Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

\ Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 22 июня 1%8 г,- Мг' 144 (12 0%) ■тя С ЯНВАРЯ при обкоме КПСС, начали работать постоянно действующие курсы по пере­ подготовке партийных н советских работников. За пять месяцев на кур­ сах учились освобожденные секрета­ ри партийных комитетов и бюро совхозов, колхозов, предприятий и строек, их заместители, заведующие и инструкторы орготделов и про­ мышленно ♦транспортных отделов горкомов и райкомов партии, пред­ седатели сельских Советов — в об­ щей сложности 170 работников. Слушателям курсов были прочи­ таны лекции по актуальным вопро­ сам истории и политики КПСС, на­ учного коммунизма, экономики и организации производства (промыш­ ленного и сельскохозяйственного), партийного строительства и практи­ ки руководства народным - хозяйст­ вом (для партийных работников), по основам советского строительст­ ва и государственного права (Для советских работников). По каждому курсу были проведены семинарские занятия. Состоялся обмен опытом организационно-партийной н совет, ской работы, воспитания трудящих­ ся, руководства хозяйственным и культурным строительством. Для ознакомления с деятельно­ стью партийных комитетов и мест­ ных Советов депутатов трудящихся слушатели Еыезжали в передовые хозяйства области, лучшие сельские Советы, на предприятия и стройки. Перед слушателями курсов высту­ пали и вели практические и семи­ нарские занятия секретари и члены бюро обкома КПСС, председатель и заместители председателя облиспол­ кома, заведующие отделами обкома КПСС и облисполкома, преподавате­ ли высших учебных заведений, ве­ дущие специалисты промышленности и сельского хозяйства. Сейчас в работе областных кур­ сов, как н во всех учебных заведе­ ниях, наступил , перерыв. Можно " подвести некото­ рые итоги их дея­ тельности. пого­ ворить о недо­ статках и задачах на будущий учеб­ ный год. Курсы, по отзы­ вам слушателей, - эффекти в н а 6 форма учебы и повышения квалифи­ кации партийных и советских работ­ ников, они позволили им хорошо по­ полнить запас теоретических знаний. В практической деятельности слуша­ тели обогатились интересными и разнообразными формами и,м етода­ ми организационно-партийной и иде­ ологической работы. Очень важно и то, что учеба на курсах позволила каждому из слушателей взглянуть как бы со стороны на свою ра­ боту, критически проанализиро­ вать и сопоставить ее с уров­ нем современных требований. В хо­ де учебы у многих слушателей, без­ условно, возник целый ряд проблем и вопросов, наметились определен­ ные планы и направления в своей практической работе. Все это будет способствовать развитию творческой гктивности в деятельности местных партийных органов и первичных пар­ тийных организаций. Положительное значение курсов состоит еще и в том, что они прино­ сят известную пользу и самим лекторам. Руководящие партийные, советские н хозяйственные работни­ ки выступали перед слушателями с Лекциями, как правило, по таким выявились и отдельные недостатки. Большинство лекторов подготовили и прочитали лекции вполне квали­ фицированно, на высоком теорети­ ческом н методическом уровне. Но отдельные лекции, главным образом по экономике промышленности и сельского хозяйства, страдали серь­ езными недостатками. В них не бы- КУРСЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПАРТИЙНЫХ И СОВЕТСКИХ РАБОТНИКОВ вопросам, которыми они занимаются по роду своей службы и. деятельно­ сти. Поэтому им полезно было вы­ слушать вопросы, практические за­ мечания н предложения, которые возникли у слушателей по ходу лекций и практических занятий. Сошлюсь на такой пример. После одной из лекций слушатели подняли ряд вопросов, связанных с улучше­ нием культурно-бытового обслужи­ вания населения в сельской местно­ сти. Было, в частности, высказано пожелание изучить возможность из­ готовления на одном из заводов Ли­ пецка или области аппарата (кстати, не сложного) для заправки шарико­ вых авторучек и принять меры к открытию заправочных пунктов во всех районных центрах и крупных населенных пунктах. Вместе с тем в работе курсов ло достаточного теоретического обоснования и анализа излагаемых тем, не всегда продуманно раскры­ валась практическая деятельность партийных, хозяйственных и обще­ ственных организаций. Имели место срывы лекций. Нередко приходи­ лось изменять расписание учебных занятий. Из-за этого нарушалась последовательность в изучении того или иного курса. Хочется обратить внимание на то, что отдельные горкомы и райкомы КПСС не всегда серьезно подходили к подбору слушателей. Иногда на курсы направлялись работники, ко­ торые находились либо в отпуске, либо должны были выезжать в это время на экзаменационную сессию в вузы. Приходилось освобождать то­ варищей от учебы на курсах. Ска­ занное относится к Липецкому и Грязинскому горкомам КПСС, Чап- лыгинскому райкому партии. От­ дельные слушатели являлись на за­ нятия с опозданием на несколько дней, потому что их задержали рай­ комы партии. Некоторые райкомы КПСС,- несмотря на предупрежде­ ние, отзывали слушателей на рабо­ ту. Особенно этим злоупотреблял , | ,ч,т ■ |,- -| Правобереж н ы й 1 ............. райком К П С С Липецка. Там слушателей на­ путствовали при- м е р н о т а к : «У читься учи­ тесь, но„о работе не забывайте». Поэтому, вместо подготовки к за­ нятиям, '•* : некото- были заниматься это от­ рыв вынуждены служебными делами. Все влекало слушателей от систематиче­ ской учебы, создавало для них опре­ деленные трудности. В связи с этим, следует еще раз напомнить, что переподготовка пар­ тийных и советских работников на областных курсах предусмотрена с отрывом от производства и никакие отзывы и отвлечения слушателей на оаботу недопустимы . В дальнейшем следует упорядо­ чить и более внимательно подхо­ дить к комплектованию учебных групп, чтобы они были более одно­ родными по своему составу. Воз­ никла также необходимость скор­ ректировать и внести некоторые из­ менения в учебные планы и про­ граммы. Очевидно, целесообразно несколь* ко дифференцировать учебные планы и программы с учетом категорий партийных и советских работников. Необходимо устранить имеющийся параллелизм в некоторых лекциях, семинарах и практических занятиях по обмену опытом работы. В связи с этим намечено обсудить с препо­ давателями соответствующих, курсов тематику и планы семинарских за­ нятий. До начала учебного года лекторам и руководителям практи­ ческих, занятий следует дополнитель­ но поработать над планами и содер­ жанием лекций, продумать методику учебных занятий. Много надо сделать и для даль­ нейшего совершенствования учебно­ го процесса^ повышения эффективно­ сти занятий. Предстоит, в частности, продумать вопрос о более широком использовании наглядных и техни­ ческих средств обучения во время лекций и на семинарских занятиях, о вынесении практических занятий по обмену опытом из аудиторий непо­ средственно на места —- в партий­ ные комитеты и организации, в кол­ хозы и совхозы, на предприятия и стройки. Первые итоги работы курсов по переподготовке партийных и совет­ ских работников свидетельствуют о большой эффективности ' такой фор­ мы учебы. Задача состоит в том, чтобы обобщить эти итоги, усовер­ шенствовать в дальнейшем учебный процесс, хорошо подготовиться к началу очередных занятий. В. ЩЕГЛОВ, заведующий областными курсами по переподготовке партийных и советских работников. В е с т и с п р е д п р и я т и й СМЕЖНЫЕ ПРОФЕССИИ В ремонтно-механическом цехе Елецкого элементного завода прежде нередко случалось так, что для своевременного ремонта не хватало квалифицированных специалистов. Оборудование по­ долгу простаивало. Чтобы избежать этого, передо­ вые производственники цеха раз­ вернули движение за овладение смежной профессией. Каждый ра­ ботник решил изучить втопую и третью специальности. Прошло совсем немного времени, и в цехе появились специалисты, умеющие одинаково хорошо работать на различных станках. Слесарь А. Игнатов, к примеру, приобрел специальность газосварщика, сле­ сарь Ю. Мартынов освоил шли­ фовальный станок, токарь В. Иль­ ин — расточный. Теперь в цехе каждый второй рабочий владеет смежной профес­ сией. Это позволяет ремонтникам вовремя и быстро устранять все неполадки в работе оборудова­ ния. Н. ЛУКИН, начальник ремонтно-механиче­ ского цеха Елецкого элементного завода. ДЛЯ САХАРНЫХ ЗАВОДОВ , На сахарных заводах Россий­ ской Федерации идет подготовка к новому сезону сахароварения. Десятки тысяч тонн технологиче­ ского известняка добывают еже­ дневно горняки Елецкого карьеро­ управления и отправляют его в адрес многих сахарных заводов России. Успешно выполнив пяти­ месячную программу, они прила­ гают все силы к тому, чтобы до­ срочно завершить и полугодовое задание. Особенно хорошо работает в эти дни коллектив Ольшанского карьера. которым руководит С. Карпов. В ближайшее время добыча технологического извест­ няка здесь будет намного увели­ чена. В карьере реконструируется дообильно _ обогатительная фаб­ рика, устанавливается новейшее оборудование. А. АЛЕКСАНДРОВ. О Б Л Е Г Ч А Я Т Р У Д Коллектив Лебедянского плодо­ во-ягодного комбината готовится к новому сезону переработки фруктов. В эти дни он особое внимание уделил механизации по- гвузочно - разгрузочных работ. Установлен транспортер для по­ дачи банок с готовой продукцией из автоклава в экспедицию, а так­ же погрузочный транспортер для отправки ящиков из экспедиции непосредственно на автомашину. Начат также монтаж механиз­ мов, подающих яблоки в бункера для изготовления соков. На сбор­ ке этих механизмов заняты ме­ ханик В. Сенов" и старший слесарь В. Медведев. С. НИКИТИНА, соб. корр. «Л енинского знамени». П ЕРЕВЕСТИ школы района к 1970 году на односменные за­ нятия — такую цель поста­ вили партийная организация и об­ щественность Долгоруковского райо­ на. Они выступили инициаторами областной школьной трехлетки в оз­ наменование 100-летий со дня рож­ дения В. И. Ленина. Задача не из легких. За три года мы должны ввести в строй 16 школьных зданий почти на 5 тысяч ученических мест, построить средние школы в селах Братовщина, Стега- ловка, М.-Колодезь, Б.-Боевка и I восьмилетние в Дубовце, Б.-Коло­ дезе, Екатериновке. Веселом. С у х о м , Ольшанце, В.-Казинке, Долгуше, Стрельце, совхозе имени Тимирязе­ ва и других. Многое надо сделать уже в этом году. Район должен к началу заня­ тий сдать в Эксплуатацию Дубовен- к у ю . Б.-Колодезскую восьмклетние школы. Гущинскую, Нестеровскую начальные. Кроме того, будут завер­ шены пристройки по три классных школы уделяет правление колхоза « Память Ленина» (председатель В Т. Гаркушин).* На свои средства колхоз приобрел кровлю, выделяет транспорт, рабочую силу. Колхозни­ ки на воскресниках вырыли траншеи под теплотрассу, утеплили здание. Быстро строится Стрелецкая вось­ милетняя школа. И тут активно по­ могает колхоз имени Коминтерна (председатель Е. И. Макеев) Шко­ ла строится на государственные средства, а колхоз является подряд­ чиком. Он дает рабочую силу, транспорт, стройматериал. К осени артель планирует завершить основ­ ные работы на этом объекте. Хорошую инициативу проявили председатель колхоза « Верный путь» А. С. Панков и директор совхоза « Долгоруковский» В. И. Микулин. В селе В.-Ломавец на средства колхо­ за « Верный путь» построены три классных комнаты N со спортзалом. Сейчас идет отделка нового здания. В селе Жерновном работы ведет совхоз « Долгоруковский». Выложе- СЛОВО — ИНИЦИАТОРАМ СОРЕВНОВАНИЯ НАША ШКОЛЬНАЯ Т Р Е Х Л Е Т К А комнаты со спортивными залами в В.-Ломовецкой и Жерновской сред­ них школах. В В.-Ломовецкой школе оборудуют водяное отопление. Помимо работы на пусковых объ­ ектах. полным ходом ведется пере­ ходящее строительство. В основном закончена кладка стен школы в Стрельце, в совхозе им. Тимирязева — выложен первый этаж, сделаны перекрытия. Произведена разбивка и начато рытье котлованов под фундамент Братовшинской средней школы и Сухо-Ольшанской, В.-Ка- зичской и Долгушинской восьмилет­ них школах. Готовится проектно- сметная документация для Стегалов- ской, М.-Колодезской. Екатеринов- ской. Б.-Боевской, Веселовской и других школ. В этом большую по- мошь нам оказали специалисты Ли­ пецкого отделения треста инженер­ но-строительных изысканий и липец­ кого института « Гражданпроект». Строительный сезон на многих школьных объектах начался в мар­ те. Хорошо работала бригада строи­ телей ремстройучастка. возглавляе­ мая прорабом Н. К. Синепаловым. Штукатуры А. К. Рябинин. А. И. Фролов. М. В. Фандрохин, А. П. Филатов, Р. А. Покоткина, подсоб­ ники И. И. -Панов. Л. П. Панова, столяры Д. Е. Воронин. В. В. Соло­ матин и другие выполняли дневные нормы на 150 процентов. В Дубо- ьецкой школе они досрочно закон­ чили штукатурку здания и присту­ пили к малярным работам. Сейчас строительство школы под­ ходит к концу. В этом — большая заслуга колхозников артели имени Тимирязева (председатель А. С. Алехнн). Колхоз выделял транспорт, рабочую силу, помог электрифици­ ровать школу, подвел водопровод. Выделял и деньги. хотя это не единственная стройка в колхозе. На свои средства артель завершает строительство Гущинской начальной школы. Здесь осталось провести от­ делочные работы. Много внимания строительству ны стены, сооружается кровля. Кол­ лектив прилагает все усилия к тому, чтобы пристройку к школе завер­ шить до начала учебного года. Следует отметить 'хорошую рабо­ ту совхоза « Мирный труд» (дирек­ тор А. И. Шилов). За последние три года это хозяйство построило за свои средства Хитровскую, Несте­ ровскую начальные школы, оказало большую помощь в сооружении ин­ терната и четырех классных комнат Свишенекой средней школы. В этом голу начато строительство Высоль- ской начальной школы. Намечено возвести в будущем году мастерскую и спортзал для Грызловской вось­ милетней школы. Не забываем мы и о подготовке старых зданий к занятиям. Во всех школах ведутся ремонтные работы, заготавливается топливо. 70 процен­ тов учительских квартир уже обес­ печены им на весь год. В первую очередь мы стремимся . обеспечить топливом отдаленные школы. Оно завезено в школы Войсково-Казин- ского, Слепухинского, В.-Ломовецко- го. Б.-Боевского, Жерновского сель­ ских Советов. Но в организации школьного стро­ ительства есть и серьезные трудно­ сти. В селах возводятся двухэтаж­ ные здания школ, н без механизмов никак не обойдешься. Нужны желе­ зобетонные перекрытия и коаны для их укладки. Колхозы, совхозы и строительные организации района не имеют необходимой техники для выполнения трудоемких работ. Нам нужна помощь подрядных строи­ тельных организаций. Испытываем мы трудности также в приобретении материалов и обо­ рудования для монтажа котельных установок. Без помощи облремстрой- треста и управления снабжения и сбыта тут не обойтись. Школы нужны всем. Относиться к школьным стройкам мы должны как к объектам первостепенной важ­ ности. 8. ЗУЕВ, зам. председателя Долгоруковского райисполкома. В третьем цехе Данковского химического завода электрослесари КИП и автоматики Анатолий Швецов и Владимир Ильич Малюгин обеспечивают бесперебойную работу аппаратуры. Оба ники коммунистического труда, активные рационализаторы. НА СНИМКЕ: А. П. Швецов (слева) и В. И. Малюгин. Фото В. Синева Павлович и— удар- Н а с т р о й к а х о б л а с т и С БОЛЬНОЙ НА 0 Р 0 Оливш В У Ю Строительство центральной завод­ ской лаборатории для данковских химиков длительное время было за­ консервировано. До нее « не доходи­ ли руки». И только в начале нынеш­ него года руководители Данковского СМУ приняли, наконец, решение: во втором .квартале удаЛь корпус .N « 57 в эксплуатацию. Пнсад-и протоколы, составляли сроки пуска тепла в зда­ ния, окончания' строительных, мон­ тажных. и отделочных работ. В фев­ рале, в дело вступили маляры, изо­ лировщики, специалисты « Метал- лургпрокатмоИтажа», сантехники. Коллектив строителей н специальные организации жили одной мыслью: сдать лабораторию. Но шли дни, не­ дели. И накал постепенно остыл. В начале апреля была составлена так называемая « остаточная ведомость» объемов строительно-монтажных ра­ бот. В ней значилось: последние строительные работы должны быть окончены 25 апреля, а отделочные— в середине июня. Что же из этого вышло? Строители под руководством начальника участ­ ка т. Щеголева сделали немало, йо закончить работы в срок не сумели. Главный инженер треста « Промст- рой» т. Холмецкий теперь винит от­ дел очников. После шумных препирательств я пригласил 11 июня главного инжене­ ра т. Анапских, начальника ОКСз химзавода т. Зуева, других заинте­ ресованных лиц осмотреть здание будущей лаборатории. Посмотрели, убедились еще раз, что вести отделку —значит зря терять время, допу­ скать заведомый брак, покрывать ог­ рехи строителей. Ни одной комнаты на четвертом этаже отделывать нельзя: потолки в дырах, из-под пу­ стотных плит течет вода, двери не закрываются. Для Данковского СМУ вошло уже в Привычку по. нескольку раз пере­ крашивать каждый объект. Так было на строительстве ресторана и гости­ ницы, 48-квартирного дома химиков, учебного корпуса профессионально- технического училища. Корпус № 57 еще в 1965 году был подготовлен под отделку,- Но потом его « забыли». Вследствие этого пришли в негод­ ность свыше 300 квадратных метров паркетных полов, много обтицозки, глазированной плитки. Придется переделывать почти вес малярные работы. Мы составили акт и смете. Одна­ ко ни ОКС химзавода, ни СМУ не берут на себя дополнительные рас­ ходы за переделку, а руководители треста все это возлагают на нас. И. вовк. начальник Данковского строительного участка СУ-2 «О тделстрой». ПОГЛЯДИШЬ ИМ ВСЛЕД... « В нашем' го­ роде есть авто­ бусный маршрут М2 5 « Рынок— АТХ». Но вот уже на протяжении ряда лет нет на нем порядка. Ма­ шины ходят редко, иногда люди вынуждены по целому часу ожи­ дать на остановке. А когда автобус, наконец, появится, войти в не­ го невозможно: двери трещат под натиском пассажиров. Чтобы во­ время лопасть на работу, надо выходить из дома часа за два, и то боишься опоздать. Не лучше и вечером, когда многие едут на за­ нятия в вечерние школы, техникумы, просто в кино. Прикинешь — и получается, что за день часа три—четыре теряется напрасно. С таким письмом обратились в ре­ дакцию «Ле нинского знамени» ель- чане И. Ряполо®, М. Быков и другие. Надо сказать, что авторы « не откры­ вают Америк»: о неполадках на го­ родском транспорте в Ельце гово- цилось и писалось не раз. Однако меры, принимаемые руководством пассажирского автохозяйства, ка­ сались лишь частностей. Дальше на­ казания отдельных нерадивых води­ телей и кондукторов дело не идет, а главные причины плохой работы предприятия остаются и по-прежне­ му дают о себе знать. В этом снова пришлось убедиться нашей рейдовой бригаде... 14 июня. Обычный трудовой день, И обычные толпы на автобусных остановках. Интересуемся у диспет­ чера, сколько машин должно курси­ ровать по самым напряженным мар­ шрутам № № 2, 3. 4, 5, — от центра города к крупнейшим промышлен­ ным предприятиям и рабочим посел­ кам. —Вместо 32 автобусов на линиях только 25. — слышим в ответ. Ос­ тальные? На ремонте, конечно... Из 116 единиц автобусного парка ежедневно ремонтируется 40—50. В условиях разбитых дорог и постоян­ ной перегрузки машины, прошедшие по улицам Ельца всего 10 тысяч ки­ лометров. как правило, требуют ка­ питального ремонта. О мелких по­ ломках и говорить нечего. Между тем новых машин поступа­ ет очень мало. Так. в 1968 году из запланированных 12 автобусов полу­ чено только три. А ведь в Ельце других видов транспорта нет! Прав­ да, в автохозяйстве сообщают, что по городу работают то ли пять, то ли шесть такси (это — на сто тыс!яч жителей!), но увидеть желанную машину с зеленым огоньком нам так и не удалось ни на улицах, ни в ме­ стах стоянок. Зато видели мы дру­ гое. Многие пассажирские поезда прибывают на вокзал ранним утром. И ожидают их здесь лишь частные автомобили. Приезжающих немало— «ле вакам» чистый доход. А государ­ ству? За пять месяцев автохозяйст­ вом недодано 6,3 тысячи рублей прибыли. Сколько раз на остановке у Кол­ хозного рынка доводилось наблю­ дать такую картину. Подходит ав­ тобус № 2, затем еще один, того же маршрута. — уже полупустой, сле­ дом третий — совсем пустой. В тол­ пе пассажиоов, стремящихся попасть в поселок Дальний, к заводам «Эль - та». агрегатному, сахарному, закон­ ное возмущение: где же автобусы № 3 и № 5? Их нет уж е с полчаса. А ведь все тон маршрута начинают­ ся с одной плошади, где находится диспетчер. И прояви он минимум инициативы, машины можно было бы равномерно распределить по всем линиям. Но зачем лишние хло­ поты, тем более, что за нарушение графика ни диспетчеры, ни шоферы никакой ответственности не несут. В результате такого отношения 1 июня мимо остановки Госбанк с 16 до 17 часов на наших глазах в сто­ рону Новых домов проследовали один за другим шесть автобусов № 1 и ни одного — в обратном направле­ нии! А посмотрите, как лихо соревну­ ются между собой водители на мар­ шруте № 6 — от контейнерной пло­ щадки до поселка Строитель! Они работают вообще без диспетчерского контроля на конечных остановках и признают единственное «расп исание»: обогнать друг Друга, перехватить пассажиров. Справедливые претензии вызывает и планировка существующих мар­ шрутов. Около полутора тысяч дач­ ников, напоимер. чтобы доехать до совхоза «С олидарность», по 40—50 минут ожидают автобусов возле са­ мого пассажирского автохозяйства. Подобный « отдых», естественно, их ре устраивает. Однако на просьбы продлить маршрут № 1 никто не ре- агиоует. Перевели за город, к станции Те- легино, топливный склад. Добираться туда пешком за два километра — нелегко, особенно людям пожилым, а автобусное сообщение не налаже­ но. Мимо проносятся машины на Чернаву, Афанасьево, Ливны — ос­ тановки для - них у склада не пре­ дусмотрено Несколько лет велись разговоры о создании своеобоаоного кольца вместо- линий №. 2, 4. 5. Для этого тоебуется лишь заасфальтировать менее километра дороги. А в резуль­ тате с центром и между собой будут связаны практически все основные елецкие заводы, количество автобу­ сов, идущих к каждому из них. как бы удвоится. Выгода несомненная. Так почему же все кончилось одними разговорами? Администрация автохозяйства, его партийная' и профсоюзная организа­ ции основное внимание уДелйют борьбе с грубостью отдельных кон­ дукторов и водителей, с Фактами присвоения выручки и т. п. Но разве только в этом заключается культура обслуживания? — Есть у нас недоработки, — при- ' знают директор АТХ т. Егоров, сек­ ретарь партбюро т. Журко, началь­ ник отдела эксплуатации т. Макеев. Елецкие неполадки не станет от­ рицать, •наверное, и начальник об­ ластного транспортного управления т. Минц. Вот только автобусов, так­ сомоторов и запасных частей к ним от этого не прибавляется. Вопросы, связанные с автобусным движением в Ельне, следует пешать безотлагательно Кстати, "в Липецке разработан и осуществляется тоех- летний план мероприятий по" улуч­ шению деятельности городского транспорта. Елецкий же гориспол­ ком, судя по всему, примирился с существующим положением. Пуск асфальто-бетонного завода позволил широко развернуть благоустройство улиц и дорог, но этим ограничиться нельзя. Совершенствование диспет­ черской службы, оборудование авто­ бусных остановок-и наведение поряд­ ка на них, действенный контроль за выполнением принятых решений не менее важны. На деле же даж е имеющиеся постановления исполкома сплошь и рядом безнаказанно нарушаются. Было решено, например, подавать железнодорожные составы к заводам, расположенным в Чепте города, толь- ко в ночное время И что же? 14 ию- т ня, около 12 часов дня, пять автобу­ сов второго маршрута более полу­ часа ждали у переезда, пока локомо­ тив расформировывал поезд у заво­ да железобетонных изделий № 5. Факт, к сожалению, далеко не еди­ ничный. Рейдовая бригада «Ле нинского знамени»: В. НИКИТИН -—заведующий об­ щественной поиемной редакции в г. Ельне: Е. БОЛГОВ — пенсионер; А. ТЕРЕХИН—сотрудник Елецкой газеты «Кра сное знамя». < В ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКЕ ЦК КПСС «Э кономическая газета»* не­ давно опубликованы данные ЦСУ о выполнении народным хо­ зяйством, и в частности промышлен­ ностью, плана прибылей в январе- апреле. За четыре месяца текущего года индустрией получено около 14 миллиардов рублей прибыли. Это на 20 процентов больше, чем за тот же период 1967 года. Что это — конъюнктурное явле­ ние? Нет. Это не случайный, а зако­ номерный процесс, убедительное свидетельство успехов экономиче­ ской реформы, осуществляемой в СССР. Это обстоятельство едино­ душно отмечалось на проходившем в мае Всесоюзном экономическом совещании, рассматривавшем в са­ мых различных аспектах двухлетние % итоги применения новой системы планирования и экономического сти­ мулирования. Там, где проведена экономиче­ ская реформа, произошел заметный рост прибыли — этого важнейшего источника социалистических накоп­ лений, необходимых для расширен­ ного воспроизводства и дальнейше- СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ И ФОНДЫ ПООЩРЕНИЯ го подъема благосостояния народа. Свыше 60 процентов всей прибыли советской промышленности получа­ ют сейчас 11 тысяч предприятий, работающих по-новому. Чем объясняется этот отрадный факт? Какой стимул приведен в дей­ ствие реформой? Ведь и до рефор­ мы, вопреки утверждениям некото­ рых западных «сп ециалистов по России», такая экономическая кате­ гория, как прибыль, вовсе не игно­ рировалась в СССР. Дело в том, что хозяйственная реформа оставляет значительную часть прибылей в распоряжении предприятий, и за этот счет созда­ ются весомые фонды поощрения. Естественно, такая система повыси­ ла заинтересованность коллективов заводов и фабрик, целых отраслей промышленности в увеличении при­ былей. В процессе социалистического производства создается прибавоч­ ный продукт, который целиком по­ ступает в распоряжение всего об­ щества. И в этом — главное отли­ чие , социалистической прибыли от капиталистической. При капитализме прибыль отчуждается от человека, который ее произвел. В СССР ра­ бочий, как член общества, участву­ ет в ее распределении и потребле­ нии. На прибыль промышленности, поступающую в бюджет, страна рас­ ширяет свое народное хозяйство, укрепляет оборону, строит школы, вузы, детские сады, жилища, боль­ ницы, дома отдыха. Из этих же средств выплачиваются пенсии, сти­ пендии, различные пособия. Иными словами, прибыль, созданная рука­ ми рабочего, в значительной степе­ ни возвращается к нему в виде раз­ личных льгот и выплат по общест­ венным каналам. Однако до недавнего времени не­ достаточно учитывался личный вклад каждого работника в создание ма­ териальных благ, повышение произ­ водительности труда. Экономичен Э к о н о м и ч е с к и й л е к т о р и й «Ленинского знамени» ♦ ская реформа внесла новое в прак­ тику материального стимулирования рабочих и специалистов. Как и преж­ де, работники получают и жалова­ нье, и премии из фонда заработной платы, увеличиваются и различные выплаты и льготы из общественных фондов. Но плюс к этому, из при­ были, которая остается на заводе, образуется фонд материального по­ ощрения, значительно вырастают отчисления в специальный фонд со­ циально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Размеры фонда материального поощрения в несколько раз превы­ шаю! фонды предприятий, которые создавались в прошлом. Так, напри­ мер, на Челябинском тракторном заводе этот фонд в 1968 году соста­ вит около шести миллионов рублей. Размеры фондов матерального по­ ощрения на машиностроительных заводах достигают 11—23 процентов к фонду заработной платы. Однако участники Всесоюзного экономического совещания отмеча­ ли, что система материального сти­ мулирования как важная часть хо­ зяйственной реформы нуждается в дальнейшем совершенство в а н и и. Возьмем, к примеру, порядок от­ числения части „прибыли в фонды стимулирования. Он пока сложен: за каждый процент роста реализо­ ванной продукции, как и за каждый процент роста рентабельности, в фонд стимулирования отчисляется сумма, равная определенной части фонда заработной платы. Возникает вопрос: почему нормативы отчисле­ ний в фонды стимулирования не по­ ставлены в прямую зависимость от суммы прибыли, а увязаны с фон­ дом заработной платы? Оказывает­ ся, потому, что заводы и фабрики работают в неодинаковых условиях. На одном — новое оборудование, на другом — похуже. На одном, ес­ ли так можно выразиться, выгодная, прибыльная продукция, на другом — не особенно. А рабочие везде одинаковые, обо всех надо забо­ титься. Поэтому, мол, нормативы отчислений в поощрительные фонды должны быть привязаны к фонду заработной платы. Однако этот по­ рядок многих не устраивает. И эко­ номисты, и практики предлагают производить отчисления определен­ ного процента от массы прибыли. Сейчас такие эксперименты прово­ дятся. Они покажут, насколько про­ грессивен предлагаемый метод, по­ может ли он лучше сочетать инте­ ресы государства, предприятия и тружеников, годен ли он для всех предприятий. Требуют дальнейшего совершен­ ствования и принципы распределе­ ния фонда материального поощре­ ния. На предприятиях много показа­ телей, при выполнении которых ра­ ботнику выдается премиальное воз­ награждение. Так, например, на Минском мясокомбинате доля пое- мии в заработках рабочих достигает 31 процента. Однако принципы пре­ мирования далеко не всегда эконо­ мически обоснованы. Участники Всесоюзного экономи­ ческого совещания высказали и в этом направлении немало сущест­ венных пожеланий. Нет сомнения, что все их рекомендации будут вни­ мательно рассмотрены и изучены, и ценные — претворены в жизнь. Прибыль предприятия, таким об­ разом, становится все более суще­ ственным компонентом в семейном бюджете рабочего, техника, инже­ нера. По мере завершения эконо­ мической реформы на всех про­ мышленных предприятиях социали­ стическая прибыль будет расти, а стало быть, возможность материаль­ ного поощрения будет также увели­ чиваться. А это одна из важнейших сторон реформы. Ю. ГРАФСКИП. (АПН),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz