Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
августа 1968 г., М 190 (12 142) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ А Я * * * * * * пч гггтттптт Раздумья учебному после съезда* Готовясь к новому году * Э с т е т и ч е с к о е в о с п и т а н и е в ш к о л е *Как активизировать познавательную дея тельность учащихся Успехи шкалы ззадкнт от учителя — эта мысль пронизывала всю ра боту Всесоюзного съезда учителей. Успешно решаУв задачу перехода к всеобщему среднему образованию по плечу только тем учителям, ко торые обладают большой культурой, людям эрудированным, по-настоя щему интеллигентным. Мне хочется поделиться некото рыми мыслями, вызванными, в частности, Обращением делегатов съезда, теми его строками, которые призывают «...постоянно совершен- аопектам проблемы, Главный ее во прос: содержание каждого учебного предмета —• это богатейший источ ник познавательных интересов школьников. , И у каждого из нас есть опреде ленная цель. Учительница литерату ры Г. А. Болотникова в течение не скольких лет проводит наблюдения над тем, как становятся активными старшеклассники под влиянием эс тетически направленной познава тельной деятельности. Литература, если бе преподают глубоко и инте СГЗзвать формы ЛТ |1111|1т11111111Ш1№111ИП111111П1и1Пт1111П11]П11111Ш111111]1||тт11ит1 методы учебно* восгеитате л ь и о й работы, творчески использовать все помощи вузов общеобразовательной школе говорили многие делегаты Всесоюзного съезда . учителей, это подчеркнул на съезде и министр высшего и среднего специального образования СССР т. Елютин. Хорошей формой изучения и дальнейшего распространения педа гогического опыта являются семи нары-практикумы.. созываемые липецкими гороно и раполо. В свое время они играли положительную роль. На наш взгляд, в последнее время семинары проводятся без не обходимой подго- ПУТИ И ПРОБЛЕМЫ то'8«ш, наспех и зачастую не удов летворяют слуша телей. ценное, что созда- / но опытом совет* тп,тд1ИСД11,1,Ц||11Ц,ип[11Ц]Ц111,И1,В11|>1,,,М11,8||1||111” » и » » » » « « » " и ской школы и педагогической нау- ресно, особо приобщает ребят к ис- В нашей школе серьезно. интере суются передовым педагогическим опытом. Мы глубоко изучили опыт средней Кисловодской школы № 2 и Липецкой средней школы № 12 по воспитанию на примерах жизни и деятельности В. И. Ленина. У учи телей начальных классов большой интерес вызывает опыт учителей Павлышской школы Кировоград ской области по обучению в приро де «как вечном источнике знаний». Учителя математики стремятся ра ботать гак, как замечательная учи тельница из Задонска В. Н. Прово- торова. Дорог нам, разумеется, и собственный опыт. В «Педагогиче ской копилке» — есть у нас такой журнал — описаны приемы работы словесников заслуженной учительни цы школы РСФСР А. А. Степаненко, 3. Г. Ершовой и Г. А. Болотнико вой, математиков А. Г. Хохловой и В. А. Гавриловой, преподавателя физики С. Т. Антонова, учителей начальных классов А. Б. Сушковой, В. И. Ведерниковой. Да, пожалуй, в школе нет такого учителя, у кото рого не^ было бы своей «изюминки» в работе. Все лучшее, что накоплено в 'пе дагогической практике нашей шко лы, известно каждому учителю и становится достоянием всех. В течение двух лет наш коллек тив работает над проблемой вос питания познавательных интересов у учащихся. В прошлом учебном году провели теоретическую кон ференцию на тему; «Воспитание познавательных интересов на уро ке». К конференции были подго товлены 11 докладов по разным кусству и учит глубоко познавать жизнь, самые сложные ее стороны— отношения между людьми. Учительница химии М. С. Окута на работает над вопросом: «Эффек тивность влияния элементов про граммированного обучения на поз навательный интерес». Учительница истории и обществоведения А. И. Караева занята темой: «Проблем- ность преподавания как средство воспитания познавательных интере сов». В новом учебном году намечено провести 2 теоретических конферен ции: одну из них— по теме «Воспи тание познавательных интересов че рез внеклассную воспитательную ра боту». И проведенная конференция, и вся наша работа по воспитанию позна вательных интересов помогли про анализировать, оценить свой собст венный опыт, формы, способы, при емы обучения и воспитания. Чувствовать новое, искать, раз мышлять над фактами живой педа гогической деятельности — без это го сегодня просто нельзя. Но учи теля нашей школы, как и других, занимающихся экспериментами, на блюдениями. нуждаются в помощи научных работников, а пока этой помощи мы не получаем. Хотелось бы, чтобы в нашем городе, как, на пример, на Украине, в Ленинграде и других местах; к школам были бы прикреплены для постоянной помо щи преподаватели пединститута. Мы ждем помощи и от преподава телей филиала Московского инсти тута стали и сплавов. О настоятель ной необходимости в постоянной Хочу остано виться еше на од ном очень важном вопросе—органи зации учебного процесса. Мы все пре- Третнй день работы Всесоюз ного съезда учи телей. Говорит Генеральный сек ретарь ЦК КПСС Л. И. Бреж нев: «История поставила на шей стране по предмету «народное образование» самый высокий балл». Радостно сознавать, что и липецкие учителя — не последние в скромном и великом деле воспитания бу дущих строителей коммунизма. Не так давно к нам приезжали за опытом со всей страны. Потом спорили. О деталях, разумеется. Главное бесспорно: творческий под ход к преподаванию стал достоя нием многих. В сотнях школ рабо чтают, думают, ищут новое тысячи рядовых армии просвещения. Есть такие учителя и у нас, в средней школе № 10 г. Липецка, почти по каждому предмету', есть они и в других школах городов и сел нашей области. В жизни каждого, целиком отдавшего себя делу, наступает по ра, когда появляется потребность И КРУПИЦА ОПЫТА ДОРОГА вафельной и воспитательной проб- - лем. Решение их зависит от своеоб разного эмоционального ключа к каждому уроку. Научить самостоя тельно думать — вот главное. Один из делегатов съезда, высту павший на заседании секции по со вершенствован ию учебно-воспита тельного процесса, поставил вопрос: «До каких пор на уроках по гума нитарным предметам учитель будет требовать, как и 100 лет назад: «Прочитай учебник, заучи, переска жи?» Мы задали себе этот вопрос мно го лет назад и частично ответили на него. Учебник стал пособием, над которым уче.шк работает по опре деленному плану. Этот план требу ет от ученика поисков и хрестома тийного, и другого материала, при учает пользоваться схемами я таб лицами, справочниками и произве дениями художественной лнтерату- Говорят делегаты Всесоюзного съезда учителей! красно понимаем, что нельзя поста вить учебный процесс , на уровень современных требований, не создав хорошей учебной базы -— настоящих учебных кабинетов, хороших библи отек, оборудованных учебных ма стерских. Но и сейчас, накануне но вого учебного года, директора школ с большим трудом приобретают нужное учебное оборудование. В нашей школе большая .сумма выде лена на покупку книг для библиоте ки. Но это просто неразрешимый вопрос: книг, нужных по программе, нет. Слабо обеспечиваст школы учебным оборудованием магазин «Главонабпроса». Всесоюзный съезд учителей на долгие годы определил пути разви тия среднего образования в нашем государстве. И, естественно, что до кументы съезда, речь Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежне ва будут тщательно .изучаться в педколлективах. Съезд стал хоро шей идейной зарядкой для. каждо го из нас. Каждый учитель в нынешнем го ду будет готовить свои первые уро ки с мыслью о съезде, о его нака зе нам, учителям. Е. КОВАЛЕНКО, директор средней школы № 19 г. Липецка. передать все «секреты мастерства» идущим на смену. Когда двое обмениваются идеями, каждый становится вдвое богаче. Наш съезд по праву можно назвать всесоюзным смотром педагогических идей. Насколько же мы стали бо гаче! Но кому много дано, с того много и опрашивается... Обществоведение. Этот предмет занимает очень важное место в фор мировании мировоззрения учащихся. Положительные результаты в нашей школе достигнуты именно благодаря развитию лучшего из опыта липец ких учителей. Современный урок требует четкого определения позиа- ры. В этом плане предусматривает ся связь с другими предметами и повторение пройденного. Методиче ские поиски привели к тому, что выяснились и положительные, и от рянательные стороны учебника. Со держание каждого параграфа есть синтез частей — закона, доказатель ства, иллюстрации. Проблемная си туация, таким образом, не возникает. И обнаруживается парадокс: чем полнее и ярче изложен материал в учебнике, тем меньше работает мысль ученика и больше память. Представьте себе задачник по математике, где сразу после усло вия задачи дается решение. Польза от него минимальная. Не следует ли в учебнике обществоведения расчле нить материал? Примерно так: в первой части его даются научные положения, схемы и задания, где и как найти доказательства; во вто рой части содержится необходимый н достаточный для выполнения за дания хрестоматийный и другой ма териал. Если к этому добавить кни гу для чтения, то цель будет достиг нута: ученик сам должен будет син тезировать свой ответ. Находка-то, конечно, е бородой (сравните с дет скими кубиками для складывания картинок, когда ребенок из частей составляет целое).. Но подумать над этим стоит. И еще одно: научить ученика думать можно только уси лиями всех педагогов школы. Один в школе не воин. Более.того, нера дивый учитель — по существу на хлебник. Ведь мы работаем на од ном поде, и кто-то трудится и за се бя, и за соседа. Как резко осуждали на съезде тех, кто живет вчерашним днем, и как аплодировали зовущим в буду щее! Вспоминается рассказ замеча тельного организатора и воспитате ля, директора Павлышской средней школы Кировоградской области, Ге роя Социалистического Труда В. А. Сухомлянского о том, что в его школе ребят учат творчеству с 1-го класса все учителя на всех ■уроках. Там и успех! * * * * Воспитывается ученик не только ,на уроках. Общественное дело — могучее средство в подготовке но вого человека. Художественная са модеятельность и строительный от ряд, редколлегия и лекторская груп па — средств этик много. В нашей школе лекторская группа из 16 старшеклассников подготовила и провела в течение последних двух лет более 60 лек ций для учащих ся. Группа бу дет^ действовать и в новом учебном году. Все ли возможности этой формы работы исчерпаны? Не пора ли ученикам выйти и за преде лы школы, в рабочую аудиторию?—. Как это сделать лучше? Отдель ные учителя-энтузиасты имели многолетнюю связь с молодежными бригадами тракторного завода, и их хороший пример не забыт. Но по стоянной и всеобщей связи с пред приятиями и учреждениями нет. Есть ли в рабочих планах партийной, комсомольской и профсоюзной орга низаций ЛТЗ хорошо скоординиро ванный раздел — связь со школой? Ведь эта связь помогает и школе, и заводу в деле воспитания своих кол лективов по принципу: воспитатель обязательно воспитывается сам. Пока же огромный тракторный за,вод оказывает скромное влияние на воспитание учащихся ближних школ. Оказывается, некоторые кол хозы могут стать хорошим приме ром для промышленных предприя тий. Л. И. Брежнев на съезде особо отметил помощь колхоза им. Куйбы шева Киевской области местной школе и сказал: «А было бы лучше/ если бы партийные организации, наши советские органы и профсою зы не ждали, когда учителя посту чатся к ним, а сами чувствовали по требность более тесного‘"общения с учителем и не только на собраниях и заседаниях, но в повседневной жизни». Всесоюзный съезд учителей про шел. Всесоюзное обсуждение вопро сов просвещения продолжается, А. ПИВОВАРОВ, учитель истории и общество ведения средней школы № 10 г. Липецка. У и н и ц и а т о р о в с о р е в н о в а н и я ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРЕКРАСНОЕ Педагогический коллектив Усман- ской средней школы № 1 большое внимание уделяет эстетическому воспитанию школьников. Оно у нас начинается с первого класса, как только ребенок переступит порог школы, и в дальнейшем осущест вляется на уроках 'всех предметов гуманитарного и политехнического циклов, а также и во внеклассной работе. Известно, что в эстетическом вос питании важдю все: и в каком костю ме придет ученик в школу, и как будет организован праздничный ве чер и т. д. Очень важно, чтобы ок ружающая обстановка, весь школь ный быт прививали ребенку опреде ленные эстетические вкусы и нормы. Первоклассников мы всегда раз мещаем в самых светлых классах. Коридоры нашей школы украше ны стендами, отражающими жизнь и деятельность В. И. Ленина и под виг советского народа в суровые •годы Великой Отечественной войны. Классные -н школьные стенные га зеты, стенды с фотографиями луч ших учеников и спортсменов, клас сные уголки, уголки пионерских от рядов — все мы стремимся офор мить красиво, со вкусом. Правда, в нашей школе тесно, но чисто, уютно, и это заставляет детей быть подтянутыми, опрятными. У нас во время перемен нет суто локи, на уроках — хорошая дис циплина. В школе вот уже несколько лет работают «Клуб любителей музыки», «Клуб выходного дня» и агитбрига ды, организованные из комсомоль цев старших классов. Члены «Клу ба любителей музыки» за последние годы провели лекции-концерты о композиторах Петрове, Островском, Соловьеве-Седом, Дунаевском и других. Концерты готовили сами школьники под руководством тех из них, кто окончил музыкальную шко- лу. Агитбригады старших классов под готовили и провели литературно музыкальные композиции на темы: «Россия—Родина моя», «Песни вес ны», «Счастлив тот, кто всегда в пути»... Они выступали с концертами в школе, на районной комсомольской конференции, в клубе махорочной фабрики, на механическом заводе, в селах Девица и Новая Углавка и везде пользовались большим успе хом. Для учащихся 5—7 классов агит бригады дали лекции и концерты на темы: «Революционная песня», «Ис тория песен «Орленок» и «Варяг». Несколько лет школа занимает в Успешно выполнив трехлетку по культурно-бытовому строительсгву, долгоруковцы не стали делать пере дышку. П*о инициативе коммунистов в конце прошлого года в районе взя лись за -новые большие дела — стро ительство школ и детских учрежде ний. К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина намечено соорудить 16 школьных зданий на 4.656 уча щихся и пять детских садов. При чем средние школы должны всту- Ж. I - -Л Страница подготовле- нештатным отделом * школ редакции. I, районе первое место на смотре бое вой песни, посвященном Дню Совет ской Армии. В десятых классах у нас созданы университеты культуры. На их за нятиях проводились лекции и бесе ды на такие темы: «Образ В. И Ленина в художественной литерату ре», «Ленин и музыка», «Жизнь и деятельность Чайковского», «Бес смертие картин Сурикова», «Боро дин — композитор и ученый», «Ис кусство и религия». В городе уже стало традицией проводить по школам так называе мые декады литературного творче ства. В эти дни учащиеся выступа ют с публичным чтением своих соб ственных стихов и рассказов. Не раз наша школа первенствовала на та ких декадах. На одном из последних смотров художественной самодеятельности концерт учащихся нашей школы продолжался 4 часа. На нем высту пили хор, участники клуба любите лей музыки, коллектив комического цирка, состоящий из четвероклас сников и пятиклассников, теневой театр, драматический кружок, эст радный оркестр, а также отдельные учащиеся со спортивными номера ми, сольным пением и танцами. К смотру была организована вы ставка творческих работ наших школьников — рисунки, вышивание, лепка и у. д. На общешкольных линейках у нас проводятся беседы, посвященные творчеству художников и компози торов. Регулярно устраиваем обзор журнала «Музыкальная жизнь». На больших переменах организуем кол лективное слушание учащимися про изведений композиторов-классиков. В школе создан и клуб выходно го дня по искусству, в котором 150 человек. Вначале его работа своди лась к организованному просмотру кинокартин. Ребята избрали дирек тора кинотеатра, кассира. Но уже вскоре у членов клуба возникла мысль систематически посещать му зыкальный театр в г. Воронеже — по воскресеньям хотя бы один раз в месяц. В январе они слушали опе ру «Евгений Онегин», в феврале — «Демон». А потом были «Брестская крепость», оперетта «Севастополь ский вальс». Сколько впечатлений! Сколько разговоров об исполните лях, музыке и вообще о силе искус ства! Все это помогает расширить кру гозор учащихся, воспитывать их вку сы, пополнить и углубить их «аания. Е. КОРОЛЕВА, заместитель директора Усманской средней школы № I. О. КОЛЕСНИКОВА, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. ю** Г*** -V . -.у, >«&, •• .,*>,■** . .... . .!. ’‘'' - ■ ПЕРЕД РАЙОННЫМ | П Е Д С О В Е Т О М 5 Готовясь к новому учебному году, мы думаем,, как лучше, как успешнее решить поставлен ные партией задачи. 1 В истекшем учебном году мно_ ♦ гие наши педагогические коллек- | тивы добились хороших резуль- 2 татов в обучении и воспитании | учащихся. Из 32 школ района 11 | закончили учебный год со 100- Xпроцентной успеваемостью. ♦ У нас накоплен положительный I опыт по воспитанию учащихся на 1 примере жизни и деятельности X В. И. Ленина, трудовому воспи- ♦танию, по научной организации | труда руководителей школ и X учителей. | Успехи нас радуют, окрыляют. ♦Однако мы понимаем: чтобы ид_ 2 ти в ногу с временем, нам пред- 1 стоит многое сделать. $ Чтобы организованно, целеус- 2 тремленно начать новый учеб- | ный год, мы сейчас очень тща- X тельно готовимся к районному ♦педагогическому совету — ав- | густовскому совещанию учите- $ лей, на котором пойдет боль. ♦шой разговор о нерешенных на- ♦ших проблемах, путях дальней- ♦шего совершенствования форм и 2 методов обучения и воспитания ♦ учащихся, повышения научно-пе_ | дагогической квалификации ру. | ководителей школ -и учителей. 2 В районе создана специальная | комиссия. Она до начала работы | районного совещания помогает 2 в каждой школе провести кол- | лективный анализ, всестороннее $ обсуждение насущных вопросов | обучения и воспитания и затем | разработать обоснованные реко- 2 мендации. Комиссия будет ♦рецензировать доклады учите- 1 лей, отберет наиболее ценный 2 методический материал для сек- 1 ционных занятий. 1 Районный отдел народного об- ♦ разования намерен ознакомить : : педаго-2 учителей с передовым гическим опытом. Так, например, на секции ру ководителей школ будут заслу шаны доклады об опыте работы завуча Хлевенской средней шко лы С. А. Алпатова «НОТ и воп- | росы педагогической статистики», $ завуча Дмитряшевской средней 2 школы 3. А. Бухтояровой «Руко- | водство работой методического ♦ кабинета в школе на обществен- § ных началах». $ Учителя немецкого языка Хле- | венской средней школы А. И. 2 Харламова и А. А. Белолипецких поделятся опытом, как они ак тивизируют познавательную де ятельность учащихся на уроке, применяя фронтальные формы работы, используя игровые мо- 1 менты. В связи с введением новых учебных программ учителя в соответствующих секциях будут ознакомлены не только с содер жанием программ, но и методи кой проведения уроков, с наибо лее рациональными, научно обо снованными методами обучения. Для руководителей школ будет организован специальный семи нар по изучению новых про грамм. х Чтобы помочь учителям в со- | вершенствовании их квалифика- 2 ции и педагогического мастерст- | ва, во всех средних школах рай- * она к началу учебного года будут 2 открыты на общественных нача- 2 лах методические кабинеты. Сей -X час такие кабинеты уже созданы 2 при Хлевенской, Ново-Дубовской, 2 Верхне-Колыбельской и Дмитря- $ шевской средних школах. 1 Большинство учителей района 1 активно готовится к новому учеб-2 ному году. | В. ХАРЛАМОВ, 2 заведующий Хлевенскнм районе. 2 пить в строй в комплек се с интернатами и сто ловыми, спортивными залами и площадками. _________ Планы школьного строительства обсу ждали на колхозных и рабочих собраниях, сельских сходах, на пле нуме райкома партии. К участию в разработке обязательств был при влечен широкий круг людей. При составлении перспективного плана долгоруковцы опирались на тщательно проведенные экономиче ские расчеты. Строит тот, кто рас полагает средствами и хорошо под готовленными кадрами. В долгору ковских хозяйствах есть й то, и другое. Денежные до-ходы в 1967 году по сравнению с 1964 годом во многих колхозах и совхозах возрос ли в два—три раза, В каждой из созданных повсе местно крупных с т ро я т е л ьн ы. х бригад насчиты вается по 30—40 специалистов. На сооружение школ и детских учреж дений бросили свои силы местные строительные ор ганизации. Коллектив районного СМУ «Межколхозстроя» подрядился строить Меньше-Колодезскую и Сте- галовску-ю средние щ^олы. Специа листы ремстройучастка — Братов- щинокую среднюю, Веселовскую 8-летнюю. Велика заинтересованность сель ских тружеников в строительстве школ и детских учреждении. На средства колхозов и совхозов за планировано построить в третьем году пятилетки 11 школьных зданий, 4 детских сада, три спортзала. Каж дый трудоспособный житель села решил отработать на школьной стройке не менее 5 дней. А как выполняются обязательст ва? Мы побывали на тех Школьных стройках, которые должны быть завершены к началу сентября это го года. Вот село Дубовец — центр усадьбы крупного колхоза имени Тимирязева. Много доброт ных домов, Клуб, баня. И еще одна новостройка — школа на 320 мест. Поставлена она в центре села. В знании просторные, светлые классы, мастерсш е дл я прода водственагого обучения, спортивный зал. Полови на классов уже готова к занятиям. В остальных полным ходом ведутся отделочные работы — побелка стен и потолков, покраска полов, дверей. —• Двадцатого школа будет гото ва,— говорят строители. В этом никто не сомневается. Ра ботают хорошо. Все материалы за везены. Строителям помогают? кол хоз, жители села. Едем в село Большой Колодезь. Тут строят 8-летнюю школу на 190 учащихся. —. Сооружаем ее за счет капита ловложений силами ремстройучаст ка,—рассказывает заместитель пред седателя райисполкома В. И. Зуев. —■Строителям помогают колхозни ки. С их участием выполнены боль шие работы. Колхоз «Память Лени на» помогает транспортом, выделяет нужных специалистов. Словом, в колхозе считают школьную стройку своей. . , А вот и школа. Красивое здание. На фасаде обозначено: построено в 1968 году. Входим в помещение. В НА ШКОЛЬНЫХ СТРОЙКАХ классах много света. Стены чисто выбелены. Осталось покрасить полы, убрать с территории мусор. В одном из классов встретили директора школы Л. Д. Рязанцеву. Вокруг нее — ребятишки. Пришли помогать. — Первое занятие проведем уже в новой школе,— заявляет она.— Правда, дел еще многое Но с помо щью колхозников все будет в срок. Договорились в правлении в пер вый же подходящий день устроить субботник. Утеплим потолки, приве дем в порядок территорию, устано вим в классах мебель. В проекте Больше-Колодезской школы, кроме классов, предусмотре ны мастерские и лаборатории. Для этого отведена специальная комна та. Нет пока спортивного зала. Он будет построен в 1969 году. Побывали мы и в селе Ломове}, где к основному зданию средней школы пристраиваются три классных комнаты и спортивный зал. Работы ведутся на средства сельхозартели «Верный путь». Техническое руко водство осуществляют специалисты районного СМУ «Межколховспроя». Колхозники опешат: до начала за нятий надо покрасить полы, смонти ровать водяное отопление. На стройку ежедневно заглядывают председатель колхоза А. С. Панков, секретарь партийной организации А. Д. Кленикова. Случись заминка в деле — руководители хозяйства стараются 'тут же поправить поло жение. Колхоз «Верный путь» стро ит большой клуб и другие культур но-бытовые помещения. Но школу считают первым объектом. — Мы хотим создать детям все условия для плодотворной учебы. На это мы не пожалеем ни средств, ни сил,—• заявляют руководители артели. Три классных комнаты и спортив ный зал получат в этом году школь ники села Жернсвное. Строительные работы подходят к концу. Заслуга в этом коллектива совхоза «Долгору ковский». Работают его специали сты, совхоз выделил средства, мате риалы. К началу учебного года войдут в строй Тушинская и Изубриевская начальные шкблы, построенные на средства колхозов имени Тимирязе ва и «Путь коммунизма». А всего в районе готовятся к сдаче шесть, школьных зданий на 1160 учащихся цри плане 1000 мест. Таким обра зом, обязательст во свое на 1968 год долгоруковцы выполняют с честью. В новом году планируют сдать в эксплуатацию 8-летние школы в Стрельце и в первом отделении сов хоза имени Тимирязева, а также Выгульскую начальную школу. Сей час эти объекты—в строительных ле сах. В Стрелецкой школе к осени начнут отделочные работы. До пер вого этажа выведено здание в сов хозе имени Тимирязева. Заканчивается в школах района текущий и капитальный ремонт. Особенно хорошо подготовился к началу занятий коллектив Вязсвин кой средней школы. По-хозяйски отремонтированы классные комна ты, мебель, учебный инвентарь. По строены 4-квартирные дома для учи телей. И все это сделано своими силами, с любовью, со вкусом. Школы в Долгоруково обеспечены топливом, пополнились новым обо рудованием. Во всем видна большая забота районной партийной оргаии- зацч’”. С. БЕЗЛЕПКИН, НА СНИМКЕ: здание Дубовец- кой восьмилетней школы, постро енное колхозом имени Тимирязе ва Долгоруковского района. Фото И. Антипова. Мы в Липецкой школе № 1. Она хорошо отремонтирована, идет комплектация классов, учителя готовят ся к августовским совещаниям. НА СНИМКЕ (слева направо): воспитатель группы продленного дня Нина Николаевна Размололина, преподаватель немецкого языка Ираида Николаевна Горюнова, организатор воспитательной работы Раиса Константиновна Мелихова и завуч по начальным классам заслуженная учительница школы РСФСР Анна Андреевна Лаврищева. Они обсуждают планы воспитательной работы на новый учебный год. Фото Ю. Ардашева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz