Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНСКОЕ ! Н И » З Н А М Я Я штт МВ* *. * 75 СК0ЗД К 1 И Ш В Д О Х Н О В Е Н Н Ы Й П Е В Е Ц В Е Л И К О И 1 .М . ГОРЬКИН II Будущее чело вече ст ва люд и п ред ст авляют себе по- ра зному. Многие бу ржуа зные ф анта сты р ису­ ют его в мрачных кра ск ах. Их кн и. гм угнет ают атомной исте р ией и к арт ин ам и гибели пл анеты. Соц и а - лист ам -утопист ам в иделись сол­ нечные го рода, фаланг и-коммуны. Ве ре Павловне у Черны ше в ского — х ру ст ал ьные д ворцы и п реображен, мая человеком пр и рода. Пытал ись соци ал исты - утописты п ред ст ав ить и чело века будущего. Он им к а з ал­ ся необыкно венным, почт и ск а зоч­ ным и обяз ател ьно т алантл и вым и ге ро ичным. Но об р исо ват ь этого че­ ло века в ж и вом художе ст венном обра зе утописты не смогли. Человека будущего по истине от­ к рыл, художе ст венно исследо вал А. М. Го р ький, отк рыл в с воей со­ временно сти, а не в утоп ическом воображенном м и ре. Такое откры­ т ие смог со вер шить пис ател ь, в творче ст ве которого отра зились ин­ те ре сы кл а сс а пролетар ие в, кла сс а творцов соци ал изм а. В с воей ст ат ье «Исто р ия молодого чело века » Го р ький з амет ил, что к рупней шие пис ател и бу ржуа зного З апада в про шлом веке обо шли вн им ан ием выдающ ихся л юдей эпо­ х и, ге роев Вел икой ф ранцу зской революц ии, ученых, мыслителей — Робеспье ра, Дантона, Оуэна и д р., а дал и исто р и ю в общем -то зау ряд­ ного молодого человека « с редн их способностей». Алексей М ак симо­ в ич пис ал, что объя сняется это, ве­ роятно, тол ько тем, что с ам и лите­ раторы, не смот ря на их искл юч и­ тельну ю талантл и во сть, а в некото­ рых случ аях даже ген и ал ьность, бы­ ли соци ал ьно к ровно - и духо вно­ род ст венны герою, изл юбленному ими. Го р ький же ув идел и пол ю­ б ил иного ге роя, обнаруж ил к ров­ ное и духо вное род ст во с ге ро иче­ скими об ра з ам и революц ионной исто р ии. С ам пролетар ий, он у в идел в пролетар ии, осозн ав шем с вою ре­ волюц ионну ю силу, гл авного героя времен и. И не только у в идел, но док а з ал это силой худо же ст вен­ ных обра зо в. Потому еще в начале века ши роко во шло в созн ан ие в се­ го культу рного обще ст ва, что Мак­ сим Го р ький поло ж ил н ачало но­ вой эпох и в исто р ии не только ру с­ ской, но и ми ровой л ите ратуры. Для революц ионного п ролетар и а­ та и его д ру зей из пе редовой евро­ пей ской интеллигенции во зникно ве­ н ие этой но вой эпох и не подле жало сомнени ю, когда Го р ький д ал м и­ ровому пролетар и ату роман «Мат ь». Для В. И. Ленин а, вождя соци ал и. стической революц ии, Го р ький у же в 1901 году — «е вропей ски зн аме­ н итый пис ател ь». А в 1910 году Ленин вкладывает конкретное со­ де ржан ие в понят ие «исто р ическо­ го» зн ачен ия лите ратурной деятел ь­ ности Го р ького для ми ровой кул ь­ ту ры. По мы сли Вл ад ими ра Ил ьич а « Го р ький — безусло вно крупней ший ( П Е Р В Ы Е ГОРЬКОВСКИЕ Д раматург ия А. М. Го р ького сы­ г рала бол ьшу ю рол ь в ра з в итии ру сского те атра. Его пьесы шли во многих го родах Ро ссии, в том числе и в тех, которые'входят ны­ не в сост ав Липецкой обл а сти. В Ельце 10 октяб ря 190 2 года труппа антрепренера С. А. К атар­ ского пок а з ала п ьесу М. Го рь кого «Мещан е». 1 4 октября спект акл ь был п овторен. К атар ский пост а­ вил «Мешан», не и мея цен зу рован­ ного эк земпля ра пьесы. Он ло вко обманул елецкого пол ицмейсте ра, пока з ав ему аф иши спект аклей «Ме ш ан е» в Перм и и Выбо рге (там Он и шли «по з акону »). О рлов скому губе рнатору пр ишлось потом оп­ равдыват ься пе ред Петербургом. Чере з месяц после п рем ьеры «Мещан » т руппа К атар ского сыг­ рала инсцени ровку пове сти «Фом а Го рдеев » М. Го р ького. А в апре­ ле 1903 г. т руппа И. И. См и рнова дважды пока з ала ел ьч анам гор ь­ ко вскую пьесу «Уа дне». Лето м 1903 г. пьесы М. Го р ько­ го поп адают и на л ипецку ю сиену. Н а мален ькой ку рортной сцене труппа арт исто в, набранных из моско в ских те атров, пока з ала ме­ стным ж ителям и отдых ающ им пьесу «Н а дне ». В спект акле иг ра­ ли: Алексее ва, В ишне в ск ая, Та и ро­ ва, Айдаров, Ва сенин, Т ара со в, Трубе икой, П анов (он же реж ис­ се р - ра спо ряд итель) . Летом 1905 г. те атр был сд ан ди рекц ией курюрта арт ист ам Мо­ ско в ского общест ва искусст ва и лите ратуры С. Н. Воронову и К. Ф- Лебеде ву. Антрепренеры соб рал и сильн ую драмат ическу ю труппу. Не менее инте ре сн ую труппу сфо рм и ровал и на лето 190 6 г. для Липецкого ку рорта арт ист Моско в­ ского М алого театра С. А. Гол ов ин и актер Художе ст венного театра А. Л. З агаров. Арт исты сыг рал и н овую п ьесу М. Го р ького «Дети солнц а ». Липецкий ко рре спондент (он подписы вал ся псе вдон имом «А бор иген») пете рбург ского жур­ нала «Театр и искусс тво » (19 06 г., X » 33, ст р. 506) отмечает инте рес публики к пьесе революционного писателя , ее желан ие не п ропу­ стить ни одной ф ра зы. Когд а ч асть опоздавших з р ителей помеш ала во сп р ияти ю пьесы, то публик а по­ требовала повторен ия. И спек­ т акл ь н ачал ся сн ова. С ил ам и п рофе ссион ал ьных и с а­ модеятел ьных арт исто в п ьесы Бу­ реве стник а революц ии ст ав ились в те годы и в друг их рородах. Н и­ к ак ие з апреты и ог ран ичения не могли з аглу шить победного шест­ вия горьковской драматургии. А. ИВАНОВ , театровед. пред ст ав итель п ролетар ского искус­ ст ва, который много для него сде­ л ал и еще больше мо жет сдел ат ь». Годом ран ьше Ленин ут верждал, что с во им т алантом художн ик а Го р ький п р инес г ромадную пол ьзу рабочему дв и жен и ю Ро ссии, д а и не одной России. Вся деятельность А. М. Го р ького — вел ич ай шего п ролетар ского ху­ до жн ик а, яв ил а сь подт вержден ием п ророче ской мысли В. И. Ленин а. К ак художн ик п ролетар и ата, ген и­ ал ьный м а сте р искусст ва сло ва, Го р ький до конц а с во их дней был несменяемым вождем новой со вет, ской лите ратуры, к его голо су п р и­ слуши вал ись в се п рогре сси вные п и­ с ател и Е вропы и в сего ми ра. Чем же определ ился т акой авто, р итет Го р ького? Силой т аланта? Бе зусло вно. Но сил а таланта и п ро­ являет ся п режде в сего в том, что человек, наделенный эт им т алан­ том, в идит то, что временем з акры­ то. Го р ький у в идел с амое гла зное в человеке —умение пе ре ст ро ить ст а­ рое в м и ре и ст арое в себе. В по ве сти «Детст во », н ап ис анной по­ сле по ражен ия пе рвой ру сской ре­ волюц ии, пис ател ь ут верждал, и это подк репляло сь в сем ст роем его бе сст ра шно п равд и вого и полного веры в ж изнь п ро из веден ия: «Не только тем изумительн а ж изнь н а­ ш а, что в ней так плодов ит и ж и рен пла ст в сякой скотской д рян и, но тем, что ск во зь этот пл а ст в се-т ак и победно п рора ст ает яркое, здоро­ вое и творческое , ра стет доб рое — чело веч ье, во збу ждая не сок ру ши­ му ю надежду на во з рожден ие н а­ ше к ж изни с ветлбй, человече ской». У в иденное в ж изни, «доб рое и че­ ло веч ье» .— это пыл ающее се рдце Данко и во ск ре сш ая ду ш а Н ило в­ ны, это уверенно сть в правоте с во­ его дела Павла Вла со ва и «м а сте ра ^революц ии» Степ ана Кутузо ва. Это то, что было в тогда шней ж изни от будущего, что несло с вет « з автра ш. него дня». Т акой с вет''не с и с ам Го р ький — чело век з автра шнего дня с воей Род ины. Го р ький много пис ал о с во их со временн ик ах -учителях. В пис ате­ лях ст ар шего поколения он це­ нил п режде в сего то, что от вечало его требован иям, п редъявляемым к народному з а ступнику, вла стител ю дум со временн ико в. Обл ик ру с­ ского пис ателя -н ародолюбца, реал и­ ст а и гум ан ист а пред ст ает в гор ь­ ко в ских оче рках о Ко роленко. Го р ький у в идел и подче ркнул в Ко роленко о сно вное: его демокра­ т изм, реал истическу ю тре з во сть, а главное — его общест венную ак т и вно сть. В Ко роленко как в т ипе пис ателя его не изменно подкуп ал и че рты человека реал ьного дел а, п и- с ателя -бойц а, не мы сли в шего се­ бя без вме ш ател ьст ва в ж изнь, без неук рот имой жажды улуч ш ат ь ее и пе ре ст ра и ват ь. В с воей прево сходнейшей книге о Ль ве Тол стом, идя, в сущности, по пути ленинской оценки «зе ркала ру сской революц ии», Го р ький су­ мел пок а з ат ь, к ак з а рел игиозными поиск ам и Толстого ск рывает ся ж из­ неут верждающее, земное ми рово з­ з рен ие. Го р ький з р имо п ред ст авля­ ет ст ра стну ю влюбленно сть Тол­ стого в кра соту ж и вого, в поэ зи ю реал ьной дейст в ительности и убе ж­ дает, что тол сто в ский п афо с к ра­ соты и силы — это одно временно и п афо с п равды. Пролетар ский пис а­ тел ь с убе ждающей силой обн ару­ ж и вает в Тол стом-худо жн ике об ая­ н ие т аланта коло сс ал ьной т ворче­ ской мощи. Но в полной мере воплот ить с вой иде ал Человека, пред ст ав ить чело­ века будущего Го р ький сумел,^по­ стиг ая главную ф игу ру эпох и — ре­ волюц ионе ра, о котором п ис ал, что это «феномен, равного которому по кра соте духо вной, по силе л юбв и к ми ру — я не зн аю ». Тип ру сского революц ионе ра, деятеля Коммуни­ стической п арт ии, осозн авал ся Го р ь­ ким к ак воплощен ие лучших к а­ че ст в человека. Со зд ан ие ж и вого и конк ретного обра з а коммун ист а яв илось воплощен ием того иде ала, к которому ст рем илось чело вече­ ст во и кото рый впервые реал изо ван в человеке соци ал истического об­ щест ва. Ре шить эту з адачу со в сей полнотой смог Го р ький тогд а, когда он созд ал обра з, вел ич ай шего чело­ века м и ра — Вл ад ими ра Ил ьич а. Ленин а. Именно поэтому л ите ратур -* ный по ртрет Ленин а не тол ько вы­ сится одной из вер шин в творче­ ст ве Го р ького, но и иг рает искл ю­ ч ительну ю рол ь во в сем искусст ве со временно сти. В с воей ст ат ье «О пьес ах » Го р ь­ кий н а з вал Ленин а « исто р ическим, но небы валым человеком, Челове­ ком с большой бук вы ». Т ак им и п ред ст ает Влад ими р Ил ьич в гор ь­ ко в ском оче рке. Человек ген и ал ь­ ной мысли, искл юч ительной п ро зо р­ л и во сти, способности к глубоч ай­ шим исто р ическим п редв идениям, Ленин изоб ражает ся Го р ьким к ак во инст вующ ий бо рец с неп равдой ж изни,. неп р ими р имый враг чело­ вече ских ст радан ий, к ак но ситель неистощимой эне рг ии, н аправлен­ ной на преобра зо ван ие ми ра. Во с­ созд авая - по ра зительно многог ран. ный обра з Ленин а, Го р ький осо­ бенно подче рк и вает его глубочай­ шу ю человечно сть. В вы сшей сте­ пени неп р итяз ател ьный по отноше­ ни ю к с амому себе, он был п ре ис­ полнен искл юч ительной чуткости, душе вной от зы вч и во сти по отно­ шени ю к друг им. Видимо, в се сто­ роны многогранного обл ик а Ленин а вы зы вал и в людях луч шие от ветные чув ст ва, даже готовно сть к под в и­ гу. И тут, конечно же, не было н ик акого чародей ст ва. Духовные каче ст ва л ичности Ленин а, во в сех случ аях с вя з анные с революц ией, имели вполне определенное соци­ ал ьное соде ржан ие. Пе реч иты вая сегодня го р ько в ские ст ат ьи т р идц атых годов, мы еще и еще ра з ок а зы ваем ся во вла сти го р ько в ского п реклонен ия пе ред лен инским с ветом, преобра зо выва - ющ им л юдей. Не случ айно о сно ван­ ный им журнал «На ши дости жен ия» •1М111В1МММ1 Го р ький отк ры­ вал программной ст ат ьей «О м а­ лен ьких л юдях и вел икой их рабо­ те », го ворящей о кулыхурно -созид ател ьной рол и «м а­ лен ьких» л юдей в исто р ии чело ве­ че ст ва. Важней шей темой го р ько в­ ского т ворче ст ва была тема акт и в­ ного творче ского т руда, вооружен­ ного мы сль ю. Ге рой поэмы «Чело­ век », н ап ис анной еще в 1901 году, получил реал ьное ж изненное вопло­ щен ие в ст ат ьях и ра сск а з ах Го р ько­ го о соци ал истической ст ройке. За­ звучала ст ра стн ая гор ько в ск ая хвала .«чуде с ам » соци ал истического т руда: «чуду » п реобра зо ван ия России, п робужден ия н арода к яркой твор­ че ской ж изни, «чуду» пе ределк и че­ ло века. К- 19 24 году в п исьме К. Федину Го ре -кий го вор ил, что соци ал изм способен сфо рм и роват ь но вую л ич- ностц, к акую не смогл а созд ат ь ни одн а эпоха, что коллект и в изм не искл ючает ра сц вета л ичности, н а­ оборот чем богаче л ичность, тем бог аче у/ ра зносто роннее коллект и в. Сво им г аафо сом ут вержден ия но вой л ичности об ращен Го р ький в на ше время. .Пред ст ав и в ший челозек а будущего,, он - с ам был так им чело­ веком, с аам ра з ведывал будущее, открывал его, перено сил в на стоя­ щее с во им со временн ик ам то, что делало их лучше и вы ше. Пис ател ь­ ский под в иг Го р ького — отк рывате -Г ля ге роев — в еще бол ьшей ме ре, чем шестьдесят или со рок лет на з ад, ощут им сегодня. И сегодня, в на ши дни, в ст речая сь со столетним и бес­ сме ртным Буреве стником* в полной мере ощущаем мы точно сть и сп ра­ ведл и во сть сло в Алек сея Толстого, ск а з анных на траурном м итинге в ча с н ародного прощан ия с Го р ьким: «У худо жн ик а, глубоко и п равд и во отражающего революц ионные эпо­ хи исто р ии, к ак им был Го р ький, у т ворца, ведущего з а собо ю челове­ че ст во для созд ан ия ос вобожденно­ го м и ра, как им был Ленин,— у ве­ л иких л юдей не две даты их бытия в исто р ии — рожден ие и сме рт ь, а тол ько одн а дата: их рожден ие». Л. ЗАМАНСКИР1, к анд ид ат ф илологических наук. I ■ а ж* « а а а а ааач■а■«аа■аааааа•ааа■■а■■■аа »^ ДВА ПИСЬМА РАБКОРУ БАЛАШОВ (С аратов ск ая обла сть). Ст арей ший вне ш татный корр еспондент местной г а зеты Я. А. Климо в принес в редакцию два письма М. Горького. ...Было это в 1928 году. Яков Андреевич уже десятый год сотруд% финал в газете — писал маленькие заметки и большие статьи , а прав ильно пи сал или нет — и са м толком не зн ал. А хотело сь зн ат ь, что надо сдел ат ь, чтобы пи сать хор ошо, г рамотно. С эт им воп росом Яков Андреевич и обратился к Алексею Макси­ мовичу. И вскоре получил письмо: «На ваш вопрос: «Как сделаться грамотным» отвечаю: возможно больше читайте старых литераторов. Человек вы — судя по письму — дос таточно, грамотный и я пони­ маю ваш воп ро с, к ак отно сящийся к лите ратурной — иначе техниче­ ск ой грамотно сти, необходимой вам для более успешной работы селько ра: Оче нь советую, чит айте и кни жк и н аучно -популя рные. На днях будет напечатана небол ьш ая моя кн и жка « К ак я уч ился пи- ' г ать», пр иш лю вам ее. Всего доб рого ! А. Пешко в 19/1Х —28 г..». , Вслед за пис ьмом Алексей М а ксим ов ич п- р исл ал Климо ву свою книжку «Пись мо селько рам » с н ад пи сью: «Якову Ан дреев ичу Кли­ м ову М. Горь кий н а памят ь». Доб рые советы великого писател я не пре шли д аром. Я. А. Кли­ мо в ст ал чаще вы ступ ат ь с глубокими ст ат ьями, пок а зы вающ ими изменения в ж изни го рода и сел ок руга. Одну из своих стате й «Зерновая фабр ик а », в которой говор илось о п ре имущест вах майдан­ ной обработк и землЩ Клим ов по сл ал Ма ксиму Го р ькому. Чере з несколько дней пр ишел о твет: «Яков Ан дреевич! Такая статья , как ва ш а «Зерновая фабр ик а », ну жна журналу «На ши дости жен ия». Жу рнал этот ст ав ит целью свое й дат ь раб очим ' и к ре стьян ам полную карт ину дости жен ий в труде на земле и н а фабр ике, в городе и в деревне, в дома шнем быту и в общ ест венной работе. О плохом у н ас хо ро шо го ворят, о хоро­ шем — не умеют ск а з ат ь н ужное слово. А пора учиться и о хорошем гово рить , ве дь оно у н ас есть. Так вот: поищите-ка хо ро шего вокруг себя, а если н айдете, п ишите о нем. ч' Моск ва. Госизд ат «На ши дости жен ия» П р и вет А. П ешко в. 30/1X— 28 г. ». В тот же ден ь Климо в по лучил и обещ анную кн и жку «Раб сель­ ко рам и военкорам о том, как я уч ился пи сать». С надписью: «Якову Кли мову М. Горь кий 30/1Х— 28 г. ». Т акое вн им ан ие со ст ороны вел икого пис ателя ркрыл ило Климо­ ва. По з же он был на хо зяйст венной и н а со вет ской работе, но н и­ когд а не по рьв вал с вя зи с г а зетой. Б. СИТНИКОВ, ко рр. ТАСС. А. М. Горь кий и А. П. Чехов в Ялте (1900 год}. (Фотох рон ик а ТАСС}. М О С К В А , У Л И Ц А К А Ч А Л О В А Моск ва. Ули ча К ачалова, 6/2. В этом доме жил и работал в по след­ ние годы сво ей жизни — с 1931-го по 1936- й — Ма ксим Го рький. Не­ сколько лет назад квартира осново­ положника советской литературы стала мемориальным музеем-филиа­ лом Государственного музея А. М. Горького. При жизни Горький занимал ком­ наты первого этажа , а на втором была кварт и ра семьи его сын а Мак­ сима Алексеевича Пешкова. Здес ь, в тиши музейных з алов, где каж­ дый документ, каждый эк спон ат — рел ик ви я гор ько вско й мудр ости и пр остоты, •—• сей ча с многолюдно. Мо сквичи и гости столицы как бы перел исты вают ст ран ицы го р ько в ско­ го т руда и т аланта. Вот рабочий кабинет писателя. Обычно с него и начинается осмотр квартиры-музея. У широкого окна — большой письменный стол , по­ крытый зеленым сукном. — Этот стол, — ра сск а зы вает со­ т рудн ик музея,'— сдел ан по з ака зу Алексея М ак симо в ич а. Он намного вы ше обычных письменных:- стол ов, в нем нет н и тумбочек, ни ящико в. Необычная вы сот а стол а объя сняет­ ся тем, что Горь кий был высокого р ост а, а из- за больных легких не мог писать, склонившись над сто­ ло м. На столе ст рогий порядок , нет ни­ чего лишнего. Много ост ро отточен­ ных цветных каранда шей. Стоп ка ра злиноз анной бума ги, н а ее л ист ах бол ьшие поля. Алексей Ма ксимо вич обычно исписы вал листы с п равой ст ороны, о ст авляя поля на левой для поправок, которые делал цвет­ ным и к аранда ш ам и. Вот ст ран иц а из руко писи книги «Жизнь Клим а Санг ин а », н ад которой п ис ател ь ра­ ботал до по следних дней своей жиз­ ни. Поправки , которые сдел аны красным и синим карандашами , сви­ детельствуют, с како й ск рупуле зно­ стью он относил ся к к аждому сло ву, каждой фра зе своих пр ои зведени й. За этим столом Го рь кий работал не менее де сяти ч а со в в ден ь. Пис а­ тел ь л ю бил п р иде рж и ват ься ст рого­ го ра спо рядка дня. — К ак прав ило, — п родолжает с во и ра сск а з сот рудн ик музея, — Алексей М ак симо в ич в ст авал в 8 ча со в. Он бегло про см атр и вал га зе­ ты, отмеч ал те ст атьи, кото рые сле­ дует пр очесть. Н а это уход ило п р и­ ме рно полча са, а за тем з автракал. В 9 ча сов Горь кий у же сидел з а пись­ менным столом, работал над рома­ ном, писал р ассказы, пу бл ицистиче­ ские и лите ратурно -к р итические ст атьи. В два часа дн я п и сатель шел о бедат ь. После обед а он выход ил п рогулят ься в сад или по работат ь' здесь с адовым и но жн иц ам и и лоп а­ той. Около пяти ча сов Алекс ей Ма ксим ович пил чан и снова садил­ ся за письменный стол. Вто рая пол овина дн я п ис ателя бы­ ла з анята работой над руко писями молодых пи сателе й, редакт и рован и­ ем м атер и алов для журналов и д ру­ г их изд ан ий. Собст венноручно и без промедлен ий Горь кий о твечал на письма, получаемые им со всех кон­ цов ст раны и из-з а рубежа. За свою жизнь Алексей Макс имо вич напи­ сал более двадцат и тысяч писем! Очень ча сто в ве черние часы в до­ ме Горького проходили встречи , з а­ ду ше вные беседы, со вещан ия и з а­ сед ан ия редакц ионных коллегий журналов, кн и жных с ери й, которы­ м и руковод ил или в работе кото­ рых п ринимал деятельное участие Алексей Максимович. В 11 часов вечера рабочий день писателя закан­ чивался , и он уходил в свою спаль­ ню и читал газеты, жу рналы, худо­ же ст венную и н аучную л ите ратуру. В каб инете висит п рекра сн ая ж и­ воп исн ая панорама Сорренто,' нап и­ с анная и под аренная Го р ькому ху­ до жн ик ам Павлом Дм и тр и ев ичем Кориным. Возле камина небольшие витрины с коллекциями чудесных художественных резных изделий , сдел анных искусными м а сте рам и- ре зчи кам и. Э та. коллекц ия п р и ве зе­ н а Ал ексеем М а ксим ов ичем из Со р­ ренто. И з Со рренто п ис ател ь п р и ве з и больш ую библиотеку. З а годы ж из­ ни в Мо ск ве ко личес тво книг в б иблиотеке зн ач ительно выро сло, и сейчас в доме-музее насчитывается примерно десять тысяч томов. Горький не только любил собирать книг и, но и л ю бил д ар ить их. В 19 2 9 году он посл ал в одну из изб- чит ален бы вш ей Тве рской губернии в подарок тысячу книг. После по­ ездки по Волге в 1935 году на паро­ ходе «Максим Горький» он пода­ рил команде теплохода 'библиотеку из 400 книг. О «книжной доброте» Максима Горького писал К. Чуков ский: «У него был а ве сел ая манера — д ар ить пи сате лям кн иги. Чут ь узн ает, что вы работаете над какой -нибудь те­ мой, пр инесет вам на бл и жай шее з а сед ан ие в огромном портфеле из своей библиотеки те книг и, ко торые могут пр игодиться для ваш ей ра­ боты, и не го воря н и сло ва, м имохо­ дом, поло ж ит п еред вами на стол._ и было похоже , что он, мастер , ра з­ д ает подма сте р ьям инст румент для работы ». , Библиотек а Го рь кого в кварт и ре - музее пи сател я — поистине ми р Книги. Н а мног их из них д ар ст вен­ ные надп иси. Вот «Поднят ая цел и­ на ». Н а титульном листе на дпись: «До рогой Ал ексей Мак симович! Жму Вашу руку и крепко хоч у, что­ бы ветры не ду ли, чтобы В а ши ко­ сти не ныли, чтобы к а шель Вас не одолевал, что бы в се было у В а с хо р ошо, Мих. Шолохо в. 24.ХП. 3 2 Г.» Се йча с гото вит ся научное описа­ ние гор ько вско й библиотеки. Рядом с библиотекой!— столо вая. Эта бол ьш ая и с ветлая комната об ст авлена строго и скромно. Стол посредине, буфет у стены, рояль у окна. В комнате происходили многочисленные встречи с писателя­ ми, учеными, артистами театра и кино, музыкантами и художниками, конструкторами и инженерами. В октябре 1932 года в этой ком­ нате состоялась встреча писателей с руководителями партии и прави­ тельства, определившая дальней­ шие пути развития советской лите­ ратуры, как литературы социалисти­ ческого реализма. Здесь проходили дискуссии в связи с подготовкой ор­ ганизации Союза писателей СССР, предстоящим Первым съездом писа­ телей. Леонид Леонов вспоминает, что всякий, кто принимал участие в беседах с Алексеем Максимовичем, уходил от него и богаче, и смелее, чем был раньше, потому что «уно­ сил с собой частицу горьковской одержимости, его умной и проникно­ венной веры в труд, добро и зна­ ния». П. ЗУБЁХИН, Н. КОТЛЯРОВ. Я РОСТНЫЕ нападки декаден­ тов всех течений и оттенков на реалистическое искусство в начале нашего ст'олетпя достигли, как известно, своей кульминации в годы, следовавшие за первой рус­ ской революцией. Особенно воин­ ственно наступали реакционеры от искусства на художников, связав­ ших свое творчество с единствен­ ным до конца революционным клас­ сом, открыто поставивших свой талант на службу пролетариату. Главный удар был направлен, есте­ ственно, против А. М. Горького — первого среди прогрессивных худож­ ников России. В борьбе за передовое реалистиче­ ское искусство, искусство больших мыслей, большого социального зву­ чания активное участие принимал и Александр Вермишев, публицист и поэт, художник и актер. Показатель­ но, в частности, аго участие в поле­ мике, развернувшейся в койне 1910 года вокруг первого варианта «Вас­ сы Железновой» и творчества А. М. Горького в целом. В конце октября в Баку труппой Е. М. Боярской была поставлена, на­ писанная М. Горьким годом раньше, «Васса Железнова» (интересно отме­ тить, что спектакль является чуть ли не первым сценическим воплощением этой пьесы вообще). 2-го ноября 1910 года сразу две бакинские газеты «Баку» и «Каспий» откликнулись на это событие статьями своих сотруд­ ников. Рецензент газеты «Каспий» И. Карницкий писал: «Постановка новой пьесы Максима Горького «Вас­ са Железнова»'подтвердила, что те литературные критики, которые пе­ ревели Горького в разряд угасаю­ щих, изживших себя писателей, пра­ вы». Газета «Баку» откликнулась на спектакль статьей своего постоянно­ го сотрудника по вопросам театра и музыки С. А. Айвазова. Его .выступ­ ление совершенно «неожиданно» для двух постоянно грызущихся между собои газет являет собой пример трогательного единства мнений. Как человек, воинственно не при­ емлющий социальную сущность творчества Горького, автор статьи лицемерно заканчивает ее фальши­ вым сочувствием: «Бедный Горький!» Разговор, таким образом, приобре­ тал резкий принципиальный харак­ тер. Через день, 4-го ноября, в № 250 газеты «Каспий» со статьей о «Вассе Железновой» выступил некий Анри (есть основания предполагать, что за этой подписью стоял редактор газеты Андрей Вейнберг). Автор ста­ рается несколько смягчить столь И вот тогда-то в разговор всту­ пает Александр Вермишев. В газете «Баку» Л» 225 от 10 ноября 1910 го­ да помещено «Письмо читателя» А. Савицкого «Бедный Горький». («А. Савицкий» — один из псевдони­ мов А. Вермишева). Почему же Вер­ мишев решил пока не открывать своего настоящего имени «коллеге» по газете и его единомышленнйкам, которым адресовано эро «читатель­ ское письмо»? Ответ на этот вопрос заключен в самом письме’. По досто­ инству оценив всю лицемерность вос­ клицания «Бедный Горький!», кото­ рым Айвазов закончил свою «Крити- тель внезапно сталкивается с Горь­ ким и, отпрянув, недоумевает: «э-э —... к чему это «Васса Железнова?» — нам совершенно не нужно Горь­ кого!»... «Кто же «бедный»?— полемически астро заканчивает свое первое вы­ ступление в этой дискуссии Алек­ сандр Вермишев. Обвинение в политическом обыва­ тельстве и эстетической безвкусице било точно в цель и не давало воз­ можности отмолчаться, уйти от от­ вета. Люди, не пожелавшие принять обличительную драматургию Гарь- Горького слишком- смело. Можно го­ ворить только об отсутствии 'глубо­ кого смысла в «Вассе Железновой». Это вызвало Немедленный ответ, ко­ торый помещен тут же за подписью «Г». (Псевдоним А. А. Вермишева «Гражданин»). Таким образом, благодаря Верми- шеву спор все более ширился и углублялся и вылился, наконец, в открытую дискуссию, которая состо­ ялась 15 декабря 1910 года в зале Бакинского литературно-художест­ венного кружка. В этот вечер после специально повторенного труппой Боярской спектакля «Васса Железно- С П О Р О „ В А С С Е Ж Е Л Е З Н О В О Й 4* резкие отзывы о пьесе. «Может быть, — снисходительно пишет он в конце своей статьи,— и правы те критики, которые говорят, что Горький уга­ сает. Но во всяком случае, «Васса Железнова» — это яркая сильная вспышка погасающей свечи». В чем же достоинство пьесы, по мнению Анри? Оказывается, в ее символике, которую никто из высказавшихся о ней якобы не сумел обнаружить. От­ вечая на недоуменный вопрос И. Кар- ницкого: «Кто она, эта властная, криминальная женщина? Кого она олицетворяет?», Анри пишет: она символ. «Васса,— говорит он,— эго мать, Мать-Природа, Мать-Земля» и т. д. Таким образом, делалась столь характерная для многих противников материалистической эстетики попыт­ ка перевести произведение реалисти­ ческого искусства в отвлеченную об­ ласть всеобъемлющих символов, что в данном конкретном случае имело ясную цель: парализовать революци­ онное звучание идей Горького. ку пьесы М. Горького», А. Савнцкин- Вермишев доказывает абсолютную несостоятельность рассуждения о якобы имеющем место угасании та­ ланта великого художника и вскры­ вает корни этих рассуждений: «...не правильнее ли будет, не торопясь забивать крышку проба над Горь­ ким, обратиться во внутрь себя и сделать маленькую ревизию своим внутренним запросам, потребностям своего ума и сердца», — предлагает он прямо, всем «скорбящим» по горь­ ковскому таланту. Не Горький изменился, доказыва­ ет Вермишев, а российский обыва­ тель, который в 1910 году не тот, что в 1903—1904-м, ибо за последние пять лет он столько пережил-пере- дрожал, что не хочет ни в чем уже видеть никакого смысла. «...Изощрившись,— пишет автор «Письма в редакцию»,— обострив свой слух и зрение на фарсовых ще­ кочущих пикантностях, опутанный сетями мистического бреда, обьгва- кого, начисто зачеркивали пьесу, в которой остро ставился вопрос о со­ циальном вырождении русской бур­ жуазии, — этого претендента на по­ литическое господство в стране. «Из­ вестное изречение гласит, — писал В. И. Ленин, — что есличбы геомет­ рические аксиомы задевали интересы людей, то они, наверное, опроверга­ лись бы». (В. И, Ленин «Марксизм и ревизионизм», Соч., 5 издание, том 17, стр. 15)' Позиция хулителей Горького как нельзя лучше подтверждает это. И все-таки просто сказать, что Горький создал пьесу, лишенную и художест­ венности, и смысла, было уже слиш­ ком примитивным способом расправы с ним. Против этого выступили даже те, кто внутренне солидаризировался с Айвазовым. Курьезно звучит приме­ чание от редакции, помещенное под статьей «Г. Г. защитникам Горького», в котором написано: «Говорить о полном отсутствии смысла в пьесе ва» состоялся диспут между редак­ тором газеты «Каспий» и театраль­ ным рецензентом газеты «Баку» С. А. Айвазовым. Ничего нового по срав­ нению с тем, что говорилось уже раньше, ни одни из диопутантов не высказал. Й. вот слово берет Александр Вер­ мишев. «Устарел ли Горький?» -г- ставит свой первый вопрос Вермишев и рассказывает о большом успехе спектакля «На дне», который прошел на днях при полном сборе в Народ­ ном доме. Бакинский Народный дом находился в это время под непосред­ ственным влиянием большевиков. Стало быть, совершенно очевидно, что Горький не устарел и по-преж­ нему пользуется любовью широкого зрителя. Затем, предвидя очевидные ссылки на то, что эта пьеса написана «не 'теперешним» Горьким, Верми- шев переходит к «Вассе Железно­ вой». «Оказывается,—говорит он, — утверждения, что пьеса «скучна», «нетсатралына», не имеют шэд собой почвы. Ведь вот совершенно не нра­ вится некоторым «Васса Железнова», а н а • окраинах города театр был набит рабочими». Вермишев по-партийному прямо и веско вскрывает подлинные причины сголь негативного восприятия твор­ чества великого русского писателя ревнителями «настоящего» искусства. Символическое надо искать, гово­ рит он в своей яркой, публици­ стической речи, не в «Вассе Желез­ новой», а в самих отношениях к Горькому тех, кто вопреки фактам не хочет видеть в его творчестве глу­ бочайший смысл, облеченный в вы­ сокую художественную форму. Вермишев прямо связывает разви­ тие общественных настроений рус­ ского обывателя с отношением его к Горькому и его творчеству. Он клей­ мит идейное убожество той части русской буржуазной интеллигенции, которая в своам ренегатстве дошла до того, что осмелилась поднять за­ брало, призывала «благодарить эту власть, которая одна «своими шты­ ками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной», и той ее части, которая так и не осмелилась под­ нять забрало, а предпочитала лице­ мерно восклицать; «Бедный Горь­ кий!». «Маленькие, нудные людишки хо­ дят по земле моей отчизны, ходят и уныло ищут места, где бы им упря­ таться от жизни...». «Во? те слона, — гневно и страст­ но заканчивает свое выступление Вермишев, — которые были броше­ ны в лицо мещанству и, безотноси­ тельно к состоянию таланта Горько­ го, мещанство этого ■ему не про­ стит». Так была поставлена точка над «и» в этой примечательной во мно­ гих отношениях д и с к у с с и и . А. ГОЛЬДБЕРГЕР, искусствовед, А. ВЕРМИШЕВ (сын), заслуженный работник культуры БАССР,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz