Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 10 июля 1968 г., X* 159 (12 111) К АЖДЫЙ год более ста моло- дых рабочих приходит к нам, на лебедянский завод «Ветоборудованке». На предприятии половина рабочих — до тридпати- летнего возраста. Это обстоятель ство накладывает на общественные организации и администрацию по вышенную ответственность за вос питательную работу в коллективе. Больше всего хлопот, конечно, с новичками, особенно с теми, кто бросил школу. Молодому парню или девушке нужно помочь в приобре тении трудовых навыков, знать их интересы и запросы, домашнюю жизнь, в которой не все и не всегда бызает гладко. На завод ложится ответственность и за дальнейшую учебу молодых рабочих. Ведь тех ника совершенствуется, и без сред него образования на заводе скоро будет нечего делать. В первую очередь мы стремимся помочь юношам и девушкам при выкнуть к зазодским порядкам, до биться, чтобы они не нарушали пра вил на предприятии. Но это именно только в первую очередь. Техниче ская и политическая учеба, получе ние первой специальности, заочная учеба в вузе, инженерная работа — все это еще впереди, на это нужно затратить еще немало времени и усилий. Вся воспита тельная система *"* на заводе строит ся именно с уче том постепенного совершенств о в а- ния молодого че ловека. Как же конкретно это де лается? Прежде всего нами разработаны последовательные • методы воздейст вия на нарушителей правил внутрен него заводского распорядка, ч «Комсомольский прожектор» едко бичует прогульщиков. любителей вылить и других нарушителей тру довой дисциплины. Активными кор респондентами сатирического комсо мольского органа являются Джанна Макарова и Наташа Москвичева. На заводе заведено правило — по каж дому сигналу «Комсомольского про жектора» принимать меры и сооб щать об этом его редколлегии. Не давно в комсомольский луч попал Юрий Ка.нищев. Администрация пе ревела нарушителя с квалифициро ванной работы на уборку цеха сро ком на 15 дней. Фотообвинения «Комсомольского прожектора» вос питывают и старых, и молодых. Пусть все видят, что плохой посту пок не остается безнаказанным. Но мы не только критикуем и ра зоблачаем нарушителей. «Комсо мольский прожектор», стенные га зеты, агитаторы в своих бесехах рассказывают о положительных пш- мерах. Многому можно научиться у наших старых рабочих — шлифов щика Н. Н. Исаева, экскаваторщика Н. А. Пашинцева, прессовщицы Н. П. Давыдовой, которая работает «а нашем предприятии более двад цати пяти лет и отмечена прави тельственной наградой. Трудолюби вые, скромные, у них и рабочее ме сто в хорошем состоянии, и поло- " мок не бывает, и работа спорится. В таком соседстве у молодого ра бочего короче путь к мастере гну, к тому, чтобы стать лучшим в кол- т лектнве. Молодой рабочий, миновав про ходную, сразу же чувствует руку коллектива. Территория завода у нас разбита на участки, закреплен ные за цеховыми коллективами. Каждому видны стенды: «Сегодня на зазоде». На одном из них, на пример, показывается, как обслу живают цехи закрепленные за ни ми участки. Нужно сказать, что на всей территории завода, кроме про ездов и складских площадок—зеле ная трава и плодовые деревья: виш ни, яблони, груши. Уход за общест венным садом хороший. Деревья по белены, приствольные круги стара, тельно взрыхлены. На территории ни. когда не допускается накопления отходов. И все же на стенде против наименования отдельных участков появляется иногда черный кружок — грязно. Ну что ж, пусть это будет поучительным уроком. Нагляден и другой стенд, отража ющий ежедневное соревнование в цехах. На нем можно видеть, какой цех или участок сегодня впереди, кто сдержи хает ритм производства. Здесь—имена лучших производствен, никое за прошедший день. А в конце месяца будет известно, кто победил в целом за месяц. Лучшие из лучших помещены в галерее передовиков. Недавно здес. появился портрет молодого токаря Евгения Шанина. Портреты пере довиков красочные, хорошо оформ лены. И, наконец, почетные люди завода. Их портреты помешены на л ПАРЕНЬ ПРИШЕЛ Н А 3 А В О Д . . . отдельных стендах в заводском саду. Некоторые из этих передовых людей уже удостоены правитель ственных иаград. Все это оказывает большое вос питательное воздействие на молодо го рабочего. Он видит: будешь хо рошо трудиться—победишь в сорев новании за день, потом за месяц и квартал — по заслугам и честь бу дет. В беседах с молодыми рабочими наши агитаторы используют в каче стве примера тоудочей путь кадро вых рабочих. Многие бывшие наши рабочие стали хорошими инженера ми и техниками. От наладчика ме таллорежущих автоматов до глав ного конструктора вырос, например, В. М. Воробьев, от слесаря до зам. начальника цеха — Ю. А. Поляков, до начальника отдела1—В. Н. Бляч- кин. Такие примеры очень хороши в беседах с молодыми рабочими. О беседах с молодыми рабочими хочу сказать особо. Однажды у нас читали лекцию. Лектор добросове стно читал текст и, прямо скажем, было скучновато. Вдруг погас^ свет. Лектор умолк. Кто-то зажег фона рик. Неисправность в проводке ис кали долго. Чтобы выйти как-то из положения, один слушатель задал лектору вопрос, за ним другой, тре тий... Лектор увлекся, разговор стал оживленным, интересным. Этот слу чай заставил нас задуматься над тем, а не потому ли невы сока эффективность воздействия лекций, что лекторы часто высту пают по бумажке? Другое дело — доклад с цифровым материалом. Это еще куда ни шло. Но вот бесе ды или пятнадцатиминутное высту пление по бумажке — это, побалуй, от формализма или нерадения. Короче говоря, с того са1мого мо мента мы начали учиться сами и стали учить своих слушателей гово рить просто, своими словами, что понятнее, интереснее и, конечно, лучше воздействует на -слушателей, Для бесед с юношами и девушка ми партийное бюро завода стара ется подобрать лекторов, агитаторов из числа товарищей, обладающих даром свежего слова, людей с разви тым ч у в с т в о м революционной ро мантики. Уважением пользуются V слушателей В‘. Н. Блячкин" и В. П. Сячинов н другие лекторы и агита торы. * Беседа с молодыми — дело тон кое. Молодежь непосредственно не видела революции, первых пятиле ток, не переживала в основном н Великой Отечественной войны. Обо всем этом юноши и дез ушки знают из литературы, кино, из бесед с на ми. Результаты социалистического строительства — высокий уровень быта, возможность учиться в инсти туте, хорошо одеваться, иметь про должительный отдых, благоустроен ные ива-гиры — достигнуты упорным трудом и борьбой старших поколе нии, ценою лишений, а, иногда, и жизни Уважение к старшим поко лениям, чувство благодарности к пашей партии, ч у в с т в о любви к Родине в лекциях — ■I. ■и— —Л ? В. А. Блячкина проходят красной нитью. Твой за вод, твой учас ток, цех — это частица Родины. И наши лекторы в беседах с мело, дыми рабочими развивают чувст во любви к заво- * ду, гордости за него, гордости за профессию. Тут от слова зави- свою рабочую лектора, от его живого сит многое. Михаил Якимов и Леонид Комов, которых вы видите на снимке, руководят комплексными бригадами десятого строительного управ ления. Сейчас их коллективы трудятся на сооружении стана «2000». Их ставят в пример другим. Фото нештат, корр. «Ленинского знамени» К. Порошиной. Острый сигнал ШТРАФЫ РАСТУТ На Липецком цементном заводе, Студеновоком рудоуправлении и за воде «Свободный сокол» в послед нее время увеличились простон ва гонов под погрузкой и выгрузкой. Руководители этих предприятий вы плачивают ежемесячно большие сум мы штрафов, но положение не ме няется. Сейчас лето. Казалось бы, условия благоприятствуют, чтобы свести на нет простой подвижного состава. Од нако этого в названных предприяти ях нет. А ведь кроме того, что ча ветер летят государственные деньги, нерасторопность в выгрузке грузов ведет к неритмичной работе других заводов. Вот пример. Из-за того, что цементный завод держит у себя большое количество загонов под вы грузкой, Студеиовскому рудоуправ лению некуда грузить продукцию. С начала нынешнего года за сверхнормативные простои вагонов Студеновским рудоуправлением уп лачено 85 тысяч рублей штрафа, а цементным заводом и того больше 112 тысяч. Увеличились простои вагонов по сравнению с предыдущими месяца ми и на заводе «Свободный сокол». Вагоны с литейным коксом, напри мер, простаивают на складах по сут кам и более. Положение, как видите, тревожное и требует от руководителей пред приятии безотлагательных мер к лик видации простоев, наведению поряд ка в работе железнодорожного транс порта. Г. СУЗДАЛЕВ, начальник станции Чугун-1 Юго-Восточной железной дороги. На встрече передовиков с моло дыми рабочими хорошо говорила Н. П. Давыдова. Просто, своими словами она рассказала парням и девушкам, как начинала работать, какие тогда были несовершенные станки, на территории и в цехах — грязно, сама она жила в тесной квар тире. Сейчас же в цехах чисто, свет ло, хорошие бытовки. Завод строит жилые дома с удобствами. Такие беседы с конкретными примерами доходчиво и хорошо воздействуют на слушателя. Велика в воспитательной работе роль мастера. В его распоряжении, в среднем, около 40 человек, и его воздействие на людей самое боль шое. Где мастер толковый, как гово рят, на своем месте, там дела всег да идут хорошо. Примером на на шем заводе может служить слажен ная работа участков шшрнцевОго цеха. В результате настойчивой ор ганизационной и воспитательной ра боты мастера добились не только хорошего ритма производства, но и высокой рентабельности. Рабочие активно трудятся на благоустрой стве завода, участвуют в мероприя тиях массового характера. Спроси любого мастера цеха, кто на участ ке лучший рабочий, он сразу назо вет несколько фамилий и объяснит, почему. Мастера знают, кто из рабо чих и как трудился в подшефном колхозе, какие газеты читает и чем интересуется, выйдя за проходную. Знает мастер, в какой семье живет молодой рабочий. потому что бывает у него на квартире, встреча ется с его родителями. Особенно сплочен коллектив уча стка, где мастером А. М. Гончарова. Это —- участок коммунистического труда, здесь работают без контро леров, Зарплату получают без кас сира. В коллективе помогают друг другу в домашних делах. То, о чем я рассказал, —- хотя и небольшой, но очень полезный опыт работы ^ молодежью. А ведь моло дежь — это будущее завода, страны. н. волынчиков, директор завода «Ветоборудование». с т р е ч и Иван Федорович Соседов—наш земляк, уроженец с. Перехваль Данковского района. Находясь на фронтах первой мировой войны, активно участвовал в политической работе среди солдат. В 1917 го- « ду вступил в РСДРП(б).'Во в то -О рой половине ноября 1917 года т. Соседов вернулся в родные места, стал одним из организаторов $ борьбы за власть Советов и создание большевистской организации X в Данковском уезде. Иван Федорович сражался на фронтах гражданской войны, прой дя путь от рядового бойца до комиссара дивизии. Долгие годы на- ^ ходился на партийной и советской работе. Ныне он персогг'Рьный пенсионер. И. Ф. Соседов не раз видел и слушал Владимира Ильича Лени на. Сегодня мы публикуем его воспоминания о V Всероссийском съезде Советов. НЕЗАБЫВАЕМОЕ В. и. л е н и н ы м В ИЮНЕ восемнадцатого года на Данковском уездном ^ъе4- де Советов меня и В. И. Суббичева избрали делегатами V Всероссийского съезда Советов. Добраться до Москвы тогда было не так легко. Но за несколько дней до открытия съезда мы все-таки попа ли в столицу. Обстановка в Москве была очень тяжёлой и напряженной. Заводы, фабрики из-за недостатка топлива и сырья почти не работали. Население Москвы голодало: всего лишь по од ной осьмушке черного хлеба вы давали в день. Трудности усугубля лись еше и тем, что партия левых эсеров яростно выступала против Брестского договора, комитетов де ревенской бедноты, продовольствен ных отрядов, против всего того, что было направлено на обуздание ку лачества. В голове одна мысль: скорее бы увидеть Ильича, послушать его. И вот. наконец, долгожданный, счаст ливый момент наступил. Еше до открытия съезда, 2 июля, в бывшем Алексеевском манеже Владимир Иль ич выступил на многолюдном ми тинге мобилизованных в Красную Армию с речью о международном и внутреннем положении Советской России. Говоря о царской армии, Ленин охарактеризовал ее как орудие уг нетения в руках класса эксплуата торов. Меня очень т р - о н у л расска занный Ильичем случай. Привел он его, чтобы ярко показать различное отношение населения к солдатам царской армии и красноармейцам. Когда Ленин был в Финляндии, он слышал, как старая Финка-крестьянка говорила, что раньше человек с ру жьем не позволял ей собирать хво рост в лесу, тепепь же. наоборот, он не опасен, он даже охраняет ее. Д а лее Владимир Ильич сказал: сколь ко бы ни обливали нас грязью бур жуа и их сторонники, сколько бы ни устраивали заговоров белогвардейцы, но раз трудовой народ видит в но вой армии защитницу трудящихся, ц это понятно даже таким темным лю дям,-как-эта финская крестьянка, то Советская •власть крепка. Речь Ильича буквально гипнотизи ровала нас, слушателей, своей убеди тельностью, правдивостью, силой ло гики. Второй раз мне, как делегату- большевику. довелось слушать вы ступление В. И. Ленина на заседа нии коммунистической фракции V съезда Советов. Было это 3 июля 1918 года в зда нии, где сейчас размещается гости ница «Метрополь». Мы, участники собрания, с глубочайшим внимани ем слушал» вождя партии и рево люции. Ильич осветил внешнее и внутреннее положение Республики. Он сказал, что настоящий момент надо использовать как передышку для упрочения Советской власти. Го воря о борьбе с голодом, Владимир Ильич указал, что у нас два врага: богатеи и разруха, и что в этой бо рьбе необходимо, чтобы бедняк по верил в братский союз с рабочим. В слова он, бедняк, не позерит, а по верит в дела. И наша надежда здесь только на союз сознательных город ских рабочих и деревенской бедно ты. После выступления В. И. Ленина единодушно принимается резолюция. одобряющая политику ЦК партии и Совета Народных Комиссаров. 4 июля... Большой театр. Он до отказа заполнен людьми- — предста вителями различных партий. Из 1164 делегатов с решающим голосом — 773 большевика. С волнением мы ожидали появления В. И. Ленина. Бурей аплодисментов делегаты при ветствовали вождя большевист ской партии и социалистической ре волюции. Председателю ВЦИК Я. М. Свердлову, хотя у него громкий го лос и большой звонок в руке, не так легко удается успокоить собравших ся. Некойей. г у л аплодисментов смолк. Яков Михайлович после крат кой вступительной речи объявляет V Всерп<'''ийекий съезд Советов откры тым. Утверждается порядок работы съезда: отчеты ВЦИК и Совнарко ма: продовольственный вотю-ос; ор ганизация социалистипеской Красной Армии. Конституция Российской Со ветской Республики; выборы ВЦИК. Съезд проходил на редкость бур но. С самого начала, т. е. при об суждении порядка работы, левые эсеры настойчиво добивались вклю чить в повестку дня дополнительно доклады с мест и обсудить решение Советского правительства о введении смертной казни за измену. Демаго гическим протестом против введения смертной казни лидеры левых эсеров надеялись затянуть работу съезда, отвлечь его от решения основных задач укрепления страны, спасти от заслуженного наказания злейших врагов Советской власти и тем са мым добиться симпатии и поддерж ки всего контрреволюционного лаге ря. Но не только этого домогались они. Левые эсеры надеялись также, что коль начнется обсуждение до кладов с мест, им удастся, выстав ляя напоказ отдельные недочеты местного советского аггпяпата, опо рочить деятельность ВЦИК и Сов наркома. дискредитировать в глазах трудящихся Советскую власть. Съезд отверг эти требования ле вы" •'серое. С ОТЧЕТНЫМ докладом вы ступил председатель ВЦИК Я. М. Свердлов. Он сообщил съезду о той. упорной борьбе, кото рую пришлось вести коммунистам против левых эсеров. Борьба эта ве лась по основным вопросам как внешней, так и внутренней политики Советского государства. Яков Ми хайлович охарактеризовал успехи, достигнутые в области управления государствам. Вслед за Я. М. Свердловым высту пила одна из лидеров эсеров—М. А, Спиридонова с докладом о деятель ности крестьянской секции ВЦИК. В своей речи она вылила ушаты гряз ной клеветы на партию большеви ков. Нам было ясно, особенно поз же, после выступления В. И. Ленина, чего хотела эта левоэсеровская «бо городица». Она, все руководство этой партии рассчитывали восстано вить крестьян против рабочих, про тив власти Советов. Не раз ее речь прерывалась негодующими возгла сами делегатов, Владимир Ильич выступал на вто рой день работы съезда, т. е. 5 июля. — «Товарищи, позвольте мне, — начал Ленин, —• несмотря на то, что речь предыдущего оратора (то есть Спиридоновой. — Ред.) местами бы ла чрезвычайно возбужденной, пред ложить вам овой доклад от имени Совета Народных Комиссаров в об- О щем порядке, касаясь главных прин. ципиальных вопросов, как они этого заслуживают, и не вдаваться в ту полемику, которой так желал бы предыдущий оратор и от которой я, конечно, полностью отказываться не собираюсь». , Лепин говорил о том, чем ныне определяется тактика большевиков и отношение их к другим партиям в России, Это — Брестский договор. Великий вождь говорил об истерзан, ной войной России, о народе* похожем на избитого до полусмерти человека, об интервенции, о блока де, голоде. Кто прямо или косвенно, открыто или прикрыто толкует о войне, кто кричит против «брестской петли», тот не видит, что петлю на шею рабочим и крестьянам в России накидывают господа Керенский и помещики, капиталисты и кулаки... На скамьях, где сидели левые эсеры, поднялся невообразимый шум. Однако Владимир Ильич спо койно продолжал: «Меня нисколько не удивляет, что в таком положе нии, в каком эти люди оказались, только и остается, что отвечать кри ками, истериками, руганью и лика ми выходками (аплодисменты), т нет других доводов...». ЧЕМ БЫ дальше ни говорил Владимир Ильич — о продо вольственном ли вопросе, или о контрреволюционных восстаниях, Комитетах бедноты, — он камня . на камне не оставлял от губительной авантюрной тактики левых эсеров. Владимир Ильич закончил доклад под бурные аплодисменты словами, полными оптимизма, великой веры в творческие силы народа: «Как ни труден и как ни тяжел период, который нам предстоит пе режить, мы обязаны сказать всю правду и открыть глаза на это. ибо только народ своей инициативой и своей организацией, выдвигая новые и новые условия и защищая социа листическую республику. поможет нам. И мы г о в о ри м - товарищи, нет ни тени сомнения, что если мы пой дем по тому пути, к о т о ры й избрали и к о т о ры й события подтвердили, если мы будем твердо и неуклонно идти по этому пути, если мы не дадим ни фразам, ни иллюзиям, ни обману, ни истерике сбить себя с правильного пути, то мы имеем величайшие в ми ре шансы удержаться и помочь твер до победе социализма в России...». После бурных поении по отчетам ВЦИК и Совнаркома съезд большин ством голосов п ри н я л предложенную коммунч тической фракцией резолю цию. В ней выражалось «полное одобрение внешней и внутренней по литики Советского правительства». Резолюция же левых эсеров с предложением выразить недоверие Советскому правительству, расторг нуть Брестский мирный договор, из менить внешнюю и внутреннюю по литику Советской власти была от вергнута. Потерпев поражение на съезде, левые эсеру пошли на открытое воо руженное выступление. Они б июля подняли в Москве контрреволюцион ный мятеж- Начался он, как извест но, с убийства германского посла в Москве Мирбаха. Левые эсеры рас считывали, что этим актом они спро воцируют войну с Германией и при поддержке всех врагов революции сумеют свергнуть Советскую власть. Мятежники задержали председателя ВЧК Ф. Э. Дзержинского и сопро вождавших его чекистов, которые прибыли в левоэоеровский отряд По пова, чтобы арестовать членов ЦК левых эсеров. Когда о мятеже и аресте Феликса Эдмундовича стало известно нашему правительству,1 В. И, Ленин преду предил, что за гибель Дзержинского ответят тысячи изменников. Мы, де легаты съезда, с огромной тревогой ожидали известий о судьбе Феликса Эдмундовича. И вдруг, ко всеобщей п нашей радости на трибуне, где засе дала фракция большевиков-делега- таз, появился Ф. Э. Дзержинский. Ему удалось освободиться из-под ареста, благодаря своему исключи тельному мужеству. 7 июля контрреволюционный мя теж был ликвидирован. Левые эсеры полностью разоблачили себя как вра ги рабоче-крестьянской власти. РЕРВАВШИЙ свою работу 6 июля съезд возобновил ее 9 июля. Он полностью одоб рил решительные действия прави тельства по ликвидации преступной авантюры левых эсеров. Тем, - кто разделял взгляды эсеровских глава рей, съезд сказал определенно: «Вам не может быть места в Советах». V Всероссийский съезд Советов завершал свою работу актом вели чайшего исторического значения: принял первую ^онстотуцию РСФСР. * * * Левые эсеры, как на съезде Сове тов, так и в своих выступлениях на многих митингах обвиняли руково дителей большевистской партии и Совнарком в том, что они якобы в самое тяжелое время неслыханной разрухи и голода в нашей стране отправляют продовольствие в Гео- манию. В связи с этим мне припо минается такой случай. Он харак теризует отношение В. И. Ленина к рядовым членам партии, говорит о стремлении вождя разъяснить лю дям то, что для них было не совсем понятным в те дни великих событий. Мы, груша делегатов-коммуни стов, в большинстве своем приехав шие с мест, обратились к В. И. Ле нину с просьбой рассказать, как об стояло в действительности дело с отправкой продовольствия в Герма нию. Владимир Ильич охотно согласил ся. Как только он начал беседу, мы тут же затаили дыхание. Старались не упустить ни единого слова. Ильич так просто и ясно растолковал, что у нас не, осталось в этом вопросе ни малейшего сомнения. Свой рассказ он начал, примерно, так: — Так вот, левые эсеры, как это заметили вы, стараются играть на настроении рабочих масс, на продо вольственных и других затруднени ях. Они стараются использовать для этого всякий случай лишь бы посе ять сомнение, замешательство, подо рвать веру и поддержку со стороны рабочих мероприятий большевист ской партии. Далее Ленин подтвердил, что дей ствительно Советом Народных Ко- { миссаров были направлены тридцать ‘ вагонов сухарей для наших пленных солдат, которые ощущают неслыхан ный голод, нужду и всякие лишения в Германии. Эти революционно на строенные солдаты, все, как один, заявили немецким властям о немед ленной отправке их на родину — в Советскую Россию, где рабочие и крестьяне строят свою новую жизнь без помещиков и капиталистов. Не мецкие власти объявили этих плен ных солдат большевиками и, чтобы отбить у них всякое желание вер нуться к себе на родину, стали их жестоко и мучительно преследовать, в первую очередь, мерить голодом. — Вот, дорогие товарищи, заклю чил Владимир Ильич, как обстояло дело с отправкой хлеба в Германию. Прав ли был Совнарком, когда вы нес такое решение или нет, судите сами. ОЛ ВЕКА прошло с тех пор, как мне посчастливилось ви деть и слышать В. И. Ленина. Но в памяти встает незабываемый, живой образ Ильича, образ скромно го и внимательного к рабочим и крестьянам человека. Хочется поже лать нашей молодежи жить и рабо тать по заветам Ильича, так. как учит выпестованная им Коммунисти ческая партия. И. СОСЕДОВ, член КПСС с 1917 года. п ВОСПИТЫВАТЬ БОРЦОВ ЗАКОММУНИЗМ (Окончание. Начало на 1-й стр.). ствующий атеизм, честность и прав дивость, непримиримость к наруши телям общественного порядка и другим проявлениям пережитков прошлого, должны стать моральны ми убеждениями каждого молодого человека. Школа должна всемерно укреп лять связи с производственными коллективами. Очень важно доби ваться того, чтобы ее выпускники имели широкое представление об ос новах современного промышленного и сельскохозяйственного производст ва с его высоко развитой техникой и технологией. С помощью специали стов народного хозяйства необходи мо проводить серьезную и глубокую ра<юту по профессиональной ориен тации учащихся. В целях политехни ческой образованности и трудового воспитания следует всемерно поощ рять и распространять техническое творчество, юннатскую и опытниче скую работу, передовой опыт учени ческих производственных бригад. Съезд считает одной из основных задач школы дальнейшее улучшение всей внеклассной и внешкольной рабо ты. расширение различных кружков, обществ, объединений учащихся по интересам, создание максимально благоприятных условии для проявле ния инициативы « творческих замыс лов, развития юных дарований и способностей. Приобщение детей к сокровищам отечественной и миро вой культуры, формирование пра вильных эстетических взглядов к принципов, воспитание глубокого уважения к памятникам культуры, народному творчеству, произведени ям музыки, литературы, живописи— благородная и почетная обязанность каждого учителя. Следует широко развивать туризм и краеведение как важнейшие средства воспитания уча щихся. Большое значение имеет физиче ское воспитание подрастающего по коления. Физическая культура в школе — это прежде всего забота о развитии и здоровье всех школьни ков. Важно активно использовать спортивные занятия для привития детям высоких нравственных, воле вых качеств характера. В решении задачи воспитания здорового, физи чески развитого молодого поколения школа рассчитывает на постоянную помощь со стороны работников здравоохранения, физической куль туры и спорта. Другом и помощником школы, учителей в коммунистическом воспи тании учащихся всегда был и остает ся Ленинский комсомол. В рядах ВЛКСМ насчитывается около шести миллионов школьников. Всесоюзная пионерская организация объединяет в своих рядах двадцать три миллио на юных ленинцец. Комсомольские ц пионерские организации: в школах проводят глубоко содержательную, разностороннюю работу, воспитыва ют в детях верность идеалам пар тии, стремление к знаниям, приобща ют их к труду и активной общест венно полезной деятельности. Учите ля. педагогические коллективы при званы повседневно опираться на по мощь этих массовых организаций учащихся, поддерживать их автори тет. оказывать комсомольцам и пио нерам больше доверия, предостав лять самостоятельность в решении вопросов жизни ученического кол лектива. Непременным условием ус пешной работы комсомольских и пи онерских организаций в школе, раз вития их инициативы и самостоя тельности является глубокая заинте ресованность учителей в делах пио неров и комсомольцев, уважение принципов, законов и традиций са модеятельности коммунистических организаций учащихся. Правильная постановка воспита ния детей в семье, личный пример родителей и всех взрослых являются одним из важнейших средств фор мирования личности детей, их взгля дов, поступков, поведения в общест ве. Школа играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколе ния, Однако именно семья дает ре бенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются осно вы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонно стей подрастающего человека. Отно шения в семье м о г у т создать усло вия для полноценного и счастливо го развития ребенка. Ничто не дей ствует на детей так результативно, как сила примера, а между всеми другими примерами никакой другой не обладает такой силой, как при мер родителей. Важно, чтобы шко ла и семья были едины в воспита нии детей. В этих целях следует расширить пропаганду педагогиче ских знаний среди родителей. Съезд призывает всех родителей стать са мыми активными помощниками шко лы, организаторами . разносторонней и полезной деятельности учащихся во внеурочное время. Всесоюзный съезд учителей наде ется на активную помощь деятелей науки и техники в пропаганде новей ших научных достижений среди уча щихся, в создании квалифицирован ных учебников, научно-популярной литературы для детей и юношества, в развитии разносторонних познава тельных интересов советских школь ников. Успех обучения и воспитания в значительной степени зависит от со дружества и единства действий учи телей и ученых в области педагоги ки. психологии и возрастной физио логии. Неоценимый вклад в дело эстети ческого, нравственного, идейного вос питания учащихся призваны внести деятели советской культуры — пи сатели, композиторы, художники, работники театра и кино. Учителя и учащиеся ждут новых содержа тельных художественных произве дений для детей и юношества, по казывающих величие духа, красоту и благородство советского человека, воспевающих труд и человека сози дательного труда, создания таких художественных образов, которые бы были идеалом для советского школьника. Выпуск новых фильмов, спектаклей для детей и юношества, создание песен, музыки, ярких по форме и глубоких по содержанию чудожеегвенных кдртия — будет отличным подарком школе, детям Страны Советов. Всесоюзный съезд учителей об ращается к работникам литературы и искусства с призывом помочь школе, учителям в организации ин тересной, глубокой по содержанию работы школьных самодеятельных студий, театров, ансамблей, круж ков. в развитии творчества и само деятельности, в воспитании высоких эстетических вкусов, Коммунистическое воспитание учащихся — всенародное дело, тре бующее тесного содружества школы и коллективов предприятий промыш ленности, строительства и транспор та, колхозов и совхозов, всей совет ской общественности. Это содруже ство должно проявляться прежде всего в единстве воспитательных воздействий на. подрастающее поко ление. Многие шкплы все еще недо статочно оснащены техническими средствами обучения, не в каждой из них можно найти необходимый комплект учебных и наглядных по собий. Съезд учителей надеется, что коллективы фабрик и заводов, изго товляющих технические средства обучения, работники издательств и типографий страны сделают вое от них зависящее, чтобы оснастить школу современным оборудованием, приборами, всеми видами учебно- наглядных пособий. В связи с переходом к всеобщему среднему образованию еще большее внимание должно быть уделено со зданию материальных условий для всестороннего развития учащихся. Поэтому строительство - современных школьных зданий с кабинетами, спортивными залами, столовыми, сооружение школь ных интернатов, домов пионеров и других внешколь ных учреждений приобретает особое значение Съезд учителей обра щается с призывом к строителям, архитекторам, проектировщикам бы стрее создавать новые современные проекты школьных здании, строить их в установленные сроки и только на «хорошо» и «отлично». Созыв Всесоюзного съезда учите лей воспринят работниками народ ного обоазования как новое яркое свидетельство постоянной заботы Коммунистической партии и Совет ского правительства о школе, на родном учителе. Проведение съезда является важным этапом в подго- • тонке школ и органов народного образования к достойной встрече 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. В. И. Ленин стоял у истоков со ветской школы. Он был и остается для каждого из нас олицетворением. высочайшей приверженности идеям коммунизма, непоколебимой уверен ности в их торжестве. На примере жизни и деятельности Владимира Ильича Ленина, на ленинских идеях воспитывались и воспитываются це лые поколения советских людей; Учиться у В. И. Ленина глубокому пониманию сложных явлений об щественной жизни, принципиаль ности в идейной борьбе, умению ра ботать, претворять идейную убеж денность в повседневные дела — долг каждого учителя, каждого со ветского человека! Мы, делегаты Всесоюзного съез да, — подчеркивается в заключение обращения, — глубоко уверены, что под руководством Коммунистиче ской партии Советского Союза учи теля, работники народного образо вания СССР в тесном содружестве с родителями и всей советской об щественностью обеспечат успешное выполнение решений партии и пра вительства о школе, направят все свои усилия не подготовку поколе ния идейно убежденных, трудолюби вых, активных строителей коммуни стического общества.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz