Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

августа 1968 г., М 190 (12 142) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ А Я * * * * * * пч гггтттптт Раздумья учебному после съезда* Готовясь к новому году * Э с т е т и ч е с к о е в о с п и т а н и е в ш к о л е *Как активизировать познавательную дея­ тельность учащихся Успехи шкалы ззадкнт от учителя — эта мысль пронизывала всю ра­ боту Всесоюзного съезда учителей. Успешно решаУв задачу перехода к всеобщему среднему образованию по плечу только тем учителям, ко­ торые обладают большой культурой, людям эрудированным, по-настоя­ щему интеллигентным. Мне хочется поделиться некото­ рыми мыслями, вызванными, в частности, Обращением делегатов съезда, теми его строками, которые призывают «...постоянно совершен- аопектам проблемы, Главный ее во­ прос: содержание каждого учебного предмета —• это богатейший источ­ ник познавательных интересов школьников. , И у каждого из нас есть опреде­ ленная цель. Учительница литерату­ ры Г. А. Болотникова в течение не­ скольких лет проводит наблюдения над тем, как становятся активными старшеклассники под влиянием эс­ тетически направленной познава­ тельной деятельности. Литература, если бе преподают глубоко и инте СГЗзвать формы ЛТ |1111|1т11111111Ш1№111ИП111111П1и1Пт1111П11]П11111Ш111111]1||тт11ит1 методы учебно* восгеитате л ь и о й работы, творчески использовать все помощи вузов общеобразовательной школе говорили многие делегаты Всесоюзного съезда . учителей, это подчеркнул на съезде и министр высшего и среднего специального образования СССР т. Елютин. Хорошей формой изучения и дальнейшего распространения педа­ гогического опыта являются семи­ нары-практикумы.. созываемые липецкими гороно и раполо. В свое время они играли положительную роль. На наш взгляд, в последнее время семинары проводятся без не­ обходимой подго- ПУТИ И ПРОБЛЕМЫ то'8«ш, наспех и зачастую не удов­ летворяют слуша­ телей. ценное, что созда- / но опытом совет* тп,тд1ИСД11,1,Ц||11Ц,ип[11Ц]Ц111,И1,В11|>1,,,М11,8||1||111” » и » » » » « « » " и ской школы и педагогической нау- ресно, особо приобщает ребят к ис- В нашей школе серьезно. интере­ суются передовым педагогическим опытом. Мы глубоко изучили опыт средней Кисловодской школы № 2 и Липецкой средней школы № 12 по воспитанию на примерах жизни и деятельности В. И. Ленина. У учи­ телей начальных классов большой интерес вызывает опыт учителей Павлышской школы Кировоград­ ской области по обучению в приро­ де «как вечном источнике знаний». Учителя математики стремятся ра­ ботать гак, как замечательная учи­ тельница из Задонска В. Н. Прово- торова. Дорог нам, разумеется, и собственный опыт. В «Педагогиче­ ской копилке» — есть у нас такой журнал — описаны приемы работы словесников заслуженной учительни­ цы школы РСФСР А. А. Степаненко, 3. Г. Ершовой и Г. А. Болотнико­ вой, математиков А. Г. Хохловой и В. А. Гавриловой, преподавателя физики С. Т. Антонова, учителей начальных классов А. Б. Сушковой, В. И. Ведерниковой. Да, пожалуй, в школе нет такого учителя, у кото­ рого не^ было бы своей «изюминки» в работе. Все лучшее, что накоплено в 'пе­ дагогической практике нашей шко­ лы, известно каждому учителю и становится достоянием всех. В течение двух лет наш коллек­ тив работает над проблемой вос­ питания познавательных интересов у учащихся. В прошлом учебном году провели теоретическую кон­ ференцию на тему; «Воспитание познавательных интересов на уро­ ке». К конференции были подго­ товлены 11 докладов по разным кусству и учит глубоко познавать жизнь, самые сложные ее стороны— отношения между людьми. Учительница химии М. С. Окута­ на работает над вопросом: «Эффек­ тивность влияния элементов про­ граммированного обучения на поз­ навательный интерес». Учительница истории и обществоведения А. И. Караева занята темой: «Проблем- ность преподавания как средство воспитания познавательных интере­ сов». В новом учебном году намечено провести 2 теоретических конферен­ ции: одну из них— по теме «Воспи­ тание познавательных интересов че­ рез внеклассную воспитательную ра­ боту». И проведенная конференция, и вся наша работа по воспитанию позна­ вательных интересов помогли про­ анализировать, оценить свой собст­ венный опыт, формы, способы, при­ емы обучения и воспитания. Чувствовать новое, искать, раз­ мышлять над фактами живой педа­ гогической деятельности — без это­ го сегодня просто нельзя. Но учи­ теля нашей школы, как и других, занимающихся экспериментами, на­ блюдениями. нуждаются в помощи научных работников, а пока этой помощи мы не получаем. Хотелось бы, чтобы в нашем городе, как, на­ пример, на Украине, в Ленинграде и других местах; к школам были бы прикреплены для постоянной помо­ щи преподаватели пединститута. Мы ждем помощи и от преподава­ телей филиала Московского инсти­ тута стали и сплавов. О настоятель­ ной необходимости в постоянной Хочу остано­ виться еше на од­ ном очень важном вопросе—органи­ зации учебного процесса. Мы все пре- Третнй день работы Всесоюз­ ного съезда учи­ телей. Говорит Генеральный сек­ ретарь ЦК КПСС Л. И. Бреж­ нев: «История поставила на­ шей стране по предмету «народное образование» самый высокий балл». Радостно сознавать, что и липецкие учителя — не последние в скромном и великом деле воспитания бу­ дущих строителей коммунизма. Не так давно к нам приезжали за опытом со всей страны. Потом спорили. О деталях, разумеется. Главное бесспорно: творческий под­ ход к преподаванию стал достоя­ нием многих. В сотнях школ рабо чтают, думают, ищут новое тысячи рядовых армии просвещения. Есть такие учителя и у нас, в средней школе № 10 г. Липецка, почти по каждому предмету', есть они и в других школах городов и сел нашей области. В жизни каждого, целиком отдавшего себя делу, наступает по­ ра, когда появляется потребность И КРУПИЦА ОПЫТА ДОРОГА вафельной и воспитательной проб- - лем. Решение их зависит от своеоб­ разного эмоционального ключа к каждому уроку. Научить самостоя­ тельно думать — вот главное. Один из делегатов съезда, высту­ павший на заседании секции по со­ вершенствован ию учебно-воспита­ тельного процесса, поставил вопрос: «До каких пор на уроках по гума­ нитарным предметам учитель будет требовать, как и 100 лет назад: «Прочитай учебник, заучи, переска­ жи?» Мы задали себе этот вопрос мно­ го лет назад и частично ответили на него. Учебник стал пособием, над которым уче.шк работает по опре­ деленному плану. Этот план требу­ ет от ученика поисков и хрестома­ тийного, и другого материала, при­ учает пользоваться схемами я таб­ лицами, справочниками и произве­ дениями художественной лнтерату- Говорят делегаты Всесоюзного съезда учителей! красно понимаем, что нельзя поста­ вить учебный процесс , на уровень современных требований, не создав хорошей учебной базы -— настоящих учебных кабинетов, хороших библи­ отек, оборудованных учебных ма­ стерских. Но и сейчас, накануне но­ вого учебного года, директора школ с большим трудом приобретают нужное учебное оборудование. В нашей школе большая .сумма выде­ лена на покупку книг для библиоте­ ки. Но это просто неразрешимый вопрос: книг, нужных по программе, нет. Слабо обеспечиваст школы учебным оборудованием магазин «Главонабпроса». Всесоюзный съезд учителей на долгие годы определил пути разви­ тия среднего образования в нашем государстве. И, естественно, что до­ кументы съезда, речь Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежне­ ва будут тщательно .изучаться в педколлективах. Съезд стал хоро­ шей идейной зарядкой для. каждо­ го из нас. Каждый учитель в нынешнем го­ ду будет готовить свои первые уро­ ки с мыслью о съезде, о его нака­ зе нам, учителям. Е. КОВАЛЕНКО, директор средней школы № 19 г. Липецка. передать все «секреты мастерства» идущим на смену. Когда двое обмениваются идеями, каждый становится вдвое богаче. Наш съезд по праву можно назвать всесоюзным смотром педагогических идей. Насколько же мы стали бо­ гаче! Но кому много дано, с того много и опрашивается... Обществоведение. Этот предмет занимает очень важное место в фор­ мировании мировоззрения учащихся. Положительные результаты в нашей школе достигнуты именно благодаря развитию лучшего из опыта липец­ ких учителей. Современный урок требует четкого определения позиа- ры. В этом плане предусматривает­ ся связь с другими предметами и повторение пройденного. Методиче­ ские поиски привели к тому, что выяснились и положительные, и от рянательные стороны учебника. Со­ держание каждого параграфа есть синтез частей — закона, доказатель­ ства, иллюстрации. Проблемная си­ туация, таким образом, не возникает. И обнаруживается парадокс: чем полнее и ярче изложен материал в учебнике, тем меньше работает мысль ученика и больше память. Представьте себе задачник по математике, где сразу после усло­ вия задачи дается решение. Польза от него минимальная. Не следует ли в учебнике обществоведения расчле­ нить материал? Примерно так: в первой части его даются научные положения, схемы и задания, где и как найти доказательства; во вто­ рой части содержится необходимый н достаточный для выполнения за­ дания хрестоматийный и другой ма­ териал. Если к этому добавить кни­ гу для чтения, то цель будет достиг­ нута: ученик сам должен будет син­ тезировать свой ответ. Находка-то, конечно, е бородой (сравните с дет­ скими кубиками для складывания картинок, когда ребенок из частей составляет целое).. Но подумать над этим стоит. И еще одно: научить ученика думать можно только уси­ лиями всех педагогов школы. Один в школе не воин. Более.того, нера­ дивый учитель — по существу на­ хлебник. Ведь мы работаем на од­ ном поде, и кто-то трудится и за се­ бя, и за соседа. Как резко осуждали на съезде тех, кто живет вчерашним днем, и как аплодировали зовущим в буду­ щее! Вспоминается рассказ замеча­ тельного организатора и воспитате­ ля, директора Павлышской средней школы Кировоградской области, Ге­ роя Социалистического Труда В. А. Сухомлянского о том, что в его школе ребят учат творчеству с 1-го класса все учителя на всех ■уроках. Там и успех! * * * * Воспитывается ученик не только ,на уроках. Общественное дело — могучее средство в подготовке но­ вого человека. Художественная са­ модеятельность и строительный от­ ряд, редколлегия и лекторская груп­ па — средств этик много. В нашей школе лекторская группа из 16 старшеклассников подготовила и провела в течение последних двух лет более 60 лек­ ций для учащих­ ся. Группа бу­ дет^ действовать и в новом учебном году. Все ли возможности этой формы работы исчерпаны? Не пора ли ученикам выйти и за преде­ лы школы, в рабочую аудиторию?—. Как это сделать лучше? Отдель­ ные учителя-энтузиасты имели многолетнюю связь с молодежными бригадами тракторного завода, и их хороший пример не забыт. Но по­ стоянной и всеобщей связи с пред­ приятиями и учреждениями нет. Есть ли в рабочих планах партийной, комсомольской и профсоюзной орга­ низаций ЛТЗ хорошо скоординиро­ ванный раздел — связь со школой? Ведь эта связь помогает и школе, и заводу в деле воспитания своих кол­ лективов по принципу: воспитатель обязательно воспитывается сам. Пока же огромный тракторный за,вод оказывает скромное влияние на воспитание учащихся ближних школ. Оказывается, некоторые кол­ хозы могут стать хорошим приме­ ром для промышленных предприя­ тий. Л. И. Брежнев на съезде особо отметил помощь колхоза им. Куйбы­ шева Киевской области местной школе и сказал: «А было бы лучше/ если бы партийные организации, наши советские органы и профсою­ зы не ждали, когда учителя посту­ чатся к ним, а сами чувствовали по­ требность более тесного‘"общения с учителем и не только на собраниях и заседаниях, но в повседневной жизни». Всесоюзный съезд учителей про­ шел. Всесоюзное обсуждение вопро­ сов просвещения продолжается, А. ПИВОВАРОВ, учитель истории и общество­ ведения средней школы № 10 г. Липецка. У и н и ц и а т о р о в с о р е в н о в а н и я ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРЕКРАСНОЕ Педагогический коллектив Усман- ской средней школы № 1 большое внимание уделяет эстетическому воспитанию школьников. Оно у нас начинается с первого класса, как только ребенок переступит порог школы, и в дальнейшем осущест­ вляется на уроках 'всех предметов гуманитарного и политехнического циклов, а также и во внеклассной работе. Известно, что в эстетическом вос­ питании важдю все: и в каком костю­ ме придет ученик в школу, и как будет организован праздничный ве­ чер и т. д. Очень важно, чтобы ок­ ружающая обстановка, весь школь­ ный быт прививали ребенку опреде­ ленные эстетические вкусы и нормы. Первоклассников мы всегда раз­ мещаем в самых светлых классах. Коридоры нашей школы украше­ ны стендами, отражающими жизнь и деятельность В. И. Ленина и под­ виг советского народа в суровые •годы Великой Отечественной войны. Классные -н школьные стенные га­ зеты, стенды с фотографиями луч­ ших учеников и спортсменов, клас­ сные уголки, уголки пионерских от­ рядов — все мы стремимся офор­ мить красиво, со вкусом. Правда, в нашей школе тесно, но чисто, уютно, и это заставляет детей быть подтянутыми, опрятными. У нас во время перемен нет суто­ локи, на уроках — хорошая дис­ циплина. В школе вот уже несколько лет работают «Клуб любителей музыки», «Клуб выходного дня» и агитбрига­ ды, организованные из комсомоль­ цев старших классов. Члены «Клу­ ба любителей музыки» за последние годы провели лекции-концерты о композиторах Петрове, Островском, Соловьеве-Седом, Дунаевском и других. Концерты готовили сами школьники под руководством тех из них, кто окончил музыкальную шко- лу. Агитбригады старших классов под­ готовили и провели литературно­ музыкальные композиции на темы: «Россия—Родина моя», «Песни вес­ ны», «Счастлив тот, кто всегда в пути»... Они выступали с концертами в школе, на районной комсомольской конференции, в клубе махорочной фабрики, на механическом заводе, в селах Девица и Новая Углавка и везде пользовались большим успе­ хом. Для учащихся 5—7 классов агит­ бригады дали лекции и концерты на темы: «Революционная песня», «Ис­ тория песен «Орленок» и «Варяг». Несколько лет школа занимает в Успешно выполнив трехлетку по культурно-бытовому строительсгву, долгоруковцы не стали делать пере­ дышку. П*о инициативе коммунистов в конце прошлого года в районе взя­ лись за -новые большие дела — стро­ ительство школ и детских учрежде­ ний. К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина намечено соорудить 16 школьных зданий на 4.656 уча­ щихся и пять детских садов. При­ чем средние школы должны всту- Ж. I - -Л Страница подготовле- нештатным отделом * школ редакции. I, районе первое место на смотре бое­ вой песни, посвященном Дню Совет­ ской Армии. В десятых классах у нас созданы университеты культуры. На их за­ нятиях проводились лекции и бесе­ ды на такие темы: «Образ В. И Ленина в художественной литерату­ ре», «Ленин и музыка», «Жизнь и деятельность Чайковского», «Бес­ смертие картин Сурикова», «Боро­ дин — композитор и ученый», «Ис кусство и религия». В городе уже стало традицией проводить по школам так называе­ мые декады литературного творче­ ства. В эти дни учащиеся выступа­ ют с публичным чтением своих соб­ ственных стихов и рассказов. Не раз наша школа первенствовала на та­ ких декадах. На одном из последних смотров художественной самодеятельности концерт учащихся нашей школы продолжался 4 часа. На нем высту­ пили хор, участники клуба любите­ лей музыки, коллектив комического цирка, состоящий из четвероклас­ сников и пятиклассников, теневой театр, драматический кружок, эст­ радный оркестр, а также отдельные учащиеся со спортивными номера­ ми, сольным пением и танцами. К смотру была организована вы­ ставка творческих работ наших школьников — рисунки, вышивание, лепка и у. д. На общешкольных линейках у нас проводятся беседы, посвященные творчеству художников и компози­ торов. Регулярно устраиваем обзор журнала «Музыкальная жизнь». На больших переменах организуем кол­ лективное слушание учащимися про­ изведений композиторов-классиков. В школе создан и клуб выходно­ го дня по искусству, в котором 150 человек. Вначале его работа своди­ лась к организованному просмотру кинокартин. Ребята избрали дирек­ тора кинотеатра, кассира. Но уже вскоре у членов клуба возникла мысль систематически посещать му­ зыкальный театр в г. Воронеже — по воскресеньям хотя бы один раз в месяц. В январе они слушали опе­ ру «Евгений Онегин», в феврале — «Демон». А потом были «Брестская крепость», оперетта «Севастополь­ ский вальс». Сколько впечатлений! Сколько разговоров об исполните­ лях, музыке и вообще о силе искус­ ства! Все это помогает расширить кру­ гозор учащихся, воспитывать их вку­ сы, пополнить и углубить их «аания. Е. КОРОЛЕВА, заместитель директора Усманской средней школы № I. О. КОЛЕСНИКОВА, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. ю** Г*** -V . -.у, >«&, •• .,*>,■** . .... . .!. ’‘'' - ■ ПЕРЕД РАЙОННЫМ | П Е Д С О В Е Т О М 5 Готовясь к новому учебному году, мы думаем,, как лучше, как успешнее решить поставлен­ ные партией задачи. 1 В истекшем учебном году мно_ ♦ гие наши педагогические коллек- | тивы добились хороших резуль- 2 татов в обучении и воспитании | учащихся. Из 32 школ района 11 | закончили учебный год со 100- Xпроцентной успеваемостью. ♦ У нас накоплен положительный I опыт по воспитанию учащихся на 1 примере жизни и деятельности X В. И. Ленина, трудовому воспи- ♦танию, по научной организации | труда руководителей школ и X учителей. | Успехи нас радуют, окрыляют. ♦Однако мы понимаем: чтобы ид_ 2 ти в ногу с временем, нам пред- 1 стоит многое сделать. $ Чтобы организованно, целеус- 2 тремленно начать новый учеб- | ный год, мы сейчас очень тща- X тельно готовимся к районному ♦педагогическому совету — ав- | густовскому совещанию учите- $ лей, на котором пойдет боль. ♦шой разговор о нерешенных на- ♦ших проблемах, путях дальней- ♦шего совершенствования форм и 2 методов обучения и воспитания ♦ учащихся, повышения научно-пе_ | дагогической квалификации ру. | ководителей школ -и учителей. 2 В районе создана специальная | комиссия. Она до начала работы | районного совещания помогает 2 в каждой школе провести кол- | лективный анализ, всестороннее $ обсуждение насущных вопросов | обучения и воспитания и затем | разработать обоснованные реко- 2 мендации. Комиссия будет ♦рецензировать доклады учите- 1 лей, отберет наиболее ценный 2 методический материал для сек- 1 ционных занятий. 1 Районный отдел народного об- ♦ разования намерен ознакомить : : педаго-2 учителей с передовым гическим опытом. Так, например, на секции ру­ ководителей школ будут заслу­ шаны доклады об опыте работы завуча Хлевенской средней шко­ лы С. А. Алпатова «НОТ и воп- | росы педагогической статистики», $ завуча Дмитряшевской средней 2 школы 3. А. Бухтояровой «Руко- | водство работой методического ♦ кабинета в школе на обществен- § ных началах». $ Учителя немецкого языка Хле- | венской средней школы А. И. 2 Харламова и А. А. Белолипецких поделятся опытом, как они ак­ тивизируют познавательную де­ ятельность учащихся на уроке, применяя фронтальные формы работы, используя игровые мо- 1 менты. В связи с введением новых учебных программ учителя в соответствующих секциях будут ознакомлены не только с содер­ жанием программ, но и методи­ кой проведения уроков, с наибо­ лее рациональными, научно обо­ снованными методами обучения. Для руководителей школ будет организован специальный семи­ нар по изучению новых про­ грамм. х Чтобы помочь учителям в со- | вершенствовании их квалифика- 2 ции и педагогического мастерст- | ва, во всех средних школах рай- * она к началу учебного года будут 2 открыты на общественных нача- 2 лах методические кабинеты. Сей -X час такие кабинеты уже созданы 2 при Хлевенской, Ново-Дубовской, 2 Верхне-Колыбельской и Дмитря- $ шевской средних школах. 1 Большинство учителей района 1 активно готовится к новому учеб-2 ному году. | В. ХАРЛАМОВ, 2 заведующий Хлевенскнм районе. 2 пить в строй в комплек­ се с интернатами и сто­ ловыми, спортивными залами и площадками. _________ Планы школьного строительства обсу­ ждали на колхозных и рабочих собраниях, сельских сходах, на пле­ нуме райкома партии. К участию в разработке обязательств был при­ влечен широкий круг людей. При составлении перспективного плана долгоруковцы опирались на тщательно проведенные экономиче­ ские расчеты. Строит тот, кто рас­ полагает средствами и хорошо под­ готовленными кадрами. В долгору­ ковских хозяйствах есть й то, и другое. Денежные до-ходы в 1967 году по сравнению с 1964 годом во многих колхозах и совхозах возрос­ ли в два—три раза, В каждой из созданных повсе­ местно крупных с т ро я т е л ьн ы. х бригад насчиты­ вается по 30—40 специалистов. На сооружение школ и детских учреж­ дений бросили свои силы местные строительные ор­ ганизации. Коллектив районного СМУ «Межколхозстроя» подрядился строить Меньше-Колодезскую и Сте- галовску-ю средние щ^олы. Специа­ листы ремстройучастка — Братов- щинокую среднюю, Веселовскую 8-летнюю. Велика заинтересованность сель­ ских тружеников в строительстве школ и детских учреждении. На средства колхозов и совхозов за­ планировано построить в третьем году пятилетки 11 школьных зданий, 4 детских сада, три спортзала. Каж­ дый трудоспособный житель села решил отработать на школьной стройке не менее 5 дней. А как выполняются обязательст­ ва? Мы побывали на тех Школьных стройках, которые должны быть завершены к началу сентября это­ го года. Вот село Дубовец — центр усадьбы крупного колхоза имени Тимирязева. Много доброт­ ных домов, Клуб, баня. И еще одна новостройка — школа на 320 мест. Поставлена она в центре села. В знании просторные, светлые классы, мастерсш е дл я прода водственагого обучения, спортивный зал. Полови­ на классов уже готова к занятиям. В остальных полным ходом ведутся отделочные работы — побелка стен и потолков, покраска полов, дверей. —• Двадцатого школа будет гото­ ва,— говорят строители. В этом никто не сомневается. Ра­ ботают хорошо. Все материалы за­ везены. Строителям помогают? кол­ хоз, жители села. Едем в село Большой Колодезь. Тут строят 8-летнюю школу на 190 учащихся. —. Сооружаем ее за счет капита­ ловложений силами ремстройучаст­ ка,—рассказывает заместитель пред­ седателя райисполкома В. И. Зуев. —■Строителям помогают колхозни­ ки. С их участием выполнены боль­ шие работы. Колхоз «Память Лени­ на» помогает транспортом, выделяет нужных специалистов. Словом, в колхозе считают школьную стройку своей. . , А вот и школа. Красивое здание. На фасаде обозначено: построено в 1968 году. Входим в помещение. В НА ШКОЛЬНЫХ СТРОЙКАХ классах много света. Стены чисто выбелены. Осталось покрасить полы, убрать с территории мусор. В одном из классов встретили директора школы Л. Д. Рязанцеву. Вокруг нее — ребятишки. Пришли помогать. — Первое занятие проведем уже в новой школе,— заявляет она.— Правда, дел еще многое Но с помо­ щью колхозников все будет в срок. Договорились в правлении в пер­ вый же подходящий день устроить субботник. Утеплим потолки, приве­ дем в порядок территорию, устано­ вим в классах мебель. В проекте Больше-Колодезской школы, кроме классов, предусмотре­ ны мастерские и лаборатории. Для этого отведена специальная комна­ та. Нет пока спортивного зала. Он будет построен в 1969 году. Побывали мы и в селе Ломове}, где к основному зданию средней школы пристраиваются три классных комнаты и спортивный зал. Работы ведутся на средства сельхозартели «Верный путь». Техническое руко­ водство осуществляют специалисты районного СМУ «Межколховспроя». Колхозники опешат: до начала за­ нятий надо покрасить полы, смонти­ ровать водяное отопление. На стройку ежедневно заглядывают председатель колхоза А. С. Панков, секретарь партийной организации А. Д. Кленикова. Случись заминка в деле — руководители хозяйства стараются 'тут же поправить поло­ жение. Колхоз «Верный путь» стро­ ит большой клуб и другие культур­ но-бытовые помещения. Но школу считают первым объектом. — Мы хотим создать детям все условия для плодотворной учебы. На это мы не пожалеем ни средств, ни сил,—• заявляют руководители артели. Три классных комнаты и спортив­ ный зал получат в этом году школь­ ники села Жернсвное. Строительные работы подходят к концу. Заслуга в этом коллектива совхоза «Долгору­ ковский». Работают его специали­ сты, совхоз выделил средства, мате­ риалы. К началу учебного года войдут в строй Тушинская и Изубриевская начальные шкблы, построенные на средства колхозов имени Тимирязе­ ва и «Путь коммунизма». А всего в районе готовятся к сдаче шесть, школьных зданий на 1160 учащихся цри плане 1000 мест. Таким обра­ зом, обязательст­ во свое на 1968 год долгоруковцы выполняют с честью. В новом году планируют сдать в эксплуатацию 8-летние школы в Стрельце и в первом отделении сов­ хоза имени Тимирязева, а также Выгульскую начальную школу. Сей­ час эти объекты—в строительных ле­ сах. В Стрелецкой школе к осени начнут отделочные работы. До пер­ вого этажа выведено здание в сов­ хозе имени Тимирязева. Заканчивается в школах района текущий и капитальный ремонт. Особенно хорошо подготовился к началу занятий коллектив Вязсвин­ кой средней школы. По-хозяйски отремонтированы классные комна­ ты, мебель, учебный инвентарь. По­ строены 4-квартирные дома для учи­ телей. И все это сделано своими силами, с любовью, со вкусом. Школы в Долгоруково обеспечены топливом, пополнились новым обо­ рудованием. Во всем видна большая забота районной партийной оргаии- зацч’”. С. БЕЗЛЕПКИН, НА СНИМКЕ: здание Дубовец- кой восьмилетней школы, постро­ енное колхозом имени Тимирязе­ ва Долгоруковского района. Фото И. Антипова. Мы в Липецкой школе № 1. Она хорошо отремонтирована, идет комплектация классов, учителя готовят­ ся к августовским совещаниям. НА СНИМКЕ (слева направо): воспитатель группы продленного дня Нина Николаевна Размололина, преподаватель немецкого языка Ираида Николаевна Горюнова, организатор воспитательной работы Раиса Константиновна Мелихова и завуч по начальным классам заслуженная учительница школы РСФСР Анна Андреевна Лаврищева. Они обсуждают планы воспитательной работы на новый учебный год. Фото Ю. Ардашева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz