Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1968 г. (г. Липецк)

7 'V I/ V 9 января 1968 г., М 7 (11959) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Р А С Т И Т Ь Д О С Т О Й Н У Ю С М Е Н У 4 — 5 января 1968 года в Липецке проходил II областной съезд по ком­ мунистическому воспитанию учащей­ ся молодежи. В составе делегатов были работники народного об­ разования, вузов, специальных сред­ них учебных заведений и системы профтехобразования, представите­ ли партийных, комсомольских, профсоюзных и других обществен­ ных организации, предприятий, хо­ зяйств, учреждений, советских орга­ нов, родительской общественности. В работе съезда принимали участие делегации от педагогов и общест-' венности Тамбовской, Курской. Бел­ городской, Ростовской, Волгоград­ ской, Орловской, Воронежской, Ря­ занской областей. С основным докладом «Активно влиять на формирование марксист­ ско-ленинского мировоззрения уча­ щейся молодежи» выступил первый секретарь Липецкого обкома КПСС Г. П. Павлов. Познакомив делегатов съезда с достижениями, которыми липчане встретили 50-летие Совет­ ской власти, он охарактеризовал за­ тем состояние народного образова­ ния в нашей области. Сеть школ, до­ школьных и внешкольных детских учреждении у нас с каждым годом расширяется. Сейчас работают 1306 школ, 300 дошкольных детских уч­ реждений, 18 техникумов, Ь 1 учили­ ще профтехобразования. 4 вуза. Только за последние десять лет в области построено 570 но­ вых дошкольных зданий, 1300 классных комнат, сооружено около 300 учебных мастерских, около 1 00 школьных интернатов и других объ­ ектов. В области есть все необходи­ мое для правильного и успешного воспитания детей. Возьмем, к примеру, село Замар- тынье Добровского района (колхоз «Свободный сокол»). В селе есть дет­ сад-ясли на 75 мест, начальная и восьмилетняя школы, Дом культуры, библиотека. Все они размещены в хороших современных зданиях, по­ строенных колхозом или с его актив­ ной помощью. В этом отношении колхоз «Сво­ бодный сокол»—типичное для нашей области хозяйство.?/ Все это дает возможность пятнад- патитысячнрй армии липецких педа­ гогов успешно решать свою главную задачу — вооружать молодежь глу­ бокими. и прочными знаниями основ наук. За последние десять лет в школах области уменьшилось число второгодников, а успеваемость уча­ щихся поднялась. Повысилось также качество знаний учащихся технику­ мов и профтехучилищ, студентов ву­ зов. Но уровень работы школы опреде­ ляется не только процентами успе­ ваемости. Главным ее итогом явля­ ется воспитание идейной и политиче­ ской зрелости, коммунистической со­ знательности у учащихся и студен­ тов. И это должно найти свое отра­ жение в практических делах, прежде всего, в отношении к учебе. Между тем'среди части учащихся и студентов наблюдается обществен­ ная пассивность, безразличное отно­ шение к учебе. Некоторая часть подростков оставляет школу, не по­ лучив даже восьмилетнего образо­ вания, многие школы допускают от­ сев из старших классов. Серьезные недостатки в борьбе за прочные и глубокие знания допуска­ ют также техникумы, вузы и учили­ ща профтехобразования. Так, в про­ шлом учебном году из институтов и техникумов за неуспеваемость было отчислено 300 студентов и учащих­ ся. Особенно велик отсев в липецких строительном и металлургическом техникумах, Липецком и Елецком пединститутах. Формирование научного марксист­ ско-ленинского мировоззрения у мо­ лодежи требует глубокой научной основы. 'В этом отношении важное значение имеет введение курса об­ ществоведения в выпускных классах средних школ, техникумах и проф­ техучилищах и курса научного ком­ мунизма в вузах. Передовые препо­ даватели правильно оценивают зна­ чение курсов общественных наук и умеют пробудить у учащихся под­ линный интерес к изучению револю­ ционной теории. Вместе с тем, от­ дельные руководители учебных заве­ дений без должной ответственности относятся к подбору и воспитанию кадров преподавателей, что приводит в отдельных случаях к тому, что об­ щественные науки преподают люди, не обладающие достаточными знани­ ями. Важнейшей задачей учебных заве­ дений является организация вне­ классного и внеаудиторного воспи­ тания. Введение в штаты средних школ должности организатора вос­ питательной работы создает для это- 'го благоприятные условия. Далее докладчик останавливается на организации воспитательной ра­ боты в период подготовки к полуве­ ковому юбилею Советской власти. Бесценный опыт борьбы старших по­ колений за коммунизм,— говорит он. ♦—неисчерпаемый источник идейной убежденности, патриотизма, граж­ Со второго областного съезда но коммунистическому воспитанию учащейся данственности молодого поколения.' Всестороннее знакомство с этим опытом, воспитание молодежи На примере жизни и деятельности В. И. Ленина стало сейчас основополага­ ющим в содержании воспитательной работы липецких школ. Тысячи му­ зеев и комнат В. И. Ленина, залов боевой и трудовой славы открыли пионеры и комсомольцы, сотни лето­ писей колхозов, совхозов, предприя­ тий, учебных заведений создали юные краеведы. Важны и такие практические де­ ла, как озеленение населенных пунк­ тов, работа на пришкольных участ­ ках. в колхозах и совхозах. Осо­ бенно значительны достижения строительных комсомольских отря­ дов. В них насчитывается 1500 стар­ шеклассников и студентов, на стро­ ительстве животноводческих комп­ лексов и культурно-бытовых объек- тов в селах они выполнили работ на полмиллноыа рублей. Трудно переоценить воспитатель­ ное значение сбора школьниками материалов о героях, погибших в бо­ ях за Родину, и сооружение им па­ мятников. Вместе с тем в воспитательной работе еще немало недостатков. Нам необходимо, во-первых, уделить очень большое внимание профессио­ нальной ориентации учащихся сред­ них школ, так как далеко не все из них смогут поступить в вузы и тех­ никумы, а ведущие отрасли народ­ ного хозяйства (сельское хозяйство, строительство и другие) остро нуж­ даются в молодых, гра'мотных кад­ рах, и во-вторых, повысить роль об­ щественного поручения в воспитании учащейся молодежи. Широкое при­ влечение учащихся и студентов к руководству кружками, чтению лек­ ций, поездки в колхозы, на стройки и т. п. — важнейшее средство борь­ бы против аполитичности и скепти­ цизма. Особое значение обществен­ ное поручение имеет в вузах и тех­ никумах, где готовятся будущие командиры народного хозяйства, обязанные воспитывать массы. Было бы ошибкой думать, что об­ щественная пассивность — типичное для нашей молодежи явление. В среде учащихся и студентов—десят­ ки тысяч молодых энтузиастов, лю­ бящих общественную работу и ак­ тивно участвующих в ней. Но надо стремиться, чтобы каждый учащийся и студент с помощью комсомольской организации приобрел в стенах учеб­ ного заведения^интерес и вкус к об­ щественной работе. Следующая важнейшая проблема — политическое воспитание молоде­ жи. Юноши и девушки получают по­ литические знания не только в сво­ их учебных/ заведениях. Пропаган­ дой политических знаний занимают­ ся партийные, государственные и об­ щественные организации, молодежь читает газеты я книги, слушает ра­ дио, смотрит телевизор, посещает публичные лекции, театр, кино. По­ этому систематизация обществовед­ ческих -знаний, получаемых учащи­ мися и студентами,просто необходи­ ма. Как юноша нли девушка усваи­ вает и толкует политические собы­ тия, как относится к ним, как расце­ нивает свою собственную роль в происходящем — эти вопросы тре­ буют самого пристального внимания учебных заведений, педагогических коллективов. Мы должны воспиты­ вать у молодежи высокое классовое самосознание, преданность делу коммунистического строительства, ненависть к системе капитализма, устоям и нравам буржуазного об­ щества. Нет никаких оснований сомневать; ся, что в стенах наших учебных зав? дений растет здоровая смена, кото­ рую отличает стремление к знаниям, любознательность, трудолюбие, вер­ ность революционным традициям старших поколений и коммунистиче­ ским идеалам. Но нас не может не волновать, что некоторая часть мо­ лодежи подвергается опасным влия­ ниям и становится носителем вред­ ных пережитков. Особую тревогу вызывает преступность среди подро­ стков и молодежи. Докладчик, от­ метив, что она за последнее время снизилась, подчеркивает, что эта про­ блема все еще требует серьезного внимания педагогов и общественно­ сти. Называя в числе причин пре­ ступности среди несовершеннолет­ них такие, как незанятость и безнад­ зорность, вредное влияние антиоб­ щественных элементов, т. Павлов подвергает критике руководителей школ и предприятий за невнимание к той части молодежи, которая ока­ залась за бортом школы и не трудо­ устроена. Значительная часть доклада по­ священа учительству. Докладчик подчеркивает, что сегодня выполнить свою задачу воспитателя может только тот педагог, который облада­ ет широкой эрудицией, способностью в бурном потоке обширной научной информации отобрать наиболее су­ щественное и научить своих воспи­ танников методам и приемам науч­ ного поиска истины. Поэтому нельзя проходить мимо таких фактов, когда отдельные учителя не обладают не­ обходимыми знаниями и не учатся, не проявляют заботы о своей поли­ тической подготовке, не участвуют в общественной жизни^ В нашей области Йоследние годы развивается процесс объединения воспитательных функций учебных заведений, производственных коллек­ тивов и родительской общественности. Прежде всего это проявляется в за­ боте общественности о создании ус­ ловий для обучения и воспитания. Только за два года колхозы, совхо­ зы, предприятия своими силами уве­ личили учебную площадь на 40 ты­ сяч мест. Это в три раза превышает построенное за счет государственных капитальных вложений. 500 учитель­ ских семей справили в прошлом году новоселье. Вторая линия связи общественно­ сти со школой—воспитательное воз­ действие производственных коллек­ тивов на ученические. Оно осуществ­ ляется в форме соревнования произ­ водственных коллективов со школь­ ными, индивидуального шефства ра­ бочих над подростками, встреч пере­ довиков с пионерами и комсомоль­ цами, работы по профессиональной ориентации к т. д. Докладчик привел в качестве положительного примера внимательное отношение к школам и ученикам совхоза «Память Лени­ на» Липецкого района, колхоза «За­ веты Ильича» Хлевенского района. К сожалению, многие партийные и общественные организации вопро­ сы воспитания детей считают второ­ степенным делом, не оказывают сво­ его влияния на нерадивых родите- тей. В свою очередь и многие педа­ гогические коллективы не проявля­ ют настойчивости и инициативы для того, чтобы привлечь внимание роди­ телей и общественности к воспита­ нию детей. Многие хозяйства и школы , не­ удовлетворительно решают задачу обучения и воспитания работающей молодежи. Особенно плохо комплек­ товались вечерние школы в Лебедя­ ни, Данкове, Липецке, Задонске, Становлянском, Краснянском, Ус- манском районах. Не заботятся об учебе своих молодых рабочих руко­ водители совхозов «Павловский», «Куйманский», «Культура». Отметив, что после первого съез­ да активность общественности в деле воспитания повысилась, т. Пав­ лов указал на ряд крупных недостат­ ков. Он говорил об ответственности родителей, приводил примеры пре­ ступно халатного отношения к от­ цовскому и материнскому долгу. На­ ша общественность должна смелее бороться с подобными проявления­ ми, активнее пропагандировать хорошие примеры семейного воспи­ тания. В качестве такого примера приводилась семья Ольги Тимофеев­ ны Копыловой, телятницы совхоза «Синдякинский», матери десяти де­ тей. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР за послед­ нее время приняли ряд постановле­ нии, определяющих задачи и пути' развития общеобразовательной, сре­ дней специальной и высшей школы: «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразователь­ ной школы», «О мерах по улучше­ нию подготовки специалистов и со­ вершенствованию руководства выс­ шим и средним специальным обра­ зованием в страну», «О мерах даль­ нейшего развития общественных на­ ук и повышении их роли в комму­ нистическом строительстве». Все они требуют от партийных, советских., комсомольских и профсоюзных орга­ низаций неустанного внимания к школе и заботы о ней, напоминают о том, что коммунистическое воспи­ тание молодого поколения, дальней­ шее |развитие общеобразовательной школы — дело всей партии, всего ьсоветского народа. И мы должны принять эффективные меры по обес­ печению дружной, целеустремленной совместной работы школы, семьи н всей обществ*енности. Большую роль в объединении этих сил сыграли первый областной съезд по коммунистичежому воспитанию учащейся молодежи, состоявшийся два'года назад, и подготовка ко втб* рому съезду. Накоплен ценный опыт активного влияния партийных, проф­ союзных, комсомольских организм-' ций, производственных коллективов на улучшение содержания и органи­ зацию самого воспитательного про>/ цесса. Сейчас задача состоит в том. что: бы развить достигнутые успехи, сде­ лать этот опыт достоянием всех производственных коллективов и учебных заведений. . Докладчик отме-тил и недостатки в выполнении рекомендаций первого съезда по воспитанию: недостаточ­ ная активность отдельных партийных и общественных организаций, учебных заведений,- слабое изучение, обобще­ ние и внедрение лучшего опыта сов­ местной работы школы, семьи и об­ щественности, невнимание к запросам детей со стороны учреждений куль- 1 Ж 1 & I туры, органов кинофикации, спор­ тивных организаций. Не сделал должных выводов из замечаний, высказанных на первом съезде, об­ ком ВЛКСМ, который по-прежнему ограничивает свою деятельность в учебных заведениях пионерской ра­ ботой и слабо руководит комсомоль­ скими организациями школ, техни­ кумов, профтехучилищ и вузов. В заключение докладчик отметил ценный почин коммунистов и обще­ ственности Долгоруковского района, выступивших инициаторами соревно­ вания за широкое развертывание школьного строительства в честь 1 0 0 - летия со дня рождения В. И. Л е­ нина. * * * Доклад «О подготовке школьни­ ков к сознательному выбору про­ фессии» сделал зав. кафедрой педа­ гогики Липецкого пединститута В. И. Журавлев. Проблема подготовки школьников к жизненному самооп­ ределению, сказал он, требует раци­ онального решения как в практиче­ ском. так и в теоретическом плане. Три фактора объединяются в созна­ тельном определении молодым чело­ веком своего будущего: учет соци­ альных потребностей, наличие субъ­ ективных и объективных возможно­ стей и, наконец, собственные наме­ рения школьника. Таким образом, для осознанного определения жизненной дороги мо­ лодой человек должен прежде всего знать, в чем нуждается общество, представлять себе, специалисты ка­ ких профессий требуются в различ­ ных отраслях хозяйства, науки, об­ служивания, культуры и т. д., как по всей стране, так и по всему району. Знают ли об этих потребностях учащиеся Липецка? К сожалению, нет. На вопрос, ку­ да обратиться, если надо устроиться на работу, 67 процентов опрошенных выпускников ответили кратко — «не знаю», 11 процентов собирались об­ ратиться в отделы кадров. Осталь­ ные полагали, что трудоустройством занимаются горисполком, горком комсомола, директор школы, мили­ ция, родители. А между тем в каждом районе работают специальные комиссии ис­ полкомов, занимающиеся трудоуст­ ройством выпускников. Необходима четкая, полная и свое­ временная информация старших школьников об общественных пот­ ребностях в специалистах разных профессий. Должны они хорошо знать и систему профессионального образования. Не менее важно зна­ комить выпускников с существом самих профессий. Вопрос о пригодности молодого человека к той или иной профессии мы не можем решать трлько с по­ зиций физиологии. Конечно, того, кто не имеет му­ зыкального слуха, бесполезно учить игре на скрипке, слабая здоровьем девушка не пойдет в институт физ­ культуры. Но что касается здоро­ вых, разносторонне развитых людей (а именно таким мы должны рас­ тить молодое поколение), они имеют широкий диапазон профессиональ­ ных возможностей, что вполне соот­ ветствует интересам и личным, и об­ щества. Степень подготовленности выпуск­ ника к обучению той или иной про­ фессии сегодня видят, главным об­ разом, в запасе и качестве его зна­ ний, полученных в школе, уровне успеваемости. Прочное знание основ наук — главный мандат для поступ­ ления в вуз, для более свободного выбора профессии. На высшее обра­ зование притязают, конечно, не толь­ ко отличники, и в вузы нередко по­ ступают те, кто учился посредствен­ но, но исследования неопровержимо доказывают непосредственную зави­ симость между успеваемостью школь­ ника и его возможностями к свобод­ ному выбору профессии. Но заканчивается ли этот поиск после того, как выпускник поступил в вуз, техникум или устроился на работу? Исследования профессио­ нальной устойчивости молодых лю­ дей, поступивших в Елецкий педин­ ститут. филиал Московского инсти­ тута стали, Липецкий металлурги­ ческий техникум, профтехучилище № 2 0 показали, что у большинства избранное учебное заведение не совпадает с профессиональными идеалами. А каковы настроения тех, кто пос­ ле школы поступил работать на про­ изводство? Из ста молодых рабочих, проработавших год на тракторном заводе, 54 заявили, что профессией довольны и не намерены искать дру­ гой. А на Новолипецком 80 выпускни­ ков средних школ из ста назвали свой выбор окончательным. Общий вывод таков: профессио­ нальное самоопределение юноши и девушки не всегда представляется как однажды принятое окончатель­ ное решение. Многие имеют основ­ ной и резервный жизненные планы. И когда школьник сталкивается с действительностью, о которой имел поверхностное представление, он из­ меняет свою жизненную программу, безболезненно переходит к иной. Здесь проявляется подвижность лю­ дей комсомольского возраста, готов­ ность молодежи к мобильному отве­ ту на личные желания и призыв об­ щества. Часть молодых людей года­ ми идет к намеченной цели, но боль­ шинство в силу объективных и субъ­ ективных причин может менять за­ мыслы, овладевать иной профессией н быть ей верным всю жизнь. С другой стороны, то, что сту­ дент — педагог или металлург—ви диг себя мысленно пианистом или спортивным тренером, ни о каком крахе жизненных иллюзий не гово­ рит. Это отражает многосторонность его возможностей и интересов. Такая подвижность молодежи да ет обществу возможность социаль­ ного маневра в интересах развития народного хозяйства, науки, культу­ ры, самих людей. Однако из всего сказанного выте- В зале заседаний съезда. Фото Ю. Ардашева. кает одно педагогическое следствие: мы должны не просто учитывать го­ товность молодежи идти на призыв общества, а действовать: постоянно вести работу по профессиональной ориентации учащихся в школах, сде­ лать ее преемственной в институте, техникуме, технических училищах, на производстве, где надо пропаган­ дировать значение, ценность, красо­ ту избранной молодым человеком профессии, воспитывать гордость за нее, показывать ее перспективы. Проблема преемственности воспита­ ния особенно остра на производстве, где педагогика практически отсутст­ вует . Методическая система профориен­ тации в школах области должна за­ крепить все положительное, что на­ коплено практикой; и встречи с людьми разных профессий, и экскур­ сии на предприятия и в хозяйства,и традиционные вечера выпускников и т. д. По-серьезному надо подойти к системе наглядных средств зна­ комства учащихся с учебными заве­ дениями страны. Следует вводить в старших классах карточки по про­ фессиональной ориентации каждого ученика. Необходимо в интересах планового распределения трудовых резервов вести направленную про­ паганду дефицитных профессий. По­ лезно было бы официально учредить справочное бюро по профессиональ­ ной информации при институте усо­ вершенствования учителей, консуль­ тационные пункты при отраслевых комитетах профсоюзов. Надо удов­ летворить потребность учащихся в местных справочниках о профессиях, характерных для хозяйства и куль­ туры нашей области. Инициатива в созданий системы профориентации будет условием успешного решения проблем, встающих перед нами в свя­ зи с ожидающимся увеличением ар­ мии выпускников средних школ. Доклад «Роль комсомола в идей­ ной жизни учащихся» сделал пер­ вый секретарь обкома ВЛКСМ В. В. Прибытков. За время, прошедшее после первого областного съезда по коммунистическому воспитанию, в работе школьного комсомола и пио­ нерских дружин области, комсомоль­ ских организаций вузов, техникумов и профтехучилищ родились новые, разнообразные формы. Комсомоль­ цы и пионеры предупреждают отсев из школ, создают посты всеобуча, воспитывают у школьников интерес к науке й технике. В Агрономовской средней школе Лебедянского района большинство ребят учится без тро­ ек. Это результат большой совмест­ ной работы комсомольской органи­ зации и педколлектива. В школе проводятся диспуты, химические и физические вечера, олимпиады, вик­ торины, действуют клубы «Хочу все знать», «Клуб любознательных». Таких примеров много, но немало старшеклассников в нашей области остается на второй год, а «тройка»— самая распространенная оцен­ ка. Причина — в поверхностном от­ ношении к знаниям, которое объяс­ няется, в частности, и 'снижением требовательности комсомольских ор­ ганизаций. Важную роль в воспитзнии игра­ ют комсомольские поручения, одна­ ко очень часто они носят формаль­ ный характер. Политический характер деятельно­ сти пионерских и комсомольских ор­ ганизаций предполагает не только знакомство с политическими событи­ ями, но и активное участие в делах общества. В юбилейном году боль­ шинство комсомольцев принимали участие в «Трудовой вахте Октября». Они участвовали в строительстве спортзалов и стадионов, озеленении городов и сел. Особенно много сде­ лали комсомольские строительные отряды. 1500 школьников и студен­ тов выезжали летом на сельские стройки. Они возводили животно­ водческие комплексы, клубы, дома культуры, школы. ’ Первое место в соревновании занял строительный отряд школы № 10 г. Липецка (ко­ мандир — учительница Н. И. Кли­ мова, комиссар — секретарь коми­ тета комсомола Юрии Коханенко). Далее докладчик говорил о поли­ тической учебе комсомольцев, о ру­ ководстве комсомола пионерскими дружинами, об организации досуга школьников по месту жительства и в школах. Хорошо зарекомендовали себя клубы для подростков, такие, как «Неунываки», «Горизонт», «Аре­ на смелых» в Липецке, «Неугомон­ ные» и «Искатели» в Ельпе, лагеря труда и отдыха в ряде районов, В школах сложилась- определен­ ная система воспитания школьников на примере жизни и деятельности В. И. Ленина, на славных револю­ ционных традициях советского наоо- да. Докладчик подробно рассказы­ вает об участии комсомольских ор­ ганизаций в этой работе. За время, прошедшее после пер­ вого областного съезда обществен­ ности, работа пионерских и комсо­ мольских организаций улучшилась Сейчас обком ВЛКСМ считает своей главной задачей — направить вни­ мание пионерских и комсомольских организаций на достойную встречу 50-летия Ленинского комсомола и 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Большую работу предстоит провести комсомольским организа­ циям вузов и техникумов по выпол нению решений III пленума ЦК ВЛКСМ о воспитании студенческой молодежи. Первой в прениях по докладам вы­ ступила мать-героиня, телятница сов хоза «Синдякинский» О. Т. Копыло­ ва. Она рассказала о своей семье, о том, как вырастила и воспитала де­ сять детей. Ольга Тимофеевна счи­ тает главным условием правильного воспитания детей — труд. Важную проблему поднял в своем выступлении первый секретарь Ли­ пецкого горкома КПСС А. А. Путря Говоря о фактах правонарушений со стороны подростков, он обратил внимание на то, что они обычно связаны с лицемерием. Ведь сочине­ ния в школе правонарушители пи­ шут такие, в которых много правиль­ ных, высоких и благородных чувств и мыслей, а на деле скатываются подчас до поступков, продиктован- Iных самыми низменными побужде­ на выставке творчества учащихся. Фото Ю. Ардашева. ниями. Причина этой раздвоенности между словом и делом кроется в том, что в нужный" момент к под­ ростку не было проявлено необхо­ димой чуткости, и из-за этого он замкнулся, перестал быть искрен­ ним. Оратор привел пример, когда одна учительница зачитала перед всем классом сочинение ученика, в котором он делился с ней самым со­ кровенным и просил не оглашать написанное. В результате педагог сама подорвала к себе доверие, а ученик стал лицемерить. Говоря о шефстве производствен­ ных коллективов над школами, тов. Путря привел в качестве положи­ тельного примера работу обществен­ ных организаций заводов «Свобод­ ный сокол», станкостроительного и Студеновского рудоуправления, ко­ торые установили тесную связь со школьными коллективами. А вот тракторостроители, новолипецкие ме- таллурпт и строителя г. Липецка, хотя и шефствуют над школами, но такого взаимопонимания с педаго­ гами и учениками еше не достигли. В заключение т. Путря поставил вопрос о необходимости расширения школьного строительства в Липецке в связи с бурным ростом города. Директор совхоза «Россия» Гря- зинского района Н. Т. Владимиров поделился опытом содействия шко­ ле. Коллектив этого хозяйства ока­ зывает ей не только материальную помощь, но и активно участвует з работе с родителях^ и учениками. Этим занимаются партийная органи­ зация, рабочком, совет содействия семье и школе. Заботится совхоз и о том, чтобы выпускники шкапы оставались рабо­ тать в родном селе. Многих из них посылают учиться в сельскохозяйст­ венные вузы и техникумы за счет хозяйства. Рассказал т. Владимиров и о планах школьного строительства на ближайшие годы. О нуждах вечерних школ говорил директор школы рабочей молодежи № 3 г. Ельца В. П. Подколзин. Больной вопрос для них— комплек­ тование классов и сохранение кон­ тингента учащихся. Отсев в вечерних школах велик, посещаемость низкая, а руководители некоторых предприя­ тий г. Ельца заняли позицию невме­ шательства. Оратор считает, что программу обучения работающей молодежи надо включить в произ­ водственный плац предприятия, а ее выполнение учитывать при подведе­ нии итогов соревнования. С анализом состояния борьбы с детской преступностью в области выступил зам. начальника областно­ го управления охраны общественно­ го порядка М. М. Свиридов. Он об­ ратил внимание на то, что большин­ ство правонарушений совершается теми подростками, которые нигде не учатся и не работают. Они требуют особого внимания общественности. Необходимо также усиление роли школы в предупреждении правона­ рушений, систематическая работа с родителями «трудных» ребят. Председатель совета содействия семье и школе Добринского отделе­ ния «Сельхозтехники» И. К. Щер- бань поставил вопрос о поведении взрослых в общественных местах. Еще нередко некоторые люди появ­ ляются на улице в пьяном виде, сквернословят, безобразничают. На них смотрят дети, берут с них дур­ ной пример. Необходимо вести ре­ шительную борьбу с такими факта­ ми. Этого требуют интересы воспи­ тания подрастающего поколения. — Счастье иметь детей, — сказал председатель колхоза «Путь к ком­ мунизму» Долгоруковского района В. П. Дерюгин, — некоторые роди­ тели Понимают эгоистически, не ду­ мая об интересах общества. Именно это — причина всяких ненормаль­ ностей. Вот почему мы считаем очень важным участие общественности в воспитании детей. Тов. Дерюгин рас­ сказывает далее, как в формирова­ нии ребенка участвует обществен­ ность колхоза. Дети постоянно под­ держивают связь с коллективом хо­ зяйства, трудятся в нем, чувствуют себя с ранних лет его полноправны­ ми членами, И это очень важно, Правление я парторганизация кол­ хоза стараются оказывать школам всевозможную помощь. Хозяйство помогает им приобретать инвентарь, учебные пособия, строить новые здания. Одна начальная школа в колхозе уже построена, теперь на­ мечено к 1 0 0 -летию со дня рождения В И. Ленина построить среднюю школу на 280 мест и еще одну на­ чальную, трехквартирный дом для учителей. В строительстве будет при­ нимать участие каждый житель се­ ла. Рассказав о новом почине дол- горуковцев, т. Дерюгин от имени де­ легации своего района еше раз при­ звал поддержать их инициативу по широкому развертыванию школь­ ного строительства в честь 1 0 0 -летия со дня рождения В. И. Ленина. Много интересного делается в школах Волгоградской области по военно-патриотическому воспитанию детей. Об этом подробно рас­ сказала инструктор Волгоградского обкома КПСС В. А. Журкович. Она преподнесла в дар липецким пе­ дагогам сделанную руками школь­ ников шкатулку со священной зем­ лей Сталинграда и осколками с Мамаева кургана. Секретарь областного совета профсоюзов В. А. Мальгин расска­ зал об участии профсоюзных орга­ низаций и учреждений культуры в воспитательной работе. В прениях также выступили тт. Т. А. Абреимова, М. А. Бахаре­ ва и другие. * * * Второй день съезда начался рабо­ той секции. На секции работников общеобразовательной школы и пред­ ставителей общественности были прочитаны 5 докладов: «Организация работы школ и учителей в свете по­ становления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах даль­ нейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», «Един­ ство действий шкапы и обществен­ ности в деле воспитания учащихся», «О системе политического воспита­ ния школьников» и другие. На сек­ ции преподавателей высших учебных заведений было прочитано три док­ лада. Здесь обсуждались вопросы мо­ рально - политического воспитания студентов, связь обучения и воспита­ ния с практикой, организации досу­ га. Преподаватели техникумов и учи­ лищ профтехобразования вели на заседании своей секции большой разговор об организации воспита­ тельной работы, идеологической за­ калке учащихся. На заседаниях секций шло обсу­ ждение вопросов, поднятых 3 докладах. Многие из выступавших внесли интересные предложения, ко­ торые будут в дальнейшем изучать-» с я • и получать практическое вопло­ щение. После окончания работы секций делегаты съезда встретились в фойе и холлах этажей со школьниками, участниками художественной само- деятельност.н. Делегатов приветст­ вовали пионеры, вручившие им па­ мятные подарки. На заключительном пленарном за­ седании съезда с рассказом о работе секций выступили их руководители: заведующий облоно И. А. Понома­ рев, ректор Липецкого пединститута Н. С. Перелыгин и начальник област­ ного управления профессионально- технического образования М. Е. Ще- мелинин. Съезд принял рекомендации по коммунистическому воспитанию уча­ щейся молодежи и пазожение о совете содействия семье и школе в воспитании детей. Были также приняты социалистиче­ ские обязательства работников на­ родного образования и общественно­ сти области за достойную встречу 100-летия со дня рождения В. И. Ле­ нина и образцовую подготовку школ, детских учреждений к 1968— 1969 учебному году. В работе съезда принимали уча­ стие заместитель министра просве­ щения РСФСР Л. К. Петрова и заме­ ститель председателя Государствен­ ного комитета Совета Министров РСФСР по профессионально-техниче- ^скому образованию М. А. Палехин,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz