Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

27 августа 1968 г., М 200 (12 1521 ' ■ м п в п в а в я и м № « м и к ю а в п п м м ш в ш н а ж АВГУСТОВСКИЕ У Ч И Т Е Л Е Й УРОВЕНЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ СОВЕЩАНИЯ Л И П Е Ц К А Нередко на совещаниях самым трудно воспринимаемым для тех, кто слушает, является доклад: длин­ ный и скучный, потому что го зорят в нем обо всем сразу, скользят по поверхности, утомляют обилием фак­ тов, цифр и фамилий. И когда он заканчивается, все присутствующие вздыхают облегченно вместе с док­ ладчиком. И оживляются: сейчас начнутся прения, и дело пойдет ве­ селей! Тут много не разговоришься: пять или десять минут и будь здо­ ров. На августовском совещании учи­ телей Левобережного района г. Ли­ пецка доклад заведующей районо т. Карповой был одним из самых ин­ тересных. выступлений. Вот некото­ рые ее мысли: «...Введение всеобще­ го среднего образования выдвигает перед учителями ряд сложных во­ просов... Но нельзя думать, что все проблемы школьного образования решаются только введением новых программ и учебников, полнее и глубже отражающих достижения современной науки. Научные знания устаревают, пока .работают печатные станки... Школьная наука всегда бу­ дет отставать от науки большой. Это естественно. Все знания из шко­ лы с собой не вынесешь. Что же вы­ ручит в жизни мальчишку или дев­ чонку? Какой золотой ключик мо­ жет вручить им школа? Ответ ясен: интеллект и воля, чувства и общее развитие... Большинство детей в наше время грамотными приходят в первый класс. К тому же нынче^за два ме­ сяца можно любого человека на­ учить писать и считать. Забота шко­ лы в том, как научить будущего гражданина видеть, наблюдать, мыслить, иметь собственное мнение. Как воспитать у него чувства, куль­ туру, словом, сделать из него ин­ теллигента? Интеллигента н в том случае, если он станет потом рабо­ чим. Школа не может дать знания на всю жизнь, «но должна привить по­ требность в постоянном пополнении знаний». И многие учителя района именно так и понимают свою роль. Доклад­ чик приводит в пример молодую учительницу школы № 34 т. Семи- рекову, Ее ученики, анализируя поэ­ му Гоголя «Мертвые души», показа­ ли не только знание текста, знание критических статей Белинского, но н глубокое понимание принципа партийности литературы, умение оп­ ределить свое отношение к событи­ ям и героям произведения. Учительница математики школы Лг 29 т. Хромова, по выражению до­ кладчика, учит ребят активному участию в добывании новых знаний. Именно добывать, а не заучивать готовенькое! Из 150 ребят, которых учит Хромова, 72 усвоили програм­ му на «четыре» и «пять». Полностью успевают все 120 уча­ щихся учительницы литературы шко­ лы № 3 8 т. Шуклиной. «Эрудиция учителя, — говорит докладчик, — высокая культура речи, убежден­ ность, любовь к науке будит в ре­ бятах мысль...» Это ли не самое главное? 269 учителей района рабо­ тают без второгодников. 7 школ из 16 преодолели масоовое второгод­ ничество. К сожалению, есть и другие циф­ ры: свыше 400 учащихся в районе оставлены на второй год, а это «че­ тыреста личностей, четыреста су­ деб!». Допущен в школах и отсев учени­ ков, в том числе и из 5—8 классов. Особенно он велик (причем, без ува­ жительных причин!) в школах 4, 25, 31, 37 и 38. «О качестве знаний выпускников наших школ можно судить по ре­ зультатам экзаменов в вузы и тех­ никумы», — говорит докладчик, и далее следует неумолимый и точный анализ: из выпускников школ райо­ на, сдававших в этом году вступи­ тельные экзамены в институт стали, по физике выдержало 85 процентов. На экзаменах по математике 57 выпускников школ района, или 40 процентов поступавших, получили двойки. Серьезные претензии на не­ подготовленность абитуриентов по математике институт предъявляет школам №№ 4, 25, 58. Разумеется, не слишком приятная миссия — приводить такие цифры и факты. Но правде надо смотреть в глаза, как бы она горька ни была. Чувствозалось по реакции зала, что это место доклада особенно насто­ рожило и заставило задуматься мно­ гих. Остро и содержательно ставились в докладе и такие вопросы,как фа­ культативные курсы в школах, о работе вечерних школ и т. п. Интересным было и выступление делегата Всесоюзного съезда учите­ лей преподавателя обществоведения школы К? 10 т. Пивоварова. Он го­ ворил о важности профессиональной ориентации школьников, о так назы­ ваемых романтических и будничных профессиях, о совершенствовании урока* Это стремление глубже осмыслить школьные пробле­ мы, выяснить и для себя и для других наиболее сложные и острые вопросы образо­ вания и воспитания, найти что-то новое в своей работе было харак­ терно и для других выступавших на конференции. Так, директор школы № 37 т. Ко- задеров рассказал о перспективном плане переподготовки учителей для работы по новым программам. Его рассчитано выполнить до 1970 года. Но вот трудность: новыми учебни­ ками учителей обеспечивают только к началу учебного года, лишая воз­ можности летом, заблаговременно и неторопливо проработать пособие, осмыслить его новизну и сделать для себя определенные выводы. Этот вопрос, оказал оратор, необходимо поставить и перед Министерством просвещения. Он говорил и о том, что школа будет укреплять контакты с детски­ ми садами, чтобы работать в одном направлении, лучше осуществлять преемственность между этими уч­ реждениями. Учительница школы № 25 т. Шма' кова рассказала об организации вне­ классного чтения учащихся. Судя по ее словам, это целая система, с включением викторин, диспутов, ве­ дением дневников... Все это* не только расширяет кругозор школь­ ника, но и, как всякое интересное дело, захватившее сразу большое число ребят, сплачивает их, укреп­ ляет коллектив. Директор школы рабочей молоде­ жи № 3 т. Солодкая рассказала о поисках и нахбдках своего коллекти­ ва. Здесь, например, регулярно про­ водят обзоры журнала «Юность». Сконструировали, прибор по элект­ ропрограммированию. Она также поставила ряд вопросов — о плани­ ровании контингентов учащихся для вечерних школ, о стимулах, которые необходимы для того, чте.'ы под­ нять среди работающей молодежи значение среднего образования. Директор школы № 7 т. Уварова говорила о воспитании учащихся на ленинских традициях, о самовоспи­ тании учителя, о культуре учитель­ ской среды. В работе конференции принял участие секретарь обкома КПСС т. Сталь, выступивший с речью. Конференция приняла рекоменда­ ции по совершенствованию учебно- воспитательной работы. А. ВОЛ НИН. д н Е На следующий день состоялось августовское со­ вещание учителей Правобережн о г о района г. Липец­ ка. С докладом выступил заведую­ щий районо т. Макаров. В районе, как он сообщил, работает 1816 пе­ дагогов. Десятки учителей удостое­ ны звания заслуженного учителя школы РСФСР, 170 награждены значком «Отличник народного про­ свещения». 740 педагогов, или более одной трети, закончили учебный год без второгодников. Высок процент ус­ певаемости учащихся в школах №№ 1, 12, 14, 19, которые успешно решают проблему ликвидации мас­ сового второгодничества. По району успеваемость составила в этом году 97,4 процента. Вместе с тем в обучении и воспи­ тании имеется немало серьезных не­ достатков. Работники школ далеко не все сделали для подготовки к осуществлению всеобщего среднего образования. Не до конца выполня­ ется закон о всеобуче, наблюдается отсев учащихся в ходе занятий, не выполнен план приема в девятые классы. Отдельные руководители школ вместо того, чтобы кропотли­ во работать с каждым учеником, стараются избавиться от тех ребят, которые доставляют им много хло­ пот. Велико еще в районе число оставленных на второй год (2,6 про­ цента от общего числа учащихся). Очень низка успеваемость в школах №№ 27, 28, 47. # Выявлены и такие случаи, когда сравнительно высокий процент успе­ ваемости не соответствует положе­ нию дел на самом деле. Так, в средней школе № 6, показатели ко­ торой, казалось бы, не вызывали тревоги, оказались очень слабыми знания учащихся по математике. Л О В О И И 0 1 Р А 3 У Ч Г О В О Р К Л Е Я В докладе, к сожалению, не было глубокого и конкретного анализа причин недостатков. Все объясня­ лось одним: слабой работой педаго­ гов с учащимися. Разумеется, за качество знаний школьников отвечает прежде всего преподаватель, но в каждом случае есть свои конкретные причины и обстоятельства, приводящие к упу­ щениям и недостаткам. В докладе говорилось, например, что больше всего неуспевающих бывает по рус­ скому языку и математике, что пре­ обладающей оценкой з школах райо­ на становится «тройка» и т. д. Мож­ но ли это объяснить только «слабой работой педагогов» и «недостатками в преподавании»? А может что-то за­ висит от специфики предмета, орга­ низации дела, наконец, социальных и психологических причин. Словом, доклад мало давал мате­ риала для постановки и обсуждения проблемных вопросов и, видимо, поэтому его обсуждение тоже све­ лось к небольшому числу дежурных самоотчетов о проделанной оаботе. Между тем проблем, ■требующих серьезного обсуждения, немало. Это н вопросы преемственности между детсадом и начальной школой, а затем последней с восьмилеткой, и значение и роль факультативных курсов, которые в некоторых шко­ лах уже успели превратить в обыч­ ные дополнительные или кружковые занятия, и работа групп продленно­ го дня, и вопросы технического ос­ нащения занятий, научной органи­ зации труда учителя и ученика, и трудности школ рабочей молодежи, и взаимоотношения с семьей и обще­ ственностью и многие другие. Все они были названы и охарактеризо­ ваны в докладе, но, к сожалению, в такой форме, что не получили от­ клика у участников совещания. Прения были на редкость скучны­ ми. Правда, с интересом прослушали участники совещания рассказ о Всесоюзном съезде учителей деле­ гата этого съезда т. Коваленко и выступление первого секретаря рай­ кома партии т. Василькова. Но отчет зав. отделом школ райкома комсомола Иванниковой о работе пионерской и комсомольской орга­ низаций района, выступление дирек­ тора средней школы № 40 т. Несте­ рова, сводящееся, в основном, тоже к самоотчету, не вызвали интереса. Неинтересными были и другие выступления. На совещании все как будто было организовано так, как нужно: и доклад касался разных сторон школьной жизни, и выступа­ ющие, видимо, заранее подготови­ лись. Но после первого же переры­ ва появились пустые кресла в зале, и затем их становилось все больше и больше. Нужно сделать упрек и в адрес администрации Дворца культуры профсоюзов, в котором проходило совещание. Неужели трудно было отрегулировать микрофоны? Ведь ораторов в зале почти невозможно было понять: настолько плохо рабо­ тали репродукторы. Собрания педагогов обычно отли­ чаются деловитостью и содержатель­ ностью. К сожалению, совещание учителей Правобережного района было на этот раз исключением. Жи­ вого и действенного разговора о на­ сущных проблемах школьной жизни на нем не состоялось. И. ОСТАНКОВ. У д а р ы яга триотой ХАНОЙ, 26 августа. (ТАСС). Народные вооруженные силы освобождения Южного Вьетнама в провинции Тайнинь в боях, развернувшихся 23 и 24 августа, на­ несли ряд новых ударов по врагу, сообщает агентство ВИА, ссылаясь на агентство Освобождение. В ходе этйх бое,в патржггы вывели из строя более 450 аме­ риканских солдат, уничтожили и повредили 96 тан­ ков и бронетранспортеров в обила 4 вертолета про­ тивника. АГРЕССОРЫ НЕ УНИМАЮТСЯ АММАН, 26 августа. (ТАСС). Вчера, поздно вече­ ром, израильские войска вновь нарушили соглашение о прекращении огня. Как заявил представитель иорданского военного ко­ мандования, израильские войока в 23 часа 07 минут по местному времени открыли минометный и пулеметный огонь с Голанских высот, захваченных у Сирии, по позициям иорданских войск в районе Акраба в север­ ной части долины реки Иордан. Иорданские войска открыли ответный огонь, Перестрелка продолжалась 20 минут. В ЗАЩИТУ ЗАВОЕВАНИЙ СОЦИАЛИЗМА Мексика. Готовясь к XIX лет­ ним Олимпийским играм, город Мехико пытается решить не толь­ ко транспортную проблему, но и пешеходную... На улицу вышли ученики начальных классов. НА СНИМКЕ: когда зажигает­ ся красный свет, ребята берутся за руки и обязывают взрослых пропускать транспорт. Фото С. Сычева. (Фотохроника ТАСС). БЕЙРУТ, 26 августа. (ТАСС). В редакционной статье, озаглав­ ленной «Сохранение социализма в Чехословакии, против заговора империализма и сил контрреволю­ ции», прогрессивная ливанская газета «Аль-ахбар» пишет: «Решительная интернациональ­ ная помощь, оказанная пятью со­ циалистическими государствами — СССР, Болгарией, Венгрией, Польшей и ГДР — чехословац­ кому народу, вызвала поддерж­ ку и одобрение широких кругов международного революционно­ го движения. Эта интернацио­ нальная помощь пришла в то время, когда Чехословакии угро­ жал заговор мирового империа­ лизма и контрреволюционных сил, направленный против основ и за­ воеваний социалистического строя в Чехословакии, против единства и безопасности стран социалисти­ ческой системы. Развитие событий в Чехослова­ кии в последние месяцы привлек­ ло внимание и вызвало беспокой­ ство коммунистических и рабо­ чих партий во всем мире. Реак­ ционные и контрреволюционные силы Чехословакии, поощряемые и подстрекаемые мировым импе­ риализмом, начали извращать ре­ шения январского пленума ЦК КПЧ, используя их против самой Чехословацкой коммунистической партии и против социалистиче­ ского строя. Они подняли беше­ ную враждебную кампанию про­ тив дружеских связей чехосло­ вацкого и советского народов, против союза ЧССР со странами социалистической системы, под­ писавшими Варшавский Договор/ Пользуясь поддержкой американ­ ского и западногерманского им­ периализма, реакционные контр­ революционные силы перешли к организации заговоров, создав серьезную угрозу социалистиче­ ским завоеваниям чехословацкого народа, единству и безопасности мировой социалистической систе­ мы». В статье подчеркивается, что «усиление борьбы между силами социализма, освобождения н ми­ ра, с одной стороны, и силами им­ периализма, реакции и агрессии, с другой, требует укрепления сплоченности и единства между­ народного революционного движе­ ния. Именно это лежат в основе благородной интернациональной помощи, оказанной Чехословакии пятью социалистическими госу­ дарствами, испытывающими глу­ бокое чувство исторической от­ ветственности за судьбу социа­ лизма в Чехословакии. Именно это определяет позицию всех коммунистов и революционеров, которые не могут равнодушно от­ носиться к судьбе социализма в любой стране мира. Поэтому все коммунисты и революционеры вы­ соко оценивают интернациональ­ ную помощь, оказанную пятью со­ циалистическими странами чехо­ словацкому народу. Они поддер­ живают все меры, принятые по сохранению завоеваний социализ­ ма и по разоблачению заговоров американского империализма». В редакционной статье реши­ тельно осуждается «истерическая бешеная кампания органов импе­ риалистической пропаганды про­ тив Советского Союза и социали­ стического лагеря по поводу со­ бытий в Чехословакии» и отме­ чается «тесная координация дей­ ствий этих органов с действиями реакционных, антисоциалистиче­ ских сил внутри Чехословакии». БЕРЛИН, 26 августа. (ТАСС). Постоянный комитет рабочей мо­ лодежи ГДР и ФРГ приветствует мероприятия пяти социалистиче­ ских государств по защите социа­ листических завоеваний Чехосло вакии и мира в Европе. Участники состоявшегося здесь заседания комитета осудили раз­ нузданную клеветническую нам панию правящих кругов Бонна против социалистических стран. Комитет призвал рабочую моло^ дежь Западной Германии и За­ падного Берлина усилить борьбу против реваншистской боннской политики, за признание ГДР. Аг­ рессивная политика правительства ФРГ, заявили участники заседа­ ния, нашла свое выражение, в ча­ стности, в поощрении действий контрреволюционных сил в ЧССР. Эти действия подтверждают, что агрессивный политический курс ФРГ представляет собой главную опасность для мира в Европе. Члены комитета поддержали предложения народной палаты ГДР, направленные на обеспече­ ние мира и европейской безопас­ ности. КОЛОМБО, 26 августа. (ТАСС). Высоко оцениваем и одобряем ре­ шительные действия, предприня­ тые в интересах мирового комму­ нистического движения социали­ стическими странами против ре­ акционных сил, которые пытались столкнуть Чехословакию на путь капитализма, говорится в теле­ грамме цейлонских коммунистов из города Тангалла, которую они прислали в советское посольство в Коломбо. Цейлонские граждане, которым дорог мир, свобода и независи­ мость, пишут в своих письмах в советское посольство о поддерж­ ке действий социалистических стран по защите социалистических завоеваний народа Чехословакии. Меры, принятые Советским Сою­ зом и его союзниками, правильны, заявили на своих собраниях ком­ мунисты, а также женщины лиги партии свободы Цейлона в Кела- нии — промышленном пригороде цейлонской столицы. АДЕН, 26 августа. (ТАСС), «Мы все на стороне чехословац­ кого народа, который защищает свои революционные достижения, социализм, свой социалистический стоой, — заявил член исполни­ тельного совета генерального ру­ ководства Национального фронта народной республики Южного Йемена Фейсал Абдель Латиф Аш-Шааби в беседе с корреспон­ дентом ТАСС. — Мы призываем весь мир стать на сторону чехо­ словацкого народа, который стол­ кнулся сейчас с заговором импе­ риалистов против его революци­ онных достижений и социализма». «Решительная позиция социали­ стических стран, которые высту­ пили на стороне чехословацкого народа, защищая его революцион­ ные достижения, является пра­ вильным ответом на этот импери­ алистический заговор. Сегодня международный импе­ риализм пытается вести борьбу против народов, которые завоева­ ли свободу, и с этой целью раз­ рабатывает единые глобальные планы. Именно поэтому необходи­ мо, чтобы все свободные и социа­ листические страны проявляли ре­ шительность и твердость, чтобы дать ответ на заговор империали­ стов против завоеваний народов, против прогресса». 25 ЛЕТ БРАТСКОЙ ДРУЖБЫ КАИР, 26 августа. (ТАСС). 25-я годовщина установления ди­ пломатических отношений между СССР и Египтом широко освеща­ ется сегодня каирской печатью. «Одной из наиболее важных черт советско-арабских отноше­ ний было то, что взаимное дове­ рие нашло путь к сердцам наро­ де® обеих стран еще до того, как оно стало протокольной и дипло­ матической традицией»,— подчер­ кивает видный египетский жур­ налист Абдель Малик Халиль в статье, опубликованной в газете «Аль-ахбар». Он особо подчерки­ вает значение, которое имела для египетского народа дружба с Со­ ветским Союзом в трудные дни тройственной агрессии 1956 года и вероломной израильской агрес­ сии в июне 1967 года. М Е ЖД У Н А Р О Д НЫ Е ВЫС ТАВ КИ КАБУЛ, 26 августа. (ТАСС). В Зендебанане, пригороде Кабу­ ла, открылась четвертая Кабуль­ ская международная выставка. В ней принимают участие Индия, * * * ДАМАСК, 26 августа. (ТАСС). I ярмарка, в которой принимают Вчера в Дамаске торжественно участие 37 государств и частных открылась 15-я Международная 1 фирм, ' Индонезия, Иран, Пакистан, Польша, СССР, США, Турция, Франция, ФРГ, Саудовская Ара­ вия, Чехословакия, Швейцария, Югославия, Япония и Афганистан. НЕГО ДОБИВАЕТСЯ ШИК ‘ В Лондоне состоялась демонстрация медицинских сестер, тре-, \бующих повышения заработной платы я улучшения условий тру-< да. НА СНИМКЕ: во время демонстрации. Телефото ЮПИ—ТАСС. ВО ИМЯ СОЦИАЛИЗМА, МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ События в Чехословакии уже в те­ чение многих месяцев вызывают бес­ покойство у польской общественно­ сти. Возрастающая активность пра­ вых сил не встречала противодей­ ствия руководства партии и прави­ тельства ЧССР. Его работа была фактически парализована деятельно­ стью поборников ревизионизма. Спе­ кулируя на лозунгах обновления по­ литической жизни, поддерживаемые извне, реакционные группировки де­ лали все, чтобы постепенно свернуть Чехословакию с пути социализма, вырвать ее из содружества стран — участниц Варшавского Договора. Это были шаги, направленные не на ук­ репление социализма, а на его лик­ видацию. С чувством тревоги мы констатировали, что радио, пресса и телевидение ЧССР из инструмента социалистической пропаганды прев­ ратились в центры дезориентации общественного мнения, распростра­ нения реакционных концепций и кле­ веты на истинных друзей Чехослова­ кии. Свободу действий получили социалистические политические груп­ пы, предварительно сформировавши­ еся в организации, которые не име­ ли права на существование в рамках Национального фронта. Контррево­ люционные идеологи, проповедовав­ шие возврат к капитализму, без осо­ бого труда завоевали поддержку всевозможных политических аван­ тюристов и демагогов. В то же вре­ мя началась ожесточенная травля честных коммунистов, решительно выступающих против правой оппози­ ции. Развитие событий в Чехословакии вышло за рамки ее внутренних проб­ лем. На повестку дня встали не поиски путей и методов социалисти­ ческою строительства, а само суще­ ствование социалистического строя. Выход Чехословакии из социали­ стического содружества был бы чре­ ват последствиями не только для нее самой, но и для каждой из на­ ших стран, для расстановки сил в Европе, для мира и международной безопасности. Основа мира в Европе — это пре­ жде всего уважение границ, установ­ ленных в итоге победы над гитлеров­ ской Германией. В нарушении ста­ тус-кво заинтересованы в первую очередь боннские реваншисты. Да они и не скрывают своего стремле­ ния к ревизии границ, к аннексии ГДР и территорий других социали­ стических стран. Нельзя забывать: ~ Чехословакия граничит с ФРГ. Выдвинутая на за­ пад, она является исключительно важным звеном в системе безопасно­ сти социалистических наций. По вполне понятным причинам именно Польша, представляющая наряду с ГДР главный объект притязаний ре­ ваншистов, особенно заинтересована в полном осуществлении обяза­ тельств, добровольно принятых со­ юзническими государствами. Этот юго-западный фланг социа­ листического содружества — необхо­ димый для его безопасности бастион мира. Поэтому развитие событий в ЧССР никого в Польше не могло ос­ тавить равнодушным. Вместе с дру­ гими братскими партиями ПОРП решила оказать помощь своим юж­ ным соседям перед лицом растущей империалистической утрозы. Свидетельством последода гель- ного стремления КПСС к решению возникших проблем в духе единства и солидарности социалистических стран стала четырехдневная дискус­ сия в Чиерне-над-Тиссой. Она от­ крыла дорогу для встречи шести партий в Братиславе. Руководство КПЧ обязалось принять необходи­ мые меры и дать отпор планам ре­ акции. К сожалению, последующие недели показали, что оно не намере­ но дел_ать этого. Более того, мы ус­ лышали^ что его прежняя линия бы­ ла якобы одобрена. Отдавая отчет в том, что сложив­ шиеся условия с каждым часом лишь углубляли этот опасный для дела со­ циализма процесс, чехословацкие де­ ятели, верные марксистско-ленинским идеалам, обратились к братским пар­ тиям и государствам с просьбой о по­ мощи. Свои искренние, честные, пат­ риотические намерения они разъяс­ нили в обращении к собственному народу, ■Это мужественное решение чехо­ словацких товарищей , встретило по­ нимание со стороны братских партий г* правительств. Воинские соединения наших стран будут незамедлительно выведены, как только угроза свободе и незави­ симости социалистической Чехосло­ вакии будет устранена. Оказать эффективную поддержку чехословацкому народу в минуту ис­ торического испытания мы сочли своим долгом, вытекающим из наших национальных государственных ин­ тересов, а вместе с тем из союзниче­ ских обязательств по отношению к братской Чехословакии и всему со­ циалистическому содружеству, из на­ шей ответственности за социализм, мир и безопасность в Европе, Л. КРАСУЦКИЙ, польский публицист. (АПН — Интерпресс). Варшава. (По телеграфу). СОФИЯ, 26 августа. (ТАСС). Агентство БТА передает из Бел­ града: О. Шик, который сейчас подви­ зается в Югославии, после воз­ вращения из Бухареста созвал пресс-конференцию з чехословац­ ком посольстве в Белграде. Шик, известный своими правыми реви­ зионистскими взглядами в обла­ сти экономики, заявил, что, если в Праге образуется новое прави­ тельство, тогда находящиеся за границей министры могут обра­ зовать эмигрантское правительст­ во с центром в... Белграде. Под «находящимися за грани­ цей» Шик, по всей вероятности, имеет в виду, разумеется, себя, И. Гаека, Ф. Власака, Ш. Гашпа- рика и И. Трокана, которые за­ явили, что будут временно нахо­ диться в Белграде. На пресс-конференции он сооб­ щил, что как Югославия, так и Румыния «благосклонны к закон­ ному чехословацкому правитель­ ству, и их руководители достигли согласия с ним о будущих дейст­ виях». От имени кого и во имя чего будет образовано это новое эми­ грантское правительство, Шик не объяснил, но объяснений и не нужно. Известно, какие позиции занимал Шик в писаниях по эко­ номическим вопросам на страни­ цах чехословацкой печати, в вы­ ступлениях по радио и телевиде­ нию. Он открыто возглавлял те элементы, которые голословно от­ рицали все социалистическое раз­ витие чехословацкой экономики, предлагали предоставить широ­ кое поле деятельности частному капиталу. Шик был тем, кто на­ правлял дискуссию в угоду реви­ зионистским и контрреволюцион­ ным элементам с целью толкнуть экономику страны по капитали­ стическому пути. Шик был тем, кто выступал против экономиче­ ского сотрудничества Чехослова­ кии с социалистическими страна­ ми. А что касается утверждений Шика на пресс-конференции, что не существует угрозы социализму в Чехословакии, то в его «под­ держку» говорят сообщения о раскрытых тайных складах ору­ жия в Праге, подпольные радио­ станции, называющие себя «сво­ бодными» и передающие еже­ дневно контрреволюционные при­ зывы. ПРОТЕСТ ПРАВИТЕЛЬСТВУ ФРГ 24 августа МИД СССР по пору­ чению Советского правительства за­ явило посольству ФРГ для передачи правительству ФРГ решительный протест в связи с совершенно нетер­ пимой обстановкой, созданной при явном попустительстве властей ФРГ в отношении посольства СССР в Бонне и лично посла СССР. В заявлении МИД СССР было указано на то, что бесчинствующая толпа хулиганов на днях блокирова­ ла все выходы и входы в помеще­ ние советского посольства и факти­ чески препятствовала его нормаль­ ной деятельности. В отношении пос­ ла и сотрудников посольства допу­ скались провокационные действия. Было подчеркнуто, что правитель­ ство ФРГ допустило бы ошибку, если бы оно считало, что советские люди могут безразлично относиться к таким провокациям или забывать их. Советское правительство потребо­ вало принятия правительством ФРГ незамедлительных мер к ограждению безопасности посольства СССР и его персонала и обеспечению нормаль­ ной обстановки для деятельности советских представительств. Оно по­ требовало также наказания винов­ ных в провокационных действиях в отношении лично посла и'сотрудни­ ков посольства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz