Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

22 августа 1968 г., X: 196 (12 1489 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ЛИПЕЦКИЙ АВТОБУС: ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Нет, пожалуй, такого липчанина, который равнодушно относился бы к проблеме организации работы городского пассажирского транспорта. Она в равной мере волнует и тех, кого обслуживают, и тех, кто обслуживает. Почему нарушается график движения авто­ бусов! Почему не всегда удачен этот график! Почему водители увольняются с автотранспортного пассажирского предприятия № 1! Нужны ли так называемые полумеры, направленные на улучшение автобусного движения в областном центре! Эти и многие другие вопросы невольно возникают, когда знакомишься с организацией службы автобусного движения в Липецке. Первую и наиболее распростра­ ненную точку зрения на этот счет имеет сам пассажир». Он, как пра­ вило, не вникает в глубину пробле­ мы. Ему в высшей степени безраз­ лично,. из-за чего задерживается ав­ тобус, кто конкретно виновен в этом. Ему нет дела ни до каких объективных причин. Он не хочет по полчаса, вместо обещанных гра­ фиком движения 4—5 минут, стоять на автобусных остановках, а потом штурмом брать переполненную ма­ шину. На днях мне довелось быть сви­ детелем такой картины. В 16 часов 45 минут в Липецкий аэропорт точ­ но по расписанию прибыли два са­ молета из Москвы. Пассажиры спешили уехать в город: липчане —* чтобы побыстрее попасть домой, а те, кто прилетел в Липецк в коман­ дировку, — чтобы засветло устро­ иться в гостиницы. Казалось бы, че­ го уж проще: время прибытия само­ летов известно, поток пассажиров из аэропорта не так велнк. Подай своевременно автобус — и усталые после полета люди могли бы сразу уехать. Но не тут-то было. Моросил дождь. Шло время. Автобусов не было. — В чем дело? — поинтересова­ лись пассажиры у работников аэро­ порта. — Наберитесь терпения, товари­ щи, — спокойно отвечали те. — Ма­ шина недавно ушла. Интервал дви­ жения автобусов — 50 минут. — Как ушла? — возмутились пассажиры. — Очень просто, — ответили им, •— одно дело •— расписание само­ летов, другое — автобусов. Оказалось, что автобус № 19—38 отправился из аэропорта в 16 часов 38 минут. А ровно через семь минут прибыли сразу два самолета из Мр- сквы. Следующая машина пришла в порт только в 17 часов 08 минут. • Получился парадокс: для того, чтобы добраться от аэропорта до центра города, пассажиры затра­ чивают больше времени, чем на пе­ релет Москва—Липецк. — Мы здесь не виноваты,—убеж­ денно говорит заместитель началь­ ника транспортного управления по пассажирским перевозкам А. П. Фролов. — График движения авто­ бусов согласован с руководителями аэро-порта. Что ж, быть может, и согласован. Тем печальнее, что и работники аэрофлота не проявляют настоящей заботы о тех, кого обслуживают. Пассажирам от этого, увы, не легче. Случай, о котором я рассказал, для нашего областного центра не не является чем-то из ряда вон вы­ ходящим. Им не удивишь закаленно­ го в автобусных баталиях горожани­ на. . Подойдите в любое время к авто- павильону, расположенному у Цент­ рального рынка, — и вы увидите, сколько людей подолгу простаивает там в ожидании автобуса. \ Мы беседуем с диспетчером Н. В. Вырупаевым, а в окошко то и дело заглядывают взволнованные пассажиры: — Когда будет автобус в посе­ лок Дачный? — Не могу сказать. Машины по­ ломались. Ушли в гараж. — Мы уже час ждем. Сколько еще поикажете? — Как там на Сокол? Будет ав­ тобус? — следует новый вопрос. — Вот так целый день, — жа­ луется диспетчер. — А что я скажу пассажирам, если сегодня, напри­ мер, только на семи городских маршрутах не хватает 28 автобусов! К тому же не знаешь, сколько вый­ дет их на линию во вторую смену, Я заглянул в документы. По маршрутам: «Автопарк — НЛМЗ» вместо пятнадцати ходило семь ма­ шин, «Плошадь Победы — ЛТЗ» вместо восьми — три, «Микрорайон — НЛМЗ» вместо двенадцати—че­ тыре, «Площадь Революции — Руд­ ник» вместо семи*— четыре. На од­ ном из напряженных городских маршрутов «Рынок — Сокол» оста лось всего два автобуса, ' которые следовали друг за другом с интер­ валом в 40 минут. Что и говорить, при таком выходе машин на линию можно было войти в положение и диспетчера, но, глав­ ное, тех, кто стоял на остановках в надежде уехать, Есть и другая точка зрения на ра­ боту липецкого автобуса. Она при­ надлежит самим автомобилистам. Руководители транспортного управ­ ления и пассажирского автопред­ приятия № 1 считают, что городской транспорт — проблема общесоюз­ ная и на месте своими силами ее не решить. — Нужны кардинальные меры. Полумеры не помогут, — утвержда­ ет начальник автотранспортного предприятия В. Ф. Лапа. Что ж, кардинальные меры по улучшению работы городского пас­ сажирского транспорта — дело, ко­ нечно, хорошее. И такие меры пра­ вительством уже предпринимаются в масштабах всей страны. Но возни­ кает вопрос: правильную ли пози­ цию заняли руководители наших ав­ тотранспортных организаций, кото­ рые ожидают, что решение пробле­ мы придет «сверху», и мало что де­ лают для того, чтобы уже сейчас улучшить обслуживание пассажа-*': ров? ' ч Помнится, несколько лет назад автомобилисты с полным основани­ ем жаловались на отсутствие насто­ ящей производственной базы. По­ требности города в пассажирских перевозках росли, увеличивался ав­ тобусный парк, а база оставалась прежней. Она могла обслужить 50, от силы 70 машин. И летом, и зи­ мой автобусы готовились к рейсам на улице. — Вот будет у нас гараж, тогда... — мечтали в то время автомобили­ сты. Большие перемены произошли за последние годы в Липецком пасса­ жирском автопредприятии № 1. Здесь, по существу, завершено стро­ ительство комплекса гаража, в кото­ ром можно разместить 250—275 ав­ тобусов (практически весь парк), сдан в эксплуатацию администра­ тивно-бытовой корпус, где водите­ лю, ремонтнику и кондуктору созда­ ны нормальные условия для отдыха, где разместились основные техниче­ ские службы предприятия. И что же, бщутил пассажир на себе те отрадные перемены, которые произошли у автомобилистов? Луч­ ше ли стали его обслуживать? Вряд ли. 0,н по-прежнему с тоской провожает глазами переполненные автобусы. Разговоры о гараже теперь ис­ черпаны. На первый план выдвига­ лись новые, не менее объективные и не менее серьезные причины плохой работы пассажирского хозяйства. Всем, кто приходил на предприятие, В. Ф. Лапа показывал длинную ве­ реницу исправных автобусов, кото­ рые стояли «под забором» из-за от­ сутствия шоферов. Статистика была неумолима. Автобусный парк рос. За последнее пятилетие он увеличился з 1,6 раза. И с ростом его из года в год падал такой важнейший пока­ затель работы автотранспортного предприятия, как коэффициент вы­ пуска машин на линию. Если в 1965 году, например, он составлял 0,77, то в прошлом году снизился до 0.71. Не улучшилось положение <} выпус­ ком машин на линию и сегодня. Из-за отсутствия водителей и сейчас ежедневно простаивают. особенно во вторую смену. 35—40 автобусов. Возникает вопрос: что же, в Ли­ пецке нет достаточного количества квалифицированных шоферов? Нет, шоферов первого и второго класса в областном центре вполне достаточ­ но. При огромной текучести кадров в автотранспортное предприятие № 1 ежегодно приходят сотни новых во­ дителей. В прошлом году, например, за руль автобуса село 158 шоферов, а уволилось... 153. Такая же карти­ на наблюдалась и в позапрошлом году. В хозяйстве было принято 249 человек, а ущло 211. Чем же объясняется такая теку­ честь водительских кадров? Здесь мнения автомобилистов частенько расходятся. — Тяжелые условия работы, боль­ шие моральные и физические на­ грузки, — считают руководители автотранспортного управления. — Да и зарплата шофера автобуса не высока, во всяком случае не намно­ го выше, чем у того, кто обслужи­ вает грузовик. — На зарплату мы сейчас не ж а­ луемся. Многие пошли бы работать на автобус. Был бы в хозяйстве, >/>^/%/»^\Л/\/\/\ЛЛЛЛАЛ/\Л/\ЛАЛЛЛЛЛ/^ЛЛА^ЛЛЛЛЛЛ/\ААЛЛЛ/\ЛЛААЛ.еЛЛЛАЛЛАЛЛЛАЛАЛЛЛЛ/\ЛА/Ч/ порядок, было бы внимательное от­ ношение к водителю, к его нуждам, —в один голос заявляют шоферы первого класса М. И. Веднщев, В. М. Красников, П. В. Господарников, и другие. Попробуем разобраться, кто же в данном случае прав. С переходом на новую систему планирования и экономического сти­ мулирования в автотранспортном предприятии введено дополнитель­ ное премирование, шоферов в разме­ ре до 40 процентов тарифной ставки за выполнение графиков движения. При нормальной, бесперебойной ра­ боте на линии шофер автобуса мо­ жет теперь заработать в месяц до .170—175 рублей. Но для того, чтобы водитель без особого напряжения выполнял график, руководители хозяйства должны помогать ему. Казалось бы, обычное дело: в связи с ремонтом дороги по улице Ленина автобус «Рынок — Сокол» ходит в объезд. Времени на рейс, естествен­ но, затрачивается теперь больше. А график остался прежним. Водителю даются те же, что и раньше, 32 ми­ нуты на рейс. Опоздаешь—нарушил график. Спрашивается, за счет чего шофер должен наверстывать эти лишние не­ сколько минут? За счет собственной дополнительной нервной нагрузки, сокращения остановок, за счет ухуд­ шения обслуживания пассажиров?' Или другой пример, который то­ же, быть может, кое-кому покажет­ ся мелочью. В автотранспортном предприятии шло обычное производ­ ственное совещание с водителями автобусов, работающих без кондук­ торов. Случилось «ЧП», в котором виновен был один, от силы два че* ловека. Но разбирательство велось в таком тоне, как будто в нечестности и недобросовестности были уличены все присутствующие шоферы. Такое отношение администрации обидело людей. Вскоре после этого с пред­ приятия ушел отличный производ­ ственник, шофер первого класса Ва­ силий Косоногое. Товарищи утвер­ ждают, что именно этот случай по­ служил причиной ухода. * Работа с людьми — дело тонкое, требующее определенной культуры, такта, выдержки. Этого как раз и не хватает некоторым руково­ дителям автотранспортного пасса­ жирского предприятия. Недавно, на­ пример, произошел такой случай. Водитель автобуса № 64—08 Н. А. Лунев отказался выйти на линию, сославшись на то, что машина неис­ правна. Вместо того, чтобы внима­ тельно подойти к справедливым’ пре­ тензиям шофера, оперативно разоб­ раться в причинах неисправности, начальник колонны В. П. Ужакин, нагрубил Луневу, пригрозил, что снимет с него премиальные. Естественно, что такие взаимоот­ ношения между шофером и руково­ дителем ни к чему хорошему не приводят. Они только нервируют, становятся причиной новых заявле­ ний об увольнении. Нет, не стоит, очевидно, нашим автомобилистам ждать, пока реше­ ние пооблемы пассажирских, перево­ зок придет «сверху». У них есть все возможности в значительной степе­ ни исправить положение уже сейчас, наведя элементарный порядок з своем собственном хозяйстве, улуч­ шив работу с людьми. Нужны ли в деле организации па- сажирскюго транспорта' так назы­ ваемые полумеры? Да; нужны. В Орле, например, в часы «пик» ходит по городу автобус с прицепом. Про­ стое, казалось бы дело, а такой ав­ топоезд принимает вдвое больше пассажиров. Почему бы и нам на напряженных маршрутах не исполь­ зовать это нехитрое нововведение? Уже много месяцев идут разго­ воры о том, чтобы несколько разгру­ зить транспорт в часы «пик», пере­ двинув время начала работы неко­ торых организаций Левобережного района Липецка на более поздние часы. Однако разговоры — разгово­ рами, а в горисполкоме никак не могут договориться с руководителя­ ми служб и организаций и принять, наконец, необходимое решение. Короче говоря, при желании мож­ но сделать многое. Но для этого на­ до вплотную заняться пассажирски­ ми перевозками. Заняться, не ожи­ дая кардинальных преобразований. Быть может, тогда уже в скором времени и водителю в Липецке ста­ нет легче, и пассажиру. » Ю. ЛУПАЦ. О Б РАЩ ЕН И Е ПРАВИТЕЛЬСТВА ГРУППЫ ЧЛЕНОВ ЦК КПЧ, И НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ ЧССР Граждане Чехословакии, рабо­ чие, крестьяне, представители тру­ дящейся интеллигенции, мужчины и женщины, молодежь! Ко воем, без различия полити­ ческой принадлежности, нацио­ нальности, в'еронеповедания и об­ щественного положения, кому до­ рога наша социалистическая ро­ дина и для кого она является действительно родиной, ко всем вам обращаемся мы в эту мину­ ту, когда решается судьба стра­ ны, в минуту, которая навсегда останется ключевым моментом на­ шей истории и нашего дальнейше­ го социалистического и демокра­ тического развития, в минуту, когда для нас идет речь о ценно­ стях, завоеванных нашими двад­ цатилетними усилиями, нашими жертвами, нашим трудом, в ми­ нуту, когда на карту поставлено все. Мы обращаемся к вам в пери­ од, когда результаты нашего со­ циалистического строя поставле­ ны под угрозу силами, которые злоупотребляют прогрессивными шагами, начатыми самой партией на январском пленуме ЦК КПЧ и искренне осуществляемыми с то­ го времени партией в интересах достижения подлинной демокра­ тки и подлинного гуманизма, идеа­ лов, дорогих всем честным граж­ данам нашей родины. По инициативе партии мы в январе вступили на путь поисков и нахождения нового облика со­ циализма,-' который отвечал бы образу жизни и мыслей нашего народа и с который были бы свя­ заны все перспективы общества и личности. Партия открыто крити­ ковала ошибки прошлого. Она решительно отмежевалась от пе­ риода режима личной власти, ко­ торый действительно деформиро­ вал гуманный и демократический характер социализма. При актив­ ном участии и поддержке всех честно мыслящих патриотов она решительно вступила в новый пе­ риод с самыми честными намере­ ниями исправить ошибки прошло­ го и создать условия для полно­ кровной,. богатой и счастливой жизни на нашей родине. Основные гражданские права, которые всегда были жизненно связаны с представлениями наше­ го народа о демократии и гума­ низме, были вновь восстановлены в мыслях и прогрессивном духе программы действий, этой рассчи­ танной на длительный период платформы нашего социалистиче­ ского подъема, программы, кото­ рая получила небывалую массо­ вую поддержку нашего народа. Прежде всего эта единодушная поддержка подтвердила справед­ ливость, силу и притягательность нашего нового пути. Особенно этот факт доказал, что, несмотря на все недостатки доянварского периода, идеи социализма-в на­ шем народе глубоко укоренились, наш народ рассматривает социа­ лизм как естественную среду сво­ ей жизни; и глубокое стремление к праву и справедливости нашего народа нашло свое действитель­ ное выражение именно в прогрес­ сивных идеях, намеченных январ­ ским пленумом. С помощью этих идей общество было выведено из состояния нездорового равноду­ шия и. таким образом, были пол­ ностью открыты ворота мощному течению здоровой, неиспользо­ ванной инициативы. Наш народ в этом историческом испытании блестяще выстоял и снова дока­ зал свою высокую зрелость. К сожалению, этим периодом поисков и преобразования нашего общества злоупотребили для своих целей, для активного вступ­ ления на политическую арену си­ лы, которые в течение долгих лет ждали такого благоприятного мо­ мента, чтобы дискредитировать партию и оспорить ее политиче­ ское и моральное право руково­ дить обществом. Этим правым си­ лам фактически шли навстречу и определенные силы внутри партии и в партийных органах, тем са­ мым они оказались в противоре­ чии с принципами и целями пар­ тии, с идеями пролетарского ин­ тернационализма. Совместно они направили свои силы на система­ тическое нарушение конституци­ онного характера нашей полити­ ческой реформы и сосредоточили их на борьбе против позитивных усилий партии и государственных органов при осуществлении целей января. Они ормнизовали гряз­ ную кампанию с целью скомпро­ метировать отдельных функционе­ ров, в том числе и из нового ру­ ководства КПЧ, которые имели мужество публично обратить вни­ мание на грозящую опасность и видеть реальную ситуацию во всей ее сложности. Они наруша­ ли общественный порядок, вызва­ ли к жизни низменные национа­ листические страсти, они не гну­ шались даже клеветой на нашу Чехословацкую социалистическую родину, клеветой на честный труд нашего народа, нашей партии, ар­ мии, органов безопасности, они требовали изменения нашей внеш­ ней политики. Их грязная кампа­ ния дошла даже до нападок на союз с Советским Союзом, осо­ бенно в связи со штабными уче­ ниями вооруженных сил Варшав­ ского Договора, а также до на­ падок на дружбу с социалистиче­ скими странами. Тем самым они создали атмосферу совершенно неприемлемую для социалистиче­ ских стран. КПЧ, правительство республики и Национальный фронт сохраняли исключительное терпение и пони­ мание. Однако не раз, особенно на майском пленуме, было поэтому подчеркнуто, что первоочередная задача состоит в Том, чтобы со­ рвать планы правых антисоциали­ стических сил, не допустить того, чтобы каким-либо ошибочным ша­ гом было поставлено под угрозу осуществление программы дейст­ вий .обеспечить, чтобы вопрос о дальнейшей линии партии реша­ ли не сторонники экстремистских взглядов, а здоровое, прогрессив­ ное ядро партии, публично ока­ зать полную поддержку партий­ ному и государственному аппара­ ту, армии, органам безопасности, прокуратуре,, судам, народной милиции, словом — консолидиро­ вать положение. Однако экстремистские правые силы, которые в этом великоду­ шии и терпеливости и действи­ тельно демократическом способе решения "партией серьезного поли­ тического вопроса видели не ее силу, а ее слабость, еще больше усилили свой» деятельность. В Праге, ' как известно, во время стихийных, многотысячных собра- ний дело дошло до грубых не­ пристойностей, когда различные элементы нападали на партию и оскорбляли ее представителей, ко­ торых они не раз сами же за­ ставляли участвовать в этих соб­ раниях. В центре города началась публичная кампания по сбору подписей за ликвидацию народ­ ной милиции. Коммунистов, кото­ рые на этих стихийных уличных митингах выступали в дискуссиях со своей точкой зрения, грубо заставляли замолчать и не од­ нажды применяли против них фи­ зическую силу. Многих из тех, кто на заводе «Авто-Прага» под­ писал письмо, постыдным обра­ зом преследовали вплоть до БОИ ВЮЖНОМ ВЬЕТНАМЕ них. В результа- обетрела ПАРИЖ, 21 августа. (ТАСС). В Южном Вьетнаме продолжают­ ся ожесточенные бои. Вооружен­ ные силы Национального фронта освобождения провели сегодня ряд наступательных операций в дельте Меконга на широком фронте от камбоджийской грани­ цы до Южно-Китайского моря. По сообщению корреспондента агентства Франс Пресс из Сайго­ на, он»и подвергли сегодня ракет­ ному и минометному огню 13 го­ родов и военные объекты в этом районе и атаковали некоторые из те с и атак возник пожар на аэродроме в Фантхиет, в 160 километрах к северо-востоку от Сайгона, подо­ рван мост в Анхыу, в 98 километ- рах к юго-западу от Сайгона, расположенный на одной, из глав­ ных магистралей, связывающих Сайгон с районом дельты Ме­ конга, и повреждено здание ра­ диостанции в Кантхо. В сообщении корреспондент Франс Пресс вы­ сказывается предположение, что вооруженные силы НФО Южно­ го, Вьетнама вступили в этот го­ род. увольнения с работы. В печати, хотя и косвенно, продолжается шельмование руководящих функ­ ционеров другими, более утончен­ ными способами, и эта организо­ ванная подрывная деятельность з последние дни достигла кульмина­ ции — было совершено открытое нападение группы правых экстре­ мистов на здание секретариата ПК КПЧ в Праге. Экстремист­ ские силы, таким образом, не вня­ ли призывам партии, а еще более активизируют свою подрывную деятельность, стремясь вызвать в нашей стране конфликт во что бы то нц стало. Таким образом, воз­ никла ситуация, когда публично систематически нарушаются обя­ зательства, которые вытекают из Братиславской декларации шести братских коммунистических и ра­ бочих партий, под которой стоят подписи и представителей нашей партии. Граждане и гражданки! Сегод­ ня на карту поставлено все, что наш трудящийся народ создал за последние 20 лет, на карту по­ ставлены все завоевания социа­ лизма. Поставлен под угрозу не только наш путь социалистической демократии, на который мы всту­ пили в январе, но и сама основа социализма, наша республика. Сознавая высшую ответствен­ ность по отношению к нашему народу, полные чувства действи­ тельного патриотизма, чувства международной социалистической солидарности, сознавая свои ин­ тернациональные обязательства, мы взяли - на себя инициативу сплотить все патриотические силы во имя нашего социалистического будущего и нашей родины. Опас!. кость братоубийственной борьбы, которую подготовила реакция и которая была бы трагическим повторением Липан (имеется в ви­ ду битва у Липан в 1434 г. — Ред.), поставила нас перед необ. ходимостью принять историческое решение обратиться за помощью к Советскому Союзу и к другим братским социалистическим стра­ нам. Наши союзники предостави­ ли нам эту помощь так же, как в 1945 году, когда речь шла о том, быть нам или не быть. Мы призываем всех граждан предоставить всяческую поддерж­ ку военным частям наших союз­ ников. После ликвидации опасно­ сти реакционного переворота со­ юзнические войска покинут терри­ торию Чехословакии. Все иност­ ранцы, которые находятся в на­ стоящее время на территории Че­ хословакии, могут и дальше поль­ зоваться нашим гостеприимством, их безопасность и неприкосновен­ ность, если они будут руководст­ воваться нашими законами, будет полностью гарантирована. Руководствуясь чувством глу­ бочайшей ответственности перед нашим народом, перед нашим ра­ бочим классом, перед народами нашей страны, перед междуна­ родным рабочим классом и миро­ вым коммунистическим движени­ ем, мы обращаемся в эту серьез­ ную минуту к вам, граждане рес­ публики, с призывом сплотиться вокруг реалистически мыслящего ядра партии, которому дорого де­ ло социализма, прогресса, нового пссленнварекого пути, которому дорого дело дружбы с народом Советского Союза и других брат­ ских стран. ✓ Твердо ве»ря в вашу рассуди­ тельность, зрелость и политиче­ скую сознательность, мы призы­ ваем вас, всех честных граждан нашей Родины, рабочих, крестьян, представителей интеллигенции, мужчин, женщин, молодежь, здо­ ровые оилы Национального фронта, военнослужащих, работ­ ников органов безопасности, ком­ мунистов и некоймушистов, всех честных людей своими конкрет­ ными делами и конкретными дей­ ствиями помешать дальнейшему наступлению любых реакционных ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ ПРОТИВ МИРНОГО НАСЕЛЕНИЯ АДДИС-АБЕБА, 21 августа. (ТАСС). Генеральный секретарь Организации африканского един­ ства Диалло Телли заявил, что португальские колонизаторы при­ менили против мирного граждан­ ского населения «португальской» Гвинеи химическое оружие. Вы­ ступая на пресс-конференции, ко­ сил, будь то вне или внутри пар* тии. Не допускайте стихийности, разрухи, анархии, сохраняйте спокойствие и порядок. Мы отвергаем практику доян- ва«рской политики. Мы не допу­ стим какого-либо признака воз­ вращения к скомпрометировав­ шим себя доянварским методам, которые встретили решительный отпор подавляющего большин­ ства нашего народа, которые ста­ вили под угрозу руководящую роль партии и социалистические завоевания наших трудящихся и помогали создавать положение, действительно чреватое конфлик­ том с применением силы. Наобо­ рот, мы хотим защитить и до конца осуществить прогрессивные идеи января, которые ведут нас к созданию ооцналистичзекого об­ щества, действительно современ­ ного, возрожденного, гуманного, общества, какое имели в виду основоположники марксизма -ле­ нинизма и те, кто после победы Октября начали - претворять их в жизнь. Мы верны и будем верны до конца нашим прогрессивным на­ циональным традициям, связан­ ным с 50-й годовщиной вовшшю- вения республики, с заветами ан­ тифашистской борьбы, националь­ ными и демократическими ценно­ стями, с традициями словацкого национального восстания, Праж­ ского майского восстания 1945 го­ да и с революционным призывом февраля 1948 года: «Вперед, ни шагу назад!». Мы будем беречь как зеницу ока наши братские узы союзничества и дружбы с Советским Союзом, его народом, народам** всех стран мирового соццалистик еского содружества и со всеми аилами мира. Демокра­ тии, прогресса и социализма—эти ценности, дающие нам гарантию нашей самостоятельности, неза­ висимости, национального и госу­ дарственного суверенитета, без которых мы . вновь лицам к лицу столкнулись бы с угрозой нового Мюнхена, с теми, кто в 1938 году его затеял. Чехословакия может развиваться только как' социали­ стическая страна и. как неразрыв­ ная составная часть социалисти­ ческого содружества; его сила и прочность создают основы даль­ нейшей перспективы международ­ ного революционного движения; каждое ослабление и нарушение тоцяадиетического лагеоя нанесло бы делу революционного прогрес­ са и .социализма в мире ущерб, который трудно себе представить. Мы обращаемся к вам, уважа­ емые граждане, в полной уверен­ ности, что общими действиями мы создадим преграды грозящей опасности, что общими усилиями мы преодолеем нынешнее тяжелое положение и обеспечим для на­ шей родины й для нашего и бу­ дущего поколений счастливое на­ стоящее и будущее. Мы призываем всех вас, от Шумавских пограничных гор до Чиерны-'Над-Тиссой, от Крконош до берегов Дуная, понять величие и серьезность этих дней, когда для нас речь идет обо всем, с чем мы связываем понятия «демокра­ тия» и «социализм», осознать свою ответственность и сохранить единство и взаимное доверие, с которыми мы должны вступить в предстоящие дни. Нашими руководящими принци­ пами являются и впредь будут являться дальновидность, поря­ док, прогресс, правда и перспек­ тива социализма, государственный суверенитет и сплоченная соли­ дарность. Да здравствует и расцветает Демократическая Социалистиче­ ская Чехословакия! Группа членов ЦК КПЧ, правительства и Националь­ ного собрания, которые обра­ тились за помощью к прави­ тельствам и коммунистиче­ ским партиям братских стран. торая состоялась вчера в столице Эфиопии Аддис-Абебе, Диалло Телли подчеркнул, что ответст­ венность за эти преступные Дей­ ствия несут также западные дер­ жавы, так как без их поддержки Португалия никогда не осмели­ лась бы применить химическое оружие. г : : $ г ' г : $ : $ I : г I г г г ИВАН ВОЛЬНОЙ НА П Г П У ЛЕНИНА Интересный до­ кумент бережно хранит орловский литерат у р о в е Д М. В. Минокин. Это — письмо бывшего управляющего делами Совнаркома В. Д. Бонч-Бруеви­ ча, которое в 1953 году он прислал Минокину. В письме рассказывается о встрече великого вождя с писате- лем-орловцем Иваном Егоровичем Вольновым. О том, что Влади­ мир Ильич знал автора «Повести о днях моей жизни», не раз упо­ минает А. М. Горький. «Я читал его книгу, — очень понравилась»,— эти ленинские слова Алексей Максимович приводит в своем зна­ менитом очерке «В. И. Ленин». В воспоминаниях о писателе-кресть- янине Вольнове Горький указывает: «Был он с делегацией мужиков своего края у М. И. Калинина, был у Ленина...». Заслуженным уважением пользуется на Липецком цементном за­ воде инженер-лаборант Р. В. Подколзина. Она быстро и точно оп­ ределяет химический состав сырья, клинкера, цемента. Раиса Влади­ мировна — активная общественница, редактирует стенную газету. НА СНИМКЕ: Р. В. Подколз ина. Фото И. Воронова. - I !>****»*< И. Е. Вольное (псевдоним — Иван Вольный) прошел трудный и слож­ ный путь. Выходец из бедной кре­ стьянской семьи, он стал сельским учителем,^ вступил в партию эсеров, вел агитацию среди крестьян. В 1905 году за подготовку нападения на помещичью усадьбу — арест и тюрьма, за покушение на мценского исправника — снова тюрьма и ссыл­ ка в Сибирь. Бежав из ссылки, в 1910 году Вольное уезжает за гра­ ницу. Италия. На острове Капри он встречается с А. М. Горьким. По со­ вету Алексея Максимовича пишет первую повесть, в которой ярко и правдиво отображает жизнь русской предреволюционной деревни, В 1917 году И. Е. Вольнов воз­ вратился на родину. Порвав с эсе­ рами, он жил в родном селе Бого- родицкое, занимался литературной н общественной деятельностью. Здесь Иван .Водьнов и встретил Октябрь­ скую революцию. В 1919 году по навету враждеб­ ных элементов, пробравшихся в ме­ стные органы власти, Вольнов под­ вергается аресту. И тогда-то Ленин принял участие в его судьбе. В Ор­ ловский губисполком пришла теле­ грамма: «Арестован литератор Иван Вольный. Горький, его товарищ, очень просит о наибольшей осторож­ ности, беспристрастии расследова­ ния. Нельзя ли освободить под серь­ езный надзор? Телег р а ф и р у й т е . Предсовнаркома Ленин». В другой телеграмме в тот же адрес Влади­ мир Ильич предлагал немедленно выслать в Москву все рукописи, отобранные на обыске у писателя Ивана Вольного, и обеспечить их сохранность. Вторая телеграмма появилась, очевидно, уже после того, как Воль­ нов, освобожденный из-под ареста, в октябре 1919 года приехал в М о ­ с к в у и побывал на приеме у В. И. Ленина. Выяснением обстоятельств этой встречи, характера беседы Вла­ димира Ильича с Вольновым и за­ нимался долгое время литературо­ вед М. В. Минокин. Поиски в архи­ вах и литературе "не дали нужного материала. Правда, оставался жи­ вой свидетель событий тех лет В. Д. Бонч-Бруевич, работавший под непосредственным руководст­ вом Владимира Ильича. И вот Минокин получил очень ин­ тересное письмо от управляющего делами Совнаркома. «...Иван Вольный, выйдя из тюрь­ мы, сейчас же приехал в Москву и прямо с вокзала явился ко мне в Кремль в управление делами Сов­ наркома. имея в руках довольно значительный сверток, завернутый в газетную бумагу и перевязанный бе­ чевкой крест-накрест. «Вот это мои рукописи, — сказал он мне. — Все мое богатство, прошу сохранить». „.У Владимира Ильича были това­ рищи с заводов. Когда кончился прием, я тотчас же сообщил ему, что прибыл Иван Вольный. Владимир Ильич вышел к нам в управление делами Совнаркома, которое было расположено тут же рядом через зал заседаний Совнаркома и друже­ ски встретился с Иваном Вольным, крепко пожал ему руку и увлек его к себе в кабинет. Более двух часов он беседовал с ним обо всем том, что он видел, что наблюдал своими глазами... / — А что вы теперь думаете де­ лать? — спросил Владимир Ильк'р — Да вот хотел бы пошляться по России, заглянуть на Волгу и все примечательное описать... — Вот что: если вы действитель­ но ‘ хотите походить, поездить по России, мы вам дадим охранную грамоту, обращенную ко всем вла­ стям, чтобы вам не чинили препят­ ствий, а наоборот, помогали. Вот вы будете собирать материалы, а там, смотришь, и напишете повесть из нашего революционного времени. Сообщайте нам о себе... Владимир Ильич тотчас же напи­ сал «Удостоверение» ко всем совет­ ским властям. Мы сняли с него сей­ час же копню, занумеровали, поста­ вили печать и вручили Вольному и подлинник и копию. — А это вот мои рукописи, — об­ ратился он к Владимиру Ильичу, — разрешите похранить V вас в архи­ ве. Когда вернусь, засяду, еще раз перечту... Здесь на целый том рас­ сказов, которые по цензурным усло­ виям не могли быть напечатаны раньше. Я сказал, что можем сохранить этот пакет в нашем архиве. — Так и сделайте,—одобрил Вла­ димир Ильич. И он распрощался с Иваном Вольным. Иван Вольный, окрыленный, ушел». Вскоре после беседы с Лениным Иван Вольный отправился в Повол­ жье. Свои впечатления от поездки он отразил в повести «Встреча», явившейся обвинительным актом против эсеровщины. ...Никто, естественно, не станет утверждать, что мы уже знаем все из богатейшей сокровищницы заме­ чательных ветрев и бесед В. И. Ле­ нина с самыми различными людьми. В перечне дат его жизни не упоми­ нается и о приеме И. Е. Вольнова. Вносить дополнения в этот перечень — дело историков. В настоящей ста­ тье нам хотелось еще раз подчерк­ нуть, сколь драгоценны авторитет­ ные свидетельства современников Ленина о тех или иных фактах его многогранной деятельности. К ним относится и приведенное выше пись­ мо В. Д. Бонч-Бруевича. И. ПОЛУШИН. г. Орел.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz