Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
З а в т р а — Д е н ь м а ш и н о с т р о и т е л я <^/\/у\у>у\ЛЛЛЛЛЛ/\ЛЛЛЛ/\Л/'АЛ/\ЛЛ/\/\Л/\/\ЛЛ/\ЛЛЛ/\.' Пашет ли человек землю, строит ли дома, изготовляет ткани или вы плавляет металл, словом, на каком бы участке материального производ ства он ни работал, производитель ность его труда в решающей степе ни зависит от машиностроителей, от того, какими механизмами они его оснастили. Сейчас работа каждого машиностроителя определяет произ водительность труда пяти-шести че ловек, занятых в народном хозяй стве. Машиностроители же — это свы ше трети всего нашего рабочего класса и технической интеллигенции страны, одна из квалифицирован- нейших армий строителей коммуниз ма; они — главная сила, двигающая технический прогресс. Вот лишь не сколько цифр и фактов, которые по казывают масштабность работы этой армии труда, ее успехи. Свыше 130 тысяч марок и моде лей машин — такова номенклатура продукции советских машинострои телей. Эта цифра ежегодно увеличи вается примерно на две тысячи на именований, не считая того, что зна чительная часть этого огромного списка изделий все время обновляет ся. Только за последние 11 лет на учно-исследовательские институты, конструкторские бюро и предприя тия создали более 30 тысяч новых машин и различных видов оборудо вания и свыше 10 тысяч новых при боров. В каждый рабочий день в среднем в стране создавалось 12—13 новых машин и приборов. Среди новых конструкций немало таких, которые для своего времени являют подлинное техническое чудо. Это, нгпример, наши самые мощные и самые лучшие в мире гидротурби ны, блюминги, пассажирские и гру зовые самолеты, гигантские установ ки для непрерывной разливки стали, оборудование и приборы для освое ния космоса, уникальные станки, об рабатывающие детали длиной до 20 метров, комфортабельные электро поезда, гаммы «умнейших» станков с программным управлением и мно гое другое, отличающееся техниче ским совершенством, высокой про изводительностью, скоростью. Упо мянув о скоростях, нельзя не вспом нить о наших сверхзвуковых само летах или о .работе конструкторов, создающих новый электропоезд — суперэкспресс «Москва — Ленин град», который будет в состоянии покрыть расстояние между двумя этими городами (651 километр) за 2 часа 36 минут. Сейчас общепризнанно, что совет ские машиностроители занимают пе редовые позиции в мировом станко строении, в электронике, радиотехни ке, самолетостроении, ракетной тех нике и в ряде других важных обла стей. Партия, руководствуясь ленински ми указаниями, неизменно проявляла и проявляет особую заботу о маши ностроении, этой сердцевине нашей индустрии, в решающей степени оп ределяющей экономический и обо ронный потенциал страны. Развитию машиностроения, темпам его роста всегда предоставлялся приоритет. И вот результаты. Сейчас Советский Союз за половину рабочего дня вы пускает больше машин и продукции металлообработки, чем выпустила их дореволюционная Россия за весь лучший для нее 1913-й год. Но даже это сравнение полностью не раскры вает всю картину пройденного пути, ибо оно касается лишь количествен ной стороны. Не меньшее расстояние пройдено и в плане качественном. Ведь старая Россия не производила ни самолетов, ни автомобилей, ни точных станков, ни мощных по то му времени турбин и генераторов, ни многое другое в том же роде. За четыре года до Октябрьской революции Владимир Ильич с горе чью писал о России как о нищей и отсталой стране, «оборудованной современными орудиями производст ва вчетверо хуже Англии, впятеро хуже Германии, вдесятеро хуже Америки». Теперь Советский Союз по выпуску орудий производства — вторая держава мира и нагоняет все больше первую державу — США. Мы ежегодно продаем машин за ру беж примерно на 1,7 миллиарда ва лютных рублей. Их у нас покупают 53 страны, в том числе все страны социалистического лагеря и такие индустриально развитые капитали стические государства, как Англия, ФРГ, Франция, Италия, Япония, Швеция и другие. Советский Союз располагает пер воклассной проектно-конструктор ской базой. В среднем на каждые десять машиностроительных пред приятий у нас приходится более со рока конструкторских подразделений и шесть опытно-экспериментальных баз, в которых по всей стране тру дятся многие десятки тысяч квали фицированных специалистов. И это является неоценимым фактором про гресса нашего машиностроения. Очень сложные и ответственные задачи перед машиностроителями по ставлены в текущей пятилетке. По Директивам XXIII съезда КПСС они за пятилетие должны увеличить объем своей продукции в 1,6—1,7 раза. При этом более высокими тем пами, чем в целом все машиностро ение, должны развиваться производ ство электронных и радиотехниче ских приборов, оборудования для легкой, пищевой и химической про мышленности, многих машин для сельского хозяйства, а также това ров народного потребления, как, на пример. холодильники. Значительно возрастет также производство авто мобилей — их выпуск в 1970 году доводится до 1 миллиона 360 тысяч штук. Машиностроителям надлежит не просто увеличить выпуск продукции, но добиться того, чтобы технико экономические показатели ее были на уровне самых высоких мировых стандартов, чтобы само производст во машин и приборов было в мак симальной степени унифицировано и стандартизировано. И кроме всего прочего, машиностроители должны еще уменьшить за пятилетку на 20— 25 процентов удельный расход ме талла на единицу изделия. Всю сложность этих задач можно проиллюстрировать хотя бы на та ком примере. Если в 1965 году пред приятия Министерства машинострое ния для легкой, пищевой промыш ленности и бытовых приборов выпу скали 4,5 тысячи наименований ос новных машин и видов оборудова ния, то в 1970 году эта номенклату ра должна удвоиться. И это — при значительном увеличении объема вы пускаемой продукции. Машиностроители хорошо потру дились в первой половине пятилет ки. Сейчас уже совершенно ясно, что задание XXIII съезда партии по увеличению объема продукции они перевыполнят. Этот замечательный отряд рабочего класса и нашей тех нической интеллигенции занимает ведущее место во всенародной борь бе за повышение производительно сти труда. Если за два с половиной года пятилетки среднегодовой рост производительности труда во всем народном хозяйстве составил 5,7 про цента, то у машиностроителей—поч ти 11 процентов. Поистине колоссальная творче ская работа ведется по созданию но вой техники. При этом взят курс на увеличение мощности каждого от дельного агрегата, на создание «се мейств» или гамм оборудования с унифицированными узлами, что уде шевит их производство и упростит их эксплуатацию. Для дальнейшего развития тепло вой энергетики, например, строится энергоблок мощностью свыше мил лиона киловатт. Он будет выраба тывать столько же электроэнергии, сколько смогут дать два Днепро гэса. Комплекс поистине гигантских ма шин создается для горнорудной промышленности. Это, в частности, роторный экскаватор производитель ностью 5 тысяч кубометров в час и вскрышной экскаватор с объемом ковша в 100 кубометров... Но в рамках газетной статьи не возможно перечесть и тысячной до ли того, что делают, над чем рабо тают машиностроители. И. ПАВЛОВ, обозреватель ТАСС. Более шестидесяти издательств нашей страны поставляют лите ратуру Липецкому библиотечному коллектору. Из него пополняют свои фонды библиотеки области. Всего их 615. Только в этом меся, це библиотекам отправлено около 20 тысяч книг 283 наименований. НА СНИМКЕ: заместитель заведующего отделом комплектова ния В. В. Бабина готовит литературу для библиотеки совхоза «Ключ жизни» Елецкого района. Фото Ю. Ардашева. V ни» ал ____„/ИЪГНННСКОЕ 3-НАМЯ у■■ми - п г.. & т (12 ш цеха А. В. Куликов. — 29 сентября, ОБРАЩАЯСЬ ! К ИЛЬИЧУ ! Ф ...Окончена смена. В красном ф уголке третьего тракторного цеха * ЛТЗ собрались рабочие, инжене- ф ры, техники. Секретарь партийно-^ го бюро В. С. Суздальцев объя- ф вил о продолжении Ленинских ^ чтений. Сегодняшняя тема их — ф осуществление ленинского плана \ индустриализации страны. Ведет Ф заместитель начальника \ Ф Ф — начал он, — ^ страна отметит День машино- ф строителя. Машиностроение обес- * печило техническое перевооруже- ф ние всего народного хозяйства ^ страны. И, отмечая достигнутые Ф советскими машиностроителями ^ успехи, мы с благодарностью Ф вспоминаем человека, по чьим ^ предначертаниям создавалась ма- Ф териально-техническая база соци-^ ализма, строится коммунизм. ^ Далее лектор на основе произ-^ ведений В. И. Ленина «О коопе- ф рации», «Лучше меньше, да луч- ^ ше» раскрывает перед слушателя- ^ ми ленинский план икдустриали - ф зации, показывает борьбу партии ^ за претворение его в жизнь. Ф —Владимир Ильич Ленин меч- ф тал о ста тысячах тракторов для * сельского хозяйства, — говорит ф А. В. Куликов. — Ныне каждый * десятый трактор, выпущенный в ф стране, и каждый четвертый в ^ республике — это пропашной ф тоактор, сошедший с конвейера ^ ЛТЗ. Только за последние пять ф лет наш завод поставил народно - \ му хозяйству страны 200 тысяч Ф первоклассных тракторов. И сей- ^ час, встав на ленинскую вахту, Ф коллектив цеха изо дня в день ^ наращивает темпы выпуска про- Ф дукции. Многие из присутствую- ^ щих на сегодняшних чтениях мо- Ф гут с чувством гордости сказать: ^ мы уверенно идем по пути, ука- Ф занному Ильичем, своим трудом \ воплощаем в жизнь его замыслы. Ф Это — шлифовщик И. Р. Соловь- \ ев, токари В." М. Моргун и К. С. Ф Шчатова, уже завершившие лич- \ ные пятилетние планы, и многие Ф другие. * Готовясь достойно встретить ^ 100-летие со дня рождения В. И. ф Ч ТОБЫ ЗЕМЛЯ щедро ода ряла урожаем, надо постоян но поддерживать ее плодо родие, регулярно ее удобрять. Не даром в народе говорят: «Корми землю — сыт будешь». Земледельцы отделения имени Жданова совхоза «Ульяновский^ на своем опыте убе дились в правоте этих мудрых слов. Почвы у нас в большинстве сво ем солончаки да суглинки, лишь не значительную часть составляют се ро-лесные выщелоченные черноземы. ды. Жидкое удобрение вносим н весной под культивацию. Огромное влияние на урожай ока зывают сроки сева. Приведу такой пример. В отделении было посеяно 220 гектаров ячменя. Почва на этой площади равнозначная по плодоро дию. Вся она была удобрена. Но сев на этом поле проводился в разные сроки. Разрыв между началом и окончанием составлял три дня. И урожайность полей оказалась раз ной. Там, где ячмень посеяли рань- Г Е К Т А Р С Т А Н О В И Т С Я Б О Г А Ч Е Ленина, третьего партийная организация , тракторного цеха наме - Ф тила мероприятия по пропаганде ^ идейного наследия вождя. Важ- Ф ное место в них занимают Ле- ^ нинские чтения. Они проводятся ^ С. СТОРОЖЕВ. \ ф систематически. Более .12 центнеров зерна мы на них не получали, а 14 центнеров считали чуть ли не предельным урожаем. Оказывается, мы глубоко заблужда лись, необоснованно умаляли воз можности наших почв. Последние два года показали, что на наших землях можно собирать по 20—25 центнеров зерна с гектара. Производство его с каждым годом растет. В прошлом, юбилейном го ду мы получили в среднем по отде лению 100 пудов зерна с гектара, в нынешнем — урожай еше выше — 18 центнеров. Отдельные культуры, такие, как озимая пшеница «мкро- новская-808», дала по 21 центнеру, а на .семенном участке — по 32 цент нера, ячмень — по 15 центнеров. На отдельных же участках он уродил до 35. Валовой сбор зерна составил — 5130 центнеров, Такого количест ва хлеба в отделении никогда не по лучали. Земледельцы нашего отделе ния по сравнению е—соперниками взяли на 4 центнера с гекта ра больше. А ведь земли везде оди наковые. Если бы все отделе ния вышли на рубеж, достигнутый ждановцами, то совхоз получил бы дополнительно около 30 тысяч цент неров зерна, а это более 200 тысяч рублей прибыли. Вот каким богатым источником дохода может стать земля в нашем совхозе. Достигнутый успех — результат упорного труда коллектива, настой чивой работы по повышению агро техники. Стоило лучше обработать почву, обогатить ее органическими и минеральными удобрениями, повы сить качество семенного материала, и она оплатила наш труд сто рицею. Совсем недавно возле ферм были горы перегноя. Сейчас он весь в поле. Как правило, при вспашке зяби и черных паров гектар получа ет по 4—5 центнеров аммиачной во- ше, в лучшие сроки, гектар дал по 35—37 центнеров, а на участках поздних сроков сева — по 11—13. Учитывая это, мы посеяли озимые в лучшие агротехнические сроки, высококачественными семенами, по хорошо удобренной почве, заложив прочную основу урожаю будущего года. Говоря об успехах, нельзя не на звать имена тех, кто в трудных по годных условиях работал не покла дая рук. Это трактористы И. Н. Терпенев, Н. Д. Первеев, комбайне ры В. В. Ершов, Н. С. Зачиняев, Н. Ф. Ходулин и другие. Например, В. В. Ершов на косовице пшеницы и ячменя проявил умение и мастер ство — в день скашивал хлеба с 43—46 гектаров. Кроме того, он по добрал и обмолотил валки с площа ди 248 гектаров, выдал из бункера бблее 3000 центнеров зерна. Хорошо трудятся и наши живот новоды. Плановые задания за восемь месяцев по производству и заготов кам молока перевыполнены. Встав на ленинскую трудовую вахту, они бо рются за досрочное выполнение го дового плана. Лучших показателей по надоям добились Т. М. Страхова, П. Г. Чивикова, А. В. Кузавкова и другие. В отделении строятся четы рехрядный коровник, водонапорная башня. Предварительные итоги третьего года пятилетки радуют нас. Но еще рано успокаиваться. Мы ставим пе ред собой более высокие рубежи — получить по 20 и более центнеров зерна, по 200 центнеров сахарной свеклы и по 250 центнеров зеленой массы кукурузы. Соревнуясь за до стойную встречу 100-летия со дня рождения В. Й. Ленина, успешно завершим сельскохозяйственный год. В. БАРЫШНИКОВ, управляющий отделением имени Жданова совхоза «Ульяновский» Задонского района. Когда подходишь к территории станции Елец, то первое, что бросается в глаза, — это красочно оформленные обязательства коллектива, взятые в честь ЮО.летия со дня рождения В. И. Ленина. Всего несколько дней назад коллектив движенцев пересмотрел свои рубежи. Готовясь достойно встретить историческую дату, он решил создать но ваторский фонд имени Ильича, отправить до конца этого года 1009 тяжеловесных поездов, да еще за счет уплотненной погрузки высвободить 1000 до полнительных вагонов. Новаторы станции дали слово дополнительно расформировать с полуто рок до конца 1970 года 450 тысяч'вагонов. Трудно перечислить все, что наметили сделать елецкие движенцы: в плане мероприятий 50 пунк тов. О том, как движенцы борются за досрочное вы полнение заданий пятилетки, рассказывает тарь партийного бюро А. Неклюдов. Новолипецкий металлургический завод — огромная строительная площадка. Рядом с действующи ми цехами и производствами воз водятся новые громадные корпу са. Только за последние годы во шли в строй аглофабрика 4 и азотнотуковое производство, мощные доменные печи и ги гантский кислородно-конвертор ный цех с уникальными установ ками непрерывной разливки ста ли. Завод стал всесоюзной лабора. торией, где испытываются новей шие агрегаты и отрабатывается передовая металлургическая тех нология. Сотни делегаций с родственных предприятий страны и из-за рубе жа приезжают к новолипецким металлургам перенимать опыт. На этом снимке вы видите один из участков ударной стройки пя тилетки — Новолипецкого метал лургического завода. Фото Ю. Ардашева. Л ЕНИНСКАЯ ВАХТА! Сколько .волнующих и по-настоящему самоотверженных дел скрывает ся за этими двумя .простыми словами. Еще в прошлом году на станции было решено открыть лицевой фонд экономии в честь 100-летия со дня рож дения В. И. Ленина. Тогда родилась замечательная инициатива: за счет внедрения передовых методов тру да сберегать вре- _ ..|М Я мя на расформи ровании вагонов. К 1001 дню пя тилетки у нас на сверхпланов о м■ счету 130 тысяч вагонов. Много это или мало? Судите сами: из сэкономленных ва гонов можно сформировать до полнительна к плану 800 полно весных составов. Как и прежде, первенство удерживает смена, которой руководит коммунист В. Ветров. Здесь каждый рабо тает творчески. Дежурные по станции отправляют по езда, которые следуют с сокращенными стоянками. Только одно это помогло сберечь 96 тысяч вагон-часов. Весовщики, применяя методы уплотненной погрузки, за 8 месяцев высвободили 800 вагонов. Так работают все смены. ...Сегодня обычный трудовой день. По традиции пе ред тем, как заступить на дежурство, смена диспетчера М. Нестерова собралась в красном уголке. После бе седы, которая называлась «Наши подарки юбилею», ру ководитель смелы доложил о сложившейся обстановке. — Рабочий парк на станции, — сказал М. Нестеров, — завышен на 400 вагонов. На путях ожидают расфор мирования десять составов. Много поездов на подходе к Ельцу. Здесь же сообща обсудили социалистические обяза тельства на одно дежурство. Эта форма соревнования давно прижилась на транспорте. Решили выполнить задание по роспуску составов с полуторок на 120 ппо- центов, снизить рабочий парк против нормы на 200 вагонов, обслужить каждым маневровым локомотивом не менее 600 вагонов. Потом каждый работник смены принял личные обя зательства на дежурство. Составители коммунисты П. Зацепин, М. Голубев на метили сократить каждую операцию на 3—5 минут. Н. Ивченко и И. Лыков —• четко и без задержки про пускать парковые теплово зы. Результат превзошел все ожидания. Движенцы рас формировали на 600 ваго нов больше нормы. Это но вый трудовой рекорд. Примеров творческого подхода к делу у нас мно го. Работают на станции два диспетчера: В, Денисов в Валуйском парке, а А. Урюпин—в Грязн-Орлозском. Эти товарищи вот уже более десяти лет показывают пример всему коллективу. И сейчас они снова в пер вых рядах. Это по их инициативе на станции начато движение за совмещение профессий. Передовые•диспет черы успешно кооперируют маневровые средства. Что это значит? Если другие диспетчеры болеют только за свой участок работы, за свой вагонный парк, то А. Урюпин и В. Денисов не только во время «окон» выделяют соседям свои маневровые локомотивы, но и частенько направляют в расположение соседнего пар ка вагоны для формирования поездов. На днях смена, руководимая В. Гуленко, с помощью новаторов сумела перевыполнить задание по роспуску составов с полу- горхи на 400 Фа гонов, простой подвижного сос тава был сокра щен на полтора часа против нор мы. Много доб рых слов можно сказать и о дви женцах смены Н. Родионова, о машинистах теп ловозов В. Иль- ' ине, В. Рогачеве, башмачниках, руководимых Г. Ковывшиным, состави телях А. Матюнине, Н. Белоусове и М. Луневе. И что характерно, трудовой рекорд одной смены сра зу же становится достоянием всего коллектива. После ^спешных дежурств на станции выпускаются «молнии», в которых рассказывается о славных делах коллектива, а местный комитет обобщает опыт передовиков и учит рациональным приемам труда всех'Движенцев. Впереди у нас еще более сложные рубежи. Мы ду маем внедрить сменно-суточное планирование поездной и маневровой работы, с помощью нозого прогрессив ного технологического процесса снизить против нормы простой подвижного состава. Подсчитав свои возможности, мы решили к 100-ле- гию со дня рождения В. И. Ленина высвободить для дополнительных перевозок не одну тысячу вагонов и повысить пропускную способность полугорок на 450 тысяч вагонов. Постановление ЦК КПСС «О подготовке к 100_летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина» призы вает: «Больше творческой инициативы на всех участках коммунистического строительства»! Этот призыв стал девизом всех наших железнодорож ников, в первую очередь коммунистов, зачинателей и организаторов соревнования. А. НЕКЛЮДОВ, секретарь партийного бюро станции Елец. о , м Рождено ударным трудом Изделия Ли пецкого трубного известны далеко за пределами Со ветского Союза. Они идут в Америку, Восток.- ПО РАЗНЫМ АДРЕСАМ на Ближний В 1001-й день пятилетки липецкие труболитейщики отправили свою продукцию ,в Моокву, Волгоград, Алма-Ату, Донецк и другие пункты. Ведущий цех завода — трубный. Одной из центробежных лщшин по отливке труб здесь управляет маши нист Иван Михайлович Харитонов. Его продукция отличается высоким качеством. В дни ленинской трудо вой вахты Иван Михайлович систе матически перевыполняет сменные задания. Неподалеку от Харитонова управ ляет машиной коммунист Алексей Иванович Гусев. Он руководит бригадой коммунистического труда, которая из месяца в месяц успешно справляется с заданиями, стремится выполнить пятилетку — к / 1 декабря 1970 года. Уи^е сейчас бфигада опе режает свои социалистические обя зательства. Сам бригадир, например, в эти дни заканчивает программу октября. Впрочем, так трудятся многие труболитейщики. Добрая слава идет в коллективе о машинистах центро бежных машин по отливке труб ком мунисте Михаиле Прокофьевиче Ян- кине, Федоре Ивановиче Брылеве и других. Они не только перевыполня ют оменные задания, н’о дают про дукцию высокого качества. ...Возле комнаты мастеров висит «молния»: «Поздравляем коллектив участка 50-миллиметровых труб с вы полнением сменного задания на 123 процента!» Возле «молнии» то и де ло останавливаются рабочие, обме ниваются мнениями. — Обогнали нас, — с доброй улыбкой восклицает один. — Ну, ничего, посмотрим еще, что месячный итог покажет. — С ними тягаться трудно, •— го ворит другой. «Молния» отметила и лучшие бригады, которыми руководят Н. Д. Бобылев и Н. К. Кисляков. В сентябре участок В. А. Аксенен ко дал сверх задания 11 тысяч 50_-миллиметровых труб, а в целом смена, котовой руководит комму нист А. Соломатин, с начала ме сяца отправила потребителям на 43 тысячи труб больше, чем намечалось по плану. — Следует сказать и о людях других профессий, — говорит началь ник цеха Г. И. Селиванов.—Труболи тейщики не обойдутся, например, без заготовщиков шихты. Признанный мастер в этом деле у нас — Васи лий Васильевич Лоскарев. Нельзя умолчать и об Анатолии Дмитриеви че Брагине, нашем первоклассном асфальтировщике. А как не вспом нить рационализаторов цеха? Все бригады, смены и цех в целом на хозяйственном расчете. Каждый рабочий и мастер научился считать копейку. Причем, ежедневно, еже часно. Например, уже утром 17 сен тября весь коллектив цеха знал, что вчерашний день он сработал с при былью в 310 рублей. Борьба за рен табельность производства ведется главным образом за счет снижения себестоимости производимой про дукции. За август сэкономлено 1200 рублей, с начала года — 17 тысяч. Чтобы достичь этого, проведена большая борьба с браком, призвана на помощь творческая мысль рацио нализаторов и изобретателей. Брак по сравнению с поо&лым годом сни жен на полпроцента. В это дело внесли свой вклад рационализаторы. Их творческая группа, в которую входят старший мастер А. А. Леон тьев, вагранщики П. С. Гурьянов, М. М. Пузиков, В. В. Михеев и дру гие передовики производства, разра ботала и внедрила способ двухсу точной работы вагранки без смены футеровки. Если раньше приходи лось выбивать летку, заниматься футеровкой каждый день, то ныне этот срок увеличен вдвое. Экономи ческий эффект налицо: большая экономия рабочего времени, кирпи ча, цемента. В дни ленинской вахты коллектив цеха готовится в асфальтировочном отделении вместо смолы применить г?ля изоляции труб битум. Это очень большая работа — необходимо йо-гу- ностью переоборудовать ванны, раз работать и внедрить новый техноло гический процесс. Но все оку пится в самое ближайшее время, так как значительно повысится ка чество труб, облегчится их вес. Кроме того, совместно с ремонтно механическим и ремонтно-строитель ным цехами готовится новый склад, где- будет механизирована укладка труб. Это тоже сыграет большую роль в снижении себестоимости про дукции. „.Плывут по цеху тележки с добе ла расплавленным чугуном. Выле тают из центробежных машин ог ненно-красные трубы. Тут же они отправляются в асфальтировочное отделение, а оттуда —- транспорти руются на склады. А дальше желез нодорожные вагоны доставят про дукцию липецких труболитейщиков на стройки страны и за границу, И. СМИРНОВ, нештатный корр. «Ленинского знамени».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz