Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
25 мая 1%8 г., Л'* 120 (12 072) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я >*■ В С Е ГДА НЕОБЫКНОВЕННЫЕ Есть в русском языке много объ емных. всеохватывающих слое- понятии, но если выбрать из них совсем уж особые, то я бы назвал два — «учитель» и «солдат»: второе объединяет в себе и рядовых пехо тинцев, и лейтенантов, и полковни ков, и генералов, и маршалов; пер вое — и академиков, и доктороз наук, и любимых наших писателей, и философов-мысли гелей, й... тех. кто впервые научил нас складывать из букв «па-па», «ма-ма»... «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить коле ни...», — это сказал Н. А. Некрасов о «неистовом Виссарионе» — Белин ском, но мало ли найдем,мы людей, которые даже на склоне лет, обре мененные огромным жизненным опытом, готовы повторить эти высо кие благодарственные слова, обра-, шая их к памяти своето первого любимого школьного учителя? Ря дового,' ничем ' не выдающегося... Рядового? Ничем не выдающего ся? Э, нет! — сразу же услышим мы протестующий взволнованный голос. — Рядовыми любимые учите ля не бывают, они всегда — необык новенные, удивительные. Так началась наша беседа с Се меном Теодоровичем Вайманом, за ведующим кафедрой русской и за рубежной литературы филологиче ского факультета Липецкого педа гогического института. Само собой понятно, разговор об учителе (мож но даже уточнить — словеснике) завязался у нас не случайно. Дело в том, что вот уже более шести лет на страницах союзных журналов и •газет ведется дискуссия о препода вании литературы в школах и ву зах и, конечна, в этой дискуссии центральное место занимает разго- зор об учителе-словеснике, носителе и проводнике эстетических знаний. В идеале своем должен он быть и поэтом, и артистом (по крайней ме ре, в душе), и холодным критнком- аналигиком, и взволнованным эпи- ком-повествоватёлем: через него, только через него, учителя, откры ваются юным слушателям истинные Толстой, П у ш к и н , Лермонтов, Го голь, Щедрин, Достоевский, Чехов, Горький. Бальзак, Шекспир—огром ные миры духовного богатства че ловечества. — А может быть, мы спустимся с облаков на землю? -— улыбается мой собеседник (надо сказать, от кровенно иронически улыбается). — Ведь всем известно, что такое мно жество талантов, которые мы пере числили—«и поэт, и артист, и критик- ацалитик» — редко встречается '■в одном человеке, а если встречается, то такие люди становятся поэтами, артистами и т. п., поэтому не лучше ли нам повести речь об обыкновен ном учителе, о рядовом, об обыкно венном студенте педагогического института, которому завтра пред стоит стать учителем? —Не будем делать секрета: в пе дагогические вузы довольно часта (как, впрочем, и в другие институ ты) приходят молодые люди без учительского призвания (и артисти ческие, и поэтические жилки у них могут быть, а педагогической—нет). Как нам разгадать таких людей, а, разгадав, как спротезировать им эту жилку из их же собственного духов ного материала? — Спротезировать педагогическую жилку? — А почему бы нет? Вас, по-ви димому, удивил термин: спротезирэ- вать?.. Но я ведь перед этим сказал: это способные молодые люди, у них есть и поэтические, и артистические задатки, не хватает только... жела ния быть учителем. Приходит в институт студент (мы еще не знаем никаких его жилок). Он слушает все предметы. Они на него воздействуют, но каждый пре подаватель смотрит на свой пред мет, как на свою собственную делян ку. Он политэконом, и ему нет дела до того, о чем буду говорить я, исто рик литературы,— и наоборот; он — ♦ е Р К ♦ нет дела до того, о чем будет говорить языковед,— ду ди в свою дуду, авось, что-нибудь получится. Оказывается (очень уж несложное открытие), одна дуда ни когда не составляла оркестра. Мы решили действовать согласованно: политэконом помогает мне, литера туроведу, литературовед помогает психологу, психолог — языковеду и т. д. С первого и до последнего семестра мы все, учителя и воспи татели будущего педагога, должны согласованно, пусть с разных пози ции (имею в виду отрасли науки), но согласованно, сверяя, так ска зать, часы, должны вести огонь по одной и той же мишени, если хоти те «крепкого» , слова,— по невеже ству. Помните замечательный афо ризм академика Ивана Петровича Павлова: «Никогда не бойся ска зать себе, что ты — невежда»? Ког да наши кафедры знако'мят друг друга с планами своей работы, мы, вникая в эти планы, не боимся при знаться друг другу в тон или иной своей неосведомленности. Мы про сим в таком случае товарищей со смежных кафедр (а они — нас) по-' яснить нам тот или иной вопрос, новый в их науке, еще недостаточно разработанный. Наши собственные лекции становятся от этого глубже, объемнее, мы уже в них не только на своей поляне, мы на общем ог ромном поле гуманитарных наук... Я прошу Семена Теодоровича про иллюстрировать евою мысль приме ром. »— Допустим,—•. говорит он,— мне, литературоведу, в помощь истори ку, социологу, политэконому надо дать художественный (впечатляю щий) материал для •картины нрав ственной жизни человеческого об щества от Гомера до наших дней. Известно: меняются общественно- экономические формации — меняет ся и мораль людей. Как это проис ходит, чем это обусловлено — рас скажут студентам историк, фило соф, политэконом. Моя же задача, задача историка литературы, кроме особой, моей специфической, состо ит в том, чтобы я показал эту мо раль в живых образах героев Гоме ра, Вергилия, Шекспира, Байрона, Толстого, СалТыкова-Щедр ина... Вспомним небезызвестного сред невекового рыцаря Бертрана де Борна. Он великолепно владел ме чом, но не менее блестяще — ц ли рой. Он пел: «Любо мне теплое вре мя, когда цветы и листья распуска ются в саду, любо мне в такое вре мя слушать пенье птиц, раздающее ся в кустах....» Ничего вредного, как видите, в душе рыцаря пока мы еще не обнаруживаем. Славный рыцарь Бертран де Борч, как мы видим, к себе относится вполне положительно. А вот как он относится к другим людям? Оказы вается, высшее наслаждение для не го в это «теплое весеннее время» скакать ионным строем вместе со своими веселыми товарнщами-ры- царями по крестьянским полям и — видеть, как крепостные крестьяне в ужасе и страхе разбегаются перед этими скачущими рыцарями.. Огонь, пламя в груди вдохновенного поэта, но какой это адский огонь, какое адское пламя! В конце своего сти хотворения Бертран де Борн воскли цает: для него «мертвый всегда луч ше живого!». Чья это мораль? Ду маю, что студенты, услышав такое стихотворение, комментариев от меня не потребуют. И без моих толкова ний они поймут: в классовом обще стве мораль классова. Вот так, примерно, выглядит моя помощь философу. Коллега, само со бой понятно, не остается в долгу и мы вместе (прибавьте сюда полит эконома, историка, языковеда, пси холога) добиваемся какого-то обще го успеха. Я осмысливаю услышанное. Лите- ЖУРНАЛ „ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ" Очередной номер « Политической информации» —г журнала отдела пропаганды и агитации обкома КПСС открывается редакционной статьей «Высокая оценка ко многому обязыва ет». В журнале политинформаторы, агитаторы и пропагандисты най дут много нужных им и интересных материалов. Статья директора Данковского химического завода В. Ермакова посвящена Дню хи миков. Статья заместителя заведующего облоно Э. Лахиной расска. зывает о Международном дне защиты детей. Опытом руководства работой политинформаторов делится первый секретарь Грязинского горкома КПСС А. Лысых. В журнале появилась новая рубрика— «Спраш ивайте, отвечаем». Журнал вышел из печати и рассылается подписчикам. ратуроведение... Сколько копий скре щивалось «за» и «против» этой нау ки! Были, и есть люди, которые ее вообще отрицали и отрицают: зачем толковать Данте, Гомера, Шекспира? Если они понятны, их и так поймут, непонятны — никакой толкователь не поможет. Дескать, литературове ды существуют только для литера туроведов... Так лй это? (Вопрос наивйый и пошлый, но он иногда на шутливой волне всплывает даже в писательских кругах). Нет, не так, ни в коем случае не так! А как же? Мой ответ: литературоведы — это часовые общечеловеческой культуры. Я высказываю э Iу мысль вслух. Семен Теодорович смеется: — Это вы для разрядки или... на самом деле так лестно думаете о нашем брате? Если на самом деле- спасибо, хотя... «часовые общечело веческой культуры»—слишком гром ко. Красиво и,., неверно: ведь часо вые только охраняют, так, а? А нам не хотелось бы только охранять нам хотелось бы и активно переда вать эту культуру всем, всегда. В студенческих аудиториях, в завод ских молодежных общежитиях, на у.тичных перекрестках своим знако мым. А для того, чтобы передавать эту культуру, мы должны овладеть ею, по-настоящему овладеть. Вот, скажем, я предлагаю своим сту дентам простейшую эстетическую задачу: «Каким-то образом случи лось так, что в лермонтовском стихо творении «Тучки-^небесные, вечные странники» по вине наборщика в слове «тушки» исчез суффикс «к», — чго, вследствие этого, изменилось в поэтической атмосфере стихотворе ния? Вызванная мною студентка не может ответить на этот вопрос. Я предлагаю ей другой: «Положите на одну ладонь «тучки», на другую «тучи», попробуйте выяснить, попро буйте взвесить, какое слово тяже лее, какое «перевешивает»? Оказы вается — «тучки». Почему? В слове «тучки», видите ли, — пять букв. Она усмотрела в слове—только бук вы, а не предмет. В этом беда многих, н многих на ших учеников (даже студентов). Они видят в Лермонтове «буквы», в Пушкине — «буквы». Тоска, гнев, восторги, радость, любовь, ненависть великих поэтов до них не доходят, и в этом во многом вжюваты мы, школьные и вузовские учителя: под чинившись программе, мы мчимся вперед, как Саврас без узды; «гало пом по Европам» — авось, в гбловах наших воспитанников что-нибудь останется! —Вот слушайте,— он извлекает из папки сложенный вчетверо даст бу маги, разворачивает его. и с, андро- никовским выражением читает: «Я окончил школу в 1923 роду. В нашем классе был замечательный педагог, приучивший нас читать и любить ли тературу. Он нам многое просто чи тал в классе и комментировал читае мое. Читал он нам Пушкина, отдель ные главы «Войны и мира», Чехова. Былины он нам пел. Ходил с нами з театр. После мы собирались и обсу ждали виденное. Мы прошли рус скую. литературу только, до Лер монтова, а на Пушкине мы «сидели» год; В результате весь наш класс увлекался литературой. Сколько мы прочли сами, дома! Из нашей школы вышло несколько крупных писате лей, несколько литературоведов, де ятелей театра. Я сам «заразился» от моего учителя и стал, как види те...», — Семен Теодорович преры вает чтение. А — Видите?. Это свидетельство на шего крупнейшего советского учено- го-литературоведа Дмитрия Сергее вича Лихачева, с которым мы состо им в дружеской переписке. Я с ним целиком согласен. Есть разные пе дагоги, с разными склонностями. Нельзя всех заставлять действовать одинаково. Мы должны предоста вить учителю-словеснику возмож ность помедлить на том писателе, которого он сам любит. Пусть он— и не будем его ограничивать во вре мени — расскажет своим ученикам о том, что его самого больше всего интересует, прочтет им свои люби мые стихи, внимательно проанализи рует свои любимые произведения. — Вот, кажется, мы обо всем по говорили, — заключает Семен. Тео дорович. — Обо всем, что нас интересова ло, — соглашаюсь й и шутливо до бавляю: — Но часовой всечеловече ской культуры не выходит у меня из годовы... -—Я за учителей,-—ответил мой со беседник и повторил слова, которы ми я озаглавил свой очерк. И. БОТВИННИК, ' писатель. г. Липецк. Нынешний год— юбилейный для Африканск о г о континента. Не зависимая Аф рика отмечает в 1968 году пер вое пятилетие Организации афри канского единства (ОАЕ). Она бы ла создана Ассамблеей глав госу дарств и правительств независимых стран Африки 25 мая 1963 года на учредительной сессий, состоявшейся в эфиопской столице Аддис-Абебе. В принятой Ассамблеей хартии ОАЕ руководители независимых стран Африки обязались’ содейство вать всеми средствами «развитию единства и солидарности», «коорди нированию и укреплению сотрудни чества», а также «уничтожить все виды колониализма в Африке». С .тех пор 25 мая вошло в историю развития Африканского континента как День освобождения Африки и вместе с африканскими народами от мечается ежегодно также всем про- гресснзным человечеством. Африканское единство! Реально ли оно? Поскольку африканское обще ство до сих пор раздирают межпле менные противоречия даже в пре делах одной отдельной страны, воз можно ли единство в общеафрикан ском масштабе? Этот вопрос из года в год обсуждается на страницах за падной прессы. Много скептиче ских и явно провокационных статей написано по этому поводу. Их цель — подорвать веру африканцев в свои силы, расшатать и развалить ДЕНЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ 25 мая — День освобождения Африки. Пять лет со дня созда- \ ния Организации африканского единства (ОАЕ) на 1-й конференции Ф глав государств и правительств африканских стран (22—25 мая). ОАЕ — этот главный стержень, це ментирующий решимость африкан ских народов бороться за оконча тельное освобождение континента от •колониализма и расизма. ' С первых дней существования ОАЕ подвергается нападкам со сто роны сил, чуждых свободе и един ству Африки. Основной удар старые и новые колонизаторы пытаются на нести по Комитету освобождения- важному и действенному орудию ОАЕ, призванному координировать помощь независимых африканских стран национально-освободительным движениям в колониях и на зависи мых территориях континента. Пы таясь свернуть деятельность Коми тета освобождения, империалисты и колонизаторы прибегают к любым средствам —• от шантажа и угроз до обещания подачек и прямого подку па лидеров отдельных стран Афри ки. Провоцируя раскол, враги дела Африки делают ставку на неодно родность состава стран — участниц Организации африканского единства. ОАЕ объединяет как прогрессивные 1111 страны, ставшие на путь некапита листического развития, так и госу дарства, руководители которых при держиваются «промежуточной по зиции». В ОАЕ входят и такие стра ны, как Малави,, которая, с одной стороны, голосует за резолюции ОАЕ, а с другой, поддерживает и расширяет всесторонние связи с главными врагами Африки — раси стскими режимами в Южной Афри ке. Доклад Комитета освобождения, представленный последней сессии Со вета министров ОАЕ, состоявшейся в феврале в Аддис-Абебе, выразил серьезную озабоченность тем, что ряд африканских стран — членов ОАЕ «проявляет равнодушие к воо руженной освободительной борьбе», а некоторые из них даже вступили в «сотрудничество с врагами незави симости Африки». Комитет заявил, что отсутствие единства среди чле нов ОАЕ по вопросам освобожде ния юга континента чревато «смер тельной опасностью для освободи тельных движений, ведущих ныне вооруженную борьбу». Однако большинство представи- *■ т Ф ♦ Ш телей независимых стран Африки проявило глубокое понимание серь езности проблемы. Отбив наскоки <проимпериалистинеских элементов на Комитет освобождения, сессия вновь подтвердила, свою полную поддержку и солидарность с нацио нально-освободительной борьбой. Проявление африканского един- ства и солидарности в момент, ког да расистские режимы ЮАР, Роде зии, португальские колонизаторы с помощью своих империалистических покровителей более нагло, чем ког да-либо прежде, бросают вызов ООН и независимым странам Африки, чрез вычайно знаменательно. Это событие •вдвойне валено, если учесть, что аф риканские руководители все яснее начинают понимать, что в своей бо рьбе они не могут рассчитывать на какую-либо помощь со стороны за падных держав. «Западные стра ны, — заявил недавно генеральный секретарь ОАЕ Диалло Телли, —- не были и, возможно, никогда не будут способны оказать Африке содействие в претворении в жизнь решений ООН, направленных пробив ЮАР, Родезии и Португалии». Несмотря на пятилетний срок со дня провозглашения ОАЕ, африкан ское единство находится в процессе становления и развития. На этом сложном пути возможны и неизбеж ны различные трудности и отклоне ния. Последний пример тому — от ношения стран — членов ОАЕ к воо руженному конфликту в Нигерии, приведшему к отколу Восточной Ни герии, которая провозгласила себя республикой Биафра. Ряд членов ОАЕ— Танзания, Габон, Берег Сло новой Кости признали Биафру в ка честве суверенного государства. В ответ федеральное правительство Нигерии разорвало отношения с этими странами. Но несмотря на различный под ход, все страны ОАЕ объединяет единое стремление оказать помошь в скорейшем прекращении вооружен ного конфликта и в установлении мира в Нигерии. И в это-м еще одно подтверждение жизнеспособности африканского единства. В. АСТАФЬЕВ. АЛЖИР. Каждый день сотни .студенте» заполняют аудитории Африканского цен тра нефти и текстиля в Бумердесе. Основную роль в этом учебном загеде- нин играет Институт нефти и газа, пода ренный Советским- Союзом а 1966 году. Рядом е институтом возвышаются кор пуса текстильного техникума, созданного при содействии советских организаций- и нефтяного техникума, В Африканском центре трудятся 200 советских специали стов. , НА СНИМКЕ: студенты Африканского центра охотно изучают русский язык. «Я изучаю русский язык, потому что хочу поехать в Москсу», — пишет молодой алжирец. Справа — кандидат филологи ческих иауи Т. Агаян. (Фотохроника ТАСС). ЗАЯВЛЕНИЕ ВКТ ПАРИЖ, 24 мая. (ТАСС). Все общая конфедерация труда Фран ции потребовала вчера,ох прави тельства и предпринимателей не медленно начать .переговоры об удовлетворении насущных требо ваний трудящихся. В заявлении ВКТ, зачитанном на пресс-конфе ренции ее генеральным секретарем Ж. Сеги, отмечается, что вопреки раапространнашимся утвержде- ния-м, правительство и националь ный совет французских предпри нимателей не направили ВКТ ни какого предложения на этот счет. ВКТ считает недопустимыми дальнейшие проволочки и отмеча ет в этой связи, что «всеобщая забастовка представляет собой решающее средство заставить правительство и предпринимате лей .уступить». Это будет «огром ной победой всех трудящихся, ко торая откроет путь к плодотвор ным переговорам на всех уровнях и во всех отраслях». СБИТЫ ЕЩЕ ТРИ САМОЛЕТА ХАНОЙ, 24 мая. (ТАСС). По уточненным данным, как сооб щает Вьетнамское ниформацион- ное агентство, над провинцией Нгеан 22 мая было сбито, три американских самолета. ЗА УКРЕП ЛЕНИЕ О Т НО ШЕ НИЙ М ех ико , * С СОВЕТСКИМ СОЮЗОМ“ ьг г ; укреплят и рас ширять торговые, научные и -культурные отношения с Советским' Союзом на основе дружбы и взаимного уважения, говорится в* пере довой статье столичной газеты «Новедадес». Как отмечает газета, развитие этих отношений, особенно в обла-' сти торговли, пойдет на пользу обеим странам и, в первую очередь Мексике, Советский Союз может быть хорошим покупателем мекси канских товаров и поставщиком крупного технического оборудова ния, в котором нуждается Мексика для развития национальной про мышленности, подчеркивает эта газета. БОЛЬШОЙ ДЕНЬ БОРЬБЫ ПАРИЖ, 24 мая. Корреспон дент ТАСС А. Красиков передает: Утренняя заря едва начала за ниматься над Францией, когда на проселочных дорогах появились силуэты людей в простой кресть янской одежде. Труженики земли, привыкшие вставать с первым криком петуха, небольшими груп пами двинулись по направлению к основным автомобильным магист ралям. Б р о ш е н ы б т ю р ь м у НЬЮ-ЙОРК, 23 мая. (ТАСС). Военный трибунал приговорил двух американских солдат с воен ной базы Форт-Орд . (штат Кали форния) Даниэля Эмика и Кенне та Столта к четырем годам тю ремного заключения с тяжелыми принудительными работами. Д. Эмик и К. Столт были бро шены в тюрьму за распростране ние листовок протеста против войны во Вьетнаме. аа Ш ЕЛ ЧЕЛОВЕК НА РЕКУ. Все было чудесно: лето, хоро шая погода, выходной день. Все обещало настоящий, полноцен ный отдых. Шел человек на реку в самом радужном настроении. А до мой не возвратился—утонул. Можно ли представить себе ситуацию более трагичную? К сожалению, из года в гад мы встречаемся с ней. И тот факт, что в минувшем году удалось несколько снизить количество жертв, никого не должен успокаивать — не счастные случаи на воде все еще уносят много жизней, причем более трети из них —- детских. Много справедливых упреков вы сказывается в адрес владельцев мо торных лодок. Правда, в зоне дей ствия Липецкой описательной стан ции им преградили проезд. Но ведь эта зона охватывает всего око ло километра. Она даже не по крывает полностью одного — цент рального пляжа города. А ведь пля жей в Липецке несколько. И вот на других, мимо сотен купающихся людей, лихо проносятся мощные мо торки, разворачиваются в голово кружительных виражах. Зафиксиро вано немало случаев, когда лихачи сталкивались с другими лодками, волной опрокидывали легкие весель ные лодки с отдыхающими, среди которых были люди, не умеющие плавать, и дети. А как еще часто подвыпивший папа спокойно сидит на переднем сиденьи, а моторку на полной скорости ведет его малолет ний сынок! Далеко ли тут до несча стного случая? Если в городском парке появляет ся выпивший хулиган, к нему при меняются необходимые меры. Если же он куражится на реке, где каж дое движение его лодки может по влечь за собой человеческие жертвы, то чаще всего остается безнаказан ным. Вся беда в том, что владельцы мотолодок у нас все еще остаются бесконтрольными и «безнадзорны ми», за их поведением на воде ни кто, по сути, не наблюдает. Вот про стой пример. В Липецке насчиГыва- ется более трех тысяч принадлежа щих гражданам лодок. Для их стоя нок предоставлено около десятка черте города (например, от водной станции завода «Свободный сокол» до линии телевизионного центра) с 8 часов утра до 9 часов вечера, то такая мера будет весьма эффектив на — оградит отдыхающих от гула моторов, обезопасит их жизнь, пре кратит лихачество на воде и, кро ме того, не затронет интересов ры боловов, которые выезжают на ры балку значительно раньше. Большое значение для безопаснос ти отдыхающих имеет оборудование пляжей. Я имею прежде всего в ние, к сожалению, сложилось не только в Липецке, но и во многих других городах и селах области. Особенно много жертв сопряжено с купанием в прудах. В области на считывается около 3 тысяч прудов, вода в которых прогревается всего на 80—90 сантиметров, ниже прохо дят, холодные ключи, вызывающие резкое охлаждение организма, спаз мы сосудов, которые и являются причиной несчастных случаев. При нять здесь определенные профилак тические меры можно и должно. Ч Е Л О В Е К Н А В О Д Е оборудованных станций. А обяза тельную регистрацию в городских организациях прошли только... 140 лодок. Как же может лодка, не имеющая номерного и других зна ков, быть принята на станцию? А вот принимаются же. Бороздят во ды. Да не как-нибудь потихоньку, а с ухарством, пренебрежением к безопасности людей. Что необходимо сделать? Во мно гих городах стоянки лодок вынесе ны за черту города. Думаю, что необходимости в такой крайней мере V нас нет. К тому же, она связана со значительными затратами: ведь нужно не только оборудовать новые станции, но и подвести к ним авто бусные линии и т. Д- А вот огра ничить время и место движения мо толодок можно и нужно. Если, ска жем, запретить езду на моторах в виду подготовку дна водоемов, точ ное знание его рельефа. Если пра вобережный пляж в Липецке еще может в какой-то мере считаться благоустроенным, то остальные не имеют этого преимущества. Пляж, расположенный на левом берегу так называемого Липецкого ()зера, где купаются тысячи людей, вообще представляет серьезную опасность: его берег обрывист, глубина дости гает 12—14 метров, дно илистое. Очень плохо оборудуются места для купания детей й людей, не уме ющих плавать. Я уж не говорю о плавающих купальнях на понтонах, но даже обычного ограждения такие места не имеют. Не решен вопрос о сооружении купален для детей и в пионерских лагерях, кроме лагерей Новолипецкого металлургического и тракторного заводов. Такое положе н н о й из них является установка -предупредительных знаков и надпи сей. Сейчас их нет нигде. А ведь ус тановленные в местах, опасных для купания, они могли бы многих пре достеречь. Очень плохо поставлено, у нас обучение плаванию. Когда речь идет о подготовке пловца-спортсмена, за это дело охотно берутся спортивные организации, для этого есть и зим ние бассейны, и специализированные детские спортивные школы. А вот просто научить ребят и взрослых плавать — некому. Удивительное дело! Спортивные общества, органи зации ДОСААФ располагают квали фицированными тренерами, которые могли ,бы принести много пользы тысячам людей, не умеющим пла вать. Но они предпочитают зани маться с сотней-другой спортсменов. Вряд ли нужно доказывать неле пость такого подхода к делу. Ду маю, что массовые школы плавания (они могут быть даже платными) во многом помогли бы людям, и созда ние их крайне необходимо для того, чтобы предотвратить несчастья на воде. В 1967 году в области действовали три спасательные станции — в Ли пецке, Ельце и Задонске, три штат ных поста и тридцать один пост создан различными ведомствами и хозяйствами. Их вмешательство со хранило жизнь сотням людей. В ближайшие годы будут построены еще четыре станции: две в Липецке — силами Новолипецкого металлур гического и тракторного заводов, по одной в Ельце и Данкове. Но и они не решают проблемы полностью, так как вне сферы их деятельности ос таются многие населенные пункты. Значит, нужно создавать спаса тельные посты на общественных на чалах, чтобы ни одно место мас сового купания не оставалось без присмотра. Дело это нелегкое, и без серьез ной помощи районных советов спор тивных обшеств и местных властей нам не обойтись. Ведь подготовить способных пловцов-спасателей — !] только половина дела. Нужно еще и Ц оборудовать пункты, обеспечить их необходимым снаряжением. Охрана жизни людей на воде — дело всей общественности, и только общими усилиями можно добиться нужных результатов. С. САРЫЧЕВ, начальник спасательной службы областного управления коммунального хозяйства. Сотни, потом тысячи, десятки и сотни тысяч крестьян установили, на дорогах заграждения,, парали зовав таким образом все движе ние автотранспорта. Затем, соб равшись вокруг своих профсоюз ных вожаков, они начали митин ги. В городах сейчас развернулась активная подготовка к намечен ным на вечер манифестациям про мышленных рабочих. Крупнейшая профсоюзная организация страны —Всеобща я конфедер ания труда обратилась к трудящимся с при зывом принять участие в массо вых выступлениях, чтобы еще раз продемонстрировать свое осужде ние политики правительства и по требовать скорейшего начала пе* реговоров об удовлетворении ос новных' требований девяти милли- I онов стачечников. В заявления, опубликованном сегодня в газете «Юманите», По литбюро Французской коммуни стической партии подчеркивает, что коммунисты «полностью под- держивоют инициативу крупней шего профиентра рабочего клас са». Политбюро ФКП призвало все местные организаций и всех членов партии «сделать все ' для того, чтобы способствовать вну шительному успеху» дня борьбы 24 мая. НАЖИВАЮТСЯ ЗА СЧЕТ х с я ЛОНДОН, 24 мая. (ТАСС). Химический концерн-гигант «Им- яириэл кемикл индастрис» (ИКИ) объявил-, что его прибыли за пер вый квартал этого года увеличи лись на 14 миллионов фунтов стерлингов и составили 37 милли онов фунтов стерлингов по срав нению с 23 миллионами фунтов стерлингов за тот же период в прошлом году. Сообщение о резком повышении прибылей концерна, было опубли ковано через день после того, как в палате, общий был. проведен, правительственный законопроект о продлении, еще на полтора года законодательства о заморажива нии заработной платы трудящих ся. Опубликованные данные о при былях химического концерна ИКИ красноречиво говорят о том, что правительство подходит с разны ми мерками к рабочим и предпри нимателям при решении экономи ческих проблем Англии. В списке крупнейших англий ских монополий концерн ИКИ стоит на третьем месте, и его об щий капитал составляет 1 милли ард 235 миллионов фунтов стер лингов. Доходы этого концерна и других наиболее крупных монопо лий расцениваются как показания барометра, на которые ориентиру ется деловой мир. ЗАПАСЫ ЗОЛОТА ТАЮТ ВАШИНГТОН, 24 мая. (ТАСС). Золотые, запасы США продолжа ют таять. Пр сообщению мини стерства финансов, в течение ап реля запасы золота в стране со кратились еще на 156 миллионов долларов,- В настоящее время они составляют 10.547 миллионов долларов. Это самый низший уро вень после 1936 года. ВЛАСТИ ПРИБЕГАЮТ К РЕПРЕССИЯМ ВАШИНГТОН, 24 мая. (ТАСС). Несколько сот участников похода бедноты на Вашингтон пришли вчера к зданию конгресса, чтобы потребовать отмены законов, ограничивающих помощь много детным семьям. Руководитель де монстрации негритянский профес сор Джордж Уацли заявил, что нынешняя система социального обеспечения в Америке является расистской. Существующие про граммы помощи, подчеркнул Уай ли, дают неграм «ровно столько средств; ‘чтобы они оставались живыми, но совершенно недоста точно для того, чтобы они могли жить по-человечески». Против участников похода бед ноты американские власти начали применять „.репрессивные меры. Обвинив демонстрантов в «неза конном скоплении» на территории конгресса, полиция арестовала около 80 бедцяков. О т л с е я я т ь з а п р е т БОНН, 24 мая. (ТАСС). Член «Инициативного комитета за ле гализацию Коммунистическоц пар тии Германии» Карл Шаброд по требовал отмены запрета Компар тии Германий. Он выступил на состоявшемся в Дуйсбурге соб рании «Общества защиты подвер гающихся политическим преследо ваниям коммунистов и лиц, подо зреваемых - в- симпатии коммуниз му». С требованием отмены запре та КПГ выступило также правле ние студенческой организации Рурского университета в Бохуме. Одновременно око призвало ока зывать упорное сопротивление установлению диктатуры чрезвы чайных законов в ФРГ. Как сообщает газета «Ди тат», за легализацию Коммунистической партии Германии высказались делегаты молодежной- конферен ции профсоюзов металлистов, со стоявшейся в Кельне.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz