Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНСКОЕ ! Н И » З Н А М Я Я штт МВ* *. * 75 СК0ЗД К 1 И Ш В Д О Х Н О В Е Н Н Ы Й П Е В Е Ц В Е Л И К О И 1 .М . ГОРЬКИН II Будущее чело вече ст ва люд и п ред ст авляют себе по- ра зному. Многие бу ржуа зные ф анта сты р ису ют его в мрачных кра ск ах. Их кн и. гм угнет ают атомной исте р ией и к арт ин ам и гибели пл анеты. Соц и а - лист ам -утопист ам в иделись сол нечные го рода, фаланг и-коммуны. Ве ре Павловне у Черны ше в ского — х ру ст ал ьные д ворцы и п реображен, мая человеком пр и рода. Пытал ись соци ал исты - утописты п ред ст ав ить и чело века будущего. Он им к а з ал ся необыкно венным, почт и ск а зоч ным и обяз ател ьно т алантл и вым и ге ро ичным. Но об р исо ват ь этого че ло века в ж и вом художе ст венном обра зе утописты не смогли. Человека будущего по истине от к рыл, художе ст венно исследо вал А. М. Го р ький, отк рыл в с воей со временно сти, а не в утоп ическом воображенном м и ре. Такое откры т ие смог со вер шить пис ател ь, в творче ст ве которого отра зились ин те ре сы кл а сс а пролетар ие в, кла сс а творцов соци ал изм а. В с воей ст ат ье «Исто р ия молодого чело века » Го р ький з амет ил, что к рупней шие пис ател и бу ржуа зного З апада в про шлом веке обо шли вн им ан ием выдающ ихся л юдей эпо х и, ге роев Вел икой ф ранцу зской революц ии, ученых, мыслителей — Робеспье ра, Дантона, Оуэна и д р., а дал и исто р и ю в общем -то зау ряд ного молодого человека « с редн их способностей». Алексей М ак симо в ич пис ал, что объя сняется это, ве роятно, тол ько тем, что с ам и лите раторы, не смот ря на их искл юч и тельну ю талантл и во сть, а в некото рых случ аях даже ген и ал ьность, бы ли соци ал ьно к ровно - и духо вно род ст венны герою, изл юбленному ими. Го р ький же ув идел и пол ю б ил иного ге роя, обнаруж ил к ров ное и духо вное род ст во с ге ро иче скими об ра з ам и революц ионной исто р ии. С ам пролетар ий, он у в идел в пролетар ии, осозн ав шем с вою ре волюц ионну ю силу, гл авного героя времен и. И не только у в идел, но док а з ал это силой худо же ст вен ных обра зо в. Потому еще в начале века ши роко во шло в созн ан ие в се го культу рного обще ст ва, что Мак сим Го р ький поло ж ил н ачало но вой эпох и в исто р ии не только ру с ской, но и ми ровой л ите ратуры. Для революц ионного п ролетар и а та и его д ру зей из пе редовой евро пей ской интеллигенции во зникно ве н ие этой но вой эпох и не подле жало сомнени ю, когда Го р ький д ал м и ровому пролетар и ату роман «Мат ь». Для В. И. Ленин а, вождя соци ал и. стической революц ии, Го р ький у же в 1901 году — «е вропей ски зн аме н итый пис ател ь». А в 1910 году Ленин вкладывает конкретное со де ржан ие в понят ие «исто р ическо го» зн ачен ия лите ратурной деятел ь ности Го р ького для ми ровой кул ь ту ры. По мы сли Вл ад ими ра Ил ьич а « Го р ький — безусло вно крупней ший ( П Е Р В Ы Е ГОРЬКОВСКИЕ Д раматург ия А. М. Го р ького сы г рала бол ьшу ю рол ь в ра з в итии ру сского те атра. Его пьесы шли во многих го родах Ро ссии, в том числе и в тех, которые'входят ны не в сост ав Липецкой обл а сти. В Ельце 10 октяб ря 190 2 года труппа антрепренера С. А. К атар ского пок а з ала п ьесу М. Го рь кого «Мещан е». 1 4 октября спект акл ь был п овторен. К атар ский пост а вил «Мешан», не и мея цен зу рован ного эк земпля ра пьесы. Он ло вко обманул елецкого пол ицмейсте ра, пока з ав ему аф иши спект аклей «Ме ш ан е» в Перм и и Выбо рге (там Он и шли «по з акону »). О рлов скому губе рнатору пр ишлось потом оп равдыват ься пе ред Петербургом. Чере з месяц после п рем ьеры «Мещан » т руппа К атар ского сыг рала инсцени ровку пове сти «Фом а Го рдеев » М. Го р ького. А в апре ле 1903 г. т руппа И. И. См и рнова дважды пока з ала ел ьч анам гор ь ко вскую пьесу «Уа дне». Лето м 1903 г. пьесы М. Го р ько го поп адают и на л ипецку ю сиену. Н а мален ькой ку рортной сцене труппа арт исто в, набранных из моско в ских те атров, пока з ала ме стным ж ителям и отдых ающ им пьесу «Н а дне ». В спект акле иг ра ли: Алексее ва, В ишне в ск ая, Та и ро ва, Айдаров, Ва сенин, Т ара со в, Трубе икой, П анов (он же реж ис се р - ра спо ряд итель) . Летом 1905 г. те атр был сд ан ди рекц ией курюрта арт ист ам Мо ско в ского общест ва искусст ва и лите ратуры С. Н. Воронову и К. Ф- Лебеде ву. Антрепренеры соб рал и сильн ую драмат ическу ю труппу. Не менее инте ре сн ую труппу сфо рм и ровал и на лето 190 6 г. для Липецкого ку рорта арт ист Моско в ского М алого театра С. А. Гол ов ин и актер Художе ст венного театра А. Л. З агаров. Арт исты сыг рал и н овую п ьесу М. Го р ького «Дети солнц а ». Липецкий ко рре спондент (он подписы вал ся псе вдон имом «А бор иген») пете рбург ского жур нала «Театр и искусс тво » (19 06 г., X » 33, ст р. 506) отмечает инте рес публики к пьесе революционного писателя , ее желан ие не п ропу стить ни одной ф ра зы. Когд а ч асть опоздавших з р ителей помеш ала во сп р ияти ю пьесы, то публик а по требовала повторен ия. И спек т акл ь н ачал ся сн ова. С ил ам и п рофе ссион ал ьных и с а модеятел ьных арт исто в п ьесы Бу реве стник а революц ии ст ав ились в те годы и в друг их рородах. Н и к ак ие з апреты и ог ран ичения не могли з аглу шить победного шест вия горьковской драматургии. А. ИВАНОВ , театровед. пред ст ав итель п ролетар ского искус ст ва, который много для него сде л ал и еще больше мо жет сдел ат ь». Годом ран ьше Ленин ут верждал, что с во им т алантом художн ик а Го р ький п р инес г ромадную пол ьзу рабочему дв и жен и ю Ро ссии, д а и не одной России. Вся деятельность А. М. Го р ького — вел ич ай шего п ролетар ского ху до жн ик а, яв ил а сь подт вержден ием п ророче ской мысли В. И. Ленин а. К ак художн ик п ролетар и ата, ген и ал ьный м а сте р искусст ва сло ва, Го р ький до конц а с во их дней был несменяемым вождем новой со вет, ской лите ратуры, к его голо су п р и слуши вал ись в се п рогре сси вные п и с ател и Е вропы и в сего ми ра. Чем же определ ился т акой авто, р итет Го р ького? Силой т аланта? Бе зусло вно. Но сил а таланта и п ро являет ся п режде в сего в том, что человек, наделенный эт им т алан том, в идит то, что временем з акры то. Го р ький у в идел с амое гла зное в человеке —умение пе ре ст ро ить ст а рое в м и ре и ст арое в себе. В по ве сти «Детст во », н ап ис анной по сле по ражен ия пе рвой ру сской ре волюц ии, пис ател ь ут верждал, и это подк репляло сь в сем ст роем его бе сст ра шно п равд и вого и полного веры в ж изнь п ро из веден ия: «Не только тем изумительн а ж изнь н а ш а, что в ней так плодов ит и ж и рен пла ст в сякой скотской д рян и, но тем, что ск во зь этот пл а ст в се-т ак и победно п рора ст ает яркое, здоро вое и творческое , ра стет доб рое — чело веч ье, во збу ждая не сок ру ши му ю надежду на во з рожден ие н а ше к ж изни с ветлбй, человече ской». У в иденное в ж изни, «доб рое и че ло веч ье» .— это пыл ающее се рдце Данко и во ск ре сш ая ду ш а Н ило в ны, это уверенно сть в правоте с во его дела Павла Вла со ва и «м а сте ра ^революц ии» Степ ана Кутузо ва. Это то, что было в тогда шней ж изни от будущего, что несло с вет « з автра ш. него дня». Т акой с вет''не с и с ам Го р ький — чело век з автра шнего дня с воей Род ины. Го р ький много пис ал о с во их со временн ик ах -учителях. В пис ате лях ст ар шего поколения он це нил п режде в сего то, что от вечало его требован иям, п редъявляемым к народному з а ступнику, вла стител ю дум со временн ико в. Обл ик ру с ского пис ателя -н ародолюбца, реал и ст а и гум ан ист а пред ст ает в гор ь ко в ских оче рках о Ко роленко. Го р ький у в идел и подче ркнул в Ко роленко о сно вное: его демокра т изм, реал истическу ю тре з во сть, а главное — его общест венную ак т и вно сть. В Ко роленко как в т ипе пис ателя его не изменно подкуп ал и че рты человека реал ьного дел а, п и- с ателя -бойц а, не мы сли в шего се бя без вме ш ател ьст ва в ж изнь, без неук рот имой жажды улуч ш ат ь ее и пе ре ст ра и ват ь. В с воей прево сходнейшей книге о Ль ве Тол стом, идя, в сущности, по пути ленинской оценки «зе ркала ру сской революц ии», Го р ький су мел пок а з ат ь, к ак з а рел игиозными поиск ам и Толстого ск рывает ся ж из неут верждающее, земное ми рово з з рен ие. Го р ький з р имо п ред ст авля ет ст ра стну ю влюбленно сть Тол стого в кра соту ж и вого, в поэ зи ю реал ьной дейст в ительности и убе ж дает, что тол сто в ский п афо с к ра соты и силы — это одно временно и п афо с п равды. Пролетар ский пис а тел ь с убе ждающей силой обн ару ж и вает в Тол стом-худо жн ике об ая н ие т аланта коло сс ал ьной т ворче ской мощи. Но в полной мере воплот ить с вой иде ал Человека, пред ст ав ить чело века будущего Го р ький сумел,^по стиг ая главную ф игу ру эпох и — ре волюц ионе ра, о котором п ис ал, что это «феномен, равного которому по кра соте духо вной, по силе л юбв и к ми ру — я не зн аю ». Тип ру сского революц ионе ра, деятеля Коммуни стической п арт ии, осозн авал ся Го р ь ким к ак воплощен ие лучших к а че ст в человека. Со зд ан ие ж и вого и конк ретного обра з а коммун ист а яв илось воплощен ием того иде ала, к которому ст рем илось чело вече ст во и кото рый впервые реал изо ван в человеке соци ал истического об щест ва. Ре шить эту з адачу со в сей полнотой смог Го р ький тогд а, когда он созд ал обра з, вел ич ай шего чело века м и ра — Вл ад ими ра Ил ьич а. Ленин а. Именно поэтому л ите ратур -* ный по ртрет Ленин а не тол ько вы сится одной из вер шин в творче ст ве Го р ького, но и иг рает искл ю ч ительну ю рол ь во в сем искусст ве со временно сти. В с воей ст ат ье «О пьес ах » Го р ь кий н а з вал Ленин а « исто р ическим, но небы валым человеком, Челове ком с большой бук вы ». Т ак им и п ред ст ает Влад ими р Ил ьич в гор ь ко в ском оче рке. Человек ген и ал ь ной мысли, искл юч ительной п ро зо р л и во сти, способности к глубоч ай шим исто р ическим п редв идениям, Ленин изоб ражает ся Го р ьким к ак во инст вующ ий бо рец с неп равдой ж изни,. неп р ими р имый враг чело вече ских ст радан ий, к ак но ситель неистощимой эне рг ии, н аправлен ной на преобра зо ван ие ми ра. Во с созд авая - по ра зительно многог ран. ный обра з Ленин а, Го р ький осо бенно подче рк и вает его глубочай шу ю человечно сть. В вы сшей сте пени неп р итяз ател ьный по отноше ни ю к с амому себе, он был п ре ис полнен искл юч ительной чуткости, душе вной от зы вч и во сти по отно шени ю к друг им. Видимо, в се сто роны многогранного обл ик а Ленин а вы зы вал и в людях луч шие от ветные чув ст ва, даже готовно сть к под в и гу. И тут, конечно же, не было н ик акого чародей ст ва. Духовные каче ст ва л ичности Ленин а, во в сех случ аях с вя з анные с революц ией, имели вполне определенное соци ал ьное соде ржан ие. Пе реч иты вая сегодня го р ько в ские ст ат ьи т р идц атых годов, мы еще и еще ра з ок а зы ваем ся во вла сти го р ько в ского п реклонен ия пе ред лен инским с ветом, преобра зо выва - ющ им л юдей. Не случ айно о сно ван ный им журнал «На ши дости жен ия» •1М111В1МММ1 Го р ький отк ры вал программной ст ат ьей «О м а лен ьких л юдях и вел икой их рабо те », го ворящей о кулыхурно -созид ател ьной рол и «м а лен ьких» л юдей в исто р ии чело ве че ст ва. Важней шей темой го р ько в ского т ворче ст ва была тема акт и в ного творче ского т руда, вооружен ного мы сль ю. Ге рой поэмы «Чело век », н ап ис анной еще в 1901 году, получил реал ьное ж изненное вопло щен ие в ст ат ьях и ра сск а з ах Го р ько го о соци ал истической ст ройке. За звучала ст ра стн ая гор ько в ск ая хвала .«чуде с ам » соци ал истического т руда: «чуду » п реобра зо ван ия России, п робужден ия н арода к яркой твор че ской ж изни, «чуду» пе ределк и че ло века. К- 19 24 году в п исьме К. Федину Го ре -кий го вор ил, что соци ал изм способен сфо рм и роват ь но вую л ич- ностц, к акую не смогл а созд ат ь ни одн а эпоха, что коллект и в изм не искл ючает ра сц вета л ичности, н а оборот чем богаче л ичность, тем бог аче у/ ра зносто роннее коллект и в. Сво им г аафо сом ут вержден ия но вой л ичности об ращен Го р ький в на ше время. .Пред ст ав и в ший челозек а будущего,, он - с ам был так им чело веком, с аам ра з ведывал будущее, открывал его, перено сил в на стоя щее с во им со временн ик ам то, что делало их лучше и вы ше. Пис ател ь ский под в иг Го р ького — отк рывате -Г ля ге роев — в еще бол ьшей ме ре, чем шестьдесят или со рок лет на з ад, ощут им сегодня. И сегодня, в на ши дни, в ст речая сь со столетним и бес сме ртным Буреве стником* в полной мере ощущаем мы точно сть и сп ра ведл и во сть сло в Алек сея Толстого, ск а з анных на траурном м итинге в ча с н ародного прощан ия с Го р ьким: «У худо жн ик а, глубоко и п равд и во отражающего революц ионные эпо хи исто р ии, к ак им был Го р ький, у т ворца, ведущего з а собо ю челове че ст во для созд ан ия ос вобожденно го м и ра, как им был Ленин,— у ве л иких л юдей не две даты их бытия в исто р ии — рожден ие и сме рт ь, а тол ько одн а дата: их рожден ие». Л. ЗАМАНСКИР1, к анд ид ат ф илологических наук. I ■ а ж* « а а а а ааач■а■«аа■аааааа•ааа■■а■■■аа »^ ДВА ПИСЬМА РАБКОРУ БАЛАШОВ (С аратов ск ая обла сть). Ст арей ший вне ш татный корр еспондент местной г а зеты Я. А. Климо в принес в редакцию два письма М. Горького. ...Было это в 1928 году. Яков Андреевич уже десятый год сотруд% финал в газете — писал маленькие заметки и большие статьи , а прав ильно пи сал или нет — и са м толком не зн ал. А хотело сь зн ат ь, что надо сдел ат ь, чтобы пи сать хор ошо, г рамотно. С эт им воп росом Яков Андреевич и обратился к Алексею Макси мовичу. И вскоре получил письмо: «На ваш вопрос: «Как сделаться грамотным» отвечаю: возможно больше читайте старых литераторов. Человек вы — судя по письму — дос таточно, грамотный и я пони маю ваш воп ро с, к ак отно сящийся к лите ратурной — иначе техниче ск ой грамотно сти, необходимой вам для более успешной работы селько ра: Оче нь советую, чит айте и кни жк и н аучно -популя рные. На днях будет напечатана небол ьш ая моя кн и жка « К ак я уч ился пи- ' г ать», пр иш лю вам ее. Всего доб рого ! А. Пешко в 19/1Х —28 г..». , Вслед за пис ьмом Алексей М а ксим ов ич п- р исл ал Климо ву свою книжку «Пись мо селько рам » с н ад пи сью: «Якову Ан дреев ичу Кли м ову М. Горь кий н а памят ь». Доб рые советы великого писател я не пре шли д аром. Я. А. Кли мо в ст ал чаще вы ступ ат ь с глубокими ст ат ьями, пок а зы вающ ими изменения в ж изни го рода и сел ок руга. Одну из своих стате й «Зерновая фабр ик а », в которой говор илось о п ре имущест вах майдан ной обработк и землЩ Клим ов по сл ал Ма ксиму Го р ькому. Чере з несколько дней пр ишел о твет: «Яков Ан дреевич! Такая статья , как ва ш а «Зерновая фабр ик а », ну жна журналу «На ши дости жен ия». Жу рнал этот ст ав ит целью свое й дат ь раб очим ' и к ре стьян ам полную карт ину дости жен ий в труде на земле и н а фабр ике, в городе и в деревне, в дома шнем быту и в общ ест венной работе. О плохом у н ас хо ро шо го ворят, о хоро шем — не умеют ск а з ат ь н ужное слово. А пора учиться и о хорошем гово рить , ве дь оно у н ас есть. Так вот: поищите-ка хо ро шего вокруг себя, а если н айдете, п ишите о нем. ч' Моск ва. Госизд ат «На ши дости жен ия» П р и вет А. П ешко в. 30/1X— 28 г. ». В тот же ден ь Климо в по лучил и обещ анную кн и жку «Раб сель ко рам и военкорам о том, как я уч ился пи сать». С надписью: «Якову Кли мову М. Горь кий 30/1Х— 28 г. ». Т акое вн им ан ие со ст ороны вел икого пис ателя ркрыл ило Климо ва. По з же он был на хо зяйст венной и н а со вет ской работе, но н и когд а не по рьв вал с вя зи с г а зетой. Б. СИТНИКОВ, ко рр. ТАСС. А. М. Горь кий и А. П. Чехов в Ялте (1900 год}. (Фотох рон ик а ТАСС}. М О С К В А , У Л И Ц А К А Ч А Л О В А Моск ва. Ули ча К ачалова, 6/2. В этом доме жил и работал в по след ние годы сво ей жизни — с 1931-го по 1936- й — Ма ксим Го рький. Не сколько лет назад квартира осново положника советской литературы стала мемориальным музеем-филиа лом Государственного музея А. М. Горького. При жизни Горький занимал ком наты первого этажа , а на втором была кварт и ра семьи его сын а Мак сима Алексеевича Пешкова. Здес ь, в тиши музейных з алов, где каж дый документ, каждый эк спон ат — рел ик ви я гор ько вско й мудр ости и пр остоты, •—• сей ча с многолюдно. Мо сквичи и гости столицы как бы перел исты вают ст ран ицы го р ько в ско го т руда и т аланта. Вот рабочий кабинет писателя. Обычно с него и начинается осмотр квартиры-музея. У широкого окна — большой письменный стол , по крытый зеленым сукном. — Этот стол, — ра сск а зы вает со т рудн ик музея,'— сдел ан по з ака зу Алексея М ак симо в ич а. Он намного вы ше обычных письменных:- стол ов, в нем нет н и тумбочек, ни ящико в. Необычная вы сот а стол а объя сняет ся тем, что Горь кий был высокого р ост а, а из- за больных легких не мог писать, склонившись над сто ло м. На столе ст рогий порядок , нет ни чего лишнего. Много ост ро отточен ных цветных каранда шей. Стоп ка ра злиноз анной бума ги, н а ее л ист ах бол ьшие поля. Алексей Ма ксимо вич обычно исписы вал листы с п равой ст ороны, о ст авляя поля на левой для поправок, которые делал цвет ным и к аранда ш ам и. Вот ст ран иц а из руко писи книги «Жизнь Клим а Санг ин а », н ад которой п ис ател ь ра ботал до по следних дней своей жиз ни. Поправки , которые сдел аны красным и синим карандашами , сви детельствуют, с како й ск рупуле зно стью он относил ся к к аждому сло ву, каждой фра зе своих пр ои зведени й. За этим столом Го рь кий работал не менее де сяти ч а со в в ден ь. Пис а тел ь л ю бил п р иде рж и ват ься ст рого го ра спо рядка дня. — К ак прав ило, — п родолжает с во и ра сск а з сот рудн ик музея, — Алексей М ак симо в ич в ст авал в 8 ча со в. Он бегло про см атр и вал га зе ты, отмеч ал те ст атьи, кото рые сле дует пр очесть. Н а это уход ило п р и ме рно полча са, а за тем з автракал. В 9 ча сов Горь кий у же сидел з а пись менным столом, работал над рома ном, писал р ассказы, пу бл ицистиче ские и лите ратурно -к р итические ст атьи. В два часа дн я п и сатель шел о бедат ь. После обед а он выход ил п рогулят ься в сад или по работат ь' здесь с адовым и но жн иц ам и и лоп а той. Около пяти ча сов Алекс ей Ма ксим ович пил чан и снова садил ся за письменный стол. Вто рая пол овина дн я п ис ателя бы ла з анята работой над руко писями молодых пи сателе й, редакт и рован и ем м атер и алов для журналов и д ру г их изд ан ий. Собст венноручно и без промедлен ий Горь кий о твечал на письма, получаемые им со всех кон цов ст раны и из-з а рубежа. За свою жизнь Алексей Макс имо вич напи сал более двадцат и тысяч писем! Очень ча сто в ве черние часы в до ме Горького проходили встречи , з а ду ше вные беседы, со вещан ия и з а сед ан ия редакц ионных коллегий журналов, кн и жных с ери й, которы м и руковод ил или в работе кото рых п ринимал деятельное участие Алексей Максимович. В 11 часов вечера рабочий день писателя закан чивался , и он уходил в свою спаль ню и читал газеты, жу рналы, худо же ст венную и н аучную л ите ратуру. В каб инете висит п рекра сн ая ж и воп исн ая панорама Сорренто,' нап и с анная и под аренная Го р ькому ху до жн ик ам Павлом Дм и тр и ев ичем Кориным. Возле камина небольшие витрины с коллекциями чудесных художественных резных изделий , сдел анных искусными м а сте рам и- ре зчи кам и. Э та. коллекц ия п р и ве зе н а Ал ексеем М а ксим ов ичем из Со р ренто. И з Со рренто п ис ател ь п р и ве з и больш ую библиотеку. З а годы ж из ни в Мо ск ве ко личес тво книг в б иблиотеке зн ач ительно выро сло, и сейчас в доме-музее насчитывается примерно десять тысяч томов. Горький не только любил собирать книг и, но и л ю бил д ар ить их. В 19 2 9 году он посл ал в одну из изб- чит ален бы вш ей Тве рской губернии в подарок тысячу книг. После по ездки по Волге в 1935 году на паро ходе «Максим Горький» он пода рил команде теплохода 'библиотеку из 400 книг. О «книжной доброте» Максима Горького писал К. Чуков ский: «У него был а ве сел ая манера — д ар ить пи сате лям кн иги. Чут ь узн ает, что вы работаете над какой -нибудь те мой, пр инесет вам на бл и жай шее з а сед ан ие в огромном портфеле из своей библиотеки те книг и, ко торые могут пр игодиться для ваш ей ра боты, и не го воря н и сло ва, м имохо дом, поло ж ит п еред вами на стол._ и было похоже , что он, мастер , ра з д ает подма сте р ьям инст румент для работы ». , Библиотек а Го рь кого в кварт и ре - музее пи сател я — поистине ми р Книги. Н а мног их из них д ар ст вен ные надп иси. Вот «Поднят ая цел и на ». Н а титульном листе на дпись: «До рогой Ал ексей Мак симович! Жму Вашу руку и крепко хоч у, что бы ветры не ду ли, чтобы В а ши ко сти не ныли, чтобы к а шель Вас не одолевал, что бы в се было у В а с хо р ошо, Мих. Шолохо в. 24.ХП. 3 2 Г.» Се йча с гото вит ся научное описа ние гор ько вско й библиотеки. Рядом с библиотекой!— столо вая. Эта бол ьш ая и с ветлая комната об ст авлена строго и скромно. Стол посредине, буфет у стены, рояль у окна. В комнате происходили многочисленные встречи с писателя ми, учеными, артистами театра и кино, музыкантами и художниками, конструкторами и инженерами. В октябре 1932 года в этой ком нате состоялась встреча писателей с руководителями партии и прави тельства, определившая дальней шие пути развития советской лите ратуры, как литературы социалисти ческого реализма. Здесь проходили дискуссии в связи с подготовкой ор ганизации Союза писателей СССР, предстоящим Первым съездом писа телей. Леонид Леонов вспоминает, что всякий, кто принимал участие в беседах с Алексеем Максимовичем, уходил от него и богаче, и смелее, чем был раньше, потому что «уно сил с собой частицу горьковской одержимости, его умной и проникно венной веры в труд, добро и зна ния». П. ЗУБЁХИН, Н. КОТЛЯРОВ. Я РОСТНЫЕ нападки декаден тов всех течений и оттенков на реалистическое искусство в начале нашего ст'олетпя достигли, как известно, своей кульминации в годы, следовавшие за первой рус ской революцией. Особенно воин ственно наступали реакционеры от искусства на художников, связав ших свое творчество с единствен ным до конца революционным клас сом, открыто поставивших свой талант на службу пролетариату. Главный удар был направлен, есте ственно, против А. М. Горького — первого среди прогрессивных худож ников России. В борьбе за передовое реалистиче ское искусство, искусство больших мыслей, большого социального зву чания активное участие принимал и Александр Вермишев, публицист и поэт, художник и актер. Показатель но, в частности, аго участие в поле мике, развернувшейся в койне 1910 года вокруг первого варианта «Вас сы Железновой» и творчества А. М. Горького в целом. В конце октября в Баку труппой Е. М. Боярской была поставлена, на писанная М. Горьким годом раньше, «Васса Железнова» (интересно отме тить, что спектакль является чуть ли не первым сценическим воплощением этой пьесы вообще). 2-го ноября 1910 года сразу две бакинские газеты «Баку» и «Каспий» откликнулись на это событие статьями своих сотруд ников. Рецензент газеты «Каспий» И. Карницкий писал: «Постановка новой пьесы Максима Горького «Вас са Железнова»'подтвердила, что те литературные критики, которые пе ревели Горького в разряд угасаю щих, изживших себя писателей, пра вы». Газета «Баку» откликнулась на спектакль статьей своего постоянно го сотрудника по вопросам театра и музыки С. А. Айвазова. Его .выступ ление совершенно «неожиданно» для двух постоянно грызущихся между собои газет являет собой пример трогательного единства мнений. Как человек, воинственно не при емлющий социальную сущность творчества Горького, автор статьи лицемерно заканчивает ее фальши вым сочувствием: «Бедный Горький!» Разговор, таким образом, приобре тал резкий принципиальный харак тер. Через день, 4-го ноября, в № 250 газеты «Каспий» со статьей о «Вассе Железновой» выступил некий Анри (есть основания предполагать, что за этой подписью стоял редактор газеты Андрей Вейнберг). Автор ста рается несколько смягчить столь И вот тогда-то в разговор всту пает Александр Вермишев. В газете «Баку» Л» 225 от 10 ноября 1910 го да помещено «Письмо читателя» А. Савицкого «Бедный Горький». («А. Савицкий» — один из псевдони мов А. Вермишева). Почему же Вер мишев решил пока не открывать своего настоящего имени «коллеге» по газете и его единомышленнйкам, которым адресовано эро «читатель ское письмо»? Ответ на этот вопрос заключен в самом письме’. По досто инству оценив всю лицемерность вос клицания «Бедный Горький!», кото рым Айвазов закончил свою «Крити- тель внезапно сталкивается с Горь ким и, отпрянув, недоумевает: «э-э —... к чему это «Васса Железнова?» — нам совершенно не нужно Горь кого!»... «Кто же «бедный»?— полемически астро заканчивает свое первое вы ступление в этой дискуссии Алек сандр Вермишев. Обвинение в политическом обыва тельстве и эстетической безвкусице било точно в цель и не давало воз можности отмолчаться, уйти от от вета. Люди, не пожелавшие принять обличительную драматургию Гарь- Горького слишком- смело. Можно го ворить только об отсутствии 'глубо кого смысла в «Вассе Железновой». Это вызвало Немедленный ответ, ко торый помещен тут же за подписью «Г». (Псевдоним А. А. Вермишева «Гражданин»). Таким образом, благодаря Верми- шеву спор все более ширился и углублялся и вылился, наконец, в открытую дискуссию, которая состо ялась 15 декабря 1910 года в зале Бакинского литературно-художест венного кружка. В этот вечер после специально повторенного труппой Боярской спектакля «Васса Железно- С П О Р О „ В А С С Е Ж Е Л Е З Н О В О Й 4* резкие отзывы о пьесе. «Может быть, — снисходительно пишет он в конце своей статьи,— и правы те критики, которые говорят, что Горький уга сает. Но во всяком случае, «Васса Железнова» — это яркая сильная вспышка погасающей свечи». В чем же достоинство пьесы, по мнению Анри? Оказывается, в ее символике, которую никто из высказавшихся о ней якобы не сумел обнаружить. От вечая на недоуменный вопрос И. Кар- ницкого: «Кто она, эта властная, криминальная женщина? Кого она олицетворяет?», Анри пишет: она символ. «Васса,— говорит он,— эго мать, Мать-Природа, Мать-Земля» и т. д. Таким образом, делалась столь характерная для многих противников материалистической эстетики попыт ка перевести произведение реалисти ческого искусства в отвлеченную об ласть всеобъемлющих символов, что в данном конкретном случае имело ясную цель: парализовать революци онное звучание идей Горького. ку пьесы М. Горького», А. Савнцкин- Вермишев доказывает абсолютную несостоятельность рассуждения о якобы имеющем место угасании та ланта великого художника и вскры вает корни этих рассуждений: «...не правильнее ли будет, не торопясь забивать крышку проба над Горь ким, обратиться во внутрь себя и сделать маленькую ревизию своим внутренним запросам, потребностям своего ума и сердца», — предлагает он прямо, всем «скорбящим» по горь ковскому таланту. Не Горький изменился, доказыва ет Вермишев, а российский обыва тель, который в 1910 году не тот, что в 1903—1904-м, ибо за последние пять лет он столько пережил-пере- дрожал, что не хочет ни в чем уже видеть никакого смысла. «...Изощрившись,— пишет автор «Письма в редакцию»,— обострив свой слух и зрение на фарсовых ще кочущих пикантностях, опутанный сетями мистического бреда, обьгва- кого, начисто зачеркивали пьесу, в которой остро ставился вопрос о со циальном вырождении русской бур жуазии, — этого претендента на по литическое господство в стране. «Из вестное изречение гласит, — писал В. И. Ленин, — что есличбы геомет рические аксиомы задевали интересы людей, то они, наверное, опроверга лись бы». (В. И, Ленин «Марксизм и ревизионизм», Соч., 5 издание, том 17, стр. 15)' Позиция хулителей Горького как нельзя лучше подтверждает это. И все-таки просто сказать, что Горький создал пьесу, лишенную и художест венности, и смысла, было уже слиш ком примитивным способом расправы с ним. Против этого выступили даже те, кто внутренне солидаризировался с Айвазовым. Курьезно звучит приме чание от редакции, помещенное под статьей «Г. Г. защитникам Горького», в котором написано: «Говорить о полном отсутствии смысла в пьесе ва» состоялся диспут между редак тором газеты «Каспий» и театраль ным рецензентом газеты «Баку» С. А. Айвазовым. Ничего нового по срав нению с тем, что говорилось уже раньше, ни одни из диопутантов не высказал. Й. вот слово берет Александр Вер мишев. «Устарел ли Горький?» -г- ставит свой первый вопрос Вермишев и рассказывает о большом успехе спектакля «На дне», который прошел на днях при полном сборе в Народ ном доме. Бакинский Народный дом находился в это время под непосред ственным влиянием большевиков. Стало быть, совершенно очевидно, что Горький не устарел и по-преж нему пользуется любовью широкого зрителя. Затем, предвидя очевидные ссылки на то, что эта пьеса написана «не 'теперешним» Горьким, Верми- шев переходит к «Вассе Железно вой». «Оказывается,—говорит он, — утверждения, что пьеса «скучна», «нетсатралына», не имеют шэд собой почвы. Ведь вот совершенно не нра вится некоторым «Васса Железнова», а н а • окраинах города театр был набит рабочими». Вермишев по-партийному прямо и веско вскрывает подлинные причины сголь негативного восприятия твор чества великого русского писателя ревнителями «настоящего» искусства. Символическое надо искать, гово рит он в своей яркой, публици стической речи, не в «Вассе Желез новой», а в самих отношениях к Горькому тех, кто вопреки фактам не хочет видеть в его творчестве глу бочайший смысл, облеченный в вы сокую художественную форму. Вермишев прямо связывает разви тие общественных настроений рус ского обывателя с отношением его к Горькому и его творчеству. Он клей мит идейное убожество той части русской буржуазной интеллигенции, которая в своам ренегатстве дошла до того, что осмелилась поднять за брало, призывала «благодарить эту власть, которая одна «своими шты ками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной», и той ее части, которая так и не осмелилась под нять забрало, а предпочитала лице мерно восклицать; «Бедный Горь кий!». «Маленькие, нудные людишки хо дят по земле моей отчизны, ходят и уныло ищут места, где бы им упря таться от жизни...». «Во? те слона, — гневно и страст но заканчивает свое выступление Вермишев, — которые были броше ны в лицо мещанству и, безотноси тельно к состоянию таланта Горько го, мещанство этого ■ему не про стит». Так была поставлена точка над «и» в этой примечательной во мно гих отношениях д и с к у с с и и . А. ГОЛЬДБЕРГЕР, искусствовед, А. ВЕРМИШЕВ (сын), заслуженный работник культуры БАССР,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz