Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
7 апреля 1968 г., М 82 (12034) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 3 ИЗ ЦИКЛА „ЛИПЕЦКАЯ МАГНИТКА" П Л А М Я Крич ат мне: — Грешен? Сюда причаливай. а в руки кисти». Работают здорово — быстро, чисто. Бригаде кровельщиков «Липецк- Не трусь, парень, Кровлю заливают * строя» Н. Фетисова. Валяй в гудрон. как всегда, на пять, л Оставить о себе память Мы так проварим Только поспевай йм не так легко. Твое нутро, смолу подавать. Вскипает пламя что станет прочным, «—Давайте с нами!» — в сто языков. Не загниет, сверху кричат. Долбит и лижет и По-рабочему ...Бушует пламя оно котел Запоет у в сердцах ребят. И дымом рыжим стихи нам кровные - в людей метет. И едким паром смолы кипящей, До мелочей, и даже кровли Нашей прочней... АРМАТУРЩИЦА И резким шквалом Чем дальше—стрелы Видать, веселая натура, брызг летящих. Все чаще в шутках Ей все бы песни распевать. Работать трудно и все острее их прибаутки. Поет и вяжет арматуру в таком чаду. «— Нашли се ровню, — Как будто это... кружева. Так орудуют ворчит Фетисов,— И так свободно о колено — лишь черти в аду. А ну за кровлю, Гнет прутик в палец толщиной, А черти здешние — на крышу, быстро! Что даже парни ошалело народ отчаянный. Шутки в сторону, Глядят, качая головой: «Такая попадется в жены, Чуть что—так и согнет в дугу», А Валя с двадцати саженей Усмешку им роняет с губ. Но сняв брезентовую робу, Переоденется и вот Такой вдруг станет хрупкой, робкой. Что даже оторопь берет. Да полноте, она ль оставила В железе нежных пальцев жар. Но на лице ее усталость Так обаятельно свежа. Ей не до флирта и кокетства, Девичьей нежности полна, От пошлости и грязи с детства Она трудом защищена. Со всеми ласкова, любезна, А кто навязчив, так шугнет... А уж полюбит—так железно, На край земли за ним пойдет. к. соколов. ПЕРЕД СЕМИНАРОМ ЛИТЕРАТОРОВ Послезавтра у нас, в Липецке, начинает работу очередной областной семинар молодых писателей — третий по счету. Каждый такой семинар является смотром наших литературных сил, наших творческих возможностей. Начинающие авторы готовятся к не му тщательно — придирчиво отбирают свои лучшие произведения, с которыми не стыдно будет пока заться перед собратьями по перу. Участвовать в се минаре — и почетно, и в то же время ответственно, и не все рискуют вынести на литературный критиче ский суд свои работы. Здесь скидки не делают ни кому. В литературе нет ни молодых, ни старых. И единственным критерием, служащим для оценки произведения, является его качество. Со времени последнего, второго, семинара про шло два с лишним года. Часть из тех рукописей на ших литераторов, которые обсуждались тогда, ны не стала известна читателям, обрела свою самосто ятельную книжную жизнь. Иные так, к сожалению, и остались лишь рукописями. Что ж, это закономер ное явление. Право на существование получают лучшие. Естественно, что и на нашей нынешней литератур ной ассамблее возникнут горячие споры, дискуссии. Но как бы ни были они горячи, — в основе будут — искренность ц доброжелательность. Только так! Ведь все мы болеем за успех дела и, конечно же, радуемся появлению всякого нового, интересного имени, каждой новой талантливой рукописи. Да, од ни уйдут с обсуждения довольные, других, возмож но, постигнет неудача. Что поделаешь, кроме себя, винить, в общем-то, некого. Слишком расстраивать ся по этому поводу не стоит, а лучше будет — из влечь из критики все наиболее полезное, рациональ ное и, не смущаясь, вновь садиться за письменный стол. Работой нынешнего семинара будут руководить писатели Москвы, Воронежа, Тамбова и наши ли пецкие члены Союза писателей. Для предварительного ознакомления московским писателям были посланы некоторые рукописи сти хов и прозы. На семинаре, в частности, будет рас сматриваться сборник стихов Анатолия Третьякова— студента заочного отделения Литературного инсти тута им. Горького, ныне рабо тающего на Новолипецком за воде. Участником семинара будет и десятиклассница Борисов ской средней школы Добров- ского района Таня Исковских. Таня пишет стихи недавно, но уже не раз публикова лась на страницах районной и областной газет. Молодой поэт Борис Капуста представил на об суждение сборник своих стихов «Утро». «С землей в обнимку» — так назвал новый поэ тический сборник сотрудник областной газеты «Ле нинское знамя» Александр Васильев. Этот сборник также будет детально обсужден на семинаре. Работник этой же газеты Анатолий Жаренов по желал, чтобы опытные литераторы высказались о его очередной повести «Частный случай». Это уже пятая книга, написанная способным, многообещаю щим автором С одной из них читатели уже имели возможность познакомиться; роман «Яблоко Неме зиды» напечатан в двух последних номерах журна ла «Подъем». Думается, интересно должно пройти обсуждение рукописи молодого писателя, сотрудника областной молодежной газеты «Ленинец» Владимира Савелье ва. Его повесть «Мы — 19-й год» широко знакома читателям этой газеты, так что желающих высказать свое мнение об этом произведении, видимо, най дется немало. И, наконец,—работа инженера Лебедянского ма шиностроительного завода Анатолия Куркова. Он закончил большую повесть о писателе А. И. Левито ве. Называется она «Перед бурей». Но само собой понятно, что обсуждением только этих произведений дело не ограничится. Многие и другие наши литераторы получат возможность ус лышать квалифицированное мнение о своих работах. А это, безусловно, поможет начинающим писателям лучше и зорче вглядеться в себя, понять свои силь ные и слабые стороны. Настоящий областной семинар мы думаем прове сти как большой праздник литературы. В дни про^ ведения семинара состоятся широкие встречи лите раторов с трудящимися Новолипецкого и трактор ного заводов, с читателями областной библиотеки, со студентами педагогического института. В. ДОБРЯКОВ, ответственный секретарь липецкой писательской организации. К А М Е Н Щ И Ц А Девушка в брезентовой спецовке Поднялась с рассветом на леса. Радуется солнцу, как обновке, Смотрит в голубые небеса. Красота какая! В поднебесье Зданье новой школы вознеслось. Повенчали труд с веселой песней— Так в стране Советской повелось. Мастерок мелькает то и дело В загорелых девичьих руках. Валентинка — каменщик умелый, Юность прославляет на века. День в разгаре, солнечные блестки Расплескались всюду на траве. Девушка, поднявшись на подмостки, Строит людям счастье на земле. А. ВОРОТЫНЦЕВ. С ол Огонь снарядов долбит небо, Но тучи спрятали луну. Солдат ни разу дома не был С тех лор, как взяли на войну. Не знал солдат, что на рассвете Морозный воздух рассекут Три ослепительных ракеты —- Сигнал к атаке подадут. А где-то там, вдали от боя, Девчонка ждет давным-давно Войны последнего отбоя И смотрит пристально в окно. Не знает, что безусый парень ! Не сменит больше на гармонь Свой автомгт каленой стали, Навечно втиснутый в ладонь. Склонись пред ним, ровесник \ 7 юный—• Здесь жизнь подключена нааечно Нетленной славой у пламенным сердцам. Идут сюда от мала до велика С гвоздимой краской, с солнечным теплом, Идут отдать сынам страны великой — строго, Как неприступной крепости броня. Всегда с надеждой, верой и тревогой. Глаза отцов из вечного огня. В. ЗЖИКИН. Рисунок В. Прусакове. Он пал на вздыбленном снегу. О чем при встрече с пулей думал — Узнать сегодня не могу. Присыпан чуб колючим снегом, Замерзли льдинками глаза. Застыл солдат в цорыве смелом И что-то нам не досказал. Солдат, тебя мы не забыли. Твой подвиг в памяти храня, Из бронзы памятник отлили Со светом вечного огня. Огонь колышется на плитах И отражается в глазах. Мы четко слышим у гранита Все то, что ты не досказал. Н. ПОДЗОРОВ. А по ночам сжигали осень, На перекрестках взбив костры, Для жара пущего подбросив Посуше, похмельнец листвы. Огонь, хрипя, на лист валился, И шел исподтишка—с боков. А лист С последним ветром взвился, Встряхнулся — да и был таков. Счтех пор как будто бы опальный В прикрытии буйствующих трав Он потихоньку истлевает, Горенья так и не узнав. С. МЕКШЕН. П о Нас в бору — трое: Два сердца больны: И одно молодое, пять ног на троих~. Грибов — ни шиша, бредем не спеша, Я молод совсем, а они-—ветераны. В лесу разомлели их старые раны, их старые шрамы... И вспомнили битвы мои ветераны. А сами смеются, седые мужчины, Смеются, что небо не черно, а сине; Смеются до слез (слезы им не помеха). А, может быть, слезы совсем не от смеха. А я понимаю. Я тоже смеюсь, ' я тоже шагаю. Шагаю по Брянщине я рыжйх веснушках. О, как это сложно — увидеть их души, Узнать пережитое... Ясно и просто Спросить про деревни, деревни с погостами, Деревни, которые нужно оставить, Понуро пройдя большаком измочаленным... г р и б ы ...Они вспоминают,, хоть тяжко, хоть больно порой до отчаянья. Они вспоминают леса в окружении, Вот эти ж леса, только с запахом гари, Где мина на мине, как смерть без движенья, Где каски у рваных воронок снимали... И вспоминали битвы мои ветераны... А сами смеются, седые мужчины. И старая Брянщина тихою ранью Глядит мухоморами лишь, а не минами, Как прежде бывало... Бредут ветераны, Ногой поддают королей- мухоморов И дышат грибами, озоноХл и бором. Грибов не находят.— чуть злятся и спорят..* А я между ними шагаю. не спорю. ...Я понял их. О, я многое понял! А. БОРОВКОВ. г. Елец. ЖУРАВЛИ ЛЕТЯТ Журавли летят, журавли летят! Слышишь душу-щемящий крик?, Вижу твой, старик, повлажневший взгляд, Понимаю тебя, старик. У меня самой слезы просятся. Так давай постоим молчком. Грусть весенняя — будто по сердцу, Как по звонкой струне, смычком. Журавли летят, стая гордая, А один обронил перо.., Вслед за юными нам „ по городу На вокзальный придти б перрон. — Где тут поезд наш, на каких путях? И — в карман проездной билет. Журавли летят, журавли детят! Нынче нам по семнадцать лет. Как весной легки , расставания, Вей дорожная маята! Как весной близки расстояния В те места, где живет мечта! А. СИНЕЛЬНИКОВА. г. Елец. * Ф 4 \ Ф Ф \ ! Ф Ф Ф \ ! Ф \ Ф Ф \ Ф Ф Ф Ф Ф ДЛЯ САМЫХ к н и г и ( И з н о в о й ЗИМНЯЯ ПЕСЕНКА Шубу зима шила, В поле расстелила, Петельки метала, Тихо напевала: — Белая шубейка, Зернышки погрей-ка, По оврагам не беги, От мороза стерегиI Солнышко пригреет, Рожь зазеленеет. Будет булок много Д ля села родного. А ребятам маленьким Бублики да пряники! ГОРЕ\ МИШКИ Горе маленькому Мишке, Разорвал свои штанишки' В куЛачск зажал дыру, И ревет: — Умру, умру! МАЛЕНЬКИХ с т и х о в ) Тут сестренка подбежала, — Погоди, не умирай! Кулачок ему разжала, И штанишки залатала Белой ниткой через край! ПАПА ПРОГЛЯДЕЛ Долго, долго наш Мишутка Возле лужицы ходил, Долго, долго наш Мишутка Глаз на лужицу косил! Толькд папа отвернулся, Наш герой быстрей нагнулся . Лужу вдребезги разбил! СКУЧНО — Почему луна одна Светит в вышине? Мама, надо бы купить Братика луне! Н. ГОЛОВИНА. г. Данков, ф Ф ф ф Ф ф ф Ф ф ф ф ф Ф Ф ф ф ф ! Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф ( Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф > Всегда в апреле реки рвут Упругость ветра. 5 ; Свои седины. Упрямо движутся вперед, I ; И вот они плывут, плывут — Назад — ни метра. | ; Громады-льдины. В апреле их порыв един. | Плывут, чтоб первыми Всегда так будет... | ; пробить Упорству у плывущих льдин | Дорогу лету. Учитесь, люди! | | А что нужнее может быть В. АЗАРИН. 1 | Работы этой! | Им нипочем водоворот, Рис. Н. Сбитнёва. О Н И ВПРАВДУ Походил на дятла: длинная жилистая шея, узкое лицо, на котором выделялись маленькие колючие глаза И огромный крючкообразный нос, будто предназначавшийся кому-то другому и доставшийся ему по недо разумению. Во время работы он постоянно придерживал щиток-забрало ру кой. По этому поводу монтажники шутйли: нос мешает. Нос Петровича был предметом по стоянных насмешек, к которым он. казалось, был совершенно равноду шен. Может быт* потому, что вооб ще был неразговорчив, угрюм, с то варищами по работе желания сбли зиться не проявлял. И те платили ему плохо скрываемой неприязнью. На смену Петрович приходил за полчаса до начала, настраивал и подключал нехитрый инструмент, и точно в назначенное время приступал к работе. Работал, как говорят, от звонка до звонка: ни минуты меньше, но и ни минуты больше. Прекращал работу, если даже оставалось пол метра шва. Начальство втайне недолюбливало Петровича, но премии он получал ис правно, и имя его постоянно называ лось в числе передовиков. Иначе не могло и быть: никто из сварщиков при случае не мог похвастать такими высокими процентами, как у Петро вича. Что же касается качества, то и тут престиж Петровича был непре рекаем и непоколебим. Никто не мог положить шов так аккуратно и так быстро, как Шетрович. Будь то вер тикальный или горизонтальный, труб ный или фигурный. ...Сварщнком-верхолазом Славка стал ре случайно. Вообще-то он соби рался стать летчиком. Но на комис сии у него обнаружили какие-то шу мы в сердце. • И тогда он поступил на курсы сзарщиков-высотников. Не авиация, но все же высота... И вот щервый день работы. В во семь часов Славка вместе со своим наставником был на площадке. В наряде работа значилась как «оформ ление колонн металлоконструкций фонарных переплетов на отметке плюс 47 метров». Славка посмотрел вниз, и сердце у него невольно сжа лось. Он сделал инстинктивный взмах руками, как бы шла опоры. От цеп ких глаз Петровича это не ускольз нуло. Сколько их, неоперившихся. прошло через его руки! Не было та ких, которые не испытывали бы чув ства страха при встрече с высотой. Но ни один из них ни разу в этом не сознался. Вот и этот сейчас, начнет хорохориться. — Что, поджилки затряслись? — спросил Петрович, нехорошо скосив губы, что, видимо, должно было обозначать улыбку. При этом нос на его лице неожиданно сместился в сторону. — Да,—просто согласился Слав ка. — я ведь в первый раз на такой высоте. А вы боитесь высоты? Петрович погасил улыбку, и нос возвратился на отведенное ему при родой место. Немного подумав, хму ро ответил: —: Не зверь, не кусается. Достал из нагрудного кармана по тертый портсигар с изображением охотников на привале, скрюченными когтистыми пальцами извлек-папиро су «Севера, Закурил. сается. Плохо работаешь! Что это за сварка — сплошная зола! — Так ведь это ж не чистовая сварка, а прихватка — тут особого качества и не требуется. — Ишь ты, особого качества не требуется! Грамотен! Рассуждать ты научился, теперь учись работать. Ты учти, м^лый, в нашем деле из-за од ного шва все может пойти насмар ку. Никогда не угадаешь, в каком месте он может дать трещину. Сей час я за тобой иду — исправлю. А будешь работать один, там за тобой подчищать будет некому — на себя надейся. Ты на меня быченком не гляди. Где-где, а в этом деле Мак сим Петрович дурного не посоветует. — Ты сколько классов кончил?— — Максим Петрович, это очень важно. Завтра с утра ребята начи нают монтаж второго яруса. Все за висит от вас. 20 стыков — это не много, но, может, добавить еще одного сварщика? На всякий случай? — Не надо, — сказал Петрович. Неполадки начались с перзых же минут. По ошибке Славка взял элек троды не той марки, которая требо валась. Ими можно было пользовать ся, но Петрович и слушать не хотел. Пришлось спускаться за новыми. На обратном пути Славка решил сократить путь. Он пошел не по оги бающей весь корпус огороженной площадке, а напрямик, по узкой бал ке, соединяющей одну сторону зда- НОЧНАЯ СМЕНА РАССКАЗ — Насчет курева сразу преду преждаю: таскай свои. ' — Я не курю, — ответил Славка, удивляясь неожиданному повороту разговора. — Это хорошо. А то были тут до тебя двое—изо рта не вынимали. Раздашь им, а сам ходишь некурим- ши. “«Да, ты раздашь, наверное!»— по думал Славка, проникаясь глухой не приязнью к этому человеку, похоже му на дятла. — Ну, ладно, пора начинать. Еже ли ты пришел учиться делу, а не шебалду околачивать, то имей в ви ду: слухаться должон с первого взгляда. Лихость там и прочие шу ры-муры — это потом можешь выки дывать, ко1;да самостоятельно бу дешь варить. А у меня так-: пришел учиться — значит, учись. Понял? А понял, вот тебе пояс, держак, бу дешь ноне на прихватке. Я пойду за тобой, буду отделывать начисто. Он показал, как делается прихват ка, проследил, как Славка усвоил его урок, и, видимо, остался доволен. Два стыка заварили быстро. Возле третьего Петрович что-то долго во зился, придирчиво выстукивал место сварки, и, наконец, позвал: — Эй, малый! — Меня Славка зовут, — сказал тот, подходя. — Как тебя зовут — Славка иль Клавка — мне все равно. А вот как ты работаешь — это меня очень ка- неожиданно смягчая тон, спросил Петрович. — Десять, а что? — Десять... А я вот — пять. — В нашем деле, по-моему, обра зование особой роли не играет. — Да, хорошо вам таким рассуж дать. Приходите на все готовенькое. И в училищах вас учат, и отдельного няньку вам, пожалуйста. Потому вы и не цените своего ремесла. Меня вот в школах-училищах не обучали и кяньку-учителя ко мне не пристав ляли. В перерыв Петрович развернул узе лок. аккуратно разрезал на куски желтое, похожее на хозяйственное мыло, сало. — Ешь, если хочещь, — предложил Славке. — Спасибо, я в столовую. — Имей в виду: отсюда пока спу стишься — 15 минут, да обратно. Опоздаешь — лучше не приходи. - Прошла неделя. Работал Славка старательно. И даже щепетильный Петрович ограничивался двумя—тре мя замечаниями за смену. Вскоре Славке- стали доверять са мостоятельные задания, правда, под контролем Петровича. Однажды им поручили подготовить фронт работ для начала большого монтажа. Требовалось в течение второй смены заварить 20 стыков в фермах металлоконструкций. Перед началом смены начальник участка, объясняя задание, сказала ния с другой. Петрович заметил это, когда он уже был на полпути. От не ожиданности чуть не вскрикнул, но вовремя спохватился: можно напу гать. А Славка шел, осторожно, ба лансируя руками и стараясь не гля деть вниз, — 47 метров не шутка! — Пришел? — зло спросил Петро вич. — А я хотел побыстрее, — как бы оправдываясь, ответил Славка,—вре мени у нас и так в обрез, почти час потеряли. — Будет у тебя время. Собирайся, и чтоб духу твоего тут не было!, Ге рой! # Славка опешил. Он ожидал чего угодно, только не этого. — Максим Петрович, я же... — Что Максим Петрович, Максим Петрович! Я скоро 50 лет как Максим Петрович. Сказано: отстра няю тебя от работы. Я за тебя от вечать не собираюсь. — Но ведь не успеете заварить все стыки! — А мне плевать на стыки! По мощник нашелся! — Не пойду, — решительно ска зал Славка, и Петрович1 понял, что он говорит правду. Зло бросил ин струмент: — Может, уйти мне? Я уйду. — А вы за это ответите. Вы не имеете права отстранять меня от работы. Ваше дело — доложить на чальству. Оно и будет определять меру наказания. Славкины доводы показались Пет ровичу убедительными. — Ладно, — сказал он, смиряясь, — сегодня работай, а завтра пусть ищут тебе другую няньку. До перерыва заварили 10 стыков — ровно половину. В двух из них Петрович обнаружил брак. Приш лось исправлять. За два часа до конца смены про пала электроэнергия. Славка побе жал вниз искать дежурного элект рика. Напряжение было подано только за полчаса до конца смены. А неза- варенных стыков оставалось четыре — минимум полтора часа работы. Когда Славка поднялся на пло щадку, Петрович уже работал. Воз вращался он снова по балке, но Петрович ничего не сказал: то ли, увлекшись, не видел, то ли не хотел тратить время на нравоучения. Настраивая аппарат, Славка ду мал о том, как закончить работу. Он точно знал, что Петрович не задер жится ни на минуту. ...Полночь. Сразу, как по команде, смолкли моторы механизмов, потух ли огоньки электросварки. На ог ромную строительную площадку опустилась непривычная тишина. Петрович отключил аппарат. То же сделал и Славка. На их лица падал прямой свет прожектора. Свет был настолько сильным, что Славка отчетливо различал морщины на ху дом липе Петровича, глубокие тени под впавшими глазами. «А ведь он, наверное, здорово устает на работе. Да и вообще, видимо, жизнь у него не мед», почему-то подумал он. — Что уставился, как баран на афишу? — прервал его размышле ния Петрович. — Вы домой, Максим Петрович? — Нет, сейчас отправлюсь на тан цы. Не пойдешь? —* Нет, я остаюсь. Не беспокой тесь, я все сделаю на совесть. Тут и работы-то на час с небольшим... Петрович задумался, и 'задуматься было над чем,- В том, что Славка останется, он ничуть не сомневался. Упрямый, черт! Да и нет сил спо рить с ним. Он, конечно, доделает работу, но в случае брака спросят не с этого сопляка, а с него, с Мак сима Петровича. Он и представить себе не мог, как его, старого опыт ного мастера, распекают за б^ак. Выходит, что этот сопляк сейчас сильнее его, самого Петровича. Вы ходит. так, Остаться, изменить многолетней привычке? — Ну, что, Максим Петрович? •— Включай! Над огромной стройкой — ночь. В. БУРКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz