Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
! Л Е НИН С К О Е З НАМЯ I сентября 1968 г., 205 (12 15"^ ЦЕХ-РОВЕСНИК П Я Т И Л Е Т К И Коллектив елецкого завода «Гид ропривод» из года в год увеличива ет выпуск лопастных насосов. Неиз менно растет спрос на продукцию. Чтобы полнее удовлетворить потреб ности народного хозяйства, переве сти производство насосов на поточ ный метод, на заводе и был постро ен новый механический цех № 5 — ровесник пятилетки. Ему недавно ис полнилось два с половиной года. У входа в пятый цех две высокие цветочные клумбы. Это как бы ви зитная карточка производства. Огромные окна, высокий потолок. Люминисцентные лампы льют ров ный свет. Расстояние между станка ми точно соответствует расчетам на учной организации труда. К станку не только легко подойти, но и можно, свободно подъехать на автокаре. При расстановке оборудования все учтено и продумано. Много времени тратили раньше станочники на хож дение по вспомогательным помеще ниям. Теперь же все необходимые службы находятся в центральной части цеха. Ввод в строй действующих нового веха не только значительно повы сил качество изготовления лопаст ных насосов, но и позволил увели чить с начала пятилетки выпуск ос новной номенклатуры гидроприво дов на 41 процент. Как известно, в период становле ния всегда бывает много трудно стей. И обычно в период реконст рукции не очень-то ждут больших успехов от коллектива. Но станоч ники доказали, что возможно одно временно и вести монтаж оборудо вания, и успешно выполнять госу дарственные планы. Цех К® 5 предназначен для обра ботки стальных деталей к гидрона сосам. Чтобы ускорить обработку, впервые на заводе смонтировали по точную автоматическую линию. Что это означает? Раньше валы к гид ронасосам обрабатывались на то карных станках специалистами вы сокой квалификации. Теперь же ав томатическая «рука» берет стальной вал и подает его на обработку. Из делие в зажиме. Пуск. Прошло не сколько секунд — и деталь готова. В конце линии токарь, он же конт ролер — А. Долматов проверяет ка чество изделия. Кажется, все легко и просто. Но сколько выдумки и настойчивости пришлось проявить коллективу це ха, чтобы пустить в эксплуатацию эту. первую в стране поточную ли нию обработки валов насоса. Так, только на одном станке-автомате смонтировано 40 сложных деталей. А затем выяснилось, что станок не удовлетворяет требованиям. При шлось вести новые поиски. Новато ры предложили на продольном суп порте поставить электрические на конечники, и сейчас импульс тока поступает от общей электросети, что Б Е С Е Д Ы О Кинотеатр «Заря» и Липецкая го родская организация общества «Зна ние» проводят цикл бесед на тему: «Ты на подвиг зовешь, комсомоль ский билет». В одной из первых бесед комсомолка 20-х годов Н. Н. Федорова рассказала об истории зарождения и развития комсомоль- работу ЗАВТРА-ПЕРВЫЙ ЗВОНОК ☆ Я обеспечивает бесперебойную агрегатов. После пуска автоматической линии смонтирован гидравлический пресс. Раньше обработка валов производи лась на фрезерных станках. С пус ком пресса необходимость в этой операции отпала, и производитель ность труда повысилась в несколько раз. В цехе — ровеснике пятилетки — 170 станков. Но рабочих намного меньше. В чем дело? Здесь широко развито движение многостаночников. 40 человек могут одновременно об служивать 100 и более станков. Та кие специалисты, как шлифовщица Клавдия Агафонова, фрезеровщик Семен Коновалов, шлифовщица Та исия Долгих работают на трех-четы рех агрегатах. Взять, к примеру, Семена Коно валова. Совсем недавно на одном станке он фрезеровал 80 деталей за смену. Этого было недостаточно. Но ватор освоил работу на трех агрега тах и сейчас выдает по 600 деталей в смену , Словом, на любом участке про изошли большие изменения. И не удивительно, что план систематиче ски перевыполняется. Уже сейчас коллектив записал, на свой счет бо лее чем на 20 тысяч рублей продук ции, выпушенной сверх плана. У работников цеха обширнее на метки на будущее. Главное — это дальнейшее совершенствование тех нологии, использование новой тех ники и повышение качества продук ции. Уже в сентябре началось изго товление первой партии комплектов деталей из металлокерамики. Для пробы будет сдано 500 деталей. Что это даст? Вместо стали, мы станем применять металлокерамический по рошок. Следовательно, все станки занятые на предварительной обра ботке стальных деталей, отпадут. Большие надежды в цехе возла гают на новаторов производства. Им предстоит воплотить в жизнь значи тельную часть планов. Многие раци онализаторы уже давно выполнили задание третьего года пятилетки сейчас работают над внедрением но вых предложений. Вот, например одно кз них. Николай Шишмаков обрабатывал валы к новым гидро насосам. На его станке были три копира и на их перенастройку тра тилось много рабочего времени. Но ватор приложил оригинальную схе му универсального копира. Одного вместо трех. Таких людей пытливой мысли в коллективе много. Производственники пятого цехи встали на ленинскую трудовую вах ту. Они пересмотрели свои прежние социалистические обязательства наметили новые пункты, которые позволят досрочно завершить зада ния пятилетки. Б. БОНДАРЕВ, рабочий елецкого завода «Гидропривод». Г Е Р О И З М Е Ш1 ИРОК КРУГ ЗАДАЧ, которые приходится решать школе. К тому же он растет год от го да вместе с ростом культуры. На ступающий учебный год замечате лен тем, что завершается накануне 100-летия со дня рождения В. И. Ле нина, и все мы желаем закончить его так, чтобы это было достойно великого юбилея. н а Известно, как горячо ратовал В. И. Ленин за связь школы с политикой, партийность и идейную чистоту школьных программ, учебников, со держание лекций, за пропитывание всего преподавания марксистским диалектико-материалистическим ми ровоззрением. Бесстрастный объек тивизм недопустим, особенно в на ше время, в пору все большего обо стрения идеологической борьбы двух миров. Пробоведь аполитической науки, приоритета «сточных» наук, игнори рование гуманитарного цикла пред метов есть не что иное, как прояв ление идеологической диверсии им периалистических пропагандистов. Среди наших учителей нет и не бу дет поклонников буржуазной идео логии, но недопустимо и' любое при миренчество, нейтрализм, сполза ние на фальшивые позиции мирного сосуществования двух идеологий. Обострение идеологической борь бы в современном мире требует то го, чтобы из школ молодежь выхо дила идейно зрелой, готовой умело отстаивать ленинизм, бороться и по беждать в строительстве коммуниз ма. Марксистско-ленинское образо вание молодежи достигается изуче нием всего комплекса учебных предметов, но в первую очередь оно обеспечивается обществоведче ским циклом дисциплин — историей, литературой, экономической гео графией, изучением основ марксист ской философии, политэкономии и научного социализма. В школах накоплен богатый опыт высококвалифицированного препо давания общественных наук. У та ких учителей, как А. Н. Пивоваров, В. Ф. Кабанкова, А. В. Гридйев, Б. И. Борзунов, Г. И. Горская, А. Н. Поспелова, К. А. Нагулина, О. В. Щербакова, А. М. Иванова, Н. В. Башкин учащиеся увлеченно и глу боко познают законы развития при роды и общества, материалистиче скую основу сложных взаимоотно' шений между людьми. Успех передовых учителей объяс няется тем, что они высоко держат знамя своей науки, убедительно и доказательно ее преподают, не до пускают вульгаризации и упрощен чества, широко пользуются лекци онным методом, проводят семинар ские занятия, приобщают учащихся к серьезной работе над первоисточ никами. Все они считают признаком высокой зрелости учащихся умение письменно, а значит точно, изло жить научные знания ц четко сфор мулировать выработанные собствен ные взгляды. Всякая наука состоит из определенных понятий, законоз и доказательств. Усвоению их пере довые учителя гуманитарных пред метов уделяют особое внимание, дабы строго научные истины не подменялись сумбурными, надуман ными рассуждениями. Для глубоко го усвоения общественных наук, превращения знаний в личные убеж дения учащихся многие учителя ор ганизуют общественно-политическую практику: выступления учащихся старших классов с докладами пе ред рабочими и колхозниками, соз дание истории предприятий, колхо зов, организаций, сбор и системати зацию краеведческого материала, выполнение обязанностей экскурсо водов школьных музеев В. И. Лени на, комнат боевой и трудовой славы. Совершенствование преподава ния общественных наук в новом учебном году должно прежде всего пойти по линии строгого соблюде ния. принципов научности, объектив ности и партийности. К сожалению, нередко в препода вании истории допускается хаотиче ское нагромождение многочислен ных, внутренне не связанных собы тий. История в таком освещении пе рестает быть закономерно, логично развивающимся объективным про цессом, с железной необходимо стью доказывающим поступательное движение общества к коммунизму. Наиболее нетерпимым недостат ком в изучении литературы остает ся незнание многими учащимися крупнейших произведений. В прош лом учебном году в таких средних школах, как Братовская, Плеханов ская, Донская учащиеся 9 классов изучали роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — величайшее произведение не только отечественной, но и ми ровой литературы. К концу года они «изучили» роман, получили по ложительные оценки, но более по ловины из них даже его не прочи тали. Разве можно ограничиваться просмотром фильма, чтением от- ской организации г. Липецка. Посетители кинотеатра ' услышат рассказы ветеранов об участии ли пецких комсомольцев в гражданской и Великой Отечественной, войнах, в сооружении ударных строек комму низма, просмотрят исторические фильмы. ШЕФЫ И ПОДШЕФНЫЕ оывков учителем на уроке, слуша нием пересказов соклассников? Ис тория литературы не что иное, как история духовного развития чело века, представленного в обобщен ных образах средствами искусства. Что ж усвоили учащиеся, котс^эые читали самого произведения? Очевидно, ничего. Между тем, недооценка образо вательного и особенно воспитатель ного значения литературы наносит большой ущерб формированию коммунистических черт характера и поведения молодого человека. В решении этой задачи хочется под черкнуть, кроме бесспорной роли классических произведений прошло го, огромное значение чтения уча щимися самых новейших произведе ний, в которых показан современ ник, по которому мерит себя расту щий молодой человек. Каждый старшеклассник должен регулярно читать «Юность» и другие художест венные журналы. Переход на новые программы, преподавание факультативных кур сов по 'естественно-математическим предметам требуют от учителей этих предметов постоянного обра щения к науке, которую они пред ставляют в школе. В знаниях окан чивающих школу существенные не достатки продолжают оставаться вследствие разобщенности препода вания отдельных предметов. На стыке традиционных границ старых наук возникают смежные науки — биохимия, биофизика, физическая химия и другие. Все это очень остро ставит воп рос об усилении межпредметных связей в учебном процессе. И в этом особая роль принадлежит об ществоведению как синтезирующе му и венчающему среднее образо вание предмету. Естественно-математический цикл предметов в конкретных формах II показывает факты и закономерно- сти развития природы, гуманитар- ные предметы дают картину движе- . 1 ния общества от капитализма к со- '. ' :>Я§ 2§1 ..... Ззяет * ------------------------------------ ☆ циализму и коммунизму. На уроках обществоведения обобщаются зна ния учащихся, полученные ими за годы обучения по всем предметам. Не трудно представить себе, ка кое несет образование урок, если допускается разобщенность между предметами, если обществовед не опирается на знания школьников по другим предметам. К сожалению, недостатки эти в разных выражени ях довольно широко распростране ны, и устранять их надо со всей на стойчивостью. Известно, что уроку принадлежит решающая роль в учебно-воспитательном процессе, но образование и особенно воспитание продолжается также во внеклассных внешкольных занятиях. В выработ ке норм и правил коммунистическо го поведения, общественно-полити ческой активности, физическом и эстетическом воспитании учащихся большая роль принадлежит школь ным комсомольским и пионерским организациям, кружковой работу организованному досугу детей. В последние годь? жизнь школы обогатились новыми интересными формами воспитания. Это — строи тельные отряды следопытов, турист ские походы, собирание краеведче ских материалов, различные клубы, научные общества, конкурсы, сорев нования, шефство над красными уголками, благоустройство — посад ка парков, аллей, садов и т. д. Но все это богатство форм и ви дов организации детских коллекти вов страдает часто бессистемностью. Программа гармонического разви тия детей предполагает четкую ко ординацию всех средств педагогиче ского воздействия и создание кол лективной сферы, в которой только и возможно воспитание коллективи ста. Этому в новом учебном году и следует уделить максимум внима ния. Замечание К. Маркса о том, что «отдельный скрипач управляет сам собой, а оркестр нуждается в дирижере», очень подходит к школьному коллективу. Успехи оди ночек, удачные отдельные меропри ятия не решают всего комплекса за дач. Нужна общая система, строй ная организация и научно обосно ванное руководство. И. ПОНОМАРЕВ, заведующий Липецким облоно. Недавно липецкие тракторострои тели отметили 25-летие своего заво да. За четверть века коллектив предприятия дал стране 300 тысяч пропашных колесных и гусеничных тракторов. Ныне машины с маркой «ЛТЗ» работают во всех уголках нашей Родины, а также в зарубеж-. ных странах. Только за последние пять лет завод за счет роста произ водительности труда выпустил две сти тысяч пр-опашных машин. Производить больше тракторов, отвечающих современным требова ниям, — главная задача нашего коллектива. Но перед ним стоит и еще одна не менее важная — помо гать подшефным совхозам. Сель скохозяйственный профиль произ водства, а также постоянная забота партийных и хозяйственных руково дителей о нуждах подшефных хо зяйств позволили тракторостроите лям немало сделать для сельских тружеников. Чтобы убедиться в этом, приведем несколько цифр. Для ремонта сель скохозяйственной техники, а также помещений, оборудования, токов, мастерских и т. п. завод только в первом полугодии третьего года пя тилетки отпустил колхозам и совхо зам материалов на сумму почти 6 6 тысяч рублей. Отпущено более 45 тонн разного металла, 25 тонн чугун ных труб, около 11 тонн краски, 166 аккумуляторов и т. д. Предприятие выделило для нужд хозяйств 186 комплектов тракторной резины, 35 насосов, около двух тонн проволо ки, на три тысячи рублей различно го инструмента. Кроме этого, тракторостроители но просьбе руководителей колхозов н совхозов выполняли заказы, свя занные с изготовлением различных узлов и механизмов, с ремонтом аг регатов. Для колхоза «Наша побе да», например, заводские специали сты разработали чертежи кран-бал ки и подкрановых путей, которые будут сооружены в механической мастерской. Этот механизм сейчас изготавливается одним из цехов за вода. Совхозу «Дмитровский» Ли пецкого района изготовлено шесть металлических опор с необходимой арматурой для монтажа, отремоя- тиррваны трактор, три автомашины. А сейчас коллектив завода помога ет дмитровиам механизировать раздачу кормов и уборку навоза на фермах, изготовляет подвесную до рогу для свинарника, монтирует во допровод в коровнике. Колхозу «Комсомолец» Усманского района кавод выделил два металлообраба тывающих станка — токарный л сверлильный, смонтировал в свинар нике водопровод длиной 300 метров. Кроме того, в текущем году завод смонтирует в этой артели еще одну водопроводную систему на ферме, изготовит 100 метров подвесной до роги. Большие работы провели тракто ростроители по техническому осна щению мастерской Трубетчинского объединения «Сельхозтехника». В частности, разработан проект пла нировки оборудования с таким рас четом, чтобы в мастерской можно было ремонтировать в год не ме нее полутора тысяч колесных трак торов. Сейчас коллектив ремонтно-меха нического цеха изготавливает для трубетчинпев еше 8 единиц обору дования. К сожалению, управляю щий районным объединением «Сель хозтехника» до сих пор не нашел времени заключить с предприятием договор на этот заказ. Не спешат трубетчнниы оформить и другой заказ — на изготовление 33 единиц оснастки на инструмен тальном заводе. Для этого потребу ется прокат и литье. 19 тонн литья тракторостроители выделяют, А вот проката, который должны по ставить заказчики, до сих пор нет. Шефам непонятно: почему тру- бетчинпы. в первую очередь заин тересованные в получении шефской помощи, затянули все сроки заклю чения договоров, оформления зака зов? Ведь не за горами то время, когда закончатся полевые сельско хозяйственные работы, и многие в о д н о м д в о р е ! Весной при домоуправлении № 8 ЖКУ Новолипецкого завода открылась агитплощадка. Вскоре на сцене площадки силами уча щихся, живущих в том районе, был поставлен спектакль «Золуш ка». Зрители тепло приветствова ли выступление юных артистов. * Затем здесь с успехом прошли | спектакли «Рассказ о девочке Т о -| не», «Принцесса и ее служанка». I Особой похвалы заслуживают | участницы коллектива самодея тельности учащихся Лена Ново жилова, Надя Углова, Таня По пова и их руководительница — М. С. Добрынина. В. КАНЕВСКИИ, нешт. корр. «Ленинского знаме ни». машины станут на капитальный ре монт. А мастерская для этого не готова. Но шефство тракторостроителей над сельчанами заключается не только в оказании материально-тех нической помощи. В колхозы и сов хозы выезжают с концертами агит бригады цехов и отделов. Напри мер, в совхозе «Дмитровский» ра ботники Дворца культуры ЛТЗ не мало делают для развития массо вой и культурной работы, для ор ганизации художественной самоде ятельности. Библиотека завкома оказывает подшефным колхозам помощь в комплектовании книжного фонда. В некоторых колхозах заводские ак тивисты прочитали цикл лекций. Однако и на культурном поприще дело не обходится без изъянов. Ес ли руководители одних хозяйств оо всей душой относятся к тому, что бы шефы показали их труженикам концерт художественной самодея тельности, то другие считают это ненужным делом. Шефскую помощь они видят только в получении за пасных частей, материалов, в стро ительстве подвесной дороги и т. д. Чтобы убедиться . в этом, давайте прочитаем один из отчетов, предста вленных в партком нашего завода цеховой агитбригадой. «Силами агитбригады чугуноли тейного цеха с 17 по 20 июля были поставлены концерты в совхозах «Прогресс», «Комсомолец», им. Ки рова и «Наша победа» Усманского района. Концерты проходили с большим успехом, колхозникам на ши выступления понравились. Всюду нас принимали радушно, кроме кол хоза «Наша победа». Председатель сельхозартели т. Ширяев встретил нас очень плохо». Пусть руководители подшефных хозяйств поймут нас правильно. Мы против того, чтобы агитбригадам, а также другим представителям за вода, приехавшим оказать техниче скую помошь, в колхозах и совхо зах устраивались пышные встречи и торжественные проводы. Мы за де ловые, дружеские встречи. Надо по нимать. что тракторостроители едут за сотню километров к своим под шефным не от безделья, не ради спортивного интереса, прогулки, а лишь с одной целью — сделать по лезное дело, оказать сельским дру зьям необходимую помощь. М. НАЛИВКИН, сотрудник многотиражной газеты «Кировец». Валя и Юра Барановы (фото вверху) — близнецы. Завтра они пойдут в первый класс средней школы № 29 г. Липецка. Все большее число, школ пере ходит на кабинетную систему за нятий. Многое делается в этом отношении в средней школе № 43 г. Липецка. На снимке справа: лаборант Л. Ширяева перед на чалом занятий проверяет обору дование химического кабинета. Фото Д. Кутепова и Ю. Ардашева. ПОДАРОК ШКОЛЬНИКАМ ЛЕВ-ТОЛСТОИ. (Соб. корр. «Ленинского знамени»). Накануне учеб ного года железнодорожная средняя школа X® 42 приняла от строителей Елецкого отделения дороги большую двухэтажную пристройку. Новое крыло удвоило полезную площадь. Раньше в школе было 10 классных комнат, теперь их — 17. Появились просторные комнаты — учительские, пионерские, медпункт. Расширены библиотека и столовая. В спортзале сде лана сцена. Проведены большие работы по сантехнике и благоустройству. Руководители школы с благодарностью называют имена мастера А. С. Суворова, прораба В. Г. Ромашко и других строителей. Много сделали также ученики и преподаватели. Пять ученических бригад все лето работа ли на стройке. Они же ремонтировали старое крыло здания и филиал школы. Завтра в 42-й школе имени Льва Толстого двойной праздник — пер вый звонок и новоселье. Б О Д Н У С М Е Н У В глубине двора Лебедянской восьмилетней школы возвы шается новое светлое здание. Учителя, учащиеся и их родители построили его своими силами. Нынешним летом они стали заправскими плотниками, каменщиками, малярами. Отлично потрудились на стройке семиклассники Алексей Грибков и Александр Фролов, восьмиклассник Владимир Лавров и др. К концу августа все работы были завершены. Подсохла штукатурка, краска. В здание внесли парты и другую мебель, наглядные пособия. Их приобрели на сумму более 1500 руб лей. К упили несколько фильмоскопов, физические приборы. Учителям созданы все возможности для дальнейшего совер шенствования методов обучения и воспитания. Ввод в эксплуатацию нового помещения позволит Лебедян ской восьмилетке перейти на односменную работу. Открыва ются еще 4 просторные, светлые классные комнаты. Кроме то го, в новом здании разместятся столовая, гардеробная и ком ната для отдыха ребят из группы продленного дня. Т. КОРМИЛИЦЫНА. ц АРСКУЮ РОССИЮ справед ливо называли тюрьмой на родов. Многие ее нации и на родности были бесправными, под вергались всяческому унижению. Великая Октябрьская социалисти ческая революция навсегда покон чила с этим. Свергнув власть капи талистов и помещиков и поставив у власти рабочих и крестьян, она одним ударом разорвала иепи на ционального неравенства и угнете ния. открыла эру братского сотруд ничества всех народов России. Сразу же. в день свержения вла сти буржуазии. Второй Всероссий ский «съезд Советов в обращении к «Рабочим, солдатам и крестьянам», в «Декрете о мире», определил по литику Советской власти в области национальных отношений. Эта поли тика была положена и в основу «Декларации прав народов России». Она провозглашала равенство и су веренность народов, их право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования само стоятельного государства: отмену всех и всяких национальных и наци онально-религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие на циональных меньшинств и этногра фических групп, населяющих Рос сию. В Советском правительстве, воз главляемом В. И. Лениным, для во площения этой политики в жизнь был создан Народный Комиссариат по делам национальностей. В своей работе он опирался на националь ные комиссариаты и отделы, создан ные при областных, губернских и уездных Советах. В результате победного заверше ния гражданской войны, разгрома белогвардейшины и иностранных интервентов были сметены украин ская контрреволюционная Централь ная Рада, белорусская национали стическая Рада, националистические ^правительства» Крыма, Татарии, Башкирии. Дагестана, Туркестана и повсеместно установлена власть ра бочих и крестьян. Это был, по вы ражению В. И. Ленина, период три умфального шествия Советской вла сти. В марте 1918 года в составе РСФСР были образованы Тавриче ская и Донская автономные респуб лики. В конце апреля провозглаше на Туркестанская автономная рес публика. Началась подготовка к соз данию Татаро-Башкирской республи ки. Опыт государственного строитель ства первых месяцев Советской вла сти был обобщен в Конституции РСФСР, утвержденной V Всероссий ским съездом Советов в июле 1918 года. Первая Советская Конститу ция законодательно закрепила осно вы Советского многонационального государства: союз рабочего класса с трудовым крестьянством под руко- Украина, Белоруссия (за исключени ем западных областей). В Закав казье ликвидированы буржуазно-на ционалистические «правительства» муссаватистоа, дашнаков и грузин ских меньшевиков и созданы закав казские советские республики. Победа народной революции в* Хо резме и Бухаре в 1920 году привела к свержению хивинского хана и бу харского эмира, к созданию Хорез мской и Бухарской Советских рес публик. После окончания гражданской войны основное внимание в нацио нально-государственном строитель- СОЮЗ с в о РЕСПУБЛИК Б 0 Д Н Ы Х К А К С О З Д А В А Л А С Ь И Р А З В И В А Л НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ В А С Ь СССР водством пролетариата, полный су веренитет и всевластие трудового народа, постепенное вовлечение всех трудящихся в управление государ ством. предоставление трудящимся материальных гарантий, обеспечива ющих пользование демократически ми правами и свободами, построение советского государственного аппара та на основе демократического централизма, подавление эксплуата торов, укрепление революционной законности. Крупнейшим шагом в развитии братского сотрудничества народов России явилось создание летом 1919 года военно-политического союза со ветских республик, который сыграл громадную роль в разгроме объеди ненных сил внутренней и внешней контрреволюции. В результате геро ических усилий Красной Арищи и самоотверженной борьбы трудящих ся в тылу вражеских армий к нача лу 1921 года интервенты, войска бе логвардейцев и националистов были разгромлены почти на всех фронтах гражданской войны. Освобождены стве было направлено на ликвида цию фактическбго неравенства меж ду народами, оставленного в наслед ство царизмом. По существу, это была главная задача национальной политики Коммунистической партии. 30 декабря 1922 года состоялся I Всесоюзный съезд Советов, который утвердил Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Со циалистических Республик. Отныне каждая братская республика могла опираться не только на собственные силы, но и на все могущество еди ного союзного социалистического го- сударствэ. Создание СССР, как и предвидел В. И. Ленин, значительно ускорило и облегчило построение социализма в стране, превратило Советское госу- ягоство в могучую мировую дер жаву. В январе 1924 года II Всесоюзный съезд Советов принял Конституцию СССР, которая законодательно за крепила ленинские принципы постро ения первого в мире социалистиче ского многонационального гасудар- /V ства на базе диктатуры пролетариа та. Конституция установила формы соотношения и разграничения суве ренитета Союза и союзных респуб лик, структуру и компетенцию выс ших и местных органов государст венной власти. Крупным событием в развитии СССР как союзного государства явилось национально-государствен ное размежевание Средней Азии и преобразование Узбекской, Киргиз ской, Таджикской, Казахской и Туркменской автономных республик в союзные республики. В состав СССР на правах союзных республик вошли также Грузия, АзербайджЗн и Армения. Ряд новых автономных республик, областей и национальных округов был образован на территория РСФСР. В 1936 году Российская Федерация имела в своем составе 10 автономных советских социали стических республик, 10 автономных областей и 10 национальных окру гов. Победа социализма в СССР, ук репление братского сотрудничества суверенных советских республик создали благоприятные условия \для роста их производительных сил. Все важнейшие изменения в СССР, происшедшие в результате победы социализма, получили свое отражение я законодательное за крепление в новой Конституции, принятой в декабре 1936 года. Эта Конституция отразила единство все го советского общества, успешное строительство социализма во всех союзных и автономных республиках, возрастание их прерогатив в сфере государственного управления. Полувековой опыт национально государственного строительств в СССР наглядно подтвердив, что Коммунистическая партия, Совет ское государство в полной мере обеспечивают гармонию интересов всех национальных республик и Со юза ССР в целом. Этот опыт не опровержимо свидетельствует: толь ко социализм обеспечивает подлив ное равенство, свободу я братство всем нациям и народностям, неук лонный рост кх благосостояния. А. ЛИХОЛАХ. доктор шеторическнх паук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz