Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)
7 'V I/ V 9 января 1968 г., М 7 (11959) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Р А С Т И Т Ь Д О С Т О Й Н У Ю С М Е Н У 4 — 5 января 1968 года в Липецке проходил II областной съезд по ком мунистическому воспитанию учащей ся молодежи. В составе делегатов были работники народного об разования, вузов, специальных сред них учебных заведений и системы профтехобразования, представите ли партийных, комсомольских, профсоюзных и других обществен ных организации, предприятий, хо зяйств, учреждений, советских орга нов, родительской общественности. В работе съезда принимали участие делегации от педагогов и общест-' венности Тамбовской, Курской. Бел городской, Ростовской, Волгоград ской, Орловской, Воронежской, Ря занской областей. С основным докладом «Активно влиять на формирование марксист ско-ленинского мировоззрения уча щейся молодежи» выступил первый секретарь Липецкого обкома КПСС Г. П. Павлов. Познакомив делегатов съезда с достижениями, которыми липчане встретили 50-летие Совет ской власти, он охарактеризовал за тем состояние народного образова ния в нашей области. Сеть школ, до школьных и внешкольных детских учреждении у нас с каждым годом расширяется. Сейчас работают 1306 школ, 300 дошкольных детских уч реждений, 18 техникумов, Ь 1 учили ще профтехобразования. 4 вуза. Только за последние десять лет в области построено 570 но вых дошкольных зданий, 1300 классных комнат, сооружено около 300 учебных мастерских, около 1 00 школьных интернатов и других объ ектов. В области есть все необходи мое для правильного и успешного воспитания детей. Возьмем, к примеру, село Замар- тынье Добровского района (колхоз «Свободный сокол»). В селе есть дет сад-ясли на 75 мест, начальная и восьмилетняя школы, Дом культуры, библиотека. Все они размещены в хороших современных зданиях, по строенных колхозом или с его актив ной помощью. В этом отношении колхоз «Сво бодный сокол»—типичное для нашей области хозяйство.?/ Все это дает возможность пятнад- патитысячнрй армии липецких педа гогов успешно решать свою главную задачу — вооружать молодежь глу бокими. и прочными знаниями основ наук. За последние десять лет в школах области уменьшилось число второгодников, а успеваемость уча щихся поднялась. Повысилось также качество знаний учащихся технику мов и профтехучилищ, студентов ву зов. Но уровень работы школы опреде ляется не только процентами успе ваемости. Главным ее итогом явля ется воспитание идейной и политиче ской зрелости, коммунистической со знательности у учащихся и студен тов. И это должно найти свое отра жение в практических делах, прежде всего, в отношении к учебе. Между тем'среди части учащихся и студентов наблюдается обществен ная пассивность, безразличное отно шение к учебе. Некоторая часть подростков оставляет школу, не по лучив даже восьмилетнего образо вания, многие школы допускают от сев из старших классов. Серьезные недостатки в борьбе за прочные и глубокие знания допуска ют также техникумы, вузы и учили ща профтехобразования. Так, в про шлом учебном году из институтов и техникумов за неуспеваемость было отчислено 300 студентов и учащих ся. Особенно велик отсев в липецких строительном и металлургическом техникумах, Липецком и Елецком пединститутах. Формирование научного марксист ско-ленинского мировоззрения у мо лодежи требует глубокой научной основы. 'В этом отношении важное значение имеет введение курса об ществоведения в выпускных классах средних школ, техникумах и проф техучилищах и курса научного ком мунизма в вузах. Передовые препо даватели правильно оценивают зна чение курсов общественных наук и умеют пробудить у учащихся под линный интерес к изучению револю ционной теории. Вместе с тем, от дельные руководители учебных заве дений без должной ответственности относятся к подбору и воспитанию кадров преподавателей, что приводит в отдельных случаях к тому, что об щественные науки преподают люди, не обладающие достаточными знани ями. Важнейшей задачей учебных заве дений является организация вне классного и внеаудиторного воспи тания. Введение в штаты средних школ должности организатора вос питательной работы создает для это- 'го благоприятные условия. Далее докладчик останавливается на организации воспитательной ра боты в период подготовки к полуве ковому юбилею Советской власти. Бесценный опыт борьбы старших по колений за коммунизм,— говорит он. ♦—неисчерпаемый источник идейной убежденности, патриотизма, граж Со второго областного съезда но коммунистическому воспитанию учащейся данственности молодого поколения.' Всестороннее знакомство с этим опытом, воспитание молодежи На примере жизни и деятельности В. И. Ленина стало сейчас основополага ющим в содержании воспитательной работы липецких школ. Тысячи му зеев и комнат В. И. Ленина, залов боевой и трудовой славы открыли пионеры и комсомольцы, сотни лето писей колхозов, совхозов, предприя тий, учебных заведений создали юные краеведы. Важны и такие практические де ла, как озеленение населенных пунк тов, работа на пришкольных участ ках. в колхозах и совхозах. Осо бенно значительны достижения строительных комсомольских отря дов. В них насчитывается 1500 стар шеклассников и студентов, на стро ительстве животноводческих комп лексов и культурно-бытовых объек- тов в селах они выполнили работ на полмиллноыа рублей. Трудно переоценить воспитатель ное значение сбора школьниками материалов о героях, погибших в бо ях за Родину, и сооружение им па мятников. Вместе с тем в воспитательной работе еще немало недостатков. Нам необходимо, во-первых, уделить очень большое внимание профессио нальной ориентации учащихся сред них школ, так как далеко не все из них смогут поступить в вузы и тех никумы, а ведущие отрасли народ ного хозяйства (сельское хозяйство, строительство и другие) остро нуж даются в молодых, гра'мотных кад рах, и во-вторых, повысить роль об щественного поручения в воспитании учащейся молодежи. Широкое при влечение учащихся и студентов к руководству кружками, чтению лек ций, поездки в колхозы, на стройки и т. п. — важнейшее средство борь бы против аполитичности и скепти цизма. Особое значение обществен ное поручение имеет в вузах и тех никумах, где готовятся будущие командиры народного хозяйства, обязанные воспитывать массы. Было бы ошибкой думать, что об щественная пассивность — типичное для нашей молодежи явление. В среде учащихся и студентов—десят ки тысяч молодых энтузиастов, лю бящих общественную работу и ак тивно участвующих в ней. Но надо стремиться, чтобы каждый учащийся и студент с помощью комсомольской организации приобрел в стенах учеб ного заведения^интерес и вкус к об щественной работе. Следующая важнейшая проблема — политическое воспитание молоде жи. Юноши и девушки получают по литические знания не только в сво их учебных/ заведениях. Пропаган дой политических знаний занимают ся партийные, государственные и об щественные организации, молодежь читает газеты я книги, слушает ра дио, смотрит телевизор, посещает публичные лекции, театр, кино. По этому систематизация обществовед ческих -знаний, получаемых учащи мися и студентами,просто необходи ма. Как юноша нли девушка усваи вает и толкует политические собы тия, как относится к ним, как расце нивает свою собственную роль в происходящем — эти вопросы тре буют самого пристального внимания учебных заведений, педагогических коллективов. Мы должны воспиты вать у молодежи высокое классовое самосознание, преданность делу коммунистического строительства, ненависть к системе капитализма, устоям и нравам буржуазного об щества. Нет никаких оснований сомневать; ся, что в стенах наших учебных зав? дений растет здоровая смена, кото рую отличает стремление к знаниям, любознательность, трудолюбие, вер ность революционным традициям старших поколений и коммунистиче ским идеалам. Но нас не может не волновать, что некоторая часть мо лодежи подвергается опасным влия ниям и становится носителем вред ных пережитков. Особую тревогу вызывает преступность среди подро стков и молодежи. Докладчик, от метив, что она за последнее время снизилась, подчеркивает, что эта про блема все еще требует серьезного внимания педагогов и общественно сти. Называя в числе причин пре ступности среди несовершеннолет них такие, как незанятость и безнад зорность, вредное влияние антиоб щественных элементов, т. Павлов подвергает критике руководителей школ и предприятий за невнимание к той части молодежи, которая ока залась за бортом школы и не трудо устроена. Значительная часть доклада по священа учительству. Докладчик подчеркивает, что сегодня выполнить свою задачу воспитателя может только тот педагог, который облада ет широкой эрудицией, способностью в бурном потоке обширной научной информации отобрать наиболее су щественное и научить своих воспи танников методам и приемам науч ного поиска истины. Поэтому нельзя проходить мимо таких фактов, когда отдельные учителя не обладают не обходимыми знаниями и не учатся, не проявляют заботы о своей поли тической подготовке, не участвуют в общественной жизни^ В нашей области Йоследние годы развивается процесс объединения воспитательных функций учебных заведений, производственных коллек тивов и родительской общественности. Прежде всего это проявляется в за боте общественности о создании ус ловий для обучения и воспитания. Только за два года колхозы, совхо зы, предприятия своими силами уве личили учебную площадь на 40 ты сяч мест. Это в три раза превышает построенное за счет государственных капитальных вложений. 500 учитель ских семей справили в прошлом году новоселье. Вторая линия связи общественно сти со школой—воспитательное воз действие производственных коллек тивов на ученические. Оно осуществ ляется в форме соревнования произ водственных коллективов со школь ными, индивидуального шефства ра бочих над подростками, встреч пере довиков с пионерами и комсомоль цами, работы по профессиональной ориентации к т. д. Докладчик привел в качестве положительного примера внимательное отношение к школам и ученикам совхоза «Память Лени на» Липецкого района, колхоза «За веты Ильича» Хлевенского района. К сожалению, многие партийные и общественные организации вопро сы воспитания детей считают второ степенным делом, не оказывают сво его влияния на нерадивых родите- тей. В свою очередь и многие педа гогические коллективы не проявля ют настойчивости и инициативы для того, чтобы привлечь внимание роди телей и общественности к воспита нию детей. Многие хозяйства и школы , не удовлетворительно решают задачу обучения и воспитания работающей молодежи. Особенно плохо комплек товались вечерние школы в Лебедя ни, Данкове, Липецке, Задонске, Становлянском, Краснянском, Ус- манском районах. Не заботятся об учебе своих молодых рабочих руко водители совхозов «Павловский», «Куйманский», «Культура». Отметив, что после первого съез да активность общественности в деле воспитания повысилась, т. Пав лов указал на ряд крупных недостат ков. Он говорил об ответственности родителей, приводил примеры пре ступно халатного отношения к от цовскому и материнскому долгу. На ша общественность должна смелее бороться с подобными проявления ми, активнее пропагандировать хорошие примеры семейного воспи тания. В качестве такого примера приводилась семья Ольги Тимофеев ны Копыловой, телятницы совхоза «Синдякинский», матери десяти де тей. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР за послед нее время приняли ряд постановле нии, определяющих задачи и пути' развития общеобразовательной, сре дней специальной и высшей школы: «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразователь ной школы», «О мерах по улучше нию подготовки специалистов и со вершенствованию руководства выс шим и средним специальным обра зованием в страну», «О мерах даль нейшего развития общественных на ук и повышении их роли в комму нистическом строительстве». Все они требуют от партийных, советских., комсомольских и профсоюзных орга низаций неустанного внимания к школе и заботы о ней, напоминают о том, что коммунистическое воспи тание молодого поколения, дальней шее |развитие общеобразовательной школы — дело всей партии, всего ьсоветского народа. И мы должны принять эффективные меры по обес печению дружной, целеустремленной совместной работы школы, семьи н всей обществ*енности. Большую роль в объединении этих сил сыграли первый областной съезд по коммунистичежому воспитанию учащейся молодежи, состоявшийся два'года назад, и подготовка ко втб* рому съезду. Накоплен ценный опыт активного влияния партийных, проф союзных, комсомольских организм-' ций, производственных коллективов на улучшение содержания и органи зацию самого воспитательного про>/ цесса. Сейчас задача состоит в том. что: бы развить достигнутые успехи, сде лать этот опыт достоянием всех производственных коллективов и учебных заведений. . Докладчик отме-тил и недостатки в выполнении рекомендаций первого съезда по воспитанию: недостаточ ная активность отдельных партийных и общественных организаций, учебных заведений,- слабое изучение, обобще ние и внедрение лучшего опыта сов местной работы школы, семьи и об щественности, невнимание к запросам детей со стороны учреждений куль- 1 Ж 1 & I туры, органов кинофикации, спор тивных организаций. Не сделал должных выводов из замечаний, высказанных на первом съезде, об ком ВЛКСМ, который по-прежнему ограничивает свою деятельность в учебных заведениях пионерской ра ботой и слабо руководит комсомоль скими организациями школ, техни кумов, профтехучилищ и вузов. В заключение докладчик отметил ценный почин коммунистов и обще ственности Долгоруковского района, выступивших инициаторами соревно вания за широкое развертывание школьного строительства в честь 1 0 0 - летия со дня рождения В. И. Л е нина. * * * Доклад «О подготовке школьни ков к сознательному выбору про фессии» сделал зав. кафедрой педа гогики Липецкого пединститута В. И. Журавлев. Проблема подготовки школьников к жизненному самооп ределению, сказал он, требует раци онального решения как в практиче ском. так и в теоретическом плане. Три фактора объединяются в созна тельном определении молодым чело веком своего будущего: учет соци альных потребностей, наличие субъ ективных и объективных возможно стей и, наконец, собственные наме рения школьника. Таким образом, для осознанного определения жизненной дороги мо лодой человек должен прежде всего знать, в чем нуждается общество, представлять себе, специалисты ка ких профессий требуются в различ ных отраслях хозяйства, науки, об служивания, культуры и т. д., как по всей стране, так и по всему району. Знают ли об этих потребностях учащиеся Липецка? К сожалению, нет. На вопрос, ку да обратиться, если надо устроиться на работу, 67 процентов опрошенных выпускников ответили кратко — «не знаю», 11 процентов собирались об ратиться в отделы кадров. Осталь ные полагали, что трудоустройством занимаются горисполком, горком комсомола, директор школы, мили ция, родители. А между тем в каждом районе работают специальные комиссии ис полкомов, занимающиеся трудоуст ройством выпускников. Необходима четкая, полная и свое временная информация старших школьников об общественных пот ребностях в специалистах разных профессий. Должны они хорошо знать и систему профессионального образования. Не менее важно зна комить выпускников с существом самих профессий. Вопрос о пригодности молодого человека к той или иной профессии мы не можем решать трлько с по зиций физиологии. Конечно, того, кто не имеет му зыкального слуха, бесполезно учить игре на скрипке, слабая здоровьем девушка не пойдет в институт физ культуры. Но что касается здоро вых, разносторонне развитых людей (а именно таким мы должны рас тить молодое поколение), они имеют широкий диапазон профессиональ ных возможностей, что вполне соот ветствует интересам и личным, и об щества. Степень подготовленности выпуск ника к обучению той или иной про фессии сегодня видят, главным об разом, в запасе и качестве его зна ний, полученных в школе, уровне успеваемости. Прочное знание основ наук — главный мандат для поступ ления в вуз, для более свободного выбора профессии. На высшее обра зование притязают, конечно, не толь ко отличники, и в вузы нередко по ступают те, кто учился посредствен но, но исследования неопровержимо доказывают непосредственную зави симость между успеваемостью школь ника и его возможностями к свобод ному выбору профессии. Но заканчивается ли этот поиск после того, как выпускник поступил в вуз, техникум или устроился на работу? Исследования профессио нальной устойчивости молодых лю дей, поступивших в Елецкий педин ститут. филиал Московского инсти тута стали, Липецкий металлурги ческий техникум, профтехучилище № 2 0 показали, что у большинства избранное учебное заведение не совпадает с профессиональными идеалами. А каковы настроения тех, кто пос ле школы поступил работать на про изводство? Из ста молодых рабочих, проработавших год на тракторном заводе, 54 заявили, что профессией довольны и не намерены искать дру гой. А на Новолипецком 80 выпускни ков средних школ из ста назвали свой выбор окончательным. Общий вывод таков: профессио нальное самоопределение юноши и девушки не всегда представляется как однажды принятое окончатель ное решение. Многие имеют основ ной и резервный жизненные планы. И когда школьник сталкивается с действительностью, о которой имел поверхностное представление, он из меняет свою жизненную программу, безболезненно переходит к иной. Здесь проявляется подвижность лю дей комсомольского возраста, готов ность молодежи к мобильному отве ту на личные желания и призыв об щества. Часть молодых людей года ми идет к намеченной цели, но боль шинство в силу объективных и субъ ективных причин может менять за мыслы, овладевать иной профессией н быть ей верным всю жизнь. С другой стороны, то, что сту дент — педагог или металлург—ви диг себя мысленно пианистом или спортивным тренером, ни о каком крахе жизненных иллюзий не гово рит. Это отражает многосторонность его возможностей и интересов. Такая подвижность молодежи да ет обществу возможность социаль ного маневра в интересах развития народного хозяйства, науки, культу ры, самих людей. Однако из всего сказанного выте- В зале заседаний съезда. Фото Ю. Ардашева. кает одно педагогическое следствие: мы должны не просто учитывать го товность молодежи идти на призыв общества, а действовать: постоянно вести работу по профессиональной ориентации учащихся в школах, сде лать ее преемственной в институте, техникуме, технических училищах, на производстве, где надо пропаган дировать значение, ценность, красо ту избранной молодым человеком профессии, воспитывать гордость за нее, показывать ее перспективы. Проблема преемственности воспита ния особенно остра на производстве, где педагогика практически отсутст вует . Методическая система профориен тации в школах области должна за крепить все положительное, что на коплено практикой; и встречи с людьми разных профессий, и экскур сии на предприятия и в хозяйства,и традиционные вечера выпускников и т. д. По-серьезному надо подойти к системе наглядных средств зна комства учащихся с учебными заве дениями страны. Следует вводить в старших классах карточки по про фессиональной ориентации каждого ученика. Необходимо в интересах планового распределения трудовых резервов вести направленную про паганду дефицитных профессий. По лезно было бы официально учредить справочное бюро по профессиональ ной информации при институте усо вершенствования учителей, консуль тационные пункты при отраслевых комитетах профсоюзов. Надо удов летворить потребность учащихся в местных справочниках о профессиях, характерных для хозяйства и куль туры нашей области. Инициатива в созданий системы профориентации будет условием успешного решения проблем, встающих перед нами в свя зи с ожидающимся увеличением ар мии выпускников средних школ. Доклад «Роль комсомола в идей ной жизни учащихся» сделал пер вый секретарь обкома ВЛКСМ В. В. Прибытков. За время, прошедшее после первого областного съезда по коммунистическому воспитанию, в работе школьного комсомола и пио нерских дружин области, комсомоль ских организаций вузов, техникумов и профтехучилищ родились новые, разнообразные формы. Комсомоль цы и пионеры предупреждают отсев из школ, создают посты всеобуча, воспитывают у школьников интерес к науке й технике. В Агрономовской средней школе Лебедянского района большинство ребят учится без тро ек. Это результат большой совмест ной работы комсомольской органи зации и педколлектива. В школе проводятся диспуты, химические и физические вечера, олимпиады, вик торины, действуют клубы «Хочу все знать», «Клуб любознательных». Таких примеров много, но немало старшеклассников в нашей области остается на второй год, а «тройка»— самая распространенная оцен ка. Причина — в поверхностном от ношении к знаниям, которое объяс няется, в частности, и 'снижением требовательности комсомольских ор ганизаций. Важную роль в воспитзнии игра ют комсомольские поручения, одна ко очень часто они носят формаль ный характер. Политический характер деятельно сти пионерских и комсомольских ор ганизаций предполагает не только знакомство с политическими событи ями, но и активное участие в делах общества. В юбилейном году боль шинство комсомольцев принимали участие в «Трудовой вахте Октября». Они участвовали в строительстве спортзалов и стадионов, озеленении городов и сел. Особенно много сде лали комсомольские строительные отряды. 1500 школьников и студен тов выезжали летом на сельские стройки. Они возводили животно водческие комплексы, клубы, дома культуры, школы. ’ Первое место в соревновании занял строительный отряд школы № 10 г. Липецка (ко мандир — учительница Н. И. Кли мова, комиссар — секретарь коми тета комсомола Юрии Коханенко). Далее докладчик говорил о поли тической учебе комсомольцев, о ру ководстве комсомола пионерскими дружинами, об организации досуга школьников по месту жительства и в школах. Хорошо зарекомендовали себя клубы для подростков, такие, как «Неунываки», «Горизонт», «Аре на смелых» в Липецке, «Неугомон ные» и «Искатели» в Ельпе, лагеря труда и отдыха в ряде районов, В школах сложилась- определен ная система воспитания школьников на примере жизни и деятельности В. И. Ленина, на славных револю ционных традициях советского наоо- да. Докладчик подробно рассказы вает об участии комсомольских ор ганизаций в этой работе. За время, прошедшее после пер вого областного съезда обществен ности, работа пионерских и комсо мольских организаций улучшилась Сейчас обком ВЛКСМ считает своей главной задачей — направить вни мание пионерских и комсомольских организаций на достойную встречу 50-летия Ленинского комсомола и 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Большую работу предстоит провести комсомольским организа циям вузов и техникумов по выпол нению решений III пленума ЦК ВЛКСМ о воспитании студенческой молодежи. Первой в прениях по докладам вы ступила мать-героиня, телятница сов хоза «Синдякинский» О. Т. Копыло ва. Она рассказала о своей семье, о том, как вырастила и воспитала де сять детей. Ольга Тимофеевна счи тает главным условием правильного воспитания детей — труд. Важную проблему поднял в своем выступлении первый секретарь Ли пецкого горкома КПСС А. А. Путря Говоря о фактах правонарушений со стороны подростков, он обратил внимание на то, что они обычно связаны с лицемерием. Ведь сочине ния в школе правонарушители пи шут такие, в которых много правиль ных, высоких и благородных чувств и мыслей, а на деле скатываются подчас до поступков, продиктован- Iных самыми низменными побужде на выставке творчества учащихся. Фото Ю. Ардашева. ниями. Причина этой раздвоенности между словом и делом кроется в том, что в нужный" момент к под ростку не было проявлено необхо димой чуткости, и из-за этого он замкнулся, перестал быть искрен ним. Оратор привел пример, когда одна учительница зачитала перед всем классом сочинение ученика, в котором он делился с ней самым со кровенным и просил не оглашать написанное. В результате педагог сама подорвала к себе доверие, а ученик стал лицемерить. Говоря о шефстве производствен ных коллективов над школами, тов. Путря привел в качестве положи тельного примера работу обществен ных организаций заводов «Свобод ный сокол», станкостроительного и Студеновского рудоуправления, ко торые установили тесную связь со школьными коллективами. А вот тракторостроители, новолипецкие ме- таллурпт и строителя г. Липецка, хотя и шефствуют над школами, но такого взаимопонимания с педаго гами и учениками еше не достигли. В заключение т. Путря поставил вопрос о необходимости расширения школьного строительства в Липецке в связи с бурным ростом города. Директор совхоза «Россия» Гря- зинского района Н. Т. Владимиров поделился опытом содействия шко ле. Коллектив этого хозяйства ока зывает ей не только материальную помощь, но и активно участвует з работе с родителях^ и учениками. Этим занимаются партийная органи зация, рабочком, совет содействия семье и школе. Заботится совхоз и о том, чтобы выпускники шкапы оставались рабо тать в родном селе. Многих из них посылают учиться в сельскохозяйст венные вузы и техникумы за счет хозяйства. Рассказал т. Владимиров и о планах школьного строительства на ближайшие годы. О нуждах вечерних школ говорил директор школы рабочей молодежи № 3 г. Ельца В. П. Подколзин. Больной вопрос для них— комплек тование классов и сохранение кон тингента учащихся. Отсев в вечерних школах велик, посещаемость низкая, а руководители некоторых предприя тий г. Ельца заняли позицию невме шательства. Оратор считает, что программу обучения работающей молодежи надо включить в произ водственный плац предприятия, а ее выполнение учитывать при подведе нии итогов соревнования. С анализом состояния борьбы с детской преступностью в области выступил зам. начальника областно го управления охраны общественно го порядка М. М. Свиридов. Он об ратил внимание на то, что большин ство правонарушений совершается теми подростками, которые нигде не учатся и не работают. Они требуют особого внимания общественности. Необходимо также усиление роли школы в предупреждении правона рушений, систематическая работа с родителями «трудных» ребят. Председатель совета содействия семье и школе Добринского отделе ния «Сельхозтехники» И. К. Щер- бань поставил вопрос о поведении взрослых в общественных местах. Еще нередко некоторые люди появ ляются на улице в пьяном виде, сквернословят, безобразничают. На них смотрят дети, берут с них дур ной пример. Необходимо вести ре шительную борьбу с такими факта ми. Этого требуют интересы воспи тания подрастающего поколения. — Счастье иметь детей, — сказал председатель колхоза «Путь к ком мунизму» Долгоруковского района В. П. Дерюгин, — некоторые роди тели Понимают эгоистически, не ду мая об интересах общества. Именно это — причина всяких ненормаль ностей. Вот почему мы считаем очень важным участие общественности в воспитании детей. Тов. Дерюгин рас сказывает далее, как в формирова нии ребенка участвует обществен ность колхоза. Дети постоянно под держивают связь с коллективом хо зяйства, трудятся в нем, чувствуют себя с ранних лет его полноправны ми членами, И это очень важно, Правление я парторганизация кол хоза стараются оказывать школам всевозможную помощь. Хозяйство помогает им приобретать инвентарь, учебные пособия, строить новые здания. Одна начальная школа в колхозе уже построена, теперь на мечено к 1 0 0 -летию со дня рождения В И. Ленина построить среднюю школу на 280 мест и еще одну на чальную, трехквартирный дом для учителей. В строительстве будет при нимать участие каждый житель се ла. Рассказав о новом почине дол- горуковцев, т. Дерюгин от имени де легации своего района еше раз при звал поддержать их инициативу по широкому развертыванию школь ного строительства в честь 1 0 0 -летия со дня рождения В. И. Ленина. Много интересного делается в школах Волгоградской области по военно-патриотическому воспитанию детей. Об этом подробно рас сказала инструктор Волгоградского обкома КПСС В. А. Журкович. Она преподнесла в дар липецким пе дагогам сделанную руками школь ников шкатулку со священной зем лей Сталинграда и осколками с Мамаева кургана. Секретарь областного совета профсоюзов В. А. Мальгин расска зал об участии профсоюзных орга низаций и учреждений культуры в воспитательной работе. В прениях также выступили тт. Т. А. Абреимова, М. А. Бахаре ва и другие. * * * Второй день съезда начался рабо той секции. На секции работников общеобразовательной школы и пред ставителей общественности были прочитаны 5 докладов: «Организация работы школ и учителей в свете по становления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах даль нейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», «Един ство действий шкапы и обществен ности в деле воспитания учащихся», «О системе политического воспита ния школьников» и другие. На сек ции преподавателей высших учебных заведений было прочитано три док лада. Здесь обсуждались вопросы мо рально - политического воспитания студентов, связь обучения и воспита ния с практикой, организации досу га. Преподаватели техникумов и учи лищ профтехобразования вели на заседании своей секции большой разговор об организации воспита тельной работы, идеологической за калке учащихся. На заседаниях секций шло обсу ждение вопросов, поднятых 3 докладах. Многие из выступавших внесли интересные предложения, ко торые будут в дальнейшем изучать-» с я • и получать практическое вопло щение. После окончания работы секций делегаты съезда встретились в фойе и холлах этажей со школьниками, участниками художественной само- деятельност.н. Делегатов приветст вовали пионеры, вручившие им па мятные подарки. На заключительном пленарном за седании съезда с рассказом о работе секций выступили их руководители: заведующий облоно И. А. Понома рев, ректор Липецкого пединститута Н. С. Перелыгин и начальник област ного управления профессионально- технического образования М. Е. Ще- мелинин. Съезд принял рекомендации по коммунистическому воспитанию уча щейся молодежи и пазожение о совете содействия семье и школе в воспитании детей. Были также приняты социалистиче ские обязательства работников на родного образования и общественно сти области за достойную встречу 100-летия со дня рождения В. И. Ле нина и образцовую подготовку школ, детских учреждений к 1968— 1969 учебному году. В работе съезда принимали уча стие заместитель министра просве щения РСФСР Л. К. Петрова и заме ститель председателя Государствен ного комитета Совета Министров РСФСР по профессионально-техниче- ^скому образованию М. А. Палехин,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz