Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
\ Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 22 июня 1%8 г,- Мг' 144 (12 0%) ■тя С ЯНВАРЯ при обкоме КПСС, начали работать постоянно действующие курсы по пере подготовке партийных н советских работников. За пять месяцев на кур сах учились освобожденные секрета ри партийных комитетов и бюро совхозов, колхозов, предприятий и строек, их заместители, заведующие и инструкторы орготделов и про мышленно ♦транспортных отделов горкомов и райкомов партии, пред седатели сельских Советов — в об щей сложности 170 работников. Слушателям курсов были прочи таны лекции по актуальным вопро сам истории и политики КПСС, на учного коммунизма, экономики и организации производства (промыш ленного и сельскохозяйственного), партийного строительства и практи ки руководства народным - хозяйст вом (для партийных работников), по основам советского строительст ва и государственного права (Для советских работников). По каждому курсу были проведены семинарские занятия. Состоялся обмен опытом организационно-партийной н совет, ской работы, воспитания трудящих ся, руководства хозяйственным и культурным строительством. Для ознакомления с деятельно стью партийных комитетов и мест ных Советов депутатов трудящихся слушатели Еыезжали в передовые хозяйства области, лучшие сельские Советы, на предприятия и стройки. Перед слушателями курсов высту пали и вели практические и семи нарские занятия секретари и члены бюро обкома КПСС, председатель и заместители председателя облиспол кома, заведующие отделами обкома КПСС и облисполкома, преподавате ли высших учебных заведений, ве дущие специалисты промышленности и сельского хозяйства. Сейчас в работе областных кур сов, как н во всех учебных заведе ниях, наступил , перерыв. Можно " подвести некото рые итоги их дея тельности. пого ворить о недо статках и задачах на будущий учеб ный год. Курсы, по отзы вам слушателей, - эффекти в н а 6 форма учебы и повышения квалифи кации партийных и советских работ ников, они позволили им хорошо по полнить запас теоретических знаний. В практической деятельности слуша тели обогатились интересными и разнообразными формами и,м етода ми организационно-партийной и иде ологической работы. Очень важно и то, что учеба на курсах позволила каждому из слушателей взглянуть как бы со стороны на свою ра боту, критически проанализиро вать и сопоставить ее с уров нем современных требований. В хо де учебы у многих слушателей, без условно, возник целый ряд проблем и вопросов, наметились определен ные планы и направления в своей практической работе. Все это будет способствовать развитию творческой гктивности в деятельности местных партийных органов и первичных пар тийных организаций. Положительное значение курсов состоит еще и в том, что они прино сят известную пользу и самим лекторам. Руководящие партийные, советские н хозяйственные работни ки выступали перед слушателями с Лекциями, как правило, по таким выявились и отдельные недостатки. Большинство лекторов подготовили и прочитали лекции вполне квали фицированно, на высоком теорети ческом н методическом уровне. Но отдельные лекции, главным образом по экономике промышленности и сельского хозяйства, страдали серь езными недостатками. В них не бы- КУРСЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПАРТИЙНЫХ И СОВЕТСКИХ РАБОТНИКОВ вопросам, которыми они занимаются по роду своей службы и. деятельно сти. Поэтому им полезно было вы слушать вопросы, практические за мечания н предложения, которые возникли у слушателей по ходу лекций и практических занятий. Сошлюсь на такой пример. После одной из лекций слушатели подняли ряд вопросов, связанных с улучше нием культурно-бытового обслужи вания населения в сельской местно сти. Было, в частности, высказано пожелание изучить возможность из готовления на одном из заводов Ли пецка или области аппарата (кстати, не сложного) для заправки шарико вых авторучек и принять меры к открытию заправочных пунктов во всех районных центрах и крупных населенных пунктах. Вместе с тем в работе курсов ло достаточного теоретического обоснования и анализа излагаемых тем, не всегда продуманно раскры валась практическая деятельность партийных, хозяйственных и обще ственных организаций. Имели место срывы лекций. Нередко приходи лось изменять расписание учебных занятий. Из-за этого нарушалась последовательность в изучении того или иного курса. Хочется обратить внимание на то, что отдельные горкомы и райкомы КПСС не всегда серьезно подходили к подбору слушателей. Иногда на курсы направлялись работники, ко торые находились либо в отпуске, либо должны были выезжать в это время на экзаменационную сессию в вузы. Приходилось освобождать то варищей от учебы на курсах. Ска занное относится к Липецкому и Грязинскому горкомам КПСС, Чап- лыгинскому райкому партии. От дельные слушатели являлись на за нятия с опозданием на несколько дней, потому что их задержали рай комы партии. Некоторые райкомы КПСС,- несмотря на предупрежде ние, отзывали слушателей на рабо ту. Особенно этим злоупотреблял , | ,ч,т ■ |,- -| Правобереж н ы й 1 ............. райком К П С С Липецка. Там слушателей на путствовали при- м е р н о т а к : «У читься учи тесь, но„о работе не забывайте». Поэтому, вместо подготовки к за нятиям, '•* : некото- были заниматься это от рыв вынуждены служебными делами. Все влекало слушателей от систематиче ской учебы, создавало для них опре деленные трудности. В связи с этим, следует еще раз напомнить, что переподготовка пар тийных и советских работников на областных курсах предусмотрена с отрывом от производства и никакие отзывы и отвлечения слушателей на оаботу недопустимы . В дальнейшем следует упорядо чить и более внимательно подхо дить к комплектованию учебных групп, чтобы они были более одно родными по своему составу. Воз никла также необходимость скор ректировать и внести некоторые из менения в учебные планы и про граммы. Очевидно, целесообразно несколь* ко дифференцировать учебные планы и программы с учетом категорий партийных и советских работников. Необходимо устранить имеющийся параллелизм в некоторых лекциях, семинарах и практических занятиях по обмену опытом работы. В связи с этим намечено обсудить с препо давателями соответствующих, курсов тематику и планы семинарских за нятий. До начала учебного года лекторам и руководителям практи ческих, занятий следует дополнитель но поработать над планами и содер жанием лекций, продумать методику учебных занятий. Много надо сделать и для даль нейшего совершенствования учебно го процесса^ повышения эффективно сти занятий. Предстоит, в частности, продумать вопрос о более широком использовании наглядных и техни ческих средств обучения во время лекций и на семинарских занятиях, о вынесении практических занятий по обмену опытом из аудиторий непо средственно на места —- в партий ные комитеты и организации, в кол хозы и совхозы, на предприятия и стройки. Первые итоги работы курсов по переподготовке партийных и совет ских работников свидетельствуют о большой эффективности ' такой фор мы учебы. Задача состоит в том, чтобы обобщить эти итоги, усовер шенствовать в дальнейшем учебный процесс, хорошо подготовиться к началу очередных занятий. В. ЩЕГЛОВ, заведующий областными курсами по переподготовке партийных и советских работников. В е с т и с п р е д п р и я т и й СМЕЖНЫЕ ПРОФЕССИИ В ремонтно-механическом цехе Елецкого элементного завода прежде нередко случалось так, что для своевременного ремонта не хватало квалифицированных специалистов. Оборудование по долгу простаивало. Чтобы избежать этого, передо вые производственники цеха раз вернули движение за овладение смежной профессией. Каждый ра ботник решил изучить втопую и третью специальности. Прошло совсем немного времени, и в цехе появились специалисты, умеющие одинаково хорошо работать на различных станках. Слесарь А. Игнатов, к примеру, приобрел специальность газосварщика, сле сарь Ю. Мартынов освоил шли фовальный станок, токарь В. Иль ин — расточный. Теперь в цехе каждый второй рабочий владеет смежной профес сией. Это позволяет ремонтникам вовремя и быстро устранять все неполадки в работе оборудова ния. Н. ЛУКИН, начальник ремонтно-механиче ского цеха Елецкого элементного завода. ДЛЯ САХАРНЫХ ЗАВОДОВ , На сахарных заводах Россий ской Федерации идет подготовка к новому сезону сахароварения. Десятки тысяч тонн технологиче ского известняка добывают еже дневно горняки Елецкого карьеро управления и отправляют его в адрес многих сахарных заводов России. Успешно выполнив пяти месячную программу, они прила гают все силы к тому, чтобы до срочно завершить и полугодовое задание. Особенно хорошо работает в эти дни коллектив Ольшанского карьера. которым руководит С. Карпов. В ближайшее время добыча технологического извест няка здесь будет намного увели чена. В карьере реконструируется дообильно _ обогатительная фаб рика, устанавливается новейшее оборудование. А. АЛЕКСАНДРОВ. О Б Л Е Г Ч А Я Т Р У Д Коллектив Лебедянского плодо во-ягодного комбината готовится к новому сезону переработки фруктов. В эти дни он особое внимание уделил механизации по- гвузочно - разгрузочных работ. Установлен транспортер для по дачи банок с готовой продукцией из автоклава в экспедицию, а так же погрузочный транспортер для отправки ящиков из экспедиции непосредственно на автомашину. Начат также монтаж механиз мов, подающих яблоки в бункера для изготовления соков. На сбор ке этих механизмов заняты ме ханик В. Сенов" и старший слесарь В. Медведев. С. НИКИТИНА, соб. корр. «Л енинского знамени». П ЕРЕВЕСТИ школы района к 1970 году на односменные за нятия — такую цель поста вили партийная организация и об щественность Долгоруковского райо на. Они выступили инициаторами областной школьной трехлетки в оз наменование 100-летий со дня рож дения В. И. Ленина. Задача не из легких. За три года мы должны ввести в строй 16 школьных зданий почти на 5 тысяч ученических мест, построить средние школы в селах Братовщина, Стега- ловка, М.-Колодезь, Б.-Боевка и I восьмилетние в Дубовце, Б.-Коло дезе, Екатериновке. Веселом. С у х о м , Ольшанце, В.-Казинке, Долгуше, Стрельце, совхозе имени Тимирязе ва и других. Многое надо сделать уже в этом году. Район должен к началу заня тий сдать в Эксплуатацию Дубовен- к у ю . Б.-Колодезскую восьмклетние школы. Гущинскую, Нестеровскую начальные. Кроме того, будут завер шены пристройки по три классных школы уделяет правление колхоза « Память Ленина» (председатель В Т. Гаркушин).* На свои средства колхоз приобрел кровлю, выделяет транспорт, рабочую силу. Колхозни ки на воскресниках вырыли траншеи под теплотрассу, утеплили здание. Быстро строится Стрелецкая вось милетняя школа. И тут активно по могает колхоз имени Коминтерна (председатель Е. И. Макеев) Шко ла строится на государственные средства, а колхоз является подряд чиком. Он дает рабочую силу, транспорт, стройматериал. К осени артель планирует завершить основ ные работы на этом объекте. Хорошую инициативу проявили председатель колхоза « Верный путь» А. С. Панков и директор совхоза « Долгоруковский» В. И. Микулин. В селе В.-Ломавец на средства колхо за « Верный путь» построены три классных комнаты N со спортзалом. Сейчас идет отделка нового здания. В селе Жерновном работы ведет совхоз « Долгоруковский». Выложе- СЛОВО — ИНИЦИАТОРАМ СОРЕВНОВАНИЯ НАША ШКОЛЬНАЯ Т Р Е Х Л Е Т К А комнаты со спортивными залами в В.-Ломовецкой и Жерновской сред них школах. В В.-Ломовецкой школе оборудуют водяное отопление. Помимо работы на пусковых объ ектах. полным ходом ведется пере ходящее строительство. В основном закончена кладка стен школы в Стрельце, в совхозе им. Тимирязева — выложен первый этаж, сделаны перекрытия. Произведена разбивка и начато рытье котлованов под фундамент Братовшинской средней школы и Сухо-Ольшанской, В.-Ка- зичской и Долгушинской восьмилет них школах. Готовится проектно- сметная документация для Стегалов- ской, М.-Колодезской. Екатеринов- ской. Б.-Боевской, Веселовской и других школ. В этом большую по- мошь нам оказали специалисты Ли пецкого отделения треста инженер но-строительных изысканий и липец кого института « Гражданпроект». Строительный сезон на многих школьных объектах начался в мар те. Хорошо работала бригада строи телей ремстройучастка. возглавляе мая прорабом Н. К. Синепаловым. Штукатуры А. К. Рябинин. А. И. Фролов. М. В. Фандрохин, А. П. Филатов, Р. А. Покоткина, подсоб ники И. И. -Панов. Л. П. Панова, столяры Д. Е. Воронин. В. В. Соло матин и другие выполняли дневные нормы на 150 процентов. В Дубо- ьецкой школе они досрочно закон чили штукатурку здания и присту пили к малярным работам. Сейчас строительство школы под ходит к концу. В этом — большая заслуга колхозников артели имени Тимирязева (председатель А. С. Алехнн). Колхоз выделял транспорт, рабочую силу, помог электрифици ровать школу, подвел водопровод. Выделял и деньги. хотя это не единственная стройка в колхозе. На свои средства артель завершает строительство Гущинской начальной школы. Здесь осталось провести от делочные работы. Много внимания строительству ны стены, сооружается кровля. Кол лектив прилагает все усилия к тому, чтобы пристройку к школе завер шить до начала учебного года. Следует отметить 'хорошую рабо ту совхоза « Мирный труд» (дирек тор А. И. Шилов). За последние три года это хозяйство построило за свои средства Хитровскую, Несте ровскую начальные школы, оказало большую помощь в сооружении ин терната и четырех классных комнат Свишенекой средней школы. В этом голу начато строительство Высоль- ской начальной школы. Намечено возвести в будущем году мастерскую и спортзал для Грызловской вось милетней школы. Не забываем мы и о подготовке старых зданий к занятиям. Во всех школах ведутся ремонтные работы, заготавливается топливо. 70 процен тов учительских квартир уже обес печены им на весь год. В первую очередь мы стремимся . обеспечить топливом отдаленные школы. Оно завезено в школы Войсково-Казин- ского, Слепухинского, В.-Ломовецко- го. Б.-Боевского, Жерновского сель ских Советов. Но в организации школьного стро ительства есть и серьезные трудно сти. В селах возводятся двухэтаж ные здания школ, н без механизмов никак не обойдешься. Нужны желе зобетонные перекрытия и коаны для их укладки. Колхозы, совхозы и строительные организации района не имеют необходимой техники для выполнения трудоемких работ. Нам нужна помощь подрядных строи тельных организаций. Испытываем мы трудности также в приобретении материалов и обо рудования для монтажа котельных установок. Без помощи облремстрой- треста и управления снабжения и сбыта тут не обойтись. Школы нужны всем. Относиться к школьным стройкам мы должны как к объектам первостепенной важ ности. 8. ЗУЕВ, зам. председателя Долгоруковского райисполкома. В третьем цехе Данковского химического завода электрослесари КИП и автоматики Анатолий Швецов и Владимир Ильич Малюгин обеспечивают бесперебойную работу аппаратуры. Оба ники коммунистического труда, активные рационализаторы. НА СНИМКЕ: А. П. Швецов (слева) и В. И. Малюгин. Фото В. Синева Павлович и— удар- Н а с т р о й к а х о б л а с т и С БОЛЬНОЙ НА 0 Р 0 Оливш В У Ю Строительство центральной завод ской лаборатории для данковских химиков длительное время было за консервировано. До нее « не доходи ли руки». И только в начале нынеш него года руководители Данковского СМУ приняли, наконец, решение: во втором .квартале удаЛь корпус .N « 57 в эксплуатацию. Пнсад-и протоколы, составляли сроки пуска тепла в зда ния, окончания' строительных, мон тажных. и отделочных работ. В фев рале, в дело вступили маляры, изо лировщики, специалисты « Метал- лургпрокатмоИтажа», сантехники. Коллектив строителей н специальные организации жили одной мыслью: сдать лабораторию. Но шли дни, не дели. И накал постепенно остыл. В начале апреля была составлена так называемая « остаточная ведомость» объемов строительно-монтажных ра бот. В ней значилось: последние строительные работы должны быть окончены 25 апреля, а отделочные— в середине июня. Что же из этого вышло? Строители под руководством начальника участ ка т. Щеголева сделали немало, йо закончить работы в срок не сумели. Главный инженер треста « Промст- рой» т. Холмецкий теперь винит от дел очников. После шумных препирательств я пригласил 11 июня главного инжене ра т. Анапских, начальника ОКСз химзавода т. Зуева, других заинте ресованных лиц осмотреть здание будущей лаборатории. Посмотрели, убедились еще раз, что вести отделку —значит зря терять время, допу скать заведомый брак, покрывать ог рехи строителей. Ни одной комнаты на четвертом этаже отделывать нельзя: потолки в дырах, из-под пу стотных плит течет вода, двери не закрываются. Для Данковского СМУ вошло уже в Привычку по. нескольку раз пере крашивать каждый объект. Так было на строительстве ресторана и гости ницы, 48-квартирного дома химиков, учебного корпуса профессионально- технического училища. Корпус № 57 еще в 1965 году был подготовлен под отделку,- Но потом его « забыли». Вследствие этого пришли в негод ность свыше 300 квадратных метров паркетных полов, много обтицозки, глазированной плитки. Придется переделывать почти вес малярные работы. Мы составили акт и смете. Одна ко ни ОКС химзавода, ни СМУ не берут на себя дополнительные рас ходы за переделку, а руководители треста все это возлагают на нас. И. вовк. начальник Данковского строительного участка СУ-2 «О тделстрой». ПОГЛЯДИШЬ ИМ ВСЛЕД... « В нашем' го роде есть авто бусный маршрут М2 5 « Рынок— АТХ». Но вот уже на протяжении ряда лет нет на нем порядка. Ма шины ходят редко, иногда люди вынуждены по целому часу ожи дать на остановке. А когда автобус, наконец, появится, войти в не го невозможно: двери трещат под натиском пассажиров. Чтобы во время лопасть на работу, надо выходить из дома часа за два, и то боишься опоздать. Не лучше и вечером, когда многие едут на за нятия в вечерние школы, техникумы, просто в кино. Прикинешь — и получается, что за день часа три—четыре теряется напрасно. С таким письмом обратились в ре дакцию «Ле нинского знамени» ель- чане И. Ряполо®, М. Быков и другие. Надо сказать, что авторы « не откры вают Америк»: о неполадках на го родском транспорте в Ельце гово- цилось и писалось не раз. Однако меры, принимаемые руководством пассажирского автохозяйства, ка сались лишь частностей. Дальше на казания отдельных нерадивых води телей и кондукторов дело не идет, а главные причины плохой работы предприятия остаются и по-прежне му дают о себе знать. В этом снова пришлось убедиться нашей рейдовой бригаде... 14 июня. Обычный трудовой день, И обычные толпы на автобусных остановках. Интересуемся у диспет чера, сколько машин должно курси ровать по самым напряженным мар шрутам № № 2, 3. 4, 5, — от центра города к крупнейшим промышлен ным предприятиям и рабочим посел кам. —Вместо 32 автобусов на линиях только 25. — слышим в ответ. Ос тальные? На ремонте, конечно... Из 116 единиц автобусного парка ежедневно ремонтируется 40—50. В условиях разбитых дорог и постоян ной перегрузки машины, прошедшие по улицам Ельца всего 10 тысяч ки лометров. как правило, требуют ка питального ремонта. О мелких по ломках и говорить нечего. Между тем новых машин поступа ет очень мало. Так. в 1968 году из запланированных 12 автобусов полу чено только три. А ведь в Ельце других видов транспорта нет! Прав да, в автохозяйстве сообщают, что по городу работают то ли пять, то ли шесть такси (это — на сто тыс!яч жителей!), но увидеть желанную машину с зеленым огоньком нам так и не удалось ни на улицах, ни в ме стах стоянок. Зато видели мы дру гое. Многие пассажирские поезда прибывают на вокзал ранним утром. И ожидают их здесь лишь частные автомобили. Приезжающих немало— «ле вакам» чистый доход. А государ ству? За пять месяцев автохозяйст вом недодано 6,3 тысячи рублей прибыли. Сколько раз на остановке у Кол хозного рынка доводилось наблю дать такую картину. Подходит ав тобус № 2, затем еще один, того же маршрута. — уже полупустой, сле дом третий — совсем пустой. В тол пе пассажиоов, стремящихся попасть в поселок Дальний, к заводам «Эль - та». агрегатному, сахарному, закон ное возмущение: где же автобусы № 3 и № 5? Их нет уж е с полчаса. А ведь все тон маршрута начинают ся с одной плошади, где находится диспетчер. И прояви он минимум инициативы, машины можно было бы равномерно распределить по всем линиям. Но зачем лишние хло поты, тем более, что за нарушение графика ни диспетчеры, ни шоферы никакой ответственности не несут. В результате такого отношения 1 июня мимо остановки Госбанк с 16 до 17 часов на наших глазах в сто рону Новых домов проследовали один за другим шесть автобусов № 1 и ни одного — в обратном направле нии! А посмотрите, как лихо соревну ются между собой водители на мар шруте № 6 — от контейнерной пло щадки до поселка Строитель! Они работают вообще без диспетчерского контроля на конечных остановках и признают единственное «расп исание»: обогнать друг Друга, перехватить пассажиров. Справедливые претензии вызывает и планировка существующих мар шрутов. Около полутора тысяч дач ников, напоимер. чтобы доехать до совхоза «С олидарность», по 40—50 минут ожидают автобусов возле са мого пассажирского автохозяйства. Подобный « отдых», естественно, их ре устраивает. Однако на просьбы продлить маршрут № 1 никто не ре- агиоует. Перевели за город, к станции Те- легино, топливный склад. Добираться туда пешком за два километра — нелегко, особенно людям пожилым, а автобусное сообщение не налаже но. Мимо проносятся машины на Чернаву, Афанасьево, Ливны — ос тановки для - них у склада не пре дусмотрено Несколько лет велись разговоры о создании своеобоаоного кольца вместо- линий №. 2, 4. 5. Для этого тоебуется лишь заасфальтировать менее километра дороги. А в резуль тате с центром и между собой будут связаны практически все основные елецкие заводы, количество автобу сов, идущих к каждому из них. как бы удвоится. Выгода несомненная. Так почему же все кончилось одними разговорами? Администрация автохозяйства, его партийная' и профсоюзная организа ции основное внимание уДелйют борьбе с грубостью отдельных кон дукторов и водителей, с Фактами присвоения выручки и т. п. Но разве только в этом заключается культура обслуживания? — Есть у нас недоработки, — при- ' знают директор АТХ т. Егоров, сек ретарь партбюро т. Журко, началь ник отдела эксплуатации т. Макеев. Елецкие неполадки не станет от рицать, •наверное, и начальник об ластного транспортного управления т. Минц. Вот только автобусов, так сомоторов и запасных частей к ним от этого не прибавляется. Вопросы, связанные с автобусным движением в Ельне, следует пешать безотлагательно Кстати, "в Липецке разработан и осуществляется тоех- летний план мероприятий по" улуч шению деятельности городского транспорта. Елецкий же гориспол ком, судя по всему, примирился с существующим положением. Пуск асфальто-бетонного завода позволил широко развернуть благоустройство улиц и дорог, но этим ограничиться нельзя. Совершенствование диспет черской службы, оборудование авто бусных остановок-и наведение поряд ка на них, действенный контроль за выполнением принятых решений не менее важны. На деле же даж е имеющиеся постановления исполкома сплошь и рядом безнаказанно нарушаются. Было решено, например, подавать железнодорожные составы к заводам, расположенным в Чепте города, толь- ко в ночное время И что же? 14 ию- т ня, около 12 часов дня, пять автобу сов второго маршрута более полу часа ждали у переезда, пока локомо тив расформировывал поезд у заво да железобетонных изделий № 5. Факт, к сожалению, далеко не еди ничный. Рейдовая бригада «Ле нинского знамени»: В. НИКИТИН -—заведующий об щественной поиемной редакции в г. Ельне: Е. БОЛГОВ — пенсионер; А. ТЕРЕХИН—сотрудник Елецкой газеты «Кра сное знамя». < В ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКЕ ЦК КПСС «Э кономическая газета»* не давно опубликованы данные ЦСУ о выполнении народным хо зяйством, и в частности промышлен ностью, плана прибылей в январе- апреле. За четыре месяца текущего года индустрией получено около 14 миллиардов рублей прибыли. Это на 20 процентов больше, чем за тот же период 1967 года. Что это — конъюнктурное явле ние? Нет. Это не случайный, а зако номерный процесс, убедительное свидетельство успехов экономиче ской реформы, осуществляемой в СССР. Это обстоятельство едино душно отмечалось на проходившем в мае Всесоюзном экономическом совещании, рассматривавшем в са мых различных аспектах двухлетние % итоги применения новой системы планирования и экономического сти мулирования. Там, где проведена экономиче ская реформа, произошел заметный рост прибыли — этого важнейшего источника социалистических накоп лений, необходимых для расширен ного воспроизводства и дальнейше- СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ И ФОНДЫ ПООЩРЕНИЯ го подъема благосостояния народа. Свыше 60 процентов всей прибыли советской промышленности получа ют сейчас 11 тысяч предприятий, работающих по-новому. Чем объясняется этот отрадный факт? Какой стимул приведен в дей ствие реформой? Ведь и до рефор мы, вопреки утверждениям некото рых западных «сп ециалистов по России», такая экономическая кате гория, как прибыль, вовсе не игно рировалась в СССР. Дело в том, что хозяйственная реформа оставляет значительную часть прибылей в распоряжении предприятий, и за этот счет созда ются весомые фонды поощрения. Естественно, такая система повыси ла заинтересованность коллективов заводов и фабрик, целых отраслей промышленности в увеличении при былей. В процессе социалистического производства создается прибавоч ный продукт, который целиком по ступает в распоряжение всего об щества. И в этом — главное отли чие , социалистической прибыли от капиталистической. При капитализме прибыль отчуждается от человека, который ее произвел. В СССР ра бочий, как член общества, участву ет в ее распределении и потребле нии. На прибыль промышленности, поступающую в бюджет, страна рас ширяет свое народное хозяйство, укрепляет оборону, строит школы, вузы, детские сады, жилища, боль ницы, дома отдыха. Из этих же средств выплачиваются пенсии, сти пендии, различные пособия. Иными словами, прибыль, созданная рука ми рабочего, в значительной степе ни возвращается к нему в виде раз личных льгот и выплат по общест венным каналам. Однако до недавнего времени не достаточно учитывался личный вклад каждого работника в создание ма териальных благ, повышение произ водительности труда. Экономичен Э к о н о м и ч е с к и й л е к т о р и й «Ленинского знамени» ♦ ская реформа внесла новое в прак тику материального стимулирования рабочих и специалистов. Как и преж де, работники получают и жалова нье, и премии из фонда заработной платы, увеличиваются и различные выплаты и льготы из общественных фондов. Но плюс к этому, из при были, которая остается на заводе, образуется фонд материального по ощрения, значительно вырастают отчисления в специальный фонд со циально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Размеры фонда материального поощрения в несколько раз превы шаю! фонды предприятий, которые создавались в прошлом. Так, напри мер, на Челябинском тракторном заводе этот фонд в 1968 году соста вит около шести миллионов рублей. Размеры фондов матерального по ощрения на машиностроительных заводах достигают 11—23 процентов к фонду заработной платы. Однако участники Всесоюзного экономического совещания отмеча ли, что система материального сти мулирования как важная часть хо зяйственной реформы нуждается в дальнейшем совершенство в а н и и. Возьмем, к примеру, порядок от числения части „прибыли в фонды стимулирования. Он пока сложен: за каждый процент роста реализо ванной продукции, как и за каждый процент роста рентабельности, в фонд стимулирования отчисляется сумма, равная определенной части фонда заработной платы. Возникает вопрос: почему нормативы отчисле ний в фонды стимулирования не по ставлены в прямую зависимость от суммы прибыли, а увязаны с фон дом заработной платы? Оказывает ся, потому, что заводы и фабрики работают в неодинаковых условиях. На одном — новое оборудование, на другом — похуже. На одном, ес ли так можно выразиться, выгодная, прибыльная продукция, на другом — не особенно. А рабочие везде одинаковые, обо всех надо забо титься. Поэтому, мол, нормативы отчислений в поощрительные фонды должны быть привязаны к фонду заработной платы. Однако этот по рядок многих не устраивает. И эко номисты, и практики предлагают производить отчисления определен ного процента от массы прибыли. Сейчас такие эксперименты прово дятся. Они покажут, насколько про грессивен предлагаемый метод, по может ли он лучше сочетать инте ресы государства, предприятия и тружеников, годен ли он для всех предприятий. Требуют дальнейшего совершен ствования и принципы распределе ния фонда материального поощре ния. На предприятиях много показа телей, при выполнении которых ра ботнику выдается премиальное воз награждение. Так, например, на Минском мясокомбинате доля пое- мии в заработках рабочих достигает 31 процента. Однако принципы пре мирования далеко не всегда эконо мически обоснованы. Участники Всесоюзного экономи ческого совещания высказали и в этом направлении немало сущест венных пожеланий. Нет сомнения, что все их рекомендации будут вни мательно рассмотрены и изучены, и ценные — претворены в жизнь. Прибыль предприятия, таким об разом, становится все более суще ственным компонентом в семейном бюджете рабочего, техника, инже нера. По мере завершения эконо мической реформы на всех про мышленных предприятиях социали стическая прибыль будет расти, а стало быть, возможность материаль ного поощрения будет также увели чиваться. А это одна из важнейших сторон реформы. Ю. ГРАФСКИП. (АПН),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz