нет! Надо жить! Надо бо­ роться! — Начнем урок. Иди в доске, Люба... ...Рассказать бы все это молодень­ кой, неуверенной в своих силах де- М А Л О Д И П Л О М И М Е Т Ь ИНЖЕНЕРА вушке. Нет. Сейчас ей нужно не то. Валентина Вячеславовна подробно расспрашивает молодую учительни­ цу о характерах и наклонности де­ тей, советует, как найти , ключ сердцу ребенка. Потом, когда де­ вушка наберется опыта, она с теп­ лотой будет вспоминать своего старшего, мудрого товарища. Вместе со страной пережила учи­ тельница Лаптева все невзгоды и радости. За выдающиеся заслуги в деле воспитания и обучения детей, за плодотворное участие в общест­ венной жизни Валентина Вячесла­ вовна была награждена орденом Трудового Красного Знамени, ме­ далью «За доблестный труд в Ве­ ликой Отечественной войне 1941— 1945 гг.». В ноябре 1946 года ей бы­ ло присвоено почетное звание за­ служенной учительницы школы ,РСФСР, в 1956 году получила вто­ рой орден Ленина. Валентина Вячеславовна с легкой грустью смотрит в окно. Солнечный осенний деньЛ Торопятся в школу ребята. Второй год она не встреча­ ет их в школе. Но ее молодое сердце не выно­ сит покоя. Вся жизнь отдана люби­ мой работе, людям. Выла нештат­ ным пропагандистом райкома пар­ тии, дважды — депутатом Верхов­ ного Совета РСФСР. Всегда среди людей. Ох, забыла совсем! спохваты­ вается Валентина Вячеславовна, гля­ нув на часы.— В педучилище же обещала зайти. Заодно и письма опущу ребятам из Армавирского Дворца пионеров. Поспешно одевается и на улицу. Т. КОРМИЛИЦИНА. г. Лебедянь. выходит Рабочий стол завален стопка­ ми тетрадей, книг. Николай Петро­ вич Макеев, откинувшись на спинку стула, задумался... Как хорошо вот так, просто, говорить со свсщм на­ ставником, бывшим классным руко­ водителем, делиться воспоминания­ ми. ...Как-то раз зашел в классе на комсомольском собрании разговор о нашем досуге. Скучным он был, .серым и однообразным. По шаблону проводились вечера. Не с кем соревноваться, дружить: в Ка- зинской средней школе был только один девятый класс. Николай Пет­ рович посоветовал нам установить связь с учащимися другой школы. С волнением готовились мы к пер­ вой встрече с городскими школьни­ ками. Каждый думал: а понравится ли им наша самодеятельность? Но все обошлось хорошо. Было интере­ сно и весело. Гости пригласили в свою очередь нас к себе на диспут. Потом появились еще друзья. Вме­ сте с девятиклассниками из Липец­ ка переписывались с кубинскими школьниками. Мы писали им о своей жизни, о наших буднях, о том, что МОЙ НАСТАВНИК у нас в школе ежегодно проводится художественная выставка «Наши ри­ сунки», что в школе много любозна­ тельных ребят. Такая дружба здорово помогала нам в учебе, расширяла кругозор. А какими интересными были у нас литературные вечера! Нам, окончившим школу и вышед­ шим в большую жизнь, не забыть тех памятных дней, которые с помо­ щью Николая Петровича наполни­ лись глубоким содержанием. И вот в канун нашего, теперь уже общего праздника — Дня учителя, я сно­ ва встретился со своим наставником. Сколько людей воспитал и вывел в большую жизнь Николай Петпович! Анатолий Косенков, Валерий Земля- нухин, Виктор Афанасов, Владимир Кургасов и Людмила Фролова — студенты Липецкого филиала Мо­ сковского института стали и сплавов, Лидия Долгова, Люба и Люся Тор- мышовы учатся в вузах г. Воронежа, Нина Присекина, Надя Севостьянова и многие другие — в Липецком пед- Т е ш , хето Тысячи липчан в возрасте до трех лет большую часть,своего дня прово­ дят в детских яслях. Не так давно и моя Оля впервые пошла в детяс- ли № 9 «Топ-топ». Ее там встретили и окружили- заботой внимательные люди — сестры В. М. Бартенева и В. П. Сулимова, няни Т. А. Цукано­ ва и Е. С. Бабанова. Оля растет р а, ст пт здоровой и веселой. И это благодаря материнскому, чуткому отношению к детям работников ясельной группы. Детей у нас любят. Никакое госу­ дарство не заботится о детях так, как Паше. Только в липецких детяс- лях и садиках работают тысячи лю­ дей. От них зависит не тодько здо­ ровье и будущее детей. У каждого ш а, л ы хххе жх малыша есть родители. И если они будут спокойны за своих малышей, то лучше будут работать и Новоли­ пецкий, и тракторный заводы, и лю-, бое липецкое предприятие. 6 -го октября — День учителя, и в этот день надо сказать теплое слово и работникам детских дошкольных учреждении. П. АБРАМОВ. институте. А Нелля Воронова, Алек­ сандра Косенкова, Любовь Присеки­ на, Валентина Спесивцева и я второ­ го сентября этого года впервые пе­ реступили школьный порог учителя­ ми средней школы. Многие ребята пошли на производство; Трудно объяснить, чем Николай Петрович покоряет юношеские серд­ ца. Но главное тут, как мне кажется, большая любовь к своей профессии, к ученикам. Он не жалеет сил, энер­ гии и знаний для них; ■ Николай Петрович из тех педаго­ гов, которые не ограничиваются со­ рока «пятью минутами урока. Он ча­ стый гость у рЪдителей учащихся, активный общественник. Два года в селе руководил народным универси­ тетом культуры. К нему приезжали за опытом многие педагоги из других областей и даже из-за рубежа. О мастерстве педагога-коммуниста говорит а тот факт, что Николай Петрович вот уже пять лет работает без второгодников. Н. П. Макеев не боится- трудностей. Создалось тре вожное положение с русским язы­ ком и литературой в 7 «А» классе. Он по собственной инициативе занял­ ся этим классом. И вот результат: все учатся в десятом. Можно многое рассказывать о сво­ ем учителе. Свет, зажженный им в молодых сердцах, этот свет знаний ярок, он помогает нам; молодому по­ колению, идти верной дорогой по жизни к намеченной цели. Н. ПОНОВ завуч Вешаловской восьмилетней школы Липецкого района. Началась эта некрасивая история так. Февральским вечером машинист тепловоза В. Ф. Фролов, отработав смену, встретил Д . И. Вишнякова и стал сдавать ему тепловоз. Тот сел в машину, осмотрел приборы. Фро­ лов напомнил: — Масляный кран перекрыт. — Вижу, — ответил Вишняков. Потом они отметили в журнале, как положено, что один сдал, а другой принял смену. Беда пришла неожиданно. Молодой рабочий И. „И. Марухин, который' числился помощником машиниста, решил сам, без разрешения старшего, за­ вести машину. Паренька не смуща­ ло то обстоятельство, что с маши­ ной он еще мало знаком. Мотор без смазки работал всего несколько ми­ нут: он, как машинисты говорят, на­ чал «чихать», а потом и вовсе оста­ новился. Машинист ругнул своего помощ­ ника за неуместную инициативу. Но факт был налицо: двигатель выве­ ден из строя. Если бы на другой день исполня­ ющий обязанности начальника транспортного цеха Ф. И. Марухин (дядя неумелого, но ретивого по­ мощника машиниста) рассудил здраво, никакой истории и не было бы. Но ему, как видно, не хотелось, чтобы ответчиком был его племян­ ник. Начали искать виновного. Искали долго. 36 дней понадоби­ лось для того, чтобы появился при­ каз директора завода, в котором обвинялись Д. И. Вишняков и... В. Ф. Фролов. За то, что они, ядо- бы, нарушили инструкцию по экс­ плуатации тепловозов. Приказ был строг: с каждого удержать по одной трети зарплаты за материальный ущерб, нанесенный заводу, каждый лишался премий. Вишняков смолча.-т, чита-н приказ А Фролов молчать не стал. Сначала он обратился в комис­ сию по трудовым спорам. Предста­ вителем администрации в этой ко­ миссии был заместитель директора И. В. Илюхин. Он, не вникая в де­ ло, отрубил: . ф — Приказ директора считаю пра вильным! Была еше одна возможность не доводить дело до суда, решить его быстро, без проволочек — в парт­ коме. Фролов несколько раз обра шалея к секретарю парткома И. И. Бартковскому, просил защитить его, коммуниста с двадиатилетним ста­ жем, от несправедливых нападок. Но секретарь парткома'лишь ,отмах нулся... А время шло. Когда пострадав­ ший не нашел поддержки в комис­ сии по трудовым спорам, он обра­ тился в завкок профсоюза. Решение завкома от 15 мая гласило, чго нет оснований удерживать треть зар­ платы у В. Ф. Фролова, что адми­ нистрация должна наказать основ­ ного виновника аварии.— помощни ка машиниста И. И. Марухина. В начале июня (через 113 дней после происшествия!) директор от­ меняет приказ об удержании одной трети зарплаты с Фролова, но вто­ рым пунктом того же приказа объ­ являет ему строгий выговор с пре­ дупреждением за то, что он, якобы нарушил'порядок сдачи смены. Фролов обратился в суд. Народ ный суд установил, что никакого на рушения инструкции при сдаче сме ны допущено не было, что, наобо рот, оба приказа директора- были изданы с грубейшим нарушением за кэнности о сроках административ ных взысканий, Словом» админист ВЕЯ рация была кругом не права. И суд признал неправильным взыскание, наложенное на В. Ф. Фролова. Слу­ чилось это почти полгода спустя после аварии в транспортном цехе. Справедливость восторжествова­ ла. ^ % Но Фролов правильно требует, чтобы понесли ответ те люди, по вине которых ему трепали нервы почти полгода. Жалуется он преж­ де всего на Бартковского. Думает­ ся, для этого есть основания. И не только потому, что пострадавший не получил должной помощи от сек­ ретаря парткома, хотя и сам по себе этот факт достоин внимания. * Дело, оказывается, в. том, что Бартковский испытывает личную неприязнь- к Фролову. За что? За то, что рабочий честен и прям. Узнал, к примеру, что механик га­ ража Ф. И. Марухин в рабочее вре­ мя помогает владельцам личных автомашин и сказал, что это не­ правильно. Когда один из руководи­ телей в нетрезвом состоянии разбил личную машину и поставил ее на ремонт в заводской гараж, не упла­ тив за это шт копенки, Фролов опять-таки сказал, что это непоря­ док. Кое-кто запускал руку в кассу взаимопомощи (не являясь членом этой кассы) — и об этих фактах Фролов не шептал в кулак. Но -разйе приличествует партий­ ному руководителю обижаться на человека, который говорит правду? Уже не раз и не два раздавались критические замечания в адрес ди­ ректора завода В. В. Ермакова. Он мало прислушивается к голосу об­ щественности, ^читает свидетельст­ вом силы руководителя лишь коман­ дирский тон, административные взыскания. Кто должен вовремя поправить администратора? Партком, разумеет­ ся. Если директору трудно осознать свои ошибки, то со стороны их луч­ ше видно. И т. Бартковский обязан был давным-давно предостеречь ди­ ректора от излишнего увлечения ад­ министрированием. А секретарь парт­ кома не только не сделал этого, но еще и ставит себе подобную пози­ цию в заслугу. Коммунисты химического завода считали, что им «не везет» с секре­ тарями парткома. Причину видели в том, что прежние секретари не зна­ ли химического производства. Но вот уже три года во главе партий­ ного комитета стоит инженер-хи.мик. И что же? Время показало, что зна­ ние производства — не единствен­ ное. качество, которым должен об­ ладать партийный работник. Он в первую очередь должен быть поли­ тическим деятелем, организатором, вожаком и воспитателем масс. Мало иметь диплом инженера — надо быть одновременно инженером чело­ веческих душ. От секретаря партко­ ма ждут примера высокой партий­ ности и принципиальности, чуткости и внимания к людям. (Партийный работник — душа и совесть коллек­ тива, к нему идут за советом, на него* равняют шаг. рели бы т. Барт­ ковский критически оценивай свою деятельность, он не стал бы отма­ хиваться от заявлений коммунистов. Тогда не пришлеь бы т. Фроло­ ву искать правду в народном суде— ему помогли бы найти ее в своем партийном комитете. И. БЛАНДОВЦЕВ, соб. корр. «Ленинского знамени». О ТОМ, ЧТО ДОВЕЛОСЬ уви­ деть на Лебедянском сахар­ ном заводе, нельзя писать спокойно. Речь идет о загубленных технологических' машинах, электро­ двигателях и другом ценном обору­ довании. В конечном итоге, о де­ сятках тысяч рублей, выброшен­ ных на ветер. Нельзя быть равно­ душным еше и потому, что все это совершается на глазах у руко­ водителей предприятия, у тех, кто в первую очередь должен беречь на­ родную копейку... — Это кладбище номер один, — окидывая взглядом разбросанное в сорняках оборудование, сказал глав­ ный механик А. А. Азаренков. Знакомимся с «экспонатами» кладбища. Вот лежит электродвига­ тель. Его мощность более 100 кило­ ватт. По нестертой краске и остат­ кам упаковки видно, что мотор еше ни дня не был в эксплуатации. С этим соглашается и механик. Согла­ сен он и с тем, что теперь едва ли ему можно найти применение. Дело в том, что электрическая машина несколько лет пролежала на откры­ той площадке, под дождем и сне­ гом. У нее разбит клеммник, погнут вал, повреждена обмотка. — В металлолом теперь его, — виновато процедил Азаренков. Рядом еще несколько подобных двигателей. Чуть в стороне валя­ ются разукомплектованные и разъе­ денные ржавчиной редукторы, ав­ томатические весы, задвижки, пи­ тательные шнеки, трубопроводы. Другой склад оборудования, ко^ тсрый сами же руководители тоже окрестили кладбищем, находится за забором, вне территории завода. И здесь картина не лучше. На боль­ шой площади разбросано оборудо­ вание. Различные машины и детали лежат прямо на земле, без упаков­ ки, без подкладок. Большинство из них разукомплектовано. значится сумма, на списание 'кото­ рой претендует директор. Она равна 171269 рублям! Таков факт. \ Почему же так получилось, что ценное оборудование вдруг стало непригодным? Вот что ответил на этот вопрос главный инженер заво- ЧП“ НА ЛЕБЕДЯНСКОМ С А Х А Р Н О М 99 Через несколько шагов — еше один «склад» оборудования, напо­ минающий свалку металлолома. О четвертом таком складе я узнал на другой день. О нем напомнил сам директор завода. И здесь — печать бесхозяйственности. На земле лежат двигатели, редукторы, насосы и дру­ гое ценное оборудование, в боль­ шинстве случаев тоже разукомплек­ тованное. В доказательство привожу вы­ держки из письма директора завода Н. А. Потанина в управление сахар­ ной промышленности ЦЧЭР. Вот эти строки: «...Лебедянский сахарный завод представляет управлению на списание нового импортного и отече­ ственного оборудования, которое хранилось на открытой площадке, подвергалось коррозии и за про­ шедшее время оказалось разукомп­ лектованным и непригодным для монтажа и эксплуатации»... Ниже да Н. Т. Василенко: — Оборудование было завезено согласно проекту, когда строился за­ вод. Но потом были изменения. З а ­ вод приняли без сепараиионного цеха и жомосушильного отделения. Не смонтировано было и другое обо­ рудование. Все так и осталось. Дол­ жного контроля не организовали за сохранностью оборудования. А те­ перь, как видите, все поржавело, ценные детали похищены. Так оно и было. О завезенном оборудовании никто в свое время не беспокоился. Как свалили его вдоль железнодорожного полотна, так оно и покоится там по сей день. За все годы не было ни техническо­ го осмотра, ни контроля за сохран­ ностью материальных ценностей. Оборудование портилось, приходи­ ло в негодность. На все эти безобразия не раз ука­ зывалось директору Н. А. Потанину. Лебедянским комитетом народного контроля и управлением сахарной промышленности. Имеется акт на неудовлетворительное хранение обо­ рудования, составленный работни­ ками «Росглавпищекомбината». Но руководители предприятий остава­ лись безразличными^ Тов. Потанин, правда, в начале нынешнего года издал приказ о на­ значении лиц, ответственных за хра­ нение оборудования. Были определе­ ны некоторые мероприятия для при­ нятия конкретных мер. Но и этот приказ остался невыполненным. Д о­ казательством тому —акт от 18 сен­ тября с. г. В нем, в частности, опять отмечалось плохое хранение оборудования. В общем, разговоров много, а дел пока нет. Почему? Этот вопрос я задал директору. — Думаю, — ответил он, — обо­ рудование пришло в не^юдность и его надо списать. Списать, т. е. сдать на переплав­ ку, и тем самым замести следы во­ пиющей бесхозяйственности — вот о чем хлопочут руководители Лебе­ дянского сахарного завода. Но, во-первых, согласно существу­ ющим правилам, любое оборудова­ ние, не бывшее в эксплуатации, ни в коем случае не подлежит списа­ нию. А во-вторых, кто же все-таки Фонесет ответственность за все эти безобразия? Н. ШАТОХИН, нешт. корр. «Ленинского знамени». В прошедший четверг в партор­ ганизации СУ-7 трестш«Жилстрой» состоялось первое за’нятие круж­ ка по изучению истории КПСС. На снимке вверху—пропагандист В. В. Лукин на занятии. На снимке внизу — Дмитрий Иванович Коломейцев — вагран­ щик цеха ковкого чугуна метал­ лургического завода «Свободный сокол». Он борется за звание ударника коммунистического тру­ да. Фото Ю. Клюева. В Т О Р О Е РОЖ Д Е Н И Е Ф А Б Р И К И В июне прошлого года в Ельне горела мебельная фабрика. Оста­ лись от нее только кирпичные ко­ робки да подвальное помещение. Что было делать? Молодой ди­ ректор Алексей Николаевич Тель- пов, только что принявший фаб­ рику, не растерялся. Он собрал коммунистов и с их помощью на­ чал борьбу за скорейшее восста­ новление предприятия. Сообща обсудили возможно­ сти. -Надо было расчистить тер­ риторию, собрать уцелевшее обо­ рудование и начинать все заново. Строить фабрику? Но кто будет изготавливать продукцию? Ре­ шили одновременно выпускать мебель и строить новую фабрику. С этой целью за 15 дней было расчищено подвальное помеще­ ние площадью 2 0 0 квадратных метров, установили там три су­ шильных камеры и уцелевшие станки. И через несколько дней выпуск продукции возобновился. Одновременно шло и восстанов­ ление предприятия. Работали по­ переменно, помогали друг другу. И успех пришел. В прошлом году план последних ‘ шести месяцев перевыполнен. Сейчас труженики предприя­ тия успешно перевыполнили про­ изводственной задание. План 9 месяцев превышен на 3 процента. А как же восстановительные работы? — Они идут к концу, — гово­ рит директор предприятия А. Тельпов, — поглядите. На ме­ сте прежних деревянных зданий выросли кирпичные корпуса, в которых много света и воздуха. Да, действительно, мебельная фабрика родилась заново. И это за один год и три месяца! На ней установлено новейшее деревооб­ рабатывающее оборуд о в а н и е. Идут поиски новых форм совре­ менной отделки мебели. Смонти­ рована, к примеру, линия лако- налианрй полировки, и скоро по­ требители смогут купить в мага­ зинах современную мебель с мар­ кой города Ельца. В. НИКИТИН, нештатный корреспондент «Ленинского знамени».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz