Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
28 апреля 1 8 0 8 г., ?€ 100 (1 2 052 ) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 Н А У Ч Н О Й О Р Г А Н И З А Ц И И Т Р У Д А С о б л а с т н о г о | с ъ е з д а у ч и т е л е й | УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА—ЗЕЛЕНУЮ УЛИЦУ! г л V г чц В последнее десятилетие в педа гогической науке и практике про изошли серьезные изменения, обу словленные творческими поисками учителей. Педагога настойчиво (ищут и находят новые, более рацио нальные и эффективные способы обучения и воспитания. В этих по исках и открытиях важную роль сы грал опыт передовых учителей Ли пецкой, Ростовской, Воронежской, Тюменской областей, Татарской АССР и других. Он стал уже досто янием всей педагогической общест венности. Перед школами и органа ми народного образования теперь стоит проблема дальнейшего совер шенствования учебного процесса. Об этом шла речь на состоявшем ся втором областном съезде учите лей. Докладчик — заведующий Липец ким обломо И. А. Пономарев— оха рактеризовав состояние народного образования в области, проанализи ровав успехи и недостатки школ в выполнении Закона об обязательном всеобщем восьмилетием обучении, в борьбе с отсевом и второгодничест вом, сосредоточил внимание на том, как сделать обучение более эффек тивным. Решение этой задачи зависит пре жде всего от учителя, от его науч ной, педагогической и методической вооруженности. Успехи многих пре подавателей нашей области -— ре зультат применения на практике пе дагогической науки и использования передового опыта. Неудачи же по стигают те педагогические коллек тивы, которые с ними не в ладу. Среди некоторой части учителей распространены предрассудки во взгляде на природу ученических способностей. Все чаще звучат тер мины «слабые, средние, сильные» учащиеся, и еще появился новый —- «трудные дети». Но способности не рождаются (вместе с детьми и^ре передаются по наследству. Они, как мускулы, или .растут при тренировке, или слабеют от бездействия. Великий педагог Н. Д. Ушинский говорил: «Недоста ток способностей» в ученике есть по большей части не более, как неуме ние быть внимательным, и в этом гнеумении виновата сама школа, по тому, что умение не родится с чело веком, а приобретается навыком». Современные советские физиоло ги, психологи и педагоги утвержда ют, что познавательные возможно сти заурядного ребенка используют ся школой всего лишь на несколько процентов. Это, собственно, и является осно ванием для совершенствования учеб ного процесса. Не делить учеников на «слабых» и «сильных», не мирить ся со второгодничеством и неуспева емостью, как с неизбежным злом, а организовать работу на уроке и пре подавать так, чтобы все получали 'знания — вот в чем задача учителя. Подвергнув критическому анализу старые методы обучения, для.кото рых характерны пассивное изложе ние программы (зачастую только по учебнику), бездействие всего класса во время опроса учеников пооди ночке и з результате — большие потери драгоценного времени и дру гие пороки,— докладчик затем ос тановился на путях активизации по знавательной деятельности учащих ся, рациональной организаций учеб ного труда на уроке и во внеуроч ное время. Собственно, к этому, в конечном счете сводятся творческие поиски и открытия передовых ли пецких, ростовских, воронежских, тюменских, казанских учителей, по ложительно сказавшиеся на деятель ности многих школ. Однако в последние два—три года некоторые учителя, не захотев шие овладеть передовым опытом, полностью возвратились к старым методам обучения. С другой сто роны, не манее опасна и такая «новагорская» крайность, как отри цание необходимости запоминать. Дескать, в наше время, кладовую знаний — память в-полне можно за менить словарями, справочниками, арифмометрами и т. д. Некоторые не в меру горячие поклонники «но визны» ратуют лишь за «общее раз витие», не затрудняют себя система тическим изложением предмета и т. д. ' Все это — извращение передового опыта, ведущее к тому же резуль тату, что и консерватизм, — к пло хому знанию основ науки. Только правильное, разумное со четание усвоения основ наук с при витием навыков самостоятельного В добывания знании могут обеспечить подготовку молодого поколения к творческому труду в современном производстве. Для этого все стороны обучения и воспитания надо слить в единый, це лостный процесс. Обучение обяза тельно должно быть и интересным Для школьника. В школе необходи мо создать общую атмосферу серь езного и увлеченного отношения к науке. А это зависит от отношения самого учителя к ней. Плох тот пе дагог, знания которого не выходят за рамки школьной программы, ко торый не влюблен в свою науку и не язляется ее страстным пропаган дистом. И, разумеется, большую роль иг рают методы организации учебного процесса. Сводить их к способам работы самого учителя сегодня уже нельзя. Они должны стать и спосо бами наиболее рациональной орга низации познавательной деятельно сти самих школьников, способами развития их мышления, культуры чувств, воображения, способностей. Часто школьники не умеют ра зумно организовать свою умствен ную работу, не владеют эффектив ными и экономными методами уче ния. И мы их этому, к сожалению, мало учим. Настоятельно необходимо учить детей учиться! Это такая же важ ная задача, как и вооружение их основами наук. Передовые педагогические кол лективы нашей области одними из первых в стране проявили смелость и пошли на коренную ломку тради ционной системы обучения. Рацио нальная организация учебного про цесса, приманенная ими, нашла ши рокое одобрение практиков и при знание теоретиков. В монографии Академии педагогических наук «Урок в восьмилетней школе», на пример, отмечается: «Опыт передо вых школ и учителей Липецкой об ласти тем и замечателен, что в нем получили новое решение все основ ные вопросы учебного процесса» указанной книге широко использо ван опыт работы наших учителей Г. И. Горской, В. Н. Провоторовой, A. Н. Глотовой, Н. А. Тачиной и других. Отряд учителей-новаторов непре станно пополняется новыми масте рами педагогического труда. Док ладчик называет имена и рассказы вает о работе учителя физики и ди ректора Данковской средней шко лы Ф. Н, Усачева, учительницы ис тории и обществоведения средней школы № 9 города Липецка Г. А. Суязовой, преподавательницы хи мии средней школы № 19 городз Липецка М. С. Окутинон. Далее товарищ Пономарев гово рит о коллективном характере пе дагогического процесса в современ ной школе. Только дружные и со гласованные действия всех препода вателей школы, всего педагогиче ского коллектива школы обеспечи ваю т всестороннее развитие школь ника и создают возможности для успешного освоения основ наук. В средней школе Л® 3 города Лебедя ни (директор А. Н. Аширова) созда ны необходимые условия для повы шения квалификации учителей, для их заочной учебы в вузах. В шко лах передового опыта математики овладевают методической культурой B. Н. Провоторовой, словесники — опытом Г. И. Горской и М. Д. Ко- чериной. Каждый учитель ведет за нятия в своем рабочем кабинете, которые хорошо оснащены. Школа имеет три киноаппарата, пять маг нитофонов, двенадцать фильмоско пов, 6 электропроигрывателей, 8 проекторов, телевизор, радиоузел и другое оборудование. „ Коллектив единым фронтом, ру ководствуясь новейшими педагогиче скими идеями, передовым опытом, решает главные проблемы обучения и воспитания. Деятельными и творческими заре комендовали себя и педагогические коллективы средней школы № 19 го рода Липецка, Зареченской началь ной школы Чаплыгинского района и другие. Что же нового и ценного в их работе? Они, во-первых, рассмат ривают педагогический процесс, т. е. работу педагогов и школьников на уроке и во внеурочное время как единый, целостный; во-вторых, на стойчиво, планомерно и системати чески создают в школе высокую ин теллектуальную атмосферу, требую щую от учителей и учащихся макси мального напряжения мышления, воли, подъема чувств и т. д., в-тре тьих, большие задачи школы реша ют коллективными усилиями учите лей в коллективно организованной среде учащихся. За пять лет в липецком опыте ра циональной организации урока раз личные методы и приемы прошли проверку временем. Многое отфильт- ровалось, но, главное оправдало се бя, укоренилось в практике многих школ, вошло в современную дидак тику, как ее новая страница, как ис ходная позиция для дальнейшего повышения эффективности учебного процесса. Сегодня главным путем совершен ствования учебного процесса явля ется создание сплоченных творче ских педагогических коллективов и го школьник учится, в чем видит смысл учебы? Какими интересами руководствуется? Достаточно ли вы сок уровень этих интересов? . К сожалению, довольно часто ученики задумываются о своем жизненном пути лишь при оконча нии школы. Разве это не сказывает ся на их отношении к учебе? В воспитании целеустремленности может и должен сыграть большую роль сам учебный процесс. Учите лям необходимо усилить внимание к профессиональной о р и е н т а ц н и школьников, которая может с успе хом осуществляться в ходе обуче ния и должна начинаться еще в восьмилетней школе. Важную роль может сыграть и внеклассная рабо та по учебному предмету. В системе воспитательной работы, надо повы- се учебы, но лучше, если этому будет способствовать целена пра®лениа я специальная работа педагога. Проанализировал т. Фролов также применение средств активизации умственной деятельности учащихся на уроке, проблемы отдыха и гигие ны в шкапе, режима питания и т. д. С развитием мышления связана и речь учеников, и их эмоции. Опытные учителя, даже не ставя специально перед собой такой зада чи, на практике постоянно учат де тей мыслить. Вот почему, обращаясь к новым, более эффективным спо собам учебной работы, необходимо вдумчиво анализировать накоплен ный опыт, обеспечивая определен ную преемственность, накопление традиций. В союзе педагогической и психологической теории с педаго- НА СНИМКЕ: в зале заседаний съезда. Фото Ю. Ардашева. л е л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л л » внедрение их передового опыта в практику всех школ. Важна в учебном процессе и роль ученического коллектива. Современ ный урок — это 45 минут жизни ре бенка, наполненные трудом, мыслью и творчеством, переживаниями, во левыми; усилиями. Это, образно го воря, коллективный путь к верши нам знаний. Лучшие подтягивают идущих сзади и все вместе подни маются на новую зысоту. Наметить конечную цель такого 45-минутного «восхождения» и захватить ею весь класс, организовать общее движение учащихся и эффективное взаимо действие между ними, держать в своих руках все нити контроля и управления действиями каждого ученика и класса в целом — вот задача преподавателя на уроке, пропитанном духом коллективизма. Средства ее выполнения, — коллек тивные формы учебного груда: по становка проблемной ситуации пе ред всем классом (найти новый ва риант доказательства теоремы, ре шения задачи, даже самое простое — кто- лучше сформулирует прави ло, придумает предложение), орга низация диспутов, взаимное рецен зирование ответов и т, д. Однако и при коллективных формах работы недопустимо забывать об инди-эи* дуальном подходе и внимании к личности каждого ученика. Ведь коллектив состоит из единиц. Далее докладчик говорил о руко водстве педагогическим процессом со стороны отделов народного обра зования и руководителей школ, а также о необходимости рациональ но использовать к беречь время учи теля. * * * Мысли, высказанные т. Пономаре вым, были продолжены доцентом Липецкого пединститута А. А. Фро ловым в докладе «Активизация ум ственной деятельности школьников в процессе обучения». Он подчерк нул, что именно .такая активизация является генеральной линией со вершенствования учебного процесса и что она является самой характер ной чертой педагогических поисков передовых учителей Липецкой . об ласти. Но степень умственной активно сти ученика зависит не только от того, как учитель строит свой урок. Очень большое влияние оказывает целеустремленность учащихся, если школьник практически связывает достижение своих жизненных целей с успехами в учебе. Нас всегда дол жны интересовать вопросы: ради че- сить удельный вес учеоно-темэтиче ских вечеров, конкурсов, учебных экскурсий, олимпиад, встреч со спе циалистами и т. д. Наконец, нельзя забывать и о связи обучения с практикой, тру дом. Поэтому уроки труда, техниче ское творчество, опытническая ра бота на пришкольном участке и про изводственная практика гоже тре буют к себе самого пристального внимания. Есть также настоятель ная необходимость расширять с е т факультативных курсов и кружков научно-прикладного и производст венного характера. Что же касается активизации ум ственной деятельности школьников непосредственно на уроке, го тут необходима конкретная программа действия. В учебных программах дается пе речень знаний, умений и навыков по каждому предмету, которыми школь ники должны овладеть. Для умст венного воспитания детей этого со вершенно недостаточно. Наверное, в порядке опыта можно бы разрабо тать какой-то певечень целей, задач активизации познавательной дея тельности учащихся применительно к отдельным предметам, хотя бы в виде приложения к некоторым учебным программам. Докладчик предлагает некоторые конкретные целевые установки, на правленные на усвоение школьника ми операций и форм мыслительной деятельности (анализ и синтез, аб стракция и обобщение, суждение, умозаключение, гипотеза и т. д.). Различные учебные предметы и различный материал имеют особо благоприятные возможности обычно для отработки какой-то одной сторо ны умственной деятельности школь ника. Доказательство теорем в гео метрии помогает формировать де дуктивный (от общего к частному) способ мышления, опыты по физике учат строить умозаключения индук тивного (от частного — к общему) характера. Учитель-предметник должен учи тывать эти особенности и возможно сти и, формулируя цель урока, от мечать и конкретную задачу умст венного воспитания. Подобным же путем можно воспи тывать и такие качества ума, как умение быстро, усваивать и воспро изводить знания, системность, логи ческую последовательность, пытли вость, наблюдательность, самокри тичность, самостоятельность. Все это, разумеется, может при обретаться и само по себе в процес- гическим творчеством лучших учи- тслей-новаторов — залог успешного решения учебно-воспитательных за дач. ** Первой в прениях выступила за ведующая учебной частью школы № 8 г. Липецка I'. И. Горская. Она сказала, что в руководстве учеб ным процессом главное — предупре ждение методических и дидактиче ских недочетов. С этой целью в восьмой школе практикуется разра ботка системы уроков по наиболее сложным разделам программы мето дической предметной комиссией, ор ганизация открытых уроков у-луч ших преподавателей, консультации завуча, руководи гелей школы, пере дача передового опыта,- постановка учителям, индивидуальных методиче ских задач, обсуждение на внутри- школьлых методических конферен циях и опера гйенах важнейших про блем. Нужно, чтобы методический каби нет в школе был на правах пред метного, хорошо оснащен оборудо ванием и пособиями. Тогда препода ватель может в нем плодотворно работать. О единстве действий педагогов и роли директора школы говорил за ведующий Елецким гороно Н. Н. Го лощапов. Директор должен направ лять всю деятельность педагогиче ского коллектива, отвечать за внед рение новой педагогической техники в школе и передового опыта гак же, например, как отвечает за это ди ректор завода. Первыми его помощ никами, п оказывающими личный пример, должны быть коммунисты. Очень интересным и важным было выступление учительницы математи ки Задонской школы № 2 В. К. Про воторовой. Оно касалось одной из важнейших проблем совершенствова ния обучения и заслуживает того, чтобы привести его здесь полно стью. — Прошло немногим больше б лег с того для всех нас памятного дня, —- говорит В. Н. Провоторова, — когда трибуна большого учитель ского форума, обсуждавшего, каким должен быть урок, была предостав лена нам, учителям Липецкой обла сти. С большой убежденностью мы рассказывали о своем скромном опыте работы, внимательно вслуши вались при этом в критические за мечания товарищей. То была беспокойная пора, пора исканий, споров, удач и огорчений. Пора нашего педагогического роста. Период, отделяющий нас от марта 1962 года, был за полнен мыслями о том, как лучше осуществить тре- _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ бования жизни о научной органи зации труда учителя и ученика. Труд учителя и ученика на уроке — сложен и многограиэн. И произ водительность его во миого-м зависит от учебно-технической базы школь ных кабинетов. Толчком к созданию математического кабинета в, нашей школе было ярко выраженное про тиворечие между формой и содер жанием обучения. Поклассная систе ма стала сдержпвающе влиять на применение некоторых эффективных средств обучения и проведение та ких работ, как лабораторные и прак тические. В самом деле, переходить из клас са в класс, неся за собой проекцион ную аппаратуру и другое оборудо вание урока—дело физически труд ное. Требовалась оседлость. После долгих споров и размыш лений была выделена комната для математического кабинета. Следует сказать, что первое время было мно го неудач и огорчений. Проециро вание на экран с помощью эпиди аскопа чертежей, текстов, задач, на печатанных на непрозрачной основе, оказалось невозможным, так как страдало зрение учеников. Ведь все сорок пять минут урюка им прихо дилось работать при ненормальном освещении. Притом уходило немала времени на то, чтобы то опустить шторы, то снова их поднять. Выиг рыш не окупал проигрыша. В ре зультате появилось настроение от казаться от использования техниче ских средств. Но рука не налегала вынести аппарат из кабинета. На чался поиск. Вместе с учениками мы думали, как слетать, чтобы экранизировать материал без затемнения. Решили делать сами диапозутивы на про зрачной основе — на стекле. Заки- педа вновь работа: резали стекло, учились писать на нем. Вот так вы шла из производства первая пар тия диапозитивов. Трудно передать нашу радость, когда на экране ярко вспыхнули тексты задач, чертежи, математические викторины. . Изготовление диапозитивов на столько заинтересовало учеников, что именно они, а не учитель яви лись первооткрывателями важных тонкостей этого дела. По их предло жению была увеличена рабочая по верхность диапозитивов, они нашли приемы изображения чертежей на стекле и многое другое. Что же нам дает использование технических средств? Многое, очень многое! Я длительное время проводила та кой эксперимент. В одном из классов зела уроки без использования тех нических средств, в другом — с ни ми. И что же? В последнем на каж дом уроке экономилось 5—8 минут. А это более 1000 минут за учебный год — или более двадцати уроков. Вот они, наши неиспользованные, вернее, неразумно используемые, резервы времени! Когда же у учителя уходит боль ше времени на подготовку к уроку: при использовании технических средств или без них? Выигрыш во времени выражается в отношении 1 : 2 в пользу учителя, когда он уме ло использует эти средства. Если еще учесть, что я теперь получила возможность попользовать почти все перемены для отдыха, то утвержде ние «технические средства — вер ный друг и помощник учителя» ста нет предельно ясным. Технические средства я использую на каждом уроке, так как вижу в этом большой смысл. Ничем другим — ни классной доской, ни плакатом — нельзя заменить эпидиаскоп в той части урока, когда идет закреп ление нового материала, и все уча щиеся самостоятельно работают над тем или иным вопросом. Незаменим эпидиаскоп и при ор ганизации подачи материала классу. Ученики, закончившие работу рань ше других, получают теперь задания через экран. Невольно вспоминается, сколько приходилось прежде тратить времени на заготовку карточек с ин дивидуальными заданиями. А сейчас одним включением аппарата можно дать задание одновременно несколь ким ученикам. Включен экран. Ученики знако мятся с текстом. А у учителя «сво бодные минуты». Он их разумно использует, хотя бы для того, чтобы поставить оценку в дневник или сделать запись в классном журнале. Пользуясь эпидиаскопом, мне уда ется организованно проводить про верку домашних заданий, развивать у учеников навык самоконтроля при самостоятельной работе и быстро переключать их мысли от перемены к уроку. Таким образом, при использовании технических средств из уроках нет «пустых минут». За единицу време ни учитель и ученик могут сделать гораздо больше, чем без них. Здесь следует сказать и о психо логической стороне вопроса. У уче ника воспитывается привычка рабо тать все сорок пять минут, притом большущ часть самостоятельно. Вы вод одни: технические средства — в ткань, каждого урока. Несколько -'лов о нашем кабин |ге математики. Ему пять лет. Оборудо ван сн опии просто. Но в кабинете есть другое богатство: комплекты дидактических материалов для про ведения лабораторных и практиче ских работ, созданные учениками. Постоянно действует тематическая выставка, где экспонируются работы учащихся всех классов. Оформлены два стенда: «Они учатся по матема тике отлично» и «Они учились по математике отлично». А внизу под фотографиями второго—стенда — подписи: инженер-технолог, инже нер-механик, учитель-делегат XIII съезда, комсомола, сталевар-заочник института стали, инженер-физик. В кабинете ежедневно проводятся консультации для имеющих пробелы в знаниях. Консультанты — ученики 10 классов. Такого удобства, каким распола гаем сейчас я, мои коллеги и учени ки, я никогда не знала. Вот почему хочется сказать особенно громко: научной организации труда учителя и ученика — зеленую улицу! * . * Немало нового узнали участники съезда из выступления преподавате ля Липецкого пединститута К. А. Москаленко. С трибуны съезда он сообщил о том, что, по его мнению, должно стать вторым этапом в со вершенствовании организации урока. Оратор обратил внимание на то, что так называемый комбинированный урок, в о з н и к ш и й еще в XVI веке, оказал влияние на дробление учеб ного материала в учебниках и про граммах. Эта раздробленность и изо лированность частей единых тем со хранилась и до настоящего времени. Так, когда школьники изучают сло во, ■ они отдельно проходят различ ные его части: основу и окончание, приставку, корень и суффикс. Порой разрыв единой темы во времени до стигает года и даже двух. Все это мешает ученику усвоить материал в логической связи. Результат этого — 80 процентов ошибок в работах уче ников по русскому языку и матема тике. Кандидат педагогических наук К. А. Москаленко и другие его кол леги попытались преподавать логи чески связанный учебный материал блоками, комплексами. И опыты в ряде начальных школ показали, что многие темы усваиваются детьми очень успешно. Программа первого класса в комплексе усваивается ими за 6 месяцев, второго — за полуго дие. За три года успешно изучается вся программа начальной школы. И это происходит не за счет перена пряжения усилий учителя или учени ков, а в результате использования особенностей умственной деятельно сти, которые позволяют создать еди ную неразрывную систему ассоциа ций в коре головного мозга. Проше говоря, если ученик выучил вместе 12 логически связанных правил, то достаточно ему припомнить одно из них, чтобы вспомнились остальные. Если же каждое из них он заучивал отдельно, вспоминать каждое прихо дится снова. Внедрение такого метода препода вания было бы эффективным, но оно очень трудно. Нужно создавать :или новые учебники, или давать го товую разработку уроков. , Ректор Липецкого пединститута Н. С. Перелыгин посвятил свою речь работе института по научной разработке проблем совершенство вания учебного процесса, связи и преемственности между вузом и школой. О работе Усманекого педучилища рассказал его директор Д. Т. Свири дов. С обменом опытом выступили так же директор Тепловской школы Данкозского района т. Деханов, учителя т. т. Неронова (Хлевенскин район), Анцупова (Чаплыгинский), Булатова (Добрдвсшй), Макова (г. Грязи). Избраны делегаты на Всесоюзный съезд учителей, приняты рекоменда ции педагогам и школам. Второй областной съезд липецких учителей наметил пути дальнейшего творческого развития педагогической практики в наших школах. У.че НА СТ А Р Т Е „ М О С К В И Ч - 4 1 2 " Кажется, совсем недавно на кон вейер Московского завода малолит ражных атомобилей пришел «Моск вич-408», а минуло уже три года. Тогда с новинкой меня знакомил главный конструктор зазода Алек сандр Андронов. Это была, безуслов но, новая и интересная машина, ко торая, как показало время, вызвала благожелательный отклик критиков как у нас, так и за рубежом. Но вот в двигателе, хотя его мощ ность и возросла до 50 лошадиных сил, многое все-таки угадывалось от прежних конструкций. Я поинтересо вался тогда, почему для новой ма шины не создан принципиально но вый двигатель? Оказалось, что его негде было делать. Конструкторы, как известно, не любят прежде времени «открывать карты». Не сказал тогда всей прав ды и Андронов. Только теперь, спу стя три года, он приоткрыл завесу над производственной тайной. Преж де чем начать разговор о новом дви гателе, а потом и о ближайшем бу дущем машины, он повел меня в цех, где стоял «Москвич» с новым двигателем и созданные на его базе автомобили «универсал» и «фургон». Оказывается, через несколько ме сяцев после постановки на конвейер «Москвича-408», уже в первой поло вине 1965 года была создана кон струкция и построены опытные об разцы нового двигателя для модели «Москвича-412». Во второй полови не года проводились форсированные испытания, проверялись и уточнялись чертежи. В 1966 году в постройке следую щей партии двигателей участвовал уже Уфимский моторный зазод, ко торому предстояло наладить массо вый выпуск новых моторов-, В июле 1966 года в Уфу были переданы чертежи. Не ..имея* - технологической оснастки, уфимцы начали выпускать моторы обходными технологически ми путями. Одновременно они гото вились к организации массового про изводства, которое началось уже в 1967 голу. Я умышленно привожу даты из истории создания нового двигателя, потому что это не рядовой случай, а крупное техническое достижение. Двигатель совершенно новой конст рукции создан в рекордно короткие сроки, каких не знает ни одно авто мобильное производство. А теперь о самом двигателе. Он четырехцнлиндровый, рядный. Рабо чий объем цилиндра — полтора лит ра, а точнее — 1478 кубических сан тиметров. Мощность двигателя — 75 лошадиных сил. Мощность, приходя щаяся на один литр рабочего объема двигателя (литровая мощность), — 50 лошадиных сил (против 37 у «Мо сквича-408»), Степень сжатия — 8,8. Двигатель рассчитан на бензин АН-93. При его создании ставилась задача получить мощность 75 лоша диных сил при 6000 оборотах в ми нуту. Практически эта цель достиг нута при 5600—5800 оборотах в ми нуту. Следовательно, в двигателе есть резервы дальнейшего повыше ния мощности. В существующих двигателях обо роты коленчатого вала нельзя уве личивать до бесконечности и за счет этого, в частности, наращивать мощ ность. На определенном этапе силы инерции механизма газораспределе ния нарушают процесс открытия и закрытия клапанов. Именно это и заставило отказать ся от привычной схемы и перенести распределительный вал с толкателя ми и штангами из блока цилиндров в головку блока. В этом случае тол катели и штанги, которые обычно передают усилие от кулачка распре делительного вала через коромысло на клапан, оказались ненужными. Кулачок давит прямо на коромысло, второй конец которого и открывает клапан. В прежних конструкциях шестер ни распределительного и коленчато го валов непосредственно соприкаса л ись. В новом двигателе вместо ше стеренчатого привода применена цепь. Для получения высоких пока зателен мощности создана новая конструкция выхлопного тракта, осуществлена ее настройка. Каждый цилиндр имеет свой выпускной пат рубок. Двигатель имеет алюминиевый блок, в котором помещены мокрые съемные гильзы цилиндров. В слу чае -ремонта их легко заменить. Цилиндры двигателя наклонены вправо по ходу автомобиля, а вспо могательные агрегаты перенесены в левую, наиболее доступную для об служивания сторону. Наклонное по ложение цилиндров позволило удли нить впускной патрубок, что способ ствует лучшему образованию рабо чей смеси и наполнению цилиндров. Карбюратор двигателя двухкамер ный. с последовательно открываю щимися заслонками. А рядом с ним, что очень удобно в эксплуатации, размещен бензонасос. Расход топли ва з эксплуатационных условиях примерно такой же, как и на «Мо сквиче-408»: по нижней точке эко номической характеристики он со ставляет около 6,75 литра па 100 ки лометров против 6,5 литра номиналь ного значения этой же точки у «Мо сквича-408». Максимальная скорость, установ ленная автомобилюс новым силовым агрегатом, достигла 140 километров в час. Однако уже первые образцы показали скорость в 150 километров в час. Система смазки двигателя — пол нопоточная, то есть все масло про ходит через патрон с бумажным фильтрующим элементом. Он поме шен в корпусе впереди двигателя и хорошо обдувается встречным пото ком воздуха. Именно поэтому отпа дает нужда в фильтре грубой очист ки и масляном радиаторе. Сцепление нового двигателя также усилено. Коробка перемены передач имеет синхронизаторы на всех четы рех передачах. Механизм управления коробкой скоростей выполнен в двух вариан тах: на рулевой колонке и с корот ким рычагом, расположенным на по лу кузова. Есть новинка и в системе электрооборудования: «Москвич» по лучил генератор переменного тока с встроенным выпрямителем. Итак, создан новый двигатель, спо собный с места разгонять автомо биль до скорости 100 километров в час за 19 секунд. «Москвичу-408» требуется на это 37,5 секунды. Один километр с м^еста автомобиль с но вым двигателем преодолевает за 37 секунд. «Москвичу-408» требуется на это 45 секунд. Двигатель создан, а что же -даль ше? Сейчас перед заводом стоит из вечный вопрос — как начать выпуск новой продукции, не останавливая производства? Для этого потребова лось изменить моторный отсек кузо ва с таким расчетом, чтобы в него можно было ставить и старые, и но вые двигатели. «Москвич-408» с та- ким кузовом становится перспектив ным для потребителя: в него можно будет установить более сильный мо тор. Переделано и переднее сиденье — его диван стал раздельным. На пос леднем этапе освоения производства будет изменена задняя часть кузова автомобиля: задние крылья, крышка багажника. Получив новое сердце, «Москвич» получил и новое название. В этом году завод выпустит 1000 автомоби лей с новым силовым агрегатом. Первая партия новых машин уже отправлена для продажи в магазины страны. Д. САСОРОВ, корреспондент АПН. В дни предмайской шахты коллектив Мо сковского завода малолитражных автомоЗн- лей трудится с еще большей анэргией. Хо рошо идут дела у бригады спгеарей-сС^р- щикоа, возглавляемой В. Ф. Агаповым, ко торая решила выпустить к 1 Мая 50 сверх плановых автомобилей. НА СНИМКЕ: В. Ф. Агапов готовит к сда че автомобиль «Москвич-412». Фото В. Хухлаева. {Фотохроника ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz