Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
I октября 1963 г., У? 233 (12135! Л ЕНИНС КО Е З НАМЯ Л Д ОРОГАЯ редакция! С глубоким волнением и большой гордостью прочи тал я в «Ленинском знамени» за метку «Горсть священной земли». Автор Н. С околовская-Цыганкова пишет о патриотизме, мужестве и стойкости воспитанниц Липецкого медицинского училища, о девушка х- добровольца х, ушедш их в 1942 году на фронт. Дополняя •рассказ, хочу написать о юношах из того же училища. Нас набралось двадцать четыре — тех, кто был призван в армию в сентяб ре сорок первого. Все — комсо мольцы и, как правило, значкисты ГТО, ГСО, ПВХО, «Ворошиловский стрелок». Теплые проводы устроили нам директор училища Василий Фе дорович Кисляков, заведующая учебной частью Павла Ивановна Медведева, преподаватели и млад шие товарищи. Ведь мы первыми из нашего коллектива отправлялись на фронт. На следующий же день прибыли в Москву. Столица — в суровом военном убранстве, на всем — пе чать полыхающей неподалеку все народной битвы. Пешим строем добирались с Казанского вокзала до Белорусского. Проходя по Крас ной площади, мимо Мавзолея В. И. Ленина, замедлили шаг, и каждый в сердце своем произнес здесь клят ву—драться с ненавистными фаши стскими оккупантами до победного конца, не жалея своей крови и са мой жизни. На Северо-Западном фронте на ша группа была рассредоточена по различным частям действующей ар мии. Первое боевое крещение мно гие из нас приняли под Старой Рус- сой и Новгородом, а* там и разо- Обидие цветов, зеленя, аквариум •— все это украшает цех, соз дает в нем уют. Теперь заводские цеха радуют глаз своей чистотой и благоустроенностью. Вот и этот снимок сделан на Липецком за воде резино.пластмассовых изделий в резино-техническом цехе. Не правда ли, приятно работать в такой обстановке? Фото Ю. Клюева. шлись в разные стороны солдатские пути-дороги. За всю войну мне довелось пов стречаться лишь с одним из товари щей по училищу. Это было в январе сорок второго года в районе город ка Муравьи на реке Волхов. Михаил Чертков спешил в свою часть. Почти на ходу крепко обнялись, расцело вались и—до свиданья, друг, а, мо жет, и прощай! С некоторыми из своих однокашников я поддерживал Михаил Чертков. Василий Арнаутов сейчас в Воронеже. Но кое-кого из тех двадцати четы рех недосчитались мы. Смертью храбрых пали: под Старой Руссой— Иван Зенин, в Берлине — Андрей Лобеев. Иван Максимович Харин умер в 1967 году. За трудовую доблесть в мирные дни солдат был награжден орщеном Ленина. О судьбе Гаврилова, Михаила Ко ровина, Ивана Кравцова, Ивана Сма- НИКТО НЕ ЗАБЫТ..* переписку, но в тех условиях обычно скоро прерывалась. По-разному сложились наши даль нейшие судьбы. Василий Абросимов, Георгий Дзуреченский, Михаил Ха- дарин, Михаил Овчинников сража лись на многих фронтах, добивали фашистского зверя в его собствен ной берлоге, каждый из них имеет ранение или контузию, удостоен нескольких правительственных на град. С ними я повидался уже в по слевоенные годы. Многие из нашей группы, как мне стало известно, и поныне прожива ют и работают в городе Липецке и Липецкой области. Это Василий Аб росимов, Михаил Гречаников, Геор гий Двуреченский, Петр Добринских, Михаил Зенин, Михаил Овчинников, Михаил Хадарин, Михаил Хрипунков, Николай Шацких, Василий Власов, она | гина, Василия Уваркина, Михаила Уваркина, Михаила Леденева мне по ка ничего не удалось узнать. А хо телось бы. Из Подмосковья мне пишет еще один бывший однокурсник—Миха ил Неснов, недавно уволившийся в запас офицер. В Липецке я встреча юсь с врачом областной санэпид станции Петром Ивановичем Кара- мышевым. И с кем ни разговоришь ся, ни вспомнишь фронтовое прош лое — желание у всех одно: пови даться бы тем, кто уходил на войну из стен одного училища, вместе по чтить память погибших, отчи_ таться друг перед другом за про житое. Называется и самая подходящая дата — день 25-летия со дня Побе ды наД фашистской Германией, то есть 9 мая 1970 года. Находится и место — Липецкое медицинское училище, комсомольская организа ция которого, наверное, охотно соз даст специальный штаб по руковод ству подготовкой встречи. Так что мысль эта и у меня, и у других моих товарищей зрела дав но. Взволнованные слова Н. Соко ловской-Цыганковой, первые шаги, предпринятые сегодняшними воспи танниками медучилища, пробудили желание поскорее осуществить за ветную думку. В заключение немного о себе. С памятного сентября сорок первого года и до конца войны я находился на Волховском и Ленинградском фронтах, участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в освобож- дении Пскова и Риги, дошел до Курляндии. До февраля прошлого года продолжал служить в рядах Советской Армии, затем уволился в запас. Сейчас работаю в Липецком областном управлении обществен ного порядка. Скоро, двенадцатого октября, бу ду я в Волгограде. Непременно по бываю на Мамаевом ^ургане, возь му горсть священной земли, омы той кровью девушек_воспитанниц нашего училища, привезу в Липецк и положу у памятника на площади Героев. Это будет мой личный вклад в развитие тех славных боевых тради ций, о которых зашла речь на стра ницах «Ленинского знамени». И. ДВУРЕЧЕНСКИЙ, бывший комсорг пятой фельдшер ской группы Липецкого медицинского училища. ! 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 С л о в о з а в е т н о е Ехал на подводе взрослый дя дя И ОТЛОМИЛ от придорожного дерева ветку — погонять лошадь. Мимо шел мальчишка. Он оста новился и долго смотрел на зияв шую на дереве овежую рану, поднял опавший лист и бережно приложил к ней. А затем часто прибегал сюда и лечил обижен ное дерево. Ходил до тех пор, пока не зарубцевалась, не затя нулась рана. Давно это было. , Безусый мальчишка стал седоволосым, уважаемым Трофимом Никити чем Силаевым. А та нежная лю бовь к природе, которая еще в детстве зародилась в нем, сохра нилась навсегда, предопределив его жизненный путь: стал Ники тич садоводом. Года три назад проводили его на пенсию, материально он всем обеспечен. Да вот не смог усидеть дома, отказался от поло женного отдыха, возвратился к любимому делу — в сад. Хоть и перешагнуло на седь мой десяток, а за целый день Никитич и не присядет. Его труд но застать на месте. От зари до зари вышагивает он по огромно му саду, внимательно осматрива ем каждое дерево. Порой 30—35 километров за день намеряет, а за всю жизнь, наверное, уже земной шар опоясал. Есть, правда, у него мотовело сипед. Только редко он им поль зуется. Оставит его где-нибудь, а потом сам же и разыскивает. — Не устаете? — спросил я его как-то. — Привык, — одним словом ответил Трофим Никитич. Сотни людей работают в саду. И никого не пропустит он, с каждым побеседует, подскажет, научит. Попробуйте поговорить с Никитичем о природе. И если вы даже не очень привязаны к ней, после этого разговора взглянете на землю совсем другими глаза ми. А те, кто трудится рядом с ним, вскоре становятся ее настр- ящими ценителями и, главное, хранителями. Глубокую и вечную любовь к природе прививает людям Тро фим Никитич. Видели бы вы, как переживала девушка, неосторож но сломавшая молодое дерево! Никитич ее не ругал, — только посмотрел и укоризненно пока чал головой. ...О чем могут рассказать вы строившиеся .рядами яблони? Че ловек посторонний слышит толь ко шорох листьев. А Трофиму Никитичу доступны все их тайны. Он знает наперечет все яблони на своем участке, знает, когда и какой урожай плодов можно снять с них, и как его увеличить. В минувшем году в целом по совхозу было по лучено по 97 цент» Перов яблок с гек тара, а бригада Трофима Никитича перешагнула этот рубеж и собра ла по 127 центнеров. Кое-кого это напугало: — Так можно истощить сад, — говорили скептики. « Но ошиблись они: и нынче гнут-, ся ветви под тяжестью плодов. Думаете, «слово заветное» зна ет Трофим Никитич? Слово то— в руках его, в бережном отноше н и и ^ дереву, в заботе о нем. И отплачивают яблони за это сто рицею. ' Сад огромен, и даже большой любви одного человека, его за боты ему будет мало. Но у Ни китича верные помощники — бригада. Сумел он не только сам отдать саду привязанность свое го сердца, но такую же любовь привить каждому, кто работает с ним. Ученики садовода внима тельно ухаживают за садом, бе режно относятся к его плодам. Д аж е если бы это было простым подражанием бригадиру — и то немало. Но не подражание это. Скорее — школа, выучка, скорее — общая привязанность и лю бовь к дереву, земле. Это школа Трофима Никитича Силаева — человека, преданно любящего все живое. И. ЩЕГЛОВ. Совхоз «Ключ жизни», Елецкий район. Я — НА УРОКЕ арифметики в 1 «А» классе. Наблюдаю за работой учащихся, за их первыми шагами, а сами думаю: не ужели опять не всем им суждено ладить с математикой, неужели сно ва для некоторых именно этот пред мет станет камнем преткновения в учебе? Ведь сейчас в школе по нему неуспевающих больше всего. Неуже ли и дальше так будет? За последние двадцать лет инте рес нашей молодежи к математике возрос необычайно. Очевидно, глав ная причина этого — большой тех нический прогресс, проникновение математики не только в смежные на уки, но и в области, которые раньше были чужды ей. Мы говорим теперь о применении математики в биоло гии, медицине, Филологии’. Сейчас имена академиков Колмогорова, Лав_ рентьева, Боголюбова, Глушкова и многих других достаточно популяр ны у наших школьников. Усиливается и значение препода вания математики в школе. Утверж дена новая программа по этому предмету. В «Объяснительной запи ске» к ней сказано: «Задачей обучения математике в средней школе является прочное и сознательное овладение математиче скими знаниями и навыками: а) нужньрли в повседневной жизни и работе каждому члену современно го общества, б) составляющим,и не обходимую основу изучения в школе других наук, в) достаточными для самостоятельного прохождения обра зования после школы, чтения научно- популярной литературы и т. п.» Итак, школа должна дать всем своим воспитанникам прочные, не формальные знания по математике. Это зависит, на мой взгляд, от прог раммы, учебника, учителя и, наконец, самого ученика. Программы уже есть. Сейчас учи- ДВО ЙКА по м а т е м а т и ке тель ждет новых учебников и наде - 1 ется, что их авторы учтут причины неудачи старых. Гла 1 Вное же, конечно, учитель, его эрудиция, мастерство, усердие, спра ведливость и честность. С введением новых программ и факультативных курсов требования к учителю, к его эрудиции и мастерству возрастут. Придется ему пополнить свой багаж, тщательно продумывать новые темы. Все преподаватели математики нашей школы, не прошедшие за последние годы серьезной подготовки, будут учиться на годичных курсах при ин ституте усовершенствования учите лей. Но надо иметь о виду и другую проблему. Как уже сказано выше, наибольший процент неуспеваемости дает математика. Так, в нашей шко ле все учащиеся, оставшиеся на вто рой год, отставали именно по этому предмету. Истоки неуспеваемости, по-видимому, где-то в начальных •классах, и борьбу с этим нужно начи нать с первого же класса, больше того, с детского сада, с дошкольного периода. Общее развитие ребенка почти всегда определяет меру его успевае мости по математике и другим дис циплинам. А оно начинается с его рождения и определяется не количе ством часов, проведенных около те левизора, даже не количеством про читанных книг (хотя чтение книг, не сомненно, Играет важную роль в ин теллектуальном развитии человека), а качеством восприятия того нового, нужного, что мы, взрослые (родите ли, воспитатели, учителя) обязаны дать ребенку. Вернусь к уроку арифметики в 1 «А» классе. Половина ребят посе щала занятия шестилегок в школе. За год они научились читать и пере сказывать прочитанное, считать, ри совать. С этими детьми и дома за нимались родители, готовили их к школе. Дети на уроке с интересом и без особых затруднений считают, составляют задачи. Можно не сом неваться, что ребята будут хорошо учиться. Другая половина класса — воспи танники детских садов и дети, не посещавшие занятия шестилеток. Эти ребята плохо подготовлены к школе. Они не читают, а главное, как гово рит учительница 1 «А» класса Анна Борисовна Сушкова, не умеют слу шать. И просто странно, почему до сих пер детские сады слабо ведут работу по подготовке малышей к школе, по обучению их чтению. Дети обычно знают только буквы. Сейчас в нашей школе и во многих других уже начались занятия с ше стилетками, и родителям необходимо приводить на них ребят — будущих первоклассников. Их уже пора гото вить к школе. Иначе вновь окажет ся, что в 1 -е классы придут дети с разной подготовкой, а это серьезно затрудняет работу учителей. Настоящая борьба за глубокие и прочные знания у всех учащихся мо жет только тогда принести ощутимые результаты, когда в нее включится вся школа со всеми учителями и ро дителями. С первого класса необхо димо взять под наблюдение тех де тей, чье развитие можно считать не достаточным, кому учение дается тя жело. Таким детям нужно оказать немедленную и разумную помощь. Промедление может привести к не приятным последствиям. Говорят, учиться никогда не позд но. Но это верно только отчасти. С математикой, например, как и с му зыкой, очень легко опоздать. Это должны уяснить прежде всего те ро дители, которые, ссылаясь на свою занятость, мало уделяют внимания детям и, в частности, их подготовке к школе. Наше правительство, устанавливая два выходных дня, очевидно, имело з виду дать возможность родителям и побольше побыть с детьми, и в школу лишний раз зайти,поговорить с учителями, оказать им нужную по мощь в обучении и воспитании де тей. Мы в овоей школе субботу сде лали днем общения родителей с учи телями. Именно в этот день прово дим родительские собрания, роди тельские лектории, встречаемся с от цами и матерями. Двойки по математике надо пре дупреждать общими силами. И этой профилактикой должны вовремя за ниматься и школа, и детский сад, и семья. Е. КОВАЛЕНКО, ! директор школы № 19 г. Липецка. Большую помощь оказывает инв алидам Липецкое ортопедическое предприятие — здесь изготавливают специальную обувь, делают различные протезы. Василий Ал ексеевич Тищенко, которого вы види. те на снимке, модельер предприятия. От его умения зависит не только прочность, изящество, но й главное — удобство изделий. Высокую оценку дают труду мастера заказчики. И в коллективе он пользуется заслуженным уважением. Фото К. Юрова. ЧЕЛОБИТНАЯ ДЕДУ МОРОЗУ Дорогой дед Мороз! Мы, жители микрорайо нов Липецка, убеди тельно просим тебя: не торопись, повремени с приходом. Обращаемся к тебе через - газету, так как точного твоего адреса у нас нет. Мы-то знаем: твой приход не за горами, а вот руководители тре ста «Жилстрой», как правило, в календарь не заглядывают, временя, счастливые, не наблю дают. И поэтому ника ких мер к расширению котельной в привок зальном жи л и щ н о м массиве не принимают. А сам понимаешь: ста рая котельная, постро енная несколько, лет на зад и рассчитанная на сравнительно неболь шое количество домов, не в состоянии обогреть все те новые здания, которые к ней подклю чаются. Где же выход? Самое разумное — расширить котельную, увеличить ее мощность и, таким об разом, встретить тебя во всеоружии. Так и было решено городски ми властями. А строи тельство поручили тре сту «Жилстрой», причем был оговорен да^се срок пуска четвертого котла— 1967 год. Увы, год оказался коротковатым, а руково дители треста уложить ся в срок «не успели». В третьем квартале ны нешнего года должен был войти в строй дей ствующих пятый котел, но где там! Правда, люди, воз главляющие трест, и их помощники не сидят все это время без дела. Дружными усилиями они разломали^ стены старой котельной (так сказать, подготовили фронт работ), устроили в ней сквозняки. Вот уже больше года каждую среду в тресте собираются планерки, на которых пространно и обстоятельно обсуж даются дела в котель ной. Правда обсуждать- то нечего, а планерки все равно собираются. И присутствуют на них влиятельные, серьезные люди: главный инженер треста т. Марголис, главный инженер строи тельного управления № 3 т. Асташевский (он как раз и отвечает за сооружение котельной), начальник управления «Энергометаллур г м о н_ таж» т. Черепанов, на чальники участков тт. Пичугин, Л\окрый, Па хомов и многие другие. Говорят, говорят, дают друг другу разные кра сивые обещания. А как их выполняют? Монтаж оборудова ния ведут, к примеру, участки «Энергометал- лургмонтажа». Котел № 4 монтирует участок т. Мокрого, котел № 5 —участок т. Пичугина, систему водоочистки — участок т. Пахомова. Спросили мы как-то т. Пахомова: кто, мол, будет делать обводку котла газопроводами, воздухопроводами? Не знаю, говорит, не мое это дело. А поче-му у вас на котельной всего два человека работа ют? Людей, отвечает, не хватает... Тебе, дед Мороз, это может показаться неве роятным, но очень дол гое время на строитель стве даже обычного графика не существова ло, и потребовался чуть ли не целый год, чтобы разработать его. Нако нец, к 18 сентября (ны нешнего, конечно, года) он появился на свет бо жий. А когда его про верили, оказалось, что ряд работ в нем вооб ще не предусмотрен. Вот так дела! К тому же, выяснилось, что для пу ска котла № 5 надо пе ределать всю электри ческую схему и, соот ветственно, на длитель ное время остановить всю котельную. И это—• в октябре—ноябре! А тут еще разобрали старые баки, в которых хранились запасы очи щенной воды для теп лоцентрали, и... забыли, заказать проект новых. Дело-то совсем не шу точное — запас нуж.ен не менее тысячи кубо метров! Как видишь, милый дедушка Мороз, и 1968 год для треста «Жил строй» оказался короче, чем им требуется. Вот. бы составить им такой календарь, чтобы года три прошло, а называ лись бы они все одним, 1968 годом. Тогда, гля дишь, и уложились бы. Словом, повремени, не спеши в Липецк. Пусть уж и твой план сорвет ся. А что? Наши строи тели преспокойно в ко торый уже раз не вы полняют свои планы, а ты хоть раз можешь взять с них пример? От имени и по пору чению многотысячного коллектива жильцов микрорайонов — Н. МАРКОВ, доцент Липецкого филиала института стали и сплавов. у ч Е н и к Н А П О С Ы Л К А Х Уважаемая ре дакция! В сентябре 1965 года я по. ступила в элект- ротекничес к и й цех завода «Свободный сокол» ученицей электрообмотчика. Вскоре, однако, меня послали в совхоз на уборку овощей, затем — на овощ ную базу, по возвращении — в военкомат, где пришлось прорабо тать пять месяцев, и, наконец, в ЖКО — убирать улицы... Два последние года я провела в конторе ТЭЦ: оформляла топ ливные и расчетные книжки, вела табельное дело. В свободное время работала в расчетном отделе завода, дважды замещала ухо. дившую в отпуск старшую табельщицу. Но вот здесь утверждается должность второй табельщицы. Н тогда начальник электротехнического цеха вспомнил, наконец, что я до сих пор числюсь ученицей у него. Он срочно отозвал меня в цех, а на место второй табельщицы оформили его супругу. Вот и возникают недоуменные вопросы: кем же я стала за три года «обучения» на заводе! Куда еще меня пошлют!.. ^ Т. ЕПИФАНЦЕВА. Ж О недостатках в работе Цент рального рынка в г. Липецке написал читатель А. Бессонов. На письмо отвечает заведующий Липецким городским отделом торговли В. Овсянников. Как он сообщает, за слабый контроль за работой сборщиц налогов директор рынка И. Ф. Пече нежский предупрежден. На сборщицу т. Дворникову наложено строгое дисциплинарное взыскание. ^ ^ В письме читательницы Л. Ивашовой содержалась критика в адрес ателье индпошива Липецкого военторга. Здесь не только плохо выполнили заказ автора, но и нетактично обош лись е ней. За нетактичное поведение^на мастера Т. Д . Будюкину на- р Ы р Я Я Я ложено строгое дисциплинарное взыскание. Дефектц, обнару женные в заказе Л. Ивашовой, исправлены. * * * Под заголовком «Хроники» 16 августа в «Ленинском знаме ни» была опубликована корреспонденция, автор которой кри тиковал руководителей треста «Жилстрой» за несвоевремен ную сдачу в эксплуатацию торговых помещений, встроенных в жилые здания. ( Признавая критику справедливой, управляющий трестом т. Иодко ссылается на то, что задержка происходит из-за не своевременного предоставления заказчиками проектной доку. ментации. Вместе с тем он со общает, что, благодаря приня тым мерам, строительство ряда торговых помещений (по улицам Советская, Депутатская, Пле ханова и Гагарина) закончено. О плохом снабжении жителей с. Варваринки (Липецкий рай он) хлебом написала в редакцию А. Холостова. Проверка фактов, приведенных в письме, проводилась по нашей просьбе работниками Липецкого райисполкома. Как со общил заместитель председателя исполкома т. Севостьянов, положение исправлено. Хлеб и булочные изделия доставляют ся жителям с. Варваринка регулярно. С этим письмом нештатный кор респондент «Ленинского знамени» А. Кондаков ознакомил руководи телей завода «Свободный сокол» и ряда его служб. Вот полученные им от соответствующих товари щей ответы. Е. ИЛЬИНСКАЯ—старший ин спектор отдела кадров: — Да, по трудовой книжке Т. И. Епифан цева, 1949 года рождения, 17 сен тября 1965 года действительно принята в электротехнический цех ученицей электрообмотчика. Ка ких-либо других записей во изме нение этой нет. Е. КУДРИНА—заведующая рас четной конторой ТЭЦ: — Мы об служиваем ряд цехов, и часто у нас накапливается очень много ра боты. В таких случаях обращаем ся за помощью к начальникам це хов, и они присылают кого-нибудь из учеников. Так было и с Епи фанцевой. Ф. АЛ ЕКСАНДРОВ— начальник электротехнического цеха: — Мне, конечно, известно, что ученику че рез шесть месяцев положено при сваивать третий ученический раз ряд и определять его на рабочее место. Но таких, как Епифанцева, в нашем коллективе человек две надцать, и никому из них мы не можем предоставить работы. Вот и'приходится годами использовать их на разных работах. Что касается моей супруги, то она принята табельщицей по дого воренности с дирекцией завода. Верно, Епифанцева выполняла эту работу, но ведь она в этом году ♦♦♦♦♦♦♦♦♦»» ♦ только окончила среднюю школу, а моя супруга поступила на пер-, вый курс института, так что преи мущество на ее стороне. Н. ЗВИРЮ КОВ /-зам . началь ника отдела организации труда и зарплаты:—Штатной единицы еще одной табельщицы у нас пока нет, ее предполагается ввести лишь с первого января 1969 года. Очевид но, Александрова принята по рас поряжению администрации завода. A. ДАНИЛОВ — заместитель начальника отдела кадров завода: — По нашим данным, в электро техническом цехе учеников без рабочего места не двенадцать, а больше двадцати. Мы уже предла гали им устраиваться на другие предприятия, но они не уходят. И, ГОНЧАРОВ — заместитель секретаря парткома завода: —< Если бы в одном электротехниче ском наблюдалось такое!.. У нас всего 150 учеников, из них лишь около 30 получают рабочие места, остальные годами используются, где придется. B. ГОРСКОВ — директор заво да «Свободный сокол»: — Согла сен. С Епифанцевой получилось не ладно. Будем исправлять положе ние. Да, вопрос о т. Епифанцевой не обходимо решить по справедливо сти, в полном соответствии с трудовым законодательством. Но дело не только в ней. Редакция ждет ответа на вопрос, что же конкретно намерены предпринять на заводе по отношению к другим ученикам, подолгу остающимся без рабочих мест. В Т Е С Н О Т Е И О Б И Д Е В августе 1965 года в клубе станции Казинка былгуготкрыта библиоте ка. В ту пару маленькая комната, отведенная для нее, еще кое-как удов летворяла потребности. Но вот прошло три года. Книжный фонд возрос до 6500 томов. Библиотека приобрела определенную популярность среди читателей. Но теперь пользоваться ее услугами стало очень трудно: в ком нате тесно. Мы уж не говорим *об отсутствии читального зала. Очевидно, пора подумать о расширении пом ещения. ЯНЕВСКАЯ, СВИНЦОВ, ПОПОВА в другие читатели (всего 24 подписи)-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz