Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

25 апреля 13 68 г., М 97 (1 2 04 9) ' Л Е НИН С К О Е З Н А М Я ки ш и В ПОЧЕТНОМ списке вете­ ранов педагогического тру­ да Черноземного края по отреву стоит имя липецкого учи­ теля Александра Ивановича Глуш­ кова. Вот неоколько цифр, вы- разяттельно говорящих о незауряд­ ной педагогической судьбе этого человека. Александр Иванович стал пенсионером в год своего полувеко­ вого учительского юбилея и про­ должал учительствовать в родной школе. У него рекордный стаж—67 лет за учительским столом! Личное дело Александра Ивано­ вича представляет собой любопыт­ ную коллекцию почетных грамот, благодарностей, поощрительных при­ казов, которые педагог получал на всем протяжении своего безупреч­ ного учительского пути. И еще одна существенная деталь: кроме благо­ дарственных слов официальных до­ кументов, со страниц «дела» тепло звучат сердечные слова признатель­ ности многочисленных учеников' ма­ ститого учителя; «Я навсегда оста­ нусь благодарен Александру Ивано­ вичу за все то, что получил от мое­ го учителя в стенах школы н за все то, что я получаю от него и те­ перь, в повседневной жизни. А по­ лучаю я от него очень много, так как мой учитель может давать кро­ ме уроков физики, химии — уроки жизни». С октябрьских дней семнадцатого года жизнь А. И. Глушкова нераз­ рывно связана с советской средней н высшей школой. С 1918 по 1925 год он преподает физику и химию в Школах Воронежа, заведует девяти­ летие» школой. Затем девять лет ведет эти же предметы на рабфаке Воронежского государственного уни­ верситета. С 1934 по 1943 год Алек­ сандр Иванович преподаватель ву­ зов. Затем тринадцать лет учитель­ ствует в сельских школах Воронеж­ ской и Липецкой областей. Эти немногие, почти протокольные строки вместили в себя большой, щедрый жизненный путь -настояще­ го энтузиаста педагогического тру­ да. Этот труд всегда был для Алек­ сандра Ивановича содержанием, смыслом и радостью его жизни. По­ этому и вся его жйзнь сложилась профессионально счастливо, поэтому теперь, приближаясь к своаму де­ вяностолетию, о-н говорит так: — Если бы мне пришлось снова начать жизнь, я снова пошел бы по этому пути. Какие же характерные профессио­ нальные черты, отличают Глушкова- учителя? У Александра ’ Ивановича есть свои профессиональные заповеди, которые складывались на протяже­ нии десятилетии педагогического труда. Пожалуй, основная из них — дружба учителя с наукой, постоян­ ное обновление своего педагогиче­ ского арсенала на базе новых до­ стижений педагогики, дидактики, СЛОВО К УЧИТЕЛЮ граммированию политехнических элементов, различные методические материалы, чтобы проверить их в опытной практике. Причем в своей Донской средней школе он не остал­ ся одиночкой.. Александр Иванович (и это делает ему особую честь) су­ мел возлечь в научно-эксперимен­ тальную работу группу учителей родной школы. Обобщая эту работу своих коллег, Глушков регулярно выступает с научными сообщениями па заседаниях кафедры, на итоговых научных конференциях, на област­ ных педагогических чтениях. Научный кругозор позволил А. И. уроки углубления полученных поня­ тий, уроки закрепления знаний, уро­ ки повторения и обобщения и, нако­ нец, контрольные уроки. Каждый новый урок несет эстафету дальше. Глушков-учитель — за разнооб­ разные средства активизаций уча­ щихся. Он широко практикует объ­ яснения-беседы, когда сообщение и объяснение новых знаний сопровож­ дается одновременным опросом уча­ щихся, практическими упражнения­ ми. В его арсенале — лекции-бесе­ ды, проблемное сообщение знании, различные демонстрации, самостоя­ тельные работы учащихся, -самая методики преподавания своих пред­ метов. Глушков использует дости­ жения науки и в то же время сам пытается внести посильный вклад в разработку некоторых методических проблем. Больше двадцати лет, на­ пример, работает он под руковод­ ством кафедры педагогики и психо­ логии Воронежского университета, стараясь применять в своей прак­ тической работе основные концеп­ ции докторской диссертации по тео­ рии и практике урока профессора ВГУ С. В. Иванова, с которым Александр Иванович связан много­ летней творческой дружбой. Тесные связи с наукой не только обогатили педагогическое творчество Глушко­ ва, позволив ему стать педагогом высшей квалификации. А. И. Глуш­ ков является автором ряда печат­ ных методических работ. В помощь студенту-практикангу и начинающе­ му учителю он напечатал разработ­ ки уроков по темам «Азот и фос­ фор», «Галогены», «Железо». Его работа «Получение ультрамарина из латненской глины» (в соавторстве с И. Беляевым) была опубликована в журнале прикладной химии. Александр Иванович — желанный гость на университетской кафедре. Отсюда он увозит в свою школу экспериментальные тетради по про- Глушкову придти к своему основ­ ному учительскому кредо: многолет­ няя школьная практика в содруже­ стве с наукой убедили его в том, что эффективность урока, а, значит, и всего труда учителя, прежде всего зависит от его умения анализиро­ вать мыслительную активность уча­ щихся на уроке. Общий подход здесь складывается такой: скажи мне, насколько были на уроке актив­ ны учащиеся, я скажу, насколько глубоко они усвоили преподавае­ мый материал. Здесь опытный педа­ гог — за полную свободу творчест­ ва учителя. Но при этом Глушков справедливо убежден в толм, что это творчество должно закономерно по­ родить продуманный комплекс уро­ ков, составляющий в своей совокуп­ ности систему прохождения каждой новой темы изучаемого предмета. Например, разрабатывая тему «Азог и фосфор», Глушков планиру­ ет тринадцать последовательных уроков, по теме «Галогены»----шест­ надцать уроков. Каждый урок при этом — звено общей цепи, звено оп­ ределенного тнпа, определенной структуры. Это уроки вводные, уро­ ки первичного ознакомления с изу­ чаемыми веществами, уроки образо­ вания понятий, уроки применения полученных знании на практике, разнообразная наглядность... Чем активнее мысль учащихся,, тем ув­ лекательнее и эффективнее урок, тем более углубляются ученики в изучаемый предмет. Недаром А. И. Глушкову удается на всю жизнь привить многим своим питомцам 'любовь х химии и физике. Александр Иванович — большой общественник, человек удивительно щедрой души. Вот заголовки очер­ ков о нем в районной газете «Дон­ ская правда»: «Молодая душа», «О таком человеке не писать нельзя»... Его коллегам по школе нужна ме­ тодическая помощь, и Глушков соз­ дает в школе группу начинающих исследователей, связывает их с уни­ верситетской кафедрой педагогики и психологии. Возглавляя производст­ венный сектор месткома, он актив­ но посещает уроки учителей, благо­ желательно делится с ними опытом. Многие годы подряд он активно выступает с лекциями в районном Доме культуры и в селах района. Руководит музыкальным кружком— учит ребят играть на пианино. Он член месткома школы, член педаго­ гического совета района. Но это не «нагрузки». Если он здоров, если на ногах,— ни дня без школы! Так — все одиннадцать пенсионных лет. Учительство для него — эго и дружба с наукой, и самостоятель­ ное педагогическое творчество, и помощь коллегам, и служба людям, и будни сельского ингеллнгента-об- щественниха. Не в этой ля щедро­ сти основной секрет профессиональ­ ной и душевной молодости этого че­ ловека, секрет непреходящего ува­ жения к нему со стороны всех, зна­ ющих его людей? Право же, в учи­ тельской судьбе, в этом образе жиз­ ни есть нечто очень характерное для педагога наших дней. И в связи с этим —- одна, опять- таки типичная, деталь. В День учи­ теля нынешнего учебного года 87- летнему педагогу была вручена на­ града — значок «Отличник народ­ ного просвещения». Ветеран остает­ ся в строю. С. ГОДНИК, преподаватель Воронежского университета, кандидат педагогических наук. С курсов Клав­ дия Ив а н о в н а возвратилась ожи­ вленной. О, как долго не была она в школе, как соскучилась по своему коллективу, по ребятам! А какие перемены произошли в ее отсутствие! Еще ранней весной заложили но­ вое здание. На стройке его труди­ лись учителя и ученики. Теперь в нем шли отделочные работы, и ско­ ро здание должны были сдать в экс­ плуатацию. Оно будет просторным, большая часть учеников перейдет в первую смену. К началу сентября все меньше знакомых молодых лиц появлялось на улицах Лебедяни. В этот год, как никогда, большинство выпускников первой средней школы поступило в вузы и техникумы страны. И ее воспитанники разъеха­ лись по разным городам. Было не­ много грустно, как бывает всегда после расставания, и чего-то не хва­ тало. Но впереди было много самых разнообразных дел. Ее назначили организатором вне­ школьной и внеклассной работы. Не терпелось скорее приступить к делу. Правда, на курсах все было предель­ но ясно, а туг она растерялась перед множеством вопросов, которые надо было немедленно решать. Все они казались главными и очень важны­ ми. — Ничего, ничего. Все будет в- порядке, — подбадривал ее дирек­ тор школы Александр Порфирьевич Казаков. Сам он полон энергии, бы­ стрый и подвижный. Тысячи дел за­ нимали его. Часто казалось, что был он в двух местах одновременно: так стремителен он в желании ничего не упустить из виду. — Составляйте план работы, а мы поможем, — на ходу посоветовал ей и умчался куда-то: близилось на­ чало учебного года. Составила. В плане внеклассной работы нашли отражение организа­ ция тематических вечеров и походы по местам боевой и трудовой славы, интересные комсомольские собрания и работа с родителями. Ока стара­ лась так распределить свою работу, чтобы ни один ученик не выпал из' поля зрения школы. Когда обсуждали план в коллек­ тиве, равнодушных не было. С са­ мого начала учебного года внекласс­ ная работа буквально захватила всех. Появлялись новые идеи, на­ метки. Их тут же разрабатывали и претворяли в жизнь. Появился школьный музей Ильича, стенд «Никто не забыт, ничто не забыто». Красные следопыты собрали бога­ тый материал по истории родного края. Учитель географии Георгий Петрович Попов посетил с ребятами совхоз «Агроном», Ясную Поляну, Горки Ленинские. Почти во всех классах были про- ОДНА ИЗ МНОГИХ гедены встречи с ветеранами труда. Многие из ребят знают пенсионерку К- И. Подморкову. Но не всем из­ вестно, что прожила эта ж_енщин.а большую и трудную жизнь,; была председателем колхоза в тяжелые годы. Об этом и о многом другом рассказала она десятиклассникам, встретившись с ними по приглаше­ нию Клавдии Ивановны Филипповой. Интересным был рассказ и другого ветерана гражданской войны и тру­ да Андрея Васильевича Пупынина об установлении Советской власти на территории Лебедянского района. Теперь в школе все чаще и чаше стали бывать родители, представите­ ли общественности. Они помогают ница Галя С. на­ чала отставать в учебе, решили поговорить с де­ вочкой по ду­ шам. Оказалось, что в доме тя­ желая обстановка. Отчим нигде не .работает, плохо относится к девоч­ ке, пьет. Совет содействия семье и Школе забил трезогу. Вызвали мать, посоветовали уйти от него. Обрати­ лись в совхоз с просьбой предоста­ вить работнице квартиру. За послед­ нее время дела Гали улучшились. Часто пропускали занятия и дети Дубининых. Выяснилось, что мать заставляет школьпихов сидеть с маленьким ребенком. — Не берут в ясли, ветила она. угрюмо от- Совет содействия обратился в за- десятнклаесннкам в выборе профес- I водской комитет и помог устроить сии, участвуют в организации вне­ классной работы. Офнпепов в от­ ставке М. В. Захарова и В. М. Ша- вырнна не пришлось долго уговари­ вать. Они охотно взялись за подго­ товку и проведение военизированной игры «Зарница». Оба возглавили школьные батальоны, учили ребят строевому делу. А когда наступило время провести «боевую операцию», к разработке ее подключились офице­ ры райвоенкомата. Составили карту, выбрали место для обороны. И вот в один из дней неподалеку от горо­ да разыгралось сражение. Были здесь разведчики и санитары, бойцы и командиры. Игрой увлеклись все, вплоть до «начальника штаба» — директора школы А. П. Казакова и политкомнссара — К. И. Филиппо­ вой. А каково было торжество ре­ бят, когда им удалось «взять в плен» самого В. М. Шавырнна! Василий Михайлович с той поры, что называется, «прикипел» серд­ цем к ребятам. Он взялся подготав­ ливать стрелков, самое деятельное участие принимает в работе драма­ тического коллектива. Да разве один он? На одной из родительских кон­ ференций по коммунистическому вос­ питанию детей Клавдия Ивановна обратилась с призывом — помочь в организации технических кружков. Откликнулись многие. —- Берусь обучить ребят управле­ нию автомашиной, — заявил А. Н. Потемкин. — Это пригодится им в жизни. Клавдия Ивановна постоянно за­ ботится о том, чтобы осуществлять связь школы с предприятиями, на которых работают родители учащих­ ся. Для этого на заводах строи­ тельно-отделочных машин и «Вет- оборудовамие». в совхозе «Перво­ майский» созданы советы содействия семье и школе. К руководству ими привлечены самые деятельные и ав­ торитетные люди. ...Когда заметили, что семикласс- ребенка в детское учреждение. И таких примеров немало. Чувствуя, что школа нуждается в их помо­ щи так же, как и они в помощи школы, родители охотно идут на все мероприятия. Для них создам постоянно действующий народный университет. С лекциями здесь, вы­ ступают учителя, врачи. Одной из интересных и поучительных, напри­ мер, была лекция врача-невропато- лога «Психико-физиологические осо­ бенности подростков». Трудно перечислить все, что дела­ ется в Лебедянской первой средней ц.коле. Вечера, посвященные хими­ кам, физикам. Ленинские чтения. Большим, содержательным вечером в районном Доме культуры был от­ мечен столе'чин юбилей А М. Горь­ кого. Здесь были показаны сцены из произведений великого писателя, прочитаны знаменитые «Песня о Со­ коле» и «Песня о Бурезестнике». Большую и интересную работу возглавляет организатор К. И. Фи­ лин-поза. Думается, что новая долж­ ность, введенная в школах в начале этого учебного года, поможет эф­ фективному решению вопросов все­ стороннего воспитания школьников. Конечно, эту работу следует дове­ рять энергичным, проверенным лю­ дям, способным к смелом творческой мысли. Именно такова Клавдия Ива­ новна Филиппова. Педагог, любя­ щий свою профессию, она является и активной общественницей. Не­ штатный лектор Лебедянского рай­ кома партии, пропагандист семинара по теории научного коммунизма, член райкома, консультант Липецко­ го пединститута. И на все она нахо­ дит время. А еще письма бывших учеников, встречи с ними. Все для нее интерес­ но, все важно. С. НИКИТИНА, соб. корр. «Ленинского знамени». В Липецкой средней школе № 5, в третьем «А» классе интересно проходят уроки пения. Здесь ребята разучивают новые песни и са­ ми аккомпанируют себе на металлофонах. Этот урок ведет учитель пения Дмитрий Исаакович Драйцель. Фото Ю. Ардашева. В связи с предстоящим вторым областным съездом учителей хоте­ лось бы высказать свои соображения по ряду проблем воспитания подра­ стающего поколения. И в первую очередь я имею в виду правонаруше­ ния со стороны несовершеннолетних. За последнее время в области про­ ведено немало полезных мероприя­ тий и принят ряд рекомендаций, на­ правленных на улучшение воспита­ ния молодежи. Но вся беда заклю­ чается в том, что эти хорошие реко­ мендации претворяются в жизнь слишком медленно, в некоторых же местах, надо прямо сказать, эта ра­ бота вообще не проводится. Пошу­ мели и забыли. Очень хотелось бы поэтому, чтобы и открывающийся съезд был не за­ вершающим этапом, а началом улуч­ шения деятельности школьных уч­ реждений в обучении и воспитании учащихся. Именно в обучении и вос­ питании. Научить ребенка читать и пцеать, складывать и вычитать может, в кон­ це концов, любой грамотный человек. Научить управлять машиной и стан­ ком, сеять и выращивать хлеб может квалифицированный рабочий, шофер, хлебороб. Но возбудить в подраста­ ющем человеке при сложении чисел, при обработке земли благородную гордость своей причастностью к тру­ довой жизни народа и многие другие чувства и качества, неотъемлемые от духовного облика советского челове­ к а,— это может и должна сделать школа. Это приходится подчеркивать по­ тому, что в большой семье наших замечательных работников школы встречаются люди, которые озабоче­ ны лишь тем, чтобы ученики знали его предмет. А воспитание? Преступление иногда совершают юноши, которые успешно закончили школу. Они писали сочинения: «Об­ раз Татьяны Лариной», «Русские женщины по произведениям Некра­ сова», но внутренне всего этого не усвоили. Значит, заученное не стало их убеждением, составной чертой ха­ рактера. А виноваты в этом, как это ни обидно говорить, большей частью наши школы. Обидно и горько пото­ му, что мы прекрасно представляем их нелегкий труд, знаем, с какой от­ дачей духовных и физических сил работает подавляющее большинство наших педагогов. Большинство ошибок в воспитании происходит из-за разобщенности се­ мьи и школы. Сегодня воспитание детей требует и от родителей разно­ образных знаний. Не каждого отца и мать удалось вооружить этими знаниями. И восполнить такой про­ бел в какой-то степени могут и дол­ жны школьные коллективы. Не надо ждать, чтобы родители за свое не­ умение воспитывать детей расплачи­ вались дорогой ценой искалеченных детских судеб. Чтобы предупредить ошибки се­ мейного воспитания или, по крайней мере, свести их до минимума, во многих городах нашей страны и об­ ласти по инициативе школ, педин­ ститутов введен педагогический все­ обуч родителей. Нужно сказать, что у нас в шко­ лах регулярно проводятся родитель­ ские собрания. На это не пожалуешь­ ся. Но польза от них подчас бывает невелика, если обсуждаются лишь итоги учебы за какой-то определен­ ный период. Иногда собрания быва­ ют вызваны чрезвычайными проис­ шествиями, и тогда сюда приходят работники милиции или прокурату­ ры. В своих информациях-докладах мы стараемся рассказать о наиболее крупных ошибках в воспитании ре­ бят, которые приводят к правонару­ шениям. Однако этого мало. Не вредно, чтобы работников админи­ стративных органов приглашали на родительские собрания и тогда, ког­ да «ЧП» не произошло. И многое можно было бы подсказать родите­ лям, от многого предостеречь. Надо заниматься, прежде всего, с родите­ лями так называемых трудных ребят, в чьих семьях далеко не все благо­ получно, постоянно искать различ­ ные формы воздействия. ~~~ К примеру, в Ленинграде райис­ полкомы выносят специальные реше­ ния, которые обязывают родителей таких детей прослушать курс лекций о семейном воспитании. Учеба эта происходит в детских комнатах при. домоуправлениях и ЖЭКах, высту­ пают работники медицинских учреж­ дений, педагоги, юристы. Причем делается это в выходные дни. Школам надо больше привлекать родителей к работе с учащимися во внеурочное время. . Заслуживает всяческого одобрения совместная деятельность родитель­ ских комитетов и учительских кол­ лективов школ №№ 4, 29, 30 Липец­ ка. Они организовали в вечернее время в своих микрорайонах роди­ тельский патруль. Родители с крас­ ными повязками выходят дежурить, поддерживают связь со штабами добровольных народных дружин. Некоторые наши педагоги основ­ ным методом перевоспитания «труд­ ных» ребят считают наказание. 13 марта этого года представительница школы № 41 Липецка привела на заседание комиссии по делам несо­ вершеннолетних пятерых ребятишек и требовала наказать их построже за то, что они плохо учатся. А что сделала школа? Судьба этих учени­ ков не рассматривалась даже на педсовете. Часто, к сожалению, думают в школьных коллективах не о том, как поставить на ноги подростка, а как избавиться от него, отослать в школу рабочей молодежи и даже в колонию. Кстати, о школах рабочей молоде­ жи. Сейчас некоторые из них не от­ вечают своему прямому назначению. По воле отдельных работников на­ родного образования они стали па­ раллельными для дневных школ об­ щеобразовательными учреждениями с облегченной программой. Учатся там зачастую ребята, которым не понравилась дневная школа или ко­ торые не понравились педагогам дневной школы. Эту мысль можно подтвердить тем, что, например, в школе рабочей молодежи № 6 Ли­ пецка из 537 учащихся 313 в возрас­ те до 18 лет, а из 145 учащихся 6— 8 классов — 115. У нас все еще встречаются факты., когда некоторые‘школы избавляются от беспокойных ребят по совершен­ но надуманным мотивам. Директор Братовсксй средней школы Чаплы- синского района т. Петухов предста­ вил в района справку о том, что ученик 5 класса Иван 3., якобы вы­ был вместе с матерью в Москву. А на самом деле этот мальчик выезжал туда к родственникам на неделю. • "Мы давно говорим об индивиду­ альном шефстве над «трудными» ре­ бятами. Сейчас это дело приобрело законодательную основу. Постанов­ лением ЦК КПСС и Совета Минист­ ров СССР «О мерах по усилению борьбы с нарушениями общественно­ го порядка» введен Институт обще­ ственных воспитателей над опреде­ ленной категорией несовершеннолет­ них правонарушителей, а недавно Президиумом Верховного Совета РСФСР утверждено Положение об общественных воспитателях. Необ­ ходимо теперь добиваться, чтобы каждый «трудный» подросток (будь он учащийся или рабочий) имел взрослого наставника — шефа или общественного воспитателя. Эти во­ просы должны быть рассмотрены школами совместно с комиссиями1по делам несовершеннолетних. •' Для того, чтобы в комплексе и правильно решались вопросы воспи­ тания учащихся, государство пошло на дополнительные материальные за­ траты — ввело в наших школах ор­ ганизаторов внеклассной и внешколь­ ной воспитательной работы на пра-* вах заместителей директора школы* Государство не скупится, когда речь идет о нашем подрастающем поколении. Но нужно прямо сказать, что во многих школах эти должно­ стные лица, ответственные за всю постановку воспитательной работы, еще не нашли себя. В отдельных случаях неправильно подошли к на­ значению таких людей. Часто это учителя-предметники, особенно в сельских школах, с прежней нагруз­ кой уроками. Им добавили только ставку завуча. Конечно, органы народного обра­ зования устранят допущенные в этом важном деле ошибки/Проблема вос­ питания всегда должна стоять в по­ вестке дня каждого учителя. А. СИНЕЦКИЙ, начальник областного управления охраны общественного порядка. Коллектив Зна­ менской восьми­ летием школы Из- малковского рай­ она трудится в условиях глубинного села. Его отличают слаженность, по­ стоянное стремление совершенство­ вать мастерство в обучении и воспи­ тании детей. Директор школы Тама­ ра Андриановна Поветкгша умеет создать творческую атмосферу в коллективе. Конечно, для этого нуж. ны и условия. А в школе было тесно. Е 1964 году решили расширить по­ мещение. Небольшую сумму выде­ лили в райисполкоме из бюджетных ассигнований, часть — из средств, полученных школьниками от учхоза. Все земляные и другие неквалифи­ цированные работы решили выпол­ нить родители, учителя, учащиеся. И через три года появилось новое помещение. Теперь занятия прово- З НАМЕНСКАЯ ВОСЬМИЛЕТНЯЯ... дятся в одну смену. Есть в этой сельской школе киноаппарат, три фильмоскопа, проигрыватель и дру­ гая техника. Дольше всего и постоянно здесь заботятся о том, чтобы все дети школьного возраста учились. Закон о восьмилетием всеобуче школа вы­ полняет на протяжении ряда лет. Но самым действенным средством, влияющим на выполнение всеобуча, Т. А. Поветкина считает совершен­ ствование учебного процесса. Забота забот Тамары Андрианов­ ны — молодые учителя. В 1966 году в школу пришла моло­ дая учительница А. И. Чечурина, не имевшая достаточного опыта работы и методической подготовки. Ей пред- Ш а, ш ж с о л ъ я о х к с т р о й к е Долгоруковиы явились инициаторами областного со: ревнования по широкому развертыванию школьного строительства. С первыми весенними ручьями открылся строительный сезон в селе Жерновнсм. Все внимание сейчас прикова­ но к строительству спортивного зала и трех классных комнат средней школы. Сюда брошены ударные силы. Кладку стен ведет бригада каменщиков во главе с Ива­ ном Дмитриевичем Черных, в которой работают десять опытных мастеров строительства. Работа спорится. Но есть у строителей трудности. Нужны бетонные перемычки, цемент. Не заготовлено оборудование для парового отопления. Из-за отсутствия этих строймате­ риалов и оборудования в дальнейшем может нарушить­ ся график работ. Совхозные строители проявили хорошую инициативу. Готовясь* достойно встретить 100-летие со дня рождения В. И. Ленина, онн решили сдать пристройку в эксплуа­ тацию к 1 августа, то есть на год раньше срока. И. ПЕРЕКРЕСТОВ. „ВОЗДУШНЫЕ ИСКАТЕЛИ" Идея создания клу­ ба «Воздушные иска­ тели» в школе № 19 г. Липецка родилась в прошлом году, когда небольшая группа ре­ бят вернулась из по­ хода Липецк—Брест.. Завуч школы Н. Д. Башкатова и молодой учитель физики В. А. Меркурьев горячо взя­ лись за создание свое­ го клуба. Так появи­ лись в школе ребята в синих куртках и пилот­ ках, с эмблемой «Ро­ за ветров». Девизом клуба стали слова: «Никто не забыт, ни­ что не забыто». Основ­ ная масса членов клу­ ба — ученики 6—8 классов. Есть свой ус­ тав, клятва. Совет ко­ мандиров клуба, при­ нимая в свои ряды Но­ вых членов, ставит оп­ ределенные условия. И главные из них — от­ личная дисциплина и успеваемость. Дважды в неделю на совете командиров или штаба клуба каждый отчитывается не толь­ ко о выполнении зада­ ний по сбору краевед­ ческого материала, но и о своей жизни, об общественной работе в отряде, подшефном классе, об учебе, труде. На заседаниях клу­ ба ребята проводят ту­ ристскую и физиче­ скую подготовку, уст­ раивают встречи с вои­ нами местного гарни­ зона, с участниками войны. Ребята собира­ ют материалы исклю­ чительно о летчиках- земляках — участниках Отечественной войны (отсюда и «воздушные искатели»). Большой материал собран о лет- чике-земляке Дмитрия Барашеве, его экипа­ же. Каждую субботу из школы голубой це­ почкой уходят в тре­ нировочный поход «воздушные искатели», готовясь к длительным летним походам на Курскую дугу и в Се­ вастополь. В. КУЗНЕЦОВА, методист Дома пионеров. ложили основательно изучить реко­ мендации методического минимума. Затем с Тамарой Андриановной они готовили планы уроков, отбирали оборудование, работали лад. рацио­ нальными приемами обучения. За по­ лугодие директор школы посетила у молодой учительницы более 20 уро­ ков: Все они тщательно разобраны, каждый успех был замечен, недо­ статки проанализированы.. Как чх устранять — об этом тоже говори­ ли. Тамара Андриановна много раз приглашала молодую учительницу на свои уроки, рекомендовала посе­ щать их у других опытных учителей. На заседании методической секции молодой учительнице предложили подготовить доклад на тему: «Ра­ циональное использование времени урока». Так постепенно, но прочно и уверенно приходило педагогическое мастерство к молодой учительнице. Помогала директор молодым учите­ лям В. К. Федосеевой и Г. Й. За- цепилиной. Заботит Тамару Андриановну не только работа, по и быт учителя, его домашние, условия. Все учителя имеют благоустроенные квартиры, обеспечены топливом. Берегут время учителя, проду­ манно составляя расписание уроков, хорошо, тщательно готовясь к пед­ советам, заседаниям методических секций и другим мероприятиям. Це­ леустремленный творческий труд учительского коллектива дает своя результаты. На протяжении ряда лет выпускники Знаменской восьми­ летней школы успешно занимаются в средних и высших учебаых заве­ дениях. С хорошими результатами эга школа закончила III четверть: не успевает только один ученик. Ре­ зультаты контрольных работ, про­ веденных в марте, подтверждают эти итоги. К следующему 1968—69 учеб­ ному году здесь собираются перей­ ти на кабинетную систему занятий, намечено приобрести еще два кино­ аппарата, три фильмоскопа и дру­ гую аппаратуру. Д. КОРНЕЕВ, инспектор облоко. ОНИ СТАЛИ КОМСОМОЛЬЦАМИ Этот вечер многие семиклассники средней школы № 5 г. Липецка за­ помнят на всю жизнь. Им были вру­ чены комсомольские билеты. На тор­ жество пришли родители и учителя. Комсомольцев приветствовали юные пионеры. Ребят поздравили также представители педагогического кол­ лектива школы, родительского коми­ тета. Им вручили памятные подарки. На вечере присутствовал местный скульптор В. Шанин. Он рассказал о своей работе над образом вождя ре­ волюции. Артист областной филармонии И. В. Сапожников прочел стихи В. Маяковского о В. И. Ленине. Со своими стихами о борцах резолюции выступил С. Панюшкин. В заключение силами школьной самодеятельности был дан кокперт. М. ПИШИКИНА .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz