Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
5 июля 1968 г., >6 155 (12 107) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ РЕЧЬ ТОВАРИЩА А. И. БРЕЖНЕВА 'Л ми (Окончание. Начало на 1-й стр.). даться, преодолевать препятствия, критически относиться к себе, ста вить перед собой большие цели. И главное, вы учите их самостоятельно думать. Так и только так получает ся сплав знаний и убеждений. Так и только так можно добиться, что бы молодежь воспринимала наши великие идеи не как зазубренный урок, а как систему собственных взглядов и воззрений. Наше общество решает на нынеш нем этапе коммунистического строи тельства крупные социальные и по литические задачи. И все они так иди иначе связаны с воспитательной работой, а значит — я с деятельно стью школы. Возьмем, к примеру, общественные отношения и такую важную их часть, как дальнейшее развитие со циалистической демократии. Это объ ективная закономерность, вытекаю щая из самой природы нашего об щества, которая требует широкого и все более непосредственного участия трудящихся масс в решении госу дарственных и общественных дел. Наша демократия дает членам об щества большие права, дает для то го, чтобы этими правами и свобода ми пользовались в интересах наро да, социализма. Ленин говорил,, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Социалистиче ская демократия — это не только права, но и высокая гражданская от ветственность. И чем шире становят. ся эти права, тем выше и ответст венность граждан перед обществом. Следовательно, неотъемлемой сторо ной развития социалистической де мократии является воспитание поли тической активности, высокой идей ности, Сознательной сам©дисциплины. Идя возьмите такой коренной во прос строительства коммунизма, как постепенное стирание граней между городом и деревней, между умствен ным и физическим трудом. Эти проб лемы социального развития решают ся многими путями — техническим перевооружением сельскохозяйствен ного труда, механизацией и автома тизацией промышленного производ ства; мерами, направленными на по вышение благосостояния трудящих ся масс и сокращение рабочего дня. : Но важнейшее значение имеет так же новый подъем образованности и культуры народа. И в этом большом деле наше общество прежде всего опирается на школу, на вас, доро гие товарищи учителя. Особенно это относится к учи тельству, работающему на селе. Правда, прошло то время, когда сельский учитель был, можно ска зать, единотвенньгм образов айны:м человеком в деревне. В памяти на родной навсегда сохранятся теплые воспоминания об этих славных под вижниках. Образы сельских учите лей — первых представителей интел лигенции в деревне — ярко запечат лены в кинофильмах, в художест венной литературе. В наши дни рядом с учителями появились на селе врачи, агрономы, механизаторы и много других обра зованных специалистов. Но и сейчас учительство представляет собой ве дущий отряд сельской интеллиген ции, главную культурную силу де ревни. И от труда сельских учителей во многом зависит осуществление тех больших планов культурного подъема деревни, которые намечены в Программе нашей партии. Коммунизм строится во имя наро да, во имя счастья и блага человека. Ради этого трудятся наши рабочие и крестьяне, несут свою бессменную вахту советские воины, совершают открытия ученые. Но счастье и бла го человека для нас не только изо билие материальных благ, хотя это имеет жизненно важное значение для каждого. Определяя коммунистиче ское общество, Маркс писал, в «Ка питале», что его высшей целью ста новится развитие человеческой лич ности. Развитие гармоничное, в ко тором физическое совершенство со четалось бы с высокой образован ностью; широкая культура — с тру долюбием; благородные моральные качества — с чувством гражданского долга. Основа такого развития лич ности закладывается уже с детских лет, в семье и школе. Товарищи! Определяя главные направления развития культуры на ближайшие годы, XXIII съезд партии дал ди рективу завершить в основном к 1970 году введение для молодежи всеобщего десятилетнего образова ния. Уже то, что мы взялись за это де ло практически, свидетельствует об огромных успехах нашего общества. Вероятно, здесь в зале есть участни ки Первого съезда учителей. Они, должно быть, помнят, что тогда, в 1925 году на съезде докладывалось, что уже половина детей школьного возраста охвачена начальным четы- рехклассным обучением. Для той по ры это было достижением. Прошло не т^к уж много времени, и наша страна решила вопрос о всеобщем на-» чальном обучении, а затем, уже в послевоенный период, перешла к всеобщему семилетнему и восьми летнему образованию/ Это огромный успех нашего народа! И -вот теперь предстоит взять но вый рубеж — всеобщее десятилет нее образование. Это стало необхо димым, поскольку сама жизнь предъ являет в наши дни все более высо кие требования к уровню подготов ки кадров самых различных профес сий. Это стало возможным, потому, что вырос общий уровень благосо стояния и культуры нашего народа, увеличились возможности народного образования, Переход к всеобщему среднему об разованию потребует значительных усилий и капиталовложений. Но мы идем на это, хорошо понимая, что народное образование — самая бла годарная, самая полезная для об щества сфера приложения средств и усилий. Ведь в конечном счете успех каждого дела решают люди — лю ди, вооруженные научными знания* ии и передовыми идеями. Советская школа развивается » Судет развиваться как общеобразо вательная, трудовая и политехииче- НА ВСЕСОЮЗНОМ СЪЕЗДЕ УЧИТЕЛЕМ ская. Введение всеобщего среднего образования ставит перед партий ными и советскими органами, перед всеми работниками народного про свещения много конкретных про блем. Надо строить и открывать новые школы, расширять сеть сред них специальных учебных заведений и профессионально-технических учи лищ, дающих среднее образование, улучшать вечернее и заочное обуче ние рабочей молодежи. Здесь пра вильно говорилось и о том, что сле дует уделить больше внимания тех, ническому оснащению школьных кабинетов, лабораторий, мастерских и библиотек и, конечно, подготовке учителей высшей квалификации. Дело ведь не только в том, чтобы все дети учились на два года доль ше. Главное, чтобы они получили в школе больше знаний и трудовых навыков. А это в первую очередь зависит от учителя. Ваша профес сия, дорогие товарищи, одна из тех удивительных профессий, где мастер из года в год продолжает себя в своих учениках. Если учитель слаб, если его собственные знания отстают от развития науки, то его слабости перейдут в будущее через его уче ников. Ничего хуже этого быть не может. В то же время хороший учи тель также продлевает себя, свои знания, свои добрые качества в сердцах и умах своих питомцев.,И нет ничего благороднее этой миссии. М. И. Калинин, который уделял так много внимания воспитанию мо лодежи и к трудам которого так часто обращается педагогическая мысль, говорил, что учитель отдает свокг энергию, кровь, все, что у него есть ценного, своим ученикам, наро ду. Но, отметил он, если сегодня, завтра вы будете отдавать все, что у вас есть, и не будете при этом снова и снова пополнять свои зна ния, силы, энергию, то ведь у ва.с ничего не останется. Учитель, с од ной стороны, отдает, а с другой сто роны, как губка, впитывает в себя, берет все лучшее от народа, жизни, науки, и это лучшее снова отдает детям. ^ В нашей стране школьный учитель — это одна из самых почетных, са мых уважаемых народом профес сий. Верно говорят, что человек своим трудом изменяет природу. Но труд учителя тем ценен и прекрасен, что он формирует самого человека. И кем бы ни стал в жизни человек — рабочим или ученым, космонав том или колхозным механизатором, — каждый с чувством благодарно сти вспоминает своего первого учи теля, свою школу. Учитель, образно говоря, осуществляет связь времен, он — звено в цепи поколений. Он как бы передает эстафету из насто ящего в будущее и это делает его труд таким увлекательным, истинно творческим. Говорят, что учиться нужно всю жизнь. Эта старая истина примени ма ко всем. Но, пожалуй, более всего она относится к тем, кто учи г других. Вот почему так необходимо заботиться о подготовке и перепод готовке учителей, улучшать деятель ность педагогических .. учебных заве дений. Хочется надеяться, что соз дание Академии педагогических наук СССР даст новый толчок раз витию научных основ просвещения И образования, поможет вооружить учителей самыми современными ме тодами преподавания й воспитания. Справедливо отмечаются недостатки школьных программ и учебников, перегрузка учащихся и другие труд ности, с которыми сталкивается школа. Очень хорошо, что деловое обсуждение этих проблем занимает большое место в работе вашего съезда. Мы говорим: школьное Дело — дело партийное, государственное. И это не вызывает ни у кого сомнений. Но случается и так, что учитель, директор школы остается на какое- то время один на один со своими нуждами и заботами. Ему прихо дится добиваться внимания, напо минать о своих делах. А было бы лучше, если бы партийные органи зации, наши советские органы и профсоюзы не ждали, когда учитель постучится к ним, а сами чувство вали потребность более тесного об щения с учителем и не только на собраниях и заседаниях, но в по, вседневной жизни. Партийные организации должны создать вокруг учительских коллек тивов такую атмосферу, чтобы каж дый учитель видел со стороны об щественности постоянную готовность прийти к нему на помощь, по-това рищески, доброжелательно и со зна нием дела вникнуть в его заботы. Для учителя должны быть всегда открыты двери и к представителю Советской власти, и к председателю колхоза, и в партийный или комсо мольский комитет. Он всюду дол жен быть желанным человеком. На ши профсоюзы стоят и должны стоять на страже интересов учителя, проявлять заботу об условиях его труда, о его здоровье и отдыхе. Надо, чтобы учитель получал больше информации от наших пар тийных комитетов о том, чем живет страна в текущий момент, что дела ется в мире. Это поможет учителю в выполнении его высокой миссии воспитателя, пропагандиста маркси стско-ленинских знаний. Ведь боль шинство наших педагогов выступает в качестве лекторов, руководителей политических кружков, семинаров, ведет активную партийную и обще ственную работу. Более миллиона учителей — коммунисты и комсо мольцы. Это большая а влиятельная сила. Многие учителя .активно уча ствуют в работе центральных и ме стных органов власти — более 155 тысяч учителей избраны депутатами верховных и местных Советов. Мно гогранная общественно-политическая деятельность нашего учительства заслуживает высокой оценки и при знания. Необходимо и впредь поддержи вать и еще выше поднимать автори тет и общественную роль учителя. Многое для этого могут и должны сделать печать, радио, телевидение. Забота Советского государства об учителях нашла свое выражение в повышения их заработной платы. Это было осуществлено четыре года тому назад. По мере укрепления советской экономики партия и пра вительство будут изыскивать воз можности для дальнейшего улучше ния материального положения учи телей, как и других тружеников на шей страны. У нас строятся новые школьные здания, спортивные комплексы, дома для учителей. И все же потреб, ность в школьных помещениях, осо бенно в сельских местностях, еще очень велика. Многие передовые колхозы, располагая средствами, по воле общих собраний сами берутся за строительство новых школ, строят дома для учителей. Всем нам было очень приятно услышать выступле ние председателя колхоза имени Куйбышева Киевской области тов. П. Л. Сиромахи, который говорил о хороших делах своего села, о боль шой помощи, оказываемой колхозом сельским учителям, своей школе. Хотелось бы надеяться, что добро му примеру таких колхозов, как колхоз имени Куйбышева, последу ют и в других районах и областях. Эту народную инициативу следует поддерживать и поощрять, особенно сейчас, когда предстоит расширять школьное строительство в связи с переходом на всеобщее среднее обу чение. Обращаясь к молодежи, В, И. Ленин говорил, что задачу строи тельства нового общества она смо жет решить «только овладев всем современным знанием, умея превра тить коммунизм йз готовых заучен ных формул, советов, рецептов, предписаний, программ в то живое, что объединяет вашу непосредствен ную работу, превратить коммунизм в руководство для вашей практиче ской работы». Это умение надо при обретать смолоду, и большую роль в этом призван играть комсомол — самая массовая организация моло дежи, ближайший помощник партии в воспитании молодого поколения, в подготовке его к труду, к борьбе за идеалы коммунизма. Юноши и девушки, вступающие в жизнь, какое бы призвание они себе ни выбрали, готовятся к активной общественной деятельности. Она, собственно, начинается в школе —1 со скромных ученических дел, за которыми следуют первые выходы и в большую жизнь. Комсомол, руко водимая им пионерская организация как раз и дают эти первые уроки гражданственности. Они приучают ребят смотреть на общественные дела, посильные им, как на свои собственные. И когда ребята* при нося пользу другим, получают ра, дость и удовлетворение, то это и есть первый успехов большом и мно гогранном деле коммунистического воспитания. У комсомола много важных дел в Школе. Одно из них — воспитание таких качеств, как коллективизм, товарищество, дружба. Если человек смолоду не научится жить в кол лективе, если он не научится верно сти в дружбе, то в зрелые годы ему трудно будет восполнить этот про бел. А мы ведь знаем, как необходи мо чувство товарищества и в труде, и в бою, и в идейных схватках. Школьные годы — время, когда формируются воззрения, когда воз никают и требуют убедительного от вета многие «почему» и «как». Юно му возрасту, как известно, присущи: повышенная впечатлительность, лю бознательность, пытливость, роман тическое стремление к новому. Все это — естественные и хорошие стремления. Их надо чутко и так тично поддерживать, направлять на добрые дела. Хотелось бы обратить внимание и на то, что наша молодежь должна развиваться не только духовно, но и физически. Спорт — это не погоня за рекордами, это здоровье миллио нов, это готовность к труду, это под готовка наших юношей к воинской службе, воспитание таких необходи мых в жизни качеств, как .выносли вость, дисциплинированность, стой кость и мужество. И, конечно, в фи зической закалке юного поколения велика роль школы, комсомола, профсоюзов. Успех воспитания во многом зави сит от того, насколько тесно объеди нены усилия школы и семьи. Общий рост культуры в стране, повышение благосостояния нашего народа, в ча стности, заметное улучшение жи лищных условий, увеличение сво бодного времени — все это позволя ет родителям уделять больше вни мания детям. Вы, товарищи учите ля, сами замечаете, что сейчас дети приходят в класс и более здоровы ми, и более развитыми. Дальнейший рост материального и культурного уровня народа — а это составляет предмет постоянной за боты партии и государства, — не сомненно будет и дальше благотвор но сказываться на юном поколении. Но хотелось бы отметить, что одно временно намного возрастает и от ветственность родителей за воспита ние детей. Это нашло свое выраже ние в новом Законе о браке и семье, который разработан при са мом широком участии общественно сти и принят на только что закон чившейся сессии Верховного Совета СССР. Кто, как не родители, должен заботиться о том, чтобы дети не только хорошо усваивали все те зна ния. которые дает школа, но и при учались к порядку, дисциплине, что бы они соблюдали нормы жизни нашего общества. Единство усилий семьи, школы, общественности — неотъемлемая черта советской педа гогики. Товарищи! Воспитание детей, воспитание мо лодого поколения — это дело по истине общенародное, за него отве чает все общество. Следует сказать в этой связи о тех отрядах нашей интеллигенции, деятельность кото рых непосредственно связана с куль турой и идеологией. Своим творче ством они обогащают духовный мир советского человека, приумножают культурные ценности нашего- обще ства. Своим творчеством они помо гают школе формировать коммуни стические черты характера юношест ва, прививать любовь к Родине, правдивость, смелость, товарище ство, уважение к общественному долгу. . В сущности каждый настоящий художник творит и для молодого поколения. Хорошая, умная книга оставляет след как в душе взросло го, так и в юных впечатдите.тьных душах. С, самого раннего возраста книга сопутствует человеку, раздви гает его горизонт, роднит с замеча тельными героями, пробуждает же лание им подражать, учит любить прекрасное и ненавидеть все чуж дое и недостойное. Книги М. Горького, В. Маяковско го, А. Толстого, М. Шолохова, А. Фадеева, К. Федина, М. Ауэзова, Н. Тихонова, М. Рылнекого, Л. Лео нова, С. Вургуяа, А. Твардовского, К. Симонова, Ч. Айтматова, Э,- Ме- желайтиса, Р. Гамзатова и многйх- м-ногих других выдающихся совет ских писателей и поэте®, творчество •которых вдохновлилось и вдохнов ляется коммунистическими идеала ми, составляют духовное богатство нашего народа, а потому — и золо той фонд советской школы. Оград но отметить, что этот фонд год от года пополняется новыми произ ведениями, в которых отражаются наша современность, зримые черты коммунизма. У нас. есть превосходная литерату ра для детей, которая развивается как неотъемлемая часть большой советской литературы. Сейчас уже невозможно представить детство без книг С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского, А. Барто, Н. Носова, юность — без книг Д. Фурманова, Н. Островского, А. Гайдара, Л. Кас силя и многих других талантливых писателей. Доброе слово следует сказать и о тех, кто создает люби мые народом кинофильмы, воспиты вающие молодежь в духе револю ционных традиций, прославляющих героику нашей жизни. Великолеп ный вклад вносят в воспитание де тей и юношества деятели советского театра, создающие спектакли боль шого гражданского и гуманистиче ского звучания. Растет число теат ров, специально созданных для де тей. К слову сказать, сама идея та ких театров возникла в нашей стра не на почве социалистической куль туры. Наши выдающиеся композито ры Д. Шостакович, Д. Кабалевский, Т. Хренников и другие охотно пишут музыку для детей, помогают совет ской школе воспитывать здоровые музыкальные вкусы, певучесть на шей звонкоголосой молодежи. Сейчас, в век телевидения и кос мических спутников связи, в век ки но и радио лучшие спектакли и кон цертные программы смотрят и слу шают действительно миллионы и миллионы людей. Театральное и му зыкальное искусство доходит до са мых отдаленных уголков нашей страны. Так растет нашё юношество, полу чая всестороннее развитие, глубокие знания, эстетическое воспитание. Можно ли после этого удивляться тому, что уже в школах у наших ре бят определяются не только склон ности к естественным наукам и тех нике, но и яркие художественные дарования. И представьте себе, что еще нахо дятся за границей люди, именующие себя «советологами», которые тщат ся доказать, будто советское воспи тание преследует узкие прагматиче ские цели, будто в процессе обуче ния подавляется личность. Но пове рить этому может только тот, кто в глаза не видел нашу молодежь, на шу советскую действительность. Нет более благодатных условий для подлинно всестороннего развития личности, чем в нашей стране, где так щедро и плодотворно проявля ется забота о расцвете способно стей каждого, где уделяется так много внимания молодым талантам, где к высотам культуры подняты такие широкие пласты народа. Все ценное в идейно-художествен ном отношении — книги и кинофиль мы, спектакли и картины, скульпту ры и музыкальные произведения — становится у нас всеобщим достоя нием. Приобщение трудящихся к со кровищам культуры является вели чайшим завоеванием. подлинной культурной революции. Только за 1965—1967 годы в Со ветском Союзе издано около милли арда экземпляров книг* советских писателей, открыто 16 новых лите ратурно-художественных и общест венно-политических журналов, выпу щено 502 полнометражных художе ственных, документальных и научно- популярных фильма, опубликовано около 1700 пьес. Советская литера тура и искусство непрерывно обога щаются новыми и новыми художест венными произведениями, поднима ющими с партийных позиций важные проблемы общественной жизни. Ря ды писателей, художников, компози торов пополняет талантливая твор ческая молодежь. В художественном творчестве не избежно многообразие стилей, прие мов, жанров. Мы выступаем против' попыток нивелировать индивидуаль ные особенности художников. Пар тия и народ желают только одного: чтобы художественные произведения отражали правду жизни, раскрыва ли величие героического подвига со ветского народа, воспитывали всех людей в духе высоких идеалов ком мунизма и помогали им осуществ лять эти идеалы. Конечно, это не ис ключает показа ' трудностей, отрица тельных явлений, ошибок. Однако художественное изображение глу бинных процессов жизни с ее про тиворечиями, борьбой нового со ста рым ничего общего не имеет .с одно сторонним показом одних только те невых сторон, который выдается на шими противниками чуть ли не за вершину «свободного» художествен ного творчества. Отдельные проявления такого под хода, встретившие осуждение совет ской общественности, отнюдь не ха рактерны для нашей литературы и искусства! Если обратиться к анали зу идейного содержания всех тех огромных духовных ценностей, кото рые создают советские писатели, ки нематографисты, работники театра, художники, композиторы, то с пол ным правом можно заявить, что на ша творческая интеллигенция была, Историческая правда, раскрытие преимуществ социалистического об щества перед капиталистическим, коммунистическая убежде н н о с т ь , подлинная народность — вот та платформа, на которой стоят наши мастера культуры. Это определяет и растущее влияние нашей социалисти ческой литературы и искусства на развитие мировой общечеловеческой культуры. Товарищи! В основе всей духовной жизни советского общества лежит маркси стско-ленинское мировоззрение, ком мунистическая идеология. Советским людям впервые довелось- перевести научный социализм из области тео рии в область живой практики. Полвека назад наша партия во главе с В. И. Лениным взяла на се бя великую ответственность перед трудящимися России и всего мира за судьбы народа» за его будущее. Партия завоевала всеобщее призна ние как руководящая сила советско го общества своей длительной и са моотверженной борьбой за интересы трудящихся, способностью научно предвидеть, куда и как будут раз виваться события, политическим и организаторским опытом, накоплен ным в борьбе за победу и упрочение социализма. Объединяя в своих ря дах более 13 миллионов лучших представителей рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, пар тия олицетворяет могучую политиче скую, моральную и интеллектуаль ную силу советского народа. Успехи Советского Союза в эконо мике и науке, в культуре и воспита нии нового человека имеют огром ное международное значение. Эти успехи — наш решающий вклад в ту борьбу между старым и новым ми ром, от исхода которой зависят судьбы народов, будущее всего чело вечества. Все дела, все свершения советского народа имеют глубокий интернациональный смысл. Достиже ния в области народного хозяйства, успехи советской внешней политики укрепляют международные позиции не только нашей страны, но и наших друзей и союзников. Советский Союз оказывает помощь народам, борю щимся за свое национальное и со циальное освобождение. Создав мо гучие Вооруженные Силы, наша стра на поставила преграду на пути аг рессивных планов, империализма, направленных против всех свободо любивых народов и прежде всего против социалистических стран. Мировая обстановка остается сложной. Империализм пытается ис пользовать любую возможность, что бы подорвать силы и единство соци алистических стран, мирового рево люционного движения. И это обязы вает нас умножать усилия в анти империалистической борьбе, быть бдительными. Именно к этому зовут решения апрельского Пленума ЦК КПСС, получившие полное одобре ние партии и народа. Складывающа яся в мире обстановка подтверж дает выводы нашей партии о том, что соотношение сил в мире продол жает изменяться в пользу социализ ма. Действительно, о чем говорят хотя бы последние события? Главная страна капитализма — Соединенные Штаты Америки терпит тяжелые по ражения в войне против героическо го народа Вьетнама. Усиливается международная изоляция США. Страна, в которой эксплуататоры и угнетатели всего мира видели незыб лемую твердыню старых порядков, сейчас сама вступила в полосу серь езных внутренних потрясений. Клас совые битвы пролетариата во Фран ции, успехи левых сил в Италии, массовые выступления против чрез вычайного законодательства в ФРГ, рост стачечного движения в Англии, Японии и других странах — вот хо рошо вам известные факты, которые подтверждают глубину переживае мого капитализмом социально-по литического кризиса. МолСдое поколение в буржуазных странах все больше разочаровывает ся в капиталистических порядках и образе жизни, разными путями вы ражает свое возмущение и протест, а лучшая часть этого поколения ста- есть и будет с партией, с народом, новится на путь сознательной борь бы против старого строя. Капита лизму становится трудней удержи вать молодежь, сохранять над ней свое влияние. В этом можно видеть еше одно подтверждение того, что этот строй не имеет будущего, не имеет исторических перспектив. Конечно, империализм еще остает ся сильным врагом, действует ковар но, старается приспособить свою тактику к новой обстановке. Не прекращая экономической и полити ческой борьбы, не отказываясь от военных провокаций, он направляет особые усилия на борьбу идеологи ческую, пытается подорвать идейные устои социализма. Идеологи буржу азии явно и тайно стараются экспор тировать в мир социализма антиком мунизм, национализм, индивидуа лизм. Они хотели бы ослабить соци ально-политическое и идейное един ство народов социалистических стран, вбить между ними клинья, посеять недоверие. При этом глав ные удары наши противники направ ляют против коммунистических пар тий, клеветнически изображая дело так, будто - бы руководящая роль партии создает препятствие для де мократии. Но не для того народы социали стических стран покончили с капи тализмом, чтобы позволить расша тывать устои нового строя. Трудя щиеся знают, чтб до тех пор, пока в мире существуют и борются две си лы—социализм и капитализм — де мократия служит разным классам. Буржуазная демократия лишь при крывает власть кучки магнатов фи нансового капитала и примыкающих к ним групп. На идеологическом, как и на дру гих фронтах, сила не на стброне империализма. Социализм, коммуни стическое й рабочее дзижение про-* должают наступать, отвоевывая из- под влияния буржуазных идей все новые слон трудящихся. Сама жизнь, объективная действительность явля-* ются нашим союзником в идеологи-* ческой борьбе. Весь ход событий в мире разоблачает империализм, ук репляет доверие к бессмертным иде ям научного социализма. На протяжении многих десятиле тий советские люди убедились в том, что нет более стойкого и умелого защитника народных интересов, чем •Коммунистическая партия. Этой по литической истине учатся на своем опыте «а роды всех социалистиче ских стран. Коммунисты дорожат доверием народа и всемерно укрепляют свое единство, единство партии и всех трудящихся. И когда мы говорим о том, что возрастание роли партии является закономерностью .в обще стве, строящем коммунизм, то речь идет ни о чем другом, как об увели чении ответственности партии, пар тийных организаций, каждого • ком муниста за все, *что происходит в стране, за ее успехи, за ее будущее. Дорогие товарищи! Вскоре после революции В. И. Ле нин пр;ьывал партию «зажечь огйем своей инициативы», имевшуюся тог да «армию преподавательского пер сонала». В то же время он ставил задачу «воспитать новую армию пе дагогического учительского персона ла, который должен быть тесно свя зан ,с партией, с ее идеями, должен быть пропитан ее духом, должен привлечь к себе рабочие массы, про питать их духом коммунизма, заин тересовать их тем, что делают ком мунисты». Мы можем с гордостью сказать, что этот ленинский завет наша пар тия выполнила. Такая армия учите лей у нас теперь есть и представи тели ее находятся в этом зале. Центральный Комитет Коммуни стической партии надеется, что ваш съезд воодушевит все учительство, мобилизует его силы на дальнейшее улучшение народного образования. Разрешите выразить уверенность в том, что работники просвещения всегда останутся верной опорой Коммунистической партии и нашего государства, гордостью советского народа, что они и впредь будут от давать всю свою энергию, знания, опыт, педагогическое искусство, всю теплоту своих сердец делу обучения и воспитания подрастающего поко ления. Позвольте пожелать вам — участ никам Всесоюзного съезда учителей, всем работникам народного образо вания вдохновенного труда и боль ших творческих успехов. ПОЧЕТНЫЙ ДОЛГ, ВЫСОКОЕ 4 июля Всесоюзный съезд учите- С р Р р л 1 Л 1 а и ь т Й лей продолжал свою работу. Деле- и I* С .у ^ ш д п ш п с ъ е з д у ч и т е л е й з акончил ПРИЗВАНИЕ р а б о т у просвещения аСССР°МаДЛ Прокофш подготовку, воспитывать у каждого и средних учебных заведениях. Сре- еваС«0Щсостоянии и мерах дальней- учителя марксистско-ленинское ми- ди них есть колхозные стипендиаты, ровоззрение, коммунистическое отно шега улучшения работы средней об щеобразовательной школы». В утреннем заседании приняли участие товарищи Л. И. Брежнев, Г. И. Воронов, А. Н. Косыгин, К. Т. Мазуров, А. Я. Пельше, Н. В. Под горный, М. А. Суслов, А. Н. Шеле пин, Ю. В. Андропов, В. В. Гришин, Д. Ф. Устинов, И. В. Капитонов, К. Ф. Катушев, Б. Н. Пономарев, М. С. Соломенцев. Прения открыла министр просве щения Грузинской ССР Т. В. Лаш- карашвили. Рассказав о достижени ях республики в области народного образования, она назвала еще не решенные проблемы. Главное, по ее мнению,— правильная организация переподготовки учителей в связи с переходом школы на новые учебные программы и планы. Повышать ква лификацию можно не только на кур сах, но и на заочных отделениях пе дагогических институтов. Министр сообщила о мерах, которые осущест вляются в республике для повыше ния качества знаний учащихся. На трибуне — председатель ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учрежде ний Т. П. Янушковская. Серьезные задачи, стоящие перед советской школой, предъявляют, подчеркнула она, более высокие тре бования к идейно-политической под готовке учителей. Профсоюз работ ников просвещения, высшей школы и научных учреждений видит свой долг в том, чтобы усиливать эту шение к труду. За пятьдесят советских лет Яку тия из отсталой, феодально-патриар хальной окраины превратилась в •развитую социалистическую респуб лику, сказала учительница из Якутии Е. С. Оконешникова. В 16 институ тах и университете трудится около тысячи научных сотрудников. В школах Якутии проводится интерес ная работа по изучению родного края, воспитанию учащихся на рево люционных, боевых и трудовых тра дициях советского народа. Интерес у делегатов вызвало вы ступление председателя правления колхоза имени Куйбышева Киевской области П. Л. Сиромахи. Он расска зал, как колхозная общественность помогает школе воспитывать моло дое поколение. Колхоз построил на свои средства -среднюю школу на 560 мест, скоро откроются двери но вого детского сада на 140 мест. С помощью артели в школе оборудо ваны кабинеты и учебные мастер ские. Питание учащихся организо вано за счет колхоза. В каникулы правление посылает ребят в пионер ский лагерь, организует для них экскурсии по родной стране. Учителя — уважаемые члены кол хозной семьи. Портреты лучших из них можно увидеть на Доске почета рядом с портретами передовых кол хозников. Педагоги получают пре мии, путевки в здравницы. Многие , выпускники школы учатся в высших которые по окончании институтов возвращаются работать в родной колхоз. Больше половины учителей и специалистов колхоза, в том чис ле и я, сказал П. Л. Сиромаха,— выпускники нашей школы. Слово предоставляется тепло встреченному делегатами съезда и гостями Генеральному секретарю ПК КПСС товарищу Л. И. Брежне ву. Его речь, выслушанная с боль шим вниманием, неоднократно пре- рывал ась аплоднементами. Выступает директор средней шко лы № 4 Байра-м-Алийского района (Туркмения) Н. Агаджанов. — Только что мы выслушали речь Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л. И. Брежнева, в кото рой дана высокая оценка нашему скромному, но благородному учи тельскому труду,— говорит он.— Разрешите от имени всех делегатов сказать Центральному Комитету партии большое учительское спаси бо. Министр просвещения Литовской ССР М. А. Гедвилас акцентировал внимание на вопросах профессио нальной ориентаций школьников, привел конкретные примеры из опы та школ Литвы. & ■ 23 Миллиона • квалифицированных рабочих дали стране за годы Совет ской власти профессиональные учи лища, сообщил председатель Госу дарственного комитета Совета Ми нистров Союза ССР по профессио нально-техническому образованию А. А. Булгаков. А сейчас в пяти ты- Затем выступили директор Пяр- нуской средней школы № 2 (Эстония) сям * училищ овладевают рабочими 1 ™ к о т о Г ^С С Р Р. Юсуфбеков, первый секретарь правления Союза композиторов специальностями более двух милли онов юношей и девушек. Средняя и профессиональная школы, подчерк нул он, решают одну общую задачу коммунистического воспитания мо лодого поколения. Делегатов съезда приветствовали министр народного образования МНР Д. Ишцэрэн, заместитель ми нистра культуры и просвещения ВНР Й. Лугоши, заместитель мини стра просвещения и высшего обра зования ПНР Я. Шкоп. * ... * Вечернее заседание началось вы ступлением министра просвещения Казахской ССР К. А. Айманова. Он подчеркнул, что переход ко всеобще му среднему образованию не должен ослаблять внимание к вопросам тру довой и политехнической подготовки школьников. Министр высказал по желание соответствующим организа циям: улучшить оснащение школ учебным оборудованием, технически ми средствами обучения — верными помощниками учителя. — Высшая школа, — сказал ми нистр высшего и среднего специаль ного образования СССР В. П. Елю тин, — по многочисленным каналам связана со средней. Он отметил, что успехи в подготовке высокообразо ванных специалистов находятся в прямой зависимости от знаний, кото рые дает средняя школа. Министр культуры СССР Е. А. Фурцева рассказала, как органы культуры помогают школе в эстети ческом воспитании детей.. СССР Т. Н. Хренников и директор средней школы № 1 города Улья новска Н. В. Семйн. Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза полковник А. Г* Николаев передал делегатам горячий привет от'имени отряда космонавтов. С заключительным словом высту пил министр просвещения СССР М. А. Прокофьев. Делегаты съезда приняли обраще ние ко всем учителям, работникам народного образования, родителям и общественности Советского Союза. С большим воодушевлением, еди ногласно было принято письмо ПК КПСС, Президиуму Верховного Со вета СССР и Совету Министров СССР. Мы, участники Всесоюзного съезда учителей, говорится в письме, от име ни всех работников просвещения страны заверяем Центральный Коми тет Коммунистической партии Совет ского Союза, Президиум Верховного Совета СССР ‘И Совет Министров Союза ССР, что будем' всегда верны знамени Ленина, знамени Великого Октября, не пожалеем своих сил, энергии и знаний для коммунистиче ского воспитания подрастающего по коления. На этом всесоюзный съезд учите лей закончил свою работу. (ТАСС),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz