Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
18 августа 1968 г., 193 (12 1457 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ -Ч С Е Г ОД НЯ — ДЕНЬ В О З Д У Ш Н О Г О Ф Л О Т А С С С Р КРЫЛАТЫЕ СЫНЫ РОДИНЫ П У Т Е В КОС В М 5Й к о А С 5й Корреспондент АПН Григорий сгзо над Воеяяо-Вояауцгньгм'и Сила* *ч Сибиряков встретился с летчи- ком-космонавтом СССР Андрия ном Николаевым и попросил его поделиться мыслями о том, ка кую роль играет авиация в жиз ни и работе космонавтов. Вот что он рассказал: Пятый и шестой океан. Необъят ные просторы голубого неба и чер ного космоса. Многие века манят они к себе человека. Летчикам и космонавтам посчастливилось испы тать радость полета, идти на штурм высот атмосферы и космоса. 18 августа наша страна отмечает День Воздушного Флота, праздник крылатых, праздник летчиков, кос монавтов, ученых и конструкторов, инженеров, техников, рабочих. Охрана воздушных рубежей на шей Родины, совершенствование бо евого мастерства, создание новых образцов авиационной и космиче- *те ак> вые будни тех, кто посвятил свою жизнь авиации и космонавтике. История отечественной авиации, давшей человечеству первый в мире самолет Можайского, насчить&ает более восьми десятилетий. За этот сравнительно небольшой срок прой ден огромный путь от первых неук люжих самолетов до сверхзвуковых гигантов и космических кораблей. С первых дней существования на шего государства Коммунистическая партия, Советское правительство, весь народ уделяют постоянное и пристальное внимание развитию авиации, и особенно ее составной части Военно-Воздушным Силам. В 1931 году комсомол взял шеф ской « хники, воспитание молодежи, мечт Ъщей о полетах, — вот трудо- ми. Наказ партии — летать дальше, выше и быстрее всех — выполняли комсомольцы. С тех пор связь авиа ции с комсомолом развивается и крепнет. И все мы, воспитанники комсомола и партии, стремимся вся чески укреплять эти традиции. Трудным испытанием для совет ского народа стала .Великая Отече ственная война. С первых дней вой ны авиация проявила себя как один из основных видов Вооруженных Сил. История Великой Отечественной войны полна примеров мужества й героизма советских летчиков. Героя ми Советского Союза за годы вой ны стали 2420 авиаторов, 65 человек получили это звание дважды. На всех континентах знают имена триж ды Героев Советского Союза. Алек сандра Покрышкина в Ивана Коже дуба. Сейчас на страже неба Родины зорко стоит сверхзвуковая, реактив ная, ракетоносная, всепогодная ави ация. Такой узнали ее .мы — первые космонавты, пришедшие в ряды кры латых защитников Родины в после военные годы. Современная авиация привела «ас на порог космоса, по могла выполнить все те высокие требования, которые предъттяются к кандидатам в космонавты. Мы видим большой смысл в сло вах: авиация — колыбель космонав тики. Действительно, инженерно-тех нический и научный опыт, накоплен ный нашими специалистами, и в пер вую очередь авиационными учены ми и инженерами, стал йрочным фундаментом для развития космо навтики в нашей стране. Хочется особенно сказать о рабо тах Константина Эдуардовича Нн- одковского, родоначальника теорети ческих принципов ракетодинамики и космонавтики. Наш великий сооте чественник считал полеты в космос? логическим продолжением полетов в атмосфере. Наряду с проектами цельнометаллического дирижабля, реактивного -стратоплана, аппарата на воздушной подушке, Циолков ский разработал теоретические поло жения и расчеты для полетов в кос* мос. Вскоре после первых космических стартов началась подготовка к ре шению сложнейшей научно-техниче ской задачи — полету человека в космос. Военно-Воздушные Силы направи ли в отряд космонавтов своих луч ших воспитанников: Юрия Гагари на, Германа Титова, Павла Попови ча, Валерия Быковского, Владимира^ Комарова, Алексея Леонова, Павла Беляева и многих других. Интенсив ные летные тренировки прошли пер вая в мире женщина-космонавт Ва лентина Терешкова, ученый Кон стантин Феоктистов и врач Борне Егоров. Теперь мало кто сомневает ся, что полеты на самолетах и пара шютная подготовка — обязательные элементы предполетной программы всех кандидатов в космонавты. Космонавты —* воспитанники ави ации — вносят ощутимый вклад в подготовку и обеспечение космиче ских подетов, проектирование и ис пытание новой космической техники. Наши доблестные авиаторы по стоянно совершенствуют свое мас терство, изо дня в день укрепляют обороноспособность Советского Об- юза. И я уверен, что в дружной се мье советских летчиков трудятся сейчас новые герои космоса. Они на бирают опыт для новых полетов в космическое пространство. И сейчас, уже побывав в космосе, мы продол жаем носить летную форму. Мы, космонавты, неотделимы от авиации, давшей нам крылья. Космос поко ряется крылатым. (АПН). Л Е Т Ч И К Т К А Ч Е В И ЕГО Д Е Т И 18 августа 1908 года он родился. 18 августа 1936 года окончил летное училище. 18 августа 1968 года его праздник—День Воздушно го Флота СССР. Более тридцати лет водит самолеты коммунист Г. П. Ткачев. Трудно найти в стране трассу, по которой бы он не летал, а на многих был первооткрывателем. Не мало у него и наград. С одной из них — значком за безаварийный налет 20 тысяч часов — он никогда не расстается.•' Людей с таким значком встретишь не часто. А ведь после получения его Григорий Петрович провел в воз духе еще три тысячи часов! В День Воздушного Флота СССР летчику исполйяет- ся 60 лет. Все его однокашники уже служат на земле, а он все летает. С Г. П. Ткачевым — командиром корабля «ИЛ-14» Северного управления гражданской авиации — мы по знакомились в Воркуте. Его экипаж занимался аэрофо тосъемкой. •— Есть у меня одно желание: подольше не выпус кать из рук штурвал корабля, — говорит пилот. — Есть и мечта: когда придет время, передать штурвал в руки сына. Он летает с отцом вторым пилотом. Сыну, Геннадию Ткачеву, 2 8 лет; другой сын Влади мир — тоже летчик, только что окончил школу высшей летной подготовки. В. БАРИНОВ, « С О В Е Т С К А Я А В И А Ц И Я » ров для Военво-Воздушных Сил и гражданского флота.' Немеркнущей славой покрыли се бя советские летчики в годы Вели кой Отечественной войны. Этой ге роической теме отводится» более двадцати листов выставки. (Корр. ТАСС). *■— так называется фотовыставка, составленная и выпущенная кол лективом Центрального дома авиа ции и космонавтики имени М. В. Фрунзе. Она предназначается для клубов. Дворцов культуры, а также для домов офицеров, ленинских комнат Советской Армии и Военно- Морского Флота. Ее материалы, со стоящие из восьмидесяти листов, рассказывают о возникновении и развитии Красного Воздушного Фло та, о руководящей роли партии в создании авиационной промышленно сти, в подготовке командных кад- .■ лллллллл/\лл/\/\ллллллллллллллллллллл^ т Москва. На аэродроме Цент рального аэроклуба имени В. П. Чкалова идет подготовка к чем пионату мира по парашютному спорту, который начнется в авгу сте этого года в г. Граца (Авст рия). В состав мужской и женской сборной команд Советского Сою за войдут лучшие парашютисты нашей страны — чемпионы и ре кордсмены Советского Союза я мира. Тренирует спортсменов сборных команд заслуженный тренер СССР П. А. Сторчиенадх. НА СНИМКЕ: члены сборной команды СССР после приземле ния (слева направо) — заслу женный мастер спорта Влади слав Крестьяников из Ташкента, совершивший 2.920 прыжков, за служенный мастер спорта Евге ний Ткаченко из Киева, совер шивший 2.650 прыжков с пара шютом, и мастер спорта, старши на Советской Армии Анатолий Осипов, совершивший 2.300 прыжков с парашютом. •*' ч> ЩЩ& Ф-ото И. Савиновой. (Фотохроника ТАСС), Шли первые месяцы войны. Гит леровцы, не считаясь с потерями, рвались к Киеву, Чернигову, Брян ску. Советские, воины героически от стаивали каждую пядь родной зем ли. • 24 августа комсорг авиационного штурмового полка лейтенант Сергей Колыбин вернулся с боевого зада ния и был огпущен на отдых. Но вскоре к землянке, где он отдыхал, подкатил на мотоцикле посыльный. — Вас срочно вызывают на КП. Лейтенанта встретил командир дивизии генерал-майор авиации Шевченко. — Неотложная задача, товарищ Колыбин. Смотрите,— генерал при гласил летчика к карте.— Вот насе ленный пункт Окунинов-о. А вот пе реправа на Днепре. По ней, как до несла воздушная р*азведха, , непре рывно движутся войска и техника противникам В 17.45 ва.м необходимо быть над целью и во что бы то ни стало разбомбить мост... Задание особое. Таков приказ командования Юго-Западного фронта... — Все ясно!— ответил Колыбин. Несколько минут, и он в воздухе. Его в полете сопровождает друг — младший лейтенант Василий Олей ник. Над Черниговом оплошное облако дыма. Внизу под крылом самолета, по дороге Окуниново—Остер, мед ленно ползет лента вражеских тан ков, автомашин и бронетраиспОрте ров. Сквозь дым мелькает Днепр. «Кроме моста,— мысленно рассуж дает командир,— можно еще уда рить по неприятельской колонне. Бомбы для переправы, а реактивные снаряды — по вражеским войскам». Решение атаковать врага, вышед шего на левый берег Днепра, реа лизуется молниеносно. Колдобин резко пикирует. Его маневр Повто ряет штурмовик Василия Олеишка. Взрывы. Внизу — объятые огнем машины. Паника. Теперь к мосту! Колыбин выводит машину в гори зонтальный полет, прицеливается. ВСЕМ Н А СМЕРТЯМ 3 Л О. . . Ему видно, как осторожно ползут по мосту машины, а дальше на шос се замерли в ожидании переправы танки, тягачи с пушками, грузови ки, набитые гитлеровцами. Рука уже на рычаге бомбосбрасы вателя. Все внимание сосредоточено на мосту. И вдруг —оглушительный взрыв. Самолет вздрогнул от силь ного удара. Колыбина ослепила яр кая всяьмйка. Кабина наполнилась дымом. Сергей сорвал над собой фонарь, быстро отстегнул привязные ремни. В сапоге ощутил что-то лип кое, но боли не почувствовал. Пла мя охватывало самолет. Земля и мост неслись на Колыбина. Вот и середина моста. Сергей рванул на себя рычаг бомбосбрасывателя. Че тыре стокилограммовые бомбы уст ремились внЯЗ. Облегченный самолет стал послушнее, но земля молние носно приближалась. Можно еще выпрыгнуть и отдать ся на Милость фашистам, можно еще резко свернуть вправо и поса дить горящий самолет на луг. Но тогда тоже плен. «Нет,— решает Сергей,— на эго я не пойду! Горя щая машина тоже оружие... Дер жись, Серега. Умирать, так умирать, как Гастелло... У самой земли летчик вырвал са молет из крена и направил его вдоль дороги по горизонтальной траектории навстречу колонне вра жеских грузовиков. Объятый пла менем самолет, как огненный ураган, срывал брезенты с автомашин, на битых гитлеровцами. В завершение раздался могучий взрыв, разметав ший все вокруг. «ИЛ-2» «сбрил» все лежащее на пути и похоронил де сятки фашистов, уничтожил много машин. Можно себе представить душев ное состояние Зины, жены Сергея Колыбина, находившейся в глубоком тылу с маленькой дочуркой, когда она получила извещение о геройской смерти мужа. Смириться с мыслью, что Сергея нет в живых, она не могла. Писала на фронт друзьям Колыбина, просила сообщить под робности его гибели. Друзья утеша ли, как могли. Написал Зине и ко мандир полка майор Савченко, лю бивший молодого смелого летчика. ... Вы просите сообщить правду о гибели Вашего мужа Сергея Ивано вича Колыбина. Я уже Вам писал, постараюсь еще раз подробнее рас сказать об этом...» И майор вновь раоскавал о бессмертном подвиге Сергея Колыбина, который стал в пажу олицетворением мужества и героизма... А Колыбин всем смертям назло не погиб... Бывает же такое..: Воздуш ной волной от.взрыва его выбросило из горящей машины й высокую тра ву, далеко от дороги. Искалеченного, полуживого летчи ка подобрали советские военноплен ные, которых гитлеровцы гнали в Житомирский лагерь. Своими глава ми пленные видели, как громил вра га советский летчик. На плащ-палат ке и донесли его до лагеря. Там, среди пленных нашлись врачи. Они спасли жизнь Кольтаи;ну. Позже в Германии Колыбин вме сте с другими советскими военно пленными был направлен на авиа ционный завод. Вскоре фашисты стали обнаруживать вредительство. х у \х \\к х х х \у л \х х у у \у \\\у у х ч х > х х у у \х у \\у х > л х у \х х х х у \х х » л \\у х \х у \х > х х у \\\^ » х у ||^ ^ То отказал мотор, то гайки не за вернуты. Была попытка угнать ара аварийную работу. В соревновании пилотов, ра ботающих в сельском хозяйстве, он занимает пер вое место. Недаром В. Алисову доверили новый, управляемый одним пилотом, самолет «АН-2М». ...Штурманская. Витрина авиаинформации опе ративно рассказывает о навигационной обстанов ке на линиях, обслуживаемых липецкими летчи ками. Схема «пробивания» облаков и другие по собия — это дальнейшие этапы подготовки к по лету. \ За столом — второй пилот Василий Мурашко. Вместе со своим командиром Анатолием Рябчи ковым он вскоре отправится в рейс Липецк — Чаплыгин — Троекурово. А сейчас Василий как штурман самолета изучает маршрут, выверяет курс на участках, время полета. Сделанный им расчет просматривает дежурный штурман Вла димир Николаевич Смирнов. Ветеран авиации, участник Отечественной войны доволен: умелая растет смена. Он делает запись в журнале кон троля — экипаж к полету готов. Но в воздух он поднимется только по разрешению с командно- диспетчеоского пункта. Высоко над аэродромом находится эта служ ба. У пульта управления Петр Васильевич Мур зин. Яркая точка светится на экране радиопелен- С А П А м а ш и н а В П О Л Е Т п р о с и т с я Р АДИООПЕРАТОР Анатолий Козлов пер вым узнал о непогоде. Приняв по фото телеграфу синоптическую карту, он за шел в комнату метеобюро: — Над нами — грозовой фронт. Готовьтесь. ...Небо стало непроницаемым, по окнам часто забарабанил дождь. На улице сумрачно, непри ятно, а здесь, в служебных помещен^х Липец кого аэропорта, мягко лучатся лампы дневного света. В одной из комнат летчики отдыхают. Над шахматным столиком склонились Дмитрий Мо лодцов и Вячеслав Чуркин, с газетой в руках устроился у окна Евгений Титов. , В комнату заглянул руководитель полетов Юрий Николаевич Сидоров: — Что, братцы, дрейфуем! Да... погода... Кто-то включил репродуктор — и, словно в унисон обстановке, красивый голос запел: — Смотри, пилот, какое небо хмурое... По радио транслировалась передача, посвя щенная Дню Воздушного Флота СССР. Но праздник — праздником, а в аэропорту ни на минуту не прекращается напряженная вахта влюбленных в пятый океан1.’ Внимательно следят за погодой синоптики. Им помогают приборы Не выходя из комнаты, синоптики могут опре делить высоту облачности, скорость и направле ние ветра, видимость С посещения метеобюро, где летчик получает необходимую консультацию, начинается подготов ка к полету. Сейчас сюда заходит Валерий Али сов. Инженер-синоптик Валентина Алисова слег ка улыбается: муж. Супруги давно связали свою жизнь с авиацией. С 1964 года они в Липецке. Валерий — один из лучших летчиков аэропорта гатора. Но вот от нее метнулся луч и почти од новременно раздался голос из динамика. Назвав себя, пилот запросил условия посадки. Петр Ва сильевич сообщил. Луч, появившийся на экране, продолжает све титься: самолет приближается к Липецку. Через несколько минут слышится снова: — Я... Разрешите вход в круг. Потом еще: — Разрешите посадку. Только когда, приземлившись, самолет подру бил к указанному месту, Петр Васильевич отвел от него взгляд. Пассажиры прилетели из Рязани. А на экране пеленгатора вспыхнул новый луч... Когда он погас, выяснилось, что приземлился са молет санитарной авиации. На перрон сошли двое. Врачи Ким Ефремович Мещеряков и Майя Николаевна Грабовская срочно вызывались в се ло Предтечево Измалковского района... С каждым годом увеличивается число авиали ний, связывающих наш областной центр с други ми городами, благоустраивается и расширяется аэропорт «Липецк». Ныне здесь принимают такие современные лайнеры, как турбореактивный «АН-24», который за сорок пять минут доставит вас до Москвы. Красноречива и такая цифра: объем грузоперевозок за десятилетие возрос в 30 раз! Летчики Липецкого аэропорта хорошо помога ют сельским районам области. Только в нынеш нем году ими обработано с воздуха около 500 тысяч гектаров посевов. Большую помощь ока зали липецкие авиаторы хлопководам Средней Азии, виноградарям Молдавии. За успехи, до- переходящее Красное знамя обкома КПСС, обл исполкома и облсовпрофа. ...8 конце дня мы снова увидели руководителя полетов Ю. Н. Сидорова. Он что-то тихонько на свистывал. Я прислушался. То была мелодия пе редававшейся утром песни. Но исполнял летчик все время почему-то концовку: — Теперь сама в полет машина просится... Н. ЛЕДЕНЕВ. На снимках: слева вверху — пилоты А. И. Не- нахов и Н. К. Антропкин после рейса; справа вверху — супруги Алисовы; справа внизу — дис петчер П. В. Мурзин. Фото Ю. Клюева. жеюшй самолет. Сергей Колыбин был причислен ко всем этим «слу чайностям», его отравили в лагерь смерти. Шло время. К лагерю при ближался фронт. Гитлеровцы начала массовое уничтожение пленных. По гнали большую группу военноплен ных, в которой был и Колыбин, в заброшенный карьер. Длинной ко лонной шли истерзанные, истощен ные, бальные люди. Сергей останав ливайся, отдыхал, опираясь на ко стыли. Сесть — означало смерть. Но сил не хватало. В изнеможении Ко льцове опустился на землю. «Все! Конец!»— подумал он. Потом ос мотрелся, собрав все силы и стара юсь быть незамеченным, скатился с высокой насыпи шоссе в кустарник. Никто не побежал за н м , не уда рил кованым сапогом, не выстрелил. Значит, проморгали. Было это 20 «прели 1945 года. Выбравшись из крвета, Сергей с трудом пересек проходившую рядом железную дорогу. Он падал и вновь подымался, старался уйти как мож но дальше. Пробирался всю ночь. Под утро натолкнулся на пристан ционный сарай и два дня отлежи вался в нем без пищи и воды. А когда вылез, неожиданно натолк нулся на старого железнодорожни ка. —« Я знал, что ты в сарае. Навер ное, бежавший русский?—• опросил он Колыбина и позвал его в доим, •—■Я не выдам,— сказал он.— Скоро здесь будут ваши. У меня то же сын пропал где-то на востоке.., Полтора года врачи в Москве бо ролись за жизнь летчика Сергея Ко- лыбина. Потом он разыскал свою* се мью. Сейчас бывший летчик коммунист Колыбин работает инженером в строительной конторе Моехлебторга. Его част© :?мож*но встретить на ули це, идущим в школу, на завод, к мо лодежи, чтобы рассказать юности о великом подвиге отцов. Человек ле гендарной судьбы и легендарного подвига, повторивший подвиг Гас телло, трижды похороненный и три жды воскресший. Прасительство вы соко оценило его подвиг и награ дило высшей наградой Ро-днны — орденом Ленина. В. ЛЮБИМОВ, гвардии подполковник запаса. Н Е Б О З О В Е Т С первыми лучами оолнца тишину разре зает гул мотора само лета. В летнее время молодежь по-разному проводит отпуска и каникулы. Одни выез жают в туристические походы, другие—в под шефные колхозы, а третьих манят просто ры «пятого океана». В Липецком аэро клубе ДОСААФ мож но встретить студен тов и школьников, ра бочих и служащих, которые полюбили воздушный спорт. Многие юноши и де вушки стали у нас хо рошими парашютиста ми, как например, мае. тер спорта В. Аста пов, А. Мезенцева, А. Волкова, А. Кук лина, А. Кривопуско- ва и другие. Не раз они занимали призо вые места в област ных и республикан ских соревнованиях по групповым и одиноч ным прыжкам. Кроме парашютис тов, в аэроклубе зани маются будущие лет- чнки-епортсмены. Ве ниамин Яковлев, Вла димир Кочетов на спортивно- реактивном самолете подготовили программу к всесоюз ным -соревнованиям. Молодым кропотли во помогают летчики- инструктора Ю. В. Бу нин, В. В. Сериков, Д. И. Корвяков, авиа ционные техники Ю. Н. Левин, В. А. Фролов, В. П. Неве ров. Свое мастерство воспитанники аэро клуба продемонстри руют сегодня. ю. хи х л о , заместитель - начальника Липецко го #аэроклуба. На снимке: спорт смен - парашютист А. Волков. Фото И. Черепко. Б ч е с т ь л р & з д ч ш к л Ареной интересных спортивно-показательных выступлений летчиков, парашютистов, авиамоделистов ДОСААФ станет сегодня аэродром Липец кого аэропорта. Здесь будет демонстрироваться также авиационная техни ка, транспортные и сельскохозяйственные самолеты. Желающие могут со вершить экскурсионные полеты над Липецком. Начало праздника в 10 ча сов. Вечером в Нижнем парке Липецка состоится встреча с летчиками, бывшими участниками Великой Оте чественной войны. Его грудь украшает значок — награда за без- стигнутые во втооом квартале, им присуждено М А Л Е Н Ь К А Я Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я ...Космический корабль возвращается из длительного путешествия в глубины Вселенной. Показалась родная планета. Командир проверяет работу системы ориентации. Включается тормозная дви гательная установка. Пассажиры приль нули к иллюминаторам, за которыми бушует тысячеградусное пламя... — Здравствуй, родная земля! Новые приказания командира. Из корпуса корабля медленно выдвигают ся... стреловидные крылья. Включается двигатель. Через полчаса космический корабль совершает посадку на аэродро ме рядом с лайнерами ГВФ. Новый воздушно-космический самолет (ВКС) отличается от современного кос мического корабля тем, что он — мно гократного пользования, способен стар товать с аэродромов, потбм совершать полет в космическом пространстве и возвращаться на землю с посадкой на аэродроме. Но ВКС.— это пока наше будущее. О нем, как и о многих других технических идеях, сообщает книга «Космонавтика»*. На тысячи вопросов, причем на мно гие впервые, отвечает эта энциклопедия, в редактировании которой участвовала • «Космонавтика» маленькая энциклоп едка. Издательстао «Советская энциклопедия». Мо сква. год 1968, стр. 527. Цена Д р. 50 «• группа ведущих специалистов по косми ческой технике и космонавтике. Напри мер. указывается, что за 10 лет косми ческой эры, начатой 4 октября 1957 го да, в космос выведено 254 советские на учные станции и корабля общим весом в 736 тонн. Книга дает представление о перспективах развития космической тех ники. Так, атомная энергия, которая служит людям на земле, может быть ис пользована и для полетов в1космос все возможных аппаратов. Тому, кто захо чет, например, сравнить корабль «Вос ток», на котором летал первооткрыва тель космоса Юрий Гагарин, с первым американским кораблем-спутником «Меркурий», стоит открыть страницы 69 и 261. Читатель, которому попадет в рук* том «Маленькой энциклопедии», узнает много интересного о создателях реак тивного миномета «Катюша», побывает на космодроме «Байконур», откуда в околоземное пространство стартовали к первый искусственный спутник Земли, в первый «Лунник», и первый человек. Бесспорно, книга «Космонавтика» бу дет с одобрением встречена не только научной общественностью, но и широ кими кругами читателей, интересующи мися космической техникой проблемам* освоения космоса. V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz