Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
г ' Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ' 21 кая 19С8 г., М 116 (12 068) УЧЕБНЫЙ ГОД БЫЛ УСПЕШНЫМ В красном уголке инструменталь ного цеха завода «Центролит» со стоялось занятие слушателей школы основ марксизма-ленинизма первого года обучения. Среди слушателей — фрезеровщик И. В. Дятлов, сле сарь М. А. Стебенев, завхоз Н. Т. Поляков и другие. Пер-вым на поставленный пропа гандистом В. И^. Деминым вопрос вызвался отвечать Н. Т. Поляков.. Николай Тихонович неторопливо, обстоятельно рассказал о том, как вождь революции В. И. Ленин соз давал первую большевистскую га зету Надо отдать должное Поля- козу: тема раскрыта интересно, до ходчиво. И это не случайно. Нико лаю Тихоновичу уже за пятьдесят. Газеты — его старые друзья: он сам был многие годы активным нештат ным корреспондентом различных из даний. Может, поэтому близка ока залась ему названная тема. И полу чился не просто ответ на поставлен ный вопрос, а интересный рассказ старого рабкора. Хорошо рассказал о втором съез де партии И. В. Дятлов, а о первых ленинских"декретах, принятых вто рым съездом Советов, — М. А. Сте бенев. Последний в заключение до бавил: — И сегодня мы живем и тру димся по ленинским заветам. М. А. Стебенев — один из лучших рабочих цеха. Десятки лет отдал он слесарному делу. Ему присвоено звание ударника коммунистического труда- Рядом с ним на заводе тру дятся его дети: сын, две дочери. ...Тема занятия исчерпана, и про пагандист подводит «тоги за год. Он отмечает, кто как посещал заня тия, насколько был активен и т. д. В. .И. Демин объявляет, что все слушатели хорошо усвоили матери ал. С окончанием учебного года при сутствующих поздравил заместитель секретаря парткома завода И. А. Тарасов. Мы вкратце рассказали -об итого вом занятии только в одной школе. Всего на заводе в этом году их было девять. — Прошедший учебный год был успешным, — сказал заведующий заводским кабинетом политического просвещения Б. К. Рымаков. — Программа занятий полностью за вершена. В этом большая заслуга наших пропагандистов — главного металлурга Н. И. Козлова, инже нера по новой технике В. И. Деми на, начальника сторожевой охраны В. Д. Анисимова и других. Следует сказать о возросшем идейном уров не замятий. В этом свою роль сыгра ли новые наглядные пособия, спе циальная литература, которую при обрело предприятие, систематические консультации, семинары пропаганди стов. Н. ШАТОХИН. СЕТЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С V I с е с с и и о б л а с т н о г о С о в е т а д е п у т а т о в т р у д я щ и х с я Фотоинформация Четверть века трудится в механическом цехе Студеновекого рудоуправления сле сарь Николай Иванович Прокофьев (сни мок вверху). Он всегда с отличным ка чеством выполняет самые сложные зада ния по ремонту оборудования. На нижнем снимке вы видите операто ра разливочно-укупорочной машины Ли пецкого молочного комбината Катю Па пину. Она в совершенстве знает свое дело и всегда выпускает продукцию только отличного качества. Фото нештат. корр. «Ленинского знамени» И. Воронова. П1111111111!11ПТ1111111Н11Н111'1Н11]ГЛ II! 111111Ш И П 111К11111111111111111П 1IIIIII! II! 1111111111111 Ш И Н Н 1 1 || |Ш | | II1 Ц н 1111 ПУТЬ К ПРИБЫЛИ В нащем Лебедянском автотранс портном предприятии насчитываемся около 90 грузовикон, 30 автобусов и 5 таксомоторов. Коллектив занима ется перевозкой пассажиров и гру зов внутри района и области, а ча стично, за ее пределы. Мы обслужи ваем заводы машиностроительный, сахарный, строительно-отделочных машин, торг. Наши автобусы толь ко за четыре часа — с 6 до 10 утра — перевозят более двух с полови ной тысяч пассажиров, а за сутки— 15—20 тысяч. В страдную нору уборки урожая весь грузовой парк переключается на перевозку седь- скохозяйственных грузов. С декабря прошлого года наше предприятие переведено на новую систему планирования и экономиче ского стимулирования. Этому пред шествовала большая подготовитель ная работа. Руководство, партий ная и профсоюзная организации вместе со всем коллективом проду мали пути получения дополнитель ной прибыли. Многое подсказали шоферы. В первую очередь было решено увеличить пробег грузовых автомо билей. Раньше нередко случалось, что, отвозя груз по назначению, ма шина возвращалась из рейса порож няком. Правда, отдел эксплуатации старался изыскивать попутные гру зы, но это плохо удавалось. При введении новой системы мы устано вили премию — 20 процентов к за работной плате шоферов за пере возку попутного груза. Теперь води тели сами материально заинтересо ваны в том, чтобы не гонять авто мобили порожняком. Встречные пе ревозки ликвидированы. Раньше, к примеру, бывало, что одна автома шина везет на станцию готовую про дукцию с завода, а встречная на этот же завод — со станции сырье и материалы. Теперь такого не встретишь. Оба рейса сделает одна машина. В результате за первый квартал работы по-новому коэффи циент прооега только за счет луч шего использования машин повы сился на четыре процента. Мы взяли на учет все прицепы, имеющиеся в хозяйствах своей клиентуры и поставили задачу мак симально их использовать. За это шоферам установили премию —10 процентов к заработной плате. В короткий срок обшими усилиями грузоподъемность парка повысилась на 17,2 процента. Таким образом, только за счет * * : Э к о н о м и ч е с к а я : ^ р е ф о р м а — | { в д е й с т в и и : : * «♦«*•** ♦♦М♦•« ♦« »«♦ ** *♦ <• К М этих двух мероприятий производи тельность труда шоферов грузового парка в первом квартале по сравне нию с соответствующим периодом прошлого года поднялась на 17 про центов. Еще недавно много автобусов простаивало на ремонте. Теперь большую часть времени они находят ся в пути, на перевозке пассажиров. Ремонт и профилактику шоферы ста раются производить чаще, быстрее и лучше. А способствует этому вве дение премиальной системы: 10 про центов к зарплате за плановое коли чество сделанных машино-дней. 4 Разработали мы и новую систему оплаты труда шоферов таксомотор ного парка. Если в прошлом году V них была повременная оплата, то теперь зарплата начисляется за каждый рубль сданной выручки. Выработка таксистов повысилась в три раза. В первом квартале прош лого года один таксомотор в сред нем пробежал 5500 километров, нын че же за три месяца — 16.848 кило метров. Одновременно с введением новой системы оплаты и организации тру да улучшен конт роль за работой шоферов. С этой целью все инже нерно - технич е екие работники и служащие по оче реди, согласно графику, выезжают на линию для предотвращения наруше ний финансово-транспортной дис циплины. Еще в ноябре прошлого года, го товясь к работе по-новому, мы про вели несколько рабочих собраний, на которых разъяснили сущность ре. формы. А после того, как в первом же месяце труда в новых условиях мы смогли выделить на премирова ние рабочих около тысячи рублей, сторонниками новой системы стали все. Поняли, что она — настоящий путь к рентабельности, к прибыльно сти. За первый квартал текущего го да получена прибыль 21,5 тысячи рублей, т. е. втрое больше, чем за тот же период прошлого-года. Бо лее 5 тысяч рублей отчислено в фонд материального поощрения, 3 тысячи -— в фонд социально-куль турных мероприятий, 7,5 тысячи рублей •— в фонд развития произ водства. Такого еще не бызало за все время существования нашего предприятия. Полученная прибыль даст возмож ность в этом году реконструировать мастерскую, оборудовать красный уголок. Решено расширить произ водственную площадь для ремонта автомобилей. По итогам первого квартала будут премированы пере довики производства. Повышается заработная плата. В среднем у ре монтных рабочих она возросла на 18,7, у шоферов — на 24 процента. В' коллективе повысилось чувство ответственности за порученное дело. Шире развернулось социалистиче ское соревнование. Новая система планирования и экономического стимулирования про изводства повысила также ответст венность руководителей обслужива емых организаций. Н. ЛУЩАН, начальник Лебедянского автотранспортного предприятия. К а к у ж е с о о б щ а л о с ь в «Ленинском знамени», 15 мая состоялась VI сессия об ластного Совета депутатов тру дящихся XI созыва. Сессия обсу дила следующие вопросы: 1. «О со стоянии и* мерах улучшения строи тельства, ремонта и содержания ав томобильных дорог в области» — докладчик—председатель облиспол кома депутат Н. Д. Новиков, содок ладчик—председатель постоянной ко миссии коммунального хозяйства и благоустройства депутат С. И. Ко- ротеев; 2. «О ходе выполнения на казов избирателей областному Сове ту депутатов трудящихся пй народ ному образованию»—докладчик—за меститель заведующего облоно Ф. Г. Игумнов, содокладчик — председа тель постоянной комиссии по народ ному образованию депутат Н. Ф. Бо гатырев; 3.. «Об утверждении Правил охоты и ведения охотничьего хозяй ства на территории Липецкой обла сти» — докладчик—председатель по стоянной комиссии по охране приро ды депутат А. Н. Ежов. — Важнейшей составной частью создашIя материально-техническон базы коммунизма,— сказал Н. Д. Новиков,— является всемерное рас ширение автомобильных магистра лей союзного, республиканского и местного значения. Достаточно ска зать, что сейчас в промышленности нашей страны автотранспортом пе ревозится свыше 3,5 миллиарда тонн грузов, а в сельскохозяйственном производстве — 2,5 миллиарда тонн. С каждым годом их объем продол жает расти. Увеличиваются и пасса жирские перевозки. Бурный рост автоперевозок требу ет развития сети шоссейных дорог. За последние годы в нашей обла сти сделано немало в этом направ лении. Сеть дорог с твердым покры тием увеличилась с 734 до 1371 ки лометра, а асфальтированная лента протянулась на 550 километров. Улучшилась транспортная связь ме жду областным и районными центра ми. Успешно ведется строительство автодорог в Грязинском, Липецком и Данкоаском районах. Многие хо зяйства этих районов на собствен ные средства сделали добротные вы езды от центральных усадеб к авто магистралям. Успех в работе был достигнут благодаря активности и настойчивости в этом деле исполко мов районных и сельских Советов. И НОЕ ПОЛОЖЕНИЕ в других районах области. Многие колхозы и совхозы не имеют регулярной и устойчивой связи с железнодорожными станци ями, пунктами 'заготовок и перера ботки сельскохозяйственной продук ции. В условиях бездорожья преж девременно изнашивается транспорт сдерживаются перевозки грузов. А это приносит огромный экономиче ский ущерб народному хозяйству. Взять Воловский район. На его территории буквально парализуется транспорт с наступлением дождей и снежных заносов. Грузы, прибыва ющие на станцию «Набережная», месяцами лежат на складах, так как сюда невозможно добраться ни на каком виде транспорта. Подобное положение и в ряде других районов. До последнего времени наша об ласть не располагала достаточными силами, чтобы широко развернуть дорожное строительство. К тому же экономика колхозов и совхозов не позволяла направить средства на эту цель. После мер, принятых обкомом КПСС и облисполкомом, обстановка изменилась. Сейчас область распо лагает хорошей материально-техни ческой базой, которая позволит в ближайшие 4—5 лет иметь развет вленную сеть дорог и подъездных путей к центральным усадьбам кол хозов и совхозов. Область располагает большими запасами строительных материалов. Создан новый трест при «Обл- межколхозстрое» с четырьмя управ лениями — в Липецком, Добринском, Долгоруковском и Усманском райо нах. -Приняты меры к увеличению производства холодного асфальта. Таким образом, имеются все воз можности развернуть дорожное строительство широким фронтом и к 1972 году наладить надежную транспортную связь со всеми колхо зами, совхозами и предприятиями. В цифрах это выглядит гак. Протя женность дорог увеличится на 1650 километров, из них с твердым пок рытием — на 1556 километров, из которых 929 километроз будет заас фальтировано. Кроме этого, намече но построить и отремонтировать мо сты общей длиною 1237 метров, бла гоустроить подъезды к предприяти ям и организациям. Эти задачи изложены в, постанов лении бюро обкома КПСС и облис полкома, принятом в августе 1967 года. Тем не менее многие районы плохо ведут дорожные работы. Не справились с заданиями Ста- новлянский, Долгоруковский, Доб- ровекпй и Уеманскнй районы. А такие производственные дорожные участки, как Елецкий, Задонский, Становлянский, в прошлом году не построили ни одного километра до рог областного значения. Объясня ется это одной причиной — беспеч ностью руководителей. Взять Уеманскнй производствен но-дорожный участок. Он. обеспечен техникой. 'Специально на строи тельство дороги Липецк—Ушань ему была отпущена 151 тысяча рублей. Однако начальник участка т. Зеле- чукин не Принял мер к своевремен ному завозу щебня к месту работ. Е щ е " в п р о ш л о м г о д у колхозы и совхозы обла сти начали строительство подъездных путей от централь ных усадеб к основным автомагист ралям. Отдельные хозяйства вместе с дорожниками выполнили большой объем работ. Поднято Земельное по лотно общей длиною 92 километра. Некоторые участки заасфальтирова ны. Но в целом работа ведется не удовлетворительно. Например, кол хозы и совхозы Хлезеиского рай она выполнили задание лишь на 30 процентов, а хозяйства Тербунского района Совсем не приступали к подъему полотна. Приведенные факты свидетельст вуют о несерьезном отношении ру ководителей районных организаций, колхозов и совхозов к столь важно му делу, о слабой организаторской работе местных Советов. Н. Д. Новиков сообщил, что в 1968 году запланировано постро ить 49 километров дорог с твердым покрытием и 26 километров заас фальтировать. Кроме того, капи тально отремонтировать 115 кило метров дорог. На эти цели заплани ровано израсходовать 7,5 миллиона рублей. Для развертывания работ нужны строительные материалы. Однако производет венно-дорожные участки Хдевенского, Тербунского, Волов- ского и Лез-Толстовского районов завезли лишь 15—20 процентов по требного количества щебня. Мед ленно ведут заготовку камня и щеб ня ДСУ «Облмежкол.тозстроя». Вы зывает большую тревогу ход подго товки к выполнению планов в тех районах, где работы должны вы полняться хозяйственным способом. Не используются и внутренние ре зервы. Почти во всех районах име ются большие запасы щебня в при трассовых карьерах. Но кроме хо зяйств Задонского района, никто их не использует. Тоз. Новиков критикует руково дителей областных хозяйственных организаций за беззаботное отноше ние к строительству подъездных пу тей к заготовительным пунктам. В самом деле, скоро начнется сезон заготозок сельхозпродуктов, одна ко, подъезды к хлебоприемным пунк там, епиртзаводам, маслозаводам, овощехранилищам находятся в не удовлетворительном состоянии. Это снова будет одерживать темпы убор ки и заготовки хлеба, сахарной свеклы, картофеля, овощей. Особое внимание в докладе было обращено на качество строительст ва и ремонт дорог. — Независимо от того, каким спо собом строятся дороги, подрядным или хозяйственным,— говорит т. Но виков,— они должны отвечать всем техническим и эксплуатационным требованиям. Однако имеются фак ты, когда некоторые руководители дорожных участков в погоне за ко личеством допускают брак в рабо те. Так, при строительстве дороги в Грязшгском районе асфальт был уложен на увлажнённое и к тому же неуплотненное основание. В ре зультате этот участок деропи стал быстро разрушаться. И таких при меров множество. Органам народного контроля и местным Советам следует строже спрашивать с бракоделов, пресекать попытки выполнять работы кое-как. Дороги — дорогостоящие сооруже ния. И переделка их — прямое рас- точительство государсгвенных средств. В заключение докладчик призвал всех депутатов, руководителей кол хозов, совхозов, предприятий, уч реждений активно включиться в борьбу за выполнение программы дорожного строительства. Каждый депутат должен определить свое место в этом большом и важном деле, держать ход работ под повсе дневным контролем и допиваться выполнения намеченных планов. В содокладе председателя посто янной комиссии коммунального хо зяйства и благоустройства депутата С. II. Коротееза был дан анализ подготовки материально-технической базы к выполнению дорожного стро ительства. л П ОСЛЕ ДОКЛАДА и содо клада начались п р е н и я. В своих выступлениях депутаты говорили о том, что стро ительство дорог — важное государ ственное дело. От их состояния во многом будет зависеть выполнение поставок государству продуктов сельского хозяйства, проведения хо зяйственных кампаний и, следова тельно, развитие экономики колхозов и совхозов. — В прошлом году труженики на шего района, — сказала председа тель Измалковского райисполкома депутат А. Т. Литвинова, — произ вели и отправили на заготпункты более 1,5 млн. тонн грузов. Это в основном зерно, овощи, сахарная свекла, мясо, молоко. Днем и ночью по сельским дорогам идут вереницы автомашин. Но какие огромные из держки терпят колхозы и совхозы из-за плохой транспортной связи се ла с городом. Дороги в районе очень и очень плохие. Правда, за последнее время местные Советы, а также колхозы и со'вхозы стали про являть больше заботы о их благоуст ройстве. Намечено в ближайшие пять лет положить твердое покрытие на всё основные участки, протяжен ностью 97 километров. Некоторые хозяйства уже ведут подъем зем ляного полотна. И все же темпы дорожного стро ительства не могут нас удовлетво рить. С одной стороны, повинны сами хозяйства, но есть причины, не зави сящие от них. В район очень мало поступает землеройной техники, строительных материалов. Для вы полнения первой очереди работ нам было запланировано 9 тысяч кубо метров щебня. Все сроки его полу чения истекли, но Елецкое карьеро управление не отгрузило пока ни кубометра. Только один колхоз име ни XXII съезда партии вывез на своем транспорте 1200 кубометров щебенки. Плохо снабжается строй материалами и Измалковское дорож ное управление. Областные хозяйственные органи зации непродуманно решают вопросы размещения межрайонных дорожно строительных управлений. Они соз даются там, где в них нет особой нужды. А вот глубинкам без таких управлений трудно обойтись. Взять, к примеру, Измалковский район.' Он удален от областного центра на 180 километров, от ближайшей ав, томагистрали — на 40 километров. В распутицу к этой трассе прихо дится добираться только йа гусенич ных тракторах. Исполкому областно го Совета следует пересмотреть во прос о размещении дорожных служб. Управляющий' облДорстройтрестом А. Н. Смирнов рассказал о делах и планах дорожников. Он отметил, в частности, что коллектив треста за два года почти в два раза увеличил объем работ по дорожному строи тельству. Ежегодно дорожники еда. ют в эксплуатацию свыше 60 кило метров асфальтированных дорог. В текущем году эта цифра должна увеличиться до 80 километров. Есть уже неплохой задел. План первого квартала выполнен на 103 процента. Далее т. Смирнов останавливает ся на качестве дорожного строитель ства. Дорожники, говорит он, плохо обеспечиваются щебнем твердых по род для приготовления асфальтобе тона, а также фракционным шла ком, который должен готовить Ли пецкий щебеночный завод. Поэтому нередко дорожное полотно, покры тое сыпучим строительным материа лом, преждевременно выходит из строя. На ремонт дороги приходит ся расходовать дополнительные средства, отвлекать технику, людей. С е р ь е з н о й п о м е х о й в работе является то, что областное автотран с п о р т- ное управление и Елецкое отде ление железной дороги несвоевре менно выделяют дорожникам транс порт. Для строительства дорог в те кущем году требуется завезти к участкам работ более миллиона тонн стройматериалов. Задача эта возло жена в основном на автомобилис тов. Но они с ней не справляются. Выступивший затем начальник Становлянского районного управле ния сельского хозяйства депутат А. Н. Ежов сказал, что созданные в районе строительные бригады по строили за год в общей сложности почти 17 километров дорог вместо 7 по плану. Кроме того, проложено 4,5 километра полотна с твердым покрытием и 1,4 километра заас фальтировано. Приведены в- порядок многие сельские мосты, благоустрое ны подъезды к ним. Но темпы работ могли бы быть выше, если бы своевременно удов летворялись нужды колхозов и сов хозов. Еще в апреле началось стро ительство дороги между населенны ми пунктами Соловьеве и Успенка. Областные проектные организации обещали в начале мая подготовить документацию на эту дорогу. Но слово свое не сдержали. Колхозы, совхозы и дорожный участок района крайне нуждаются в землеройной технике, строитель ных материалах. По этому вопросу было специальное решение облис полкома. Но оно не выполняется. Дорожный участок до сего времени не получил ни одного механизма. Начальник областного управления охраны общественного порядка де путат А. М. Сннецкий посвятил свое выступление качеству строительства дорог. Он отметил, что неправиль ный профиль дорог ведет нередко к авариям и катастрофам. Только из- за плохих дорожных условий у нас в области в прошлом году произо-. шло 15 дорожных происшествий. В обсуждении первого вопроса по-* вёстки дня приняли участие также бригадир птицеводческой фермы сов хоза «Каменский» Елецкого района депутат С. Н. Обущенко, управляю щий дорожно-строительным' трестом «Облмежколхозстроя» И. В. Фурсов, председатель колхоза имени Фрунзе Добринского района депутат А. Ф. Астанков, председатель колхоза име ни XXII партсъезда Добровсхого района депутат И. С. Полов. Областной Совет принял решение* направленное на ускорение темпов дорожного строительства. С докладом «О ходе выполнения наказов избирателей областному Со вету депутатов трудящихся по на родному образованию» выступил на сессии заместитель заведующего облоно Ф. Г. Игумнов. — Во время избирательной кампа нии и после нее, — сказал он,—тру дящиеся дали депутатам' областного Совета 47 наказов, из которых 42 были приняты к исполнению, 5 от клонены. Во всех наказах вкражена забота избирателей, главным обра зом, об укреплении материальной ба зы школ. Действительно, положение с размещением детей в школах вы зывало тревогу. В области 80 сред них и восьмилетних школ находи лись в ветхом состоянии. Сейчас положение улучшается, В районах области уже построено но вых школьных зданий на 19,5 тысячи мест. Остальные школы будут сданы в эксплуатацию в течение 1968—1970 годов. Тов. Игумнов подробно остановил ся на организаторской работе Со ветов по выполнению планов школь ного строительства, назвал имена народных избранников, которые про являют большую заботу об органи зации обучения и воспитания детей. Вместе с тем, он заметил, что (в ря де мест исполкомы местных Советов мало занимаются вопросом улучше ния материально-технической базы школ. Н АКАЗЫ избирателей требуют, чтобы Советы и их исполни тельные органы более внима тельно относились к нуждам и за просам населения, глубже вникали в деятельность учреждений народного образования, оказывали активную помощь педагогическим коллективам в обучении и воспитании детей. Содоклад по этому вопросу сделал председатель постоянной комиссии по народному образованию депутат Н. Ф. Богатырев. Прения по второму вопросу по вестки дня сессии не открывались. Принято соответствующее решение. После доклада председателя по стоянной комиссии по охране приро ды депутата А. Н. Ежова областной Совет депутатов трудящихся утвер дил Правила охоты й ведения охот ничьего хозяйства на территория Липецкой области. Сессия рассмотрела также органи зационные вопросы. Областной Совет образовал обла стное аптечное управление исполко ма областного Совета депутатов трудящихся. Начальником этого уп равления утвержден Ю. В. Шевцов. В связи с уходом на пенсию на чальника областного' управления ки нофикации А. И. Окорокова област ной Совет депутатов трудящихся ос вободил его от занимаемой должно сти. Начальником областного уп равления кинофикации утвержден В. А. Болдырев. ЧЕЛОВЕК ИЗ ЛЕГЕНДЫ Октябрьская революция и последовавшая за ней гражданская война выдвинули из среды революционных рабочих, солдат и кре стьян немало талантливых, мужественных и бесстрашных людей, имена которых ныне широко известны. Сотни и тысячи героев великой битвы за Советскую власть еще ждут своих биографов и летописцев. Публикуемый сегодня очерк рассказывает об одном из таких рядовых бойцов революции, жизнь которых стала легендой. К ма териалу очерка нам остается только добавить, что с 1959 года Генрих Генрихович Неточен живет в Липецке, состоит членом пар тийной организации завода «С вободный сокол». В мае нынешнего года бывшему красногвардейцу, персональному пенсионеру, ис полнилось 75 лет. ...Глубокой осенью 1921 года финская военщина развязала новую авантюру против молодой Советской республики. Вслед за отдельными отрядами батобандитов в Карелию вторглись уже целые воинские части белофиннов. Нависла угроза над железной дорогой Петроград — Мурманск. В январе 1922 года от перрона Московского вокзала Петрограда отошел товарный поезд, увозя на се вер 250 молодых финнов—курсантов Интернациональной военной школы Петрограда. Рано утром 7 января батальон курсантов выгрузился на небольшой станции Масельская (севернее Мед вежьегорска). Началась снежная одиссея отряда по тылам врага, продолжавшаяся почти два месяца. Командовал этой «лыжной дру жиной» молодой командир Тойво Антикайнен. Было ему тогда всего 23 года. Отряд с честью выполнил неверо ятно трудное задание — без обоза, неся все на своих плечах, все (от боеприпасов и продовольствия до пил и топоров), он быстро и скрыт но прошел по заснеженным лесам 300 километров, уничтожая по пути мелкие заставы и комендатуры бе лых. Внезапным ударом, без потерь, было захвачено и Кимасозеро — опорный пункт белофинских войск. Здесь находился их главный штаб. Лишившись складов боеприпасов, снаряжения, продовольствия и по чувствовав за спиной силы красных, враг стал откатываться назад. «Действия лыжного батальона в тылу спутали планы белых, вызвали среди них распад, лишив их, кроме того, и высшего централизованного командования, что сделало для них невозможным дальнейшее ведение войны». Так писал в 1935 гаду в своих воспоминаниях секретарь ЦК Компартии Карелии Ивари Хейнко- нен. бывший в отряде Т. Антикайне- на командиром первой роты После разгрома белых у Кимас- озера курсанты-лыжники Антикайяе- на прошли с боями еще более 400 километров на север до деревни Вуе- ниели, составляя авангард южной колонны Красной Армии. ...В середине марта отряд, овеян ный славой, прибыл в Петрозаводск. На главной площади города (ньг.не им. Кирова) состоялся торжествен ный парад и чествование героев. Председатель ,исполкома Карельской трудовой коммуны Э. Гюллинг вру чил командиру рейда — товарищу Т. Антикайнену Красное знамя Во енно-революционного комитета Ка релии. Интернациональная военная школа была удостоена ордена Коа- сного Знамени. Двадцать семь луч ших командиров и бойцов, уча ство вавших в рейде по тылам врага, бы ли также награждены орденами, а 73 курсанта — именными часами. В тот же день снова на поезд. И вот уже торжественная встреча ге роического отряда на площади Вос стания в Петрограде, затем — марш по Невскому проспекту. В голове колонны выделялся своим ростом и могучим телосложе нием черноволосый курсант — Ген рих Кетоиен. Он был немногб старше своих товарищей — 29 лет, тогда как почти все участники рейда бы ли в возрасте от 18 до 23 лет. Зато Генрих был лучшим стрелком шко лы. ...Трудная дорога привела Генри ха Кетонена в Интернациональную военную школу. ...Ноябрь 1917 года. В Финляндии разгорелась ожесточенная классовая борьба. Тысячи рабочих и предста вителей революционной молодежи вступают добровольцами в отряды «Пунакартн» — Красной гвардии. В Кумалахти, где жили тогда Ке- тонены, мир также раскололся на красных и белых. 24-легний Генрих вступает в «Пунакарти», в 17-ю ро ту, где командиром был его отец. И сразу — в бой. Постоянно находясь в движении, красногвардейцы провел» много тя желых и кровопролитней боев — в Орихвнси, Кухмено. Весь юг Финляндии охватило пламя гражданской войны. Но силы были слишком неравны. Под Тампе ре, когда кончались боеприпасы, когда рота потеряла в боях больше половины своего личного состава, а многие оставшиеся в строю были ра нены, состоялся последний бой. Красногвардейцы почти сутки отби вались от окружавших их белых... Генрих вместе с отцом и еще не сколькими красногвардейцами ока зался в плену. Это случилось 4 ап- реля 1918 года. Суд в Тампере при судил Генриха к 11 годам тюрьмы. Еще более суровый приговор полу чил отец. Ежедневно заключенных гоняли на работы. Генрих, не переставая, думал о побеге. И настойчивость по бедила — навсегда запомнил Кето- нен 29 сентября 1919 года. Вдвоем с товарищем, во время работ недалеко от Эпнаса, им удалось обмануть'бди- тельность конвойных и бежать. В Хельсинки, как они и надеялись, Компартия сразу нашла дело быв шим красногвардейцам и политза ключенным. Генрих Кетонен стал Эйнаром Форсбергом и с новыми до кументами был отправлен в город Пегерсари, так как в столице оста ваться было опасно — она кишела агентами охранки и жандармами. В Петерсари Генрих вошел в подполь ную группу, руководил которой за ведующий народным домом О. Хнр- веля. Дел было много, запомнилась поездка в города Олу и Рованьями, куда Генрих доста зил большую партию подпольной литературы. Ох ранка напала на его след, тогда Ке тонен переехал в Куалоярзи, где стал работать на лесозаготовках. А в конце марта 1920 года Генрих на лыжах перешел границу Советской России. Снова Кетонен получил возмож ность с оружием в руках защищать завоевания революции. Он явился в штаб Красной Армии в Кандалакше и был направлен в 6-й финский полк, который размещался тогда в городе Сорока (ныне Беломорск). В мае полк направили на Ухтинский фронт, где активизировались белофинны, Генрих стал разведчиком. После изгнания врага 8 лучших бойцов роты, в том числе и Кетонен, были направлены в Петроград в Ин тернациональную военную школу. А в суровую зиму 1922 года —■ легендарный бросок на лыжах по тылам белофиннов в отряде Тойво Антикайнена. За этот рейд Г. Г. Ке тонен был награждён именными ча сами и почетным значком «Честному воину Карельского фронта». После окончания военной школы в 1924 году Генрих получил, как и все курсанты, звание младшего лейтенаггта и был направлен на во инскую службу в Воронеж, а затем в Орел. В. БОЙЦОВ, председатель Петрозаводского клуба туристов «Огонек». На снимке; Г, Кетонен (фото 1929 года).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz