Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Т 2 апреля 1968 г., ^ 86 (12 0381 СЛАВА ПОКОРИТЕЛЯМ ВСЕЛЕННОЙ! 1 ДРУЗЫ 1 Ш И - 'СПУТНИКИ Слову «спутник» синонимом мо жет служить «друг». За годы кос мической эры таких друзей-спут- ников обрела не только сама пла нета Земля. Они стали также не обходимыми помощниками чело века в усовершенствовании раз ных сторон его деятельности. Нагрузка, которую несут искус ственные спутники Земли, все воз растает и усложняется. Люди ставят перед ними задачи — од ну трудней другой, и степень точ ности, с которой задания выпол няются, — наилучшгс доказатель ство общего беспримерного про гресса науки и техники. Нынешний день космонавтики вмещает не только семилетие со дня первого в мире исторического полета человека в космическое пространство, совершенного граж данином Страны Советов Юрием Гагариным. Уже прошло шесть лет с того дня, как началась вах та спутников серии «Космос», программу которой ТАСС объ явил 16 марта 1962 года. Число этих скромных тружеников орби ты быстро наращивает третью сотню. Родилась целая система косми ческой службы погоды, известная во всем мире под названием «Ме теор». Она значительно укрепи ла авторитет метеорологической службы на нашей планете. К числу важнейших «земных» ре зультатов нашей космической программы надо отнести органи зацию системы связи «Орбита», которая позволила, в частности, вести телевизионные передачи че рез спутник «Молния-1» в отда ленные районы нашей страны. В свое время мир отдал долж ное таким замечательным сверше ниям, как мягкая посадка авто матической станции на Луну и создание искусственных спутни ков Луны. И уже совсем недавно, в канун пятидесятилетия Совет ского государства, были взяты но вые важные рубежи. Почти одно временно на «Космической арене» произошли два ярких события — автоматическая стыковка искусст венных спутников Земли, как пре людия сцепки частей будущих ор битальных станций, и плавный спуск аппарата на поверхность Венеры. Еше не оценено полно стью значение этих экспериментов. Между тем в каждом из них за ключено решение сразу несколь ких проблем первостепенного зна чения. Назовем только некоторые из них. Посадка научной лабора тории на другую планету, до ко торой от Земли надо лететь не сколько месяцев. Это раз. Затем осуществление этой посадки с по гашением второй космической ско рости, что до этого не удавалось еще ни одному летательному ап парату. И наконец — блестящее выполнение программы исследова ний, поднявших завесу над мно гими тайнами утренней звезды. Люди, наверняка, еще предпри мут немало полетов на другие планеты. Земные звездолеты, мо жет быть, не один раз посетят Венеру, Марс или Юпитер... Кто знает? ...Труден первый шаг. Эта исти на звучит особенно безоговороч но, когда думаешь об освоении кЪсмоса, где каждое продвижение вперед есть всегда первый шаг, полный риска, сомнений, напря женного труда. Л. МАРКЕЛОВА, научный обозреватель ТАСС. Ч ЕРЕЗ несколько минут после того, как был совершен вы дающийся в истории космо плавания научный эксперимент по выходу человека непосредственно в космическое пространство, группа журналистов встретилась с академи ком Сергеем Павловичем Короле вым. Было это 18 марта 1965 года. Поздравив ученого с новым успе хом, журналисты попросили его хо тя бы кратко охарактеризовать зна чение двенадцатиминутного плава ния Алексея Леонова за предела ми космического корабля. Радио журналист Юрий Летунов беседу с академиком С. П. Королевым запи сал на пленку. Часть ее, а именно ответ ученого на вопросы журнали стов, мы и предлагаем сегодня вни манию читателей. — За последние годы, когда на наших глазах совершено столько полетов в космос, мы незаметно пе реходим к иному качеству. Смотри те: летали одноместные корабли, сейчас пошли трехместные, и вот двухместный корабль идет. Можно заранее сказать, что вряд ли теперь будут летать одномест ные корабли. Вряд ли. И я думаю, что не ошибусь, если предскажу и следующий шаг. Наверное, скоро возникнет вопрос о том, что вряд ли есть смысл такие дорогостоящие системы, как космические корабли, запускать на несколько суток в кос мос. Наверное, надо их запускать на орбиту и оставлять там на весь ма длительное время. А снабжение этих кораблей всем необходимым, также доставку и смену экипажа производить при посредстве упро щенных типов аппаратов — космиче ских, которые, конечно, естественно должны иметь шлюзование для то го, чтобы выполнить свои функции, подстыковываясь к системе кораб лей на орбите. Так что вот так мы незаметно... продвигаемся по пути качественного изменения наших представлений и наших направлений работы по ос воению космического пространства пока в ближнем космосе при орби тальных полетах у Земли. Ну а если говорить о более дли тельных полетах и более дальних полетах, то, конечно, вы понимаете, товарищи, что не могут же корабли Ну, и, наконец, надо считаться и с таким фактором, что ведь может в конце концов сложиться такая ситу ация, когда один корабль должен оказать помощь другому. Но каким же образом? Ведь корабли пред ставляют собой очень защищенные в тепловом, а значит, и в прочност ном отношении, конструкции. Зна чит, можно подойти к кораблю и ни чего, собственно говоря, не сделать, ПРЕДВИДЕНИЕ У Ч Е Н О Г О Академик С. ч е л о в е к а П. Королев о первом вЫходе в о т к р ы т ы й к о с м о с летать настолько обособленно, что один корабль, так сказать, не может иметь никакой связи с другим ко раблем. Один экипаж иначе как по радио не может иметь связи с дру гим кораблем, то есть тут исключа ются вопросы взаимной выручки, надежности, дублирования, чего хо тите, даже самого простого челове ческого общения и помощи. Зачем нужно выходить в космос? Я думаю, что на это очень просто можно ответить... летая в космосе, нельзя не выходить в космос, как плавая, скажем, в океане, нельзя бояться упасть за борт и не учиться плавать. Значит, это связано с целым рядом операций, которые могут по требоваться при встрече кораблей, и, наконец, в тех случаях, когда нужно будет что-либо поправить на корабле. Мы, например, дума ем всерьез над тем, что космонавт, вы шедший в к о с м о с , должен уметь вы полнить все необхо димые ремонтно-про изводственные рабо ты вплоть, скажем, до того, чтобы про извести нужную ;гам сварку и так далее. Это не фантастика, это необходимость. Чем больше люди будут летать в кос мосе, тем больше эт.а необходимость будет ощущаться. потому что, если его просто разгер метизировать через входной люк,' то люди там погибнут. Значит, дол жна быть отработана такая система шлюзования, жизнеобеспечения и выхода из корабля, которая бы да вала возможность оказать такую по мощь. Тут можно, конечно, пофантазиро вать немного, сказать, что... если будут большие корабли, то они, мо жет быть, очень близко не будут подходить друг к другу, может быть, даже на десятки километров. Они, скажем, радиотехнически будут друг друга видеть. Спрашивается... как перейти с одного корабля на другой? Наверное, все-таки не в скафандре с индивидуальным, до пустим, КП (комплектом питания) кислородным и каким-то другим Движком. Тогда уже надо делать космическое «такси», чтобы посы лать его на большее расстояние с человеком на борту, допустим на двадцать километров. Ему надо иметь возможность видеть свой ко рабль и тот корабль, к которому он идет; дать возможность ему вер нуться на свой корабль и прежде всего подплыть к тому кораблю, к которому он идет, иметь с ним связь и на всякие там аварийные дублирования и прочее. Проще сде лать какую-то... легкую «штуку», не связанную с земной тяжестью, ко торая вам позволит передвигаться. Ваши поздравления отношу к большому коллективу разработчи ков и испытателен, которые создали и провели этот сложнейший экспе римент. Надо сказать, что первый выход человека в космос — это событие в космических исследованиях очень крупное, я бы сказал, событие, ко торое откроет путь большому на правлению в разработке космиче ских аппаратов и в космических ис следованиях. Вот, собственно, все, что я хотел вам сказать. Через сутки после этой беседы командир корабля «Восход-2» Павел Иванович Беляев впервые в истории космоплавания осуществил посадку корабля на землю при помощи руч ного управления. — Это важный момент в отработ ке космической техники, в провер ке ее надежности,— кратко проком ментировал академик С. П. Королев. Соратники и ученики выдающего ся конструктора успешно развива ют отечественное космоплавание, обогащая мировой опыт исследова ния и использования космоса в ин тересах человеческого прогресса. Автоматическая стыковка двух спут ников «Космос» — одно из замеча тельных тому свидетельств. (ТАСС). Й К Щ ш Щ К в я М . ж 1м>< НА СНИМКЕ: Аллея героев космоса в Москве. Фото Н. Грановского. (Фотохроника ТАСС). К РЫША ЛУННОГО ДОМА Даже метровый слой лунного грунта надежно укроет человека и приборы от всепроникающей космиче ской радиации, заменит по своим за щитным свойствам атмосферу Земли. Даже в течение 700 земных суток пребывания в подобном убежище опасность облучения персонала и аппаратуры будет практически рав на нулю. К таким оптимистическим выво дам пришла группа советских иссле дователей, анализируя научные дан ные, полученные с помощью ряда автоматических станций, запущен ных в СССР для изучения физиче ских условий на Луне. Одна из наиболее сложных и край не важных проблем обживания Се лены — обеспечение радиационной безопасности. На Земле сама приро- К д а ; г е к и л г п л а н е т а м Новыми экспонатами пополнился отдел кос монавтики политехнического музея. Здесь на пали демонстрировать макет космической станции «Луна-9». Экскурсоводы подробно знакомят посетителей с результатами выдаю щегося научного эксперимента, позволившего осуществить мягкую посадку на Луну. С интересом москвичи и гости столицы рас сматривают новую фотовыставку, посвящен ную К. Э. Циолковскому. Демонстрируются редкие снимки, на которых запечатлены мо менты теплой встречи «отца космонавтики» с советскими трудящимися, воинами. Привлекает внимание посетителей и новый большой стенд. «Космонавтика ускоряет науч но-технический прогресс». Художественные панно рассказывают, как космос стал новой лабораторией физиков, астрономов, биологов. Полеты звездных кораблей помогают изучать другие планеты и Солнце. Ко Дню космонавтики работники музея про водят лекции на темы «10 лет космических исследований в СССР», «Космическая медици на». Организуются выездные лекции на пред приятия и в воинские части. (Корр. ТАСС). 1 Летчик-космонавт СССР Алек сей Архипович Леонов без кисло родной маски во время обследо вания в барокамере, где созданы условия, соответствующие высоте 5000 метров. На вопрос врача о самочувствии он отвечает: «От личное!». Фото В. Черединцева. (Фотохроника ТАССЦ ТАКИМ ПОМНЮ ГАГАРИНА Мне посчастливилось не раз встре чаться с первым в мире космонав том Юрием Алексеевичем Гагари ным. Это было во Дворце пионеров на Ленинских горах, в Колонном за ле Дома Союзов, в Доме литерато ров Москвы, на Костровой площади Артека, в клубе Всероссийского ла геря «Орленок», на Всесоюзной пи онерской конференции и конферен ции молодых ученых, в ПК ВЛКСМ. Я неоднократно слушал его. Память отчетливо сохранила гагаринскую улыбку, простоту, обаяние. На трибуне комсомольского плену ма или на площади перед ребятами он был одинаково удивительно про стым человеком. Ни малейшей позы, ни йоты бремени славы. Его появле ние на любой конференции было солнечным: выходил подвижный ве селый человек, говорил просто, яр ко. В марте 1963 года в Москве про ходила Всесоюзная конференция по проблемам пионерской работы. В перерыве меня пригласили в прези диум: «Сейчас приедет Гагарин — будет выступать. От имени вожатых будешь приветствовать его». Ю. А. Гагарин приехал буквально через несколько минут. Встречали его, как всегда, бурно, восторженно. Никогда не забуду его простой, по-человечески теплой речи на этой конференции. Казалось, его необык новенному обаянию нет границ. А когда" повязывали Юрию Алек сеевичу красный галстук, он отдал салют и как-то очень по-пионерски сказал залу: «К борьбе за дело Коммунистической партии всегда бу ду готовым!». У меня хранится его автограф: Гагарин подписал свою фотографию на слеге в Артеке. Улыбающийся человек с белым голубем в руках об нимает своей улыбкой весь мир. С. ШМАКОВ, преподаватель Липецкого пединститута, кандидат педагогических наук. КАЛУГА. Много людей посещают ежедневно Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского. Его экспо зиции рассказывают о жизни великого ученого, о достижениях на шей Родины в освоении космоса. НА СНИМКЕ: в одном из залов музея. Фото Н. Акимова. (Фотохроника ТАСС). тят юшддиван иши■пни—два— В СЕРЕДИНЕ XX века мир прнзык к сенсациям. И все же весть «советский человек в космосе», как никакая другая научно-техническая сенса ция, потрясла человеческое созна ние, заставила учащенно биться мил лиарды людских сердец. Почему? Ведь $то достижение не явилось неожиданной случайностью. Напротив, оно было подготовлено всем ходом мирового прогресса, ус пехами Советского Союза в эконо мике, науке и культуре. До полета корабля «Восток» мир успел узнать слова: «одутник» и «лунник». Да и само словосочетание «человек в кос мосе», по-видимому, не должно бы ло поразить своей новизной. Оно пришло к нам из глубины веков вме сте с мечтой людей ' о покорении Пространства. Во времена античной истории это были слова из легенды. Начиная с 19 века о межпланетных полетах можно было уже прочесть на страницах научной фантастики, ко лишь в начале XX века формула «человек в космосе» была научно обоснована основоположником кос монавтики Константином Циолков ским. В середине нашего столетия над осуществлением идей Циолковского уже работали исследовательские ин ституты, конструкторские бюро, предприятия индустрии. Но и тогда формула «человек в космосе» оста валась гипотезой, правда, научно обоснованной и технически возмож ной. Только утром 12 апреля 1961 года гипотеза «человек в космосе» стала реальным фактом «советский человек в космосе». Эта грань на стыке фан тастики и реальности, эта долго жданная неожиданность, подобно вспышке, озарила сознание людей. В те дни наряду с сообщениями жур налистов и комментариями ученых было опубликовано бесчисленное множество откликов людей, не име ющих отношения к космонавтике. Перечитывая эти отклики, видишь, что народы всех стран и континентов ощутили и свою причастность к под вигу Гагарина. В этот день челове чество стало старше, мудрее, могу щественнее. Наша цивилизация по^ взрослела на целую эпоху. В статьях и откликах, посвящен ных полету корабля «Восток», авто ры невольно искали аналогии с от крытием Америки Колумбом, с кру госветным плаванием Магеллана. Журналисты пытались сравнить по лет Гагарина с полетом птицы. Же лание сравнить необычное с чем-то земным, привычным не случайно. Веками и тысячелетиями круг инте ресов подавляющего большинства людей ограничивался привычными земными рамками. Полеты первых советских ракет и спутников напом нили нам пророческие слова Кон стантина Циолковского: «Земля — колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». Наконец, в апре ле 1961 года 108 минут, проведен ные Гагариным в космосе, расковали иаше воображение, вывели интересы да позаботилась о том, чтобы защи тить нас от космических лучей, по токов протонов и электронов, про низывающих безбрежные дали кос моса. Атмосфера, словно прозрачная броня, надежно ограждает все жи вое от любых видов космической ра диации, даже от мощных потоков энергичных частиц, рожденных сол нечными вспышками. Важным за щитным экраном служит для нас и магнитное поле Земли. Оно отбра сывает прочь или захватывает в плен частицы, идущие от Солнца. Луна практически не имеет маг нитного поля. По данным «Луны-10», оно составляет от 24 до 40 гамм. Это в сотни, тысячи раз меньше зем ного. Не обладает Луна и сколько- нибудь заметной атмосферой. Зна чит, ее поверхности достигают лю бые заряженные частицы. Как же уберечься от радиацион ных бурь и штормов Вселенной? Как лучше и проще построить крепость против губительной опасности, обла дая, на первых порах, минимальны ми техническими средствами, взяты ми с Земли? На этот вопрос попыталась отве тить впервые в практике космиче ской медицины групда советских ис следователей. По данным советских специали стов, основные породы лунного грун та сложены соединениями кислоро да, кремния, магния, т. е. близки по составу земным базальтам. Однако уровень гамма-излучения здесь не сколько больше, чем на Земле. Львиная доля гамма-фона — 90 про центов — образуется за счет так называемой «наведенной» радиоак тивности. То есть гамма-лучи на по верхности Луны рождаются при взаимодействии космических лучей с породами местного грунта. И толь ко 10 процентов проникающего излуч чения дают радиоактивные элемен ты — уран, торий ц калин-40. При чем, судя по данным искусственных спутников Луны, эти элементы до вольно равномерно рассеяны по лун ному шару. Значит, полагают ученые, даже самые верхние слои Лупы могут быть панцирем от излучения. Расче ты показывают, что грунт Луны по своим защитным свойствам подобен алюминию. Таков приятный сюрприз нашего естественного спутника. Значит, кры ша из слоя лунных р ород толщиной всего в 20 сантиметров обеспечивает практически безопасное (защищает на 99,9 процента) пребывание на Лу не в течение двух месяцев. 75—100- сантиметровая «броня» гарантирует участникам экспедиции сохранение здоровья и работоспособности в те чение нескольких лет. При этом только в период солнечных вспышек люди вынуждены будут отсиживать ся в своем убежище. В остальное рремя «радиационная крепость» явит ся местом их отдыха, где они станут проводить всего 30 процентов вре мени, , Д. ДМИТРИЕВ. (ТАСС). всех за рамки мира, к которому, казалось, человек был прикован на вечно. Вероятно, первый космический рейс человека несравним, ни с каким другим шагом в покорении челове ком земных стихий. 12 апреля 1961 года человек получил право назы ваться Гражданином Вселенной. Полет Юрия Гагарина был зако номерным этапом в освоении косми ческого пространства. В том же 1961 году на корабле «Восток-2» Герман Титов провел в космосе целые сут ки, а с 1962 года орбитальные поле ты начали осуществлять по програм ме «Меркурий» и американские ас тронавты. Всего семь лет отделяют нас от кругосветного рейса Юрия Гагарина. За это время в космосе побывали один раньше считали возможность столкновения корабля с метеорным телом. С подобной критической си туацией мы не раз встречались на страницах научно-фантастических романов. Однако измерения, выпол ненные в 1958 году на третьем со ветском спутнике, и практика косми ческих полетов показали, что мете орная опасность была значительно преувеличена. В то же время косми ческие зонды позволили советским и американским ученым открыть зону повышенной радиации вокруг Земли и потоки космических лучей, идущих из области' хромосферных вспышек на Солнце. Эти источники радиации, как теперь известно, и представляют наибольшую опасность для космо навтов. перь уже не кажется неосуществи мым бесперебойное снабжение дол гоживущих станций всем необходи мым с помощью грузовых автомати ческих кораблей, а также регуляр ная сме/на сотрудников станции. В создании долгоживущих орби тальных станций заинтересованы представители многих наук. О рабо те в заатмосферной обсерватории давно мечтают астрономы. За пре делами атмосферы наблюдения пере станут зависеть от времени суток и капризов погоды. Но самое главное, появится возможность наблюдать космические объекты во всех обла стях спектра. С научно-практической точки зрения весьма интересны бы ли бы заатмосферные исследования проблемы Солнце — Земля. Извесг- ЧЕЛОВЕК И КОСМОС много космонавтов; полеты стали многосуточными, программа их зна чительно усложнилась, совершеннее егкли и сами корабли-спутники. Что же дальше? Основные тенденции в освоении космоса определились уже в первом десятилетии космической эры. Доро гу человеку в космос прокладывают автоматические зонды. Интересно отметить, что в данном случае чело век и машина впервые как бы поме нялись ролями. На протяжении ис тории человек «обучал» машину вы полнять различные операции, кото рые он сам умел делать. Процесс создания автоматов, которые выпол няют порученные им работы быст рее и качественнее самого учителя, продолжается и сейчас. Вспомним для примера работу различных стан ков с программным управлением, вы числительные машины. Необычность и сложность условий космических- полетов предъявили необходимость, а высокий урозень современной тех ники дал возможность поручить ав томатам роль первопроходцев Все ленной. Кон грольно-измерительная аппаратура выполняет функции лет- чика-испытателя ракеты и космиче ского корабля. Ученые заранее зна ют, каковы в полете будут величи ны шумов, вибрации, перегрузок и тому подобное. Приборы, установ ленные на ракетах и спутниках, рас сказали о физических условиях в верхних слоях атмосферы и в кос мических окрестностях Земли. Все это позволило оценить опасности, с которыми может столкнуться чело век в орбитальном полете. Информа ция, полученная с помощью автома тов, в значительной степени измени ла наше представление об окружаю щем Землю космическом Простран стве. Так, например, опасностью номер Исследования космоса автоматами' продолжаются и сейчас. Уже более двухсот станций-спутников серии «Космос» запущены в СССР. Эти спутники изучают в комплексе физи ческие условия в атмосфере и ближ нем космосе. Отдельные модифика ции аппаратов этой серии использу ются для испытания и отработки различных узлов и конструкций кос мических кораблей будущего. Фун даментальные проблемы космической физики решаются с помощью стан ций «Электрон» и тяжелых спутни ков «Протон». Начиная с 1966 года советским, а затем американским специалистам удалось осуществить мягкое прилу нение и выведение спутников на окололунную орбиту. Это позволило с борта автоматов получить уни кальную информацию о природе Луны и ее «окрестностей». Большие возможности использо вания автоматических устройств в исследовании космоса были убеди тельно продемонстрированы совет скими специалистами в 1967 году. 18 октября межпланетная станция «Венера-4» впервые достигла по верхности загадочной планеты. То, что астрономы не могли выяснить за 200 лет наблюдений в телескоп, приборы станции измерили менее чем за два часа. Теперь ученые все- га мира располагают эксперимен тальными сведениями о физических условиях «приземного» слоя атмо сферы Венеры. Не менее замеча тельным техническим достижением явилась автоматическая стыковка орбитальных космических аппаратов «Космос-186» и «Космос-188». Этот эксперимент открывает перспективы сборки в околоземном пространстве крупных орбитальных станций, к которым могут пристыковываться в случае надобности новые блоки, Те- но, что характер многих геофизиче- ] ских процессов зависит от солнеч ного излучения. Весьма ценную на учную информацию могут получить за пределами атмосферы также фи зики и биологи. Все эти задачи вряд ли покажутся фантастическими. Ведь уже и сейчас автоматические станции принесли нам неоценимую научную информацию. Качество и количество информа ции, получаемой с помощью автома тических станций, с одной стороны, сложность и относительно высокая стоимость заатмосферных полетов человека, с другой, с первых лет освоения космоса вызвали к жизни вопрос: нельзя ли космическую дея тельность человечества ограничить применением «умных» автоматов? Анализ событий первого десятилетия «эры космоса» позволяет с полным основанием заявить, что противопо ставление человека и машины з столь грандиозном предприятии бы ло бы в корне неверным. Даже с учетом все большего совершенство вания автоматических устройств че ловек не может устраниться от не- посродственногд проникновения в глубины Вселенной по крайней мере по следующим трем обстоятельст вам. Во-первых, даже наиболее совер шенные самонастраивающиеся авто маты могут менять программу своей работы в определенных пределах. Лишь человек-исследователь, нахо дясь на борту космической лабора тории. сможет творчески изучить и интерпретировать непредвиденные процессы и явления. Только экспери ментатор может изменить програм му и методику в соответствии с ме няющейся ситуацией в широких пре делах, недоступных машине. Нако нец, в некоторых неожиданных ситу ациях единственно правильным мо жет оказаться решение, совершенно нелогичное «с точки зрения» кибер нетического устройства. Во-вторых, не будем забывать, что людей интересует не только су хая информация, «голые факты», документальные фото- и кинокадры. Человек стремится сам пережить космический рейс, «прочувствовать» космос и, как поется в популярной песне, «на родную Землю со сторо ны взглянуть». Не случайно памят ным апрельским утром 1961 года, ко гда люди с замиранием сердца ожи дали сообщений о полете Юрия Га гарина, первыми словами человека, попавшего в космос, были: «Красота- то какая!». Вспомните, с каким при стальным интересом и дотошностью раоспрашивали космонавтов об их впечатлениях и переживаниях. В-третьих,—и это самое главное- участие человека в заатмосферных Полетах есть лишь прелюдия, при чем весьма своевременная, к новому внеземному этапу развития нашей цивилизации. Это предвидел на заре века Константин Циолковский. Он верил,, что «понемногу человек соз даст жилища в эфире. Они окружат Солнце, и богатство люд#й увеличит ся в миллиарды раз». Циолковский подчеркивал: «Земля (Необходима, как о п о р а , как б а з и с для рас пространения и упорядочения'могу щества человека в Солнечной систе ме и на ее планетах». Быть может, кто-либо из читателей в связи с прочитанным заметит что прежде надо было навести порядок на самой Земле, а затем приступить к освоению космического простран ства. Но, во-первых, выход в космос уже сейчас помогает в устройстве наших чисто земных дел (связь, ме теорология, навигация, разведка природных ресурсов), а в дальней шем возможности преобразования нашей планеты неизмеримо возрас тут. Ведь космос — неисчерпаемый источник энергии и сырья. И, во-вто рых, человечество не имеет права заботиться лишь о сегодняшнем дне, забывая о завтрашнем. А завтраш ний день человеческого общества, ■несомненно, связан с освоением и использованием космоса. Штурм космоса продолжается. Автоматические зонды уходят все дальше в глубины космоса. Можно с уверенностью сказать, что дея тельность Человека в Пространстве, начало которой было положено б#с- примерным полетом Юрия Гагарина, будет развиваться быстрыми темпа ми. Наступит время, когда вслед за автоматами нога человека ступит на- поверхность Луны, п затем и планет Солнечной системы. Залогом томУ служат космические эксперименты и* ■научные исследования, в которых теперь уже наряду с Советским Со юзом и Соединенными Штатами Америки принимают участие и дру гие страны. Б. ПШЕНИЧНЕР, действительный член Всесоюзного астрономо-геодезического общества Академии наук СССР. САПНЪ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz