Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

18 августа 1968 г., 193 (12 1457 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ -Ч С Е Г ОД НЯ — ДЕНЬ В О З Д У Ш Н О Г О Ф Л О Т А С С С Р КРЫЛАТЫЕ СЫНЫ РОДИНЫ П У Т Е В КОС В М 5Й к о А С 5й Корреспондент АПН Григорий сгзо над Воеяяо-Вояауцгньгм'и Сила* *ч Сибиряков встретился с летчи- ком-космонавтом СССР Андрия­ ном Николаевым и попросил его поделиться мыслями о том, ка­ кую роль играет авиация в жиз­ ни и работе космонавтов. Вот что он рассказал: Пятый и шестой океан. Необъят­ ные просторы голубого неба и чер­ ного космоса. Многие века манят они к себе человека. Летчикам и космонавтам посчастливилось испы­ тать радость полета, идти на штурм высот атмосферы и космоса. 18 августа наша страна отмечает День Воздушного Флота, праздник крылатых, праздник летчиков, кос­ монавтов, ученых и конструкторов, инженеров, техников, рабочих. Охрана воздушных рубежей на­ шей Родины, совершенствование бо­ евого мастерства, создание новых образцов авиационной и космиче- *те ак> вые будни тех, кто посвятил свою жизнь авиации и космонавтике. История отечественной авиации, давшей человечеству первый в мире самолет Можайского, насчить&ает более восьми десятилетий. За этот сравнительно небольшой срок прой­ ден огромный путь от первых неук­ люжих самолетов до сверхзвуковых гигантов и космических кораблей. С первых дней существования на­ шего государства Коммунистическая партия, Советское правительство, весь народ уделяют постоянное и пристальное внимание развитию авиации, и особенно ее составной части Военно-Воздушным Силам. В 1931 году комсомол взял шеф­ ской « хники, воспитание молодежи, мечт Ъщей о полетах, — вот трудо- ми. Наказ партии — летать дальше, выше и быстрее всех — выполняли комсомольцы. С тех пор связь авиа­ ции с комсомолом развивается и крепнет. И все мы, воспитанники комсомола и партии, стремимся вся­ чески укреплять эти традиции. Трудным испытанием для совет­ ского народа стала .Великая Отече­ ственная война. С первых дней вой­ ны авиация проявила себя как один из основных видов Вооруженных Сил. История Великой Отечественной войны полна примеров мужества й героизма советских летчиков. Героя­ ми Советского Союза за годы вой­ ны стали 2420 авиаторов, 65 человек получили это звание дважды. На всех континентах знают имена триж­ ды Героев Советского Союза. Алек­ сандра Покрышкина в Ивана Коже­ дуба. Сейчас на страже неба Родины зорко стоит сверхзвуковая, реактив­ ная, ракетоносная, всепогодная ави­ ация. Такой узнали ее .мы — первые космонавты, пришедшие в ряды кры­ латых защитников Родины в после­ военные годы. Современная авиация привела «ас на порог космоса, по­ могла выполнить все те высокие требования, которые предъттяются к кандидатам в космонавты. Мы видим большой смысл в сло­ вах: авиация — колыбель космонав­ тики. Действительно, инженерно-тех­ нический и научный опыт, накоплен­ ный нашими специалистами, и в пер­ вую очередь авиационными учены­ ми и инженерами, стал йрочным фундаментом для развития космо­ навтики в нашей стране. Хочется особенно сказать о рабо­ тах Константина Эдуардовича Нн- одковского, родоначальника теорети­ ческих принципов ракетодинамики и космонавтики. Наш великий сооте­ чественник считал полеты в космос? логическим продолжением полетов в атмосфере. Наряду с проектами цельнометаллического дирижабля, реактивного -стратоплана, аппарата на воздушной подушке, Циолков­ ский разработал теоретические поло­ жения и расчеты для полетов в кос* мос. Вскоре после первых космических стартов началась подготовка к ре­ шению сложнейшей научно-техниче­ ской задачи — полету человека в космос. Военно-Воздушные Силы направи­ ли в отряд космонавтов своих луч­ ших воспитанников: Юрия Гагари­ на, Германа Титова, Павла Попови­ ча, Валерия Быковского, Владимира^ Комарова, Алексея Леонова, Павла Беляева и многих других. Интенсив­ ные летные тренировки прошли пер­ вая в мире женщина-космонавт Ва­ лентина Терешкова, ученый Кон­ стантин Феоктистов и врач Борне Егоров. Теперь мало кто сомневает­ ся, что полеты на самолетах и пара­ шютная подготовка — обязательные элементы предполетной программы всех кандидатов в космонавты. Космонавты —* воспитанники ави­ ации — вносят ощутимый вклад в подготовку и обеспечение космиче­ ских подетов, проектирование и ис­ пытание новой космической техники. Наши доблестные авиаторы по­ стоянно совершенствуют свое мас­ терство, изо дня в день укрепляют обороноспособность Советского Об- юза. И я уверен, что в дружной се­ мье советских летчиков трудятся сейчас новые герои космоса. Они на­ бирают опыт для новых полетов в космическое пространство. И сейчас, уже побывав в космосе, мы продол­ жаем носить летную форму. Мы, космонавты, неотделимы от авиации, давшей нам крылья. Космос поко­ ряется крылатым. (АПН). Л Е Т Ч И К Т К А Ч Е В И ЕГО Д Е Т И 18 августа 1908 года он родился. 18 августа 1936 года окончил летное училище. 18 августа 1968 года его праздник—День Воздушно­ го Флота СССР. Более тридцати лет водит самолеты коммунист Г. П. Ткачев. Трудно найти в стране трассу, по которой бы он не летал, а на многих был первооткрывателем. Не­ мало у него и наград. С одной из них — значком за безаварийный налет 20 тысяч часов — он никогда не расстается.•' Людей с таким значком встретишь не часто. А ведь после получения его Григорий Петрович провел в воз­ духе еще три тысячи часов! В День Воздушного Флота СССР летчику исполйяет- ся 60 лет. Все его однокашники уже служат на земле, а он все летает. С Г. П. Ткачевым — командиром корабля «ИЛ-14» Северного управления гражданской авиации — мы по­ знакомились в Воркуте. Его экипаж занимался аэрофо­ тосъемкой. •— Есть у меня одно желание: подольше не выпус­ кать из рук штурвал корабля, — говорит пилот. — Есть и мечта: когда придет время, передать штурвал в руки сына. Он летает с отцом вторым пилотом. Сыну, Геннадию Ткачеву, 2 8 лет; другой сын Влади­ мир — тоже летчик, только что окончил школу высшей летной подготовки. В. БАРИНОВ, « С О В Е Т С К А Я А В И А Ц И Я » ров для Военво-Воздушных Сил и гражданского флота.' Немеркнущей славой покрыли се­ бя советские летчики в годы Вели­ кой Отечественной войны. Этой ге­ роической теме отводится» более двадцати листов выставки. (Корр. ТАСС). *■— так называется фотовыставка, составленная и выпущенная кол­ лективом Центрального дома авиа­ ции и космонавтики имени М. В. Фрунзе. Она предназначается для клубов. Дворцов культуры, а также для домов офицеров, ленинских комнат Советской Армии и Военно- Морского Флота. Ее материалы, со­ стоящие из восьмидесяти листов, рассказывают о возникновении и развитии Красного Воздушного Фло­ та, о руководящей роли партии в создании авиационной промышленно­ сти, в подготовке командных кад- .■ лллллллл/\лл/\/\ллллллллллллллллллллл^ т Москва. На аэродроме Цент­ рального аэроклуба имени В. П. Чкалова идет подготовка к чем­ пионату мира по парашютному спорту, который начнется в авгу­ сте этого года в г. Граца (Авст­ рия). В состав мужской и женской сборной команд Советского Сою­ за войдут лучшие парашютисты нашей страны — чемпионы и ре­ кордсмены Советского Союза я мира. Тренирует спортсменов сборных команд заслуженный тренер СССР П. А. Сторчиенадх. НА СНИМКЕ: члены сборной команды СССР после приземле­ ния (слева направо) — заслу­ женный мастер спорта Влади­ слав Крестьяников из Ташкента, совершивший 2.920 прыжков, за­ служенный мастер спорта Евге­ ний Ткаченко из Киева, совер­ шивший 2.650 прыжков с пара­ шютом, и мастер спорта, старши­ на Советской Армии Анатолий Осипов, совершивший 2.300 прыжков с парашютом. •*' ч> ЩЩ& Ф-ото И. Савиновой. (Фотохроника ТАСС), Шли первые месяцы войны. Гит­ леровцы, не считаясь с потерями, рвались к Киеву, Чернигову, Брян­ ску. Советские, воины героически от­ стаивали каждую пядь родной зем­ ли. • 24 августа комсорг авиационного штурмового полка лейтенант Сергей Колыбин вернулся с боевого зада­ ния и был огпущен на отдых. Но вскоре к землянке, где он отдыхал, подкатил на мотоцикле посыльный. — Вас срочно вызывают на КП. Лейтенанта встретил командир дивизии генерал-майор авиации Шевченко. — Неотложная задача, товарищ Колыбин. Смотрите,— генерал при­ гласил летчика к карте.— Вот насе­ ленный пункт Окунинов-о. А вот пе­ реправа на Днепре. По ней, как до­ несла воздушная р*азведха, , непре­ рывно движутся войска и техника противникам В 17.45 ва.м необходимо быть над целью и во что бы то ни стало разбомбить мост... Задание особое. Таков приказ командования Юго-Западного фронта... — Все ясно!— ответил Колыбин. Несколько минут, и он в воздухе. Его в полете сопровождает друг — младший лейтенант Василий Олей­ ник. Над Черниговом оплошное облако дыма. Внизу под крылом самолета, по дороге Окуниново—Остер, мед­ ленно ползет лента вражеских тан­ ков, автомашин и бронетраиспОрте­ ров. Сквозь дым мелькает Днепр. «Кроме моста,— мысленно рассуж­ дает командир,— можно еще уда­ рить по неприятельской колонне. Бомбы для переправы, а реактивные снаряды — по вражеским войскам». Решение атаковать врага, вышед­ шего на левый берег Днепра, реа­ лизуется молниеносно. Колдобин резко пикирует. Его маневр Повто­ ряет штурмовик Василия Олеишка. Взрывы. Внизу — объятые огнем машины. Паника. Теперь к мосту! Колыбин выводит машину в гори­ зонтальный полет, прицеливается. ВСЕМ Н А СМЕРТЯМ 3 Л О. . . Ему видно, как осторожно ползут по мосту машины, а дальше на шос­ се замерли в ожидании переправы танки, тягачи с пушками, грузови­ ки, набитые гитлеровцами. Рука уже на рычаге бомбосбрасы­ вателя. Все внимание сосредоточено на мосту. И вдруг —оглушительный взрыв. Самолет вздрогнул от силь­ ного удара. Колыбина ослепила яр­ кая всяьмйка. Кабина наполнилась дымом. Сергей сорвал над собой фонарь, быстро отстегнул привязные ремни. В сапоге ощутил что-то лип­ кое, но боли не почувствовал. Пла­ мя охватывало самолет. Земля и мост неслись на Колыбина. Вот и середина моста. Сергей рванул на себя рычаг бомбосбрасывателя. Че­ тыре стокилограммовые бомбы уст­ ремились внЯЗ. Облегченный самолет стал послушнее, но земля молние­ носно приближалась. Можно еще выпрыгнуть и отдать­ ся на Милость фашистам, можно еще резко свернуть вправо и поса­ дить горящий самолет на луг. Но тогда тоже плен. «Нет,— решает Сергей,— на эго я не пойду! Горя­ щая машина тоже оружие... Дер­ жись, Серега. Умирать, так умирать, как Гастелло... У самой земли летчик вырвал са­ молет из крена и направил его вдоль дороги по горизонтальной траектории навстречу колонне вра­ жеских грузовиков. Объятый пла­ менем самолет, как огненный ураган, срывал брезенты с автомашин, на­ битых гитлеровцами. В завершение раздался могучий взрыв, разметав­ ший все вокруг. «ИЛ-2» «сбрил» все лежащее на пути и похоронил де­ сятки фашистов, уничтожил много машин. Можно себе представить душев­ ное состояние Зины, жены Сергея Колыбина, находившейся в глубоком тылу с маленькой дочуркой, когда она получила извещение о геройской смерти мужа. Смириться с мыслью, что Сергея нет в живых, она не могла. Писала на фронт друзьям Колыбина, просила сообщить под­ робности его гибели. Друзья утеша­ ли, как могли. Написал Зине и ко­ мандир полка майор Савченко, лю­ бивший молодого смелого летчика. ... Вы просите сообщить правду о гибели Вашего мужа Сергея Ивано­ вича Колыбина. Я уже Вам писал, постараюсь еще раз подробнее рас­ сказать об этом...» И майор вновь раоскавал о бессмертном подвиге Сергея Колыбина, который стал в пажу олицетворением мужества и героизма... А Колыбин всем смертям назло не погиб... Бывает же такое..: Воздуш­ ной волной от.взрыва его выбросило из горящей машины й высокую тра­ ву, далеко от дороги. Искалеченного, полуживого летчи­ ка подобрали советские военноплен­ ные, которых гитлеровцы гнали в Житомирский лагерь. Своими глава­ ми пленные видели, как громил вра­ га советский летчик. На плащ-палат­ ке и донесли его до лагеря. Там, среди пленных нашлись врачи. Они спасли жизнь Кольтаи;ну. Позже в Германии Колыбин вме­ сте с другими советскими военно­ пленными был направлен на авиа­ ционный завод. Вскоре фашисты стали обнаруживать вредительство. х у \х \\к х х х \у л \х х у у \у \\\у у х ч х > х х у у \х у \\у х > л х у \х х х х у \х х » л \\у х \х у \х > х х у \\\^ » х у ||^ ^ То отказал мотор, то гайки не за вернуты. Была попытка угнать ара аварийную работу. В соревновании пилотов, ра­ ботающих в сельском хозяйстве, он занимает пер­ вое место. Недаром В. Алисову доверили новый, управляемый одним пилотом, самолет «АН-2М». ...Штурманская. Витрина авиаинформации опе­ ративно рассказывает о навигационной обстанов­ ке на линиях, обслуживаемых липецкими летчи­ ками. Схема «пробивания» облаков и другие по­ собия — это дальнейшие этапы подготовки к по­ лету. \ За столом — второй пилот Василий Мурашко. Вместе со своим командиром Анатолием Рябчи­ ковым он вскоре отправится в рейс Липецк — Чаплыгин — Троекурово. А сейчас Василий как штурман самолета изучает маршрут, выверяет курс на участках, время полета. Сделанный им расчет просматривает дежурный штурман Вла­ димир Николаевич Смирнов. Ветеран авиации, участник Отечественной войны доволен: умелая растет смена. Он делает запись в журнале кон­ троля — экипаж к полету готов. Но в воздух он поднимется только по разрешению с командно- диспетчеоского пункта. Высоко над аэродромом находится эта служ­ ба. У пульта управления Петр Васильевич Мур­ зин. Яркая точка светится на экране радиопелен- С А П А м а ш и н а В П О Л Е Т п р о с и т с я Р АДИООПЕРАТОР Анатолий Козлов пер­ вым узнал о непогоде. Приняв по фото­ телеграфу синоптическую карту, он за­ шел в комнату метеобюро: — Над нами — грозовой фронт. Готовьтесь. ...Небо стало непроницаемым, по окнам часто забарабанил дождь. На улице сумрачно, непри­ ятно, а здесь, в служебных помещен^х Липец­ кого аэропорта, мягко лучатся лампы дневного света. В одной из комнат летчики отдыхают. Над шахматным столиком склонились Дмитрий Мо­ лодцов и Вячеслав Чуркин, с газетой в руках устроился у окна Евгений Титов. , В комнату заглянул руководитель полетов Юрий Николаевич Сидоров: — Что, братцы, дрейфуем! Да... погода... Кто-то включил репродуктор — и, словно в унисон обстановке, красивый голос запел: — Смотри, пилот, какое небо хмурое... По радио транслировалась передача, посвя­ щенная Дню Воздушного Флота СССР. Но праздник — праздником, а в аэропорту ни на минуту не прекращается напряженная вахта влюбленных в пятый океан1.’ Внимательно следят за погодой синоптики. Им помогают приборы Не выходя из комнаты, синоптики могут опре­ делить высоту облачности, скорость и направле­ ние ветра, видимость С посещения метеобюро, где летчик получает необходимую консультацию, начинается подготов­ ка к полету. Сейчас сюда заходит Валерий Али­ сов. Инженер-синоптик Валентина Алисова слег­ ка улыбается: муж. Супруги давно связали свою жизнь с авиацией. С 1964 года они в Липецке. Валерий — один из лучших летчиков аэропорта гатора. Но вот от нее метнулся луч и почти од­ новременно раздался голос из динамика. Назвав себя, пилот запросил условия посадки. Петр Ва­ сильевич сообщил. Луч, появившийся на экране, продолжает све­ титься: самолет приближается к Липецку. Через несколько минут слышится снова: — Я... Разрешите вход в круг. Потом еще: — Разрешите посадку. Только когда, приземлившись, самолет подру­ бил к указанному месту, Петр Васильевич отвел от него взгляд. Пассажиры прилетели из Рязани. А на экране пеленгатора вспыхнул новый луч... Когда он погас, выяснилось, что приземлился са­ молет санитарной авиации. На перрон сошли двое. Врачи Ким Ефремович Мещеряков и Майя Николаевна Грабовская срочно вызывались в се­ ло Предтечево Измалковского района... С каждым годом увеличивается число авиали­ ний, связывающих наш областной центр с други­ ми городами, благоустраивается и расширяется аэропорт «Липецк». Ныне здесь принимают такие современные лайнеры, как турбореактивный «АН-24», который за сорок пять минут доставит вас до Москвы. Красноречива и такая цифра: объем грузоперевозок за десятилетие возрос в 30 раз! Летчики Липецкого аэропорта хорошо помога­ ют сельским районам области. Только в нынеш­ нем году ими обработано с воздуха около 500 тысяч гектаров посевов. Большую помощь ока­ зали липецкие авиаторы хлопководам Средней Азии, виноградарям Молдавии. За успехи, до- переходящее Красное знамя обкома КПСС, обл­ исполкома и облсовпрофа. ...8 конце дня мы снова увидели руководителя полетов Ю. Н. Сидорова. Он что-то тихонько на­ свистывал. Я прислушался. То была мелодия пе­ редававшейся утром песни. Но исполнял летчик все время почему-то концовку: — Теперь сама в полет машина просится... Н. ЛЕДЕНЕВ. На снимках: слева вверху — пилоты А. И. Не- нахов и Н. К. Антропкин после рейса; справа вверху — супруги Алисовы; справа внизу — дис­ петчер П. В. Мурзин. Фото Ю. Клюева. жеюшй самолет. Сергей Колыбин был причислен ко всем этим «слу­ чайностям», его отравили в лагерь смерти. Шло время. К лагерю при­ ближался фронт. Гитлеровцы начала массовое уничтожение пленных. По­ гнали большую группу военноплен­ ных, в которой был и Колыбин, в заброшенный карьер. Длинной ко­ лонной шли истерзанные, истощен­ ные, бальные люди. Сергей останав­ ливайся, отдыхал, опираясь на ко­ стыли. Сесть — означало смерть. Но сил не хватало. В изнеможении Ко­ льцове опустился на землю. «Все! Конец!»— подумал он. Потом ос­ мотрелся, собрав все силы и стара­ юсь быть незамеченным, скатился с высокой насыпи шоссе в кустарник. Никто не побежал за н м , не уда­ рил кованым сапогом, не выстрелил. Значит, проморгали. Было это 20 «прели 1945 года. Выбравшись из крвета, Сергей с трудом пересек проходившую рядом железную дорогу. Он падал и вновь подымался, старался уйти как мож­ но дальше. Пробирался всю ночь. Под утро натолкнулся на пристан­ ционный сарай и два дня отлежи­ вался в нем без пищи и воды. А когда вылез, неожиданно натолк­ нулся на старого железнодорожни­ ка. —« Я знал, что ты в сарае. Навер­ ное, бежавший русский?—• опросил он Колыбина и позвал его в доим, •—■Я не выдам,— сказал он.— Скоро здесь будут ваши. У меня то­ же сын пропал где-то на востоке.., Полтора года врачи в Москве бо­ ролись за жизнь летчика Сергея Ко- лыбина. Потом он разыскал свою* се­ мью. Сейчас бывший летчик коммунист Колыбин работает инженером в строительной конторе Моехлебторга. Его част© :?мож*но встретить на ули­ це, идущим в школу, на завод, к мо­ лодежи, чтобы рассказать юности о великом подвиге отцов. Человек ле­ гендарной судьбы и легендарного подвига, повторивший подвиг Гас­ телло, трижды похороненный и три­ жды воскресший. Прасительство вы­ соко оценило его подвиг и награ­ дило высшей наградой Ро-днны — орденом Ленина. В. ЛЮБИМОВ, гвардии подполковник запаса. Н Е Б О З О В Е Т С первыми лучами оолнца тишину разре­ зает гул мотора само­ лета. В летнее время молодежь по-разному проводит отпуска и каникулы. Одни выез­ жают в туристические походы, другие—в под­ шефные колхозы, а третьих манят просто­ ры «пятого океана». В Липецком аэро­ клубе ДОСААФ мож­ но встретить студен­ тов и школьников, ра­ бочих и служащих, которые полюбили воздушный спорт. Многие юноши и де­ вушки стали у нас хо­ рошими парашютиста­ ми, как например, мае. тер спорта В. Аста­ пов, А. Мезенцева, А. Волкова, А. Кук­ лина, А. Кривопуско- ва и другие. Не раз они занимали призо­ вые места в област­ ных и республикан­ ских соревнованиях по групповым и одиноч­ ным прыжкам. Кроме парашютис­ тов, в аэроклубе зани­ маются будущие лет- чнки-епортсмены. Ве­ ниамин Яковлев, Вла­ димир Кочетов на спортивно- реактивном самолете подготовили программу к всесоюз­ ным -соревнованиям. Молодым кропотли­ во помогают летчики- инструктора Ю. В. Бу­ нин, В. В. Сериков, Д. И. Корвяков, авиа­ ционные техники Ю. Н. Левин, В. А. Фролов, В. П. Неве­ ров. Свое мастерство воспитанники аэро­ клуба продемонстри­ руют сегодня. ю. хи х л о , заместитель - начальника Липецко­ го #аэроклуба. На снимке: спорт­ смен - парашютист А. Волков. Фото И. Черепко. Б ч е с т ь л р & з д ч ш к л Ареной интересных спортивно-показательных выступлений летчиков, парашютистов, авиамоделистов ДОСААФ станет сегодня аэродром Липец­ кого аэропорта. Здесь будет демонстрироваться также авиационная техни­ ка, транспортные и сельскохозяйственные самолеты. Желающие могут со­ вершить экскурсионные полеты над Липецком. Начало праздника в 10 ча­ сов. Вечером в Нижнем парке Липецка состоится встреча с летчиками, бывшими участниками Великой Оте чественной войны. Его грудь украшает значок — награда за без- стигнутые во втооом квартале, им присуждено М А Л Е Н Ь К А Я Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я ...Космический корабль возвращается из длительного путешествия в глубины Вселенной. Показалась родная планета. Командир проверяет работу системы ориентации. Включается тормозная дви­ гательная установка. Пассажиры приль­ нули к иллюминаторам, за которыми бушует тысячеградусное пламя... — Здравствуй, родная земля! Новые приказания командира. Из корпуса корабля медленно выдвигают­ ся... стреловидные крылья. Включается двигатель. Через полчаса космический корабль совершает посадку на аэродро­ ме рядом с лайнерами ГВФ. Новый воздушно-космический самолет (ВКС) отличается от современного кос мического корабля тем, что он — мно­ гократного пользования, способен стар товать с аэродромов, потбм совершать полет в космическом пространстве и возвращаться на землю с посадкой на аэродроме. Но ВКС.— это пока наше будущее. О нем, как и о многих других технических идеях, сообщает книга «Космонавтика»*. На тысячи вопросов, причем на мно­ гие впервые, отвечает эта энциклопедия, в редактировании которой участвовала • «Космонавтика» маленькая энциклоп едка. Издательстао «Советская энциклопедия». Мо­ сква. год 1968, стр. 527. Цена Д р. 50 «• группа ведущих специалистов по косми­ ческой технике и космонавтике. Напри­ мер. указывается, что за 10 лет косми­ ческой эры, начатой 4 октября 1957 го­ да, в космос выведено 254 советские на­ учные станции и корабля общим весом в 736 тонн. Книга дает представление о перспективах развития космической тех­ ники. Так, атомная энергия, которая служит людям на земле, может быть ис­ пользована и для полетов в1космос все­ возможных аппаратов. Тому, кто захо­ чет, например, сравнить корабль «Вос­ ток», на котором летал первооткрыва­ тель космоса Юрий Гагарин, с первым американским кораблем-спутником «Меркурий», стоит открыть страницы 69 и 261. Читатель, которому попадет в рук* том «Маленькой энциклопедии», узнает много интересного о создателях реак­ тивного миномета «Катюша», побывает на космодроме «Байконур», откуда в околоземное пространство стартовали к первый искусственный спутник Земли, в первый «Лунник», и первый человек. Бесспорно, книга «Космонавтика» бу­ дет с одобрением встречена не только научной общественностью, но и широ­ кими кругами читателей, интересующи­ мися космической техникой проблемам* освоения космоса. V

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz