Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
25 апреля 13 68 г., М 97 (1 2 04 9) ' Л Е НИН С К О Е З Н А М Я ки ш и В ПОЧЕТНОМ списке вете ранов педагогического тру да Черноземного края по отреву стоит имя липецкого учи теля Александра Ивановича Глуш кова. Вот неоколько цифр, вы- разяттельно говорящих о незауряд ной педагогической судьбе этого человека. Александр Иванович стал пенсионером в год своего полувеко вого учительского юбилея и про должал учительствовать в родной школе. У него рекордный стаж—67 лет за учительским столом! Личное дело Александра Ивано вича представляет собой любопыт ную коллекцию почетных грамот, благодарностей, поощрительных при казов, которые педагог получал на всем протяжении своего безупреч ного учительского пути. И еще одна существенная деталь: кроме благо дарственных слов официальных до кументов, со страниц «дела» тепло звучат сердечные слова признатель ности многочисленных учеников' ма ститого учителя; «Я навсегда оста нусь благодарен Александру Ивано вичу за все то, что получил от мое го учителя в стенах школы н за все то, что я получаю от него и те перь, в повседневной жизни. А по лучаю я от него очень много, так как мой учитель может давать кро ме уроков физики, химии — уроки жизни». С октябрьских дней семнадцатого года жизнь А. И. Глушкова нераз рывно связана с советской средней н высшей школой. С 1918 по 1925 год он преподает физику и химию в Школах Воронежа, заведует девяти летие» школой. Затем девять лет ведет эти же предметы на рабфаке Воронежского государственного уни верситета. С 1934 по 1943 год Алек сандр Иванович преподаватель ву зов. Затем тринадцать лет учитель ствует в сельских школах Воронеж ской и Липецкой областей. Эти немногие, почти протокольные строки вместили в себя большой, щедрый жизненный путь -настояще го энтузиаста педагогического тру да. Этот труд всегда был для Алек сандра Ивановича содержанием, смыслом и радостью его жизни. По этому и вся его жйзнь сложилась профессионально счастливо, поэтому теперь, приближаясь к своаму де вяностолетию, о-н говорит так: — Если бы мне пришлось снова начать жизнь, я снова пошел бы по этому пути. Какие же характерные профессио нальные черты, отличают Глушкова- учителя? У Александра ’ Ивановича есть свои профессиональные заповеди, которые складывались на протяже нии десятилетии педагогического труда. Пожалуй, основная из них — дружба учителя с наукой, постоян ное обновление своего педагогиче ского арсенала на базе новых до стижений педагогики, дидактики, СЛОВО К УЧИТЕЛЮ граммированию политехнических элементов, различные методические материалы, чтобы проверить их в опытной практике. Причем в своей Донской средней школе он не остал ся одиночкой.. Александр Иванович (и это делает ему особую честь) су мел возлечь в научно-эксперимен тальную работу группу учителей родной школы. Обобщая эту работу своих коллег, Глушков регулярно выступает с научными сообщениями па заседаниях кафедры, на итоговых научных конференциях, на област ных педагогических чтениях. Научный кругозор позволил А. И. уроки углубления полученных поня тий, уроки закрепления знаний, уро ки повторения и обобщения и, нако нец, контрольные уроки. Каждый новый урок несет эстафету дальше. Глушков-учитель — за разнооб разные средства активизаций уча щихся. Он широко практикует объ яснения-беседы, когда сообщение и объяснение новых знаний сопровож дается одновременным опросом уча щихся, практическими упражнения ми. В его арсенале — лекции-бесе ды, проблемное сообщение знании, различные демонстрации, самостоя тельные работы учащихся, -самая методики преподавания своих пред метов. Глушков использует дости жения науки и в то же время сам пытается внести посильный вклад в разработку некоторых методических проблем. Больше двадцати лет, на пример, работает он под руковод ством кафедры педагогики и психо логии Воронежского университета, стараясь применять в своей прак тической работе основные концеп ции докторской диссертации по тео рии и практике урока профессора ВГУ С. В. Иванова, с которым Александр Иванович связан много летней творческой дружбой. Тесные связи с наукой не только обогатили педагогическое творчество Глушко ва, позволив ему стать педагогом высшей квалификации. А. И. Глуш ков является автором ряда печат ных методических работ. В помощь студенту-практикангу и начинающе му учителю он напечатал разработ ки уроков по темам «Азот и фос фор», «Галогены», «Железо». Его работа «Получение ультрамарина из латненской глины» (в соавторстве с И. Беляевым) была опубликована в журнале прикладной химии. Александр Иванович — желанный гость на университетской кафедре. Отсюда он увозит в свою школу экспериментальные тетради по про- Глушкову придти к своему основ ному учительскому кредо: многолет няя школьная практика в содруже стве с наукой убедили его в том, что эффективность урока, а, значит, и всего труда учителя, прежде всего зависит от его умения анализиро вать мыслительную активность уча щихся на уроке. Общий подход здесь складывается такой: скажи мне, насколько были на уроке актив ны учащиеся, я скажу, насколько глубоко они усвоили преподавае мый материал. Здесь опытный педа гог — за полную свободу творчест ва учителя. Но при этом Глушков справедливо убежден в толм, что это творчество должно закономерно по родить продуманный комплекс уро ков, составляющий в своей совокуп ности систему прохождения каждой новой темы изучаемого предмета. Например, разрабатывая тему «Азог и фосфор», Глушков планиру ет тринадцать последовательных уроков, по теме «Галогены»----шест надцать уроков. Каждый урок при этом — звено общей цепи, звено оп ределенного тнпа, определенной структуры. Это уроки вводные, уро ки первичного ознакомления с изу чаемыми веществами, уроки образо вания понятий, уроки применения полученных знании на практике, разнообразная наглядность... Чем активнее мысль учащихся,, тем ув лекательнее и эффективнее урок, тем более углубляются ученики в изучаемый предмет. Недаром А. И. Глушкову удается на всю жизнь привить многим своим питомцам 'любовь х химии и физике. Александр Иванович — большой общественник, человек удивительно щедрой души. Вот заголовки очер ков о нем в районной газете «Дон ская правда»: «Молодая душа», «О таком человеке не писать нельзя»... Его коллегам по школе нужна ме тодическая помощь, и Глушков соз дает в школе группу начинающих исследователей, связывает их с уни верситетской кафедрой педагогики и психологии. Возглавляя производст венный сектор месткома, он актив но посещает уроки учителей, благо желательно делится с ними опытом. Многие годы подряд он активно выступает с лекциями в районном Доме культуры и в селах района. Руководит музыкальным кружком— учит ребят играть на пианино. Он член месткома школы, член педаго гического совета района. Но это не «нагрузки». Если он здоров, если на ногах,— ни дня без школы! Так — все одиннадцать пенсионных лет. Учительство для него — эго и дружба с наукой, и самостоятель ное педагогическое творчество, и помощь коллегам, и служба людям, и будни сельского ингеллнгента-об- щественниха. Не в этой ля щедро сти основной секрет профессиональ ной и душевной молодости этого че ловека, секрет непреходящего ува жения к нему со стороны всех, зна ющих его людей? Право же, в учи тельской судьбе, в этом образе жиз ни есть нечто очень характерное для педагога наших дней. И в связи с этим —- одна, опять- таки типичная, деталь. В День учи теля нынешнего учебного года 87- летнему педагогу была вручена на града — значок «Отличник народ ного просвещения». Ветеран остает ся в строю. С. ГОДНИК, преподаватель Воронежского университета, кандидат педагогических наук. С курсов Клав дия Ив а н о в н а возвратилась ожи вленной. О, как долго не была она в школе, как соскучилась по своему коллективу, по ребятам! А какие перемены произошли в ее отсутствие! Еще ранней весной заложили но вое здание. На стройке его труди лись учителя и ученики. Теперь в нем шли отделочные работы, и ско ро здание должны были сдать в экс плуатацию. Оно будет просторным, большая часть учеников перейдет в первую смену. К началу сентября все меньше знакомых молодых лиц появлялось на улицах Лебедяни. В этот год, как никогда, большинство выпускников первой средней школы поступило в вузы и техникумы страны. И ее воспитанники разъеха лись по разным городам. Было не много грустно, как бывает всегда после расставания, и чего-то не хва тало. Но впереди было много самых разнообразных дел. Ее назначили организатором вне школьной и внеклассной работы. Не терпелось скорее приступить к делу. Правда, на курсах все было предель но ясно, а туг она растерялась перед множеством вопросов, которые надо было немедленно решать. Все они казались главными и очень важны ми. — Ничего, ничего. Все будет в- порядке, — подбадривал ее дирек тор школы Александр Порфирьевич Казаков. Сам он полон энергии, бы стрый и подвижный. Тысячи дел за нимали его. Часто казалось, что был он в двух местах одновременно: так стремителен он в желании ничего не упустить из виду. — Составляйте план работы, а мы поможем, — на ходу посоветовал ей и умчался куда-то: близилось на чало учебного года. Составила. В плане внеклассной работы нашли отражение организа ция тематических вечеров и походы по местам боевой и трудовой славы, интересные комсомольские собрания и работа с родителями. Ока стара лась так распределить свою работу, чтобы ни один ученик не выпал из' поля зрения школы. Когда обсуждали план в коллек тиве, равнодушных не было. С са мого начала учебного года внекласс ная работа буквально захватила всех. Появлялись новые идеи, на метки. Их тут же разрабатывали и претворяли в жизнь. Появился школьный музей Ильича, стенд «Никто не забыт, ничто не забыто». Красные следопыты собрали бога тый материал по истории родного края. Учитель географии Георгий Петрович Попов посетил с ребятами совхоз «Агроном», Ясную Поляну, Горки Ленинские. Почти во всех классах были про- ОДНА ИЗ МНОГИХ гедены встречи с ветеранами труда. Многие из ребят знают пенсионерку К- И. Подморкову. Но не всем из вестно, что прожила эта ж_енщин.а большую и трудную жизнь,; была председателем колхоза в тяжелые годы. Об этом и о многом другом рассказала она десятиклассникам, встретившись с ними по приглаше нию Клавдии Ивановны Филипповой. Интересным был рассказ и другого ветерана гражданской войны и тру да Андрея Васильевича Пупынина об установлении Советской власти на территории Лебедянского района. Теперь в школе все чаще и чаше стали бывать родители, представите ли общественности. Они помогают ница Галя С. на чала отставать в учебе, решили поговорить с де вочкой по ду шам. Оказалось, что в доме тя желая обстановка. Отчим нигде не .работает, плохо относится к девоч ке, пьет. Совет содействия семье и Школе забил трезогу. Вызвали мать, посоветовали уйти от него. Обрати лись в совхоз с просьбой предоста вить работнице квартиру. За послед нее время дела Гали улучшились. Часто пропускали занятия и дети Дубининых. Выяснилось, что мать заставляет школьпихов сидеть с маленьким ребенком. — Не берут в ясли, ветила она. угрюмо от- Совет содействия обратился в за- десятнклаесннкам в выборе профес- I водской комитет и помог устроить сии, участвуют в организации вне классной работы. Офнпепов в от ставке М. В. Захарова и В. М. Ша- вырнна не пришлось долго уговари вать. Они охотно взялись за подго товку и проведение военизированной игры «Зарница». Оба возглавили школьные батальоны, учили ребят строевому делу. А когда наступило время провести «боевую операцию», к разработке ее подключились офице ры райвоенкомата. Составили карту, выбрали место для обороны. И вот в один из дней неподалеку от горо да разыгралось сражение. Были здесь разведчики и санитары, бойцы и командиры. Игрой увлеклись все, вплоть до «начальника штаба» — директора школы А. П. Казакова и политкомнссара — К. И. Филиппо вой. А каково было торжество ре бят, когда им удалось «взять в плен» самого В. М. Шавырнна! Василий Михайлович с той поры, что называется, «прикипел» серд цем к ребятам. Он взялся подготав ливать стрелков, самое деятельное участие принимает в работе драма тического коллектива. Да разве один он? На одной из родительских кон ференций по коммунистическому вос питанию детей Клавдия Ивановна обратилась с призывом — помочь в организации технических кружков. Откликнулись многие. —- Берусь обучить ребят управле нию автомашиной, — заявил А. Н. Потемкин. — Это пригодится им в жизни. Клавдия Ивановна постоянно за ботится о том, чтобы осуществлять связь школы с предприятиями, на которых работают родители учащих ся. Для этого на заводах строи тельно-отделочных машин и «Вет- оборудовамие». в совхозе «Перво майский» созданы советы содействия семье и школе. К руководству ими привлечены самые деятельные и ав торитетные люди. ...Когда заметили, что семикласс- ребенка в детское учреждение. И таких примеров немало. Чувствуя, что школа нуждается в их помо щи так же, как и они в помощи школы, родители охотно идут на все мероприятия. Для них создам постоянно действующий народный университет. С лекциями здесь, вы ступают учителя, врачи. Одной из интересных и поучительных, напри мер, была лекция врача-невропато- лога «Психико-физиологические осо бенности подростков». Трудно перечислить все, что дела ется в Лебедянской первой средней ц.коле. Вечера, посвященные хими кам, физикам. Ленинские чтения. Большим, содержательным вечером в районном Доме культуры был от мечен столе'чин юбилей А М. Горь кого. Здесь были показаны сцены из произведений великого писателя, прочитаны знаменитые «Песня о Со коле» и «Песня о Бурезестнике». Большую и интересную работу возглавляет организатор К. И. Фи лин-поза. Думается, что новая долж ность, введенная в школах в начале этого учебного года, поможет эф фективному решению вопросов все стороннего воспитания школьников. Конечно, эту работу следует дове рять энергичным, проверенным лю дям, способным к смелом творческой мысли. Именно такова Клавдия Ива новна Филиппова. Педагог, любя щий свою профессию, она является и активной общественницей. Не штатный лектор Лебедянского рай кома партии, пропагандист семинара по теории научного коммунизма, член райкома, консультант Липецко го пединститута. И на все она нахо дит время. А еще письма бывших учеников, встречи с ними. Все для нее интерес но, все важно. С. НИКИТИНА, соб. корр. «Ленинского знамени». В Липецкой средней школе № 5, в третьем «А» классе интересно проходят уроки пения. Здесь ребята разучивают новые песни и са ми аккомпанируют себе на металлофонах. Этот урок ведет учитель пения Дмитрий Исаакович Драйцель. Фото Ю. Ардашева. В связи с предстоящим вторым областным съездом учителей хоте лось бы высказать свои соображения по ряду проблем воспитания подра стающего поколения. И в первую очередь я имею в виду правонаруше ния со стороны несовершеннолетних. За последнее время в области про ведено немало полезных мероприя тий и принят ряд рекомендаций, на правленных на улучшение воспита ния молодежи. Но вся беда заклю чается в том, что эти хорошие реко мендации претворяются в жизнь слишком медленно, в некоторых же местах, надо прямо сказать, эта ра бота вообще не проводится. Пошу мели и забыли. Очень хотелось бы поэтому, чтобы и открывающийся съезд был не за вершающим этапом, а началом улуч шения деятельности школьных уч реждений в обучении и воспитании учащихся. Именно в обучении и вос питании. Научить ребенка читать и пцеать, складывать и вычитать может, в кон це концов, любой грамотный человек. Научить управлять машиной и стан ком, сеять и выращивать хлеб может квалифицированный рабочий, шофер, хлебороб. Но возбудить в подраста ющем человеке при сложении чисел, при обработке земли благородную гордость своей причастностью к тру довой жизни народа и многие другие чувства и качества, неотъемлемые от духовного облика советского челове к а,— это может и должна сделать школа. Это приходится подчеркивать по тому, что в большой семье наших замечательных работников школы встречаются люди, которые озабоче ны лишь тем, чтобы ученики знали его предмет. А воспитание? Преступление иногда совершают юноши, которые успешно закончили школу. Они писали сочинения: «Об раз Татьяны Лариной», «Русские женщины по произведениям Некра сова», но внутренне всего этого не усвоили. Значит, заученное не стало их убеждением, составной чертой ха рактера. А виноваты в этом, как это ни обидно говорить, большей частью наши школы. Обидно и горько пото му, что мы прекрасно представляем их нелегкий труд, знаем, с какой от дачей духовных и физических сил работает подавляющее большинство наших педагогов. Большинство ошибок в воспитании происходит из-за разобщенности се мьи и школы. Сегодня воспитание детей требует и от родителей разно образных знаний. Не каждого отца и мать удалось вооружить этими знаниями. И восполнить такой про бел в какой-то степени могут и дол жны школьные коллективы. Не надо ждать, чтобы родители за свое не умение воспитывать детей расплачи вались дорогой ценой искалеченных детских судеб. Чтобы предупредить ошибки се мейного воспитания или, по крайней мере, свести их до минимума, во многих городах нашей страны и об ласти по инициативе школ, педин ститутов введен педагогический все обуч родителей. Нужно сказать, что у нас в шко лах регулярно проводятся родитель ские собрания. На это не пожалуешь ся. Но польза от них подчас бывает невелика, если обсуждаются лишь итоги учебы за какой-то определен ный период. Иногда собрания быва ют вызваны чрезвычайными проис шествиями, и тогда сюда приходят работники милиции или прокурату ры. В своих информациях-докладах мы стараемся рассказать о наиболее крупных ошибках в воспитании ре бят, которые приводят к правонару шениям. Однако этого мало. Не вредно, чтобы работников админи стративных органов приглашали на родительские собрания и тогда, ког да «ЧП» не произошло. И многое можно было бы подсказать родите лям, от многого предостеречь. Надо заниматься, прежде всего, с родите лями так называемых трудных ребят, в чьих семьях далеко не все благо получно, постоянно искать различ ные формы воздействия. ~~~ К примеру, в Ленинграде райис полкомы выносят специальные реше ния, которые обязывают родителей таких детей прослушать курс лекций о семейном воспитании. Учеба эта происходит в детских комнатах при. домоуправлениях и ЖЭКах, высту пают работники медицинских учреж дений, педагоги, юристы. Причем делается это в выходные дни. Школам надо больше привлекать родителей к работе с учащимися во внеурочное время. . Заслуживает всяческого одобрения совместная деятельность родитель ских комитетов и учительских кол лективов школ №№ 4, 29, 30 Липец ка. Они организовали в вечернее время в своих микрорайонах роди тельский патруль. Родители с крас ными повязками выходят дежурить, поддерживают связь со штабами добровольных народных дружин. Некоторые наши педагоги основ ным методом перевоспитания «труд ных» ребят считают наказание. 13 марта этого года представительница школы № 41 Липецка привела на заседание комиссии по делам несо вершеннолетних пятерых ребятишек и требовала наказать их построже за то, что они плохо учатся. А что сделала школа? Судьба этих учени ков не рассматривалась даже на педсовете. Часто, к сожалению, думают в школьных коллективах не о том, как поставить на ноги подростка, а как избавиться от него, отослать в школу рабочей молодежи и даже в колонию. Кстати, о школах рабочей молоде жи. Сейчас некоторые из них не от вечают своему прямому назначению. По воле отдельных работников на родного образования они стали па раллельными для дневных школ об щеобразовательными учреждениями с облегченной программой. Учатся там зачастую ребята, которым не понравилась дневная школа или ко торые не понравились педагогам дневной школы. Эту мысль можно подтвердить тем, что, например, в школе рабочей молодежи № 6 Ли пецка из 537 учащихся 313 в возрас те до 18 лет, а из 145 учащихся 6— 8 классов — 115. У нас все еще встречаются факты., когда некоторые‘школы избавляются от беспокойных ребят по совершен но надуманным мотивам. Директор Братовсксй средней школы Чаплы- синского района т. Петухов предста вил в района справку о том, что ученик 5 класса Иван 3., якобы вы был вместе с матерью в Москву. А на самом деле этот мальчик выезжал туда к родственникам на неделю. • "Мы давно говорим об индивиду альном шефстве над «трудными» ре бятами. Сейчас это дело приобрело законодательную основу. Постанов лением ЦК КПСС и Совета Минист ров СССР «О мерах по усилению борьбы с нарушениями общественно го порядка» введен Институт обще ственных воспитателей над опреде ленной категорией несовершеннолет них правонарушителей, а недавно Президиумом Верховного Совета РСФСР утверждено Положение об общественных воспитателях. Необ ходимо теперь добиваться, чтобы каждый «трудный» подросток (будь он учащийся или рабочий) имел взрослого наставника — шефа или общественного воспитателя. Эти во просы должны быть рассмотрены школами совместно с комиссиями1по делам несовершеннолетних. •' Для того, чтобы в комплексе и правильно решались вопросы воспи тания учащихся, государство пошло на дополнительные материальные за траты — ввело в наших школах ор ганизаторов внеклассной и внешколь ной воспитательной работы на пра-* вах заместителей директора школы* Государство не скупится, когда речь идет о нашем подрастающем поколении. Но нужно прямо сказать, что во многих школах эти должно стные лица, ответственные за всю постановку воспитательной работы, еще не нашли себя. В отдельных случаях неправильно подошли к на значению таких людей. Часто это учителя-предметники, особенно в сельских школах, с прежней нагруз кой уроками. Им добавили только ставку завуча. Конечно, органы народного обра зования устранят допущенные в этом важном деле ошибки/Проблема вос питания всегда должна стоять в по вестке дня каждого учителя. А. СИНЕЦКИЙ, начальник областного управления охраны общественного порядка. Коллектив Зна менской восьми летием школы Из- малковского рай она трудится в условиях глубинного села. Его отличают слаженность, по стоянное стремление совершенство вать мастерство в обучении и воспи тании детей. Директор школы Тама ра Андриановна Поветкгша умеет создать творческую атмосферу в коллективе. Конечно, для этого нуж. ны и условия. А в школе было тесно. Е 1964 году решили расширить по мещение. Небольшую сумму выде лили в райисполкоме из бюджетных ассигнований, часть — из средств, полученных школьниками от учхоза. Все земляные и другие неквалифи цированные работы решили выпол нить родители, учителя, учащиеся. И через три года появилось новое помещение. Теперь занятия прово- З НАМЕНСКАЯ ВОСЬМИЛЕТНЯЯ... дятся в одну смену. Есть в этой сельской школе киноаппарат, три фильмоскопа, проигрыватель и дру гая техника. Дольше всего и постоянно здесь заботятся о том, чтобы все дети школьного возраста учились. Закон о восьмилетием всеобуче школа вы полняет на протяжении ряда лет. Но самым действенным средством, влияющим на выполнение всеобуча, Т. А. Поветкина считает совершен ствование учебного процесса. Забота забот Тамары Андрианов ны — молодые учителя. В 1966 году в школу пришла моло дая учительница А. И. Чечурина, не имевшая достаточного опыта работы и методической подготовки. Ей пред- Ш а, ш ж с о л ъ я о х к с т р о й к е Долгоруковиы явились инициаторами областного со: ревнования по широкому развертыванию школьного строительства. С первыми весенними ручьями открылся строительный сезон в селе Жерновнсм. Все внимание сейчас прикова но к строительству спортивного зала и трех классных комнат средней школы. Сюда брошены ударные силы. Кладку стен ведет бригада каменщиков во главе с Ива ном Дмитриевичем Черных, в которой работают десять опытных мастеров строительства. Работа спорится. Но есть у строителей трудности. Нужны бетонные перемычки, цемент. Не заготовлено оборудование для парового отопления. Из-за отсутствия этих строймате риалов и оборудования в дальнейшем может нарушить ся график работ. Совхозные строители проявили хорошую инициативу. Готовясь* достойно встретить 100-летие со дня рождения В. И. Ленина, онн решили сдать пристройку в эксплуа тацию к 1 августа, то есть на год раньше срока. И. ПЕРЕКРЕСТОВ. „ВОЗДУШНЫЕ ИСКАТЕЛИ" Идея создания клу ба «Воздушные иска тели» в школе № 19 г. Липецка родилась в прошлом году, когда небольшая группа ре бят вернулась из по хода Липецк—Брест.. Завуч школы Н. Д. Башкатова и молодой учитель физики В. А. Меркурьев горячо взя лись за создание свое го клуба. Так появи лись в школе ребята в синих куртках и пилот ках, с эмблемой «Ро за ветров». Девизом клуба стали слова: «Никто не забыт, ни что не забыто». Основ ная масса членов клу ба — ученики 6—8 классов. Есть свой ус тав, клятва. Совет ко мандиров клуба, при нимая в свои ряды Но вых членов, ставит оп ределенные условия. И главные из них — от личная дисциплина и успеваемость. Дважды в неделю на совете командиров или штаба клуба каждый отчитывается не толь ко о выполнении зада ний по сбору краевед ческого материала, но и о своей жизни, об общественной работе в отряде, подшефном классе, об учебе, труде. На заседаниях клу ба ребята проводят ту ристскую и физиче скую подготовку, уст раивают встречи с вои нами местного гарни зона, с участниками войны. Ребята собира ют материалы исклю чительно о летчиках- земляках — участниках Отечественной войны (отсюда и «воздушные искатели»). Большой материал собран о лет- чике-земляке Дмитрия Барашеве, его экипа же. Каждую субботу из школы голубой це почкой уходят в тре нировочный поход «воздушные искатели», готовясь к длительным летним походам на Курскую дугу и в Се вастополь. В. КУЗНЕЦОВА, методист Дома пионеров. ложили основательно изучить реко мендации методического минимума. Затем с Тамарой Андриановной они готовили планы уроков, отбирали оборудование, работали лад. рацио нальными приемами обучения. За по лугодие директор школы посетила у молодой учительницы более 20 уро ков: Все они тщательно разобраны, каждый успех был замечен, недо статки проанализированы.. Как чх устранять — об этом тоже говори ли. Тамара Андриановна много раз приглашала молодую учительницу на свои уроки, рекомендовала посе щать их у других опытных учителей. На заседании методической секции молодой учительнице предложили подготовить доклад на тему: «Ра циональное использование времени урока». Так постепенно, но прочно и уверенно приходило педагогическое мастерство к молодой учительнице. Помогала директор молодым учите лям В. К. Федосеевой и Г. Й. За- цепилиной. Заботит Тамару Андриановну не только работа, по и быт учителя, его домашние, условия. Все учителя имеют благоустроенные квартиры, обеспечены топливом. Берегут время учителя, проду манно составляя расписание уроков, хорошо, тщательно готовясь к пед советам, заседаниям методических секций и другим мероприятиям. Це леустремленный творческий труд учительского коллектива дает своя результаты. На протяжении ряда лет выпускники Знаменской восьми летней школы успешно занимаются в средних и высших учебаых заве дениях. С хорошими результатами эга школа закончила III четверть: не успевает только один ученик. Ре зультаты контрольных работ, про веденных в марте, подтверждают эти итоги. К следующему 1968—69 учеб ному году здесь собираются перей ти на кабинетную систему занятий, намечено приобрести еще два кино аппарата, три фильмоскопа и дру гую аппаратуру. Д. КОРНЕЕВ, инспектор облоко. ОНИ СТАЛИ КОМСОМОЛЬЦАМИ Этот вечер многие семиклассники средней школы № 5 г. Липецка за помнят на всю жизнь. Им были вру чены комсомольские билеты. На тор жество пришли родители и учителя. Комсомольцев приветствовали юные пионеры. Ребят поздравили также представители педагогического кол лектива школы, родительского коми тета. Им вручили памятные подарки. На вечере присутствовал местный скульптор В. Шанин. Он рассказал о своей работе над образом вождя ре волюции. Артист областной филармонии И. В. Сапожников прочел стихи В. Маяковского о В. И. Ленине. Со своими стихами о борцах резолюции выступил С. Панюшкин. В заключение силами школьной самодеятельности был дан кокперт. М. ПИШИКИНА .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz