Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
22 августа 1968 г., X: 196 (12 1489 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ЛИПЕЦКИЙ АВТОБУС: ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Нет, пожалуй, такого липчанина, который равнодушно относился бы к проблеме организации работы городского пассажирского транспорта. Она в равной мере волнует и тех, кого обслуживают, и тех, кто обслуживает. Почему нарушается график движения авто бусов! Почему не всегда удачен этот график! Почему водители увольняются с автотранспортного пассажирского предприятия № 1! Нужны ли так называемые полумеры, направленные на улучшение автобусного движения в областном центре! Эти и многие другие вопросы невольно возникают, когда знакомишься с организацией службы автобусного движения в Липецке. Первую и наиболее распростра ненную точку зрения на этот счет имеет сам пассажир». Он, как пра вило, не вникает в глубину пробле мы. Ему в высшей степени безраз лично,. из-за чего задерживается ав тобус, кто конкретно виновен в этом. Ему нет дела ни до каких объективных причин. Он не хочет по полчаса, вместо обещанных гра фиком движения 4—5 минут, стоять на автобусных остановках, а потом штурмом брать переполненную ма шину. На днях мне довелось быть сви детелем такой картины. В 16 часов 45 минут в Липецкий аэропорт точ но по расписанию прибыли два са молета из Москвы. Пассажиры спешили уехать в город: липчане —* чтобы побыстрее попасть домой, а те, кто прилетел в Липецк в коман дировку, — чтобы засветло устро иться в гостиницы. Казалось бы, че го уж проще: время прибытия само летов известно, поток пассажиров из аэропорта не так велнк. Подай своевременно автобус — и усталые после полета люди могли бы сразу уехать. Но не тут-то было. Моросил дождь. Шло время. Автобусов не было. — В чем дело? — поинтересова лись пассажиры у работников аэро порта. — Наберитесь терпения, товари щи, — спокойно отвечали те. — Ма шина недавно ушла. Интервал дви жения автобусов — 50 минут. — Как ушла? — возмутились пассажиры. — Очень просто, — ответили им, •— одно дело •— расписание само летов, другое — автобусов. Оказалось, что автобус № 19—38 отправился из аэропорта в 16 часов 38 минут. А ровно через семь минут прибыли сразу два самолета из Мр- сквы. Следующая машина пришла в порт только в 17 часов 08 минут. • Получился парадокс: для того, чтобы добраться от аэропорта до центра города, пассажиры затра чивают больше времени, чем на пе релет Москва—Липецк. — Мы здесь не виноваты,—убеж денно говорит заместитель началь ника транспортного управления по пассажирским перевозкам А. П. Фролов. — График движения авто бусов согласован с руководителями аэро-порта. Что ж, быть может, и согласован. Тем печальнее, что и работники аэрофлота не проявляют настоящей заботы о тех, кого обслуживают. Пассажирам от этого, увы, не легче. Случай, о котором я рассказал, для нашего областного центра не не является чем-то из ряда вон вы ходящим. Им не удивишь закаленно го в автобусных баталиях горожани на. . Подойдите в любое время к авто- павильону, расположенному у Цент рального рынка, — и вы увидите, сколько людей подолгу простаивает там в ожидании автобуса. \ Мы беседуем с диспетчером Н. В. Вырупаевым, а в окошко то и дело заглядывают взволнованные пассажиры: — Когда будет автобус в посе лок Дачный? — Не могу сказать. Машины по ломались. Ушли в гараж. — Мы уже час ждем. Сколько еще поикажете? — Как там на Сокол? Будет ав тобус? — следует новый вопрос. — Вот так целый день, — жа луется диспетчер. — А что я скажу пассажирам, если сегодня, напри мер, только на семи городских маршрутах не хватает 28 автобусов! К тому же не знаешь, сколько вый дет их на линию во вторую смену, Я заглянул в документы. По маршрутам: «Автопарк — НЛМЗ» вместо пятнадцати ходило семь ма шин, «Плошадь Победы — ЛТЗ» вместо восьми — три, «Микрорайон — НЛМЗ» вместо двенадцати—че тыре, «Площадь Революции — Руд ник» вместо семи*— четыре. На од ном из напряженных городских маршрутов «Рынок — Сокол» оста лось всего два автобуса, ' которые следовали друг за другом с интер валом в 40 минут. Что и говорить, при таком выходе машин на линию можно было войти в положение и диспетчера, но, глав ное, тех, кто стоял на остановках в надежде уехать, Есть и другая точка зрения на ра боту липецкого автобуса. Она при надлежит самим автомобилистам. Руководители транспортного управ ления и пассажирского автопред приятия № 1 считают, что городской транспорт — проблема общесоюз ная и на месте своими силами ее не решить. — Нужны кардинальные меры. Полумеры не помогут, — утвержда ет начальник автотранспортного предприятия В. Ф. Лапа. Что ж, кардинальные меры по улучшению работы городского пас сажирского транспорта — дело, ко нечно, хорошее. И такие меры пра вительством уже предпринимаются в масштабах всей страны. Но возни кает вопрос: правильную ли пози цию заняли руководители наших ав тотранспортных организаций, кото рые ожидают, что решение пробле мы придет «сверху», и мало что де лают для того, чтобы уже сейчас улучшить обслуживание пассажа-*': ров? ' ч Помнится, несколько лет назад автомобилисты с полным основани ем жаловались на отсутствие насто ящей производственной базы. По требности города в пассажирских перевозках росли, увеличивался ав тобусный парк, а база оставалась прежней. Она могла обслужить 50, от силы 70 машин. И летом, и зи мой автобусы готовились к рейсам на улице. — Вот будет у нас гараж, тогда... — мечтали в то время автомобили сты. Большие перемены произошли за последние годы в Липецком пасса жирском автопредприятии № 1. Здесь, по существу, завершено стро ительство комплекса гаража, в кото ром можно разместить 250—275 ав тобусов (практически весь парк), сдан в эксплуатацию администра тивно-бытовой корпус, где водите лю, ремонтнику и кондуктору созда ны нормальные условия для отдыха, где разместились основные техниче ские службы предприятия. И что же, бщутил пассажир на себе те отрадные перемены, которые произошли у автомобилистов? Луч ше ли стали его обслуживать? Вряд ли. 0,н по-прежнему с тоской провожает глазами переполненные автобусы. Разговоры о гараже теперь ис черпаны. На первый план выдвига лись новые, не менее объективные и не менее серьезные причины плохой работы пассажирского хозяйства. Всем, кто приходил на предприятие, В. Ф. Лапа показывал длинную ве реницу исправных автобусов, кото рые стояли «под забором» из-за от сутствия шоферов. Статистика была неумолима. Автобусный парк рос. За последнее пятилетие он увеличился з 1,6 раза. И с ростом его из года в год падал такой важнейший пока затель работы автотранспортного предприятия, как коэффициент вы пуска машин на линию. Если в 1965 году, например, он составлял 0,77, то в прошлом году снизился до 0.71. Не улучшилось положение <} выпус ком машин на линию и сегодня. Из-за отсутствия водителей и сейчас ежедневно простаивают. особенно во вторую смену. 35—40 автобусов. Возникает вопрос: что же, в Ли пецке нет достаточного количества квалифицированных шоферов? Нет, шоферов первого и второго класса в областном центре вполне достаточ но. При огромной текучести кадров в автотранспортное предприятие № 1 ежегодно приходят сотни новых во дителей. В прошлом году, например, за руль автобуса село 158 шоферов, а уволилось... 153. Такая же карти на наблюдалась и в позапрошлом году. В хозяйстве было принято 249 человек, а ущло 211. Чем же объясняется такая теку честь водительских кадров? Здесь мнения автомобилистов частенько расходятся. — Тяжелые условия работы, боль шие моральные и физические на грузки, — считают руководители автотранспортного управления. — Да и зарплата шофера автобуса не высока, во всяком случае не намно го выше, чем у того, кто обслужи вает грузовик. — На зарплату мы сейчас не ж а луемся. Многие пошли бы работать на автобус. Был бы в хозяйстве, >/>^/%/»^\Л/\/\/\ЛЛЛЛАЛ/\Л/\ЛАЛЛЛЛЛ/^ЛЛА^ЛЛЛЛЛЛ/\ААЛЛЛ/\ЛЛААЛ.еЛЛЛАЛЛАЛЛЛАЛАЛЛЛЛ/\ЛА/Ч/ порядок, было бы внимательное от ношение к водителю, к его нуждам, —в один голос заявляют шоферы первого класса М. И. Веднщев, В. М. Красников, П. В. Господарников, и другие. Попробуем разобраться, кто же в данном случае прав. С переходом на новую систему планирования и экономического сти мулирования в автотранспортном предприятии введено дополнитель ное премирование, шоферов в разме ре до 40 процентов тарифной ставки за выполнение графиков движения. При нормальной, бесперебойной ра боте на линии шофер автобуса мо жет теперь заработать в месяц до .170—175 рублей. Но для того, чтобы водитель без особого напряжения выполнял график, руководители хозяйства должны помогать ему. Казалось бы, обычное дело: в связи с ремонтом дороги по улице Ленина автобус «Рынок — Сокол» ходит в объезд. Времени на рейс, естествен но, затрачивается теперь больше. А график остался прежним. Водителю даются те же, что и раньше, 32 ми нуты на рейс. Опоздаешь—нарушил график. Спрашивается, за счет чего шофер должен наверстывать эти лишние не сколько минут? За счет собственной дополнительной нервной нагрузки, сокращения остановок, за счет ухуд шения обслуживания пассажиров?' Или другой пример, который то же, быть может, кое-кому покажет ся мелочью. В автотранспортном предприятии шло обычное производ ственное совещание с водителями автобусов, работающих без кондук торов. Случилось «ЧП», в котором виновен был один, от силы два че* ловека. Но разбирательство велось в таком тоне, как будто в нечестности и недобросовестности были уличены все присутствующие шоферы. Такое отношение администрации обидело людей. Вскоре после этого с пред приятия ушел отличный производ ственник, шофер первого класса Ва силий Косоногое. Товарищи утвер ждают, что именно этот случай по служил причиной ухода. * Работа с людьми — дело тонкое, требующее определенной культуры, такта, выдержки. Этого как раз и не хватает некоторым руково дителям автотранспортного пасса жирского предприятия. Недавно, на пример, произошел такой случай. Водитель автобуса № 64—08 Н. А. Лунев отказался выйти на линию, сославшись на то, что машина неис правна. Вместо того, чтобы внима тельно подойти к справедливым’ пре тензиям шофера, оперативно разоб раться в причинах неисправности, начальник колонны В. П. Ужакин, нагрубил Луневу, пригрозил, что снимет с него премиальные. Естественно, что такие взаимоот ношения между шофером и руково дителем ни к чему хорошему не приводят. Они только нервируют, становятся причиной новых заявле ний об увольнении. Нет, не стоит, очевидно, нашим автомобилистам ждать, пока реше ние пооблемы пассажирских, перево зок придет «сверху». У них есть все возможности в значительной степе ни исправить положение уже сейчас, наведя элементарный порядок з своем собственном хозяйстве, улуч шив работу с людьми. Нужны ли в деле организации па- сажирскюго транспорта' так назы ваемые полумеры? Да; нужны. В Орле, например, в часы «пик» ходит по городу автобус с прицепом. Про стое, казалось бы дело, а такой ав топоезд принимает вдвое больше пассажиров. Почему бы и нам на напряженных маршрутах не исполь зовать это нехитрое нововведение? Уже много месяцев идут разго воры о том, чтобы несколько разгру зить транспорт в часы «пик», пере двинув время начала работы неко торых организаций Левобережного района Липецка на более поздние часы. Однако разговоры — разгово рами, а в горисполкоме никак не могут договориться с руководителя ми служб и организаций и принять, наконец, необходимое решение. Короче говоря, при желании мож но сделать многое. Но для этого на до вплотную заняться пассажирски ми перевозками. Заняться, не ожи дая кардинальных преобразований. Быть может, тогда уже в скором времени и водителю в Липецке ста нет легче, и пассажиру. » Ю. ЛУПАЦ. О Б РАЩ ЕН И Е ПРАВИТЕЛЬСТВА ГРУППЫ ЧЛЕНОВ ЦК КПЧ, И НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ ЧССР Граждане Чехословакии, рабо чие, крестьяне, представители тру дящейся интеллигенции, мужчины и женщины, молодежь! Ко воем, без различия полити ческой принадлежности, нацио нальности, в'еронеповедания и об щественного положения, кому до рога наша социалистическая ро дина и для кого она является действительно родиной, ко всем вам обращаемся мы в эту мину ту, когда решается судьба стра ны, в минуту, которая навсегда останется ключевым моментом на шей истории и нашего дальнейше го социалистического и демокра тического развития, в минуту, когда для нас идет речь о ценно стях, завоеванных нашими двад цатилетними усилиями, нашими жертвами, нашим трудом, в ми нуту, когда на карту поставлено все. Мы обращаемся к вам в пери од, когда результаты нашего со циалистического строя поставле ны под угрозу силами, которые злоупотребляют прогрессивными шагами, начатыми самой партией на январском пленуме ЦК КПЧ и искренне осуществляемыми с то го времени партией в интересах достижения подлинной демокра тки и подлинного гуманизма, идеа лов, дорогих всем честным граж данам нашей родины. По инициативе партии мы в январе вступили на путь поисков и нахождения нового облика со циализма,-' который отвечал бы образу жизни и мыслей нашего народа и с который были бы свя заны все перспективы общества и личности. Партия открыто крити ковала ошибки прошлого. Она решительно отмежевалась от пе риода режима личной власти, ко торый действительно деформиро вал гуманный и демократический характер социализма. При актив ном участии и поддержке всех честно мыслящих патриотов она решительно вступила в новый пе риод с самыми честными намере ниями исправить ошибки прошло го и создать условия для полно кровной,. богатой и счастливой жизни на нашей родине. Основные гражданские права, которые всегда были жизненно связаны с представлениями наше го народа о демократии и гума низме, были вновь восстановлены в мыслях и прогрессивном духе программы действий, этой рассчи танной на длительный период платформы нашего социалистиче ского подъема, программы, кото рая получила небывалую массо вую поддержку нашего народа. Прежде всего эта единодушная поддержка подтвердила справед ливость, силу и притягательность нашего нового пути. Особенно этот факт доказал, что, несмотря на все недостатки доянварского периода, идеи социализма-в на шем народе глубоко укоренились, наш народ рассматривает социа лизм как естественную среду сво ей жизни; и глубокое стремление к праву и справедливости нашего народа нашло свое действитель ное выражение именно в прогрес сивных идеях, намеченных январ ским пленумом. С помощью этих идей общество было выведено из состояния нездорового равноду шия и. таким образом, были пол ностью открыты ворота мощному течению здоровой, неиспользо ванной инициативы. Наш народ в этом историческом испытании блестяще выстоял и снова дока зал свою высокую зрелость. К сожалению, этим периодом поисков и преобразования нашего общества злоупотребили для своих целей, для активного вступ ления на политическую арену си лы, которые в течение долгих лет ждали такого благоприятного мо мента, чтобы дискредитировать партию и оспорить ее политиче ское и моральное право руково дить обществом. Этим правым си лам фактически шли навстречу и определенные силы внутри партии и в партийных органах, тем са мым они оказались в противоре чии с принципами и целями пар тии, с идеями пролетарского ин тернационализма. Совместно они направили свои силы на система тическое нарушение конституци онного характера нашей полити ческой реформы и сосредоточили их на борьбе против позитивных усилий партии и государственных органов при осуществлении целей января. Они ормнизовали гряз ную кампанию с целью скомпро метировать отдельных функционе ров, в том числе и из нового ру ководства КПЧ, которые имели мужество публично обратить вни мание на грозящую опасность и видеть реальную ситуацию во всей ее сложности. Они наруша ли общественный порядок, вызва ли к жизни низменные национа листические страсти, они не гну шались даже клеветой на нашу Чехословацкую социалистическую родину, клеветой на честный труд нашего народа, нашей партии, ар мии, органов безопасности, они требовали изменения нашей внеш ней политики. Их грязная кампа ния дошла даже до нападок на союз с Советским Союзом, осо бенно в связи со штабными уче ниями вооруженных сил Варшав ского Договора, а также до на падок на дружбу с социалистиче скими странами. Тем самым они создали атмосферу совершенно неприемлемую для социалистиче ских стран. КПЧ, правительство республики и Национальный фронт сохраняли исключительное терпение и пони мание. Однако не раз, особенно на майском пленуме, было поэтому подчеркнуто, что первоочередная задача состоит в Том, чтобы со рвать планы правых антисоциали стических сил, не допустить того, чтобы каким-либо ошибочным ша гом было поставлено под угрозу осуществление программы дейст вий .обеспечить, чтобы вопрос о дальнейшей линии партии реша ли не сторонники экстремистских взглядов, а здоровое, прогрессив ное ядро партии, публично ока зать полную поддержку партий ному и государственному аппара ту, армии, органам безопасности, прокуратуре,, судам, народной милиции, словом — консолидиро вать положение. Однако экстремистские правые силы, которые в этом великоду шии и терпеливости и действи тельно демократическом способе решения "партией серьезного поли тического вопроса видели не ее силу, а ее слабость, еще больше усилили свой» деятельность. В Праге, ' как известно, во время стихийных, многотысячных собра- ний дело дошло до грубых не пристойностей, когда различные элементы нападали на партию и оскорбляли ее представителей, ко торых они не раз сами же за ставляли участвовать в этих соб раниях. В центре города началась публичная кампания по сбору подписей за ликвидацию народ ной милиции. Коммунистов, кото рые на этих стихийных уличных митингах выступали в дискуссиях со своей точкой зрения, грубо заставляли замолчать и не од нажды применяли против них фи зическую силу. Многих из тех, кто на заводе «Авто-Прага» под писал письмо, постыдным обра зом преследовали вплоть до БОИ ВЮЖНОМ ВЬЕТНАМЕ них. В результа- обетрела ПАРИЖ, 21 августа. (ТАСС). В Южном Вьетнаме продолжают ся ожесточенные бои. Вооружен ные силы Национального фронта освобождения провели сегодня ряд наступательных операций в дельте Меконга на широком фронте от камбоджийской грани цы до Южно-Китайского моря. По сообщению корреспондента агентства Франс Пресс из Сайго на, он»и подвергли сегодня ракет ному и минометному огню 13 го родов и военные объекты в этом районе и атаковали некоторые из те с и атак возник пожар на аэродроме в Фантхиет, в 160 километрах к северо-востоку от Сайгона, подо рван мост в Анхыу, в 98 километ- рах к юго-западу от Сайгона, расположенный на одной, из глав ных магистралей, связывающих Сайгон с районом дельты Ме конга, и повреждено здание ра диостанции в Кантхо. В сообщении корреспондент Франс Пресс вы сказывается предположение, что вооруженные силы НФО Южно го, Вьетнама вступили в этот го род. увольнения с работы. В печати, хотя и косвенно, продолжается шельмование руководящих функ ционеров другими, более утончен ными способами, и эта организо ванная подрывная деятельность з последние дни достигла кульмина ции — было совершено открытое нападение группы правых экстре мистов на здание секретариата ПК КПЧ в Праге. Экстремист ские силы, таким образом, не вня ли призывам партии, а еще более активизируют свою подрывную деятельность, стремясь вызвать в нашей стране конфликт во что бы то нц стало. Таким образом, воз никла ситуация, когда публично систематически нарушаются обя зательства, которые вытекают из Братиславской декларации шести братских коммунистических и ра бочих партий, под которой стоят подписи и представителей нашей партии. Граждане и гражданки! Сегод ня на карту поставлено все, что наш трудящийся народ создал за последние 20 лет, на карту по ставлены все завоевания социа лизма. Поставлен под угрозу не только наш путь социалистической демократии, на который мы всту пили в январе, но и сама основа социализма, наша республика. Сознавая высшую ответствен ность по отношению к нашему народу, полные чувства действи тельного патриотизма, чувства международной социалистической солидарности, сознавая свои ин тернациональные обязательства, мы взяли - на себя инициативу сплотить все патриотические силы во имя нашего социалистического будущего и нашей родины. Опас!. кость братоубийственной борьбы, которую подготовила реакция и которая была бы трагическим повторением Липан (имеется в ви ду битва у Липан в 1434 г. — Ред.), поставила нас перед необ. ходимостью принять историческое решение обратиться за помощью к Советскому Союзу и к другим братским социалистическим стра нам. Наши союзники предостави ли нам эту помощь так же, как в 1945 году, когда речь шла о том, быть нам или не быть. Мы призываем всех граждан предоставить всяческую поддерж ку военным частям наших союз ников. После ликвидации опасно сти реакционного переворота со юзнические войска покинут терри торию Чехословакии. Все иност ранцы, которые находятся в на стоящее время на территории Че хословакии, могут и дальше поль зоваться нашим гостеприимством, их безопасность и неприкосновен ность, если они будут руководст воваться нашими законами, будет полностью гарантирована. Руководствуясь чувством глу бочайшей ответственности перед нашим народом, перед нашим ра бочим классом, перед народами нашей страны, перед междуна родным рабочим классом и миро вым коммунистическим движени ем, мы обращаемся в эту серьез ную минуту к вам, граждане рес публики, с призывом сплотиться вокруг реалистически мыслящего ядра партии, которому дорого де ло социализма, прогресса, нового пссленнварекого пути, которому дорого дело дружбы с народом Советского Союза и других брат ских стран. ✓ Твердо ве»ря в вашу рассуди тельность, зрелость и политиче скую сознательность, мы призы ваем вас, всех честных граждан нашей Родины, рабочих, крестьян, представителей интеллигенции, мужчин, женщин, молодежь, здо ровые оилы Национального фронта, военнослужащих, работ ников органов безопасности, ком мунистов и некоймушистов, всех честных людей своими конкрет ными делами и конкретными дей ствиями помешать дальнейшему наступлению любых реакционных ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ ПРОТИВ МИРНОГО НАСЕЛЕНИЯ АДДИС-АБЕБА, 21 августа. (ТАСС). Генеральный секретарь Организации африканского един ства Диалло Телли заявил, что португальские колонизаторы при менили против мирного граждан ского населения «португальской» Гвинеи химическое оружие. Вы ступая на пресс-конференции, ко сил, будь то вне или внутри пар* тии. Не допускайте стихийности, разрухи, анархии, сохраняйте спокойствие и порядок. Мы отвергаем практику доян- ва«рской политики. Мы не допу стим какого-либо признака воз вращения к скомпрометировав шим себя доянварским методам, которые встретили решительный отпор подавляющего большин ства нашего народа, которые ста вили под угрозу руководящую роль партии и социалистические завоевания наших трудящихся и помогали создавать положение, действительно чреватое конфлик том с применением силы. Наобо рот, мы хотим защитить и до конца осуществить прогрессивные идеи января, которые ведут нас к созданию ооцналистичзекого об щества, действительно современ ного, возрожденного, гуманного, общества, какое имели в виду основоположники марксизма -ле нинизма и те, кто после победы Октября начали - претворять их в жизнь. Мы верны и будем верны до конца нашим прогрессивным на циональным традициям, связан ным с 50-й годовщиной вовшшю- вения республики, с заветами ан тифашистской борьбы, националь ными и демократическими ценно стями, с традициями словацкого национального восстания, Праж ского майского восстания 1945 го да и с революционным призывом февраля 1948 года: «Вперед, ни шагу назад!». Мы будем беречь как зеницу ока наши братские узы союзничества и дружбы с Советским Союзом, его народом, народам** всех стран мирового соццалистик еского содружества и со всеми аилами мира. Демокра тии, прогресса и социализма—эти ценности, дающие нам гарантию нашей самостоятельности, неза висимости, национального и госу дарственного суверенитета, без которых мы . вновь лицам к лицу столкнулись бы с угрозой нового Мюнхена, с теми, кто в 1938 году его затеял. Чехословакия может развиваться только как' социали стическая страна и. как неразрыв ная составная часть социалисти ческого содружества; его сила и прочность создают основы даль нейшей перспективы международ ного революционного движения; каждое ослабление и нарушение тоцяадиетического лагеоя нанесло бы делу революционного прогрес са и .социализма в мире ущерб, который трудно себе представить. Мы обращаемся к вам, уважа емые граждане, в полной уверен ности, что общими действиями мы создадим преграды грозящей опасности, что общими усилиями мы преодолеем нынешнее тяжелое положение и обеспечим для на шей родины й для нашего и бу дущего поколений счастливое на стоящее и будущее. Мы призываем всех вас, от Шумавских пограничных гор до Чиерны-'Над-Тиссой, от Крконош до берегов Дуная, понять величие и серьезность этих дней, когда для нас речь идет обо всем, с чем мы связываем понятия «демокра тия» и «социализм», осознать свою ответственность и сохранить единство и взаимное доверие, с которыми мы должны вступить в предстоящие дни. Нашими руководящими принци пами являются и впредь будут являться дальновидность, поря док, прогресс, правда и перспек тива социализма, государственный суверенитет и сплоченная соли дарность. Да здравствует и расцветает Демократическая Социалистиче ская Чехословакия! Группа членов ЦК КПЧ, правительства и Националь ного собрания, которые обра тились за помощью к прави тельствам и коммунистиче ским партиям братских стран. торая состоялась вчера в столице Эфиопии Аддис-Абебе, Диалло Телли подчеркнул, что ответст венность за эти преступные Дей ствия несут также западные дер жавы, так как без их поддержки Португалия никогда не осмели лась бы применить химическое оружие. г : : $ г ' г : $ : $ I : г I г г г ИВАН ВОЛЬНОЙ НА П Г П У ЛЕНИНА Интересный до кумент бережно хранит орловский литерат у р о в е Д М. В. Минокин. Это — письмо бывшего управляющего делами Совнаркома В. Д. Бонч-Бруеви ча, которое в 1953 году он прислал Минокину. В письме рассказывается о встрече великого вождя с писате- лем-орловцем Иваном Егоровичем Вольновым. О том, что Влади мир Ильич знал автора «Повести о днях моей жизни», не раз упо минает А. М. Горький. «Я читал его книгу, — очень понравилась»,— эти ленинские слова Алексей Максимович приводит в своем зна менитом очерке «В. И. Ленин». В воспоминаниях о писателе-кресть- янине Вольнове Горький указывает: «Был он с делегацией мужиков своего края у М. И. Калинина, был у Ленина...». Заслуженным уважением пользуется на Липецком цементном за воде инженер-лаборант Р. В. Подколзина. Она быстро и точно оп ределяет химический состав сырья, клинкера, цемента. Раиса Влади мировна — активная общественница, редактирует стенную газету. НА СНИМКЕ: Р. В. Подколз ина. Фото И. Воронова. - I !>****»*< И. Е. Вольное (псевдоним — Иван Вольный) прошел трудный и слож ный путь. Выходец из бедной кре стьянской семьи, он стал сельским учителем,^ вступил в партию эсеров, вел агитацию среди крестьян. В 1905 году за подготовку нападения на помещичью усадьбу — арест и тюрьма, за покушение на мценского исправника — снова тюрьма и ссыл ка в Сибирь. Бежав из ссылки, в 1910 году Вольное уезжает за гра ницу. Италия. На острове Капри он встречается с А. М. Горьким. По со вету Алексея Максимовича пишет первую повесть, в которой ярко и правдиво отображает жизнь русской предреволюционной деревни, В 1917 году И. Е. Вольнов воз вратился на родину. Порвав с эсе рами, он жил в родном селе Бого- родицкое, занимался литературной н общественной деятельностью. Здесь Иван .Водьнов и встретил Октябрь скую революцию. В 1919 году по навету враждеб ных элементов, пробравшихся в ме стные органы власти, Вольнов под вергается аресту. И тогда-то Ленин принял участие в его судьбе. В Ор ловский губисполком пришла теле грамма: «Арестован литератор Иван Вольный. Горький, его товарищ, очень просит о наибольшей осторож ности, беспристрастии расследова ния. Нельзя ли освободить под серь езный надзор? Телег р а ф и р у й т е . Предсовнаркома Ленин». В другой телеграмме в тот же адрес Влади мир Ильич предлагал немедленно выслать в Москву все рукописи, отобранные на обыске у писателя Ивана Вольного, и обеспечить их сохранность. Вторая телеграмма появилась, очевидно, уже после того, как Воль нов, освобожденный из-под ареста, в октябре 1919 года приехал в М о с к в у и побывал на приеме у В. И. Ленина. Выяснением обстоятельств этой встречи, характера беседы Вла димира Ильича с Вольновым и за нимался долгое время литературо вед М. В. Минокин. Поиски в архи вах и литературе "не дали нужного материала. Правда, оставался жи вой свидетель событий тех лет В. Д. Бонч-Бруевич, работавший под непосредственным руководст вом Владимира Ильича. И вот Минокин получил очень ин тересное письмо от управляющего делами Совнаркома. «...Иван Вольный, выйдя из тюрь мы, сейчас же приехал в Москву и прямо с вокзала явился ко мне в Кремль в управление делами Сов наркома. имея в руках довольно значительный сверток, завернутый в газетную бумагу и перевязанный бе чевкой крест-накрест. «Вот это мои рукописи, — сказал он мне. — Все мое богатство, прошу сохранить». „.У Владимира Ильича были това рищи с заводов. Когда кончился прием, я тотчас же сообщил ему, что прибыл Иван Вольный. Владимир Ильич вышел к нам в управление делами Совнаркома, которое было расположено тут же рядом через зал заседаний Совнаркома и друже ски встретился с Иваном Вольным, крепко пожал ему руку и увлек его к себе в кабинет. Более двух часов он беседовал с ним обо всем том, что он видел, что наблюдал своими глазами... / — А что вы теперь думаете де лать? — спросил Владимир Ильк'р — Да вот хотел бы пошляться по России, заглянуть на Волгу и все примечательное описать... — Вот что: если вы действитель но ‘ хотите походить, поездить по России, мы вам дадим охранную грамоту, обращенную ко всем вла стям, чтобы вам не чинили препят ствий, а наоборот, помогали. Вот вы будете собирать материалы, а там, смотришь, и напишете повесть из нашего революционного времени. Сообщайте нам о себе... Владимир Ильич тотчас же напи сал «Удостоверение» ко всем совет ским властям. Мы сняли с него сей час же копню, занумеровали, поста вили печать и вручили Вольному и подлинник и копию. — А это вот мои рукописи, — об ратился он к Владимиру Ильичу, — разрешите похранить V вас в архи ве. Когда вернусь, засяду, еще раз перечту... Здесь на целый том рас сказов, которые по цензурным усло виям не могли быть напечатаны раньше. Я сказал, что можем сохранить этот пакет в нашем архиве. — Так и сделайте,—одобрил Вла димир Ильич. И он распрощался с Иваном Вольным. Иван Вольный, окрыленный, ушел». Вскоре после беседы с Лениным Иван Вольный отправился в Повол жье. Свои впечатления от поездки он отразил в повести «Встреча», явившейся обвинительным актом против эсеровщины. ...Никто, естественно, не станет утверждать, что мы уже знаем все из богатейшей сокровищницы заме чательных ветрев и бесед В. И. Ле нина с самыми различными людьми. В перечне дат его жизни не упоми нается и о приеме И. Е. Вольнова. Вносить дополнения в этот перечень — дело историков. В настоящей ста тье нам хотелось еще раз подчерк нуть, сколь драгоценны авторитет ные свидетельства современников Ленина о тех или иных фактах его многогранной деятельности. К ним относится и приведенное выше пись мо В. Д. Бонч-Бруевича. И. ПОЛУШИН. г. Орел.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz