Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
1 1 апреля 1968 г., М 85 (12 0378 'ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ НАВСТРЕЧУ ВТОРОВУ О бучени е школьника и достижения совр ем ен ной науки и техники Об антирелигиозном воспи тании • О чем говорят анкеты • В многодетной семье АТЕИЗМ И ШКОЛА Иногда из детских учреждений - з школу поступают дети, находящиеся под религиозным влиянием. Значит, детские учреждения плохо ведут атеистическую воспитательную' рабо ту среди дошкольников. В связи с этим возрастает нагрузка на школы в атеистическом воспита нии учащихся. Однако в большинстве своем и там дело обстоит не лучше. Есть у нас лишь некоторые школы, где руководство и педагогические коллективы со всей ответственностью относятся к проведению антирелиги озной работы среди учащихся, ясно понимая значение этого важнейшего элемента коммунистического воспи тания молодежи. В средней школе Хг 12 города Ли пецка большое внимание уделяется этому не только на уроках, но и во внеклассной работе. Здесь организо ван клуб юных атеистов, в котором отдельно проводится работа с уча щимися пятых, шестых, седьмых и восьмых, девятых, десятых классов. Демонстрируются интересные хими ческие и физические опыты, разобла чающие религию, устраиваются чита тельские конференции по произведе ниям советских писателей, имеющих антирелигиозное значение, практику ются доклады учащихся, встречи с опытными городскими лекторами. В Стегаловской школе Долгору ковского района большой популярно- * стью пользуются олимпиады молодых химиков, физиков, географов, биоло гов, вечера вопросов и ответов, те матические атеистические вечера. В педагогическом училище Лебе дяни в 1967 году были подготовлены / 40 молодых лекторов, выступающих с атеистическими и естественно-науч ными лекциями. Третий год работает факультет мо лодых атеистов, народного универ ситета общественных профессии в Липецком машиностроительном тех никуме. На нем обучается 42 челове ка. В учебном плане факультета пре дусмотрены разнообразные формы проведения занятий: лекции, семина ры, вечера вопросов и ответов, кон сультации, обзорные лекции, темати ческие атеистические вечера, про смотр антирелигиозных научно-попу лярных и художественных кинофиль мов, групповые собеседования, прак тические работы. В январе состоял ся первый выпуск слушателей фа культета. Многие из них написали зачетные работы с опенками «отлич но» и «хорошо». Среди них: «Отно шение религии к женщине» учащейся Т. Стрельниковой, «Кто такие бапти сты» Г. Клементьева, «Можно ли ве рить в судьбу?» Л. Попковой. В большинстве же школ Липецка д области атеистическая воспита тельная работа страдает серьезными недостатками. Одним из основных является отсутствие определенной системы, предусматривающей диф ференцированный подход к учащим ся младших, средних и старших классов. Анализ содержания бесед и лек ции, проводимых в школах, показы вает, что в большинстве случаев они обращены в прошлое. Сравнительно хорошо разоблачается реакционный характер религии в средние века, в дореволюционной России и совсем не раскрывается сущность религиоз ной идеологии и морали в наши дни, реакционная роль религии в социа листическом обществе. А ведь жизнь подсказывает необходимость этого. Возьмем для примера конфликт между арабскими странами и Израи лем. Богословы Израиля усиленно пропагандируют в настоящее время идею богоизбранничества израиль ского народа. При э^ом они ссыла ются на ветхозаветного пророка Моисея, который, якобы, дал изра ильтянам землю до Иордании, зая вив: «Плодитесь, как песок морской, завоевывайте землю». Такова, в наше время реакционная роль одной из библейских идей — идеи бсгоизбран- ничества. Серьезный недостаток — недооцен ка педагогическими коллективами влияния верующих родителей на уча щихся. В 1966 году учителя средней школы № 12 города Липецка прове ли исследование семей учащихся. Оказалось, что некоторые дети жи вут в религиозных семьях. Долг учителя — помочь сделать каждую семью ячейкой коммунисти ческого воспитания, детей и подро стков. И правильно поступил педа гогический коллектив средней школы № 12, организовав индивидуальную работу с верующими родителями .учеников. В большинстве же школ никакая работа с верующими роди телями не ведется. Наконец, нельзя не отметить нали чие, так сказать, нейтрального отно шения к религии на уроках отдель ных преподавателей, несмотря на то, что идея антирелигиозного воспита ния в нашей школе является одной из основополагающих. Нельзя не вспомнить о таком эпизоде. Окончив 30 классов Липецкой средней шко лы № 7, Александр Кухаренко по ступил в Ленинградскую духовную семинарию, из которой его вырвали пропагандисты Ленинградского гор кома ВЛКСМ. На мой вопрос: «Как же ты мог так поступить?» Са ша ответил: «Меня многому учили, но никто из учителей не интересо вался моим мировоззрением, а оно было религиозным, и привили мне его в семье. На уроках я изучал форму лы, правила, положения, но не было на уроках того, что бы поколебало мое мировоззрение». - В чем же конкретно заключается задача научно - атеистической пропа ганды в школе? Она заключается в разъяснении несостоятельности ре лигиозных верований, в формирова нии научно-материалистического ми ровоззрения. При этом следуе^ опи раться на достижения современной науки, которая все полнее раскры вает картину мира, увеличивает власть человека над природой и не оставляет места для фантастических вымыслов религии о сверхъестествен ных силах. Атеистическая воспитательная ра бота в школе требует определенных мер и практических дел. Прежде^ все го необходимо создать школьный со вет по атеистической пропаганде, в состав которого должны войти пред ставители партийной и комсомоль ской организаций, педагогического коллектива, родительского комитета, учащихся старших классов. Совет организует всю атеистическую рабо ту в школе, проводя ее по определен ному плану. План лучше составлять на полугодие. В нем предусмотреть организацию кабинета или уголка атеиста, специальной атеистической I библиотечки, обо- руд- оваЯие для кружков и клубов юных атеи с т о в. Важно также ве сти подгот о в к у кадров на факультетах юных атеи стов университета общественных профессий для старшеклассников, на семинарах учителей, в кружках н школах по основам научного атеиз ма для актива родителей. Форм массовой работы множест во. Это лектории, кинофестивали, устные журналы, тематические ве чера. читательские и зрительские конференции, вечера вопросов и отве тов, экскурсии, выпуск бюллетеней и т. д. В Рязанской области получили большую популярность клубы чита телей журнала «Наука и религия», в школах Ленинграда вечера-конкур сы атеистов. Конкурс представляет собой соревнование двух или трех команд, представительниц параллель ных классов. Направляет соревно вание ведущий. Оценивает результа ты жюри. Конкурсные вечера всегда проводятся по строго определенной геме и по заранее составленному подробному сценарию. Вечер-конкурс состоит из трех частей: вступления, разминки и собственно конкурса знаний. Подробное описание органи зации и проведения такого вечера можно прочитать в бюллетене № 4 нашей областной организации обще ства «Знание». Нам кажется, следовало бы при институте, усовершенствования учи телей создать научно-методический совет по атеистическому воспитанию учащихся. Этот совет оказывал бы систематическую помощь педагогиче ским коллективам школ в организа ции, методике и практике этой важ ной работы. В. ЕВДОКИМОВ, председатель научно-методиче ского совета по пропаганде атеизма областной организации общества «Знание». Е СЛИ ЗАХОДИТ разговор о семейном воспитании де тей, . учителя Жерновской средней школы Долгоруковского района всегда приводят в при мер семью механизатора совхоза «Долгоруковский» Алексея Тимофее вича Крюкова. Поначалу мне А. Т. Крюков поче му-то представлялся человеком стро гим, неразговорчивым. Однако вскоре мое мнение об Алексее Тимофеевиче переменилось. Он оказался чело- веком добродуш- ■ ■ «и ■ '■ ным, простым, об щительным. О сво ей семье расска зывает тепло, за-, душевно. По все му видно, что он очень горд и т с я своими детьми, их учебой, поведени ем. Обо всех говорит уважительно, с любовью. Сыновья Крюкова — Николай и Василий уже закончили школу. Хо рошо ■ трудились. Сейчас служат в Советской Армии. Оба сержанты, танкисты. Часто присылают домой теплые письма. — Хорошие ребята, —. говорит Алексей Тимофеевич. — Уверен, что честно выполняют свой долг перед Родиной, не подведут меня. Не нарадуется отец на свою д1чь Валю. Она студентка первого курса Елецкого пединститута. Будет учи тельницей математики. Кстати, та кие специалисты нужды Жерновской школе. Остальные дети учатся в школе: Иван — в девятом классе, Нина — в седьмом, Татьяна — в пятом, а са мый маленький Володя — в третьем. Алексей Тимофеевич сожалеет, что самому не удалось получить среднее образование. В годы войны окончил всего четыре класса. Подростком сел на трактор. Да так и остался. Женился. Пошли дети. Все внима ние было уделено им. Встречалось немало житейских трудностей. Но никогда не падал духом, С женой все время живут дружно, в ладу. В войну она тоже, будучи девчонкой, работала трактористкой. И сейчас продолжает трудиться. В совхозе выращивает свеклу. Ей вся семья помогает. Бывает, Алексей Тимо феевич закончит свою смену по раньше, придет домой, соберет! ре бят, пришедших из школы, и идут в поле помогать маме полоть или уби рать свеклу. И никто из детей не от казывается от работы. Знают, что так нужно. Всячески стараются об- малых лет уважительно относиться к ним, избегать всяческих моральных травм, которые могут принести не поправимый вред. Дети одинаково восприимчивы как к хорошему, так и к дурному. Немаловажное 1значение имеет по купка детям одежды, обуви. В боль шой семье всем сразу обновки не сделаешь. Кому покупать в первую очередь? Следует это хорошо про думать. Пусть дети сами скажут. ГОРДОСТЬ СЕМЬИ КРЮКОВЫХ легчить ей и домашний труд. Но Екатерина Иванозна и Алексей Ти мофеевич трудом детей не злоупо требляют, лишнего не допускают. Нужно, чтобы ребята имели время и для подготовки уроков, и отдох нуть, поиграть, почитать книги. К тому же Алексей Тимофеевич и сам любитель чтения. В доме всегда есть свежие номера газет «Сельская жизнь», «Комсомольская правда», журналы для детей. Иногда ребята принесут интересную книгу и до поздна читают всей семьей. Потом долго обсуждают. О своей семейной педагогике Алексей Тимофеевич рассказывает скромно. Все у него делается как-то просто и вместе с тем умно, спокой но. В семье все уважают друг дру га, к детям родители относятся оди наково, никого не выделяют, нет у них любимчиков. Такое отношение создает атмосфе ру дружбы, _ согласия, уважения. Алексей Тимофеевич считает это очень важным условием правильного семейного воспитания. Оно исктю- чает такие пороки, как ханжество, лицемерие, нечестность. — Чтобы дети росли здоровыми и уравновешенными,' — продолжает Алексей Тимофеевич, — следует с Семейный бюджет они знают и всег да рассудят правильно. И никто не будет в обиде. Как-то мне пришлось быть свиде телем разговора двух мальчишек. — Моему брату сегодня купили новый костюм, — говорил один, — знаешь какой? Во!.. В его словах не было ни тени за висти, а скорее, наоборот, чувство ■гордости. Видно, что он знал об этом заранее, совет и обсуждение покупки проходили, во всяком слу чае, в его присутствии. И он против этого ничего не имел. Некоторые родители увлекаются различными мерами наказания, уг розами, не говоря уже об окриках и грубостях. Алексей Тимофеевич ре шительно против таких мер воспита ния. — Я одно только скажу, — гово рит он, — ремень и грубое слово — плохие помощники. Этим ничего не добьешься. Ребенок может на время и присмиреть, но злоба и обида мо гут остаться на всю жизнь. Большое значение в воспитании де тей А. Т. Крюков придает связи со школой, с учителями. Все дети Крю ковых, рассказывали мне в школе, уважительно относятся к учителям, охотно выполняют любое дело, от них никогда не услышишь грубого слова, возражений. Но они и не под-* халимы. О таких говорят: хорошие, простые ребята. Почему так получается? А потому, что в семье Крюковых об -учителях говорят только уважительно, с их мнениями считаются. Учитель в гла зах ребенка всегда прав. Действия учителей в семье поддерживают. И это правильно. ■ I .п.г.»— • А ведь бывает сколько хотите случаев, когда ка кая-либо сердо больная мамаша по первому капри зу своей дочки готова сказать об учителе что угод но. А потом при дет еще в школу с претензией: поче му ее дочку плохо учат, Алексей Тимофеевич никогда не пренебрегает советом учителей, часто сам обращается к ним,ч аккуратно посещает родительские собрания, просматривает дневники ребят, сле дит за выполнением домашних за даний. Пример родителей. Это далеко' не ново. Всем известно, что отец и мать своим характером', своими взаимоот ношениями формируют нового чело- ■ века, влияют на его развитие с са мых малых лет. Здесь и отношение друг к другу, к труду, соблюдение выработанных моральных принципов, чувство ответственности. Нередко можно услышать: пусть школа учит и воспитывает, учителя за это деньги получают. Так могут говорить только самые безответ ственные родители. Таким не услы шать слова похвалы в адрес их де тей. А о детях Крюковых говорят: — Хорошие будут люди! В. СТЕЦЮК. % ' V ✓ ’*' ' -• Ш Я к ^ * 4 4 - < 5 1 Ш) УЧЕНИК О п Ь и п ВЫБИРАЕТ к о г о с о ц и о л о г и ч е с ПРОФЕССИЮ и с с л е д о в а н и я н Ознакомление учащихся общеоб разовательных школ с различными, наиболее распространенными профес сиями в народном хозяйстве имеет большое воспитательное значение. На основе его расширяется круго зор и облегчается выбор жизненного пути. Знакомят с профессиями учи теля всех поедметов как на уроках в процессе изучения основ наук, так и на практикумах, на факультатив ных и внеклассных занятиях. Все это влияет на формирование профессио нальных интересов и склонностей учащихся, а, следовательно, дает им известную практическую и , психоло гическую подготовку к трудовой дея тельности. Советы родителей в выбо ре профессии, разумеется, большое значение. имеют Какова же профориентация вы пускников 8 и 10 классов лебедян ских школ в этом году, каковы воз можности их трудоустройства в на шем районе? Чтобы ответить на первый вопрос, среди учащихся 8, 9, 10 классов школ города и рай она была проведена анкета. Сейчас мы не имеем возможности дать сводку ответов учащихся по всем школам, но полученные ответы по ряду учебных заведений позволяют сделать некоторые выводы. Так, по средней школе Лв 2 ответы учащих ся можно классифицировать в про центах: ” ’ ' 1. Желают учиться дальше 2. Поступить на производство 3. Количество избираемых профес сий. Среди учащихся 8 и 9 классов желают быть учителями 30 процен тов, шоферами — 25, токарями — 15, не выбрали профессии 25 процентов_. Выпускники 10 классов избрали 15 профессий. На производстве желают работать 15 процентов, а остальные хотят учиться дальше. Перечислим избранные профессии: радиотехни ков — 2 человека, инженеров — 4, агрономов — 2. торговых работни ков — 2, бухгалтеров — 2, учите лей — 1, врачей — 1, физкультур ных работников — 2, поступить в военное училище — 3 и т. л. Отметим, что из 25 выпускников хотят получить образование и рабо тать в сельской местности — 2 че ловека, в промышленности — 9. . 1 X X X ‘ Ж 1 * г з XX о 2 т и ф • ж Ч * «Xх 67% 100% 85% 33% — 15% 19 10 15 ящиков выбрали не произ- П в водственные профессии, трое соби раются работать на производстве. Такова картина профинтересов вы пускников городской школы. Сведе ния других городских школ, совпа дают. Посмотрим, какова профориента ция учащихся сельских школ. Из 67 выпускников Агрономовской сред ней школы желают получить сель скохозяйственное образование и ра ботать в сельское хозяйстве 16, в промышленности (техники, инжене ры) 12 человек, по непроизводствен ным специальностям 39. и з 47 вы пускников Куйманской средней шко- лы желают получить сельскохозяй ственное образование и работать в сельском хозяйстве,— 14, в промыш ленности—2, по непроизводственным специальностям — 31 человек. Сопо ставим эти данные в процентах: Наименомнке Лебедянская средняя школа .\ге 2 Агрономовская средняя школа Куйманекая средняя школа Таблица показывает сходство и различие профинтересов выпускников городских и сельских школ. Общая черта — это склонность большин ства (56 процентов) выпускников к непроизводственным профессиям, а отличие состоит в том. что 26 про центов выпускников сельских школ, где проводятся факультативные за нятия по сельскому хозяйству (про изводственное обучение в неполном виде), хотят получить специальность и работать в' сельском хозяйстве. В лице таких выпускников сельское хозяйство получает перспективные кадры. Решающую роль в воспита нии у учащихся "интересов и любви к сельскому хозяйству выполняет сельская школа, т. е. целенаправлен ное политехническое трудовое обу чение с сельскохозяйственным укло ном. К сожалению, городские школы явно недостаточно (8 процентов) ориентируют своих учащихся на сельскохозяйственное производство, в то время, как потребность в ква лифицированных кадрах очень вели ка в нашем районе. Об этом красно речиво говорят цифровые данные, полученные нами от уполномоченно го по трудоустройству при исполко ме Лебедянского райсовета. В 1968 году потребуется механизаторов (трактористов, комбайнеров, механи- «• « У 1 о о с $1 1 а •Нчо о 2 ою < ю I! -Д а О ФО, с ? и х С X X х 5 • п р о ц е н т а х 8 / 36 46 22 17 58 30 4 65 — 331, животноводов — 100, зоотехников, ветврачей и фельдше ров, сантехников, бригадиров живот новодства — 40. Требуются агроно мы, садоводы, овощеводы. В обшей сложности — около 500 специали стов высшей, средней и низшей ква лификации. Спрос на кадры для промышлен ности и специалистов непроизвод ственных профессий в наш?м районе также большой. В 1968 году только по четырем нашим предприятиям потребуется токарей, слесарей, свер ловщиков и фрезеровщиков — 120. Требуются врачи, медсестры, тех ники связи, продавцы, воспитатели детских садов и другие. Следует признать, что у учащихся 8 и 9 классов еще не сложились про фессиональные интересы из-за недо статочного развития кругозора. Школа может многое сделать, чтобы основная масса учащихся 8 классов продолжила свое образо вание в десятилетке. Педагогические коллективы призваны так направ лять интересы учащихся, чтобы удо влетворить потребность народного хозяйства в кадрах. Н. ПУПЫНИН, председатель Лебедянского рай онного отделения педагогическо го общества. Этот учебный год особенно зна менателен для детей колхозников из сельхозартели им. Крупской Чаплыгинского района. Колхоз построил новое здание школы со светлыми просторными классами. НА СНИМКЕ: идет урок ариф метики в четвертом классе. Фото Ю. Ардашева. К О Н Ф Е Р Е Н Ц И Я н ам е ч а е т пути О Л И М П И А Д А П О Х И М И И Состоялась четвертая областная химическая олимпиада школьников. Ей предшествовали школьные и рай онные (городские) олимпиады. На третий тур в Липецк съехались по бедители—89 человек, в том числе 50 учащихся из сельских школ. Анализ работ показал, что уровень подготовки учащихся по химии не сколько возрос. Они могут решать задачи, применяя знания по алгебре, физике, материал факультативных курсов. Отрадно отметить, что уча щиеся городских и сельских школ имеют почти равноценные знания. Радует и то; что у многих школьни ков выработался стойкий интерес к химии, они много й серьезно занима ются. Так, например, Анатолий Не стеров в 1967 году и Люба Кирпиче- ва в 1966 году на областных олим пиадах заняли !ретьи места, а те перь— оказались сильнейшими, ; , М. ПУШКИНА, зав. кабинетом химии института усовершенствования учителей. С о н е р ш е н и о с е р ь е з н о — Кем твоя мама работает? — Тренером по гимнастике. — А что она делает? — Детей переворачивает. * * * — Папа, я четверку принес. — Молодец, сынок, поставь ее в холодильник. * * * — Мятная конфета? А кто ее мял? Советская школа стоит на пороге осуществления всеобщего среднего обучения, перехода на новые учеб ные платы, введения трехлетнего начального обучения. Содержание обучения приводится в соответствие с /современными достижениями нау- хи и техники. В периоды значительных качест венных изменений в работе школы партия и правительство всегда сове товались с учительством. Наглядное свидетельство тому — созыв летом этого года 3-го Всесоюзного съезда учителей. Сейчас в городах и районах обла сти проходят предсъездовские собра ния и конференции, на которых ра ботники народного образования дер жат совет. На днях состоялась кон ференция учителей Правобережного района Липецка. С докладом «О со стоянии и мерах дальнейшего совер шенствования учебного процесса» выступил заведующий районе П. И. Макаров. Анализируя состояние учебного процесса в школах района, докладчик отметил, что многие учи теля, отдельные педагогические кол лективы школ, таких, например, как 1, 3, 12, 19, 43, успешно справляются с задачей обучения и воспитания де тей, добиваются глубоких и прочных знаний. Они продолжают творчески работать над совершенствованием учебного процесса. Накопили поло жительные результаты и многие учи теля начальных классов, работающие по экспериментальному плану трех летнего начального обучения. Вместе с тем, были отмечены х а рактерные недостатки в работе школ, в преподавании школьных дне циплин. Но речь шла не просто о недостатках. Особенность работы конференции состояла в том, что выступающие старались проанализи ровать причины, порождающие эти недостатки и срывы в работе, разо браться в трудностях и препятстви ях, которые еще встречаются в де ятельности школы и учителя, опре делить пути и средства дальнейшего совершенствования учебного про цесса. , Не случайно разговор сосредото чился на повышений роли учителя, как центральной фигуры организации учебного процесса. — Каков идейно-политический уро вень и культурный- кругозор педаго га, — говорил докладчик, — какова его научная и методическая квали фикация, такова и постановка обуче ния и Боепитания в школе. В самом деле, теоретические и ме тодические ошибки в преподавании, слабые знания учащихся, как прави ло, наблюдаются у тех учителей, ко торые не работают систематически над собой, не пополняют запас зна ний, несколько поотстали от жизни, от бурного развития современной науки и техники. В. ряде школ, на пример, слабо используются техни ческие средства в учебном процессе. Чем -объяснить такое положение? Да тем, что далеко ке каждый учитель достаточно хорошо владеет этими средствами. Мысль о необходимости постоянно совершенствоваться, за- ниматься самообразованнем выска зала в своем выступлении завуч средней школы № 17 Мария Федо ровна Садикова. — .Не так-то просто, — сказала она, — войти учителю назавтра в класс, если он не просмотрел сегод няшних. газет, не восстановил в па мяти прошлого и настоящего матери ала. Как много знаний требуется учителю: к каждому уроку ему нуж но готовиться всю жизнь. Учитель — боец идеологического фронта, а предмет, который он пре подает,— его оружие. — Поэтому, — говорит . другой оратор, учительница средней шко лы № 16 Нина Сергеевна Некрасова, — учитель должен хорошо знать свой предмет, мастерски владеть этим оружием. В связи с этим выступающие вы сказали пожелание в адрес органов народного образования и руководи телей школ: пересмотреть и органи зовать работу учителя таким обра зом, чтобы у него было достаточно времени для самообразования. Речь шла о более экономном расходова нии рабочего и личного времени учи теля, о .научной организации его тру да. Одним из основных направлений в дальнейшем совершенствовании учеб ного процесса является активизация познавательной деятельности школь ников. КакиМи путями, какими мето дами решать эту задачу? Коллектив средней школы №■3, ■например, решает ее путем развития у учащихся интереса к знаниям и наукам. Эта проблема, сказала завуч школы Зинаида Никитична Иноземцева, проходит красной ни тью в планах и деятельности всех наших организаций. . При изучении того или иного предмета учителя стараются больше давать такие за дачи и упражнения, лабораторные и практические работы, которые но сили бы исследовательский и поис ковый характер, содержали элемен ты творчества. Большое' внимание коллектив учителей уделяет поста новке проблемных вопросов и диф ференцированному подходу к обуче нию школьников. Учителя .начальных классов Е. С. Студеникина (средняя школа № 43) 'и Н. И. Моргачева (средняя школа Л» 5) поделились с участниками кон ференции опытом организации учеб ного процесса с учетом дифференци рованного подхода к обучению де тей. Среди разнообразных методов ак тивизации мыслителоцой деятельно сти школьников, воспитания у них интереса к знаниям существует и метод игры. Игровая деятельность, как метод обучения и воспитания, не нов, он давно признан нашей педа гогикой, —- сказал старший препода ватель Липецкогб пединститута С. А. Шмаков. Ушинский, Толстой, Горький, Ма каренко, Крупская оставили очень много материала по проблемам игры в обучении и воспитании детей. В игре можно проверить возможности ребенка, его взгляды на жизнь. К сожалению, игра, как метод обуче ния и воспитания, во многих школах незаслуженно забыта. < На конференций состоялся полез ный разговор о дальнейшем совер шенствовании учебного процесса. В. ЩЕГЛОВ, нештатный корреспондАзт «Ленинского знамени». СТРАНИЦА ПОДГОТОВ ЛЕНА НЕШТАТНЫМ ОТ ДЕЛОМ ШКОЛ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz