Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

Имя Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 2о ряя 1988 г.; М 146 (12 098) ОРГАН ПОЛИТИЧЕСКИЙ П и с ь м а и з Д о б р и н с к о й р а й о н н о й п а р т о р г а н и з а ц и и „КРУГОМ ДОМА - И ВСЕ НАШИ!" Отсюда, с пятого Этажа, просмат­ ривается весь город. Видны дымя­ щиеся трубы Липецкой Магнитки, «С вободного сокола»,- трубного, станкостроительного... И везде — зе­ лень, зелень, зелень... Словно еди­ ный сплошной сад, в котором укры­ лись «а воды, жилые микрорайоны, да покачивают хоботами мощные башенные краны. — Вон те дома наша бригада строила. — показывает Николай Ни­ китич Лыткин в сторону улицы Па­ пина. — И те, и те, и вон те.:. — Покажите лучше, где вы не строили, — в шутку говорю я. Он недоуменно взглядывает на меня, смотрит вокруг и с улыбкой отвечает: — А, пожалуй, нет такого района в Липецке.- „к . - Николай Никитич в соломенной шляпе, темно-коричневый от за­ гара. Мы с ним ^ встречались еще зимой, на строительстве этого же самого дома № 4 по проспекту Победы. Тогда только еще начинали воз­ водить фундамент, Не ладилось с по ставкой ^материа­ лов. Николай Ни­ китич был хмур, недоволен. Сейчас, он — неузнаваем: когда дело спорится,— душа рада. Еще бы! После той встречи доведен; до нулевого цикла фундамент с цо­ колем н на доме № 4, и на доме № 3. Сейчас идут завершающие работы на сооружении фундамента для до­ ма № 5. Майское здание коллектив бригады (в нем 35 человек) выпол­ нил на 165 процентов, каждый зара­ ботал по шести рублей в день. — Июньский план решили дове­ сти не меньше, как процентов до 180, — говорит Николай Никитич и чуть помолчав, добавляет: — -Пяти­ летку, ведь, надо досрочно закон­ чить. В голосе его — радость, и она по­ нятна. На строительной площадке, где сооружаются эти три 90-квар- ных дома, в последнее время не­ обычное оживление. В доме № 4 за­ вершается монтаж последнего, пя­ того, этажа. Его догоняют монтаж­ ники второго строительного управ­ ления треста «Ж илстрой», работаю­ щие на доме № 3: они вот-вот за­ кончат четвертый этаж и приступят к пятому. Через несколько дней бригада Н. *Н. Лыткина сдаст под монтаж фундамент с цокольной частью будущего дома № 5. А ря­ дом уже идет планировка площадки под основание еше одного такого же жилого здания. Но его будут возводить другие. Бригада Николая Никитича получила новое задание— подготовить фундамент 76-квартир­ ного дома по улице Гагарина. — Были уже там? — спрашиваю у бригадира. * — Был. Думаем, как и здесь, ор­ ганизовать работу в три смены. Ес- *ли не подведут с поставкой бло­ ков и панелей, сделаем быстро. Ну, а раствор научились сами гото­ вить. Оказывается, недели две назад, когда дошли до цокольной части, плохо стало с обеспечением раство­ ром. Требовалось его не так много, а работа все же стояла. Поговорили в бригаде, посоветовались. — Давай-ка, Николай Никитич, — сказали б р и га д и р у ,— договорись в управлении, чтобы разрешили самим приготовлять. Ты член партийного бюро и постройкома управления, те­ бе и карты в руки. Терять время в такую благоприятную для нас пого­ ду нельзя. Николай Никитич договорился. Начали готовить раствор сами. Про­ стои были ликвидированы. ...Бригадир зорко всматривается в сторону привокзального микрорайо­ на, говорит: \ — Звено Ивана Яковлевича Буга­ кова там сейчас строит восьмой лом в двенадцатом микрорайоне. Дель­ ное звено. По 35—40. блоков монтирует за смену. Недавно на слете ударников коммунистического труда Ивана Яковлевича наградили настольными часами, двадцать руб­ лей стоят. А Блудову Ростиславу Питиримовичу вручили Почетную грамот#. ■ > —- А здесь какое звено лучшее?— . опрашиваю V Ни- '. } - кола я Никитича, !- « На стройках жилья; *■ - " к . - » . - х . - х . - ж . З д е с ь ? Поте- ;• мина В и к т о р а Ивановича. Монтирует панели. Штук 30—35 за смену. — Кто у него в звене? — Николай Егорович Бирюков, Роман Иванович Запус, Анастасия Павловна Саблина. ' . $ д ем к бригадной бытовке. Она стоит на углу улицы Юных натура­ листов и проспекта Победы. Внеш­ н е — культурная, хорошо оформ­ ленная, У входа висит доска показателей работы бригад второго участка четвертого управления тре­ ста «Ж илстрой». На ней перечисле­ ны все бригады участка и выведены показатели за... январь. — Почему? — удивленно опраши­ ваю. — Говорил уже много раз об этом, Не так трудно, ведь, послан нормировщика, чтобы объехал объ­ екты и заполнил, а вот... — Нико­ лай Никитич разводит руками. Но зато в самой будке идеальный порядок, чистота. Стоит большой фикус. В углу умывальник. Пол ним чистейшая белая раковина. На по­ лу — ни пылинки, стены поблески­ вают свежей краской. — Сами красили, наводили поря­ док. "Теперь ^Яес'ь приятно отдох­ нуть. Действительно, в такую бытовку приятно зайти. А культура бытовки определяет и культуру работы брига­ ды, организацию труда в ней. Это и помогает коллективу коммунистиче­ ского труда из-месяца в месяц пере­ выполнять производственные зада­ ния. Сейчас он трудится в. счет но* ября. , — С годовым заданием думаем рассчитаться к нашему празднику— Дню строителя, — ответил на мой вопрос Николай Никитич. Нет сомнения, бригада сдержит свое слово. И. СМИРНОВ, нештатный корр. «Ле нинского знамени». На Липецком тракторном заводе в цехе трансмиссий хорошо рабо тают на установке и регулировке первичного вала слесари-сборщики Владимир Глинкин и Владимир Из- малков (верхний снимок). Они ежедневно перевыполняют производ­ ственные задания, при этом добива­ ются высокого качества сборки. Доброй славой пользуется на Ле­ бедянском машиностроительном за. воде токарь коммунист Анатолий Иванович Глушков (нижний сни. мок). Свое сменное задание он еже. дневно выполняет на 110—120 про. центов. Фото нешт. корр. «Ле нинского знамени» В. Финогина и Л. Антошкина. Коммунисты Добринского района настойчиво ра­ ботают над тем, чтобы резко увеличить продажу продуктов сельского хозяйства, повысить эффек­ тивность колхозного и совхозного производства, укрепить экономику хозяйства, поднять творческую активность тружеников села, улучшить их благо, состояние и культурный уровень. В январе районная партийная конференция под­ вела итоги проделанному. Они небезынтересны, чтобы о них не сказать. Коммунисты добились, что урожайность зерновых в районе равняется 19,5 центнера на гектаре, сахарной свеклы собрано по 231 центнеру с гектара. Все планы заготовок зерна, свеклы, подсолнечника, продуктов животноводства перевыполнены. Уличшились и экономические по- казатели. Доходы колхозов возросли почти на 5 миллионов рублей, а прибыль совхозов составила около трех миллионов рублей в год. Это — резуль­ тат не только повышения производительности тру­ да, но и снижения затрат на единицу произведен­ ной продукции. Например, каждый работающий в хозяйстве в среднем за год произвел продукции на 2432 рубля или на 294 рубля больше, чем в 1966 ♦♦©♦♦♦****<м*"*л* » » * * * « * » А-Я* году. Чистый доход или прибыль колхоза или совхо­ за с каждых 100 гектаров угодий составила 6368 рублей, т. е. возросли по сравнению с* 1966 годом на 307 рублей. Себестоимость центнера зерна сни. жена на 43 копейки, сахарной свеклы — 22 копейки, центнера привеса крупного рогатого скота — на 7,9 рубля, свиней — на 4,8 рубля. Уровень рентабель­ ности составил 45,2 процента. Повысился жизненный и культурный уровень кол­ хозников и рабочих совхоза. Оплата за каждый ра­ бочий день поднялась до 3 рублей 50 копеек. За два года построено 48 тысяч квадратных метров жилья, электрифицировано 167 населенных пунк­ тов, возведено более 350 объектов культурно-быто­ вого назначения: школ, клубов, бань, магазинов, столовых и т. д. Залог этих успехов — в умелом партийном руко­ водстве со стороны райкома КПСС экономической н культурной жизнью района. Главным, определяю, щим в партийном руководстве, является правильный политический подход к решению любых проблем, встречающихся в жизни района, колхоза, совхоза. I. СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ В сзое время В. И. Ленин опреде­ лил основные принципы партийного руководства хозяйством. Среди них большое место занимают выработка и проведение научно обоснованной, опирающейся на знание объективных законов экономической политики: единство хозяйственной и политиче­ ской деятельности: разграничение функций между партийными, госу­ дарственными и хозяйственными ор­ ганами: всемерное повышение ответ­ ственности органов управления: пра­ вильный подбор и воспитание кад­ ров. постоянный контроль и провер­ ка исполнения и т. л. Как же Добринский райком КПСС осуществляет на практике политиче­ ское руководство хозяйственным строительством? Экономика, хозяйство и политика неотделимы лгут от друга. Главной экономической задачей партии и со­ ветского народа является создание материально-технической базы ком­ мунизма. И райком партии во главу утла своей деятельности ставит во­ просы увеличения производства сельскохозяйственной прод у к ц и и, снижение ее себестоимости, укреп­ ление экономики колхозов и совхо­ зов. Но здесь постоянно помнят ленинское указание о том, что по­ литика не может не иметь первен­ ства над экономикой. Политическое руководство райко­ ма КПСС ярче всего проявляется в том. что он при решении любой хо­ зяйственной проблемы постоянно помнит о генеральной линии партии, ее директивах и указаниях. Увеличение производства зерна по-прежнему основная задача в сель­ ском хозяйстве, и райком КПСС на­ стойчиво проводит линию на всемер­ ное расширение посевов зерновых. Об этом свидетельствуют такйепнф- ры. В 1965 году озимые в районе занимали 26 процентов пашнй. Две трети из них приходилось на рожи. Теперь озимый клин составляет 43 ■процента зерновых, а среди них господствующей культурой является высокоурожайный сорт пшеницы « мирояонская-808». Она размешает­ ся на 83 процентах озимого "клина. Увеличены посевы яровой пшеницы, проса и подсолнечника. В нынешнем году зерновые занимают 55 процен­ тов всей пашни. А райком КПСС, выполняя решение последней кон­ ференции. добивается увеличения производства кормовых культур за счет повышения урожайности, а не посевных площадей. Ясно, что райком не устанав­ ливает урожайности культур, не" на­ зывает цифру посевов зерновых, не распределяет удобрения, не доводит заданий по улучшению семеноводст­ ва. Это право специалистов, руково­ дителей хозяйств, работников рай­ онного управления сельского хозяй­ ства. Например, распределением ми­ неральных удобрений занимается районное управление сельского хо­ зяйства. а точнее—главный агроном его вместе со специалистами колхо­ зов и совхозов. И правильно. В их руках да-нньте о качественном соста­ ве почв, у них'картограммы земель. Кто же лучше их определит, какому хозяйству, сколько надо выделить азотных, Фосфорных или калийных удобрений? Райком же взял за правило—воз­ действовать на руководителей кол­ хозов и совхозов, их специалистов, работников районного управления сельского хозяйства через коммуни­ стов. партийные организации. Конечно, непосредственно, давать распоряжения, требовать их выпол­ нения куда легче. Ведь, чтобы воз­ действовать через парторганизаций, ' надо'вше добиться повышения их боевитости,1' поднять активность к о м ­ м у н и с т о в , ‘ улучшить организатор­ скую и воспитательную работу. Ко­ роче говоря, политически обеспечить решение задачи по,увеличению про­ изводства зерна. В том то и дело: чтобы добиться успешного решения проблемы (в данном случае увели­ чения производства зерна за счет повышения урожайности и расши­ рения посевов зерновых), надо под­ нять интерес к ней и сознательное отношение людей, убедить в этой необходимости не только руководи­ телей хозяйств, но и всех к о м м у н и ­ с т о в , колхозников и рабочих совхо­ зов. Урожайность сельскохозяйствен­ ных культур не увеличишь, если не у л у ч ш и т ь культуру земледелия. И когда колхозники четвертой комп­ лексной бригады артели «Крас ный Октябрь» этого же оайона обрати­ лись с призывом к сельским труже­ никам всей области развернуть со­ ревнование за получение звания бочтады высокой к у л ь т у р ы , райком КПСС не только поддержал и одоб­ рил эту инициативу. Он. не откла­ дывая дела в долгий ящик, разрабо­ тал вместе с районным управлени­ ем сельского хозяйства условия со­ ревнования для бригад района. Пар­ тийные организации колхозов и сов­ хозов вовлекли в это соревнование все бригады, а не 5—7. как в отлель* ных районах области. И в этом есть резон. Соревнование приносит луч­ шие результаты, когда оно массовое. И пусть не все бригады района к 1970 году будут получать по 30 центнеров зерна с гектара и завою­ ют высокое звание. Зато каждый коллектив, а не только отдельные, стремится к заветной цели, борется за подъем культуры земледелия. Райком Позаботился об организа­ ции действенного контроля за сорев­ нованием. нашел приемлемую фор­ му в виде общественного смотра по­ лей. Проводится• он в три этапа: после завершения сева, ухода за по­ севами, уборки. Партийные органи­ зации проводят смотр полей бригад, райком КПСС — полей хозяйств. При этом учитывается освоение се­ вооборотов, сроки приведения ра­ бот, культура полей, использование техники, качество работ, конечные результаты. Победитель определяет­ ся по количеству набранных баллов. Ход первого этапа смотра освещал­ ся в районной газете. Высокая культура земледелия —■ результат труда и старания сотен людей Но не последняя роль в этом принадлежит специалистам сельско­ го хозяйства, трактористам. И рай­ ком КПСС специально выносит на обсуждение пленума вопрос о роли специалистов в выполнении решений XXIII съезда КПСС. На нем работа агрономов, зоотехников, инженеров была подвергнута тщательному ана­ лизу, вскрыты недостатки, имею­ щиеся в этом деле, намечены меры, способствующие росту творческой активности специалистов. А чтобы поднять активность трактористов, повысить их заинтересованность, по­ нять важность своей роли в борьбе за' в ы с о к у ю культуру земледелия в районе объявлено соревнование па­ харей. Для победителей учреждены призы, подарки. Это стремление привлечь широкие массы коммунистов и беспартийных к решению какого-либо важного во-* проса, над которым работает рай­ ком КПСС, поднять трудовую и по­ литическую активность их. опирать­ ся на них. выбрать наиболее эффек­ тивные методы и формы организа­ торской и воспитательной работы очень характерно для стиля партий­ ного комитета. Примеров, свидетель­ ствующих об этом, много, но и рас­ сказ о том, как почин четвертой комплексной бригады колхоза «Крас­ ный Октябрь» райком КПСС сделал, делом всех колхозников и рабочих совхозов, наглядное т о м у подтверж­ дение. В борьбе за выполнение те­ кущих заданий и планов райком сумел определить и выделить веду­ щую проблему, увидеть перспективу развития, наметил правильную ли­ нию на длительное время и, самое ценное—твердо и умело проводит ее в жизнь. В. ЕЛЮТИН, спец. корр. «Ле нинского знамени». З А В О Д С К У Ю К О П И Л К У лов, более 5 миллионов киловатт-ча­ сов электроэнергии, несколько сот тысяч кубических метров воды, более 20 тысяч человеко-дней рабочего времени. Достигнутые успехи рацио­ нализаторы посвящают Дню метал­ лурга. Н. ЛЫСАЧЕНКО. В Три миллиона рублей вложили в заводскую копилку с начала года рационализаторы Липецкой Магнит­ ки. Более 1200 предложений внедри­ ли они в производство, досрочно вы­ полнив годовой план. Кроме денег, эти предложения позволили сэконо­ мить бкоЛо 500 тонн черных метал- ДОВОДИТ Ь ДЕЛО ДО КОНЦА Вот уже третий месяц идет обла- стной смотр механизации тяже­ лых ручных и погрузочно-разгрузоч­ ных работ. Активно включились в него новаторы Елецкого завода, крас­ ного кирпича Рабочие Т. Н. Лунев, П. А. Косыгин, А. Е. Камынин. П. А. Серегин, Н. Г. Быков и другие подали по несколько ценных предло­ жений, направленных на облегчение труда. Комиссии призваны не только при­ нимать предложения, но и как мож ­ но быстрее внедрять их. С этим у нас не все благополучно. Подал, скажем, рабочий какое-то нужное предложение, но его следует дора­ ботать. технически оформить, сде­ лать эскиз или чертеж. Кому, как не инженерам БРИЗа или бюро ВОИР. посодействовать, помочь ав­ тору довести дело" до конца. Но на нашем предприятии получается так: новшество принято и за него даже вози аго аж ленне выдано, но внед­ рять его не спешат. Несколько месяцев назад, напри­ мер, проходил конкурс на лучшее ра­ ционализаторское предложение по постройке глинозапасника. Конкурс закончился. Победители получили ус­ тановленные премии. Первая — 30, вторая — 20 и третья —- 10 рублей. Но глинозапасника и до сих пор I СМОТР МЕХАНИЗАЦИИ П О Г Р У З О Ч Н О- Р А З Г Р У З О Ч Н Ы Х И Т Я Ж Е Л Ы Х Р У Ч Н Ы Х РАБОТ нет, хотя он крайне необходим пред­ приятию. Или вот еще. Транспортировшицы вывозят вагонетки с кирпичом из туннельных сушил в кольцевую печь. Бракованный кирпич рабочие выбрасывают на плац, захламляют территорию. Мастер электроцеха Ве­ ниамин Тимофеевич Прибыткин по­ советовал изготовить конусный бун­ кер,. чтобы сбрасывать в него негод­ ный кирпич, а по мере заполнения разгружать и увозить на свалку. Предложение было рассмотрено и одобрено техническим советом заво- да еще в декабре 1967. года. Тов. Прибыткину выплачено #вознаграж­ дение. Однако до сих пор отделом главного механика предложение не внедрено в производство. 1 Таких фактов, к сожалению. не­ мало. Чтобы повысить активность новаторов, нужно бережно обра­ щаться с их предложениями, дово­ дить дело до конца. В. СЕЛЕМЕНЕВ, работник Елецкого завода красного кирпича. Непрерывное по­ вышение общеоб­ разовательного и культурно - техни­ ческого ур о в н я трудящихся с о -’ етавляет необходимую предпосылку научно-технического п р о г р е стг а. «О чень важно, конечно, — указыва­ лось в отчетном докладе Централь­ ного Комитета XXIII съезду КПСС, — оснастить „все отрасли народного ( хозяйства, все производственные участки новой техникой. Не менее важно иметь квалифицированные кадры, способные использовать эту технику в полной мере». Исследованием, проведенным в 1960—65 гг. на ряде предприятий Центрально-Черноземной п о л о с ы , установлено, что у большинства ра­ бочих процент выполнения норм вы­ работки увеличивается пропорцио­ нально возрастанию их общеобразо­ вательной подготовки. Так, на Кур­ ском заводе тракторных запасных частей и Тамбовском заводе « Авто- трактородеталь» фрезеровщики 4 раз. ряда оо стажем работы 5 лет. закон­ чившие 8 классов, по сравнению с имеющими начальное образование выполняют нормы выработки выше в среднем ка 32 процента. Рабочие, имеющие среднее образование, вы­ полняют нормы на 20 процентов вы­ ше, чем рабочие, имеющие знания в объеме 8 классов. На повышение эффективности труда оказывает влияние и техниче­ ская подготовка рабочих, изучение передового опыта. В электростале­ плавильном цехе Новолипецкого ме­ таллургического завода, например, внедрение опыта работы бригады УНРС. ' руководимой старшим опе­ ратором Г. П. Миловановым, позво­ лило сократить время на замену кристаллизаторов е 3 до 2 часов, а время перехода на новое сечение слябов — с 9 до 8 часов. Таким образом, чем выше обще­ образовательная подготовка, техни­ ческие знания рабочих, тем выше их профессиональное мастерство, тем производительнее они работают. По­ этому повышение общеобразователь­ ного и 'культурно-технического уров­ ня народа, уменьшение существенно­ го различия между умственным и физическим трудом XXIII съезд КПСС определил в качестве важ ­ нейшей меры развития народного хозяйства. Руковод!гтели предприятий и об­ щественные организации усилили работу по вопросам планирования и организации общего образования. В составлении плана повышения обще­ образовательного и культурно-тех­ нического уровня на Новолипецком металлургическом заводе большую помощь оказали комсомольцы. В апреле 1960 года они организовали смотр общеобразовательных и тех­ нических знаний. Члены смотровых комиссий беседовали почти с тре­ мя тысячами рабочих и инженерно- технических работников в возрасте до 30 лет, советовали им, куда пойти Выше квалификация — выше производительность труда у ч и т ь с я , прикрепляли к учащимся для консультаций инженеров и тех­ ников Специалисты организовывали в молодежных общежитиях консуль­ тации по различным предметам. Партийные организации предприя­ тий интересуются . ходом комплекто­ вания школ рабочей молодежи, их нуждами и запросами, состоянием общей готовности к новому учебно­ му году. На заседаниях партбюро, парткомов и партийных собраниях систематически заслушиваются во­ просы о состоянии учебы на пред­ приятиях. На ряде заводов успешно действуют комиссии содействия уче­ бе. В цехах завода «С вободный сокол» с 1961 года работает общеоб­ разовательная школа на обществен­ ных началах. По просьбе партийной организации предприятия Липецкий педагогический институт подобрал из студентов старших курсов препо­ давателей. Только за четыре года работы школа обучила до объема восьми классе» 215 человек. По инициативе парторганизации совет молодых специалистов Липец­ кого тракторного завода организо­ вал консультационную группу для студентов вузов и техникумов. Кон­ сультации проводились по высшей математике, теории машин и меха­ низмов, сопротивлению материалов и другим дисциплинам. Многоти­ ражная и стенные газеты системати­ чески публиковали материалы, разъ­ ясняющие важность и значение осу­ ществляемого на предприятиях пла­ на учебы, критиковали цеховые об­ щественные организации и хозяй­ ственных руководителей, которые уделяли этому важному делу недо­ статочно внимания. В итоге, за годы семилетки, зна­ чительно выросло количество работ­ ников, обучавшихся в школах, тех­ никумах, институтах. В 1965 году неполное среднее, среднее и высшее образование имели на Новолипецком металлургическом завоДе 74,5 про­ цента рабочих, на Липецком трак­ торном заводе — 64,5 процента. Еще более высокий образовательный уро­ вень имеют доменщики, прокатчики, сталевары, слесари. На Новолипец­ ком металлургическом заводе, на­ пример, 99,8 процента этих рабочих имеют неполное среднее, среднее и высшее образование. Вместе с тем, в 1966 году на за­ воде «С вободный сокол» работало более 1200 человек (в возрасте до 35 лет), не имеющих семилетнего образования и не продолжавших учебу. Более половины разнорабо­ чих Новолипецкого металлургиче­ ского завода не имели неполного среднего образования. Большое значение имеет работа партийных организаций и руковод­ ства предприятий по выполнению решений сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и XXIII съезда партии. Среди мероприятий, обеспе­ чивающих реализацию экономиче­ ской реформы, немалая роль при­ надлежит учебе работников пред­ приятий. Партийные организации направ­ ляют внимание рабочих на подъем общеобразовательных знаний. Парт­ ком и дирекция Новолипецкого ме­ таллургического завода, например, утвердили п я т и л е т н и й (1966 — 1970 гг.) план повышения образова­ ния, по которому должны окончить школу рабочей молодежи, техникумы и институты 2250 человек. Заслуживает внимания деятель­ ность партийной и общественных ор­ ганизаций труболитейного цеха Хз 2 завода «С вободный сокол». За по­ следние три года 25 работников це­ ха закончили вузы и техникумы, около 30 — школы рабочей молоде­ жи. Завод осуществляет переход на новую систему планирования и эко­ номического стимулирования. В цехе организована экономическая учеба. Изучив положение дел с образова­ тельным уровнем рабочих и их учё­ бой, партийное бюро еще в январе 1966 года обсудило вопрос о подбо­ ре, расстановке и воспитании кад­ ров, рекомендовало руководителям цеха на должности бригадиров и мастеров выдвигать рабочих, имею­ щих соответствующее общее или специальное образование. Принятое решение парторганизация последова­ тельно выполняет. И работа по подъему общего образования рабо­ чих дает результаты. В 1967 году 25 работников цеха учились в инсти­ тутах, 15 — в техникумах и около 20 — в школах рабочей молодежи. Результатом разносторонней дея­ тельности партийных, общественных организаций и хозяйственных руко­ водителей предприятий по повыше­ нию общеобразовательного уровня рабочих в первые годы пятилетки является громадная армия обучаю­ щихся без отрыва от производства. В 1967 году на Новолипецком метал­ лургическом зав-оде обучалось в учебных заведениях . более 2 ты­ сяч человек, 9 человек учились в аспирантуре. Около 300 метал­ лургов получили удостоверения об окончании средней школы и 223 — дипломы инженеров и техников. На предприятиях проводится большая работа по повышению культурно-технического уровня ра -1 брчих. В 1964— 1965 гг. непосред­ ственно ца производстве приобрели новую профессию, повысили свою квалификацию четверть рабочих за­ вода «С вободный сокол», треть ра­ бочих Новолипецкого металлургиче­ ского завода и почти половина тракторостроителей. Особенно большая работа по под­ готовке кадров проделана на Ново­ липецком металлургическом заводе, где почти ежегодно в строй дей­ ствующих вводятся новые производ­ ственные мощности. Для улуч­ шения подготовки рабочих пять лег назад на заводе организовано про­ фессионально-техническое училище, в 2.5 раза расширена подготовка кад­ ров непосредственно на производ­ стве. В итоге, количество рабочих, приглашаемых с других предприя­ тий, уменьшилось. В течение трех лет через техническое училище, кур­ совую сеть завода, на родственных предприятиях страны, на предприя­ тиях фирмы « Фест» в Австрии только для комплекса кислородно-конвер­ торного производства подготовлено свыше 2500 работников, прежде все­ го по специальностям, связанным со сложной техникой. Важную форму повышения квали­ фикации рабочих представляют шко­ лы передового опыта, где занятия проводятся, как правило, на рабочих местах под руководством передови­ ка, добившегося высоких производ­ ственных показателей. На Новоли­ пецком металлургическом завода ко­ личество школ передового опыта возросло с 17 в 1963 году до 37 в 1966 году, а число, охваченных ими рабочих соответственно с 455 до 923. Направляя работу по повышению технических знаний, партком Ново- липецкого металлургического завода в свое время заслушал вопрос о состоянии и мерах улучшения технической пропаганды на заводе и рекомендовал главному инженеру, отделу технической информации по­ высить уровень технической пропа­ ганды, улучшить работу школ пере­ дового опыта, повысить качество лекций и докладов, привлечь к рас­ пространению передового опыта мо­ лодых специалистов, шире использо­ вать технические средства пропаган­ ды. Проверяя выполнение своего ре­ шения, партком обсудил на своих за­ седаниях сообщения о распростране­ нии передового опыта в отдельных цехах завода. Всестороннее обсуж ­ дение вопросов обеспечивала пред­ варительная тщательная проверка внедрения опыта передовиков до цехам. Большая работа партийных, обще­ ственных организаций и руководите­ лей предприятий по повышению об­ щеобразовательного и культурно- технического уровня рабочих наря­ ду с другими факторами способ­ ствует значительным производствен­ ным успехам.- Только в 196.6 году при выполнении производственных заданий по всем показателям завод «С вободный сокол» снизил себе­ стоимость продукции против плана на 75 тысяч рублей и получил сверх­ плановой прибыли 296 тысяч рублей. Между тем, в системе подготовки и переподготовки кадров на пред­ приятиях имеются еше серьезные недостатки. Занятия по повышению квалификации проводятся, как, пра­ вило, недифференцированно: рабочие низкой, средней и высокой квалифи­ кации занимаются по одной учебной программе. Отсутствие четких учеб­ ных программ подводит к тому, что при переходе с одного предприятия на другое рабочие вынуждены вновь посещать те же курсы. Поэтому заслуживает внимания переход це­ лого ряда предприятий страны (ав­ тозавод им. Лихачева, таганрогский «Крас ный котельщик», ленинград­ ские машиностроительные заводы — им. В. И. Ленина, «Э кономайзер» и др.) на новую систему обучения рабочих. Повышение квалификации работников осуществляется по про­ граммам, основные требования к разработке которых были утвержде­ ны коллегией Государственного ко­ митета Совета Министров СССР по профессионально-техническому об­ разованию в конце 1966 года. Они имеют систематический и последова­ тельный характер, определяют изве­ стный уровень теоретических и прак­ тических знаний, которые получает рабочий, рассчитаны не только на овладение начальной квалификацией (первая студень обучения), но и од­ новременно на повышение квалифи­ кации рабочих до среднего и выс­ шего уровня (вторая и третья сту­ пени обучения). Осуществление главной экономиче­ ской задачи пятилетки требует дальнейшего подъема общеобразо­ вательных знаний и технической подготовки рабочих. Значительный рост промышленного производства на основе всемерного использования достижений науки ‘И техники, инду­ стриального развития всего общест­ венного производства, повышение его эффективности и ■производитель­ ности труда предполагает дальней­ ший подъем общеобразовательного и культурно-технического уровня рабо­ чих. Постигайте « тайны» своих, про­ фессий, товарищи! Чем выше ваша квалификация, тем выше производи­ тельность труда. Т. ШЕСТАКОВА* преподаватель Липецкого филиала института стали и сплавов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz