Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

7 апреля 1968 г., М 82 (12034) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 3 ИЗ ЦИКЛА „ЛИПЕЦКАЯ МАГНИТКА" П Л А М Я Крич ат мне: — Грешен? Сюда причаливай. а в руки кисти». Работают здорово — быстро, чисто. Бригаде кровельщиков «Липецк- Не трусь, парень, Кровлю заливают * строя» Н. Фетисова. Валяй в гудрон. как всегда, на пять, л Оставить о себе память Мы так проварим Только поспевай йм не так легко. Твое нутро, смолу подавать. Вскипает пламя что станет прочным, «—Давайте с нами!» — в сто языков. Не загниет, сверху кричат. Долбит и лижет и По-рабочему ...Бушует пламя оно котел Запоет у в сердцах ребят. И дымом рыжим стихи нам кровные - в людей метет. И едким паром смолы кипящей, До мелочей, и даже кровли Нашей прочней... АРМАТУРЩИЦА И резким шквалом Чем дальше—стрелы Видать, веселая натура, брызг летящих. Все чаще в шутках Ей все бы песни распевать. Работать трудно и все острее их прибаутки. Поет и вяжет арматуру в таком чаду. «— Нашли се ровню, — Как будто это... кружева. Так орудуют ворчит Фетисов,— И так свободно о колено — лишь черти в аду. А ну за кровлю, Гнет прутик в палец толщиной, А черти здешние — на крышу, быстро! Что даже парни ошалело народ отчаянный. Шутки в сторону, Глядят, качая головой: «Такая попадется в жены, Чуть что—так и согнет в дугу», А Валя с двадцати саженей Усмешку им роняет с губ. Но сняв брезентовую робу, Переоденется и вот Такой вдруг станет хрупкой, робкой. Что даже оторопь берет. Да полноте, она ль оставила В железе нежных пальцев жар. Но на лице ее усталость Так обаятельно свежа. Ей не до флирта и кокетства, Девичьей нежности полна, От пошлости и грязи с детства Она трудом защищена. Со всеми ласкова, любезна, А кто навязчив, так шугнет... А уж полюбит—так железно, На край земли за ним пойдет. к. соколов. ПЕРЕД СЕМИНАРОМ ЛИТЕРАТОРОВ Послезавтра у нас, в Липецке, начинает работу очередной областной семинар молодых писателей — третий по счету. Каждый такой семинар является смотром наших литературных сил, наших творческих возможностей. Начинающие авторы готовятся к не­ му тщательно — придирчиво отбирают свои лучшие произведения, с которыми не стыдно будет пока­ заться перед собратьями по перу. Участвовать в се­ минаре — и почетно, и в то же время ответственно, и не все рискуют вынести на литературный критиче­ ский суд свои работы. Здесь скидки не делают ни­ кому. В литературе нет ни молодых, ни старых. И единственным критерием, служащим для оценки произведения, является его качество. Со времени последнего, второго, семинара про­ шло два с лишним года. Часть из тех рукописей на­ ших литераторов, которые обсуждались тогда, ны­ не стала известна читателям, обрела свою самосто­ ятельную книжную жизнь. Иные так, к сожалению, и остались лишь рукописями. Что ж, это закономер­ ное явление. Право на существование получают лучшие. Естественно, что и на нашей нынешней литератур­ ной ассамблее возникнут горячие споры, дискуссии. Но как бы ни были они горячи, — в основе будут — искренность ц доброжелательность. Только так! Ведь все мы болеем за успех дела и, конечно же, радуемся появлению всякого нового, интересного имени, каждой новой талантливой рукописи. Да, од­ ни уйдут с обсуждения довольные, других, возмож­ но, постигнет неудача. Что поделаешь, кроме себя, винить, в общем-то, некого. Слишком расстраивать­ ся по этому поводу не стоит, а лучше будет — из­ влечь из критики все наиболее полезное, рациональ­ ное и, не смущаясь, вновь садиться за письменный стол. Работой нынешнего семинара будут руководить писатели Москвы, Воронежа, Тамбова и наши ли­ пецкие члены Союза писателей. Для предварительного ознакомления московским писателям были посланы некоторые рукописи сти­ хов и прозы. На семинаре, в частности, будет рас­ сматриваться сборник стихов Анатолия Третьякова— студента заочного отделения Литературного инсти­ тута им. Горького, ныне рабо­ тающего на Новолипецком за­ воде. Участником семинара будет и десятиклассница Борисов­ ской средней школы Добров- ского района Таня Исковских. Таня пишет стихи недавно, но уже не раз публикова­ лась на страницах районной и областной газет. Молодой поэт Борис Капуста представил на об­ суждение сборник своих стихов «Утро». «С землей в обнимку» — так назвал новый поэ­ тический сборник сотрудник областной газеты «Ле­ нинское знамя» Александр Васильев. Этот сборник также будет детально обсужден на семинаре. Работник этой же газеты Анатолий Жаренов по­ желал, чтобы опытные литераторы высказались о его очередной повести «Частный случай». Это уже пятая книга, написанная способным, многообещаю­ щим автором С одной из них читатели уже имели возможность познакомиться; роман «Яблоко Неме­ зиды» напечатан в двух последних номерах журна­ ла «Подъем». Думается, интересно должно пройти обсуждение рукописи молодого писателя, сотрудника областной молодежной газеты «Ленинец» Владимира Савелье­ ва. Его повесть «Мы — 19-й год» широко знакома читателям этой газеты, так что желающих высказать свое мнение об этом произведении, видимо, най­ дется немало. И, наконец,—работа инженера Лебедянского ма­ шиностроительного завода Анатолия Куркова. Он закончил большую повесть о писателе А. И. Левито­ ве. Называется она «Перед бурей». Но само собой понятно, что обсуждением только этих произведений дело не ограничится. Многие и другие наши литераторы получат возможность ус­ лышать квалифицированное мнение о своих работах. А это, безусловно, поможет начинающим писателям лучше и зорче вглядеться в себя, понять свои силь­ ные и слабые стороны. Настоящий областной семинар мы думаем прове­ сти как большой праздник литературы. В дни про^ ведения семинара состоятся широкие встречи лите­ раторов с трудящимися Новолипецкого и трактор­ ного заводов, с читателями областной библиотеки, со студентами педагогического института. В. ДОБРЯКОВ, ответственный секретарь липецкой писательской организации. К А М Е Н Щ И Ц А Девушка в брезентовой спецовке Поднялась с рассветом на леса. Радуется солнцу, как обновке, Смотрит в голубые небеса. Красота какая! В поднебесье Зданье новой школы вознеслось. Повенчали труд с веселой песней— Так в стране Советской повелось. Мастерок мелькает то и дело В загорелых девичьих руках. Валентинка — каменщик умелый, Юность прославляет на века. День в разгаре, солнечные блестки Расплескались всюду на траве. Девушка, поднявшись на подмостки, Строит людям счастье на земле. А. ВОРОТЫНЦЕВ. С ол Огонь снарядов долбит небо, Но тучи спрятали луну. Солдат ни разу дома не был С тех лор, как взяли на войну. Не знал солдат, что на рассвете Морозный воздух рассекут Три ослепительных ракеты —- Сигнал к атаке подадут. А где-то там, вдали от боя, Девчонка ждет давным-давно Войны последнего отбоя И смотрит пристально в окно. Не знает, что безусый парень ! Не сменит больше на гармонь Свой автомгт каленой стали, Навечно втиснутый в ладонь. Склонись пред ним, ровесник \ 7 юный—• Здесь жизнь подключена нааечно Нетленной славой у пламенным сердцам. Идут сюда от мала до велика С гвоздимой краской, с солнечным теплом, Идут отдать сынам страны великой — строго, Как неприступной крепости броня. Всегда с надеждой, верой и тревогой. Глаза отцов из вечного огня. В. ЗЖИКИН. Рисунок В. Прусакове. Он пал на вздыбленном снегу. О чем при встрече с пулей думал — Узнать сегодня не могу. Присыпан чуб колючим снегом, Замерзли льдинками глаза. Застыл солдат в цорыве смелом И что-то нам не досказал. Солдат, тебя мы не забыли. Твой подвиг в памяти храня, Из бронзы памятник отлили Со светом вечного огня. Огонь колышется на плитах И отражается в глазах. Мы четко слышим у гранита Все то, что ты не досказал. Н. ПОДЗОРОВ. А по ночам сжигали осень, На перекрестках взбив костры, Для жара пущего подбросив Посуше, похмельнец листвы. Огонь, хрипя, на лист валился, И шел исподтишка—с боков. А лист С последним ветром взвился, Встряхнулся — да и был таков. Счтех пор как будто бы опальный В прикрытии буйствующих трав Он потихоньку истлевает, Горенья так и не узнав. С. МЕКШЕН. П о Нас в бору — трое: Два сердца больны: И одно молодое, пять ног на троих~. Грибов — ни шиша, бредем не спеша, Я молод совсем, а они-—ветераны. В лесу разомлели их старые раны, их старые шрамы... И вспомнили битвы мои ветераны. А сами смеются, седые мужчины, Смеются, что небо не черно, а сине; Смеются до слез (слезы им не помеха). А, может быть, слезы совсем не от смеха. А я понимаю. Я тоже смеюсь, ' я тоже шагаю. Шагаю по Брянщине я рыжйх веснушках. О, как это сложно — увидеть их души, Узнать пережитое... Ясно и просто Спросить про деревни, деревни с погостами, Деревни, которые нужно оставить, Понуро пройдя большаком измочаленным... г р и б ы ...Они вспоминают,, хоть тяжко, хоть больно порой до отчаянья. Они вспоминают леса в окружении, Вот эти ж леса, только с запахом гари, Где мина на мине, как смерть без движенья, Где каски у рваных воронок снимали... И вспоминали битвы мои ветераны... А сами смеются, седые мужчины. И старая Брянщина тихою ранью Глядит мухоморами лишь, а не минами, Как прежде бывало... Бредут ветераны, Ногой поддают королей- мухоморов И дышат грибами, озоноХл и бором. Грибов не находят.— чуть злятся и спорят..* А я между ними шагаю. не спорю. ...Я понял их. О, я многое понял! А. БОРОВКОВ. г. Елец. ЖУРАВЛИ ЛЕТЯТ Журавли летят, журавли летят! Слышишь душу-щемящий крик?, Вижу твой, старик, повлажневший взгляд, Понимаю тебя, старик. У меня самой слезы просятся. Так давай постоим молчком. Грусть весенняя — будто по сердцу, Как по звонкой струне, смычком. Журавли летят, стая гордая, А один обронил перо.., Вслед за юными нам „ по городу На вокзальный придти б перрон. — Где тут поезд наш, на каких путях? И — в карман проездной билет. Журавли летят, журавли детят! Нынче нам по семнадцать лет. Как весной легки , расставания, Вей дорожная маята! Как весной близки расстояния В те места, где живет мечта! А. СИНЕЛЬНИКОВА. г. Елец. * Ф 4 \ Ф Ф \ ! Ф Ф Ф \ ! Ф \ Ф Ф \ Ф Ф Ф Ф Ф ДЛЯ САМЫХ к н и г и ( И з н о в о й ЗИМНЯЯ ПЕСЕНКА Шубу зима шила, В поле расстелила, Петельки метала, Тихо напевала: — Белая шубейка, Зернышки погрей-ка, По оврагам не беги, От мороза стерегиI Солнышко пригреет, Рожь зазеленеет. Будет булок много Д ля села родного. А ребятам маленьким Бублики да пряники! ГОРЕ\ МИШКИ Горе маленькому Мишке, Разорвал свои штанишки' В куЛачск зажал дыру, И ревет: — Умру, умру! МАЛЕНЬКИХ с т и х о в ) Тут сестренка подбежала, — Погоди, не умирай! Кулачок ему разжала, И штанишки залатала Белой ниткой через край! ПАПА ПРОГЛЯДЕЛ Долго, долго наш Мишутка Возле лужицы ходил, Долго, долго наш Мишутка Глаз на лужицу косил! Толькд папа отвернулся, Наш герой быстрей нагнулся . Лужу вдребезги разбил! СКУЧНО — Почему луна одна Светит в вышине? Мама, надо бы купить Братика луне! Н. ГОЛОВИНА. г. Данков, ф Ф ф ф Ф ф ф Ф ф ф ф ф Ф Ф ф ф ф ! Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф ( Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф > Всегда в апреле реки рвут Упругость ветра. 5 ; Свои седины. Упрямо движутся вперед, I ; И вот они плывут, плывут — Назад — ни метра. | ; Громады-льдины. В апреле их порыв един. | Плывут, чтоб первыми Всегда так будет... | ; пробить Упорству у плывущих льдин | Дорогу лету. Учитесь, люди! | | А что нужнее может быть В. АЗАРИН. 1 | Работы этой! | Им нипочем водоворот, Рис. Н. Сбитнёва. О Н И ВПРАВДУ Походил на дятла: длинная жилистая шея, узкое лицо, на котором выделялись маленькие колючие глаза И огромный крючкообразный нос, будто предназначавшийся кому-то другому и доставшийся ему по недо­ разумению. Во время работы он постоянно придерживал щиток-забрало ру­ кой. По этому поводу монтажники шутйли: нос мешает. Нос Петровича был предметом по­ стоянных насмешек, к которым он. казалось, был совершенно равноду­ шен. Может быт* потому, что вооб­ ще был неразговорчив, угрюм, с то­ варищами по работе желания сбли­ зиться не проявлял. И те платили ему плохо скрываемой неприязнью. На смену Петрович приходил за полчаса до начала, настраивал и подключал нехитрый инструмент, и точно в назначенное время приступал к работе. Работал, как говорят, от звонка до звонка: ни минуты меньше, но и ни минуты больше. Прекращал работу, если даже оставалось пол­ метра шва. Начальство втайне недолюбливало Петровича, но премии он получал ис­ правно, и имя его постоянно называ лось в числе передовиков. Иначе не могло и быть: никто из сварщиков при случае не мог похвастать такими высокими процентами, как у Петро­ вича. Что же касается качества, то и тут престиж Петровича был непре­ рекаем и непоколебим. Никто не мог положить шов так аккуратно и так быстро, как Шетрович. Будь то вер­ тикальный или горизонтальный, труб­ ный или фигурный. ...Сварщнком-верхолазом Славка стал ре случайно. Вообще-то он соби­ рался стать летчиком. Но на комис­ сии у него обнаружили какие-то шу­ мы в сердце. • И тогда он поступил на курсы сзарщиков-высотников. Не авиация, но все же высота... И вот щервый день работы. В во­ семь часов Славка вместе со своим наставником был на площадке. В наряде работа значилась как «оформ­ ление колонн металлоконструкций фонарных переплетов на отметке плюс 47 метров». Славка посмотрел вниз, и сердце у него невольно сжа­ лось. Он сделал инстинктивный взмах руками, как бы шла опоры. От цеп­ ких глаз Петровича это не ускольз­ нуло. Сколько их, неоперившихся. прошло через его руки! Не было та­ ких, которые не испытывали бы чув­ ства страха при встрече с высотой. Но ни один из них ни разу в этом не сознался. Вот и этот сейчас, начнет хорохориться. — Что, поджилки затряслись? — спросил Петрович, нехорошо скосив губы, что, видимо, должно было обозначать улыбку. При этом нос на его лице неожиданно сместился в сторону. — Да,—просто согласился Слав­ ка. — я ведь в первый раз на такой высоте. А вы боитесь высоты? Петрович погасил улыбку, и нос возвратился на отведенное ему при­ родой место. Немного подумав, хму­ ро ответил: —: Не зверь, не кусается. Достал из нагрудного кармана по­ тертый портсигар с изображением охотников на привале, скрюченными когтистыми пальцами извлек-папиро­ су «Севера, Закурил. сается. Плохо работаешь! Что это за сварка — сплошная зола! — Так ведь это ж не чистовая сварка, а прихватка — тут особого качества и не требуется. — Ишь ты, особого качества не требуется! Грамотен! Рассуждать ты научился, теперь учись работать. Ты учти, м^лый, в нашем деле из-за од­ ного шва все может пойти насмар­ ку. Никогда не угадаешь, в каком месте он может дать трещину. Сей­ час я за тобой иду — исправлю. А будешь работать один, там за тобой подчищать будет некому — на себя надейся. Ты на меня быченком не гляди. Где-где, а в этом деле Мак­ сим Петрович дурного не посоветует. — Ты сколько классов кончил?— — Максим Петрович, это очень важно. Завтра с утра ребята начи­ нают монтаж второго яруса. Все за­ висит от вас. 20 стыков — это не­ много, но, может, добавить еще одного сварщика? На всякий случай? — Не надо, — сказал Петрович. Неполадки начались с перзых же минут. По ошибке Славка взял элек­ троды не той марки, которая требо­ валась. Ими можно было пользовать­ ся, но Петрович и слушать не хотел. Пришлось спускаться за новыми. На обратном пути Славка решил сократить путь. Он пошел не по оги­ бающей весь корпус огороженной площадке, а напрямик, по узкой бал­ ке, соединяющей одну сторону зда- НОЧНАЯ СМЕНА РАССКАЗ — Насчет курева сразу преду­ преждаю: таскай свои. ' — Я не курю, — ответил Славка, удивляясь неожиданному повороту разговора. — Это хорошо. А то были тут до тебя двое—изо рта не вынимали. Раздашь им, а сам ходишь некурим- ши. “«Да, ты раздашь, наверное!»— по­ думал Славка, проникаясь глухой не­ приязнью к этому человеку, похоже­ му на дятла. — Ну, ладно, пора начинать. Еже­ ли ты пришел учиться делу, а не шебалду околачивать, то имей в ви­ ду: слухаться должон с первого взгляда. Лихость там и прочие шу­ ры-муры — это потом можешь выки­ дывать, ко1;да самостоятельно бу­ дешь варить. А у меня так-: пришел учиться — значит, учись. Понял? А понял, вот тебе пояс, держак, бу­ дешь ноне на прихватке. Я пойду за тобой, буду отделывать начисто. Он показал, как делается прихват­ ка, проследил, как Славка усвоил его урок, и, видимо, остался доволен. Два стыка заварили быстро. Возле третьего Петрович что-то долго во­ зился, придирчиво выстукивал место сварки, и, наконец, позвал: — Эй, малый! — Меня Славка зовут, — сказал тот, подходя. — Как тебя зовут — Славка иль Клавка — мне все равно. А вот как ты работаешь — это меня очень ка- неожиданно смягчая тон, спросил Петрович. — Десять, а что? — Десять... А я вот — пять. — В нашем деле, по-моему, обра­ зование особой роли не играет. — Да, хорошо вам таким рассуж­ дать. Приходите на все готовенькое. И в училищах вас учат, и отдельного няньку вам, пожалуйста. Потому вы и не цените своего ремесла. Меня вот в школах-училищах не обучали и кяньку-учителя ко мне не пристав­ ляли. В перерыв Петрович развернул узе­ лок. аккуратно разрезал на куски желтое, похожее на хозяйственное мыло, сало. — Ешь, если хочещь, — предложил Славке. — Спасибо, я в столовую. — Имей в виду: отсюда пока спу­ стишься — 15 минут, да обратно. Опоздаешь — лучше не приходи. - Прошла неделя. Работал Славка старательно. И даже щепетильный Петрович ограничивался двумя—тре­ мя замечаниями за смену. Вскоре Славке- стали доверять са­ мостоятельные задания, правда, под контролем Петровича. Однажды им поручили подготовить фронт работ для начала большого монтажа. Требовалось в течение второй смены заварить 20 стыков в фермах металлоконструкций. Перед началом смены начальник участка, объясняя задание, сказала ния с другой. Петрович заметил это, когда он уже был на полпути. От не­ ожиданности чуть не вскрикнул, но вовремя спохватился: можно напу­ гать. А Славка шел, осторожно, ба­ лансируя руками и стараясь не гля­ деть вниз, — 47 метров не шутка! — Пришел? — зло спросил Петро­ вич. — А я хотел побыстрее, — как бы оправдываясь, ответил Славка,—вре­ мени у нас и так в обрез, почти час потеряли. — Будет у тебя время. Собирайся, и чтоб духу твоего тут не было!, Ге­ рой! # Славка опешил. Он ожидал чего угодно, только не этого. — Максим Петрович, я же... — Что Максим Петрович, Максим Петрович! Я скоро 50 лет как Максим Петрович. Сказано: отстра­ няю тебя от работы. Я за тебя от­ вечать не собираюсь. — Но ведь не успеете заварить все стыки! — А мне плевать на стыки! По­ мощник нашелся! — Не пойду, — решительно ска­ зал Славка, и Петрович1 понял, что он говорит правду. Зло бросил ин­ струмент: — Может, уйти мне? Я уйду. — А вы за это ответите. Вы не имеете права отстранять меня от работы. Ваше дело — доложить на­ чальству. Оно и будет определять меру наказания. Славкины доводы показались Пет­ ровичу убедительными. — Ладно, — сказал он, смиряясь, — сегодня работай, а завтра пусть ищут тебе другую няньку. До перерыва заварили 10 стыков — ровно половину. В двух из них Петрович обнаружил брак. Приш­ лось исправлять. За два часа до конца смены про­ пала электроэнергия. Славка побе­ жал вниз искать дежурного элект­ рика. Напряжение было подано только за полчаса до конца смены. А неза- варенных стыков оставалось четыре — минимум полтора часа работы. Когда Славка поднялся на пло­ щадку, Петрович уже работал. Воз­ вращался он снова по балке, но Петрович ничего не сказал: то ли, увлекшись, не видел, то ли не хотел тратить время на нравоучения. Настраивая аппарат, Славка ду­ мал о том, как закончить работу. Он точно знал, что Петрович не задер­ жится ни на минуту. ...Полночь. Сразу, как по команде, смолкли моторы механизмов, потух­ ли огоньки электросварки. На ог­ ромную строительную площадку опустилась непривычная тишина. Петрович отключил аппарат. То же сделал и Славка. На их лица падал прямой свет прожектора. Свет был настолько сильным, что Славка отчетливо различал морщины на ху­ дом липе Петровича, глубокие тени под впавшими глазами. «А ведь он, наверное, здорово устает на работе. Да и вообще, видимо, жизнь у него не мед», почему-то подумал он. — Что уставился, как баран на афишу? — прервал его размышле­ ния Петрович. — Вы домой, Максим Петрович? — Нет, сейчас отправлюсь на тан­ цы. Не пойдешь? —* Нет, я остаюсь. Не беспокой­ тесь, я все сделаю на совесть. Тут и работы-то на час с небольшим... Петрович задумался, и 'задуматься было над чем,- В том, что Славка останется, он ничуть не сомневался. Упрямый, черт! Да и нет сил спо­ рить с ним. Он, конечно, доделает работу, но в случае брака спросят не с этого сопляка, а с него, с Мак­ сима Петровича. Он и представить себе не мог, как его, старого опыт­ ного мастера, распекают за б^ак. Выходит, что этот сопляк сейчас сильнее его, самого Петровича. Вы­ ходит. так, Остаться, изменить многолетней привычке? — Ну, что, Максим Петрович? •— Включай! Над огромной стройкой — ночь. В. БУРКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz