Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

2 сентября 1968 г„ 206 (12 ИЯ) ЛЕНИНСКОЕ ЗНХМЯ/ $ • Продумали с директором все до мелочей, расставили кадры, разме­ стили классы, прошли по школе, за­ глянули в каждый уголок. Все, ка­ жется, на месте. Приходите, дети, и начинайте учиться. А на душе неспокойно. Некоторые ид ребят, получивших задание на ле­ то, все-таки остались на второй год. Кое-кто плакал. И матери плакали вместе с ними. Второгодничество-. Какой же ущерб приносит оно! И материаль­ ный, и, главное, моральный. Даже самый большой шалун, которому, ка­ жется, любое море по колено, и тот бывает потрясенным. Его нетрудно «онять: товарищи по классу ушли, а он отстал от них, один отстал. Сначала им овладевает страх, по­ том — стыд. Как же избавить детей от этой бе­ ды, как отыскать и устранить ту ос­ новную причину, которая ведет к второгодничеству. Все малыши, за редким исключе­ нием, о удовольствием идут в пер­ вый класс, дружно берутся за уче­ бу. Но проходят дни, месяцы и на­ чинает выясняться: одному плохо даетря чтение, другому — русский язык, третьему — арифметика-,. На пути малыша впервые встают труд­ ности, с которыми он не в состоянии справиться сам. Упусти учитель этот момент, не догляди родитель, может у ребенка появиться неверие в свои силы, пропасть интерес к учебе. Пер­ вая двойка, первый публичный уп­ рек учителя, грубый окрик родителя могут окончательно испортить хоро­ шо' начатое дело. Бывает, что ребенок, с сияющим лицом переступивший порог школы, усердно пыхтевший над тетрадью и книгой, спустя месяц — два со сле­ зами заявляет родителям: «Не пой­ ду в школу! Не хочу учиться». Вот с этого «не хочу», на мой взгляд, и начинается неуспеваемость, которая в конце концов приводит к второ­ годничеству. Здесь уместно рассказать об од­ ном весьма поучительном случае. В * I ЭТА П е д а г о г и ч е с к и е р а з д у м ь я четвертом классе проводилось конт­ рольное чтение. Гена М. получил двойку. — Вот так всегда,— пожаловалась учительница. — Новенький он у ме­ ня. Полгода бьюсь и ничего не могу сделать. Придется оставлять на вто­ рой год. — Не верю,—-сказал я Гене в кон­ це урока,— чтобы ты, умный маль­ чишка, не смог научиться читать. А спустя полчаса кто-то несмело постучался в дверь учительской. Открываю — Гена. — Ты что? —спрашиваю. — А я... умею читать,— всхлипы­ вая, говорит он. Веду его к столу, успокаиваю и даю первую попавшуюся под руки книгу. И что же? Он действительно хоропщ читает. Я спросил, почему же в классе читал скверно. Он ска­ зал, что стесняется. Вот ведь как все просто, а учи­ тельница об этом и не догадывалась. Вернее, как потом она объяснила, не предполагала, что Гена может чего- то или кого-го стесняться. Учитель должен отлично знать ин­ дивидуальные особенности детей и подходить к ним во всех случаях обучения и воспитания дифференци­ рованно. Но вызвать у ребенка интерес к учебе и сохранить его — это еще полдела. Надо научить его работать самостоятельно не только в классе, но и дома, выработать у него свое­ образную привачку к систематиче­ скому труду, причем .к труду без на­ поминаний. Не все родители способ­ ны справиться с этой задачей. Мы думаем в этом году взять на учет таких и помогать им советами, при­ влекать их в первую очередь на за­ нятия школы родительского всеобу­ ча. Все сказанное выше относится главным образом к ученикам на­ чальных классов. Но есть в жизни учеников еще один, пожалуй, самый опасный рубеж, на котором они ча­ ще всего спотыкаются. Я имею в ви­ ду переход из 4-го в 5-й класс. В этот момент многое меняется, добаз- ляются новые предметы, резко уве­ личивается умственная нагрузка. Дети из рук одного учителя попада­ ют сразу ' к нескольким учителям, разным по характерам, педагогиче­ скому опыту. И все они, в том' числе и классный руководитель, не знако­ мы ученику. Мне кажется, чтобы дети могли безболезненно преодолеть этот пере­ ломный момент, надо незнакомцев сделать знакомыми, ю есть заранее приучить детей к тем, кто их будет учить в пятом классе. Для этого од­ ного посещения учителями старших классов уроков в четвертых классах явно недостаточно. Педагогам—кан­ дидатам в преподаватели будущих пятых классов, видимо, следует вре­ мя от времени и самим проводить уроки в закрепленных за ними чет­ вертых классах, присутствовать на внеклассных мероприятиях, роди­ тельских собраниях, посещать детей на дому и г. д. Но тут, естественно, возникает во­ прос: где учителю-предметиику взять столько времени, как уложить­ ся в жесткие рамки рабочего дня? Со временем, действительно, туго. Но выход надо искать. Возможно, ад­ министрации школ следует поду­ мать о более рациональном распре» делении классов по сменам, о выде­ лении названной категории учителей дополнительного свободного дня, об освобождении кандидатов в класс­ ные руководители будущих пятых классов от классного руководства в текущем учебном году, Пусть эти товарищи больше бы­ вают с четвероклассниками. Такие, возможные в наших условиях меры, я полагаю, не замедлят сказаться и на сокращении второгодничества. И. ДАНИЛОВ, завуч средней школы № 43 г. Липецка. З В А Л А Т Р УБА НА В Д Н Г И НА ТРУД! По миллиону и бо­ лее километров наез­ дили машинисты Лев- То л с т о вского депо А. И. Коротеев, С. В. Вульф, К. Ф. Абрамов и Г. С. Иванов. В род­ ном поселке их, пожа­ луй, знают все. Поэто­ му много народа при­ шло проводить их на заслуженный отдых. И тут на собрании красные следо пыты рассказали об инте­ ресных фактах из био­ графии ветеранов тру­ да. Оказывается, в юности друзья вместе служили трубачами в Первой конной армии. Вот как это было. В 1918 году на здешней станции рабочий ком­ мунист Г. П. Плюхин организовал из под­ ростков духовой ор­ кестр. Через некото­ рое время мальчишки всем оркестром реши­ ли пойти «бить бур­ жуев». Своим вожа­ ком они избрали Са­ шу Коротеева. Захва­ тив с собой инстру­ менты, ребята пошли искать красных конни­ ков, о которых взрос­ лые рассказывали на­ стоящие легенды. Юным музыкантам повезло. Под Вороне­ жем они попали в од­ ну из кавалерийских частей, их накормили и уложили спать. А ночью раздались вы­ стрелы. Услышав их, музыканты сыграли боевую тревогу, ме­ лодию которой разу­ чили раньше. Подня­ тые ими красные кон­ ники разгромили на­ павших белобандитов. Этим была решена судьба многих музы­ кантов. Командование зачислило их трубача­ ми части. Не раз еще после этого играли трубачи боевой поход, весели­ ли бойцов музыкой на привалах./ Однажды в часть приехал С. М. Буденный. Узнав про ребят, он пригласил их к себе, поблагода­ рил за службу, но по­ советовал вернуться домой в школу. — Давно это было, — рассказывает А. И. Коротеев. — В памя­ ти стерся номер кава­ лерийской части, при­ ютившей нас, но ни­ когда не забудется романтика нашей дав­ ней юности. ' И о музыке они не забыли. А. И. Короте­ ев до сего времени руководит дух о в ым оркестром в местном железнодоро ж н о м клубе. Вместе с ним выступают и трое его неразлучных спутни­ ков. И очень часто звучит со сцены пер­ вый их марш: «Мы — красная кавалерия». М. ГОЛАЧЕВ. (Корр. ТАСС). П О Е З Д „ ТАШКЕНТ, 2 сентября. (Корр. УЗТАГ). От перрона ташкентского вокзала сегодня утром отошел ту­ ристский поезд «Дружба». В дале­ кий путь — по ленинским местам — Д Р У Ж Б А . “ выехали 340 ветеранов сельского хо­ зяйства Узбекистана. Посланцы Узбекистана побывают в городах, где жил и работал В. И. Ленин,— в Ульяновске, Казани,'Ле­ нинграде, Москве. Более десяти лет трудится на яозяеде- / нии промышленных объектов Липецкой ) Магнитки монтажник «Металлургпрокат- монтажа-1» Владимир Замолоцких? Но особенно памятна для него будет строй ка стана «2000». Здесь он,принимает уча- монтаже технологического обору- с'ие я дояания уникальных прокатных клетей Фото Ю. Никонова •I г . •РУ { ИПВ 0 СТЙ ПЛЕНУМ Ч Е X О соШШ ( ьш Ш ПРАГА, 2 сен­ тября. (ТАСС). Как п е р е д а л о агентство ЧТК, 31 августа здесь со­ стоялся Пленум Центрального Ко. мнтета Коммуни- стической партии Чехословакии. В работе Пленума принял уча­ стие Президент республики Л. Свобода. * На повестке дня Пленума — вопросы сов­ ременного положения в стране и партии, са­ мые неотложные задачи партии и предложе­ ния по кадровым вопросам. Первый секретарь ЦК' КПЧ А. Дубчек ин­ формировал Пленум о переговорах Президен­ та республики Л. Свободы и представителей ЦК КПЧ и правительства с руководителями КПСС и Советского правительства. Главная часть его доклада была посвящена определению дальнейших действий партии, ко­ торые позволили бы на основе результатов московских переговоров нормализовать обста­ новку в стране и консолидированно перейти к продолжению послеянварской политики социа­ листических преобразований, выраженной в программе действий КПЧ. Непосредственная задача — выполнить по­ ложения, принятые на переговорах в Москве, в особенности обеспечить выполнение функций всеми государственными, партийными и обще­ ственными органами, восстановить их автори­ тет, усилить.органы армии и безопасности, ук­ репить руководство министерства внутренних дел — и все это при условии последовательно­ го соблюдения социалистической законности. Необходимо воспрепятствовать законными средствами деятельности политических орга­ низаций, находящихся в противоречии с соци­ алистическими принципами, и попыткам воз­ никновения политических партий 'вне Нацио­ нального фронта. Политическая система и впредь будет строиться на основе активного Националоного фронта, политическая^ роль ко­ торого не должна быть формальной, как это было до января 1968 года. В международной политике ЧССР будет продолжать нынешние отношения с социали­ стическими странами, последовательно выпол­ нять свои обязательства, вытекающие из дого­ воров. Союз Варшавского Договора мы рас­ сматриваем как постоянный, и решительно вы­ ступаем против требований нейтралитета, ко­ торый не может обеспечить в современном мире интересы наших народов, интересы соци­ алистического развития, заявил докладчик. Что касается вопросов, связанных с присут­ ствием войск пяти социалистических стран в Чехословакии, то при решении проблемы их постепенного и полного вывода с, территории пашен республики можно исходить из пред­ посылки, что это будет делаться поэтапно, за­ явил А. Дубчек. Первый из этих этапов уже начался. На этом этапе Войска выводятся из городов и других населенных пунктов в специ­ ально отведенные места расположения, при­ чем это будет происходить повсюду там, где обеспечена чехословацкими органами консоли­ дация положения и где обеспечена охрана со­ циалистического строя. Наша партия и правительство республики должны сделать все, констатировал доклад­ чик, чтобы вновь быть на высоте положения, на высоте стоящих перед ними задач и своей ответственности перед народом нашей страны н международным коммунистическим движе­ нием. Мы исходим из убеждения, что единст­ во нашей партии и народа сохранилось, что лишь на этой основе, возможно дальнейшее развитие у нас социализма. Эту основу мы не должны разрушать при любых обстоятельст­ вах, если не хотим допустить, чтобы коммуни­ сты перестали быть руководящей политической силой в сознании и в сердце наших народов. В заключение своего доклада, а затем и в заключение дискуссии на Пленуме А. Дубчек особенно подчеркнул следующие главные идеи: Переговоры в Москве создали новую, на­ много более благоприятную ситуацию, к кото­ рой нужно последовательно приспособить по­ литическую позицию всей партии. Для спокой­ ного развития нашей страны,'для обеспечения возможности продолжать послеянварский курс и для правильного, проверенного на практике выполнения программы действий нет другого пути. Сейчас очень многое зависит от единства партии, созданного на основе послеянварской политики без прежних ошибок при ее осуще­ ствлении. Мы будем и в нынешних чрезвычайно тя­ желых условиях стремиться к тому', чтобы эта политика нашей партии была органической, творческой составной частью идейного союза ЦК с л КОМПАРТИИ О В А К И И всех социалистических и передовых сил. Мы— интернационалисты и остаемся ими. Мы вы­ ступаем за сотрудничество со всеми коммуни­ стическими и рабочими партиями, мы под­ тверждаем свою принадлежность к содружест­ ву социалистических стран и нашу верность всем союзническим обязательствам. Предпосылкой единства народа нашей ро­ дины является укрепление единства обоих на­ ших братских народов — чехов и словаков и всех народностей ЧССР. Поэтому мы продол­ жаем считать государственно-правовое феде­ ративное устройство ЧССР одной из главных задач своей политики, от быстрого решения которой зависит вся послеянварская политика партии. Необходимо провести своевременно всю работу по обеспечению выполнения этой задачи. Первый секретарь ЦК КПЧ обратился к ра­ бочим, крестьянам, работникам сферы обслу­ живания, торговли н транспорта с призывом всеми силами помогать обеспечению нормаль­ ной повседневной жизни граждан. Он призвал повсюду укреплять дисциплину и поддержи­ вать усилия высших органов партии, Нацио­ нального фронта, правительства и хозяйствен­ ного руководства. Президент республики Л. Свобода сделал Центральнодму Комитету отчет о ходе москов­ ских переговоров. Он подчеркнул, что перего­ воры были проведены по его инициативе и он выступил с ней как высший чехословацкий конституционный деятель. Вновь работают ру­ ководящие органы партии и государства. По­ ложение в городах нормализуется, сказал Л. Свобода. Мы будем продолжать политику, начатую после января. Открывается нелегкий и сложный, однако, тем не мене$, реальный выход из нынешней ситуации. Выход, который может создать положительные перспективы для будущего. Программа послеянварского развития, под­ черкнул Свобода, со всем тем положительный, что она внесла в жизнь нашей социалистиче­ ской родины, есть и, согласно воле нашей пар­ тии и народа, должна остаться нашей гене­ ральной линией. Однако если это будет так, то практическая, политическая деятельность нашей партии должна быть освобождена от тех недостатков и ошибок, которые ослабляли нас в прошлые месяцы и открывали поле дея­ тельности силам и тенденциям недоброжела­ тельным или враждебным нашему социалисти­ ческому развитию. Член Президиума ЦК КПЧ И. Смрковский подробно ознакомил Пленум ЦК КПЧ с ре­ шениями, принятыми на московских перегово­ рах. В ходе прений были осуждены отдельные выступления, которые ставили под сомнение основы послеянварской политики партии и ее претворение в жизнь. А также выступления, в которых нынешняя ситуация оценивалась с экстремистских политических позиций, что мо­ гло бы привести к нарушению результатов мо­ сковских переговоров, а отсюда к авантюри­ стической, безответственной политике, ставя­ щей под угрозу жизненные интересы народа. В ходе обсуждения была выражена готов­ ность всего Центрального Комитета и всех присутствующих товарищей выполнить задачи, вытекающие из московских переговоров, а также из переговоров в Чиерне-над-Тиссой и Братиславе, чтобы экономическая и политиче­ ская жизнь ЧССР как можно скорее вошла в нормальную колею. ‘Пленум ЦК КПЧ осудил атмосферу подо­ зрительности и необоснованные обвинения, разжигание психоза как серьезную угрозу единству партии, которая видит единственное решение и единственный выход из нынешнего для всех болезненного положения в работе на благо народа и в выполнении своих интерна­ циональных обязательств. В заключение заседания Пленум ПК КПЧ единогласно принял несколько постановлений. В постановлении об итогах московских пе­ реговоров Пленум ЦК КПЧ одобрил позицию Президиума Центрального Комитета КПЧ на переговорах в Москве. Пленум обязал всех функционеров и членов Центрального Комитета и Центральной конт­ рольно-ревизионной комиссии и их органы по­ следовательно руководствоваться выводами этих переговоров в их политической- работе, выводами, которые являются условием посте­ пенной нормализации положения в ЧССР и отношений с пятью социалистическими госу­ дарствами Варшавского Договора. Пленум ЦК КПЧ принял также постановле­ ние, которым отменяется дата созыва Чрезвы­ чайного XIV съезда 9 сентября. Принято постановление о кадровых измене­ ниях в руководящих партийных органах. По предложениям областных комитетов партии, Президиума ЦК КПЧ и ЦК КПС. Централь­ ный Комитет КПЧ перевел в члены ЦК 7 то­ варищей из числа кандидатов и кооптировал 80 товарищей в состав ЦК КПЧ. Аналогичным порядком провела организационные изменения также Центральная контрольно-ревизионная комиссия КПЧ. Центральный Комитет КПЧ освободил от обязанностей главного редактора «Руде пра­ во» члена Президиума ЦК КПЧ О. Швестку, на которого в дальнейшем возлагается руко­ водство еженедельником ЦК КПЧ «Трибуна». Пленум ЦК КГ1Ч освободил от обязанностей члена Президиума и секретаря ЦК КПЧ Д. Кольдера, который переходит на работу в государственные органы. Пленум удовлетво­ рил просьбу Э. Риго об освобождении его от обязанностей члена Президиума ЦК КПЧ, а также просьбу Ф. Кригеля об освобождении его от обязанностей члена Президиума ЦК КПЧ и Председателя Центрального Комитета Национального фронта. Пленум удовлетворил просьбу А. Капека об освобождении его от обязанностей кандидата в члены Президиума ЦК КПЧ. Далее Пленум удовлетворил просьбу Ч. Цисаржа и освобо­ дил его от обязанностей члена Секретариата и секретаря ЦК КПЧ. Затем Пленум ЦК КПЧ тайным голосова­ нием избрал новых членов и кандидатов в члены Президиума ЦК КПЧ, новых членов Секретариата и секретарей ЦК КПЧ. На пост Председателя Центрального Коми­ тета Национального фронта Центральный Ко­ митет КПЧ предложил Э. Эрбана, который од­ новременно освобожден от обязанностей чле­ на Секретариата ЦК КПЧ. Почетным членом Президиума ЦК КПЧ со всеми правами был избран Л. Свобода, Прези­ дент ЧССР. В Президиум ЦК КПЧ в настоящее время входят: А. Дубчек, В. 1?иляк, О. Черник, Э. Эрбан, Л. Грдинова, Я. Гетеш, Г. Гусак, В. Кабрна, 3. Млынарж, В. Нойберт, Я. Пил- лер, Й. Пинкава, Ш. Садовский, В. Славик, И. Смрковский, Л. Свобода, В. Щимечек, Б. Шймон, й . Шпачек, А. Тяжкий н Й. Зрак. Кандидатами в члены Президиума ЦК КПЧ- являются Ф,' Барбйрек, Й. Ленарт, К. Пола- чек. л" Т От Обязанностей членовСекретариата ЦК КПЧ освобождены ’70;'Воленик и Ш.Садов­ ский. , I В Секретариат ЦК КПЧ дополнительно из­ браны Й. Шпачен, Л. КовалЬчик, первый сек­ ретарь Североморавского обкома КПЧ, и И. Секера. Секретарем ЦК КПЧ избран йЛШпачек, секретарь Южноморавского областного коми­ тета КПЧ. Главным редактором «Руде прФво» избран И. Секера. ДЕЙСТВИЯ АРАБСКИХ ПАТРИОТОВ КАИР, 2 с е н т я б р я . (ТАСС). В опубликованном сегодня каирскими газетами коммюнике командования «Аль-Асифы» (боевые отря­ ды палестинской организа­ ции «Аль-Фатах») говорит­ ся,., что один из ее отрядов заложил ночью мину на дороге Бейт-Натиф (при­ мерно 25 км на юго-запад от Иерусалима) и подорвал е е " под израильским па­ трульным джипом с 4 сол­ датами. Машина и солдаты были уничтожены. Еще одна мина, заложен­ ная партизанаки, взорва­ лась в вездеходе, когда в 'нем находились несколько израильских солдат. В ночь с 29 на 30 авгу­ ста, отмечается далее в коммюнике, отряды «Аль- Асифа» в течение трех ча­ сов обстреливали из мино­ метов селения Бейт-Бусеф и Маус Хейм (восточнее города Бейтсана). позволяет лучшим научно-методиче­ ским силам непосредственно .влиять на содержание И идейный урокЬнь теоретической учебы. Развернувшаяся в стране подго­ товка к 100 -летию со дня рождения В. И. Ленина — новый важный этап в организации всей идеологической работы в пропаганде идейного бо­ гатства нашей партии. Ленинизм утвердился как единое интернациональное учение, как марк­ сизм нашей эпохи, постоянно обога­ щаемый опытом КПСС и других марксистских партий. Это —идейное знамя, компас и оружие коммуни­ стов. В условиях обострения идео­ логической борьбы между капита­ лизмом и социализмом особенно ак­ туальна задача всестороннего и дей­ ственного изучения ленинского тео­ ретического наследия. Партийная пропаганда призвана глубоко раскрывать Историческую роль В. И. Ленина как великого мыслителя, революционера, основа­ теля нашей партии и первого в мире социалистического государства, вож­ дя международного коммунистиче­ ского и рабочего движения, показы­ вать значение ленинского учения для успешного осуществления коренных социальных, политических преобра­ зований, строительства социализма и коммунизма, дли мирового рево­ люционного движения, развития и укрепления мировой системы соци­ ализма. В пропаганде ленинского идейно­ го наследия следует раскрывать не­ разрывную связь его с задачами се­ годняшнего дня, показывать, как Коммунистическая партия и совет­ ский народ осуществляют ленинские заветы. Овладение ленинизмом воо­ ружает наш народ историческим опытом революционных преобразова­ ний, помогает успешно решать прак­ тические задачи коммунистического строительства. В новом учебном году во всех зве­ ньях партийной учебы целесообраз-. но сосредоточить внимание комму­ нистов на изучение произведений В. И. Ленина. Разумеется, это надо делать на основе существующих учебных планов и программ. Но при этом полезно выделять ленинские работы, рекомендуемые для собесе­ дований, улучшить контроль за их изучением. Больше внимания во всех звеньях партийной учебы следу­ ет уделить самообразованию. Пар­ тийные организации, пропагандисты, методисты призваны постоянно при­ вивать слушателям навыки самосто­ ятельной работы с произведениями В. И. Ленина. Изучая ленинизм, важно обратить внимание на то новое, что создано марксистско-ленинскими партиями на основе ленинских методов и принципов марксизма-ленинизма в ■современных условиях. Овладение ленинской экономической теорией, например, предполагает наряду с глубоким изучением произведений В. И. Ленина знание научных основ экономической политики партии, сущности новой хозяйственной ре­ формы .опыта ее осуществления. Политические занятия должны убедительно раскрывать социальные проблемы коммунистического строи­ тельства, заботу КПСС и Советского государства о росте благосостояния, улучшении условий труда и быта народа, дальнейшем развитии обра­ зования, науки и культуры. Известно, что глубокая идейность, преданность идеалам коммунизма проявляется прежде всего в созна­ тельном творческом отношении к порученному делу. Критерий эффек­ тивности нашей пропаганды, по оп­ ределению В. И. Ленина, лежит в общественных действиях личности. Сейчас, когда в стране осуществля­ ется хозяйственная реформа, на пер­ вый план выдвигаются вопросы по­ вышения экономической эффектив­ ности производства, внедрения науч­ ной организации труда, совершенст­ вования качества продукции. Пар­ тийная учеба призвана способство­ вать росту активности, развитию инициативы н самодеятельности в решении этих вопросов, содейство­ вать тому, чтобы коммунистическое отношение к труду становилось нор­ мой поведения каждого работника. Требования к политической пропа­ ганде в наше время непрерывно ра­ стут. Каждое занятие в системе пар­ тийного образования должны отли­ чать идейная заостренность, поле­ мичность, наступательный дух. Борь­ ба с буржуазной идеологией бази­ руется- прежде всего на глубоком знании марксизма-ленинизма, на идейной убежденности. Изучение об­ щественных наук — истории партии, политической экономии, философии необходимо строить на противопо­ ставлении' буржуазной лженауке, на разоблачении ее несостоятельности, на раскрытии внутренних противо­ речий капиталистического строя. Жизнь дает богатейший материал для этого. С каждым днем все убе­ дительнее раскрывается реакционная сущность, обреченность империализ­ ма. Классовые бои в странах капи­ тала, поражение американского им­ периализма во Вьетнаме, финансо­ вые кризисы, как новое подтвержде­ ние углубления всеобщего кризиса капитализма, широчайший размах революционного и национально-ос­ вободительного движения — все это живая иллюстрация к теории, боль­ шая школа жизни. Нельзя терпеть идеологически нейтральной учебы, пресных занятий, которые не приви­ вают высоких идейных качеств. Под­ нять политическую пропаганду на уровень новых требований — значит умело вооружать слушателей проч­ ными и глубокими знаниями, обога­ щать их опытом политической борь­ бы. Словом, речь идет о том, что по­ литическая пропаганда должна от­ вечать главному своему назначению — воспитывать стремление к умело­ му применению марксистско-ленин­ ского учения при решении сложных проблем коммунистического строи­ тельства. Между тем важные положения теории не всегда изучаются в тесной связи с жизнью, порой они рассмат­ риваются лишь как сумма известных выводов, а не как действенный ме­ тод глубокого осмысливания и ус­ пешного решения насущных задач коммунистического строительства. Подобный «просветительский» под­ ход к изучению марксизма-лениниз­ ма далек от требований XXIII съез­ да КПСС, решений апрельского и июльского Пленумов ЦК партии. Имеют место серьезные недостатки в методах политической учебы. З а­ нятия подчас строятся так, что не способствуют развитию самостоя­ тельного мышления слушателей, уг­ лубленной работе с первоисточника­ ми и политической литературой. Многие : коммунисты ограничивают­ ся чтением популярных учебников и учебных пособий, редко обращаются непосредственно к произведениям классиков марксизма-ленинизма, ре­ шениям и документам партии. Партийные работники, пропаган­ дисты призваны неустанно овладе­ вать ленинским стилем и методами партийной пропаганды. Подводя ито­ ги минувшего учебного года, следу­ ет глубже проанализировать паюсы и минусы проделанной работы, пол­ нее учесть интересы и запросы ком­ мунистов и беспартийных. . 3 . Предстоящий учебный год должен ознаменоваться новыми поисками в деле совершенствования марксист­ ско-ленинского образования, даль­ нейшие улучшением подготовки и переподготовки пропагандистских кадров, всех идеологических работ­ ников. Постоянной заботы требует поли­ тическая подготовка руководящих кадроз. Нужно, чтобы все партий­ ные, советские и хозяйственные ра­ ботники четко уяснили себе, что формирование марксистско-ленин­ ского мировоззрения трудящихся находится в неразрывной связи со всей деятельностей) партии как ру­ ководящей силы советского общест­ ва и основано на единстве идеоло­ гии, экономики и общественных от­ ношений. Каждый руководитель дол­ жен быть прежде всего теоретиче­ ски образованным марксистом-ле- нинцем. О его идейной зрелости на­ род судит по умению осуществлять политику партии, экономно вести хозяйство, критически оценивать до­ стигнутое, видеть перспективу, рабо­ тать с людьми, показывать личный пример во всей своей производствен­ ной и общественной деятельности, осуществлять на практике единство слова и дела. Партийные организации имеют возможность в течение одного-двух лет завершить в основном обучение коммунистов и беспартийного акти­ ва по программе начальных полит­ школ, создать тем самым прочную базу для -перехода их в среднее зве­ но политического образования. Вме­ сте с тем встает задача дальнейшего совершенствования программы и ме­ тодики учебы в школах основ марк­ сизма-ленинизма, имея в виду преж­ де всего уровень образования и тео­ ретической подготовки коммунистов, окончивших начальные политшколы. В необходимых случаях, по-видимо­ му, целесообразно увеличение сро­ ков изучения теории для менее под­ готовленных товарищей, создание школ только по изучению отдельных предметов, скажем, истории партии, политической экономии. Во всех слу­ чаях необходимо больше внимания уделять обучению коммунистов са­ мостоятельному конспектированию политической литературы, посвящая этому специальные занятия. Конечно, не следует забывать, что часть товарищей, оканчивающих на­ чальные политические школы, в си­ лу различных причин не смогут про­ должать учиться в школах основ марксизма-ленинизма. Партийные организации обязаны позаботиться о специальных циклах лекций для них, консультациях по вопросам внутренней и внешней политики КПСС, развития мирового револю­ ционного процесса, проводить с ни­ ми систематические собеседования, активно привлекать к политической работе. Пристального внимания партий­ ных комитетов в предстоящем учеб­ ном году потребует и высшее звено марксистского образования. Пред­ стоит решительно преодолеть сло­ жившуюся кое-где практику недиф­ ференцированного подхода к обуча­ ющимся в этом звене, добиваться четкой преемственности и последо­ вательности политической учебы раз­ личных групп интеллигенции, специ­ алистов. Всю работу по марксист­ ско-ленинскому образованию интел­ лигенции следует строить с учетом ее научных, профессиональных и ду­ ховных интересов, развивать внут­ реннюю потребность настойчиво ов­ ладевать революционной теорией, воспитывать в духе постоянного по­ иска, непрерывного совершенствова­ ния знаний. Надо создать необходи­ мые условия, чтобы научные и идео­ логические работники, преподавате­ ли общественных наук, пропаганди­ сты и методисты могли систематиче­ ски овладевать марксистско-ленин­ ской Методологией научного иссле­ дования, повышать идейный уровень партийной пропаганды. Большое значение приобретают методологические и проблемные тео­ ретические семинары. В задачу их входит изучение и обсуждение от­ дельных вопросов революционной теории, обобщение практического опыта. Эта форма учебы, призван­ ная оттачивать искусство владения марксистским диалектическим мето­ дом, особенно популярна среди на­ учных работников. Важное место в работе партийных организаций занимает политическая учеба комсомольцев и молодежи. Молодежь нашей страны является достойным и надежным преемником старших поколений. Свой 50-летний, юбилей Ленинский комсомол встре­ чает в обстановке большого подъема политической и трудовой активно­ сти. Молодое поколение настойчиво я целеустремленно учится комму­ низму. Долг партийных организаций —цсемерно поддерживать это стрем­ ление, направлять для работы в ком­ сомол свои лучшие, опытные кадры, позеедневно заботиться об идейной закалке молодежи. Главной задачей комсомольского политического просвещения должно стать обучение широких слоев моло­ дого поколения азбуке марксизма- ленинизма. Следует настойчиво при­ влекать юношей и девушек к изуче­ нию трудов основоположников марк­ систско-ленинской теории, позабо­ титься о тесной преемственности между партийной юлитнческой уче-< бои и комсомольской, принять меры по созданию стабильных учебников, учебных и наглядных пособий для молодежных кружков, школ, семи­ наров и университетов. Массовая пропаганда должна учи­ тывать возросшую политическую и трудовую активность, уровень обра­ зованности и культуры, современные интересы советских людей. Партий­ ные комитеты призваны повседнев­ но руководить работой народных университетов и политических клу­ бов молодежи, школ коммунистиче­ ского труда и экономических школ, принимать меры к расширению сети и улучшению деятельности лектори­ ев и кинолекториев, повышать уро­ вень работы таких признанных тру­ дящимися форм пропаганды, как Ленинские чтения, вечера вопросов и ответов. Важно умело сочетать высокий идейный и научный уровень мероприятий с популярностью и до­ ходчивостью, интерес слушателей к широкому кругу политических и мо­ ральных проблем с воспитанием идейной убежденности. Следует проявить особое внима­ ние к мероприятиям, связанным с подготовкой к столетию со дня рож­ дения В. И. Ленина. Любое из них должно проводиться на высоком идейном уровне, отличаться подлин­ ным вдохновением. Богатый и мно­ гогранный опыт политической про­ паганды юбилейного октябрьского года должен* быть закреплен и обо­ гащен сегодня новым подъемом во всей идеологической работе. Наша партия сильна своей теоре­ тической зрелостью, большевистской организованностью, революционной дисциплиной, монолитным единст­ вом своих рядов, несокрушимой сплоченностью со всем советским народом. Предстоящий учебный год в политическом просвещении — год настойчивой ленинской учебы. Он должен стать важным периодом в борьбе за повышение политической сознательности и трудовой активно­ сти всех советских людей, за новые успехи в коммунистическом строи­ тельстве, за торжество великого учения марксизма-ленинизма. 7 {«Правда»),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz