Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

г ' Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ' 21 кая 19С8 г., М 116 (12 068) УЧЕБНЫЙ ГОД БЫЛ УСПЕШНЫМ В красном уголке инструменталь­ ного цеха завода «Центролит» со­ стоялось занятие слушателей школы основ марксизма-ленинизма первого года обучения. Среди слушателей — фрезеровщик И. В. Дятлов, сле­ сарь М. А. Стебенев, завхоз Н. Т. Поляков и другие. Пер-вым на поставленный пропа­ гандистом В. И^. Деминым вопрос вызвался отвечать Н. Т. Поляков.. Николай Тихонович неторопливо, обстоятельно рассказал о том, как вождь революции В. И. Ленин соз­ давал первую большевистскую га­ зету Надо отдать должное Поля- козу: тема раскрыта интересно, до­ ходчиво. И это не случайно. Нико­ лаю Тихоновичу уже за пятьдесят. Газеты — его старые друзья: он сам был многие годы активным нештат­ ным корреспондентом различных из­ даний. Может, поэтому близка ока­ залась ему названная тема. И полу­ чился не просто ответ на поставлен­ ный вопрос, а интересный рассказ старого рабкора. Хорошо рассказал о втором съез­ де партии И. В. Дятлов, а о первых ленинских"декретах, принятых вто­ рым съездом Советов, — М. А. Сте­ бенев. Последний в заключение до­ бавил: — И сегодня мы живем и тру­ димся по ленинским заветам. М. А. Стебенев — один из лучших рабочих цеха. Десятки лет отдал он слесарному делу. Ему присвоено звание ударника коммунистического труда- Рядом с ним на заводе тру­ дятся его дети: сын, две дочери. ...Тема занятия исчерпана, и про­ пагандист подводит «тоги за год. Он отмечает, кто как посещал заня­ тия, насколько был активен и т. д. В. .И. Демин объявляет, что все слушатели хорошо усвоили матери­ ал. С окончанием учебного года при­ сутствующих поздравил заместитель секретаря парткома завода И. А. Тарасов. Мы вкратце рассказали -об итого­ вом занятии только в одной школе. Всего на заводе в этом году их было девять. — Прошедший учебный год был успешным, — сказал заведующий заводским кабинетом политического просвещения Б. К. Рымаков. — Программа занятий полностью за­ вершена. В этом большая заслуга наших пропагандистов — главного металлурга Н. И. Козлова, инже­ нера по новой технике В. И. Деми­ на, начальника сторожевой охраны В. Д. Анисимова и других. Следует сказать о возросшем идейном уров­ не замятий. В этом свою роль сыгра­ ли новые наглядные пособия, спе­ циальная литература, которую при­ обрело предприятие, систематические консультации, семинары пропаганди­ стов. Н. ШАТОХИН. СЕТЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С V I с е с с и и о б л а с т н о г о С о в е т а д е п у т а т о в т р у д я щ и х с я Фотоинформация Четверть века трудится в механическом цехе Студеновекого рудоуправления сле­ сарь Николай Иванович Прокофьев (сни­ мок вверху). Он всегда с отличным ка­ чеством выполняет самые сложные зада­ ния по ремонту оборудования. На нижнем снимке вы видите операто­ ра разливочно-укупорочной машины Ли­ пецкого молочного комбината Катю Па­ пину. Она в совершенстве знает свое дело и всегда выпускает продукцию только отличного качества. Фото нештат. корр. «Ленинского знамени» И. Воронова. П1111111111!11ПТ1111111Н11Н111'1Н11]ГЛ II! 111111Ш И П 111К11111111111111111П 1IIIIII! II! 1111111111111 Ш И Н Н 1 1 || |Ш | | II1 Ц н 1111 ПУТЬ К ПРИБЫЛИ В нащем Лебедянском автотранс­ портном предприятии насчитываемся около 90 грузовикон, 30 автобусов и 5 таксомоторов. Коллектив занима­ ется перевозкой пассажиров и гру­ зов внутри района и области, а ча­ стично, за ее пределы. Мы обслужи­ ваем заводы машиностроительный, сахарный, строительно-отделочных машин, торг. Наши автобусы толь­ ко за четыре часа — с 6 до 10 утра — перевозят более двух с полови­ ной тысяч пассажиров, а за сутки— 15—20 тысяч. В страдную нору уборки урожая весь грузовой парк переключается на перевозку седь- скохозяйственных грузов. С декабря прошлого года наше предприятие переведено на новую систему планирования и экономиче­ ского стимулирования. Этому пред­ шествовала большая подготовитель­ ная работа. Руководство, партий­ ная и профсоюзная организации вместе со всем коллективом проду­ мали пути получения дополнитель­ ной прибыли. Многое подсказали шоферы. В первую очередь было решено увеличить пробег грузовых автомо­ билей. Раньше нередко случалось, что, отвозя груз по назначению, ма­ шина возвращалась из рейса порож­ няком. Правда, отдел эксплуатации старался изыскивать попутные гру­ зы, но это плохо удавалось. При введении новой системы мы устано­ вили премию — 20 процентов к за­ работной плате шоферов за пере­ возку попутного груза. Теперь води­ тели сами материально заинтересо­ ваны в том, чтобы не гонять авто­ мобили порожняком. Встречные пе­ ревозки ликвидированы. Раньше, к примеру, бывало, что одна автома­ шина везет на станцию готовую про­ дукцию с завода, а встречная на этот же завод — со станции сырье и материалы. Теперь такого не встретишь. Оба рейса сделает одна машина. В результате за первый квартал работы по-новому коэффи­ циент прооега только за счет луч­ шего использования машин повы­ сился на четыре процента. Мы взяли на учет все прицепы, имеющиеся в хозяйствах своей клиентуры и поставили задачу мак­ симально их использовать. За это шоферам установили премию —10 процентов к заработной плате. В короткий срок обшими усилиями грузоподъемность парка повысилась на 17,2 процента. Таким образом, только за счет * * : Э к о н о м и ч е с к а я : ^ р е ф о р м а — | { в д е й с т в и и : : * «♦«*•** ♦♦М♦•« ♦« »«♦ ** *♦ <• К М этих двух мероприятий производи­ тельность труда шоферов грузового парка в первом квартале по сравне­ нию с соответствующим периодом прошлого года поднялась на 17 про­ центов. Еще недавно много автобусов простаивало на ремонте. Теперь большую часть времени они находят­ ся в пути, на перевозке пассажиров. Ремонт и профилактику шоферы ста­ раются производить чаще, быстрее и лучше. А способствует этому вве­ дение премиальной системы: 10 про­ центов к зарплате за плановое коли­ чество сделанных машино-дней. 4 Разработали мы и новую систему оплаты труда шоферов таксомотор­ ного парка. Если в прошлом году V них была повременная оплата, то теперь зарплата начисляется за каждый рубль сданной выручки. Выработка таксистов повысилась в три раза. В первом квартале прош­ лого года один таксомотор в сред­ нем пробежал 5500 километров, нын­ че же за три месяца — 16.848 кило­ метров. Одновременно с введением новой системы оплаты и организации тру­ да улучшен конт­ роль за работой шоферов. С этой целью все инже­ нерно - технич е екие работники и служащие по оче­ реди, согласно графику, выезжают на линию для предотвращения наруше­ ний финансово-транспортной дис­ циплины. Еще в ноябре прошлого года, го­ товясь к работе по-новому, мы про­ вели несколько рабочих собраний, на которых разъяснили сущность ре. формы. А после того, как в первом же месяце труда в новых условиях мы смогли выделить на премирова­ ние рабочих около тысячи рублей, сторонниками новой системы стали все. Поняли, что она — настоящий путь к рентабельности, к прибыльно­ сти. За первый квартал текущего го­ да получена прибыль 21,5 тысячи рублей, т. е. втрое больше, чем за тот же период прошлого-года. Бо­ лее 5 тысяч рублей отчислено в фонд материального поощрения, 3 тысячи -— в фонд социально-куль­ турных мероприятий, 7,5 тысячи рублей •— в фонд развития произ­ водства. Такого еще не бызало за все время существования нашего предприятия. Полученная прибыль даст возмож­ ность в этом году реконструировать мастерскую, оборудовать красный уголок. Решено расширить произ­ водственную площадь для ремонта автомобилей. По итогам первого квартала будут премированы пере­ довики производства. Повышается заработная плата. В среднем у ре­ монтных рабочих она возросла на 18,7, у шоферов — на 24 процента. В' коллективе повысилось чувство ответственности за порученное дело. Шире развернулось социалистиче­ ское соревнование. Новая система планирования и экономического стимулирования про­ изводства повысила также ответст­ венность руководителей обслужива­ емых организаций. Н. ЛУЩАН, начальник Лебедянского автотранспортного предприятия. К а к у ж е с о о б щ а л о с ь в «Ленинском знамени», 15 мая состоялась VI сессия об­ ластного Совета депутатов тру­ дящихся XI созыва. Сессия обсу­ дила следующие вопросы: 1. «О со­ стоянии и* мерах улучшения строи­ тельства, ремонта и содержания ав­ томобильных дорог в области» — докладчик—председатель облиспол­ кома депутат Н. Д. Новиков, содок­ ладчик—председатель постоянной ко­ миссии коммунального хозяйства и благоустройства депутат С. И. Ко- ротеев; 2. «О ходе выполнения на­ казов избирателей областному Сове­ ту депутатов трудящихся пй народ­ ному образованию»—докладчик—за­ меститель заведующего облоно Ф. Г. Игумнов, содокладчик — председа­ тель постоянной комиссии по народ­ ному образованию депутат Н. Ф. Бо­ гатырев; 3.. «Об утверждении Правил охоты и ведения охотничьего хозяй­ ства на территории Липецкой обла­ сти» — докладчик—председатель по­ стоянной комиссии по охране приро­ ды депутат А. Н. Ежов. — Важнейшей составной частью создашIя материально-техническон базы коммунизма,— сказал Н. Д. Новиков,— является всемерное рас­ ширение автомобильных магистра­ лей союзного, республиканского и местного значения. Достаточно ска­ зать, что сейчас в промышленности нашей страны автотранспортом пе­ ревозится свыше 3,5 миллиарда тонн грузов, а в сельскохозяйственном производстве — 2,5 миллиарда тонн. С каждым годом их объем продол­ жает расти. Увеличиваются и пасса­ жирские перевозки. Бурный рост автоперевозок требу­ ет развития сети шоссейных дорог. За последние годы в нашей обла­ сти сделано немало в этом направ­ лении. Сеть дорог с твердым покры­ тием увеличилась с 734 до 1371 ки­ лометра, а асфальтированная лента протянулась на 550 километров. Улучшилась транспортная связь ме­ жду областным и районными центра­ ми. Успешно ведется строительство автодорог в Грязинском, Липецком и Данкоаском районах. Многие хо­ зяйства этих районов на собствен­ ные средства сделали добротные вы­ езды от центральных усадеб к авто­ магистралям. Успех в работе был достигнут благодаря активности и настойчивости в этом деле исполко­ мов районных и сельских Советов. И НОЕ ПОЛОЖЕНИЕ в других районах области. Многие колхозы и совхозы не имеют регулярной и устойчивой связи с железнодорожными станци­ ями, пунктами 'заготовок и перера­ ботки сельскохозяйственной продук­ ции. В условиях бездорожья преж­ девременно изнашивается транспорт сдерживаются перевозки грузов. А это приносит огромный экономиче­ ский ущерб народному хозяйству. Взять Воловский район. На его территории буквально парализуется транспорт с наступлением дождей и снежных заносов. Грузы, прибыва­ ющие на станцию «Набережная», месяцами лежат на складах, так как сюда невозможно добраться ни на каком виде транспорта. Подобное положение и в ряде других районов. До последнего времени наша об­ ласть не располагала достаточными силами, чтобы широко развернуть дорожное строительство. К тому же экономика колхозов и совхозов не позволяла направить средства на эту цель. После мер, принятых обкомом КПСС и облисполкомом, обстановка изменилась. Сейчас область распо­ лагает хорошей материально-техни­ ческой базой, которая позволит в ближайшие 4—5 лет иметь развет­ вленную сеть дорог и подъездных путей к центральным усадьбам кол­ хозов и совхозов. Область располагает большими запасами строительных материалов. Создан новый трест при «Обл- межколхозстрое» с четырьмя управ­ лениями — в Липецком, Добринском, Долгоруковском и Усманском райо­ нах. -Приняты меры к увеличению производства холодного асфальта. Таким образом, имеются все воз­ можности развернуть дорожное строительство широким фронтом и к 1972 году наладить надежную транспортную связь со всеми колхо­ зами, совхозами и предприятиями. В цифрах это выглядит гак. Протя­ женность дорог увеличится на 1650 километров, из них с твердым пок­ рытием — на 1556 километров, из которых 929 километроз будет заас­ фальтировано. Кроме этого, намече­ но построить и отремонтировать мо­ сты общей длиною 1237 метров, бла­ гоустроить подъезды к предприяти­ ям и организациям. Эти задачи изложены в, постанов­ лении бюро обкома КПСС и облис­ полкома, принятом в августе 1967 года. Тем не менее многие районы плохо ведут дорожные работы. Не справились с заданиями Ста- новлянский, Долгоруковский, Доб- ровекпй и Уеманскнй районы. А такие производственные дорожные участки, как Елецкий, Задонский, Становлянский, в прошлом году не построили ни одного километра до­ рог областного значения. Объясня­ ется это одной причиной — беспеч­ ностью руководителей. Взять Уеманскнй производствен­ но-дорожный участок. Он. обеспечен техникой. 'Специально на строи­ тельство дороги Липецк—Ушань ему была отпущена 151 тысяча рублей. Однако начальник участка т. Зеле- чукин не Принял мер к своевремен­ ному завозу щебня к месту работ. Е щ е " в п р о ш л о м г о д у колхозы и совхозы обла­ сти начали строительство подъездных путей от централь­ ных усадеб к основным автомагист­ ралям. Отдельные хозяйства вместе с дорожниками выполнили большой объем работ. Поднято Земельное по­ лотно общей длиною 92 километра. Некоторые участки заасфальтирова­ ны. Но в целом работа ведется не­ удовлетворительно. Например, кол­ хозы и совхозы Хлезеиского рай­ она выполнили задание лишь на 30 процентов, а хозяйства Тербунского района Совсем не приступали к подъему полотна. Приведенные факты свидетельст­ вуют о несерьезном отношении ру­ ководителей районных организаций, колхозов и совхозов к столь важно­ му делу, о слабой организаторской работе местных Советов. Н. Д. Новиков сообщил, что в 1968 году запланировано постро­ ить 49 километров дорог с твердым покрытием и 26 километров заас­ фальтировать. Кроме того, капи­ тально отремонтировать 115 кило­ метров дорог. На эти цели заплани­ ровано израсходовать 7,5 миллиона рублей. Для развертывания работ нужны строительные материалы. Однако производет венно-дорожные участки Хдевенского, Тербунского, Волов- ского и Лез-Толстовского районов завезли лишь 15—20 процентов по­ требного количества щебня. Мед­ ленно ведут заготовку камня и щеб­ ня ДСУ «Облмежкол.тозстроя». Вы­ зывает большую тревогу ход подго­ товки к выполнению планов в тех районах, где работы должны вы­ полняться хозяйственным способом. Не используются и внутренние ре­ зервы. Почти во всех районах име­ ются большие запасы щебня в при­ трассовых карьерах. Но кроме хо­ зяйств Задонского района, никто их не использует. Тоз. Новиков критикует руково­ дителей областных хозяйственных организаций за беззаботное отноше­ ние к строительству подъездных пу­ тей к заготовительным пунктам. В самом деле, скоро начнется сезон заготозок сельхозпродуктов, одна­ ко, подъезды к хлебоприемным пунк­ там, епиртзаводам, маслозаводам, овощехранилищам находятся в не­ удовлетворительном состоянии. Это снова будет одерживать темпы убор­ ки и заготовки хлеба, сахарной свеклы, картофеля, овощей. Особое внимание в докладе было обращено на качество строительст­ ва и ремонт дорог. — Независимо от того, каким спо­ собом строятся дороги, подрядным или хозяйственным,— говорит т. Но­ виков,— они должны отвечать всем техническим и эксплуатационным требованиям. Однако имеются фак­ ты, когда некоторые руководители дорожных участков в погоне за ко­ личеством допускают брак в рабо­ те. Так, при строительстве дороги в Грязшгском районе асфальт был уложен на увлажнённое и к тому же неуплотненное основание. В ре­ зультате этот участок деропи стал быстро разрушаться. И таких при­ меров множество. Органам народного контроля и местным Советам следует строже спрашивать с бракоделов, пресекать попытки выполнять работы кое-как. Дороги — дорогостоящие сооруже­ ния. И переделка их — прямое рас- точительство государсгвенных средств. В заключение докладчик призвал всех депутатов, руководителей кол­ хозов, совхозов, предприятий, уч­ реждений активно включиться в борьбу за выполнение программы дорожного строительства. Каждый депутат должен определить свое место в этом большом и важном деле, держать ход работ под повсе­ дневным контролем и допиваться выполнения намеченных планов. В содокладе председателя посто­ янной комиссии коммунального хо­ зяйства и благоустройства депутата С. II. Коротееза был дан анализ подготовки материально-технической базы к выполнению дорожного стро­ ительства. л П ОСЛЕ ДОКЛАДА и содо­ клада начались п р е н и я. В своих выступлениях депутаты говорили о том, что стро­ ительство дорог — важное государ­ ственное дело. От их состояния во многом будет зависеть выполнение поставок государству продуктов сельского хозяйства, проведения хо­ зяйственных кампаний и, следова­ тельно, развитие экономики колхозов и совхозов. — В прошлом году труженики на­ шего района, — сказала председа­ тель Измалковского райисполкома депутат А. Т. Литвинова, — произ­ вели и отправили на заготпункты более 1,5 млн. тонн грузов. Это в основном зерно, овощи, сахарная свекла, мясо, молоко. Днем и ночью по сельским дорогам идут вереницы автомашин. Но какие огромные из­ держки терпят колхозы и совхозы из-за плохой транспортной связи се­ ла с городом. Дороги в районе очень и очень плохие. Правда, за последнее время местные Советы, а также колхозы и со'вхозы стали про­ являть больше заботы о их благоуст­ ройстве. Намечено в ближайшие пять лет положить твердое покрытие на всё основные участки, протяжен­ ностью 97 километров. Некоторые хозяйства уже ведут подъем зем­ ляного полотна. И все же темпы дорожного стро­ ительства не могут нас удовлетво­ рить. С одной стороны, повинны сами хозяйства, но есть причины, не зави­ сящие от них. В район очень мало поступает землеройной техники, строительных материалов. Для вы­ полнения первой очереди работ нам было запланировано 9 тысяч кубо­ метров щебня. Все сроки его полу­ чения истекли, но Елецкое карьеро­ управление не отгрузило пока ни кубометра. Только один колхоз име­ ни XXII съезда партии вывез на своем транспорте 1200 кубометров щебенки. Плохо снабжается строй­ материалами и Измалковское дорож­ ное управление. Областные хозяйственные органи­ зации непродуманно решают вопросы размещения межрайонных дорожно­ строительных управлений. Они соз­ даются там, где в них нет особой нужды. А вот глубинкам без таких управлений трудно обойтись. Взять, к примеру, Измалковский район.' Он удален от областного центра на 180 километров, от ближайшей ав, томагистрали — на 40 километров. В распутицу к этой трассе прихо­ дится добираться только йа гусенич­ ных тракторах. Исполкому областно­ го Совета следует пересмотреть во­ прос о размещении дорожных служб. Управляющий' облДорстройтрестом А. Н. Смирнов рассказал о делах и планах дорожников. Он отметил, в частности, что коллектив треста за два года почти в два раза увеличил объем работ по дорожному строи­ тельству. Ежегодно дорожники еда. ют в эксплуатацию свыше 60 кило­ метров асфальтированных дорог. В текущем году эта цифра должна увеличиться до 80 километров. Есть уже неплохой задел. План первого квартала выполнен на 103 процента. Далее т. Смирнов останавливает­ ся на качестве дорожного строитель­ ства. Дорожники, говорит он, плохо обеспечиваются щебнем твердых по­ род для приготовления асфальтобе­ тона, а также фракционным шла­ ком, который должен готовить Ли­ пецкий щебеночный завод. Поэтому нередко дорожное полотно, покры­ тое сыпучим строительным материа­ лом, преждевременно выходит из строя. На ремонт дороги приходит­ ся расходовать дополнительные средства, отвлекать технику, людей. С е р ь е з н о й п о м е х о й в работе является то, что областное автотран с п о р т- ное управление и Елецкое отде­ ление железной дороги несвоевре­ менно выделяют дорожникам транс­ порт. Для строительства дорог в те­ кущем году требуется завезти к участкам работ более миллиона тонн стройматериалов. Задача эта возло­ жена в основном на автомобилис­ тов. Но они с ней не справляются. Выступивший затем начальник Становлянского районного управле­ ния сельского хозяйства депутат А. Н. Ежов сказал, что созданные в районе строительные бригады по­ строили за год в общей сложности почти 17 километров дорог вместо 7 по плану. Кроме того, проложено 4,5 километра полотна с твердым покрытием и 1,4 километра заас­ фальтировано. Приведены в- порядок многие сельские мосты, благоустрое­ ны подъезды к ним. Но темпы работ могли бы быть выше, если бы своевременно удов­ летворялись нужды колхозов и сов­ хозов. Еще в апреле началось стро­ ительство дороги между населенны­ ми пунктами Соловьеве и Успенка. Областные проектные организации обещали в начале мая подготовить документацию на эту дорогу. Но слово свое не сдержали. Колхозы, совхозы и дорожный участок района крайне нуждаются в землеройной технике, строитель­ ных материалах. По этому вопросу было специальное решение облис­ полкома. Но оно не выполняется. Дорожный участок до сего времени не получил ни одного механизма. Начальник областного управления охраны общественного порядка де­ путат А. М. Сннецкий посвятил свое выступление качеству строительства дорог. Он отметил, что неправиль­ ный профиль дорог ведет нередко к авариям и катастрофам. Только из- за плохих дорожных условий у нас в области в прошлом году произо-. шло 15 дорожных происшествий. В обсуждении первого вопроса по-* вёстки дня приняли участие также бригадир птицеводческой фермы сов­ хоза «Каменский» Елецкого района депутат С. Н. Обущенко, управляю­ щий дорожно-строительным' трестом «Облмежколхозстроя» И. В. Фурсов, председатель колхоза имени Фрунзе Добринского района депутат А. Ф. Астанков, председатель колхоза име­ ни XXII партсъезда Добровсхого района депутат И. С. Полов. Областной Совет принял решение* направленное на ускорение темпов дорожного строительства. С докладом «О ходе выполнения наказов избирателей областному Со­ вету депутатов трудящихся по на­ родному образованию» выступил на сессии заместитель заведующего облоно Ф. Г. Игумнов. — Во время избирательной кампа­ нии и после нее, — сказал он,—тру­ дящиеся дали депутатам' областного Совета 47 наказов, из которых 42 были приняты к исполнению, 5 от­ клонены. Во всех наказах вкражена забота избирателей, главным обра­ зом, об укреплении материальной ба­ зы школ. Действительно, положение с размещением детей в школах вы­ зывало тревогу. В области 80 сред­ них и восьмилетних школ находи­ лись в ветхом состоянии. Сейчас положение улучшается, В районах области уже построено но­ вых школьных зданий на 19,5 тысячи мест. Остальные школы будут сданы в эксплуатацию в течение 1968—1970 годов. Тов. Игумнов подробно остановил­ ся на организаторской работе Со­ ветов по выполнению планов школь­ ного строительства, назвал имена народных избранников, которые про­ являют большую заботу об органи­ зации обучения и воспитания детей. Вместе с тем, он заметил, что (в ря­ де мест исполкомы местных Советов мало занимаются вопросом улучше­ ния материально-технической базы школ. Н АКАЗЫ избирателей требуют, чтобы Советы и их исполни­ тельные органы более внима­ тельно относились к нуждам и за­ просам населения, глубже вникали в деятельность учреждений народного образования, оказывали активную помощь педагогическим коллективам в обучении и воспитании детей. Содоклад по этому вопросу сделал председатель постоянной комиссии по народному образованию депутат Н. Ф. Богатырев. Прения по второму вопросу по­ вестки дня сессии не открывались. Принято соответствующее решение. После доклада председателя по­ стоянной комиссии по охране приро­ ды депутата А. Н. Ежова областной Совет депутатов трудящихся утвер­ дил Правила охоты й ведения охот­ ничьего хозяйства на территория Липецкой области. Сессия рассмотрела также органи­ зационные вопросы. Областной Совет образовал обла­ стное аптечное управление исполко­ ма областного Совета депутатов трудящихся. Начальником этого уп­ равления утвержден Ю. В. Шевцов. В связи с уходом на пенсию на­ чальника областного' управления ки­ нофикации А. И. Окорокова област­ ной Совет депутатов трудящихся ос­ вободил его от занимаемой должно­ сти. Начальником областного уп­ равления кинофикации утвержден В. А. Болдырев. ЧЕЛОВЕК ИЗ ЛЕГЕНДЫ Октябрьская революция и последовавшая за ней гражданская война выдвинули из среды революционных рабочих, солдат и кре­ стьян немало талантливых, мужественных и бесстрашных людей, имена которых ныне широко известны. Сотни и тысячи героев великой битвы за Советскую власть еще ждут своих биографов и летописцев. Публикуемый сегодня очерк рассказывает об одном из таких рядовых бойцов революции, жизнь которых стала легендой. К ма­ териалу очерка нам остается только добавить, что с 1959 года Генрих Генрихович Неточен живет в Липецке, состоит членом пар­ тийной организации завода «С вободный сокол». В мае нынешнего года бывшему красногвардейцу, персональному пенсионеру, ис­ полнилось 75 лет. ...Глубокой осенью 1921 года финская военщина развязала новую авантюру против молодой Советской республики. Вслед за отдельными отрядами батобандитов в Карелию вторглись уже целые воинские части белофиннов. Нависла угроза над железной дорогой Петроград — Мурманск. В январе 1922 года от перрона Московского вокзала Петрограда отошел товарный поезд, увозя на се­ вер 250 молодых финнов—курсантов Интернациональной военной школы Петрограда. Рано утром 7 января батальон курсантов выгрузился на небольшой станции Масельская (севернее Мед­ вежьегорска). Началась снежная одиссея отряда по тылам врага, продолжавшаяся почти два месяца. Командовал этой «лыжной дру­ жиной» молодой командир Тойво Антикайнен. Было ему тогда всего 23 года. Отряд с честью выполнил неверо­ ятно трудное задание — без обоза, неся все на своих плечах, все (от боеприпасов и продовольствия до пил и топоров), он быстро и скрыт­ но прошел по заснеженным лесам 300 километров, уничтожая по пути мелкие заставы и комендатуры бе­ лых. Внезапным ударом, без потерь, было захвачено и Кимасозеро — опорный пункт белофинских войск. Здесь находился их главный штаб. Лишившись складов боеприпасов, снаряжения, продовольствия и по­ чувствовав за спиной силы красных, враг стал откатываться назад. «Действия лыжного батальона в тылу спутали планы белых, вызвали среди них распад, лишив их, кроме того, и высшего централизованного командования, что сделало для них невозможным дальнейшее ведение войны». Так писал в 1935 гаду в своих воспоминаниях секретарь ЦК Компартии Карелии Ивари Хейнко- нен. бывший в отряде Т. Антикайне- на командиром первой роты После разгрома белых у Кимас- озера курсанты-лыжники Антикайяе- на прошли с боями еще более 400 километров на север до деревни Вуе- ниели, составляя авангард южной колонны Красной Армии. ...В середине марта отряд, овеян­ ный славой, прибыл в Петрозаводск. На главной площади города (ньг.не им. Кирова) состоялся торжествен­ ный парад и чествование героев. Председатель ,исполкома Карельской трудовой коммуны Э. Гюллинг вру­ чил командиру рейда — товарищу Т. Антикайнену Красное знамя Во­ енно-революционного комитета Ка­ релии. Интернациональная военная школа была удостоена ордена Коа- сного Знамени. Двадцать семь луч­ ших командиров и бойцов, уча ство­ вавших в рейде по тылам врага, бы­ ли также награждены орденами, а 73 курсанта — именными часами. В тот же день снова на поезд. И вот уже торжественная встреча ге­ роического отряда на площади Вос­ стания в Петрограде, затем — марш по Невскому проспекту. В голове колонны выделялся своим ростом и могучим телосложе­ нием черноволосый курсант — Ген­ рих Кетоиен. Он был немногб старше своих товарищей — 29 лет, тогда как почти все участники рейда бы­ ли в возрасте от 18 до 23 лет. Зато Генрих был лучшим стрелком шко­ лы. ...Трудная дорога привела Генри­ ха Кетонена в Интернациональную военную школу. ...Ноябрь 1917 года. В Финляндии разгорелась ожесточенная классовая борьба. Тысячи рабочих и предста­ вителей революционной молодежи вступают добровольцами в отряды «Пунакартн» — Красной гвардии. В Кумалахти, где жили тогда Ке- тонены, мир также раскололся на красных и белых. 24-легний Генрих вступает в «Пунакарти», в 17-ю ро­ ту, где командиром был его отец. И сразу — в бой. Постоянно находясь в движении, красногвардейцы провел» много тя­ желых и кровопролитней боев — в Орихвнси, Кухмено. Весь юг Финляндии охватило пламя гражданской войны. Но силы были слишком неравны. Под Тампе­ ре, когда кончались боеприпасы, когда рота потеряла в боях больше половины своего личного состава, а многие оставшиеся в строю были ра­ нены, состоялся последний бой. Красногвардейцы почти сутки отби­ вались от окружавших их белых... Генрих вместе с отцом и еще не­ сколькими красногвардейцами ока­ зался в плену. Это случилось 4 ап- реля 1918 года. Суд в Тампере при­ судил Генриха к 11 годам тюрьмы. Еще более суровый приговор полу­ чил отец. Ежедневно заключенных гоняли на работы. Генрих, не переставая, думал о побеге. И настойчивость по­ бедила — навсегда запомнил Кето- нен 29 сентября 1919 года. Вдвоем с товарищем, во время работ недалеко от Эпнаса, им удалось обмануть'бди- тельность конвойных и бежать. В Хельсинки, как они и надеялись, Компартия сразу нашла дело быв­ шим красногвардейцам и политза­ ключенным. Генрих Кетонен стал Эйнаром Форсбергом и с новыми до­ кументами был отправлен в город Пегерсари, так как в столице оста­ ваться было опасно — она кишела агентами охранки и жандармами. В Петерсари Генрих вошел в подполь­ ную группу, руководил которой за­ ведующий народным домом О. Хнр- веля. Дел было много, запомнилась поездка в города Олу и Рованьями, куда Генрих доста зил большую партию подпольной литературы. Ох­ ранка напала на его след, тогда Ке­ тонен переехал в Куалоярзи, где стал работать на лесозаготовках. А в конце марта 1920 года Генрих на лыжах перешел границу Советской России. Снова Кетонен получил возмож­ ность с оружием в руках защищать завоевания революции. Он явился в штаб Красной Армии в Кандалакше и был направлен в 6-й финский полк, который размещался тогда в городе Сорока (ныне Беломорск). В мае полк направили на Ухтинский фронт, где активизировались белофинны, Генрих стал разведчиком. После изгнания врага 8 лучших бойцов роты, в том числе и Кетонен, были направлены в Петроград в Ин­ тернациональную военную школу. А в суровую зиму 1922 года —■ легендарный бросок на лыжах по тылам белофиннов в отряде Тойво Антикайнена. За этот рейд Г. Г. Ке­ тонен был награждён именными ча­ сами и почетным значком «Честному воину Карельского фронта». После окончания военной школы в 1924 году Генрих получил, как и все курсанты, звание младшего лейтенаггта и был направлен на во­ инскую службу в Воронеж, а затем в Орел. В. БОЙЦОВ, председатель Петрозаводского клуба туристов «Огонек». На снимке; Г, Кетонен (фото 1929 года).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz